Логистическая цепочка поставок. Управление цепями поставок

С чем это связано? Кто такой логист и какие функции он осуществляет? Об этом и будет рассказано далее.

Кто такой логист?

Доставить нужную продукцию из одного пункта в другой согласно назначенным срокам - очень важная задача. Еще более важно сохранить товар целым и невредимым. Именно такой специалист, как логист, осуществляет управление цепями поставок и контролирует эффективную транспортировку и доставку нужной продукции. Сразу стоит отметить, что любая профессия в сфере логистики считается очень сложной и трудной. Так, чтобы стать качественным специалистом в сфере управления поставками, необходимо обладать очень развитым мышлением, знать иностранные языки, иметь отличные организаторские способности. Проследить за большим количеством разного рода товаров не так уж и просто, а делать это качественно - тем более.

Где должен учиться человек, чтобы получить возможность работать логистом и осуществлять управление цепями поставок? Какие есть у рассматриваемых специалистов обязанности? Об этом будет рассказано далее.

Необходимое для работы образование

В сфере логистики можно работать, имея как высшее, так и среднее образование. Однако количество обязанностей, прав, а также оплата труда в этом случае будут значительно отличаться.

Лицо, имеющее среднее профессиональное образование, способно работать лишь помощником логиста или менеджером. Осуществлять полноценное управление людям, не окончившим вуз, если и удастся, то с большим трудом. Стоит также отметить, что далеко не везде есть рабочие места для лиц, не имеющих высшего образования. Из-за узкой направленности, а также из-за ряда других факторов устроиться на рассматриваемую работу лицу, имеющему лишь среднее образование, будет не так уж и просто.

Совсем по-другому дела обстоят с лицами, все-таки имеющими высшее образование. Так, люди, окончившие экономические вузы по соответствующей специальности, имеют полное право устроиться на любое свободное рабочее место. Пожалуй, стоит выделить основные учебные заведения, где можно получить необходимое образование. Это (в Москве на Лубянке), МИИТ, МАДИ и знаменитый СПбГУ. В любом из этих вузов есть специальность, именующаяся как "Логистика и управление цепями поставок".

Что должен знать логист?

Как уже было сказано выше, специалист в сфере логистики должен обладать очень обширным багажом знаний. Какие именно дисциплины обязан качественно знать рассматриваемый работник? Вот лишь некоторые из них:

  • Основы экономических и математических методов.
  • Основы распределения, производства, складирования и др.
  • проектами.
  • Контроль над транспортировкой, разгрузочными и погрузочными работами.
  • Основы информационных систем и технологий.
  • Основы экономики.
  • Основы планирования поставок.
  • Управление рисками в сфере логистики.
  • Контроль над системами логистики и многое другое.

Специалист, на плечи которого ложится управление цепями поставок, должен знать действительно очень многие вещи. Более того, работник в сфере логистики обязан еще и постоянно самосовершенствоваться и дополнять свои знания. Связано это с тем, что технологии постоянно модернизируются, а потому работать на протяжении нескольких десятков лет с одними лишь университетскими знаниями логисту вряд ли удастся.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, одних лишь знаний для осуществления своих рабочих функций логисту будет недостаточно. Специалист, в задачи которого входит логистическое управление цепями поставок, должен обладать также определенными навыками, умениями и чертами характера.

Что именно здесь можно выделить?

  • Знание нескольких иностранных языков. Довольно очевидно, что в работе, связанной с транспортировками, никак нельзя обойтись без переговоров с иностранными гражданами; тем более если компания иностранная.
  • Коммуникативные навыки. Знать несколько языков совершенно недостаточно, необходимо еще и уметь грамотно излагать свои мысли и требования. Относится это и к родному языку. Качественный специалист просто обязан обладать грамотной, ясной и четкой речью.
  • Работа с программным оборудованием. В век компьютерных технологий попросту нельзя обойтись без умений грамотно обращаться с программами. Особенно это касается работников, функции которых - управление логистикой, цепями поставок, транспортировка и т. д.

Стоит также отметить, что качественный специалист обязан также обладать такими чертами характера, как стрессоустойчивость, высокая работоспособность, организаторские функции и т. д.

Обязанности логиста

Как уже было сказано, сфера логистики невероятно обширна. Здесь трудится большое количество работников, осуществляющих самые разные функции. Однако возможность выделить наиболее обобщенные обязанности все-таки имеется.

Так, стоит отметить, что в рассматриваемой профессиональной среде за работниками закреплены следующие обязанности:

  • Работа с разного рода лицами. Сюда относятся клиенты, поставщики, операторы и т. д.
  • Работы с документацией.
  • Планирование заказов и поставок.
  • Переговоры с таможнями.
  • Управление запасами в цепях поставок.
  • Построение маршрутов и многое другое.

Функций у логиста действительно много. Однако зависит все, в основном, от имеющегося разряда и уровня квалификации.

Где можно работать?

Почти никаких проблем не должно возникнуть у выпускника образовательного заведения по специальности "Логистика и управление цепями поставок". Вузы зачастую сами предлагают студенту варианты вакантных мест. А в связи с тем, что рассматриваемая профессия сегодня является невероятно актуальной и востребованной, перед человеком, имеющим должное образование, откроется попросту множество самых разных возможностей трудоустройства.

И все же, где именно может работать рассматриваемый специалист? Можно выделить:

  • транспортные компании (РЖД, различные авиалинии и т. д.);
  • грузопереработку;
  • таможенные службы;
  • промышленные предприятия и многие другие места.

Управление поставками и логистика нужны практически на каждом производственном предприятии. И это громадное преимущество данной сферы: у человека, желающего связать свою жизнь с рассматриваемой трудовой деятельностью, совершенно точно не возникнет проблем с трудоустройством.

О карьере логиста

Что можно сказать о карьере рассматриваемого специалиста? Как и в любой другой трудовой сфере, повышение квалификации можно заработать лишь путем накопления должного опыта и совершенствования рабочих навыков.

Однако в сфере системы управления цепями поставок есть одна немаловажная черта. Если вкратце, то заключается она в том, что возможностей для так называемого самосовершенствования здесь просто масса. Так, специалист может усиленно изучать новые иностранные языки, разрабатывать собственные специализированные программы, улучшать свои коммуникативные навыки, доводить до автоматизма работу с документацией и т. д. Благодаря всему этому практически любой специалист, даже не имеющий высшего образования и работающий помощником, сможет достичь профессиональных высот.

О правах и ответственности логиста

Специалист в сфере логистики, как и любой другой работник, обладает определенными профессиональными правами. Что именно здесь можно выделить? Вот что закрепляет специальная должностная инструкция работника:

  • право на все установленные государством социальные гарантии и льготы;
  • право на своевременные выплаты зарплат;
  • право требовать у начальства всю необходимую для работы документацию;
  • право предлагать руководству идеи и предложения по усовершенствованию работы организации;
  • право отказываться от выполнения работ в случае очевидных нарушений, влекущих отсутствие оптимальных условий труда;
  • право повышать уровень своей квалификации;
  • право задействовать специалистов других профессиональных направлений для оказания необходимой помощи (но на условиях согласования с начальством).

Таким образом, довольно широкий спектр прав закреплен за специалистом, имеющим своей обязанностью управление цепями поставок. На предприятии, однако, логисты обладают и большой долей ответственности за все совершаемые действия. В особенности стоит выделить, что на работника налагается ответственность:

  • за правонарушения или преступления, совершаемые на рабочем месте;
  • за полное невыполнение или неверное выполнение собственных должностных обязанностей;
  • за пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии;
  • за нарушение установленных правил безопасности.

Плюсы и минусы профессии

Профессия логиста имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Какие плюсы работы можно выделить? Сюда относятся, безусловно:

  • Востребованность и актуальность профессии.
  • Высокий доход.
  • Возможность практиковаться в разговорах на иностранном языке.
  • Постоянное самосовершенствование.

Возможно, есть у профессии и другие плюсы. Выше были названы лишь самые основные достоинства. А какие здесь можно выделить недостатки?

  • Работа в промышленной зоне (безусловно, можно найти работу и в чистом офисе; однако сама концепция управления цепью поставок выстроена так, что специальность практически неотделима от производства).
  • Достоинств у профессии, безусловно, больше. И это совсем не удивительно: логистика - это поистине престижная и важная сфера.

    Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

    Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

    Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

    Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

    Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

    Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

    В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

    Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

    Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

    Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

    Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

    Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

    Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

    Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

    Объекты исследования

    Основными объектами исследования в логистике являются:

    • цепь;
    • система;
    • функция;
    • информационный поток;
    Логистическая операция

    Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

    Логистическая цепь

    Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

    Логистическая система

    Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

    Логистическая функция

    Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

    Материальный поток

    Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

    Информационный поток

    Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

    Логистические издержки

    Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

    Логистика цепи снабжения и сервиса

    Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

    Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

    Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

    Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

    Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

    Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

    Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
    Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
    Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
    Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
    Доставка материалов Сбор информации
    Управление запасами Обработка информации
    Хранение сырья и материалов Обучение персонала
    Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
    Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
    Складирование товароэ Хранение информации
    Контроль распределения Контроль коммуникаций
    Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
    Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

    Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

    При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

    Уровни распределения

    Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

    Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

    Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

    Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

    Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

    Глобальные системы

    Американская система

    Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

    Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

    Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

    Европейская система

    Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

    Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

    Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

    Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

    Японская система

    Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

    Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

    Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

    Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

    Основные задачи

    Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

    В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

    Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

    Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

    Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

    Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

    Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

    Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

    Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

    Логистические процессы ресурсного обеспечения деятельности предприятия оказывают существенное влияние на его экономику, учитывая технологию выполнения заказа и формирования величины затрат. При этом в сфере обеспечения возникают типичные проблемы, решить которые нужно в любом производстве, а именно:

    Сделать или купить? - Установить, какие компоненты (составные части) конечного изделия будут изготавливаться на собственных мощностях, а какие станут предметом закупки;

    Сколько купить и сколько сделать? - Формирование ответа на этот вопрос требует организации процедур прогнозирования потребностей рынка, планирование потребностей материалов, становление возможностей изготовления собственными мощностями и величины влияния внутренних и внешних факторов;

    Где купить? - Ответ на этот вопрос требует установки источников закупки и поставщикам;

    Когда купить? - Ответ на этот вопрос может быть результатом осуществления соответствующей политики закупки, сложившейся в условиях реализации оптимальной для действующих условий системы управления запасами.

    Информационной базой успешного решения названных проблем является интеграция следующих данных:

    Параметров стратегического развития предприятия;

    Рыночных прогнозов, производственной программы и плана реализации изделий и их составных частей;

    Технико-технологической документации, норм расхода материалов, сырья, составных частей изделия, перечень типовых и специальных частей изделия и тому подобное;

    Каталогов материалов, имеющихся на рынке, ценников (прайс-листов) на них, информационных справочников, рекламных проспектов, информации с выставок, ярмарок и т.д.;

    Перечень поставщиков (название, адрес, контактные телефоны) с информацией о них по ценам, условиям выполнения заказа, качества изделий и тому подобное;

    Доступных транспортно-складских технологий поставки: стоимостной, временной информации, потенциала и др.

    Принимая во внимание обоснованную дефиницию логистики снабжения как деятельность по управлению и физического обеспечения необходимыми материалами фазы производства вплоть до первого рабочего места в соответствии с принятой логистической концепции и целями логистики, должны признать, что на эффективность логистических решений в сфере поставок существенно влияют "позафазови" факторы. Доказательством этому является приобретенный опыт стратегического управления. По крайней мере можно выделить две важные проблемы, которые невозможно прорангуваты, поскольку они связаны на одном уровне, а именно:

    Стратегия по уровню специализации производства;

    Стратегия относительно отношений с поставщиками.

    Итак, логистические решения, касающиеся выбора оптимального уровня специализации и оптимальных связей с поставщиком, относятся к стратегических решений. К стратегических решений в логистике снабжения следует также отнести выбор количества и иерархию источников и в определенной степени содержание транспортно-складских технологий по выбору видов транспорта и мест промежуточного и конечного складирования снабженческих материалов и частей, содержание моделей управления запасами в снабжении и т.

    Принятие стратегического логистического решения относительно оптимального уровня специализации производства (глубины изготовления) лежит в плоскости классического задачи МОВ (англ. Make or Buy - "сделать или купить"). Графически сущность этой задачи может быть интерпретирована так, как показано на рис. 5.1.

    Рис. 5.1. Графическая интерпретация задачи МОВ ("сделать или купить")

    В упрощенном варианте рисунок иллюстрирует прямую зависимость расходов закупки от количества (величины) закупки материалов при отсутствии составляющей постоянных расходов, прямую зависимость издержек производства с учетом составляющей постоянных расходов В n но их уравновешивания в точке пересечения А, что соответствует критическому («безразличном») уровню количества закупленных / производимых материалов за соответствующий период времени М кр: при годовой потребности в материалах (частях), превышающая это значение, целесообразным является организация собственного производства составных частей, а при необходимости, не будет превышать этого значения, выгодной выглядит их закупка у стороннего продуцента.

    В то же время получения первой оценки по затратам в каждом отдельном случае не всегда может означать конечные решения. Часто требуется применение критериев, как показано в ниже представленном алгоритме (рис. 5.2).

    Рис. 5.2. Процедура принятия решения об использовании внешних источнику цепи предложения

    Источник: Якимишин

    Уже с этого гипотетического примера видно, насколько важной в стратегическом измерении является надежность прогнозных оценок потребностей на материалы и части. Однако не менее важными в оптимизации специализации производства являются внутренние и внешние факторы. Первые из них наглядно имеющийся производственный потенциал, мощности, уровень компетенции, квалификации кадров. Вторые - перспективы взаимоотношений с вероятными поставщиками - стратегическими партнерами или обычными продуцентами / посредниками.

    В частности, о сложности и слабоструктурованисть принятия решений по закупке материалов, составляющих изделия можно сделать вывод, взяв за основу представленную семантическую модель (рис. 5.3).

    Рис. 5.3. Семантическая модель разработки закупочной политики машиностроительного предприятия

    Источник: Костюк

    Последние 20 лет имеет место устойчивое рост доли закупленных частей, материалов, сырья в стоимости продажи. Во многих отраслях эта доля достигает 70 %.

    Очевидно, что проблемы с поставками в этих условиях должны решаться на стратегическом уровне во взаимосвязи с другими функциональными стратегиями - маркетинговыми, производственными и финансовыми. В общем стратегия поставки может реализовываться двумя путями: конфронтационным, то есть ведением кон куренцийнои борьбы с поставщиком, либо кооперационным. Выбор конкурен- ции или кооперационной стратегии снабжения зависит прежде всего от генеральной стратегии конкуренции. Указанный подход в выборе стратегии Цесельская проиллюстрировал в следующих двух примерах :

    1) "Phar-Mor" - крупная сеть дешевых магазинов, быстро развивается в США. Однажды клиент может купить товар, изготовленный одной фирмой, а на другой день ему предлагаются изделия другой фирмы. То, что здесь есть всегда, - это низкие цены. Фирма обращается к клиентам, которые склонны ехать ЗО минут, чтобы купить дешевый кусок мыла "Camay". Стратегия фирмы основывается на твердой, агрессивной политике закупок ("We push people to where they squeak" - "Мы толкаем людей туда, где они пищат»). Принципом является закупка больших партий, вымогательство крупных скидок, вплоть до исчерпания всех возможных уступок со стороны поставщика и постоянный поиск "оказий". Очевидно, что это конфронтационная стратегия в отношениях с поставщиками.

    2) "Bumper Work" - малая (100 человек) фирма в Ден вилл и (штат Иллинойс), стала единственным поставщиком бамперов для "Toyota" в США (для фабрик, которые дополняют автомобили, произведенные в Японии, частями, изготовленными в Америке) . "Toyota" сделала много для того, чтобы поставщик изготавливал бамперы дешевле, лучше и быстрее. Техники и менеджеры из "Bumper Works" были приглашены в Японию, чтобы ознакомиться с системами производства "Toyota". Японский эксперт посещал Дэнвилль и помог в сокращении операции "выдавливание" деталей на прессе с 90 до 22 минут. Затем "Toyota" выслала двух консультантов для улучшения организации производственного пространства, подготовки персонала, мониторинга величины производства, повышения качества и контроля за запасами. В результате величина производства выросла на 60% за год, а количество рекламаций снизилось на 80%. Стоимость металлических отходов на один бампер снизилась с 1,28 до 0,73 доллара. Очевидно, что это кооперационная стратегия в отношениях с поставщиками.

    Итак, в конфронтационной стратегии снабжения отсутствуют механизмы обмена и предоставления информации, кроме цены. Зато кооперационная стратегия снабжения, преследуя цель получения синергического эффекта, требует активных механизмов интеграции усилий, ресурсов, информации и реализуется в следующих формах:

    Маркетинговый подход к поставке;

    Совместная оперативная деятельность;

    Концептуальных партнерстве.

    Широкое понимание вариантов стратегий закупки может быть представлен в виде ниже приведенной матрицы (рис. 5.4).

    Рис .

    Источник: Костоюк

    Следующим после решения стратегических и концептуальных задач является этап идентификации и принятия логистических решений, ограниченных только сферой снабжения. Обобщенные объекты логистического управления в поставках прослеживаются на схеме рис. 5.5.

    Из этой схемы видно, что организация процесса снабжения охватывает три подпроцессы:

    Процесс заказа - у кого, когда, сколько, как и тому подобное;

    Процесс закупки и доставки - откуда, вид транспорта, транспортная технология, маршрут и т.д.;

    Рис. 5.5. Схема процесса закупок

    Источник:

    Кроме структуризации процесса снабжения, представленная схема рассматривает как регулирующие факторы, такие элементы:

    Организацию логистики - кто формирует заказ (отдел маркетинга, отдел снабжения, отдел логистики и т.п.);

    Поставщиков - выбор поставщиков;

    Посредников - выбор перевозчиков;

    Складских единиц - выбор складской "вертикали";

    Собственного склада - уровень складирования, политика запасов.

    Изложенное определяет определенный перечень типичных объектов логистики снабжения, по которым целесообразно принимать соответствующие решения. К таким типовых решений можно отнести:

    Планирование материальных потребностей;

    реализацию материальных потребностей источниками, то есть выбор поставщиков;

    Реализацию материальных потребностей в плоскости пространственно-временной трансформации, то есть выбор технологий перемещения материалов;

    Регулирование параметров материального потока от источника поставки до первого рабочего места в сфере производства, то есть выбор системы управления запасами, условий их пополнения и тому подобное.

    Общей предпосылкой для принятия этих типичных логистических решений является формирование полной достоверной информации о сырья, материалов, частей, полуфабрикатов как независимого от источника происхождения, так и зависимой от источника происхождения, транспортных технологий. Первым шагом в формировании такой базы данных является структурный анализ реальных (если предприятие существует) или проектируемых запасов ресурсов в поставках по ассортименту, количеству и стоимости в конечной продукции, предсказуемостью потребностей в них и тому подобное. Одним из основных способов получения такой информации является количественно-стоимостной анализ, по которому осуществляется классификация материалов. Это так называемый АВС-анализ.

    Метод ABC-анализа является модификацией правила Парето (правила 80:20), сущность которого заключается в том, что всегда существует небольшая часть целого, которая оказывает решающее влияние на него. Классическими примерами правила 80:20 могут быть:

    20% клиентов потребляют 80% проданных товаров;

    20% учебных дисциплин является источником 80 % знаний студентов;

    20% жителей города ответственные за 80 % преступлений;

    20% составных частей готового изделия составляют 80% его стоимости;

    20% позиций ассортимента создают 80 % прибыли от продажи и тому подобное.

    Модифицированное правило Парето, АВС-анализ предусматривают разделение материалов не в две группы (20 % "причин", формирующие до 80% "последствий", а 80% "причин" - лишь 20% "последствий") - важная и маловажным, а на три: очень важную, существенную как промежуточную и маловажным. Подадим применения ABC-анализа классификации материалов.

    В основе графического представления ABC-анализа ассортимента материалов (рис. 5.6) лежат следующие ограничения:

    В группу А относятся те материалы, ассортиментная количество которых (до 20%) составляет примерно 80 % стоимости в структуре поставок;

    В группу С входят те материалы, ассортиментная количество которых (около 50%) составляет лишь 5% стоимости в структуре поставок;

    Группа В имеет промежуточное положение: ассортиментная количество составляет 30%, стоимость - всего 15%.

    Ассортиментная группа А, характеризующаяся высокой долей стоимости закупки (потребление в производстве) по самой низкой количественной доли, требует исключительного внимания и реализации особых процедур планирования потребностей, заказ, управления запасами. Согласно группа С, а в определенных пределах и группа В, не требует реализации строгих подходов, характерных для группы А, и предоставляет некоторую свободу в планировании потребностей материалов, срочности выполнения заказа, выборе системы управления запасами.

    Рис. 5.6. Графическая интерпретация АВС-анализа ассортимента материалов

    Процедура разделения ассортимента поставки по количественно-стоимостным методом ABC-анализа такова:

    Расчет стоимости (расходов потребления) каждой позиции запасов в ассортименте поставок;

    Ранжирование ассортимента по критерию участия в стоимости затрат (запасов, оборота) в порядке ее уменьшения;

    Расчет процентного содержания каждой позиции в скумульований стоимости затрат;

    Создание скумульованои очередности материалов;

    Исследование скумульованои очередности;

    Разделение ассортимента поставки на ABC-группы согласно принятым критериям разделения.

    Заметим, что ABC-анализ успешно используется в задачах оптимизации уровня специализации производства (см. Раздел 5.2), товарной политики (ассортиментной политики), политики продаж, запасов готовой продукции и тому подобное.

    Планирование материальных потребностей промышленного предприятия принципиально состоит из двух частей:

    Планирование основных (базовых) материалов, необходимых для изготовления конечной продукции;

    Планирование потребностей в вспомогательных материалах, таких как оборудование, топливо, запасные части к машинам, эксплуатационные материалы.

    Предметом наших исследований основные материалы, сырье, составные части, непосредственно формируют конечный продукт. В целом потребности в таких материалах могут быть:

    Независимые, возникающего из внешнего спроса, например, продажа заменяемых частей;

    Зависящие как внутренние потребности на сырье, материалы, части для производства конечной продукции.

    В основе планирования потребностей материалов лежит прогноз реализации конечных изделий, который может быть осуществлен различными методами: классифицированными, например, как нормативными, факторный и параметрическими, или как детер-. минированные, стохастическими и эвристическими. Технология формирования прогноза реализации продукции является предметом дисциплин маркетингового цикла, поэтому здесь не рассматриваются. Однако можно привести, например, краткосрочный прогноз спроса на пиво с использованием однофакторной модели Бровна, основанный на выравнивании прогнозных и фактических показателей. Расчет прогноза на ноябрь по такой модели выглядит так:

    где - соответственно прогноз и фактический спрос на пиво в октябре текущего года;

    α - коэффициент выравнивания.

    Такая модель чрезвычайно проста в использовании и требует лишь фиксации предыдущего прогноза, хотя есть определенные трудности в установлении коэффициента выравнивания, который можно вычислить итеративными расчетам, принимая α = 0,1; 0,2; ...; 0,9 - величины погрешности (среднеквадратичного отклонения) для предыдущего периода (месяца).

    Традиционно в системе планирования потребностей материалов прогнозированию подлежит только конечная продукция (в том числе и запасные части, полуфабрикаты), что направляется на рынок, а материальные потребности, которые возникают с их составляющих элементов, рассчитываются напрямую. Такой расчет основывается на конструкции изделия, необходимом периоде расчета, времени исполнения заказа на поставку материалов, уровне запасов материалов. Схематично это можно изобразить так: а - реальный пример, б - гипотетический пример (рис. 5.7).

    Рис. 5.7. Структуризация изделия для расчета потребностей материалов: а - материальная структура стола; б - конструктивная структура изделия А

    На схеме прямоугольниками обозначены составные части различных уровней (Г, Д, И), состоящие из элементов низших уровней; кругами - простые элементы, являющиеся объектом закупки (б, в, е, ё, ж, з, к, л).

    Целесообразность стандартизации и унификации планирования потребностей в материалах благодаря компьютеризации привела к появлению класса так называемых MRP-систем планирования материальных потребностей, построенных на двух элементах:

    Плане производства готовой продукции;

    Конструктивной структуре конечной продукции.

    Схематично функционирования системы MRP показано на рис. 5.8.

    Рис. 5.8. Планирование потребностей в материалах: система MRP

    Система планирования материальных потребностей (англ. MRP - Material Requirement Planning ), ирунтуючись на структуре изделий, нормах расходов и спроса на эти изделия, рассчитывает (в случае так называемого зависимого спроса) в соответствии с созданным ранее плана производства потребность в сырье, материалах и составляющих элементах. Этот метод оперативный план производства переводит на "потребности нетто" в принятом временном распределении. В установленном единичном отрезке времени мы воспользуемся уравнением состояния запасов:

    А + В - С = Х, (5.2)

    где А - размер запасов на складе;

    В - размер открытых (принятых, но пока не реализованных) заказов;

    С - размер потребностей нетто;

    X - диспетчерские запасы (для использования в будущем). Использование системы MRP требует:

    Четко определенной идентификации всех позиций запасов;

    Доступа к данным о состоянии и уровне каждой позиции запасов;

    Тщательно обработанной информации о составляющих изделий;

    Знание циклов всех позиций запасов;

    Принятие и выдачу каждой позиции через складское хозяйство;

    Независимости процессов производства элементов, производимых на предприятии.

    Основой для функционирования системы MRP является план производства конечных изделий и их конструкционного упорядочения в отдельные модули, подмодули, их элементарные части. Главный план производства составляется на основе переданных клиентами заказов и определенных ими сроков поставки, а также доступных прогнозов продаж. Материальное конструктивное упорядочения изделия - это разделение конечного изделия на отдельные его составляющие, детали. их снова разделяют на составные части, необходимые для их изготовления. Таким образом возникает многоуровневая картина структуры изделия. Примером такой структуры может быть обычный стол, производящей фабрика (рис. 5.4, а).

    Система MRP требует разделения времени на короткие (обычно - в неделю) отрезки и ясного определения материальных потребностей отдельными этапами производства (на отдельных уровнях детализации изделия), заключающийся в постоянном сопоставлении (в рамках установленных временных границ и на отдельных уровнях детализации изделия) потребностей на эту составляющую часть (сырье) с планом производства, а также с актуальными запасами и поставками "в пути". На этой основе можно точно определить, когда поступит заказ на определенную сырье и составные части для производства. Кроме того, зная реализации, можно определить при заказе этих материалов. Обобщенную процедуру планирования материальных потребностей можно представить в следующей последовательности:

    1. На основе плана производства определить потребности брутто на конечное изделие (уровень 0).

    2. Чтобы получить потребности нетто на конечное изделие, надо отнять от потребности брутто количество конечных изделий, имеющихся в запасе. Установить срок начала процесса производства так, чтобы вовремя обеспечить клиенту потребность нетто.

    3. Если существуют уровне развертки изделия, то воспользуемся схемой развертки изделия по материалам, из которых он состоит. На основании потребности нетто, которая была на первом уровне, рассчитывают потребность брутто на элементы, необходимые на этом уровне.

    Если нет следующих уровней, перейти к пункту 5.

    4. Для каждого из составляющих элементов по очереди:

    б) определить момент передачи заказа на основании времени реализации поставки этого элемента, а также других важных условий. Вернуться в пункт 3.

    5. Если уже нет следующих уровней развертки изделия, завершить создание плана материальных потребностей.

    MRP позволяет значительно ограничить запасы. Этот метод требует использования развитого и мощного компьютерного и программного обеспечения.

    Разновидностью системы MRP высшей степени технологического развития считают систему планирования производственных ресурсов, которая определяется как MRP II (англ. Manufacturing Resources Planning), что использует те же операционные правила, однако охватывает более широкий спектр решаемых вопросов. Она учитывает использование производственных мощностей и технического оснащения производства при одновременном интегрирования всех операций с финансовым планированием. Это очень сложная система, которая требует для своей эффективной действия большой информационной основы в виде хорошо организованных и тщательно заполненных баз данных.

    Система MRP II обладает следующими свойствами:

    Финансовые данные (счета) поступают точно от торговых сделок. Финансовые счета является расширением производственных счетов;

    Допускается возможность моделирования ситуации таким образом, чтобы можно было виртуально проверить с помощью соответствующих методов принятые решения;

    Предприятие рассматривается как единая система, интегрирующая все важнейшие в процессах планирования и контроля элементы: продажа, производство, запасы, планирование, финансовые потоки.

    Технологии системы MRP II настолько универсальны и стандартные, что сегодня предприятия используют их независимо от:

    Их величины (доступность сравнительно дешевого оборудования и его программного обеспечения обусловила возможность их использования даже на производствах со штатом лишь в несколько человек);

    Сложности производства;

    Вида производственного процесса;

    Вида производства (дискретное, аппаратурное, смешанное).

    Внедрение MRP II заключается не только во внедрении на предприятии информационной системы. Оно заключается прежде всего в замене на предприятии неформальной системы управления производством системой формальной (то есть системой, основанной на едином планировании производства) .

    Именно благодаря такой интеграции средств в системе MRP II одновременно достигается интеграция функциональных стратегий, в частности логистической, финансовой, производственной и маркетинговой. Итак, благодаря планированию средств производства становится возможным принимать оптимальные решения по плану закупки, то есть когда закупить и в каком количестве.

    Однако в процессе реализации маркетинговых потребностей во внимание должны приниматься существенные факторы маркетинговой среды. В частности, политика формирования материальных закупок может рассматриваться как инструмент маркетинга (рис. 5.10).

    Следующим решением, необходимым для ответа на вопрос "где купить?", Является выбор источника поставки, то есть поставщика. Логистическая концепция выбора поставщика предполагает обоснованное использование системы многокритериальной оценки вероятного поставщика. Использование инструментов такой оценки лежит в плоскости с координатами "уровень информации" - "уровень достоверности", то есть точнее оценки сложнее, требует больше актуальной информации, а, следовательно, более дорогой, и наоборот. В раздел и 5.3 рассматриваться отдельные типичные техники выбора поставщика.

    В то же время надо иметь в виду, что характер отношений с поставщиками может быть вполне отличным и созвучным с выбранной стратегией закупки (рис. 5.9).

    Рис. 5.9. Матрица вариантов отношений с поставщиком

    Следует обратить внимание на одну чрезвычайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее время и в отечественной литературе и логистической практике) наряду с понятием "логистическая система" стали широко применяться термины "логистическая цепь" и "цепь поставок". И если ранее, вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую использовались как синонимы, то в настоящее время, когда реализуется самостоятельная парадигма управления цепями поставок (Supply Chain Management), разграничение этих терминов весьма важно и своевременно.

    Напомним, что под логистической системой мы понимаем упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. Логистическая система, будучи базовой дефиницией, отражает функциональное содержание основной управляющей структуры логистики, ее содержательное наполнение и границы компетенции.

    Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и (или) готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена с учетом его статуса и организационной специфики.

    Цепь поставок определяется как объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. В этом определении подчеркивается свойственная цепи поставок интегративность основных функциональных логистических функций фирмы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения логистического потока или его составляющих до полного удовлетворения конечного потребителя. Именно в структуре цепи поставок могут быть выделены полные логистические цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроизводственного процесса от источников сырья до конечных потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности составляют максимальную цепь поставок.

    Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт не только однозначно определяют понятие "управление цепями поставок", но и устанавливают его содержание. По их определению "управление цепями поставок (Supply Chain Management) - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц". Как видим, такое определение носит содержательный характер и определяет сферу компетентности этого управления.

    Функциональный характер носит определение Европейской логистической ассоциации: управление цепями поставок (SCM) - это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значительно превышая уровень компетентности "неинтегрированной" логистики, действительно ставит новые задачи перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение потребует нового уровня взаимодействия логистического менеджмента и других видов функционального менеджмента фирмы.

    Разумеется, подобные новации не могли не затронуть и основополагающие понятия и категории. Укажем на трансформацию категории "логистика".

    В соответствии с классической трактовкой логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

    Рассмотрение 5СМ-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет "неинтегрированную" логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась практически неразрешимой.

    Положительное восприятие - концепции привело к пересмотру определения логистики как таковой. Согласно определению Совета логистического менеджмента (США), данному в 1998 г., логистика определяется как часть процесса в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.

    Таким образом, если на ранних этапах становления и развития управления цепями поставок его можно было трактовать как этап развития логистики, связанный с интеграцией в логистических цепях, и в категориальном аспекте определять как интегральную концепцию логистической парадигмы, то в предыдущем определении констатируется зависимость логистики от управления цепями поставок как категории более высокого порядка.

    Следует отметить, что интегральная логистика предусматривает объединение логистических активностей, в то время как БСМ требует интеграции не только логистических, но и прочих функциональных активностей. Эти различия ведут и к масштабным системным изменениям. Если управление прямой цепью поставок возможно в рамках микрологистической системы, то переход к расширенной цепи поставок потребует интеграции в масштабе мезологистических систем. Эффективное же управление максимальной цепью поставок потребует обязательной интеграции в масштабе макрологистической системы, при этом многие проблемы перерастут собственно логистический аспект и примут макроэкономический характер. Отметим еще одно отличие, на которое не часто обращают внимание, - характер управления потоками.

    Если в классической логистике все логистические системы подразделяются на толкающие и вытягивающие, то управление цепями поставок, начинающееся (в причинно-следственном аспекте) от конечного пользователя и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и информации, предполагает исключительно вытягивающий характер функционирования логистических систем.

    Управление цепями поставок включает следующие ключевые функции:

    • 1) управление взаимоотношениями с потребителями;
    • 2) управление обслуживанием потребителей;
    • 3) управление спросом;
    • 4) управление выполнением заказов;
    • 5) управление производственным потоком;
    • 6) управление снабжением;
    • 7) управление продуктом;
    • 8) управление возвратными потоками.

    Реализация этих функций предусматривает широкий спектр конкретных исполнителей (с точки зрения координированной деятельности различных видов функционального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика и маркетинг (п. 1 и 2), логистический и производственный менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и производственный менеджмент (п. 6), только маркетинг (п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодействия указанных видов функционального менеджмента выполнены быть не могут - потребуется взаимодействие с бизнес-планированием па уровне компании, с управлением проектами, экологическим менеджментом и пр.

    Таким образом, "управление цепями поставок" выходит за рамки компетентности не только классической, но и интегрированной логистики и предполагает появление нового вида функционального менеджмента.

    Следует заметить, что логистическому менеджменту имманентно присуща идея замкнутости процесса обращения ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы компетенции логистики от введения в оборот природных ресурсов до завершения процесса потребления конечной продукции, так и в значимости экологической составляющей конкурентного потенциала фирмы. Supply Chain Management позволяет нам довести эту идею до логического завершения. Для этого подчеркнем два положения.

    • 1. Цепи поставки могут изменять свою протяженность от прямой цепи поставок, охватывающей наряду с фокусной компанией его поставщика и потребителя первого уровня, до максимальной цепи поставок, простирающейся от конечного потребителя (включая фокусную компанию) до начального поставщика;
    • 2. В цепи поставок большую роль играют возвратные потоки, включающие как возврат тары, транспортных средств, товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, так и содержащие отходы бизнес-процессов, обладающие вторичной ценностью.

    Предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи поставок в расширенном масштабе (рис. 1.5). Как видно, классическая логистика функционировала в прямой цепи поставок, интегральная логистика стала охватывать расширенную цепь поставок и подготовила переход к управлению цепями поставок, которое реализуется в рамках максимальной цепи поставок. Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение подлежащих управлению логистических потоков следует относить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к самому процессу добычи полезных ископаемых, процессу отчуждения ресурсов от окружающей среды (природы).

    Характер формирования этих потоков во многом предопределяет характер их существования в интегрированной цени поставок. У конечного потребителя не заканчивается процесс управления совокупностью этих логистических потоков. Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкнутый характер циклического функционирования этих ресурсов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию, которая на данном уровне технологического развития ни для кого не представляет вторичную ценность, следует так подготовить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.

    Таким образом, речь идет о формировании полной цепи поставок, в значительной мере снимающей противоречие социально-

    Рис. 1.5.

    экономического и экологического аспектов хозяйственного развития.

    Отметим и возможность организации возвратных потоков не только между соседними по цепи поставок субъектами, но и любыми другими участниками полной цепи поставок, исходя из организационной целесообразности. При этом перед Supply Chain Management как не только функциональным менеджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают множественные проблемы, среди которых как наиболее важные следует отметить следующие.

    Международная российско-германская программа

    Уважаемые коллеги!

    Если среди Ваших профессиональных забот присутствуют проблемы значительного сокращения запасов материалов, сырья, комплектующих изделий в системе снабжения, межоперационных и межцеховых запасов в производстве, а также запасов готовой продукции в сфере сбыта; если для Вас является актуальными задачи ускорения оборачиваемости капитала и снижения себестоимости продукции, то, скорее всего, без успешного развития логистики в практике Вашей фирмы не обойтись. Если, наряду с этим, Вас беспокоят установление длительных хозяйственных связей, достижение высокой надежности взаимодействия с партнерами по бизнесу в сферах снабжения и сбыта, то на сегодняшний день невозможно обойтись без новой сферы функционального менеджмента - управления цепями поставок – целью которого является эффективное интегрирование бизнес-процессов фирмы и её партнёров для обеспечения высокого качества поставок товаров для конечного потребителя.
    Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов уже более десяти лет реализует логистическое направление в сфере профессиональной переподготовки, повышения квалификации и консалтинговой деятельности. Накопленные нами за это время профессиональный опыт, интеллектуальный капитал, инновационные решения могут стать Вашими и помочь в осуществлении масштабной задачи – модернизации деятельности Вашей фирмы. Обучение на нашей российско-германской программе «Логистика и управление цепями поставок» поможет Вам овладеть совокупностью средств и методов, направленных на организацию и управление движением материальных, финансовых, информационных и прочих потоков в системах производства и продвижения товаров к потребителям, анализ и организацию функционирования логистических систем и цепей поставок.


    Многие выпускники нашей программы являются в настоящее время вице-президентами и директорами по логистике и управлению цепями поставок, руководителями и специалистами логистических подразделений ряда фирм различных отраслей экономики Санкт-Петербурга и России.
    Мы ждем Вас на нашей программе, и будем активно способствовать эффективной реализации Ваших профессиональных и человеческих амбиций.

    До встречи на программе, приходите - будет интересно.


    [подробнее] [скрыть]

    Директор программы "Логистика и управление цепями поставок"
    Уваров Сергей Алексеевич
    доктор экономических наук, профессор.

    Общая информация о программе

    Программа повышения квалификации «Логистический менеджмент» объемом 100 учебных часов, предназначенная для руководителей фирм и компаний, а также персонала служб коммерции, сбыта, логистики, снабжения, организации продаж, транспорта и складирования была предложена Высшей экономической школой на рынке образовательных услуг в 1999 году.
    Следующим этапом развития этого образовательного направления, в связи с высоким спросом на специалистов в области логистики, начиная с 2001 года, стала программа профессиональной переподготовки «Логистический менеджмент» объемом более 500 учебных часов.
    С 2005 года программа изменила свой статус и позиционировалась как международная российско-германская программа «Логистический менеджмент», а с 2007 года, с учетом тенденций развития логистики за рубежом и в России, преобразована в международную российско-германскую программу «Логистика и управление цепями поставок».

    Программа разработана и реализуется совместно с Университетом г. Бремена (Германия).

    Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволит фирмам значительно сократить запасы в снабжении, производстве и сбыте; ускорить оборачиваемость капитала; снизить себестоимость продукции.

    Управление цепями поставок направлено на обеспечение высокого качества поставки продукции и оказания услуг для конечного потребителя; использование преимуществ логистической интеграции; устойчивое развитие корпорации и повышение конкурентоспособности.

    Миссия программы

    Повышение конкурентоспособности предприятий посредством переподготовки руководителей и специалистов служб снабжения, сбыта, логистики и управления цепями поставок на основе приобретения компетенции и развитие навыков, позволяющих реализовать ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности.

    Целевая аудитория

    • высший управленческий персонал;
    • функциональные менеджеры;
    • аналитики и исследователи операций в сфере логистики.

    Цели программы

    • Овладение современными приемами логистики как науки и практики управления процессами товародвижения.
    • Получение системного представления о передовых отечественных и зарубежных подходах к формированию и эксплуатации цепей поставок.
    • Приобретение навыков эффективного управления в области логистического менеджмента.

    Ключевые особенности программы

    Университетская теоретическая база , основанная на фундаментальных общеэкономических концепциях и современной управленческой парадигме логистики и управления цепями поставок.

    Прикладная направленность на обеспечение функционирования предприятий всех органи­зационно-правовых форм в целях рациональной организации логистической деятельности, а также формирования пространства логистической интеграции ключевых функций управления интегральными процессами в цепях поставок.

    Междисциплинарный характер обучения , основанный на формировании компромисса с другими видами функционального менеджмента.

    Международный аспект программы , обеспеченный участием зарубежных партнеров.

    Организация учебного процесса

    Преподавательский состав

    В учебном процессе и методической работе участвуют ведущие преподаватели-консультанты СПбГЭУ, признанные лидеры в области бизнес-обучения и консалтинга, а также специалисты предприятий Санкт-Петербурга. Со стороны Германии в программе принимают участие ведущие преподаватели Университета г. Бремена.

    Сергей Алексеевич Уваров , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГЭУ
    Игорь Анатольевич Аренков , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Виктор Петрович Чернов , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Евгений Иванович Зайцев , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Владимир Константинович Козлов , к.э.н., доцент СПбГЭУ
    Владимир Владимирович Ткач , к.э.н., доцент СПбГЭУ
    Елена Арсентьевна Королева , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГУВК
    Ханс-Дитрих Хаасис , д.э.н., профессор Университета Бремена

    Слушатели обеспечиваются необходимой учебной литературой, значительная часть которой подготовлена преподавателями, участвующими в учебном процессе. Ряд учебников и учебных пособий, написанных преподавателями программы, получили широкое распространение, а также всероссийское и международное признание. Специально разработанные комплекты методических материалов и учебные пособия, компьютерные программы, деловые игры делают учебный процесс более эффективным.

    Приобретаемая в процессе обучения квалификация позволяет успешно работать в области экономики, организации и управления предпринимательской деятельностью в условиях конкурентной среды.

    Выпускники программы «Логистика и управление цепями поставок» получают диплом о профессиональной переподготовке , удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение нового вида профессиональной деятельности и сертификат Университета г. Бремена (Германия).

    Директорат программы

    Контроль знаний и аттестационная работа

    В процессе обучения проводятся экзамены по дисциплинам:

    • Менеджмент.
    • Управление запасами в логистике и цепях поставок
    • Информационные системы и технологии в логистике и цепях поставок
    • Экономико-математические методы и модели.

    По остальным дисциплинам проводятся зачеты. По каждому модулю специализации проводится комплексный экзамен.

    Завершающим этапом обучения является защита аттестационной работы. Каждый слушатель подготавливает работу по проблеме, предложенной его предприятием, или выбирает тему самостоятельно.

    Процедура поступления на программу

    Слушателями программы могут быть только лица, имеющие высшее образование.

    По правилам приема входное тестирование не предусматривается. При возникновении вопросов по обучению и зачислению на программу производится индивидуальное собеседование с директором программы.

    Заключение контракта и оплата обучения

    До заключения контракта на обучение на данной программе будущим слушателям необходимо представить следующие документы:

    1. Заявление о зачислении слушателя на программу «Логистический менеджмент».
    2. Копию трудовой книжки.
    3. Диплом и копию диплома о высшем образовании (заверяется при приеме документов).
    4. Три фотографии размером 3х4.

    Все перечисленные документы представляются в сектор коммуникаций (комн.233, тел.310-38-62).

    Оплата обучения может производиться единовременно или поэтапно (условия оплаты рассматриваются индивидуально при заключении контракта).

    Отзывы выпускников


    В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой.

    На мой взгляд, учебная программа в ВЭШ является оптимальным сочетанием таких параметров, как брэнд учебного заведения, продолжительность обучения, качество преподавания, величина и условия оплаты.
    В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой. Деловые игры и тренинги, чередующиеся с лекциями, придавали обучению динамичный характер и, иногда, вызывали острые споры между слушателями, тем самым, подчеркивая заинтересованное отношение к поставленным вопросам.
    Огромное спасибо преподавателям, мужественно доносящих до нас знания и новые веяния из мира логистики. Незабываемые лекции Уварова С.А., Королевой Е.А., Кулешова А.В., а также других преподавателей программы позволили структурировать имеющиеся и полученные знания, а также увеличить эффективность их использования на практике.
    По окончании обучения я поменял место работы. В настоящее время - возглавляю отдел логистики ООО «Профмеханика», заметного игрока на рынке поставок запасных частей для импортной дорожно-строительной техники. Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, есть филиалы в Москве, Тюмени, Иркутске, а также склады в Германии, Финляндии и Санкт-Петербурге.
    Надеюсь, что года через 3-4 представится возможность продолжить обучение и получить степень МВА по логистике.

    [подробнее] [скрыть]

    Юрий Дроздов Руководитель отдела логистики ООО «Профмеханика» Выпуск 2006 г.

    В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.

    В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.
    На вопрос, что дало обучение, можно говорить долго. Для меня самое основное это, наверное, уверенность в себе. Я часто общаюсь с директорами и высшим руководством крупных компаний, порой монопольных, и ощущаю себя на высоте. Всегда могу не только практически, но и теоретически обосновать свою точку зрения или то или иное решение и настоять на своём.
    Во время учебы я работала в компании «Heineken», специалистом по снабжению, обеспечивала завод в Петербурге сырьём. В мои обязанности входил весь процесс снабжения, начиная от проведения тендеров и заканчивая претензионной работой. Получив новые знания, я многое изменила в своей работе, что привело к улучшению показателей, и в дальнейшем к карьерному росту. На данный момент я работаю менеджером отдела по поставкам оборудования на проекте «Тиман», ОАО «РУСАЛ».
    Огромное спасибо преподавателям и всему коллективу Высшей экономической школы.

    [подробнее] [скрыть]

    Татьяна Кирьянова Менеджер отдела по поставкам оборудования Департамента снабжения ООО "Тиман-Ижиниринг" Выпуск 2006 г.

    Программу профессиональной подготовки "Логистический менеджмент" в ВЭШ СПбГУЭФ я оцениваю исключительно положительно. В соответствии с моими профессиональными интересами отмечу, что очень понравились преподаватели по предмету "Логистика торговли" (в частности практические занятия), так как на данных занятиях было рассказано очень много интересного и полезного в сфере торговли.