Что не влияет на эффективность профориентационной работы. Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования

Утверждено приказом директора

МБОУ «СШ д. Охона»

от 14.09.2015 г. №

Комплекс мер,

направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся

МБОУ «СШ д. Охона»

на 2015 - 2016 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия

Оформление сменного стенда по профориентации:

«В мире профессий», «В помощь выпускнику», «Профессии, которые нам предлагают», «Куда пойти учиться»

Раз в месяц

Зам.дир. по ВР, ответственный по профориентации

Анализ результатов трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов.

Сентябрь

Зам.дир. по УВР

Обсуждение плана профориентационной работы на 2015 – 2016 учебные годы. Защита планов воспитательной работы по профориентационной работе.

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

Оформление выставок по профориентационной работе и трудовому обучению

В течение года

Библиотекарь

Создание электронной страницы на сайте ОУ «Профориентационное образование»

Август

Зам.дир. по УВР

Создание банка информационно-методических материалов по профориентационной работе

В течение года

Зам.дир. по ВР, классные руководители

Работа с педагогическими кадрами

Сентябрь-октябрь

Зам.дир. по ВР

Включение в планы работы школьных методических объединений педагогов вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом

В течение года

Руководители МО, Зам.дир. по УВР

Проведение конкурса методических разработок внеклассного мероприятия

Апрель

Директор,

Зам.дир. по УВР

Отчёт учителей-предметников, классных руководителей о проделанной работе

Май

Зам.дир. по ВР

Совещание по вопросам профориентации, профессиональном обучении и социализации детей

Декабрь

Заместитель филиала МБОУ «СШ д. Охона» в г. Пестово

Работа с родителями

Организация лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Март

Зам.дир. по УВР

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессии учащихся

По мере необходимости

Классные руководители, зам.дир. по ВР

Проведение родительского собрания «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе»

По плану

Классные руководители, директор

Круглый стол «Выбирай свой путь» для 8,9,10,11 классов и их родителей с участием представителей учебных заведений

Март - апрель

Зам.дир. по УВР

Работа с учащимися

Анкетирование учащихся с целью выявления профессиональ- ной направленности в 6 – 8 классах

По плану

Педагог-психолог, классные руководители

Проведение декады по профориентации

Февраль

Зам.дир. по УВР, классные руководители

Конкурс рисунков для 1-6 классов «Моя будущая профессия»

По плану

классные руководители

Проведение профориентационной игры для 9-10 классов

По плану

классные руководители

Проведение дня самоуправления

Октябрь

Ученический комитет

Проведение диагностики среди учащихся 9-10 классов с целью выявления профессиональной направленности, личных профессиональных планов

Декабрь

классные руководители

Тематические классные часы профориентационной направленности для 8-10 классов

По плану

классные руководители

Использование в профориентационной работе Интернет-ресурсы

Постоянно

классные руководители

Организация встреч со специалистом «Центра занятости»

По плану

Зам.дир. по ВР

10.

Работа на пришкольном участке «Знакомство с профессиями, связанными с растениеводством» с 5-8 классом

Май - июнь

Зам.дир. по ВР

11.

Защита проектов, мультимедийных презентаций в 5-8 классах (неделя технологии)

Апрель

Учителя - предметники

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Н.В. Маслова

ОБОУ СПО «Дмитриевский

сельскохозяйственный техникум»,

г. Дмитриев

Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, что бы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимой категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность студентов обуславливает действие ряда факторов:

Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

Совмещение значительной частью студентов работы с учебой;

Инфантилизм части студентов, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т.д.)

Как показывают многочисленные исследования, студенты не получают достаточных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Студенты не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у выпускников СПО преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психологических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющие на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущение безысходности, комплексом вины).

Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявление более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями обострившими конкурентоспособность на профессиональном рынке труда.

Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся напрямую зависит от степени заинтересованности потенциальных абитуриентов в получении профессии или специальности, связанной с приоритетной отраслью. В профессиональных образовательных организациях происходят значительные изменения в содержании и технологии обучения. Возникла необходимость к формированию у обучающихся умений и навыков самостоятельного и творческого переноса приобретенных знаний в изменяющиеся социально-экономические и производственно-технические ситуации.

Чтобы каждый выпускник общеобразовательных организаций выбрал дело по своему сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги должны много потрудиться.

Ежегодно в Дмитриевском районе проводятся ярмарки вакансий, в том числе для обучающихся школ, организуется трудоустройство подростков на каникулярное время. В Дмитриевском сельскохозяйственном техникуме ежегодно проводится «День открытых дверей» для выпускников общеобразовательных организаций.

Для построения системы и создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся в учебном заведении «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» реализуются следующие мероприятия:

Проводятся тематические конкурсы и олимпиады в системе профессионального образования;

Разрабатываются организационные документы (положения) по проведению тематических бесед с абитуриентами и обучающимися, определяется экскурсионный маршрут специалистами ведущих предприятий отрасли;

Проводятся совместные с предприятиями конференции, конкурсы научного, технического творчества и профессионального мастерства, олимпиады по специальным дисциплинам;

Проводятся студенческие советы по приоритетному направлению;

Развивается научно-творческая и рационализаторская деятельность студентов.

Реализация данных мероприятий позволяет увеличить: долю выпускников освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, от 84% в 2014 году до 100% к 2020 году;

Долю выпускников освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по специальным дисциплинам, собственного дела, способствующих «самозанятости» выпускника на современном рынке труда, от 65,0% в 2013 году до 80,0% к 2020 году;

Удельный вес выпускников, освоивших программы учебного заведения, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в течение 3 лет после окончания обучения, от 8,0% в 2013 году до 3,0% к 2020 году.

В ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» проводится систематическая работа по созданию условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения в профессиональном образовании (обучении).

С целью развития системы профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодежи в ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» создан Центр профориентации, подготовлены учебно-программные и методические материалы по планированию, организации и проведению профориентационной работы с различными категориями населения.

Администрация ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» рассматривают создание благоприятных условий для социализации и самореализации, студентов как важнейшее условие:

1) включение в реализуемые учреждением профессиональные образовательные программы учебных дисциплин и спецкурсов по эффективному поведению на рынке труда и основам предпринимательства, а также профессиональных дисциплин (модулей), направленных на формирование и развитие обучающихся дополнительных, востребованных работодателями региона прикладных квалификаций;

2) создание и функционирования в учреждении «ДСХТ» службы содействия трудоустройству и поддержки занятости выпускников, которые активно взаимодействуют с территориальными органами и учреждениями областной государственной службы по труду и занятости населения;

3) развития практики выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих профессий, формирования дополнительных знаний, умений и навыков посредством расширения молодежного конкурсного движения (проведение конкурсов профессионального мастерства и научно-технического творчества, олимпиад и т.д.) в том числе в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развития образования на 2013-2020 гг.»

Для реализации поставленных задач в учебном заведении разработан План мероприятий «Дорожная карта» программы развития техникума. Часть программы, касающаяся, данного вопроса представлена в работе(приложение 1).

В заключении хочется отметить, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Подготовка такого конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного работника в значительной степени зависит от социализации и педагогического обеспечения профессиональной ориентации молодежи.

Библиографический список:

  1. Акбердина А.Р.Мотивация получения образования, как фактор профессиональной социализации студентов вузов /Акбердина А.Р. - Технологии совершенствования педагогических кадров: теория и практика: Казань. Тат. кн. изд. - во -2005. С. 75-77.

2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника/ Голомшток А.Е. М: Педагогика, 2009. - 160 с.

3. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: Уч. пос. 2-е изд. /Ковальчук А.С. Орел, 2012 - 172 с.

4. Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования //Сост. Е.В. Кулагина Казань, 2013 - 350 с.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий /Никандров Н.Д. - М., 2008 - 304 с.

Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и работать в сельской местности. Исследование для дипломной работы проводилось в Республике Алтай (далее - РА), где 75% населения - сельские жители. А, как известно, жизнь и деятельность в сельской местности существенно отличается от городской жизнедеятельности. Как показал опрос экспертов Турочакского района, то в настоящее время из-за отсутствия как такового рынка труда в большинстве населенных пунктов РА, происходит либо отток молодежи в другие населенные пункты, либо увеличивается количество безработных, многие из которых даже не хотят вставать в службу занятости на учет и получать пособие или переучиваться. Только малая часть молодых специалистов может трудоустроиться по полученной специальности (см. Рисунок 6).

Рисунок 6 - Молодые специалисты, уроженцы сельской местности Турочакского района РА

Все эксперты убеждены, что профориентация молодежи в настоящее время особенно актуальна. Многие уверены в том, что молодые люди неосознанно подходят к выбору профессии, считая, что неважно какую профессию получать, лишь бы это приносило хороший финансовый доход. Тогда как сами эксперты считают, что профессиональная ориентация только положительным образом может сказаться на становлении личности как профессионала, может подготовить молодого человека к жесткой конкуренции на рынке труда села.

Что касается вопроса о такой функции специалиста по социальной работе как профориентация молодежи, то многие из экспертов готовы признать, что это должно быть не только функцией, но и основной обязанностью отдельно взятого специалиста. Но осложняется это все теми, же вопросами финансирования.

Специалисты-эксперты единогласно ответили, что мероприятия, проводимые в интернате, детском доме или приюте ничем не отличаются от элективных курсов, проводящихся в средних общеобразовательных школах. Но осложняется это тем, что у социальных педагогов очень большая нагрузка и без профориентации, а дополнительные ставки только в проекте.

Кроме того, многие сошлись в ответе и на вопрос о применении методов социальной работы при профориентации: профориентационные технологии уже содержат ряд методов социальной работы, таких как психологические, педагогические, экономические, консультирование, целеполагание и т.п. Но если, проанализировать остальные методы социальной работы - то можно сделать вывод, что и они принимают опосредованное участие в профориентации.

Мнение экспертов разделилось по вопросу о том, кто должен заниматься проблемой профориентации. Некоторые считают, что это должны быть образовательные учреждения, т.к. одной из задач психологов и социальных педагогов этих учреждений является формирование правильных взглядов на профессиональное становление личности. Другие убеждены, что Комитет по делам молодежи совместно с Центром занятости населения - т.к. осознанный правильный выбор профессии поможет сократить число социальных патологий и уменьшить количество безработных. Третья точка зрения, что профориентацией должен заниматься Комплексный центр социального обслуживания семьи и детей, т.к. в благополучных семьях уделяют больше внимания вопросам развития ребенка, а молодежь из семей группы риска остается в стороне от профессионального становления, полагаясь на собственный опыт и знания. Кто-то уверен - что эта функция должна принадлежать непременно Центру занятости населения.

Все эксперты ответили однозначно: необходимо создание профориентационного центра, т.к. потребность в профессиональной ориентации с каждым годом возрастает. Но, при открытии центра профориентации можно будет столкнуться с трудностями не только финансового характера, а также и проблемой оснащения центра материально-технической базой, начиная с помещения, и заканчивая научно-методическим обеспечением. Также большой проблемой будет подбор кадров, т.к. профориентация - это специфический вид профессиональной деятельности, включающий в себя знания и по психологии, по педагогике, медицине, экономике и т.д.

В апреле 2009 в РА состоялся I Республиканский молодежный парламентский форум, проходящий при Государственном Собрании - Эл Курултай РА. На одной из диспут-площадок форума поднимался вопрос и о профориентации, где все единогласно пришли к выводу, что профориентация в городе находится на высоком уровне, тогда как на селе необходимо менять технологии, с учетом особенностей жизни на селе и его рынка труда.

Таким образом, мнение специалистов в большинстве случаев совпадают: кто бы ни занимался профориентацией, это делать необходимо. Но для большей эффективности профориентации молодежи, желательно, чтобы это был специалист, владеющий многими знаниями (по психологии, педагогике, экономике и т.п.) - а таким единственным универсальным специалистом является только специалист по социальной работе.

Что касается наблюдения, то оно также совпадает с мнением экспертов: современная молодежь вопросы выбора профессии отодвигает на второй план. И как итог - большое количество выпускников профессиональных учебных заведений не хотят работать по полученной специальности. Для них важен был сам факт получения диплома.

Так же важно отметить тот факт, что современная молодежь, которая работает не по призванию, очень часто меняет место работы и виды деятельности, т.е. профессиональное самоопределение продолжается, но уже после того, как потрачено время и деньги на получение ненужного образования.

Кроме того, был проведен анкетный опрос молодых учащихся в возрасте от 14 до 18 лет (см. Рисунок 7). Всего было опрошено 200 респондентов, учащихся различных учебных заведений (см. Рисунок 8).

профориентация молодежь самоопределение социальный

Рисунок 7 - Возраст респондентов

Рисунок 8 - Учреждения, в которых обучаются опрашиваемые респонденты

При анализе анкет были выявлены следующие факты. Большинство из респондентов хотят быть специалистами в области юриспруденции, экономики или педагогики, а также в области автомеханики (см. Рисунок 9). Но в тоже время анализ данных показал, что у некоторых респондентов желаемый вид деятельности расходится с реальным выбором профессии.


Рисунок 9 - Желаемая профессия для респондентов

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: профессиональные предпочтения сельской молодежи не совпадают с предложениями рынка труда села, что в будущем может привести к увеличению числа безработных либо к числу лиц, работающих не по призванию, либо к оттоку молодежи в другие населенные пункты.

Анализируя полученные данные о мотивах выбора профессии, можно увидеть достаточно предсказуемые результаты (см. Рисунок 10). Из чего мы можем сделать вывод, что современную учащуюся молодежь, независимо от возраста волнует два вопроса: престижность профессии и материальная выгода.

Ответы на вопрос об обращении за помощью профконсультанта в случае необходимости достаточно интересны: 23% респондентов вообще не слышали о таком специалисте. 26% - возможно обратятся за помощью. Интересным показателем является и то, что 35% уже сделали свой выбор и менять его не собираются, и 16% - затрудняются ответить на этот вопрос.

Рисунок 10 - Мотив выбора профессиональной деятельности

Таким образом, и гипотеза об уровне информированности сельской молодежи о деятельности профконсультантов подтвердилась: уровень низкий, а это значит, что необходимо применять меры по повышению эффективности профориентационных мероприятий.

Профориентационные мероприятия регулярно проводятся лишь в одной средней общеобразовательной школе (школе с. Турочак), в то время как в вечерней школе и других средних общеобразовательных школах района проводятся редко, все респонденты - учащиеся школы-интерната ответили однозначно: ни разу не проводились. Следовательно, качество профориентации молодежи на селе низкое. Но в тоже время основная часть респондентов (68%) считает, что профориентационные мероприятия позволят лучше ориентироваться в мире профессий и рынке труда (см. Рисунок 11). На рисунке 12 представлены результаты ответов респондентов на вопрос о формах профориентации, которые им более предпочтительны.

Анализируя ответы на этот вопрос, можно сделать вывод, что современной сельской молодежи более важны индивидуальные консультации - беседы, на втором месте стоят такие формы профориентации, как семинары, лекции, круглые столы. А для более эффективной профориентации необходимо использование различных методов, которые объединяются в методы социальной работы.

Рисунок 11 - Мнение респондентов о значимости профориентационных мероприятий

Рисунок 12 - Наиболее предпочтительные формы профориентации для респондентов

Ответы респондентов на вопрос о выборе единственной профессии на всю жизнь разделились примерно поровну: чуть больше половины опрошенных считает, что человек может менять направление трудовой деятельности, чтобы лучше познать себя (56%). Меньшая часть респондентов (43%) убеждена, что, выбрав одну профессию, и занимаясь ею всю жизнь, можно легко подняться по карьерной лестнице, став профессионалом своего дела.

Основываясь на выше изложенном материале, можно утверждать, что профориентация - необходимое условие для профессионального становления современной молодежи, которой необходима помощь социальных работников: психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, специалистов центров занятости и т.п.

Неотъемлемой частью профориентационной работы с молодежью является взаимодействие различных социальных служб с ведомствами и учреждениями, имеющими непосредственное отношение к профессиональному становлению личности, использование различных технологий, в том числе технологий социальной работы, а также дифференцированное, точное знание проблем выбора профессии, личностных характеристик молодежи, и особенностей рынка труда сельской местности, что, собственно, и составляет основу содержания профориентационной работы.

В результате поставленная цель исследования достигнута, выдвинутые гипотезы подтверждены.

Суть проблемы заключается в том, что хороших и общеприня­тых критериев оценки эффективности работы психолога-проф-консультанта нет!

Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приво­дит к следующим издержкам:

К взаимному непониманию между психологами-профконсуль- т антами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных);


К непониманию между профконсультантом и его клие*
(например, когда родители и сами школьники ожидают от псих^
лога одного, а получают совсем иную помощь);

К непониманию между коллегами-психологами (что выра
ется во взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализл

К неадекватной самооценке профконсультантом своего

К этому можно добавить, что само развитие теории и пра* ки профессионального самоопределения напрямую связано с < знанием целей, задач и возможных результатов профконсульт ционной помощи.

Основные требования к показателям эффе) тивности профессионального самоопределени!

1) компактность, удобство при практическом использова*

2) возможность оценивать профессиональное самоопределе*
во всей целостности (с выделением самого существенного);

3) сочетание количественных и качественных методов оце*
затрагивающих не только внешние действия и поступки, но|
внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопреде
ющегося человека;

4) понятность критериев и показателей не только для щ
консультанта, но и для самих подростков (для возможности сан
оценки успешности своих профессиональных выборов);

5) прогностичность оценок, которая позволила бы не тс
оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некс
рый достигнутый результат), но и рассматривать процесс
фессионального самоопределения в его динамике и, таким об|
зом, предсказывать предполагаемые результаты.

При этом в современных условиях (при общей нестабильнс социально-экономической ситуации в стране) именно прогар точность профессионального самоопределения становится важне шим условием ее эффективности.

На первый план в работе со школьниками-подростками вые пает не столько определение их готовности к данной (выбир мой) профессии, сколько прогнозирование этической и смыс вой (личностной) приемлемости для них этой профессии в жайшей перспективе.

В профориентации (как и в других направлениях психолог остро стоит проблема соотношения количественных и каче ных показателей эффективности деятельности психолога-nj консультанта.

Примеры количественных показателей:

Количество отконсультированных за определенное время;

Удельный вес тех или иных форм работы (индивидуалы-
консультации, массовые опросы, сколько школьников «охваЧ
но» играми и т.п.);


Количество вообще выбравших профессию (самопределивших-
с я) от общего числа подростков класса;

Различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснован­
ность и т.п. профессиональных планов).

Качественные показатели эффективности в профкон-сультации определить намного сложнее, так как здесь важно по­нять, какие существенные изменения произошли в сознании подростка (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе).

Примеры качественных показателей:

Появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора
профессии (или укрепление существовавших ценностных ориен­
тации);

Формирование внутренней готовности самостоятельно совер­
шать выборы;

Готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудниче­
ства с профконсультантом).

В практике профконсультирования важно сочетать количествен­ные и качественные показатели. Необходимость использования в работе количественных показателей вызвана хотя бы тем, что и для коллег-профконсультантов, и для руководителя (и для его вы­шестоящего начальства) требуется какое-то («объективное») сред­ство оценки работы профконсультанта. Кроме того, использование только качественных показателей эффективности является слиш­ком сложным для многих профконсультантов и их начальников, а также создает много соблазнов для спекуляции и недобросовест­ной работы. Естественно, в полноценных трудовых коллективах психологов (где склоки и «выяснения отношений» считаются про­фессиональным позором) возможна оценка (и самооценка) труда в основном по качественным показателям эффективности.

Однако эффективность работы профконсультанта не всегда очевидна сразу.

Е.А.Климов выделил четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности: 1) реальный выбор; 2) успешность, реалистичность данного выбора; 3) «психофизио­логическая цена» за такую успешность; 4) удовлетворенность че­ловеком совершенным выбором. Кроме того, Е. А. Климов отме­чал, что «как минимум профконсультация должна формировать у оптанта оптимистичное отношение к своему будущему».

Таким образом, реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько Успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е. А. Климов, «профконсультация по сути своей устрем­лена в будущее» и «в ней обсуждается то, чего еще нет»), но при э том оценивать свою работу профконсультант (вместе с клиен­том) должен уже сейчас. Каков же выход из этой ситуации?

Традиционный, чисто «экономический» подход к эффе* ности профконсультирования не подходит. Как известно, в номике важно при минимальных затратах достичь максималм результат. Но в профконсультации это выглядело бы как под наиболее «хорошего, престижного и денежного» места работы ] явных недостатках клиента, да еще и при его внутренне пасс* ной позиции. На самом деле, лучшим показателем эффектив* сти профконсультационной помощи должна стать активиза! размышления и переживания самоопределяющегося подрос (провоцируемые и контролируемые со стороны психолога «а творчества» самоопределяющейся личности), т.е. такая помо! которая позволяет мобилизовать внутренние ресурсы самого ента.

Примеры оперативных показателей эффективное

1) по данным наблюдения (каждый параметр - по условв
5-балльной шкале):

Эмоциональная включенность;

Деловая включенность;

Общая удовлетворенность от занятия или профконсульта!

2) по методу «обратной связи»:

В конце занятия попросить учащихся оценить это за*
по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезно
и собственная активность, а потом кратко обосновать свои oi
ки;

В конце курса попросить написать, что в нем понравиле
что не понравилось, и дать свои предложения по улучшению,
ной методики, занятия или всего курса;

3) по данным опросника по схеме построения личной прс
сиональной перспективы (см.: Пряжников Н.С., 1999, с. 21-|
когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту Л1|
в начале и в конце курса.

Реально профконсультанту приходится считаться с количй венными показателями, принятыми в данной школе или хологическом центре: как уже отмечалось выше, началы-также приходится отчитываться перед вышестоящими инс циями с помощью количественных показателей, и эти по* тели профконсультант должен представить. Кроме того, инс| приходится вести «двойную» отчетность: отдельно для начй ства и проверяющих, и отдельно для самого себя, без самС мана, реально оценивать эффективность своего труда, вов{ корректировать его, а главное - чтобы постепенно подклюй к реальной оценке (и рефлексии) проделанной совместной;! боты и самого клиента. Формирование у консультируемого i собности оценивать эффективность профконсультации та является своеобразным показателем качества оказываемой: енту помощи.


13.4. Основы планирования и проведения конкретных

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и виды профориентации. Основные методы профориентации. Адаптация персонала и ее виды. Особенности процесса профессионального обучения. Анализ управления профессиональной ориентацией и адаптацией персонала на предприятии МУП ЖКХ "Верх-Тулинское".

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Анализ адаптации и мотивации персонала ООО "Русские Транспортные Линии". Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры и социальной ориентации в коллективе предприятия. Пути снижения адаптационных рисков персонала организации.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Обучение в рамках программы профессиональной ориентации. Профессионограмма как одна из ее составляющих. Реализация индивидуальных и социальных функций. Значение развития человеческого ресурса для бизнеса. Анализ процесса адаптации персонала в гостинице.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Технико-экономическая характеристика, организационная структура, анализ кадрового потенциала и управления развитием персонала предприятия. Процесс и этапы аттестации персонала. Экономическая эффективность системы профессиональной подготовки кадров.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2009

    История становления профориентации. Теория профориентации. Методология профориентации. Основы организации и планирования профориентационной работы. Профессиональное воспитание учащихся. Социально-профессиональная адаптация молодежи.

    реферат , добавлен 19.05.2003

    Cовременное состояние методик оценки персонала в современной России. Проблемы оценивания персонала, выдвинутые практикой работы в условиях рыночной экономики. Анализ методики оценки персонала ООО "Каскад" и разработка предложений по их совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2011

    Определение понятия, изучение состава и исследование структуры персонала предприятия. Технология управления кадрами и показатели эффективности использования персонала. Анализ системы управления и использования персонала на примере администрации города.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2013