Проект «Я познаю мир» на примере работы школьного велоклуба. Программа проектной деятельности "я познаю мир" Составные части проекта

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Проект «Познаю мир»

Тема:Элементарная поисковая деятельность младших дошкольников по вопросу: «Снег и

его свойства».

Вид:Организация специальной педагогической работы зимой.

Тип: Информационно - поисковый.

Форма реализации:Прогулки, наблюдение, элементарное экспериментирование в зимнее

время года.

Участники:Дети, родители, воспитатели.

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задача.

3. Этапы работы над проектом.

4. Перспективный план работы и основные направление деятельности.

5. Организация элементарно - поисковой деятельности детей 3- 4 лет.

6. Условия, побуждающие детей 3- 4 лет к познавательной активности и практической

деятельности.

7. Ожидаемый результат.

Программно- методический материал.

Пояснительная записка

В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного образа мира

благодаря познавательной активности ребёнка. Познавательные потребности ребёнка зависят от

возрастных и индивидуальных особенностей. Уровень сформированности познавательных

процессов (восприятие, внимание, памяти, мышление) определяют возможности ребёнка в

познании, в умении получать информацию; переработать и применять её; иметь своё отношение к

окружающему миру.

Дети 3- 4 лет с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда

даже главного не замечают. Ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок, через манипуляцию с

объектами. При этом много информации, значимой для его развития, остаётся не востребованной,

проходит мимо, а значит усваивается примитивно, поверхностно. Психические и

интеллектуальные возможности ребёнка 3- 4 лет не позволяют ему полноценно и правильно

воспринимать и перерабатывать обрушившийся на него из вне поток информации.

Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией

о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 3 лет интересует прежде

всего внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? С 4 лет малыш

пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить.

Поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе

общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт. Но очень важно

определить меру своего участия в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его

инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.

Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на все его чувства

своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей 3- 4 лет уже начинает появляться

поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно

узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.

Элементарная поисково- познавательная деятельность позволяет ответить на интересующие

ребёнка вопросы сформировать у детей представление о явлениях природы; выявить причины

взаимосвязи. Она обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности

малышав познание окружающего мира.

Цель проекта:Формирование системы знаний о снеге и его свойствах методом поисково-

познавательной деятельности.

Задача проекта:

1.Помочь детям усвоить объём знаний, определённый Программой «Радуга» через организацию

элементарной поисково- познавательной деятельности.

2.Создать условия, побуждающие детей к активной познавательной и практической деятельности.

3.Воспитать интерес к объектам не живой природы.

4.Сформировать эстетическое восприятия чувства, развить сенсорные способности.

5. Сформировать основу бережного отношения к окружающему миру.

Этапы работы над проектом

Этап первый:

1.Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей

в познание окружающего мира.

2.Определение задач.

3.Изучение программно -методического обеспечения.

Этап второй:

1.Определение структуры образовательной деятельности.

2.Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.

Этап третий:

1.Создание условий, побуждающих детей к познавательной и практической деятельности.

Этап четвёртый:

1.Презентация работы.

2.Итоговая диагностика детей.

Перспективный план работы и основные направления поисково- познавательной

деятельности.

1.Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию

об отдельных предметах, выделять их свойства и качества, устанавливать взаимосвязи.

2.Дать возможность детям созерцать природу.

3.Создать наглядную опору для фиксации наблюдений: копилка «Подарки зимы», иллюстрации,

зарисовки, картины, открытки, книги.

Вид деятельности

I.Прогулки и экскурсии.

Знакомить детей со свойствами снега: белый, может быть пушистым,

легким; может быть тяжелым, рыхлым, липким.

Помочь детям установить зависимость свойств снега от погодных

проявлений. Снег лежит везде, но его покров зависит от рельефа

поверхности земли.

Развивать речевые высказывания, эстетическое восприятие.

II. Наблюдение:

1.Простое рассматривание

отдельных снежинок

Показать детям многообразие форм снежинок: звездочки, цветочки,

иголочки.

Обратить внимание на цвет, размер. Учить отвечать на вопросы.

Вызвать эмоциональный отклик, интерес к явлениям не живой природы.

2.Простое рассматривание:

Обратить внимание на зимние явления природы. Расширение

Вид деятельности

«Падает снег»

словарного запаса: снегопад, сугробы, метель; падает тихо, сыплет

хлопьями, метет, завывает, кружит.

Вызвать интерес к наблюдению, эмоциональную отзывчивость.

3.Манипулирование со снегом:

- удерживание снежинок на

рукавичке;

- удерживание снежинок на

- подбрасывание снега лопатой;

- изготовление снежных форм.

Познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает от

тепла, рассыпается, легкий, разлетается, тяжелый, липкий, можно

лепить. Учить отвечать на поисковые вопросы, делать предположения,

рассуждать.

Развивать интерес к познанию, поисковой деятельности.

III.Совместные игры со

взрослыми, сверстниками,

самостоятельная игровая

деятельность

Закреплять знания о снеге, его свойствах.

Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений,

речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

IV. Занятия:

1.Рассматривание картин:

«Дети зимой на прогулке», «Зимние

развлечения».

Закреплять и расширять знание детей о зимних явлениях природы;

деятельности детей в зимнее время года; учиться относить увиденное с

личным опытом; закреплять знание о свойствах снега.

Развивать монологическую речь, умение делать выводы. Расширять

словарный запас по теме. Воспитывать эстетическое восприятие.

2. Ознакомление с

художественной литературой.

Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные

произведения; соотносить услышанное с личным опытом, закреплять

знание о явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.

3.Элементарная поисковая

деятельность: «На дворе горой, а в

избе водой», «Кот лепил себе

пирог», «Следопыты», «Строители

снежных построек», «Как на горке

снег, снег», «Будь здоров».

Продолжать знакомить со свойствами снега: на холоде лежит, а от

тепла тает. Учить анализировать, устанавливать взаимосвязи; учить

рассуждать, предлагать способы проверки, предположений и

высказываний. Развивать интерес к поисковой деятельности.

Дать представление о том, что на свежее выпавшем снегу четко

Дать представление о том, что следы могут быть глубокими и

мелкими. Продолжать учить рассуждать, выбирать способы проверки

предположений. Развивать интерес к поисковой деятельности.

Закреплять и уточнять знания детей о свойствах снега: из мокрого

снега можно лепить (скатывать, делать налепы); из твердого

слежавшегосяснега можно вырезать снежные фигуры. Учить выполнять

посильную работу, получать удовлетворения от совместной

деятельности.

Расширять представления о природных явлениях. Познакомить с

рельефа местности.

Развивать умение рассуждать, высказывать предположения, делать

Уточнять и закреплять знания детей о свойствах снега: холодный,

превращается от тепла в грязную воду.

Дать представление о том, что есть снег опасно –можно заболеть.

Развивать интерес к познавательной деятельности.

V. Труд:

- трудовые поручения;

Научить элементарным приемам трудовой деятельности. Познакомить

с правилами безопасности во время труда, вызвать удовлетворение от

Вид деятельности

- расчистка дорожек от снега;

- сбор снега для построек;

- сооружение из снежных

конструкций;

- наблюдение за работой

дворника;

- наблюдение за снегоуборочной

техникой.

совместной деятельности, показать значимость своего труда. Закреплять

знания о свойствах снега.

VI. Совместные мероприятия с

родителями:

- экспериментирование;

- расчистка дорожек;

- участие в конкурсе по

сооружению снежных построек;

- родительские встречи;

- подборка художественной

литературы.

Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и

детьми. Создать эмоциональный настрой. Приобщать родителей к

воспитательному процессу. Оказывать педагогу психологическую и

дидактическую помощь по организации элементарной поисково-

познавательной деятельности с детьми.

Организация элементарной поисковой деятельности

Поисковая деятельность проводится под руководством взрослого. Педагог отбирает то

и направляет детей на выделение познавательных задач, в ходе анализа ситуации; соотносит

имеющиеся знания детей с тем, что предстоит узнать; помогает наметить способы проверки

предположений; организует практическую деятельность; подводит к обобщениям выводам.

Поисковая деятельность проводится в определенной системе:

1. Осознание проблемной ситуации: что известно, а что нет. Постановка познавательной задачи.

2. Обсуждение высказываний, выбор способов проверки.

3. Развернутая поисковая деятельность.

4. Анализ полученных результатов наблюдения.

5. Формирование выводов.

Условия побуждающие детей 3- х лет к познавательной активности и элементарной

поисковой деятельности.

Чтобы способствовать развитию познавательной активности малышей, необходимо

наполнить их жизнь различными новыми предметами, объектами, явлениями и событиями,

которые бы будили их мысль, давали пищу для размышления.

Развивая познавательную сферу ребенка 3-4- х лет необходимо стремиться создать такие

условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально- чувственное

восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

К числу условий, которые могут обеспечить вышеперечисленные требования можно

отнести следующее:

1. Прогулки и экскурсии.

2. Наблюдение.

3. Совместные игры и деятельность с взрослыми и сверстниками.

4. Занятие с решением проблемных ситуаций.

5. Ознакомление с художественной литературой, наглядным материалом.

Прогулки по территории детского сада и за ее пределами требует большой подготовки

детей. Прежде всего необходимо обеспечить безопасность; продумать сюрпризные моменты;

вызвать устойчивый положительный эмоциональный настрой; увлекательно осуществить

воспитательно- образовательные задачи.

Прогулки по территории детского сада необходимо проводить не реже одного раза в

неделю. В начале года место для прогулок определяет сам педагог, когда дети станут старше

можно с ними обговаривать куда пойдут гулять.

Для конкретизации новых знаний во время прогулок, их закрепление и уточнение; для

тренировки наблюдательности, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы

необходимо создавать проблемные ситуации; придумывать сюрпризные моменты; выносить

знакомые игрушки.

У детей 3-4- х лет наблюдательность, как качество личности отсутствует, поэтому роль

взрослого нацелить ребенка на активную познавательную деятельность, ориентируясь на

первичную реакцию малыша. Необходимо сразу же, выйдя на прогулку, дать ему увидеть

необычное, с ориентировать на изменения в ближайшем окружении.

Например: выйдя на прогулку во время оттепели, сразу обратить внимание детей на то, что с

крыш капает вода, снег на дорожках мокрый, появляются лужи. Спросить детей, почему с крыш

капает вода. Дети могут ответить, что тает снег. Поинтересоваться: «Может снег тает только над

нашей дверью и лужи только здесь?». Одни дети могут согласиться с предполагаемым ответом

педагога, другие начнут рассказывать, где они видели такие же явления.

Необходимо выяснить у детей хотят ли они знать где ещё на территории детского сада

такие же природные проявления, как это можно сделать. Наметив задачу, организовать прогулку

по территории детского сада, отмечая сходство с данной ситуацией. Спросить детей почему снег

тает везде зимой, подвести к выводу: оттепель вызвала таяние снега, поэтому со всех крыш течет

вода, по всюду появляются лужи, снег везде темный рыхлый.

Одни из компонентов прогулки является наблюдение. Наблюдение может проходить как

простое рассматривание и как манипуляция с чем- либо. Но дети 3- х лет не умеют и любят

наблюдать. Привлечь внимание детей можно эмоциональными высказываниями.

Например: «Ой, смотрите, смотрите, какие красивые снежинкипадают на мою рукавичку!» и дети

сразу же начнут рассматривать снежинки на своих рукавичках, отмечать их цвет, форму, величину.

Если наблюдение проводится в первые нельзя спешить с постановкой вопроса, необходимо дать

детям возможность самостоятельно посмотреть, удовлетворить возникшие любопытства,

составить первые впечатления; помочь детям понять увиденное, вызвать интерес к

наблюдаемому объекту.

Например: обратить внимание, что на свежее выпавшем снегу отпечатались чьи- то следы

и они куда- то идут. Дети идут по следам, изучают их, доходят до забора и вдруг проблема, следы

обрываются и появляются только далеко за забором. Кто бы это мог быть. Необходимо выслушать

разные предположения, с выводами нельзя торопиться. К исследовательской деятельности можно

приобщить родителей. Включить их в обсуждение беседы, выявлении проблемной ситуации,

предложить вместе с детьми в выходные дни изучить следы на снегу в ближайшем окружении,

рассмотреть и изучить разные следы на картинках, понаблюдать за повадками кошки. Результаты

наблюдения обсудить с детьми, нацелить на разговор с педагогом.

После выходных дней необходимо продолжить беседу с детьми в «кругу друзей».

Выяснить, что они узнали нового с родителями. После этого провести повторное «чтение следов»

и сделать выводы.

У малышей всегда есть желание взять снег рукой, положить в карман, принести в группу.

Эти манипуляции можно использовать со свойствами снега: холодный, тает.

Например: можно предложить детям подержать снег на ладошке, посмотреть, что будет

после того как он растаял, задать вопросы, сделать вывод. Чтобы дети лучше и точнее осознали

наблюдаемые связи, необходимо проводить экспериментирование: лепить снежные пирожки,

приносить снег в группу, наблюдать что происходит, делать обобщения, выводы.

Постепенно дети приходят к выводу: снег от тепла тает, превращается в воду; приносить

его в группу и держать в кармане нельзя –будет лужа.

Очень часто дети берут снег в рот. Необходимо подвести детей к самостоятельному

формулированию выводов: снег есть нельзя, заболеешь.

Например: можно провести экспериментирование, насыпать в белую чашку снег, дать ему


2 Основополагающий вопрос: Ребёнок на улице. Что делать? Проблемные вопросы: 1.Как вести себя в городском транспорте? 2.Зачем нужны дорожные знаки? 3.Что делать, если я потерялся? Учебные вопросы: 1. Кому надо уступать место в транспорте? 2. Нужна ли этика в транспорте? 3. Откуда взялись дорожные знаки? 4. О чём говорят дорожные знаки? 5. Кто я? 6. Кто поможет?


Аннотация проекта Познакомить детей с правилами: входить в заднюю дверь, выходить – через переднюю, детям нельзя ездить в транспорте одним без взрослых; разговаривать надо так, чтобы не мешать другим; нельзя стоять у двери; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; принято уступать место пожилым людям и инвалидам. Познакомить детей с различными дорожными знаками. Ребёнок должен знать ф. и. о. своё и родителей, адрес, телефон свой, обращаться за помощью только к милиционеру, военному. 3


Ожидаемые результаты: После завершения проекта воспитанники смогут: использовать правила безопасного поведения в городском транспорте; различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно обращаться не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному. Хорошо знать домашний адрес, телефон свой и родителей. 4


Темы самостоятельных исследований: 1. Изучение правил поведения в транспорте, устройства проезжей части. 2.Подготовиться к встрече с различными жизненными ситуациями. 3. Соблюдение правил безопасного поведения на улице. Результаты представления: Презентация воспитанника. К проекту разработаны: Дидактические материалы: Карточки «Дошкольник и дорога», настольно- печатные игры, библиотечка «Школа Незнайки». Анкеты для детей. Документы по оцениванию: Таблица З-И-У Журнал участника проекта 5


Этапы и сроки проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований воспитанников), Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 3 занятия. Выбор творческого названия проекта (совместно с воспитанниками) – 1 занятие. Обсуждение плана работы с воспитанниками в группе – 2 занятия. Обсуждение с воспитанниками возможных источников информации – 1 занятие. Самостоятельная работа воспитанников по обсуждению задания каждого в группе – 1 месяц. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 6 месяцев. Подготовка воспитанниками презентации по отчету о проделанной работе – 1 месяц. Защита полученных результатов и выводов – ролевая игра в виде конференции. 6


Информационные ресурсы: 7 1.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» 2.«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина 3. и дорога&img_url=rweek.ru%2Fup%2Fnews%2Fimg%2FeBuwFQ7s5Nu6e57nzAywnv3l и дорога&stype=simage&img_url=woman-happy.ru%2Fuploads%2Fposts%2F %2Fthumbs%2F epad.com%2F.a%2F6a00e54ed0df b750d9970c-800whttp://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=дети&img_url=andybraner.typ epad.com%2F.a%2F6a00e54ed0df b750d9970c-800w 6. house.ru%2Fuploads%2Fposts%2F %2Fthumbs%2F _ _5.jp

Экскурсионная программа для младших школьников

«Я познаю мир»

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №12

Г.Новоалександровска

2014 – 2015 уч г

Цель – расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.

Задачи:

1.Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации полученной в результате экскурсий, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала.

2. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Принцип продуктивности.

Деятельностный принцип.

Принцип культуросообразности

Принцип творческо-практической деятельности

Принцип коллективности

ФОРМЫ

Экскурсии по музеям, храмам, памятным местам, библиоекам

Встречи с интересными людьми

МЕТОДЫ

Словесный метод - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

Наглядный метод - посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий с видами села, района, области.

Поисковый метод - сбор информации по заданной теме.

Исследовательский метод - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьных музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Творческие работы (презентации, видеофильмы, ролики, буклеты).

Сочинения (рассказы, стихотворения).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Предполагается, что ученики узнают и поймут такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.

2. Разовьется внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления, речь.

3. Сформируется широкий кругозор.

4.У учащихся будет сформировано умение «презентовать» себя.

5. Комплектование "портфеля экскурсовода"

1. Вводное занятие.

Рассказ о цели, задачах, значимости проведения экскурсионной деятельности. Разработка содержания программы.

Практическое задание: отбор и изучение экскурсионных объектов

Тема 2. «Мой город. Мой музей.»

Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др.

Знакомство с городским музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Экскурсия в музей (

Ожидаемый результат:обогащение словарного запаса, углубление знаний о родном городе.

Практическое задание: представить материал для заочного знакомства с родным селом (по заданному плану)

Тема 3. «Огонь наш друг и враг»

Знакомство детей с пожарной техникой и людьми, которые работают на ней.

Ожидаемый результат: формирование у школьников знаний по пожарной безопасности

Практическое задание: составление рассказов из личного опыта «Что я видел на экскурсии». Составление фотоальбома. Рисование на тему: «Что нужно для работы пожарного».

Тема 4. «Храм нашего города»

Знакомство учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Ожидаемый результат: развитие интереса к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, формирование представления о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Практическое задание: составление рассказов из личного опыта «Что я видел на экскурсии». Составление фотоальбома, презентации.

Тема 5.» Наша библиотека»

Приобщение школьников к чтению, дать учащимся представление о библиотеке, абонементе и читальном зале, книжных стеллажах; о структуре книги.

Ожидаемый результат: повышение мотивации у детей к чтению

Практическое задание: подготовить рассказ о книге, изготовить закладки для книг

Тема 6 . «70-ю великой Победы»

Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

Знакомство с памятниками города (экскурсия).

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса к истории героического прошлого нашей Родины, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою Родину.

Практическое задание: подготовить материал о памятниках города

Представление "портфеля экскурсовода".



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Детское экспериментирование – я познаю мир»Проект Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. Плиний Старший Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, экспериментыСредства: поисковые действияВид проекта:Групповой «Я познаю мир ». Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуацийПлан реализации: 3 года. Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Цель проекта: Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Методы обеспечения:Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.Проведение опытов (практических).Беседы (конструктивные). Этапы осуществления проекта1) Подготовительный этап: Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Диагностика. Отображение цели и задач проекта.2) Реализация проекта:Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.Практическая часть: а) Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)б) Связь с другими видами деятельности:ИгроваяПродуктивнаяПознавательно-исследовательская (опыты)Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)Учебная речевое развитие, (рисование, лепка)Релаксация.в) Организация кружка « Я познаю мир ».3) Заключительный этап: Диагностика (результативно-сравнительный анализ). Механизм выполнения проекта.Экскурсии в парк.Экологические праздники: «День Воды», «Воздушные шары».Конструктивные беседы.Новизна разработкиТолчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.(Наблюдение, Трудовые действия, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Элементарные математические представления) В своем проекте я применяю новые методические подходы к организации поисковой – исследовательской деятельности, использую творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Расширяет представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомит с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); Содержание: Информация об объектах и явлениях, предметахМотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Последовательность детского экспериментирования.Задание: Выстроить последовательность детского экспериментирования. Проблемная ситуация.Целеполагание.Выдвижение гипотез.Проверка предположения.Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю?Почему я это делаю именно так, а не иначе?Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Опыты с водой вывод: Вода не имеет формы.Вода не имеет запаха. Что тонет в воде. Можно ли покрасить воду. Примерная структура занятия - экспериментированияПостановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Ожидаемые результатыРезультат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. ЗаключениеГотовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

Организация: МБДОУ «Детский сад №1 «Тугутчаан»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Анабарский улус, с. Саскылах

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Стремление ребенка к самостоятельному исследованию, потребность в познании окружающего мира – одна из самых первых потребностей, появляющихся у человека буквально с самого рождения. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, торопясь как можно больше увидеть, услышать и почувствовать. Ребенок не только стремится к познанию, но исполняет различные варианты поиска ответа на возникший вопрос. Многие психологи и педагоги отличают важность исследовательского поведения в плане развития и, в особенности, саморазвития личности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? как? зачем? что будет? если?), почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Совершать первые детские открытия помогают родители и воспитатели. Они помогают при выборе тем, оформлении, обеспечивают материалом. В процессе исследовательской деятельности дошкольники учатся: определить тему, принимать и ставить цель, видеть и выделять проблему, решать проблемы, анализировать объект и явления, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы.

Процесс познания – творческий процесс, а наша задача состоит в том, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и создать необходимые условия. Обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников, формирование умения обрабатывать полученную информацию (составление последовательность передачи, раскрытия темы), развивать умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией.

Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии, речи.

Обучение детей навыкам исследовательской деятельности;

Повышение уровня познавательной активности детей;

Развитие коммуникативных и творческих навыков;

Развитие связной речи.

Исследовательская деятельность в нашем детском саду №1 «Тугутчаан» с. СаскылахАнабарского улуса давно вошла в систему работы с детьми, и мы считаем, что накоплен не малый опыт. Так, с 2007 года проводится мини-конференция «Я познаю мир». В данной конференции принимают участие дети старшей и подготовительной группы. Каждый год мини-конференция проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков творческого и исследовательского поведения, развития творческих иисследовательских способностей.

Защита проектов проводится в форме презентации, проведения опыта и защиты исследовательских работ используя разные приемы и формы. Из года в год темы исследовательских работ детей расширяется.Участники выбирают тему по своим интересам.

Проведение данной работы формирует у детей старшего дошкольного возраста представления о проектной деятельности, как ведущем способе развития познавательной активности.

Нужно отметить, что участники проекта не останавливают исследовательскую работу, а продолжают свою работу дальше в школе. Так, например воспитанница подготовительной группы Николаева Полина, в 2008 году защитила работу «Якутская лошадь». В 2009 году, поступив в 1 класс, продолжила исследовательскую работу по данной теме и получила диплом I степени в номинации «Обладающий ораторским даром»; она же, в 2010 году, стала дипломантом II степени защитив тему «Развитие творческих способностей через любовь к якутской лошади».

Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности старшего дошкольного возраста является:

Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире;

Систематизирование информации черезлогические операций (классификация, анализ, сравнение, обобщение);

Стремление к дальнейшему изучению выбранной темы.

Таким образом, проектная деятельность развивает познавательную активность ребенка: дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные замыслы. Дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей.