Экономика и управление на предприятии (специальность): кем работать? Программа профессиональной переподготовки "экономика и управление на предприятии" Экономика и управление деятельности предприятия.

От грамотного управления во многом зависит эффективность работы предприятий. Руководящие кадры - это наше всё. Где же их готовят? Что может дать будущим студентам специальность "Экономика и управление на предприятии"? Какие перспективы в плане устройства на работу? Обо всем этом мы расскажем в статье.

Общая информация

Итак, специальность «Экономика и управление на предприятии» - это универсальная специальность, что позволяет овладевать методами и приемами эффективной организации производства, ведения бизнеса, достижения максимальных результатов за счет наименьших затрат и учит поддерживать стратегическую конкурентоспособность. Какую профессию осваивают люди, прошедшие обучение? Они получают специальность экономиста-менеджера. По сути, это интегратор базовых бизнес-процессов, которые имеют место на предприятии. Хотя не только это. Но обо всём по порядку.

Какие перспективы?

Что даёт «Экономика и управление на предприятии»? Кем работать после обучения? По сути, это подготовка руководящих кадров. Во время обучения человеком получаются теоретические знания, умения и навыки, что помогут разработать стратегию развития организации в рыночных условиях, управлять вложениями и разработками, ростом капитализации, оптимально распределять ресурсы в соответствии с установленной приоритетностью, осуществлять анализ и проводить оценку финансового состояния предприятия.

Специалисты этой профессии изучают основы рационального управления производством, социального развития компаний с учетом их отраслевой специфики, технологии работы и экономики. Это позволяет работать на разных предприятиях, в проектных организациях, органах государственного управления и местных структурах, а также в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Занимаемые должности - от специалиста по инвестициям до широкого спектра экономистов, так сказать, на все случаи жизни.

Решаемые задачи

Какие профессиональные проблемы сможет решать человек, который выучился по направлению «Экономика и управление на предприятии»? Высшее образование позволит решать такие задачи:

  1. Прогнозировать и планировать деятельность организаций с разными формами собственности.
  2. Подготовка экономического обоснования для вложений и разработок.
  3. Управление деятельностью субъекта.
  4. Разрабатывать стратегии развития организации.
  5. Оценка результатов работы структуры.
  6. Анализ деятельности организации.

Особенное внимание делается на рациональное использование доступных возможностей. Подготавливаются люди, что должны обеспечить эффективную реализацию программ и проектов. Перед ними стоят задачи организации процесса создания совокупного общественного продукта, а также - национального дохода. Специалисты после окончания факультета экономики и управления на предприятии смогут заниматься организационной, руководящей, проектной, аналитической, финансовой, внешнеэкономической, предпринимательской, научно-исследовательской и образовательной деятельностью.

Где можно получить?

Сейчас наметилась тенденция универсальности университетов, когда они осуществляют обучение по множеству специальностей, часть из которых не является целевой в рамках первоначальной доктрины. Поэтому желательно ориентироваться на наиболее престижные заведения. Конечно, чтобы в них поступить, необходимо обладать хорошими баллами и, что важнее, знаниями. Где же может быть освоена «Экономика и управление на предприятии». Вузы, предлагающие эту услугу:

  1. Академия МНЭПУ.
  2. МИФИ.
  3. Государственный университет имени Н. Э. Баумана.
  4. Международная академия бизнеса и управления.

Вот такой небольшой список. У многих может возникнуть впечатление, что освоить данную специальность можно только перебравшись в Москву. Это не так. Обучение этой специальности предоставляют и многие региональные высшие образовательные учреждения. Конечно, многим бы хотелось иметь престижный диплом. Но самое главное - это знания. Преподаватели все аспекты не рассмотрят, и много внимания придётся уделять самообразованию. Это даже предусматривается в современных учебных планах. Не является исключением из этого направление «Экономика и управление предприятием». Институт может подсказать, в каком направлении двигаться, но обучаться придётся самостоятельно. И, вероятно, всю жизнь.

Немного о будущей работе

Квалификация специальности звучит как «экономист-менеджер». Если перевести по смыслу на русский язык, то получится хозяйственник-руководитель. Где же можно будет использовать полученные знания? Условно можно выделить следующие направления:

  1. Предпринимательство.
  2. Квалифицированный работник, задействованный в структуре управления.
  3. Советник.

Каждое из этих направлений имеет свои специфические особенности. И для лучшего понимания ситуации они будут рассмотрены по отдельности.

Предпринимательство

Что собой по сути представляет экономика и управление предприятием? Обучение в рамках этого направления позволяет получить базовые знания об экономических процессах, используемой терминологии и ряде иных моментов, из которых цементируется фундамент для уверенной деятельности в этой сфере. Если иметь представление о том, как всё устроено, то можно и самостоятельно попробовать свои силы на поприще предпринимательского успеха. И здесь вовсе не обязательно начинать всё с нуля и изобретать свой велосипед. Можно воспользоваться наработками других организаций и структур, приобретя франшизу.

Единственное, без чего сложно начать - это капитал. Но если работа ведётся в сфере услуг, то это не так-то уж и критично. Конечно, уехать далеко на одной теории будет довольно сложно. Необходимо ещё иметь практику и представление о реальном положении дел. Конечно, управлять предприятием в данном случае никто не даст. Но кто сказал, что именно это и нужно? Необходимо искать возможность наблюдения за процессами, чтобы получить реальное представление о работе предприятия. Даже если есть возможность просто носить важные бумажки, это тоже прогресс. Ведь реально заинтересованный человек сможет их изучать, запоминать и оценивать принимаемые действия, что позволит более уверенно начать работу на себя. Конечно, можно обойтись и без всего этого, и, определив фронт работ, начинать действовать.

Квалифицированный работник

В таком случае человек устраивается на предприятие с целью набраться опыта и сделать карьеру. Необязательно думать, что вся жизнь будет проведена в рамках одной структуры. Уже давно минули те времена, когда на одном предприятии люди работали десятилетиями. Поэтому, набравшись опыта, можно попробовать себя на другом предприятии. Первоначально вряд ли стоит рассчитывать на получение критически важных поручений, где можно будет существенно проявить себя. Хорошую репутацию и опыт ждут годами. Хотя как раз надеяться на то, что возможность проявить себя появится с неба - не приходится. Необходимо искать пути пробиться наверх. Этого можно достичь, совестно выполняя свои обязанности, проявляя инициативу, разбирая сложившуюся ситуацию и давать дельные советы. Но при этом необходимо учитывать существующие реалии. Возможно, руководитель не захочет прощаться с таким хорошим работником. Такая вероятность, увы, тоже существует. При невозможности продвижения и роста лучше сделать шаг назад, оглядеться по сторонам и принять решение о переходе в другую компанию.

Можно работать не только на свою компанию, но и на другую, выступая в качестве консультанта по инвестициям. В таком случае необходимо уметь трезво и объективно оценить ситуацию, что сложилась в другой организации, и предоставлять собственные рекомендации по принятию решений. Со временем можно «скрестить» это занятие с предпринимательством.

Давайте рассмотрим небольшой пример. Есть такой довольно известный инвестор - Уоррен Баффет. Это один из самых богатых людей в мире. Первоначально он тоже работал в качестве советника по инвестициям. Постепенно он начал часть заработанных денег вкладывать в то же, что рекомендовал своим клиентам. Результат такого подхода, помноженный на знания, нам всем прекрасно виден - Уоррен Баффет по праву считается одним из самых богатых людей на земле и чрезвычайно успешным инвестором. Конечно, повторить его путь всем не дано. Но хотя бы попытаться стоит. Даже если не получится достичь его высот, то вполне можно стать миллионером, что не является чем-то из ряда вон выходящим и фантастическим.

В заключение

Так выбирать ли эту специальность? И куда поступать? Ответы на эти вопросы абитуриенты должны найтисамостоятельно. Если нужны знания для организации собственного дела, есть талант в работе с другими людьми, дисциплина и желание трудиться, то это, безусловно, очень полезная специальность. Также она подойдёт людям с математическими и аналитическими навыками. Но следует помнить, что идти нужно туда, где есть интерес, и важно хорошо учиться. Это не значит зазубривать материал, а разбираться в нём и понимать, почему всё так. Именно понимая связи, причины и следствия, можно действовать оптимально. К тому же, человек, который может живо найти проблему и доступным языком описать её для всех остальных, явно ценный кадр.

Кафедра « Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»

И.Ю. Левитина

Экономика предприятия

Методические указания
по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 060800

«Экономика и управление на предприятии

(в сфере сервиса)»

Санкт-Петербург


Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление предприятием сервиса», протокол № 3 от 18.10.2005 г.

Утверждены Методическим Советом по специальности 060800, протокол № 4 от 29.10.2005 г.

Экономика предприятия. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 43 с.

Составители: канд. экон. наук, доцент И.Ю. Левитина

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Е.Е. Шарафанова;

канд. экон. наук, доцент Е.В. Ялунер

Научный редактор: д-р экон. наук, профессор В.Н. Соловьев

Ó Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики


1. Цели и задачи курсовой работы... 4

3. Выбор темы и подготовка задания на курсовую работу 8

5. Методические указания по выполнению практической части курсовой работы... 21

5.1. Сущность франчайзинга. 21

5.2. Определение суммы инвестиций на создание нового бизнеса. 22

5.2.1. Определение величины инвестиций на формирование основных средств предприятия. 22

5.2.2. Определение величины инвестиций на формирование нематериальных активов предприятия. 23

5.2.3. Определение величины инвестиций на формирование оборотных средств предприятия. 24

5.3. Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций. 26

5.4. Расчет экономической эффективности. 28

5.5. Определение текущих расходов. 30

5.6. Калькулирование себестоимости и определение цен
на товары и услуги. 34

5.7. Определение доходов предприятия и финансвых результатов его деятельности. 36

ЛИТЕРАТУРА.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 41


Цели и задачи курсовой работы

"Экономика предприятия" является одной из первых профилирующих дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии в сфере обслуживания". Целью курса является изучение современного экономического механизма, обеспечивающего жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции, приобретение базовых теоретических и практических навыков, необходимых для успешного освоения всех дисциплин специальности, формирующих специалиста, деятельность которого "направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием с учетом отраслевой специфики техники, технологии, организации производства..." (государственный стандарт по специальности 060800). Данный курс закладывает у студента основные понятия о предприятии как о едином целом по отношению к внешней среде, о внутренней структуре предприятия, основных его функциональных системах и их взаимодействии давая цельную картину из основных определений и понятий, которые в дальнейшем будут изучаться более подробно в спецкурсах.

В результате изучения дисциплины экономист-менеджер должен:

Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия;

Отечественный и зарубежный опыт в области управления экономикой предприятия;

Формы и методы экономического управления предприятием в современных условиях хозяйствования в России;

Уметь самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом.

2. Владеть:

Специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины;

Навыками расчетов основных экономических показателей деятельности предприятия;

Навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории экономики предприятия и практике ее развития.

Курсовая работа дает возможность не только расширить, систематизировать и закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения курса, но и приобрести опыт использования справочных, нормативных материалов и литературных данных. Это первая исследовательская работа в процессе обучения в университете, которая по сложности приравнивается к изучению курса и оценивается отдельной самостоятельной оценкой. Оценки за курсовые работы в обязательном порядке отражаются в выписке к диплому в отдельном разделе.

Основной целью курсовой работы является формирование у студентов навыков проведения научно-исследовательских работ.

Основные задачи :

Формулировка проблематики работы и систематизация методов ее решения;

Отработка навыков поиска нормативно-справочной и учебной литературы по заданной теме;

Самостоятельное теоретическое изучение методов экономического управления ресурсами предприятия;

Анализ и осмысление изученного материала, его структуризация в соответствии с планом работы, грамотное выполнение реферата;

Отработка практических навыков выполнения экономических расчетов и их анализа, необходимых для принятия грамотных бизнес- решений;

Отработка навыков грамотного оформления результатов проведенной работы;

Получения опыта открытой защиты своей работы.

Содержание курсовой работы зависит от тематики разработки, индивидуального задания каждого исполнителя и конкретной задачи, которая определена темой работы. Однако во всех случаях основное содержание работы представляется в виде пояснительной записки, которая должна давать полное представление о цели работы, задачах, решаемых студентом, проведенных им расчетах и сделанных на их основании выводах. Для каждого направления работы в пояснительной записке выделяется отдельный раздел, где кратко излагается необходимый теоретический материал и приводятся выполненные на его базе расчеты. Однако необходимо помнить, что это единая работа и практическая и теоретическая части в ней составляют единое целое . Оформляется пояснительная записка в папке-скоросшивателе , на листах формата А4 (размер 297х210), все страницы, таблицы, иллюстративный материал должны иметь сквозную нумерацию, приведение списка использованной литературы обязательно. В таблице 1 приведено примерное содержание работы, которое в зависимости от темы может быть изменено как по структуре, так и по объему.

Таблица 1

Примерное содержание курсовой работы

Название раздела Содержание раздела Примерный объем
Титульный лист Образец приведен в приложении 1. 1 стр.
Задание на курсовую работу Образец приведен в приложении 2. 1 стр.
Введение определяются цели выполнения работы, ее основные задачи; кратко формулируются проблемы, стоящие перед предприятиями в той области, которая рассматривается в теоретической части работы. 1-2 стр.
Теоретическая часть реферат по теме курсовой работы 10-15 стр.
Практическая часть выполнение расчетной работы по заданным исходным данным и параллельным изложением теоретического материала, необходимого для правильного выполнения расчетов 5-10 стр.
Заключение обобщаются знания, полученные студентом в процессе выполнения курсовой работы 1-2 стр.
Список литературы указывается вся литература (в том числе и нормативно-справочная литература, интернет-ресурсы), которая использовалась при выполнении работы, оформленная по ГОСТ 7.32-91 1 стр.
Оглавление Указание названия всех разделов работы и страниц, на которых они изложены 1 стр.

Студентами дневного отделения работа выполняется во внеаудиторное время и защищается во время зачетной недели. Успешная защита курсовой работы является необходимым условием для допуска студента к экзамену по курсу. Студентами заочного отделения работа выполняется в период между сессиями параллельно с изучением теоретического материала. Защиты курсовой работы проводится согласно расписанию зачетно-экзаменационной сессии и, как правило, непосредственно предшествует сдаче экзамена по курсу.

К выполнению работы следует приступать только после внимательного ознакомления с методическими указаниями и проработки соответствующей литературы.

После выбора темы и получения задания на курсовую работу студенты дневного отделения совместно с руководителем составляют календарный план-график работы, в котором отражены основные этапы и контрольные сроки, включая заключительный этап – защиту работы. Примерный календарный план-график работы для 4 семестра обучения длительностью 18 недель представлен в таблице 2.

Таблица 2

Примерный календарный план-график
выполнения курсовой работы

Название этапа работы Длительность этапа Срок
знакомство с задачами курсовой работы и выбор темы 2 недели 7.02-20.02
согласование задания 1 неделя 21.02-27.02
библиографический поиск необходимой литературы, согласование списка литературы с руководителем 2 недели 28.02-13.03
знакомство со специальной литературой и нормативно-законодательной базой, выполнение реферата 4 недели 14.03-10.04
выполнение расчетов 3 недели 11.04-30.04
оформление пояснительной записки 1 неделя 1.05-7.05
проверка работы преподавателем и исправление замечаний для получения допуска к защите 3 недели 8.05-28.05
защита курсовой работы 1 неделя 29.05-5.06

Студенты заочного отделения планируют свою работу самостоятельно, придерживаясь учебных графиков. Сроки сдачи курсовых работ на проверку определяются преподавателем во время установочной лекции.

Защита курсовой работы является заключительным этапом работы студента и весьма ответственна. При этом выделяется два момента: соблюдение календарных сроков предоставления пояснительной записки на проверку и успешная защита предлагаемых в ней решений. В процессе работы студент может получить замечания и консультацию руководителя работы в установленные дни и часы. В случае неправильности выполнения и ошибок, допущенных в работе, студент извещается об этом и должен исправить пояснительную записку в соответствии с замечаниями. Последующая проверка и допуск к защите производятся с учетом вышеизложенных требований.

К защите допускаются работы, отражающие требования задания на курсовую работу и успешное решение поставленных задач. Преподаватель, проверяющий работу, делает отметку на титульном листе о проверке и допуске к защите. Защита проводится в дни и часы, назначенные руководителем. Студент излагает кратко поставленную перед ним задачу, анализ состояния вопроса, методы его решения и конкретные результаты работы. После этого руководитель или присутствующие на защите могут задать интересующие их вопросы по данной работе. Ответ должен быть четким, кратким, с грамотным использованием специальной лексики. Отсутствие ответов на вопросы даже при наличии работы, выполненной в соответствии со всеми требованиями, приводит к неудовлетворительной оценке за выполнение курсовой работы.

Оценка производится по установленной бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно). В случае неудачи, студент должен получить рекомендации по устранению дефектов в работе с целью успешной последующей защиты. По решению руководителя в отдельных случаях может быть определена новая тема и выдано задание на другую работу.

3. Выбор темы и подготовка задания на курсовую работу

Задание на курсовую работу формируется студентом самостоятельно на основе типового задания, приведенного в приложении 2, и информации данного раздела. Оно согласовывается с руководителем.

При проверке работы преподаватель оценивает правильность и полноту выполненной работы, ее соответствие заданию и делает отметку о допуске работы к защите.

Общая тематика всех курсовых работ – "Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность", однако каждый студент имеет возможность углубить и расширить свои знания в одном из направлений исходя из своих интересов, поэтому тема конкретной курсовой работы будет соответствовать теме реферата, выполненного студентом.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Имущество предприятия. Анализ эффективности его использования.

2. Основные фонды предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

3. Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

4. Оборотные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

5. Трудовые ресурсы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

6. Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда, методы его планирования.

7. Доходы предприятия. Ценовая стратегия предприятия. Пути повышения доходов.

8. Расходы предприятия. Пути сокращения расходов на предприятии.

9. Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии.

10.Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

Студент самостоятельно выбирает тему и согласовывает ее с руководителем курсовой работы, после чего определяется примерное содержание теоретической части работы на основе п.4 данных методических указаний и рекомендаций руководителя работы. Тема может отличаться от предложенного перечня, если это связано с научными интересами исполнителя или его научного руководителя. В этом случае она обязательно должна быть согласована с руководителем курсовой работы и соответствовать тематике данного курса.

Практическая часть работы представляет из себя 2 задачи, выполняемые по вариантам. Выбор варианта осуществляется по первой букве полного имени студента:


№ варианта Первая буква имени студента
А, Ж, Л, Р, Х, Э;
Б, Е, М, С, Ц, Ю;
В, З, Н, Т, Ч, Я;
Г, И, О, У, Ш;
Д, К, П,Ф, Щ.

В исходных данных используются переменные :

В – номер варианта;

Г – последняя цифра года, в котором было выдано задание на контрольную работу (если она «0», то Г=10)

Задача 1.

На основании исходных данных, приведенных ниже, необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения. Расчет провести статическим методом, округляя все промежуточные результаты до тысяч рублей.

Решение данной задачи предусматривает выполнение следующих этапов работ:

1. Определение величины инвестиций на создание предприятия

a. Определение потребности в основных фондах

b. Определение потребности в запасах и величины оборотного капитала

2. Определение величины уставного капитала.

3. Формирование планового баланса предприятия на момент начала его работы, определение источников финансирования инвестиций.

4. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия на первый и последующие 4 года

5. Расчет показателей экономической эффективности создания предприятия


Исходные данные:

Для ведения бизнеса по договору франчайзинга создается ООО "Интеллект". Расчет эффективности провести из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.

Уставный капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 50+В% . Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под (15+В)% годовых.

Франчайзинговый договор предусматривает:

1) разовую выплату франшизы (нематериальный актив);

2) ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов;

3) обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал).

До начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых образуется имущество предприятия):

1. Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет (8+В) тыс. руб.

2. Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 10+Г тыс. руб.

3. Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера
(Г+5 специалистов по 10*В тыс.руб. на каждого).

4. Внести предоплату аренды помещения в сумме 500+В*10 тыс.руб.

5. Выполнить ремонт помещений – 50+Г*10 тыс.руб.

6. Закупить необходимое имущество.

7. Создать запасы товаров, комплектующих, инструмента и запасных частей. Закупка товаров для перепродажи осуществляется у франчайзера в кредит со сроком оплаты в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов месяц считать за 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов В дней.

9. Предусмотреть наличие денежных средств на непредвиденные расходы в сумме 2*В тыс.руб.

Предприятие работает по упрощенной системе налогообложения и платит единый налог – 15% от превышения доходов над расходами.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия:

В расходы первого и второго года работы необходимо добавить проценты по кредиту банка.

Задача 2.

На основании приведенных в таблице 3 исходных данных рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ. Предприятие имеет 1 производственный цех и некоторое количество приемных пунктов, где производят прием и выдачу заказов.

Для упрощения расчетов введены следующие условия:

Ценообразование и учет ведется в условных изделиях;

Амортизация начисляется линейным методом с нормой амортизации 20%.

Используйте следующий план работы:

1. Составить смету затрат на производство.

2. Составить калькуляцию на 1 условное изделие.

3. Определить себестоимость технологическую, производственную, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов.

4. Назначить цену за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности. Для дальнейших расчетов округлить ее до целых рублей.


Таблица 3

Исходные данные для решения задачи 2

Показатель Значение
Количество приемных пунктов (шт) В
Балансовая стоимость оборудования цеха (тыс.руб) =200*В
Балансовая стоимость оборудования 1 приемного пункта (тыс.руб) =200+Г
Норма амортизации для всех видов основных фондов, % =10+В
План на текущий год (тыс. условных изделий) =(В+Г)/2
Нормы расхода на 1 условное изделие:
материалы (руб./шт) =100*В+Г
комплектующие (руб/шт) =800+Г
заработная плата основная (руб/шт) =100*В
заработная плата дополнительная, % =10+Г
Затраты на содержание 1 приемного пункта:
аренда помещения(тыс.руб./мес) =5+В
заработная плата приемщицы(тыс.руб./мес) =2+В
коммунальные платежи(тыс.руб./мес) =2+Г/10
освещение(руб./мес) =200+Г
расходы на ремонт (тыс.руб./год) =20+В+Г
Затраты на содержание оборудования:
заработная плата ремонтника (тыс.руб./мес) =3+В
запасные части (тыс.руб./год) =100+Г
вспомогательные материалы (тыс.руб./год) =70+В
Затраты на содержание цеха:
арендная плата (тыс.руб./мес) =10+Г
коммунальные платежи (тыс.руб./мес) =2+В/10
электроэнергия (руб./мес) =800+Г*10
заработная плата мастера (тыс.руб./мес) =4+Г
Затраты на управление:
заработная плата директора (тыс.руб./мес) =5+В
заработная плата бухгалтера (тыс.руб./мес) =4+В
заработная плата уборщицы (тыс.руб./мес) =1+В
услуги связи (тыс.руб./мес) =1+(В+Г)/10
командировочные расходы (тыс.руб./год) =2+В
содержание автомобиля (тыс.руб./год) =30+Г
бензин (тыс.руб./мес) =В+Г
Затраты на реализацию:
реклама (тыс.руб./год) =В+Г+5
участие в выставках (тыс.руб./год) =В+Г+1

Внимание! При выполнении расчетов необходимо обращать внимание на указанные в исходных данных единицы измерения.

Внимание! Часть исходных данных может быть заменена преподавателем на установочной лекции.

В данном разделе необходимо выполнить реферат на заданную тему. Объем реферата не ограничивается. Минимум содержания реферата определяется использованием всех дидактических единиц, указанных в расшифровке каждой темы. Необходимая литература студентом подбирается самостоятельно. Обязательно использование нормативно-законодательных документов, актуальных на дату выполнения работы. Поощряется широкое использование Интернет-ресурсов (кроме использования уже готовых рефератов) с обязательным указанием ссылок на сайты. Минимальный набор литературы и нормативно-законодательных актов имеется в конце методических указаний.

При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать самое основное, необходимое для работы. Излагать лучше своими словами, учитывая современную ситуацию в экономике России. Помните, что экономика нашей страны динамично развивается, постоянно обновляются технологии организации и обслуживания, нормативно законодательная база, совершенствуется рынок. Знакомство с современной нормативно-законодательной базой, регламентирующей деятельность предприятия в современной России, является обязательным.

Студент обязан освоить выбранный раздел курса более глубоко, чем он излагается в базовом учебнике по курсу "Экономика предприятия", свободно пользоваться всеми экономическими терминами, которые использованы в работе, хорошо изучить нормативно-законодательную базу и понимать суть проблем, стоящих перед предприятиями и конкретной области исследования.

Первым этапом работы над темой следует считать ознакомление со специальной литературой в библиотеке. Проведя библиографический поиск и ознакомившись с литературой, необходимо составить примерный план реферата. План вместе с составленным списком литературы лучше всего согласовать с руководителем работы до начала выполнения реферата. Преподаватель может внести изменения в них с целью более полного раскрытия темы, уточнения последовательности изложения материала, проверит, все ли необходимые нормативно-законодательные документы вами найдены. Консультация с руководителем на данном этапе работы избавит Вас от ненужной работы или необходимости доработки реферата.

Реферат должен:

Демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников;

Показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;

Проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;

Предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;

Далее раскрываются основные дидактические единицы, которые необходимо отразить в реферате конкретно для каждой темы. Данные дидактические единицы обязательны для раскрытия темы реферата, их использование является обязательным. Поощряется более широкое освещение темы работы.

Тема: Имущество предприятия. Анализ эффективности его использования.

Имущество предприятия, отражение его в форме 1 баланса предприятия. Состав имущества предприятия, краткая характеристика основных элементов актива баланса предприятия. Источники образования и пополнения имущества предприятия и их отражение в пассиве баланса: уставный, добавочный и резервный капитал, целевые фонды, краткосрочные и долгосрочные пассивы.

Финансовые результаты от использования имущества предприятия, их отражение в форме 2 баланса предприятия. Прибыль как основной источник образования и пополнения имущества предприятия.

Методы анализа и оценки эффективности использования имущества предприятия на основе данных баланса предприятия.

Тема: Основные фонды предприятия (ОФ). Пути повышения эффективности их использования.

Состав ОФ. Структура ОФ. Активная и пассивная часть ОФ. Стоимость ОФ (первоначальная, остаточная, восстановительная, балансовая, ликвидационная, рыночная). Оценка среднегодовой стоимости ОФ. Цели и задачи переоценки ОФ. Источники образования и пополнения основных фондов (собственные, заемные, привлеченные – аренда и лизинг).

Износ основных фондов, виды износа.

Амортизация. Норма амортизации. Методы амортизации.

Обобщающие показатели эффективности использования ОФ (фондоотдача, фондоемкость, рентабельность ОФ). Частные показатели использования ОФ.

Пути повышения эффективности использования ОФ.

Тема: Нематериальные активы предприятия (НА). Пути повышения эффективности их использования.

Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам (НА). Состав НА. Интеллектуальная и промышленная собственность. Стоимость НА, методы ее оценки. Источники образования и пополнения НА.

Амортизация НА.

Методы создания и использования нематериальных активов (брендинг, франчайзинг и т.п.)

Показатели эффективности использования НА.

Методы управления НА, пути повышения эффективности использования НА.

Тема: Оборотные средства предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

Оборотные средства (ОбС). Оборотные производственные фонды. Фонды обращения.

Кругооборот оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств. Коэффициенты оборачиваемости и загрузки оборотных средств. Длительность оборота. Относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств.

Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Виды запасов и формирование норм запаса. Расчет нормативов по отдельным видам нормируемых оборотных средств и необходимой величины оборотного капитала.

Собственные, заемные и привлеченные источники образования и пополнения оборотных средств. Устойчивые пассивы как специфический источник пополнения оборотных средств. Оценка величины Собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей предприятия.

Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия. Пути сокращения необходимой величины оборотных средств.

Тема: Трудовые ресурсы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

Трудовые ресурсы. Их особенности.

Количественная характеристика (списочная, явочная среднесписочная численность персонала). Качественная характеристика трудовых ресурсов (структура персонала, профессионально-квалификационная структура кадров, штатное расписание).

Фонд рабочего времени и его использование (календарный, номинальный, эффективный фонд рабочего времени, планируемые и непроизводительные потери рабочего времени, средняя продолжительность рабочей смены).

Понятие производительности труда. Основные показатели оценки уровня производительности труда (выработка, методы ее определения, трудоемкость технологическая, производственная, полная, трудоемкость обслуживания и управления). Динамика роста производительности труда.

Планирование численности персонала на основе норм выработки и норм обслуживания.

Основные пути улучшения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (организационно-технические и социально-экономические).

Тема: Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда, методы его планирования.

Заработная плата (основная, дополнительная, вознаграждения).

Тарифная и бестарифная системы оплаты труда. Принцип расчета заработной платы при бестарифной системе оплаты труда. Составляющие тарифной системы оплаты труда (тарифные сетки, ставки, тарифно-квалификационные справочники).

Формы тарифной. Повременная (по видам) и сдельная (по видам) формы оплаты труда. Методы расчета часовых тарифный ставок и расценок. Ограничение на использования сдельной оплаты труда.

Фонд оплаты труда, его составляющие. Методы планировани фонда оплаты труда.

Тема: Доходы предприятия. Ценовая стратегия предприятия. Пути повышения доходов.

Сущность понятия «доходы предприятия», классификация доходов.

Юридическое значение термина «реализация». Методы оценки выручки от реализации продукции (услуг) для целей налогообложения (по отгрузке и по оплате). Номенклатура и ассортимент продукции (услуг).

Цена продукции. Виды цен. Принципы ценообразования (на основании цен конкурентов, исходя из потребительской стоимости товара, исходя из затрат на производство и реализацию). Калькулирование цены на продукцию (услугу). Государственное регулирование цен на социально-значимые товары и услуги. Формирование ценовой стратегии предприятия.

Факторы, влияющие на величину доходов предприятия и пути повышения доходов.

Тема: Расходы предприятия. Пути сокращения расходов на предприятии.

Сущность понятий «расходы», «затраты», «издержки».

Расходы предприятия. Их классификация в бухгалтерском учете.

Себестоимость продукции и ее состав по элементам затрат.

Прямые и косвенные расходы. Себестоимость единицы продукции (услуги). Формирование калькуляции на товар. Виды себестоимости-технологическая, цеховая, заводская, производственная, полная.

Расходы условно-переменные и условно-постоянные. Влияние объема производства на величину расходов предприятия и себестоимость единицы продукции. Сущность эффекта масштаба. Определение критического объема продаж.

Пути сокращения расходов на предприятии.

Тема: Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии.

Прибыль, ее экономическое содержание.

Форма 2 баланса предприятия как источник информации о формировании пребыли предприятия. Виды прибыли (валовая, от реализации продукции, балансовая, чистая).

Значение прибыли для предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Порядок распределения прибыли. Специализированные фонды, формируемые за счет прибыли предприятия.

Тема: Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

Финансы. Функции финансов. Финансовый механизм, его методы и рычаги.

Финансовые ресурсы предприятия. Их формирование и использование. Финансовые отношения предприятия с контрагентами, потребителями, прочими предприятиями, страховыми организациями, банковской системой, государством, вышестоящими управленческими структурами.

Система управления финансами на предприятии. Службы и подразделения предприятия, которые участвуют в управлении финансовыми ресурсами. Нормирование, контроль, распределение как методы управления финансами предприятия. Влияние государственной политики на финансовый механизм предприятия.

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов предприятия (оценка эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия, оценка эффективности инвестиционной деятельности предприятия).

Сущность франчайзинга

Франчайзинг – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Специализация: Управление персоналом предприятия.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ : очная, заочная (группа выходного дня), заочная (с применением дистанционных технологий обучения).
НОРМАТИВНЫЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ : 5 лет (очная форма).
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ проводятся ведущими преподавателями Московского социально-экономического института, Российской таможенной академии, Государственного университета управления в рамках договора об объединении усилий для повышения образовательного и профессионального уровня учащихся.
ОКАЗЫВАЕМ СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ.

Менеджер персонала компании после получения специальности «Экономика и управление на предприятии» исполняет следующие управленческие функции:

Следит за качеством и производительностью труда;
Контролирует фонд заработной платы и среднюю зарплату;
Регулирует структурную численность персонала;
Сберегает социальный и человеческий капитал, следит за его оптимальным размещением по разновидностям трудовых ресурсов, за скоростью кругооборота капитала;
Управляет социальной сферой, в том числе жилищно-коммунальной, гостинично-ресторанной, банковской, оздоровительной, туристической и т.п.;
Следит за созданием организационных инновационных структур и форм управления, включая АСУ, или автоматизированные системы управления;
Оценивает психологические аспекты поведения персонала, например формирование оптимальных команд управления, стиль руководства, мотивацию. Осуществляет отбор, наем, высвобождение кадров, аттестацию, направляет на обучение и т.п.;
Занимается научно организацией труда и производства;
Осуществляет подготовку и расстановку высококвалифицированных кадров, руководителей предприятий;
Прогнозирует кадровые и социально-экономические риски и их негативные последствия. Разрешает трудовые конфликты.


Менеджер с недорогим экономическим образованием может работать:

в промышленности;
в сфере банковского дела;
в органах местного самоуправления, государственного управления;
в торговле;
в туристическом бизнесе;
на транспорте;
на государственных предприятиях;
в акционерных обществах;
в частных компаниях.

В Московском социально-экономическом институте абитуриенты могут получить экономическое образование недорого. Студент, закончивший МСЭИ по этому направлению, может работать в следующих производственных областях:

1. Организационно-управленческая:
разрабатывает должностные инструкции, положения об отделах и подразделениях компании;
организует на предприятии производственный процесс;
составляет производственный план, организует его контроль.
2. Планово-экономическая:
рассчитывает расходы и доходы предприятия, цены на продукцию;
разрабатывает инновационные проекты, в том числе по реконструкции, освоению новой продукции и т.п.
3. Финансово-экономическая:
составляет финансовый план компании;
контролирует расходование средств.
4. Аналитическая:
анализирует итоги деятельности предприятия.
5. Внешнеэкономическая:
планирует внешнеэкономическую работу компании.
6. Предпринимательская:
организует предприятие, структурирует его деятельность;
анализирует конкурентоспособность компании, ее статус на внутреннем рынке.

Студенты по итогам обучения получают диплом по специальности «Экономика и управление на предприятии» или по направлению «Экономика». Студентам-призывникам очного отделения МСЭИ предоставлена отсрочка от службы в армии. Выпускники техникумов и колледжей имею право получать экономическое образование недорого по сокращенным программам. Все желающие имеют возможность получить второе высшее образование.

Преимущества обучения

  • Программа направлена на подготовку менеджеров, способных обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность бизнеса в условиях глобализации, перехода к цифровой экономике и инновационных изменениях бизнес-процессов, вооруженных современными информационными технологиями и методами управления организациями
  • Программа сочетает фундаментальные знания и практические навыки принятия наиболее эффективных управленческих решений на предприятии, используя инструменты экономического анализа
  • Обучающиеся на программе получают возможность создания гибкой траектории обучения, посредством выбора вариативных дисциплин и факультативов.
  • Магистранты могут сформировать траекторию обучения с углубленным изучением методов управления организацией, в том числе в условиях кризиса. Это позволит им овладеть современными, ориентированными на лучший международный опыт, методами производственного и операционного менеджмента, эффективного управления цепями поставок, получить глубокие теоретические знания и практические навыки принятия и реализации эффективных управленческих решений в условиях неопределенности и рисков, обусловленных социально-политическими, финансово-экономическими и экологическими факторами, освоить методы прогнозирования динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро- и мезо- уровнях, используемых для повышения конкурентоспособности бизнеса.
  • Магистранты могут сформировать траекторию обучения, которая позволит им углубленно изучить дисциплины, связанные с маркетингом и продвижением товаров и услуг. Это позволит им овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками разработки и реализации маркетинговых, ценовых, кадровых стратегий управления предприятием, освоить методы разработки и анализа бизнес-планов предприятия, планирования ассортимента, создания конкурентоспособной продукции, выбора перспективных рынков сбыта, продвижения продукции, изучить методы проведения маркетинговых исследований и оценки их результатов с использованием информационных технологий
  • В реализации программы участвуют ведущие преподаватели, а также практикующие специалисты ведущих российских компаний
  • Очно-заочная форма обучения позволяет успешно сочетать обучение в магистратуре с практической деятельностью, использовать результаты научных и практических исследований для повышения эффективности функционирования предприятий
  • Образовательная программа разработана с учетом профессиональных стандартов и мнения работодателей о соответствии компетенций выпускников и трудовых функций в области профессиональной деятельность

Известные преподаватели

  • К. К. Рихтер - доктор физико-математических наук, профессор Европейского университета «Виадрина», заведующий кафедрой экономики предприятия и предпринимательства, ведущий специалист по логистике и управлению цепями поставок, операционному и производственному менеджменту
  • И. А. Аренков - доктор экономических наук, профессор, автор научных работ, монографий по маркетингу, управлению брендами
  • В. В. Ковалев - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, ведущий в стране специалист по финансовому менеджменту, корпоративным финансов, конвергенции моделей бухгалтерского учета
  • Е. Н. Корсакова - кандидат экономических наук, практикующий специалист в области бухгалтерского учета и аудита
  • Ю. А. Маленков - доктор экономических наук, профессор, известный специалист в области стратегического менеджмента, обладает опытом управленческой работы в ключевых отраслях экономики страны
  • Н. Н. Молчанов - доктор экономических наук, профессор, участник ряда международных проектов, область научно-прикладных интересов: методы современного маркетинга, маркетинг в информационном обществе
  • В. В. Наумов - кандидат юридических наук, доцент, практикующий специалист в области информационного права
  • Н. В. Пахомова - доктор экономических наук, профессор, специалист в области экономики отраслевых рынков и конкурентной политики, инновационной экономики, продовольственной и экологической безопасности

Международные связи

Магистранты могут приобрести опыт включенного обучения на профильных факультетах ведущих университетов Европы, Америки и Азии в рамках программ международного академического обмена СПбГУ:

  • Международный университет Женевы (Швейцария)
  • Нью-Йоркский университет (США)
  • Общественный колледж Фредерика (США)
  • Университет Билефельда (Германия)
  • Университет Ла Сапиенца (Италия)
  • Университет Стокгольма (Швеция)
  • Университет Тампере (Финляндия)
  • Университет Хельсинки (Финляндия)

Основные направления исследований

  • Разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок в области управления предприятиями различных организационно-правовых форм, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей
  • Разработка инструментария проводимых исследований в области антикризисного управления, финансового менеджмента, маркетинга; анализ полученных результатов
  • Подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций
  • Сбор, обработка, анализ и систематизация информации в области антикризисного управления, маркетинга, менеджмента; выбор методов и средств решения задач исследования
  • Организация и проведение научных исследований в области антикризисного управления, менеджмента, маркетинга, интегрированных маркетинговых коммуникаций, Интернет-маркетинга
  • Анализ сделок слияний и поглощений
  • Диагностика банкротства предприятий
  • Маркетинговый анализ рынков, разработка планов продвижения продукции и услуг
  • Анализ трансформации бизнес-моделей в цифровой экономике

Практика и будущая карьера

Базис экономики — производство, без него нельзя осуществить обмен, потребление и торговлю. Цель экономической деятельности — увеличение прибыли. В зависимости от подхода к процессу управления экономической деятельностью выделяют четыре вида экономических систем:

  • Традиционная. Главная составляющая — традиции, на основе которых решается, что и для кого производить. Она характеризуется отсталой технологией производства и низким уровнем жизни населения.
  • Командная. Все экономические решения принимают представители государственной власти. Основная цель — повышение эффективности производства отсутствует, главная зада экономических субъектов — выполнение плана.
  • Рыночная. Ее характеризует свободная конкуренция и преобладание частной собственности. Распределение ресурсов осуществляется за счет изменения цен на рынке. Основная задача предприятий — получение прибыли.
  • Смешанная. Сочетает в себе все типы экономических систем, что позволяет применять преимущества одного типа, компенсируя им недостатки другого.

Менеджмент имеет тесную связь с экономикой, но представляет собой отдельную науку. Менеджмент направлен на создание, проектирование и реализацию плана развития организации с целью максимального повышения потенциальной прибыли компании. Менеджмент изучает управление определенными составляющими хозяйственной деятельности.

Экономика управления — одна из важнейших составляющих экономической науки. Она основана на методах достижения необходимого результата в отдельных отраслях или в рамках конкретного субъекта. Менеджмент используется в рамках микроэкономики, так как рассчитан на производителей товаров и услуг.

Понятие и функции менеджмента

Менеджмент — умение управлять деятельностью компании или производственными процессами на предприятии. Основная цель — получение конкурентоспособной продукции, приносящей прибыль. Управленческие функции менеджмента заключаются в руководстве:

  • Персоналом. Контроль трудовой деятельности, стимулирование работников на достижение поставленных целей.
  • Сбытом продукции. Поиск потребителей товаров и услуг.
  • Технологией производства. Поиск нового оборудования и внедрение передовых технологий производства.

Хозяйственной деятельностью. Создание и контроль системы, выпускающей высококачественную конкурентоспособную продукцию. Реализация товаров и услуг на рынке.