Логистический подход в управлении сквозным материальным потоком. Особенности логистического подхода управления предприятием

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Об­щепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуров­не.

На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

Показатели сквозного материального потока на выходе

(точка А) складываются случайно

Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3).

На выходе (точка А) сквозной материальный поток

имеет заранее спроектированные, контролируемые

показатели

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.


Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне (уровень отдельного предприятия)

При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.


Показатели материального потока на выходе (точка в) управляемы и имеют заранее заданное значение

Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень отдельного предприятия)

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками. *

* В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельно­стью по управлению материальными потоками начинает закрепляться на­звание «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

Александр Николаевич Митин

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии, главный редактор-директор Издательского дома «Уральская государственная юридическая академия»

Никита Геннадьевич Кормин

Финансовый директор ООО «ТрансЛогистик», аспирант кафедры теории и практики управления Уральской государственной юридической академии

Логистический подход к управлению персоналом организации

В последние годы в хозяйственной практике произошли существенные преобразования -увеличение скорости изменений в социальной сфере, постоянное усложнение взаимосвязей с окружающей средой. Необходимость все более точно реагировать на эти изменения привели к появлению концепции логистики, которая стала новой экономической категорией, отражающей современную реальность, характеризующуюся непрерывностью изменений, объединяемых в поток.

Быстрое развитие логистики обусловлено тем, что эта наука оказалась в центре современных проблем российского бизнеса. Переход от периода обретения предпринимателями самостоятельности к этапу развития рынка, заключающемуся в необходимости комплексного использования ресурсов, требует изменения предпринимательской философии. Основой ее становится объединение логистических партнеров в сквозном управлении материальными и другими потоками в организации на всем протяжении их движения. Кроме ускорения изменений не менее важной стороной современной предпринимательской деятельности являются усложнение отношений, повышение взаимозависимости в бизнес-деятельности - с партнерами: поставщиками и клиентами. Следует отметить, что термином «логистика» обозначают несколько понятий:

логистика как наука, объектом изучения которой является движение экономических потоков с целью их оптимизации;

логистика как управление хозяйственным процессом, обеспечивающее применение научных достижений на практике;

логистика как комплекс инфраструктурных элементов в экономике, связанный с обеспечением движения материальных потоков.

Логистику воспринимают как часть современной философии бизнеса, предпринимательского мировоззрения, концепции оптимизации деятельности предприятий в конкурентной борьбе.

По степени охвата объектов изучения и управления различают два подхода к пониманию логистики:

узкий, в соответствии с которым логистика охватывает операции по физическому перемещению товаров от поставщиков к потребителям и обеспечивает их доставку в требуемое время, место, в нужном количестве и с наименьшими затратами;

широкий, в соответствии с которым объектом логистики являются потоки разных видов (материальные, информационные, финансовые, кадровые), но при определяющем значении материальных.

Практика подтверждает правомерность расширенного понимания объекта логистики. Появляются такие направления, как банковская, транспортная, информационная логистика и др. Термин «логистика» используется в самых разных сферах деятельности и ситуациях, требующих точного согласования действий, строгой последовательности выстраивания операций.

Анализ определений, предлагаемых разными авторами в многочисленных публикациях, позволяет дополнить приведенное выше определение следующими аспектами:

логистика изучает и оптимизирует потоки всех видов в их взаимосвязи;

логистика способствует адаптации, устойчивости предприятий в быстро меняющейся рыночной среде;

логистика рассматривает всю цепь движения экономических потоков: «закупка сырья -производство - распределение - продажа - потребление» (логистика может рассматриваться как алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с требованиями потребителя);

логистика направлена на оптимизацию деятельности на основе координации и интеграции действий, участвующих в цепи фирм.

Сегодня преобладает взгляд на логистику как на транспортно-складскую технологию. С точки зрения формализации, этот подход содержит специфические множества логистических операций, которые образуют определенные совокупности технологий, таких как заготовительная, внутрипроизводственная и распределительная логистики. Однако, по мнению авторов, такой подход идет в ущерб многим другим сферам, где логистика оказывается очень эффективной. В основу транспортно-складской логистической деятельности положен этап воспроизводственного цикла, поэтому логистику данного вида можно характеризовать как функциональную. Технологии, связанные с продуктом на различных стадиях его изготовления, отображаются на множество технологий ресурсной логистики, представленной такими составляющими, как материальная (транспортно-складская), информационная, финансовая и кадровая логистики.

Если в разрезе системного подхода рассматривать предприятие как объект логистического воздействия, то управление им предполагает работу и с материальным, и с информационным, и кадровым, и, конечно, финансовым потоками. Тогда весь ресурсный потенциал фирмы (материальный, финансовый, информационный, кадровый, имиджевый и т.д.) можно показать в развитии, т.е. в каждый фиксированный момент времени организация будет представлена совокупным запасом из этих ресурсов.

Таким образом, логистика как совокупность алгоритмов и технологий может рассматриваться в системе координат трех и более измерений, отражающих основные направления и образующих главные составляющие логистической деятельности.

Логистика изучает особенности процессов, связанных с потоками, поэтому операционные термины непосредственно основываются на группе потоковых терминов: поток, материальный поток, информационный поток, финансовый поток, кадровый поток, поток услуг, поток основной, поток сопутствующий. В этой связи использование логистики дает новый угол зрения на деятельность фирмы и стратегию ее развития, изучая не ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, под которым понимается непрерывное изменение состояния ресурсов - их количества, качества, места нахождения, принадлежности собственнику и т.д.

Если учесть, что движение имеет направленность, то можно уточнить: логистика исследует возникновение, преобразование и выход потоков за пределы экономических объектов (логистических систем).

Материальные потоки, безусловно, являются основными в производственной сфере бизнес-процесса. Основные понятия и концепции логистики очень хорошо соответствуют и такому сложному и важному виду ресурсов, как кадры, которые характеризуются высокой подвижностью. Поэтому понятие «кадровый поток» достаточно раскрывает необходимость постоянного отслеживания и управления изменениями в человеческих ресурсах. При таком подходе необходимо помнить обо всех особенностях, присущих человеческим ресурсам. Кадровые ресурсы не являются собственностью предприятия. Работники в кадровой логистике рассматриваются как партнеры,

заключившие с предприятием договор о найме. Как и с любыми другими логистическими партнерами, предприятие должно выстраивать отношения с ними, используя логистические принципы интеграции, компромиссов и др. Кадровая логистика должна обеспечить соответствие между имеющимися на фирме рабочими местами, предъявляющими определенные требования к работникам (квалификация, личные качества), и работниками, обладающими различными качествами, профессиональной подготовкой, квалификацией. Достижение этого соответствия происходит в условиях постоянных изменений требований, предъявляемых к работникам, так и требований, предъявляемых работниками к условиям и содержанию их труда. В связи с этим формирование движения кадровых потоков на предприятии предполагает постоянный выбор наиболее эффективных вариантов с учетом всех факторов и обстоятельств. Чтобы правильно осуществлять этот выбор, необходимо четко понимать целевую направленность фирмы в области кадров.

Во взаимодействие с фирмой работник вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумный и сознательный индивид, обладающий устремлениями, желаниями, эмоциями, моралью. Это взаимодействие всегда имеет более широкую область, чем выполнение определенных работ на определенном рабочем месте. В любом предприятии кроме трудовых операций и функций, обеспечивающих движение материальных, финансовых, информационных, сервисных потоков, работники вступают в личные взаимоотношения, создавая тем самым культурную среду, социальный климат фирмы.

Кроме того, человеческим ресурсам присущ долгосрочный характер использования и, что самое главное, возможность развития в процессе использования. Развитие кадров через обучение в процессе их трудовой деятельности - важная отличительная особенность данных ресурсов по отношению ко всем остальным.

Кадровая логистика предприятия имеет три основных логистических функции: оптимизация входящих кадровых потоков в соответствии с потребностями фирмы, оптимизация внутренних кадровых потоков - использование кадров, развитие кадров и оптимизация выходящих кадровых потоков - высвобождение кадров (см. таблицу).

Структура кадровой логистики

Оптимизация Оптимизация внутренних потоков Оптимизация

входных потоков использование (обучение) развитие выходных потоков

Анализ обеспеченности кадрами Организация труда Обучение Планирование высвобождения работников

Планирование персонала Мотивация Планирование служебной карьеры Высвобождение (увольнение)

Отбор Оплата труда Социальное развитие Анализ обеспеченности кадрами

Прием Контроль Формирование культуры и имиджа фирмы

Адаптация Оценка работников

При таком подходе логистика должна обеспечить оптимальный баланс между входящими и выходящими кадровыми потоками, чтобы кадровый потенциал предприятия развивался в соответствии с развитием этого предприятия. Оптимизация и рационализация кадровых потоков являются главной целью и содержанием кадровой логистики. При этом, говоря об оптимизации, необходимо указать цель движения кадровых потоков. Только в таком случае можно судить об эффективности ее достижения.

При традиционном подходе управление каждым предприятием или его структурным подразделением, через которые проходит кадровый поток, осуществляется обособленно и задача оптимизации управления параметрами сквозного потока не ставится. В этом случае отдельные улучшения на пути движения кадрового потока, которых добивается какое-то предприятие (подразделение), могут не только не получить дальнейшего развития, но и быть разрушены. Таким образом, результирующие показатели движения кадрового потока (скорость, стоимость, качество составляющих его единиц и т.д.) складываются случайно и поэтому далеки от оптимальных.

При логистическом подходе управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и миссии организации. Определяя то, для чего создана и существует фирма, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше понимать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия - это

философия фирмы. Она определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма осуществляет свою деятельность. Поэтому миссия связывает, ориентирует интересы и ожидания людей, имеющих к ней отношение. Смысл существования фирмы формулируется как отражение взаимосвязанных целей и интересов различных групп людей, заинтересованных в ее функционировании и оказывающих влияние на содержание и направленность ее деятельности. Такими группами являются:

собственники, создающие и развивающие фирму для того, чтобы за счет результатов ее деятельности удовлетворять свои потребности;

работники, которые своим трудом обеспечивают ее деятельность, получают оплату и удовлетворяют за счет этой оплаты свои потребности;

покупатели, которые приобретают продукцию фирмы и удовлетворяют с ее помощью свои потребности;

деловые партнеры, которые оказывают фирме услуги и получают за это плату; общество, получающее от фирмы в виде налогов часть создаваемой ею прибыли.

Субъектам внешней среды - покупателям, деловым партнерам и обществу в целом - миссия дает представление о фирме, способствует формированию ее имиджа. Для собственников и работников миссия создает возможность установления непротиворечивых целей деятельности, способствует выработке корпоративной культуры. Таким образом, миссия определяет целевые ориентиры кадровой логистики. При этом выстраивается необходимая последовательность, согласованность и взаимоувязка действий различных предприятий (подразделений), участвующих в едином потоке движения кадров: от приема на работу к его использованию, развитию и высвобождению. То есть выстраивается логистическая система управления сквозными потоками. В логистической системе управления происходит согласование отдельных кадровых процессов, осуществляемых различными подразделениями организации. При этом управленческие функции выполняются подразделениями самостоятельно, но при условии, что удовлетворяется общий критерий - оптимизация кадрового потока как единого целого.

Цель кадровой логистики можно сформулировать на основе общего логистического правила «семи Н»: обеспечить предприятие Нужными кадрами Необходимой квалификации в Нужное время (учитывая потребность в людских ресурсах на данный момент и на перспективу) в Необходимом количестве в Нужном месте (для выполнения конкретных работ) Необходимыми структурным подразделениям фирмы, с Наилучшими затратами (на оплату труда и другие расходы по содержанию персонала).

Управление кадровыми потоками требует выполнения функций управления (прогнозирования, планирования, организации, контроля, анализа, регулирования, мотивации), что возможно только в определенных организационных структурах. Это предполагает использование в логистике группы структурообразующих терминов, к которым следует отнести: логистическое звено, логистическую цепь, логистическую сеть, логистическую систему, микрологистическую систему, макрологистическую систему, мезологистическую систему, элемент логистической системы. Логистическое звено (отдельный работник) является неделимой минимальной единицей логистических структур и лежит в основе определения значений таких терминов, как «логистическая цепь» (связанные между собой линейной зависимостью подразделения), «логистическая сеть» (подразделения, имеющие функциональные и перекрестные связи), «логистическая система» (организационная структура), «элемент логистической системы» (подразделение, цех, участок).

Таким образом, логистика как бизнес-концепция базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании и может рассматриваться как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. Следовательно, логистическая оптимизация, не разрушая конкурентных преимуществ и уникальных достоинств каждого предприятия, должна обеспечить «связывание границ» разных и самостоятельных субъектов рынка; снижение затрат в результате оптимизации движения кадровых потоков как внутри, так и за пределами фирмы; повышение эффективности использования кадровых ресурсов за счет согласованности действий подразделений внутри фирмы и взаимодействия фирмы с партнерами; повышение качества предоставляемых потребителям услуг на основе более полного учета их интересов на всех стадиях прохождения продукции от замысла до потребителя.

Логистическая кадровая система предприятия может считаться результативной, если:

все работники четко понимают и активно участвуют в реализации целей и задач фирмы, подразделения, в котором работают;

выполнение персоналом должностных обязанностей четко соответствует предъявляемым требованиям;

персонал всех структурных подразделений фирмы эффективно взаимодействует друг с другом;

эффективно осуществляется взаимодействие с внешними партнерами; работники постоянно повышают знания и применяют их в практической деятельности; уделяется необходимое внимание гуманизации процесса труда (улучшение условий труда и профессионального роста сотрудников, справедливое материальное и моральное поощрение, развитая социальная политика и т.д.).

Управление кадровой логистикой предприятия - это системное, планомерно организованное воздействие на процессы формирования, распределения, перераспределения кадров предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития его кадров.

Таким образом, инвестиции в человеческие ресурсы и развитие кадрового потенциала, основанные на логистическом подходе, становятся одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности предприятий, поскольку хорошо обученный персонал, с высоким уровнем мотивации на качественную работу имеет не меньшее значение, чем новейшие технологии и оборудование. Затраты, способствующие повышению квалификации и результативности труда работников, рассматриваются в современном бизнесе как инвестиции, которые будут многократно компенсированы возросшими доходами. Такой подход к управлению содержит новые возможности для оптимизации деятельности и повышения эффективности ее результатов.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 2). При этом обособленность предприятий -- звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Рис. 1. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне


Рис. 2. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 3) При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.


Рис. 3. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т. е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.


Рис. 4.

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это -- задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

· транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

· предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;

· коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

· предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция -- это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой.

Успешное управление экономическими потоками на отдельном предприятии возможно лишь в случае выделения соответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, длительности производственного цикла, организации сбыта, к неразберихе в складском хозяйстве.

Отсутствие структур логистики на предприятиях России -- скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рис 5. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М. банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу.

Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства).

Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, т. е. не исключено, что при проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.

Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону.

Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.

Интегративные свойства так взаимосвязанной и так организованной совокупности операций в результате не обеспечивают возможности оптимизации управления материальными потоками на предприятии. Залманова М.Е. Логистика бизнес - систем. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1997.

Рис. 5. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях

На практике это означает, что логистическая функция "растаскивается" по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое -- содержанием запасов, третье -- сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 6.


Рис. 6. Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии

Данная структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.

На предприятии могут иметь место и другие структуры, позволяющие реализовывать функцию логистики.

Рассмотрим теперь более детально как взаимодействует служба логистики с другими службами отдельного предприятия.

Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

· анализ окружающей среды и рыночные исследования;

· анализ потребителей;

· планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

· планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики.

В общем случае деятельность служб логистики и маркетинга на предприятии тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере производства напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов -- функция маркетинга. Прочностные параметры пакетов -- логистика. Объем пакета -- и маркетинг, и логистика. Геометрические параметры пакета -- в большей степени логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющего отслеживать движение каждой товарной единицы -- задача в большей степени логистики. Однако учитывая, что наличие штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и службой маркетинга.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением -- также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, определении порядка и условий производственного или торгового процесса. Традиционный и логистический подходы к управлению материальными потоками рассматриваются на макро- и микроуровне.

При традиционном подходе к управлению материальными потоками каждое звено предприятия имеет собственную систему управления, ориентирующуюся на локальные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена, сформированный с учетом его целей и критериев, является входным для последующего звена. Результат деятельности всего предприятия или цепи поставок оценивается по показателям выходного потока последнего звена.

Параметры совокупного материального потока при традиционном подходе формируются в результате независимых управляющих воздействий, осуществляемых последовательно в каждом из подразделений предприятия или в отдельных звеньях макрологистистической системы.

Поэтому параметры общего потока являются случайными и непредсказуемыми, а задача управления сквозным материальным потоком не решается, так как не выделяется сама категория «сквозной материальный поток».

В результате такие показатели материального потока как затраты на организацию, надежность доставки, качество продукции или услуги на выходе из предприятия далеки ог оптимальных значений. Следовательно, у традиционной системы управления предприятием отсутствуют интегративные свойства.

Еще одной характерной особенностью традиционных сист ем является раздробление функций управления логистической системой по разным службам предприятия (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, транспортная служба, производство). 11ри этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного материального потока на предприятии в целом. Поэтому для эффективного управления материальными потоками необходимо создание логистической службы.

При логистическом подходе управляющие воздействия к отдельным фазам движения материального потока прилагаются со стороны единой логистической подсистемы управления. Эти управляющие воздействия формулируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи. В результате параметры сквозного материального потока становятся предсказуемыми и контролируемыми, а продвижение материального потока по логистической цепи начинает осуществляться с минимальными затратами времени и финансов.

11ринципиальное отличие логистического подхода от традиционного заключается в следующем:

выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по гоками;

обеспечении технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалонроводящей цепи в единую систему на макро- и микроуровне.

Следовательно, логистический подход предлагает иную логику управления совокупными ресурсами предприятия и позволяет обеспечить интеграцию логистической и производственной (корпоративной) стратегий.

Результатами использования концепции логистики в производственной и торговой сферах деятельности являются: необходимое количество запасов материальных ресурсов в должном месте и в нужное время; согласованность внешнего и внутреннего транспорта, что гарантирует своевременную доставку грузов в соответствии с требованиями производства; синхронизация складского хозяйства и транспорта, а также соответствие тары требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать логистические затраты, снизить уровень всех видов запасов; синхронизация заказов потребителей и времени оказания транспортных услуг.

Таким образом, логистика на предприятии в настоящее время воспринимается:

во-первых, как современная конкурентная стратегия коммерческой организации, целью которой является прогрессивное завоевание рынка гг ресурсосбережение;

во-вторых, как системный подход, представляющий движение мат ериальных, информационных, финансовых, трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов;

в-третьих, как алгоритм организации рационального движения материальных потоков, сопутствующих им потоков информации и финансов на всех ст адиях товародвижения;

в-четвертых, как вид предпринимательской деятельности организаций, специализирующихся на закупке, хранении, доставке товарных пар тий клиентам.

Постановка проблемы. В современных условиях рыночной экономики и усилением конкуренции возникает острая необходимость обратить серьезное внимание на оптимизацию хозяйственной деятельности предприятий. В этом контексте особое значение приобретает создание систем, позволяющих повысить эффективность управления материальными потоками, что улучшает всю хозяйственную деятельность. Резервы повышения конкурентоспособности в сфере производства для многих украинских предприятий исчерпали себя. Поэтому необходимо больше внимания уделять оптимизации процессов, связанных со сферой обращения. В целом, эту проблему можно определить как формирование конкурентных преимуществ через сокращение логистических издержек и улучшение качества обслуживания на основе создания эффективно функционирующих логистических систем.

Анализ исследований и публикаций. Проблеме использования логистических систем посвящено множество научных исследований. Различные теоретические аспекты касательно данного вопроса раскрыты в научных трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков, которые опубликовали за последние годы фундаментальные и прикладные работы в области национальной и мировой экономики, внешнеэкономических связей, логистики, транспорта. В частности, данная проблематика освещалась в работах Б.А. Аникина, А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, Л.Б.Миротина, В.М. Назаренко, Ю.М.Неруша, Д.С. Николаева, Т.Н. Поляновой, О.Д. Проценко, Т.А. Прокофьевой, С.М. Резера, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, В.И. Cтепанова, А.Н. Стерлиговой, К.В. Холопова др. Из зарубежных авторов следует отметить работы: Д.Бауерсокса, Е. Барди, П.Казабана, Дж. Клосса, Д. Коула, Дж. Ленгли, Д. Ватерса, Д. Стока. По вопросам развития мировой экономики были использованы работы О.Т. Богомолова, А.С. Булатова, Р.С. Гринберга, В.М. Кудрова, В.К. Ломакина, М.А. Портного.

Несмотря на большое количество исследований и публикаций относительно формирования и использования логистических систем в управлении предприятием, проблемы их использования до настоящего времени не нашли окончательного решения. В связи с этим, цель работы - разработка теоретических основ и практических рекомендаций относительно использования логистических систем в управлении промышленными предприятиями как качественно нового механизма оптимизации текущих процессов.

Основная часть. Логистическая система - это относительно устойчивая совокупность структурных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным и сопутствующим потокам и объединенных единым управлением для реализации стратегического плана логистики.

Логистические системы обычно состоят из нескольких подсистем и имеют развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы – это доставка грузов, логистические услуги в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном уровне издержек.

Логистика и логистические процессы прямо или косвенно влияют на все аспекты человеческой деятельности. Связь логистики со всеми жизненными явлениями определяется тем, что объектами в логистических системах являются природные, человеческие, финансовые и информационные ресурсы. В результате их функционирования обеспечиваются потоковые процессы, лежащие в основе мировой экономики.

Роль логистики существенно возросла в эпоху постиндустриализации, вызвавшей значительные изменения в мировой экономике и характеризующейся увеличением доли услуг в производстве и потреблении мирового ВВП. Эти изменения оказали на логистику значительное влияние, так как данная отрасль напрямую связана с такими явлениями постиндустриального развития мировой экономики, как: активное использование научных знаний и переход в развитых странах на наукоемкие технологии, что в свою очередь связано с использованием новых технологий и инноваций в логистике; доступностью и обилием различной информации - информатизация логистических процессов; доступность средств связи и транспорта; высокий уровень образования и активное использование знаний в труде - улучшение работы всего логистического бизнеса за счет правильного и рационального использования трудовых ресурсов, роста компетенций персонала.

Как показал анализ, глобализация мировой экономики привела к формированию международных стандартов функционирования логистических систем. Решение организационных проблем установления должного стандарта обслуживания клиентуры обеспечивается путем ориентации логистического сервиса на выполнение основных показателей базового уровня: доступности, функциональности и надежности.

В настоящее время рынок логистических услуг находится на стадии фундаментальных изменений, оказывающих серьезное влияние на роль и масштабы деятельности его участников и структуру их взаимоотношений.

Как показывают исследования, одним из основных проявлений современного этапа глобализации мировой экономики являются интеграционные процессы логистической инфраструктуры. Международный характер связей между странами делает их взаимно заинтересованными в создании в каждой из них эффективной и унифицированной инфраструктуры, обладающей достаточной пропускной способностью и гарантирующей должный уровень организации и обеспечения работы каналов поставки продукции. Но в то же время, следует отметить, что темпы развития мировой торговли превышают пропускную способность логистической инфраструктуры отдельных регионов. Характерна эта проблема и для Украины.

Повышение эффективности и качества работы логистических систем во многом определяется внедрением в логистику достижений научно-технического прогресса. Анализируя ситуацию, сложившуюся в логистике за последние годы, можно сделать выводы: Научно-технический прогресс в логистике не ограничивается только совершенствованием технических средств, а распространяется на совершенствование процессов организации логистических операций, разработку новых технологий в области логистики, совершенствование научных подходов к решению проблем логистики; Внедрение инноваций в области международной логистики на глобальном уровне принимает первостепенное значение, так как невозможно и неэффективно в рамках одной международной логистической системы иметь подсистемы разного уровня развития.

Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош-Сименс, Мицубиси, Дженерал моторс один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается за счет того, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы. Оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ. Улучшается качество выпускаемой продукции. Снижаются потери материалов. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.

Выводы. Для украинской действительности главным в настоящий момент является необходимость внедрять такие логистические структуры, которые были бы максимально приспособлены к работе данного предприятия и к процессам, происходящим в экономике. Особенно это относится к построению международных логистических систем, которые должны быть максимально адаптированы к современным требованиям, в частности удовлетворения стандартов обеспечения качества работы, принятых в развитых странах.

Литература: Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005 Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009 Mnogoknig. - Режим доступа: http://mnogoknig.net.ua/bookstr_read.php?id=7&str=15 Отраслевой портал. - Режим доступа: ">http://www.logistics.ru/21/6/2/index.htm