Организационно методическая работа в поликлинике. Проблемы и задачи организационно-методического кабинета (отделения) поликлиники: нормативное обеспечение, рекомендации по оптимизации работы

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1.Вводное слово преподавателя - 15 мин.

2.Контрольный опрос - 30 мин.

3.Изучение директивных документов - 30 мин

4.Самостоятельная работа - 45 мин.

5.Решение ситуационных задач - 45 мин.

6.Подведение итогов - 10 мин.

7.Задание на следующее занятие - 5 мин.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник – М: ГОЭТАР – МЕД. 2002 г.

Дополнительная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / под ред. В.А. Миняева, - М: МЕДпресс. 2002 г.

2. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. 4 –е изд. М: МЕДпресс-информ. 2006 г.

3.Правовые основы здравоохранения в России/ под ред. Ю.Л. Шевченко – М: ГЭОТАР Медицина. 2006 г.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие городское население, их структура.

2. Городская поликлиника и поликлиническое отделение больницы, значение амбулаторно-поликлинической помощи в системе медицинского обслуживания населения.

3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи.

4. Участковый принцип и диспансерный метод медицинского обслуживания населения. Городской врачебный участок. Нормативы.

5.Задачи и обязанности участкового врача-терапевта. Системы работы участковых врачей. Врач общей практики (семейный врач).

6. Организация приема и лечение больных в поликлинике и на дому.

7. Регистратура, ее типы, структура и система работы.

8. Показатели деятельности поликлиники и стационара, методика их расчета и анализа.

Информационное содержание занятия

Городская поликлиника создается как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения городского округа или входит в состав стационарно-поликлинического объединения для оказания по участковому принципу первичной медико-санитарной помощи населению.

Амбулаторно-поликлиническая помощь имеет первостепенное значение в системе российского здравоохранения:

1. Массовость - около 80% всех обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают свое лечение в поликлинике.

2. Общедоступность

3. Профилактическая направленность

4. Участковый принцип работы, диспансерный метод.

Основная задача городской поликлиники - снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения, санитарно-гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни.



Структура объединенной городской больницы :

Управление: Главный врач, заместители: по медицинской части, по поликлиническому разделу работы, по административно-хозяйственной части.

Примерная структура городской поликлиники:

1.Руководство поликлиники, в том числе АХЧ

2.Информационно-аналитическое отделение :

Регистратура, стол справок

Оргметодкабинет (кабинет статистики)

3.Лечебно-профилактическая часть :

Кабинеты терапевтов участковых (отделение)

Кабинеты специалистов (хирургический, ЛОР, офтальмологический, неврологический, инфекционных болезней, стоматологическое отделение (кабинет)

4.Вспомогательно-диагностическое отделение:

Кабинеты функциональной диагностики (ЭКГ, УЗИ, рентгеновский кабинет,)

Кабинеты лучевой диагностики,

Лаборатория

Отделение неотложной медицинской помощи

7. Отделение восстановительного лечения (физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры и т.д.)

8. Отделения профилактики (анамнестический кабинет, кабинет инструментальных методов исследования, смотровой женский, смотровой мужской, кабинет учета диспансеризации населения и больных, доврачебного приема, кабинет пропаганды здорового образа жизни)



Дневной стационар

Стационар на дому

Врачебный здравпункт

Фельдшерский здравпункт

Структура стационара

Приемное отделение, специализированные отделения, вспомогательные лечебно-диагностические отделения, патологоанатомическое отделение, административно - хозяйственная служба.

Принципы формирования отделений: по характеру заболеваний.

Виды отделений (палат) по характеру заболеваний: терапевтическое, хирургическое, инфекционное, неврологическое и другие узкопрофильные отделения.

Кабинеты вспомогательного лечебно-диагностического отделения: функциональной диагностики, физиотерапии, рентгеновский, лаборатория, лечебной физкультуры и др.

Наиболее оптимальным числом коек принято считать 60-70.

Профилактическая работа

- Диспансерная работа :

А.Диспансеризация здоровых (проведение профилактических осмотров в декретированные возрастные сроки)

Б. Диспансеризация больных (с хронической патологией, инвалиды, участники войн)

- Противоэпидемическая работа :

Раннее выявление инфекционных больных, своевременная сигнализация и госпитализация, наблюдение за инфекционным очагом, организация и контроль за проведением профилактических прививок.

- Санитарно-просветительная работа:

лекции и беседы

вечера вопросов и ответов, диспуты

2 . Лечебная работа

· Оказание лечебной помощи на приеме и на дому

· Обеспечение всеми видами специализированной помощи:

Консультации со специалистами, своевременное направление на госпитализацию, отбор и направление больных на санаторно-курортное лечение и др. Медико – социальная помощь больным и инвалидам.

· Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности, направление на МСЭК.

Организационно-методическая работа

· Организация санитарного актива и руководство его работой

· Ведение учетной и отчетной документации

· Осуществление связи с учреждениями:

· стационар больницы, диспансеры, учреждения санаторного типа, СЭС.

· Отслеживание здоровья населения участка, анализ заболеваемости и инвалидности, разработка мероприятий по их снижению.

Системы работы врачей:

1. Система чередования

2. Двухзвеньевая

3. Трехзвеньевая

4. Бригадный метод

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 282 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»

Основной целью введения критериев деятельности врача терапевта участкового является улучшение качества оказания медицинской помощи и мониторинга состояния здоровья населения.

1.стабилизация или снижение уровня госпитализации населения

2.снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи

3.увеличение числа посещений с профилактической целью

4.полнота охвата лечебно-профилактической помощью лиц, состоящих под диспансерным наблюдением

5.полнота охвата профилактическими прививками (дифтерия, гепатит, краснуха, грипп)

6.снижение смертности населения на дому при сердечно-сосудистых заболеваниях, туберкулезе, сахарном диабете.

7.снижение умерших на дому от болезней кровообращения в возрасте до 60 лет

8.стабилизация уровня заболеваемости болезнями социального характера (туберкулез, артериальная гипертония, сахарный диабет, онкологические заболевания, полнота охвата медицинским наблюдением категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг

9.обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение выписки рецептов пациентам, имеющих набор социальных услуг.

    Организация санитарного актива и руководство его работой

    Ведение учетной и отчетной документации

    Осуществление связи с учреждениями:

    стационар больницы, диспансеры, учреждения санаторного типа, СЭС.

    Отслеживание здоровья населения участка, анализ заболеваемости и инвалидности, разработка мероприятий по их снижению.

    Диспансеры: их виды, формы и методы работы. Оценка качества диспансеризации населения.

Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации. Диспансерный метод наблюдения является функцией лечащих врачей общей сети внебольничных учреждений (поликлиник, амбулаторий), обслуживающих население по месту жительства и по месту работы, а также врачей специализированных учреждений - диспансеров и центров ГСЭН.

В настоящее время существуют различные диспансеры (врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические и др.). Диспансеры и диспансерные отделения (кабинеты) проводят мероприятия по массовой профилактике, направленные на предупреждение заболеваний, ведут учет заболеваемости и смертности от патологии по своему профилю, а также осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных и организационно-методическое руководство работой врачей общей сети по борьбе с соответствующими заболеваниями. В задачи диспансеров входят: проведение обучения врачей общего профиля по соответствующим специальностям; внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения; пропаганда здорового образа жизни.

Основными документами, которые оформляются на больных, состоящих на диспансерном учете, являются медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения, в которой фиксируются своевременность посещения врача и прохождения очередного медицинского осмотра, выполнение назначенных видов лечения, оздоровительных мероприятий и рекомендаций по трудоустройству.

Виды диспансеров: противотуберкулезный, кожновенерологический, кардиологический, врачебно-физкультурный, онкологический, психоневрологический, наркологический, эндокринологический, офтальмологический, маммологический.

    Структура поликлиники, задачи и организация работы регистратуры. Система работы врачей.

Первичную медико-социальную помощь городскому населению оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения (террито-риальные поликлиники, обслуживающие взрослое население) и учреждения по охране материнства и детства (детские поликлиники и женские консультации).

Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник и территориально-медицинские объединения (ТМО) являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены: норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта); норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 - при обслуживании пациентов на дому терапевтом); штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей старше 14 лет).

Измерителем мощности поликлиник является число посещений в смену (более 1200 посещений - I категория, менее 250 посещений - V категория). ТМО в большей степени, чем поликлиники и женские консультации, отвечают новым принципам организации и финансирования первичной медико-социальной помощи. В них можно эффективнее организовать работу семейных врачей (приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.92 г.). В ряде ТМО созданы условия для семейного медицинского обслуживания, например совместная работа на участке терапевта, педиатра и гинеколога (акушерско-педиатрическо-терапевти-че¬с¬кий комплекс - АПТК). При этом показателем работы является не динамика посещаемости, а изменения в состоянии здоровья населения (снижение заболеваемости, инвалидности, младенческой смертности, числа запущенных онкологических заболеваний, состояние здоровья пациентов из диспансерных групп и др.).

Основными направлениями деятельности учреждений первичной медико-социальной помощи являются: профилактическая работа, диспансеризация, гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни; лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности); организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.); организационно-массовая работа.

Поликлиника возглавляется главным врачом. В структуру поликлиники входят: регистратура, отделение профилактики, лечебно-профилактические отделения и кабинеты, лечебно-диагностические подразделения, административно-хозяйственная часть, отделения восстановительного лечения и др. Преемственность работы поликлиники и стационара оценивается числом пациентов, подготовленных к плановой госпитализации, и обменом документацией до и после лечения их в стационаре.

Городская поликлиника создается как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения городского округа или входит в состав стационарно-поликлинического объединения для оказания по участковому принципу первичной медико-санитарной помощи населению.

Основная задача городской поликлиники - снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения, санитарно-гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни.

Системы работы врачей:

    Система чередования

    Двухзвеньевая

    Трехзвеньевая

    Бригадный метод

Примерная структура городской поликлиники:

1.Руководство поликлиники, в том числе АХЧ

2.Информационно-аналитическое отделение :

Регистратура, стол справок

Оргметодкабинет (кабинет статистики)

3.Лечебно-профилактическая часть :

Кабинеты терапевтов участковых (отделение)

Кабинеты специалистов (хирургический, ЛОР, офтальмологический, неврологический, инфекционных болезней, стоматологическое отделение (кабинет)

Публикация предназначена, в первую очередь, для работников областных учреждений, оказывающих организационно-методическую помощь лечебно-профилактическим учреждениям административных территорий, а также руководителей здравоохранения муниципального уровня, в том числе главных врачей ЦРБ.

В организационно-методическую работу входит:

Осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамике развития системы здравоохранения соответствующей административной территории, состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации и других факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения;

Организацию и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, результатах функционирования, динамике состояния здоровья населения;

Разработку перспективных и текущих планов деятельности системы здравоохранения административной территории, целевых программ по приоритетным направлениям развития, организация их реализации, контроль и оценка эффективности выполнения;

Организацию и проведение целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения с выездом экспертов на места и оказание организационной, методической и консультативной помощи;

Определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения, планирование совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранением работы по повышению квалификации медицинских работников, организация и проведение конференций, семинаров, выездных коллегий, медицинских советов, совещаний и др.;

Организацию выездной помощи сельским жителям.

В повседневной практике значительно возрастает роль аналитической деятельности, повышается ее качественный уровень на основе применения современных технологий сбора и обработки статистических данных, передачи медицинской информации, методов проведения анализа, обоснования и формирования стратегий.

В последнее время значительно повышаются требования к организации плановой работы на основании более полного учета влияния факторов внешней среды, условий функционирования и развития отрасли, прогноза наиболее вероятностных перспектив. Усиливаются стратегические компоненты планирования. Планы текущей деятельности строятся в соответствии с направлениями реализации стратегических целей. Формируется система планов, объединяющая различные уровни управления. Производится увязка плановых мероприятий с их ресурсным обеспечением. Продолжает широко использоваться программно-целевой подход для решения комплексных или межведомственных проблем. На этапе планирования определяются формы контроля и разрабатываются критерии оценки эффективности выполнения плановых мероприятий, используемых для их реализации механизмов управления.

Необходимость интенсификации лечебно-диагностического процесса требует совершенствования инновационной деятельности в органах и учреждениях здравоохранения, организации ее на основах сегодняшних представлений о маркетинге, бизнес-планировании нововведений, организационных формах и методах внедрения.

Повышение уровня лечебно-профилактической и консультативно-диагностической помощи сельскому населению в современных условиях предусматривает укрепление материально-технической базы и кадровых ресурсов сельского здравоохранения, развитие оптимальной модели медицинского обслуживания сельского населения в учреждениях здравоохранения на различных этапах оказания медицинской помощи и, в качестве дополнительной меры, использование выездных форм медицинского обслуживания целевого назначения.

Таким образом, на учреждения здравоохранения (республиканскую, краевую, областную больницы, центральные районные больницы) делегирована одна из наиболее важных функций органа управления здравоохранением - разработка проектов планов деятельности подведомственной системы здравоохранения, организация, контроль и оценка их выполнения. В этом аспекте оказание организационно-методической помощи сельскому населению, в том числе и выездной помощи, являясь основными функциями оргметодотделов учреждений здравоохранения указанных уровней и полностью соответствующими области их компетенции, планируются самостоятельно, а процедура принятия плана отражает порядок, регламентированный для подразделений больницы.

План организационно-методической работы (далее - план) представляет собой перечень конкретных заданий, определяет порядок, сроки, последовательность проведения мероприятий на планируемый период времени, устанавливает конкретных исполнителей и предусматривает ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение планируемых мероприятий, его величину и источники инвестирования.

План состоит из основной части и приложений.

Основная часть плана включает разделы:

1. Развитие материально-технической базы здравоохранения.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3. Профилактическая работа.

4. Организация выявления социально-значимой патологии.

5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий.

6. Санитарно-гигиеническое образование.

7. Научные исследования.

8. Контроль выполнения плана.

Приложения должны представлять собой набор следующих документов:

Аналитическая справка о состоянии медицинской помощи населению и деятельности учреждений здравоохранения на момент разработки Плана.

Отчет о выполнении Плана и целевых программ за предыдущий год.

Концептуальные положения стратегического развития здравоохранения на перспективный период.

Перечень основных плановых показателей (ориентиров) и обоснование вероятности их достижения в планируемом периоде.

Проекты регламентирующих документов, необходимых для реализации плановых мероприятий.

Проекты новых целевых комплексных программ по решению проблем межведомственного характера.

1. Развитие материально-технической базы здравоохранения

Раздел развития материально-технической базы здравоохранения охватывает мероприятия по укреплению и поддержанию в рабочем состоянии основных фондов учреждений здравоохранения (зданий, автотранспорта, систем обеспечения, технического и медицинского оборудования, инвентаря), а также перечень мероприятий в рамках реализации стратегии реструктуризации системы медицинской помощи.

В качестве основных мероприятий по первому подразделу могут планироваться:

Строительство новых учреждений, корпусов;

Проведение капитального и текущего ремонтов зданий, помещений;

Работы по благоустройству территории;

Развитие парка автотранспорта;

Техническое переоснащение и обновление устаревшего оборудования и др.

Ко второму подразделу могут быть отнесены мероприятия по:

Ликвидации (перепрофилированию) маломощных стационаров, не укомплектованных медицинскими кадрами, плохо оснащенных, медицинских учреждений;

Укреплению амбулаторно-поликлинического звена на основе открытия новых учреждений, кабинетов, приемов, развития новых форм обслуживания в поликлиниках;

Внедрению стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому);

Дифференциации коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, созданию коек (отделений) сестринского ухода, хосписов, формированию учреждений или отделений медико-социального характера.

Конкретизацию плановых заданий необходимо проводить в соответствии со стратегическими целями систем регионального и муниципального здравоохранения, нацеленных на переориентацию медицинской помощи со стационарного на поликлинический уровень. Следует обращать внимание на целесообразность не только укрепления, но и модернизации диагностической, лабораторной и реабилитационной базы амбулаторно-поликлинических учреждений, на открытие специализированных кабинетов по профилям врачебных специальностей, соответствующих реальной потребности населения, на изменение характера деятельности действующих кабинетов в соответствии с внедрением новых технологий медицинского обслуживания (амбулаторной хирургии, дневных специализированных стационаров, профилактических подразделений и т.д.).

Актуальность проблемы снабжения лечебно-профилактических учреждений расходными материалами также обосновывает целесообразность отражения способов ее решения в плановых документах.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров

Этот раздел Плана включает перечень основных мероприятий по подготовке медицинских кадров и прочих специалистов системы здравоохранения (экономистов, бухгалтеров, техников по обслуживанию медицинского оборудования и др.):

Целевая подготовка специалистов на основе целевых заказов региональных и муниципальных органов управления;

Повышение квалификации работников на центральных базах, в системе ГИДУВов, в заграничных медицинских центрах и прочих учебных учреждениях с отрывом от производства;

Повышение квалификации без отрыва от производства на цикловых, прерывистых, очно-заочных курсах, семинарах;

Проведение врачебных и сестринских конференций, съездов, совещаний;

Организация конкурсов по профессии;

Участие в организации работы научных обществ.

Работа по подготовке кадров планируется оргметодотделами в согласовании с кадровыми службами здравоохранения в регионе (муниципалитете).

3. Профилактическая работа

Планирование профилактической работы предусматривает формирование перечня мероприятий по следующим подразделам:

Вакцинопрофилактика;

Химиопрофилактика;

Мероприятия в очагах инфекции;

Мероприятия на сельскохозяйственных объектах (животноводческих, молочно-товарных фермах и т.п.).

Все мероприятия, входящие в этот раздел Плана, проводятся в контакте с органами госсанэпиднадзора в соответствии с действующими инструкциями и методическими рекомендациями по установленному графику.

4. Организация выявления социально значимой патологии

Мероприятия по организации выявления и диспансеризации населения с социально значимыми заболеваниями (туберкулезом; ВИЧ/СПИД; заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП); различными формами наркоманий; психическими расстройствами) включают:

Ежегодное обследование контингентов, подлежащих периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению;

Ускоренное клиническое обследование лиц с выявленной патологией;

Практическую помощь областных (районных) учреждений при обследовании населения районов;

Регистрацию обследованных и полицевой учет выявленной патологии;

Проведение систематических консультаций по выявлению заболеваний и оказание консультативной помощи по диагностике, лечению и реабилитации этой группы больных, в том числе в региональных, окружных и центральных специализированных учреждениях.

План строится в разрезе вида патологии по перечисленным направлениям работы.

5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий

В состав основных направлений организационных мероприятий этого раздела входят:

Осуществление контроля за качеством диагностики и лечения по результатам консультаций, проводимых высококвалифицированными специалистами в региональных (муниципальных) учреждениях (подразделениях), а также при выездах в подведомственные учреждения здравоохранения;

Регулирование взятия на диспансерное наблюдение и контроль контингентов диспансеризируемых больных;

Организация централизованного контроля правильности оформления свидетельств о смерти.

Планирование может осуществляться по объектам, подлежащим контролю (учреждения, службы, подразделения, специалисты), по формам контроля (проведению экспертной оценки медицинской документации), по показателям, характеризующим состояние процесса оказания помощи (выполнение индивидуальных планов лечения, обеспечение преемственной медицинской помощью, своевременной госпитализацией, консультацией, по обоснованности отбора больных для лечения в учреждениях другого уровня, на стационарозамещающие технологии), по активности медицинского вмешательства (оперативное лечение), по результатам (восстановление трудоспособности больных, своевременности направления на МСЭК) и в разрезе других показателей деятельности.

Раздел внедрения освещает современные технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, подлежащие внедрению в деятельность учреждений здравоохранения и соответствующие организационные мероприятия по внедрению.

6. Санитарно-гигиеническое образование

Мероприятия, охватывающие санитарно-гигиеническое образование, могут включать:

Создание, распространение, контроль деятельности, развитие различных организационных форм санитарного образования населения - "Университетов здоровья", "Школы здоровья" в поликлинических учреждениях, "Школ выздоравливающих" для стационарных больных;

Подготовку профилированного санитарного актива по уходу за больными на дому, в первую очередь из числа родственников;

Использование различных форм массового распространения гигиенических знаний среди населения (выступлений в СМИ, организацию выставок, публикацию образовательных материалов);

Организацию встреч с медицинскими работниками (лекции, беседы, разъяснения, рекомендации);

Распространение современных форм привлечения населения к здоровому образу жизни.

7. Научные исследования

Планирование тематики научных исследований осуществляется в соответствии с прикладными задачами практического здравоохранения, которые могут включать, отдельные вопросы общественного здоровья, оказания медицинской помощи и разработку стратегически важных направлений развития системы регионального (муниципального) здравоохранения.

Процесс подготовки проекта плана и процедура его принятия

План разрабатывается с участием главных специалистов соответствующего уровня и по окончании разработки визируется ими. Целенаправленность планов и эффективность плановых заданий зависят от правильности постановки целей, выбора стратегий их достижения, концентрации усилий на выбранных приоритетах.

Региональные приоритеты развития медицинской помощи населению определяются в соответствии с направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения, с учетом региональных особенностей и ресурсных возможностей. Несмотря на различия по регионам в большинстве субъектов РФ основные направления сходны - туберкулез; ВИЧ/СПИД; сахарный диабет; вакцинопрофилактика; безопасное материнство и детство.

План организационно-методической работы республиканской, краевой, областной больницы, ЦРБ является структурной составляющей единого плана развития регионального (муниципального) здравоохранения, определяющего иерархическую систему перспективного и текущего планирования деятельности органов управления и учреждений здравоохранения региона (муниципалитета).

Процедура принятия плана включает его обсуждение на медицинском совете учреждения либо в качестве самостоятельного вопроса, либо в качестве составной части обсуждения итогов работы учреждения, хода выполнения целевых программ за истекший период. Регламент процедуры принятия плана предусматривает обязательное участие в обсуждении представителей аппарата органа управления здравоохранением соответствующего уровня, а для ЦРБ - представителей администрации района. Оптимальным уровнем заслушивания для региональных учреждений является коллегия органа управления здравоохранением, если план касается только медицинских мероприятий, и правительство региона, если план комплексный.

После обсуждения план комплексный утверждается руководителем (заместителем) администрации соответствующего уровня, а если план внутриведомственный, то - руководителем соответствующего органа управления здравоохранением. Утвержденный план является руководящим документом, обязательным для исполнения.

Контроль за выполнением плана

Текущий контроль по количественным и качественным критериям за исполнением плана осуществляет оргметодотдел (кабинет) составившей его организации.

Разделы плана, в которых приводится перечень мероприятий, уровни их исполнения, сроки, ответственные, даты планируемого исполнения, целесообразно дополнять графами для, дат реального исполнения и затрат на их проведение. Для контроля используют данные государственной статистической отчетности. Ее верифицируют на местах кураторы районов в ходе плановых выездов.

Прозрачность деятельности обеспечивается одновременным гласным заслушиванием куратора и лиц, ответственных за проведение запланированных мероприятий.

Методически результативнее заслушивать не один район по максимально возможному числу вопросов, а несколько районов по одному вопросу. Это позволяет разносторонне осветить проблему и выбрать оптимальные подходы к ее решению, вытекающие из накопленного практического опыта.

Важным инструментом контроля служит полугодовое (в зависимости от важности вопроса) промежуточное заслушивание исполнения плана в аппарате управления здравоохранением области и администрацией территории.

В качестве примеров частных вопросов заслушивания можно привести следующие:

Организация и результативность осмотров населения и диспансеризации;

Лечение больных хроническими заболеваниями;

Проведение противоэпидемических мероприятий;

О роли областных учреждений как организационно-методических центров;

Информация о методических пособиях;

Анализ работы учреждений и т.д.

Итоговый отчет о выполнении плана

Итоговый отчет о выполнении плана составляется либо в табличной, либо в описательной форме по разделам его и включает следующие рубрики:

Плановые решаемые задачи;

Исходные показатели на начало планируемого периода;

Проведенные мероприятия (а, б, в и т.д.);

Результаты текущего года;

Оценка эффективности.

По отчету составляется пояснительная записка с анализом достигнутых результатов, а при отсутствии или недостаточной результативности принятых мер с анализом причин, критической оценкой дефектов проведения мероприятий и возможных мер по повышению их качества.

Отчет о выполнении мероприятий по плану организационных мероприятий подразделениями учреждения, осуществляющими курацию подведомственных лечебно-профилактических учреждений, предоставляется по требованию организационно-методического отдела (кабинета) в установленные сроки согласно профилю отделения с указанием исполнителей по следующим аспектам:

Подготовка вопросов для заслушивания на совещаниях, коллегиях аппарата управления (плановые / внеплановые, уровень);

Написание конъюнктурных обзоров по профилю подразделений;

Выпуск методических материалов по зоне курации (какие);

Педагогическая работа (курсы, семинары, лекции, индивидуальная подготовка специалистов);

Командировки в курируемые территории (куда, цель, длительность, плановые / внеплановые, бригадные / индивидуальные, какая оказана помощь);

Участие в совещаниях, конференциях, съездах и т.д. (каких, тема выступления, уровень региональный, межрегиональный, международный).

При анализе хода выполнения плана стремятся не столько к постановке новых задач, сколько к определению результативности уже известных подходов к решению поставленных.

Публикация подготовлена на основе методических рекомендаций «Планирование организационно-методической работы и организация выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям» от 15.10.2002 N 2002/107.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Хабаровского края

Об инструкции по планированию организационно-методической работы


В целях совершенствования планирования организационно-методической работы по основным направлениям охраны здоровья населения и организации выездной медицинской помощи, а также установления единых требований к процессу подготовки и процедуры принятия плана организационно-методических мероприятий в системе здравоохранения Хабаровского края

утверждаю:

1. Инструкцию по планированию организационно-методической работы и организации выездной учреждениям Хабаровского края (далее - Инструкция) (прилагается).

Приказываю:

1. Руководителям структурных подразделений министерства здравоохранения использовать прилагаемую Инструкцию в работе при планировании организационно-методических мероприятий и организации выездной медицинской помощи населению Хабаровского края.
2. Руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований, лечебно-профилактических и образовательных учреждений здравоохранения края руководствоваться прилагаемой Инструкцией при планировании организационно-методических мероприятий и выездной медицинской помощи лечебно-профилактическим учреждениям края.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Хабаровского края В.Е. Тропникову.


Министр здравоохранения
В.М. Савкова

Приложение. Инструкция по планированию организационно-методической работы и организации выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Хабаровского края
от 14 мая 2003 года N 130

1. Общие положения

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации дальнейшее совершенствование организационно-методической работы в здравоохранении всех уровней нацелено на:
- повышение качества медицинской помощи населению;
- на усиление профилактического компонента в деятельности учреждений здравоохранения;
- обеспечение государственных гарантий в предоставлении квалифицированной медицинской помощи сельскому населению на основе укрепления первичного звена здравоохранения и развития выездных форм медицинского обслуживания;
- повышение эффективности использования ресурсов, формирование рациональных систем поэтапного медицинского обслуживания и внедрение ресурсосберегающих технологий;
- расширение влияния здравоохранения на формирование и реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения на всех уровнях власти;
- координацию взаимодействия различных служб и ведомств в решении комплексных медико-социальных проблем.
Целью настоящей Инструкции является установление единых требований по планированию организационно-методической работы, являющейся составной частью управленческой деятельности системы управления здравоохранения всех уровней. Инструкция разработана на основании Методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2002 N 2002/107 "Планирование организационно-методической работы и организация выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям".
Понятие организационно-методической работы включает:
- осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамики развития системы здравоохранения муниципального образования края, состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации и других факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения;
- организацию и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, результатах функционирования;
- разработку перспективных и текущих планов деятельности системы здравоохранения муниципального образования края, целевых программ по приоритетным направлениям развития, организацию их реализации, контроль и оценку эффективности выполнения;
- организацию и проведение целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения с выездом экспертов на места и оказание организационной, методической и консультативной помощи;
- определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения, планирование совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранения работы по повышению квалификации медицинских работников, организацию и проведение конференций, семинаров, выездных коллегий, медицинских советов, совещаний и др.;
- организацию выездной помощи сельским жителям.
Наиболее важной функцией органа управления здравоохранения муниципального образования является разработка планов деятельности подведомственной системы здравоохранения, организация, контроль и оценка их выполнения. В этом аспекте оказание организационно-методической помощи сельскому населению, в том числе и выездной помощи, планируются самостоятельно организационно-методическими отделами указанных уровней.

2. План организационно-методической работы

План организационно-методической работы (далее - План) представляет собой перечень конкретных заданий, определяет порядок, сроки, последовательность проведения мероприятий на планируемый период времени, устанавливает конкретных исполнителей и предусматривает ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение планируемых мероприятий, его величину и источники инвестирования.
План состоит из основной части и приложений.
Основная часть Плана включает разделы:
1. Развитие материально-технической базы подразделения здравоохранения.
2. Подготовка и повышение квалификации кадров.
3. Профилактическая работа.
4. Организация выявления социально значимой патологии.
5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи, внедрение современных технологий.
6. Санитарно-гигиеническое образование.
7. Научные исследования и инновационная деятельность.
8. Контроль выполнения Плана.
Приложения должны представлять собой набор следующих документов:
- аналитическая справка о состоянии медицинской помощи населению и деятельности учреждений здравоохранения на момент разработки Плана;
- отчет о выполнении Плана и целевых программ за предыдущий год;
- концептуальные положения стратегического развития здравоохранения на перспективный период;
- перечень основных плановых показателей (ориентиров) и обоснование вероятности их достижения в планируемом периоде;
- проекты регламентирующих документов, необходимых для реализации плановых мероприятий;
- проекты новых целевых комплексных программ по решению проблем межведомственного характера.

2.1. Развитие материально-технической базы здравоохранения

Раздел развития материально-технической базы здравоохранения охватывает мероприятия по укреплению и поддержанию в рабочем состоянии основных фондов учреждений здравоохранения (зданий, автотранспорта, систем обеспечения, технического и медицинского оборудования, инвентаря), а также перечень мероприятий в рамках реструктуризации системы медицинской помощи.
В качестве основных мероприятий по первому подразделу могут планироваться:
- строительство новых учреждений, корпусов;
- проведение капитального и текущего ремонтов зданий, помещений;
- работы по благоустройству территории;
- развитие парка автотранспорта;
- техническое переоснащение и обновление устаревшего оборудования и инструментария.
Ко второму подразделу могут быть отнесены:
- мероприятия по ликвидации (перепрофилированию) маломощных стационаров, неукомплектованных медицинскими кадрами, плохо оснащенных медицинских учреждений;
- укреплению амбулаторно-поликлинического звена на основе открытия новых учреждений, кабинетов, приемов, развития новых форм обслуживания в поликлиниках;
- внедрению стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому);
- дифференциации коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, созданию коек (отделений) сестринского ухода, хосписов, формированию учреждений или отделений медико-социального характера.
Плановые задания необходимо составлять в соответствии со стратегическими целями системы здравоохранения, нацеленных на переориентацию медицинской помощи со стационарного на поликлинический уровень. Целесообразно проводить укрепление и модернизацию диагностической, лабораторной и реабилитационной базы амбулаторно-поликлинических учреждений, открытие специализированных кабинетов по профилям врачебных специальностей, соответствующих реальной потребности населения, изменение характера деятельности действующих кабинетов в соответствии с внедрением новых технологий медицинского обслуживания (амбулаторной хирургии, дневных специализированных стационаров, профилактических подразделений и т.д.).

2.2. Подготовка и повышение квалификации кадров

Этот раздел Плана включает перечень основных мероприятий по подготовке медицинских кадров и прочих специалистов системы здравоохранения (экономистов, бухгалтеров, техников по обслуживанию медицинского оборудования и др.):
- целевая подготовка специалистов на основе целевых заказов региональных и муниципальных органов управления;
- повышение квалификации работников на центральных базах, в системе институтов повышения квалификации специалистов здравоохранения, в заграничных медицинских центрах и прочих учебных учреждениях с отрывом от производства;
- повышение квалификации без отрыва от производства на цикловых, прерывистых, очно-заочных курсах, семинарах;
- проведение врачебных и сестринских конференций, совещаний;
- организация конкурсов по профессии;
- участие в организации работы научных обществ.
Работа по подготовке кадров планируется организационно-методическими отделами в согласовании с кадровыми службами здравоохранения в районе (муниципалитете).

2.3. Профилактическая работа

Планирование профилактической работы должно быть направлено на сохранение и укрепление здоровья населения, усиление профилактической направленности в деятельности всех служб здравоохранения и социальной сферы в целом, совершенствование информационной системы, оптимизации ресурсов и финансирования профилактических мероприятий государственными и негосударственными структурами, совершенствование информационной системы, усиление роли научных исследований в области сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний, своевременное адекватное и широкое использование новых разработок при планировании данного раздела работ, своевременная и качественная подготовка кадров, занимающихся профилактической работой среди населения, в том числе методами и средствами гигиенического обучения и воспитания.
Планирование профилактической работы предусматривает формирование перечня мероприятий по следующим разделам:
01.01. - мероприятия, направленные на первичную медицинскую, социальную и социально-гигиеническую профилактику заболеваний с целью снижения заболеваемости;
01.02. - мероприятия, направленные на повышение эффективности вторичной медицинской и социальной профилактики заболеваний, с целью снижения потерь по временной и стойкой нетрудоспособности, снижения смертности, улучшения качества жизни;
01.03. - мероприятия по внедрению программ профилактики, обеспечению норм физического развития, укреплению нервно-психологического статуса, обеспечению доступности мер социальной и медицинской профилактики (создание центров и школ здоровья, центров физического развития и т.д.).
Кроме того, при планировании профилактической работы необходимо предусмотреть мероприятия по подразделам:
- вакцинопрофилактика;
- химиопрофилактика;
- противоэпидемические и профилактические мероприятия в очагах инфекции;
- профилактические мероприятия на сельскохозяйственных объектах.
Эти мероприятия проводятся в контакте с органами госсанэпиднадзора в соответствии с действующими инструкциями и методическими рекомендациями по установленному графику.

2.4. Санитарно-гигиеническое образование

Мероприятия санитарно-гигиенического образования включают:
- создание, распространение, контроль деятельности, развитие различных организационных форм санитарного образования населения ("Университеты здоровья", "Школы здоровья" в поликлинических учреждениях, "Школы выздоравливающих" для стационарных больных);
- подготовку профилированного санитарного актива по уходу за больными на дому, в первую очередь из числа родственников;
- использование различных форм массового распространения гигиенических знаний среди населения (выступления в СМИ, организация выставок, публикация образовательных материалов);
- организацию встреч с медицинскими работниками (лекции, беседы, разъяснения, рекомендации);
- распространение современных форм привлечения населения к здоровому образу жизни.

2.5. Организация выявления социально значимой патологии

Мероприятия по организации выявления и диспансеризации населения с социально значимыми заболеваниями (туберкулез; ВИЧ/СПИД; заболевания, передаваемыми половым путем (ЗППП); различные формы наркомании; психические расстройства) включают:
- ежегодное обследование контингентов, подлежащих периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению;
- ускоренное клиническое обследование лиц с выявленной патологией;
- практическую помощь краевых (районных) учреждений при обследовании населения районов;
- регистрацию обследованных и полицевой учет выявленной патологии;
- проведение систематических консультаций по выявлению заболеваний и оказание консультативной помощи по диагностике, лечению и реабилитации этой группы больных, в том числе в краевых, районных и специализированных учреждениях муниципальных образований.
План строится в разрезе вида патологии по перечисленным направлениям работы.

2.6. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи

В состав основных направлений организационных мероприятий этого раздела входят:
- мероприятия по углубленному обследованию лиц с низким уровнем здоровья в центрах (кабинетах) медицинской профилактики, диагностических центрах (кабинетах), поликлиниках или других медицинских учреждениях, располагающих необходимыми диагностическими возможностями;
- осуществление контроля качества диагностики и лечения по результатам консультаций, проводимых высококвалифицированными специалистами в краевых (муниципальных) учреждениях (подразделениях), а также при выездах в подведомственные учреждения здравоохранения;
- планирование и внедрение оздоровительных технологий (нормализация образа жизни, обеспечение сбалансированным питанием, исключение вредных привычек, оптимизация двигательной активности с использованием тренирующих нагрузок и доступных видов физкультуры и спорта и т.д.);
- фармакологические методы укрепления здоровья;
- организация диспансерного наблюдения и контроль эффективности проводимой диспансеризации больных;
- организация централизованного контроля правильности оформления свидетельств о смерти.
Планирование может осуществляться:
- по объектам, подлежащим контролю (учреждения, службы, подразделения, специалисты);
- по формам контроля (проведению экспертной оценки медицинской документации);
- по показателям, характеризующим состояние процесса оказания помощи (выполнение индивидуальных планов лечения, обеспечение преемственной медицинской помощью, своевременной госпитализацией, консультацией, по обоснованности отбора больных для лечения в учреждениях другого уровня, на стационарозамещающие технологии);
- по активности медицинского вмешательства (оперативное лечение);
- по результатам (восстановление трудоспособности больных, своевременности направления на МСЭК).

2.7. Научные исследования и инновационная деятельность

Планирование тематики научных исследований осуществляется в соответствии с прикладными задачами практического здравоохранения, которые могут включать отдельные вопросы общественного здоровья, оказания медицинской помощи и разработку стратегически важных направлений развития системы здравоохранения.
Инновационная деятельность реализует научно-технические, социально-экономические, организационные и другие мероприятия, направленные на внедрение и тиражирование научно-медицинской документации, новых медицинских технологий, разрешенных к применению. При планировании инновационной деятельности необходимо учитывать персональную ответственность за полноту, качество и своевременное получение главных результатов, клинико-экономическое обоснование, ресурсное обеспечение деятельности, подготовку специалистов для освоения передового отечественного и зарубежного опыта по профилактике, диагностике и лечению заболеваний.
Раздел внедрения новых медицинских технологий освещает современные технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, подлежащие внедрению в деятельность учреждений здравоохранения.

2.8. Контроль выполнения Плана

Текущий контроль по количественным и качественным критериям за исполнением Плана осуществляет организационно-методический отдел (кабинет) организации, составившей данный План.
Разделы Плана, в которых приводится перечень мероприятий, уровни их исполнения, сроки, ответственные, даты планируемого исполнения, целесообразно дополнять графами "дата реального исполнения" и "затраты на их проведение". Для контроля используют данные государственной статистической отчетности.
Важным инструментом контроля служит полугодовое (промежуточное) заслушивание исполнения Плана в аппарате управления здравоохранения, например:
- организация и результативность осмотров населения и диспансеризации;
- лечение больных хроническими заболеваниями;
- проведение противоэпидемических мероприятий;
- анализ работы лечебно-профилактических учреждений и т.д.

3. Процесс подготовки проекта Плана и процедура его принятия

План разрабатывается с участием главных специалистов соответствующего уровня и по окончании разработки визируется ими. Целенаправленность планов и эффективность плановых заданий зависят от правильности постановки целей, выбора стратегий их достижения, концентрации усилий на выбранных приоритетах с учетом территориальных особенностей и ресурсных возможностей ЛПУ.
План организационно-методической работы краевой больницы, ЦРБ является структурной составляющей единого плана развития регионального (муниципального) здравоохранения, определяющего иерархическую систему перспективного и текущего планирования деятельности органов управления и учреждений здравоохранения.
Процедура принятия плана включает его обсуждение на медицинском совете учреждения либо в качестве самостоятельного вопроса, либо в качестве составной части обсуждения итогов работы учреждения, хода выполнения целевых программ за истекший период.
Регламент процедуры принятия плана предусматривает обязательное участие в обсуждении представителей аппарата органа управления здравоохранения соответствующего уровня, а для ЦРБ - представителей администрации района. После обсуждения План утверждается руководителем (заместителем) администрации соответствующего уровня.
Утвержденный План является руководящим документом, обязательным для исполнения.

4. Итоговый отчет о выполнении Плана

Итоговый отчет о выполнении плана составляется в табличной или в описательной форме по разделам и включает следующие рубрики:
- плановые решаемые задачи;
- исходные показатели на начало планируемого периода;
- проведенные мероприятия (а, б, в...);
- результаты текущего года;
- оценка эффективности.
По отчету составляется пояснительная записка с анализом достигнутых результатов, а при отсутствии или недостаточной результативности принятых мер с анализом причин, критической оценкой дефектов и возможных мер по повышению их качества.
Отчет о выполнении мероприятий по плану организационных мероприятий подразделениями учреждения, осуществляющими курацию подведомственных лечебно-профилактических учреждений, предоставляется по требованию организационно-методического отдела (кабинета) в установленные сроки согласно профилю отделения с указанием исполнителей по следующим аспектам:
- подготовка вопросов для заслушивания на совещаниях, коллегиях аппарата управления (плановые/внеплановые, уровень);
- написание конъюнктурных обзоров по профилю подразделений;
- выпуск методических материалов по зоне курации (какие);
- педагогическая работа (курсы, семинары, лекции, индивидуальная подготовка специалистов);
- командировки в курируемые территории (куда, цель, длительность, плановые/внеплановые, бригадные/индивидуальные, какая оказана помощь);
- участие в совещаниях, конференциях, съездах и т.д.

5. Организационно-методическая помощь учреждениям здравоохранения

Ведущие учреждения краевого уровня оказывают организационно-методическую помощь муниципальным учреждениям, практически помогают как ЦРБ (межрайонным центрам), так и учреждениям первичной медицинской помощи по широкому профилю вопросов, касающихся организации и повышения качества лечебно-диагностического процесса, улучшения профилактики, технологического совершенствования деятельности, оптимизации управления, в том числе повышения уровня планирования.
Организационно-методический отдел (кабинет) ведущего (головного) ЛПУ призван решать три крупных блока задач:
1. Формирование из сотрудников учреждения комиссий и выездных бригад. Плановый выезд кураторов и бригад кураторов в подведомственные учреждения, районные центры для организационной, методической, консультативной и практической помощи; заслушивание их отчетов, учет проведенной работы, создание и поддержание в рабочем состоянии районной картотеки рекомендаций.
2. Разработка материалов стратегического (программы), оперативного (планы), директивного (приказы) значения для аппарата управления здравоохранением:
- по контролю за выполнением директивных документов аппарата управления различных уровней;
- по организационному обеспечению работы медицинских советов, комиссий (совместно с администрацией учреждения);
- по популяризации передового опыта оздоровления населения (совместно с ведущими специалистами).
3. Составление сводного годового отчета, анализ его, оформление заключений по итогам работы, конъюнктурных обзоров, сборников основных показателей работы медицинских учреждений и здоровья населения (с участием ведущих специалистов).
Диагностическая, лечебная и реабилитационная медицинская помощь обратившимся в учреждения больным регулируется должностными инструкциями соответствующих подразделений и правилами внутреннего распорядка учреждения.

6. Организация выездной медицинской помощи жителям сельских районов

Малая плотность сельского населения, занятость личным подсобным хозяйством, сезонность и срочность основных сельскохозяйственных работ, удаленность врачебной (особенно специализированной) помощи от мест проживания больных, слабое развитие транспортных коммуникаций при значительных расстояниях, высокая стоимость проезда - все это снижает уровень обращаемости и госпитализации сельского населения.
Неудовлетворительные условия труда в аграрном секторе, в большинстве производств не отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям из-за несоблюдения санитарных норм и правил, способствуют возникновению заболеваний, что при низкой выявляемости и недостаточном лечении приводит к развитию запущенных случаев, хронизации патологических процессов, высокой смертности населения. Чаще, чем в городах, на селе встречаются бруцеллез, кишечные инфекции, болезни опорно-двигательного аппарата, заболевания органов дыхания (пылевой бронхит), вибрационная болезнь. Отсюда следует необходимость активизации выездных форм организационной, консультативной и практической помощи сельскому здравоохранению.
При этом следует учитывать длительный отрыв квалифицированных специалистов от исполнения своих обязанностей по основной работе, неустроенность их быта при выезде, ненормированный рабочий день.
Экстренную и неотложную помощь больным со сложной патологией, требующей оперативных вмешательств, оказывает круглогодично отделение экстренной и планово-консультативной помощи краевых больниц или Центра медицины катастроф средствами санитарной авиации (самолет, вертолет) или закрепленным автотранспортом.
Плановая помощь специалистам ЦРБ оказывается врачами-кураторами, специалистами краевых больниц и консультативных поликлиник. Для оказания помощи сельским ЛПУ приказом органа управления здравоохранения закрепляются как штатные, так и внештатные специалисты краевых лечебных учреждений (взрослых и детских), родильных домов, диспансеров, центра борьбы со СПИДом и медицинской профилактики, других диагностических и лечебных центров.
К выездной работе привлекаются самые опытные, высококвалифицированные специалисты.
Большое практическое значение имеет участие специалистов краевых учреждений в работе призывных комиссий.
Содержание помощи, которую оказывают краевые учреждения районным ЛПУ, составляет:
- координация управления здравоохранения;
- реализация стратегических решений аппарата управления здравоохранения;
- систематизация организационно-методической работы муниципальных систем здравоохранения;
- практическая помощь руководству и специалистам ЦРБ, другим учреждениям муниципального уровня;
- укрепление внутриведомственного контроля качества медицинской помощи;
- усиление экспертной работы всех уровней;
- проведение семинаров и т.д.
Куратор оказывает организационно-методическую помощь, внедряет стандарты медицинской помощи и организует контроль за их соблюдением.
Кроме выездов главных специалистов, курация сельских ЛПУ осуществляется специалистами кафедр высших образовательных учреждений медицинского профиля. С участием преподавательского состава кафедр медицинских ВУЗов проводятся выездные конференции, в т.ч. научно-практические, семинары, совещания.
Консультативная помощь по вопросам диагностики, лечения и реабилитации больных оказывается в поликлиниках ЦРБ, в участковых больницах, на дому, в стационаре.
По заданиям аппарата управления края в ходе подготовки медицинских советов, выездных коллегий, совещаний, конференций контролируется качество медицинской помощи сельскому населению в муниципальных учреждениях (ЦРБ, УБ, ФАПах); изучается материально-технический и кадровый потенциал, возможности лицензирования служб ЦРБ; контролируются результаты реагирования на жалобы населения. Параллельно оказывается методическая помощь.
Оправдывают себя выездные больничные медицинские советы с участием глав администраций и медицинской общественности районов, на которых обсуждаются результаты экспертной оценки деятельности служб района, а также организуется консультативный прием больных специалистами краевых учреждений.
В ходе оказания преимущественно практической помощи организуются комплексные, целевые, профилактические осмотры и диспансеризация населения. Специалисты ЦРБ ежемесячно осматривают население, обслуживаемое участковыми больницами и ФАПами.
Возможные формы выездной работы:
- индивидуальные выезды специалистов, в том числе экстренные, по заявке муниципального ЛПУ; за счет принимающей стороны;
- выезды бригад из 2 - 5 специалистов (взрослых и детских), которым отдается предпочтение при плановой работе, так как они более рентабельны по сравнению с индивидуальными выездами;
- передвижные (выездные) амбулатории (поликлиники).
Прочно утвердилась бригадная форма обслуживания населения. Сформированные в структуре передвижных амбулаторий бригады обслуживают больных согласно плану, утвержденному главным врачом и согласованному с территориальными органами управления здравоохранения.
Бригада из 5 - 7 специалистов комплектуется с учетом пожеланий районов и работает в среднем четыре дня (первый и четвертый - в ЦРБ, по одному - в участковых больницах). Население заранее оповещается о составе бригады через средства массовой информации (районные газеты, радио), через фельдшеров.
В среднем численный состав выездных бригад состоит из 5 - 6 специалистов (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог, невролог, офтальмолог, специалисты параклинического профиля, по организационно-методической работе). Состав бригады специалистов комплектуется с учетом интересов района, в случае необходимости расширяется за счет других специалистов, в частности, фтизиатров, дерматовенерологов и др.
При подготовке к плановому выезду в районы проводится анализ эпидемической ситуации в районе; изучение качества и эффективности амбулаторно-поликлинической помощи, в частности, сельскому населению, по уровням (ЦРБ, РБ, УБ, сельские врачебные амбулатории); оценка обеспеченности кадрами врачей и сестринского персонала, их квалификации.
В районах области до приезда бригады формируется поток больных, преимущественно диспансерной группы, а также группы для получения оперативной помощи у окулиста, травматолога, онколога из расчета 2 - 3 операции за выезд. Необходимо оснащение выезжающих бригад оборудованием для обследования и лечения взрослых и детей.
В ходе выезда осматриваются больные в центральной районной больнице, а при необходимости - на фельдшерско-акушерских пунктах, в сельских врачебных амбулаториях и участковых больницах.
Длительность командировочной работы колеблется от нескольких часов до 10 суток, в среднем составляя 2,4 дня.
Все более широкое применение находит практика замещения по заявке главного врача соответствующего ЛПУ длительно (от 7 до 35 дней) отсутствующих специалистов ЦРБ, в основном хирургического профиля (отпуск, учеба, специализация).
Работники ЦРБ по плану-графику оказывают помощь населению, закрепленному за участковыми больницами, врачебными амбулаториями, ФАПами. Бригады комплектуются врачами ЦРБ так, чтобы обеспечить в год от 6 до 12 выездов в сельский район; в состав их чаще всего входят педиатр, гинеколог, терапевт, невролог. В ходе выездов специалистами ЦРБ оказывается, прежде всего, консультативная помощь, в первую очередь беременным и детям. Число консультаций обычно колеблется от 25 до 30 на один выезд.
Особого внимания требует диспансерное наблюдение за больными язвенной болезнью, сахарным диабетом, гастритом, нефритом, ревматическими заболеваниями сердца, ревматоидным артритом и т.д. Целенаправленный выезд бригады 2 - 3 раза в год позволяет осмотреть практически всю диспансерную группу. В ходе выезда также производится отбор больных для терапевтического и оперативного лечения в ЦРБ и в краевых учреждениях, а в ряде случаев оказывается практическая помощь непосредственно на месте. В обязательном порядке анализируется работа сельских медицинских работников, контролируется ход диспансерного наблюдения, ход лечения после предыдущей консультации, а также даются рекомендации по совершенствованию медицинской помощи.
Перспективное значение для здравоохранения имеет внедрение телекоммуникационных технологий, что позволяет использовать новые принципы передачи медицинской информации между клиническими центрами и ЦРБ, способствует развитию "Интернет"-технологий, хотя организационный опыт внедрения и использования только накапливается.
Возможна и такая форма работы, как выездные фельдшерские пункты для обеспечения в малонаселенных пунктах наблюдения за больными в стационарах на дому, доставки больным необходимых медикаментов.
Технический отчет специалистов составляется по разделам:
- осмотрено всего;
- выявлено заболевших, в т.ч. с впервые в жизни установленным диагнозом;
- по месту жительства рекомендовано лечение амбулаторное;
- по месту жительства рекомендовано лечение стационарное;
- направлено в краевые поликлиники на дообследование, "Д" учет;
- отправлено в краевые стационары.

7. Эффективность использования метода

При оценке характера и объема организационно-методической помощи учитывается информационно-аналитическая помощь в подготовке, издании и распространении различных материалов (методические рекомендации, информационные письма, сборники показателей здоровья и работы, бюллетени; подготовка справочных материалов по запросу вышестоящих организаций; информация для санитарного просвещения населения и больных через СМИ, в т.ч. внутрибольничная, с помощью специальных стендов, консультативные приемы и участие в профилактических осмотрах населения (отдельно взрослых и детей), число обследованных больных инструментальными методами (эндоскопия, УЗИ, ЭКГ и т.д.).
Серьезные объективные трудности в организации выездной помощи муниципальным и районным учреждениям усугубляются недостатками организации, в частности, недостаточной преемственностью выездной работы специалистов краевых учреждений различного профиля из-за несовершенства координации их деятельности в районах.
Повышение эффективности организационно-методической работы на всех уровнях организации здравоохранения, планирование структуры расходов на формирование выездных бригад, длительности выездной работы, ориентировочного уровня обслуживания сельского населения санитарной авиацией позволит повысить качество, оперативность и доступность медицинской помощи, в первую очередь, сельскому населению.

Приложение 1. Папка куратора ЛПУ

Приложение 1
к Инструкции
по планированию
организационно-методической
работы и организации выездной
помощи лечебно-профилактическим
учреждениям


Досье на лечебно-профилактические учреждения здравоохранения включает разделы:
1. Оценка здоровья населения города, района (демографическая ситуация, показатели деятельности муниципального органа управления здравоохранения по данным годового отчета, материалы предыдущих проверок, рекомендаций, письменные обращения граждан).
2. Сеть учреждений здравоохранения, организационная структура, наличие лицензий на право занятия медицинской деятельностью.
3. Материально-техническая база (состояние лечебно-профилактических учреждений, процент износа медоборудования и мединструментария, перспективы медико-технического оснащения, соответствие программы развития муниципального здравоохранения (город, район) положениям концепции развития здравоохранения Российской Федерации).
4. Обеспеченность населения врачами и средними медицинскими работниками, укомплектованность административного аппарата; работа с резервом; наличие должностных инструкций сотрудников, предоставление жилья медработникам; контроль плана повышения квалификации персонала (конференции, семинары, курсы усовершенствования).
5. Наличие организующих приказов и контроль за их исполнением.
6. Состояние противопожарной безопасности (наличие приказа, плана противопожарных мероприятий, инструкций, проведение инструктажа, наличие средств пожаротушения).
7. Соблюдение техники безопасности: создание аттестационной комиссии по охране труда; наличие журнала вводного инструктажа при приеме на работу; инструкций; замера сопротивления заземляющего контура и изоляции электропроводки; наличие приказа на работников, ответственных за электрохозяйство; эксплуатация кислородного хозяйства под давлением.
8. Соблюдение охранного режима ЛПУ (результаты проверок состояния зданий и его помещений на наличие подозрительных посторонних предметов, возможности въезда постороннего транспорта; проверка целостности и сохранности пломб и печатей, замков в неиспользуемых помещениях, сдача в аренду зданий, сооружений и помещений ЛПУ, взаимодействие с органами УВД в части оповещения о случаях проникновения посторонних лиц на территорию или в помещения ЛПУ; выявление лиц, находящихся на стационарном лечении, чья личность не подтверждена документами; обращений в ЛПУ лиц с травмами и ранениями, не исключающими криминального происхождения, корректировка и инструктаж дежурного персонала учреждения; готовность ЛПУ к оказанию помощи пострадавшим с травмами и ожогами, наличие неснижаемого запаса медикаментов и расходных материалов; состав, адреса и телефоны бригад усиления дежурной службы, порядок оповещения и сбора сотрудников в ЛПУ, наличие приказа по больнице об ограничении свиданий больных с родственниками до 18 часов.
9. Работа с администрацией города, района по охране здоровья населения. Результативность межведомственных комиссий по социально обусловленным заболеваниям.
10. Выполнение решений коллегии территориального органа управления здравоохранением.
11. Организационно-методическая работа.
12. Соблюдение стерилизационно-дезинфекционного режима в учреждении.
13. Лечебно-профилактическая помощь:
а) качество и доступность амбулаторно-поликлинической помощи:
- внедрение новых технологий и форм медицинского обслуживания (дневные стационары, стационары на дому, стационар дневного пребывания);
- работа отделений профилактики и реабилитации, перепрофилирование коек участковых больниц в отделения сестринского ухода для лечения больных по медико-социальным показаниям, врачебных амбулаторий с дневным стационаром; своевременность перевода больных, нуждающихся в медико-социальной помощи в дома-интернаты;
- режим работы учреждения; предоставление платных услуг населению, предприятиям, организациям;
- преемственность в обследовании, лечении и реабилитации больных между поликлиникой и стационаром;
- реструктуризация коечного фонда стационара;
- оснащение стационара диагностическим и лечебным оборудованием;
- система помощи при неотложных состояниях, госпитализации и выписки больных;
- организация лекарственного обеспечения;
- организация реанимационной помощи женщинам и детям, анализ показателей материнской и детской смертности;
б) система контроля за оборотом наркотических средств:
- приказ о допуске к работе с наркотическими лекарственными средствами;
- разрешение УВД;
- журнал учета, хранения наркотических лекарственных средств и психотропных веществ согласно требованиям МЗ РФ;
- журнал приема и уничтожения использованных ампул;
- работа комиссии по использованию наркотических и психотропных веществ;
- работа со специальными рецептурными бланками.
14. Организация качества работы скорой и неотложной медицинской помощи.
15. Организация работы муниципального органа управления здравоохранения в условиях ОМС и ДМС:
- протоколы лицензионно-аккредитационной комиссии;
- контроль сроков и качества лечения застрахованных;
- постатейное ежемесячное использование средств бюджета и ОМС.
16. Внедрение стандартов объема и качества оказания медицинской помощи на различных этапах и уровнях ЛПУ города, района.
17. Работа клинико-экспертной комиссии.
18. Работа вспомогательных служб (прачечная, связь, транспорт).
19. Санитарное состояние учреждений здравоохранения.
20. Выводы и предложения.

Примечание.
При разработке Приложения N 1 использован приказ МЗ Саратовской области N 101-п от 20.01.2001 "О курации муниципальных учреждений здравоохранения городов и районов области, областных ЛПУ Министерством здравоохранения на 2001 год".

Приложение N 2. Отчет о плановом (внеплановом) выезде куратора (специалиста) для оказания методической и практической помощи муниципальным, районным учреждениям здравоохранения

Приложение N 2
к Инструкции
по планированию
организационно-методической
работы и организации выездной
помощи лечебно-профилактическим
учреждениям


1. ФИО, должность, место работы.
2. Дата выезда.
3. Населенный пункт, учреждение, которому оказана помощь.
4. Цель выезда:
- внедрение новых методик, технологий;
- обучение;
- практическая помощь;
- проведение профилактических осмотров.
5. Результаты (заполняются в соответствии с рубриками Папки куратора в рамках компетенции специалиста).
Характер помощи по разделам:
- организационно-методическая работа включает результаты проверок амбулаторных, стационарных учреждений, скорой медицинской помощи по статистическим показателям, по ведущейся документации, стандартам ведения больных и т.д.;
- лечебно-консультативная работа (число больных, проконсультированных по возрастным группам, число проведенных операций, манипуляций, пособий);
- педагогическая работа (лекции, конференции, семинары, практические занятия; их темы, число участников).
6. Рекомендации.
Отчет составляется в двух экземплярах и заверяется подписями командированного специалиста и руководителей учреждения, которому оказывалась помощь. Один экземпляр остается в ЛПУ для реализации рекомендаций, другой передается в оргметодотдел учреждения, направившего сотрудника в командировку.


Первый заместитель министра
В.Е. Тропникова

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность начальника организационно-методического отдела учреждения здравоохранения.
2. На должность начальника организационно-методического отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в области организационно-методической работы или управления здравоохранением не менее 5 лет.
3. Начальник организационно-методического отдела должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и ЛПУ; теоретические основы, принципы и методы диспансеризации; организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины; основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма; этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний; правила оказания неотложной медицинской помощи при угрожающем жизни состоянии больного; основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; основы санитарного просвещения; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
По своей специальности начальник организационно-методического отдела должен знать основы социальной гигиены и организации здравоохранения; историю становления и развития здравоохранения; организацию амбулаторно-поликлинической помощи населению; организацию стационарной помощи населению; организацию лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий; организацию специализированной помощи населению; организацию медицинской помощи сельскому населению; организацию акушерско-гинекологической помощи; организацию медицинской помощи подросткам; организацию медицинской помощи детям; организацию скорой и неотложной помощи населению; организацию диспансеризации населения; основы управления здравоохранением; основы планирования и экономики здравоохранения; теорию и методы санитарной статистики; статистику здоровья населения; статистику здравоохранения; вопросы международной статистики; основы медицинской кибернетики; демографические и экономические особенности региона (района); перспективы развития региона (района); состояние здоровья населения в регионе (районе); санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку в регионе (районе); показатели, характеризующие состояние здоровья населения в регионе (районе); основные показатели, характеризующие деятельность ЛПУ региона (района); функции, права, обязанности, организацию работы сотрудников организационно-методического отдела.
Начальник организационно-методического отдела должен уметь рассчитать показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинского учреждения, подразделения; составить проект плана развития здравоохранения региона, района, учреждения для включения его в план социально-экономического развития региона (района); планировать на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению; организовать работу по внедрению передового опыта в учреждениях здравоохранения района; организовать внедрение элементов научной организации труда в медицинские учреждения района; организовать систему контроля исполнения запланированных мероприятий; провести инструктаж работников ЛПУ по вопросам организационно-методической работы, методических совещаний, конференций по обмену опытом; провести анализ и дать оценку первичной статистической информации.
4. Начальник организационно-методического отдела назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Начальник организационно-методического отдела непосредственно подчиняется руководителю учреждения или его заместителю.

2. Должностные обязанности

Организует работу организационно-методического отдела. Оказывает организационно-методическую помощь сотрудникам учреждения, подведомственным ЛПУ и их работникам. Оказывает консультативную помощь по своей специальности. Участвует в подготовке статистических отчетов, в т.ч. годового отчета, информационно-аналитических материалов. Организует выезды врачей-специалистов в подведомственные ЛПУ. Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала, содействует выполнению им своих должностных обязанностей. Контролирует выполнение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом. Участвует в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала по своей специальности. Планирует свою работу и анализирует показатели своей деятельности. Обеспечивает своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами. Проводит санитарно-просветительную работу. Соблюдает правила и принципы врачебной этики и деонтологии. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.

Начальник организационно-методического отдела имеет право:
8. отдавать распоряжения, обязательные для исполнения работниками организационно-методического отдела;
9. участвовать в подборе и расстановке кадров по своей специальности;
10. вносить предложения руководству учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников учреждения по своей деятельности;
11. вносить предложения по развитию и совершенствованию деятельности учреждения;
12. запрашивать у руководства, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
13. принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;
14. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
Начальник организационно-методического отдела пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Начальник организационно-методического отдела несет ответственность за:
9. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
10. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
11. рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
12. соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;
13. ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;
14. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
15. обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей подчиненных ему работников;
16. готовность отдела к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов начальник организационно-методического отдела может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.