Финансовая деятельность организации: управление, анализ и контроль. Понятие публичной финансовой деятельности Деятельности является финансовая деятельность то

Под финансовой деятельностью организации понимается привлечение и воз-врат заемных источников финансирования (кредиты, займы), выпуск обыкно-венных и привилегированных акций, выплата дивидендов, штрафов, пеней, прочие внереализационные операции (рис. 7.5).
"Притоки" "Оттоки"


Денежные потоки, связанные с изменением уставного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов определяются по данным баланса. При этом используется следующая формула:
АПассива = Пассив (і) - Пассив (г - 1). Г"6)
Величина прочих Енереализационных доходов (расходов) периода напрямую переносится из отчета о прибылях и убытках в отчет о движении денежных средств. Оттоки денежных средств, связанные с выплатой процентов по привлекаемым кредитам, отражаются в составе прочих операционных расходов, об учете которых говорилось при описании инвестиционной деятельности.
Сумма притоков и оттоков денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности образует чистый денежный поток. Величину чистого денежного потока можно рассматривать как потенциальный приток денежных средств, которым должна располагать компания по результатам своей деятельности.
Фактическое изменение (фактический приток) денежных средств определяется по данным баланса и носит название фактический денежный поток. Фактический денежный поток определяется как разница денежных средств баланса на текущую и предыдущую отчетную дату. Его величина показывает, на сколько в данном периоде анализа возросла или уменьшилась сумма денежных средств, находящаяся в распоряжении компании.
Разница между фактическим и чистым денежными потоками представляет собой прочие потоки, движение которых не прослеживается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Отрицательные значения прочих ПОТОКОЕ говорят о том, что предприятие несло такие затраты, как содержание объектов социально!. сферы, выплата дивидендов и различного рода пособий. Положительные значения по строке ""Прочие потоки" могут быть связаны, например, с безвоз-мездными передачами предприятию имущества.
Информация отчета о движении денежных средств поможет ответить на вопросы:
достаточно ли поступлений от основної: деятельности для финансирования оборотного капитала;
достаточно ли средств предприятия для финансирования выбранной ин-вестиционной программы;
возникает ли необходимость (и в каком объеме) в привлечении заемных источников финансирования.

Еще по теме 7.2.3. Финансовая деятельность:

  1. 2. Алгоритмы моделирования финансовой деятельности фирмы
  2. 2.1. Содержание и сущность финансовой деятельности коммерческого предприятия
  3. Раздел ЗАНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  4. Глава 4. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  5. § 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  6. § 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Работа коммерческого предприятия требует не только внедрения современных технологий и увеличения производительности труда, но также и серьезной аналитической работы в области исследования финансово-хозяйственных результатов активностей фирмы. Посредством каких методов подобное направление деятельности реализуется в современных компаниях?

Определение финансовой деятельности предприятия

Что такое «финансовая деятельность»? Это комплексный термин. Под ним чаще всего понимаются активности, связанные с извлечением коммерческой прибыли, повышением эффективности производственных процессов, отчетные процедуры.

В ряде случаев проводится анализ финансовой деятельности предприятия с целью выявления хозяйственных показателей фирмы в целом, а также для исследования качества работы различных корпоративных институтов: менеджмента, бухгалтерии, отдела продаж и т. д. С точки зрения экономической науки подобные процедуры относятся к категории микроэкономических, то есть отражают положение дел на локальном объекте, и могут никак не соотноситься с макропоказателями.

Зачем проводить анализ финансовых активностей?

Анализ финансовой деятельности предприятия - важнейший инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса. На основе тех или иных показателей могут приниматься ключевые управленческие решения. Посредством процедур, о которых идет речь, может исследоваться эффективность уже внедренных концепций менеджмента, а также осуществляться их необходимая корректировка после получения результатов.

Итоги анализа, о котором идет речь, могут быть задействованы менеджментом, когда составляется план финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Так, получив в распоряжение те или иные цифры, руководство компании может поставить стратегическую цель - достичь таких-то показателей для повышения эффективности бизнес-модели. План финансовой деятельности предприятия также может включать инвестиционные аспекты, предполагающие расстановку акцентов в направлении денежных потоков. Определиться с приоритетами также поможет подробный анализ соответствующих активностей компании.

Результаты исследований эффективности бизнес-модели предприятия могут помочь его владельцам налаживать позитивные отношения с инвесторами, кредиторами, партнерами, а в ряде случаев - и с клиентами. Итоги анализа - важный фактор, определяющий то, каким может быть, как мы отметили выше, план финансово-хозяйственной деятельности компании. Значимость соответствующего типа анализа - высочайшая, особенно в высококонкурентных отраслях бизнеса. Руководители многих крупнейших фирм проводят подобные исследования на регулярной основе.

Методы анализа финансовых активностей

Какие методы могут задействоваться при проведении анализа финансовой деятельности компании? Соответствующего типа исследование предполагает изучение профиля фирмы в нескольких аспектах, и в каждом направлении работы могут использоваться отдельные подходы.

Например, распространен метод, в основе которого - изучение бизнес-планов предприятий на предмет обоснованности и сбалансированности. Также часто задействуется подход, в рамках которого аналитики изучают конкретные показатели эффективности бизнеса на тех или иных участках. Достаточно распространен метод, при котором финансовые результаты деятельности предприятия сравниваются с соразмерными по величине выручки и занимаемого объема рынка конкурентными фирмами.

В большинстве случаев подходы к исследованию бизнеса предполагают системность. Это обусловлено необходимостью создания комплексной характеристики предприятия: в отдельных аспектах оно, возможно, будет уступать конкурентным бизнесам, но в других - намного превосходить их. Системный подход к анализу деятельности компании поможет выявить первостепенные показатели работы компании, на основе которых затем выработается общая оценка эффективности бизнеса.

Источники данных для анализа

Финансовая деятельность предприятия выражается в локальных операциях, большинство из которых фиксируется документально. Соответствующие источники затем используются при анализе активностей фирмы. О каких документах идет речь? Посредством каких источников осуществляется учет финансовой деятельности компании? Их достаточно много.

Прежде всего, это документы, относящиеся к бухгалтерской отчетности. В числе таковых - источники, фиксирующие прибыли и убытки, различные приложения к ним. Это документы, в которых отражаются сведения об изменениях капитала, о движениях финансовых средств.

Главный аспект бухгалтерской отчетности - баланс. Документы, в которых он фиксируется, позволяют в достаточной мере достоверно оценить то, насколько успешна текущая финансовая деятельность предприятия.

Бухгалтерский баланс позволяет оценить такие показатели коммерческих активностей фирмы как актив и пассив, оборотный капитал, чистые активы, коэффициенты устойчивости, платежеспособености, ликвидности (чуть позже мы рассмотрим их сущность более подробно).

Другой важный источник, позволяющий определить то, насколько результативна финансовая деятельность - это отчет о прибылях и убытках. В данном документе фиксируются, соответственно, выручка и издержки фирмы относительно тех или иных направлений деятельности.

Отчет об изменениях капитала - еще один важнейший документ, посредством которого может быть проанализирована финансовая деятельность компании. Данный источник имеет достаточно сложную структуру. Так, в тем есть четыре раздела. В первых трех фиксируются показатели, имеющие отношение к капиталу фирмы в соотнесении с отчетным годом. Данная область отчета содержит сведения о корректировке величины капитала и его компонентов, прибыли, резервов. В четвертом разделе документа фиксируются факторы, которые непосредственным образом повлияли на изменение капитала. Это может быть эмиссия дополнительных акций или корректировка их стоимости, появление иных доходов или расходов фирмы.

Еще один значимый источник, без которого проблематично осуществить полноценный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - отчет о движении денежных средств. Данный документ включает сведения, касающиеся входящих и исходящих финансовых потоков соотносительно с текущей деятельностью фирмы в направлении инвестирования и иных стратегически значимых активностей.

Бухгалтерский баланс также сопровождается специальным приложением. Оно может содержать полезные с точки зрения корректировки финансовой деятельности факты, которые могут быть получены в ходе анализа. Таким образом, приложение к балансу также можно считать значимым источником при оценке эффективности бизнеса.

Критерии эффективности предприятия

Мы изучили основные источники, по которым могут быть исследованы финансовые результаты деятельности предприятия. Теперь рассмотрим ключевые критерии, по которым оценивается то, насколько эффективен бизнес. В целом они сводятся к тому, чтобы определить, достаточно ли высоки результаты деятельности предприятия соотносительно с издержками. Фирма, условно говоря, будет оцениваться как эффективная, если при небольших инвестициях она сможет производить много. Также те или иные показатели, как мы отметили выше, могут сопоставляться с достижениями конкурирующих компаний.

Основные критерии, которые позволяют определить эффективен ли бизнес, можно представить в виде следующего перечня.

Во-первых, это эффективность использования ресурсов, которые задействуются в производственных процессах. Это могут быть основные фонды, кадры, финансы, сырье. Во-вторых, это качество инвестиционной политики компании (то, насколько быстро окупаются вложения). В-третьих, это эффективность задействования активов фирмы - например, в аспекте оборачиваемости. В-четвертых, это качество использования капитала, которое может оцениваться, исходя из величины прибыли в расчете на одну акцию компании. Рассмотрим теперь отдельные показатели, на основании которых в ходе анализа можно оценить финансовый результат деятельности компании.

В числе важнейших - коэффициенты ликвидности. Изучим их специфику.

Коэффициенты ликвидности

Данные показатели финансовой деятельности фирмы характеризуют то, в какой степени она способна удовлетворять запросы держателей краткосрочных бондов, эмитируемых компанией. В числе коэффициентов, о которых идет речь - те, что соотносятся с абсолютной, срочной и текущей ликвидностью. В отношении каждого из них задействуется отдельная формула расчета.

Коэффициент, соотносимый с абсолютной ликвидностью - это индикатор, позволяющий определить долю краткосрочных бондов, которые могут быть покрыты денежными средствами предприятия, а также акций и депозитов. Главный критерий - они должны обладать абсолютной ликвидностью.

Коэффициент, соотносимый со средней ликвидностью, показывает, какова пропорция между денежными средствами (а также таких активов, как дебиторская задолженность и краткосрочные инвестиции) и долговыми обязательствами. Если анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия фиксирует рассматриваемый показатель в величине более 1, то это можно считать отличным результатом, 0,7-0,8 - приемлемым.

Коэффициент, соотносимый с текущей ликвидностью, рассчитывается посредством деления оборотных активов на краткосрочные бонды. Является индикатором того, достаточно ли у фирмы средств на погашение соответствующих обязательств. Интересный факт: если оборотных активов намного больше, чем бондов, то финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть оценена как недостаточно эффективная в силу нерационального распределения активов.

Чистый оборотный капитал

Другой важный показатель деятельности фирмы - чистый оборотный капитал. Исчисляется, как правило, в национальной валюте страны, в которой работает предприятие. Исчисляется как разность между активами фирмы и краткосрочными долговыми обязательствами. Если капитала недостаточно, то это означает, что компания не сможет своевременно погашать кредиты и бонды. Но если соответствующий показатель превышает значение, отражающее величину обязательств, то, как и в случае с коэффициентом текущей ликвидности, это может говорить о том, что ресурсы фирмы могут задействоваться нерационально. На практике это может быть чрезмерно объемный выпуск акций или слишком высокая кредитная активность.

Коэффициенты устойчивости

Анализ, в ходе которого оценивается финансово-хозяйственная деятельность предприятия, может предполагать исследование показателей, соотносимых со структурой денежного капитала, которые могут дать достаточно четкое представление об устойчивости фирмы. Подобные критерии являются индикаторами того, как соотносятся собственные средства компании и заемные финансы, а также показывают, насколько зависим бизнес от внешних кредиторов.

В числе показателей, о которых идет речь - коэффициент, соотносимый с финансовой независимостью. Чем он ниже, тем больше долгов у компании, и тем выше вероятность, что она не справится с обязательствами. Однако, слишком низкое значение коэффициента может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает дефицит финансовых средств.

Другой показатель в рамках рассматриваемой категории - отношение общего объема обязательств к активам фирмы. Является индикатором того, каков размер активов фирмы, финансируемых за счет привлечения кредитов. Оптимальное значение данного параметра - 0,2-0,5.

Важны также показатели, отражающие то, как соотносятся активы компании и ее долгосрочные обязательства, какова пропорция долгов и собственного капитала компании, а также «длинные займы» и внеоборотные активы. Если исследователь, который проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, изучит указанные параметры, то в его распоряжении будет больше сведений, отражающих то, насколько зависима компания от долговых обязательств.

Коэффициенты рентабельности

Другая группа важных с точки зрения оценки бизнеса коэффициентов соотносится с рентабельностью фирмы. Какие показатели в рамках данной категории можно считать важнейшими?

Прежде всего, это коэффициент, соотносимый с уровнем рентабельности продаж. Он показывает, какова величина чистой прибыли в общем объеме продаж фирмы. Другой важный коэффициент - тот, который соотносится с рентабельностью собственного капитала организации. Данный параметр показывает, сколько зарабатывают инвесторы на единицу вложенной валюты. Важный показатель - коэффициент, соотносимый с оборотными активами. Он показывает, каковы возможности фирмы в аспекте получения выручки относительно задействуемых оборотных средств. Чем данный коэффициент выше, тем эффективнее бизнес. Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы может предполагать задействование еще одного важного параметра - коэффициента, соотносимого с внеоборотными активами. Он показывает, достаточно ли фирма получает прибыли относительно основных средств. Чем данный параметр выше, тем эффективнее бизнес. Еще один важный коэффициент в рамках рассматриваемой категории соотносится с рентабельностью инвестиций. Он показывает, сколько единиц валюты фирма вложила в производство для того, чтобы получить одну единицу прибыли.

Коэффициенты деловой активности

Анализ финансовой деятельности компании может также предполагать выявление коэффициентов, соотносимых с деловой активностью фирмы. Таковых показателей несколько, и все они позволяют понять, в какой степени эффективно осуществляется использование компанией своих денежных средств. Рассмотрим сущность основных индикаторов.

В числе самых значимых - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью рабочего капитала. Он показывает то, в какой степени эффективно осуществляется инвестирование в оборотный капитал, а также то, каким образом это влияет на динамику продаж. Чем выше данный коэффициент, тем более эффективной считается бизнес-модель предприятия.

Другой важный параметр связан с оборачиваемостью основных средств. Данный показатель характеризует то, в какой степени эффективно предприятие задействует основные фонды. Чем рассматриваемый коэффициент выше, тем лучше бизнес-модель фирмы.

Еще один значимый параметр, позволяющий понять, насколько успешно предприятие ведет свою финансовую деятельность - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью активов. Он показывает, насколько эффективно осуществляется использование фирмой всех ее ресурсов.

Коэффициент, отражающий оборачиваемость запасов, также рассматривается как значимый индикатор успешности финансовой деятельности предприятия. Он показывает, с какой скоростью фирма реализует запасы. Чем данный коэффициент выше, тем меньший объем денежных средств фирмы размещен в подобного типа активах, которые характеризуются низкой ликвидностью.

Еще один значимый параметр - это коэффициент, соотносимый с дебиторской задолженностью. Он показывает, какова длительность периода, в котором компания взыскивает средства, которые ей должны внешние субъекты. Если данный показатель слишком высокий, то это свидетельствует о сложностях, которые испытывает компания при работе с контрагентами или заемщиками.

» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

  • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

  • с входящими в нее и ;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Российской Федерации;
  • Российской Федерации;
  • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

    Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

    • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
    • подзаконные.

    Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся:
    • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
    • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • финансовые планы страховых организаций;
    • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
    • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
    • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Финансы и финансовая деятельность тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что сами финансы не могут образовываться без финансовой деятельности, а финансовая деятельность в первую очередь направлена на формирование денежных фондов. Финансовая деятельность государства - это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид государственной деятельности, прежде всего, направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства.

Финансовая деятельность - это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.

Все денежные фонды в государстве делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным денежным фондам относятся фонды денежных средств, формирующиеся в бюджетной системе государства. Они создаются на определенной территории (например, республики, области, района и т.д.) и используются на нужды данной территории. Основными централизованными фондами являются: бюджет государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Децентрализованные фонды — это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные цели.

Формирование децентрализованных фондов осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Централизованные и децентрализованные фонды, несмотря на то, что создаются отдельно друг от друга, тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что централизованные фонды получают из децентрализованных денежные средства, а в определенных случаях осуществляют и обратный процесс финансирования отдельных предприятий. В то же время приоритет централизованных фондов вызван тем, что государство регламентирует условия их формирования и осуществляет контроль создания, распределения и использования этих фондов.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:

1) финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, в пределах имеющихся у них полномочий;


2) финансовая деятельность носит межотраслевой характер, т.е. охватывает все сферы экономики . Так, осуществление финансовой деятельности в какой-либо одной отрасли экономики практически невозможно, поскольку она тесно связана с другими отраслями (например, финансируя сельское хозяйство, государство вынуждено направлять денежные средства и на развитие машиностроения, химической промышленности и др.);

3) финансовая деятельность является предметом ведения, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предметом ведения Российской Федерации являются установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. В предмет ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и др. В то же время финансовая деятельность в определенных направлениях является предметом совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.

Финансовая деятельность государства напрямую зависит от целого ряда факторов. К таким факторам следует отнести:

1) задачи государства на определенном этапе. Государство может ставить на конкретный период задачи по развитию и совершенствованию различных сфер деятельности (тяжелой индустрии, науки, образования и т.п.) и в соответствии с ними осуществлять финансовую деятельность;

2) состояние экономики, которое позволяет осуществить финансовую деятельность в той или иной степени и успешно решить поставленные задачи. Одновременно и финансовая деятельность может ускорять или сдерживать экономическое развитие;

3) объем финансовых ресурсов. Государство основывает свою финансовую деятельность на реальных возможностях и реальных ресурсах, находящихся в его распоряжении, а также на привлеченных средствах;

4) уровень собираемости налогов. Так как налоги формируют значительную часть доходов бюджета, государство в своей финансовой деятельности исходит из объемов налоговых поступлений.

В то же время снижение уровня налоговых поступлений за счет предоставления льгот или кредитов (в первую очередь для расширения производства, его реконструкции, технического перевооружения) также влияет на масштабы финансовой деятельности;

5) внешнеэкономический фактор. В значительной степени его влияние сказывается на внешнеэкономической деятельности, однако и внутри государства этот фактор может повлиять на экономические процессы и финансовую деятельность. Так, в Российской Федерации такой внешнеэкономический фактор, как цена на нефть на мировом рынке, имеет исключительное значение для формирования доходов бюджета.

Существуют и другие факторы, влияющие на финансовую деятельность государства.

Финансовый анализ: Что это такое?

Финансовый анализ - это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ . В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, ), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации"
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций"
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"

Важно отметить, что финансовый анализ - это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример ). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы " Ваш финансовый аналитик ", которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа - это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности - Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках - дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана)

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) - это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Анализ предприятия

Под выражением "анализ предприятия " обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

Анализ хозяйственной деятельности (АХД)

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство (Анализ банкротства)

Банкротство , или неплатежеспособность - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вертикальный анализ отчетности

Вертикальный анализ отчетности - техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности

Горизонтальный анализ отчетности - это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием "трендовый анализ".