Что понимаем под финансовыми ресурсами. Финансовые ресурсы и их состав

И др.); региональные финансы (бюджеты и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований); финансы предприятий, организаций, фирм. Финансы фирм, предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.

Общее понятие финансовых ресурсов

Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы , которые делятся на собственные и привлеченные (кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты (например, банковские, потребительские и ломбардные).

Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.

Источниками кредитных ресурсов выступают временно свободные денежные средства предприятий, населения, а в некоторых случаях и государства. Купля и продажа этих ресурсов сосредоточена на финансовом рынке. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Его основная функция — обеспечение хозяйствующих субъектов дополнительными денежными средствами под определенный процент.

Финансы предприятий — часть общегосударственной финансовой системы

Финансы предприятий — составная часть всей .

Финансы хозяйствующих единиц находятся в зависимости от проводимой государством экономической политики . К основным направлениям государственного регулирования финансовой деятельности предприятий относятся: ценообразование, налоговая система, денежное обращение, кредит, формы платежей и расчетов, организация обращения (), государственное лицензирование хозяйственной деятельности, внешнеэкономические связи, бюджетное финансирование (рис. 55).

Контрольная функция

Контрольная функция финансов организации состоит в отслеживании финансового состояния и проверке эффективности ее деятельности . Так, например, контроль за позволяет определить степень результативности хозяйственной деятельности организации. Наряду с этим финансы организации способны воздействовать на степень эффективности ее хозяйственной деятельности посредством так называемого контроля рублем , который осуществляется внутри организации, в ее взаимоотношениях с другими участниками делового оборота, вышестоящей организацией, государством и другими участниками финансовой системы. Внутри предприятия рублем контролируется качество и количество труда, использование и и т. д. Контроль рублем во взаимоотношениях с другими участниками делового оборота проводится при соблюдении договорных обязательств. Хозяйственная деятельность предприятия контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом.

Контрольная функция реализуется двояким образом через:

  • финансовые показатели в , статистической и оперативной отчетности;
  • финансовое воздействие, которое осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов (налоги, льготы, субсидии и т. д.).

Функция обслуживания

Функция обслуживания движения доходов организации является второй функцией, раскрывающей содержание финансов предприятия. Так как движение доходов предприятия связано с возобновлением потребляемых ресурсов, то часто эту функцию называют воспроизводственной . Наличие этой функции связано с необходимостью обеспечения непрерывного движения доходов в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Эффективность процесса обслуживания финансами организации движения ее дохода зависит от соответствия потоков и денежных ресурсов, обеспечивающих хозяйственную деятельность организации. Во многом это соответствие определяет , способность своевременного и полного выполнения своих обязательств перед другими субъектами финансовых отношений.

Распределительная, обслуживающая и контрольная функции раскрывают содержание финансов организации в процессе движения каждой из трех форм ее доходов — первичной, вторичной и конечной.

Функции финансов организации выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности. Обслуживание движения дохода невозможно без его распределения, а обеспечение соответствия между потоками материальных и финансовых ресурсов достигается с помощью контрольной функции организации.

В составе финансовых отношений предприятий выделяются следующие группы денежных отношений предприятий:

  • с контрагентами по поводу формирования доходов и использования фондов;
  • с предприятиями по поводу распределения финансов; в нефондовой форме (уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение различных паевых взносов, участие в распределении прибыли от совместной деятельности, приобретение ценных бумаг других предприятий и государства, получение по ним дивидендов и др.);
  • с потребителями продукции в соответствии с договорами;
  • со страховыми организациями по поводу различных видов обязательного и добровольного страхования;
  • с банковской системой по поводу расчетно-кассового обслуживания в связи с получением и погашением ссуд, уплатой процентов, а также предоставлением банкам на временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;
  • с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов;
  • с вышестоящими управленческими структурами вертикальные и горизонтальные взаимосвязи по поводу внутриотраслевых перераспределений финансовых ресурсов.

Эти группы денежных отношений и составляют в целом содержание финансов предприятий. Финансы фирмы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования, и их использованием, выполнением обязательств перед и банковской системами, финансированием текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, социальному обеспечению и материальному стимулированию работающих.

Финансовые ресурсы предприятия и их структура

Финансовые ресурсы предприятия — это его и .

Формирование и пополнение финансовых ресурсов (основного и оборотного капитала ) — важная финансовая проблема. Первичное формирование этих капиталов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется .

Уставный (акционерный) капитал — имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей.

Финансовые ресурсы — это денежные средства, остающиеся в распоряжении предприятия после осуществления текущих затрат по покрытию материальных расходов и оплаты труда.

Основной источник формирования финансовых ресурсов — это .

Источники формирования финансовых ресурсов предприятия: прибыль; выручка от реализации выбывшего имущества; амортизация; прирост устойчивых пассивов; займы; целевые поступления; паевые взносы. Кроме того, предприятие может мобилизовать финансовые ресурсы в различных секторах : продажа акций, облигаций; дивиденды, проценты; кредиты; доходы от других финансовых операций; доходы от выплаты страховых премий и т. д. (рис. 57).

Рис. 57. Группировка финансовых ресурсов предприятия

Значительные финансовые ресурсы предприятия могут быть мобилизованы на финансовом рынке .

Основное направление использования финансовых средств — инвестирование в расширенное воспроизводство.

Использование финансовых средств осуществляется по следующим направлениям:
  • инвестирование в капитальные вложения на расширение производства;
  • инвестирование в ценные бумаги;
  • платежи в бюджет, банковскую систему, взносы во внебюджетные фонды;
  • образование денежных фондов и резервов.

Основной источник финансовых средств предприятия — его прибыль (рис.58). Прибыль — часть валового дохода предприятия.

Рис. 58. Прибыль предприятия и формирование налога на добавленную стоимость

Валовой доход предприятия — выручка от продажи продукции за вычетом затрат.

Важная составляющая валовой прибыли — прибыль от реализации основных фондов (рис. 59).

Рис. 59. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества

Другая составляющая валовой прибыли — прибыль от внереализационной деятельности (сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и прочее).

Среди основных источников финансирования расширенного воспроизводства основных фондов находится амортизация . Это процесс перенесения стоимости основных фондов и нематериальных активов на производство и реализуемую продукцию по мере их износа. Накопленные суммы амортизационных отчислений должны использоваться для долгосрочного инвестирования.

Амортизация — основной источник самофинансирования на предприятиях.

На финансы предприятий оказывает сильное воздействие налоговая система. Три элемента налоговой системы наиболее важные для финансов предприятия: ставки налогов; налогооблагаемая база; сроки уплаты налогов в бюджет.

Управление финансами предприятия

Формирование и использование финансовых ресурсов невозможны без системы управления финансами предприятий.

Управление финансами (финансовый менеджмент) — это деятельность, направленная на достижение стратегических и тактических целей функционирования данного предприятия.

Управление финансами предприятия включает в себя:

  • организацию и управление отношениями предприятия в финансовой сфере с другими предприятиями, банками, страховыми компаниями, бюджетами всех уровней, а также финансовыми отношениями внутри предприятия;
  • формирование финансовых ресурсов и их оптимизацию;
  • размещение капитала и управление процессом его функционирования;
  • анализ и управление денежными потоками на предприятии.

Основные функции финансового менеджера :

  • финансовое планирование, составление бюджета предприятия, формирование ценовой политики, прогнозирование продаж;
  • формирование структуры капитала и расчет его цены;
  • управление капиталом (работа с ценными бумагами; контроль и регулирование денежных операций; инвестиционный анализ; управление основным и оборотным капиталом);
  • анализ финансовых рисков;
  • защита имущества;
  • оценка и консультации.

Финансы выполняют следующие функции: 1. Распределительную- Осн. доходы формир. при распред. Нац. дохода среди участников матер. производства: з/п рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере матер. Пр-ва; доходы орг-й сферы матер. пр-ва. Перераспределение нац. дохода – межотрасл. и террит. перераспределение средств в интересах их более эф. Исп-я и накопления; с наличием производственной и непр. сферы, в кот. Нац. доход не создается (здравоохр., культура); между соц. Гр. населения. Роль финансов – повыш. матер. заинтересованности работников в достижении наил. Резул. при наим. затратах. 2 . контрольную - контроль за распредел. ВВП и расходовании их по целевому назначению. Повыш. Эк. стимулирования, на рацион. Расход. Матер., трудовых и фин. ресурсов и прир. Богатств, через деятельность фин. органов. 3. регулирующую- вмешательство гос. через финансы (гос. расходы, налоги, гос. кредит) в процесс производства, исп. Фин. и бюдж. планирование, гос. Регул. рынка ценных бумаг. функции финансов реализуются через фин. механизм. Фин. механизм –совок. Орг. форм фин. отношений в народном хозяйстве, порядок формир. и исп. централизованных и децентр. фондов ден. средств, методы фин. планирования, финансовое зак-во. Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов, накоплений капитала. Фин. Рес. подразделяются на:

  • централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды); децентр. финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Фин. Ресурсы:

· фонды аккумулятивного характера

· конечный финансовый результат(прибыль)

· источники формирования (налог. и неналоговые финансы)

· доходы имеющие реальное покрытие (выручка)

· конечные доходы

Фин. Ресурсы в СНС:

· Валовая прибыль экономики

· Отчислен. В государство внебюджетные соц.фонды

· Налоги на производство и импорт

· Налоги с физ.лиц

· Сбережения дом. Хозяйств

· Кредиты, полученные из зарубежных стран

3Фин-я система: сущность, структура. Финансовая система РБ. В научной и учебно-методической литературе нет единой точки зрение на определение понятия «финансовая система» и её структуру.Финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.Сущность . Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организаций, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.Структура. Финансовая система страны состоит из централизованных финансов (республиканский бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, государственный кредит) и децентрализованных финансов. Последние состоят из финансов домохозяйств и финансов организаций (финансы коммерческих, некоммерческих организаций, финансы финансовых посредников).Структуры финансовой системы можно ещё представить и как совокупность финансовых рынков, финансовых институтов и финансовых инструментов.

6Аппарат фин-го контроля (РБ). Система орг.,осуществляющих фин.контроль классифиц. на:орг.для кот.контрольные функ.в области фин.не явл. Основ. и орг.,специально создан­ные для осуществления фин. контр. К перв. группе относятся органы гос.власти и гос. управления общей компетенции.На их права и обязан. в этой обл.указыв. законы,уставы,положения.Управление фин. в РБ:парламент страны,аппарат Президента, правит. Высш.орг. фин. Контроля -Комитет гос. контроля. Функции комитета: осуществ. Контр. над испол. законод. ак­тов;выполнение контр. над расходов. средств гос.бюд.;контроль над инвестиц.деят.органов гос.упр. и хозяйс.суб.;осуществл. контроля над движением валют. средств на тер.РБ;контроль над использованием исполн. и распорядит. Орг. кредитов и валютных ресурсов.Минист. фин. РБ- проводит един. фин, бюд, налог, валют. политику, утверж. парла­ментом, Президентом и Правительством РБ.В сист. Министерства финансов исключительно контр. функ. Заним. Глав. Контр.-ревизионное упр. ,задачи: Осущ. контроля над соблюдением орг.гос. упр., предпр., организ., учрежд. и исполн. комитетами фи­н.-бюд. Законод.; контроль над использованием ими средств;проверка работы фин. Орг. по организации сост. и испол. Бюд.;проведение ревизий исполнения смет на содер. Бюд. Учреж.;анализ действующей сист. ведомственного контро­ля за использ. Гос.матер.и денеж. ресурсов.Орг. оператив. Упр. Фин. Явл. Минист. по нал. и сборам РБ. Также к орг. Фин. Контр. относится Нац. банк РБ в рамках проведения надзора за банковской дея­т.Управ. Фин. в отраслевых министерствах, гос. комитетах осуществляют фин. Управл. этих ведомств.В сфере фин.Контр.на них возложено вы­полнение функ.:конт. над эффективным использ.Основ. и обо­ротного капитала на предпр.;конт. над сост. Расч. в целом по министерству по платежам в бюджет, расч. с поставщ. и покуп., а также по зараб.плате с рабочими и служащими.

7Фин-й контроль: виды, формы, методы В завис. от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различ. его виды: 1. Государственный контроль осущ-ся органами гос. власти и управления в отношении любого объекта контроля независ. от его ведомственной подчиненности. 2. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Объект - финансово-хозяйств деят-ть подведомственных предприятий, учреждений. 3. Внутрихозяйственный контроль осущ. экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Объект - финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений. 4. Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревиз. комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Объект - финансово-хозяйств. сторона функционирования вышеназванных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование). 5. Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Объект - финансово-хозяйственная деятельность проверяемых предприятий, учреждений, организаций.По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на: Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (наприм, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.).Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финанс. операций, связ. с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей.Последующий контроль производят после совершения финансово- хозяйственных операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полноту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п.По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, ревизии.

8Бюджетное устройство Р Б, принципы его построения. Бюджет – представляет собой форму образования и расходования фонда ден. средств, предназначенных для финан. обеспечения задач и ф-й го-ва. Формир.б-та самым непосредственным образом связано с разв.нац.дохода страны и его перераспределением. Как экон.категория б.отношения явл.сост.ч.фин.отношений, поэтому им присущи и осн.ф-и фин-ов. Б. выполн. Ф-и :1)перераспределение;2)гос.регулир.;3)фин.обеспечение соц.сферы и осущ.соц.политики го-ва;4)контроль над образ. И испол. Центр. Фондов ден.ср-в.Бюдж.устройство -это организация и принципы формир.си-мы б-ов в стране. Оно опред.гос.устройств. и политикой в бюдж. сфере. Ко-во звеньев бюдж.си-мы зависит от админ.-территор.деления страны. Различают 2 вида гос. И бюдж.Устройств:унитарн.и федерат. Простое(унитарное) - это единое, центр.-ное го-во, сост. Из разл. Администр.-территор.единиц, не имеющих в своем состве др.го-в или гос. образ.-й. В унитарных гос.-х б.си-ма имеет 2 осн.б.звена: общегос. и местные б-ы. Сложное го-во представл. Собой либо союз го-в, либо общность относительно самост. террит. образований. В федерат. го-х б.си-ма состоит из трех звеньев: общегос. б., б. субъекта федерации, местные. С понятием бюджетной системы тесно связано специфическое, но важное понятие "консолидированный бюджет ", который определ. как свод б.-ов всех уровней на соответствующей территории. В РБ следующ. си-ма консолид.б-ов представлена: Б.республики (б. областей, г.Минска, респ.б.); б. области (б. райнов, городов обл.подчинения,); б.района(б.сельсоветов,поселков гор.типа, г. Районного подчинения расп.на террит.района). Важн. принципы б-ой с-мы, на основе кот. она функ-ет: Принцип полноты - том, что все доходы и расходы респуб. и мест. Б-ов, кот. определены налоговым и бюджетным закон-вом РБ, подлежат отражению в бюдж.всех уровней в обязат. порядке и в полном объеме; Принцип един-ства бюдж. с-мы озн. Един-во законод. базы, форм б. документации, прин-ов бюд. процесса; Принцип гласности - опубликование в СМИ всех сведений об утвержденных бюд-жетах; Принцип самост-ти бюджетов - у соответств. субъектов имеются необходимые бюдж. права, кот. Предост. им законод.-ом. Соблюдение перечисленных организ. принципов б.си-мы позв. правильно организ. Б. процесс и обеспеч. исполнение всех ф-ий б-ов.

9Осн-е этапы бюджетного процесса. Бюджетный процесс – важнейшая составная часть бюджетного права. Он предусматривает деятельность государства в лице его органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджетный процесс обеспечивает государство основным финансовым планом. Бюджетный процесс включает следующие этапы: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение проекта бюджета законодательными органами; исполнение бюджета; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

10Экон-е содержание и функции бюджета. Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. С информационной стороны бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами осн. показателей развития страны, на кот. ориентируются не только гос. учреждения, но и орг. Негос. сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные пок-ли формируют в обществе определенные ожидания, кот. могут быть как позитивными, так и негативными.

11Доходы и расходы гос бюджета. Доходы -сист. экономических отношений связанных с формой бюджета. 1.Налоговые 2.Взносы на гос соц страхование 3.неналоговые-штрафы; доходы как собственник; от гос операций; сдача в аренду; поступления от кредитов. 4.Безвозмездные поступления(благотв. фонды, от др гос-в) Расходы : 1.Текущие (зп) и капитальные (на финан проектов).2.Функциональные(оборона,культура,образование) 3.Ведомственные (разл. подразделения) 4.Экономические(зп,покупка товаров). Секвитр (сокращ.) расходов. Блокирование (приостановка) расходов. Расходы :-содержание и развитие соц-культурной сферы местного значения и соц защита населения; -благоустройство насел. пунктов; -финансиров. коммерч. предприятий; -содержание аппарата местного управления; -создание резервных целевых фондов местного значения. Доходы : собственные, закреплённые, регулир., межбюджетные трансферты(дотации, субсидии, субвенции). Бюджетное регулирование . Закон о бюджете на очередной финанс. год могут устанавл. и утверждать след. осн. показатели: 1 -превышение расходов над доходами или наоборот, внутр внешн источники фин дефицита; 2 -доходы гос бюджета; 3 -расходы; 4 -размер оборотной кассовой наличности по бюджету; 5 -перечень целевых программ, финанс. кот предусмотренно из средств бюджета и др. Выд. 2 показ. дефицита : 1 -удел. вес дефицита гос бюдж. ВВП(норм 2-3%);2 -удел вес б в расход части гос бюджета(норм 8-10%). Источники нар.гос дефицита : внутренние (из банк. сектора, из сектора гос управл, операции с гос имуществом, операции по средствам в иностр валюте) и внешние (кредиты, размещение ценных бумаг). Типы бюджетного федерализма: 1-конкурентный(перераспределение м-ду бюджетами разл. уровня); 2-кооперативный: горизонтальное и вертикальное выравнивание.

12Местные бюджеты, их формирование и использование. Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении: формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления: контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РБ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.Доходы местных бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, имущества муниципальных унитарных предприятий и доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями. Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. Из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: содержание органов местного самоуправления; организация, содержание и развитие учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации; содержание органов охраны общественного порядка;организация, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства; дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов; содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей среды на территории муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.

13Казначейство гос-е. Роль и функции. Главное гос. К. - структур. подразделение Мин. Фин. РБ. созд. казн. с-ма в РБ нач. в соотв. с приказом М.Ф. от 16.12.1993г. «О гос.К. РБ».Прич. перехода на казн. с-му исполнения бюджета: распыление бюдж. средств по счетам бюдж. учр-й в банк. с-ме; низкая скорость движ. Бюдж. Потоков; отсут. оператив. инф. о движении бюдж. Потоков; нецелевое исп. фин. рес. со стороны распорядителей бюдж. средств. с-ма К. предусматривает переход на финанс. расходов мин-в и ведомств, их подведомственных учр-й с единого казн. счета. Средства перечисл. на счета поставщ. товаров и усл. для бюдж. сектора, минуя счета распорядителей. Задачи К. : организация исполн. Респ. бюджета РБ и управление гос. фин-выми ресурсами на счетах К.; учет и проведение бюдж.-фин. операций по счетам К., обеспечивающим исполн. Бюдж.; распред. Бюдж. Потоков; осущ. операт. контроля за поступл. доходов бюдж., целевое исп. Бюдж. средств, собл. банками правил кас. исполнения бюдж.По окончании бюдж. периода Гл. Гос. К. Сост. отчет об исполнении респ. Бюдж. за истекший год, а также консолидир. бюджета. Гл. Гос. К. наделено правами : истребовать и получать от юр. и физ. лиц информацию об осуществл. Бюдж.-фин. операций по формир. и исп. Гос. средств, от банков - сведения о сост. счетов мин-в, ведомств, предпр-й, орг-й, учр., исп-х средства республ. бюджета, целевых бюдж. фондов, движении средств по этим счетам; выдавать банкам обязат. для исполнения предписания о взыскании с предпр-й, учр., орг. в бесспорном порядке средств, выдел. из респ. Бюдж. и исп-х не по целевому назнач., задолж-ти по ссудам при несобл. усл. их погашения; огранич-ть и приостан. финансир. расходов за сч. гос. средств в случ. несобл. их получ-ми закон. норм и норм. актов, нецелево-го и неэф. их исп-я; давать указания о замораж. Банк. счетов при нарушениях. Гл. гос.К. руководит работой террит-х органов К. Они вкл-т управления гос.К. по г. Мн, отделения в гор. и р-нах, при местных фин. органах.

14Бюджет. регулирование. Дефицит гос-бюджета, и источник его финансирования . Гос-бюджет - форма образования и расходования фонда, предназ-го для фин-го обеспечения гос. Функции: перераспред-е нац-го дохода; гос-е регулирование и стимулирование эк-ки; финанс-е соц-й среды; контроль за образованием и исполнением центральных фондов. Бюджетное устройство- оргонизация и принципы формирования бюджетов. Бывают: Простые - УП: гос-бюджет и местные бюджеты - это сис-ма консалидированных бюджетов. Сложные - федеративные гос-ва: гос-бюджет, б-ты федерации, б-ты местные - это большие свободы. Бюдж-й процесс - деятельность гос-органов по составлению, распред-ю, исполнения гос-бюдж-в. Финансовый год - период, в теч-е кот-го реализ-сяцентрализ-й план гос-ва. Этапы бюд-го процесса: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотр-е и утверж-е б-та; 3) финансирование исполнения б-та; 4)составление и утверж-е б-та. Стр-ра гос-б-та РБ:Доходы - налоговые (ндс); взносы на гос, соц, страхование; не налоговые (штрафы, кредиты..); безвозмездные поступления (благотв-ть). Расходы- текущие и капитальные; функционные (суды, здравоохранение); экон-е (з/п, товар). Секвестр (сокращение) - расх-в, блокирование (приостановка) - по незащищ-м статьям. Местные б-бы - б-ты местных орг-в власти.Расходы - соц-культ-я сфера; соц-я защ-та населения; благоустр-во насел-х пунктов; фин- е коммунал-х предпр-й; содержание аппарата местного управления; созд-е резервных и целевых фондов. Доходы - собственные; закрепленные (налог на недвижиммость); регулир-е (нал-ги на прибыль...); межд-е б-ты - трансферты: дотации, субсидии, субвенции.- Бюджетное регулирование Законами устанав-ся и утвержд-ся: - Превышение дохода над расходами, - источ-ки финансирования,- распред-е, дох, - расх,- программы, - перечень защитных статей, - размер оборотной кассовой наличности, - объем на конкретное вложение. Уровень дефицита гос-бюдж-та: - удельный вес дефицита гос-бюдж ВВП; - удел-й вес в реф. ГБ в расходной части бюд-та (порог 8-10%). источники покрытия деф-та: - Внутренний (банк, сектор, соц. Защита...); - Внешний (кредиты, гос-цен-бумаги). Бюджетный федирализм: - Конкурентный (мин перераспред-е бюдж-х средств); - Кооперативный (1 вертикал-е выравнивание; 2 горизонт).

16,17 Гос-й кредит. Принципы: - возвратность, - срочность, - возмездность, - добровольность.Функции: фискальная, - регулир-я. Формы : 1.государственное заимствование (займы, прямые кредиты);2. государственные гарантии;3. государственный кредит (собственно государственный кредит, бюджетный кредит, бюджетная ссуда).Виды ГК .В зависимости от статуса заёмщика: * централизованный,*децентрализованный.- В зависимости от места размещения: * внутренний, * внешний.- В зависимости от сроков погашения долгов: * краткосрочный (до 1 года);* среднесрочный (1-5);*долгосрочный (более 5 лет).- По видам доходности: *процентный;*беспроцентный (дисконтный);*выигрышный.- По методу определения дохода: *с постоянным доходом;* с фиксированным доходом;* с переменным доходом.- В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения: *с правом досрочного погашения;*без права досрочного погашения;*рентные (передача в пользование).причины гос. Кре-та: деффиц-т ГЬ, касс-е разрывы, нал-е круп-х проектов. Последст-я: нал-е время, реализ-я проектов, стим-е эк-ки, рост ставки %, сниж-е инвестиц-й активности.

18Виды гос.кредита. В зависимости от статуса заёмщиков централизованный(пример:правительство)-децентрализованый(местные органы).От места размещения -внутрений(в стране)-внешний(за пределами). От сроков погашения долговых обязанностей –краткосрочный–среднесрочной–долгосрочный. По видам доходности; -процентный-беспроцентный(дискретный)–выигрышный. По методу определения дохода -с постоянным доходом-фиксированным доходом- с переменным доходом. В зависимости от принятого государством обязательств по соблюдению сроков погашения -с правом досрочного погашения-без права досрочного погашнния–рентные-Гос.ценные бумаги-ценные бумаги выпущенные государством . Задачи эмисий гос.ценных бумаг: -привлечение денежных ресурсов для осуществление крупных проектов-привлечение средств для погашения за должности по другим гос.ценным бумагам. Виды гос.ценных бумаг Взависимости от цели выпуска: -долговые–для покрытия временных дифицитов бюджета (кассовых разрывов)-целевые облигации-для покрытия предприятием гос.долга. По форме выплаты процента: -процентные-процентной выигрышным–беспроцентные–беспроигрышные-дискретные -процентно-дисконтные.

19,20Гос-й долг. - это сумма задолженности (вкл.проценты по ней) по обязательствам государства.

Оценка времени внеш-го долга: отнош-е внеш. долга к ВВП, - отнош-е внеш. долга к экспорту товаров и услуг, отнош. платежей долга к экспорту – менее 20-25%. Методы управления гос.долгом: 1) Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.2)Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход. 3) Рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.4) Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.5)Реструктуризация - это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.6) Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

  • Информационные образовательные ресурсы учебного назначения: их классификация и дидактические функции
  • Как функционируют современные финансовые и товарные рынки
  • Классификация факторов среды Условия и ресурсы Организмы как пищевые ресурсы

  • Финансы

    1. Сущность финансов, их место и роль в системе товарно-денежных отношений рыночного хозяйства.

    Финансы (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

    Финансы – это система ден. отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных. средств.

    Ден. фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся гос. бюджет, го­с. внебюджетные фонды, гос. фонды страхования, которые представляют собой систему ден. от­ношений между государством, с одной стороны, и юр. и физ. лицами - с другой. С помощью публичных финансов исследуется процесс формирования и использования государственных доходов и расходов.

    На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. Ден. отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными под­разделениями, между администрацией предприятия и его работ­никами, между предприятиями и финансово-кредитной систе­мой и т. д. Объектом изучения финансов хозяйствующих субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

    ^ Признаки финансов :

    1)денежный характер: финансы-это всегда ден. отношения, но не любое ден. отношение - всегда финансовое отношение.

    2)распределительный (пере-) хар-р (2-ая стадия воспроизводственного процесса)

    Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмеще­ния, потребления и прибыль) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и непроизводственной сфере.

    3)фондовый характер (ден.фонды): использование фин. ресурсов осуществляется через де­нежные фонды специального назначения.

    4)формирование доходов в форме фин.ресурсов

    5)регулирование гос-вом (налоги, учетная ставка)

    Важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хоз. системе имеют и финансы.

    ^ Роль финансов :1)фин.обеспечение-предприятие и гос-во нуждается в финансах для обеспечения воспроизводственных процессов;2)необходимы для общественного развития (оборона страны, гос.управление, охрана окруж.среды);3)фин.регулирование экон.процессов;

    4)фин.стимулирование эффект. использования всех видов эконом.ресуров

    2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста. Резервы увеличения финансовых ресурсов России в современных условиях.

    Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала , так и за счёт различного вида поступлений.Они образуются:

    - у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

    -у работников (домохозяйств ) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетникам, выплат из внебюджетных фондов социального направления;

    - у государства - фин. ресурсы принимают форму бюджетных и внебюджетных фон­дов, имеющих строго целевое назначение

    ^ Фин. ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов (предприятий и корпо­раций) из выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у госу­дарства за счет налогов и сборов, взимаемых с юр. и физ. лиц в бесспорном порядке.

    ^ Виды фин.ресурсов:

    1) по праву собственности

    а) собственные фин. ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия (прибыль, А-ые отчисления)

    б) заемные ресурсы не являются собственность данного предприятия и предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (кредиты)

    в)привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте (задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды).

    ^ На предприятии основа нормал. функционирования -наличие достаточного объема финансовых ресурсов - это все источники ден.средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различного вида поступлений. Первоначально фин. ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде. Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы из нераспределенной прибыли, используемые как дополнительные ис­точники финансирования за­трат:1) фонд накопления -используется на научно-исследов. работы, освоение новых видов продукции, технологич. процессов, т.е.на расширение произ-ва.2) фонд потребления- источник средств предприятия для социаль­ного развития, материального стимулирования работающих.3)резервные или страховые фонды - формируется предприятием в раз­мерах 10-50% (при соответствующих формах собственности создание резерва обя­зательно, пример - акционерные общества). Необходимость создания ре­зерва заключается в том, что в рыночной экономике пред­приятия являются субъектами рисковой деятельности, поэто­му созда­ется резерв на случай прекращения дея­тельности предприятия для покрытия возможной кредитор­ской задолженнос­ти. Помимо прибыли предприятие может зачислять в фонд эмисси­онных доход - разницу между номинальной и продажной ценой акций (добавочный капитал) и др.

    3. Основные направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти. Пути оптимизации структуры расходования финансовых ресурсов.

    ^ Субъект хозяйствования: в процессе использования доходов предприятия происходит:

    ♦ его распределение (первичное разделение на составляющие эле­менты (С + V+m));

    ♦ перераспределение - при уплате налогов из прибыли в бюджет­ную систему государства;

    ♦ конкретное расходование образованных за счет прибыли денеж­ных фондов, которое сопровождается встречным движением сто­имости в товарной форме (Д - Т и Т - Д);

    ♦ приобретение за счет средств, направляемых на капитальные вло­жения, проектно-сметной документации, материалов и оборудо­вания для строительства. В этой функции финансы определяют превращение денежной формы стоимости в товарную и обратно.

    ^ Затраты предприятия , осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности:

    1) на воспроизводство произв-ых фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции;2) на социально-культурные мероприятия - повышение квалификации работников, подготовку кадров и др.3) операционные расходы - на проведение НИР, изобретательство, переоценку осн. фондов и др.4) на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удел. вес во всех расходах предприятия.

    ^ Субъект власти: гос-во за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет их использование на цели, предусмотренные в федераль­ном и региональных бюджетах.

    ^ Гос. расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития эк-и и соц. сферы, управления гос-вом, укрепления его обороно­способности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления гос. расходов определяются различными функциями (эконом., соц., управленческой, оборонной, политической), выполняемыми гос-ом.

    Фин-ие расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осущ-ся за счет поступле­ний из источников финансирования дефицита бюджетов: привлечение ден. средств в формах займов, осуществляемых путем размещения гос. ц. б., и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в гос. собственности, и др.

    Необходимость в муницип. расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муници­п. жилищного фонда, транспортное обслуживание населе­ния, благоустройство территорий, охрана общественного поряд­ка и др.). Многообра­зие видов муницип. расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муницип. образования; задач, решаемых органа­ми местного самоуправления на том или ином этапе развития.

    С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем фин. рынке (в формах размещения муници­п. ц.б, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней) и возмездное отчуждение муницип. имущества (путем его продажи).

    4. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.

    Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

    ^ Фин. система имеет много звеньев, каждое из которых представляет сферу фин.отношений. Она включает :

    1) децентрализованные финансы-в распоряжении предприятия из доходов (звенья-коммерческие предприятия, некоммерческие, кредитные, страховые организации);

    2) централизованные финансы -аккумулирует гос-во за счет налогов, тамож.пошлин и др. (звенья-гос.бюджеты, внебюджетные фонды, гос.кредит, гос.страхование, гос.предприят.)

    3)финансы домашний хозяйств

    Целевое назначение любой сферы финансовой системы определяется ее ролью в воспроизводственном процессе:

    1)гос. финансы аккумулируют и используют ресурсы для выполнения гос. функций и удовлетворения общественных потребностей Эта сфера фин. отношений имеет приоритет перед другими, т.к. в составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства.

    2) назначение фин. ресурсов сферы страхования – создание фонда средств для предупреждений или минимизации последствий произошедших страховых случаев (личное, имущественное, соц., медиц. страхование);

    3) финансы предприятий, учреждений, организаций служат цели производства и удовлетворения потребностей общества в товарах, услугах и т.д. Основой системы финансов России являются финансы предприятий и корпоративных структур (ФПГ и холдинговых компаний). Это утверждение вызвано тем, что доходы предпринимателей являются источником фин. ресур­сов всех звеньев фин. системы государства.

    4)выделение сферы домохозяйств правомочно, т.к. имеется вполне определенная цель в воспроизводственном процессе – предъявление спроса для личного потребления.

    Перспективы : в большинстве современных национальных фин. систем доминирует одна из двух основных моделей фин. рынков: банковская (континентально-европейская) или фондовая (американская). Для банковской модели финансовых рынков характерно преобладание в качестве основных фин. посредников депозитных институтов (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов), концентрирующих потоки сбережений и осуществляющих финансирование инвестиций в экономике. В странах, где сложилась фондовая модель фин. рынков, трансформация сбережений в инвестиции происходит на фондовых рынках. Основными фин. посредниками являются страховые компании, пенсионные, венчурные, взаимные фонды, инвестиционные банки.

    Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение информационного обеспечение фин. рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.

    5. Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микро- уровнях.

    Гос.финансовое регулирование – это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Объектом его приложения является бюджет, гос. долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения. Фин. регулирование – это регулирование гос. бюджета, его дефицита или профицита, а также гос. долга. Экономическое (косвенное) регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

    1)бюджетно-налоговое

    Процесс фин. регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же фин. затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

    2)кредитно-денежное, осн.направления:

    Важнейшим инструментом стабилизац. ден. политики являются операции на открытом рынке ц.б. Объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства гос-ва или краткосрочные заемные обязательства – облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы ЦБРФ принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций;

    Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования

    Изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерч. банки обязаны хранить в ЦБРФ

    Воздействие гос-ва на экономику осуществляется через систему законодательных актов, гос. и муницип. законодательных и представительных органов власти, посредством цен и тарифов, экспортных и импортных пошлин. Гос.ф инансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так, при создании и распределении стоимости ВВП в рамках конкретного предприятия РФ гос-во сегодня регулирует:

    1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

    2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

    3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся

    предметов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;

    4) объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;

    5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

    6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой

    Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций,

    приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; порядок очередности списания средств с расчетного счета и др.

    ^ 6. Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве. Характеристика финансов как экономического инструмента.

    Ресурсы финансов , по определению, это совокупность абсолютно всех денежных средств, которые имеются в государстве. Оценивая финансовые ресурсы, следует учитывать активы, имеющиеся не только у государственных структур и государственных предприятий, но и те средства, которые имеют предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, работающие на территории этой страны, а также денежные средства, находящиеся на руках у населения. Финансовые ресурсы зачастую рассматриваются в первую очередь как запасы или скорее как источники целевого назначения.

    Особенность финансовых ресурсов в том, что они постоянно находятся в зоне интересов, как субъектов хозяйствования, так и государства, поскольку развитие промышленности, сельского хозяйства, да и общества в целом напрямую зависит от их наличия и количества, а также эффективности их использования.

    Составляющие элементы финансовых ресурсов

    В соответствии с современной классификацией все средства, образующие финансовые ресурсы, можно разделить на две большие структурные составляющие. Это:

    • централизованные фонды;
    • а также децентрализованные ресурсы.

    Под централизованными фондами подразумеваются ресурсы финансов, которые находятся в государственном бюджете, а также различных государственных не бюджетных фондов и внебюджетных фондов органов самоуправления на местах. Кроме того, в формировании финансовых ресурсов централизованного фонда принимают участие ресурсы Национального банка, страховых организаций с государственной формой собственности, а также кредитные государственные учреждения.

    Ресурсы финансовой системы включают в себя и денежные фонды работающих предприятий - эта группа финансов составляет децентрализованный . В экономической системе очень важно соотношение между величиной соотношения объемов этих двух составляющих финансовых ресурсов, которое складывается на микро-уровне (то есть, на уровне ресурсов внутри предприятия) и макро-уровне (сумма отчислений в бюджет и т.п.) В экономической системе административно-командного типа высока централизация финансовых ресурсов, в зависимости от которых, в рыночных условиях усиливаются и становятся более значимыми источники наполнения ресурсов, относящиеся к ресурсам децентрализационных фондов. Однако, в любом случае источник финансовых ресурсов, как централизованных и децентрализованных, - это чистый доход субъектов хозяйствования всех форм собственности, именно эти средства, так или иначе, формируют и бюджет государства, и бюджет самого субъекта хозяйствования. Более того, самым важным в формировании финансовых ресурсов является то, насколько эффективно происходит управление капиталом.

    Тем не менее, следует различать структуру финансовых ресурсов и структуру общегосударственного продукта, поскольку основные компоненты не идентичны элементам ресурсам всего общества. В общей сложности можно выделить основные финансовые ресурсы в виде трех основных составляющих.

    • В первую группу входят сборы в , фонды занятости и социального страхования, в различные внебюджетные фонды, имеющиеся при органах местного самоуправления, а также доходы, которые получает от внешнеэкономической деятельности.
    • Во вторую группу включаются финансовые ресурсы, являющиеся на самом деле частью фонда потребления, и выражают в денежном эквиваленте стоимость чистого дохода, который удалось создать в стране. Сюда включаются как прямые, так и косвенные налоги с работающих граждан. Это , на промысел, акциз, плата за землю, налог, взимаемый с собственников транспортных средств, группа налогов и сборов местного значения.
    • Третья группа - это те ресурсы, которые включаются в производимых товаров и услуг. Это отчисления на амортизацию, плата за использование недр (например, воды), отчисления на геологические исследование и т.п.

    Предназначение финансовых ресурсов

    Расчет финансовых ресурсов - это не праздное занятие. Фактически ресурсы финансовой системы имеют строгое предназначение и используются в следующих целях.

    • Выполнение общегосударственных потребностей. Под потребностями государственного уровня понимают защиту окружающей среды, оборону, науку, медицину внешнеэкономическую деятельность, формирование необходимых резервов, социальную защиту населения, развитие сельского хозяйства и тому подобное.
    • Поддержка и стимулирование, а также расширение и развитие производства. Под этим понимают не только приобретение новых средств производства, оборудования и технологий, но и выплату заработной платы.
    • Выполнения обязательств финансового плана. Это различные кредитные и страховые платежи, оплата товаров и услуг, выплата дивидендов, ренты, .
    • Финансирование затрат различного типа в том числе и непредвиденных.

    Проблемы и пути увеличения финансовых ресурсов

    Ресурсы финансовой системы не безграничны. Поскольку формирование, а также увеличения финансовых ресурсов относятся к жизненно важным проблемам, как государства, так и отдельного предприятия, они являются приоритетными, особенно, в кризисный период. В экономической теории принято выделять три основных подхода по увеличению финансовых ресурсов:

    • Внешние займы.
    • Денежная эмиссия.
    • Продажа части имущества, принадлежащего государству.

    На практике в современных условиях применяются все три способа, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. В первом и втором случае, государство, по сути, обкладывает своих граждан дополнительным налогом, идущем в первом случае на выплату процентов по кредиту, а во втором - налог приходит к гражданам в виде инфляции. Третий вариант, он является наиболее приемлемым, однако он возможен лишь в том случае, когда в государственной собственности перебывает значительная часть активов государства.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Финансовые ресурсы

    Финансовые ресурсы - это совокупность всех норм, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала , так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы .

    Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков .

    Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность , финансовую устойчивость, ликвидность . В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

    Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство .

    Литература

    • А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009. ISBN 978-5-238-01610-8

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Финансовые ресурсы" в других словарях:

      Государства, региона, предприятия, фирмы совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодей ствия поступления … Экономический словарь

      Финансовые ресурсы - см. Финансовые активы … Экономико-математический словарь

      Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд… … Финансовый словарь

      Денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      финансовые ресурсы - Фонды денежных средств, которые могут вложены в развитие производства или для достижения экономической или социальной целей … Словарь по географии

      Финансовые ресурсы - – денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

      ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ - (англ. financial resources) – денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта. Аккумулируются гос вом и хозяйствующими субъектами и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

      Совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта. Ф.р. являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования … Энциклопедический словарь экономики и права

      финансовые ресурсы (государства, региона, предприятия, фирмы) - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных… … Словарь экономических терминов

      Финансовые ресурсы, привлекаемые предприятием: новые займы, выручка от продажи новых выпусков акций. Внешние финансовые ресурсы не создаются предприятием. По английски: External finance См. также: Структура капитала Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Книги

    • Экономика и менеджмент информационных систем , Н. В. Галиева. В учебнике рассмотрено основное содержание ресурсов (основные средства, оборотные средства, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы), составиздержек производства, цена… электронная книга