Формы, методы финансового контроля. Виды, формы, методы финансового контроля Виды и методы финансового контроля

4.3. Формы и методы финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом, путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.

В зависимости от волеизъявления субъектов финансовых правоотношений и требований законодательства выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный контроль проводится в силу требований законодательства в установленные сроки. К нему относится, в частности, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ.

Инициативный контроль самостоятельно определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на бюджетный, налоговый, валютный, страховой, банковский, контроль за денежной денежным обращением.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой.

Ревизия – это способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведение бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Проверка – способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральная проверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, представленных субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролирующего органа документов и сведений.

Выездная проверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановая проверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителя начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным государственным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Внеплановая тематическая оперативная проверка проводится с целью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Срок ее проведения в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней. Такие проверки не включаются в планы работы (т.е. являются внеплановыми), назначаются руководителем контролирующего органа или его уполномоченным заместителем непосредственно перед началом проведения. Основанием для назначения таких проверок может служить необходимость контроля (например, за соблюдением порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров).

Выделяют также встречную проверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектом предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

По содержанию проверки (ревизии) делятся на документальные и фактические. Документальная включает в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической проверки (ревизии) проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе проверки (ревизии) различают сплошные проверки (ревизии), заключающиеся в исследовании всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период, и выборочные (ревизии), суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

По полноте охвата проверяемых материалов проверки (ревизии) подразделяются на комплексные , при которых проверяется финансовая деятельность субъекта хозяйствования в различных областях (в них принимают участие одновременно контролирующие работники нескольких органов), и тематические , сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

Также возможно проведение встречной проверки , которая проводится в целях установления фактического отражения налогоплательщиком в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки. Встречная выездная налоговая проверка проводится по мере необходимости и на основании предписания ИМНС Республики Беларусь. В любом случае она всегда носит вспомогательный характер и невозможна без основной проверки налогоплательщика, поэтому ее вряд ли можно считать самостоятельной разновидностью налоговой проверки.

Для более эффективного финансового контроля используют такой вид как совместная проверка . Эта проверка проводится несколькими контролирующими (надзорными) органами, за исключением проверки, проводимой вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимой органами Комитета государственного контроля, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов.

Контрольная проверка проводится для установления фактов устранения субъектами хозяйствования нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Ее продолжительность не должна быть более пяти рабочих дней. Вместе с тем, если в процессе контрольной проверки возникает необходимость в испытании продукции или обследовании производства, то по решению руководителя государственного органа срок контрольной проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Дополнительная проверка назначается для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего органа (должностного лица) или на требование (предписание) об устранении нарушений. Ее причинами являются необходимость изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды; факты несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок. Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Это правило не распространяется на дополнительные проверки, инициированные органами уголовного преследования по возбужденному уголовному делу либо осуществляемые по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов в отношении находящихся в их производстве дел (материалов).

Выделяют также другие методы финансового контроля.

Анализ представляет собой детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности. Он проводится на базе текущей и годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Обследование , которое заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, наблюдения и т. д.

Формы финансового контроля принято классифицировать по следующим критериям :

  • регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний).
  • время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  • субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
  • объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль за денежной массой.

Различают следующие методы финансового контроля:

  • проверки;
  • обследования;
  • надзор;
  • анализ финансового контроля;
  • наблюдение (мониторинг);
  • ревизии.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится к налоговым проверкам, за целевым использованием бюджетных средств, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций, осуществляемым независимыми аудиторами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения положительных экономических результатов в работе.

Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономического и неэффективного расходования государственных средств.

Текущий (оперативный) контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив контроля.

Надзор производится контролируемыми органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны Национального банка за деятельностью коммерческих банков и за страховыми компаниями и фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть:

  • полные и частичные;
  • комплексные и тематические;
  • плановые и внеплановые.

Кроме финансового контроля существует ряд специализированных органов контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например, налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при рыночных условиях экономики стало необходимым придание органам налоговой службы особого статуса. Главная задача налоговиков -обеспечение строгого контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банке, иначе наложить арест. Налоговики имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности государства и укрепления государственной дисциплины в области финансовой дисциплины, созданы органы финансовой полиции , ее территориальные подразделения, выполняющие следующие задачи :

  • выявление, предупреждение и пресечение финансовых преступлений и правонарушений;
  • защиту сотрудников налоговых органов от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
  • предупреждение, выявление и пресечение коррупции в государственных органах и службах налоговых органов и других юридических и физических лиц.

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права д-ть государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной д-ти. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений ТМЦ и д/средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами гос-ной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления .

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на :

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже 1 раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля : исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ (ЦБ РФ); Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба); Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю; контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной д-ти, осуществляемый эк-кими службами самого предприятия или организации. Объектом контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Важнейшие функции : формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением обязательств; обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству. Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими эк-кими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Финансово-кредитных органов (банковский контроль) . Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной д-тью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Существует несколько способов банковского контроля . Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной д-ти. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия ТМЦ. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика. Важнейшим звеном в банковской системе является ЦБ РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской д-ти.

Общественный ;

Независимый (аудиторский) . Это сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской д-ти аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на д-ть после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской д-ти. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм. В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется ЦБ РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе д-ти предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой д-ти, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля :

1) Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

2) Проверка затрагивает основные вопросы финансовой д-ти и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

3) Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой д-ти и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.;

4) Анализ , как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической д-ти. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;

5) Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические . Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые . В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже 1 раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже 2 раз в год.

По обследуемому периоду д-ти ревизии делятся на фронтальные и выборочные . При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая д-ть субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой д-ти только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные , в ходе которых проверяется финансовая д-ть субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические , которые сводятся к обследованию определенной сферы д-ти.

Государственный контроль осуществляют также органы предд ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъекк тов РФ.

Главная цель гос-го контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель – обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он занимает доминирующее положение среди других видов финансового контроля. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы:

· независимости (органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют);

· гласности , т.е. открытости контролирующих органов государственного финансового контроля, и доступности информации о результатах контрольной деятельности для каждого гражданина;

· законности (деятельность органов государственного финансового контроля, в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры, должны соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать произвола в отношении контролируемых);

· объективности (выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость либо особые мотивы, как то корысть, политический заказ и т.п.);

· ответственности , а именно: а) ответственности контролеров; б) ответственности контролируемых; в) ответственности третьих лиц (включая принимающие решение государственные органы, обладающие исключительными полномочиями).



Ответственность контролеров означает, что каждый субъект государственного финансового контроля (орган контроля, его работник) должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную) за выполнение каждой контрольной функции. В противном случае он не будет осуществлять контроль в должной мере.

Ответственность контролируемых означает, что виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении финансами должны нести ответственность, определяемую степенью тяжести допущенных ими ошибок.

Ответственность третьих лиц (включая органы государственной власти, обладающие правом принятия решений согласно представлениям или предписаниям органов государственного финансового контроля) означает, что они должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (например, непредставление информации о результатах проверки) перед органами государственного финансового контроля, что предусматривается в нормативно-правовых актах.

Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).

Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего является финансово-хозяйственная сторона функционирования вышеназванных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование).

Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая проведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.). Эта форма финансового контроля обычно применяется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Его цель – предупредить возможные злоупотребления и укрепить финансовую дисциплину. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Большая роль отводится бухгалтерским службам предприятий, организаций и учреждений, которые проверяют правильность и законность документов, на основании которых оформляются и совершаются финансовые операции.

Последующий контроль производят после совершения финансово-хозяйственных операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полноту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п. Осуществляется этот контроль на основе анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Цель последующего контроля – выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины и другие недостатки в деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений.

По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последних правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ, как метод финансового контроля, основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия предусматривает глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основанием для ревизии служит предписание руководителя контролирующего органа или его заместителя. В нем указываются тема ревизии и срок проведения. В процессе подготовительной работы определяется перечень вопросов, подлежащих ревизии, при необходимости разрабатывается программа ее проведения, которую утверждает лицо, назначившее проверку. По результатам ревизии, выявившей нарушения законодательства, регулирующего экономические отношения, составляется акт. Если ревизия не обнаружила таких нарушений, то ее результаты оформляются справкой. При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), обнаружении необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей об этом немедленно информируется лицо, назначившее ревизию, а материалы ревизии передаются правоохранительным органам. Ревизии классифицируются по ряду признаков.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические и комплексные. Полнойревизии подвергают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения. Частичнаяревизия ставит целью проверку отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений), учреждений, организаций. Тематическая ревизия проводится по конкретным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений), учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к их устранению. Комплексная ревизия охватывает всю деятельность предприятия, учреждения, организации, в том числе ее производственную и финансово-хозяйственную составляющие. Она осуществляется обычно бригадой, в которую кроме бухгалтера-ревизора входят специалисты, компетентные в вопросах производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Такое представительство помогает выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности субъекта контроля, способствует повышению эффективности производства.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, последние подразделяются на документальные и фактические. Документальная ревизия предполагает проверку подлинных первичных бухгалтерских и других документов, фактическая – проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. Сплошная ревизия предполагает проверку на определенных участках деятельности всех без исключения финансовых и хозяйственных операций за ревизуемый период. Это наиболее эффективный вид ревизий, однако, из-за большой трудоемкости его используют только в случаях серьезных нарушений и злоупотреблений на предприятии, в учреждении или организации. Выборочнаяревизия предусматривает проверку финансово-хозяйственных операций и соответствующих документов не за весь ревизуемый период, а только за его отрезок, заранее намеченный ревизорами (например, за один месяц в квартале или за один квартал в году), т.е. за определенный промежуток времени внутри ревизуемого периода. Но в случае обнаружения серьезных недостатков бригада проверяющих может перейти к сплошной ревизии. Комбинированнаяревизия сочетает выборочное и сплошное исследование финансово-хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятия (учреждения, организации) проверяются выборочно, а другие (кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами) – сплошным методом. Если выборочная проверка вскроет злоупотребления, хищения и другие серьезные нарушения финансовой или расчетной дисциплины, то по данному кругу финансово-хозяйственных операций рекомендуется организовать сплошную проверку документов.

По времени проведения ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проходят по заранее составленному в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах плану. Один и тот же субъект предпринимательской деятельности не должен подвергаться плановой ревизии более одного раза в год. Внеплановые ревизии проводятся при обстоятельствах, которые заранее нельзя было предусмотреть в плане.

Финансовое планирование и прогнозирование

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой документ, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Главная цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы. Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования.

Для финансового планирования особое значение имеет прогностическая информация, т.е. информация о положении дел в будущем. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз – это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование – это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5–10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред субъектами финансовой системы.

В финансовом планировании и прогнозировании используются следующие основные методы:

· расчетно-аналитический;

· метод коэффициентов;

· нормативный;

· оптимизации плановых решений;

· программно-целевой;

· балансовый и др.

Расчетно-аналитический метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Он опирается на фактически сложившиеся ситуации, пропорции, расчеты производятся на основе данных бухгалтерского учета и прогнозных оценок будущего. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена на основе изучения их динамики за определенный период.

Метод коэффициентов основан на корректировке плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. В качестве коэффициентов применяются темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен, инфляции, индексы переоценки основных средств и др. Как и расчетно-аналитический метод, метод коэффициентов дает приближенные результаты.

При использовании нормативного метода планирования потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее установленных норм и нормативов. Нормативы устанавливаются государством, местные органы управления или субъектами хозяйствования. Примерами нормативов являются ставки налогов и сборов, отчислений в государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др.

Достоинством нормативного метода планирования является простота и доступность. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать плановую величину доходов, денежных поступлений и затрат. Для широкого применения этого метода требуется экономически обоснованная нормативная база, создание которой сегодня затруднено частым изменением законодательных актов.

Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала и др.

Программно-целевой метод и метод экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов предполагают моделирование нескольких вариантов финансовой ситуации. Они позволяют выбрать тот вариант плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели.

Балансовый метод является основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и показателей.

Важнейшим централизованным финансовым планом является государственный бюджет. Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экономического и социального развития страны и ее регионов. Финансовые планы целевых бюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости и др.) имеют форму сметы доходов и расходов.

Финансовый план хозяйствующего субъекта – это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Корпоративное (внутрифирменное) финансовое планирование опирается на финансовую политику предприятия, разработанную им финансовую стратегию и одновременно учитывает требования финансовой, в том числе, налоговой и денежно-кредитной политики государства.

Предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов. В условиях рыночной неопределенности, большой зависимости от внешних факторов, частого изменения законодательства, инфляционных ожиданий они сталкиваются с проблемами прогнозирования и планирования будущего. Поэтому основное внимание сегодня субъекты хозяйствования уделяют текущему (краткосрочному) планированию. К основным видам финансовых планов, разрабатываемых на уровне предприятия, относятся следующие:

· расчетный баланс доходов (годовой финансовый план);

· инвестиционный план (бюджет);

· кредитный план (бюджет);

· валютный план;

· план (прогноз) движения денежных средств;

· налоговый план (бюджет);

· кассовый план (заявка);

· платежный календарь;

· прогноз объема реализации (составной элемент бизнес-плана);

· баланс денежных расходов и поступлений (составной элемент бизнес-плана);

· прогноз баланса активов и пассивов (составной элемент бизнес-плана);

· график безубыточности (составной элемент бизнес-плана).

Основным видом финансового плана является годовой финансовый план. В коммерческих организациях он составляется в форме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерческих организациях – в форме сметы. Бюджет – финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия используются два основных вида бюджета - текущий и капитальный. Текущий бюджет составляется на срок до одного года и охватывает операционную деятельность предприятия. Капитальный бюджет связан с инвестиционной деятельностью и рассчитан на более длительный период.Смета – форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Контрольные вопросы к теме №2

1. Дайте определение управления финансами.

2. Назовите основные элементы управления финансами.

3. В чем заключается стратегическое и оперативное управление финансами?

4. Назовите высшие и оперативные органы управления финансами.

5. Перечислите основные задачи Министерства финансов Республики Беларусь.

6. Назовите основные задачи и функции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

7. Какими функциями наделены финансовые органы отраслевых министерств и отдельных предприятий?

8. Дайте характеристику финансового контроля.

9. Каковы задачи финансового контроля?

10. Назовите виды финансового контроля в зависимости от субъектов, которые его осуществляют.

11. Дайте краткую характеристику отдельных видов финансового контроля.

12. Назовите и кратко охарактеризуйте формы финансового контроля.

13. Приведите классификацию методов финансового контроля.

14. Назовите виды ревизий в зависимости от полноты охвата хозяйственной деятельности субъектов ревизии и других факторов.

15. В чем заключаются различия аудиторского и финансового контроля?

16. В чем состоит назначение финансового планирования и прогнозирования?

17. Поясните различия между бюджетом и сметой.

18. Как называется важнейший централизованный финансовый план.

19. Какие виды финансовых планов разрабатывают субъекты хозяйствования?

1. Финансовый контроль — формы и методы проведения

Финансовый контроль — неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.
Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.
Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.
Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.
Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.
Государственный финансовый контроль — это комплексная система экономико-правовых действий отдельных органов власти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.
Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движе-
106

ния денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.
Главная цель государственного контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.
Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. д.
Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский (внешний) контроль. Задача негосударственного контроля — повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

Органы финансового контроля

Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

  1. ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства — контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
  2. налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
  3. контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
  4. аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;

5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых — снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа (с преобладающей государственной собственностью) государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и приближается к западной модели, по оценкам специалистов, доказавшая свою эффективность.
Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более строгого контроля за исполнительной властью и повышения профессионального уровня контрольных служб. Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специалистов специализированных консультационных и аудиторских фирм.

Принципы организации финансового контроля

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство.
Эти принципы изложены в Римской декларации ИНТОСАИ, в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более дли-
108

тельными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.
Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

  1. результативность контроля;
  2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  3. неподкупность субъектов контроля;
  4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  5. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  6. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих ор
ганов и др.
Каждый институт и разновидность контроля имеет свой регламент, т. е. порядок и последовательность контрольных действий.
Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

  1. инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
  2. визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов, их данных;
  1. проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильности и полноты отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
  2. проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т. д.);
  3. проверку правильности составления отчетности — бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.

Другие виды контроля, например документальные тематические проверки, требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

Модели и формы финансового контроля

Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. В мировой практике выделяют две сложившиеся модели финансового контроля.
В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии.
Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: они имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.
Например, Счетная палата Франции после проверки счетов государственной организации и при выявлении недостачи (перерасходования) средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника или имущества его поручителей и правопреемников.
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
1) регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
110

  1. время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  2. субъекты контроля — президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
  3. объекты контроля — бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений.
Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Примером такого контроля на макроуровне является составление и утверждение бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов.
На микроуровне это разработка финансовых планов и смет, кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится при совершении денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.
Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
111

Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
Он осуществляется при анализе и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации.

Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения контроля:

  1. проверки документальные и камеральные;
  2. обследования;
  3. надзор;
  4. анализ финансового состояния;
  5. наблюдение (мониторинг);
  6. ревизии.

При проведении проверок отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей исследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Контролирующие органы осуществляют надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Он предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.
Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всесторонний метод финансового контроля. Ее суть заключается в полном обследовании фи-
112

нансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, заключается в контроле финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти.
Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.
Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по
113

бюджету делает заключение по проекту федерального бюджета. Остальные подкомитеты занимаются оценкой законопроектов по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Счетная палата РФ. Ей принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти.
Ее деятельность определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Счетная палата РФ является не зависящим от Правительства РФ, постоянно действующим органом государственного финансового контроля, наделенным широкими полномочиями и подотчетным Федеральному собранию РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.
Все юридические лица подлежат контролю, который осуществляется в части получения, перечисления или использования ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использования федеральной собственности, а также применения налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

  1. организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  2. подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
  3. оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
  4. выявление обоснованности статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  5. финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета;
  6. контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
  7. регулярное представление Совету федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

8) контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.
В обязанности Счетной палаты также входит контроль состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ и деятельности Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контроль за предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. При выявлении фактов грубых нарушений законов и финансовой дисциплины, причиняющих государству ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений.
Счетной палаты ей предоставлено право давать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной думой может приостановить финансовые и расчетные операции по счетам юридического лица. Это может быть обжаловано в судебном порядке.
Законодательно определено, что деятельность Счетной палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ с помощью издания указов, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ и т. д.
Некоторые функции финансового контроля возложены на Главное контрольное управление Президента РФ, которое было создано Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Оно является структурным подразделением Администрации Президента РФ и подчиняется непосредственно ему, взаимодействуя со всеми органами государственной исполнительной власти. К его функциям относятся:
1) контроль деятельности органов контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
115

2) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.
Контрольное управление обладает правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную информацию, необходимую для проведения проверок.
Оно также может привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и выносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они направляют предписания об устранении нарушений, которые рассматриваются в течение десяти дней. Но им не дано право применять какие-либо санкции самостоятельно.
Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также контролируют деятельность подведомственных им структур.
Финансовый контроль Правительства РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров — Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.
Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Правительством РФ утверждены Положение «О Министерстве финансов РФ» (Постановление от 6 марта 1998 г.), Положение «О Казначействе» (Постановление от 27 августа 1993 г.).
При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.
В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществле-116

ние органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения.
Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет утвержденное Минфином Методическое руководство по организации бухгалтерского учета в стране, а также осуществление аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности (кроме аудита банков).
Необходимо отметить, что контрольные полномочия Минфина распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне.
Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Департамент финансового контроля и аудита Минфина РФ был создан Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и заменил Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ.
Департамент и его территориальные подразделения должны осуществлять комплексные ревизии и тематические проверки для контроля поступлений и целевого использования средств фе-

дерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по решениям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета, контролируя при этом жесткий контроль поступления и целевого использования государственных средств.
На Казначейство возложены следующие задачи:

  1. контроль доходной и расходной частей бюджета в ходе его исполнения;
  2. контроль состояния государственных финансов и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
  3. контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  4. контроль над государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по счетам в банках в случае обнаружения нарушений.
Они имеют право принимать решения о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков при несвоевременном зачислении ими средств, поступающих от хозяйствующих субъектов, на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Пени взимаются в размере 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с органами налоговой службы и правоохранительными органами по решению Правительства РФ.
118

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля.
Практически не известны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. призван способствовать повышению эффективности бюджетного контроля. Так, Бюджетный кодекс вменяет в обязанность распорядителей бюджетных средств осуществление контроля за обеспечением целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств их получателями путем проверок подведомственных предприятий и бюджетных учреждений.
У нарушителей бюджетного законодательства могут быть заблокированы расходные счета, изъяты бюджетные средства, приостановлены операции по счетам в кредитных организациях и т. д.
Кроме того, в Бюджетном кодексе более четко определены контрольные функции в области бюджета и бюджетного процесса со стороны Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Вместе с тем отсутствует действенный механизм контроля за бюджетами всех уровней. Решить эту проблему призван находящийся в стадии рассмотрения специальный Федеральный закон «О государственном финансовом контроле РФ», предусматривающий соответствующие санкции и механизмы их применения.

Специализированные органы

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых органов в особую централизованную систему — Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована
119

в Министерство РФ по налогам и сборам. На Министерство возложены следующие функции:

  1. выработка основных направлений налоговой политики и ее осуществление;
  2. координация деятельности территориальных налоговых органов;

3) взаимодействие с другими контролирующими структурами
и правоохранительными органами.
Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют текущий налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять денежные документы юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать от них необходимые сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения, применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговый кодекс РФ определяет виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Согласно Федеральному закону РФ от 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Государственной налоговой инспекции”» налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах их компетенции.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогов были созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция, взаимодействуя с органами налоговой службы, призвана решать следующие задачи:
1) выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Налоговые органы обязаны в деся-120

тидневный срок направлять в налоговую полицию материалы о предполагаемых налоговых преступлениях. В соответствии с внесенными в декабре 1995 г. изменениями в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» последние получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям;

  1. обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций;
  2. защищать сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
  3. предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых органах. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г.

«О государственном страховом надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ.
Основные задачи и принципы работы этой службы определены Федеральным законом РФ «Об организации страхового дела» от 31 декабря 1997 г.
Помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей.
Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов.
В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России (Центральному банку). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих
121

банков. Созданное с этой целью специальное подразделение — Департамент банковского надзора — проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.
При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу в размере от 1% от величины уставного капитала; выполнению требований ЦБ по финансовому оздоровлению; реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации на срок до полутора лет и крайней мере — отзыву лицензии и ликвидации банка.
На Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

3. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.
К негосударственным видам финансового контроля относятся:

  1. внутрифирменный (корпоративный);
  2. контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;
  3. аудиторский контроль. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется

экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими — за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так
122

и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.
Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.
Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля.
Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.
Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия — потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.
Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль — новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.
Появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требования со стороны общества к их финансовой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.
Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.
123

Основные задачи аудиторского контроля:

  1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;
  2. контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;
  3. проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту

услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.
Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
124

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.
После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.
В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторское заключение может быть:

  1. безусловно положительное — составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;
  2. условно положительное — означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;
  3. отрицательное — означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

Аудитор имеет право отказаться от составления заключения, если в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает мнение в одной из установленных в Правиле (стандарте) № 6 форм.
По мере становления и развития рыночных отношений расширяется сфера действия аудиторского контроля в России и одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.
Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности.