Римский клуб и исследование глобальных проблем. "римский клуб" и его вклад в решении глобальных проблем Римский клуб и глобальная проблематика

Римский клуб. Работа Римского клуба по глобальным проблемам современности

Социология, социальная работа и статистика

Более десяти лет отделяет человечество от того рубежа когда оно перешло из ХХ столетия в ХХI век. Возникновение Римского клуба как раз и связано с одной из попыток удовлетворить потребность в новых организационных формах наиболее остро испытываемую учеными и теми представителями делового мира которые в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с трудностями и проблемами связанными с научно-технической революцией. Часть из них и оказалась...

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель Разработал ст.гр. У-213

Доцент Быстрова А.Н. Свирид В.С.

2012 год

Введение 3

1. Римский клуб 3

2. Работа Римского клуба 4

Заключение 14

Список используемой литературы 16

Введение

Более десяти лет отделяет человечество от того рубежа, когда оно перешло из ХХ столетия в ХХ I век. Какое будущее ожидает его? Удастся ли прогрессивными силами обуздать гонку вооружений и обеспечить прочный мир, или человечество будет ввергнуто в ядерную, нейтронную войну, в которой не будет ни победителей, ни побежденных? Сможет ли человечество разрешить стоящие перед ним сегодня проблемы социально-экономического, политического, культурно-нравственного и экологического характера, или их обострение приведет к глобальной катастрофе? Совместимы ли научно-техническая революция и социальный прогресс с точки зрения развертывания сущностных сил человека, или они противостоят друг другу, обрекая человеческое существо на физическую деградацию, духовное обнищание, нравственную ущербность?

Эти вопросы волнуют сейчас ученых всего мира, размышляющих над судьбами человечества. Но особое беспокойство они вызывают у западных ученых, реально сталкивающихся с обострением, углублением противоречий в современном буржуазном мире. Не случайно в странах Запада за последние десятилетия возник ряд исследовательских центров и организация, теоретическая и практическая деятельность которых направлена на изучение перспектив развития человеческой цивилизации и решение глобальных проблем современности.

  1. Римский клуб

Не последнее место среди них занимает Римский клуб получивший название по месту своей штаб-квартиры. Он был создан в конце 60-х годов ХХ века по инициативе Аурелио Печчеи, итальянского промышленника, члена правления фирм “Оливетти” и “Фиат”, председателя Комитета Атлантической экономической кооперации (одной из экономических организаций НАТО), когда кризисные процессы в капиталистическом мире заметно усилились, кризис охватил все сферы жизни буржуазных стран и породил потребность в пересмотре не только социально-экономических ориентиров развития нестабильной, неустойчивой системы и духовных ценностей, не отвечающих запросам бурно развивающейся научно-технической революции, но и взаимосвязей между человеком и природой, взятых в масштабах планеты в целом. Осознание происходящих в мире изменений, столкновение с негативными последствиями неуправляемого экономического роста и деятельности, нередко ведущей к разрушению среды обитания человека и исчерпыванию природных ресурсов, факт углубляющегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, где миллионы людей находятся на грани голодного существования, констатация реальной угрозы, нависшей над человечеством вследствие усиливающейся гонки вооружений, - все это побудило научную общественность Запада к поиску новых организационных форм, которые могли бы послужить основой для научного исследования и последующего разрешения комплекса проблем, воспринимаемых буржуазным сознанием, как правило, через призму планетарного «экологического кризиса». Возникновение Римского клуба как раз и связано с одной из попыток удовлетворить потребность в новых организационных формах, наиболее остро испытываемую учеными и теми представителями делового мира, которые в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с трудностями и проблемами, связанными с научно-технической революцией.

В апреле 1968 года около тридцати ученых — естественников, математиков, социологов, экономистов, специалистов в области планирования — получили приглашение приехать в Рим. Часть из них и оказалась единомышленниками, которые стали первыми членами Римского клуба.

По замыслу Печчеи, Римский клуб призван привлечь внимание мировой общественности к долговременным и обостряющимся проблемам человечества. То, что называется «проблематикой Клуба», Печчеи определяет совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных психологических, социальных, экономических, технических и политических проблем, к которым относятся перенаселение и бесконтрольное увеличение численности жителей Земли, расслоение общества, социальная несправедливость и голод, безработица, инфляция, энергетический кризис, истощение природных ресурсов, деградация внешней среды, диспропорции в международной торговле и финансах, неграмотность и устаревшая система образования, упадок моральных ценностей и утрата веры, а также непонимание этих проблем и их взаимосвязи. Устав Римского клуба называет его Ассоциацией, цель которой — содействовать «пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в их совокупности».

Актуальность создания Клуба быстро подтвердилась — международная неправительственная некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах ученых, общественных деятелей и деловых людей более чем из 30 стран мира, обеспокоенных перспективами развития человечества в связи с противоречивым развертыванием научно-технической революции на Западе и теми социально-экономическими и экологическими последствиями, к которым эта революция может привести и уже приводит. Усилия членов Римского клуба нацелены на решение актуальных проблем современности путем разработки нового направления в их изучении, получившего название глобального моделирования. Она в кратчайший срок приобрела влияние, оказывая активное воздействие на мировое общественное мнение. Крупнейшие научные центры мира включились в работу по проведению исследований и подготовке знаменитых «докладов Римскому клубу» высококвалифицированные специалисты выполняют задания Клуба; правительственные организации, крупные компании, международные учреждения выделяют субсидии, финансируют проекты; руководители и представители многих государств Европы, Северной и Латинской Америки, Азии, Африки поддерживают контакты с Клубом; конференции Клуба проводились в Вене, Париже, Токио, Алжире, Будапеште... Руководители Римского клуба, в первую очередь Аурелио Печчеи, приглашали к активному сотрудничеству ученых социалистических стран, Советского Союза.

  1. Работа Римского клуба

В 1972 году в Массачусетском технологическом институте — одном из старейших и крупнейших учебных заведений США — под руководством специалиста в области системной динамики Денниса Медоуза был подготовлен первый доклад Римскому клубу «Пределы роста».

Медоуз использовал в своем исследовании экономико-математические модели Джея Форрестера, профессора прикладной математики этого же института. Модели Форрестера «Мир-1» и «Мир-2» давали грубую имитацию мирового развития с помощью нескольких глобальных категорий — населения, капиталовложений, использования невозобновимых ресурсов, загрязнения среды, производства продовольствия, — связанных взаимными отношениями. Медоуз создал на основе моделей Форрестера модель «Мир-3» и дал самые мрачные прогнозы на будущее: через семьдесят пять лет, утверждал доклад, сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической, если экономическое развитие не будет сведено к простому воспроизводству, а прирост населения Земли не будет поставлен под жесткий контроль. Выводы доклада получили название «концепции нулевого роста». Предложение резко замедлить и даже остановить рост экономики в реальных условиях экономического неравенства стран вызвало справедливую критику во всем мире.

Шум, который наделал доклад Медоуза, не стихает до сих пор. Его авторы и их единомышленники, охотно признав спорность и несовершенство «Пределов роста», заявили, что доклад полностью достиг своей цели — воспитательной и предостерегающей, ошеломив мир новизной проблем и дерзостью их исследования. Группа Медоуза стремилась особо, подчеркнуть опасные тенденции современного развития промышленных стран, их ориентацию на рост капитала любой ценой, их пренебрежение какими-либо другими социально значимыми критериями прогресса. И может быть, если бы «Пределы роста» не стали претендовать на соперничество с Апокалипсисом, они остались бы незамеченными. Целенаправленная позиция авторов представляла собой «шоковую терапию», которая должна была пробудить сознание людей, развенчать иллюзии безудержного роста, максимального потребления, призвать бизнесменов и политических лидеров к социальной ответственности. О докладе заговорил весь мир. Он вынудил специалистов засесть за подсчеты и опровержения, в ходе которых постепенно выяснялось истинное положение дел. Главное состояло в том, что доклад Римскому клубу «Пределы роста» поставил коренные вопросы и стал первым крупным исследованием, посвященным глобальной проблематике.

Через год после опубликования доклада, осенью 1973 года, грянул энергетический кризис, потрясший страны Запада не только экономически, но и психологически. Неожиданно оказалось, что апокалипсические картины, нарисованные Медоузом и вызвавшие столько возмущения, не такая уж нелепость — проблема ресурсов стала проблемой сегодняшнего дня.

Американский математик Михайло Месарович и профессор Института механики из Ганновера Эдуард Пестель, готовя второй доклад Римскому клубу «Человечество на перепутье», попытались отчасти устранить недостатки работы Медоуза, применяя дифференцированный подход к исследованию различных регионов мира. Они обратили внимание не только на чисто физические ограничения производственной деятельности человека, но и на противоречия современной системы международных экономических отношений. В 1977 году в Москве была организована встреча членов Клуба с представителями советской научной общественности, на которой обсуждался этот доклад.

В своей книге «Человеческие качества» Печчеи говорит: «Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир; Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого». Основная задача человечества, — совершенствование своего качества. Трансформация нашей материальной цивилизации и разумное использование ее огромного потенциала возможны лишь за счет соответствующего развития человеческих качеств и их способностей.

Изменения в человеческом самосознании, безусловно, важны для решения глобальных проблем. Они помогут изменить содержание такого важного понятия, как «удовлетворение человеческих потребностей». Главной целью этого удовлетворения, должна быть самореализация человека. Основной акцент должен переместиться с того, что человек хочет иметь и как он может этого достигнуть, на то, что он есть и чем он может стать. Человеческие качества играют решающую роль в проблеме сохранения культурного наследия. Личная человеческая убежденность и страстность могут выиграть невиданную борьбу за прекращение гонки вооружений и устранение угрозы ядерной войны.

Главным достоинством третьего доклада Римскому клубу «Перестройка международного порядка» оказалась его актуальность. Руководивший подготовкой этого доклада известный нидерландский экономист, лауреат Нобелевской премии Ян Тинберген обратился к социальным аспектам глобальных проблем. Необходим новый экономический порядок, говорится в докладе, и это предполагает фундаментальные изменения в политической, социальной, культурной и других сферах общества. На практике эти изменения должны в первую очередь коснуться отношений с развивающимися странами — им следует предоставить необходимые для эффективного экономического развития условия. С этой целью авторы предлагают провести международную валютную реформу, упорядочить торговлю, принять действенные меры по увеличению производства продовольствия, полноправно включить развивающиеся страны в международную систему разделения труда.

Одна из основных идей доклада — идея «взаимозависимости». Общие неразрывные связи в деятельности всех людей на Земле не допускают эгоистических действий ради собственной выгоды. Международный порядок, с точки зрения авторов доклада, нужно перестроить так, чтобы цели и интересы всех стран были едины. Нынешний уровень военных расходов представляет собой исключительную угрозу будущему человечества и огромную растрату человеческих и материальных ресурсов, которые могли бы быть использованы для целей развития. Авторы доклада считают гонку вооружений проблемой, требующей немедленного решения. Мирное сосуществование и активное международное сотрудничество члены Римского клуба во главе со своим президентом считают основной предпосылкой успешного решения глобальных проблем и активно пропагандируют разрядку напряженности, разоружение, борьбу с угрозой мировой ядерной войны.

Четвертый доклад Римскому клубу «За пределами века расточительства» был посвящен возможностям науки и техники в решении глобальных проблем современности.

«Цели для человечества» — пятый доклад Римскому клубу — разрабатывает некий «атлас целей» для различных регионов мира. Международная группа исследователей во главе с американским ученым Эрвином Ласло назвала главными целями человечества безопасность, обеспечение продовольствием, оптимальное использование энергии и ресурсов, развитие. В подготовке материалов для доклада приняли участие и советские ученые, в нем были определены цели социально-экономического развития СССР и социалистических стран; страны социалистического содружества, прогрессивные коммунистические и рабочие партии рассматривались как реальные силы.

«Шесть целей для человечества» — заключительная глава книги Аурелио Печчеи «Человеческие качества». Эти шесть целей, шесть миссий должны, по его замыслу, вести к созданию новых структур глобального общественного бытия через систематическое развитие качеств человечества, творческих дарований человека. Итак, человечество должно установить точные биофизические пределы жизни и деятельности на Земле — человек должен знать, как жить, не губя природу; понять, каковы действительные психофизические пределы человека,— он должен жить, не губя самого себя стрессами и перегрузками; предпринять активные и срочные меры по сохранению культурного наследия всех народов и наций — человек не может жить, не имея прошлого и не уважая его; найти принципиальные возможности трансформации национального государства в мировое сообщество — человек не может жить в разладе с себе подобными; решить проблему размещения на планете стремительно растущего человечества — человек должен иметь свой дом; изучить возможности установления нового экономического порядка — человек должен иметь материальную основу для жизни...

В шестом докладе Римскому клубу «Энергия: обратный счет», посвященном исследованию энергетического кризиса, рассматривается вопрос о поисках и использовании других источников энергии, кроме нефти — угля, природного газа, термоядерной энергии. Работы Римского клуба обратили внимание мировой общественности на существование физических пределов, расточение невозобновимых природных ресурсов, на ограниченность гидросферы и атмосферы, на внутренние пределы физических и психических способностей человека, на разрыв между культурным и техническим прогрессом, на несовершенство нынешних социально-политических институтов и системы производства.

Седьмой доклад носил оптимистическое название «Нет пределов обучаемости». Так проявлялся в общей логике исследований Римского клуба почерк его президента— от констатации опасностей к осознанию возможности их преодоления. Обучение должно быть «предвосхищающим» вместо нынешнего «запаздывающего», идущего по следам действительности, неспособного догнать ее, лишь адаптирующего человека к уже свершившемуся. Нужно учиться строить будущее. С этим основным положением доклада связано и требование активного участия обучаемых в учебном процессе, организации диалога, двусторонней связи, уничтожения границ между обучаемым и обучающим. Таким путем можно воспитать людей, способных на введение новшеств, понимание и решение глобальных "проблем. Сегодня по меньшей мере сорок процентов взрослого населения земного шара неграмотно, а половина грамотных имеет только начальное образование, огромное количество детей не имеет и не будет иметь в ближайшее время права на образование, эта прекрасная программа пока во многих странах неразрешима и обращена в будущее.

Следующие доклады исследовали отдельные, более частные проблемы. Доклад французского экономиста Мориса Гернье «Третий мир: три четверти мира» отличался особенно острой — даже для Римского клуба с его реформистски-критической ориентацией — критикой капиталистической системы хозяйства. Он призывал развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки полагаться на собственные возможности, преодолевая отсталость путем глубоких социальных и экономических преобразований, не возлагая надежд на экономическую помощь развитых стран.

В «Диалоге о благосостоянии и благополучии» итальянский экономист Орацио Джарини анализировал процесс формирования основного капитала и рассматривал способы направить его на решение насущных проблем современности. Предисловие к докладу написал Печчеи. Говоря о необходимости новой экономики, он определяет ее как «синтез между экономикой и экологией», а это значит еще и еще раз:ресурсами планеты надо распоряжаться рационально, планово; природные богатства — это общее достояние человечества; экономическое развитие должно иметь социальное и гуманистическое содержание; мировое богатство — это не только капитал, так как человеческие ценности не поддаются пересчету на деньги.

«Маршруты, ведущие в будущее» — десятый доклад Римскому клубу, подготовленный директором Международного института управления Б. Гаврилишиным (США), развивает теорию конвергенции, сближения капитализма и социализма при помощи модели «рыночного социализма». В нем подвергается критике практика свободного предпринимательства, но методы государственно-монополистического регулирования экономики не ставятся под сомнение.

В будущем мировом порядке, утверждает доклад, должны сосуществовать различные культуры, религии, верования, образы жизни, и управлять им будут постоянные коалиции в коллегиальной форме на основе справедливого раздела власти. Взаимно ответственные федеральные институты принимают решения на всех уровнях — глобальном, региональном, национальном, локальном. Экономическая система варьируется в зависимости от уровня развития, населенности, ресурсов, имея целью развитие, стремящееся к равенству в вознаграждении за труд и уровнях потребления. Для этого необходимо выравнивание уровней экономического развития, перераспределение богатств, конвергенция общественных систем. Возможности для достижения такого идиллического равновесия: высокие темпы развития науки и техники, повышение уровня образования, исторический опыт общественного развития.

В 1982 году появился одиннадцатый доклад Римскому клубу «Микроэлектроника и общество. Подготовленный Александром Кингом, ближайшим соратником Печчеи, ставшим после его смерти президентом Римского клуба.

Развитие и широкое применение микроэлектроники становится политическим фактором, все больше и больше влияя на общество. Она сулит чудесные перспективы, имеет неограниченные возможности применения в экономической и общественной жизни. Особенно активно микроэлектроника действует на сферу управления и обслуживания. Устройства для автоматизации чрезвычайно гибки, промышленные роботы экономичны, и еще одно очень важное обстоятельство — в качестве побочного продукта накапливается полезная информация. В современных реальных условиях микроэлектроника, может принести миру немало бед. Применение электроники в военных целях может увеличить опасность катастрофы, ведь точнейшие приборы, с одной стороны, позволяют нанести удар предельно быстро и предельно точно, а с другой — они не рассуждают, и малейшая ошибка может стать непоправимой. Во-вторых, может резко увеличиться разрыв между людьми, имеющими в своем распоряжении микроэлектронные аппараты и умеющими с ними обращаться, и теми, кто таких возможностей не имеет, а таких, увы, большинство. И в-третьих, ужасающая безработица, сокращение занятости во всех областях деятельности, за исключением программирования и системного анализа.

Заключение

Римский клуб преуспевает в одном — в обнаружении болезни, в безоговорочном осуждении нынешней капиталистической действительности. Гораздо хуже получается с диагнозом и предложением способов лечения больного организма. «Пределы роста» разоблачают хищническое потребление природных ресурсов; «Человечество на перепутье» осуждает стихийный характер экономики; «Перестройка международного порядка» критикует систему международных экономических отношений, порожденных капитализмом, в частности социальные и политические институты; в других докладах критикуются цели экономического развития, система образования, лишающая человека активного участия в решении социальных проблем, отношение к «третьему миру» — развивающимся странам, свободное предпринимательство, ведущее к погоне за прибылью, порождающее безработицу. И при этом никак не оговаривается, что все это прямо обусловлено капитализмом, его законами. Совсем плохо обстоит дело с рецептами. Некоторые предписания могут несколько ослабить отдельные проявления болезни, но, ни одно из них не в состоянии внести «гармонию в мировое развитие». Попытки решить глобальные проблемы с позиций абстрактного гуманизма, без учета реальных социально-политических условий — путь бесперспективный, обусловливающий непоследовательность и неконструктивность большинства призывов и рекомендаций, содержащихся в докладах

За несколько часов до смерти, последовавшей 14 марта 1984 года от сердечного приступа, Печчеи работал над новым документом — «Памятной запиской наконец столетия». Последними продиктованными им словами были: «Мир — главный член того уравнения, в котором решаются вопросы развития, качества жизни и самореализации человека. Проблема мира должна быть понята во всей своей всеобъемлющей глубине — ведь мирное сосуществование насущно необходимо не только на всех уровнях, во всех областях деятельности человеческого сообщества, но и в отношениях Человека и Природы...»

Список используемой литературы

  1. Лейбин В. М. «Модели мира и образ человека». М.:1982 г.
  2. Печчеи А. «Человеческие качества». М.: 1985 г.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58862. У країні міфів 115.5 KB
Міфологія – це зібрання переказів про богів та героїв Грецький народ, поділений на багато племен, по- різному оповідав про свої божества. У кожному місті, селі чи общині були різні версії походження світу, народження богів.
58863. Краса мирного життя 676 KB
Учитель: Доброго дня любі друзі та шановні гості Ми раді вітати вас на черговому засіданні лабораторії Творчість тема якого Краса мирного життя. Отже сьогодні ми з вами будемо говорити про найяскравіші моменти мирного життя.
58864. Творча лабораторія 167.5 KB
Усі ми в дитинстві читали багато цікавих казок про добрих фей та могутніх чаклунів які творили незвичні чудеса але в житті як відомо ні фей ні чаклунів не існує.
58865. Вправи на закріплення вивчених таблиць множення і ділення. Розв’язування задачі на кратне порівняння двох часток за поданим планом 36.5 KB
Виконуючи математичні завдання ви познайомитесь із рослинними символами України з яких ми сплетемо вінок. До кінця уроку ми виплетемо вінок який покладемо у наш класний куточок символів України.
58866. То був страшний навмисний голод 41 KB
Розкрити перед учнями одну з найстрашніших сторінок українського народу великий голодомор 1933 року; вчити учнів самостійно висловлювати свої думки з приводу прочитаного; виховувати непримиренність до чужої волі над рідним народом.
58867. Їжа. Продукти харчування 154 KB
How do you do, my dears? Are you in a good mood? Are you ready for the lesson? We have got an interesting and unusual lesson today. It will be a competition to see who is the wisest, the most attentive and the most active.
58868. Плоске і сферичне дзеркало. Лінзи. Побудова зображень за допомогою лінзи 53.5 KB
Повторення побудови зображення в плоскому дзеркалі малюнок на дошці на партах знаходяться дзеркала подивившись на своє зображення діти відповідають на запитання: 1 Яке зображення у плоскому дзеркалі дійсне чи уявне...
58869. Лінзи. Оптична сила лінзи. Побудова зображень, що дає тонка лінза 680.5 KB
Розширення та поглиблення знань учнів про явище заломлення світла та використання цього явища в оптичних системах. Формування понять про різні типи лінз, їх оптичні властивості.
58870. Літературна дискусія 1925-1928 років 225.41 KB
Назвіть найвідоміші літературні угруповання тих років. На попередньому уроці ми ознайомились із літературним розмаїттям тих років що зараз називаємо відродженням дивувалися кількості літературно-художніх організацій яким до 1925 року вдавалося мирно співіснували.

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными можно назвать следующие проблемы:

1) надвигающийся экологический кризис, катастрофа, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками и т.д.;

2) демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

3) экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными слоями населения и богатыми и бедными странами;

4) военная опасность и опасность терроризма и др.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60 – 70-е гг. ХХ в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследования социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени.

В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо придет к глобальной экономической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.

Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, такие как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились все более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, сокращение минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» – уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия конспект лекций

Федеральное государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. сибирский федеральный университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и ее роль в жизни общества
План: 1. Что такое философия и в чем ее ценность? 2. Границы философского знания. 3. Структура философского знания. 4. Функции философии.

Структура философского знания
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. К

Функции философии
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой человека, а следовательно ориентирована на решение определенных социальных задач и выполн

Философия в структуре мировоззрения
Всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение – это совокупность наиболее об

Проблема метода в философии
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все м

Античная философия
План: 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли. 2. Основные этапы и проблемы античной философии. 3.Натуралистический этап (VII–IV вв. до н

Основные этапы и проблемы античной философии
Традиция приписывает Пифагору введение термина «философия», в переводе означающего «любовь к мудрости». Философ от мудреца тем и отличается, что последний уже знает истину, философ же стремится к п

Средневековая философия
План: 1. Средневековая культура и современность: преемственность и различие. 2. Исходные принципы средневековой философии. 3. Периодизация средневековой м

Исходные принципы средневековой философии
Принцип монотеизма и творения ex nihilo. Человек никогда не есть «первочеловек». Он всегда наследник, дитя человеческого прошлого. На его долю выпадает определенный момент исторического процесса, о

Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V)
Апологетика(от греч. apologia - защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обоснова

Нового времени и Просвещения
План: 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.): Н. Кузанский, Дж. Бруно, Галилео Галилей, Ф. Петрарка. 2. Философия Нового времени (XVIII вв.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноз

Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ор

Философия Просвещения
Философия французских материалистов. XVIII – век Просвещения. Впервые этот термин введен Вольтером и Гердером. Кант рассматривал Просвещение, как историческую эпоху, сущность котор

Философия Иммануила Канта (1724 - 1804)
Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода: докритический и критический. Докритический период в его творчестве связан с его интересом к вопросам философии пр

Общая характеристика эпохи
В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений. Это, прежде всего, позитивизм и прагматизм

Философия марксизма
К середине ХIХ в. значительных успехов достигли физиология, эмбриология, геология, математика, физика, химия. Энгельс особо отмечает колоссальное значение для дальнейшего развития естествознания от

Философия Ф. Ницше
Ницше Фридрих (1844 -1900). Мать немка из высших кругов общества, отец польский дворянин. В 25 лет ему пред­ложена профессура в Базельском университете. Потом Лейпцигский университет. Был офицером

Фрейд - основоположник психоанализа
Фрейд Зигмунд (1856 - 1939). Родился в Австрии. Разработал технику психоанализа, как перевод психических явлений из бессознательных в сознательные. И хотя он шел от гипноза, но в дальнейшем выступа

Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Священник, философ и ученый, специалист по палеоантропологии. На позиции материалистических изысканий принимает тео­рию эволюции. Он протестует против р

Русская философия
План: 1. Предфилософия допетровской Руси (X - нач. XVIIIвв.). 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.): П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розан

Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.)
Один из первых славянских философов на Руси был «русский украинец» (так он сам себя называл) Григорий Сковорода. Он вел жизнь странствующего философа. Через духовное устроение отде

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)
П.Я. Чаадаев по праву считается первым русским мыслителем, с которого традиционно начинают отсчет истории русской философии. Весьма интересен духовный портрет Чаадаева, который можно соста

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)
Леонтьев интересен прежде всего своей необычной концепцией мировой и русской истории. Согласно ей, всякая национальная культура может быть уподоблена строению живого организма. При этом жизнь любой

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Владимир Соловьев является одним из самых выдающихся мыслителей России. Родился он 16 января (по старому стилю) 1853 г. в Москве, в семье известного историка, профессора Московского университета С.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919)
Один из самых оригинальных русских мыслителей, писатель и публицист. Родился в 1836 г. в бедной семье в маленьком городишке Ветлуга Костромской губернии. Детство Розанова было тяжелым – нищета, сло

Русская философия ХХ века
Неолейбницианство развивалось с XIX века (Козлов А.А., Бугаев Н.В.). Лосский Н.О. (1870 - 1960) – профессор Петербургского университета. Он один из самых плодовитых философов. Важная работа «Обосно

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Один из наиболее известных и плодовитых русских философов, Николаи Александрович Бердяев родился в Киевской губернии. Обучение проходил сначала в кадетском корпусе, а затем в Киевском университете

Понятие бытия. Различные концепции
Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции

Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время
Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами - атрибутами. Рассмотрим два атрибута - движение и пространство-время. Движение. Как и все в мире

Проблема единства и многообразия мира
Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, к

Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение
Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития и функционирования природы, общества и мышления. Термин «диалектика» в истории филосо

Основные законы диалектики
Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и раз

Основные категории диалектики
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате

Основные этапы в истории исследования человека
Проблема человека – старая и вечно новая проблема. С древних времен человек, его сущность, прошлое и будущее, интересы и цели были предметом исследования не только философии, но и мифологии, религи

Марксистское понимание сущности человека
Рассмотрим подробно, как решается проблема человека в марксистской философии. Если домарксистские социологи трактовали общество как совокупность отдельных индивидов с различными целями и борьбой за

Философские представления об обществе
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, мес

Предмет и функции социальной философии
Итак, история философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется социальной философией

Специфика философского исследования общества
В истории социальной философии сформировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни: философский идеализм и философский материализм. Эти направления сложились

Понятие ценности. Ценность и целеполагание
Ценность – есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы

Теории ценностей
Теорий ценностей достаточно много, и они очень разнообразны и даже отчасти противоположны друг другу. Большое распространение имеют теории, субъективирующие ценность и отвергающие существование абс

Нравственные ценности и мораль
Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жиз

Религиозные ценности
Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии. Религия– систе

Эстетические ценности и искусство
Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как лю

Постановка проблемы сознания в истории философии
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Решить эту проблему пытались уже во времена античности, но и сегодня, в конце XX века, в этой проблеме остается немало «белых пятен».

Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения
Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-преж

Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное
В современном естествознании и философии спорным и нерешенным остается вопрос об источниках сознания, разделивший философов на различные направления: 1) реалистическое; 2) объекти

Структура сознания. Сознание и самосознание
Ядро сознания составляют знания, о чем свидетельствует и корень этого слова. Способ, каким существует сознание, и способ, каким нечто существует для сознания, - это знание. В основе всех «

Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта
Реальность, действительность сознания обнаруживается с помощью речи, языка. Речь, по Гегелю, удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. У животных нет сознания,

Познание (гносеология)
План: 1. Познание как отражение человеком внешнего мира. 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека. 3. Совпадение ди

Познание как отражение человеком внешнего мира
Теория познания, иначе именуемая гносеологией, представляет собой учение о возможности познания человеком и человечеством объективного мира, об источниках, путях и методах познавательной деятельнос

Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека
Объективная диалектика развития природы и общества составляет органическое единство с диалектикой познания, мышления. В рамках этого единства обнаруживается активное отражение объекта субъектом. В

Совпадение диалектики, логики и теории познания
Идея тождества, совпадения диалектики, логики и теории познания носит не частный, а всеобщий характер, она существенно важна в решении любой теоретико-познавательной проблемы. Эта идея – закономерн

Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое
Теория познания как логика имеет своим предметом изучение движения мышления к истине. Поэтому важнейшей для нее проблемой является определение, какое мышление истинно и как установить его истинност

Чувственное познание и его формы
Познание в конечном счете всегда начинается с непосредственного живого созерцания. Живое, созерцание – это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и во

Логическое познание и его формы
Посредством мышления образуются основные формы логического, или абстрактного отражения мира - понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и сущес

Уровни научного познания и их методы
Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: 1) учение о при

Общенаучные методы познания
Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний. В соответствии с этим она имеет и огромный арсенал методов исследования; многообразие их об

Философские проблемы науки и техники
План: 1. Философия техники и информационная философия техники. 2. Из истории изобретения техники. 3. Сущность техники как предмет познания. 4. Ноосфера и ноотехн

Из истории изобретения техники
Одним из первых в России философским осмыслением проблем техники стал заниматься русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Он впервые сформулировал программу информационной философии техники в

Сущность техники как предмет познания
Техника как исходная дефиниция требует достаточно четкого определения ее содержательного значения. Можно ли однозначно определить смысловые границы термина «техника»? Он может иметь следующие содер

Ноосфера и ноотехносфера
В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты- биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованну

Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения
1. Глобальный кризис – возрождение духовной культуры в ее светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворенного мировоззрения.

Современная техническая цивилизация и ее будущее
Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе ц

Появление самой проблемы глобальных проблем связано с тем, что происходит повсеместная глобализация социальных и культурных процессов, а следовательно глобализируются и отрицательные следствия этих процессов. Глобализация (глобус- Земля) означает, что они носят общепланетарный характер.

В философии эти проблемы изучаются под углом зрения их происхождения, а также возможностей и перспектив выживания человечества. Как мы уже говорили выше, происхождение глобальных проблем по большому счету определяется постановкой вопроса о смысле жизни как отдельным человеком так и всем человечеством. Выдвижение во главу угла темы потребления и производства товаром потребления, а также роста материальных потребностей у жителей Земли – стало причиной множества существующих глобальных проблем материально-экологического порядка. В то же время отсутствие должного внимания к вопросам нравственного, духовного развития человека, сохранения духовной преемственности поколений – поставило перед человечеством еще ряд глобальных вопросов, связанных с «экологией духа», без рассмотрения которых и другие проблемы не разрешимы. Возможно, обращение к опыту античных стоиков и гедонистов, позволит восстановить иную систему ценностей, где главным признается не бесконечное материальное производство и накопление, а развитие духа, душевных качеств, умение ценить их в других людях прежде всего, отказ от излишнего потребления. Однако, пока это видится лишь в возможной перспективе.

В целом, существующие глобальные проблемы сводятся к следующим (заметим, что их взаимная относительная значимость постоянно меняется):

Проблема нравственного состояния общества (как один из вариантов постановки вопроса – тема ноосферы, сферы разума, формирующейся в процессе развития человечества)

Экологические проблемы (их сущность состоит в углубляющемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания)

Демографические проблемы, связанные с перенаселением Земли

Проблема войны

Проблема терроризма

Проблема источников энергии

Их решение зависит не столько от принятия сиюминутных законов и постановлений, сколько от изменения образа жизни человека в целом. Например, если главная причина экологического кризиса – безудержный рост производства и потребления, то необходимо самоограничение в этой области: ограничение роста потребления через принятие идеологии «нового аскетизма»; создание новых базисных ориентиров – новой системы ценностей: гуманизм, трансцендентальность и пр

До недавнего времени считалось, что ни силы природы, ни сами люди не в состоянии прекратить существование человечества, или, по крайней мере, существенно повлиять на его существование. Сегодня перед человечеством стал гамлетовский вопрос: быть или не быть? Ситуация, с которой столкнулось общество, является результатом развития самого общества, главным образом научно-технического прогресса.



К глобальным проблемам относятся те, которые удовлетворяют следующим условиям:

- масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом;

- остротой, требующей незамедлительного решения; » комплексностью, связанностью друг с другом.

Решение глобальных проблем можно сгруппировать на проблемы:

1) связанные с отношениями между государствами;

2) связанные с отношениями «человек-природа»;

3) связанные с отношениями «человек-общество».

К первой группе проблем относятся проблемы сохранения мира, выравнивания уровней экономического и социального развития всех стран; ко второй - проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия и т. д.; к третьей - проблемы образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Осознание глобальных проблем привело к формированию так называемой глобалистики - комплексу концепций о причинах и путях решения глобальных проблем.

На первом месте среди глобальных проблем - проблема выживаемости человека. Общечеловеческие затраты на вооружение превышают все виды затрат на производство продуктов питания в мире. Наращивание вооружения, с учетом ядерного оружия, становится бессмысленным. Ни одна страна сегодня не может обеспечить только свою безопасность. Безопасность может быть только всеобщей.

Второе место среди глобальных проблем занимает экологическая проблема. Природа перестает выдерживать антропогенные воздействия.

Важной является энергетическая проблема. Необходимо разработать новые методы получения энергии, сокращая используемое органическое топливо. Нужно стремиться к безотходному производству.

Ставится вопрос о необходимости снижения темпов прироста населения, стабилизации его численности; называют оптимальным для Земли население порядка 8-9 млрд человек. Многие представители глобалистики, считая, что главной причиной глобальных проблем является научно-технический прогресс, полагают, что он же и позволит решить эти проблемы. Техника, основанная на науке, позволит разрешить возникшие противоречия и привести общество к оптимальному состоянию.

В глобалистике предлагается множество рекомендаций. Но как их осуществить? Ясно, что разрешение глобальных проблем требует нового политического мышления, новой организации международных отношений и организации мирового сообщества. Но все это встречает значительные трудности.

С глобалистикой тесно связана футурология, ставящая задачу предвидения будущего человеческого общества. Футурология и фантасты рисуют разнообразные картины будущего - от пессимистических (атомная катастрофа, вырождение человека и т. п.) до оптимистических (коммунизм, внеземные цивилизации и т. д.).

В центре внимания футурологии - перспективы технологической революции (или научно-технического прогресса). Развитие информационной технологии резко увеличивает производительность труда, уменьшает потребность в неквалифицированных рабочих, на первый план выходят «золотые воротнички» (конструкторы, технологи, программисты и т. п.). Информационная технология меняет структуру управления, приводит к изменению общественной жизни во всех сферах, от экономической до духовной.

Передовые страны ступили в стадию, называемую «информационным обществом» или «обществом услуг». «Информационное общество» приходит на смену и капитализму и социализму, что в этом обществе упраздняются классовые противоречия, в новом обществе ведущую роль играет «когни-тариат» (А. Тоффлер).

Людям свойственно мечтать о лучшей жизни. Эти мечты проходят сквозь всю историю общества. Социалисты-утописты говорили, что впереди нас находится золотой век (Сен-Симон), что «века счастья будут продолжаться в семь раз дольше веков несчастья» (Фурье). Маркс и Энгельс в общей форме давали характеристику коммунизму, который придет на смену капитализму. Практика - критерий истины. Практика социалистического строительства в ряде стран выявила, по сути дела, утопическую суть предложенной концепции коммунизма. Общественно-исторический процесс оказался более сложным, чем он представлялся в марксизме.

Сегодня фактически нет достаточно обоснованной концепции будущего, сопоставимого с моделью коммунизма. Часто говорят о движении к гуманному, демократическому обществу с всесторонне развитой личностью и т. п. Все это довольно абстрактно. Видимо, не стоит создавать какие-то конкретно-детализированные образы будущего? Можно было убедиться, что конкретные модели будущего скорее всего могут оказаться ошибочными. Достаточно ограничиться общим тезисом о прогрессивном характере развития общества.

Начало исследовательским работам по проблемам, названным «Глобальной проблематикой» положил Римский клуб . Для ответа на поставленные клубом вопросы ряд выдающихся ученых создали серию «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Прогнозы перспектив развития мира прогнозировались по компьютерным моделям, а полученные результаты были опубликованы и обсуждались во всем мире.

Весной 1968г. итальянский экономист, общественный деятель и бизнесмен, член руководства фирмы “Фиат” и вице-президент компании “Оливетти” Аурелио Печчеи разослал приглашение 30-ти видным европейским ученым и представителям делового мира для участия в обсуждении назревших проблем. 6-7 апреля того же года в Риме, в старой Национальной академии деи Линчеи состоялась встреча приглашенных, на которой развернулись дискуссии по наиболее актуальным проблемам современности. Те участники встречи, которые поддержали идею о создании международной организации объединились в Римский клуб. Организация приняла статус неправительственной, не связанной с политическими партиями, классами, идеологиями. Свою работу Римский клуб строит в форме организации собраний, симпозиумов, семинаров, встреч с известными учеными, политическими лидерами, влиятельными бизнесменами. Членство в римском клубе ограничено (100 человек). «Как правило, члены правительств не могут одновременно быть членами Римского клуба». Ни один из участников Римского клуба не представляет любую государственную организацию и не отображает какой-нибудь один - идеологический, политический или национальный - взгляд.

Вот основные цели, которые поставили перед собой деятели "Римского Клуба":

Дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления – этими "принципиальными пределами роста";

Донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;

"подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

По инициативе Римского клуба осуществлен целый ряд исследовательских проектов, результаты которых публикуются в форме докладов. Наиболее известные из них, вызвавшие бурные научные дискуссии - “Пределы роста”, 1972г. (руководитель Д. Медоуз), “Стратегия выживания”, 1974г. (рук. М.Месарович и Э.Пестель), “Пересмотр международного порядка”, 1976 (рук. Я.Тинберген), “Цели для человечества”, 1977г. (рук. Э.Ласло), “Нет пределов обучению”, 1979г. (рук. Дж.Боткин, М.Эльманджра, М.Малица), “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980г. (Б.Гаврилишин), “Микроэлектроника и общество”, 1982г. (рук. Г.Фридрихс, А.Шафф), “Революция босоногих”, 1985г. (Б.Шнейдер) и др.

Целью этих докладов является стремление добиться понимания трудностей, названных Римским клубом “глобальными проблемами”, возникающих на пути развития человечества, оказать влияние на общественное мнение по поводу этих проблем.

Члены клуба пришли к довольно единодушному мнению, что самый перспективный путь к достижению наших целей лежит через представление и анализ мировой проблематики с помощью системного использования глобальных моделей. Никогда до этого математические модели не применялись для описания человеческого общества со всем его окружением как единой целостной системы, поведение которой можно даже моделировать и изучать.

Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия, а не на дискуссии ради дискуссий. В соответствии с намеченной программой действий перед Клубом были поставлены две основные цели, которые он должен был постепенно осуществлять. Первая цель - способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества. Очевидно, что эта цель включает изучение тех ограниченных и весьма сомнительных перспектив и возможностей выбора, которые останутся человечеству, если оно срочно не скорректирует наметившиеся ныне тенденции мирового развития. И вторая цель - использовать все доступные знания, чтобы стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали бы исправлению нынешней ситуации.

Что касается содержания доклада Медоуза, то он подтвердил и развил предварительные выводы Форрестера. В начале 70-х годов по предложению Клуба Джей Форрестер применил разработанную им методику моделирования на ЭВМ к мировой проблематике. Результаты исследования были опубликованы в книге «Мировая динамика» (1971), В нескольких словах это можно выразить так: при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху. Пока еще можно, отмечается в докладе, избежать катастрофы, приняв меры по ограничению и регулированию роста и переориентации его целей. Однако чем дальше, тем болезненнее будут эти изменения и тем меньше будет оставаться шансов на конечный успех.

Вот основные выводы этого доклада:

1. Если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста. В результате, скорее всего, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства.

2. Можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. Состояние глобального равновесия можно установить на уровне, который позволяет удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала.

В начале 2008 года международный секретариат Римского клуба передислоцирован из Гамбурга, Германия в Винтертур, Швейцария (кантон Цюрих). Римский клуб в настоящее время продолжает исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные перемены, особенно в геополитике. Стоит также помнить о том, что экологическая ситуация на планете продолжает ухудшаться. В тесном сотрудничестве с множеством научных и образовательных организаций, Римский клуб в мае 2008 года разработал новую трехгодичную программу «Новый путь мирового развития» (A New Path for World Development), в которой обозначены основные направления деятельности до 2012 года.


Цели и задачи Римского клуба

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Отмеченные факты теории глобальных проблем – исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества – легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Римский клуб был создан в 1968 г. С тех пор при моральной и материальной поддержке этой организации была проведена целая серия исследований глобальной проблематики. Многие из них получили широкую известность и нашли отклик в кругах мировой общественности, в руководстве стран Запада.

Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни – все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Метод глобального моделирования состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники. Очевидно, что возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать характер отдаленных последствий тех процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием. Динамика изменения данных параметров с учетом их взаимного влияния была распространена на будущее. Исследование привело к выводу, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти III тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Авторы доклада сделали вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Доклад привлек к себе огромное внимание, поскольку показал, какие угрозы поджидают человечество в случае сохранения имеющихся тенденций.

Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом – представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908–1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария – убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с его возвышения над средой в принцип гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно обоснована А. Печчеи на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу. Внешними пределами этой экспансии являются физические – невозобновляемые природные ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические – отбросы, отрава, мусор, биологические – нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия). свойственные психическим и умственным способностям человека. Однако, с точки зрения А. Печчеи, проблема пределов человеческому росту и человеческому развитию является по сути проблемой, главным образом, культурной.

Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, – пишет А. Печчеи, – и приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность может представлять опасность для собственных биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Это представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный (но отнюдь не нулевой, как думали некоторые его комментаторы) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые значительно опередили в этом движении остальные, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

Решение глобальных проблем

Разработкой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба, большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаемых ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества – наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация – реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера – необходимые естественные провесы существования человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме. С этой целью уже сейчас предлагается создавать замкнутые производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных средств. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

– от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;

– темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;

– люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.



В современную эпоху многие проблемы человечества становятся глобальными. Их большая актуальность объясняется целым рядом факторов: увеличением воздействия людей на природу, ускорением процессов развития общества, осознанием исчерпаемости важнейших природных ресурсов, воздействием современных СМИ и технических средств и т. д. Важную роль в решении этих вопросов сыграл Римский клуб.

Проблемы человечества? Это острейшие социоприродные противоречия, которые затрагивают весь мир, а значит, и отдельные страны и регионы. Их нужно отличать от частных, локальных и региональных проблем.

Глобальные проблемы современности

Их следует четко обозначить, так как именно их решением занимается Римский клуб. проблемы, мы уже определили. Нужно также сказать о том, что они делятся на три группы. Вкратце опишем каждую из них:

  1. Первую составляют те, которые связаны с отношениями между группами государств. Такие проблемы называют интерсоциальными. Примеры их следующие: проблема обеспечения мира и предотвращения войн, установление справедливого экономического порядка на международном уровне.
  2. Вторая группа проблем объединяет возникшие в результате взаимодействия природы и общества. Они связаны с тем, что окружающая среда имеет ограниченные возможности выносить Примеры таких проблем: обеспеченность топливом, энергией, чистым воздухом, пресной водой. Сюда же относится охрана природы от различных необратимых изменений, а также разумное освоение космического пространства и мирового океана.
  3. Наконец, третья группа глобальных проблем объединяет вопросы, связанные с системой человек-общество. Речь идет о том, что касается непосредственно отдельного человека. Эти проблемы относятся к тому, насколько общество способно предоставить возможности для развития личности.

Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, а также первый его президент, вспоминал, что чем яснее он представлял себе все опасности, угрожающие человечеству, тем больше убеждался в том, что нужно незамедлительно предпринять решительные меры. В одиночку он не мог ничего сделать, поэтому решил создать круг единомышленников. Аурелио Печчеи хотел предложить миру новые подходы к изучению волновавших его мировых проблем. Результатом этого стало создание Римского клуба.

Кто такой А. Печчеи

Годы жизни этого человека - 1908-1984. Он был выходцем из семьи одного итальянского социалиста. Печчеи в 1930 году защитил докторскую диссертацию, посвященную новой экономической политике, которая проводилась в СССР. В период Второй мировой войны он принимал участие в движении Сопротивления. Печчеи побывал в это время в фашистских застенках. Нужно сказать, что семья Аурелио не бедствовала. Тем не менее этого человека с молодых лет волновал вопрос искоренения несправедливости в обществе. Печчеи много ездил по миру. Он видел роскошь и богатство одних и убожество и нищету других.

Александр Кинг

Этот британский профессор физической химии также стоял у истоков Римского клуба. В конце 60-х годов прошлого века он стал генеральным директором по вопросам науки ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). После смерти Печчеи именно Александр Кинг (на фото слева) возглавлял Римский клуб до 1991 года.

Создание Римского клуба

Численность этого объединения никогда не превышала ста человек. Оно была основано в 1967 году. Аналитический центр был задуман как неправительственная международная организация, которая объединяет ученых, бизнесменов и политических деятелей со всего мира. Кроме действительных членов, в Римском клубе имеются ассоциированные и почетные. Аналитический центр получил свое название по имени города Рима, где произошла встреча его учредителей (в Академии деи Линчеи).

Задача и цели клуба

Основная с момента ее образования - определение жизненно важных проблем, которые стоят перед человечеством, а также выработка способов их решения. Цели Римского клуба, исходя из этого, следующие:

  • разработка методики анализа так называемых затруднений человечества (прежде всего, и неконтролируемого роста процессов производства и потребления);
  • пропаганда серьезности кризиса, в котором оказался современный мир;
  • определение мер, благодаря которым можно достигнуть глобального равновесия.

Аурелио Печчеи сформулировал "сквозную" идею, согласно которой кризисная ситуация является результатом разрыва между техническими достижениями человечества и его культурным развитием.

Установки клуба

Всегда оставалась немногочисленной, что должно было способствовать установлению постоянных контактов между ее членами. Правда, и при таком количестве осуществить это не всегда легко. Римский клуб не должен стать организацией в общепринятом смысле этого слова, так как в мире и так хватает таких объединений. Он существует на собственный бюджет, пусть даже скудный, чтобы не зависеть от каких бы то ни было источников финансирования. Клуб является транскультурным, то есть его члены обращаются к различным системам ценностей, идеологиям и научным дисциплинам, не связывая себя при этом ни с одной из них. Объединение считается неформальным, что способствует свободному обмену мнениями. Еще одна установка - Римский клуб готов исчезнуть в случае, если в нем отпадет необходимость, поскольку нет ничего хуже институтов или идей, переживших свою полезность.

Деятельность Римского клуба

Его работе способствовали более 30 ассоциаций в различных странах мира, ведущие пропаганду концепций клуба в своих государствах. Исследовательские проекты, инициированные ими, касались разных сторон современного кризисного состояния нашей планеты. Они финансировались крупными фирмами и осуществлялись учеными из различных государств, которые представляли их результаты в виде докладов клубу. Следует отметить, что формального бюджета и штата у интересующего нас объединения нет. Деятельность его координируется состоящим из 12 членов исполнительным комитетом.

Международный секретариат организации в начале 2008 г. был передислоцирован из немецкого города Гамбурга в Винтертур (Швейцария). В настоящее время клуб продолжает изучать современное состояние мира. А в нем со времени основания объединения произошли большие перемены, в особенности в геополитике.

Деятели клуба

Международная общественная организация по своему составу стремится представить срез прогрессивного человечества. Среди его членов значились видные государственные деятели, мыслители, ученые, менеджеры и педагоги из более 30-ти стран мира. Их жизненный опыт и образование были различными, как и положение в обществе. Кроме того, эти люди придерживались разных взглядов и убеждений. Организация Римский клуб собрала биологов Аклила Лемма из Эфиопии и Карла-Герана Хэдена из Швеции; социолога и философа-марксиста Адама Шаффа из Польши; канадского и американского сенаторов М. Ламонтана и К. Пэлла; ученого-политолога из Бразилии Хелио Джагарибе; урбаниста из Японии и др. Всех этих и многих других членов объединяла забота о судьбах человечества и глубокое чувство гуманизма. Они придерживались различных мнений, однако могли свободно их выражать в форме, которую считали наиболее приемлемой. Отметим, что члены правительств, как правило, не могут быть членами интересующей нас организации одновременно.

Римский клуб в России

В СССР в 1989 г. появилась Ассоциация содействия Римскому клубу. Его действительными членами в разное время были академики РАН Е. К. Федоров, Д. М. Гвишиани, В. А. Садовничий, А. А. Логунов, Е. М. Примаков, а также писатель Ч. Т. Айтматов.

Патон Борис Евгеньевич и Горбачев Михаил Сергеевич - почетные члены клуба. Последний не нуждается в представлении, а вот о первом знают не все. Патон Борис Евгеньевич (на фото выше) - профессор, украинский и советский ученый в сфере технологии металлов и металлургии. Он дважды был удостоен звания Герой Социалистического Труда. Кроме того, этот ученый первым в истории стал Героем Украины.

Действительным членом до 2012 года был профессор Сергей Петрович Капица. Вы наверняка слышали что-то об этом ученом. Сергей Петрович Капица (на фото выше) - российский и советский физик, просветитель, вице-президент РАЕН, телеведущий, а также главный редактор известного журнала "В мире науки". С 1973 г. он вел телевизионную программу "Очевидное-невероятное". Этот ученый является сыном получившего Нобелевскую премию.

Две глобальные проблемы, которые рассматривал клуб

В поле зрения интересующей нас организации находилось множество серьезнейших проблем. Однако ее любимой темой является вопрос о том, что окружающая среда и человеческое общество - единая система. Неконтролируемая деятельность людей приводит к утрате стабильности в ней. Следует сказать о двух так называемых мифах, о желательности и необходимости которых говорилось в докладах клубу. Речь идет о глобальном потеплении и озоновых дырах. Они легли в основу Киотского и Монреальского протоколов - крупнейших международных соглашений.

Многим известно о том, что озоновый слой представляет собой атмосферный пояс, который находится на высоте 10-50 км над поверхностью нашей планеты и защищает ее от ультрафиолетового излучения солнца, губительного для жизни. Еще в 1957 году начались наблюдения за этим слоем в рамках Международного геофизического года, объявленного тогда. Было обнаружено, что его толщина меняется в зависимости от сезона. В 1980 годы заговорили об "озоновой дыре", расположенной над Антарктидой, где временами площадь истонченного слоя превышала 15 млн кв. км. СМИ и ученые забили тревогу, посчитав, что солнечная радиация угрожает жизни на нашей планете.

В Монреале в 1987 году 36 стран подписали протокол, согласно которому запрещается использовать вещества, которые разрушают озоновый слой. В 1997 году был принят Киотский протокол. Страны-участники этого соглашения обязались ограничить техногенный выброс парниковых газов уровнем 1990 г. Речь идет, прежде всего, о водяном паре и двуокиси углерода. Они якобы усиливают тепличный эффект, что приводит к глобальному потеплению. Если нормы выброса, установленные протоколом, будут превышаться, то для государств, подписавших его, возможны следующие варианты: введение квот на выброс, уплата штрафов и закрытие предприятий.

В заключение

В настоящее время сравнительно редко вспоминают о такой организации, как Римский клуб. Что такое объединение существовало, знают далеко не все представители молодого поколения. Эта организация рассматривается скорее как объединение, принадлежащее истории. На 70-е годы прошлого века пришелся пик популярности Римского клуба (Club of Rome). Это произошло во многом благодаря первым докладам "бесприбыльной гражданской ассоциации", членами которой были ученые, видные менеджеры, политики и финансисты. Под влиянием деятельности Римского клуба глобалистика оформилась как обществоведческая междисциплинарная дисциплина. Идеи ее в 1990-2000 годы стали составной частью научной культуры. Помимо основной деятельности, Римский клуб способствовал формированию небольших локальных групп в различных странах. Он помог распространить множество важных идей, в результате чего движение за лучший мир обрело направленность и силу.

Итак, мы ответили на вопрос: "Римский клуб - что такое?". Существование подобных организаций, согласитесь, очень важно в современном мире.