Мотивации здоровья. Формирование мотивации к здоровому образу жизни Мотивации для ведения здорового образа

Потребность в здоровом образе жизни. Соблюдение здорового образа жизни касается всех без исключения людей: и практически здоровых, и тех, чье здоровье имеет некоторые функциональные отклонения. Давно известно, что в немалом количестве болезней виноваты не природа, не окружающая среда и общество, а только сам человек, являющийся частью этой природы и этого общества. Чаще всего, особенно в зрелом возрасте, человек заболевает от малой подвижности и несоблюдения режима питания. При этом он надеется на медицину. Медицина может неплохо лечить многие болезни, но не может сделать человека абсолютно здоровым. Роль медицины заключается в том, чтобы научить человека, как стать таким. Для того чтобы стать и быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, мы сами можем укрепить свое здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью.

Величина любых усилий определяется значимостью поставленной цели, вероятностью ее достижения и воспитанием. Поведение человека или образ его жизни зависят от биологических и социальных потребностей, требующих удовлетворения (например, от таких потребностей, как утолить голод и жажду, выполнить производственное задание, отдохнуть, создать семью, воспитать детей и т.д.).

В повседневной жизни возникают потребности, значимость удовлетворения которых неодинакова. На разных отрезках жизни и в каждый момент времени происходит как бы конкуренция потребностей. Человек стремится с помощью своего поведения достичь максимума приятного или, по крайней мере, уменьшения неприятного. То и другое зависит от возможности удовлетворить возникающие потребности.

Известно, что удовлетворение потребностей корректируется собственными убеждениями (опытом), которые формируются в результате обучения и воспитания на базе приобретенных условных рефлексов. Применительно к здоровью они выражаются в отношении к пище (вкусно - невкусно или люблю - не люблю), к спорту (бегать или плавать), к правилам поведения (ограничивать себя в чем-то или нет), к органам здравоохранения (лечиться или преодолевать боль). Именно поэтому большое значение имеют воспитание, формирование убеждений здорового образа жизни, условных рефлексов правильного поведения.

Считается, что значение убеждений обычно слабее биологических потребностей, однако с этим трудно согласиться. Возможности воспитания, формирования убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни огромны и очевидны.



Вначале рассмотрим, как возникают биологические потребности. Здоровье человека, т.е. благоприятное течение процессов обмена веществ, а следовательно, самой жизни, определяется постоянством внутренней среды организма. Постоянство внутренней среды организма - гомеостаз характеризуется рядом количественных показателей (температура тела, артериальное давление, скорость оседания эритроцитов, клеточный и биохимический состав крови и т.д.), которые являются биологическими константами, относительно постоянными показателями здоровья. Иными словами, состояние внутренней среды организма (его биологические константы) свидетельствует о здоровье или нездоровье человека.

Организм и окружающая его среда - это единое целое. Изменение экологической среды оказывает соответствующее (большее или меньшее) влияние на организм человека и является причиной отклонения биологических констант от физиологической нормы. Значительное отклонение биологических констант от физиологической нормы, т.е. изменение гомеостаза, свидетельствует о состоянии нездоровья. В этом случае возникает биологическая потребность восстановить отклоненную от нормы константу и тем самым приспособиться, адаптироваться к измененной экологической среде. Именно изменения гомеостаза побуждают процессы адаптации к его восстановлению, т.е. к ликвидации биологической потребности в восстановлении физиологической нормы. Известно, что реакция человека на любое воздействие окружающей среды протекает под контролем центральной нервной системы (ЦНС). Так, меняющаяся экологическая среда (тепло, ветер, шум, свет и т.д.), изменяет гомеостаз. Характер и степень его изменения воспринимаются соответствующими нервными окончаниями - рецепторами, и сведения об этих изменениях передаются в нервные центры, а от них после соответствующего анализа к рабочим органам (железам, мышцам), функция которых и заключается в восстановлении гомеостаза.



Основной и простейшей формой нервной деятельности является рефлекс - ответная реакция организма на действие раздражителя. Существуют безусловные и условные рефлексы, т. е. врожденная (инстинкты) и приобретенная формы ответных реакций организма на специфическое раздражение окружающей среды, которые рефлекторно осуществляются на основе принципа саморегуляции.

Принцип саморегуляции - это такой уровень регуляции процессов жизнедеятельности организма, который действует непрерывно на протяжении всей жизни. Он заключается в том, что при изменении гомеостаза организм, его центральная нервная система самостоятельно (рефлекторно), без участия нашего сознания включает механизмы нервной и (или) гуморальной (эндокринной) регуляции, организуя функциональную систему, деятельность которой направлена на восстановление константы и ликвидацию биологической потребности с целью адаптации человека к изменяющейся внешней среде.

Результатом деятельности функциональной системы организма является ликвидация биологической потребности, или, что одно и то же, адаптация к окружающей среде. Все процессы жизнедеятельности организма и отдельных его органов и систем направлены на сохранение жизни и здоровья. Поддержание постоянства внутренней среды организма является целью, конечным результатом процессов жизнедеятельности организма. Именно результат формирует ту или иную функциональную систему, направленную на удовлетворение потребности, т.е. на сохранение здоровья.

При саморегуляции ликвидация потребности - процесс постоянный, не прекращающийся ни на секунду и протекающий, как правило, без нашего сознания.

Но если для восстановления постоянства внутренней среды собственных резервов недостаточно, организм, его функциональные системы, включают осознанные поведенческие реакции, происходящие уже на базе условных рефлексов. В этом случае функциональная система избирательно вовлекает и объединяет любые структуры организма, расположенные в разных его местах, для выполнения акта поведения с целью получения полезного результата, который заключается в восстановлении гомеостаза, т. е. ликвидации биологической потребности.

Кроме биологических существуют и социальные потребности, претендующие на свое удовлетворение (подробнее см. в разд. 1.3). Именно потребности (биологические и социальные) лежат в основе формирования мотивированного поведения, а немотивированного поведения не существует.

Наличие той или иной потребности организма характеризуется очагом возбуждения в центральной нервной системе, который сохраняется в ней вплоть до ее ликвидации и выступает как фактор, определяющий и направляющий поведение человека. Следует всегда помнить, что потребность является фундаментом всей психической деятельности человека и причиной его целенаправленного поведения. Прежде чем говорить о научном обосновании поведения человека, соблюдающего здоровый образ жизни, нужно понять, какие биологические мотивации лежат в основе этого поведения.

В повседневной жизни поведение человека определяют четыре (хотя их гораздо больше) базовые, врожденные биологические потребности: пищевая, половая, защитно-оборонительная (или двигательная) и познавательная. Ликвидация этих потребностей обеспечивается вначале только за счет врожденных функциональных систем безусловных рефлексов.

Понятно, что поведение разумного человека (и населения в целом) всегда направлено не во вред себе, а на сохранение своего здоровья. Так, для сохранения здоровья человек должен питаться, т.е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения рода человеческого должен размножаться, т.е. удовлетворять врожденную половую потребность, связанную с зачатием, рождением и заботой о воспитании потомства; чтобы знать и уметь ориентироваться во времени и в пространстве, должен учиться познавать мир, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потребность; для создания благоприятных условий обитания и жизни должен двигаясь трудиться, т.е. удовлетворять врожденную двигательную потребность.

Безусловные и условные рефлексы. Удовлетворение потребности, т. е. получение желаемого результата, всегда сопровождается положительными эмоциями, радостным чувством. И наоборот, если ожидаемый результат не получен и потребность не удовлетворена, возникают отрицательные эмоции вплоть до слез, истерических проявлений, возникновения различных физических и психических заболеваний. Прочность и надежность безусловных рефлексов, направленных на удовлетворение врожденных биологических потребностей, обеспечивают сохранение рода человеческого как биологического вида. Они имеются у любого представителя данного вида и являются врожденной памятью, «памятью вида», полученной по наследству. Приобретенные формы поведения - многочисленные и разнообразные условные рефлексы - образуют индивидуальную память, и лежат в основе поведенческой деятельности. Поведение человека «суть условные рефлексы». (Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1952. – с.48)

Высший уровень адаптации организма к природным, техногенным и социальным факторам среды (поведенческая регуляция) обусловлен возможностью формирования у человека в процессе жизни огромного количества условных рефлексов, их многообразием, прочностью и подвижностью - способностью к изменению. Обучение и воспитание - это и есть процессы формирования соответствующих условных рефлексов, приобретение индивидуальной памяти или жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков: бытовых, спортивных, профессиональных, здорового образа жизни и т.д. Следует отметить, что классическая физиология определяет память (запоминание, сохранение и воспроизведение информации) как функцию двух прочно связанных не­рвных процессов. Первый - это безусловные рефлексы (или врожденная память), лежащие в основе инстинктивных форм поведения. Они являются базой для формирования условных рефлексов. Второй - условные рефлексы (или приобретенная память), формирующиеся в результате индивидуального развития в процессе обучения под влиянием социальной среды и лежащие в основе приобретаемых форм поведения.

На практике приобретенную память в зависимости от условий образования рефлексов можно характеризовать как зрительную (условный раздражитель поступает через зрительный анализатор), слуховую (условный раздражитель поступает через слуховой анализатор), мышечную (условный раздражитель поступает через двигательный анализатор), долговременную (раздражитель повторяется часто и длительно), кратковременную (условный раздражитель предъявляется случайно, однократно и кратковременно) и т.д.

На основе условных рефлексов образуются новые временные связи между нейронами центральной нервной системы, которые комбинируются друг с другом и со вновь образующимися условными рефлексами. Эти процессы обладают разной прочностью, разными качествами и сохраняются в определенных структурах мозга.

Приобретенная память всегда индивидуальна, и даже у одного и того же человека проявляется различно - в зависимости от потребности, места, времени, окружающей обстановки и т.д. Центры условных рефлексов расположены в коре головного мозга, поэтому их формирование - это осознанная ответная реакция организма, его высшая нервная деятельность.

Механизм образования условного рефлекса (механизм запоминания, обучения, приобретения индивидуальной памяти) требует наличия трех основных условий:

Первое - наличие возбуждения структур безусловного рефлекса, т.е. обязательное наличие биологической потребности (пищевой, половой, двигательной или познавательной и т.д.);

Второе - наличие индифферентного раздражителя внешней среды, предъявляемого во времени и в пространстве (свет, звук, запах, касание, слово, событие и т.д.), который должен отложиться в памяти (запомниться), т.е. стать вместе со временем и пространством условным сигналом к проявлению ответной реакции организма (поведение, выделение секрета, изменение мышечного тонуса и т.д.);

Третье - наличие подкрепления.

Подкрепление - это ликвидация потребности, т. е. процесс ликвидации возбуждения подкорковых структур безусловного рефлекса. И в каждом конкретном случае подкреплением будет тот раздражитель (питание, движение, информация и т.д.), который приводит к ликвидации одной из имеющихся потребностей. Подкрепление по времени должно следовать непосредственно за воздействием индифферентного раздражителя, который при неоднократном повторении («Повторение - мать учения») запоминается и становится условным сигналом проявления условного рефлекса. При отсутствии подкрепления условный раздражитель теряет свое значение (забывается) и данный условный рефлекс может исчезать (угасать).

Приведем пример проявления условного рефлекса. Человек хочет пить, его мучает жажда, он выпивает стакан воды, и, хотя вода еще не всосалась, но мучительное чувство жажды уже исчезло. Это связано с тем, что о действии, результатом которого станет ликвидация потребности по системе обратной связи, заранее сообщается в соответствующие нервные центры.

Поведение человека, образ его жизни, всегда связано с приобретением в процессе обучения новых условных рефлексов в меняющихся условиях среды обитания. Условные рефлексы лежат в основе любых форм привычного поведения человека в быту, на работе и во время отдыха. Это обычаи и традиции, привычки и культура, страхи и вера в свои силы и т.д.

Формирование мотивации поведения. Еще раз напомним, что для формирования мотивации поведения, так же как и отдельных условных рефлексов, прежде всего, необходимо наличие той или иной потребности. Вот почему человек начинает заботиться о себе тогда, когда у него появляются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, приводящие к боли, дискомфорту, ограничению подвижности и т.д. Само собой разумеется, что социальная мотивация поведения формируется под влиянием социальной среды (семья, друзья, коллеги, знакомые, СМИ и т.д.).

Мотивация поведения определяет все формы выраженной целенаправленной поведенческой деятельности человека. При этом наблюдается своеобразная иерархия мотиваций поведения, их конкуренция. Одна из них - ведущая потребность - побеждает в этой конкурентной борьбе и становится доминирующей, после ее удовлетворения появляется другая важная потребность, и уже она становится доминирующей и т.п. и т.д. Потребность - фундамент всей психической деятельности человека, причина его целенаправленного поведения.

Если потребности нет, то нет и соответствующего возбуждения центров головного мозга, например: человек сыт и у него отсутствуют пищевые жизнеобеспечивающие потребности. Трудно себе представить поведенческий акт без соответствующего побуждения, без причины.

Любая внешняя информация, попадающая в центральную нервную систему, сопоставляется и оценивается «на весах» мотивации поведения, отдавая предпочтение доминирующей в данный момент мотивации. Доминирующая мотивация поведения играет роль фильтра, который отбирает нужное для удовлетворения потребности и отбрасывает лишние раздражители, не адекватные для исход ной мотивационной установки, т.е. доминирующая мотивация «подбирает» информацию, необходимую для получения соответствующего приспособительного, желаемого эффекта (результата).

Субъективно потребностям соответствуют определенные переживания, например чувство голода, жажды и т.п. Кроме того, здесь может проявляться волевой (осознанный) контроль, даю­щий возможность не только выбрать одну из нескольких «конкурирующих» потребностей, но и определить доминирующую, требующую срочного достижения полезного результата (своей ликвидации).

Формирование той или иной поведенческой реакции человека осуществляется во времени и в пространстве по определенной схеме, которая учитывает индивидуальные и возрастные особенности человека. Головной мозг осуществляет обширный синтез сигналов внешнего мира, поступивших в него по многочисленным сенсорным каналам, и формирует программу поведения. Индивидуальные особенности поведенческих реакций, удовлетворяющих ту или иную потребность, характеризуют личность данного человека.

Вне зависимости от степени сложности любой поведенческий акт имеет, как и условный рефлекс, пять связанных друг с другом звеньев, или стадий, происходящих в центральной нервной системе (в коре больших полушарий).

Первое звено, формируемое доминирующей потребностью, которая не была ликвидирована в процессе саморегуляции, начинается с осознания этой потребности - возникновения мотивации поведения (побуждения действовать) и синтеза двух потоков информации. Первый отражает состояние окружающей среды и позволяет сориентироваться во времени и в пространстве. Второй поток - информация об имеющемся личном прошлом опыте, о способах ликвидации подобных потребностей (это индивидуальная память - условные рефлексы).

Второе звено связано с дальнейшей передачей информации по афферентным путям от первого звена к третьему, где будет происходить принятие решения и разрабатываться программа поведения.

Третье звено - нервные центры коры больших полушарий, где происходят сложные процессы анализа и синтеза имеющейся и продолжающей поступать информации, принимается решение о времени и пространстве поведенческого акта, составляется программа поведения и формируется образ, макет ожидаемого результата.

В концепции функциональной системы наиболее важным этапом функциональной системы поведения является предвидение ожидаемого результата поведения. Любому поведению всегда предшествует стадия формирования модели результата данного поведения. Иными словами, всякий раз создаются условия для последующего сравнения реально достигнутых результатов с результатами, запрограммированными на основе предшествующего опыта. Это сравнение позволяет человеку постоянно контролировать, анализировать и корректировать свою поведенческую деятельность.

Четвертое звено связано с передачей информации (эфферентный путь) от третьего к пятому звену, выполняющему программу поведения; это и есть собственно поведение, включающее соматические (речь, мимика, движение в пространстве) и вегетативные (работа внутренних органов) ответные реакции, заканчивающиеся положительным результатом (ликвидацией потребности). На этой стадии происходит постоянное сравнение ожидаемого результата с результатом совершаемого действия (реального результата).

Результаты сравнения определяют последующее построение поведения. Оно либо прекращается при достижении конечного результата, либо корректируется. В случае необходимости коррекции поведения принимается новое решение и строится новая программа поведения. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать параметрам ожидаемого результата.

Поведение разумного человека совершается не ради самого поведения. Организм интересует конечный результат, т.е. соответствие достигнутого результата желаемому.

Выясняя характер того или иного поведения, необходимо помнить о роли эмоций в нем. В процессе выполнения действия важное значение имеет именно эмоциональный фон. Обратная связь (обратная афферентация) поступает от рецепторов зрительного, слухового, обонятельного и других анализаторов, а также рецепторов внутренних органов и сосудов. Если реально полученный результат (удовлетворение потребности) соответствует прогнозируемому, то организм испытывает положительные эмоции (чувства удовольствия, радости, наслаждения) и переходит к следующему этапу деятельности. При отрицательном результате организм испытывает негативные эмоции (страх, горе, боль, недовольство), что активизирует его ориентировочно-исследовательскую деятельность и мобилизует резервы организма на дальнейший поиск путей и способов достижения желаемой цели. Эмоции как бы подкрепляют (или наоборот) целесообразность результата поведения.

Эмоции - это срочная субъективная оценка достигнутого результата, они определяют дальнейшее поведение человека (П.К.Анохин).

Положительные эмоции, возникшие при взаимодействии организма со средой, закрепляют знания, умения, навыки, а отрицательные - заставляют избегать вредных и опасных факторов. В этом - биологическая целесообразность эмоций как одного из составляющих механизмов приспособительного поведения человека к меняющимся условиям внешней среды.

Знание психофизиологических основ деятельности помогает человеку ставить реально достижимые цели, избегать стрессовых ситуаций, позволяет ориентироваться в постоянно меняющейся действительности и сохранять свое здоровье. Рациональное удовлетворение биологических и социальных потребностей формирует здоровье человека - его физическое, психическое и социальное благополучие.

Из этого следует, что здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на рациональное удовлетворение врожденных биологических (пищевая, двигательная, познавательная, половая и т.д.) и социальных (работа, дом, семья и т.д.) потребностей, вызывающая положительные эмоции (радость) и способствующая профилактике болезней и несчастных случаев, т.е. поведение, направленное на достижение полного физического, психического и социального благополучия. Факторы, определяющие здоровье человека, можно разделить на две группы: 1) формирующие и 2) разрушающие здоровье. Особое влияние они оказывают на подрастающее поколение, ибо известно, что болезни взрослых формируются в школьном и даже дошкольном возрасте.

Для того чтобы быть здоровым, вести здоровый образ жизни, нужны собственные постоянные усилия, определяемые знаниями о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, о правилах поведения в условиях опасных ситуаций (безопасность жизнедеятельности) и о первой медицинской помощи.

Что мы понимаем под мотивацией здоровья и здорового образа жизни? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим само понятие «мотивация».
Итак, мотивация - это побуждение к действию. Мотив – это причина, заставляющая нас производить действие. Мотивом могут служить как положительные эмоции, так и отрицательные. Мы можем представлять себе как мы будем счастливы после достижения определенной цели или можем ощущать неполноценность настоящего положения, которое мы хотим исправить.

Чтобы человек действовал ему нужна мотивация. Мотивация вызывается мотивом. Мотив вызывает желание. Человек должен захотеть действовать определенным образом. Он должен захотеть результат. Иначе никак. Ничто не заставит человека действовать просто так, если он не видит в этом никакой пользы для себя.

Мотивация здоровья – это побуждение к действиям, имеющими своей целью поддержание здоровья или его улучшение. Проблема в том, что человек не может хотеть быть здоровым, если он здоров в данный момент и не испытывает никакого дискомфорта. Вы не можете хотеть быть в Париже, если вы уже в Париже. Это не будет вашей целью. Но вы можете испытывать дискомфорт от того, что вы сидите в каком-нибудь захолустье и у вас нет денег на поездку или вам так понравилось в Париже, что вы сделаете все, чтобы туда вернуться.

То же самое со здоровьем – больше всего вы хотите быть здоровым, когда вы болеете. Когда мы здоровы мы просто не осознаем всей прелести нашего нынешнего состояния! И как результат, ведем образ жизни, который отнюдь не способствует укреплению здоровья или его поддержанию.

Как развить мотивацию?

Говоря о мотивации здорового образа жизни, в первую очередь люди должны научиться понимать, что их здоровье – величина непостоянная. Здоровье подобно цветущему растению: если за ним не ухаживать как следует, не поливать, не удобрять, то вскоре оно зачахнет, его цветы завянут, листья падут и потребуется немало усилий, чтобы вернуть его в прежнее состояние, если это вообще будет возможно.

Во-вторых, помочь человеку правильно относиться к себе можно вложив эти правила в его еще маленькую детскую головку. А какие правила ребенок усваивает лучше всего? Правильно, те, что выполняют люди, которые являются для него авторитетами, а точнее, его родители. А дальше, на протяжении жизни – друзья, единомышленники и близкое окружение.

В группе (фитнес, рассылки, форумы) всегда легче поддерживать в себе мотивацию, особенно во время ее «падения». А это время всегда приходит. Энергия, циркулирующая в группах помогает «поднять» мотивацию и дает человеку новые силы для продвижения.

Еще один действенный способ поддержать в себе мотивацию – визуализация желаемого. Представьте то, к чему вы хотите прийти, конечный результат, и осознанно идите к цели.

Примите на себя ответственность за свои действия. Если вы уж что-то решили, то сделайте это. Конечно, нам сложно постоянно удерживаться на одной волне, мы жалеем себя и часто даем себе поблажки. Это нужно принять как факт и понять, что за вас никто ничего делать не собирается.

Находите и фиксируйте в себе любые отговорки, которые будут соблазнять вас на то, чтобы отказаться от задуманного. Несущественные смело отбрасывайте, а существенные учитывайте и в соответствии с ними корректируйте дальнейшие действия для достижения лучшего результата наиболее приятным путем.

Виды мотивации

Среди различных мотивов можно выделить следующие:

Мотив сохранения

Особой активности здесь не требуется. Цель – сохранить то, что уже есть. Вы просто не совершаете тех действий, которые могут причинить вред вашему здоровью.

Предотвращение болезни

Мы страдаем, когда болеем. Мы вынуждены ходить в поликлинику, принимать лекарства, смириться с некоторыми физическими ограничениями, тратить время на физиопроцедуры и т.д. Все эти занятия не из приятных и желание их избежать часто является мощным стимулом для здорового образа жизни.

Работоспособность

Болезнь является серьезным препятствием в учебе и карьере. Работодатель скорее примет на работу здорового человека, чем того, кто имеет проблемы со здоровьем, т.к. его частые болезни будут препятствовать получению прибыли предприятия, создавать проблемы с графиком работы и необходимость выплачивать пособия по временной нетрудоспособности.

Удовольствие от хорошего самочувствия

Имеет место тогда, когда человеку приносит удовольствие его здоровое состояние, его способность физически совершенствоваться, заниматься спортом, танцами.

Подчинение общественным требованиям

Заключается в соблюдении требований и традиций, которые передавались из поколения в поколение народом, с целью оградить себя от неблагоприятных факторов. Пользование туалетом для отправления своих физиологических потребностей есть пример такого подчинения.

Возможность сексуальной реализации

Сексуальные возможности как мужчин, так и женщин напрямую зависят от их здоровья. Быть сексуально привлекательным очень важно для человека и поэтому является серьезным мотиватором поддержания своего здоровья.

Обычно у человека преобладает одна мотивация, иначе можно подумать, что он чрезмерно озабочен своим здоровьем. Вид мотивации зависит от возраста индивида. В молодом возрасте мотивации, пророчащие хорошее самочувствие в будущем, мало чем могут помочь. А вот тема сексуальной реализации весьма актуальна и может заставить задуматься перед очередной бутылкой пива или сигаретой. В любом случае, если человек с детства не усвоил ценность и правила здорового образа жизни, то во взрослом возрасте его будет трудно образумить, пока он не столкнется с определенными проблемами здоровья. Окружающее общество часто воздействует на молодых людей совсем другим способом, говоря им, что алкоголь и наркотики это то, что делает их счастливыми. Таким образом, выбирая общество мы выбираем образ жизни.

Чтобы заинтересовать человека в здоровом образе жизни необходимо выполнение следующих требований:

  1. 1 Цель должна быть по настоящему стоящей: человек должен видеть, что он выигрывает от этого
  2. 2 Желание быть благополучным
  3. 3 Желание быть хозяином своей жизни
  4. 4 Смотреть на мир положительно
  5. 5 Уважение к себе, разрешить себе наслаждаться всеми благами жизни

Если вы все-таки решили перейти на сторону здоровья

На этом нелегком пути вас будет ожидать внутренняя борьба, лень, неверие в себя и множество других трудностей. Чтобы помочь вам с ними справиться приведем несколько советов:

  • Цель должна быть реальной и конкретной. Определите для себя реальную цель и время, за которое вы ее достигните. Разбейте свою большую цель на много маленьких и легко выполнимых. Двигайтесь небольшими, но уверенными шажками.
  • Результат не будет моментальным. Имейте терпение. Заранее подготовьтесь к тому, что вы захотите все оставить в самое ближайшее время из-за того, что не будете видеть продвижения. Но продвижение будет, главное не отступать и не поддаваться собственным слабостям.
  • За усилием должна следовать награда. Так вы будете закреплять свои старания и успехи. Делайте себе приятные подарки за килограмм сброшенного веса, за месяц без алкоголя или неделю без сигареты. Это может быть поход на концерт, новая вещь в гардеробе, диск любимой группы и другие вещи которые вам нравятся.
  • Сравнивайте себя нового с собой прежним. Почаще оценивайте насколько здоровее вы стали с тех пор, как начали заниматься спортом, правильно питаться, бросили курить. Не бойтесь гордиться собой.
  • Создайте окружение, которое будет вас поддерживать. Хорошо если среди ваших друзей или коллег по работе найдутся желающие похудеть, бросить курить или ходить в тренажерный зал. Вы также будете оказывать им поддержку и благодаря общим усилиям вы вместе обязательно придете к цели.
2 Волкова В.Н. 1 Сахарова Н.А. 1 Самойленко В.А. 1 Калина В.В. 1

1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

2 МАДОУ «Детский сад № 11 общеразвивающего вида»

Рассмотрена возможность формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей и учащейся молодежи. В качестве основных направлений физического воспитания апробирована просветительская и физкультурно-оздоровительная работа. Установлено, что конечный эффект формирования мотивации в большой степени зависит от положительной эмоциональной окраски процесса воспитания. Весьма интересным и эффективным методом физического воспитания является использование игр на занятиях в образовательных дошкольных учреждениях, а также в начальных классах общеобразовательной школы. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Физическая нагрузка (приседание, подпрыгивание, передвижение и др.) которая происходит в игровой ситуации, совершается без перенапряжения и вызывает ощущения радости, удовольствия. Использование метода автокоррекции может существенно облегчить процесс формирования мотивации. Разработанная нами методика воспитания физических качеств у студентов в форме целенаправленного педагогического процесса, включает в себя несколько блоков, которые помогают отказаться от вредных привычек (курения, употребления алкогольных напитков, наркотических веществ), заложить основу для формирования мотивации к здоровому образу жизни и использовать полученные знания в процессе профессиональной деятельности.

здоровье

мотивация

воспитание

вредные привычки

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 220 с.

2. Баранов В.М. Физические упражнения в режиме дня. – Киев: Здоровья, 1978. – 224 с.

3. Большая медицинская энциклопедия / под ред. Б.В. Петровского. – М., Мысль, 1978. – С. 355–356.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 508 с.

5. Коровин С.С., Фомин Н.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сферы обслуживания. – Оренбург: ОГПИ, 1991. – 109 с.

6. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности //Психология здоровья. СПб., 2000. – С. 240–284.

7. Николаева Н.И. Рекреационные технологии: учебное пособие. – В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. – 451 с. ISBN 978–5–89896–332–3.

8. Семчук Н.Н., Орлова Г.А., Щербина М.Н. Патент на полезную модель № 42199 «Тренажер-самоучитель. Приоритет 27 февраля 2004 г., зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 20 ноября 2004 г.

9. Desi E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self – Determination in Human Behavior. – New-York, London: Plenum Press, 1986. ‒ 371 p.

Физическое воспитание, развитие и формирование здорового образа жизни детей и учащейся молодежи - один из важнейших приоритетов государственной политики, направленных на обеспечение национальной безопасности страны. С этим связана не только первичная профилактика большого количества заболеваний, но также и решение многих социальных, производственных и личностных проблем: трудоспособности, производительности труда, комфортности жизни и ее продолжительности.

Цель исследования ‒ разработка и сопоставительная оценка эффективности методов формирования мотивации к здоровому образу жизни для разных возрастных групп населения.

Материал и методы исследования

Исследования проведены на базе дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ Великого Новгорода и Новгородской области, а также в ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». Использованы эмпирические методы анкетирования, апробации экспериментальных программ, проведения контрольных тестов.

Результаты исследований и их обсуждение

Наиболее эффективным из множества направлений физического воспитания является физкультурно-оздоровительная работа. Обладая широким спектром форм и вариантов, она позволяет учесть интересы и возможности самых разных социальных и возрастных групп. Кроме того, здесь уместно сказать о присутствии яркой эмоциональной составляющей, больших коммуникативных возможностей, наличии познавательных и праксеологических потенциалов. Немаловажным фактором является также положительное отношение к спорту и физической культуре у большинства населения страны. В связи с этим психологами отмечено снижение или даже отсутствие влияния стереотипа «воспитательного воздействия», что позволяет привлечь к этой деятельности детей и подростков, у большинства из которых отношение к педагогическим воздействиям устойчиво нигилистическое .

Многочисленные исследования позволили констатировать нарастающую тенденцию ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста, школьников и студентов. Причем это явление отмечено как в статичных (уровень здоровья школьников в настоящее время по сравнению с таковым 10-20 лет назад), так и динамичных (параметры уровня здоровья в процессе обучения) показателях.

Данные всероссийской диспансеризации, проведенной в 2002 г., показывают, что у населения России в возрасте до 18 лет к практически здоровым (первая группа здоровья) относилось только 32 % обследованных. Группа риска составляла около 52 %. Удельный вес группы с функциональными нарушениями охватывал более 16 % населения в возрасте до 18 лет.

Еще более удручающая статистика получена в исследованиях НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН: лишь 3,3 % учащихся школ и 2,5 % учащихся ПТУ можно отнести к I группе здоровья. Ко II - 37,9 и 34,8 % и к III группе здоровья - 58,8 и 62,7 % соответственно. В процессе обучения в школе количество детей с различными формами патологии увеличивается, а число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз.

Отмечено, что самое резкое отрицательное воздействие на здоровье детей происходит при обучении в 5-6 классах средней школы. Причем у многих детей уже к этому возрасту накапливается до 2-3 патологий.

Большие проблемы у юношей и девушек возникают при выборе профессии именно по причине состояния здоровья, так как многие из них имеют ограничения, связанные с характером труда. Особое беспокойство вызывает тот факт, что за последние годы количество лиц молодого возраста, имеющих ограничения по состоянию здоровья увеличилось на треть и в некоторых регионах России достигает уровня 60-80 %.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов .

Физическое, или соматическое, здоровье - это показатели роста, развития, параметры текущего состояния функциональных возможностей органов и систем организма.

Под психическим здоровьем понимают состояние психики человека. Для здорового человека характерно чувство душевного комфорта, адекватная регуляция поведения в соответствии с потребностями биологического и социального характера.

Социальное, или нравственное, здоровье связано с духовным миром человека, отношением его к общечеловеческим ценностям, присущим ему нравственным убеждениям, уровнем эстетического развития.

Возникшая в нашей стране ситуация с состоянием здоровья детей и подростков, несомненно, подчеркивает необходимость формирования у детей желания вести здоровый образ жизни. Детерминант поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними, но не все они могут быть отнесены к мотивам.

Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т.е. побуждения и стимула, целесообразно осуществлять и по механизму ответных реакций человека: произвольных и непроизвольных. Под мотивом мы понимаем не любое возникшее в организме побуждение (состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку.

Мотив можно рассматривать и как намерение. Намерение подчеркивает устремление человека в будущее, его замысел, предположение, готовность что-то сделать, осмысленность принимаемого решения.

Мотивацию, вслед за Е.П. Ильиным, можно рассматривать как процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, в таком случае мотив - это продукт данного процесса, т.е. мотивации .

К понятию «мотивация» есть и иные подходы. Так, мотивация может быть понята как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение. Такой подход к пониманию мотивации позволяет выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Одним из типов мотивации, необходимых для осуществления человеческого развития, является внутренняя мотивация. Её можно определить как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований и подкреплений. Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за неё является активность сама по себе.

Э. Деси и Р. Риан считают, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой . Возможно говорить о самодетерминированности деятельности, если человек осуществляет ее либо из понимания того, что это важно, либо из-за того, что это интересно. Психологическая потребность во взаимосвязи с другими людьми является третьим наряду с потребностями в автономии и самодетерминации типом внутренней мотивации, обеспечивающим оптимальное развитие человека. Внутренняя мотивация деятельности возникает тогда, когда человек получает в ней опыт межличностной поддержки. Возможность удовлетворения потребностей в автономии, компетентности и связи с другими людьми обеспечивает свободу активности и организации. Развитие человека в такой деятельности является способом взаимной актуализации внутренних потенциалов, интересов и объединения знаний, ценностей и регуляторных механизмов, что приводит к их гармонизации.

Можно констатировать факт наличия большого потенциала развития внутренней мотивации к ведению здорового образа жизни у физкультурно-оздоровительной деятельности, а также недостаточно полное использование его в практике школьной и студенческой жизни.

Вместе с тем следует отметить, что физкультурно-оздоровительная деятельность позволяет управлять актуальными и потенциальными ресурсами, является мощным средством включения личности в окультуренную двигательную активность, которая может быть использована как сфера для духовно-ценностной ориентации, образовательного процесса и обретения положительного социального опыта.

Весьма интересным методом физического воспитания является использование игр на занятиях в образовательных дошкольных учреждениях, а также в начальных классах общеобразовательной школы. В рамках проекта «Познавайка» нами разработана система обучающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она включает в себя также и подвижные игры, которые оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Так, например, в процессе игры «Три царства» дети приседают, подпрыгивают, передвигаются, совершают активные движения руками. Поскольку это происходит в игровой ситуации, физическая нагрузка совершается без перенапряжения и вызывает ощущения радости, удовольствия.

В проекте «Познавайка» предусмотрено обучение детей иностранным языкам (английский, немецкий). В связи с этим игровые команды, вопросы, ответы произносятся на английском (немецком) языке. Понимание смысла услышанного, говорение, выполнение команд, произнесенных на иностранном языке, повышает интерес детей к самому процессу игры. Это в значительной степени облегчает овладение иностранным языком на уровне понимания и говорения.

Мотивация любого характера и направления формируется, прежде всего, из познания окружающего мира и выделения из него желаемых объектов, качеств, ощущений, действий и т.п. Процесс познания неизбежно связан с запоминанием, усвоением и последующим осмыслением полученных знаний, умений и навыков. Ключевым моментом в данном процессе является запоминание, поскольку, образно говоря, забытое - суть потерянное. Разработанный нами метод автокоррекции, на который получен патент Российской Федерации, позволяет запомнить большое количество информации . При использовании этого метода учащиеся работают по индивидуальному маршруту усвоения нового материала, что позволяет избежать психологической и физической перегрузки, испытать радость успеха при овладении новым материалом. Исследования, проведенные в школах Великого Новгорода и Новгородской области, показали, что метод автокоррекции эффективен при освоении различных дисциплин школьной программы. Несомненно, он также может дать положительный эффект и для формирования мотивации к здоровому образу жизни.

В Новгородском государственном университете разработана методика воспитания физических качеств у студентов в форме целенаправленного педагогического процесса, в основу которого положена структура из следующих блоков:

1. Образовательно-развивающий блок. Теоретическая составляющая, позволяющая студентам освоить вопросы, связанные с различными науками о человеке.

2. Оздоровительно-профилактический блок. Студенты получают знания из области медицины о воздействии физических упражнений на организм (энергетика мышечной деятельности, структурные изменения опорно-двигательного аппарата в результате тренировочной нагрузки, изменения сердечно-сосудистой системы).

3. Специально-прикладной блок. Студенты знакомятся с прикладными видами спорта, правилами соревнований, методикой преподавания, осуществляется углубленное изучение методико-биологических основ в различных видах спорта.

Вектор направленности при формировании у студентов мотивации к здоровому образу жизни в первом блоке определен, прежде всего, вопросами о здоровье и болезни, разъяснении механизмов возникновения, развитии и течения болезни, возможности и эффективности профилактических мероприятий.

Очень важным моментом программы является обсуждение вопросов особенностей питания, как одного из социальных и биологических факторов, обеспечивающих жизнедеятельность и здоровье человека. Рассматриваются гигиенические требования к пище, вопросы о калорийности, методики определения оптимальной калорийности суточного рациона.

Особое внимание уделяется вопросам о вредных привычках (курение, алкогольные напитки, наркотические вещества и их пагубное воздействие). Теоретические разделы включают вопросы о химических, физических и биологических факторах риска.

Во втором блоке студенты получают знания из области медицины. Рассматриваются понятия частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), электрокардиограммы (ЭГК), жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Даётся возможность проанализировать вопросы профессиональных заболеваний по каждой специальности и мерах по их профилактике.

Проводится ознакомление с методикой составления индивидуальных комплексов лечебной физической культуры (ЛФК) для лиц с ослабленным здоровьем, а также в период реабилитации организма после болезни. Самое широкое применение на этом этапе находят вопросы из области массажа: подготовительный, восстановительный, профилактический и методики их использования как в теории, так и на практике.

Важной составной частью программы являются вопросы о пагубности влияния на организм анаболических стероидов, различного рода стимуляторов.

Теоретическая составляющая третьего блока направлена на ознакомление студентов с прикладными видами спорта, правилами соревнований, методикой преподавания избранных видов спорта и дальнейшее изучение методико-биологических основ физического воспитания и спорта.

Исследования отечественных авторов убедительно доказали, что правильный подбор, системное использование физических упражнений в значительной мере предохраняют от профессиональных заболеваний, морфологических и функциональных нарушений в организме под влиянием специфических условий труда . При правильном, грамотном использовании средств оздоровительной направленности совершенствуются функциональные возможности организма, увеличиваются пластические и энергетические ресурсы организма, в значительной мере усиливается иммунная система.

Заключение

Формирование мотивации к здоровому образу жизни должно начинаться с младенческих лет и продолжаться на протяжении всего процесса обучения. Для этого необходимо использовать различные методики с учетом возрастного статуса, а также уровня физической и психологической подготовленности. И в дошкольном образовательном учреждении, и в средней общеобразовательной школе, и в вузе необходимо постоянно развивать и поддерживать мотивацию личности к физическому самосовершенствованию, заботе о своем здоровье.

Рецензенты:

Певзнер М.Н., д.п.н., профессор, проректор по международной деятельности, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Министерство образования и науки РФ, г. Великий Новгород;

Калашникова М.Б., д.псх.н., зав. кафедрой психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Министерство образования и науки РФ, г. Великий Новгород.

Работа поступила в редакцию 07.12.2012.

Библиографическая ссылка

Капитонов А.Г., Семчук Н.Н., Николаева Н.И., Орлова Г.А., Архиреева Т.В., Калина Н.В., Волкова В.Н., Сахарова Н.А., Самойленко В.А., Калина В.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ как элемента структуры познавательной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-6. – С. 1373-1377;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30801 (дата обращения: 16.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Виктория Гарян
Опыт работы «Создание положительной мотивации для формирования ЗОЖ детей»

Московская область

Раменский муниципальный район

п. Рылеево

МДОУ Детский сад комбинированного вида №58

Доклад к педсовету на тему :

«Создание положительной мотивации для ЗОЖ детей »

Воспитатель Гарян В. О.

2017-2018 уч. год

О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей , где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду , так и в семье.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье , ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья. Понимание, сущность мотивации здорового образа жизни требует осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни» .

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции , при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.

Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальны) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья :

1. Соматическое здоровье-состояние организма человека, индивидуального развития.

2. Физическое здоровье-уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое развитие – состояние психической сферы.

4. Нравственное здоровье- установка мотивов поведения человека .

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским : «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным» .

Старший дошкольный возраст – подготовка к этапу осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью, время формирования представлений о факторах, влияющих на здоровье человека; формирования установки на здоровый образ жизни.

Целью нашей работы по формированию здорового образа жизни было :

Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни.

Задачи :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ;

- формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Воспитание культурно- гигиенических навыков;

Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.

Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека;

С целью оздоровления и укрепления здоровья воспитанников в группе проводится оздоровительная работа в соответствии с программами :

Комплексная «Радуга» Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под рук Т. Н. Дороновой

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, «Здоровье» В. Г. Алямовская

Воспитательная работа по ЗОЖ осуществляется в следующих разделах познавательного развития :

1. «Я и мое здоровье» . Резервы моего здоровья – мое богатство.

2. «Я и другие люди» . Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.

3. «Я и общество» . Явления общественной жизни, социальные институты.

4. «Я и мир вещей» . Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.

5. «Мир природы» . Взаимодействие с природой как основа здоровья.

Т. Б. Филичева, Г. Б. Чиркина

Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующих снижению заболеваемости детей :

Витаминотерапия

Босохождение

Дыхательная гимнастика

Самомассаж

Пальчиковые игры

Закаливающее мероприятие «Контрастные ножные ванны»

Специальные корригирующие упражнения

на :

детей ;

Вариативности методов и форм обучения ;

- Создание

Реализуется индивидуальный подход на основе диагностики физического развития и журнала здоровья, который включает основные показатели состояния здоровья ребенка.

В группе сложился системный подход к организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми .

Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на :

На возрастных особенностях познавательной деятельности детей ;

Вариативности методов и форм обучения ;

Оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;

Использование наглядности и различных форм представления информации ;

- Создание эмоционально благополучной атмосферы.

В своей работе используем пособие Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье» , где учили детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе , с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры как «Лекарственные растения» , «Кукла Маша принимает гостей» , «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . Большое внимание в работе с детьми уделяли формированию навыков самообслуживания. Рассматривая одежду, объясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей , словарь, развивают знание беречь свое тело.

Проводили беседы :

1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.

2) «Чтобы кожа была здоровой» , следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, закрепляли правила ухода за кожей. Даём детям элементарные сведения о своём организме, формируем у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, зубами, кожей) . Учим видеть красоту и пользу в чистоте и опрятности, через беседы : «Личная гигиена» , «Чистота и здоровье» , «Чтобы быть здоровым» и др.

3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщали детей к регулярным занятиям физкультурой. Так же в своей работе широко используем обучающие презентации : «Я и моё тело» , «Мы разные люди» , «Глаза» , «Правила личной гигиены» , «Удивительные превращения пищи» и др.

Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Также учили быть осторожными при контакте с незнакомыми людьми, с бездомными животными, обучали основным правилам безопасного поведения на улицах.

Читали сказки «Заюшкина избушка» , «Кот, петух, лиса» . Эти сказки использовали, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя дома, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старались помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду?. Большое внимание уделяем закаливанию детей «Контрастные ножные ванны» . Провела занятие : «Мое тело» , «Чудо - вода» , «Где прячется здоровье?» .

Выясняли какие продукты полезные, т. к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провела игры : «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?» , «Кто что любит» . Через игры, беседы даю знания о полезной пище, «Экскурсия в продовольственный магазин» , создания панно вместе с детьми. Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми на прогулке. Отдаём предпочтение подвижным играм, которые способствуют тренировке носового дыхания, улучшению дыхания в целом. В этих целях мы используем такие игры, как «Филин» , «Подуй на шарик» , «Ваньки –встаньки» , «Лети пёрышко» , «Ушки» , «Кошка» , «Обними плечи» , повороты.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей , не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах : единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводили работу с родителями : беседы групповые и индивидуальные. Совместно с родителями провели родительское собрание на котором был поднят вопрос по ЗОЖ. Выставлялись для родителей папки – передвижки по теме "Здоровье".

Таким образом, совместная работа всех взрослых , окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения , а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания , умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей .

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов - возрастного , согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного , по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

ü Мотивация самосохранения : человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

ü Мотивация подчинения этнокультурным требованиям : человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

ü Мотивация получения удовольствия от здоровья : эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;


ü Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

ü Мотивация маневрирования : она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

ü Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;

ü Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.



Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них - это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие - сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются. В этом возрасте мотивация сексуальной реализации уже сформировалась и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек.

Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!». Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка. Постарайтесь уберечься от нее - призывают ученые.