Формы планирования воспитательно образовательного процесса в доу. Система планирования в доу

Лилия Федоровна Огородник
Виды и формы планирования в ДОУ

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование .

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ . Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» .

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования : годовой и календарный план .

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» , требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

Календарной (разбитой по месяцам,

Цикличной (содержать определенную цикличность форм работы ,

Текстовой (иметь текстовое описание содержания,

Табличной (иметь табличную форму написания ,

Блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы) .

Но в какой бы форме не был написан годовой план , первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год» .

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ .

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование . Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно) .

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида ). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана , утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования .

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов . В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования .

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах :

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности ;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования . При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования , целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании , я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают , мол, мы планы строим , а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса Брайан Трейси, который о планах сказал следующее : «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование , экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

Публикации по теме:

Циклограмма для написания календарного планирования (подготовительная группа) по ФГОС День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Утро Утренняя гимнастика Беседа\заучивание Психогимнастика Инд. раб. по.

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Теремок» на 2015-2016 уч. год воспитатель: Кипяткова.

Индивидуальный маршрут планирования своей деятельности детьми Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Мастрикова Н. В. Работа с детьми строится на основных документах. Одним из них является.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

В Российском образовании систематически происходят изменения, и эти перемены побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Это касается не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.

Первый шаг к этой деятельности, безусловно - планирование. От того, насколько качественно сделано планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

Планы должны учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.

То есть нет и не может существовать готового плана именно под вашу группу и под ваших деток, пока вы не сделаете его сами. Готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.

Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документации детского дошкольного учреждения ведутся медицинскими работниками и администрацией согласно нормативным документам соответствующих ведомств.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные формы планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. Какие же это виды и формы планирования?

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).

Данный вид планирования должен отражать:

Наименование темы и период ее реализации;
решаемые педагогические задачи;
деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
варианты итоговых мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

Сроки реализации;
образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
цели и задачи (на месяц);
виды детской деятельности,
используемую литературу и методические пособия,
работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:

Требования к максимальной нагрузке на детей;
требования тематического планирования.

При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

Календарно-тематический план включает:

Планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование утренней и вечерней прогулок;
планирование второй половины дня,
планирование работы с семьёй,
создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.

Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.

Компонентами календарно-тематическго планирования являются:

Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
Содержательный - определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.

При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных НОД и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Пример схемы модульного планирования.

Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю

План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО. План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и педагогического коллектива ДОУ)

Годовые задачи ДОУ;
режим дня группы;
расписание непосредственно образовательной деятельности;
циклограмма;
ежедневные традиции группы;
еженедельные традиции группы;
список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
список детей по подгруппам;
условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
сведения о родителях воспитанников группы;
перспективный план работы с родителями на год;
протоколы родительских собраний;
комплексно-тематическое планирование на учебный год;
перспективное планирование на месяц;
календарно-тематический планирование на каждый день;
рекомендации методиста.

Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:

Комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
работа по созданию развивающей среды.
оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения. Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:

Текстовая,
сетевая,
графическая,
компилятивная.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.

Для перспективного и комплексно-тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.

Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.

Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.

Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.

Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.

Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование».

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • - определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОУ реально может достичь к конкретно определенному времени;
  • - осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
  • - совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.

Определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

  • - участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • - планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
  • - предложения в план работы ДОУ;
  • -повышение квалификации воспитателей;
  • - помощь воспитателям в самообразовании;
  • -аттестацию воспитателей;
  • - составление сетки занятий по возрастным группам;
  • - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • - обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • - развитие преемственности ДОУ и школы;
  • -совершенствование работы с родителями;
  • -комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/

При планировании работы ДОУ учитываются:

  • - тип дошкольной образовательной организации;
  • - возможности его материально-технической базы;
  • - кадровый состав, его профессиональные возможности;
  • - перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

  • - комплексный подход к планированию;
  • - конкретность плана;
  • - реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
  • - сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
  • - нацеленность на конечный результат;
  • - опора на участие каждого сотрудника.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОУ.

Цели развития ДОУ рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.

Важность определения целей ДОУ вытекает из многообразия их функций:

  • - отражение общей идеи функционирования и развития ДОУ;
  • - основа планирования работы ДОУ и основа принятия управленческих решений;
  • - мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
  • - главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:

  • -обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
  • -определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;

Выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов

При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

Повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

  • - получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • - более глубоким аналитическим основаниям планирования;
  • - определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
  • - развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:

  • - стратегическое (долгосрочное);
  • - тактическое (среднесрочное);
  • - оперативное (краткосрочное).

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.

Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОУ.

Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОУ.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1-3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап - анализ итогов работы ДОУ на предыдущем этапе.

  • -достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
  • - анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, - положительных и негативных сторон его деятельности;
  • - выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
  • - выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Второй этап - определение основных целей ДОУ на последующий период планирования, их ранжирование.

Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.

Третий этап - определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.

Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОУ.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.

Таким образом, планирование - это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.

Педагогическая деятельность всегда целенаправ­ленная. Цель работы педагогических коллективов дош­кольных образовательных учреждений социально зна­чима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дош­кольного возраста.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что в помощь семье действует сеть дошколь­ных образовательных учреждений «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития инди­видуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».

Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, определенные традиции национального и местного значения. Педагогические коллективы таких учреждений часто нестабильны. Поэтому естественно, что управление образовательным учреждением, в том числе и дошкольным, требует определенной плановос­ти в работе, предвидений всей системы учебно-воспи­тательной работы с воспитанниками, педагогическим коллективом и четкое предвидение ее результата.

Воспитательно-образовательная работа в дошколь­ном образовательном учреждении осуществл5штся на основе плана. План для всего учреждения составляет­ся на год. Кроме того, воспитатели и педагоги-специ­алисты составляют планы на определенный промежу­ток времени.

На основании методических рекомендаций и прак­тике работы дошкольных образовательных учреждений сложились разнообразные виды и формы подготовки годовых планов. Сам годовой план работы дошкольно­го учреждения может быть схематично-блочным, календарно-месячным, календарно-сетевым и т. п. При составлении годового плана всегда следует помнить, что он будет выполняться всем педагогическим коллек­тивом и обязательно учитывать, по каким программам работает детский сад

Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому про­цессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитан­никами и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.

Планирование помогает воспитателю и всему пе­дагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкрет­ный отрезок времени, отобрать наиболее рациональ­ные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обосно­ванный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их дея­тельности, позволяет наметить интересные перспек­тивы в работе с детьми.

Составить план – значит увидеть ход педагогичес­кого процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно вос­питатели, могут не только представить содержание де­ятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-об­разовательного процесса. Данное педагогическое тре­бование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные за­дачи на определенный отрезок времени.

При этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учеб­ных занятий. В отборе задач педагогического процесса воспитателю помогают новые варианты программ для детских садов по каждой возрастной группе. Реализу­ются выдвинутые воспитательные задачи не изолиро­ванно друг от друга, а в комплексе, в едином педаго­гическом процессе.

2. Разумное сочетание словесных методов педаго­гического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффек­тивной в том случае, если план предусматривает ис­пользование методов приучения, упражнения, расска­за, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетичес­кую деятельность.

3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуаль­ным особенностям детей. Данное педагогическое тре­бование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы развития, вос­питания и обучения дошкольников и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или другим воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенно­стей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в опреде­ленной степени опережать развитие ребенка. Эту осо­бенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности детей.

4. Реальность плана, его систематичность и по­следовательность. При составлении годового плана дошкольного учреждения или плана работы воспи­тателя важно продумать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.п. Везде необходима помощь взрослых.

Поэтому в планах любого уровня планируется определенное количество инте­ресных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, то ясно, что их невозможно подготовить на высоком уровне и, следовательно, воспитательный эффект не будет достигнут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радо­стью ожидать любого праздника, утренника, встре­чи со старшими детьми.

Каждое запланированное дело должно быть целе­сообразным, нести в себе воспитательный заряд. По­следовательность и систематичность любого плана детского сада или воспитателя помогает реализовать воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.

5. Согласованность всех планов работы, особен­но плана воспитателя с годовым планом дошкольно­го учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нём указываются ведущие на­правления деятельности дошкольного учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и обра­зования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями, социумом и т. д. Например, в годовом плане детского сада указывается, что при­оритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспита­тель, зная это, планирует задачи эстетического вос­питания и развития детей – научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить детей с со­зданием красивых аппликаций, развивать у детей способность воспринимать прекрасное в полотнах ху­дожников и т. п. В соответствии с этими задачами вос­питатель подбирает определенный материал для работы с детьми. Большую помощь воспитателю при планировании своей деятельности оказывают комп­лексные программы развития, воспитания и обуче­ния детей.

Годовой план дошкольного учреждения может иметь разную структуру. Он составляется коллектив­но. К планированию привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель. Годовой план обсуждается и утверждается на педагогическом совете.

Годовой план дошкольного учреждения и план работы воспитателя являются рабочими документами и должны быть удобными для работы.

Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют свои планы по направлениям процесса воспитания – игровая деятельность, соци­ально-нравственное воспитание и развитие детей, физическое развитие и т. д. При этом учитывается вре­мя учебных занятий с детьми.

В последнее десятилетие дошкольные образова­тельные учреждения составляют перспективные пла­ны, которые рассчитаны на 5 лет. Иногда вместо пер­спективных планов можно увидеть разработанные концепции. В любом случае в структуре этих планов и концепций прослеживаются следующие направле­ния: анализ работы учреждения за последние 2 – 3 года; перспективы развития наполняемости групп детей по каждому году; обеспеченность методическим материалом, его обновление, внедрение педагогичес­ких инноваций; повышение квалификации педагоги­ческих кадров; социальная защита педагогов и детей; материально-техническая база учреждения; связь детского сада с другими учреждениями и научными коллективами; работа с родителями.

Во многих дошкольных образовательных учрежде­ниях на основе годового и перспективного планов со­ставляются планы на неделю. Такое планирование особенно удобно для воспитателя детской группы, ко­торый корректирует задачи работы на каждую неде­лю, подбирает содержание деятельности детей.

Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недельные планы учрежде­ния или воспитателя составляются на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты и подбирается методи­ческий материал. Недельное планирование иногда называют календарным планом работы воспитателя на определенный промежуток времени.

Годовой план работы дошкольного образователь­ного учреждения соответствует избранной комплекс­ной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее) и приоритетным направлениям деятельности.

В после­дние годы приоритетными направлениями в работе разного вида детских садов являются – художествен­но-эстетического воспитания и развития детей, физи­ческого воспитания. Приоритетное направление опре­деляет содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Подробные рекомендации к планированию рабо­ты воспитателя на год содержатся в программе «Раду­га». В соответствии с этими рекомендациями план должен иметь следующие разделы: периоды (бодрство­вание, сон, бодрствование), режимные процессы (при­ем детей, завтрак, свободная самостоятельная деятель­ность, организованная деятельность, ужин, прогулка, длительность режимных моментов), педагогическое содержание.

Планирование работы детского сада, воспитате­ля – процесс творческий; он может изменяться в за­висимости от погодных условий, складывающейся педагогической ситуации, праздников, традиций, же­ланий родителей.

Таким образом, при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать режимные моменты и их дли­тельность, медико-гигиенические требования к орга­низации жизни детей в детском саду, климатические условия, региональные особенности, контингент детей и их индивидуальные особенности. В план работы долж­ны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите виды планов дошкольного образователь­ного учреждения.

2. Раскройте педагогические требования к составле­нию планов работы.

3. Что должен знать и уметь воспитатель, чтобы со­ставить эффективный план воспитательно-образо­вательной работы?

4. На конкретном примере раскройте содержание работы воспитателя старшей группы с родителями.

5. Проанализируйте содержание годового плана до­школьного образовательного учреждения, имею­щего какое-либо приоритетное направление в раз­витии и воспитании детей.

института переподготовки и повышения квалификации

работников образования;

, учитель-дефектолог;

, заведующий МДОУ д/с № 000 «Ягодка»,

г. Архангельск

(УДОУ, № 3-12)

В связи с введением феде­ральных государственных требо­ваний к структуре основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к плани­рованию образовательной дея­тельности. Дошкольным учреж­дениям следует проанализиро­вать планирование педагогов с учетом принципов, заложенных в ФГТ: интеграции и комплекс­но-тематического подхода; с учетом десяти образовательных областей и восьми видов дея­тельности. Однако не стоит од­номоментно ломать и рушить то, что наработано годами. Необхо­димо внести изменения в суще­ствующее планирование. При этом стоит помнить, что педаго­гу сейчас намного труднее. Ав­торские коллективы выпустили новые редакции программ, мо­ниторинг, но методические по­собия остались прежние. Как педагогу сориентироваться в таком большом потоке инфор­мации?

Понятие «планирование» ши­роко представлено в методичес­кой литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.

«Планирование - заблаго­временное определение порядка, последовательности осущест­вления программы воспитатель­но-образовательной работы с указанием необходимых усло­вий, используемых средств, форм и методов работы» .

«Планирование - принятие решений на основе соотноше­ния результатов педагогическо­го анализа с поставленной це­лью» .


«Планирование в ДОУ деятельность участников обра­зовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достиже­ния посредством совокупных средств, способов и воздей­ствий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние» .

«Планирование работы вос­питателя - вид планирования работы в ДОУ, который осуще­ствляется непосредственно вос­питателем применительно к его работе в конкретной возрастной группе» .

Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, оп­ределение наи­более точно характеризует сущ­ность планирования в соответ­ствии с учетом современных требований. Планирование от­ражает реализацию образова­тельной программы с учетом специфики группы. Таким об­разом, педагог заблаговременно определяет порядок, последова­тельность осуществления обра­зовательной работы, отмечает необходимые условия, исполь­зуемые средства, формы и мето­ды работы с детьми конкретной группы. От того, насколько про­думано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффек­тивность образовательной ра­боты в целом.

Любая деятельность, в том числе и планирование, основы­вается на определенных прин­ципах:

- коллегиальности (планиро­вание осуществляется совмест­но педагогами группы, во вза­имосвязи с педагогами ДОУ и родителями);

- систематичности, последо­вательности, регулярности педа­гогических воздействий; взаимодействия разных ви­дов детской деятельности;

- непрерывности;

- интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содер­жания образовательных облас­тей);

- практичности, реальности;

- учета конкретных условий.

Таким образом, план должен быть: целенаправленным, реаль­ным и прогностичным, эконо­мичным, максимально ясным, удовлетворять требованию един­ства и непрерывности, точным и гибким.

Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования.

§ Не все задачи образователь­ной программы проходят через планирование. Зачастую выпада­ют целые направления, напри­мер, формирование «искусство­ведческих» знаний. Знакомство с творчеством художников, пи­сателей, композиторов и пр. Та­ким образом, можно сделать вывод, что программа реализу­ется не полностью.

§ Планирование часто осу­ществляется по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, педагог не пре­дусматривает интеграции содер­жания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комп­лексных и интегрированных мероприятий).

§ Цели и задачи часто ста­вятся нечетко, без учета специ­фики группы. Иногда это просто переписывание задач из имеющейся методической ли­тературы.

§ Педагоги, как правило, пла­нируют однообразные формы и методы работы - рассматрива­ние, внесение игрушки и пр. Отсутствует дифференцирован­ный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.

С позиции менеджмента в образовании планирование дол­жно быть представлено со стра­тегического, тактического и опе­ративного направлений.

Стратегическое планирова­ние включает программу разви­тия ДОУ, основную общеобра­зовательную программу до­школьного образования, модель выпускника.


Тактическое планирование включает годовой учебный план учреждения, рабочие программы специалистов, индивидуальные программы развития воспитан­ников.

Оперативное планирование включает календарно-тематические планы педагогов и диаг­ностические карты развития де­тей.

При выборе модели планиро­вания следует учитывать профес­сиональную подготовку каждо­го педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятель­ности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представ­ляем вашему вниманию разрабо­танный нами алгоритм планиро­вания.

АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Аналитический этап:

- изучение вариантов существу­ющего планирования, выявле­ние положительных и отрица­тельных моментов;

2. Организационный этап:

Разработка проекта Положе­ния о планировании образо­вательного процесса;

Составление и утверждение учебного плана, расписания периодов непрерывной не­посредственной организован­ной деятельности;

Разработка циклограмм со­вместной и самостоятельной деятельности детей и педаго­гов с учетом режима дня, воз­растных и индивидуальных особенностей воспитанников;

Создание циклограмм дея­тельности специалистов со­провождения, системы взаи­модействия с педагогами групп;

Разработка календарно-тематического планирования (го­дового, недельного и пр.).

3. Практический этап:

Ведение календарного плани­рования;

Семинары, консультации по содержанию календарных пла­нов.

4. Заключительный этап:

Анализ планирования, выявле­ние недостатков, внесение изменений;

Рассмотрение Положения о планировании на педагоги­ческом совете, утверждение приказом заведующего.

На первом этапе целесообраз­но создать в ДОУ творческую группу по разработке системы планирования, в задачи которой входит изучение вариантов су­ществующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов и раз­работка проекта положения о планировании.

На этапе анализа существую­щего планирования важно обра­тить внимание на следующие моменты:

Перечень программ, реализу­емых в образовательном уч­реждении;

Обоснование соответствия выбранных программ виду ДОУ. Приоритетное направле­ние развития воспитанников в ДОУ может обеспечиваться реализацией одной или не­скольких парциальных про­грамм;

Обоснование обеспечения це­лостности педагогического процесса, единства принци­пов и подходов в процессе воспитания и образования при использовании набора программ. Принципы взаимо­действия взрослых и детей в педагогическом процессе, предусмотренные различными программами должны быть идентичными; в тех случаях, когда образова­тельная программа по одно­му или нескольким разделам дополняется парциальной программой, необходимо ус­тановить, что содержание, ме­тоды и приемы организации развития ребенка в данном виде деятельности дополняют друг друга, не содержат про­тиворечий в основных кон­цептуальных принципах, ис­ключают дублирование содер­жания;

Набор программ, используе­мый в педагогическом про­цессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ре­бенка в соответствии с требо­ваниями СанПиН. Необходи­мо предусмотреть интеграцию видов детской деятельности и образовательных областей с целью исключения пере­грузки и выполнения про­граммы.

В каждом ДОУ должны быть созданы соответствующие ус­ловия.

Соответствие уровня квали­фикации и компетентности пе­дагогических кадров. Педагоги должны знать реализуемую про­грамму по всем возрастным группам, владеть методикой и технологией организации обра­зовательной деятельности, мето­дами диагностики, обеспечивать предполагаемую программой модель взаимодействия. Следу­ет учитывать, что ряд программ («Развитие», «Детский сад - Дом радости») предполагает обязательное прохождение кур­сов повышения квалификации педагогов непосредственно у авторов программ.

Соответствие развивающей среды, материально-технической базы требованиям программы. Предметно-развивающая среда должна предусматривать опти­мальное расположение оборудо­вания, детской мебели для раз­вития воспитанников в органи­зованных формах обучения и свободной деятельности. Кроме того, дается оценка обеспечен­ности образовательного процес­са дидактическим и методичес­ким материалом по реализуемой программе.

На втором этапе разрабаты­вается проект Положения о планировании образовательного процесса, устанавливающей еди­ные требования к форме и со­держанию планирования обра­зовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой обще­образовательной программы.

Например, в Положении мо­жет быть определена докумен­тация педагогов по следующим разделам.

Первый раздел «Нормативно-правовые основы деятельности педагога». Перечень норматив­ных документов, регламенти­рующих деятельность педаго­га: Закон РФ «Об образова­нии», СанПиН 2.4.1.2660-10, приказы Минобрнауки России «Об утвер­ждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основ­ной общеобразовательной про­граммы дошкольного образова­ния», «Об утверждении федеральных го­сударственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования»; Устав ДОУ, должностная инст­рукция педагога, локальные акты учреждения по профилю педагогической деятельности.

Второй раздел «Организаци­онно-методические основы дея­тельности». Учебный план с пояснительной запиской , распи­сание периодов непрерывной непосредственно образователь­ной деятельности в соответ­ствии с ФГТ, циклограммы со­вместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов, взаимодействия педагогов ДОУ, работающих с детьми конкрет­ной группы.

Третий раздел «Планирование образовательной деятельности» включает в себя календарно-тематический план в утвержден­ной форме.

Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:

Организованная (все периоды непрерывной непосредствен­но образовательной деятель­ности);

Совместная по основным на­правлениям (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое, соци­ально-личностное);

Самостоятельная (создание условий, пополнение предмет­но-развивающей среды в раз­ных видах деятельности).

Планирование на день также осуществляется в утвержден­ной в ДОУ форме. Планирует­ся первая и вторая половина дня, где указываются следую­щие формы организации дея­тельности:

Работа с родителями, совмест­ная деятельность с детьми (например, работа и труд в уголке природы, работа с кни­гой, ситуация общения);

Организованная деятельность (периоды непрерывной не­посредственно образователь­ной деятельности согласно расписания);

Прогулка (все пять обязатель­ных частей: наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуаль­ная работа по развитию дви­жений, самостоятельная дея­тельность; 1 раз в неделю пла­нируется целевая прогулка или экскурсия).

Планирование реализуется педагогами группы совместно на основе циклограммы и ка-лендарно-тематического пла­нирования на неделю. Для удобства и обеспечения полно­ты реализации программы це­лесообразно разработать и принять в установленном по­рядке табличную форму пла­нирования.

Согласно Закону РФ «Об об­разовании» учебный план - составляющая часть образова­тельной программы. Именно его разработка наиболее сложна для ДОУ.

Учебный план - норматив­ный документ, отражающий структуру образовательного процесса данного ДОУ с учетом его специфики, методического, кадрового и материально-техни­ческого оснащения. Он состав­ляется на каждый учебный год в соответствии с нормативными документами, регламентирую­щими образовательную деятель­ность ДОУ.

Учебный план состоит:

Из таблицы, в которой опреде­лены образовательные обла­сти, рассчитано количество периодов непрерывной не­посредственно образователь­ной деятельности, объем обра­зовательной нагрузки;

Пояснительной записки.

Он включает инвариантную и вариативную части, взаимосвя­занные и дополняющие друг друга. В инвариантной части обозначены образовательные области в соответствии с реали­зуемой программой. В вариатив­ной части отражаются дополни­тельные образовательные услуги с соответствии со спецификой и возможностями ДОУ, регио­нальными особенностями. В со­ответствии с ФГТ инвариантная часть составляет не менее 80%, вариативная часть - не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освое­ние основной общеобразова­тельной программы.

Основные компоненты струк­туры пояснительной записки:

Нормативные, на основании которых составлен учебный план (СанПиН, ФГТ, реализу­емые программы);

Обоснование сочетания комплексных и парциальных программ (в том числе коррекционных);

Распределение недельной на­грузки с учетом содержания инвариантной и вариативной
частей плана;

Обоснование формы органи­зации образовательного про­цесса в группах ДОУ;

Обоснование содержания ин­вариантной части плана. При сокращении числа периодов непрерывной непосредствен­но образовательной деятель­ности, рекомендуемых при­мерной общеобразовательной программой , полнота реализа­ции конкретной образова­тельной области обеспечива­ется за счет ее интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности;

Обоснование содержания вариативной части плана. Вариативная часть должна соответствовать виду учреж­дения. Ее содержание орга­нично дополняет инвариан­тную часть.

Заключительная ступень вто­рого этапа - координация педагогической деятельности с помощью составления цикло­грамм (взаимодействие между участниками образовательного процесса; совместной и само­стоятельной деятельности детей и педагогов).

На третьем этапе вводится принятая форма планирования, проводятся промежуточные опросы, заслушиваются мнения педагогов, вносятся изменения с целью достижения единства и полноты планирования образо­вательного процесса.

В соответствии с ФГТ плани­рование образовательной рабо­ты основывается на сотрудни­честве педагога, детей и роди­телей, отраженного в разных формах:

Образовательную деятель­ность, осуществляемую в про­цессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследователь-ской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Образовательную деятель­ность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятель­ность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основ­ной общеобразовательной программы дошкольного об­разования.

В процессе планирования учитываются потребности всех участников образовательного процесса, создаются условия для реализации активной родитель­ской позиции.

На четвертом этапе педаго­гическим советом проводится анализ планирования педагогов, заслушиваются отчеты членов творческой группы о положительных моментах новой формы планирования и подводятся итоги. Рассматривается, обсужда­ется и принимается Положение о планировании.

Предлагаем вашему внима­нию примерный вариант поло­жения.

Положение

о планировании образовательного процесса

в МДОУ д/с № 000 «Ягодка» г. Архангельска

1. Общие положения

1.1. Данное Положение уста­навливает единые требования к форме и содержанию планиро­вания образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения полноты выполнения реа­лизуемой общеобразовательной программы.

1.2. Система планирования отражает требования Закона РФ«Об образовании», федеральных государственных требований к структуре основной общеобра­зовательной программы до­школьного образования.

1.3. Основа планирования пе­дагогического процесса - при­мерная основная общеобразо­вательная программа дошколь­ного образования (название программы) .

2. Цели и задачи

2.1. Обеспечение полноты реализации основной общеоб­разовательной программы до­школьного учреждения с учетом направленности групп.

2.2. Осуществление системно­сти и последовательности в организации образовательного процесса.

2.3. Обеспечение взаимодей­ствия между педагогами ДОУ.

3. Принципы планирования

3.1. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач про­цесса образования детей до­школьного возраста.

3.2. Учет конкретный педаго­гических условий: возрастного состава группы, условий разви­тия детей.

3.3. Интеграция образователь­ных областей.

3.4. Регулярность, последова­тельность, повторность воспита­тельных воздействий.

4.1. С целью обеспечения еди­ных требований к структуре и форме планирования в до­школьном учреждении утвер­дить документацию следующих видов:

Нормативно-правовые осно­вы деятельности педагога;

Организационно-методичес­кие основы деятельности;

Планирование (перспектив­ное и календарное) в утверж­денной форме.

4.2. Планирование работы на день осуществляется на основе циклограммы и календарно-тематического планирования на неделю.

4.3. Планирование реализует­ся педагогами группы совмес­тно.

4.4. В плане должны учиты­ваться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

5. Документация и ответственности

5.1. План является обязательным документом педагогов.

5.2. Контроль за планированием осуществляется заместитель заведующего МДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой в листе контроля за состоянием планирования.

Литература

1. Дошкольное образование: Словарь терминов / Сост. и др. М., 2005.

2. Дошкольная педагогика/ под ред. . М., 1988

3. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник/ Сост. . М., 2008.