Статья влияние санкций на развитие малого бизнеса. Малый бизнес выиграет от санкций

В связи с последними экономическими войнами перед предпринимателями встал вопрос, . Понятно, что кризис не может длиться вечно, что за ним последует рост, но чтобы дожить до этого роста, чтобы он произошел, надо что-то предпринимать уже сейчас. Но прежде чем разбираться, как заработать на санкциях, предлагаем оценить в целом экономическую ситуацию в стране.

Геополитическая ситуация

Как санкции влияют на бизнес сегодня? ВВП сократился до 0,5%, спрос на рабочие места вырос, дефицит бюджета увеличился, цены лишь растут. Известно, что 75% экспорта России составляет нефть – это около половины бюджета. Свою лепту вносят санкции на другие продукты экспорта. Это значит, что правительство будет не только сокращать социальные выплаты, но и в принципе создаст для бизнеса невыгодные условия.

В чем опасность дефицита бюджета

Сохранить бюджет одним лишь сокращением расходов невозможно, его надо чем-то наполнять. И обычно это происходит за счет налогов. Так, введен новый налог на недвижимость для физических лиц, транспортный налог. Бизнес в условиях санкций выживает просто: доходы уходят в тень, а рабочие места сокращаются.

Говоря о влиянии санкций на бизнес, невозможно не упомянуть налог с продаж, который теперь поднят до 3%. Это значит, что увеличение стоимости продукции тоже неизбежно, так как каждый бизнесмен будет компенсировать эти утраты за счет покупателей. Следовательно, инфляция неизбежна.

Положительная сторона кризиса

Но влияние санкций на бизнес не может быть только отрицательным, есть в этом и положительные стороны. Так, курс развития отечественной экономики сориентировался на развитие внутренних отраслей, снизился уровень конкуренции в других областях. Правда, теперь продукция может оказаться менее качественной.

Надо отметить влияние санкций на бизнес в банковской сфере. Так, из-за отсутствия иностранных кредитов отечественные банки увеличили процентную ставку по кредитам. Это значит, что население будет меньше входить в кредитные отношения. Чтобы выжить, банки стали разрабатывать различные системы скидок, ссуд и прочих условий. Теперь начать бизнес в кризис можно наболее выгодных условиях.

Пошел процесс товарозамещения импортных товаров отечественными и товарами тех стран, которые не приняли санкции.

Поддержка государства

С 2008 года работает Фонд национального благосостояния России, который помогает стране выжить в сложных условиях. Также разрабатываются законопроекты, которые помогут не только продолжить, но и начать бизнес в условиях санкций . Это различные налоговые каникулы, создание специальных экономических зон, технопарков и прочее. Хотя в основном специалисты не рекомендуют сильно рассчитывать на поддержку государства.

Как начать бизнес в кризис

На сегодня существует немало идей, как начать малый бизнес в условиях санкций. В основном они базируются на идее замещения импортных товаров отечественными. Это помогает создать не только недорогие конкурентные аналоги, но и новые рабочие места.

Итак, как можно заработать на санкциях? Вот несколько возможных вариантов развития бизнеса в условиях санкций.

Комбикорм для рыб

Санкции в первую очередь смели с российских прилавков красную рыбу, которая полностью поставлялась из Норвегии. Отечественные фермеры быстро сориентировались и решили начать бизнес в кризис на красной рыбе. Вскоре она снова появилась на прилавках, правда, по непривычно высокой цене. Все дело в том, что комбикорм для нее тоже поставлялся из Норвегии, так как отечественного на всех не хватало, да и качество его было невысокое. То есть это направление бизнеса достаточно перспективное.

Отечественный фаст-фуд

Заработать на санкциях можно, возродив отечественные закусочные, в которых раньше предлагались простые салаты, бутерброды, пельмени и супы. У них была высокая торговая наценка и высокий оборот. Если ставить средний чек ниже, чем в Макдональдсе, то посещаемость обеспечена. Особенно если учитывать, что Макдональдсы тоже вскоре закроются.

Производство молока

Как это ни удивительно, но 80% продаваемого в России молока было импортного производства. Поэтому это один из самых выгодных вариантов, как начать малый бизнес в условиях санкций .

Инструменты для нефтяного бизнеса

До санкций в нефтеперерабатывающей промышленности использовались только импортные инструменты и расходные материалы. В основном европейского и американского производства. При чем основная проблема была не в самих приборах, а в резьбовом соединении. Поэтому сегодня есть возможность привлечь отечественных инженеров и производителей.

Приборы для трубопроводов

В отечественной постройке трубопроводов использовались трассоискатели американского производства. У них удобная навигация, подключение к GPS, поэтому они лучше ищут трубы. Но если закупить качественные комплектующие, отечественные инженеры могут сделать прибор не хуже, используя национальную систему ГЛОНАСС.

Тепловизоры

Для выявления проблем в электросетях наши электромонтажники используют тепловизоры, которые поставлялись из Европы. Однако у нас есть все условия, чтобы открыть такого рода бизнес в условиях санкций .

Мясо говядины

Ранее выгоднее было закупать говядину в Европе, которое теперь тоже попало бод санкции. Но в связи с государственной поддержкой в регионах, начать бизнес в кризис на говядине сегодня весьма выгодно.

Сыры

Европейские сыры, которые заводились в Россию, производятся на небольших фермах на типовом оборудовании. Нашим фермерам стоит лишь закупить это оборудование и открыть этот бизнес.

Приемники ГЛОНАСС

Если закупить отечественный чип для расшифровки и шифровки, то можно наладить производство собственных приемников. Остальные детали GPS-навигаторов производились на территории нашей страны.

Яблоки - выращивание

Мы питались в основном польскими яблоками. Теперь появился отличный шанс организовать собственное производство.

Как санкции влияют на бизнес

От них в первую очередь пострадали:

Компании, которые привязаны к курсу валют;
компании, которые работают с определенными услугами и товарами, которые попали под санкции;
люди, которые являются клиентами или партнерами компаний, но теперь не могут продолжать сотрудничество.

Это автопроизводители, финансовые учреждения. Зато на волне оказались консалтинговые и юридические компании, производители товарозамещающей продукции. Оборонительный комплекс тоже утратил часть приборов, правда, это послужит стимулом для отечественного производства.

Отечественные предприниматели отмечают, что рискованными теперь являются проекты, ориентированные на европейское оборудование. Поэтому им рекомендуют внедрять отечественные разработки или же переносить производство за пределы России.. Кроме этого развитие получат различные торговые площадки, где могут встречаться представители различного бизнеса. Но санкции исходят не только из зарубежных стран. Иногда таможня находит все возможные причины, чтобы отказать во ввозе американского товара, который не подпадает под действия санкций. В таких условиях начать малый бизнес в условиях санкций весьма сложно.

В условиях санкций и нестабильной макроэкономической конъюнктуры малый производственный бизнес имеет хороший шанс повысить свою конкурентоспособность за счет гибкости и ориентации на внутренний рынок. Однако часто меняющиеся правила игры, инфляция и недоступность кредитов не дают ему наращивать инвестиции и обороты, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых промышленных организациях

Первый выпуск мониторинга посвящен состоянию дел в малом бизнесе во II полугодии 2014 года и ожиданиям предпринимателей на I полугодие 2015 года.

Эксперты проанализировали мнения руководителей более 1000 малых промышленных организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России».

Несмотря на сложную макроэкономическую обстановку и внешнеэкономическую конъюнктуру, малый бизнес во втором полугодии 2014 года оказался в более выгодном положении, чем предприятия крупного и среднего бизнеса. Более того, он получил определенный импульс к развитию благодаря повышению своей конкурентоспособности. В условиях нестабильности стали выигрывать более гибкие и мобильные предприятия (это именно малый бизнес), которые имеют возможность быстро приспособиться к новым правилам игры, конъюнктуре и не зависят от спроса на внешнем рынке.

«К позитивным моментам, выявленным опросом, можно отнести мнения руководителей об увеличивающейся конкурентоспособности основного вида продукции на внутреннем рынке. При этом три четверти респондентов ожидают, что рост конкурентоспособности продолжится и в I полугодии 2015 года», – подчеркивается в мониторинге.

49% опрошеных руководителей малых предприятий заявили, что качество производимой продукции является основным фактором, стимулирующим их производство.

Вместе с тем неопределенность текущей экономической обстановки и общее снижение спроса повлекли за собой снижение инвестиционной активности и выпуска. Так, 71% руководителей малых производств констатировали недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке и увеличение производственных издержек. 66% руководителей отметили, что практически не осуществляют инвестиции.

В результате, только 11% предприятий имели практически полную загрузку производственных мощностей, а 8% руководителей малых производств зафиксировали в текущем полугодии улучшение экономической ситуации на своих предприятиях по сравнению с I полугодием 2014 года.

«Если почти три четверти руководителей малых предприятий в промышленности, мягко говоря, не очень понимают, что происходит в настоящее время с экономикой страны, то ждать от них управленческих шагов в сторону инвестирования, модернизации и внедрения инноваций вряд ли возможно», – отметили эксперты ЦКИ.

Ситуацию усугубили девальвация рубля, рост цен и затруднения в получении банковских займов. Около 40% бизнесменов сообщили, что ощутили рост цен на сырье и материалы. 60% предпринимателей пожаловались на низкий уровень доступности кредитов.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в малом производственном бизнесе – во II полугодии 2014 года оказался «в минусе» и составил -9% (соответствующее помесячное значение ИПУ за этот период для крупных и средних промышленных предприятий, наблюдалось примерно на отметке -4%).

Авторы исследования предупреждают: постоянные стрессы, которым подвергается малый бизнес, а также изменения правил игры и госрегулирования, не могут дать возможность предпринимателям стать драйверами будущего экономического роста и увеличивать долю рынка. По данным Росстата, на I полугодие 2014 года доля малых предприятий составляла 16%, а их оборот не превышал 10% от оборота всей российской промышленности.

Руководители малых производственных компаний выделили топ-10 лимитирующих факторов для своего бизнеса:

  • рост цен на энергоресурсы – 75% руководителей;
  • неопределенность экономической обстановки – 72% руководителей;
  • недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке – 71% руководителей;
  • увеличивающиеся издержки на выработку конечной продукции – 71% руководителей;
  • существующий налоговый режим – 69% руководителей;
  • инфляционные ожидания – 68% руководителей;
  • процентные ставки по кредитам – 64% руководителей;
  • недостаток квалифицированного персонала – 62% руководителей;
  • высокие транспортные расходы – 57% руководителей;
  • объем финансовых средств – 56% руководителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович :

За всю более чем двадцатилетнюю постсоветскую историю существования институт малого предпринимательства пережил целую череду спадов и относительных подъемов. Каждый новый цикл, наполненный инициативами и проектами, давал малым предпринимателям очередные надежды на «большое будущее». Однако смена этапов происходила без очевидных структурных сдвигов в экономике в целом. В результате «затянувшееся взросление», протекая зачастую с захватывающими экономическими, институциональными и регуляторными изменениями, стало национальной специфической чертой становления российского малого бизнеса.

Текущее обследование делового климата малых производств за II полугодие 2014 года – лишь очередное подтверждение сложившейся ситуации. Совокупность имеющихся статистических данных свидетельствует о том, что динамика развития российских промпредприятий наполнена преимущественно неблагоприятными тенденциями, а перечень стресс-факторов указывает, что «малые» по-прежнему не услышаны.

Потолок возможностей для компаний будет по-прежнему ограничен множеством факторов, главными из которых остаются депрессивность реального сектора, как источника спроса, ограниченные материальные ресурсы, а также непредвиденные маневры законодательства.

Проблема не совсем легальной деятельности является одной из ключевых и достаточно масштабной для понимания специфики малого бизнеса. В частности, Госдума планирует обсудить поправки в Налоговый кодекс о введении сборов за определенные виды экономической деятельности.

Эксперименты с нормативной базой, особенно в сфере налогообложения, зачастую приводили к росту социальной напряженности и частичному уходу предприятий в неформальную экономику. В ходе опроса 86% руководителей сообщили, что, например, пересмотр налоговых ставок в сторону уменьшения окажется самым действенным регулирующим решением, способствующему выводу производств из тени.

Таким образом, именно сейчас важно понимать, что текущий момент в контексте основы формирования Новой экономики и, как следствие, ближайшего будущего для малых организаций, должен стать исключением из правил и началом нового цикла. Природа наблюдаемых экономических преобразований, особенно в части импортозамещения, как никогда, способствует переменам. В частности, подъем пищевой и легкой промышленности, оборонного комплекса уже в ближайшее время видится локомотивом малой промышленности в качестве основных импортозамещающих сегментов. Имеющийся потенциал и, главное, сильный российский предпринимательский дух, который удивительным образом позволяет им оставаться в бизнесе, несмотря на постоянные изменения правил игры, могут стать опорой для будущего индустриального развития России.

В ходе ноябрьского раунда опроса «Индекс деловой среды РСПП» участникам были заданы дополнительные вопросы на тему последствий введений санкций для российского бизнеса. В анкетировании по данной теме приняли участие 55 компаний. 70,4% респондентов указали в качестве основного вида экономической деятельности «промышленность». Порядка 11% компаний принадлежат энергетическому сектору. Компании строительного сектора составили долю 9,3%, а компании сектора «транспорт и связь» - 7,4%. Большая часть респондентов (83,3%) относятся к категории «крупный бизнес», представители средних предприятий составили 7,5%, а субъекты малого предпринимательства - 9,2%.

48,1% компаний, принявших участие в опросе, считают, что экономические санкции оказывают влияние на деятельность предприятий. 38,9% отрицают влияние санкций на их компании, а 13% затруднились с ответом на данный вопрос.

Мы задали уточняющий вопрос, какие именно санкции влияют на деятельность организаций. Треть респондентов выбрали ответ «как санкции со стороны западных стран, так и ответные санкции со стороны России оказывают влияние на деятельность компаний», и две трети участников опроса уверены, что речь может идти о влиянии только санкций со стороны США, стран Европы и ЕС.

Введение санкций сказалось на экономических условиях ведения бизнеса по различным направлениям.

В ноябре наиболее критичным для российского бизнеса стал рост цен на сырьё, оборудование, комплектующие, связанный с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Японии и других стран - об этом заявили 64,6% респондентов. 20,8% организаций отметили, что воздействие по данному направлению незначительно. В то же время 14,6% не испытывают на себе роста цен на сырьё, оборудование, комплектующие из-за санкций.

Снижение доступности кредитов оказывает воздействие на деятельность почти половины компаний-участниц опроса (48,9%), а 17% компаний отметили, что по данному направлению введение санкций оказывает воздействие незначительно или не в полной мере.

Об уменьшении инвестиций как последствии введения санкций заявило 35,4% организаций, на деятельность 27,1% компаний уменьшение инвестиций в связи с санкциями оказывает незначительное влияние.

Для 29,2% представителей бизнеса, принявших участие в опросе, негативным результатом введения санкций стала невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг. 35,4% респондентов ощущает воздействие санкций по данному направлению как незначительное, и то же число компаний не испытывают подобного воздействия на деятельность компаний.

18,8% респондентов указали, что значимым последствием, связанным с введением санкций, стало появление трудностей в работе со смежными организациями - получателями продукции/услуг, в случае 27,1% компаний такого рода трудности оказывают незначительное влияние на деятельность.

15% организаций, принявших участие в опросе, ощущают на себе воздействие запрета на поставку продуктов питания в Россию из США, Европы и других стран, о том, что это воздействие незначительно заявили 12,5% респондентов. 72,5% компаний не испытывают последствий для своих компаний из-за введения данного запрета.

Необходимость поиска новых контрагентов, изменение логистики поставок оказывает влияние на 14,6% организаций, 31,2% обозначили влияние такого рода как незначительное, и 54,2% компаний не видят для себя последствий по направлению необходимости поиска новых контрагентов, изменения логистики поставок.

Снижение спроса на выпускаемую продукцию / услуги компаний-участниц опроса связано с введением санкций, по мнению 12,5% респондентов; 27,1% организаций отметили влияние снижения спроса из-за санкций как незначительное. 60,4% отрицают такого рода последствий для своего бизнеса от введения санкций.

Прекращение сотрудничества в оборонной сфере как последствие введения санкций является значимым для 11,4% компаний, принявших участие в опросе, 6,8% организаций считают, что прекращение сотрудничества в оборонной сфере влияет на деятельность их компании в незначительной степени.

Прекращение сотрудничества в нефтегазовой сфере оказывает воздействие на 9,5% компаний-участниц опроса, на 19% компаний данное воздействие незначительно. 71,4% респондентов отрицают для себя воздействие введения санкций в нефтегазовой сфере.

Проблемы с экспортом продукции появились у 6,4% компаний-участниц опроса, 19,1% отметили вариант «не в полной мере или незначительно», у 74,5% респондентов таких проблем нет.

На вопрос существуют ли возможности импортозамещения в отрасли, где работают или планируют работать компании-участницы опроса 60% ответили положительно, соответственно, 40% выбрали отрицательный ответ.

По мнению более половины респондентов, указавших, что импортозамещение в их отрасли в принципе возможно, введённые санкции расширяют возможности для импортозамещения. 18,2% компаний уверены в обратном. 15,2% участников опроса не видят связи между процессом импортозамещения и введением санкций. Ту же долю составили компании, затруднившиеся с ответом на данный вопрос.

Для большинства организаций стратегия компании в условиях действия санкций заключается в оптимизации затрат предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) - 78,3% респондентов выбрали этот вариант.

Четверть респондентов (26,1%) планируют расширить производство, а пятая часть участников опроса готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции. Об интенсификации - увеличении выпуска продукции (результатов деятельности) без расширения производства как составной части стратегии компании в условии действия санкций заявили 17,4% респондентов, 13% компаний собираются снижать объём производства или оказания услуг.

19,6% организаций намерены изменить списочную численность работников в период действия санкций - сократить сотрудников. 17,4% компаний указали, что готовы изменить кадровую политику, а 15,2% собираются снизить размер «социального пакета».

В 10,9% организациях действует план антисанкционных мер.

Ключевым направлением по оказанию государственной поддержки, по мнению респондентов, являются программы по субсидированию инвестиционных проектов, модернизации и реконструкции производства (доля ответов 75%).

Программы компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам, льготное кредитование привлекают 62,5% организаций, принявших участие в опросе.

Более половины участников опроса (55%) указали в качестве наиболее востребованного вида поддержки со стороны государства снижение фискальной нагрузки, приостановку налоговых инициатив, связанных с введением налога с продаж, изменением порядка начисления социальных выплат в Пенсионный фонд и другие. Половина компаний заинтересованы в такой мере поддержки, как распространение льготы по налогу на имущество на увеличение стоимости при модернизации, реконструкции, объектов введённых в эксплуатацию до 2013г.

42,5% компаний считают, что поддержка должна осуществляться в виде установления на законодательном уровне льгот и преференций при реализации российскими предприятиями масштабных инвестиционных проектов.

Предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам востребовано в качестве меры государственной поддержки в условиях санкций чуть более третью компаний (32,5%).

Данный вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому сумма не сводится к 100%.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • -- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • -- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • -- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; -- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; -- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% -- что им нужны надежные законодательные гарантии». Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% -- в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий -- в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки. Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются: Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Второе условие -- необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры -- вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства -- медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Третье условие -- налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ. Четвертое условие -- активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Государственная политика поддержки малого предпринимательства -- самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: первый -- широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; второй -- умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий. Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: -- «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; -- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; -- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности; -- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; -- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются: -- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; -- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; -- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др. Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат: соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки; соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства. В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В настоящее время основными источниками финансирования малого бизнеса, помимо собственных средств предпринимателей, средств их родственников и друзей, являются «прямая финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства, и банковское кредитование». Большинство экспертов отмечает невысокую эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который в настоящее время упразднен. Действовавшая система предусматривала перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходило прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. В результате прежняя редакция Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не только устарела, но и во многом дискредитировала себя. Причина проста -- коррупция. Приближенные к органам распределения лица зачастую регистрировали малые предприятия, получали деньги, а потом искусственно банкротились, оставляя себе бюджетные средства. До реально действующих предпринимателей государственное финансирование доходило не часто. В результате государственное финансирование малого бизнеса в настоящее время свелось к четырем проектам. Первый проект -- создание бизнес -- инкубаторов. Бизнес-инкубатор -- это достаточно большие помещения, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2-3 рабочих места либо небольшая комната. Как правило, один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания должна выйти из инкубатора, а на ее место прийти другая. Субъекты РФ сами решают, где им создавать такие инкубаторы. Финансовая поддержка из федерального бюджета сводится к финансированию строительства или реконструкции здания, обеспечение связью, компьютерами и оргтехникой. Сам же объект находится в собственности субъекта РФ, и бремя расходов на его содержание несет собственник. Второй проект -- поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Если малое предприятие имеет возможность участвовать во внешнеэкономической деятельности, то его поддержка со стороны государственного бюджета выглядит следующим образом: -- «субсидирование процентной ставки, под которую малое предприятие получило в банке кредит под экспортный контракт в размере 50 процентов; -- компенсация 50 процентов затрат, связанных с оформлением выхода на внешний рынок, в виде стоимости сертификатов, лицензий, подтверждения соответствия; -- компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом в размере 75 процентов от стоимости аренды». На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Она определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок. Третий проект -- поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Суть кредитных кооперативов состоит в том, что физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств. Государственная поддержка состоит в том, что бюджет компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, так, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была несколько ниже. Четвертый проект -- поддержка малых инновационных компаний. Основными препятствиями в получении банковских кредитов малым бизнесом являются следующие обстоятельства: -- высокая степень риска; -- высокий уровень издержек. Высокая степень риска заключается в том, что малые предприятия зачастую не могут выплатить высокую процентную ставка по кредиту, у них отсутствует залоговое обеспечение, кредитная история, имеются трудности при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Высокий уровень издержек состоит в том, что затраты банка на выдачу одного крупного кредита значительно меньше, чем на сотню мелких кредитов. Применяемые в настоящее время модели экспресс -- кредитования также отличаются рядом серьезных неудобств для предпринимателей. «Во-первых, размер кредита, полученный экспресс-методом без предоставления залога, не превышает 30 000 руб. Во-вторых, более крупные суммы кредита можно получить только под залог, которого у предпринимателей зачастую нет, или же он не удовлетворяет банк». В результате, для того чтобы поддержать малый бизнес в процессе получения банковских кредитов, государственный бюджет должен нести финансовые потери. Государственная финансовая поддержка заключается в следующем: -- производится оплата структурам поддержки малого предпринимательства за разработку бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов для малого бизнеса; -- частично субсидируется процентная ставка по банковским кредитам; -- предоставляется залог в качестве гарантии возврата кредита. Подводя итог изложенному в этой главе можно сделать следующие выводы. Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике многих стран, в том числе и России. В настоящее время разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса, определены критерии, по которых предприятие отнесено к малому или среднему бизнесу. Этапы развития малого бизнеса в России показывают недостатки и преимущества развития малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес имеет достаточное количество проблем, решать которые помогает государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса.

Почему санкции западных стран против России – это надолго? Чем введенные ограничения со стороны США отличаются от "мер воздействия", которые установил Евросоюз против РФ? Кто из американских ведомств активнее других выступает за введение новых санкций против России? И как наша страна должна ответить на такой вызов? Об этом на совместной конференции "Право.ru" и ART DE LEX рассказали представители госорганов и юристы со всего мира.

Модератор первой панели мероприятия, управляющий партнер Дмитрий Магоня уже в самом начале обозначил несколько главных тезисов дискуссии. Во-первых, создается впечатление, что санкции - это предопределенность, которой не избежать, отметил он. Кроме того, постоянно появляются новые ограничения против России, последние из которых США ввели уже в апреле этого года.

Несмотря на политические причины изначального установления санкционного режима, участники конференции заранее договорились не затрагивать этот аспект. Мы не отвечаем на вопрос кто виноват, а будем разбираться, что делать, заметил Магоня.

Каким будет правильный ответ России

Но сначала Александра Бай, советник Steptoe & Johnson, кратко рассказала о том, кто активнее всего выступает за существующие ограничения против России в США. По ее словам, американский Конгресс играет важную роль во введении санкции: «Этот орган занимает достаточно агрессивную позицию». Сами же «меры воздействия» на нашу страну с позиции юридической техники имеют немало неопределенных формулировок. По сути, они одинаково написаны для Ирана и для России, сказала Бай. Кроме того, ограничения, вводимые против РФ, в последнее время все больше направлены на страну в целом, а не на конкретных лиц, добавила докладчик.

Она подробнее остановилась на Законе о «противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который Дональд Трамп подписал летом 2017 года. Документ придал форму закона ограничительным мерам в отношении России, Ирана и КНДР, принятым предыдущими администрациями США, и ввел дополнительные санкции. Основная особенность этого акта - его экстерриториальный характер, пояснила Бай. Прописанные в этом законе правила распространяются на неамериканских физических и юридических лиц в любой части земного шара. А санкционный режим американский президент не сможет самостоятельно смягчить или отменить - для этого ему потребуется одобрение Конгресса.

И в результате такие политические решения искажают нашу экономическую жизнь, констатировал Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС. Санкции - это всегда плохо, сказал докладчик: «Они склонны к саморазгону и самоэскалации». Введенные западными странами против России ограничения имеют дискриминационный и избирательный характер, продолжил он: «Санкции искажают нормальную экономическую жизнь, когда безапелляционно делят людей и компании на «плохих» и «хороших».

Вместе с тем к ответным шагам на западные «меры воздействия» надо относиться очень аккуратно, считает представитель антимонопольного органа: «Одна из больших опасностей в этом процессе - наказание невиновных». Вряд ли СЕО иностранной компании с широким представительством в России мечтал, чтобы правительство его страны запретило этой зарубежной фирме работать с РФ, заявил Цыганов.

Реакция российских властей на санкции должна быть сбалансированной и взвешенной. Лучший ответ на введенные ограничения - открытость нашей экономки к инвестициям и инновациям. На Дальнем Востоке мы пропагандируем именно такой подход.

Павел Волков, статс-секретарь, замминистра по развитию Дальнего Востока

Кроме того, наше государство точно будет помогать отечественным компаниям, попавшим под санкции, признался замначальника ФАС. Но он предупредил, что эту помощь надо оказывать крайне внимательно, анализируя каждую ситуацию отдельно: «Под видом потерь от санкций фирмами могут предъявляться потери от их плохого менеджмента и неэффективных инвестиционных решений».

Привыкшие иностранцы и разница санкций

Развивая тезис Цыганова о том, что иностранный бизнес вряд ли мечтал о существующем санкционном режиме с Россией, Хельге Мазаннек, партнер и руководитель налоговых консультаций по России Rödl & Partner, объяснял, как немецкие предприниматели в последние годы адаптировались к «новым реалиям». Для этого иностранным предприятиям пришлось вводить свои отдельные комплаенс-системы по этой теме, рассказал эксперт. Он особо подчеркнул, как сильные отдельные санкции Евросоюз ввел в отношении Крыма и Севастополя. Во-первых, с этих территорий в Евросоюз нельзя импортировать никакие товары. Во-вторых, иностранцам запрещено инвестировать в какие-либо проекты на полуострове. Существует запрет и на поставку самой разной продукции в Крым из западных стран, разъяснял Мазаннек. Эксперт заметил, что ограничения распространяются даже на туристический сектор. Чтобы все эти «меры воздействия» соблюдались, европейское законодательство предусматривает серьезное наказание за нарушение «санкционного режима». В Германии за это можно даже получить до 10 лет тюрьмы, рассказал юрист.

В любом случае, санкции США и ЕС - это две разные парадигмы, объяснил Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам, так как американские «меры воздействия» очень сложно отменить, а Евросоюзу сделать это гораздо проще, заверил эксперт. Основная же опасность от вводимых ограничений в том, что они могут устанавливаться «внезапно и нелогично»: «Как это произошло в начале апреля этого года». Подобная ситуация создает большую неопределенность для бизнеса, констатировал Тимофеев: «Непонятно, где ждать следующего укола - в каком секторе». Павел Шинский, глава франко-российской торгово-промышленной палаты напоследок сравнил такое положение дел с внезапной отменой правил в шахматах: «Представьте, что судья вдруг разрешает «черным» ходить первыми, потом запрещает русскому игроку делать рокировку, а американцу, наоборот, - позволяет».