Особенности мотивации дошкольников. Семинар для педагогов доу "приемы побуждения детей к самостоятельной деятельности" Игровая мотивация на занятиях в доу

Подготовила: Сергеева Наталья Владимирована- воспитатель 1-й кв. категории МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре.Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивацияпозволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для дошкольного возраста.

Я использую в своей практике такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей.

Я выделила восемь типов мотивации:

Первый тип- игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы я детям предлагаю поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.Данную мотивацию я используюв НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например:(для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком).Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Давайте их спрячем под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Давайте сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Я сообщаю детям, что собираюсь мастерить и прошу детей помочь. Интересуюсь, как они могут помочь. Каждому ребёнку даю посильное задание.В конце подчеркиваю, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию я использую в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Часто используем в итоговых мероприятиях по теме недели.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Я сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и прошу детей научить меня. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и раздаю звездочки.

Например:

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Я использую стихи, песенки, потешки, загадки и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

  • Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
  • Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрастев НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста.Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает мне, а детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

А вам я приготовила картотеку мотиваций. Надеюсь, что она пригодится вам в вашей работе.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ

В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место проведения: МБДОУ д/с №43

Разработала: Комалова Н.Л. зам.зав. поУРВ

Круглый стол предполагает равную работу всех участников заседания.

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов в вопросе игровой мотивации детей в разных видах деятельности

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов о методах и приемах вовлечения детей в различные виды деятельности
  2. Повысить творческий потенциал педагогов
  3. Побудить педагогов использовать в практической деятельности приемы игровой мотивации детей

Введение:

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, ,

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение имеют игровые формы обучения и воспитания.

Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

I часть: Теоретическое обоснование проблемы

Что такое игровая мотивация?

Мотивация –(от лат. приводить в движение, толкать) 1.Побуждение к деятельности.

2. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Для чего вообще нужна мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация определяет “программу” игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия или задания, стимулировать познавательную активность детей.

Игровые методы, упражнения , используемые в работе педагогами, позволяют решить сразу несколько задач:

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами:

показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

Почему ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии или в любом виде деятельности?

Упрямство

Плохое настроение

Плохое самочувствие

Неинтересно

Трудно не по возрасту

Плохая подготовка педагогом занятия (непродуманное, отсутствие наглядного материала, плана)

Недостаточная мотивация, отсутствие заинтересованности в конечном результате.

Чем и как заинтересовать ребенка дошкольника, чтобы он оторвался от своих дел и с интересом принялся за предлагаемое вами дело?

Следует использовать такие приемы:

На первом плане стоят эмоции . это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. например: педагог (во время сборов на прогулку. летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. а зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Практическое задание: (назовите и впишите свои варианты примеров в указанные графы схемы)

Словесная мотивация (только по словесному указанию, постановка проблемы) (прием соревнования, постановка проблемы, просьба, похвала-хула)

Предметно-действенная мотивация (внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия, с которым в дальнейшем ребенок будет действовать)

(письмо, сказочный персонаж, волшебная корзина, коробочки, плакаты)

II часть: Практическое применение технологий

Работа в микрогруппах

Участники группы – выполняют роль воспитателя(лей), остальные педагоги – «дети». участникам группы предлагается самостоятельно выбрать любой вид деятельности дошкольников заданного возраста и обыграть выбранную ситуацию с педагогами-«детьми». От каждой группы – одна игровая ситуация.

III часть: Обмен опытом

Решение Педагогических задач

Уважаемые педагоги! Вспомните из своей практики ситуацию(одну), в которой дети поставили Вас в тупик (режимные моменты, занятия, праздник и т.д.). Как вы разрешали данную проблему?

Дать педагогам 5 минут для того, чтобы записать наиболее интересные моменты практикума.

Предложить педагогам создать брошюру «Полезные советы для взрослых. Как вести себя в нестандартных ситуациях»

формулировка советов общая для всех: «Если ребенок делает _____________, я ___________»

Заключение:

рефлексия, визуальное закрепление материала

ВИЗУАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(в незаполненные поля вставьте недостающие словосочетания)

  1. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения – это _____________.
  1. Обучение детей должно быть ____________________________________________________, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
  1. Цель мотивации – вызвать у детей ____________________________________________, создать ___________________________________________, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение ________________________________.
  1. Мотивация, основанная на прямом речевом указании - _________________________.
  2. Предметно-действенная мотивация подразумевает _____________________________________________________________________

Ответы:

Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения – это мотивация.

Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым , обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация, основанная на прямом речевом указании – словесная мотивация

Предметно-действенная мотивация подразумевает внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия


Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Потребность в деятельности как своеобразный компонент мотивации наиболее ярко проявляется в таком виде деятельности как игровая.

Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, оказывая влияние на развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирования внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста 29, c. 54 . Игра содержит в себе все тенденции развития она источник развития и создаёт зоны ближайшего развития за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего типа, указывал Л.С.Выготский 14 с.15 . Современные исследования игровой деятельности дошкольника подтвердили правильность идей Л.С.Выготского. было установлено, что важнейшие стороны психики, в частности формирование личности ребёнка, развивается преимущественно в игре. Благодаря ей в сознании дошкольника выделяются и осмысливаются социально принятые этические нормы поведения, формируется основной движущий мотив личностного развития-быть как взрослый.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, выделение основных функций социальной деятельности.

Результатом такой ориентировки является формирование у ребёнка новых по содержанию социальных мотивов, важнейшими из которых являются стремление к социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, и мотив должен занять новую социальную позицию 7, с. 89 . Происходит изменение психологической формы мотивов, отражающих общую тенденцию развития сознания от досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщённого намерения, стоящим на грани сознательных 69 , с. 277 . В игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются волевые мотивы Л.С.Выготский 14 . Л.С.Выготский считал, что сознательный выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами, отрыва от наглядной ситуации собственного выполнения действия.

Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия, создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов.

Игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребёнком произвольными формами поведения.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений 19 , с. 101 . Произвольность поведения, истоки которой лежат в овладении ребёнком произвольными движениями в процессе элементарных игр, продолжает эффективно формироваться в сюжетно-ролевых играх.

Магия роли, психологический механизм которой, несомненно, связан с особой мотивацией деятельности, перестраивает поведение ребёнка, он начинает контролировать себя. Следуя роли-образцу, ребёнок подавляет сиюминутные побуждения и желания, подчиняется эталону поведения, который диктуется ролью. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец 14, 69, 20 . Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками сверстниками в классе на ковре. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребёнка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее исследующих структурных компонентов целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, операционного, результативного.

Сюжетно-ролевая игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность в ходе которой ребёнок ставит и реализует значимую для себя цель приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т. п При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребёнка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др одно из основных средств реализации сюжета, составляющее операционную сторону игры. Сюжеты игр разнообразны.

Условно их делят на бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей игры в больницу, магазин, животноводческую ферму, общественные игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну. Содержание игры, отмечает Д.Б.Эльконин, 69 - это то, чтовоспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом покормил мишку-уложил спать снова покормил-и снова уложил спать. А.П.Усова 64 охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причём интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребёнка. Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались не накормленными.

Однако на границе третьего и четвёртого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, вкючая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов. На четвёртом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий.

У дошкольников складывается интерес к определённым сюжетам, в которые они играли и раньше в семью, больницу, строителей, транспорт и др Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то своё, индивидуальное. Например, Серёжа, папа которого капитан речного парахода, предлагает воспитательнице покатать детей по Москва-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту.

В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыш, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями матрос плавает по комнате, которая стала как будто море. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появлыются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические расширилась сфера отображения труда взрослых обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций помимо условных и символических действий положил голову на ладошку - уснул дети активно используют речевые комментарии Все как будто поспали - и сразу идём в зал на праздник! Давайте так мы уже прилетели в Африку Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий.

Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развёртывания содержания игры. Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям - усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого - постепенный переход от развёрнутой игровой ситуации к свёрнутой, обобщение изображаемого в игре использование условных и символических действий, словесных замещений. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний, интересам, чувствам ребёнка, его личному опыту.

Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребёнка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружаюей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре С капитаном нельзя спорить! или Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу! Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать.

Исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребёнка от взрослого. Одновременно у дошкольника растёт стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого укладывает куклу спать, как мама, хотя и не называет себя именем взрослого.

Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и ещё один признак ребёнок озвучивает игрушку, говоря от её лица. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями я - мама, я - шофёр, я - врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действиям с предметами мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для приготовления обеда, купания ребёнка врач подбирает для лечениякарандаш - градусник, рвёт бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определённой атрибутики у мамы - набор предметов быта, у врача - медицинские инструменты, лекарства, у шофёра - транспортное средство.

Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы ложка, тазик для купания куклы, а также предметы-заместители карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем. Ролевое взаимодействие осуществляется посредством предметно-игровых действий врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п. В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности у ребёнка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4- 5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребёнок охотно берёт на себя те роли, отношения в которых ему понятны воспитательница заботится о детях, капитан ведёт корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно. Ребёнок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия.

Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный.

Помощь взрослого необходима. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребёнок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребёнка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребёнок принимает во внимание нестолько внешнюю логику, последовательность действий есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолёт может приземлиться сколько смыслов социальных отношений полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии. Основным результатом игры ребёнка является удовлетворённость, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Наряду с этим существует и второй, скрытый от ребёнка результат - это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения между детьми, система личностных качеств разнообразные познавательные интересы и умственные способности.

Игра с правилами, так же как и сюжетная игра, является элементом детской субкультуры, принадлежностью детской жизни от дошкольного возраста до подросткового.

Рассматривая игру с правилами как социокультурный феномен, один из видов традиционных игр т. е. игр, передаваемых из поколения в поколение, исследователи прежде всего отмечают свойственную ей стабильность формы, сохранение базовой структуры при разнообразии вариантов И.Ивич, 1987 H.Schwartzman, 1978 Play and Culture, 1987 21, 72, 73 По Х.Шварцман 72 , игра с правилами относится к разряду активностей, доставляющих удовольствие, т.е. имеет характеристику, объединяющую её с другими видами игр и развлечений.

Вместе с тем игре с правилами присущ комплекс отличительных признаков. К ним относятся организованная структура, состязание наличие двух или более соревнующихся сторон, критерии для определения победителя выигравшего, договор соглашение относительно правил.

Все эти признаки выступают в определении Х. Шварцман 72 как рядоположеные, без какой иерархизации. Предлагается и более общий критерий для ограничения игры с правилами от других видов активности наличие формализованных правил. К примеру, И. Ивич 1987 21 , разрабатывая международный проект по сбору и сохранению традиционных игр, подчеркивает, что игра с правилами характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков.

Правила носят безличный, договорной или обстоятельный характер для всех участников. Это не исключает различных вариантов игр и модификаций правил, но, как только участники договорились о правилах и варианте игры, они обязаны и соблюдать И. Ивич, 1987. С.145 21 . По-видимому, если сгруппировать все указываемые исследованиями признаки, игра с правилами наиболее полно может быть определена через две специфические составляющие формализированные, конвенционные безличные, договорные, обязательные для всех правила и состоятельные отношения с установлением первенства выигрыша одной из сторон.

Разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию по степени и характеру требуемых игрой умений и способностей приводит Х. Шварцман 72 1 игры, основанные на ловкости физической компетенции 2 стратегические игры требующие умственной компетенции играющего. При этом Х. Шварцман 72 указывает, что в культуре достаточно редко обнаруживаются эти чистые типы, чаще в конкретной игре смешиваются их элементы, хотя какой-то может быть преобладающим.

Детские игры могут быть различены по разным основаниям 1. по их специфическим характеристикам - на сюжетные игры и игры с правилами а последние, могут рассматриваться в рамках более детальных классификаций 2. по форме их организации и мере регламентации взрослым с целью решения воспитательно-образовательных задач - на самостоятельную игровую деятельность детей и дидактическую игру со специально вносимым педагогом содержанием. Сюжетные игры и игры с правилами различаются типом отношений и характером сочетания интересов играющих.

В сюжетной игре если она протекает как совместная это отношения дополнительности, сопричастности смыслу действий партнера в каждом очередном шаге игры или же просто независимые действия каждого. В игре с правилами это отношения состязания, связанные с установлением первенства в чем-либо одного из играющих. В качестве центральной характеристики можно выделить результат игры - выигрыш. По существу, в нем как в фокусе собираются, с одной стороны, совместность и состязательность выиграть можно только у других, с другой стороны, совместной и состязательность выиграть можно только у других, с другой стороны, безличное, обязательное письмо и цикличный характер деятельности правила уравнивают всех играющих, возобновление циклов открывает для всех перспективу успеха. Именно выигрыш придает этой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действий с дидактическим материалом хотя здесь есть и общие черты - получение заранее определенного конечного результата, наличие правил действия с материалом. Рассмотрим общую схему процесса развертывания игры с правилами.

Первоначально играющие должны занять равные исходные позиции.

Это значит справедливо с равной для всех возможностью распределить функциональные места в игре функции с преимущественной активностью, если такие предполагаются, порядок вступления в игру участников и т.п Затем должен быть развернут игровой цикл реализованы конкретные действия, предполагаемые игрой, который завершается определением выигравшего.

Далее, для повторения игрового цикла должны быть вновь определенны исходные позиции играющих. Все эти моменты предполагают использование правил трех видов. Первые - нормативные правила или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости, второй - собственно игровые правила конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре и, наконец, критерий или правила установления выигрыша - определение победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих кто раньше всех, тот выигрывает, кто больше всех, тот выигрывает и т.п Участники игры должны освоить все эти типы правил для того, чтобы развернуть процесс совместной деятельности. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра. Однако, специфическое развивающее значение игры с правилами связано прежде всего с ее специфическими характеристиками.

Особенно важна игра с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения именно нормативной регуляции, а не просто произвольного действия. В игре с правилами как кооперативной деятельности, требующей соблюдения правила нормы, обязательного для всех участников, возникает необходимость во взаимной нормативной регуляции контроле за выполнением правил - важной составляющей морально - нравственного развития ребенка С. Г. Якобсон, 1984 Е. В. Субботинский, 1983 J. Piaget, 1932 и др. 70, 59, 71 В этом виде игры создаются условия и необходимость для освоения и актуализации детьми в самостоятельной деятельности нормативных способов реализации морального принципа справедливости.

Общая структура игры с правилами способствует возникновению состязательных отношений между детьми, развитию стремления к успеху в достижении определенного результата сопоставлению своих достижений с результатами сверстников, причем, это сопоставление, выделение себя среди других осуществляется ребенком самостоятельно в соответствии с доступными ему критериями. Важным являются также приобретаемый ребенком опыт переживания временной неудачи, пока еще социально не значимой, безобидной деятельности, как игра. На значение опыта переживания своего неуспеха, принятия для более устойчивых, упорядоченных реакций ребенка на фрустирующие реакции в дальнейшим указывает на ряд исследователей см. Play and Culture, 1987 73 . Кроме того, игра с правилами, как и другие виды совместной детской деятельности, оказывают существенное влияние на овладение ребенком различными типичными формами взаимодействия одновременные и последовательно - поочередные действия с другими, обмен функционально - распределенными действиями внутри группы и между командами и т.п а также на развитие способности к договору, предварительному согласованию предстоящих действий.

Мы посчитали необходимым дать обзор вопросов, связанных с развитием сюжетно - ролевой игры с правилами у нормально развивающихся детей, поскольку это даст возможность глубже понять особенности формирования мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, так как формирование происходит с ориентировкой на развитие мотивации игровой деятельности в норме.

Глава II Анализ результатов экспериментальных исследований мотивации игровой деятельности. 2.3 Методы исследования.2.3.1. Эксперимент Волшебная комната 2.3.2. Методика Выбор игры. 2.3.3. Наблюдение в ходе игровой деятельности. 2.3.1. Эксперимент Волшебная комната. Цель Исследование взаимоотношений детей 5-7 лет. 1. Выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности. 2. Позволяет построить гипотезу о возможных причинах популярности ребёнка. 3. Позволяет получить уточняющую информацию о эмоционально-личностных предпочтениях ребёнка Инструкция Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете.

Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней всё, что захочешь.

Но есть два условия ты должен пойти туда не один, возьми с собой двоих, кого ты захочешь.

И ещё, всё, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам. Вопросы 1. Кого ты с собой возьмёшь? Нужно уточнить, что это за дети, и какого они возраста. 2. Вот теперь вы пришли в волшебную комнату.

Что ты предложишь там делать? Во что и как играть. 3. Хорошо, все поиграли.

А потом дети сказали, что им это надоело, и они не будут больше играть. Что ты дальше предложишь? 4. Какие игры ты ещё можешь предложить? 5. Ты предложил, а ребята не хотят так играть.

Что ты будешь делать? Интерпретация Инициатива и позиция в общении 1. Ребёнок легко вносит разнообразные, чёткие по замыслу предложения по совместной игре. Интерпретация В реальном игровом взаимодействии ребёнок будет также инициативен. Он принимает на себя главные роли в игре и занимает ведущую, доминирующую позицию в общении. Доминирование может быть положительным и отрицательным. При положительном - ребёнок доброжелательно, конструктивно решает возникающие конфликты, учитывая мнение и желания других.

При отрицательном - авторитарность, стремление достичь цели любым способом. 2. Если ребёнок предлагает 1-2 варианта игры, не всегда представляет себе её ход и затрудняется распределить роли. Интерпретация В реальной игре эти дети менее активны, они лишь поддерживают её. Вносят предложения и уточнения, связанные с принятой ими ролью. Они выбирают для себя средние по значимости роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Не пользуются большой популярностью, но и не оказываются в изоляции. 3.Дети, которые отказываются от проявления инициативы.

В лучшем случае предлагают один вариант игры и не могут рассказать о её замысле. Интерпретация В реальной игре выступают пассивными участниками. Им достаются второстепенные и малопривлекательные роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Развитие игровых навыков. 1. Ребёнок может предложить несколько вариантов сюжетно-ролевой игры, игр - драматизации или игр с правилами. Может рассказать о ходе игры, её правилах, распределить роли. Интерпретация Высокий уровень игровых навыков. 2. Ребёнок может предложить один вариант сюжетно-ролевой игры или игры с правилами, либо только настольно-печатные.

Интерпретация Средний уровень развития игровых навыков. Предлагались игры разного вида сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, настольно-печатные и др Каждый ребёнок выбирал 3 раза. Инструкция 1. Вопросы Я предложу несколько игр, а ты выбери одну из них, в которую бы ты хотел сейчас поиграть. 2. Давай вместе с детьми поиграем. 1. Почему ты выбрал эту игру? 2. Во что ты будешь играть со мной потом? 3. С кем из детей ты хочешь поиграть? Почему? Оценка Анализ качественный и результаты фиксировались.

Наблюдение в ходе игровой деятельности. Цель Наблюдение за особенностями игровой деятельности во время проведения эксперимента и методики. В ситуации обследования ребёнку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребёнок подходит к игрушкам.

Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий. Оценивается - проявление интереса к игрушкам эмоциональные реакции и высказывания, просьбы - выбор игрушек отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью набрать игрушек побольше, безотносительно к их назначению - стойкость интереса к игрушке долго ли занимается одной игрушкой, организует ли с ней действия - адекватность использования игрушек соответствие использования предмета его назначению. Неадекватное использование рвут, ломают, облизывают, сосут, пытаются взять в рот нелепые действия с предметами - действия, не диктуемые логикой игры или качеством предмета - возможность организации и уровень самостоятельной игры манипуляция, процессуальная игра, игра с элементами сюжета - характер игры однообразный или нет, наличие творчества - поведение во время игровой деятельности эмоциональные реакции, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого. Исследование интересов ребёнка, его потребностей проводится параллельно с изучением игры. Результаты фиксировались в таблице. 2.2

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Слишком много есть в каждом из нас Неизвестных, играющих сил А. А. Блок Актуальность проблемы мотивации. Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе.. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологии, так и для общественной практики.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Мотивационная сфера в дошкольном возрасте представляет определённый интерес для родителей и педагогов. Поведение детей в период формирования личности характеризуется определённой наивностью и простотой. Однако все совершаемые ими действия имеют скрытый и осознанный смысл, который обусловлен полученным воспитанием.

В связи с тем, что детсадовский период является подготовительным этапом к дальнейшему образованию, формированию познавательной мотивации необходимо уделять особое внимание. Модель поведения, выстраиваемая в раннем возрасте, будет в дальнейшем обуславливать не только успешное обучение, но и социальные взаимоотношения в обществе.

Типы дошкольной мотивации

Развитие внутренних движущих сил у ребёнка требует особого изучения и внимания. Ведь наличие сильной познавательной мотивации у дошкольников станет залогом успешного освоения тех или иных жизненных сфер.

В раннем возрасте поведение ребёнка является отражением определённых эмоциональных переживаний. Однако, совершая те или иные действия, дошкольник не всегда отдаёт отчёт о том, что именно побудило его на такое поведение. Побуждение, которое стимулируется внутренними движущими силами, всегда имеет определённую направленность и ориентированно на достижение цели. Для того чтобы обеспечить возникновение нужной мотивации, в педагогике принято выделять четыре типа:

  • Игровая мотивация;
  • Помощь взрослому;
  • Тяга к образованию;
  • Создание предметов своими руками.

Мотивационная сфера ребёнка довольно разнообразна. Интерес к миру взрослых стимулирует детей копировать поведение родителей и близких. Такая особенность нередко используется воспитателями в работе с детьми. Наиболее значимым детским мотивом считается их интерес ко всему новому, в частности к игре. Именно такой процесс побуждения внутренних движущих сил способствует установлению правильного взаимоотношения со взрослыми.

Стремление к получению положительной оценки совершаемых действий делает детей чувствительными к мнению взрослого. Мотивированный ребёнок с удовольствием выполняет различные поручения и соблюдает установленные правила. Для малыша в возрасте 3-5 лет большое значение играет среда, в которой он находится большую часть своего времени. Эмоциональный микроклимат детского сада определяет нормы поведения взрослеющего ребёнка на всю оставшуюся жизнь.

Как зарождается желание к образованию

Ведущую роль в формировании познавательной мотивации играет семья, так как именно в раннем возрасте происходит закладка социальных и бытовых потребностей человека. В условиях семейного воспитания у дошкольника появляется интерес ко всему новому. Ребёнок учится получать информацию из книг и других источников, осознаёт необходимость образования. Со временем малыш начинает заменять своё «хочу» на более серьёзное понятие «надо». Творческие занятия помогают привить ребёнку понятие того, что всё нужно доводить до логического конца.

Родители, которые серьёзно занимаются воспитанием своих детей, обязательно научат малыша признавать свои ошибки и адекватно оценивать результат выполненной работы. Стремление к определённому успеху в раннем возрасте является надёжной основой образовательной мотивации.

В стремлении к определённому результату дошкольники более старшего возраста довольно часто выполняют различные бытовые задания в обмен на то, чтобы им разрешили, например, посмотреть телевизор или погулять. Такая мотивация дошкольников свидетельствует о том, что ребёнок ставит понятие «надо» выше собственного «хочу». Усилить инициативу ребёнка можно поощрением или похвалой. В то же время наказание оказывает противоположный эффект.

В связи с неустойчивостью мотивационной установки обещание ребёнка считается слабым стимулом. В связи с этим требовать от малыша обязательного выполнения того или иного условия практически бесполезно. Кроме того, невыполненные по различным причинам обещания формируют у дошкольника негативные личностные качества в виде необязательности и беспечности.

Стимуляция к действию

Многим детям среднего дошкольного возраста требуется внешнее педагогическое воздействие на мотивационную сферу. Для того чтобы процесс побуждения к действию был целенаправленным, с ребёнком необходимо проводить определённые тренировки:

  • Процесс обучения должен проходить в тесном сотрудничестве с воспитателем. Педагоги или родители должны верить в возможности малыша и тем самым стимулировать его к действию. При работе с дошкольником не стоит форсировать события и торопиться с выводами. Каждый малыш индивидуален и по-своему уникален.
  • Очень важно вызвать у взрослеющей личности интерес к любой деятельности. Для этого можно использовать любознательность малыша. В процессе работы с дошкольником необходимо создавать такие ситуации, которые потребуют решения новых задач.
  • Ребёнку нужно подробно разъяснять причину его неудачи или успеха. Оценка его деятельности педагогом является сильной мотивацией. Сравнивать результаты малыша нужно не с другими детьми, а с его ранними показателями.

Становлению познавательной активности способствует общение со взрослыми в игровой форме. В процессе такого взаимодействия родители и воспитатели стимулируют не только желание к образованию, но и передают своё отношение к этой деятельности. Взрослый наделяет смыслом познавательную деятельность малыша и помогает направить детскую мотивацию к определённой цели.

Мотивация развития двигательных навыков

Различная двигательная активность формируется у человека в течение всей жизни. Получение навыков у дошкольника обусловлено рядом различных факторов и условий. Степень освоенности того или иного умения оценивается способностью человека управлять своим сознанием.

Освоение новых двигательных навыков происходит по следующим предпосылкам:

  • Ребёнок должен обладать минимумом знаний о технике действия;
  • У него должен быть двигательный опыт и определённая физическая подготовка.

Двигательный навык требует постоянного совершенствования и осмысленного подхода. Поэтому при освоении определённого действия большое значение имеет возраст дошкольника. Длительность перехода от навыка к умению и эффективность обучения может зависеть от следующих факторов:

  • одарённости ребёнка к освоению той или иной дисциплины;
  • сложности поставленной задачи;
  • возраста;
  • профессиональности педагога;
  • уровня образовательной мотивации.

Таким образом, совершенствованию двигательного умения маленького ребёнка способствует не механическое повторение определённых действий, а готовность сознания к самостоятельному освоению навыка.

Психология освоения игровой мотивации

Особенности мотивации дошкольников в игровой форме заключаются в том, что в процессе обучения преподаватель должен переключить сознание маленького ребёнка с неосознанного выполнения действий на сознательное. Также педагог должен активно развивать творческое воображение детей.

Пробуждение мотивации с помощью игровых действий должно проходить по определённой программе и с соблюдением строгих правил:

  • Выполняемые задания должны иметь определённый уровень сложности;
  • Занятия должны быть интересными и разнообразными;
  • В процессе игровой мотивации ребёнок должен самостоятельно заниматься поиском необходимого решения;
  • Форма занятий должна постоянно меняться, для того чтобы исключить создание напряжённой рабочей атмосферы;
  • Новый материал должен быть интересен ребёнку и максимально связан с его жизненным опытом.

Преподаватели обязаны эмоционально стимулировать интерес дошкольника к выполнению задания. Поддержание правильной доброжелательной атмосферы на протяжении всего цикла обучения является залогом успешного решения поставленной задачи.

Интерес маленького ребёнка можно пробудить при помощи сказочных героев. Знакомые персонажи всегда вызывают чувство доверия. Малыш с удовольствием отправляется с ними в импровизированную сказку, для того чтобы стать непосредственным участником различных событий. Эффективность игровой мотивации повышается за счёт положительных эмоций и усердного старания дошкольника.

Особую роль в развитии побуждения к действиям играет заместительный метод, основанный на сопоставлении определённых знаков, символов, понятий со знакомыми ему образами. Такая тактика помогает максимально раскрепостить малыша и заставить его проявить воображение.

При проведении игрового обучения очень важно наличие коммуникации между преподавателем и учеником. Например, многие дети испытывают трудности, связанные с пересказом определённого текста. При длительном составлении рассказа малыши быстро теряют интерес к такому занятию. Чтобы этого не произошло, воспитатель может обыграть ситуацию в виде игры с предметными картинками. Детям будет намного интереснее извлекать по очереди красочную картинку и рассказывать, что на ней изображено.

В развитии у дошкольника навыков рисования также можно использовать игровой метод, ведь чем меньше малыш, тем больше он должен играть. Привлечь внимание младшего дошкольника к изобразительному искусству можно с помощью следующих упражнений. Воспитатель сначала в воздухе или пальцем на бумаге рисует определённый предмет и при этом сопровождает свои действия словесным описанием. Затем дети повторяют движение преподавателя и тем самым пробуждают в себе мотивацию к подражанию. С детьми более старшего дошкольного возраста такую игру следует проводить на прогулке. Рассматривать окружающие объекты и природу они могут через видоискатель воображаемого фотоаппарата. Такие занятия хорошо развивают память, мышление и творческие способности.


Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка


Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого. Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок претендует на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания. Притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Дети трех пяти лет - самоутверждение и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества. Познавательные и соревновательные мотивы Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности. Старший дошкольный возраст - интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.


Ребенок трех - четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Средний и старший дошкольный возраст – стремление выиграть, быть первым. Нравственные мотивы. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Старший дошкольный возраст - осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения. Общественные мотивы желание сделать что - то для других людей, принести им пользу. Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испыты ­ вали к ним симпатию, сочувствие.


1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает « открытия » сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его « рост », терпение, старание. 7. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.


Во - первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому - нибудь игровому персонажу. Во - вторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. В - третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который … В - четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.


Технология деятельностного подхода (структура занятий) Введение в игровую ситуацию Мотивация, актуализация знаний Постановка проблемы затруднения Выход из Применение нового знания на практике Систематизация знаний Рефлексия детской деятельности Используемая технология


1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). 1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать).


Достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся « под замками »; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить); помоги герою; решение бытовых вопросов; путешествие (важно никого не « потерять », обращаем внимание на взаимопомощь); соревнование (только для 56- летних детей, зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь). Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать?) Введение новой информации педагогом для решения проблемы. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. (выполнение работы). Овладение способами действия, применение умений и навыков. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки (индивидуально – дифференцированный подход). Организация взаимодействия в достижения результата.


Систематизация знаний. Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? 7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Проверка полученных результатов Исправление возможных ошибок Самопроверка (возможна с помощью взрослого), по образцу.




Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости. - игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, « иметь свой характер ».






ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬМЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это невыразимое, внутреннее присущее человеку, уникальное сочетание психических, биохимических отличий. Это внутренняя позиция человека. Это то сокровенное к чему мы не хотим допускать других людей. – это неповторимая психологическая атмосфера, которая создается вокруг человека в той или иной социальной группе, объективно существующая в субъективных оценках членов этой группы, отражается в их сознании и деятельности. Это тот психологический след, который оставляет человек после себя, та атмосфера, которую он создает своим присутствием. Метаиндивидуальность всегда имеет оценку, а человек ее вправе принять или нет.


Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в предметно – развивающей среде МКДОУ (в соответствии с задачами ФГОС)