Список населенных пунктов освобожденных от онлайн касс. Онлайн кассы в труднодоступных местностях

В Федеральном законе № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике определены разные правила применения ККТ для отдаленных от сетей связи местностей, а также для отдаленных и труднодоступных местностей.

Расскажем, в чем разница между двумя терминами и как она отражается на обязанности применять ККТ.

Отдаленные от сетей связи местности

Это населенные пункты с численностью населения до 10 000 человек. Данный критерий обозначен Приказом Минкомсвязи № 616 от 5.12.2016, то есть за основу берется именно численность населения, а не удаленность территории от крупных городов. На основании этого критерия власти составили списки населенных пунктов в каждом регионе. Для вашего удобства мы собрали их .

В отдаленных от сетей связи местностях организации и ИП обязаны применять ККТ, но в автономном режиме. В этом режиме касса не отправляет фискальные данные в налоговую, но ФН запоминает все кассовые операции. Налоговая имеет право потребовать считать данные с ФН и предоставить их в инспекцию при замене фискального накопителя или снятии кассы с учета.

Настройте автономный режим во время регистрации кассы по инструкции .

Труднодоступные или отдаленные местности

Это населенные пункты, где разрешено вовсе не применять ККТ. Однако продавец обязан выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий факт расчета. Документ может быть рукописным, но согласно обязательно должен содержать следующие сведения:

  • Наименование и порядковый номер документа;
  • Название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • Применяемая при расчете система налогообложения;
  • Признак расчета: приход, расход или возврат прихода;
  • Наименование товара;
  • Сумма расчета;
  • Форма расчета: наличные деньги или оплата по банковской карте;
  • Должность и ФИО лица, осуществившего расчет;
  • Подпись лица, выдавшего документ, подтверждающий факт расчета.

Списки населенных пунктов, которым можно торговать без ККТ, утверждают органы власти субъектов РФ, в списках не могут значиться города, районные центры, поселки городского типа (). Если населенный пункт не значится в перечне труднодоступных или отдаленных местностей, то применять ККТ нужно на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства.

Исключение! Даже в труднодоступных местностях торговать через онлайн-кассу обязаны организации и ИП, которые используют автоматическое устройство для расчетов или торгуют подакцизными товарами ( от 03.07.2016).

Подакцизные товары — это алкоголь, табак, топливо, моторное масло и другие товары, перечисленные в .

Автоматические устройства для расчетов — это устройство для расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя ( в ред. от 03.07.2016). Например, это платежные терминалы, торговые автоматы и прочие устройства, принимающие деньги без участия человека.

Когда в контексте 54-ФЗ речь заходит об отдалённых и труднодоступных местностях, может возникнуть недопонимание. Поэтому сразу обозначим две категории организаций и ИП:

1. Организации и индивидуальные предприниматели, которым необходимо использовать ККТ, но не обязательно, чтобы она была подключена к сети Интернет. Такие онлайн-кассы предприниматели называют термином « » для местностей, отдалённых от сетей связи.

2. Организации и предприниматели, которые при осуществлении расчётов не обязаны применять ККТ вовсе. Именно о них пойдёт речь ниже.

Исключение для ИП и организаций по установке онлайн-касс предписано самим 54-ФЗ, а именно пунктом 3 ст. 2: если организация или индивидуальный предприниматель осуществляет расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), данная организация или индивидуальный предприниматель не обязаны применять онлайн-кассу.

Перечень отдаленных или труднодоступных местностей утверждается органом государственной власти каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации для соответствующего субъекта федерации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте этого органа в пятидневный срок со дня его принятия либо изменения соответствующего перечня.

Организация или ИП этой категории при расчётах с клиентами по требованию последних должны выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчёта. Такой документ должен содержать ряд следующих обязательных реквизитов:

Дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях – адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах – наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя);

Наименование организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

Идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

Применяемая при расчете система налогообложения;

Признак расчета;

Наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг можно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

Сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

Форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;

Должность и фамилия лица, осуществившего расчет, оформившего бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);

Регистрационный номер ККТ.

ВАЖНО! ! !

До 01.02.2021 индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, УСН, ЕНВД для отдельных видов деятельности, могут не указывать наименование товара (работы, услуги) и его количество (ФЗ от 03.07.2016 N 290-ФЗ), за исключение индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами.

В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации уже принял нормативно-правовые акты, определяющие перечни отдаленных или труднодоступных местностей, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе при осуществлении расчетов не применять контрольно-кассовую технику.

С данным перечнем можно ознакомиться ниже:

1. Республика Адыгея (Адыгея) – перечень не установлен

5. Республика Дагестан – перечень не установлен

9. Карачаево-Черкесская Республика – перечень не установлен

12. Республика Крым – перечень не установлен

16. Республика Северная Осетия – Алания – перечень не установлен

17. Республика Татарстан (Татарстан) – перечень не установлен

21. Чеченская Республика – перечень не установлен

42. Калининградская область – перечень не установлен

49. Ленинградская область – перечень не установлен

50. Липецкая область – перечень не установлен

52. Московская область – перечень не установлен

58. Оренбургская область – перечень не установлен

Предприниматели и организации, ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных местностях, вправе не применять онлайн-кассы при соблюдении ряда условий, к которым, в частности, относится включение территории в региональный список, а также выдача покупателю документа, подтверждающего совершенную операцию.

В соответствии с изменениями, внесенными в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 г., применение онлайн касс в удаленной местности не обязательно, если ИП или организацией соблюдается ряд требований. Законодатель к таковым относит выдачу документа, оформляющего расчет с покупателем, а также включение территории, на которой ведется деятельность, в перечень местностей, освобожденных от использования кассовых аппаратов, оснащенных функцией передачи данных в режиме онлайн.

Льгота, позволяющая не применять онлайн-кассы в труднодоступных и удаленных местностях, а также перечень основных условий для ее получения приведен в п.3 ст.2 закона № 54-ФЗ.

Обратите внимание , что закон предусматривает также отдельную льготу для тех, кто ведет бизнес в удаленных от сетей связи местностях. Такие предприниматели могут применять ККТ без функции передачи сведений оператору фискальных данных .

Рассмотрим обе льготы более подробно.

Таблица № 1. Применение ККТ в удаленных от сетей связи, отдаленных и труднодоступных местностях

Ведение деятельность в местности, удаленной от сетей связи

Ознакомиться с перечнем территорий, признанных удаленными от сетей связи, можно на данной странице .

Ведение деятельности в отдаленной и труднодоступной местности

ИП и организации, ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных местностях, могут не применять ККТ при соблюдении ряда условий.

Условия получения льготы

  • Включение местности, в которой ведется деятельность, в перечень территорий, признаваемых отдаленными и труднодоступными.

Местности, которые подлежат включению в данный перечень, определяет и закрепляет в соответствующем правовом акте орган власти соответствующего субъекта РФ.

Если субъект такой перечень не утвердил, то получить данную льготу будет нельзя, даже несмотря на наличие таких территорий (Письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-20/1435).

Перечень местностей, относимых к отдаленным и труднодоступным, установлен для Астраханской области, республики Башкортостан, Пермского края и Чукотского автономного округа.

  • Осуществление деятельности, не связанной с торговлей подакцизными товарами и расчетами посредством автоматического устройства.

К автоматическим устройствам относятся аппараты, принимающие отплату без участия кассира или продавца. К таким устройствам можно отнести , платежные терминалы и т. д.

Примечание : Перечень товаров, относимых к подакцизным, приведен в ст. 181 НК РФ.

Соответственно, вендинг и торговля подакцизными товарами требует обязательного применения ККТ, независимо от места ведения деятельности.

  • Выдача по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего факт осуществления расчета.

Указанный документ должен отвечать установленным законодательством требованиям по порядку его составления, ведения и учета.

Примечание : Правила выдачи и учета документа, выдаваемого вместо чека (БСО) в труднодоступных регионах, установлены Постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 № 296 .

Обязательные реквизиты документа, выдаваемого вместо чека (БСО)

Документ, оформляющий расчеты с покупателями в отдаленных и труднодоступных местностях, должен содержать следующие обязательные реквизиты, перечисленные в абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ:

  • Дата, время и место осуществления расчета с покупателем или клиентом;

Примечание : При расчете в помещении указывается его адрес, включая почтовый индекс, при расчете в транспорте – название и номер т/с, юрадрес организации либо адрес регистрации ИП, при расчете в Интернете – адрес сайта продавца.

  • наименование организации или ИП, осуществляющих расчет с клиентом (покупателем);
  • ИНН ИП или организации;
  • система налогообложения;
  • признак расчета;

Примечание : При получении средств от покупателя (клиента) признаком расчета будет «приход», при возврате средств покупателю – «возврат прихода». Выдача средств покупателю оформляется признаком расчета «расход», а получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, – «возврат расхода».

  • наименование и количество реализуемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг (если их объем и список можно определить в момент оплаты), а также сумма расчета, цена за единицу с учетом скидок и наценок;
  • сумма расчета с указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (кроме случаев, когда пользователь не является плательщиком НДС, а также кроме случая, когда товары, работы, услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость);
  • форма расчета (наличные денежные средства или оплата посредством ) и сумма оплаты;
  • должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом) и оформившего соответствующий документ.

Примечание : за исключением расчетов, осуществленных в Интернете и через торговые автоматы.

Порядок выдачи документа, подтверждающего расчет с покупателем

При осуществлении расчета с помощью наличных денежных средств:

  1. В документ вносятся все необходимые сведения, указанные выше.
  2. Уполномоченное лицо организации или ИП собственноручно подписывает документ.
  3. В конце документ передается клиенту или покупателю.

При осуществлении расчета с помощью банковской карты:

  1. Применение POS-терминала или иного устройства, производящего считывание информации с электронного средства платежа и получение подтверждения оплаты.
  2. Оформление, подписание и выдача составленного документа покупателю (клиенту).

При смешанных расчетах (часть оплаты наличными, а часть по карте) выдача указанного документа и сдачи (при необходимости) производится одновременно.

Требования к оформлению, учету и хранению документов, выдаваемых вместо кассового чека в отдаленных и труднодоступных местностях

  1. Допускается несколько вариантов составления указанного документа: от руки, с помощью компьютера или типографским способом.
  2. Документ заполняется на русском языке, аккуратным и разборчивым подчерком.
  3. Помарки, ошибки и исправления не допускаются.
  4. Учет указанных документов ведется в специальном документе (далее Книга учета) путем оформления записей с указанием порядкового номера и даты осуществления расчета.
  5. Если в течение дня расчеты с покупателями (клиентами) не производились, то в записи в Книгу учета не вносятся.
  6. В случае порчи бланка документ перечеркивается и прилагается к Книге учета за тот день, в котором он был оформлен, а в Книге напротив номера бланка делается запись о порче документа.
  7. Книгу учета ведет руководитель организации или ИП.
  8. В Книгу заносятся все оформленные за день документы в соответствии с порядковым номером.

Федеральный закон № 54-ФЗ в ред. 03.07.2016 предъявляет разные требования к применению контрольно-кассовой техники в труднодоступных местностях и на территориях, отдаленных от сетей связи.

Местности, отдаленные от сетей связи

К таким местностям относятся населенные пункты, в которых нет стабильного интернет-соединения.

На территориях, отдаленных от сетей связи, Закон № 54-ФЗ обязывает применять контрольно-кассовую технику, но разрешает не передавать фискальные данные с касс в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Обратите внимание, что используемая кассовая техника в таких местностях должна быть модернизирована, то есть содержать фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ. Сроки перехода на ККТ нового образца можно посмотреть в этой таблице , напомним, что для большинства организаций в РФ этой датой является 1 июля 2017 года.

При регистрации новой кассы в местности, отдаленной от сетей связи, необходимо выбрать автономный режим работы ККТ, который не предусматривает передачу данных ОФД. О том, как это сделать, читайте в специальной инструкции . Таким образом, при совершении расчетов фискальный накопитель будет записывать все данные, но не передавать их оператору.

Перечни территорий, отдаленных от сетей связи, утверждаются субъектами РФ в соответствии с определенными критериями. В частности, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ , что к таким местностям могут относиться территории с населением не более 10 000 человек. Например, уже утверждены такие местности, относящиеся к Амурской области , Астраханской области , Забайкальскому краю , Кировской области , республике Коми , Курганской области , Липецкой области , Пермскому краю , Пензенской области , Ростовской области , Томской области , Ярославской области , Чувашской республике и Чукотскому автономному округу ,

Отдаленные и труднодоступные местности

Это особо удаленные малонаселенные территории, часто недоступные для транспорта.

Согласно Закону № 54-ФЗ организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, могут не применять контрольно-кассовую технику (ККТ), но по желанию покупателя обязаны выдавать ему документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Этот документ должен содержать наименование, порядковый номер, а также реквизиты, указанные в абзацах 4-12 п.1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ:

  • дата, время, место расчета,
  • наименование организации/ФИО предпринимателя,
  • ИНН продавца,
  • система налогообложения,
  • признак расчета (приход/расход, возврат прихода/расхода),
  • наименование товаров, работ, услуг, количество, цена за единицу, стоимость, сумма общая,
  • ставка/сумма НДС,
  • форма расчета (наличные/карта), сумма оплаты,
  • должность и фамилия продавца.

Утвердить перечни таких населенных пунктов должны органы власти субъектов РФ. Обратите внимание, что в перечень не могут входить города, районные центры и поселки городского типа.

ИП и предприятиям, которые ведут деятельность за городом в отдаленной местности, может быть доступен ряд примечательных преференций в части обязательств по применению онлайн-касс. Их содержание зависит от того, где именно располагается хозяйствующий субъект - в «труднодоступной» или «отдаленной от сетей связи» местности с точки зрения классификации по Закону № 54-ФЗ.

Ознакомимся подробнее с особым порядком ведения расчетов с покупателями торговыми предприятиями, расположенными в пределах того или иного типа территорий со льготным условиями применения ККТ, а также где искать список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс или где они могут работать в автономном режиме — без передачи фискальных данных в ОФД.

  • «магазин» — торговая точка или место оказания услуг/работ;
  • «труднодоступный» — указанный в п. 3 ст. 2 Закона №54-ФЗ;
  • «отдаленный» — указанный в п. 7 ст. 2 Закона №54-ФЗ.

«Труднодоступный» магазин вправе не применять ККТ вообще

Положениями пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА) определено, что ИП и юрлица, которые ведут бизнес в «отдаленной» или «труднодоступной» местности вправе не использовать контрольно-кассовую технику:

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

Точный перечень таких населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, закрепляется в нормативном акте, принимаемом на уровне субъекта РФ.

К местностям, на которых ККТ применять необязательно, не могут относиться территории:

  • любых городов;
  • любых районных центров (кроме тех, что являются единственными населенными пунктами в своем муниципальном районе);
  • любых поселков городского типа.

Отметим, что в статье 2 закона есть еще пункт 5, по которому ККТ вправе не применять аптечные организации, которые располагаются в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в селах. Кроме того, обособленные подразделения медорганизаций с лицензиями также вправе не применять онлайн-кассы при осуществлении деятельности в сельской местности.

Несмотря на то, что «труднодоступный» магазин вправе не использовать ККТ, вместо кассового чека он должен выдать покупателю (клиенту) по его просьбе иной документ, подтверждающий факт оплаты за товар (услугу). Такой документ должен содержать реквизиты, указанные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. Выдаваться документ должен в порядке, определенном в постановлении Правительства России от 15.03.2017 № 296 (ССЫЛКА).

Ознакомимся с требованиями к документу, заменяющему кассовый чек, и с порядком его выдачи покупателю подробнее.

Нюансы выдачи документа, заменяющего чек («труднодоступным» магазином)

Выдаваемый «труднодоступным» магазином документ (далее чек) - заменяющий чек онлайн-кассы, должен иметь следующие реквизиты:

  • название документа, порядковый номер (присваиваемый с начала смены);
  • дата, время, адрес расчетов;
  • наименование хозяйствующего субъекта (ФИО ИП), его ИНН;
  • сведения о системе налогообложения, применяемой хозяйствующим субъектом;
  • сведения об операции, при которой выдан чек на кассе магазина - приход или расход денежных средств;
  • перечень товаров, за которые осуществляется оплата по чеку (с учетом скидок, наценок, с указанием НДС, если он применяется хозяйствующим субъектом и с выделением товаров, которые освобождены от НДС);
  • итоговую сумму расчета (с указанием НДС и с выделением суммы за товары, которые не облагаются НДС);
  • сведения о способе расчета - наличными или по карте (с выделением сумм, принятых наличными и по карте);
  • ФИО и должность продавца.

Чек обязательно должен быть подписан продавцом.

Технически чек может быть сформирован с помощью:

  • ККТ старого образца (настроенного на распечатку чеков с указанными выше реквизитами);
  • чекового принтера.

Теоретически, каждый чек можно печатать и на компьютере или даже выписывать вручную (однако, и то и другое - крайне медленные процедуры, и потому лучше обеспечивать формирование чеков с помощью указанных автоматических устройств).

В соответствии с постановлением № 296 «труднодоступный» чек применяется в следующем порядке:

  1. Продавец распечатывает (заполняет) документ, подписывает, передает покупателю в момент принятия от него денежных средств (проведения оплаты по карте).

При этом, должны использоваться технические средства, позволяющие одновременно формировать чек в 2-х экземплярах, либо в одном, но с отрывной частью - по аналогии с бланком строгой отчетности. Во втором случае отрывная часть, как и основная, должна содержать все реквизиты, указанные выше. Одна из копий чека или отрывная часть передается покупателю.

Порядковые номера, присваиваемые каждому чеку, не должны повторяться (за исключением ситуации, когда номер наносится на копию или отрывную часть чека - он как раз должен совпадать с номером исходного чека или основной его части).

  1. В конце смены продавец передает сохраненные копии (основные части) чеков, сотруднику, ответственному за ведение журнала учета документов (составляется в свободной форме) - для регистрации сохраненных документов в данном журнале.

Вполне рабочая схема — когда за ведение журнала отвечает сам продавец - в этом случае сведения по чекам никому не передаются.

В журнале учета документов сведения по чекам приводятся в последовательности, соответствующей порядку выдачи каждого чека.

Журнал необходимо прошить, пронумеровать. Руководитель фирмы или ИП должен заверить данный журнал (и поставить на нем печать, если она используется).

Если в течение дня покупок в магазине не было, то никакие сведения в журнал не вносятся.

В журнале также фиксируются сведения по некорректно составленным чекам. Такой чек, прежде всего, должен быть изъят из оборота (его нельзя выдавать покупателю или использовать каким-либо иным образом), перечеркнут и сдан сотруднику, ответственному за ведение учета чеков. При этом, порядковый номер сохраняется за чеком, несмотря на то, что он считается некорректным и не подлежит использованию.

Руководитель фирмы должен заключить с работником, ответственным за выдачу чеков - то есть, с продавцом, и с человеком, который заполняет журнал учета (в принципе, это может быть, как мы уже отметили выше, один и тот же работник) отдельное соглашение о материальной ответственности.

Продавцом и работником, который ведет учет чеков и журнала, безусловно, может быть и сам руководитель фирмы и ИП. В этом случае нет необходимости составлять какие-либо разрешительные документы.

Копии чеков (отрывные части) должны храниться в защищенном месте - в сейфе или закрываемой на ключ комнате, не менее 5 лет . Затем они уничтожаются в соответствии с решением комиссии, которая назначается руководителем - если не он сам отвечает за выдачу и учет чеков.

Где найти список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс

Списки «труднодоступных» населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, как правило, публикуются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципалитетов.

«Труднодоступные» населенные пункты следует принципиально разграничивать с теми населенными пунктами, которые расположены в местностях, «отдаленных от сетей связи» (пункт 7 статья 2 Закона № 54-ФЗ). В «отдаленных» местностях для продавцов существует несколько иная привилегия - возможность использовать онлайн-кассы в автономном режиме без передачи данных.

Ознакомимся с особенностями такого применения ККТ подробнее.

«Отдаленный от сетей связи» магазин использует онлайн-кассу в автономном режиме — без передачи данных в ОФД

Итак, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в «отдаленных» населенных пунктах - соответствующих критериям, которые определены законом, можно использовать ККТ в режиме, не предусматривающем передачи данных в ОФД через интернет:

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с «критериями», установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных .

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

Что это значит?

Самое главное - то, что использовать нужно, несмотря на «офлайновый» режим применения ККТ, именно онлайн-кассу. То есть - устройство, имеющее , который регистрируется (снимается с регистрации, заменяется) в ФНС в установленном законом порядке.

Режим «без передачи данных» позволяет использовать онлайн-кассу без подключения к серверу и, как следствие, не платить ОФД порядка 3000 рублей в год за контракт, но это на усмотрение пользователя ККТ. Нет необходимости передавать покупателям кассовые чеки в электронном виде - достаточно выдавать бумажные на руки.

Как мы отметили выше, населенный пункт для отнесения к категории «отдаленных» должен соответствовать ряду законодательных критериев - ознакомимся с ними подробнее.

Какие есть критерии по «отдаленным» пунктам

Главный документ, в котором отражены критерии, о которых идет речь - приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 (ССЫЛКА). По сути, это единственный критерий - численность населения, не превышающая 10 тыс. человек . Но не исключено появление иных - по аналогии с теми, что определены в федеральном законе по «труднодоступным» населенным пунктам.

Перечни «отдаленных» населенных пунктов также публикуются достаточно децентрализованно, если говорить об официальных сайтах органов власти. Поэтому приходится искать такую информацию на альтернативных сайтах: например, или указанном выше частном сайте, который также содержит список «отдаленных» населенных пунктов.

При этом, следует иметь в виду, что в случае, если регионом не принято нормативных актов, устанавливающих перечни «отдаленных» населенных пунктов, то считается, что такие пункты в регионе отсутствуют (письмо ФНС России от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435 — ССЫЛКА).

В любом случае для уточнения данных полезно обратиться в местное отделение ФНС - возможно, там скажут об анонсируемых изменениях в региональных нормативных актах, которые определяют перечни «труднодоступных» или «отдаленных» местностей.

Тот факт, что при ведении торговли в «отдаленной» местности хозяйствующий субъект вправе применять ККТ без передачи данных в ОФД, означает не только экономию на услугах Оператора, но и наличие ряда дополнительных обязательств хозяйствующего субъекта в части регистрационных действий, производимых при пользовании ККТ.

Отметим, что с учетом содержания таких действий, экономия на услугах ОФД далеко не во всех случаях выйдет очевидной.

Особенности регистрация «отдаленных» онлайн-касс

При работе с «отдаленной» онлайн-кассой, которая работает в автономном режиме (без заключения договора с ОФД), пользователь, как и в сценарии с применением онлайн-кассы в обычном режиме, обязан регистрировать ее (и фискальный накопитель) в ФНС, а также снимать ККТ с регистрации в предусмотренных законом случаях.

При использовании кассы в обычном режиме все регистрационные действия производятся онлайн - через Личный кабинет ФНС (либо при содействии ОФД). Но если ККТ применяется в режиме без передачи данных, то пользователю необходимо:

  1. В целях регистрации онлайн-кассы в ФНС (как условия начала ее легального использования) отправить в Налоговую службу по месту учета хозяйствующего субъекта заявление на регистрацию ККТ на бумаге - по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (ССЫЛКА).

При этом, в заявлении отражается тот факт, что ККТ будет применяться в режиме без передачи данных.

При наличии фактической возможности получения доступа в Личный кабинет (как вариант, при нахождении владельца магазина в населенном пункте, где интернет есть) зарегистрировать онлайн-кассу можно и через Личный кабинет ФНС. В заявлении, подаваемом онлайн, также обязательно нужно указать, что касса будет использоваться в режиме без передачи данных в ОФД .

  1. В случае необходимости перерегистрации ККТ по причине замены фискального накопителя (либо ) - отнести онлайн-кассу вместе с накопителем в ФНС, снять его там и сдать на считывание фискальных данных. Касса передается специалистам ФНС вместе с заявлением на перерегистрацию (снятие с регистрации) онлайн-кассы.

Фискальные данные считываются специалистами ФНС с использованием специального USB-адаптера (письмо ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@ — ССЫЛКА).

Таким образом, у пользователя, объективно, может возникнуть необходимость в неоднократном посещении ФНС в различных целях. На это уйдет время и, возможно, выгоднее будет - несмотря на наличие законных оснований применять ККТ без передачи данных, все-таки заключить договор с ОФД при наличии фактической технической возможности это сделать . «Просадка» в продажах вследствие затраченного на визиты в ФНС времени может быть гораздо выше стоимости услуг ОФД.

Даже если касса применяется в населенном пункте с численностью населения менее 10 тыс. человек, то интернет там, скорее всего, в какой-либо разновидности есть - хотя бы мобильный. Его вполне хватит на обслуживание онлайн-кассы, которая не потребляет много трафика.

Резюме

Положениями Закона № 54-ФЗ определено 2 типа преференций в отношении хозяйствующих субъектов, которые производят расчеты с физическими лицами (и в общем случае обязаны применять онлайн-кассу с передачей данных в ОФД):

  1. Легальный отказ от использования онлайн-кассы - на территориях, признанных «труднодоступными» в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Вместо чека онлайн-кассы магазин должен выдать покупателю аналогичный по существу документ, в котором содержатся реквизиты, очень близкие тем, что отражаются в чеке, распечатываемом на ККТ.

  1. Легальный отказ от заключения договора с ОФД - то есть, возможность применения ККТ в режиме, не предусматривающем передачу данных, на территориях, признанных «отдаленными от сетей связи» — в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

При этом, касса должна иметь полноценный фискальный накопитель, ее нужно в установленном порядке (допустимо - с применением бумажных документов) (перерегистрировать, снимать с регистрации).

Перечни населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс (которые относятся к «труднодоступным»), или тех, где онлайн-кассы могут работать в автономном режиме без передачи данных в ОФД (которые относятся к «отдаленным»), определяются на уровне региональных органов власти, которые издают в этих целях отдельные нормативные акты.