Рабочая сила и экономика. Определение рабочая сила Рабочая сила в производственном процессе
В результате эволюционного развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни в научной и учебной литературе
возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Зачастую близкие по своему содержанию, эти понятия несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 2.1).
Рис. 2.1.
Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т.е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду - тех людей, которые обладают указанными способностями. Можно сказать, что, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности - людьми.
Следует отметить, что во втором своем значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определенны. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население, т.е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.
Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т.е. люди с их профессиональными знаниями и навыками . Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди - потребители материальных благ и услуг.
В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы, в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось еще в Советской России и других странах бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учетная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему современных рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.
Понятие «трудовые ресурсы» дает количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 1980-х гг. было введено понятие «трудовой потенциал», которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении, т.е. с учетом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.
С конца XX в. теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор, воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания. Он рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.
Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к нему непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.
Еще одно понятие, получившее распространение в последнее время, - это «человеческий капитал». Оно основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную профессиональную квалификацию. При этом под инвестициями в человеческий капитал понимают затраты, необходимые для увеличения в будущем производительности труда, а также приводящие к повышению квалификации и способностей человека и влияющие в дальнейшем на увеличение доходов индивида. Предполагается, что человек, совершая такие инвестиции, жертвует чем-то меньшим в настоящий момент, чтобы получить что-то большее в будущем.
Наиболее ярким примером инвестиций в человеческий капитал выступают затраты на образование.
Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:
- прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);
- упущенные возможности (упущенный заработок) за время учебы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;
- моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды проживания.
Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал может выступать как в денежной форме (рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост региона), так и в неденежной (получение удовлетворения от избранной работы в течение жизни, расширение круга общения при учебе, положительная информация об организации, более высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов).
Для эффективного инвестирования в человеческий капитал необходимо измерять и оценивать инвестиции в человека, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческими ресурсами. Измерения человеческого капитала и оценка осуществления инвестиций в него обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен.
Как правило при оценке эффективности инвестиций в образование сопоставляются затраты в настоящем (С) с ценностью будущих выгод (Я). Последние могут быть рассчитаны по формуле
где В г - ожидаемое превышение заработка лиц, получивших образование, над заработком лиц, не имеющих образования, в году t; п - число лет использования полученных знаний; г - рыночная норма дохода на капитал (процентная ставка или ставка дисконтирования).
Инвестиции в образование окупятся (их можно считать эффективными) при условии, что текущая стоимость будущих выгод больше или по крайней мере равняется издержкам: R>C.
- В качестве синонима для обозначения этого вида ресурсов некоторые авторыиспользуют понятия «ресурсы для трудовой деятельности», «ресурсы труда», «ресурсыдля труда». См.: РофеА. И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологиитруда. М. : МИК, 1999. С. 116; РофеА. И. Экономика труда. 3-е изд., доп. и перераб. М. :КноРус, 2015.
- См.: Экономика труда. Социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина,Ю. Г. Одегова. С. 44-47.
способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им в производстве жизненных благ. Рабочая сила реально существует в личности рабочего и является главной производительной силой общества, первичным (наряду с землей, природой) фактором богатства, определяющим элементом производительных сил. К рабочей силе статистика в развитых странах обычно относит всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом понятию является категория "экономически активное население". В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы, в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг. Заметна эволюция и профессионально– квалификационного состава рабочей силы. Преобладающей категорией стали работники преимущественно умственного труда, так называемые "белые воротнички". Численность работников физического труда сокращается как абсолютно, так и относительно. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.
Рабочая сила – это способность к труду, а труд есть использование, т.е. реализация этой способности.
В более широком плане под рабочей силой или к способностью к труду понимается совокупность физических и духовных способностей, которой наделена живая личность человека и которая используется, когда он производит какие-либо необходимые блага.
Такого рода использование рабочей силы есть труд.
Труд – это целесообразная деятельность человека, к которой он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, приспосабливая предметы природы для удовлетворения своих и общих потребностей.
Деятельность человека, нарушающая баланс системы «человек-природа» влечет негативные последствия. Труд в полном смысле этого слова призван воспроизводить жизнь общества в сочетании с контролем и регулированием экологического равновесия, сохранением и воспроизведением творческих возможностей природно-климатических сил экономики. Таким образом, в этом случае труд может претендовать на статус целесообразной деятельности.
Особенности труда:
Первая особенность состоит в том, что труд человека в отличие от того, что делают некоторые животные, являются целесообразной деятельностью, т.е. в процессе труда человек осуществляют заранее поставленную цель.
Вторая особенность труда - это уникальная способность труда, бесконечно расширяющая и усложняющая рабочую силу, т.е. труд человека, содержит творческую, созидательную силу, не имеющая границ.
Отсюда вытекает третья особенность труда, а именно:
Труд является важнейшим фактором исторического развития человечества и общего прогресса.
Свойство труда:
Продолжительность;
Интенсивность;
Производительность.
Продолжительность труда - это время труда, получившее название рабочее время, которое является мерой участия работника в труде на предприятии работодателя.
Рабочее время измеряется продолжительностью рабочего дня, рабочей недели, рабочего месяца, рабочего года.
Рабочий день – это время суток, в течение которого трудящийся работает на предприятии. Труд, затрачиваемый работником в течение рабочего дня делится на необходимый и прибавочный.
Необходимым трудом воспроизводится жизненные средства для поддержания собственного существования работника и его семьи.
Прибавочным трудом воспроизводится средства для развития производства, создается доходы предпринимателя, а также средства для содержания нетрудоспособных.
Продолжительность рабочего дня измеряется в часах рабочего времени, т.е. в часах труда.
Рабочий день – это величина не определяется, он может быть длинным или коротким, но существует физической границы рабочего дня, определяемые необходимостью иметь время для восстановления работоспособности работника, а также моральные границы, определяемые необходимостью иметь время для удовлетворения, его семейных и культурных потребностей.
Интенсивность труда.
Под ней следует понимать плотность, напряженность труда, измеряемую количеством труда, затраченного в единицу рабочего времени.
В этом случае рост количества производственные изделий в единицу времени пропорционален росту количества затраченного на них труда за это же время. С этой точки зрения рост интенсивности труда равнозначен увеличению его производительности.
Но рост интенсивности труда имеет свои границы в пределах одной и той же продолжительности рабочего дня. В определенный момент рост интенсивности труда потребует сокращение его продолжительности, таким образом, рост интенсивности труда обратно пропорционален росту его продолжительности.
Производительность.
Самое фундаментальное свойство труда – это его производительность. В отличие от продолжительности и интенсивности труда, которое имеют определенные границы, сдерживая, таким образом, общий прогресс производить труд есть его особое свойство в том смысле, что ее рост безграничен и бесконечен. Следовательно, по своему существу рост производительности труда означает присоединение к силам труда сил природы, масштабы которые безразличны и безграничны возможности человека, овладевать этими силами.
Производительность труда – его эффективность, плодотворность, результативность.
Она измеряется количеством изделий, производственных в единицу рабочего времени, либо количеством труда затраченного на единицу изделий.
Эффективность труда определяется отношением его результатов к количеству труда, затраченного на их производство.
15. Что такое рабочая сила.
Для того чтобы выполнять определенную работу, человек должен обладать физическими и духовными способностями. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе производства материальных благ.
Богатство любого общества создается трудом людей, благодаря функционированию рабочей силы. Но лишь в условиях капитализма способность к труду становится товаром , предметом купли-продажи.
Почему так получается? Обратимся к истории.
Раб не мог распоряжаться самим собой, так как был собственностью рабовладельца. Таково же по существу и положение крепостного крестьянина. Он был зависим от владельца земли - феодала и не имел права полностью распоряжаться своей рабочей силой.
Может ли человек продавать то, что не принадлежит ему?
Ясно, что нет. Тот, кто хочет продать свою рабочую силу, должен быть юридически свободным человеком.
Но достаточно ли этого условия, чтобы рабочая сила стала товаром?
Нет. И вот почему. Мелкий крестьянин или ремесленник работают сами на себя - производят зерно, мясо, одежду, обувь и т. д. Продают они не рабочую силу, а продукты своего труда .
В каком случае крестьянин или кустарь стал бы продавать не продукты своего труда, а свою рабочую силу?
Только в том случае, если он не имеет возможности работать у себя дома, с помощью своих средств производства . Крестьянин или кустарь превращается в рабочего, пролетария тогда, когда лишается собственных средств производства. Рабочая сила в этих условиях может быть применена лишь в том случае, когда она продана владельцу средств производства - капиталисту.
Рабочий продает свою рабочую силу по своей собственной воле, так как он полноправный владелец ее. В капиталистическом мире нет законов, обязывающих рабочих наниматься к фабриканту. Но в то же время пролетарий не может не продавать свою рабочую силу, так как у него нет других возможностей для существования — у него нет средств производства, которые бы позволили ему произвести необходимое ему для жизни.
Значит, для того чтобы рабочая сила стала товаром , необходимы два условия:
во-первых, личная свобода пролетария;
во-вторых, отсутствие средств производства у мелкого товаропроизводителя, превращение его в пролетария.
Тем самым создается необходимость продажи рабочей силы. Превращение рабочей силы в товар знаменует собой начало возникновения новой исторической эпохи - эпохи капитализма .
Но если рабочая сила - товар, то она, как и всякий товар, должна иметь и стоимость и потребительную стоимость.
Как определяется стоимость рабочей силы?
Известно, что стоимость любого товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени на производство и воспроизводство его. Но рабочая сила не обычный товар. Она, как мы уже говорили, есть совокупность физических и духовных способностей человека. Если обычные товары (обувь, ткань и т. п.) создаются на заводах и фабриках, то производство рабочей силы неразрывно связано с воспроизводством человека - живого носителя рабочей силы. И физические и духовные способности, без которых невозможен труд, неотделимы от человека. Человек в процессе труда расходует свою рабочую силу, и для того, чтобы иметь возможность ежедневно работать, он должен изо дня в день восстанавливать свои физические и духовные способности.
Потребляя различные необходимые для жизни материальные блага, удовлетворяя свой духовные потребности, рабочий восстанавливает свою рабочую силу, затраченную в процессе труда, и, таким образом, получает возможность снова работать. Вот почему можно сказать, что стоимость товара рабочая сила есть по существу стоимость тех средств существования, которые нужны для жизнедеятельности носителя рабочей силы - человека , в данном случае рабочего, который продает капиталисту свою способность к труду.
Какие же средства существования необходимы для поддержания, восстановления и постоянного воспроизводства рабочей силы? Другими словами, что включается в стоимость рабочей силы?
Во-первых, стоимость средств, необходимых для удовлетворения физических потребностей рабочего. Речь идет о пище, одежде, жилище и т. п.
Во-вторых, стоимость средств, нужных для того, чтобы удовлетворять духовные потребности рабочего. Как говорится, не единым хлебом жив человек. Рабочие читают газеты, книги, посещают кино, спортивные состязания и т. д.
В-третьих, стоимость средств обучения рабочего. Для того чтобы управлять машинами и механизмами, требуется какой-то минимум технических знаний. Вот почему стоимость общеобразовательного и производственного обучения включается в стоимость рабочей силы.
В-четвертых, стоимость средств, необходимых для содержания семьи. Капиталистическое производство не может осуществляться бесперебойно, если ряды рабочего класса не будут постоянно пополняться. Поэтому в стоимость рабочей силы неизбежно включаются затраты на содержание семьи, воспитание и обучение детей — будущей рабочей силы.
На объем и состав потребностей рабочего большое влияние оказывают исторические и национальные особенности развития той или иной страны. Велико различие между стоимостью рабочей силы в Англии, которая длительное время занимала монопольное положение в капиталистическом мире, и стоимостью рабочей силы в экономически отсталых странах, где крайне низок жизненный уровень народа. Различия в стоимости рабочей силы могут быть обусловлены также климатическими условиями. Например, на севере, в условиях сурового, холодного климата человеку требуется более теплая одежда, более калорийное питание, лучше отапливаемое жилище и т. д.
Следует помнить, что потребности человека зависят и от многих других условий. К ним относятся национальные обычаи, традиции, существующие в той или иной стране, у тех или иных народов.
С развитием человеческого общества потребности человека расширяются, изменяются. Например, потребности английского немецкого или российского рабочего в наше время далеко не те, что были, предположим, в XIX в. Круг потребностей человека значительно расширился. Взять хотя бы такие предметы домашнего обихода, как телевизоры, холодильники, компьютеры, мобильные телефоны и т. п., о которых человек не имел представления не только в XIX в., но о некоторых и в XX в.
Но как бы разнообразны ни были условия, определяющие необходимые средства существования человека, и как бы быстро они ни изменялись, тем не менее для определенной страны и для конкретного периода стоимость рабочей силы - величина более или менее постоянная.
Рабочая сила в условиях капитализма - товар, и цена его всегда подвержена колебаниям. Как правило, капиталисты покупают рабочую силу по цене значительно меньшей, чем стоимость, посчитанная исходя из достойного уровня жизни современного человека. При этом рабочая сила - особый товар. Его нельзя положить на хранение и дожидаться, пока цены поднимутся. Рабочий, не имеющий никаких других средств для существования, кроме продажи рабочей силы, часто вынужден соглашаться и на такую цену, которая не покрывает расходы, необходимые для нормального удовлетворения его потребностей.
Существует, однако, низшая граница стоимости рабочей силы, это стоимость физически необходимых жизненных средств , без потребления которых человек не может существовать и трудиться. Капиталист, покупающий у рабочего его рабочую силу, всегда стремится приблизиться к этой границе, поскольку именно в этом случае он получает наибольшую прибыль. Как именно, об этом мы и поговорим.
Рабочая сила, как и любой другой товар, обладает кроме стоимости и потребительной стоимостью. В чем же она выражается?
Потребительная стоимость многих товаров обнаруживается сразу. Например, ботинки нужны для того, чтобы удовлетворить потребности человека защитить свои ноги при движении. Потребительная стоимость обуви реализуется в процессе ее носки.
В чем же выражается потребление рабочей силы?
В труде. Труд и есть процесс расходования рабочей силы. Но тут обнаруживается особенность товара рабочая сила. Хлеб, ткань, обувь и прочие товары в процессе потребления исчезают, уничтожаются, а рабочая сила в процессе труда не только сохраняется, но и создает новые товары . В этом заключается особенность товара рабочая сила. Важнейшее качество этого товара состоит в том, что в процессе потребления он создает стоимость большую, чем сам того стоит .
Стоимость рабочей силы, как мы выяснили, равна стоимости средств существования рабочего - стоимости пищи, одежды, жилища и т. д. Предположим, что стоимость средств дневного существования рабочего можно создать за 4 часа труда. Капиталист купил рабочую силу. Тем самым он получил право распоряжаться ее потребительной стоимостью. Поэтому капиталист может заставить рабочего работать не 4 часа, а больше, например 6, 7, 8, 10 или даже 12 часов. Но рабочий за первые 4 часа работы уже создал стоимость, равную стоимости его рабочей силы, то есть фактически вернул капиталисту то, что тот потратил на ее покупку. Но рабочий не прекращает работы, он работает дальше столько, сколько скажет капиталист, за каждый следующий час своей работы тоже создавая стоимость. Вот эта прибавка, этот излишек стоимости, создаваемый трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, и есть прибавочная стоимость .
Способность создавать прибавочную стоимость является потребительной стоимостью товара рабочая сила. Она-то и интересует капиталиста. Если бы рабочая сила не имела этой способности, капиталист не стал бы ее покупать.
Открыв различие между стоимостью рабочей силы и той стоимостью, которая создается трудом рабочего, Маркс разгадал тайну возникновения прибавочной стоимости, научно, неопровержимо доказал, за счет чего живет и обогащается класс капиталистов . Источником прибавочной стоимости является труд рабочих, результаты которого безвозмездно присваиваются капиталистами .
Теперь становится понятно, как в условиях капиталистического способа производства разрешаются противоречия всеобщей формулы капитала. Прибавочная стоимость не может возникнуть без обращения, так как не где-нибудь, а на рынке происходит покупка капиталистом рабочей силы, совершается акт купли-продажи: Д - Т.
Но, с другой стороны, прибавочная стоимость создается не в процессе обращения, а в сфере производства , так как пролетарий своим трудом создает сверх стоимости своей рабочей силы еще и прибавочную стоимость. Капиталист, продав товары, произведенные рабочими на его фабрике, реализует эту прибавочную стоимость и тем самым получает большую сумму денег: Д + д или Д’.
Теперь мы подошли к вопросу о том, как создается прибавочная стоимость.