Рабочая сила и экономика. Определение рабочая сила Рабочая сила в производственном процессе

В результате эволюционного развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни в научной и учебной литературе

возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Зачастую близкие по своему содержанию, эти понятия несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т.е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду - тех людей, которые обладают указанными способностями. Можно сказать, что, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности - людьми.

Следует отметить, что во втором своем значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определенны. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население, т.е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.

Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т.е. люди с их профессиональными знаниями и навыками . Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди - потребители материальных благ и услуг.

В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы, в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось еще в Советской России и других странах бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учетная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему современных рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.

Понятие «трудовые ресурсы» дает количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 1980-х гг. было введено понятие «трудовой потенциал», которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении, т.е. с учетом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.

С конца XX в. теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор, воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания. Он рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к нему непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.

Еще одно понятие, получившее распространение в последнее время, - это «человеческий капитал». Оно основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную профессиональную квалификацию. При этом под инвестициями в человеческий капитал понимают затраты, необходимые для увеличения в будущем производительности труда, а также приводящие к повышению квалификации и способностей человека и влияющие в дальнейшем на увеличение доходов индивида. Предполагается, что человек, совершая такие инвестиции, жертвует чем-то меньшим в настоящий момент, чтобы получить что-то большее в будущем.

Наиболее ярким примером инвестиций в человеческий капитал выступают затраты на образование.

Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:

  • прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);
  • упущенные возможности (упущенный заработок) за время учебы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;
  • моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды проживания.

Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал может выступать как в денежной форме (рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост региона), так и в неденежной (получение удовлетворения от избранной работы в течение жизни, расширение круга общения при учебе, положительная информация об организации, более высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов).

Для эффективного инвестирования в человеческий капитал необходимо измерять и оценивать инвестиции в человека, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческими ресурсами. Измерения человеческого капитала и оценка осуществления инвестиций в него обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен.

Как правило при оценке эффективности инвестиций в образование сопоставляются затраты в настоящем (С) с ценностью будущих выгод (Я). Последние могут быть рассчитаны по формуле

где В г - ожидаемое превышение заработка лиц, получивших образование, над заработком лиц, не имеющих образования, в году t; п - число лет использования полученных знаний; г - рыночная норма дохода на капитал (процентная ставка или ставка дисконтирования).

Инвестиции в образование окупятся (их можно считать эффективными) при условии, что текущая стоимость будущих выгод больше или по крайней мере равняется издержкам: R>C.

  • В качестве синонима для обозначения этого вида ресурсов некоторые авторыиспользуют понятия «ресурсы для трудовой деятельности», «ресурсы труда», «ресурсыдля труда». См.: РофеА. И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологиитруда. М. : МИК, 1999. С. 116; РофеА. И. Экономика труда. 3-е изд., доп. и перераб. М. :КноРус, 2015.
  • См.: Экономика труда. Социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина,Ю. Г. Одегова. С. 44-47.
Рабочая сила хотя и считается товаром, но в отличие от любого другого товара имеет две особенности: универсальность - это означает, что человек, способный к работе, может заниматься различными видами деятельности, т. е. его способность к труду универсальна. Он может стать водителем, врачом или художником, а может заниматься этими видами деятельности в разное время, исходя из собственной потребности или потребности общества. В условиях рынка особенно часто возникают ситуации, когда человек вынужден переучиваться или приобретать новую профессию, более необходимую в данное время. Универсальность рабочей силы помогает ему в этом; стремление владельцев рабочей силы к социальной справедливости. Человек - существо разумное, и это в огромной мере влияет на товар "рабочая сила". Человеку присущи чувства справедливости, равенства, братства и гуманности, поэтому он будет стремиться их отстаивать в своей трудовой деятельности. Этой цели служат профсоюзы, которые помогают работникам защищать и отстаивать свои интересы. Отметим еще ряд особенностей товара "рабочая сила". В отличие от других товаров товар "рабочая сила" неотделим от своего непосредственного носителя - работника и после продажи поступает лишь в распоряжение работодателя. Товар "рабочая сила" имеет высокую маневренность, которая характеризуется возможностью ее продавца уйти от одного работодателя к другому, предлагающему более высокую цену или лучшие условия труда. В результате этого происходит миграция (движение) работников между предприятиями, отраслями, регионами, странами, что вызывает состояние постоянной конкуренции между покупателями, т. е. работодателями. Перемещение товара "рабочая сила" позволяет создавать необходимое равновесие на рынке этого товара. Важной характеристикой товара "рабочая сила" является ее результативность, которая зависитот таких факторов, как: капитал - при значительных вложениях средств в основной капитал в виде машин, механизмов и оборудования растет доля овеществленного труда при неизменных затратах живого труда, что влияет на рост производительности труда; природные ресурсы - наличие плодородной земли, полезных ископаемых, дешевого сырья и дешевых источников энергии, а также благоприятный климат положительно влияют на использование рабочей силы; технология общественного развития - применение в стране достижений научно-технического прогресса обусловливает высокую результативность труда; качество труда - производительность труда работников во многом зависит от состояния здоровья, уровня образования, отношения к труду, морального климата в коллективе и стабильности общества. Среди факторов, влияющих на результативность труда, следует также отметить эффективность применяемой системы мотивации труда, менеджмент персонала, масштаб внутреннего рынка и пр.

способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им в производстве жизненных благ. Рабочая сила реально существует в личности рабочего и является главной производительной силой общества, первичным (наряду с землей, природой) фактором богатства, определяющим элементом производительных сил. К рабочей силе статистика в развитых странах обычно относит всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом понятию является категория "экономически активное население". В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы, в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг. Заметна эволюция и профессионально– квалификационного состава рабочей силы. Преобладающей категорией стали работники преимущественно умственного труда, так называемые "белые воротнички". Численность работников физического труда сокращается как абсолютно, так и относительно. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.

Рабочая сила – это способность к труду, а труд есть использование, т.е. реализация этой способности.

В более широком плане под рабочей силой или к способностью к труду понимается совокупность физических и духовных способностей, которой наделена живая личность человека и которая используется, когда он производит какие-либо необходимые блага.

Такого рода использование рабочей силы есть труд.

Труд – это целесообразная деятельность человека, к которой он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, приспосабливая предметы природы для удовлетворения своих и общих потребностей.

Деятельность человека, нарушающая баланс системы «человек-природа» влечет негативные последствия. Труд в полном смысле этого слова призван воспроизводить жизнь общества в сочетании с контролем и регулированием экологического равновесия, сохранением и воспроизведением творческих возможностей природно-климатических сил экономики. Таким образом, в этом случае труд может претендовать на статус целесообразной деятельности.

Особенности труда:

Первая особенность состоит в том, что труд человека в отличие от того, что делают некоторые животные, являются целесообразной деятельностью, т.е. в процессе труда человек осуществляют заранее поставленную цель.

Вторая особенность труда - это уникальная способность труда, бесконечно расширяющая и усложняющая рабочую силу, т.е. труд человека, содержит творческую, созидательную силу, не имеющая границ.

Отсюда вытекает третья особенность труда, а именно:

Труд является важнейшим фактором исторического развития человечества и общего прогресса.

Свойство труда:

Продолжительность;

Интенсивность;

Производительность.

Продолжительность труда - это время труда, получившее название рабочее время, которое является мерой участия работника в труде на предприятии работодателя.

Рабочее время измеряется продолжительностью рабочего дня, рабочей недели, рабочего месяца, рабочего года.

Рабочий день – это время суток, в течение которого трудящийся работает на предприятии. Труд, затрачиваемый работником в течение рабочего дня делится на необходимый и прибавочный.

Необходимым трудом воспроизводится жизненные средства для поддержания собственного существования работника и его семьи.

Прибавочным трудом воспроизводится средства для развития производства, создается доходы предпринимателя, а также средства для содержания нетрудоспособных.

Продолжительность рабочего дня измеряется в часах рабочего времени, т.е. в часах труда.

Рабочий день – это величина не определяется, он может быть длинным или коротким, но существует физической границы рабочего дня, определяемые необходимостью иметь время для восстановления работоспособности работника, а также моральные границы, определяемые необходимостью иметь время для удовлетворения, его семейных и культурных потребностей.



Интенсивность труда.

Под ней следует понимать плотность, напряженность труда, измеряемую количеством труда, затраченного в единицу рабочего времени.

В этом случае рост количества производственные изделий в единицу времени пропорционален росту количества затраченного на них труда за это же время. С этой точки зрения рост интенсивности труда равнозначен увеличению его производительности.

Но рост интенсивности труда имеет свои границы в пределах одной и той же продолжительности рабочего дня. В определенный момент рост интенсивности труда потребует сокращение его продолжительности, таким образом, рост интенсивности труда обратно пропорционален росту его продолжительности.

Производительность.

Самое фундаментальное свойство труда – это его производительность. В отличие от продолжительности и интенсивности труда, которое имеют определенные границы, сдерживая, таким образом, общий прогресс производить труд есть его особое свойство в том смысле, что ее рост безграничен и бесконечен. Следовательно, по своему существу рост производительности труда означает присоединение к силам труда сил природы, масштабы которые безразличны и безграничны возможности человека, овладевать этими силами.

Производительность труда – его эффективность, плодотворность, результативность.

Она измеряется количеством изделий, производственных в единицу рабочего времени, либо количеством труда затраченного на единицу изделий.

Эффективность труда определяется отношением его результатов к количеству труда, затраченного на их производство.

15. Что такое рабочая сила.

Для того чтобы выполнять определенную работу, че­ловек должен обладать физическими и духовными способностями. Рабочая сила представляет собой со­вокупность физических и духовных способностей чело­века, которые используются им в процессе производ­ства материальных благ.

Богатство любого общества создается трудом лю­дей, благодаря функционированию рабочей силы. Но лишь в условиях капитализма способность к труду становится товаром , предметом купли-продажи.

Почему так получается? Обратимся к истории.

Раб не мог распоряжаться самим собой, так как был собственностью рабовладельца. Таково же по су­ществу и положение крепостного крестьянина. Он был зависим от владельца земли - феодала и не имел пра­ва полностью распоряжаться своей рабочей силой.

Может ли человек продавать то, что не принадлежит ему?

Ясно, что нет. Тот, кто хочет продать свою рабо­чую силу, должен быть юридически свободным чело­веком.

Но достаточно ли этого условия, чтобы рабочая сила стала товаром?

Нет. И вот почему. Мелкий крестьянин или ремес­ленник работают сами на себя - производят зерно, мясо, одежду, обувь и т. д. Продают они не рабочую силу, а продукты своего труда .

В каком случае крестьянин или кустарь стал бы продавать не продукты своего труда, а свою рабочую силу?

Только в том случае, если он не имеет возмож­ности работать у себя дома, с помощью своих средств производства . Крестьянин или кустарь превращается в рабочего, пролетария тогда, когда лишается собст­венных средств производства. Рабочая сила в этих условиях может быть применена лишь в том случае, когда она продана владельцу средств производства - капиталисту.

Рабочий продает свою рабочую силу по своей соб­ственной воле, так как он полноправный владелец ее. В капиталистическом мире нет законов, обязывающих рабочих наниматься к фабриканту. Но в то же время пролетарий не может не продавать свою рабочую силу, так как у него нет других возможностей для существо­вания — у него нет средств производства, которые бы позволили ему произвести необходимое ему для жизни.

Значит, для того чтобы рабочая сила стала то­варом , необходимы два условия:

во-первых, личная свобода пролетария;

во-вторых, отсутствие средств производства у мелкого товаропроизводителя, превра­щение его в пролетария.

Тем самым создается необходимость продажи рабочей силы. Превращение ра­бочей силы в товар знаменует собой начало возник­новения новой исторической эпохи - эпохи капита­лизма .

Но если рабочая сила - товар, то она, как и вся­кий товар, должна иметь и стоимость и потребитель­ную стоимость.

Как определяется стоимость рабочей силы?

Известно, что стоимость любого товара опреде­ляется количеством общественно необходимого рабо­чего времени на производство и воспроизводство его. Но рабочая сила не обычный товар. Она, как мы уже говорили, есть совокупность физических и духовных способностей человека. Если обычные товары (обувь, ткань и т. п.) создаются на заводах и фабриках, то производство рабочей силы неразрывно связано с вос­производством человека - живого носителя рабочей силы. И физические и духовные способности, без кото­рых невозможен труд, неотделимы от человека. Чело­век в процессе труда расходует свою рабочую силу, и для того, чтобы иметь возможность ежедневно рабо­тать, он должен изо дня в день восстанавливать свои физические и духовные способности.

Потребляя различные необходимые для жизни ма­териальные блага, удовлетворяя свой духовные по­требности, рабочий восстанавливает свою рабочую силу, затраченную в процессе труда, и, таким образом, получает возможность снова работать. Вот почему можно сказать, что стоимость товара рабочая сила есть по существу стоимость тех средств существова­ния, которые нужны для жизнедеятельности носителя рабочей силы - человека , в данном случае рабочего, который продает капиталисту свою способность к труду.

Какие же средства существования необходимы для поддержания, восстановления и постоянного воспро­изводства рабочей силы? Другими словами, что вклю­чается в стоимость рабочей силы?

Во-первых, стои­мость средств, необходимых для удовлетворения физических потребностей рабочего. Речь идет о пище, одежде, жилище и т. п.

Во-вторых, стоимость средств, нужных для того, чтобы удовлетворять духовные по­требности рабочего. Как говорится, не единым хлебом жив человек. Рабочие читают газеты, книги, посещают кино, спортивные состязания и т. д.

В-третьих, стои­мость средств обучения рабочего. Для того чтобы управлять машинами и механизмами, требуется ка­кой-то минимум технических знаний. Вот почему стои­мость общеобразовательного и производственного обучения включается в стои­мость рабочей силы.

В-четвертых, стоимость средств, необходимых для содержания семьи. Капиталистиче­ское производство не может осуществляться беспере­бойно, если ряды рабочего класса не будут постоянно пополняться. Поэтому в стоимость рабочей силы неиз­бежно включаются затраты на содержание семьи, вос­питание и обучение детей — будущей рабочей силы.

На объем и состав потребностей рабочего большое влияние оказывают исторические и национальные осо­бенности развития той или иной страны. Велико разли­чие между стоимостью рабочей силы в Англии, кото­рая длительное время занимала монопольное положе­ние в капиталистическом мире, и стоимостью рабочей силы в экономически отсталых странах, где крайне ни­зок жизненный уровень народа. Различия в стоимости рабочей силы могут быть обусловлены также климати­ческими условиями. Например, на севере, в условиях сурового, холодного климата человеку требуется более теплая одежда, более калорийное питание, лучше ота­пливаемое жилище и т. д.

Следует помнить, что потребности человека зави­сят и от многих других условий. К ним относятся на­циональные обычаи, традиции, существующие в той или иной стране, у тех или иных народов.

С развитием человеческого общества потребности человека расширяются, изменяются. Например, по­требности английского немецкого или российского ра­бочего в наше время далеко не те, что были, предпо­ложим, в XIX в. Круг потребностей человека значи­тельно расширился. Взять хотя бы такие предметы домашнего обихода, как телевизоры, холодильники, компьютеры, мобильные телефоны и т. п., о которых чело­век не имел представления не только в XIX в., но о некоторых и в XX в.

Но как бы разнообразны ни были условия, опреде­ляющие необходимые средства существования чело­века, и как бы быстро они ни изменялись, тем не менее для определенной страны и для конкретного пе­риода стоимость рабочей силы - величина более или менее постоянная.

Рабочая сила в условиях капи­тализма - товар, и цена его всегда подвержена коле­баниям. Как правило, капиталисты покупают рабочую силу по цене значительно меньшей, чем стоимость, посчитанная исходя из достойного уровня жизни современного человека. При этом рабочая сила - особый товар. Его нельзя положить на хранение и дожидать­ся, пока цены поднимутся. Рабочий, не имеющий ни­каких других средств для существования, кроме про­дажи рабочей силы, часто вынужден соглашаться и на такую цену, которая не покрывает расходы, необхо­димые для нормального удовлетворения его потреб­ностей.

Существует, однако, низшая граница стоимости рабочей силы, это стоимость физически необходимых жизненных средств , без потребления которых человек не может существовать и трудиться. Капиталист, покупающий у рабочего его рабочую силу, всегда стремится приблизиться к этой границе, поскольку именно в этом случае он получает наибольшую прибыль. Как именно, об этом мы и поговорим.

Рабочая сила, как и любой другой товар, обладает кроме стоимости и потребительной стоимостью. В чем же она выражается?

Потребительная стоимость многих товаров обна­руживается сразу. Например, ботинки нужны для того, чтобы удовлетворить потребности человека защитить свои ноги при движении. Потре­бительная стоимость обуви реализуется в процессе ее носки.

В чем же выражается потребление рабочей силы?

В труде. Труд и есть процесс расходования рабочей силы. Но тут обнаруживается особенность товара рабочая сила. Хлеб, ткань, обувь и прочие то­вары в процессе потребления исчезают, уничтожают­ся, а рабочая сила в процессе труда не только сохра­няется, но и создает новые товары . В этом заключается особенность товара рабочая сила. Важнейшее качество этого товара состоит в том, что в процессе потребления он создает стоимость большую, чем сам того стоит .

Стоимость рабочей силы, как мы выяснили, равна стоимости средств существования рабочего - стоимо­сти пищи, одежды, жилища и т. д. Предположим, что стоимость средств дневного существования рабочего можно создать за 4 часа труда. Капиталист купил ра­бочую силу. Тем самым он получил право распоря­жаться ее потребительной стоимостью. Поэтому капи­талист может заставить рабочего работать не 4 часа, а больше, например 6, 7, 8, 10 или даже 12 часов. Но рабочий за первые 4 часа работы уже создал стоимость, равную стоимости его рабочей силы, то есть фактически вернул капиталисту то, что тот потратил на ее покупку. Но рабочий не прекращает работы, он работает дальше столько, сколько скажет капиталист, за каждый следующий час своей работы тоже создавая стоимость. Вот эта прибав­ка, этот излишек стоимости, создаваемый трудом ра­бочего сверх стоимости его рабочей силы, и есть при­бавочная стоимость .

Способность создавать прибавоч­ную стоимость является потребительной стоимостью товара рабочая сила. Она-то и интересует капитали­ста. Если бы рабочая сила не имела этой способности, капиталист не стал бы ее покупать.

Открыв различие между стоимостью рабочей силы и той стоимостью, которая создается трудом рабочего, Маркс разгадал тайну возникновения прибавочной стоимости, научно, неопровержимо доказал, за счет чего живет и обогащается класс капиталистов . Источ­ником прибавочной стоимости является труд рабочих, результаты которого безвозмездно присваиваются ка­питалистами .

Теперь становится понятно, как в условиях капита­листического способа производства разрешаются про­тиворечия всеобщей формулы капитала. Прибавочная стоимость не может возникнуть без обращения, так как не где-нибудь, а на рынке происходит покупка ка­питалистом рабочей силы, совершается акт купли-про­дажи: Д - Т.

Но, с другой стороны, прибавочная стоимость со­здается не в процессе обращения, а в сфере производ­ства , так как пролетарий своим трудом создает сверх стоимости своей рабочей силы еще и прибавочную стоимость. Капиталист, продав товары, произведенные рабочими на его фабрике, реализует эту прибавочную стоимость и тем самым получает большую сумму де­нег: Д + д или Д’.

Теперь мы подошли к вопросу о том, как создает­ся прибавочная стоимость.