Возможные последствия неправильного выбора профессии. Профориентационное занятие "Типичные ошибки при выборе профессии"

Цель: помочь осознать привлекательные и не­привлекательные стороны любой профессии, возможности ошибок и их последствий, познакомить с правилами грамотного выбора про­фессии.

Задание № 1

Игра «Оптимисты и скептики»

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте некоторые профессии (например, военного, учителя, предпринима­теля). В колонку «Оптимисты» запишите положительные моменты, а в колонку «Скептики» - отрицательные, уточнив предварительно зна­чение этих слов.

Изменилось ли ваше представление об этих профессиях после обсуждения? Почему?

Уточним значение слова «ошибка». Если ты криво отрезаешь ку­сок хлеба, то никто серьезной ошибкой это не сочтет. Но если выре­зается подошва для обуви, то это уже создает заметные неудобства и может считаться ошибкой. Если делаются детали часового меха­низма или компьютера, то отклонение размеров в доли миллиметра будет грубой ошибкой.

Вам, наверное, известно, что существуют принятые в обществе допустимые пределы отклонений от требований к действиям людей и результатам этих действий. В технике эти пределы называют до­пусками. Но, по существу, допуски есть везде, где живет и действует человек.

А что значит «допустимое-недопустимое» в деле выбора профес­сии? Самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа твоя в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение.

Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к раз­личным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятель­ность в принятии решений; во-вторых, недостатки знаний, опыта, ин­формированности о существенных обстоятельствах этого выбора.

Как вы думаете, какие это ошибки? Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профес­сии? Как они живут и что чувствуют?

Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с Вашей помощью можно сформулировать причины ошибок:

предубеждения;

«за компанию»;

идеализация;

увлечение «антуражем»;

заблуждения:

а) на свой счет;

б) на счет профессии.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, кото­рые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспри­нимаются как «не престижные». Список этих профессий может ме­няться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, считавшаяся в нашей стране примерно полвека престиж­ной, в начале 90-х годов перешла в разряд «не престижных». Сейчас ее репутация восстанавливается.

Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете «престижными» и почему? Как вы вообще понима­ете слово «престиж», «престижность»?

Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у двух друзей сов­падают интересы, склонности и способности к одной и той же про­фессиональной деятельности. Плохо, если только один из них руко­водствуется этим принципом. В этом случае его, как правило, пости­гает жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В худшем - он будет всю оставшуюся жизнь заниматься не­любимым делом.

Ошибки при выборе профессии

«Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».

Цель: ознакомить учащихся с ошибками, которые совершают выпускники при выборе профессии и помочь избежать их в собственной жизни.

Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Ошибки при выборе профессии

Ошибки при выборе профессии

1. Выбор профессии на основании советов авторитетных людей.

Ваши отец, мать, Ваши родственники, конечно, желают всего самого лучшего, по их мнению. Они готовы подсказать, как выбрать специальность, которая прокормит Вас и Вашу семью всегда. Тем не менее, советуя, близкие люди основываются на своём личном опыте. А ты совсем другой человек, воспитанный и живущий в другое время.

2. Учет неизбежного изменения рынка труда в отдалённой перспективе.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что Ваш выбор сейчас, в 11 классе определит всю Вашу судьбу. Изменение направления, освоение новой области деятельности сделает Вас ценным специалистом, востребованным на стыке профессий. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое экономическое образование поможет юристу (по своему второму образованию) разобраться в сложных вопросах финансовой деятельности предприятия.

3. Престижность профессии.

Предрассудки могут стать препятствием нормальной жизнедеятельности. В отношении работы они проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: могильщик).

Другой пример. Экономист или инженер ничуть не более полезен для людей, чем социолог или слесарь.

Кроме того, престижность профессии хороша, когда учтены все Ваши интересы и способности. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций. Может так получиться, что «модное» название сыграет с Вами злую шутку, и на рынке труда не будут востребованы специалисты без опыта: например, - антикризисный управляющий.

4. Выбор профессии под влиянием выбора друзей

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят старшего школьного возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому, оглядываясь на других, сравнивайте себя с друзьями, а не копируйте слепо тот или иной образ. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем сходны. Это поможет разобраться в определенной ситуации. Например, если Ваш друг идет в военное училище (а он - рисковый человек) – то Вам этого делать не стоит - профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожны и рассудительны).

5. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе специальности надо учитывать, прежде всего, особенности профессии, а не выбирать ее только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается этой работой.

Особенно опасно очарование преподавателем. Если Вас восхищает душевность литератора - это не значит, что Вам нравится литература сама по себе, вне "комплекта". Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - телеведущего, политика, журналиста, артиста.

6. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они «перелопачивают» массу информации, сайтов, архивов, разговаривают со многими людьми - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

7. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или неумение отличить эти понятия.

Рассмотрим один из вариантов. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные специальности за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари, а проанализировать на рынке труда. В запросе обычно указывается, какое образование требуется для конкретной должности, специальности. Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом.

К тому же, стоит учесть, что специальностей существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком, и при этом потребуются базовые знания истории и литературы, математики и социальных дисциплин, либо математики и физики. Выбранной профессии могут соответствовать несколько школьных предметов, которые Вам интересны и по которым, как правило, сдают вступительные экзамены в на эту специальность. Скажем, будущему инженеру в школе может нравиться одновременно и черчение, и математика.

8. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Ваше состояние .

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение физиологических систем организма. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.

9. Устарелые представления о характере труда.

Не забывайте о динамичном техническом прогрессе, что в наши дни особенно актуально. В профессии, и, прежде всего, в рабочие, сегодня внедряется сложная и интересная техника, повсеместно повышается культура труда. Компьютер же применяется абсолютно во всех сферах деятельности - вплоть до животноводства. Поэтому каждый человек должен быть подготовлен к использованию современной техники в своей сфере деятельности. И это еще одна серьезная задача для серьезного решения проблемы

При выборе будущей профессии многие школьники допускают ряд ошибок. Чтобы этого не произошло, проанализируем основные ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Престижность профессии. Чаще всего школьники выбирают будущую специальность, опираясь на уровень престижа: юристы, экономисты, финансисты. Хотя есть и другие профессии, которые необходимы и на них есть спрос на рынке труда, например, эколог, инженер и т. д. Не стоит считать, что профессии, которые не «модные», менее важные и востребованные.

2. Влияние окружающих людей . Друзья - вот кто влияет на выбор профессии. Все идут на эту специальность, значит и я пойду. Но не стоит сравнивать себя с ними. Одежду ты выбираешь по своему вкусу, а не вкусу друзей. То же самое касается и будущей специальности.

3. Дети выбирают профессию , потому что ей занимается их кумир . Например, врачи, у которых недавно ребенок находился на излечении, следователь, виртуозно расследующий запутанные дела, у мальчишек в кумирах спортсмены, у девочек - актеры

4. Выбор профессии из-за увлеченности только одной ее стороной . Например, актер выступает на сцене перед многочисленным зрителем, который его обожает, но этот труд очень тяжелый и требует много времени. В этом случае дети видят только одну сторону — популярность, сцена и деньги. А то, что это требует большого труда - они не видят.

5. Привязанность к определенному школьному предмету. Школьник выбирает будущую специальность из любви к одному предмету. Но стоит знать, что профессии чаще всего включают в себя знания сразу нескольких школьных предметов.

6. Устаревшая информация о той или иной специальности. Мир не стоит на месте, на производствах внедряются новые технологии, которые делают профессию более престижной и современной.

7. Нежелание разобраться в своих способностях . Помочь разобраться в своих способностях могут родители, учителя или психологические тесты на профессиональную ориентацию.

8. Недооценка своих физических способностей . Есть профессии, которые требует здоровый организм, к ним относят все военные профессии. Но школьники это не всегда понимают.

9. При выборе профессии школьник не владеет полной информацией о ней. Он не знает, чем занимаются представители выбранной профессии, и какие обязанности они выполняют.

10. Выбор профессии основывается на желании учиться в конкретном месте . Школьник хочет учиться в определенном городе, в конкретном ВУЗе и ему неважно какие там специальности и сможет ли он «потянут» по своим знаниям.

Сегодняшние заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии.

Итак, чего делать не стоит...

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарного (а он - рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика - это не значит, что нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Ваше состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Когда Вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Надеюсь, знание и понимание этих ошибок поможет Вам избежать их при выборе Вашей будущей профессии.

Анна Сухих

Заканчивая школу, перед выпускниками встает вопрос - выбор будущей специальности. К принятию решения, куда пойти учиться и кем стать надо подойти очень серьезно и с полной ответственностью, чтобы не допустить просчет, учесть и не допустить типичные ошибки, ведь профессия выбирается на всю жизнь и она должна приносить не только доход, но и удовлетворение своих амбиций.

Первая ошибка: репутация
Есть молодежь, которая выбирает себе профессию считающуюся престижной, это юрист, экономист, журналист, но после окончания ВУЗа не могут найти рабочее место, так как на рынке труда специалистов этих профессий переизбыток. В наше время работа, связанная с физическим трудом, не популярна и считается уделом тех, кто плохо учился в школе, поэтому специалистов рабочих профессий мало, однако они очень востребованы и хорошо оплачиваются.

Вторая ошибка: с другом, за компанию .
Выпускники, которые по натуре не лидеры, которым требуется советчик и наставник, поступает в ВУЗ вместе с другом, попав под его влияние. В такой ситуации, необходимо хорошо обдумать, нужна ли вам эта специальность. Вы находитесь в том возрасте, когда пора быть самостоятельным и независимым от друзей, ведь подойдет время и вы будете делать карьеру, а это сделать очень сложно, если работа не нравится. Ваша дружба не пострадает, если вы с другом будете иметь разные специальности, но в такой ситуации вы можете приобрести ненавистную профессию и работа вам будет казаться "каторгой".

Третья ошибка: под влиянием родственников .
Советы родственников и родителей, какую получить профессию, могут быть как хорошими, так и плохими. Есть профессии, связанные с продолжением династии и если абитуриент выбирает данную профессию, то он полностью информирован о ней и это хорошо. Но если родители, по мимо вашей воли, настаивают на том или другом ВУЗе, попросите объяснить их выбор, попробуйте объяснить им почему вы выбрали именно эту профессию. Родители должны учесть желание своего ребенка и уважать его выбор, им не надо настаивать на своем, а помочь в выборе ВУЗа и поддержать своего будущего абитуриента.

Четвертая ошибка: мечта детства .
Среди выпускников есть честолюбивые молодые люди. Им сложно объяснить, что он как их кумиры - звезды шоу-бизнеса. Такие молодые люди строят планы о том, как станут звездами и популярными. Они не понимают, что творческая работа - это тяжелый труд, а не развлечение. Порой доходы небольшие и нестабильные, только самые популярные получают большие гонорары. Выбирая творческую профессия надо учитывать не только свои способности, но и моральные силы. Неудачи в творческой деятельности могут привести к нервным срывам и депрессиям, что обязательно должны объяснить родители детям. Если все-таки выпускник выбирает творческую профессию, то родные и близкие должны ему помочь и поддержать.

Пятая ошибка: погоня за "длинным" рублем .
Многие выбирают работу не для того, чтобы себя реализовать, а ищут просто источник дохода. При выборе профессии, надо учитывать, что зарплата специалиста с дипломом будет увеличиваться с опытом и повышением по службе.
В последнее время, к большому сожалению, пошла тенденция учиться в том учебном заведении, где дешевле и есть общежитие, так как не все родители могут оплачивать дорогое обучение и съемное жилье. В таких случаях, если выпускник хочет получить конкретную профессию, надо рассмотреть вопрос о заочном обучении. В этом случае даже есть преимущество, так как молодой человек будет учиться и зарабатывать деньги.
При выборе профессии учтите свои способности, наклонности и не допускайте данных ошибок.