Педагогический проект "профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе". Проект по профориентации учащихся «Профессии, которые мы выбираем Социальный проект на тему профориентации
Перед выпускниками стоит важная проблема: выбор будущей профессии. Но не все еще точно определились, кем они будут. На выбор будущей профессии влияют разные аспекты жизни школьника. Это и уверенность в дальнейшем трудоустройстве, и перспектива выбранной профессии, и советы родителей и знакомых. Но наибольшее влияние имеет возможность жить без нужд. Большинство школьников уже определились с выбором ВУЗа. Выбор ВУЗа не зависит ни от пола, ни от социального статуса подростка. При выборе профессии молодежь испытывает такие трудности, как недостаточные материальные возможности, бесперспективность некоторых профессий, неуверенность в дальнейшем трудоустройстве. Но все-таки ребятам еще трудно понять, чего они хотят от своей профессии и как сделать правильный выбор. В этом им должна помогать прежде всего школа. Должна проводиться специальная программа, направленная на помощь школьникам в их выборе.
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя школа № 5
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Дороги в большой мир»
(профориентация старшеклассников)
Выполнил:
Рожина Г.К.
Социальный педагог
МОУ СШ № 5 п. Центральный
Володарский район
Нижегородская область
р.п. Центральный
Введение
Сложившаяся ситуация в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в выборе профессии заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны не только знать, уметь и обладать определенными навыками, но и быть готовыми реализовать себя в профессиональном и социальном плане, посколькусовременному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, успешный в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с выбором своей будущей профессии, а значит, проблема выбора профессии ложится на плечи не только обучающихся и их родителей, но и весь коллектив ОУ. В связи с этим в 8-9 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка, а в 10-11 классах – профильная подготовка, которые должны помочь определиться подростку в области своих интересов, т.к. происходит совмещение профориентационной работы с предметным обучением. Это позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.
Работу нужно построить так, чтобы каждый выпускник школы нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время и силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.Зачастую же профессиональное самоопределение школьников происходит стихийно (за компанию с другом, посоветовали родители, пристроили родственники или знакомые).
Для нашей школы эта проблема очень актуальна. Поскольку ОУ расположено в военном городке, то основной контингент обучающихся – это дети семей военнослужащих. Многие подростки видят себя представителями военной профессии и никем больше. Но в современном обществе, когда реформы коснулись и военных институтов (сокращение в армии, закрываются военные училища и университеты), многие юноши теряют возможность реализовать себя в данной профессии. А представителей других профессий, которые своим примером могли бы их заинтересовать, увлечь, в военном городке нет.
Поэтому современное понимание профориентационной работы заключается не только в ее нацеленности на выбор конкретной профессии каждым подростком, а и на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Профессиональная ориентация в школе - это не разовые мероприятия по знакомству с теми или иными профессиями, а система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о различных профессиях и возможности получения выбранных специальностей.
Цель проекта:
Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.
Задачи проекта:
сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Инициативная группа
заместитель директора по воспитательной работе,
классные руководители,
школьный психолог,
социальный педагог,
учителя-предметники,
библиотекарь.
Изучение возможностей инициативной группы и распределение обязанностей
Заместитель директора по воспитательной работе
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-тирование, определение индивидуальной образовательной траектории;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Классный руководитель:
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
помогает обучающемуся проектировать индивидуальный образовательныймаршрут, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
организует встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
1.Описание проблемы.
Мы хотим обратить ваше внимание на тех людей, которые не реализовались в жизни, которые живут бесцельно, которые прожив жизнь не реализовались, как личности. Как правило эти люди озлобленны, они зачастую одиноки. Многие из них заливают горе алкоголем, погибают от наркотиков. Из-за этого возникают насилие в семьях, разводы, где страдают дети.
Давайте посмотрим в корень, в начало этой проблемы. Обратим внимание на то, когда эти люди заканчивали школы и стояли перед выбором будущей профессии. Кем они хотели стать в жизни? Многие из них мечтали, но так и не достигли своей мечты. Не смогли реализовать себя в будущей профессии.
Этому могли помешать социальная среда, экономические перемены, влияние родителей, собственная неопределенность. Ведь большинство вообще не знают себя, свои способности и таланты. Такие люди ни о чём не мечтают и не знают кем бы они хотели быть.
Проблема:
Выпускники до конца не осознают, кем на самом деле они хотят быть.
Выбор профессии –сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует опасность–затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. К тому же мир профессий, как и всё остальное в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» -всё плохо. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себя. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающих оценку своих объективных возможностей.
В современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда.
Соответственно,явной становится необходимость разработки модели профориентационной,предпрофильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении.
2.Цели и задачи
Ø Создание условий для развития самостоятельной активно-развивающейся творческой личности, способной к адаптации в обществе.
Ø Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки подрастающего поколения.
Ø Сочетать трудовое воспитание с нравственным, сделав профессиональную ориентацию элементом свободного социального самоопределения личности.
Ø Направить старшеклассников в специальные центры, чтобы они открыли себя, узнали свои наклонности. Чтобы было стремление достичь поставленных целей, преодолев препятствия, не останавливаться на достигнутом.
Ø Поэтому мы организуем команду социальных волонтёров с подготовленной программой, в которую включены тесты и семинары профессиональной направленности. Покажем презентацию своей будущей профессии.
Задачи:
Ø Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах,формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»
р. п. Переяславка, Хабаровского края
Социальный проект
«Твой профессиональный выбор».
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории,
Савочка Валентина Александровна
2014 г.
Методический паспорт проекта «Твой профессиональный выбор».
Должность : воспитатель
Тип проекта - исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитанники 8-х классов ; педагоги школы – воспитатель, психолог, социальный педагог.
Вид проекта - краткосрочный.
Тема проекта: «Твой профессиональный выбор».
Технология организации учебно-исследовательской деятельности в процессе психологического сопровождения предпрофильной подготовки позволяет включение обучающихся в систему совместной практико-ориентированной деятельности: проектной, исследовательской.
Актуальность. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Выпускники коррекционной школы оказываются перед необходимостью выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху.
Цель проекта: Воспитанникам предоставятся условия для формирования осознанного выбора профессии.
Задачи:
Развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения.
Обучение основам выбора профессий.
Осуществление самостоятельного, осознанного и ответственного выбора в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.
Проектирование своего образовательного и профессионального (карьерного) маршрута.
Описание проекта.
Проектная деятельность учащихся при изучении материала «Твой профессиональный выбор». Проект исследовательский, открытой координации и предназначен для учащихся 8-х классов. Работа в данном проекте позволяет обучающимся сориентироваться в современном мире профессий, сформировать психологическую готовность учащихся к выбору профессии на основе знаний о своём профессиональном и личностном потенциале.
Продукт проекта.
Результаты самостоятельной познавательной работы воспитанников оформляются воспитанниками в виде презентации по избранной профессии.
Обеспечение - материально-техническое, учебно-методическое, информационное:
оборудование изобразительной деятельности (бумага, карандаши, фломастеры, простые карандаши); словари; газеты «Презент», «Из рук в руки»; интернет - ресурсы , компьютеры.
Межпредметные и метапредметные связи: обществознание, история, чтение, информатика и ИКТ, психология, профориентация и самоопределение.
План реализации проекта.
Проект относится к внеурочной деятельности и состоит из следующих этапов:
Название этапа |
Сроки реализации |
|
1. Подготовительный этап. Погружение в проект. |
выделение предполагаемых направлений работ; предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день; Опросник «Лист выбора профессии» - педагог Савочка В.А.; Тестирование на «Профпригодность» - педагог Савочка В.А.; Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) - педагог-психолог школы; Анкета «Мир профессий» ( Дифференцированно-диагностический опросник ( разработка критериев для составления профессиограмм; начало работы по сбору информации о рабочих профессиях для презентаций. Подготовка рисунков по теме «Мир профессий» |
За 2 недели до проектного дня |
2. Основной этап. Реализация идеи. |
продолжение работы по сбору информации о рабочих профессиях; виртуальная экскурсия по профессиональным училищам г. Хабаровска и Комсомольска-на Амуре; экскурсия в Центр занятости района имени Лазо; систематизация и анализ полученных данных; обсуждение способов оформления конечных результатов; подведение итогов, оформление результатов. |
За неделю до проектного дня |
3. Заключительный этап |
презентация проекта в ходе деловой игры «Твой профессиональный выбор»; представление результатов выполненного проекта в виде материального продукта (рисунки, презентации воспитанников о профессиях); рефлексия. |
В день проекта |
В результате анализа полученной информации обучающиеся смогут самоопределиться с выбором профессии, оценить будущие перспективы выбранной профессии.
Методическая разработка итогового занятия по реализации проекта
Дата проведения: 3 февраля 2014 г.
Тема
мероприятия
:
«Твой профессиональный выбор»
Слайд
№ 1
Форма
мероприятия:
Деловая игра
Цель:
Воспитанники получат возможность
расширить представление о мире профессий,
способах трудоустройства.
Задачи:
1.Образовательная: познакомить воспитанников с доступными для них способами поиска работы.
2. Коррекционная - развивающая: коррекция дефекта волевого качества – безынициативности на основе развития познавательной активности; развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.
3. Воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.
Используемые технологии:
проектного обучения
игровые;
информационно-коммуникационная;
«создание ситуации успеха»;
ситуативные;
здоровьесберегающие.
Методы:
Словесные – опрос, объяснение, рассказ; практические – поручение, упражнение; наглядные – показ слайдов.
Место проведения: учебный класс
Время проведения: 45 минут
Оборудование
и материалы:
компьютер с мультимедиа проектором,
презентации; бланки резюме, ручки,
карточки с заданием, газеты с объявлениями
о работе, мячик, выставка книг о профессиях.
Предварительная
подготовка:
учащимся было предложено разделиться
на группы (штукатуры-маляры, повара,
каменщики, токари), найти информацию
по выбранной специальности, подготовить
презентации; познакомились с
профессиональными учреждениями,
обучающими выпускников школ-интернатов;
посетили Центр занятости населения
района Лазо; оформили выставку рисунков
«Мир профессий».
Занятие№1
Ход занятия:
I . Организационная часть:
Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.
(При работе с кроссвордом осуществляется фронтальная работа с коллективом детей, в ходе которой воспитанники вспоминают различные профессии.)
С помощью кроссворда определите, и назовите главное слово нашего занятия.
По вертикали: 1. ? Слайды № 2-11
По горизонтали: 1. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу «….. и нюхая наестся»
Повар - человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.
По горизонтали: 2. Загадка:
Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный...
Продавец
- лицо, выступающее посредником между
производителем товара и покупателем.
В самых общих чертах задача продавца
состоит в том, чтобы предоставить
покупателю необходимый ему товар, и
получить за этот товар деньги.
По
горизонтали: 3. Загадка:
Кто приносит нам газеты,
И от бабушки приветы?
Почтальон:
Пока
не придумали электронной почты, огромную
роль играли люди, доставляющие письма.
Итак, речь идёт о почтальоне - человеке,
разносящем корреспонденцию и газеты.
Этот человек приносит хорошие и плохие
вести в конвертах.
По
горизонтали: 4. Токарь детали обтачивает,
а ………. – вытачивает.
Фрезеровщик
- специалист по работам на фрезерном
станке. На сегодняшний день, профессия
фрезеровщика востребована, во всех
метало - и деревообрабатывающих отраслях
во всём мире. Огромный спрос на специалистов
в этой области имеет Россия и Китай.
По горизонтали: 5. Разводит пчёл……..
Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.
По горизонтали: 6. Кто не может обойтись без следующих предметов: молоток, гвозди, рубанок.
Столяр - актуальная профессия в настоящее время приобретает новые сферы влияния. В основном столяр - это работник строительных или ремонтно-строительных организаций, предоставляющий всевозможные услуги по обработке дерева.
По горизонтали: 7. Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
Лесник
Краткое
описание:
Наш
народ, как и многие другие, многим обязан
лесу. Это щедрый подарок природы для
нас и его необходимо сберечь. Так вот
охрана леса от злоумышленников и пожаров
- это основная обязанность лесника.
Работают эти люди в лесном хозяйстве,
или, как ещё говорят, в лесничестве.
Казалось бы, лесник круглый год на
вылазке, но на самом деле такая работа
тоже подразумевает под собой определённые
трудности и даже опасности.
По
горизонтали: 8.
О ком поется в песне: «Первым делом,
первым делом – самолеты, ну а девушка,
а девушки – потом»?
Пилот
По горизонтали: 9. Представителю, какой профессии советуют: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь»?
Швея Слайд № 12
Назовите главное слово.
Слово педагога.
Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. После 9-ого класса вам предстоит выбрать ту профессию, по которой вы продолжите своё дальнейшее обучение.
Именно об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашей деловой игры: «Твой профессиональный выбор». Выбор профессии – один из важнейших шагов в ваше будущее. Многие из вас уже определились в ходе реализации проекта, кем быть и куда поступить. Но, наверняка, некоторых еще не ответили самому себе, а хочу ли я им стать.
Выбрав правильно профессию, то есть профессию по душе, мы обретаем счастье. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».
Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно … (продолжите фразу).
Ответы детей (задуматься о будущем, решить, кем стать, выбрать работу по душе, найти своё место в жизни).
Эти
слова «реши, кем стать» вы слышали не
раз и от педагогов, и от родителей. Но
все же в глубине души вы понимаете, что
скоро подойдет то время, когда с этим
вопросом вы столкнетесь с глазу на глаз.
II
.
Основная часть
1. Работа с толковым словарём .
Что такое профессия, специальность, квалификация? Слайд № 13
Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.
Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).
Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.
Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.
В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:
требует специальной подготовки, обучения;
практикуется человеком регулярно;
служит источником средств к существованию.
Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков и без знаний профессии это невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий.
Скажите, пожалуйста, а какие рабочие профессии вы знаете? (столяр, портной, штукатур, маляр, повар, каменщик, дворник)
А кто знает, где можно получить рабочую профессию?
Правильно, профессию можно получить в профессиональных училищах, колледжах.
В этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий. Профтехучилища нашей страны готовят специалистов более чем тысячи профессий. В профессиональном училище, колледже вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – свидетельство.
Итак, рабочую профессию вы можете получить в профессиональных колледжах и техникумах, где открыты коррекционные группы. Куда принимают ребят из нашей школы. Посмотрите на слайд, как много учебных заведений, которые могут принять вас. Слайд № 14
15 января мы с вами совершили виртуальную экскурсию по ПУ Хабаровского края. Слайд № 15
Ученица.
Приходи сюда учиться
Ученик и ученица,
Много здесь профессий разных,
Выбрать что, не знаешь сразу.
В жизни каждая сгодится,
Стоит только научиться.
2)
Конкурс профессиограмм.
Наш класс заранее был разбит на группы,
на столах таблицы с названиями групп,
то есть выбранные вами профессии: токарь,
каменщик, штукатур – маляр и повар. И
задача каждой группы сегодня – защитить
выбранную вами профессию, доказать что
ваша профессия самая, самая, самая.
Каждая группа получила задание:
составить профессиограмму по следующему
плану:
1. Краткое описание
2. История
3. Значимость профессии
4. Уникальность
5. Риски
6. Где получить данную
профессию.
Каждая группа защищает
презентацию.
III . Итоги занятия. Рефлексия.
Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились в ходе реализации проекта (воспитанники перечисляют).
- Где обучают этим профессиям?
-Где можно работать?
-Какую специальность вы можете приобрести (столяра) , а переквалифицироваться?
(например: токарь-сварщик, фрезеровщик и т.д.)
Занятие №2
Ход занятия:
I . Организационная часть:
1) Конкурс «Угадай пословицу» (закончить конец пословицы): Слайд № 16
Ребята прочитайте пословицы.
Терпенье и труд….(все перетрут.)
Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)
Землю солнце красит,…(а человека труд)
Труд человека кормит, …(а лень портит)
-Скажите, о чем они?
Это пословицы о труде.
Пословицы о работе.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.
Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.
II . Основная часть
После окончания ПТУ, что планируете делать? (работать)
Но прежде всего нужно трудоустроиться.
Из скольких слов состоит это слово? - труд и устройство. Слайд № 17
Подберите синонимы к слову труд.
ТРУД – работа, занятие, дело.
А что такое устроить?
Устроить
Трудоустройство
Вакансия
Какой в вашем представлении должна быть работа, чтобы её можно было назвать хорошей?
Слайд № 18
Хорошая работа
Достойно оплачиваемая
Комфортные условия
труда и режим работы
Труда и режим работы
Дружный производственный
коллектив
Современные инструменты,
оборудование
Социальные гарантии
(соц. пакет)
2) Упражнение «Легальная и нелегальная работа» Слайд № 19
Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп.
Рассказ о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы (социальный педагог).
Задача: разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.
Вопросы для обсуждения:
Почему так решили?
Что вы предпочли при устройстве на работу?
Русская пословица гласит “Всяк кузнец своего счастья”. Как вы понимаете? (ответы учеников) Каждый делает свое счастье. Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией).
3) Упражнение «Мяч плюс профессия, или кто назовёт больше профессий?»
Все встают в круг. Участники, бросая мяч, друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовёт большее количество профессий.
Примечание. Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трёх секунд.
Вопрос: «В чём были затруднения?» [Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы?]
Можно обратиться в Центр занятости.
Можно искать работу по объявлениям в газете.
Можно посетить Интернет.
Посоветоваться с родителями, друзьями. С лайд № 20
-Что такое центр занятости или биржа труда? Слайд № 21
Это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.
23-24 января мы с вами посетили Центр занятости населения района Лазо и узнали о порядке постановки на учёт и оформлении необходимых документов. Слайд № 22
Работа с толковым словарём.
Вакансия – должность, место.
Хорошо, правильно, способов найти работу много. Мы проведем деловую игру «Я ищу работу».
Как будем искать работу? У нас есть различная информация.
Дайте мне, пожалуйста, газету «Работа».
Я хочу найти работу в базе данных о вакансиях.
Я прочитаю объявления, можно мне газету.
Я обращаюсь в интернет.
Я посоветуюсь с родственниками (по телефону)
4) Упражнение. Найти объявление в газете для трудоустройства (определить время выполнения, раздать газеты, объявления, и т.д.) Слайд № 23
-Какую работу вы выбрали?
Я выбрал (а) работу...
- Молодцы все выбрали работу. Скажите, а как вы выбирали работу?
Меня заинтересовала высокая заработная плата.
Я выбрала по месту жительства.
Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .
Я выбрал (а) эту работу... потому что мне нравится работа на компьютере.
Я люблю рисовать и хочу работать художником оформителем.
Молодцы, все выбрали работу по своим интересам. Маша по..., Сергей по...
Давайте сделаем вывод. Как же нужно выбирать работу?
Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес.
Важным моментом при поиске работы является резюме - краткая форма изложения основных личных и профессиональных данных соискателя. (Работа со словарём - понятие «резюме»)
Этот
вид самопрезентации уже достаточно
прочно закрепился на российском рынке
труда.
При составлении резюме необходимо
помнить, что от того, как Вы представите
в нем свой профессиональный опыт, во
многом зависит Ваш успех в поиске работы.
Резюме - тот документ, из которого
работодатель получает первую информацию
о претенденте на вакансию и составляет
свое мнение о нем.
Ваша цель – добиться, чтобы работодатель захотел с встретиться с Вами лично.
Какие данные обязательно нужны для составления резюме? Слайд № 24
Фамилия, Имя и Отчество.
Цель.
Кратко, но совершенно конкретно опишите, на получение какой должности Вы претендуете.
Контактные координаты.
Укажите Ваши почтовый адрес, номера телефонов со временем связи (например, с 10.00 до 19.00 по будням), e-mail, факс. Помните: работодатель может прочесть Ваше резюме в любой удобный для него момент. Он должен иметь возможность протянуть руку к телефону или набрать Ваш адрес на клавиатуре - и связаться с Вами. Если он отложит сеанс связи, завтра его могут заинтересовать другие кандидаты на должность.
Образование.
Перечислите школы, курсы, техникумы, которые Вы окончили или в которых учитесь.
Трудовой опыт.
Это основная часть в бланке резюме .
Навыки работы.
В этом разделе резюме следует указать Ваши возможности, которые могут быть полезными на предполагаемом месте работы, хотя они не относятся к непосредственным служебным обязанностям. Здесь можно упомянуть наличие водительских прав, владение навыками работы на компьютере.
Дополнительная информация.
5) Упражнение «Учимся составлять резюме» Слайд № 25
Материал: шаблоны резюме.
Необходимо заполнить резюме (представление о своих профессиональных качествах при приеме на работу работодателю).
Вопросы для обсуждения:
Для чего нужно резюме?
Как составить хорошее резюме?
К резюме можно приложить копии документов, подтверждающих вашу личность и наличие профессии. Даже если не требуется резюме, эти документы необходимо предъявить работодателю для дальнейшего трудоустройства.
Какие документы нужны для трудоустройства? Слайд № 26
1. Документ об образовании
2. Паспорт
3. ИНН
4. Страховое пенсионное свидетельство
5. Фотографии
6. Резюме
7. Заявление о приеме на работу
8. Характеристика
9. Медицинская книжка
10. Трудовая книжка Слайд № 27
III . Итоги занятия. Рефлексия.
Вопрос: «Каким будет моё будущее?» задаёт себе каждый человек, и выбор профессии сейчас является одним из важнейших элементов ступеньки в будущее. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных профессиях. Пока не поймет что его. Но это самый трудный и долгий путь, ведь в жизни есть и другие радости. А возможен и второй: надо изучить, прежде всего, себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти и внимания, особенности нервной системы. Узнать о профессиях сейчас, об их особенностях – это начало пути к успеху, к благополучию в будущем.
Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились (воспитанники перечисляют).
- Где обучают этим профессиям?
-Где можно работать?
- Зачем человек трудиться? - (ответы детей). Потребность, деньги, интерес, времяпровождение…
-
Какая
организация поможет вам с
трудоустройством?
Снова
вернемся к теме нашего мероприятия. По
заголовку его, определите
.
Какова наша главная цель была на нём?
-
(ответы детей).
Расширить
знания о рабочих профессиях,
способах
трудоустройства,
определиться
с выбором профессии на сегодня.
Заключительный
момент.
Закончить нашу игру мне бы
хотелось следующим стихотворением.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни
загадок в запасе хранит.
Какой она
будет – тропинка твоя,
Это тебе
доказать предстоит.
Будешь ли ты
водить корабли,
Или секреты веков
узнавать,
Построишь ли мост от Луны
до Земли,
Может, ты станешь железо
ковать.
Вырастешь клоуном – самым
смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Не
узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе,
Поверь в свои силы, в победу поверь.
(«Тропинка», Саматовой Л.С.)
Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Уходя из класса мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
Всем спасибо за участие!
Используемая литература:
1. Карлина Р.П. «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение» - Волгоград: Учитель, 2012.
2. Родионова С.А., Корепанова Т.А. «Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематическое занятие». – Волгоград: Учитель: И.П. Гринин Л.Е., 2014.
3. Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей». – М.: АРКТИ, 2008.
Приложение № 1
СЛОВАРЬ
Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.
Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).
Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.
Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.
ТРУД – работа, занятие, дело.
Устроить - это значит определить, найти хорошее место работы.
Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы.
Вакансия - наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник
Вакансия – свободная должность.
Работодатель – человек, который дает работу.
Аттестат зрелости – документ об образовании.
Резюме – анкета, самореклама.
Центр занятости или биржа труда - это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.
Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес .
Способности - природная склонность к занятиям чем-либо; талант, дарование.
Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности
Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять интерес к делу.
Приложение № 2
Ненормированный рабочий день: ты можешь работать и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное-в сроки сдать задание.
Трудовая книжка.
Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата+ «ХАЛЯВА».
Регистрация в пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.
Нет налогов.
Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы - бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д.
Совмещение нескольких работ (учёб).
Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока. (см. также «-«).
Ежемесячная зарплата.
Нет ответственности
Карьерный рост.
Легкость трудоустройства.
Оплаченные командировки, курсы переквалификации, больничные.
Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).
Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставить работать 12 часов.)
Оплаченный испытательный срок.
Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).
Нет возможности быстрого обогащения.
Связанность договором.
Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.
Ответственность.
Нет «шарового « заработка.
Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.
Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.
Испытательный срок.
«Бумажная волокита « (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).
Нет трудового договора.
Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, доже если переделал всю работу – « Сиди и считай мух на окне!!!»).
Незаконная деятельность.
Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 – 15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).
Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.
Незаконное увольнение.
Иногда отсутствие выходных.
Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.
Приложение № 3
РЕЗЮМЕ КАНДИДАТА
ВАКАНСИЯ: _________________________________________________________________________________
ФИО: _________________________________________________________________________________
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: _________________________________________________________________________________
Пол: __________
Возраст: __________
Семейное положение: _______________________________
Образование: _______________________________________________________________________________
Опыт работы (подчеркнуть): без опыта / менее года / 1 год / 2 года / 3 года / 4 года / более 5 лет
Гражданство: ______________________
Район проживания: ________________________________
Наличие водительских прав: ________________________
Умею работать с компьютером (да или нет)____________
Трудовой стаж:
ПЕРИОД |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
ДОЛЖНОСТЬ |
ЗАРПЛАТА |
Какая-либо дополнительная информация, которую Вы бы хотели сообщить о себе:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата: «____» ________________ 20___ года. Подпись: ____________________________ курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Бекметова Алина
Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессионаотной ориентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
социальных проектов по профориентации
среди учащихся 8-11 классов
общеобразовательных школ
проект: "Профессия XXI века!"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна
Елабуга, 2016
Автор проекта Бекметова Алина Руслановна, 8 Б класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г.Елабуга, пр.Мира д.53, кв.32, 89046671361.
Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы, г.Елабуга, пр.Мира д.55, кв.55, 89872774096, [email protected].
Сведения о проекте Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессиональной ориентации.
Основное содержание проекта
Актуальность проекта
Выбор профессии – это серьезный шаг, который предстоит сделать каждому из нас. От этого выбора зависит вся дальнейшая наша жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально – экономических условиях весьма сложно.
В настоящее время становится актуальным оказывать профориентационную помощь молодежи. Это прежде всего связано с повышением требований современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны. Профориентационная работа выступает залогом развития личности.
В Елабужском районе также проводится работа по профориентации школьников и студентов, но, к сожалению, все чаще мы читаем в газете и в Интернете объявления о приеме на работу. Очень много свободных рабочих мест, но работодатели не могут найти людей на эту должность. Мне кажется, что проблема в том, что люди не имеют нужного образования для этой должности.
Школьники участвуют в различных конкурсах по профориентации, ездят на экскурсии на Экономическую зону, с ними проводят классные часы на данную тему. Но все это не достаточно, чтобы заинтересовать школьников. Очень важно с 8 класса психологически подготовиться к выбору профессии. А для этого нужна поддержка не только со стороны школы и родителей.
Цель проекта: разработка мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодежи, удовлетворяющую перспективным направлениям социально-экономического развития Елабужского муниципального района .
Задачи:
- мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии;
- наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Расширение представлений у обучающихся об отраслях и профессиях, потребностях и требованиях к основным компетентностям кадров в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и производственных отношений;
- повышение престижа востребованных рабочих профессий и инженерных специальностей с учетом требований рынка труда.
Целевая группа: проект " Профессия XXI века!" рассчитан на подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района.
Методы:
1. Психологические тренинги в классе "О выборе профессии" совместно с сотрудниками психологического центра для детей "Шанс-Омет".
2. Психологические консультации для школьников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития .
3. Просмотр видеороликов о профессиях, востребованных на рынке труда в настоящее время. (Ролики должны быть созданы работодателями различных предприятий Елабужского района.)
4. Письменный тест-опрос учащихся о профессиях, которые им наиболее интересны.
Мероприятия :
1. Проведение классных часов совместно с представителями экономической зоны (и других предприятий) и профессиональных учебных заведений города (вузов и сузов) на тему "Востребованные профессии Елабужского муниципального района ".
2. Проведение классного часа совместно с родителями "Профессии моих родителей".
3. Профориентационные экскурсии. Ознакомление подростков с трудовой профессией через практику . (Беседа учащихся с сотрудниками предприятий о их должности и рабочем месте, совместное участие в работе).
Партнеры: Центр занятости населения, психологического центр для детей "Шанс-Омет", профессиональные учебные заведения города, работодатели различных предприятий, МБОУ СОШ Елабужского района РТ.
Выводы: Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. Из этого следует, что методы профориентационной работы представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
Предполагаемые результаты.
1) Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения, психологического центра для детей "Шанс - Омет", работодателей различных мероприятий. 2) Увеличение спроса среди учащихся на рабочие профессии.
Практическое использование проекта Данный проект можно применить с 1 сентября 2016 года во всех школах Елабужского муниципального района. Это поднимет спрос молодёжи на рабочие места, и поможет подросткам определиться с выбором профессии, начиная с 8 класса.
Список использованной литературы
1. Е.А. Климов. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.
2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
3. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007.
4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.
5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
Информационные источники
http://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий;
http://azps.ru/porientation/ Профориентация;
http://www.mubiblioteka.ru/kak_vibrat_professiyu/ Как выбрать профессию.