Педагогический проект "профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе". Проект по профориентации учащихся «Профессии, которые мы выбираем Социальный проект на тему профориентации

Перед выпускниками стоит важная проблема: выбор будущей профессии. Но не все еще точно определились, кем они будут. На выбор будущей профессии влияют разные аспекты жизни школьника. Это и уверенность в дальнейшем трудоустройстве, и перспектива выбранной профессии, и советы родителей и знакомых. Но наибольшее влияние имеет возможность жить без нужд. Большинство школьников уже определились с выбором ВУЗа. Выбор ВУЗа не зависит ни от пола, ни от социального статуса подростка. При выборе профессии молодежь испытывает такие трудности, как недостаточные материальные возможности, бесперспективность некоторых профессий, неуверенность в дальнейшем трудоустройстве. Но все-таки ребятам еще трудно понять, чего они хотят от своей профессии и как сделать правильный выбор. В этом им должна помогать прежде всего школа. Должна проводиться специальная программа, направленная на помощь школьникам в их выборе.

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя школа № 5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Дороги в большой мир»

(профориентация старшеклассников)

Выполнил:

Рожина Г.К.

Социальный педагог

МОУ СШ № 5 п. Центральный

Володарский район

Нижегородская область

р.п. Центральный

Введение

Сложившаяся ситуация в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в выборе профессии заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны не только знать, уметь и обладать определенными навыками, но и быть готовыми реализовать себя в профессиональном и социальном плане, посколькусовременному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, успешный в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с выбором своей будущей профессии, а значит, проблема выбора профессии ложится на плечи не только обучающихся и их родителей, но и весь коллектив ОУ. В связи с этим в 8-9 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка, а в 10-11 классах – профильная подготовка, которые должны помочь определиться подростку в области своих интересов, т.к. происходит совмещение профориентационной работы с предметным обучением. Это позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.

Работу нужно построить так, чтобы каждый выпускник школы нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время и силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.Зачастую же профессиональное самоопределение школьников происходит стихийно (за компанию с другом, посоветовали родители, пристроили родственники или знакомые).

Для нашей школы эта проблема очень актуальна. Поскольку ОУ расположено в военном городке, то основной контингент обучающихся – это дети семей военнослужащих. Многие подростки видят себя представителями военной профессии и никем больше. Но в современном обществе, когда реформы коснулись и военных институтов (сокращение в армии, закрываются военные училища и университеты), многие юноши теряют возможность реализовать себя в данной профессии. А представителей других профессий, которые своим примером могли бы их заинтересовать, увлечь, в военном городке нет.

Поэтому современное понимание профориентационной работы заключается не только в ее нацеленности на выбор конкретной профессии каждым подростком, а и на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Профессиональная ориентация в школе - это не разовые мероприятия по знакомству с теми или иными профессиями, а система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о различных профессиях и возможности получения выбранных специальностей.

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

    сформировать положительное отношение к труду;

    научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

    научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

    научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Инициативная группа

    заместитель директора по воспитательной работе,

    классные руководители,

    школьный психолог,

    социальный педагог,

    учителя-предметники,

    библиотекарь.

Изучение возможностей инициативной группы и распределение обязанностей

Заместитель директора по воспитательной работе

    выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

    поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;

    планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

    осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-тирование, определение индивидуальной образовательной траектории;

    проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

    создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

    организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

    организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

    осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

    организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Классный руководитель:

    организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

    помогает обучающемуся проектировать индивидуальный образовательныймаршрут, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

    организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

    организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

    оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

    организует встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

1.Описание проблемы.

Мы хотим обратить ваше внимание на тех людей, которые не реализовались в жизни, которые живут бесцельно, которые прожив жизнь не реализовались, как личности. Как правило эти люди озлобленны, они зачастую одиноки. Многие из них заливают горе алкоголем, погибают от наркотиков. Из-за этого возникают насилие в семьях, разводы, где страдают дети.

Давайте посмотрим в корень, в начало этой проблемы. Обратим внимание на то, когда эти люди заканчивали школы и стояли перед выбором будущей профессии. Кем они хотели стать в жизни? Многие из них мечтали, но так и не достигли своей мечты. Не смогли реализовать себя в будущей профессии.

Этому могли помешать социальная среда, экономические перемены, влияние родителей, собственная неопределенность. Ведь большинство вообще не знают себя, свои способности и таланты. Такие люди ни о чём не мечтают и не знают кем бы они хотели быть.

Проблема:

Выпускники до конца не осознают, кем на самом деле они хотят быть.

Выбор профессии –сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует опасность–затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. К тому же мир профессий, как и всё остальное в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» -всё плохо. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себя. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающих оценку своих объективных возможностей.

В современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда.

Соответственно,явной становится необходимость разработки модели профориентационной,предпрофильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении.

2.Цели и задачи

Ø Создание условий для развития самостоятельной активно-развивающейся творческой личности, способной к адаптации в обществе.

Ø Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки подрастающего поколения.

Ø Сочетать трудовое воспитание с нравственным, сделав профессиональную ориентацию элементом свободного социального самоопределения личности.

Ø Направить старшеклассников в специальные центры, чтобы они открыли себя, узнали свои наклонности. Чтобы было стремление достичь поставленных целей, преодолев препятствия, не останавливаться на достигнутом.

Ø Поэтому мы организуем команду социальных волонтёров с подготовленной программой, в которую включены тесты и семинары профессиональной направленности. Покажем презентацию своей будущей профессии.

Задачи:

Ø Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах,формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»

р. п. Переяславка, Хабаровского края

Социальный проект

«Твой профессиональный выбор».

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории,

Савочка Валентина Александровна

2014 г.

Методический паспорт проекта «Твой профессиональный выбор».

Должность : воспитатель

Тип проекта - исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитанники 8-х классов ; педагоги школы – воспитатель, психолог, социальный педагог.

Вид проекта - краткосрочный.

Тема проекта: «Твой профессиональный выбор».

Технология организации учебно-исследовательской деятельности в процессе психологического сопровождения предпрофильной подготовки позволяет включение обучающихся в систему совместной практико-ориентированной деятельности: проектной, исследовательской.

Актуальность. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Выпускники коррекционной школы оказываются перед необходимостью выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху.

Цель проекта: Воспитанникам предоставятся условия для формирования осознанного выбора профессии.

Задачи:

    Развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения.

    Обучение основам выбора профессий.

    Осуществление самостоятельного, осознанного и ответственного выбора в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.

    Проектирование своего образовательного и профессионального (карьерного) маршрута.

Описание проекта.

Проектная деятельность учащихся при изучении материала «Твой профессиональный выбор». Проект исследовательский, открытой координации и предназначен для учащихся 8-х классов. Работа в данном проекте позволяет обучающимся сориентироваться в современном мире профессий, сформировать психологическую готовность учащихся к выбору профессии на основе знаний о своём профессиональном и личностном потенциале.

Продукт проекта.

Результаты самостоятельной познавательной работы воспитанников оформляются воспитанниками в виде презентации по избранной профессии.

Обеспечение - материально-техническое, учебно-методическое, информационное:

оборудование изобразительной деятельности (бумага, карандаши, фломастеры, простые карандаши); словари; газеты «Презент», «Из рук в руки»; интернет - ресурсы , компьютеры.

Межпредметные и метапредметные связи: обществознание, история, чтение, информатика и ИКТ, психология, профориентация и самоопределение.

План реализации проекта.

Проект относится к внеурочной деятельности и состоит из следующих этапов:

Название этапа

Сроки реализации

1. Подготовительный этап. Погружение в проект.

    выделение предполагаемых направлений работ;

    предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день;

    Опросник «Лист выбора профессии» - педагог Савочка В.А.;

    Тестирование на «Профпригодность» - педагог Савочка В.А.;

    Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) - педагог-психолог школы;

    Анкета «Мир профессий» (

    Дифференцированно-диагностический опросник (

    разработка критериев для составления профессиограмм;

    начало работы по сбору информации о рабочих профессиях для презентаций.

Подготовка рисунков по теме «Мир профессий»

За 2 недели до проектного дня

2. Основной этап. Реализация идеи.

    продолжение работы по сбору информации о рабочих профессиях;

    виртуальная экскурсия по профессиональным училищам г. Хабаровска и Комсомольска-на Амуре;

    экскурсия в Центр занятости района имени Лазо;

    систематизация и анализ полученных данных;

    обсуждение способов оформления конечных результатов;

    подведение итогов, оформление результатов.

За неделю до проектного дня

3. Заключительный этап

    презентация проекта в ходе деловой игры «Твой профессиональный выбор»;

    представление результатов выполненного проекта в виде материального продукта (рисунки, презентации воспитанников о профессиях);

    рефлексия.

В день проекта

В результате анализа полученной информации обучающиеся смогут самоопределиться с выбором профессии, оценить будущие перспективы выбранной профессии.

Методическая разработка итогового занятия по реализации проекта

Дата проведения: 3 февраля 2014 г.

Тема мероприятия : «Твой профессиональный выбор» Слайд № 1 Форма мероприятия: Деловая игра
Цель: Воспитанники получат возможность расширить представление о мире профессий, способах трудоустройства.
Задачи:

1.Образовательная: познакомить воспитанников с доступными для них способами поиска работы.

2. Коррекционная - развивающая: коррекция дефекта волевого качества – безынициативности на основе развития познавательной активности; развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.

3. Воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.

Используемые технологии:

    проектного обучения

    игровые;

    информационно-коммуникационная;

    «создание ситуации успеха»;

    ситуативные;

    здоровьесберегающие.

Методы:

Словесные – опрос, объяснение, рассказ; практические – поручение, упражнение; наглядные – показ слайдов.

Место проведения: учебный класс

Время проведения: 45 минут

Оборудование и материалы: компьютер с мультимедиа проектором, презентации; бланки резюме, ручки, карточки с заданием, газеты с объявлениями о работе, мячик, выставка книг о профессиях.
Предварительная подготовка: учащимся было предложено разделиться на группы (штукатуры-маляры, повара, каменщики, токари), найти информацию по выбранной специальности, подготовить презентации; познакомились с профессиональными учреждениями, обучающими выпускников школ-интернатов; посетили Центр занятости населения района Лазо; оформили выставку рисунков «Мир профессий».

Занятие№1

Ход занятия:

I . Организационная часть:

Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.

(При работе с кроссвордом осуществляется фронтальная работа с коллективом детей, в ходе которой воспитанники вспоминают различные профессии.)

    С помощью кроссворда определите, и назовите главное слово нашего занятия.

По вертикали: 1. ? Слайды № 2-11

По горизонтали: 1. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу «….. и нюхая наестся»

Повар - человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.

По горизонтали: 2. Загадка:

Нам даёт товар и чек

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

А обычный...

Продавец - лицо, выступающее посредником между производителем товара и покупателем. В самых общих чертах задача продавца состоит в том, чтобы предоставить покупателю необходимый ему товар, и получить за этот товар деньги.
По горизонтали: 3. Загадка:

Кто приносит нам газеты,

И от бабушки приветы?

Почтальон: Пока не придумали электронной почты, огромную роль играли люди, доставляющие письма. Итак, речь идёт о почтальоне - человеке, разносящем корреспонденцию и газеты. Этот человек приносит хорошие и плохие вести в конвертах.
По горизонтали: 4. Токарь детали обтачивает, а ………. – вытачивает.
Фрезеровщик - специалист по работам на фрезерном станке. На сегодняшний день, профессия фрезеровщика востребована, во всех метало - и деревообрабатывающих отраслях во всём мире. Огромный спрос на специалистов в этой области имеет Россия и Китай.

По горизонтали: 5. Разводит пчёл……..

Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.

По горизонтали: 6. Кто не может обойтись без следующих предметов: молоток, гвозди, рубанок.

Столяр - актуальная профессия в настоящее время приобретает новые сферы влияния. В основном столяр - это работник строительных или ремонтно-строительных организаций, предоставляющий всевозможные услуги по обработке дерева.

По горизонтали: 7. Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

Лесник

Краткое описание: Наш народ, как и многие другие, многим обязан лесу. Это щедрый подарок природы для нас и его необходимо сберечь. Так вот охрана леса от злоумышленников и пожаров - это основная обязанность лесника. Работают эти люди в лесном хозяйстве, или, как ещё говорят, в лесничестве. Казалось бы, лесник круглый год на вылазке, но на самом деле такая работа тоже подразумевает под собой определённые трудности и даже опасности.
По горизонтали: 8. О ком поется в песне: «Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушка, а девушки – потом»?

Пилот

По горизонтали: 9. Представителю, какой профессии советуют: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь»?

Швея Слайд № 12

Назовите главное слово.

Слово педагога.

Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. После 9-ого класса вам предстоит выбрать ту профессию, по которой вы продолжите своё дальнейшее обучение.

Именно об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашей деловой игры: «Твой профессиональный выбор». Выбор профессии – один из важнейших шагов в ваше будущее. Многие из вас уже определились в ходе реализации проекта, кем быть и куда поступить. Но, наверняка, некоторых еще не ответили самому себе, а хочу ли я им стать.

Выбрав правильно профессию, то есть профессию по душе, мы обретаем счастье. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно … (продолжите фразу).

Ответы детей (задуматься о будущем, решить, кем стать, выбрать работу по душе, найти своё место в жизни).

Эти слова «реши, кем стать» вы слышали не раз и от педагогов, и от родителей. Но все же в глубине души вы понимаете, что скоро подойдет то время, когда с этим вопросом вы столкнетесь с глазу на глаз.
II . Основная часть

1. Работа с толковым словарём .

Что такое профессия, специальность, квалификация? Слайд № 13

    Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

    Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).

    Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

    Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

    требует специальной подготовки, обучения;

    практикуется человеком регулярно;

    служит источником средств к существованию.

Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков и без знаний профессии это невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий.

    Скажите, пожалуйста, а какие рабочие профессии вы знаете? (столяр, портной, штукатур, маляр, повар, каменщик, дворник)

    А кто знает, где можно получить рабочую профессию?

Правильно, профессию можно получить в профессиональных училищах, колледжах.

В этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий. Профтехучилища нашей страны готовят специалистов более чем тысячи профессий. В профессиональном училище, колледже вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – свидетельство.

Итак, рабочую профессию вы можете получить в профессиональных колледжах и техникумах, где открыты коррекционные группы. Куда принимают ребят из нашей школы. Посмотрите на слайд, как много учебных заведений, которые могут принять вас. Слайд № 14

15 января мы с вами совершили виртуальную экскурсию по ПУ Хабаровского края. Слайд № 15

Ученица.

Приходи сюда учиться

Ученик и ученица,

Много здесь профессий разных,

Выбрать что, не знаешь сразу.

В жизни каждая сгодится,

Стоит только научиться.

2) Конкурс профессиограмм.
Наш класс заранее был разбит на группы, на столах таблицы с названиями групп, то есть выбранные вами профессии: токарь, каменщик, штукатур – маляр и повар. И задача каждой группы сегодня – защитить выбранную вами профессию, доказать что ваша профессия самая, самая, самая.
Каждая группа получила задание: составить профессиограмму по следующему плану:
1. Краткое описание
2. История
3. Значимость профессии
4. Уникальность
5. Риски
6. Где получить данную профессию.
Каждая группа защищает презентацию.

III . Итоги занятия. Рефлексия.

Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились в ходе реализации проекта (воспитанники перечисляют).

- Где обучают этим профессиям?

-Где можно работать?

-Какую специальность вы можете приобрести (столяра) , а переквалифицироваться?

(например: токарь-сварщик, фрезеровщик и т.д.)

Занятие №2

Ход занятия:

I . Организационная часть:

1) Конкурс «Угадай пословицу» (закончить конец пословицы): Слайд № 16

Ребята прочитайте пословицы.

    Терпенье и труд….(все перетрут.)

    Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)

    Землю солнце красит,…(а человека труд)

    Труд человека кормит, …(а лень портит)

-Скажите, о чем они?

Это пословицы о труде.

Пословицы о работе.

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.

Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.

II . Основная часть

    После окончания ПТУ, что планируете делать? (работать)

    Но прежде всего нужно трудоустроиться.

    Из скольких слов состоит это слово? - труд и устройство. Слайд № 17

    Подберите синонимы к слову труд.

ТРУД – работа, занятие, дело.

    А что такое устроить?

Устроить

Трудоустройство

Вакансия

Какой в вашем представлении должна быть работа, чтобы её можно было назвать хорошей?

Слайд № 18

Хорошая работа

Достойно оплачиваемая

Комфортные условия

труда и режим работы

Труда и режим работы

Дружный производственный

коллектив


Современные инструменты,

оборудование


Социальные гарантии

(соц. пакет)

2) Упражнение «Легальная и нелегальная работа» Слайд № 19

Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп.

Рассказ о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы (социальный педагог).

Задача: разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так решили?

    Что вы предпочли при устройстве на работу?

Русская пословица гласит “Всяк кузнец своего счастья”. Как вы понимаете? (ответы учеников) Каждый делает свое счастье. Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией).

3) Упражнение «Мяч плюс профессия, или кто назовёт больше профессий?»

Все встают в круг. Участники, бросая мяч, друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовёт большее количество профессий.

Примечание. Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трёх секунд.

Вопрос: «В чём были затруднения?» [Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы?]

Можно обратиться в Центр занятости.

Можно искать работу по объявлениям в газете.

Можно посетить Интернет.

Посоветоваться с родителями, друзьями. С лайд № 20

-Что такое центр занятости или биржа труда? Слайд № 21

Это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.

23-24 января мы с вами посетили Центр занятости населения района Лазо и узнали о порядке постановки на учёт и оформлении необходимых документов. Слайд № 22

Работа с толковым словарём.

    Вакансия должность, место.

    Хорошо, правильно, способов найти работу много. Мы проведем деловую игру «Я ищу работу».

    Как будем искать работу? У нас есть различная информация.

Дайте мне, пожалуйста, газету «Работа».

Я хочу найти работу в базе данных о вакансиях.

Я прочитаю объявления, можно мне газету.

Я обращаюсь в интернет.

Я посоветуюсь с родственниками (по телефону)

4) Упражнение. Найти объявление в газете для трудоустройства (определить время выполнения, раздать газеты, объявления, и т.д.) Слайд № 23

-Какую работу вы выбрали?

Я выбрал (а) работу...

- Молодцы все выбрали работу. Скажите, а как вы выбирали работу?

Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... потому что мне нравится работа на компьютере.

Я люблю рисовать и хочу работать художником оформителем.

    Молодцы, все выбрали работу по своим интересам. Маша по..., Сергей по...

    Давайте сделаем вывод. Как же нужно выбирать работу?

Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес.

Важным моментом при поиске работы является резюме - краткая форма изложения основных личных и профессиональных данных соискателя. (Работа со словарём - понятие «резюме»)

Этот вид самопрезентации уже достаточно прочно закрепился на российском рынке труда.
При составлении резюме необходимо помнить, что от того, как Вы представите в нем свой профессиональный опыт, во многом зависит Ваш успех в поиске работы. Резюме - тот документ, из которого работодатель получает первую информацию о претенденте на вакансию и составляет свое мнение о нем.

Ваша цель – добиться, чтобы работодатель захотел с встретиться с Вами лично.

Какие данные обязательно нужны для составления резюме? Слайд № 24

    Фамилия, Имя и Отчество.

    Цель.

Кратко, но совершенно конкретно опишите, на получение какой должности Вы претендуете.

    Контактные координаты.

Укажите Ваши почтовый адрес, номера телефонов со временем связи (например, с 10.00 до 19.00 по будням), e-mail, факс. Помните: работодатель может прочесть Ваше резюме в любой удобный для него момент. Он должен иметь возможность протянуть руку к телефону или набрать Ваш адрес на клавиатуре - и связаться с Вами. Если он отложит сеанс связи, завтра его могут заинтересовать другие кандидаты на должность.

    Образование.

Перечислите школы, курсы, техникумы, которые Вы окончили или в которых учитесь.

    Трудовой опыт.

Это основная часть в бланке резюме .

    Навыки работы.

В этом разделе резюме следует указать Ваши возможности, которые могут быть полезными на предполагаемом месте работы, хотя они не относятся к непосредственным служебным обязанностям. Здесь можно упомянуть наличие водительских прав, владение навыками работы на компьютере.

    Дополнительная информация.

5) Упражнение «Учимся составлять резюме» Слайд № 25

Материал: шаблоны резюме.

Необходимо заполнить резюме (представление о своих профессиональных качествах при приеме на работу работодателю).

Вопросы для обсуждения:

    Для чего нужно резюме?

    Как составить хорошее резюме?

К резюме можно приложить копии документов, подтверждающих вашу личность и наличие профессии. Даже если не требуется резюме, эти документы необходимо предъявить работодателю для дальнейшего трудоустройства.

Какие документы нужны для трудоустройства? Слайд № 26

1. Документ об образовании

2. Паспорт

3. ИНН

4. Страховое пенсионное свидетельство

5. Фотографии

6. Резюме

7. Заявление о приеме на работу

8. Характеристика

9. Медицинская книжка

10. Трудовая книжка Слайд № 27

III . Итоги занятия. Рефлексия.

Вопрос: «Каким будет моё будущее?» задаёт себе каждый человек, и выбор профессии сейчас является одним из важнейших элементов ступеньки в будущее. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных профессиях. Пока не поймет что его. Но это самый трудный и долгий путь, ведь в жизни есть и другие радости. А возможен и второй: надо изучить, прежде всего, себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти и внимания, особенности нервной системы. Узнать о профессиях сейчас, об их особенностях – это начало пути к успеху, к благополучию в будущем.

Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились (воспитанники перечисляют).

- Где обучают этим профессиям?

-Где можно работать?

- Зачем человек трудиться? - (ответы детей). Потребность, деньги, интерес, времяпровождение…

- Какая организация поможет вам с трудоустройством?
Снова вернемся к теме нашего мероприятия. По заголовку его, определите . Какова наша главная цель была на нём?
- (ответы детей). Расширить знания о рабочих профессиях, способах трудоустройства, определиться с выбором профессии на сегодня.

    Заключительный момент.
    Закончить нашу игру мне бы хотелось следующим стихотворением.
    Тысячи тропок готовит судьба,
    Сотни загадок в запасе хранит.
    Какой она будет – тропинка твоя,
    Это тебе доказать предстоит.
    Будешь ли ты водить корабли,
    Или секреты веков узнавать,
    Построишь ли мост от Луны до Земли,
    Может, ты станешь железо ковать.
    Вырастешь клоуном – самым смешным –
    И улыбками мир расцветет.
    Клоуны тоже на свете нужны –
    Не узнаешь, пока не откроется дверь.
    Человеком старайся пройти по тропе,
    Поверь в свои силы, в победу поверь. («Тропинка», Саматовой Л.С.)

Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Уходя из класса мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.

Всем спасибо за участие!

Используемая литература:

1. Карлина Р.П. «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение» - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Родионова С.А., Корепанова Т.А. «Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематическое занятие». – Волгоград: Учитель: И.П. Гринин Л.Е., 2014.

3. Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей». – М.: АРКТИ, 2008.

Приложение № 1

СЛОВАРЬ

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).

Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.

ТРУД – работа, занятие, дело.

Устроить - это значит определить, найти хорошее место работы.

Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы.

Вакансия - наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник

Вакансия – свободная должность.

Работодатель – человек, который дает работу.

Аттестат зрелости – документ об образовании.

Резюме – анкета, самореклама.

Центр занятости или биржа труда - это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.

Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес .

Способности - природная склонность к занятиям чем-либо; талант, дарование.

Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности

Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять интерес к делу.

Приложение № 2

    Ненормированный рабочий день: ты можешь работать и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное-в сроки сдать задание.

    Трудовая книжка.

    Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата+ «ХАЛЯВА».

    Регистрация в пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

    Нет налогов.

    Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы - бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д.

    Совмещение нескольких работ (учёб).

    Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока. (см. также «-«).

    Ежемесячная зарплата.

    Нет ответственности

    Карьерный рост.

    Легкость трудоустройства.

    Оплаченные командировки, курсы переквалификации, больничные.

    Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).

    Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставить работать 12 часов.)

    Оплаченный испытательный срок.

    Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).

    Нет возможности быстрого обогащения.

    Связанность договором.

    Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.

    Ответственность.

    Нет «шарового « заработка.

    Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.

    Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.

    Испытательный срок.

    «Бумажная волокита « (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).

    Нет трудового договора.

    Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, доже если переделал всю работу – « Сиди и считай мух на окне!!!»).

    Незаконная деятельность.

    Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 – 15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

    Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.

    Незаконное увольнение.

    Иногда отсутствие выходных.

    Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.

Приложение № 3

РЕЗЮМЕ КАНДИДАТА

ВАКАНСИЯ: _________________________________________________________________________________

ФИО: _________________________________________________________________________________

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: _________________________________________________________________________________

Пол: __________

Возраст: __________

Семейное положение: _______________________________

Образование: _______________________________________________________________________________

Опыт работы (подчеркнуть): без опыта / менее года / 1 год / 2 года / 3 года / 4 года / более 5 лет

Гражданство: ______________________

Район проживания: ________________________________

Наличие водительских прав: ________________________

Умею работать с компьютером (да или нет)____________

Трудовой стаж:

ПЕРИОД

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОЛЖНОСТЬ

ЗАРПЛАТА

Какая-либо дополнительная информация, которую Вы бы хотели сообщить о себе:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Дата: «____» ________________ 20___ года. Подпись: ____________________________ курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Бекметова Алина

Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессионаотной ориентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

социальных проектов по профориентации

среди учащихся 8-11 классов

общеобразовательных школ

проект: "Профессия XXI века!"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна

Елабуга, 2016

Автор проекта Бекметова Алина Руслановна, 8 Б класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г.Елабуга, пр.Мира д.53, кв.32, 89046671361.

Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы, г.Елабуга, пр.Мира д.55, кв.55, 89872774096, [email protected].

Сведения о проекте Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессиональной ориентации.

Основное содержание проекта

Актуальность проекта

Выбор профессии – это серьезный шаг, который предстоит сделать каждому из нас. От этого выбора зависит вся дальнейшая наша жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально – экономических условиях весьма сложно.

В настоящее время становится актуальным оказывать профориентационную помощь молодежи. Это прежде всего связано с повышением требований современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны. Профориентационная работа выступает залогом развития личности.

В Елабужском районе также проводится работа по профориентации школьников и студентов, но, к сожалению, все чаще мы читаем в газете и в Интернете объявления о приеме на работу. Очень много свободных рабочих мест, но работодатели не могут найти людей на эту должность. Мне кажется, что проблема в том, что люди не имеют нужного образования для этой должности.

Школьники участвуют в различных конкурсах по профориентации, ездят на экскурсии на Экономическую зону, с ними проводят классные часы на данную тему. Но все это не достаточно, чтобы заинтересовать школьников. Очень важно с 8 класса психологически подготовиться к выбору профессии. А для этого нужна поддержка не только со стороны школы и родителей.

Цель проекта: разработка мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодежи, удовлетворяющую перспективным направлениям социально-экономического развития Елабужского муниципального района .

Задачи:

  1. мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии;
  2. наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
  3. сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
  4. Расширение представлений у обучающихся об отраслях и профессиях, потребностях и требованиях к основным компетентностям кадров в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и производственных отношений;
  5. повышение престижа востребованных рабочих профессий и инженерных специальностей с учетом требований рынка труда.

Целевая группа: проект " Профессия XXI века!" рассчитан на подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района.

Методы:

1. Психологические тренинги в классе "О выборе профессии" совместно с сотрудниками психологического центра для детей "Шанс-Омет".

2. Психологические консультации для школьников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития .

3. Просмотр видеороликов о профессиях, востребованных на рынке труда в настоящее время. (Ролики должны быть созданы работодателями различных предприятий Елабужского района.)

4. Письменный тест-опрос учащихся о профессиях, которые им наиболее интересны.

Мероприятия :

1. Проведение классных часов совместно с представителями экономической зоны (и других предприятий) и профессиональных учебных заведений города (вузов и сузов) на тему "Востребованные профессии Елабужского муниципального района ".

2. Проведение классного часа совместно с родителями "Профессии моих родителей".

3. Профориентационные экскурсии. Ознакомление подростков с трудовой профессией через практику . (Беседа учащихся с сотрудниками предприятий о их должности и рабочем месте, совместное участие в работе).

Партнеры: Центр занятости населения, психологического центр для детей "Шанс-Омет", профессиональные учебные заведения города, работодатели различных предприятий, МБОУ СОШ Елабужского района РТ.

Выводы: Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. Из этого следует, что методы профориентационной работы представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.


Предполагаемые результаты. 1) Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения, психологического центра для детей "Шанс - Омет", работодателей различных мероприятий. 2) Увеличение спроса среди учащихся на рабочие профессии.

Практическое использование проекта Данный проект можно применить с 1 сентября 2016 года во всех школах Елабужского муниципального района. Это поднимет спрос молодёжи на рабочие места, и поможет подросткам определиться с выбором профессии, начиная с 8 класса.

Список использованной литературы

1. Е.А. Климов. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.

3. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007.

4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.

5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.

Информационные источники

http://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий;

http://azps.ru/porientation/ Профориентация;

http://www.mubiblioteka.ru/kak_vibrat_professiyu/ Как выбрать профессию.