Формула Успеха! Что обязательно необходимо чтобы достичь Успеха. Формула успешного экологического воспитания Формула успеха успешных людей

Но привлекательны не только его результаты в бизнесе, но и его мировоззрение, его образ жизни, которые мне очень симпатичны и близки. Сергей активен не только в бизнесе, но и в спорте, и в науке. На мой взгляд, самое уникальное, что у него нет перекоса в бизнес, он живет в свое удовольствие. И его успех является естественным продолжением его мировоззрения и образа жизни.

Ролик достаточно большой (80 минут и 300+ Мб), поэтому основные мысли (моя интерпретация), прозвучавшие в выступлении, запишу ниже. В википедии можно также посмотреть фрагменты других его выступлений, которые весят меньше.

Важные мысли из выступления Сергея Полонского:

1. Нет универсальной формулы успеха — у каждого она своя.

2. Любые знания бессмысленны без их реализации. Хорошая учеба в вузе либо где-либо не дает гарантии на успех в жизни.

3. У каждого есть зона комфорта, достигнув которую человек перестает расти. Успех возможен только тогда, когда постоянно поднимаешь свою планку. Постепенно (чтобы не надорваться).

4. Нельзя заставить человека учиться. Учиться можно только захотеть. Именно из-за того, что 95% людей учиться заставляют (родители, учителя, преподаватели), большинство учиться не любит и не умеет.

5. Каждый человек является лидером. В определенной области. Точно так же нормально, что в других областях он может быть совершенно несведущ.

6. Для того, чтобы достичь успеха, нужно думать и просчитывать последствия своих действий как минимум на несколько шагов вперед. Думать не только о том, сколько ты заработаешь, но и что о тебе подумают люди и как это отразится на твоем будущем и будущем твоего бизнеса.

Составляющие успешного человека:

1. Энергия.

2. Интуиция/ чуйка/ видение будущего.

3. Самообучение.

4. Коммуникабельность.

5. Команда.

6. Цель.

7. Стрессоустойчивость.

8. Самооценка.

Кроме того, Сергей считает, что в ближайшем будущем женщины обгонят мужчин в бизнесе. Связано это с тем, что мужчины всегда выезжали на своих аналитических способностях. А теперь количество информации в мире удваивается каждые 18 месяцев. А поскольку такое количество информации аналитически обработать невозможно, на первый план выйдет интуиция, которая наиболее развита у женщин.

В ролике еще очень много интересных и полезных мыслей. Смотрите сами. А если не получается посмотреть — ищите полезные мысли в собственной голове — там все уже есть 🙂

«Формула успеха» для любого человека – это своеобразная цепочка действий, направленных на реализацию поставленной цели и достижение необходимого и желаемого результата. Только целеустремлённый и ответственный человек способен чётко определить свою формулу успеха, т.е. цель, ресурсы, средства и свои личностные возможности, которые приведут его к результату, называемому Успехом.

Очень важно, чтобы наши дети при достижении результата сохраняли чувство человеческого достоинства, нравственное совершенство, все те ценности, которые человек должен нести в себе как высокоморальная личность. А самое главное, чтобы они понимали, что рядом со словом «успех» обязательно должны стоять такие понятия, как «счастье», «любовь», «дружба».

Однако сегодня очень часто у молодого поколения на первый план выходят совершенно другие ценности – деньги, связи родителе, бездумная карьера и многое другое. Сложился стереотип следующей формулы успеха – получи хорошее образование, сделай карьеру, используя всевозможные связи, и ты – Успешный человек.

Очень больно и тревожно за нашу молодёжь, которая теряет моральную основу жизни. Наша задача разъяснить молодому поколению, что успешным человек становится только тогда, когда он постоянно стремится к личностному росту, ему не чужды слова «нравственность», «мораль» и он находится в гармонии с собой и окружающим миром. И, лучше всего, когда они самостоятельно смогут сформулировать эту правильную формулу, взвесив все «за» и «против», выразив своё личностное отношение к данной проблеме.

Нужно обучать детей «формуле успеха». Тогда они будут замечать ошибки в жизни окружающих, анализировать их и стараться избегать в собственной жизни.

Цели:

  • Образовательная : раскрыть содержание понятия «успех», познакомить с жизнью выдающихся людей нашего государства, составить «формулу успеха».
  • Развивающая : развитие коммуникативных и общеинтеллектуальных умений и навыков: сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, аргументировать свой ответ, вести диалог, проводить рефлексию действий.
  • Воспитательная : формирование у обучающихся мотивации к саморазвитию, личностному росту, ответственности через призму общечеловеческих ценностей.

Форма классного часа: круглый стол.

Возраст учащихся: 15-16 лет

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Мотивационная часть:

Звучит музыка и на её фоне слова:

– К нему стремятся все, кто хочет реализовать себя как личность.
– Это здорово, когда ты его достиг!
– Чтобы его достичь, обязательно нужно приложить массу усилий.
– Его сравнивают с вершиной счастья.
– Он стоит рядом со словом «удача», и их часто путают.
– В него нужно верить.
– Это на пути к нему человеку говорят – «Дорогу осилит идущий».

Стихает музыка.

Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня у нас немного необычный классный час, так как нам предстоит поговорить об очень важном этапе в жизни человека, о той важной ступени, к которой стремится каждый, кто хочет реализовать себя как творческая личность. Нам предстоит определить эту важную ступень, выяснить, как можно её достичь, то есть мы разработаем настоящую формулу её достижения. И самое главное, попробуем выяснить: кто же из вас достиг или находится на пути к ней.
Итак, вы услышали сейчас основные характерные черты данной ступени, и я хочу услышать ваши предположения: о чем же сегодня пойдёт речь? (Успех.)

2. Упражнение “Ассоциации”

Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом “успех”. (Победа, счастье, удача, достижение.)

А теперь обратимся к «Толковому словарю» Ожегова: Что же такое успех?

1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание.
3. Хорошие результаты в работе, учебе.

Маленькое, но такое веское и важное слово – «успех». Предлагаю вам попытаться «разложить« его по полочкам, пусть каждая буква станет целым словом, а полученные слова покажут внутреннее содержание понятия «успех»:

«у» – упорство
«с» – смелость
«п» – принципиальность
«е» – единство
«х» – храбрость

Что же у нас получилось? (Мы перечислили качества человека, которые помогут ему достичь успеха.)

3. Что, с вашей точки зрения, значит “успешный человек”? Назовите известных вам успешных людей. В чем вы видите проявление их успешности?

Предлагается видеоролик о деятельности успешных людей:

– детский хирург Леонид Рошаль;
– министр обороны Сергей Шойгу;
– актёр, телеведущий Иван Ургант.

Беседа:

1. Можно ли наших героев назвать успешными людьми?
2. Какие личностные качества они должны были проявить при достижении высот успеха?
3. Что или кто помогает человеку достичь успеха?
4. Как сочетаются между собой понятия «успех» и «уважение» вообще и применительно к данным личностям конкретно?
5. С чего, на ваш взгляд, начинается путь к успеху?
6. Что бы вы пожелали нашим героям?
7. Приведите свои примеры успешных, на ваш взгляд, людей.

4. Деловая игра

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает конкретное задание.

Группа 1. Необходимо определить, какими же качествами должен обладать успешный человек. Предложен перечень, из которого нужно выбрать не менее 5, характеризующих успешного в жизни человека.
Затем представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.

Предложенные качества:

Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:

1. Такие люди честолюбивы.

Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений.

2. Они храбры.

Два самых больших врага вашего успеха - опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения - ключ к успеху.

3. Они верят в себя и свое дело.

Успешные люди верят в себя; они верят в своих друзей; верят в свою работу; верят в своих клиентов и т.д..

4. Они профессиональны.

Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются.

5. Они ответственны.

Они понимают важность своего слова, любое дело они доводят до конца. На них можно положиться.

Группа 2. Из этого же перечня качеств нужно выбрать те, которые мешают человеку стать успешным. Что часто мешает стать успешным?

Представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.

Представление возможных результатов работы группы.

1. Сомнение в своих силах, убежденность, что ты никогда не можешь преуспеть.
Ограничения эти человек ставит перед собой сам. Иногда человек смиряется с невозможностью достичь успеха. В этом случае некоторые люди капитулируют раньше,
чем выложатся полностью, и, в конце концов, сами уничтожают возможность успеха.

2. Преждевременное разочарование. Многие пытаются заниматься самосовершенствованием, но терпят неудачи. Если такое происходит раз за разом, может выработаться комплекс «все равно это напрасно». Даже если результат, который вы достигаете, невелик – не опускайте руки.

3. Нежелание перемен окружающими. Каждый человек связан с множеством других людей, которые хотят сохранить свои вложения в данного человека неизменными: им необходим человек, которого они знают. Люди часто пытаются воспрепятствовать попыткам близких измениться, подвергая их сомнению, высмеивая.

4. Материальная озабоченность. Человек погружается в решение только материальных проблем и совершенно забывает о мире творчества и идей.

Группа 3 . Необходимо представить ресурсы, которые играют большую роль в становлении успешного человека.

Представление возможных результатов работы группы.

Ресурсы бывают внутренние и внешние. К тем ресурсам, которые, прежде всего, помогают человеку стать успешным, являются:

  • Семья
  • Друзья
  • Коллеги по работе
  • Материальное благополучие
  • Внутренняя гармония
  • Способности, талант

Вывод: Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.
Их отличают:

  • активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;
  • креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;
  • ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;
  • уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;
  • коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.

5. Разработка формулы успеха

А теперь попытаемся всё же составить «Формулу успеха», т.е. соединить в единое целое все компоненты, которые позволят человеку достичь успеха.

1) Нужно прежде в его поставить перед собой чёткую цель своей деятельности.

Самое трудное – научиться использовать возможности своего «Я» и направлять их на достижение успеха. Психологи считают, что один из главных шагов к жизненному успеху – правильная постановка цели. Я хочу напомнить вам отрывок из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Помните первую встречу Алисы с Чеширским котом?
– Скажите, пожалуйста, куда мне идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне все равно… – сказала Алиса.
– Тогда все равно, куда идти, – заметил Кот.
В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни – цель определяет направление движения, направление нашей деятельности.
Давайте мы с вами вспомним, что же такое цель ?
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата. К сожалению, многие люди терпят неудачи в жизни, т.к. не имеют хорошо продуманных целей.

2) Путь к достижению цели будет более успешным при наличии определённых ресурсов , как внутренних, так и внешних.

Ресурсы станут своеобразной почвой, на которой прорастут семена цели. (Семья, друзья, деньги, уровень образования и т.д.).
Например, что даёт нам семья? Домашний уют, понимание, моральную поддержку, материальную поддержку и т.д.

3)Следующий шаг: необходимо правильно подобрать средства.

Средства – это то, что и как мы будем использовать для достижения цели. Но все ли средства хороши для достижения цели? Какие нравственные ценности выбрать, на какие опереться в жизни, ведь от ценностных ориентаций также зависит направленность жизни человека, его взаимоотношения с людьми.

Учащимся предлагается вымостить дорогу к цели кирпичиками нравственных ценностей.

На столе учителя лежат карточки с понятиями нравственных ценностей.

Классификация нравственных ценностей:

А) ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
Б) ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
В) ценности высшей сферы духовной жизни: самовыражение, самореализация, чуткость, способность сопереживать, сострадание, великодушие, милосердие;
Г) религиозные ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

4) Итогом деятельности станет – результат.

Мы пришли к конечной точке, которая позволит определить достиг ли человек успеха или нет, то есть, выполнена ли цель.

Вывод: Попробуем оформить нашу «формулу успеха»:

Формула успеха: ЦЕЛЬ ––> РЕСУРСЫ ––> СРЕДСТВА ––> РЕЗУЛЬТАТ = УСПЕХ

«Формула моего успеха»

А теперь, расскажите о себе: кто из вас считает себя успешным человеком, как вы достигли успеха и каковы ваши планы на будущее? (Учащиеся делятся своими достижениями и своими «формулами успеха»).

6. Рефлексия

Мы подняли сегодня очень важную тему: успех, успешный человек, формула успеха. К каким выводам вы сегодня пришли? Легко ли стать «успешным»? Я предлагаю со словом «успех» составить синквейн, который поможет вам закрепить в памяти сегодняшний разговор.

Успех
Притягательный, волнующий
Достигать, стремиться, работать
В основе лежит цель
Положительный результат

7. Итог занятия

Вам по 15-16 лет, у вас все впереди, в том числе и «успех».
Кто, по вашему мнению, достигнет успеха?

  • Стоящий на месте? «Моя хата с краю»
  • Идущий напролом? «После меня хоть потоп»
  • Тот, кто спотыкается, падает, поднимается и идет вперед?

И на память о нашем классном часе хочется подарить вам очень поучительную притчу, которая заставит вас задуматься о многом.

Я просил сил... а жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости... а жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства... а жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать... а жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви... а жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ... а жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Желаю вам успехов на вашем жизненном пути. Я очень надеюсь, что вы тоже получите от жизни всё, что вам нужно.

Формула успеха - советы успешных людей!

В последнее время я увлеклась вопросом "а как же стать любимым, счастливым и, короче говоря, успешным человеком, и чтоб у меня все было, а мне за это ничего не было)))..." Я собрала советы известных людей, добившихся успеха и попробовала составить план действия. Вот, что получилось.

1. Желание
Ключ к успеху – в желании. А оно постоянно горит во мне (Аль Пачино, актёр театра и кино, известный во всём мире режиссёр)
Есть желание – тысяча способов; нет желания – тысяча поводов!
(Петр I, российский император)

2. Конечная цель
Дорогу осилит идущий…туда (написать куда) (Лисси Мусса, психолог, писатель)
«Сформулируйте ваше жизненное кредо. - Я бы его сформулировал фразой из одного кинофильма: главное - это видеть цель и не замечать препятствий. - Означает ли это идти по трупам? - Это значит, что можно проходить сквозь стены. (из интервью с Аркадием Колодкиным, Президентом Национального Резервного Банка)

3. Вера в себя
Никогда не позволяй кому-то говорить, что ты чего-то не можешь. Даже мне… Хорошо?! Если есть мечта, защищай ее! Люди, которые на что-то не способны, будут говорить тебе, что и ты не сможешь. Хочешь чего-то – пойди и добейся! И точка! (Уилл Смит, американский актер, музыкант, номинант премий «Оскар»)
Вы не ошибетесь в любом случае: скажите "я не могу" - и вы не сможете, скажите "я смогу" - и вы сможете (Генри Форд, американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель)
То, что может один человек в мире, - может и каждый (одна из пресуппозиций НЛП)

4. Действуй!
Если нет ветра, берись за весла (латинская поговорка)
Любого человека может посетить хорошая мысль, пока тот моется под душем. Но только деятельный человек способен выйти из душа, вытереться и приступить к ее реализации (Нолан Бушнелл, основатель компании «Atari»)
Успех обучения определяется изменениями в поведении. Вы не можете считать, что чему-то научились, пока не примените свой знания на практике (из книги «Тренер для каждого» Дон Шула и Кен Бланшар, мировые эксперты по менеджменту, писатели)
Разумный подход состоит в том, чтобы воспользоваться каким-либо методом и опробовать его. Если он не принесет результата, признайтесь в этом откровенно и попробуйте применить другой метод. Но в любом случае - действуйте! (Франклин Делано Рузвельт, один из самых выдающихся политиков США XX века)

5. Визуализация цели
Мысленно создай образ «успешного себя, уже достигшего поставленной цели» и представляй эту «картинку» в своем сознании (одна из пресуппозиций НЛП)

6. Высокая самооценка
Мы не так домогались бы всеобщего уважения, когда бы твердо знали, что достойны его (Люк де Вовенарг, знаменитый французский философ, моралист, писатель)
Уверенность – это половина победы (В. Корбан, белорусский сатирик, переводчик, баснописец)
Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя (Франклин Делано Рузвельт, один из самых выдающихся политиков США XX века)
Никогда не расстраивайся, если что-то идет не так. Перечисли все свои достижения за день/неделю/год. Хвали себя каждый день. Научись ценить свои победы и гордись ими! Делай себе подарки (Ицхак Пинтосевич, бизнес-тренер, коуч, писатель)
Неизбежное надо принимать с достоинством (Марлен Дитрих, немецкая и американская актриса и певица)
Плохое отношение к себе приводит к убеждению «Я не заслуживаю». А с таким убеждением, вы ничего и никогда не достигнете.

7. Занимайся любимым делом (примеры – Стив Джобс, Уильям Боинг, Майкл Делл, Марк Цукенбергер, Роберт Кийосаки, Аль Пачино, Дэниэл Рэдклифф и др.)
Ленивых людей не бывает. Бывают никудышные цели – такие, которые не вдохновляют (Энтони Роббинс, писатель, предприниматель, профессиональный оратор, актёр, тренер, психолог)
В идеале владельцу бизнеса хорошо бы осознавать, в чем его сильная сторона, что вызывает у него предпринимательский азарт. Я ничего не понимаю в продукте, зато понимаю в продажах и получаю от их организации удовольствие (Евгений Чичваркин, российский миллионер, предприниматель, сооснователь и бывший совладелец сети салонов сотовой связи «Евросеть»)
Успех - это возможность просыпаться утром и засыпать вечером, успевая делать между этими двумя событиями то, что тебе по-настоящему нравится (Боб Дилан, американский автор-исполнитель песен, поэт, художник, киноактёр)
Никогда не делайте ради денег то, что не доставляет вам удовольствия (Бодо Шефер, мультимиллионер, бизнесмен, писатель и финансовый консультант)

8. Поблагодари себя за свои ошибки!
Неудача - это первый признак успеха. С нее может начинаться новое предприятие. Когда ребенок учится ходить, ему приходится много раз падать, прежде чем он овладеет этим умением. Неудача также может быть признаком того, что вы - на пути к успеху. Когда прыгуну с шестом не удается взять победную высоту, его неудача становится отправной точкой для новой попытки и говорит о том, что ни один неуспех не является окончательным (Дэйв Андерсон, президент компании Anderson"s LeamToLead)
Победа – это отсутствие страха перед поражением (Роберт Киосаки, американский предприниматель, инвестор, писатель, преподаватель)
В своих бедах люди, как правило, винят обстоятельства, которые они, якобы, не в силах контролировать. Я в это не верю. Люди, которые добиваются успеха, ищут те обстоятельства, которые им нужны, а если им не удается их найти – они создают их сами. (Джордж Бернард Шоу, британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы)
Другой сценарий не означает "худший" сценарий. То, что для гусеницы - смерть, для бабочки - рождение.

9. Постоянно повышай свой уровень
Талант заложен в вас от природы; навыки же можно развить, лишь уделив множество часов своему мастерству (Уилл Смит, американский актер, музыкант, номинант премий «Оскар»)
Книги и пьесы помогли мне разобраться в самом себе и в окружающем мире, произошел какой-то сдвиг, я стал серьезнее (Аль Пачино, актёр театра и кино, известный во всём мире режиссёр)
Хочешь достичь успеха – расширяй зону комфорта – занимайся спортом, расширяй свой круг общения (Ицхак Пинтосевич, бизнес-тренер, коуч, писатель)

10. Думай и действуй глобально (примеры - Генри Форд и его автомобили, братья Уилбур и Орвил Райт – изобретение и подстройка первого в мире самолёта, Томас Эдисон и его вентиляционная труба, Билл Гейтс – основание компании Microsoft, Ворд Джеффри – Директор по стратегии развития технологий компании SAP и др.)
Мы мыслим слишком узко, как лягушка, на дне колодца. Она думает, что небо велико также как проём колодца. Если она всплывает, у неё появляется совершенно иная точка зрения. (Мао Цзэ-Дун, китайский государственный и политический деятель)
Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды.

11. Хочешь получить – сначала отдай
Большинство людей понимают успех как приобретение. Однако на самом деле успех начинается со способности отдавать (Генри Форд, американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель)
Добиваются успеха лишь те, кто всегда стремится помогать другим (Брайан Трейси, известный лектор и писатель по вопросам бизнеса, глава Brian Tracy International / Уилл Смит, американский актер, музыкант, номинант премий «Оскар»)
Расскажи своим близким, друзьям и знакомым о том, что ты решил сделать, чтобы твоя жизнь стала лучше. Предложи им присоединиться к тебе, обучи их тем позитивным изменениям, которые ты решил применять в своей жизни. Таким образом, ты еще лучше сможешь овладеть этим сам и приобрести полезные навыки и привычки, которые изменят твою судьбу и помогут тебе стать успешным (Ицхак Пинтосевич, бизнес-тренер, коуч, писатель).
В то же время ты поделишься с окружающими тебя людьми информацией, которая может оказаться для них полезной – ты «отдашь»!
Жизненный успех не имеет ничего общего с вашими приобретениями или эгоистичными достижениями. Мерой успеха является то, что вы делаете для других (Дэнни Томас, деятель шоу-бизнеса)
Единственная вещь, которую конкурент не сможет украсть у вас, - это отношения ваших людей и клиентов (Кен Бланшар, мировой эксперт по менеджменту, писатель)

12. Окружи себя успешными людьми
Окружайте себя людьми, имеющими более значительные планы и цели, чем те, которые имеете вы.
Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий (Фридрих Энгельс, немецкий философ, общественно-политический деятель, один из основоположников марксизма)
Не стоит обсуждать свои проблемы с людьми, которые не могут способствовать их решению.
Общайся с носителями тех качеств, которыми ты хочешь обладать.В клубe «Магия, саморазвитие, путь мага, самосовершенствование»

Желаю всем успехов!

Alain Souchon - Foule Sentimentale

Труд - отец богатства, земля - его мать
Уильям Петти

Пишет Артём Бузинный, магистр гуманитарных наук из Беларуси: В представлениях и рассуждениях американцев и европейцев о России постоянно озвучивается то ли упрёк, то ли вопрос, сводящийся к мысли: «русские ничего не хотят». С их точки зрения все наши проблемы от нашей нетребовательности, невзыскательности, отсутствия широких запросов и претензий. Якобы засевшая глубоко в русской душе боязнь «выделиться из толпы», потребность «быть как все», отсутствие предпринимательского духа не даёт России шагать в ногу с передовыми странами.

Другой нашей проблемой считается неверие в собственные силы, надежда на чудо, смирение перед ударами судьбы: то есть то, что в западной и особенно американской системе ценностей считается чуть ли не главным грехом - пресловутый русский фатализм.

В американском контексте «фаталист» - одно из худших определений, которое человек может получить: для американцев фаталист - это суеверный и ленивый человек, который не желает брать инициативу в свои руки для того, чтобы улучшить собственную жизнь1 .

Для западного же сознания считается невозможным смириться с тем, что некоторые вещи находятся за пределами власти человека. Идея о том, что для личности «нет ничего невозможного», по убеждению Крэйга Сторти, глубоко заложена в американской концептуальной картине мира2 .

И наверно надо признать что при всей на первый взгляд однобокости нашего портрета, рисуемого западниками, какая-то доля истины в нём есть. Мы и сами ощущаем своё своеобразие по отношению к Западу во многих вещах:

«Сама возможность обогащения как бы не предусмотрена традиционным русским воспитанием и образом жизни; не рассчитан русский человек на богатство. Если же он разбогатеет, то чувствует некоторую растерянность и не знает, что теперь делать… в России вообще не было того культа богатых людей, который наблюдается в западных странах. Не только в революционной, но и в городской интеллигенции к богатым людям было не то что неприязненное, а малодоброжелательное отношение. Даже в купеческих группировках на бирже богатство не играло решающей роли»3 .

Различия в моделях поведения, общепринятых в русской и западной культурах, безусловно ощутимы, но вот попытаться объяснить эти различия можно только рассматривая их сквозь призму основополагающих для этих культур ценностей.

Для того чтобы идея достижении успеха исключительно личным волевым усилием утвердилась в массовом сознании народов Запада в качестве бесспорной истины и базовой для их цивилизации ценности, нужно было последовательно обесценить не только многотысячелетний «труд» природы по накоплению ресурсов и многовековые трудовые усилия поколений предков по созданию материальных ценностей, но и труд современников, «ближних твоих» выражаясь библейским языком.

Процесс переформатировки традиционного сознания в этом направлении занял не одно столетие. Финальным аккордом этого процесса прогремела в Европе Реформация. Это был грандиознейший переворот в сфере смыслов, давший совершенно новые ответы на основополагающие мировоззренческие и этические вопросы, всегда волновавшие человека.

В ходе этой ломки сознания были окончательно разрушены идущие от античности представления о целостности и неразрывности мироздания и о Человеке как частице этого единства, невидимыми нитями связанной со всеми другими частицами.

Созданный Реформацией «Новый Порядок» уходил корнями в библейский догмат сотворения мира ex nihilo (из ничего): впервые в истории религиозной мысли божество было выведено за пределы Космоса, а сам Космос в своей основе был переосмыслен как Ничто, то есть объект божественного произвола.

Взаимоотношения Личности и Мира впервые принимают субъект-объектный вид, а библейское божество, выведенное за пределы Космоса, оказывается первым Индивидом - основателем будущего «гражданского общества», которому суждено было появиться на Западе.

До позднего Средневековья эти представления мало влияли на общие умонастроения народов Европы, являясь достоянием немногочисленных этнорелигиозных групп:

«народы торговые в собственном смысле этого слова существуют, как боги Эпикура, лишь в междумировых пространствах древнего мира - или как евреи в порах польского общества»4 .

Реформация лишь распространила эти идеи, бывшие до поры экзотическими, в толщу населения. Человек «по образу и подобию божию» стал ощущать себя атомом, оторванным от мира, а мир, ставший теперь «Ничем», потерял всякую святость и ценность.

Ценность новый буржуазный человек заменил ценой. Как сказал Хорст Штерн, Запад «знает цену всего и не знает ценности ничего». Обесценив мир, его сделали объектом покорения и эксплуатации.

Соответственно этому была переосмыслена и категория человеческого счастья. В протестантской доктрине она приобрела вид личного успеха, понимаемого как бесконечное накопление экономических и других возможностей и инструментов осуществления власти.

В корне были пересмотрены и средства достижения такого успеха. Хотя на заре становления буржуазной политэкономии она ещё сохраняла архаические представления в духе вынесенного в эпиграф изречения «Труд - отец богатства, земля - его мать », но чем дальше, тем более маргинальными они становились.

В итоге классический либерализм свёл средства достижения успеха исключительно к «труду», то есть к индивидуальному усилию. Природа-Мать была окончательно вынесена буржуазным сознанием за скобки. Произошло то, что в терминах психологии называется вытеснением, а в религиозных терминах - десакрализацией мира.

В политэкономии представление о бесконечности мира преломилось в постулат о неисчерпаемости природных ресурсов. Они были исключены из рассмотрения как некая «бесплатная» мировая константа, экономически нейтральный фон хозяйственной деятельности. Это было усвоено политэкономией, как либеральной, так и марксистской.

Давид Рикардо утверждал:

«Ничего не платится за включение природных агентов, поскольку они неисчерпаемы и доступны всем».

Ему вторил Карл Маркс:

«Производительно эксплуатируемый материал природы, не составляющий элемента стоимости капитала - земля, море, руды, леса и т. д... В процесс производства могут быть включены в качестве более или менее эффективно действующих агентов силы природы, которые капиталисту ничего не стоят».

Этот подход, или выражаясь точнее, предрассудок, настолько прочно закрепился в классической политэкономии, что уже и современные «неклассические» экономисты до сих пор по инерции продолжают рисовать перед человечеством соблазнительные перспективы «экономики роста», несмотря на все предупреждения экологов, что рост этот не может быть бесконечным и имеет вполне прогнозируемые пределы.

Поразительная глухота западного гомо экономикуса к экологическим аргументам идёт всё от той же протестантской этики: для свободного индивида не только природа обесценена, лишена святости, но и все остальные люди тоже не имеют ценности.

По Томасу Гоббсу, свободные индивиды в своём естественном состоянии по отношению друг к другу имеют право на всё. Определённое значение приобретают только те из них, кто способен нанести вред. Соответственно, какие-то взаимные обязательства могут возникнуть только между теми индивидами, которые во взаимной борьбе способны нанести друг другу равный ущерб - тогда рациональнее будет не бороться, а договориться о неких взаимоограничивающих правилах. Только тогда возникает пресловутое цивилизованное общество .

Во всех остальных случаях, когда индивид заведомо сильнее своих конкурентов, никаких правил не существует: в отношениях с варварами цивилизация продолжает находиться в естественном состоянии, то есть ничем не ограничена и имеет право на всё. Вся «нецивилизованная» часть человечества воспринимается свободным индивидом как часть всё той же природы, соответственно и труд её тоже ничего не стоит.

А поскольку статус цивилизованности тоже оказывается весьма пластичным и определяется лишь способностью наносить ущерб, то лишиться этого статуса оказывается довольно легко.

В эпоху первоначального накопления в качестве части дикой природы рассматривалось не только население колоний, но и «своё» английское крестьянство, настолько слабое и беззащитное, что его можно было безнаказанно согнать с земли и лишить средств к существованию. Труд миллионов нищих, массово произведённых процессом огораживания, доставался английским капиталистам почти даром, как и труд ирландцев, продаваемых за океан в качестве рабов.

Знаменитый французский просветитель Монтескье абсолютно без каких-либо угрызений совести вкладывал свои капиталы в прибыльную работорговлю. Другой из отцов-основателей либерализма Джон Локк был автором конституции рабовладельческого штата Каролина, провозглашавшей «абсолютную власть» каждого гражданина «над своими черными рабами». Он обосновывал это «естественным правом» гражданского общества вести войну против тех, кто «не обладает разумом», обращать их в рабство и экспроприировать их богатство в уплату за военные расходы.

Поразительно, что последняя американская интервенция в Ирак оправдывалась уже в начале 21-го века буквальными ссылками на эти рассуждения Локка!

Логика процесса свободной конкуренции ведёт к такому положению, когда кто-то из конкурентов в конце концов получит абсолютное преобладание и необходимость вступать в гражданские договорные отношения с другими для него отпадёт. В перспективе «цивилизованное общество» может сократиться до одного человека.

О том, насколько приятно щекочет все органы чувств свободного индивида предвкушение этой гипотетической идеальной перспективы можно судить по тому, каким на разные лады звучащим рефреном эта тема проходит через всю западную массовую и не очень массовую культуру: «Боливар не вынесет двоих», «останется только один» etc.

Идеальное положение для свободного индивида в том, чтобы свести все издержки в процессе конкуренции к нулю - то есть получать даром природные ресурсы и результаты труда других людей как ничего не стоящие. Только тогда можно с полным правом считать себя настоящим хозяином своей судьбы - воплощением американской мечты.

На заре становления западного общества протестантский идеал self-made-man , вопреки всем обстоятельствам утверждающего свою волю, бесспорно, имел некую привлекательную и даже отчасти героическую ауру.

Но сейчас, на закате этой цивилизации в идеале ничем не ограниченной индивидуальной воли, от активизма первых буржуа мало что осталось, он явно вырождается в потребительскую психологию, в «право» на бесконечное удовлетворение ничем не ограниченных капризов.

Эго свободного индивида достигает таких размеров, что не видит смысла даже в воспроизводстве самого себя в потомках, в продолжении рода. Как это ни дико для нормального, то есть не искорёженного Реформацией человеческого сознания, но для сознания «цивилизованного» лишёнными значения предстают и будущие поколения, не выступающие в качестве агентов на рынке, и соответственно не способные защищать свои интересы и выступать субъектами рыночных сделок.

Доведённая до полного логического завершения позиция свободного индивида выглядит так: «Почему я должен заботиться о будущих поколениях? Разве будущие поколения когда-нибудь сделали что-нибудь для меня?»

Успехом в такой логике «после меня хоть потоп» может считаться только безудержное ограбление природы, предков, будущих поколений и унесение награбленного богатства в могилу. И вот это нам и всему остальному человечеству Запад пытается преподнести в качестве образца для подражания?! Но это же не только биологическая гибель нас, как популяции, это ещё и полный нравственный тупик, расчеловечивание человека!

По крайней мере так это выглядит с традиционной ценностной перспективы Русской цивилизации, где человеческая Личность никогда не вырывалась из Мира в качестве его покорителя и эксплуататора. Наоборот, нормальное естественное развитие человека мыслилось только через включение его в Космос как неразрывную целостность природного и общественного.

Такое противоположное западному атомизму представление о единстве Человека, Общества и Природы собственно и не является русским эксклюзивом: оно было присуще и античному обществу, и великим цивилизациям Востока, и окружающим их безгосударственным «архаическим» этносам.

Это мировоззрение - с точки зрения Запада, примитивное и варварское - в гораздо большей степени имеет право называться общечеловеческим, чем узурпировавший право называться таковым западный индивидуализм.

А с точки зрения непереученных Западом «варваров» Космос не является бесконечным. Природа не дана нам в гарантированное и бессрочное владение, её при недостаточно бережном к ней отношении можно потерять. Отсюда и базовый для почти всех незападных обществ миф о святости Природы, взгляд на неё, как на «Мать»:

«Когда беднейшие индейские общины в Соединенных Штатах, едва насчитывающие несколько десятков семей, бунтуют пpотив планов экспpопpиации, котоpая сопpовождается компенсацией в сотни тысяч, а то и миллионы доллаpов, то это, по заявлениям самих заинтеpесованных в сделке деятелей, происходит потому, что жалкий клочок земли понимается ими как «мать», от котоpой нельзя ни избавляться, ни выгодно менять...

В этих случаях pечь идет именно о пpинципиальном пpевосходстве, котоpое отдается пpиpоде над культуpой. Это знала в пpошлом и наша цивилизация, и это иногда выходит на повеpхность в моменты кpизисов или сомнений, но в обществах, называемых «пpимитивными», это пpедставляет собой очень пpочно установленную систему веpований и пpактики».5

Такое преклонение перед Матерью-Природой совершенно исключает потребительское к ней отношение: буржуазный предрассудок о якобы дармовых природных ресурсах выглядит здесь каким-то диким кощунством.

Такой же святостью в глазах незападного человечества обладает и всё материальное и духовное наследие, созданное трудом поколений предков и собратьев-современников, являющее собой вторую природу - культуру.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет разоблачал веру Запада в собственное бессмертие как наивную иллюзию:

«История - это арена, полная жестокостей, и многие расы как независимые целостности сошли с нее. Для истории жить не значит позволять себе жить, как вздумается, жить - значит очень серьезно, осознанно заниматься жизнью, как если бы это было твоей профессией. Поэтому необходимо, чтобы наше поколение с полным сознанием, согласованно озаботилось бы будущим нации».

Но за исключением Запада никто никогда и не питал подобных иллюзий. Почти во всех незападных культурах правильное участие в истории понималось, как сбережение накопленного природой и предками, умножение его собственным трудом и передача потомкам. Естественно, что место для личного успеха в такой картине мира оказывается весьма скромным. Он понимается в большей мере как степень личного трудового вклада в общую копилку, чем индивидуальное обогащение. Отношение к последнему в корне отличается от западного:

«Как гласит русская пословица: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Если американец встретит миллионера, его первой мыслью будет: «Какой это, должно быть, умный и способный человек!» Первая мысль русского в той же ситуации наверняка будет: «И где только этот мошенник столько нахватал?»6

Недоверие или даже неодобрение, с которым в традиционных обществах относились и относятся к индивидуальному обогащению, основывается на глубокой убеждённости небуржуазного сознания в ограниченности возможностей одного человека. А чаще даже не столько ясно сформулированных убеждениях, сколько интуиции. Что суть дела не меняет.

Позже марксизм развил эти древние интуиции в стройную теорию, которую незападные народы смогли использовать в качестве оружия против экспансии «цивилизованного общества». Но и до Маркса «примитивный» человек всегда догадывался, что обогащение личным трудом возможно лишь до некоторого уровня, а далее оно возможно лишь через присвоение чужого труда и/или через присвоение природных ресурсов.

Так что мы можем смело признаться и себе и другим, что в сфере материального накопления наши представления скорее уравнительные. Неравенство признаётся в русской культуре полезным лишь в ограниченной степени. И не стоит смущаться, когда недоброжелатели пытаются принизить эту нашу культурную особенность, обзывая её «уравниловкой».

Да, в русском представлении справедливость - это прежде всего равенство шансов, обеспечивающееся равенством доступа к материальным ресурсам.

Впрочем, традиционные культуры знают и другой путь личного преуспеяния, отношение к которому гораздо более одобрительное: это не материальное накопление, а приобретение общественного уважения опять-таки через усилие на общее благо. По этому признаку тоже очевидно принципиальное различие между устройством западного и русского социума.

На Западе справедливым считается прежде всего формальное равенство перед законом: все граждане имеют право участия в выборах и рыночном обмене. Но размер ресурсов, накопленный каждым гражданином в этом процессе, считается зависимым исключительно от его индивидуальных усилий: никакие материальные блага западному гражданину исходя из самого факта его существования не положены.

Выстраиваемая отсюда иерархия западных обществ формируется прежде всего исходя из размера сконцентрированных ресурсов: кто богаче, у того больше реальных возможностей, больше власти.

В русском же и других традиционных обществах человек с рождения имеет право на определённый кусок общественного пирога, то есть экономическое равенство, обеспечивающее равенство шансов. А вот как человек эти шансы использует, какое место займёт в социальной иерархии, зависит от его вклада в общее дело.

То есть иерархия в традиционном обществе формируется прежде всего политическая и моральная: общественное влияние личности определяется не богатством, а уважением соотечественников. Это хорошо видно на примере Сталина и его команды: личная скромность в быту, минимальные материальные запросы при колоссальном авторитете в советском обществе, ставившем их почти в ранг живых богов.

Подводя итог в виде формулы русского успеха, можно предположить, что звучать она должна примерно так: если богатеть, то вместе со всеми, если возрастать духовно, то индивидуально.

1 Robert L. Kohls. The Values American Live By;
2 Craig Storti. Americans at Work. A Guide to the Can-Do People;
3 Александр Прохоров. Русская модель управления. - Москва: «Журнал «Эксперт"». 2002. - С. 251;
4 Карл Маркс. Капитал. - Москва: «Нартиздат», - Т. 1. - С. 40;
5 Клод Леви-Стросс. Структурная антропология / Пер. с фр. - Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2001. - С. 301-302;
6 Владимир Жельвис. Эти странные русские.

Виктория Шиманская рассказывает о правилах, по которым живут успешные люди.

Формула девяти: правила, по которым живут успешные люди

Виктория Шиманская

Мы часто видим вокруг себя успешных людей. Они присутствуют в нашей жизни, мелькают по телевизору, их счастливые лица улыбаются нам с обложек журналов. Нас впечатляет их богатство и стремления, их карьера и талант. В чем же секрет успеха? Может, в том, что они родились под счастливой звездой?

Но давайте вспомним один пример из тысячи других - историю Ховарда Шульца, основателя сети кофеин Starbucks, который вырос в бедном квартале в малообеспеченной семье. Ничто не предвещало его успеха, однако, начав свой путь с маленькой кофейни, сегодня Ховард развил свою сеть Starbucks до 16 тысяч точек по всему миру! И он миллиардер, состояние которого оценивается в 2,1 миллиарда долларов!

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что каждый человек делает себя сам.

Существуют разные пути к успеху, но самый верный путь - это самосовершенствование. И в этой статье представлена формула 9 шагов, которые помогут вам на пути к успешной жизни.

Формула девяти

1. Неудач не бывает!

Вспомните, что сказал Эдисон о своих многолетних попытках изобрести лампу накаливания: «Я не терпел неудачи. Я просто открыл 1000 способов, как нельзя изобрести электрическую лампочку ».

Наши неудачи - это бесценный опыт, ориентир, который позволяет нам делать правильный выбор. Учитесь на своих ошибках и относитесь к ним как к возможности стать еще лучше.

2. Наполняйте свою жизнь интересными проектами

Не тратьте свои бесценные дни, недели, годы на скучную работу. Только то, что нас заводит способно привести к успеху!

Выросший в нищете Уолт Дисней сумел заработать огромные деньги на своем врожденном таланте художника, режиссера и сценариста. Несмотря на запреты отца, он не переставал ночами рисовать рисунки, которые спустя 50 лет были проданы за баснословные деньги!

3. Ищите обратный путь из лабиринта

Находясь перед сложной задачей можно помочь себе принять непростое решение. Представьте себе ситуацию, в которой решение уже найдено.

  1. Создайте свой образ в этой альтернативной реальности и физически поставьте его в двух-трех шагах от себя.
  2. Затем просто встаньте на это место, войдите в состояние решения и оглянитесь назад.
  3. Перед вами откроются все возможные пути выхода из запутанной ситуации.

Все как в детстве, помните? Лабиринт легче проходить от конца к началу.

4. Создайте аналогию с пазлом

Понять насколько правильным было принятое решение просто. Создайте аналогию с пазлом - если вы вставили неверный пазл, вряд ли он вам поможет создать полный рисунок, и наоборот - если пазл верный у вас появляется все больше и больше подходящих кусочков, которые создают в итоге цельную картинку.

Так и с решениями - правильные всегда перспективны, они открывают перед нами новые возможности, дают свежие потоки энергии. Чего нельзя сказать о неверных решениях.

5. Научитесь полностью включаться в реальность

Возможно, вы получите всего две минуты внимания другого человека, но они покажутся гораздо объемнее и насыщенней, нежели 20 минут рассеянного общения. Это свойство часто приписывают успешным людям, которые умеют направлять все свои пять органов чувств на момент «здесь и сейчас».

Известно, что Стив Джобс обладал уникальной обаятельностью. Этот человек умел убеждать, но больше всего подкупала его полная включенность в диалог и способность улавливать настроение и мотивы собеседника. Именно это качество позволило Джобсу собрать в Apple самых талантливых и успешных людей страны, которые раньше работали в не менее перспективных компаниях.

Как тренировать полное включение в реальность? Подключайте постепенно все свои 5 органов чувств: сначала глаза - что вы видите? Потом слух - прислушайтесь к звукам. Затем ощущения, запахи и вкусы.

Эта тренировка эффективна в любой обстановке: на улице, дома, на работе. Постепенно такое состояние войдет в привычку, и вы начнете ощущать в настоящем времени полную гармонию всех пяти чувств.

Практика

6. Делай, что должен, и будь, что будет!

Успешный человек видит свою цель и всегда имеет план достижения этой цели. Но одновременно с этим он открыт обстоятельствам и возможностям.

Гармоничное сочетание концентрации на цели и постоянного движения открывает новые пути к успеху.

Например, хорошо выступив на конференции, вы можете получить отличное предложение от интересного человека, который услышал о вашем успехе на том мероприятии. Не упускайте возможность проявить себя по-новому. Это часто приводит к приятным последствиям.

7. Учитесь видеть позитивное намерение даже под негативными проявлениями

Все люди хотят счастья, но не все умеют быть счастливыми. В большинстве случаев, даже под негативными действиями скрывается позитивное намерение. И успешные люди всегда могут его разглядеть.

Представим себе начальника, который повысил голос на подчиненного. В его намерении было подтолкнуть подчиненного к развитию, однако тот воспринял действия руководителя, как желание его уволить. В этом и заключается вся проблема коммуникаций - в искаженном понимании намерений. И без того неверным действиям начальника, сотрудник придал еще и искаженное значение.

Успешные люди учатся видеть позитивное намерение и не реагировать на значение. Суть всегда важнее проявления.

8. Успех заключается в балансе

Счастливые люди всегда находят время на семью, работу, спорт, развитие, сон и развлечения. Они умеют крутить колесо баланса и настраивать его максимально эффективно.

Для того чтобы понять, насколько эффективно вы тратите свое время, достаточно:

  1. Нарисовать круг, отметить на нем 8 секторов, которые наиболее важны для вас. Например, семья, здоровье, работа, любовь, развлечения, спорт, развитие и социальная ответственность.
  2. Затем отметить на каком уровне по 10-бальной шкале вы реализуете каждый из сегментов своей жизни на данный момент.
  3. Если вы проводите по 12 часов на работе, уделяете мало времени семье и уже забыли, когда были в отпуске - это очевидный дисбаланс!
  4. Дайте себе возможность улучшить отстающие сегменты хотя бы на один пункт в месяц и очень скоро вы заметите позитивный эффект.

Вы перестанете уставать на работе, наладите отношения в семье и начнете, наконец, получать истинное удовольствие от жизни!

9. Все дело в расстановке приоритетов

Существует тысячи способов потратить деньги и каждый выбирает свой вариант. Их можно приумножить или потратить, потерять или подарить.

Американский актер и журналист Уилл Роджерс говорил: «Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся».

Время - это тоже вопрос приоритета. Успешные люди далеко не всегда успевают все, но они не жалуются на нехватку времени или денег, так как знают, что человек растрачивает себя только на приоритеты.

Если вас не устраивает сегодняшнее положение дел, возможно, стоит задуматься над своими приоритетами и признаться себе в своих истинных предпочтениях.

Формула девяти – это 9 золотых правил успеха, 9 простых шагов к истинной гармонии и счастью. Нет ничего сложного в том, чтобы быть успешным.

Просто следуйте основным правилам и результат не заставит себя ждать!