Приём Кластер в начальной школе. На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45им. Д. И. Блынского г. Орла

Создание кластера

на уроках русского языка

Учитель начальных классов:

Коряковцева Елена Ивановна

Орёл, 2016г.

Создание кластера на уроках русского языка


1. Прием кластера как способ графической организации материала

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер - один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster - «скопление», «пучок», «созвездие») - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.

Кластер предполагает:

    выделение смысловых единиц текста

    графическое оформление их в виде схемы.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

    он позволяет охватить большой объем информации;

    вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

    дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

    умение ставить вопросы;

    выделять главное;

    устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

    переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

    сравнивать и анализировать;

    проводить аналогии.

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

2. Виды кластеров на уроках русского языка

На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

Существуют различные виды кластеров:

    планета и её спутники

    блок-схемы

    бумажный кластер

    кластер с нумерацией слов для составления рассказа

    кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

    групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

    обратный кластер

    грамматический кластер

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники» . Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

Блок-схема

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Анализ имени существительного

    Определить часть речи:

    вопрос

    что обозначает

    как изменяется

    Нач. ф. – (И. п., ед.ч.)

    Постоянные признаки:

    собственное/нарицательное

    одушевлённое/неодушевлённое

    род

    склонение

    Определи форму слова:

    число

    падеж

    Член предложения

В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

Таким образом, кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Бумажный кластер

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

Роль в предложении


Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Предметный Арт-кластер

Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.


Сюжетный Арт-кластер

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповой кластер

Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые - неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное - нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока:


Ученики должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

На других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание содержания темы учащимися и их словарный запас.

3. Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) коллективное составление кластера учащимися;

3) составление кластера в группе;

4) создание кластера в паре;

5) индивидуальная работа школьника на уроке.

Для первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с информацией, сложность заключается только в ее организации.

Учитель знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить данный прием.

На втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»), делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и делают с энтузиазмом.

На третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило, выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы, на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки, корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске, комментируют, делают выводы.

На уроке повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков. По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски. Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

В таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса, одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты, вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Кластер: виды и польза

Большинство предприятий на сегодняшний день модернизируются при участии государства. Государство определяет основные приоритеты развития предприятий во всех областях деятельности - от промышленности до туризма. Структурная модернизация развивается государством на основе кластеризации.

Что такое кластер?

Кластер хоть и является экономическим термином, но его точного определения не найти в экономических словарях. Кластером можно считать промышленную группу. В более широком понимании, кластер - это группа, состоящая из нескольких компаний, объединенных общей деятельностью или по территориальному признаку. Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что не только качественные характеристики определяют конкурентоспособность предприятия, но и его экономическое окружение, то есть кластер развивается не за счет внешних воздействий, а за счет внутренних влияний.

Для чего нужен кластер?

Что такое кластер, теперь стало понятно, осталось выяснить, для чего он нужен. Кластеры направлены, в первую очередь, на развитие конкурентных преимуществ национальной отрасли за счет сил отечественных предприятий без привлечения иностранных компаний. Организации, объединенные в кластер, "притираются" друг к другу, работают слаженно в одном направлении деятельности, развивая, таким образом, внутренний рынок и выходя на мировой уровень.

Какими бывают кластеры?

Различают три основных вида кластеров:

Региональный;

Вертикальный;

Отраслевой.

Что такое вычислительный кластер?

Существует такое понятие, как суперкомпьютер. Его еще называют вычислительным кластером. Что такое кластер вычислительный? Предмет представляет собой вычислительную машину с несколькими процессорами, объединенными коммуникационной сетью. Другими словами, это несколько компьютеров (но с большей производительностью, чем обычные), объединенных одной "магистралью". Такая система позволяет решать одну задачу параллельно (одновременно) на всех компьютерах.

Кластер в туризме

Туризм оказывает большое влияние на экономику страны, в связи с этим его значение возрастает. Быстрый рост туристической деятельности, а также прирост благосостояния жителей отдельной страны и ее экономики в целом позволили сделать развитие туризма одним из приоритетных направлений. Так, правительства разных стран, в том числе и России, ввели понятие "туристический кластер". Оно включает в себя группу туристических компаний, локализованных в одном регионе для развития инфраструктуры и использующих для ведения бизнеса современные технологии. Основная задача туристического кластера - это предоставление туристических услуг с высокой конкурентоспособностью.

Состав туристического кластера

Управление туристическим кластером проводится управляющей компанией - это юридическое лицо (как правило, АО), осуществляющее свою деятельность на основе принципов государственно-частного партнерства, которому государство передает некоторые полномочия в управлении теми или иными экономическими зонами туристического кластера. Управляющая компания туристического кластера регулирует деятельность следующих компаний, связанных с туризмом:

Туроператоры;

Турагентства;

Организации, оказывающие туристические услуги (отели, гостиницы, дома отдыха и т. д.).

Второстепенные составляющие туристического кластера:

Предприятия общепита (рестораны, кафе-бары и т.д.);

Предприятия, оказывающие транспортные услуги (авиакомпании, ж/д и автоперевозки);

Места торговли товарами для туристов;

Места проведения досуга (парки, площадки для концертов, кинотеатры);

Объекты, оказывающие услуги по сервисному обслуживанию туристического транспорта.

Цель туристического кластера

Статья ответила на вопрос о том, что такое кластер и какие его виды существуют в наше время. Пришла очередь сказать пару слов о цели туристического кластера. Вся его работа по развитию туристической деятельности направлена на становление отдельной страны центром мирового туризма. Во всяком случае, такие цели ставит правительство перед туристическими кластерами.

April 6th, 2013 , 06:38 pm

Предисловие публикатора

На днях в редакцию нашего сайта http://www.smdp.ru/ пришло письмо от Ирины Ковальчук из Галицкого инновационного кластера. Оно показывает, что за 6 лет, прошедшие с момента первой публикации статьи её актуальность только возросла. В 2007 году её сразу же перепечатало полдюжины интернет-изданий, от Русского архипелага до КЭР-холдинга , инжиниринговой энергетической корпорации из Татарстана. Во всех списках литературы по теме она на первых местах. Слово уже все выучили. Практика, к сожалению, отстаёт.

Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехнологический подход

Юрий ГРОМЫКО

Директор Института опережающих исследований им.Е.Л.Шифферса, доктор психолог. наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований, дейстительный член РАЕН

Когда в прошлом году я пришёл к одному высокопоставленному чиновнику в правительстве по заслуживающей доверия рекомендации и предложил участвовать в проектировании кластеров и создании новых типов производств, он, криво улыбнувшись, ответил мне: «Кластеры - х—ястеры! 1 ».

(Случай из жизни!)

1. Адекватна ли отраслевая форма организации для промышленных производств 21 века?

2. Цена эпистемотехнологического вызова

3. Эпистемотехнологические представления о кластерах

4. Типы кластеров

5. Кластеры и всероссийская вертикаль проектов (курс ВВП)

6. Кластеры как резервные системы развития

7. Эпистемотехнологическая иерархия кластеров

8. Кластеры как мультисценарии

9. Кластеры - плацдарм новой организации сознания и мышления людей.

10. Предупреждение Бенедикта Спинозы

1. Адекватна ли отраслевая форма организации для промышленных производств XXI века?

Проблема формирования кластеров промышленного развития - это попытка ответить на хорошо понятный любому практику-промышленнику вопрос: почему у нас не внедряются принципиально новые технологии. Некоторый высокопоставленный политик привёл группу «бизнесов» в филиал Академии Наук, где учёные предъявляли свои разработки. После многочисленных многочасовых презентаций, подтверждённых мнениями иностранных экспертов, он спросил капитанов отечественного бизнеса, готовы ли они купить предлагающиеся решения и реализовать их на своих предприятиях. Ни один из бизнесменов не выразил желания осчастливить учёного покупкой его разработки. Означает ли это, что российский бизнес жадный и не любопытный? Я думаю, что основная причина отсутствия интереса к результатам научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок кроется не в этом.

Проблема состоит в другом. С точки зрения предъявляющейся разработки абсолютно не понятны для лица, принимающего финансовые решения, основания, можно ли данную новую технологию внедрять (втискивать) в существующий тип производства, или на базе данной технологии необходимо формировать совершенно новый тип производства. Внедрение новой технологии в промышленное предприятие старой формации, старого уклада может вызвать очень серьёзные дисфункции, которые повлекут за собой снижение эффективности, надёжности и, в конечном счёте, прибыльности данного производства. Создание же принципиально нового, не имеющего нигде в мире аналогов, производства, вызывает различные опасения, поскольку связано с многочисленными рисками. А действительно, как просчитать маркетинговый «гарантированный» спрос на продукт, которого ещё нет? Как правило, разнообразные разработки наших учёных предполагают создание не просто отдельных производств, но новых отраслей промышленности. Другое дело, адекватной ли является форма отраслевой организации для промышленных производств XXI века.

А существует ли научный ответ на данный вопрос? Оказывается, существует. Он был разработан одним из наших учителей в области экономики развития сверхсложных систем и мегапроектов профессором Марком Давидовичем Дворциным. Этим, к сожалению, два года назад умершим учёным была разработана специальная дисциплина - «Технодинамика», описывающая закономерности эволюции и изменения полномасштабных производительных систем, включающих институты образования, промышленности, науки. Технодинамика является теорией институциональной динамики, сфокусированной на анализе изменения технологий, определяющих условия создания новых промышленных систем в изменяющихся институциональных условиях. Эта практическая дисциплина показывает бесперспективность представлений так называемой «инновационной экономики», которая может анализировать только одну проблему - «втискивать» или не «втискивать» новые технологические решения в старые организационные системы. Но разобраться с тем, идёт ли речь об обновлении старого технопромышленного уклада, или задача состоит в создании промышленного производства принципиально нового технопромышленного уклада - «инновационная экономика» не способна. Поэтому значительно более удачным термином, чем инновационная экономика, является понятие, введенное Ю.В.Крупновым - «экономика развития», с одной только поправкой, что развитие исходно является внеэкономической категорией. Сначала надо развитие организовать, а лишь потом его капитализировать.

2. Цена эпистемотехнологического вызова.

С чем же связана основная тенденция перехода к новому технопромышленному укладу? С кардинальным изменением институциональных условий деятельности людей, в основе которого лежит изменение основного типа собственности. Новый тип уклада связан с формирующимся типом собственности на трансферт, с переносом технологий из одной области и использованием этих технологий в другой области. Собственность на трансферт и на динамику технологий предполагает развитие института интеллектуальной собственности. Об угрожающем состоянии этого института в России свидетельствует иск компании «Микрософт» к директору сельской школы Поносову, а также покупка и внедрение системных продуктов этой компании на российских атомных станциях и атомных подводных лодках. Всё дело в том, что технологический трансферт осуществляется в особой «ауре», окутывающей актив или промышленную платформу. Эту ауру образуют не информационные технологии в виде пресловутого IT, но эпистемические технологии, обеспечивающие возможность вычленять технологические решения, основанные на новых физических принципах и эффектах, и определять условия их переноса в другие практико-промышленные зоны. В рамках формирующегося во всём мире нового технопромышленного уклада 90 процентов добавленной стоимости будет формироваться именно в этой ауре. Поэтому, как и в других областях, проблема звучит очень просто: либо мы будем формировать свою эпистемическую «ауру» и систему анализа активов, либо это всё будет присваиваться через чужую «ауру» миллиардера Била Гейтса.

Но для того, чтобы на основе эпистемических (знаньевых) практик технологии и новые технологические решения могли бы переноситься из одних областей промышленного производства в другие, должны быть подготовлены специальные платформы, обеспечивающие подобный перенос. Вот собственно с построением подобных платформ и связано для нас формирование кластеров, поскольку на основе подобных платформ предполагается соединять вместе фундаментальную практико-ориентированную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства. С этой точки зрения, кластеры - это не просто маниакальная одержимость после 15 лет отупения начать хоть что-то делать и всеми силами довести до реализации производственные процессы - создавать спутники, самолёты, автомобили и т.д. Эта очень важная задача подъёма производственной дисциплины и мобилизованности не имеет никакого отношения ни к кластерам, ни к экономике развития, ни даже к инновационной экономике. То есть кластеры, говоря языком Шопенгауэра, это не только воля (одержимость), но ещё и представление.

3. Эпистемотехнологические представления о кластерах.

Построение кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов.

Собственно объединение в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями позволит выстроить опорные институциональные структуры (ядро и хребет) будущего кластера, объединяющего несколько принципиально новых, сегодня несуществующих отраслей. Переход же к кластеру связан с организацией процессов технодинамики однотипных технологических систем в рамках нового, формирующегося в России технопромышленного уклада, на основе преобразования и замещения новыми технологическими решениями значительных массивов российских промышленных производств. Эпистемотехнологический подход позволяет расширить представление о кластере, введенное лауреатом Нобелевской премии Майклом Портером. Как известно, модный сегодня экономист давал следующее определение кластеру: «Кластер или промышленная группа - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»2 .

Центральным моментом формирования кластера при нашем подходе является не просто территориально-географическое сближение, резиденциальное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения (по типу поставщик-потребитель, разработка смежных решений и т.д.). Задача состоит в том, чтобы довести ряд принципиально новых лабораторных технологий, действие которых основано на новых физических принципах и эффектах, до новых систем деятельности и практики. На основе сформировавшихся новых систем деятельности и практики возможно перевооружение всего массива отраслей предшествующего технопромышленного уклада. С этой точки зрения всякий кластер интегрирует в своём устройстве несколько разных деятельностных схем:

Схему организации полномасштабной производительной системы, объединяющей в своём устройстве фундаментальную практико-ориентированную науку (физико-математическую и гуманитарную), инновационную промышленность и развивающее образование.
Схему сферной организации промышленно-производственных платформы в виде процессов производства, воспроизводства, устойчивого функционирования, развития, захоронения технологий предшествующего технопромышленного уклада, руководства, организации, управления.
Схему мультиотраслевой и полисферной организации практики, предполагающей организацию технодинамики и технологической диффузии новых решений не по границам отраслей и переделов, а в соответствии с принципом инновационной восприимчивости различных групп трансроссийской инновационной инфраструктуры.
Схему соорганизации и одновременного использования знаньево-логистического (постиндустриального) уровня переделов и модернизируемой промышленной платформы (неоиндустриального уровня переделов), обеспечивающей формирование приборов нового поколения.
Схему соорганизации прорывного централизованно организуемого ядра и конкурентной рыночной среды, с разной скоростью и на разных принципах воспринимающей и реализующей технологии и продукты нового технопромышленного уклада.
Схему формирования продукции двойного назначения на основе серийных производств, обеспечивающих проверенное качество изделий.
Схему двойного «маркетингового кольца» (от маркетинга продукта к маркетингу нового стиля жизни, и от маркетинга человека, употребляющего данный продукт и услугу, к маркетингу вещи), обеспечивающего маркетинг нового типа приборов и технологических услуг по их реализации с маркетингом нового стиля жизни в России, с модой на жизнь в России творческого креативно мыслящего человека.
Схему инвестиционного проектирования и построения финансово-инжиниринговой компании, обеспечивающей реализацию мегапроектов на основе прослеживания всего альтернативного набора перспективных проектных продуктов и учёта рисков, а не дисконтирования финансового потока.

Идея создания кластеров с эпистемотехнологической позиции включает в себя следующие важнейшие организационные принципы.

Создаваемые кластеры - зона дохода за пределами углеводородной отрасли. Основная идея формирования кластера состоит в том, чтобы создать на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов условия для перевооружения промышленности высоких переделов (разработка приборов нового поколения, машиностроение, новые материалы - полимеры, сверхчистые материалы, нанотехнологии) и тем самым подготовить комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений. Подобные решения, положенные в основу инвестиционных проектов, являются условием формирования в России впервые зоны выгодных денежных вложений за рамками ресурсо-добывающего сектора промышленности, в соответствии с решениями Президента РФ и миссией российской промышленности.

Кластеры - зона выращивания новых типовых решений регионального развития. Данные технологические пакеты, создаваемые в кластерах могут тиражироваться на различных территориях страны, формируя региональные площадки стратегической занятости, в том числе и на основе привлечения в страну ранее из неё уехавших специалистов.

Кластеры - переходник между фундаментальной наукой и комплексными разработками. Формирование комплексных технологических решения является ключевым преимуществом кластера, обеспечивающего перевод знаний о новых физических принципах и эффектах, полученных в лабораториях академических институтов страны, в промышленные технологии производства, а также в технологическое know-how приборов и инструментальных систем нового класса для различных отраслей промышленности.

Управление знаниями как условие формирования экономики развития. Осуществляемый оборот знаний (фундаментальных, технологических, технических, естественнонаучных, гуманитарных, экономических) составляет основу комплексных технологических решений и новых форм управления системами промышленного производства. С этой точки зрения кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений.

Инновационная инфраструктура и финансово-инжиниринговые схемы для реализации мегапроекта. Для реализации разрабатываемых на площадках формируемых кластеров мегапроектов перевооружения промышленности предполагается разработка специальных финансово-инвестиционных схем и инновационных стратегий, поддерживаемых потребителями крупных инфраструктурных решений (типа ОАО РЖД). Принципы оборота знаний, финансово-инжиниринговые схемы, инновационно-сетевые стратегии должны разрабатываться на основе специальных гуманитарных теорий. С этой точки зрения создание кластеров предполагает соорганизацию технических, естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Кластеры как обучающая организация. Важнейшим условием создания опытных производств нового поколения является постоянный процесс переподготовки менеджеров и разработчиков формируемого кластера, что позволяет рассматривать его в качестве обучающей организации, осваивающей новые институциональные схемы деятельности.

4. Типы кластеров.

А какое представление стоит за кластерами? Это представление должно быть связано с ответом на вопрос: чего мы собственно хотим достичь, создавая кластерную - организованную в виде грозди - систему производств, с какой практической необходимостью связано подобное гроздеобразование3 ? С нашей точки зрения это «гроздеобраование» как стратегический процесс может быть связано как минимум с четырьмя следующими обстоятельствами:

1) Технологическим перевоспроизводством и переосвоением некоторой имеющейся инфраструктурной платформы на основе принципиально новых технологических решений следующего технопромышленного и социокультурного уклада. Например, на основе принципиально новых материалов мы начинаем перевооружать всю инфраструктуру РЖД. В этом случае кластер или мультикластер начинает формироваться вокруг стыкуемых зон новых технологических решений. Становится хорошо понятно, что одни технологические преобразования в скором времени повлекут за собой следующие и т.д. Данный тип кластера следовало бы назвать инфраструктурно-инновационным. Основное преимущество данного кластера связано с тем, что он формируется вокруг системы гарантированного потребления продукции. Стоит включить принципиально новые материалы в конструкцию узлов инфраструктуры и теперь у производителей данного ассортимента будет гарантированный потребитель. Основная сложность формирования данного кластера состоит в состыковке, организации и агрегировании разных технологических решений для того, чтобы перевооружаемая инфраструктура функционировала устойчиво.

2) Следующий тип кластера связан с созданием на основе принципиально новых физических принципов и эффектов несуществующих в настоящий момент инфраструктур. Например, такой новой инфраструктурой может быть запуск констелляции спутников разных размеров - больших спутников, малых спутников, наноспутников, которые обеспечивают создание многоуровневых систем наблюдения. Такой принципиально новой инфраструктурой может быть создание лазерного станкостроения, в которой малогабаритные лазеры могут заменить функции многих существующих сегодня станков. Наконец, подобной инфраструктурой может быть система поддержания здоровья и обеспечения человека «живой пищей», энергетический эффект которой не снижен ароматическими добавками и красителями, на основе технологий биофотоники, позволяющих фиксировать ультраслабые излучения и диагностировать состояние клеточных тканей человека. Основное преимущество в формировании данного кластера состоит в том, что его не надо вписывать в существующие системы производств. Он формируется на новом свободном месте. Основной недостаток данного кластера состоит в том, что никогда заранее невозможно просчитать гарантированный спрос продукции данного кластера. Поэтому формирование данного кластера может осуществляться лишь под серьёзные гарантии государства.

3) Третий тип кластера следовало бы назвать ультраструктурный (в противоположность к инфраструктурному), метапромышленный кластер. На его основе создаётся промышленность по преобразованию существующих типов промышленности. Промышленность по перевооружению существующей промышленности мы и называем метапромышленностью. Типичным типом ультраструктурного метапромышленного кластера может быть наноэлектронный кластер. Предлагаемые научные решения по созданию приборов нового типа на основе наноэлектронных технологий могут быть использованы для перевооружения приборостроительных предприятий предшествующего технопромышленного уклада. Основное преимущество данного кластера состоит в возможности сформировать вокруг передовой технологии нового класса целую гроздь предприятий, на которых она будет реализовываться. Основная сложность построения данного кластера состоит в сложнейшей системе согласований научно-технологических, финансово-организационных и промышленно-производственных решений.

4) Четвёртый тип кластера можно назвать кластером «заимствования рубежной технологической платформы». Продвижение к формированию нового технопромышленного уклада предполагает создание условий для освоения технологий, которые сегодня в мире формируют передний край технологического развития. Поэтому заимствование и переосвоение в системе российской промышленности передовых технологических платформ является обязательным условием её конкурентоспособности. В данном случае речь не идёт о простом освоении технологических линий, производящих готовую продукцию. Задача заключается в том, чтобы на основе подключения к анализу технологических решений, заложенных в данную платформу фундаментальной практико-ориентированной науки, через какое-то время предложить следующий шаг развития данной технологической платформы. Преимущество построения данного кластера состоит в том, что в его основе лежат импортозамещающие технологии. Эксплуатация и использование этих технологий предполагает выход на отечественный рынок и предложение более низких цен на производство уже освоенной потребителем продукции. Основные сложности формирования данного кластера связаны, прежде всего, с отечественной культурой промышленно-производственного труда. Очень часто себестоимость и издержки производства на заимствованной технологической платформе оказывается выше, чем на аналогичных зарубежных производствах.

Следует отметить, что выделенные нами четыре типа кластеров являются идеальными типами по Максу Веберу, то есть они представляют некоторую систему координат, в рамках которой могут анализироваться и разбираться решения построения конкретного кластера. Более того, конкретный кластер часто предполагает комбинацию и сочетания перечисленных типов: одного, двух, трёх или всех четырёх. Очень важно понимать, что обязательным общим моментом построения каждого из перечисленных типов кластеров является соорганизация практико-ориентированной фундаментальной науки, проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности.

Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер - это изображение, которое способствует систематизации и обобщению Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.

Кластер - что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества.

Кластер - что это такое в школе?

Расскажем о приеме более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Кластер как метод критического мышления

На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника. Критическое мышление - это которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной школе - это один из его методов.

Проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап - стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель - воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия - это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

Если взглянуть на эти три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не являются принципиально новыми для учителей. Они присутствуют в большинстве случаев, только называются несколько иначе. «Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему». «Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.

В чем же различие? Что принципиально нового несет технология «составление кластера» в начальной школе?

Элемент необычности и новизны заключается в ориентируемых на создание условий свободного развития каждой личности. Каждая стадия урока подразумевает использование своих методических приемов. Их существует достаточно много: кластер, инсерт, синквейн, таблица толстых и тонких вопросов, зигзаг, «шесть шляп мышления», верные и неверные утверждения и прочие.

Технология «кластер»: каковы достоинства и результаты применения этого метода?

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  1. Умение формулировать вопросы.
  2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
  3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  4. Строить умозаключения.
  5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
  6. Проводить аналогии.
  7. Сравнивать и анализировать.

Применение технологии «кластер»: преимущества

  1. Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  2. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  3. Деятельность интересна детям.
  4. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  5. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

Чем хорош кластер? Что это такое в школе? Метод самостоятельной работы учащихся. Чтобы этот прием стал технологичным, достаточно провести подобную работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами, которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение метода «кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших школьников.

Как применять на разных этапах урока?

Этап вызова

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер - стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

Этап осмысления

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап рефлексии

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом.

Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.

Существуют ли какие-либо принципы составления «грозди»?

Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер - примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Кластер: примеры в начальной школе. Как правильно оформить «гроздь»?

Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное - найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.

Как применять метод кластера на уроках?

Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Технология «кластера»: пример

В качестве примера возьмем составление «грозди» на уроке обществознания. Изучаемая тема - «Монархия».

В начале работы над «гроздью» учащиеся высказывают все ассоциации и предложения по этому вопросу, а учитель, в свою очередь, фиксирует их на доске.

Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.

Далее следует ознакомительное чтение параграфа в учебнике. По ходу ознакомления с материалом или по результату прочтения текста кластер дополняется «свежими» фактами. Учитель фиксирует их на доске с помощью мела другого цвета.

Итог урока - анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап - это обобщение полученных знаний.

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.

Не проходит и пару недель, как в нашей повседневной жизни появляются новые слова, смысл которых мы не можем объяснить. Виной тому - информационный век, который постоянно «разгоняет» время и приносит много интересных открытий. Термины постоянно меняются, теряют свои прежние значения и обретают новые значение. Наверное, каждый из вас слышал, как в том или ином контексте проскакивает слово кластер. Что это такое, и в каких областях используется это выражение? Рассмотрим подробнее в данной статье.

Словарь о значении слова

Как не трудно было догадаться, слово кластер происходит от английского «cluster » - группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка .

Употребляется этот термин в экономике, компьютерной инженерии, музыке, астрономии и означает множество объектов функционально схожих между собой и собранных в одну связку.

  • Компьютерная инженерия . Серверы собирают в один кластер, что повышает устойчивость системы и ее производительность. Второе значение, которое можно встретить в информационных технологиях - сектор жесткого диска.
  • Экономика и промышленность . Подразделения производства которые связанные между собой и концентрированны в одном месте.

Вышеперечисленные описания термина «кластер», наиболее часто можно встретить в нашем языке. Хотя, в последнее время, данное выразительное средство можно услышать в менеджменте, медицине, педагогике и даже в спорте.

Кластер в промышленности

Инновационные процессы последних десятилетий, повлекли за собой технологический прорыв в отраслях телекоммуникации, мобильных устройств, микроэлектроники, компьютерной и экономической кибернетики. Все эти ответвления связаны между собой, и поэтому не только на промышленных предприятиях, но и в пределах отдельных стран начал формироваться, так называемый, кластерный анализ. Скопление производственного потенциала в одном месте, дает эффективную реализацию инвестиционных вложений.

Рассмотрим конкретные примеры :

  • Кластерный подход в национальной экономике . В Германии налажены кластеры в химической промышленности и машиностроении, во Франции сформирована пищевая отрасль, а в Японии компьютерная инженерия.
  • Кластерный подход в пределах промышленных концернов . Американский автомобильный кластер в Детройте, собрал вокруг себя таких гигантов как «Ford Motor Company»,« Chrysler Group LLC» и «General Motors». Сотрудничество автомобильных корпораций, способствует обмену инновационными технологиями и к увеличению рабочих мест.

Качественные успехи в развитии мировой промышленности, дала научно-техническая революция в области информационных технологий. Изобретения в этой сфере, практически моментально становятся общедоступным для любого человека.

Новые технологии позволяют создать, перерабатывать и хранить огромные массы информации, а компьютеризация стала неотъемлемой частью успешности любого предприятия.

Кластер в информационных технологиях имеет три основных значения:

  1. . Жесткий диск компьютера предназначен для работы с данными (запись, чтение и сохранение), и состоит их минимальных логических единиц - кластеров. Размер кластера, который создается в процессе форматирования диска, выбирает пользователь. Для компьютера предназначенного для работы (наличие огромного количества небольших файлов), создают кластеры объемом не более 4Кб . Для домашней системы, предназначенной для игр или просмотра видео, это значение может достигать в 32 Кб и выше .
  2. Кластер группы компьютеров . Два или более компьютеров, собирают в единую систему (кластер), предназначенную для большого объема вычислений. Основные плюсы, получаемые при таком соединении:
  • Унификация системы.
  • Отказоустойчивость.
  • Гибкость управления.
  • Многозадачность.
  1. Кластер в программировании . Наряду с объектно-ориентированным программированием, существует концепция абстракции типов данных, основанная на функциональности компонентов (кластеров) программы. Кластеры позволяют скрыть детали реализации алгоритмов.

Кластерная стратегия для развития медицины

В последнее время во многих странах для развития и модернизации перспективных отраслей хозяйства, с успехом используется кластерная стратегия . Не исключением в этом списке стали и медицинские организации. На государственном уровне идет поддержка конкурентоспособных медицинских центров, и создаются кластеры из организаций которые ранее не сотрудничали друг с другом.

Такие медицинские предприятия располагаются на одной территории, и, обмениваясь собранной десятилетиями научной базой, значительно повышают качество медицинских услуг для населения.

Малоизвестные значения термина «кластер»

  • Музыка . Аккорд с интервалом между нотами в одну секунду, также называется кластером. Впервые этот термин в музыке использовал американский композитор Генри Кауэлл.
  • Образование . В процессе обучения, информация систематизируется, и делятся на смысловые единицы (кластеры). Данный прием стимулирует интеллектуальное развитие каждого участника коллектива.
  • Биология. В биологии существует такое понятие, как «кластер генов» - расположенные на хромосоме родственные гены, которые входят в состав одного мультигенного семейства.
  • Логистика. В логистике данная стратегия обеспечивает эффективное территориальное построение транспортных и складских кластеров, которые оптимизируют процесс доставки и хранения груза.
  • Экономика. Объединенная по каким-либо признакам (логистическим, товарным) финансовая или торговая деятельность.

Теперь вы знаете смысл термина «кластер»: что это такое, и в каких областях современной жизни он используется. Если не брать во внимание специфические значения этого выразительного выражения (такие как кластерный аккорд или сектор жесткого диска), под кластером подразумевают множество предприятий, которые специализируются на выполнении схожих функций .

Обмен материальными и нематериальными активами, дают огромный рывок в развитие, как отдельных отраслей производства, так и самого государства в целом.

Видео о кластере

На этом видео Рик Тайсон расскажет о применении кластерного метода в спорте при жиме штанги: