Сколько людей занято на малом предприятии. Определение среднесписочной численности работающих на предприятиях малого бизнеса

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Критерии, по которым коммерческую структуру причисляют к субъектам МСП, прописаны в 209-ФЗ. Согласно тексту нормативного акта, малыми признаются ИП, фирмы, крестьянские и фермерские хозяйства, отвечающие следующей совокупности требований:

  1. Для хозяйствующего субъекта верен любой из перечисленных трех пунктов:
    1. Органам государственной или местной власти, некоммерческим образованиям принадлежит не более 25% в структуре владения фирмой. Компании, признаваемые представителями крупного бизнеса, или зарубежные организации контролируют не более 49% акций.
    2. Юридическое лицо образовано фирмой, деятельность которой связана с инновациями или высокими технологиями.
    3. Сфера деятельности компании – высокотехнологичные отрасли.
  2. Размер штата компании или ИП не превышает установленного порога. К малым предприятиям относятся предприятия с численностью персонала до 100 человек (включительно), к средним – до 200. Органы исполнительной власти вправе увеличивать указанный порог для фирм и коммерсантов, специализирующихся на определенных сферах деятельности. Чтобы пользоваться льготами, хозяйствующему субъекту придется доказать, что данный вид бизнеса приносит более 70% выручки.
  3. Сумма дохода не превышает 800 млн руб. для малых фирм и 2 млрд руб. – для средних.

Чтобы сохранять принадлежность к субъектам МСП, фирме или предпринимателю нужно отвечать перечисленным критериям постоянно. Их несоблюдение влечет исключение из Реестра с автоматической отменой положенных ранее льгот.

Где аккумулируются данные о малых предприятиях?

В 2018 году был принят 408-ФЗ, предусматривающий необходимость формирования Единого реестра субъектов МСП к середине 2016 года.

Ведение реестра – прямая обязанность ФНС. Внесение хозяйствующих субъектов в списки и их исключение осуществляется на основе следующих сведений:

  • Данных из ЕРГЮЛ, ЕГРП. В этих базах содержится информация о составе участников юридических лиц и принадлежащих им долях, основном виде деятельности компании и ИП.
  • Информации, содержащейся в отчетах о среднесписочной численности персонала, ежегодно представляемых фирмами и предпринимателями в налоговые органы. Численность работников малого предприятия не должна превышать 100 человек.
  • Данных, содержащихся в налоговой отчетности, подаваемых в ФНС коммерческими структурами на ОСНО, и «упрощенных» формах, которые готовят хозяйствующие субъекты на спецрежимах. Из представленных форм фискалы получают сведения о величине дохода от разных направлений деятельности налогоплательщика.
  • Иных сведений, представляемых предпринимателями и компаниями в налоговые органы: о производимой высокотехнологичной продукции и причинах отнесения товаров компании к ней, об участии в системе государственных закупок и т.д.

Информация о бизнес-субъектах, включенных в Реестр, находится в открытом доступе, поэтому коммерческие структуры могут мониторить происходящие изменения.

В общем случае организации и коммерсанты-частники попадают в Реестр автоматически по инициативе налоговых структур. Чтобы быть причисленными к категории «МСП», им нет необходимости подавать заявления, направлять в ФНС пакет документов.

Изменения критериев для отнесения к классу «МСП»

С 2016 года критерии отнесения компаний и частных коммерсантов к категории «МСП» видоизменились по сравнению с прошлыми периодами. Власти приняли два существенных нововведения:

  • Определяется не средняя, а среднесписочная численность малого предприятия. Ее предельное значение – 100 человек. Нововведение выгодно для бизнеса, потому что второй показатель меньше первого: из подсчета исключаются внешние совместители, женщины-сотрудницы в отпусках по БиР и уходу за детьми, специалисты, нанятые по ГПБ, адвокаты, работники в учебных отпусках.
  • Вместо термина «выручка» используется понятие «доход». Оно имеет расширенную трактовку: теперь налоговики помимо поступлений от основной деятельности фирмы считают внереализационные приходы, поступления от участия в других компаниях, безвозмездную передачу ценностей.

Измененные критерии применяются по отношению к вновь созданным коммерческим структурам, малым предприятиям, численность работников которых и размер выручки превышали нормативы на протяжении трех лет. Это означает, что бизнес-субъекты, не соответствующие актуальным требованиям «выпадут» из Реестра к 2019 году.

В зоне риска хозяйствующие субъекты, игнорирующие обязанность по представлению в ФНС отчетности, раскрывающей уровень дохода и численность персонала. Помимо налоговой и административной ответственности имеется дополнительная опасность – шанс быть исключенными из Реестра автоматически с одновременной отменой причитающихся льгот.

Когда малое предприятие превращается в крупное?

Численность малых предприятий – не единственный критерий, по которому фискальные службы относят хозяйствующий субъект к категории «МСП». Существуют следующие причины, по которым коммерческая структура становится крупной:

  • Рост доли участия в уставном капитале фирмы иностранных структур, государства, субъектов крупного бизнеса. Статус «МСП» теряется с момента, когда изменения зарегистрировали в ЕГРЮЛ.
  • Увеличение среднесписочной численности персонала. Если показатель превышает пороговое значение на протяжении трех лет, коммерческую структуру уберут из реестра субъектов малого бизнеса. Налоговые органы получают информацию о расширении штата из отчетности, подаваемой юридическими лицами ежегодно до 20 января.
  • Рост выручки фирмы или ИП от разных направлений деятельности. Бизнес-субъект перестанет принадлежать к категории «МСП», если высокий уровень дохода сохранится на три года.

Статус малого предприятия – выгодный «бонус» для бизнеса. Законодательство представляет таким хозяйствующим субъектам множество льгот, недоступных для крупных предприятий: возможность перейти на специальные налоговые режимы, получать субсидии от федеральных и региональных властей, участвовать в государственных программах и инициативах. Для них предусмотрены особые требования к лимиту наличности в кассе, сокращено время выездных налоговых проверок и т.д.

Чтобы пользоваться региональными и федеральными льготами, компаниям и ИП нужно следить за соответствием собственных показателей критериям, названным в 209-ФЗ. Если они будут нарушаться, налоговики исключат коммерческую структуру из Реестра, что означает автоматическую отмену существовавших ранее преференций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

– это юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Для отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства:

  • хозяйственных обществ;
  • хозяйственных партнерств;
  • производственных кооперативов;
  • потребительских кооперативов;
  • индивидуальных предпринимателей.

Должны выполняться условия:

  • по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • по доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если в течение трех календарных лет, следующих один за другим, фактические показатели среднесписочной численности, дохода и т. д. оказываются выше или ниже предельных значений (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Реестр малых и средних предприятий

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку. С 2016 года статус и категория организации или предпринимателя определяется при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр формирует ФНС России – ежегодно, 10 августа текущего календарного года. При формировании Единого реестра учитываются имеющиеся у налоговых инспекций сведения, представленные экономическими субъектами не позднее 1 июля текущего календарного года, о:

  • среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • доходе от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, отраженном в налоговой отчетности.

Ограничение по численности для “средних”

По общему правилу для средних предприятий среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год может составлять от 101 до 250 человек (подп. “б” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Однако с 06.08.2017 вводится особое правило для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных партнерств, основной вид деятельности которых по ОКВЭД – деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Если у таких экономических субъектов среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила предельное значение, и при этом доля доходов от деятельности в сфере легкой промышленности по итогам предыдущего года – не менее 70 процентов в общей сумме доходов, то Правительство РФ сможет установить для них более высокое значение среднесписочной численности работников (п. 2.1 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Перечень таких акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных партнерств ФНС России будет получать ежегодно в срок до 5 июля – по состоянию на 1 июля текущего года (п. 5 ч. 6 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Значение по численности работников, установленное Правительством РФ, будет учитываться при:

  • отнесении экономического субъекта к средним предприятиям (ч. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);
  • изменении статуса экономического субъекта в качестве среднего предприятия (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);
  • исключении из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что экономический субъект является вновь созданным (ч. 4.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ), и не будет учитываться при внесении сведений о вновь созданных юридических лицах (п. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Законодательство устанавливает несколько критериев отнесения предприятий к малым субъектам предпринимательства, и один из них - это численность работников организации.

Законодательство о малых предприятиях

Главные вопросы малых предприятий регулируются в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - 209-ФЗ).

Действуют также постановления Правительства, регулирующие отдельные вопросы критериев отнесения к таким субъектам (N 265 от 4 апреля 2016 г. и др.).

Вопросы составления и предоставления отчетности такими субъектами регулируются приказами Росстата, ФНС и другими ведомственными нормативными актами.

Критерии малого предприятия

Количество работающих на малом предприятии

В пп. 2«б» п. 1.1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ устанавливается критерий, относящийся к численности персонала субъекта малого предпринимательства и позволяющий отнести субъекта к этой группе.

Это средняя численность его работников за предшествующий календарный год.

К малым предприятиям законодательство относит предприятия с численностью работающих там не более ста человек включительно, а для микропредприятий, отдельно выделяемых в составе малых, - пятнадцати человек включительно.

Микропредприятия в последнее время подверглись существенному изменению в части законодательного регулирования, но критерий их численности остался прежним.

Как посчитать среднюю численность персонала малого предприятия

Расчет численности не слишком прост, поскольку последняя содержит в себе:

Вопросы подсчета каждого показателя регулируются в действующей до настоящего времени

Предпринимательская деятельность в Украине, как и во многих других государствах, связана с определенными ограничениями. Мы уже выяснили, что существуют два количественные критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории предприятий малого бизнеса, которые дают право рассчитывать на упрощение бухгалтерского учета, налогообложения и отчетности:

1) среднесписочная численность работающих;

2) объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Согласно обобщающее налоговое разъяснение о применении положений Указа Президента Украины № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», утвержденного приказом ГНАУ от 23 июня 2006 года № 352, при определении среднесписочной численности работающих и объема выручки необходимо использовать соответствующие данные за календарный год.

Среднесписочная численность работающих согласно абзаца 4 п. 1 Указа Президента Украины № 727 (Указа о едином налоге) определяется по методике, утвержденной органами статистики. Таким образом, с 01.01.2006 г.. Следует использовать Инструкцию по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г.. № 286.

Субъекты малого предпринимательства - юридические лица определяют среднесписочную численность с учетом работающих по совместительству и по договорам гражданско-правового характера (договоры подряда и т. П.), А также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений.

Инструкции по статистике количества работников № 286 изложены две методики расчета среднего количества работников и рассматривается 2 показателя:

1) средняя численность работников предприятия, то есть фактически занятых на предприятии;

2) средняя численность работников в эквиваленте полной занятости. Это условная величина, являющаяся равным количеству лиц, которых следует привлечь для работы на полный рабочий день. Как правило, она не соответствует реальному количеству работающих.

Средняя численность работников определяется за месяц как сумма:

Среднесписочной численности штатных работников;

Среднесписочной численности внешних совместителей;

Среднесписочной численности работников, работающих по гражданско-правовым договорам (ГПД).

Ежедневно человека учитывают как целую единицу, а особенности графика ее работы не принимаются. За выходные и нерабочие дни данные остаются на уровне последнего рабочего дня.

Для вычисления показателей среднего количества за месяц нужно составить ежедневные данные о количестве работающих, разделить на количество календарных дней в месяце и округлить до целого числа.

Приведем пример расчета первого показателя - среднесписочной численности персонала малого предприятия за март месяц на основании таких условных данных: в штате предприятия на 1 марта числится 31 работник, все работают по 8:00 в день, кроме одного человека, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; вне штата - 8 совместителей (каждый работает юга - 4:00), 10 работников привлечены к выполнению работ по договорам подряда. Один из штатных работников находился в оплачиваемом отпуске (15 календарных дней с 17 по 31 число), 1 работник болел (10 календарных дней с 12 по 21 число), 2 работника находились в неоплачиваемом отпуске (каждый по 3 календарных дня): первый - с 5 по 8 число, второй - с 19 по 21 число. С 11 числа в штат предприятия было принято одного работника. Дополнительные данные: количество календарных дней в марте - 31, рабочих - 20, нормальная продолжительность рабочего дня - 8:00, в предпраздничный день - 7:00.

Рассмотрим порядок определения среднего количества работников предприятия за месяц. Для удобства приведем исходные данные в табличной форме. В табл. 1.3 приведены как штатные работники, так и внешние совместители, а также работники, привлеченные к работе по договорам подряда.

В первую очередь выполняют расчет, касается штатных работников.

В расчете среднего количества работников участвуют как присутствующие, так и временно отсутствуют штатные работники (например, те, что находятся в оплачиваемом отпуске и в отпуске без сохранения заработной платы, отсутствуют вследствие болезни, а также работники, допустившие прогул и т. Д.), то есть все работники, находящиеся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора.

Штатные работники, работающие на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при зачислении на работу (указанные работники в нашем примере не значатся).

В расчете среднесписочной численности штатных работников учетного состава не учитываются работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая усыновление новорожденного ребенка непосредственно из роддома (пп. 2.5 .8 - 2.5.9 Инструкции по статистике количества работников № 286). Учет этих категорий работников ведется отдельно (указанные работники в нашем примере значатся в количестве одной штатной лица).

Таблица 1.3. КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ, подлежащих включению в расчет за датам

Дата

Дата

Всего

Штатный работник, получающий на одном предприятии 1,5 - 2 ставки, то есть оформлен по совместительству на том же предприятии, что и основное место работы (внутреннее совместительство), или менее одной ставки, в учетной численности штатных работников учитывается как одно физическое лицо (в нашем примере подобные работники не числятся).

Что касается внешних совместителей, а также работников, привлеченных для выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, то для определения средней численности работников, фактически занятых на предприятии, они учитываются как целые единицы в течение всего срока действия договора независимо от продолжительности рабочего дня.

При этом в число работающих по гражданско-правовым договорам не входят граждане-предприниматели, которые выполняли работы по гражданско-правовым договорам (граждане - предприниматели в нашем примере также не числятся).

Итак, если вернуться к таблице 1.3 с исходными данными, в приведенном примере численность работников списочного и вне-учетного состава, принадлежащих включению для расчета средней численности работников за все дни марта, составляет 1 509 человек, календарное количество дней - 31, средняя численность работников за месяц в этом случае составляет 49 человек (1509: 31 = 48,68).

Если по данным этого же примера речь пойдет о второй показатель - среднее количество работающих в эквиваленте полной занятости, то расчет надо выполнять следующим образом:

1) установить норму времени в марте месяце:

При 8 часовом рабочем дне - 159 человеко-часов;

При 4 часовом рабочем дне - 80 человеко-часов

Штатных сотрудников: 30 чел. х 159 г. + 1 чел. х 8 ч х 15р. дн. = 4 890 люд.-г.

Внешних совместителей: 8 чел. х 80 г. = 640 люд.-г.

3) определить среднее количество всех работников вместе с работающими по гражданско-правовым договорам (ГПД): (4890 люд.-г. +640 люд.-г.) 159 люд.-г. + 10 по ГПД = 34,78 + 10 = 44, 78, то есть 45 человек.

Как видим, два варианта расчета дали разные результаты: показатель среднего количества составляет 49 человек, а показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости по тем же данным - 45 человек, то есть ниже. В некоторых случаях это может пригодиться предпринимателю, остальные будут зависеть от обоснованности используемой методики расчета.

Так, при определенных условиях организации производственного процесса, то есть когда трудно установить режим рабочего дня и фонд рабочего времени (для работающих дома, по договорам подряда и др.) Показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости может быть единственным возможным вариантом правильного расчета среднего количества работников на малом предприятии.

Рассмотрим это на примере по следующим данным: в апреле на основном месте работы числилось 35 работников, из них 24 работали дома и получали по 650,00 грн. Фонд зарплаты на предприятии в апреле составил 27300, 00 грн. В апреле 30 календарных и 21 рабочих дней. Определим 2 показателя:

1) среднесписочная численность работающих на предприятии составляет 35 человек, то есть штатных работников;

Количество лиц, работающих полный рабочий день - 11 (35 - 24);

Работающих дома рассчитывают в эквиваленте полной занятости исходя из среднемесячной зарплаты штатных работников. Среднемесячная зарплата штатных работников составляет 780,00 грн (27300, 00: 35 штатных работников).

Итак 24 х 650,00 780,00 = 20 человек;

Средняя численность работников в эквиваленте полной занятости: 11 + 20 = 31 человек.

В Указе о едином налоге не сказано, какой методике следует пользоваться, но замечено, что нужно учитывать всех работников. Методика расчета среднего количества работников предприятия предусматривает включение, вместе со штатными работниками списочного состава, отдельных категорий работников вне списочного состава (которые в отчетном периоде также привлекались к работе и получали заработную плату). Поэтому, по нашему мнению, следует пользоваться методикой определения средней численности работников. Согласно п 3.2.5 и 3.3 Инструкции по статистике количества работников № 286 среднесписочная численность работников за период с начала года рассчитывается путем сложения среднесписочной численности штатных работников за все месяцы работы предприятия с начала года по отчетный месяц и деления полученной суммы на количество месяцев с начала года; среднее количество внешних совместителей и работников, работающих по гражданско-правовым договорам за период с начала года определяется путем подсчета среднего количества этих работников за все месяцы с начала года по отчетный месяц и деления полученной суммы на количество месяцев с начала года. Отсюда следует, что в отдельных месяцах текущего года среднесписочная численность может превышать 50 человек (например: при сезонном характере работ в летние месяцы). Главное, чтобы этот показатель сохранялся в пределах текущего года, и поэтому осторожном бухгалтеру приходится ежемесячно подсчитывать своих работников, чтобы вписаться в дозволенные рамки.

Среднесписочная численность работников за период с начала года (в том числе за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) исчисляется путем подсчета среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на количество месяцев за период с начала года, то есть соответственно на 2, 3, 4 ... 12. Например: среднесписочная численность всех работников составляла за октябрь 52 человека, ноябрь - 36 человек, декабрь - 38 человек. Среднесписочная численность за IV квартал составляет (52 + 36 + + 38): 3 = 42 человека.