Первое главное управление министерства судостроительной промышленности ссср. Солдаты сталина

Александр Уралов.

Малышев Вячеслав Александрович. Нарком тяжелого машиностроения (1939-1940), нарком среднего машиностроения (1940-1941), заместитель председателя СНК СССР (1940-1944), нарком танковой промышленности (1941-1942, 1943-1945), Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-танковой службы.

«Это был очень организованный, дисциплинированный человек, немного жесткий, скорее - требовательный. Умел работать, когда надо было успеть сделать невероятно много. Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники».

В.С.Сумин. Помощник В.А Малышева, проработавший с ним 17 лет.

Легендарный нарком войны

Вячеслав Александрович Малышев был талантливым инженером-конструктором и крупным руководителем промышленного производства. Свой трудовой путь начинал на железной дороге машинистом. Инженерное образование получил в Московском Высшем техническом училище (МВТУ им. Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование зрелого инженера В.А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А.Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, тоже в свое время окончившего Высшее императорское техническое училище (так называлось до революции МВТУ), дипломник услышал лестное: «Да это же прирожденный директор!» И он им стал уже в мае 1938 года, в возрасте тридцати шести лет, когда по просьбе народного комиссара машиностроения А.Д. Брускина его назначили директором завода им. Куйбышева. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.

Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горьком.

В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности.

Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» - в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя - ради фронта, ради Победы - работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего - и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.

В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой - на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, заводские танки - все, что могло двигаться и стрелять. Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, - вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. - Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».

Т-34-легенда Второй Мировой.

Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танковой промышленности генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений. Член Государственного Комитета Обороны А.И. Микоян, так характеризовал сталинского наркома:

«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.

В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».

Среди всех наркомов Малышев наиболее часто вызывался в Кремль и на дачу в Кунцево для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. С 1939 по 1950 год он разговаривал со Сталиным свыше 100 раз, и большая часть этих встреч происходила в период войны. Верховный Главнокомандующий очень высоко ценил его как выдающегося организатора промышленности.

Блестящий руководитель с глубокими инженерными знаниями, Вячеслав Александрович был одним из выдающихся организаторов развития танковой промышленности в годы войны.


Слева направо: Д.Ф.Устинов, Б.Л.Ванников, А.И.Ефремов, В.А.Малышев, 1943

Промышленность в короткие сроки перестроилась на военный лад, стала давать фронту хорошие боевые машины.

С величайшим уважением относились к Малышеву прославленные полководцы Великой Отечественной войны: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, А. И. Еременко, маршалы и генералы бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, П. А. Ротмистров, П. С. Рыбалко.

Генерал армии дважды Герой Советского Союза, кандидат военных наук Д. Д. Лелюшенко во время Отечественной войны командовал общевойсковыми и танковыми армиями, был заместителем начальника Главного автобронетанкового управления Красной Армии. В своих записках он пишет: "В те дни довелось часто встречаться с Вячеславом Александровичем Малышевым, который руководил танковой промышленностью. Поражала его кипучая энергия. Будучи очень занятым человеком, Малышев не упускал случая встретиться и поговорить с фронтовиками-танкистами, терпеливо выслушивал их претензии и замечания. Он часто бывал на прифронтовых полигонах, где испытывались новые машины. Провожал в действующую армию сформированные танковые соединения. Ему можно было позвонить поздно ночью или рано утром - Вячеслав Александрович всегда был "у себя". Он не имел привычки откладывать решения. Работать с таким человеком было приятно и легко".

Генерал-лейтенант технических войск, Герой Социалистического Труда Ф. Ф. Петров в своих воспоминаниях подчеркивает исключительный организаторский талант Малышева, сплотившего всех - от мастеров брони, творцов моторов до пушечных конструкторов.

Работа в урановом проекте.

Еще в годы Великой Отечественной войны появилась информация о работах с ураном-235. Малышев заинтересовался этой проблемой.

Американцы и не думали, что мы сможем сделать атомную бомбу так быстро. Сразу после войны, 17 июля 1945 г. на Потсдамской конференции держав-победительниц, американский президент Г.Трумэн сообщил И.В.Сталину о наличии у США мощного оружия, тем самым, по наблюдению присутствовавших маршала Г.К.Жукова и У.Черчилля, приведя его в крайнее удивление. Джон Ф.Хогертон и Эллсуорт Рэймонд в книге "Когда Россия будет иметь атомную бомбу?", вышедшей в 1948 г. в Москве, прогнозировали, что создать атомную бомбу СССР сможет только в 1954 г. Как известно, с прогнозом они попали впросак.

Еще в ходе Великой Отечественной войны советские ученые занимались урановой проблемой. В декабре 1946 г. И.В.Курчатов с сотрудниками построили первый в Европе реактор и осуществили цепную реакцию, а в 1948 г. запустили первый промышленный уран-графитовый реактор.

Пуск этих реакторов и получение на первом из них ничтожных микрограммовых количеств плутония, а на втором - промышленных количеств подвели итог огромным усилиям геологов, горняков, металлургов и металловедов, химиков и радиохимиков, графитчиков, конструкторов и физиков-экспериментаторов. Уже в августе 1949 г. Советский Союз провел испытание атомной бомбы. С создания атомного оружия началось и развитие атомной энергетики.


Испытание первой атомной бомбы СССР. 29 августа 1949 г.

Он был руководителем Государственной комиссии по испытанию первой термоядерной бомбы, проведенному на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 г. А.Д. Сахаров вспоминал: "Малышев обнял меня и тут же предложил вместе с другими руководителями испытаний поехать на поле "посмотреть, что получилось". Я, конечно, согласился, и вскоре на нескольких открытых газиках мы подъехали к контрольно-пропускному пункту, где нам выдали пылезащитные комбинезоны с дозиметрами в нагрудных карманах. ...Машины поехали дальше и остановились в нескольких десятках метров от остатков испытательной башни. ...Малышев вышел из машины и пошел к башне. Я сидел рядом с ним и тoжe вышел. Остальные остались в машине. От башни остались только бетонные основания опор... Через полминуты мы вернулись в машины..." Как впоследствии стало известно, все, посетившие тогда эпицентр взрыва, получили очень большие, опасные для жизни дозы облучения.


12 августа 1953 года в CCСР прошли испытания первой в мире водородной бомбы. Испытание состоялось на Семипалатинском полигоне. Взрывная волна уничтожила все в радиусе 4 километров.

Роль Малышева, как крупнейшего машиностроителя, в урановом проекте очевидна. О его заслугах не раз говорил И.В.Курчатов, отмечая, что Малышеву удалось мобилизовать сотни заводов, рудников, конструкторских бюро (в том числе бывших танковых, откуда пришел в атомную отрасль Н.Л.Духов - в Арзамасе-16 возглавил специальный конструкторский сектор, занимавшийся разработкой атомной бомбы) для работы над Атомным проектом. При участии Малышева началось строительство атомной электростанции в Обнинске, пущенной в июне 1954 года, и строительство атомного ледокола "Ленин" (главный конструктор В.И.Неганов, научный руководитель создания атомной силовой установки академик А.П.Александров), в которое было вовлечено до 500 заводов Советского Союза. Его создание превратилось в очередную гигантскую опытную площадку новой технологии, стало экзаменом на зрелость для металлургов, машиностроителей, сборщиков. Возглавляя Министерство судостроения СССР, В.А.Малышев являлся одним из зачинателей и организатором работ по созданию атомного подводного флота СССР.

Однако атомный ледокол "Ленин", начало строительства которого положил Малышев, увидеть на рейде ему не довелось. До того дня он не дожил несколько месяцев. И до запуска первого искусственного спутника Земли он не дожил. Но есть и его доля труда в быстрых темпах развития советской ракетной и космической техники.
И.В.Сталин называл В.А.Малышева главным инженером страны. Малышев был требовательным человеком, любил во всем досконально разобраться, любил все новое. Он присутствовал на всех испытаниях оружия, техники, ему было важно самому во всем разобраться, посмотреть, изучить происходящие процессы. Он был очень дотошным, скрупулезным человеком. Несмотря на запреты сразу после испытания атомной бомбы поехал в эпицентр взрыва. Он хотел во всем убедиться сам, чуть ли не пощупать. Это его бесстрашие, увлеченность делом привели к тому, что он "схватил" дозу радиации и рано ушел из жизни, всего в 54 года…

Создание и организация атомной промышленности - дело, за которое он с энтузиазмом взялся. Когда ученые завершали свои разработки, и их нужно было внедрять в производство, Малышев привлекал своих конструкторов-танкистов, а также машиностроительные, танковые заводы.

Рабочий день Вячеслава Александровича продолжался долго: с раннего утра и нередко - до часа ночи. Практически ежедневно он бывал в правительстве. А потом - аналитическая работа. Мы готовили обзоры иностранной литературы по техническим вопросам для него. Он знакомился с происходящим в мире по обзорам, переводам. Его интересовала вся информация, касавшаяся вопросов оборонного комплекса. Я помню, как он перед поездкой на научный симпозиум, который проходил в Англии, исписал всю записную книжку информацией об этой стране. Выписки были сделаны из самой разной литературы. Получилась своеобразная "энциклопедия" об Англии. Там было все: история, развитие экономики, состояние оборонной промышленности, культура. У меня остался этот блокнот, исписанный его рукой. Теперь храню его как память об этом человеке.

Это был очень динамичный человек. Одна из английских газет после его поездки на конференцию написала, что это "человек-динамо". Находясь в Англии, он ездил по заводам и предприятиям. Все это было близко, знакомо ему, как дом родной. Он любил бывать на предприятиях. Это было для него важнее, чем любой бумажный отчет.

В.А.Малышев побывал на всех объектах, на атомных подводных лодках. Его хвалили в правительстве, что он так быстро создал атомный флот. Вместо заклепок ввел автоматическую сварку. Он учил некоторых специалистов быть смелее, корил, что они боятся нового. Часто общался с академиком Патоном Евгением Оскаровичем.

В 1946 г. Малышев, анализируя итоги войны, сделал вывод, что "наша танковая промышленность за годы войны прошла в области внедрения техники и технологии путь, на который в довоенное время было бы затрачено 10-15 лет". Несмотря на трудности войны, на Восток были переведены сотни и тысячи предприятий. Правительство сумело выделить танковым заводам достаточное количество нового оборудования, что обеспечило создание базы для массового выпуска танков.

Как выдающегося организатора промышленности его очень высоко ценил И.В. Сталин. За время войны Малышев 107 раз вызывался в кабинет Сталина для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. Чаше его вызывались только некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б) и никто из наркомов, не бывших членами Политбюро.

Создание транспортной отрасли.

В октябре 1945 года Наркомтанкопром был упразднен и на его базе создан Наркомат транспортного машиностроения во главе с В. А. Малышевым.

Новое дело было неимоверно тяжелым. После четырех лет войны заводы транспортного машиностроения находились в тяжелом положении, многие переключены на выпуск военной техники. А задачи поставлены огромные. За пятилетку (1946-1950 гг.) Наркомат транспортного машиностроения должен выпустить 6165 магистральных паровозов, 865 тепловозов, 435 тыс. вагонов. Кроме того предприятия Министерства должны дать 74,5 тыс. тракторов, 79 тыс. дизелей, возродить производство речных судов на заводе "Красное Сормово".

Как сделать этот рывок? Малышев ищет пути. Опыт подсказывал: только путем новых маневров имеющимися мощностями и прежде всего решительным переключением танковых, бронекорпусных, дизельных заводов на новые виды изделия.

Малышев стремился не просто восстановить производство мирной продукции и организацию производства, ориентируясь на довоенные образцы, а создать новое массовое производство с ориентацией на современные типы машин.

В основу послевоенного транспортного машиностроения Малышев положил принципы поточно-массовой технологии. Строятся новые агрегатные заводы, заводы бывшего танкопрома с их мощной базой становятся смежниками предприятий транспортного машиностроения. Создаются новые конструкции паровозов, тепловозов, дизелей, тракторов.

Создание и применение новой техники.

В декабре 1947 года Госплан СССР был реорганизован и образованы Государственный Комитет снабжения народного хозяйства СССР и Государственный Комитет внедрения новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). На Гостехнику возлагалась задача форсирования внедрения в народное хозяйство новой техники в целях дальнейшего быстрого технического вооружения и перевооружения народного хозяйства.

Председателем Гостехники назначили В. А. Малышева. В жизни Малышева, которому в эти дни исполнилось сорок лет, начинается совершенно особый период. Произошло превращение его в одного из стратегов народного хозяйства, в подлинного главного инженера страны (так называли Малышева многие работники промышленности). На этой должности его принципиальность, инженерный талант и организаторская мысль получили наиболее полное выражение. Он считал, что главное дело - борьба не за отдельные новинки, не за частные улучшения, делающие временный успех, а борьба за исторически прогрессивные направления в науке и технике.

Малышев сосредотачивается на проблеме скорейшей механизации трудоемких и тяжелых работ в основных отраслях промышленности и строительства. Это обеспечивало создание резерва рабочей силы и выигрыш времени.

Гостехника наиболее полно раскрыла организационную роль на строительстве канала Волга-Дон (1950-1952 гг.).

В отличие от первоначального проекта строительства канала, предусматривавшего привлечение более чем 500 тыс. человек, предложение Малышева и Гостехники предусматривало всего 200 тыс. человек, но с созданием и введением в эксплуатацию мощной землеройной техники. Создаются шагающие экскаваторы, скреперы, мощные самосвалы, тягачи.

Новой стройке - новую технику. Эта был истинно малышевский размах, дело, которое всколыхнуло десятки заводов, министерств. Волго-Дон стал лабораторией новой техники.

За два с половиной года вместо пяти было сделано все. 31 мая 1952 года навеки слились воды двух великих рек.

Министерство судостроительной промышленности.

10 января 1950 года по распоряжению Председателя Совмина СССР Малышев обязуется в семидневный срок принять дела Министерства судостроительной промышленности. Через день появился соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР. Это третье министерство за пять лет.
Малышев знал, что программа большого флота принята еще до войны, когда были созданы Наркомат ВМФ и Наркомат судостроения. В 1938-1940 годах заложили много крупных военных кораблей. Но они остались на стапелях недостроенными.
Времени для того, чтобы быть большому флоту, крайне мало. Между тем строительство одного корабля растягивалось на три-четыре года, с огромными затратами ручного труда. Малышев ездит по судостроительным заводам. Он понял, что надо ломать устаревшую технологию сборки кораблей. Кое-какие новшества начали вводить до него, но нововведения надо было внедрять смелее. Над этим работает Министерство. Судостроительные заводы в 50-е годы изменили свой традиционный облик. "Стапельное время" было резко сокращено, большинство сборочных работ перенесено в цех. Сдаточная программа 1950 года была успешно завершена. В январе 1951 года И. В. Сталин позвонил Малышеву и поздравил его с успешным выполнением плана сдачи судов.

Первый в мире атомный ледокол «В.И.Ленин».

Старые судостроители, конструкторы отмечали, что работать с Малышевым было не только интересно. Уроки работы с Малышевым - это уроки предельно оперативного, гибкого освоения нового, изживания инертности, постоянного развития чувства нового.

Болезнь - острый лейкоз - подкралась незаметно и прогрессировала бурно. Интенсивное лечение, необыкновенное личное мужество самого Малышева, забота друзей - все оказалось бессильным. 20 февраля 1957 года наступила смерть. 22 февраля состоялось прощание в Колонном зале Дома Советов. Урна с прахом захоронена в Кремлевской стене. Его именем был назван Харьковский машиностроительный завод, улицы в Москве, Коломне и Сыктывкаре (в городе установлен памятник) и в других городах.

Куда же подевались такие люди? На государственных постах их сменили демагоги, построившие свою карьеру участием в разного рода политических разборках, технически безграмотные, но, тем не менее, берущиеся что-то решать в вопросах им совершенно неизвестных и непонятных – результаты их деятельности очевидны уже даже людям, самым далеким от технической тематики.

Так, например, новым руководителем государственного концерна "Укроборонпром", объединяющего более ста предприятий оборонно-промышленного комплекса различных видов научного и производственно-технического направления, назначен учитель физики по образованию, владелец автосалона, руководитель избирательного штаба Петра Порошенко на Херсонщине, депутат областного совета 42-летний Роман Романов.

Этот педагог-физик в 1995 году закончил физмат Херсонского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской (очень престижный вуз!) будучи с 1992 года – предпринимателем. Когда же он учился?

«…Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники». Это В.А.Малышев.
Как там у И.Сталина: «Кадры решают все!»

А какой талант имеет депутат областного совета, предприниматель, владелец автосалона в Херсоне, применимый к руководству такой махиной как государственный концерн «Укроборонпром»?

Гуд бай, ГК «Укроборонпром»!

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии
  • 2051 просмотр
  • Версия для печати

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УПРАЗДНЕНИИ МИНИСТЕРСТВ И ДРУГИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР

В соответствии с Законом СССР от 5 сентября 1991 года "Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период" и Договором об Экономическом сообществе Государственный Совет СССР постановляет:

1. Признать необходимым упразднить министерства и другие центральные органы государственного управления СССР, образованные в соответствии с Законом СССР от 1 апреля 1991 года, а также органы государственного управления при Кабинете Министров СССР согласно Приложению. Установить, что указанные органы государственного управления СССР прекращают выполнять свои управленческие функции с 1 декабря 1991 года. Работу по их упразднению завершить в срок не более двух месяцев.

2. Для проведения мероприятий, связанных с упразднением в установленном порядке министерств и ведомств СССР, образовать ликвидационные комиссии во главе с первыми заместителями министров СССР и первыми заместителями руководителей ведомств СССР, ведающими общими вопросами. Поручить указанным должностным лицам утвердить персональный состав ликвидационных комиссий.

Руководители и другие должностные лица упраздняемых министерств и ведомств СССР продолжают исполнять свои обязанности на период передачи дел с учетом сроков, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

3. Межгосударственному экономическому комитету рассмотреть вопросы, связанные с определением правопреемников упраздняемых министерств и ведомств СССР, прежде всего по функциям, затрагивающим интересы всех государств - членов Экономического сообщества, а также по обязательствам, вытекающим из международных договоров СССР и договоров гражданско-правового характера, заключенных этими министерствами и ведомствами СССР с организациями и фирмами зарубежных стран.

По вопросам, требующим законодательного решения, внести предложения в установленном порядке.

4. Вопрос об урегулировании прав собственности союзного имущества, находящегося в ведении упраздняемых министерств и ведомств СССР, решается в рамках Соглашения, предусмотренного статьей 50 Договора об Экономическом сообществе.

Образовать Комиссию по рациональному использованию имущества, находящегося в ведении упраздняемых министерств и других органов государственного управления СССР.

Поручить Межгосударственному экономическому комитету (т. Силаев И.С.) к 25 ноября 1991 года подготовить и внести на рассмотрение Государственного Совета СССР предложения о составе указанной Комиссии, с включением представителей Аппарата Президента СССР и Администрации Президента РСФСР, Межгосударственного экономического комитета, Верховных Советов СССР и РСФСР, г. Москвы и Московской области.

Вопросы использования имущества министерств и ведомств СССР, находящегося на территориях республик, решаются с обязательным участием представителей этих республик.

5. Установить, что при упразднении министерств и ведомств СССР увольнение работников центрального аппарата осуществляется на условиях, предусмотренными законами СССР и РСФСР и действующими решениями Правительства СССР по реорганизации аппарата органов государственной власти и управления.

6. Упразднение органов государственного управления при Кабинете Министров СССР производится в порядке, установленном настоящим Постановлением.

7. Межгосударственному экономическому комитету создать координирующую комиссию для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с упразднением министерств и других органов государственного управления СССР, оперативно принимать решения по ним, обеспечив организованное завершение всей этой работы.

Государственный Совет СССР

Приложение

к Постановлению

Государственного Совета СССР

ПЕРЕЧЕНЬ

УПРАЗДНЯЕМЫХ МИНИСТЕРСТВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМИТЕТОВ

И ДРУГИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР

Министерство авиационной промышленности

Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения

Министерство внешних экономических связей

Министерство геологии

Министерство здравоохранения

Министерство информации и печати

Министерство металлургии

Министерство нефтяной и газовой промышленности

Министерство оборонной промышленности

Министерство общего машиностроения

Министерство материальных ресурсов

Министерство природопользования и охраны окружающей среды

Министерство радиопромышленности

Министерство рыбного хозяйства

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Министерство специального строительства и монтажных работ

Министерство судостроительной промышленности

Министерство торговли

Министерство транспортного строительства

Министерство труда и социальных вопросов

Министерство угольной промышленности

Министерство электронной промышленности

Министерство электротехнической промышленности и приборостроения

Министерство юстиции

Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности

Комитет государственной безопасности (реорганизован)

Государственный комитет по закупкам продовольственных ресурсов

Государственный комитет по лесу

Государственный комитет по машиностроению

Государственный комитет по науке и технологиям

Государственный комитет по национальным вопросам

Государственный комитет по статистике

Государственный комитет по строительству и инвестициям

Государственный комитет по химии и биотехнологиям

Государственная военно-промышленная комиссия

Государственная топливно-энергетическая комиссия

Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям

Государственный совет по экономической реформе

Антимонопольный комитет

Фонд государственного имущества

Пенсионный фонд (преобразуется)

Главное архивное управление

Главное управление драгоценных металлов и алмазов

Главное управление специального строительства

Высшая аттестационная комиссия

Комиссия по установлению персональных пенсий

Совет по делам религий

Комиссия по запасам полезных ископаемых

Комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (преобразуется)

Комиссия по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов (преобразуется)

Комиссия по делам Арктики и Антарктики

Комитет гидрометеорологии

Комитет кинематографии

Комитет по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (преобразуется)

Комитет стандартизации и метрологии (преобразуется)

Комитет физической культуры и спорта

Государственное патентное агентство

Комитет геодезии и картографии

Комитет по государственным материальным резервам

Комитет легкой промышленности

Комитет архитектуры и градостроительства

Комитет по делам ветеранов и инвалидов

Комитет по информатизации

Комитет по делам молодежи

Комитет по делам семьи и женщин

Комитет по охране и реставрации памятников истории и культуры

Комитет содействия малым предприятиям и предпринимательству

Государственная инспекция по ценным бумагам

Государственный страховой надзор

Совет по иностранному туризму

Государственный фонд содействия занятости

Государственное агентство по подготовке руководящих кадров

Сохраняются в качестве межгосударственных

органов управления

Министерство иностранных дел (преобразуется)

Министерство обороны

Министерство внутренних дел

Министерство культуры

Министерство путей сообщения

Министерство атомной энергетики и промышленности

Министерство энергетики и электрификации

Таможенный комитет

Государственный комитет по народному образованию

Межреспубликанский комитет по экологической безопасности

Действуют на переходный период на основе

дополнительных соглашений следующие органы

межгосударственного управления

Министерство морского флота

Министерство связи

Министерство гражданской авиации

Министерство экономики и прогнозирования

Министерство финансов

Валютный комитет

Межгосударственный пенсионный резервный фонд

Агентство по стандартизации и метрологии

Перед тем как в 1980–1991 годах стать заместителем министра машиностроения, оборонной промышленности СССР, Николай Пузырев 14 лет проработал на Заводе имени Якова Свердлова в городе Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области. Роль этого завода в обеспечении обороноспособности страны была и остается высокой. Достаточно сказать, что предприятие во время Великой Отечественной войны производило 25 процентов всех боеприпасов, поставлявшихся в Красную армию. Здесь Пузырев прошел путь от мастера-технолога до заместителя главного инженера, так что об этих изделиях знает практически все.

– Какова роль боеприпасов в решении военных задач?

– Не будет преувеличением сказать, что все виды вооружений – пушки, танки, самолеты, корабли без боеприпасов остаются всего лишь красивыми мишенями для противника. Ведь цель поражает боеприпас, а остальное вооружение лишь средство его доставки. Ни в коем случае не принижаю роль вооружений, но даже сверхсовременные образцы могут выполнить поставленную задачу только с использованием средств поражения. Моя философия следующая: вооружение и боеприпас – это единое целое и отсутствие или недостаток одного сводит на нет значение другого.

“ Ни один частник никогда не сравнится с государственным руководителем, ведь он мотивирован лишь собственным интересом и выгодой ”

О неоценимой роли боеприпасов говорит весь ход Великой Отечественной войны. В 1941-м РККА имела все необходимое оружие, а боеприпасов не хватало – склады в первые дни войны разбомбили немцы, 40 процентов заводов попали в зону оккупации. Нам нечем было стрелять – ни патронов, ни снарядов. Например, на пушку полагалось всего три снаряда в день. Так мы начинали войну.

Каждый боеприпасный завод производил продукцию чуть не до самого прихода немцев, и только за три дня до ожидаемой оккупации оборудование полностью демонтировали, грузили в эшелоны и вместе с рабочими и их семьями отправляли на Урал или дальше. Все, что не могли погрузить и вывезти, взрывали на месте. И не было случая, чтобы немцы смогли использовать наши заводы по прямому назначению. Им доставались пустые производственные корпуса или вообще руины.

А вот в первой половине 1943-го отрасль уже обеспечивала армию необходимым количеством боеприпасов. Именно с этого момента начинается перелом в войне, а затем и путь к Победе. Кстати, чтобы понять роль боеприпасов, надо знать, что во время войны на их изготовление шло 50 процентов металла. К 1944–1945 годам мы не только полностью удовлетворили потребности действующей армии, но и смогли создать запасы на складах Дальнего Востока и Забайкалья для быстрого разгрома Японии.

– Как выглядела промышленность на пике советской власти?

– Этот период был самым значимым в развитии отрасли. Напряженная обстановка, вероятность военного конфликта вынуждали государственное руководство уделять ей особое внимание. А после войны оно внимательно изучило опыт боевых действий и, понимая всю значимость отрасли, приняло решение о ее модернизации. На базе заводов начали создаваться научно-исследовательские институты (НИИ). Их появилось 15, а до войны было лишь пять. Одновременно построили четыре полигона для проведения испытаний практически всех видов боеприпасов и вооружений. Полигоны сохранились и сегодня. Также советское правительство основало четыре проектных института, где велись работы в интересах НИИ и предприятий. Для проведения фундаментальных исследований в области высокоэнергетических материалов, физики взрыва, процессов горения порохов и твердых ракетных топлив привлекались институты Академии наук СССР. Сейчас эти институты практически не работают на «оборонку».

В результате целенаправленной политики партии и правительства уровень военной техники быстро вырос. Так, за послевоенный период до 1985 года нам удалось три-четыре раза обновить весь боекомплект армии и флота. Мы создали такой военный потенциал, что армии остального мира оказались в роли догоняющих. В это время у руля оборонного комплекса стоял Дмитрий Федорович Устинов.

К 90-м годам наша отрасль достигла впечатляющих результатов. Были созданы и освоены высокомеханизированные и автоматизированные линии по производству корпусов всех видов боеприпасов, взрывных устройств, снаряжения и сборки изделий. В особо опасных химических производствах, то есть взрывчатых веществ, пороха, твердого ракетного топлива, пиротехнических составов, появились цехи-автоматы с дистанционным управлением, технологическим процессом и полным выводом людей из опасных зон. У нас в НИИ Дзержинска для разработки и изготовления систем автоматического управления (АСУ) выделили отдел автоматизации и построили опытный завод по изготовлению АСУ.

Конечно, поиск модели управления отраслью шел непросто. После 1946 года предприятия много раз меняли ведомственную принадлежность по такой цепочке: Министерство сельскохозяйственного машиностроения – Министерство оборонной промышленности – вновь созданное Министерство общего машиностроения – Миноборонпром – совнархозы – снова Миноборонпром. В ноябре 1967-го возник специальный правительственный орган по производству боеприпасов – Министерство машиностроения СССР. Совет министров его созданием подчеркивал исключительную важность работ в области боеприпасов на современной научной основе.

Руководителем нового ведомства назначили Вячеслава Васильевича Бахирева. Он выпускник МГУ 1941 года, прошел путь от инженера-конструктора до директора Ковровского завода № 2 имени В. А. Дегтярева, а в 1965–1967-м работал первым заместителем министра оборонной промышленности СССР. Это благодаря его таланту, высокой ответственности за порученное дело и пониманию государственной важности боеприпасов для обороноспособности страны наша отрасль была признана одной из важнейших, определяющих могущество Родины.

Что касается меня, то я шесть лет был директором крупного завода в Чапаевске по производству взрывчатых веществ и снаряжению боеприпасов. Потом меня назначили начальником главного управления Министерства машиностроения по производству взрывчатых веществ, снаряжению и сборке боеприпасов. В этом качестве курировал 18 заводов и три НИИ. А когда стал заместителем министра, в моем ведении оказалось уже 30 заводов и пять НИИ.

– Сейчас нередко утверждают, что частный владелец эффективнее государственного директора. Вы согласны с этим утверждением?

– Ни один частник никогда не сравнится с государственным руководителем, ведь он мотивирован лишь собственным интересом и выгодой. А перед нами государство ставило задачу, которую мы просто не имели права не решить. На нас лежал огромный груз ответственности перед страной. Тем более в такой важной отрасли, как боеприпасная, от которой зависит обороноспособность государства. Ни один руководитель, будь он хоть семи пядей во лбу, не смог бы в одиночку решить огромные задачи. Но тогда действовала мощнейшая советская партийно-государственная система, все вопросы решались комплексно. Как директор завода я опирался на государственные и партийные органы. Все работало, как часы, четко и слаженно.

К тому же директор советского предприятия должен был отвечать за социальные вопросы ничуть не в меньшей, а даже в большей степени, нежели за производство. Мы переселяли людей в добротные дома из бараков, построенных во время войны при эвакуации оборонных заводов с запада на восток и строительстве новых оборонных предприятий, обеспечивали детскими садами. В 70-х годах проблема детсадов была полностью решена. За счет строительства новых школ сделали односменную учебу. Практически при всех заводах появились пионерские лагеря, санатории-профилактории, спортивные залы и стадионы. Вся социалка лежала на руководителе. Таким образом, объем обязанностей советского директора был неизмеримо больше, чем любого нынешнего топ-менеджера, и мы справлялись.

– Бытует мнение, что военно-промышленный комплекс лежал разорительным бременем на экономике страны. А вы как считаете?

– Не все знают, что предприятия ВПК занимались выпуском гражданской продукции в огромных объемах. Существовало железное правило – на один рубль зарплаты предприятием должно производиться товаров народного потребления (ТНП) как минимум на один рубль. То есть зарплата тружеников комплекса полностью покрывалась за счет гражданского производства. В нашей отрасли работали почти миллион человек. На один рубль зарплаты мы производили 1,6 рубля ТНП. С учетом того, что зарплата в ВПК была выше, чем в среднем по стране, можете себе представить, в каких огромных объемах мы создавали гражданскую продукцию, причем самого высокого, зачастую мирового класса.

– Как вы относитесь ко все увеличивающимся закупкам военной техники за рубежом?

– Другое железное правило советских оружейников гласило: запрещается закупать у иностранцев боеприпасы и оборудование для промышленности. На каждом заводе имелся цех нестандартного оборудования, в котором трудились около 500 человек. Там проектировали и создавали все необходимое технологическое оборудование. Считаю это мудрейшим решением. Ведь импорт технологий для оборонной промышленности ведет к зависимости, чреватой опасными последствиями. Российская продукция по калибрам не стыкуется с натовской, а значит, нам придется закупать все вооружение у наших заклятых друзей, которые в случае конфликта не замедлят прекратить поставки. К тому же экспорт может существенно увеличить доходную часть бюджета страны. Сегодня Россия поставляет много боеприпасов за рубеж. Порядка 50 стран мира закупают наши изделия, в частности арабские страны, Индия, Вьетнам, Корея и другие.

– Каково состояние отрасли сегодня?

– Критическое. Из 150 боеприпасных предприятий казенными остались только 19 заводов и один институт (Казанский), которые ныне входят в состав Минпромторга России. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и наука переданы в Ростех. Это значит, что они будут акционированы, то есть могут попасть в частные руки, стать предметом купли-продажи или даже спекуляций. То есть произойдет практически ликвидация комплекса и уничтожение науки.

Часть предприятий, особенно «механики» (те, что производят корпуса снарядов, бомб), перешла в юридический статус ООО. Приведу один пример. После приватизации Высокогорского механического завода, где производились корпуса многих видов снарядов, образовалось 40 обществ с ограниченной ответственностью, которые теперь сдают производственные площади в аренду под складские помещения, а сами ничего не производят.

В итоге таких псевдопреобразований появился дефицит мощностей по производству корпусов боеприпасов. Осталось всего два казенных завода по выпуску взрывчатых веществ. Если в 1988–1989 годах мы производили два миллиона тонн взрывчатых веществ для гражданских отраслей промышленности, например горнорудной, то сегодня объем составляет лишь 230 тысяч тонн.

Мощь любой армии определяется не только новейшей боевой техникой, но и способностью производить современные боеприпасы. Руководство РФ должно быть озабочено не облачением нашей армии в новую форму, сшитую по эскизам известных модельеров, а состоянием оборонной отрасли, иначе армия пригодна лишь для парадов. В 1905 году мы проиграли Японии из-за отсутствия боеприпасов, в 1941-м в немалой степени по той же причине Гитлер подошел к Москве. К сожалению, история ничему не учит.

Опыт развития страны со времен Петра I показывает, что боеприпасные заводы должны быть только казенными, ибо госзаказы очень чутко реагируют на международную обстановку. Частный владелец не сможет сохранять мощности без значительных затрат, у него всегда проблемы кредитов, процентов, нормы прибыли, рынков сбыта и прочих вещей, далеких от оборонных задач. Кроме того, в силу сокращения госзаказа на военные изделия в мирное время правительство должно позаботиться о размещении на оборонных предприятиях производств гражданских видов продукции, оградить от возможного импорта, оказывать финансовую поддержку в их создании и совершенствовании.

Считаю, что в мирное время объем госзаказа на основную продукцию должен составлять не более 30–40 процентов, а остальную часть объема производства заполнять мирной продукцией. Мы, ветераны боеприпасной промышленности, в меру своих сил боремся за сохранение ее традиций. В этом смысл деятельности Региональной общественной организации ветеранов войны и труда отрасли боеприпасов.

– Какими вам видятся пути выхода из кризиса и возрождения ОПК?

– Необходимо объединить под одно крыло предприятия ОПК, ныне разнесенные по множеству ведомств, концернов, холдингов, ассоциаций без четко обозначенных и однозначных полномочий, а следовательно, и ответственности. Настала пора создать единый государственный орган руководства оборонными предприятиями. Им могло бы стать возрожденное Министерство оборонной промышленности (МОП), которое бы курировало два основных направления – разработку, освоение и производство, во-первых, обычных вооружений, во-вторых, всех видов боеприпасов, взрывчатых веществ, средств инициирования, пиротехники, порохов, твердого ракетного топлива.

В обязанности МОПа должны также входить проведение НИОКР по заданию Минобороны РФ, строительство производственных мощностей, организация производства и выполнение госзаказов военного ведомства и других силовых структур, возложить на него всю полноту ответственности за свои действия.

Что касается боеприпасной отрасли, то ее основой необходимо сделать федеральные казенные предприятия (ФКП), ныне входящие в Минпромторг. Другой частью фундамента МОПа должны быть ФГУП, отданные нынче Ростеху. Требуется также привлечь к участию в производстве боеприпасов предприятия, находящиеся в коммерческих структурах, всех этих бесконечных ОАО, ООО, ЗАО и т. д. Их основным назначением сделать создание и сохранение за счет бюджетных ассигнований мобилизационных мощностей для запуска в угрожаемый период.

Следующая задача – возвращение научно-исследовательских, научно-производственных и опытно-конструкторских организаций в подчинение Министерству оборонной промышленности, возобновление финансирования фундаментальных научных исследований по тематике ОПК в институтах Академии наук, вузах и других научно-образовательных учреждениях. Необходимо помнить, что без возрождения прикладной и фундаментальной науки невозможны по-настоящему прорывные решения.

Искоренить порочную практику назначения руководителями заводов и НИИ специалистов по финансовым потокам и других некомпетентных людей. Конечно, особое внимание уделить кадрам. Сегодня в результате почти 20-летнего перерыва в притоке молодежи ощущается острая нехватка специалистов. В этой связи для стабильного обеспечения высококвалифицированными инженерными и научными кадрами отрасли боеприпасов и спецхимии следует восстановить в полном объеме подготовку в таких вузах, как Санкт-Петербургский технологический институт, Балтийский государственный технический университет («Военмех») им. Устинова, Российский химико-технологический университет им. Менделеева, МГТУ им. Баумана, Московский государственный университет экологии, Казанский национальный исследовательский университет, Самарский государственный технологический университет, Томский и Красноярский политехнические институты и другие.

Обучение осуществлять за счет бюджетных средств. По окончании вуза выпускник должен направляться на работу на промышленные предприятия, в научно-производственные объединения, НИИ, ОКБ и другие структуры ОПК на срок три – пять лет. Для подготовки специалистов со среднетехническим образованием и профессиональных рабочих восстановить работу техникумов и ПТУ.

Сейчас, как никогда, актуален лозунг «Кадры решают все». Потеря и невосполнение высококвалифицированного персонала означают утрату бесценного практического опыта, накопленного десятилетиями, поскольку он сохраняется не в книгах или на жестком диске компьютера, а в человеческой памяти.

Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС – создан в 1954 году, в разгар «холодной войны», занимал одно из ведущих мест в системе партийно-государственных органов управления оборонно-промышленного комплекса страны.

Отдел в структуре аппарата ЦК КПСС был рабочим органом Политбюро и Секретариата ЦК и Совета обороны СССР по вопросам деятельности оборонных отраслей промышленности, создания, производства и выпуска вооружений и военной техники .для Вооружённых СССР.

Основными функциями Отдела были: подготовка, организация и контроль выполнения партийных решений по оснащению Вооружённых Сил страны современными системами вооружений и военной техники . На Отдел также возлагались задачи по осуществлению кадровой политики ЦК КПСС в оборонных отраслях промышленности.

В разные годы вопросы работы Отдела вели секретари ЦК КПСС: Ф.Р.Козлов (1960-1963 гг.), Л.И.Брежнев (1956-1960 и 1963-1965 гг.), Д.Ф.Устинов (1965-1976 гг.), Я.П.Рябов (1976-1979 гг.), Г.В.Романов (1983-1985 гг.), Л.Н. Зайков (1985-1988 гг.), О.Д. Бакланов (1988-1991 гг.).

С 1954 года до 1981 года Отдел возглавлял опытный руководитель и крупный организатор системы управления оборонно-промышленным комплексом И.Д.Сербин. С 1981 года по 1985 год заведующим Отделом был И.Ф.Дмитриев, а с 1985 года по 1990 год – О.С.Беляков.

Задача Отдела состояла и в осуществлении кадровой политики в ВПК . Работа в этом направлении носила системный характер. Суть системного подхода в кадровой политике заключалась в том, что он одновременно охватывал подбор, подготовку и расстановку кадров в партийных и государственных органах управления, что в совокупности обеспечивало должный уровень эффективности научной и производственной деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и промышленных предприятий.

Одним из звеньев системы стала разработанная в ЦК КПСС номенклатура руководящих должностей, построенная по иерархическому принципу:

  • номенклатура Политбюро ЦК КПСС;
  • номенклатура Секретариата ЦК КПСС;
  • учётно-контрольная номенклатура Отдела.
  • Назначение на должность утверждалась соответственно решениями Политбюро или Секретариата ЦК КПСС, по учётно-контрольным должностям согласие на назначение давал Отдел.

    В состав номенклатуры входили:

  • Председатель, заместители Председателя, заведующие отделами ВПК;
  • первый заместитель Председателя, начальники отделов по военно-промышленному комплексу Госплана СССР;
  • Министры, заместители Министров, члены коллегий и начальники главных управлений министерств оборонных отраслей промышленности;
  • заместитель Министра обороны СССР – Начальник вооружения, начальники управлений по направлениям работы в аппарате Начальника вооружений, заместители Главкомов видов Вооружённых сил, начальники управлений по направлениям работы в видах Вооружённых сил;
  • генеральные директора и директора, секретари парткомов и главные инженеры крупных промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро;
  • генеральные и главные конструкторы важнейших систем вооружений и
  • Фонд Р-50, 4412 ед. хр., 1928 - 1986. Описи на документацию: - конструкторскую - ед. хр. 3511, 1928 - 1986; - управленческую - ед. хр. 901, 1929 - 1975.

    - 547 -

    1. Ордена Трудового Красного Знамени Центральное конструкторское бюро "Вымпел" Министерства судостроительной промышленности СССР, г. Горький, 1927 - Ордена Трудового Красного Знамени Центральное конструкторское бюро "Вымпел" Министерства судостроительной промышленности СССР, г. Горький, 1927 - 1927

    Ед. хр. 4367, 1928 - 1986. Описи на документацию: - конструкторскую - ед. хр. 3481, 1928 - 1986; - управленческую - ед. хр. 886, 1929 - 1975.

    Сормовское отделение Центрального бюро морского и речного судостроения (ЦБМС) создано в г. Нижнем Новгороде (с 1932 г. - г. Горький) приказом ВСНХ СССР от 24 октября 1927 г. Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 2 октября 1928 г. переименовано в Сормовское отделение Государственной конторы по проектированию судов "Судопроект", преобразованное в июле 1930 г. в Контору по проектированию речных и морских судов "Речсудопроект". Решением ВСНХ СССР в ноябре 1931 г. контора преобразована в Проектное бюро металлических судов речного, внутреннего морского и озерного флотов "Речсудопроект". В марте 1934 г. разделено на Сормовское государственное всесоюзное проектно-конструкторское бюро речного судостроения "Речсудопроект" (Сормовский "Речсудопроект") и Проектное бюро "Горьковский Речсудопроект". В апреле 1938 г. Проектная контора "Горьковский Речсудопроект" и Сормовский "Речсудопроект" объединены в Государственное всесоюзное проектное бюро по проектированию речных и морских судов "Горьковский Речсудопроект", переименованное в сентябре 1939 г. в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). Приказом Наркомата судостроительной промышленности СССР от 7 октября 1939 г. переименовано в Государственное союзное центральное конструкторское бюро N 51 (ЦКБ -51). Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 31 января 1966 г. переименовано в Центральное конструкторское бюро "Волгобалтсудопроект" (ЦКБ "Волгобалтсудопроект"), приказом министерства от 6 июля 1972 г. - в Центральное конструкторское бюро "Вымпел" (ЦКБ "Вымпел"). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1977 г. награждено орденом Трудового Красного Знамени.

    Бюро находилось в ведении:

    ВСНХ СССР (1927 - 1931);

    Наркомата водного транспорта СССР (1931 - 1932);

    Наркомата тяжелой промышленности СССР (1932 - 1937);

    Наркомата машиностроения СССР (1937 - 1939);

    Наркомата-Министерства судостроительной промышленности СССР (1939 - 1953, 1954 - 1957, 1965 -);

    Госкомитета Совета Министров СССР по судостроению (1957 - 1963);

    Госкомитета по судостроению при ВСНХ СССР (1963 - 1965).

    Бюро занималось проектированием судов и плавсредств для речного и внутреннего флотов.

    - 548 -

    2. Проектная контора "Горьковский Речсудопроект" Наркомата машиностроения СССР, г. Горький, 1934 - 1938. Проектная контора "Горьковский Речсудопроект" Наркомата машиностроения СССР, г. Горький, 1934 - 1938. 1934 1938

    Ед. хр. 45, 1934 - 1938. Описи на документацию: - конструкторскую - ед. хр. 30, 1935 - 1938; - управленческую - ед. хр. 15, 1934 - 1938.

    Проектное бюро "Горьковский Речсудопроект" создано в марте 1934 г. В 1935 г. преобразовано в Проектную контору "Горьковский Речсудопроект". В апреле 1938 г. объединено с Сормовским "Речсудопроектом".

    Контора находилась в ведении:

    Наркомата тяжелой промышленности СССР (1934 - 1937);

    Наркомата машиностроения СССР (1937 - 1938).

    Контора занималась усовершенствованием и реконструкцией судов и судового оборудования.

    Конструкторская документация.

    Проекты судов и плавсредств для речного, транспортного, пассажирского, грузового, технического и самоходного флота.

    Приказы и распоряжения вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения по производственной деятельности. Протоколы технических совещаний. Программы и сметы на проведение научно-исследовательских работ. Планы капитальных вложений. Отчеты о выполнении планов научно-исследовательских работ. Отчеты о Производственно-хозяйственной деятельности и капитальным вложениям. Штатные расписания. Материалы БРИЗа. Документы месткома.

    Ордена Трудового Красного Знамени Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) Министерства судостроительной промышленности СССР, г. Горький, 1952 -

    Фонд Р-563, 473 ед. хр., 1955 - 1986. Описи на документацию: -патентную - ед. хр. 12, 1967 - 1978; - управленческую - ед. хр. 461, 1955 - 1986.

    - 549 -

    Научно-исследовательская опытная гидродинамическая лаборатория (НИГЛ) создана в августе 1952 г. в составе завода "Красное Сормово" им. А. А. Жданова. Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 14 декабря 1954 г. преобразована в Филиал Государственного союзного центрального конструкторского бюро N 19. Распоряжением Горьковского совнархоза от 24 декабря 1957 г. переименован в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода "Красное Сормово" (ЦКБ завода "Красное Сормово"), Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 30 марта 1965 г. преобразовано в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1985 г. награждено орденом Трудового Красного Знамени.

    Бюро находилось в ведении:

    Министерства транспортного машиностроения СССР (1952 - 1953);

    Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (1953 - 1954);

    Министерства судостроительной промышленности СССР (1954 - 1957, 1965 -);

    Горьковского - Волго-Вятского совнархозов (1957 - 1965).

    Бюро занималось созданием, проектированием и постройкой опытных образцов скоростных судов и судов на подводных крыльях различного назначения.

    Патентная документация.

    Заявочные материалы на изобретения.

    Управленческая документация.

    Приказы вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения бюро по производственным вопросам. Протоколы заседаний Научно-технического совета. Планы внедрения новой техники и отчеты об их выполнении. Отчеты по капитальному строительству. Отчеты по работе с кадрами. Материалы первичных организаций НТО, ВОИР. Документы месткома.

    Горьковский филиал Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (ЦНИИТС) Министерства судостроительной промышленности СССР, г. Горький, 1964 -

    Фонд Р-809, 243 ед. хр., 1964 - 1976. Опись на управленческую документацию.

    Филиал находился в ведении:

    Госкомитета по судостроению при ВСНХ СССР (1964 - 1965);

    Министерства судостроительной промышленности СССР (1965 -).

    Филиал занимался оказанием технической помощи судостроительным заводам и организациям Волжского бассейна по внедрению передовой технологии.

    - 550 -

    Управленческая документация.

    Устав филиала. Приказы вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения филиала по производственной деятельности. Протоколы заседаний Научно-технического совета. Планы внедрения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ и отчеты об их внедрении. Отчеты по основной деятельности. Отчеты о работе с кадрами. Штатные расписания. Материалы первичной организации НТО. Документы месткома.