Что значит заявка в мто. Работа с подсистемой «учет материально-технического обеспечения» заявка на снабжение средствами мто регистрация и согласование заявки автоматизированная

Работа с подсистемой «Учет материально-технического обеспечения» Заявка на снабжение средствами МТО Регистрация и согласование заявки АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВАС РФ «УЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ» © CROC








Шаг 4. Заявка. Номенклатурные позиции Суммы в полях Общая сумма запрашиваемых средств, Общая сумма подтвержденных затрат, Общая сумма подтвержденных затрат с учетом корректировки рассчитываются автоматически В список строк необходимо внести позиции, которые необходимо закупить по текущей категории МТО в плановом году. Для добавления новой строки заявки нажмите кнопку Добавить (откроется отдельное окно – см. след. слайд)


Шаг 4.1. Создание строки заявки. Номенклатурная позиция 1. Выберите Номенклатурную позицию из списка (открывается в отдельном окне – см. след. слайд) 2. Введите запрашиваемое количество и укажите Ориентировочную цену 5. Нажмите Готово для сохранения строки заявки Фактическая обеспеченность, Положено по норме всего, Незаконтрактованный остаток – выводятся автоматически после выбора Номенклатурной позиции Для категории МТС автотранспорт требуется задание дополнительных характеристик и персонального учета каждой позиции. В списке Дополнительные характеристики автоматически создается столько строк, сколько указано в поле Запрашиваемое количество. 3. Выберите строку в списке, нажмите кнопку Редактировать (откроется в отдельном окне – см. след. слайд) 4. Выберите Обоснование приобретения


Шаг 4.1. Выбор номенклатурной позиции, задание Дополнительных характеристик автомобилей 1. Выберите номенклатурную позицию их списка, нажмите кнопку ОК Окно выбора номенклатурной позиции из справочника В списке доступных для выбора номенклатурных позиций отображаются только те, для которых в соответствующем справочнике заданы нормативные сроки эксплуатации и нормы обеспечения данной позицией. Окно задания дополнительных характеристик автотранспорта 1. Выберите из справочника модель (откроется в отдельном окне) 1.1. Выберите нужную модель 1.2. Нажмите кнопку ОК 2. Укажите год выпуска 3. Выберите обслуживаемое лицо или подразделение (открывается в отдельном окне) 4. Нажмите Готово для сохранения


4.2. Заявка. Просмотр списка строк заявки Суммы в полях Общая сумма запрашиваемых средств, Общая сумма подтвержденных затрат, Общая сумма подтвержденных затрат с учетом корректировки рассчитываются автоматически 1. Введите запрашиваемую сумму на МБП В списке строк заявки отображаются добавленные позиции. При необходимости дополнить, нажмите кнопку Добавить (см. шаги 4.1). При необходимости изменить данные строки, выберите нужную строку в списке и нажмите кнопку Редактировать, внесите изменения, сохраните кнопкой ОК. При необходимости удалить строку, выберите строку в списке, нажмите кнопку Удалить, подтвердите намерение удалить, нажав кнопку ДА в запросе на удаление. 2. Нажмите Далее для перехода на следующий шаг


Шаг 5. Заявка. Документы На данном шаге необходимо зарегистрировать документы, необходимые для принятия решения о необходимости закупки запрашиваемых позиций и обоснования предполагаемой стоимости. Обязательным для регистрации является документ Заявка о необходимости снабжения средствами МТО. Также зарегистрируйте другие документы для обоснования. Например, для автотранспорта следует зарегистрировать документ Технико-коммерческое предложение с приложением сканированной копии предложения цены автомобиля, предполагаемого к закупке. Для регистрации документа нажмите кнопку Создать и заполните необходимые поля мастера, по окончании нажмите кнопку Готово. Подробно процесс создания документа описан в обучающей презентации 1.1. Нажмите Готово для сохранения Заявки



Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Отдел материально-технического снабжения, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Начальник отдела материально-технического снабжения имеет [вписать нужное] заместителя(ей). Обязанности заместителя(ей) определяются начальником отдела материально-технического снабжения.

1.4. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов и пр.) в составе отдела материально-технического снабжения, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника отдела материально-технического снабжения.

1.5. Отдел подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя предприятия].

1.6. В своей деятельности отдел руководствуется:

Уставом предприятия;

Настоящим положением;

Законодательством Российской Федерации;

1.7. [Вписать нужное].

2. Структура

2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела материально-технического снабжения и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Отдел материально-технического снабжения может иметь в своем составе структурные подразделения (группы, секторы, бюро, участки, пр.).

Например: склады сырья и материалов, бюро (сектор, группа) планирования, учета и отчетности, бюро (сектор, группа) договоров и претензий, бюро (сектор, группа) оперативного управления.

2.3. Положения о подразделениях отдела материально-технического снабжения (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела материально-технического снабжения, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями бюро, секторов, групп; заместителем (ми) начальника отдела].

2.4. [Вписать нужное].

3. Задачи

На отдел материально-технического снабжения возложены следующие задачи:

3.1. Обеспечение производственных подразделений предприятия материально-техническими ресурсами.

3.2. Подготовка и заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов.

3.3. Организация рационального использования материально-технических ресурсов.

3.4. [Вписать нужное].

4. Функции

Отдел материально-технического снабжения выполняет следующие функции:

4.1. Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.).

4.2. Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах.

4.3. Разработка проектов перспективных, текущих планов и балансов материально-технического обеспечения, производственной программы предприятия, ремонтно-эксплуатационных нужд всего предприятия и его подразделений.

4.4. Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами соответствующего качества.

4.5. Составление балансов материально-технического обеспечения, сводных таблиц по видам сырья, материалов.

4.6. Создание запасов материальных ресурсов, необходимых для производства.

4.7. Подготовка и заключение в установленном порядке договоров с поставщиками.

4.8. Согласование условий и сроков поставок материальных ресурсов.

4.9. Анализ возможностей и целесообразности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.

4.10. Изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях предприятий оптовой торговли и заготовительных организаций с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов.

4.11. Обеспечение доставки материальных ресурсов в соответствии со сроками, определенными договорами.

4.12. Организация приемки материально-технических ресурсов на склады сырья и материалов.

4.13. Организация контроля качества, количества, комплектности материально-технических ресурсов при приеме их на склады сырья и материалов.

4.14. Подготовка претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств и составление расчетов по этим претензиям.

4.15. Согласование с поставщиками в установленном порядке изменений условий договоров.

4.16. Участие в разработке стандартов предприятия по материально-техническому снабжению качества выпускаемой продукции.

4.17. Разработка нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов.

4.18. Обеспечение контроля за состоянием запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

4.19. Оперативное регулирование производственных запасов на предприятии.

4.20. Соблюдение лимитов на отпуск материальных ресурсов и контроль за их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.

4.21. Разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с транспортировкой и хранением, а также рекомендаций по использованию вторичных ресурсов и отходов производства.

4.22. Выявление излишнего сырья, материалов, оборудования и других видов материально-технических ресурсов и их реализация сторонним организациям.

4.23. Организация работы складского хозяйства.

4.24. Обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.

4.25. Учет движения материально-технических ресурсов.

4.26. Изъятие в подразделениях предприятия сверхнормативных остатков материалов, передача их на склад сырья и материалов, в другие подразделения и надлежащее оформление таких операций.

4.27. Разработка предложений по замене дорогостоящих и дефицитных материалов и сырья на более доступные.

4.28. Контроль за правильностью предъявленных к акцепту счетов и других расчетных документов поставщиков и обеспечение своевременной передачи этих документов для оплаты.

4.29. Участие в формировании цен на выпускаемую продукцию и оценке обоснованности цен поставщиков.

4.30. Планирование и организация следующих мероприятий:

Установление связей как с существующими, так и с перспективными (включая зарубежных) поставщиками, в первую очередь по вопросам цен и качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

Покупка массовых видов сырья и материалов в крупной упаковке (железнодорожных и автоцистернах, контейнерах, мешках на поддонах и т. д.);

Приобретение мелких партий отдельных видов материально-технических средств;

Введение практики предпочтительной закупки сырья у предприятий, осуществляющих продажу на условиях частичной предоплаты;

Поиск по каждому виду сырья и материалов двух и более поставщиков с целью устранения зависимости от одного поставщика и минимизации потерь от срывов поставок сырья, а также понижения цен на эту продукцию;

- [вписать нужное].

4.31. Составление:

Списков поставщиков, их реквизитов, схем прямых хозяйственных связей с поставщиками;

Заявок на материально-технические ресурсы (сводные годовые; годовые, поступившие от подразделений предприятий; квартальные; месячные);

Сводных данных о распределении и реализации фондов на сырье и материалы;

Документов (сводок, сведений, справок) о распределении и реализации фондов на все виды снабжения;

Актов, заключений о качестве поступающих материально-технических ресурсов;

Коммерческих актов;

- [вписать нужное].

4.32. [Вписать нужное].

5. Права

5.1. Отдел материально-технического снабжения имеет право:

Давать структурным подразделениям предприятия указания по расходованию материально-технических ресурсов;

Требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач;

Контролировать рациональность и правильность использования материально-технических ресурсов подразделениями предприятия;

Самостоятельно вести переписку по вопросам материальнотехнического снабжения;

Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями;

Вносить в соответствии с законодательством предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок;

Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений предприятия, экспертов сторонних организаций для участия в рассмотрении и выполнении работ по вопросам, входящим в компетенцию отдела в соответствии с настоящим положением;

- [вписать нужное].

5.2. Начальник отдела материально-технического снабжения подписывает и визирует документы, связанные с материально-техническим снабжением предприятия (планы, договоры, отчеты, сметы, справки, ведомости, акты, пр.).

5.3. Начальник отдела материально-технического снабжения вправе вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.

5.4. [Вписать нужное].

6. Взаимоотношения (служебные связи)**

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел материально-технического снабжения взаимодействует:

6.1. С производственными подразделениями по вопросам:

Получения:

Расчетов потребности и заявок на материально-технические ресурсы;

Отчетов об использовании материально-технических ресурсов и соблюдении установленных норм расходования;

Актов о браке, оформленных в установленном порядке;

Документации о приеме материально-технических ресурсов подразделениями;

Сведений об остатках сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Планов поставок материально-технических ресурсов;

Лимитных карт на отпуск материально-технических ресурсов;

Сведений о наличии материально-технических ресурсов на складах сырья и материалов;

- [вписать нужное].

6.2. С производственно-диспетчерским отделом по вопросам:

Получения:

Производственных планов и графиков производства;

Сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении;

Графиков подачи материалов в производственные подразделения;

Сведений о причинах нарушений хода производственного процесса;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Сведений об обеспечении подразделений материально-техническими ресурсами;

Данных об общем количестве поставленной продукции согласно номенклатуре, предусмотренной планами материально-технического снабжения и заключенными договорами;

Сведений о наличии материально-технических ресурсов на складе сырья и материалов;

Объяснительных о причинах нарушений сроков и объемов передачи материально-технических ресурсов производственным подразделениям, повлекших простой производства;

6.3. С отделом главного технолога по вопросам:

Получения:

Норм расходования материально-технических ресурсов для определения объемов материально-технического обеспечения;

Допусков на отклонение качества материально-технических ресурсов;

Заявок с перечнем материально-технических ресурсов, необходимых для производства;

Планов производства;

Ответов на предложения по замене дорогостоящих и дефицитных материально-технических ресурсов на более доступные;

Таблиц взаимозаменяемости материально-технических ресурсов;

Извещений о замене материалов;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Консультаций по материалам и сырью;

Запросов о допустимых технологических отклонениях качества материала;

Согласованных технологических условий на специальные материалы;

Технической и инструктивной документации на передаваемые в производство материально-технические ресурсы;

- [вписать нужное].

6.4. С отделом контроля качества по вопросам:

Получения:

Документов, подтверждающих качество материально-технических ресурсов;

Актов приемки продукции по качеству и комплектности;

Актов отбраковки продукции;

Указаний о прекращении подачи в производство материально-технических ресурсов, имеющих отклонения от технических условий;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Сопроводительных документов поставщиков на поступающие на предприятие материально-технические ресурсы (сертификатов, деклараций о соответствии, паспортов, инструкций, технических условий и т. д.);

Копий договоров поставок и изменений к ним;

Документов, необходимых для составления рекламаций;

- [вписать нужное].

6.5. С транспортным отделом по вопросам:

Получения:

Оперативных, месячных, квартальных и годовых планов-графиков транспортных перевозок, материально-технических ресурсов;

Графиков подачи транспортных средств под загрузку материально-технических ресурсов, принятых у поставщиков;

Транспортно-экспедиционной документации с отметками о приеме материально-технических средств от поставщиков;

Отчетов о выполнении планов по погрузке и выгрузке, централизованному завозу материально-технических ресурсов;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Планов закупки материально-технических ресурсов по заключенным договорам;

Заявок на подачу транспортных средств;

Инструкций и требований к перевозке материально-технических средств различными видами транспорта;

- [вписать нужное].

6.6. С планово-экономическим отделом по вопросам:

Получения:

Планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;

Результатов анализа деятельности отдела материально-технического снабжения за предыдущие плановые периоды;

Расчетов объемов запасов материальных ресурсов;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Расчетов потребности материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования, топлива, энергии и др.);

Данных об изменении цен на материальные ресурсы у поставщиков;

Проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений;

Отчетов о выполнении планов материально-технического снабжения;

- [вписать нужное].

6.7. С финансовым отделом по вопросам:

Получения:

Согласованных проектов претензий;

Предложений по устранению причин, послуживших основанием для предъявления претензий и санкций к предприятию;

Утвержденных расчетов нормативов оборотных средств;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятия;

Копий претензий, заявленных контрагентами;

Проектов претензий к контрагентам при нарушении ими договорных обязательств;

Отчетов о выполнении планов материально-технического снабжения;

- [вписать нужное].

6.8. С главной бухгалтерией по вопросам:

Получения:

Утвержденных смет расходов на приобретение материально-технических ресурсов;

Итогов инвентаризации материально-технических ресурсов;

Отчетных данных о движении сырья и материалов, об их остатках на конец отчетного периода;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Товарно-сопроводительной документации;

Отчетов об отгруженных контрагентами материально-технических ресурсах;

Сведений о состоянии запасов на складе сырья и материалов;

Отчетов о затратах, произведенных на приобретение материально-технических ресурсов;

- [вписать нужное].

6.9. С отделом маркетинга по вопросам:

Получения:

Обобщенной информации о поставщиках материалов, сырья, полуфабрикатов;

Сведений о ценах на требуемые материально-технические ресурсы у различных поставщиков, заготовительных организаций;

Информации о состоянии товарного рынка;

Сведений о появлении новых видов материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих с приложением технических характеристик;

Информации о спросе на материально-технические ресурсы, его возможных колебаниях и их причинах;

Сведений о крупных поставщиках (предполагаемых и действительных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке, пр.);

Сведений о планируемых выставках, ярмарках;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Сведений о заключенных договорах поставки материально-технических ресурсов;

Заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию;

Отчетов отдела контроля качества, главного технолога, производственных подразделений о качестве материально-технических ресурсов;

Документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках;

6.10. С юридическим отделом по вопросам:

Получения:

Результатов правовой экспертизы представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;

Проектов договоров на приобретение материально-технических ресурсов;

Протоколов согласования разногласий по условиям заключаемых договоров;

Согласованных претензий и исков к поставщикам материально-технических ресурсов по поводу нарушения ими договорных обязательств;

Разъяснения действующего законодательства и порядка его применения;

Анализа изменений и дополнений гражданского законодательства;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Приказов, распоряжений, инструкций для визирования и правовой экспертизы;

Сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, о несоблюдении сроков поставок;

Документов и необходимых расчетов для предъявления претензий и исков к поставщикам материально-технических ресурсов по поводу нарушения ими договорных обязательств;

Заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов и на разъяснение действующего законодательства;

- [вписать нужное].

6.11. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

Предоставления:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

7. Ответственность

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела материально-технического снабжения.

7.2. На начальника отдела материально-технического снабжения возлагается персональная ответственность за:

Соответствие законодательству издаваемых отделом инструкций, приказов, выписываемых счетов, соблюдение правил учета и отчетности;

Представление достоверной сводной отчетности и соблюдение сроков ее представления в соответствующие подразделения предприятия;

Обеспечение сохранности материально-технических ресурсов;

Соблюдение пределов расходования средств, выделенных на материально-техническое обеспечение предприятия;

Рациональное расходование денежных средств, выделенных на приобретение материально-технических ресурсов;

Выполнение планов материально-технического обеспечения по срокам, объемам и номенклатуре;

Обеспечение руководства предприятия информацией по вопросам работы отдела материально-технического снабжения;

Своевременное, а также качественное исполнение документов и поручений руководства предприятия;

Недопущение использования информации работниками отдела в неслужебных целях;

Соблюдение трудового распорядка работниками отдела.

7.3. Ответственность работников отдела материально-технического снабжения устанавливается должностными инструкциями.

7.4. [Вписать нужное].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Перейдите в модуль МТО.

Модуль МТО предназначен для оформления заявок на материально-техническое обеспечение производства готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. На основании плана сбыта и реализации готовой продукции, производственной программы с учетом заявок на материально-техническое обеспечение производится формирование плана снабжения.

Основные задачи модуля:

· Расчет нормативной потребности в материальных ресурсах для выполнения плана сбыта и реализации готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.

· Расчет сводной потребности в материальных ресурсах с учетом страховых запасов, ожидаемых и текущих остатков МЦ;

· Формирование графика закупок МЦ.

Сначала проведем настройку модуля.

Через пункт =Н= \Шаблоны заявок в окне =Выберите шаблон= получите доступ к редактированию (Редактировать) шаблона «от покупателей». Задайте следующие параметры на разных вкладках окна =Редактирование настроек=:

Наименование - от покупателей,

Направление - заявка сбыта,

Заказчик - контрагент,

Исполнитель - подразделение,

ДО на продажу - Связь формируется исходящей,

ДО на закупку - ДО не формируется,

ЛЗК - ДО не формируется,

Исполнитель - Отдел сбыта.

Для шаблона «поставщикам» задайте следующие параметры на вкладках окна:

Наименование - поставщикам,

Направление - заявка снабжения,

Заказчик - подразделение,

Исполнитель -, контрагент,

ДО на продажу - ДО не формируется,

ДО на закупку - Связь формируется исходящей,

ЛЗК - ДО не формируется,

Заказчик - Отдел снабжения.

Теперь оформим заявку на получение товаров по договору с ООО "Белое солнце". На основе заявки создадим ДО на закупку.

Выберите пункт Документы \Заявки. В окне =Заявки= добавьте (Новая) новую заявку и выберите шаблон «поставщикам». Появится окно =Заявка=. (рис 3.7).

Сформируйте поля:

Номер - сн004,

Прием - ТД\ТМ\ТГ

Исполнение – ТД\ТМ\ТГ.

Заказчик - Отдел снабжения (по умолчанию для заявки поставщикам),

Договор - Выбор договора № 0011\К с ООО «Белое солнце». В окне =Формирование заявки= отметить: спецификацию из – Договора, Копировать исполнителя, нажать кнопку [Да].

Рис 3.7. Заявка поставщику

В нижней панели исправьте количества по всем 4-м ресурсам на 10 штук. Закройте окна. Заявка сформирована.

Через пункт Операции\Формирование \Формирование ДО откройте окно =Установите параметры=. Отметьте только направление Снабжение и нажмите кнопку [Сформировать]. В окне =Выберите заявки= отметьте только что созданную заявку № сн004 и нажмите клавишу Enter. Прочитайте сообщение «Сформировано документов снабжения 1» и нажмите [ОК].

Войдите в модуль Управление договорами, выполните пункт Документы \ДО на закупку, увидите в окне =Основания на закупку= ДО № 00000 на 11500 рублей от ООО «Белое солнце». Выберите его, нажмите Enter, убедитесь, что ДО сформирован по заказу сн004. Исправьте поле Номер на значение 004сн.

Вернитесь в модуль МТО, выполните пункт Документы \Заявки. В окне =Заявки= получите содержание заявки сн004. Через кнопку [Исходящие документы] увидите информацию о ДО, сформированном по заявке. Параметр Добавлен у него имеет значение Автоматически. Закройте окна.

По одной заявке можно сформировать сколь угодно одинаковых документов-оснований.

Заказы

Перейдите в модуль Управлениезаказами.

Модуль Управлениезаказами предназначен для оформления заявок на изготовление продукции, выполнение работ, оказания услуг, формирования плана сбыта и реализации готовой продукции, плана выполнения работ и оказания услуг.

Основные задачи модуля:

· Формирование портфеля заказов;

· Формирование плана сбыта и реализации готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг;

· Формирование графика поставок готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг;

Интерфейс модуля Управлениезаказами полностью идентичен интерфейсу модуля МТО. Отличие заключается только в способности формирования планов сбыта, а не планов снабжения.

Допустим, что принтеры производились по заявке заказчика. Оформим заявку на отгрузку товаров по договору с ООО "Колос". На основе заявки создадим ДО на продажу.

Через пункт Документы \Заявки получите окно заявок. .Добавьте новую заявку с шаблоном «сбыт, от покупателей» (рис 3.8).

Сформируйте поля:

Номер - сб003

Прием - ТД\ТМ\ТГ

Исполнение – ТД\ТМ\ТГ.

Исполнитель - Отдел сбыта (по умолчанию в заявке от получателей),

Договор - Выбор договора № 0012\П с ООО «Колос». В окне =Формирование заявки= отметить: спецификацию из – Договора, Копировать Заказчика– и нажать кнопку [Да].

В нижней панели исправьте количество по ресурсу Принтер на значение 10. Задайте Статус – исполняемый. Закройте окна.

Через пункт Операции \Формирование \Формирование ДО откройте окно =Установите параметры=. Отметьте только направление Сбыт и нажмите кнопку [Сформировать]. В окне =Выберите заявки= отметьте заявку с ООО «Колос» № сб003 и нажмите клавишу Enter. Прочитайте сообщение «Сформировано документов сбыта 1» и нажмите [ОК].



Рис 3.8. Заявка от получателя

Закройте 2 окна заявок.

Войдите в модуль Управление договорами, выполните пункт Документы \ДО на продажу, увидите в окне =Основания на продажу= ДО № 00000 на 17000 рублей от ООО «Колос». Выберите его, нажмите Enter, убедитесь, что ДО сформирован по заказу № сб003. Исправьте поле Номер на значение 003сб.

По одному заказу можно сформировать сколь угодно одинаковых документов-оснований.

Существует ряд договоров, которые используются на дороге, например: договор на выполнение работ, договор на оказание услуг, договор на поставку по графику с транспортными услугами, договор на поставку по графику без транс-портных услуг. Для заключения договора с дорогой необходимы документы «пе-речень документов для заключения договора» (формы всех договоров и перечень документов для заключения договора прилагаются в файлах)

Настоящее Положение определяет порядок размещения заказов, в т.ч. пу-тем организации и проведения конкурсных торгов (процедуры по размещению заказов) на закупку товаров, выполнения работ и оказания услуг (продукция) для обеспечения основных видов деятельности ОАО « РЖД».

Росжелдорснаб ОАО «РЖД» - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является обособленным подразделением откры-того акционерного общества «Российские железные дороги».

Филиал осуществляет управленческую деятельность в области матери-ально-технического обеспечения и организации поставок материально-техниче-ских ресурсов для нужд ОАО «РЖД».

Филиал в своей деятельности руководствуется Конституцией, Федераль-ными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, актами Федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными нормативными актами, международными договорами Российской Федерации, внутренними доку-ментами ОАО «РЖД». Филиал осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД».

Росжелдорснаб ОАО «РЖД» осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе:

· формирование политики ОАО «РЖД» в области материально-техниче-ского обеспечения (МТО);

· обеспечение производственной деятельности ОАО «РЖД» матери-ально-техническими ресурсами (МТР);

· участие в мероприятиях по снижению затрат на потребляемые матери-ально-технические ресурсы и содержания инфраструктуры складского хозяй-ства;

· ведение комплексного изучения рынка материально-технических ресурсов.

· организация и проведение конкурсных процедур с целью выбора опти-мального поставщика материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД". Разработка и предоставление рекомендаций и методических материалов по условиям проведения конкурсных процедур на закупку материально-технических ресурсов структурным подразделением системы материально-технического обеспечения.

· организация работ по техническому перевооружению и управлению каче-ством в системе материально-технического обеспечения ОАО "РЖД".

· организация внешнеэкономической деятельности в части закупок и реали-зации материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД". Осуществление по поручению ОАО "РЖД" и самостоятельно внешнеэкономической деятельности.

· осуществление функций генерального заказчика материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД":

· нормирование потребностей ОАО "РЖД" в материально-технических ресурсах:

· формирование предложений и методических рекомендаций по порядку проведения конкурсных процедур по поставкам материально-технических ресурсов.

· сбор и анализ информации о новообразовании и образовании вторич-ных ресурсов.

· разработка и реализация программ по рациональному и эффективному ис-пользованию образующихся вторичных ресурсов и их поставок.

· реализация вторичных ресурсов, не задействованных в процессе воспро-изводства материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД" через систему открытых конкурс-ных торгов в форме аукциона.

· оказание услуг по реализации лома черных и цветных металлов, а так же прочих вторичных ресурсов.

· анализ затрат, анализ производительности труда в сфере материально-технического обеспечения.

· осуществление функций по приобретению материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД":

Многолетние связи с предприятиями - поставщиками сырья, материалов и оборудования, в том числе специального оборудования для железнодорожного транспорта позволяют нам обеспечивать поставки качественной продукции бо-лее 150 тыс. наименований непосредственно от традиционных и проверенных поставщиков.

Закупка материально-технических ресурсов ведется на основе конкурсных процедур, таких как откры-тые конкурсные торги, метод запроса котировок, закупка у единственного ис-точника. Объявления о конкурсах, организуемых Росжелдорснабом, публику-ются в официальном печатном издании «Конкурсные торги» и его версии в Ин-тернете, а также в других печатных и электронных средствах массовой инфор-мации.

Росжелдорснаб стремится к налаживанию долгосрочных отношений с производителями, сотрудничая с целым рядом холдингов и компаний. Это Се-версталь, Череповецкий сталепрокатный завод (ЧСПЗ) и Орловский сталепрокатный завод (ОСПАЗ), входящие в Северсталь-групп; предприятия Евраз-Холдинга - Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК), Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), Кузнецкий металлургический комбинат (КМК); Магнитогорский калибровочный завод (МКЗ) и Магнитогорский метизно-металлургический завод (МММЗ) в группе Магнитогорский металлургический комбинат (ММК); Чусовской и Выксунский металлургические заводы, входящие в Объединенную металлургическую компанию (ОМК), а также Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ), Се-верский и Синарский трубные заводы, входящие в Трубную металлургическую компанию; предприятия Трансмашхолдинга - Бежицкий сталелитейный завод, Новочеркасский Электровозостроительный завод (ЭВЗ), Брянский машиностроительный завод. Поставщиками РЖД являются Чебоксарский «Промтрактор-Промлит», Первоуральский ново-трубный завод и Новосибирский Металлургический завод (МЗ) им. Кузьмина и многие другие.

Организационно в состав Росжелдорснаба ОАО "РЖД" входят несколько структурных подразделений, оказывающих услуги по складской переработке грузов, транспортной обработке подвижного состава:

· Специализированное управление по поставкам железнодорожному транс-порту запасных частей "Спецжелдорснаб", (Москва);

· Северо-Западное управление по поставкам продукции железнодорож-ному транспорту "Севзапжелдорснаб", (Санкт-Петербург);

· Восточно-Сибирское управление по снабжению топливно-энергетиче-скими ресурсами предприятий железнодорожного транспорта "Восттранстоп", (Иркутск).

в том числе склад временного хранения и таможенный склад в Москве, оказывающих полный комплекс складских услуг, включая перевалку с железно-дорожного транспорта на автомобильный и обратно, отправку сборных грузов.

Основная номенклатура поставляемых материально-технических ресур-сов.

· запасные части для подвижного состава,

· материалы верхнего строения пути,

· лесоматериалы,

· строительные и отделочные материалы,

· прокат черных и цветных металлов,

· кабельная и электротехническая продукция и оборудование,

· транспортные средства,

· подъёмно-транспортное оборудование,

· дорожно-строительная техника,

· котлы и котельно-вспомогательное оборудование,

· энергетические угли, нефтепродукты,

· Форменная и специальная одежда и обувь, постельные принадлежно-сти.

Другие направления деятельности:

· Импорт оборудования, запасных частей и материалов для железнодо-рожного транспорта,

· Экспорт подвижного состава и запасных частей, оборудования, мате-риалов, нефтепродуктов,

· Сбор и реализация металлолома,

· Участие в разработке новых моделей форменной и специальной оде-жды и обуви,

Осуществление основных и вспомогательных видов деятельности желез-нодорожного транспорта невозможно без поставок материалов, запасных частей, топлива и других материально-технических ресурсов (МТР) необходимого качества и объема в назначенные сроки. Несвоевременное или неполное выполнение этих функций органами материально-технического обеспечения негативно влияет на качество перевозочного процесса и, в конечном счете, на конкурентоспособность железных дорог.
Материально-техническое обеспечение МТО - это система планирования и организации закупок, поставок, распределения, хранения, учета и контроля материально-технических ресурсов.
Стратегическая цель системы материально-технического обеспечения заключается в минимизации материальной составляющей эксплуатационных расходов за счет оптимизации затрат на закупку, доставку и хранение материальных ресурсов при обеспечении устойчивой работы железных дорог и безопас-ности движения.
Материально-техническое обеспечение должно обеспечивать сквозной поток материальных ресурсов, необходимый для обеспечения бесперебойного перевозочного процесса c целью удовлетворения платежеспособного спроса клиентуры в перевозках при минимально возможных расходах. В долгосрочной
перспективе конкурентоспособность предприятий и организаций железнодо-
723
рожного транспорта зависит от способности найти и сохранить клиента, обеспечивая при этом необходимый уровень рентабельности работы. Этому будет способствовать эффективное и рациональное управление процессом снабжения, опосредованно воздействующего на конечного клиента.
Материально-техническое обеспечение включает в себя: планирование потребности в МТР на основе норм их расхода на единицу продукции (работы) и запланированных объемов работ по видам деятельности; расчет норм расхода и норм производственных запасов МТР; размещение заказов на изготовление МТР на отечественных и зарубежных предприятиях и установление с ними бизнес-отношений; экономическое обоснование выбора формы снабжения (транзитной или складской); разработку планов материально-технического обеспечения; организацию приемки и хранения МТР на складах (с соблюдени-ем надлежащих условий и техники хранения); организацию доставки МТР подразделениям железнодорожного транспорта; ведение учета, составление отчетности и контроль движения МТР. Органы МТО железнодорожного транспорта решают также вопросы развития складского хозяйства, автоматизации и информатизации процессов снабжения.
Система управления МТО включает в себя такие взаимосвязанные направления, как планирование снабжения, организация поставок, нормирование расхода материальных ресурсов, организация складского хозяйства, управление запасами, организация контроля снабжения (рис. 31.1).
Для достижения поставленной цели система МТО должна своевременно и качественно выполнять основные функции. Содержание функций органов МТО включает три направления.
1. Планирование, которое предполагает:
анализ рыночных цен на закупаемые материальные ресурсы, прогноз их динамики и уровня в предстоящем периоде;
расчет прогнозных норм расхода топлива, электроэнергии, материалов и запасных частей на ожидаемый объем транспортной работы;
определение сводной потребности сети и железных дорог в материальных ресурсах на перспективный плановый период в натуральном и стоимостном выражении, ее согласование с финансовыми подразделениями;
оперативное планирование снабжения.
Организация, которая включает в себя:
анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;
заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;
получение и организацию завоза реальных ресурсов;
организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;
обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами.
Контроль и координация работы, в состав которых входят:
контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, вы-полнением ими сроков поставки продукции;
725
контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;
входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
контроль за производственными запасами;
выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;
анализ работы снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельности и повышению ее эффективности.
В зависимости от способа продвижения продукции от предприятия- изготовителя до предприятия-потребителя различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения продукция следует от изготовителя непосредственно к потребителю, минуя промежуточные склады снабженческих (посреднических) организаций. При складской форме снабжения продукция от изготовителя сначала поступает на склады снабженческих (посреднических) организаций, а затем с этих складов отгружается (отпускается) потребителям небольшими партиями.
Основным преимуществом транзитной формы снабжения является уменьшение транспортно-заготовительных расходов у потребителей, а недостатками - увеличение производственных переходящих запасов, объема документооборота, так как по каждому виду продукции необходимо установить хозяйственные связи с поставщиками и вести учет выполнения ими своих договорных обязательств. Преимуществами же складской формы снабжения являются уменьшение производственных запасов и документооборота, возможность организовать комплексное снабжение. Основной недостаток складской формы снабжения - увеличение транспортно-заготовительных расходов из-за уплаты посреднику наценок на поставляемые материалы.
Субъектом управления процессами снабжения на железнодорожном транспорте является система органов материально-технического обеспечения.
В настоящее время на самом верхнем уровне этой системы находятся «Росжелдорснаб» - функциональный филиал ОАО «РЖД» и Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД».
«Росжелдорснаб» осуществляет управление деятельностью в области ма-териально-технического обеспечения и организации поставок материально- технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД». «Росжелдорснаб» включает в се- бя 7 обособленных структурных подразделений филиала: «Центржелдорметро- снаб», «Спецжелдорснаб», «Севзапжелдорснаб», «Приволжскжелдорснаб», «Уралжелдорснаб», «Сибжелдорснаб», «Восттранстоп». К основным задачам «Росжелдорснаба» относятся:
формирование и реализация политики ОАО «РЖД» в области матери-ально-технического обеспечения;
обеспечение производственной деятельности ОАО «РЖД», и выделяемых дочерних структур материально-техническими ресурсами (МТР);
комплексное изучение рынка МТР;
осуществление функций генерального заказчика МТР для нужд ОАО «РЖД»;
организация приема заявок и обработка заявок на МТР;
формирование и согласование общей потребности ОАО «РЖД» в МТР;
организация и проведение конкурсных процедур для закупки товаров, ра-бот, услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств ОАО «РЖД»;
подготовка бюджета по МТО;
формирование и реализация плана закупок МТР;
формирование и реализация плана поставок МТР;
диспетчеризация поставок МТР;
организация финансового взаимодействия ОАО «РЖД» с поставщиками МТР;
нормирование потребностей ОАО «РЖД» в МТР;
анализ претензий по качеству и ритмичности поставок МТР, разработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков;
разработка стандартов взаимодействия структурных подразделений внутри блока МТО, а также со структурными подразделениями ОАО «РЖД»;
формирование рациональных хозяйственных связей предприятий и ор-ганизаций-поставщиков с органами материально-технического обеспечения ОАО «РЖД».
В состав центрального аппарата «Росжелдорснаба» входят следующие основные подразделения: финансовое управление, управление тендерных закупок, управление информатизации и связи, управления запасными частями (вагонов, ло- комотивов, пути), топливно-теплотехническое управление, управление легкой, химической и лесной промышленности, управление материалов верхнего строения пути, управление анализа и оперативного контроля МТО отрасли, управление мар-кетинга и ценообразования, управление планирования поставок МТР, управление по внешнеэкономическим связям, экономико-статистический отдел и прочие.
Следующий уровень системы образуют службы материально-технического обеспечения (службы НХ), входящие в состав аппарата управления железных дорог - филиалов ОАО «РЖД».
Службе НХ подчинен главный материальный склад дороги (НХГ). На отделениях дорог вопросами обеспечения предприятий необходимыми ресурсами занимаются отделы снабжения (НОДХ), которые имеют основной материальный склад и склады филиалов.
Органы МТО имеют в своем распоряжении соответствующие средства производства, представляющие собой совокупность средств и предметов труда. К средствам труда относятся базы, склады, кладовые, погрузочно-разгрузочные и транс-портные средства, различные машины и механизмы, весоизмерительное оборудование, инвентарь и др. В качестве предметов труда выступают различные материальные ресурсы, которые следует доставить от поставщиков к потребителям.
В настоящее время сбор заявок, планирование и осуществление закупок, поставки материалов на склады структурных подразделений железных дорог осуществляется следующим образом: см. рис. 31.2.
На данной схеме выделены два контура:
контур подачи заявок на материальные ресурсы и формирования плана поставок;
контур закупки и доставки материалов.
Подача заявок на материалы и формирование плана поставок осуществляются следующим образом.
1) на основании среднемесячных расходов материальных ресурсов, по согласованию с экономической службой, служба МТО устанавливает право на материальные ресурсы при формировании заявок. Это право доводится до технических служб соответствующих хозяйств, которые, в свою очередь, устанавливают персональное право для подведомственных структурных подразделений за 60 дней до планируемого квартала;
на основании полученного права структурные подразделения формируют заявку на материальные ресурсы за 40 дней до планируемого квартала и отправляют ее в три адреса;
технические службы формируют сводную заявку с группировкой по структурным подразделениям, в рамках установленного права на приобретение материальных ресурсов и с учетом корректировок за 30 дней до планируемого квартала;
служба МТО формирует сводную заявку по отделенческому принципу;
служба МТО формирует предварительный план поставок и направляет его в техническую службу соответствующего хозяйства за 25 дней до плани-руемого квартала;
техническая служба хозяйства проверяет и корректирует предварительный план поставок. В случае корректировки плана поставок в службу МТО направляется исправленная заявка за 15 дней до планируемого квартала;
служба МТО формирует окончательный план поставок за 5 дней до планируемого квартала.
Контур закупки и доставки материалов состоит из следующих операций:
служба МТО формирует заявку на материалы в размере 80% от плана поставок в «Росжелдорснаб»;
оставшиеся 20% плана поставок остаются службе МТО для самостоятельных закупок. Служба МТО высылает оферты поставщикам с гарантированной оплатой;
«Росжелдорснаб» высылает оферты поставщикам с гарантией оплаты. Выбор поставщиков осуществляется на основе предложений поставщиков, их ранжирования и утверждения тендерной комиссией;
в соответствии с планом поставок материалы поставляются на склады службы МТО;
служба МТО информирует соответствующие отделы материально- технического снабжения о приходе материалов. Материалы поставляются на склады этих отделов;
отделы материально-технического снабжения информируют в электронном виде подотчетные структурные подразделения о приходе материалов и осуществляют их поставку с центрального склада на склады этих подразделений в соответствии с разнарядкой.
Разработка перспективного плана материально-технического обеспечения основана на делении всех ресурсов на номенклатуру централизованной поставки и децентрализованной заготовки. К первой группе относятся топливо, материалы, оборудование и запасные части, поставки которых оказывают определяющее влияние на ритмичную работу железных дорог. За эту группу отвечает «Росжелдорснаб». Ко второй группе относятся материально-технические ресурсы, планируемые органами снабжения железных дорог.
Количество номенклатурных позиций важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованного планирования составляет более 2800 единиц (см. табл. 31.1).
Примерный перечень важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованной поставки
Таблица 31.1 Продукция Количество позиций Цельнокатаные колеса 2 Локомотивные бандажи 4 Колесные пары дрезин 4 Запасные части локомотивов 216 Запасные части грузовых вагонов 602 Запасные части пассажирских вагонов 60 Запасные части к импортному подвижному составу и путевым машинам 790 Аккумуляторы локомотивные, вагонные и автоблокировочные 10 Кабельно-проводниковая продукция 913 Приварные, электротяговые и дроссельные соединители и междроссельные перемычки и провода ПБМД 137 Подшипники локомотивные и вагонные 8 Изоляторы контактной сети 10 Трансформаторы 1V-VI габаритов 4 Специальная и фирменная одежда и обувь 22 Постельные принадлежности 8 Прокат черных и цветных металлов 31 Дизельное топливо 2 Топочный мазут 2 Уголь 10 Разработка стратегического плана материально-технического обеспечения начинается с уточнения перспективной номенклатуры потребляемых ресурсов. Эта работа выполняется на основе тщательного анализа плана инновационно- инвестиционной деятельности, тенденций научно-технического прогресса на железных дорогах, перспектив выхода на новые транспортные рынки и т. д.
Под воздействием перечисленных факторов формируется потребность в новых материально-технических ресурсах и сокращается необходимое количество традиционных материалов. Уточнение номенклатуры МТО осуществляется специалистами центральных органов и аппарата железных дорог (НХ). Они обмениваются прогнозной информацией, согласовывают перспективную номенклатуру необходимых ресурсов и определяют, какое подразделение будет отвечать за приобретение тех или иных видов новых материалов. Такая парал-лельная работа существенно повышает обоснованность прогнозных разработок.
Основной величиной, на базе которой определяется потребность в материальных ресурсах, является норма расхода. Нормирование расхода представляет собой процесс установления плановой меры производственного потребления материально-технических ресурсов. Норма расхода - это предельно допустимое количество материалов, топлива, энергии на выполнение единицы транспортной работы в планируемых условиях перевозок.
Структурными составляющими нормы расхода материала являются: чистый (полезный) его расход и технологические отходы и потери. Чистый (полезный) расход материала на изделие представляет собой то количество, которое вещественно вошло в это изделие (полезно израсходовано). К технологическим отходам материала относят то количество, которое не может быть использовано по прямому назначению при изготовлении какой-то продукции (выполнении работы), но может быть использовано при изготовлении другой продукции. К потерям материалов следует относить количество материала, безвозвратно теряемое в процессе производства продукции (работы).
Нормы расхода классифицируются по следующим основным признакам: виду материалов, степени агрегации (масштабу применения), степени укрупнения (детализации) номенклатуры нормируемых материалов, объектам нормирования. По видам материалов разрабатываются нормы расхода на различные виды черных и цветных металлов, лесоматериалы, запасные части и т.п. По степени агрегации нормы подразделяются на индивидуальные, групповые и укрупненные.
Индивидуальные нормы расхода устанавливаются на производство или ремонт единицы конкретной продукции (ремонт локомотива, вагона, здания), исходя из определенных условий организации производства на конкретном заводе, в депо, цехе, на ремонтном участке. По индивидуальным нормам опреде- ляют потребность предприятия в материалах и разрабатывают групповые и укрупненные нормы расхода.
Групповые нормы расхода устанавливаются для однотипной продукции, производимой на ряде однородных предприятий. К таким нормам относятся, например, нормы расхода на деповский ремонт электровозов определенной серии, осуществляемый в различных депо. На железнодорожном транспорте групповые нормы широко распространены в виде среднесетевых и среднеза- водских норм расхода материалов на ремонт и обслуживание одних и тех же серий и типов подвижного состава, эксплуатируемых и ремонтируемых в различных условиях работы железных дорог, заводов и депо.
Укрупненные (суммарные) нормы расхода применяются при планировании материально-технического обеспечения в масштабе всего железнодорож-ного транспорта. Примером таких норм могут служить нормы расхода металла или запасных частей на все виды ремонта различных серий локомотивов в расчете на 1 млн км их пробега или нормы расхода материалов на все виды ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов в расчете на 1 млн км пробега этих вагонов.
По степени укрупнения (детализации) номенклатуры материалов нормы расхода подразделяются на специфицированные, устанавливаемые для каждого конкретного вида материалов с детализацией по сортам, размерам, маркам, и сводные, разрабатываемые для однородных видов материалов. Например, норма расхода проката черных металлов на ремонт локомотива в целом является сводной нормой, а с разбивкой по сорторазмерам и маркам проката - специфицированной.
Для разработки норм расхода материалов, топлива, энергии используют следующие основные методы. Расчетный метод предусматривает определение индивидуальных норм расхода на основе всесторонних расчетов. Основной исходной информацией при расчете норм являются чертежи деталей, карты раскроя, технология производства, характеристики исходного материала. Путем расчетов определяются чистый (полезный) расход материала, технологические отходы и потери.
Опытный метод разработки норм расхода заключается в расчете затрат материалов, топлива, энергии, необходимых для производства единицы продукции (работы), на основе данных замеров, наблюдений и определения чистого расхода, отходов и потерь. При этом число наблюдений и замеров должно быть достаточным для получения представительных выводов. Замена одного материала другим и брак не должны учитываться. Для более точного и детального изучения влияния различных факторов на расход материально-технических ресурсов применяются наблюдения и замеры, т.е. опыты проводятся также в лабораторных условиях.
Если не представляется возможным установить нормы расхода расчетным или опытным путем, то применяется так называемый отчетно-статистический метод нормирования. В этом случае нормы расхода определяют, исходя из отчетных статистических данных о фактическом расходе различных ресурсов на единицу работы. Однако отчетные данные отражают не только достигнутую за анализируемый период экономию, но и все случаи перерасхода, вызванного плохой организацией производства, ремонта и эксплуатации подвижного состава, путевого хозяйства, нерациональным использованием ресурсов и т.д. Поэтому отчетно-статистические нормы расхода по своему существу не являются прогрессивными.
При разработке перспективных планов материально-технического обеспечения, как правило, используют укрупненные нормы расхода, рассчитанные в разрезе стратегических единиц бизнеса. Поскольку прогнозы выполняют на длительный срок (от 3 лет), используемые нормы должны быть прогрессивными, т.е. соответствовать лучшим достижениям российских и зарубежных железных дорог.
Нормы характеризуют не настоящий, а будущий, плановый уровень материальных затрат. Они представляют собой задания по количеству и качеству используемых материалов в планируемом периоде и должны устанавливаться не на уровне фактически сложившихся затрат на единицу транспортной работы, а с учетом совершенствования техники, технологии и организации перевозок, предусматриваемых в планируемом периоде.
Основными задачами перспективного планирования материально- технического обеспечения являются определение ориентировочной потребности железнодорожного транспорта в электроэнергии, топливе, материалах, запасных частях и других видах продукции и примерных затрат в денежном выражении на приобретение, доставку и хранение необходимых ресурсов. От того, насколько правильно будут определены потребности, зависит уровень обес- печения материальными ресурсами запланированной программы работ. При определении материальной потребности должен быть учтен весь объем работ на плановый период: по эксплуатационной деятельности железных дорог; ремонту подвижного состава; прочим видам деятельности (включая изготовление запасных частей подвижного состава, машин и механизмов); ремонту и текущему содержанию зданий и сооружений; капитальному строительству.
Таким образом, план или бюджет материальных ресурсов должен содержать ответы на следующие важные вопросы:
сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они будут ис-пользоваться;
каков разрыв между необходимыми и имеющимися ресурсами;
как устранить существующий разрыв и какие источники лучше для этого использовать;
каковы будут затраты на устранение дефицита отдельных ресурсов;
каковы будут общие затраты на материально-техническое обеспечение перспективного объема железнодорожных перевозок.
Для определения потребности в материальных ресурсах используют ряд методов. Наиболее обоснованным является метод прямого счета, который дает довольно точные результаты. При этом методе перспективную потребность рассчитывают умножением нормы расхода материального ресурса на плановый объем работы.
Также применяют метод определения материальной потребности по аналогии. В этом случае транспортную работу (продукцию), для выполнения которой необходимо рассчитать потребность, приравнивают по затратам материального ресурса к аналогичному виду работы. При необходимости используют поправочный коэффициент, учитывающий особенности потребления отдельных ресурсов и самой рассматриваемой работы по сравнению с аналогом, которые влияют на общий уровень потребности.
Перспективное планирование потребности в материальных ресурсах ведется по укрупненным группам материалов для всей номенклатуры работ и услуг, выполняемых железнодорожными предприятиями. Расчеты могут выполняться как в натуральных, так и стоимостных измерителях. В стоимостном вы- ражении общую потребность в материально-технических ресурсах можно определить по формуле:
H
Ppi = S (Hpi " Цpi - BOi ¦ Цoi) " ^произв, i =1
где Ppi - годовой расход i-го вида ресурса, руб.;
Hpi - норма расхода i-го ресурса на единицу работ (услуг);
Ц^- - цена i-го ресурса;
Воі - величина реализуемых отходов;
Цоі - цена реализуемых отходов;
Лгпроизв - годовой объем работ (услуг) в перспективном периоде; Н - перспективная номенклатура работ (услуг).
При планировании материальных ресурсов, кроме годовой потребности устанавливается также величина (норматив) производственных запасов материалов. Расчеты можно выполнить одним из двух способов:
делением годовой потребности на число поставок материалов в год;
умножением среднесуточного расхода материалов на норму их запаса (в днях).
Общая потребность в i-м ресурсе будет определяться по следующей формуле:
ПР І = Рр- ± ЛЗск,
где Ppi - годовой расход i-го ресурса; Зск - складские запасы i-го ресурса.
После определения потребности в каждом виде материально-технических ресурсов составляется сводный бюджет закупок.
При разработке перспективного бюджета материальных ресурсов рекомендуется особенно тщательно и детально рассчитывать потребность в важнейших и дефицитных материалах. Как правило, номенклатура этих ресурсов ограничена, а влияние на ритмичную работу железных дорог крайне велико.