Звездные войны. Анализ франшизы

«Звёздные войны: Пробуждение Силы» - фильм, окупившийся ещё до выхода в прокат. При бюджете картины в $200 млн владельцу франшизы, компании Disney, удалось продать билеты по предзаказу на сумму $100 млн и лицензии на право использовать бренд и образы героев при производстве товаров на $147 млн. Лицензионное подразделение Disney опережает по выручке всех конкурентов. Как компания стала лидером?

Синергия

Седьмой эпизод «Звёздных войн» побил мировые рекорды по темпу роста кассовых сборов. За 12 дней в прокате фильм собрал $1 млрд. Предыдущий рекордсмен, «Парк юрского периода», смог заработать $1 млрд за 13 дней. Для сравнения, популярный фильм «Аватар», выпущенный в 2009 году, собрал $2,5 млрд, из них всего $600 млн в широком прокате. «Звёздные войны» также установили рекорд по сборам за день, продав билеты на сумму $49,3 млн.

Едва ли картине удалось достичь такого успеха, если бы создатель саги, режиссёр и сценарист Джордж Лукас не продал в 2012 году свою компанию Lucasfilm студии Disney. До этого самый кассовый эпизод «Скрытая угроза», вышедший в 1999 году, собрал около $1 млрд за всё время проката. Перед запуском «Эпизода VII» медиагигант задействовал все свои мощности. Disney называют компанией-многостаночником - она одновременно и аниматор, и продюсер, и производитель.

Disney умеет заставить людей говорить о себе. Disney активно задействует свои телеканалы - спортивный ESPN и развлекательный ABC: в США они трубили о фильме с начала осени. На собственных телеканалах Disney может крутить рекламу бесконечно. В 2014 году компания купила студию Maker Studios, которая создавала популярные ролики на YouTube, чтобы делать вирусные трейлеры. В одном из самых популярных роликов герои предыдущего популярного мультфильма «Головоломка» смотрят отрывок «Звёздных войн» и предвкушают его выход на экраны. Теперь издания публикуют подборки лучших роликов и трейлеров от Disney. Компания вовлекает фанатов из соцсетей, выдумывая разные активности к каждой премьере вроде аватара со световым мечом джедая, который многие установили в свой профиль Facebook. Disney проделал большую работу, чтобы каждый, даже если никогда не смотрел «Звёздные войны», знал о премьере.

The Walt Disney Company состоит из пяти основных подразделений: телевидение - телеканал ABC, спортивный ESPN, сервис Hulu, детские каналы Disney; парки и курорты - объединяет тематические парки, главный из которых Disneyland; студии-производители - Pixar, Marvel, Lucasfilm, собственные фильмы и музыкальные студии Disney; продукты для потребителей - магазины игрушек, продажа лицензий на героев мультфильмов, одежда Disney Style и другое; интерактивный отдел - игры, социальные медиа, мобильные приложения.

«Один плюс один равно четыре», - говорил Майкл Эйснер, глава студии Disney с 1995 по 2004 год, когда объяснял, как работает синергетический эффект между разными подразделениями и зачем студия купила телевизионную сеть ABC (в 1995 году).

В поисках героя

Ещё в 1920 году, когда компания только появилась, её создатель Уолт Дисней решил продавать производителям школьных принадлежностей лицензии на использование образа Микки Мауса. В 30-х компания увидела всплеск интереса к мультфильму «Белоснежка» - производители сами выстроились в очередь за франшизой, которая бы позволила выпускать товары с изображением принцессы. Сегодня лицензии для Disney - не только огромный доход, но и промо для фильмов и мультфильмов. Но чтобы успешно торговать образами героев, необходимо создавать популярных персонажей, которых действительно полюбит зритель. С этим у студии не всегда всё было гладко.

В 2005 году бывший менеджер компании Боб Айгер сменил Эйснера на посту гендиректора. К тому моменту Эйснер испортил отношения со многими партнёрами и конкурентами, в самом Disney велась ожесточённая борьба за власть и определение стратегии. По воспоминаниям Айгера, в середине нулевых Disney «враждовала с каждым вне и внутри себя».

Айгер хотел вернуть заложенную Уолтом Диснеем идею того, что главное - это фильмы, а продвижение и реклама приложится. Производить контент компании было сложно: в середине нулевых Disney переживала творческий кризис. С тех пор как ушёл креативный директор Джеффри Катценберг в 1994 году, в компании царил хаос.

Айгер на второй день своего назначения заявил совету директоров, что хочет купить Pixar, анимационную студию, которая давно была партнёром Disney - вместе они выпустили несколько фильмов, начиная с «Истории игрушек» в 1995 году. Незадолго до этого Айгер приезжал на открытие Диснейленда в Гонконге и на параде игрушек в честь открытия не увидел практически ни одного собственного героя. Больше всего детям нравились герои Pixar - персонажи из «Истории игрушек», «Корпорации монстров», «В поисках Немо» и другие. Он решил, что, если Disney не может создать героев, которые станут самыми главными для детей, нужно использовать тех, кто может.

Главным акционером Pixar был Стив Джобс, которого уволили из Apple Computers. Глава Disney был очень деликатен - он долго убеждал Джобса, что Pixar останется независимой и сможет делать то, что ей нравится. Джобс был в плохих отношениях с предшественником Айгера, Майклом Эйснером, но самому Айгеру доверял. Прямо перед сделкой Джобс сообщил, что у него рак, но от продажи не отказался. В 2009 году Pixar перешла под контроль гиганта.

В договоре было много условий: начиная с того, что Disney обязан указывать название студии на каждом её фильме, и заканчивая обязательным проведением пивной пятницы раз в месяц в штаб-квартире Pixar в Калифорнии. Disney было чему поучиться у Pixar. Эта компания славилась вниманием к деталям. Когда Disney делал мультфильм «Холодное сердце», сотрудники компании провели несколько недель в Норвегии, изучая местную музыку, национальную и повседневную одежду, искусство и интерьеры. В 2013 году мультфильм стал одним из самых прибыльных в истории компании, сборы составили $1,3 млрд.

Disney купил Pixar в 2006 за $7,4 млрд - крайне высокую стоимость за компанию, производящую один фильм в год. Но Айгер знал, на что шёл. За десять лет капитализация Disney выросла в пять раз, до $177 млрд, студия стала самой дорогой кинокомпанией в мире. Акции Time Warner, например, выросли лишь на 20%.

Режиссёр «Звёздных войн» Джордж Лукас и CEO Disney Роберт Айгер

Фото: Фотография: Patrick T. Fallon/Bloomberg via Getty Images

Бесконечная франшиза

«Последние 35 лет я наблюдаю за тем, как история "Звёздных войн" передаётся из поколения в поколение. Я верил, что эта франшиза переживёт меня, но мне хотелось обеспечить её будущее при жизни. Теперь Luсasfilm вместе с Disney сможет продлить франшизу для будущих поколений», - говорил Лукаc, когда в 2012-м продал свою компанию Disney и отошёл от дел.

Сценарист Лоуренс Кэздан, участвовавший в написании сценария последних «Звёздных войн», объясняет успех фильма тем, что это миф, но вместе с тем история о каждом - микс из Акиры Куросавы и Флэша Гордона. «Звёздные войны стали отдельным жанром. Как во всяком жанре, здесь есть множество историй и самых разных персонажей. Говорят: "Будда - это то, что ты с ним делаешь". "Звёздные войны" - то же самое. Эта вселенная может вместить в себя всё, что пожелаешь», - говорит Кэздан.

За компанию Лукаса Disney заплатила $4,1 млрд. Тогда аналитики говорили, что это слишком дорого - студия не производила ничего несколько лет. Последние версии «Звёздных войн», несмотря на коммерческий успех (вторая трилогия, вышедшая в 1999–2005 году, собрала в прокате около $3 млрд), не пользовались популярностью у фанатов, так что успех новых серий был под большим вопросом.

Без сомнения, покупка уже окупилась. Ожидается, что Disney получит с лицензий $5 млрд в ближайшие два года. Известные компании выпускают линейки одежды с героями «Звёздных войн» - такая есть, например, у американской Forever 21. Только на продаже билетов на «Эпизод VII» Disney заработает около $3 млрд в 2015 году.

Компания покупает франшизы, которые будут работать в долгосрочной перспективе. Disney планирует выпустить ещё пять эпизодов «Звёздных войн» до 2020-го - два сиквела к «Пробуждению Силы» и три отдельных картины, не объединённые в трилогию. К тому моменту в парках Калифорнии и Флориды откроются аттракционы из мира «Звёздных войн». Параллельно другая франшиза компании Лукаса - «Индиана Джонс» заключила новое соглашение с актёром Харрисоном Фордом на главную роль в следующем фильме.

В 2009 году Айгер приобрёл издателя комиксов Marvel за $4 млрд несмотря на то, что права на фильмы двух ценных франшиз - «Человека-паука» и «Людей X» - уже принадлежали другой компании. Айгер верил в место Marvel на рынке анимации и в команду. Disney выпустил серию блокбастеров «Железный человек» и начал снимать фильмы про других героев, например про Капитана Америку и Тора из фильма «Мстители».

Disney сфокусировался на франшизах и контенте под руководством Айгера. Он разделил департаменты по франшизам: один отвечает за «Холодное сердце», другое - за «Звёздные войны» и так далее. Эти отделы занимаются только своим проектом - от распространения игрушек в Диснейлендах до размещения героев на пижамах у партнёров-производителей и в собственных магазинах Disney Style.

Узнаваемые образы появляются в комиксах и компьютерных играх, песни из мультфильмов звучат в детских кафе, LEGO выпускает конструкторы по мотивам диснеевских картин. The Economist писал: «Disney зарабатывает на воспоминаниях из детства».

Покупка Pixar помогла Disney победить в анимации. Стратегия Айгера - делать упор на контент - сработала: когда появляются успешные фильмы, желающие купить франшизы выстраиваются в очередь. Айгер всегда старался сохранить команду и независимость компаний, которые он покупал. Он не наседал, не диктовал своё видение, все изменения происходили постепенно. Disney получил новых героев, а компании - дополнительные ресурсы и возможность показать свои работы самой широкой аудитории.

Вопрос, которым задаются эксперты, - как долго Disney сможет выпускать имеющиеся франшизы. Запуск каждой новой - большой риск. Например, снятый по роману Эдгара Берроуза боевик «Джон Картер» с треском провалился. Айгер сейчас об этом не думает. Он собирается уйти в отставку в 2018-м. Пока же смотрит по сторонам в поисках компаний, которые Disney мог бы ещё купить. Айгеру нужны новые гиганты, которые помогут ему захватить детство целиком.

Фотография на обложке: Lucasfilm

Джордж Лукас давно собирался отойти от дел в собственной компании. Он заявил, что готовился к этому шагу на протяжении последних четырех лет и откладывал продажу пока не нашел , и других.

LucasFilm всегда оставался прибыльной компанией, которая получала свой основной доход от франшиз «Звёздные войны» и «Индиана Джонс» и всем, что было с ними связано: книги, игрушки, телесериалы, аттракционы и многое другое. А вот попытки выйти за пределы придуманных в 70-х и 80-х вселенных для Luсasfilm оканчивались неудачно. Последним проектом в кинематографе стал военный экшн , который Lucasfilm не только профинансировала (бюджет порядка $50 млн.), но и взяла на себя всю рекламную кампанию. Проект не окупился, к тому же подлил масла в огонь в отношения Лукаса и студии Twenteen Century Fox, которая формально являлась прокатчиком картины и также формально отнеслась к своим прокатным обязанностям. Впрочем, причиной того, что LucasFilm ушёл не к "Фоксу", а к "Диснею" - совсем иные.

Джордж Лукас о причинах продажи компании:

Слухи о продаже группы компаний Lucasfilm появились давно, но настоящая подготовка к этому началась с приходом Кэтлин Кеннеди. При этом ценник, который предполагалось выставить, изначально был гораздо выше объявленого.


Что бы ни говорил Джордж Лукас о правильности решения продать компанию Диснею", переговоры были весьма изнурительными. К сожалению, изначально, купить Luсasfilm могли лишь единицы (если исключать, конечно, индийских магнатов, китайские корпорации, и российских миллиардеров). Голливудские конгломераты сегодня испытывают массу финансовых проблем. Есть, к примеру, Time Warner, которая управляет компанией Warner Bros. Однако, сейчас для Warner не самое удачное время для покупок: она считает каждую копейку, в планах у неё финансирование нескольких крупнобюджетных проектов и, конечно же, разросшийся до $500 млн. бюджет трилогии "«Хоббит» . Есть ещё Lionsgate, но она уже и .

У NBC Universal сегодня также своих проблем хватает: мало того, что подконтрольная ей Universal Pictures сильно поиздержалась на проектах 2012 года (включая успевший провалиться в прокате и находящуюся на грани окупаемости «Белоснежку и охотника»), так ещё и один из основных студийных финансовых партнёров - инвестфонд Elliott Management - .

Самым очевидным партнёром для Lucasfilm могла бы стать News Corp, чья кинокомпания Twenteen Century Fox всегда был прокатным партнёром проектов Лукаса, но в сегодняшней ситуации она не могла себе позволить такие траты.


News Corp. Руперта Мёрдока переживает не лучшие времена: компанию сотрясают громкие скандалы, её акции дешевеют на глазах, а потому огромные траты, вроде многомиллиардных покупок она позволить себе просто не может. К тому же пока у руля кинокомпании Twenteen Century Fox стоял Тим Ротман, отношения с Лукасом были достаточно напряжёнными. На момент поступления информации о готовящейся продаже Lucasfilm Ротман - . Но самое главное, ни Fox, ни Universal, ни Warner не могли предложить Лукасу своих акций, в том количестве, на которое не поскупился Disney.

Обращение главы Disney Боба Айгера:

Действительно, сегодня The Walt Disney Company - едва ли не единственный крупный американский игрок с наличностью и желанием развиваться во всех имеющихся направлениях индустрии развлечений. В последние годы компания активно скупала крупные бизнесы и конкурентов, включая Pixar и Marvel. Покупка LucasFilm - логичное продолжение начатой политики, тем более, что реальных конкурентов в этом вопросе у "мышиной корпорации" всё равно не было. Наверняка это обстоятельство сыграло свою роль и в вопросах формирования цены за компанию Лукаса: официально сообщается, что Disney вывел сумму в $4,05 млрд. исходя из стоимости акций Lucasfilm на бирже. Но в другой ситуации сумма была бы выше.

После завершения сделки Лукас получит $2 млрд. и 40 млн. акций The Walt Disney Company и станет вторым по величине её частным инвестором с долей в 2,2%.


По большому счёту LucasFilm нужен корпорации больше, чем Disney компании Лукаса. Покупка включает в себя приобретение не только библиотеки прав (что, конечно, немаловажно), но и производственных мощностей, в частности стратегически важного и самого крупного в США игрока по производству спецэффектов - Industial Lights & Magic, а также компании LucasArts, производящей компьютерные игры. И конечно же, не стоит забывать, что вселенная Джорджа Лукаса вольётся во вселенную Disney так органично, как в никакую другую. Новый владелец уже планирует использование и дальнейшее развитие «Звёздных войн» и в кино, и на телевидении и в собственных парках аттракционов. Вложенные $4.05 млрд. - лишь малая цена за те прибыли, которыми обернётся для The Walt Disney Company столь важная и крупная сделка. Свою часть прибыли получит и Лукас, ставший отныне крупным частным акционером этой гигантской корпорации.

Что общего у сериала «Отчаянные домохозяйки», фильма Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум» и спортивным каналом ESPN? Как ни удивительно, все они принадлежат The Walt Disney Company - крупнейшему медиаконгломерату мира. Таких медиагигантов в мире всего шесть - ещё Comcast, Time Warner, News Corp, Sony и Viacom, - и структура их бизнеса во многом похожа. У каждого из них есть свои киностудии, телевизионные каналы, звукозаписывающие студии, издательства, магазины и тематические парки. Степень концентрации медиаресурсов усиливается ещё и тем, что все компании, принадлежащие «большой шестёрке», также постоянно взаимодействуют друг с другом. Disney может снять фильм, дистрибуцией которого будет заниматься Comcast, а права на некоторых персонажей в фильме будут принадлежать Time Warner.

Ошибкой было бы полагать, что конгломераты скупают своих мини-конкурентов исключительно для того, чтобы сделать из них своих клонов. Всё как раз наоборот, современные слияния и поглощения в индустрии развлечений зачастую не приводят к кардинальным изменениям внутренней политики «съеденных» компаний. Обычно они продолжают делать то, что делали, только имея на руках больше ресурсов. Так на рынке поддерживается иллюзия широкого выбора, а конгломераты получают выгоду от разнообразия своих владений.

Эпоха Боба Айгера

Самым агрессивным покупателем в этой индустрии в последние годы считается именно Disney Company. Начиная с 2006 года конгломерат купил несколько компаний, которые славились своим неповторимым индивидуальным стилем, - Pixar, Marvel Comics и Lucasfilm. Миллионы фанатов в ужасе следили за происходящим, ожидая, что Disney испортит всё, что купил, заберёт из их любимых произведений юмор, насилие и истинную романтику. В реальности всё оказалось не так плохо.

Общая прибыль Disney в 2014 году составила 7,5 миллиарда долларов. Своим нынешним успехом компания во многом обязана тому, что в 2005 году пост CEO занял тогда мало кому известный Боб Айгер. Гений-управленец начал свою карьеру с должности ведущего прогноза погоды на канале ABC, затем стал главой этого канала, а после поглощения ABC получил пост вице-президента компании Disney. Компания в этот момент переживала второй в своей истории кризис (первый случился после смерти Уолта Диснея). Под управлением Майкла Айснера она выпускала один провальный фильм за другим - «Пёрл Харбор», «Геракл», «Атлантида: Затерянный мир». Даже успешная трилогия «Пираты Карибского моря» вышла против воли Айснера. В результате совет директоров принял решение заменить главу компании. Пришедший ему на смену Айгер объяснил свою стратегию так: если у Disney проблема с креативностью и созданием новых прибыльных персонажей, значит, нужно купить их у других компаний.

Уолт Дисней
Боб Айгер

Несмотря на неудачи в производстве мультфильмов, доверенная ему компания всё ещё была очень богатой - она получала прибыль благодаря своим телеканалам, магазинам и тематическим паркам, которые принимали более 120 миллионов гостей ежегодно. Фундамент этой структуры, неустанно поддерживающей компанию в трудные времена, заложил ещё Уолт Дисней. Считается, что Уолт был первым голливудским продюсером, который понял, что за телевидением - будущее. Производство полнометражных мультфильмов требовало очень больших средств. Даже успешный прокат в кинотеатрах не позволял его студии по-настоящему встать на ноги. Дисней искал другие источники дохода - и в 1937 году придумал Disneyland. Чтобы найти деньги на строительство огромного парка, Дисней заключил гениальный договор с каналом ABC. Они должны были инвестировать в строительство парка, а он - вести еженедельную передачу на канале, показывая детям свои мультфильмы. Полюбившаяся детям передача так и называлась - Disneyland, она естественным образом рекламировала строящийся парк и сделала компанию Диснея синонимом американской мультипликации.

Даже сейчас парки развлечений приносят компании 20 % прибыли. Проблема в том, что, когда дети приходят в парк, они хотят увидеть не только диснеевских принцесс и Микки-Мауса, но и рыбку Немо, и Железного человека. Креативная монополия Disney на любимых персонажей закончилась в эпоху компьютерной анимации. Но, имея деньги, Боб Айгер быстро превратил этот минус в гигантский плюс.

Как Disney приручил Pixar

Забавно, но будущий основатель Pixar Эд Кэтмелл показал свою первую программу по 3D-анимации сотрудникам компании Disney ещё в 1973 году, там он проходил стажировку. Ему тогда сказали, что между компьютерами и анимацией нет ничего общего и, пока его программа не сможет рисовать правдоподобные пузырьки, она им абсолютно не интересна. Этими словами они выразили мнение всей киноиндустрии, которое оставалось таковым до 25 мая 1977 года. В этот день на экраны вышли первые «Звёздные войны». В отличие от остальных, Джордж Лукас относился к новым инструментам в области визуальных и звуковых эффектов с большим вниманием, в результате чего открыл в своей компании компьютерное подразделение и нанял Кэтмелла им управлять. Через некоторое время к ним присоединился аниматор Джон Лассетер, которого уволили из Disney за чрезмерную смелость во взглядах на будущее анимации. Работники компьютерного подразделения Lucasfilm не очень ладили с Лукасом.

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых
7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное

Им хотелось создавать мультфильмы, а его их разработки интересовали только в той мере, в какой они могли улучшить картинку обычного фильма. Когда в 1983 году Лукас развёлся с женой и потерял большую часть своего состояния в результате бракоразводного процесса, ему потребовалось как-то оптимизировать свой бизнес, и он решил избавиться от компьютерного подразделения. Несколько лет он искал покупателя, которым в итоге стал недавно уволенный из Apple Стив Джобс. Он вложил в новую компанию 54 миллиона долларов. Так Pixar появился на свет.

В первые годы существования Pixar создал несколько коротких анимированных фильмов, один из которых получил «Оскар», и пару рекламных роликов, но прибыли не приносил. Трижды Стив Джобс пытался перепродать компанию кому-нибудь ещё, например Microsoft и Alias, но каждый раз в последний момент отказывался от сделки. Дела шли плохо до тех пор, пока на сцену не вышел Disney. Они предложили инвестировать в создание полнометражного мультфильма Pixar, а взамен получить права на дистрибуцию. В Disney хотели также получить права на технологии Pixar, но Джобс отверг это предложение, заявив, что секреты производства раскрывать не собирается. После оглушительного успеха первого полнометражного мультфильма Pixar «История игрушек» глава Disney Майкл Айснер с ужасом осознал, что собственными руками создал себе великого конкурента. Отношения Айснера и Джобса стали очень натянутыми.


«История игрушек»
«Университет монстров»
«Тачки»

Frozen

Всё изменилось, когда на смену Айснеру пришёл Айгер, который начал активно налаживать отношения с Джобсом. В отличие от Айснера он не собирался бороться с их компанией, он хотел им помочь и убеждал создателей Pixar, что после поглощения обещает сохранить дух и ценности их компании. В результате это вылилось в сделку стоимостью 7,4 миллиарда долларов. А ведь когда-то Microsoft предлагала Джобсу за Pixar всего 90 миллионов долларов. В договоре с Disney было оговорено право Pixar сохранять творческие принципы своей работы, которые Джобс считал основой их успеха. Когда-то уволенный из студии Disney Джон Лассетер вернулся в студию уже её руководителем.

Можно по-разному оценивать то, что случилось дальше. Pixar стали делать мультфильмы быстрее, и все они принесли большую прибыль. Так, «Университет монстров» нельзя назвать провалом, ведь он собрал 800 миллионов долларов в прокате, но всем понятно, что по гамбургскому счёту он получился довольно слабым. В ближайшем будущем Pixar планирует выпускать продолжения «Тачек», «Истории игрушек» и «Суперсемейки», и этот акцент на сиквелах немного настораживает. В то же время родная студия Disney выросла на глазах, встав вровень с современными студиями. Frozen стал самым прибыльным мультфильмом за всю историю кино, да и недавно вышедший «Город героев» явно получился очень удачным.

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых 7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное. По результатам на 2013 год они получили 7 миллиардов благодаря одному только мерчандайзингу товаров по мотивам «Истории игрушек». Это не считая доходов от проката третьей серии, продажи дисков, книг и игр для Wii, Xbox 360 и Nintendo DS, которые принесли ещё 2 миллиарда. Эту цифру можно умножить на 10 - количество созданных Pixar мультфильмов (без учёта сиквелов).

Супергерои оптом

Первые комиксы Marvel появились ещё в 1937 году. С тех пор компания несколько раз перепродавалась - и всегда попадала в руки каких-то странных людей. В 1968 году основатель продал её компании Perfect Film and Chemical Corporation, в которой было подразделение, продающее лекарства по почте, а также отдел печатной продукции, который наравне с комиксами Marvel издавал журнал Ladies’ Home Journal. В 1986 году они перешли во владение компании New World Entertainment, производившей телевизионные фильмы класса B. Ещё через три года их перепродали холдингу MacAndrews & Forbes, в который также входила косметическая компания Revlon. В 1996 году Marvel объявила о своём банкротстве. Спасти утопающий бренд решили владельцы компании по производству игрушек Toy Biz - Ави Арад и Айк Перлмуттер. Эти двое настолько успешно реорганизовали бизнес Marvel, что через десять лет Disney заплатил за него 4,6 миллиарда долларов.

Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек» , и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало

Что тогда придумали Ави и Айк? Во-первых, они начали продавать лицензии на использование популярных персонажей Marvel. Их покупали телевизионные и киностудии, производители одежды, товаров для школьников и игрушек. Всего было продано несколько тысяч лицензий. Особый акцент предприниматели решили сделать на фильмах и играх. Идея заключалась в том, чтобы супергерои вселенной Marvel вышли за пределы обычной для себя подростковой аудитории и стали общеизвестными. Так на свет появились фильмы о Человеке-пауке, Людях Икс и Капитане Америке.

Параллельно с этим Marvel начала снова издавать комиксы, нашла для них новые каналы сбыта, заново «переписала» свои старые истории для молодой аудитории. К 2010 году они увеличили свою долю на рынке комиксов до 50 %. В 2005 году Marvel, собрав 500 миллионов инвестиций, занялась собственным производством фильмов. Так как права на использование самых популярных героев принадлежали другим студиям, они сосредоточились на менее известных героях - Железном человеке, Торе, Халке. Фильмы, сделанные в сотрудничестве с другими студиями, разогрели рынок, публика ждала новых приключений марвеловских героев, так что новые фильмы ждал успех.


«Человек-паук»
«Люди Икс»

«Капитан Америка»

Боба Айгера в Marvel привлекало не только количество потенциально прибыльных героев, но и то, что самыми преданными поклонниками творчества этой компании были мальчики-подростки. Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек», и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало. Владельцы Marvel относительно легко согласились на сделку, так как оба были больше бизнесменами, нежели творцами. У каждого за плечами было по несколько удачно проданных компаний, и Marvel оказалась лишь одной из них. То, что приобретение стоило своих 4 миллиардов, доказал невероятный успех «Мстителей», которые собрали в мировом прокате более 1,5 миллиарда долларов и вошли в тройку самых кассовых фильмов в истории кино.

Как Джордж Лукас продал «Звёздные войны»

В 2011 году Джордж Лукас участвовал в подготовке аттракциона, сделанного по мотивам «Звёздных войн», в Диснейленде. На церемонии открытия Пол Айгер спросил его, не думает ли тот продать компанию, - и попал в точку. Лукасу на тот момент исполнилось 67 лет, и он начал задумываться о выходе на пенсию. После холодного приёма второй трилогии «Звёздных войн» ему и вовсе расхотелось снимать новые фильмы. Вопрос о том, кому оставить компанию, встал ребром. Лукас сказал Айгеру, что так как на его могиле будет написано «создатель Star Wars», то для него это не столько вопрос денег, сколько вопрос о сохранении его наследия. Ему было страшно представить, что кто-то может забрать созданную им Вселенную и начать делать с ней что захочет. Айгеру он, в принципе, доверял, потому что видел, как деликатно тот вёл себя по отношению к другой «его бывшей компании» - Pixar.

Лукас решил продать компанию с условием, что они снимут ещё одну трилогию по его сценарию и оставят выбранного им CEO и часть сотрудников. Он также хотел иметь право голоса во всём, что касается использования его бренда. Айгер настаивал на том, что, хотя мнение Лукаса будут учитывать, именно Disney будет принадлежать право последнего слова. Переговоры шли полгода, Лукас сомневался и нервничал, и, когда в итоге договор был подписан, Айгер, по его словам, чувствовал себя Дартом Вейдером. Он купил компанию Лукаса за 4 миллиарда долларов. В день, когда о сделке было объявлено, кто-то написал в Twitter: «Я почувствовал волнение в Силе, словно миллионы гиков одновременно вскрикнули от ужаса».

Когда Айгер только размышлял о покупке Lucasfilm, он пересмотрел все шесть серий и записал героев, права на которых может получить его компания. Только потом он узнал о существовании «Голокрона» - базе данных по Вселенной Звёздных войн, в которой содержится информация о 17 тысячах персонажей. Каждый из них теперь принадлежит Disney.

Создатель "Звездных войн" продал студию LucasFilm и всю принадлежащую ей интеллектуальную собственность за 4 миллиарда долларов. Новый владелец - компания Disney - планирует перезапустить космическую сагу в 2015 году

Москва. 31 октября. сайт - Создатель киносериала "Звездные войны" Джордж Лукас продал принадлежащую ему студию LuscasFilm компании Disney. Цена сделки составила 4,05 млрд долларов. Часть этой суммы основатель и единственный владелец LuscasFilm получит деньгами, часть - в виде акций Disney.

После завершения сделки Лукас получит 40 млн акций Disney и станет вторым по величине неинституациональным инвестором компании с долей в 2,2%. Крупнейшим частным инвестором является трастовый фонд бывшего сооснователя компании Apple Стива Джобса.

Компания Disney собирается и дальше зарабатывать на "Звездных войнах". Последний фильм из серии - "Звездные Войны. Эпизод III: Месть Ситхов" - вышел семь лет назад и собрал по всему миру без малого 850 млн долларов при бюджете в 113 миллионов. Очередной эпизод, который пока не имеет ни названия, ни режиссера, Disney планирует выпустить в 2015 году.

По словам президента компании Роберта Игера, производство фильма сейчас находится на ранних стадиях. Проект, по его словам, вызывает у его коллег "очень хорошие чувства".

В последние годы Disney, в прошлом известная прежде всего как выдающийся создатель анимационного кино, основательно упрочила свои позиции в игровом кинематографе. В 2009 г. создатели Микки Мауса приобрели компанию Marvel Worldwide - крупнейшего американского производителя комиксов и кинолент по их мотивам. Marvel, в частности, принадлежат права на весьма успешные серии фильмов "Люди Икс", "Железный человек", "Человек-паук" и "Мстители".

По данным американского журнала Variety, Disney будет выпускать 4-6 неанимационных лент ежегодно. Фильмы из серии "Звездные войны" будут выходить раз в два-три года. Новый владелец LucasFilm планирует зарабатывать не только на кинолентах, но и на другой продукции студии - телесериалах, видеоиграх и игрушках, произведенных по мотивам космической саги. В этом году LucasFilm, как ожидается, заработает на этом 250 миллионов долларов. Выпуск нового фильма может увеличить эту цифру в несколько раз - так, в 2005 г. доход компании Джорджа Лукаса составил 550 миллионов долларов.

Вместе со "Звездными войнами" Disney достаются права и на другую не менее известную серию фильмов - об Индиане Джонсе. На данным момент эпопея о приключениях американского археолога насчитывает четыре киноленты, последняя из которых вышла в 2008 г. и собрала более 786 млн долларов при бюджете в 185 миллионов.

Кроме интеллектуальной собственности после покупки LucasFilm Disney получит контроль и над многочисленными техническими подразделениями студии, почти все из которых занимают лидирующие позиции в своих областях. Речь идет о студии спецэффектов Industrial Light & Magic, студии обработки звука Skywalker Sound, и компании-разработчике компьютерных игр LucasArts.

Что касается самого Джорджа Лукаса, то с продажей студии он скорее всего отойдет от активного участия в создании "Звездных войн" и фильмов об Индиане Джонсе. "Я инвестирую в Disney, это мой пенсионный фонд", - заявил сам Лукас в видео, размещенном компанией Disney на портале Youtube. При создании седьмой серии "Звездных войн" режиссер, фактически единолично создавший жанр космооперы, будет выполнять функции консультанта.

По словам Лукаса, он думал об уходе из LucasFilm на протяжении последних четырех лет и откладывал этот шаг до тех пор, пока не нашел "нового дома" для своего детища. Лукас подчеркнул, что всегда был фанатом Disney, и даже считает свою студию "мини-Диснеем".

Режиссер также подчеркнул, что совместно с президентом LucasFilm Кэтлин Кеннеди уже давно работал над новой трилогией о "Звездных войнах". По словам Лукаса, собранных ими идей может хватить на "еще сто лет производства "Звездных войн".

Известный американский режиссер Джордж Лукас считает, что новые эпизоды его легендарной киноэпопеи "Звездные войны" можно снимать еще в течение 100 лет. Накануне о покупке компании Лукаса Lucasfilm Ltd за четыре миллиарда долларов объявила корпорация Walt Disney Company.

ПО ТЕМЕ

"Пришло время передать "Звездные войны" новому поколению кинематографистов" , – заявил режиссер, комментируя сделку. Представители корпорации сразу же заявили о намерении выпустить в 2015 году очередной, седьмой, эпизод "Звездных войн". В компании Disney уверены, что на рынке есть "существенный скрытый спрос" на продолжение "Звездных войн" со стороны поклонников киносаги.

"У нас есть планы на седьмой, восьмой и девятый и последующие фильмы . У нас огромное количество идей и персонажей. Мы могли бы продолжать снимать "Звездные войны" в течение следующих 100 лет", – заявил Лукас.

Сага "Звездные войны" стала самой популярной фантастической эпопеей в истории кино. Ее фанаты объединяются в клубы, устраивают игры и даже исповедуют "джедаизм", передает ИТАР-ТАСС .

Название "Звездные войны" было перенесено на американскую оборонную программу. А выражение "Империя зла" по отношению к СССР Рональд Рейган также позаимствовал из фильма Лукаса.

Первый фильм был снят в 1977 году ("Новая надежда"), второй вышел в 1980-м ("Империя наносит ответный удар"), третий фильм сняли в 1983 году ("Возвращение Джедая"). Эпизоды трилогии-приквела появились на экранах в 1999-м, 2002-м и 2005 годах.

В 2010-м было объявлено о решении выпустить все части саги в формате 3D. Первый "объемный" эпизод "Звездных войн" "Скрытая угроза" вышел на экраны в феврале этого года. В мировом прокате фильм заработал более 100 миллионов долларов.