Забыли пробить чек: как исправить. Что делать, если неправильно пробит чек по онлайн-кассе Если не пробили кассовый чек

Организация применяет ЕНВД. Кассир не пробил чек в момент продажи. Чем это грозит. Пробивать его или нет? Как оформлять документы при работе с ККТ? Ответы в статье.

Вопрос: В нашей компании стоит ОФД с 30.01.2018 года. Кассир не пробил чек в момент продажи. Чем это грозит. Пробивать его или нет? Организация применяет ЕНВД.

Ответ:

Если покупателю не выдать кассовый чек (БСО), то за это могут предупредить или оштрафовать:

- должностных лиц

Ситуация: что делать, если кассир-операционист не пробил кассовый чек при расчете

Сформируйте кассовый чек коррекции.

При работе с онлайн-ККТ чеки, которые не пробили, исправляют через корректировку расчетов. Чтобы сформировать кассовый чек коррекции, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации кассовых машин. Например, производители пишут, что чеки коррекции содержат:*
- заголовок «Кассовый чек коррекции»;
- наименование операции;
- сумму;
- информацию о типе оплаты;
- блок информации для передачи оператору фискальных данных со всеми реквизитами кассового чека.

В зависимости от того, какая сумма не была пробита в чеке, кассир-операционист формирует чек коррекции - на приход или расход денег.

Так, если покупателю не выдать кассовый чек (БСО), то за это могут предупредить или оштрафовать:*
- организацию - на 10 000 руб.;
- должностных лиц (руководителя, его заместителя) - на 2000 руб.

Кассир не выдал покупателю кассовый онлайн-чек и обнаружил ошибку уже после закрытия смены. На следующий день он пробил чек коррекции прихода (см. образец 7 ниже). По факту нарушения бухгалтер оформил акт о выявлении излишков в кассе и сообщил о нарушении в инспекцию через личный кабинет ККТ.

Образец 7. Кассовый чек коррекции

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Чек-коррекция используется в следующих ситуациях:

— кассир допустил ошибку и хочет её исправить,

— при технических неисправностях кассового аппарата, из-за которых оборудование дало сбой.

То есть речь идёт о ситуациях, когда происходит корректировка расчётов, произведённых ранее, согласно пункту 4 статьи 4.3 закона о ККТ.

Например, ситуация, когда кассир забыл пробить чек и продажа осталась неучтённой, или когда был выбит чек на неправильную сумму.

Чтобы лучше понимать, как правильно оформляется коррекция, приведем небольшой алгоритм:

  1. После того как обнаружена ошибка в расчетах, необходимо документально сформулировать юридическое обоснование, которым может быть служебная записка или акт.
  2. Пробивается чек коррекции, в котором для обоснования указывается составленный документ, его дата и номер. Признак расчета может быть сформулирован только в 2 возможных вариантах: расход или приход. Тип коррекции — самостоятельная операция .
  3. Документы — обоснования чека коррекции нужно хранить в течение 5 лет как первичный бухгалтерский документ (ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Ситуация: кассир пробил чек на сумму меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло до ухода покупателя.

Возврат товара онлайн-касса проводит без особых проблем. Оформляется обычный кассовый чек с отметкой: «Возврат прихода», деньги возвращаются покупателю.

1. Кассир пробивает чек на возврат прихода (на неверную сумму);

2. Кассир формирует «правильный чек», который квалифицируется как приход;

3. Кассир отдаёт покупателю правильный чек, и забирает ошибочный.

Таким образом и ОФД, и налоговая инспекция получат верные данные, что позволит обойтись без создания чека коррекции.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло после ухода покупателя

Чек коррекции — документ, при помощи которого можно решить проблему отсутствия кассового чека по проведенной операции, избежав административного наказания.

Данная ситуация иллюстрирует факт появления неучтённой выручки от продаж, то есть у налоговой может возникнуть вопрос о сокрытии части налогооблагаемого дохода. Неучтённая выручка также может свидетельствовать о неиспользовании ККТ, что влечёт за собой соответствующие штрафные санкции. Тоже самое происходит, когда кассир неумышленно не пробивает чек.

Важный момент: для того, чтобы избежать штрафа необходимо пробить чек коррекции, данная мера действует тогда и только тогда, когда обнаружение и исправление ошибки произошло до проверки налоговой инспекцией

Каков порядок действий, если ошибка найдена «самостоятельно»?

1. Создаётся специальный документ - служебная записка , в которой обозначен момент (дата и время) ошибки, которая привела к появлению неучтённой выручки, этот документ регистрируется (присваивается номер и дата);

2. В чеке коррекции указывается регистрационный номер и дата служебной записки - это служит основанием для операции коррекции;

3. В чеке коррекции должен быть определён «Тип коррекции»

Этот реквизит отражает причину введения корректировки:

  • «0» - корректировка проведена самостоятельно (по собственной инициативе);
  • «1» - корректировка проведена по предписанию (по инициативе налогового органа, обнаружившего нарушение).

4. Вы должны передать в налоговую 3 документа:

Отправьте письмо раньше чем налоговая заметит нарушение. В противном случае компания может получить штраф в 30 тыс. руб. согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ . Если исправите ошибку до того, как ее нашла ФНС — штрафа не будет.

Каков порядок действий, если ошибка найдена «по предписанию»?

Ошибка, найденная «по предписанию», то есть налоговая узнала о неучтённых продажах. Такое может произойти в том числе после жалобы покупателя о невыданом чеке.

Порядок действия кассира таков:

1. Пробивается чек коррекции;

2. Основанием коррекции служит дата и номер предписания (которое ИФНС направляет в бухгалтерию компании);

3. В чеке коррекции должен быть определён тип расчёта «приход» и «операция по предписанию» как признак коррекции.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую, чем была получена им на самом деле, и это произошло после ухода покупателя.

Данная ситуация иллюстрирует факт преувеличения выручки от продаж, так как эти данные меньше фискальных данных, то есть реально получено меньше денег, а следовательно - появляется недостача в денежном ящике.

Та же ситуация возникает, когда продавец-кассир пробивает несколько раз один и тот же чек.

Есть ли необходимость в создании чека коррекции? Преобладающее число экспертов в области кассовой дисциплины утверждает, что этого делать не нужно, так как данная ситуация не провоцирует штраф из-за неприменения кассовой техники.

Какой порядок действий в этой ситуации?

1. Кассир пробивает чек, который квалифицируется как «возврат прихода», который создаётся на сумму недостачи;

2. Создаётся пояснительная записка с раскрытием причины недостачи по кассе.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую /меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло в предшествующей смене .

Этот вопрос касается корректировок после закрытия смены.

Чек коррекции можно оформить в любой день. Например, если неприменение ККТ выявлено самостоятельно в течение смены, то чек коррекции можно пробить до формирования отчета о закрытии смены. Если излишек денег обнаружен после формирования отчета о закрытии смены, то чек коррекции допустимо сформировать на другой день после открытия смены.

Оформлять чек коррекции следует отдельно по каждой операции, совершенной без применения ККТ, либо данные о которой не были переданы ОФД (Письмо ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899 ). Сделать один чек коррекции на общую сумму непроведенных операций разрешено только в случае массового технического сбоя в работе ККТ (Письмо ФНС России от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867).

Важный момент: Согласно мнению специалистов ФНС , не запрещено создание чеков коррекции после закрытия смены, однако важно в таких чеках указывать момент, когда была допущена ошибка (дата и время).

1. Кассир пробивает чек коррекции;

2. Кассир указывает в нём дату и время ошибки прихода (в опции «описание коррекции»). Например, может быть такое описание коррекции: «20.07.2018 в 15:25 был сформирован кассовый чек с ошибочной суммой». (А чек коррекции может быть составлен гораздо позже, например 10.08.2018).

Вид нарушения

Размер штрафа или вид наказания в соответствии 54-ФЗ

должностное лицо

Организация или ИП

Не применение кассового аппарата после 01.07.2017

Штраф от 25% до 50% от непробитой суммы продажи (но не менее 10 тыс. рублей)

Штраф должен составить от 75% до 100% от непробитой суммы продажи (но не менее 30 тыс. рублей)

Повторное неприменение кассы в течение одного года, в том числе, если сумма расчётов составила 1 млн. руб.

(после 01.07.2017)

Дисквалификация от года до двух лет

Приостановка деятельности на срок до трёх месяцев (90 суток)

ККТ не соответствует новым требованиям, нарушены правила регистрации после 01.07.2017

Штраф на сумму от 1,5 до 3 тыс. руб.

Штраф для ИП:

1,5 — 3 тыс. руб.

для юр.лица:

5 — 10 тыс. руб

Нарушение срока представления документов и данных по запросу налоговой (ФНС)

Штраф для ИП и должностного лица:

1,5 — 3 тыс. руб.

для юр.лица:

5 — 10 тыс. руб

Невыдача чека или прочего БСО (бланка строгой отчётности) в печатном виде/неотправка данных в электронном виде по просьбе покупателя

Предупреждение и штраф в 2 тыс. руб.

Предупреждение и штраф:

для ИП: 2 тыс. руб.;

для юр.лица: 10 тыс. руб.

Важно! Теперь к ответственности могут привлечь в течение года (ранее период привлечения к ответственности был равен двум месяцам).

Реквизиты чека коррекции

Реквизиты чека коррекции такие же, как и у обычного. Например: ИНН, номер ККТ, адрес расчета, система налогообложения, фискальный признак.

Разница между ними в том, что в коррекционном чеке не отражается номенклатура товара, цена и объем . Это связано с тем, что коррекционный чек нужен только ОФД и ФНС для проверок, а покупателю его не предоставляют. По этой же причине в нем нет QR-кода, по которому клиенты проверяют подлинность документа.

В таком чеке указывается всего одна общая сумма корректировки. Разбиение по товарам не нужно.

В реквизите «Кассир» должны быть указаны ФИО и должность соответствующего лица.

На форуме официального сайта ФНС России forum.nalog.ru размещены методические рекомендации по формированию кассовых чеков в соответствии с приказом ФНС России от 21.03.2017 ММВ-7-20/229@ .

Недавно был принят Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ, который внес существенные изменения в порядок применения контрольно-кассовой техники.

В частности, Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» дополнен нормами о моменте формирования кассового чека и его передаче покупателю при расчетах в сети интернет, когда продавец в момент расчетов не взаимодействует с покупателем даже дистанционно. Это снимает вопросы о том, когда нужно пробить чек, если оплата получена переводом на расчетный счет .

Важные нормы в отношении момента формирования кассовых чеков содержат не только Федеральные законы N 54-ФЗ и N 192-ФЗ, но и Проект Приказа ФНС России по внесению изменений в Приказ от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (устанавливающий требования к реквизитам фискальных документов). Хотя это только проект, он отражает позицию фискалов на затронутые нами вопросы.

Момент расчета

Если рассматривать расчеты с физлицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя , при определении момента расчета следует руководствоваться Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с п.3 ст.16.1 Федерального закона N 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными:

  • Наличными денежными средствами - в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту);
  • Путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств - в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту);
  • Путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (кроме оплаты наличными переводом без открытия счета) - в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией .

Если наличные расчеты вопросов, когда применять ККТ, обычно не вызывают, то с безналичными платежами не все так просто.

Общие условия перевода денежных средств , включая перевод электронных денежных средств (ЭДС), определяет Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Эти правила распространяются как на переводы при участии физических лиц, так и организаций, и предпринимателей (но в отношении платежей физлиц как потребителей приоритет будут иметь нормы Федерального закона N 2300-1).

При расчетах платежными поручениями переводом с банковского счета банк обязан исполнить распоряжение плательщика одним из следующих способов (ст. 865 Гражданского кодекса РФ):

  • счет получателя средств, открытый в этом же банке ;
  • зачисление денежных средств на банковский счет банка получателя средств, открытый в банке плательщика , либо передача платежного поручения банку получателя средств для списания денежных средств с банковского счета банка плательщика, открытого в банке получателя средств;
  • передача платежного поручения банку-посреднику в целях зачисления денежных средств на банковский счет банка получателя средств;
  • иные способы, предусмотренные банковскими правилами и договором.

Этот момент будет являться моментом осуществления расчетов в целях применения ККТ, независимо от того, в какой момент согласно заключенному между сторонами договору обязательство плательщика перед получателем признается исполненным. Исполнение распоряжения плательщика о переводе денежных средств подтверждается банком в порядке, установленном «Положением о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П).

Электронные денежные средства - это денежные средства, предварительно передаваемые одним лицом другому лицу без открытия банковского счета . В этом их основное отличие от денежных средств на расчетных счетах в банках. Проводить перевод ЭДС вправе только оператор по переводу электронных денежных средств, однако им может быть не только кредитная организация (перечень действующих операторов по переводу ЭДС размещен на сайте Банка России). Оператор ЭДС осуществляет на постоянной основе учет информации об остатках и осуществленных переводах электронных денег.

Как пример электронных средств платежа, позволяющих совершать операции с ЭДС, можно привести электронные кошельки («Яндекс.Деньги», «WebMoney» и «QIWI»), а также предоплаченные карты «Тройка», «Стрелка» и виртуальные платежные карты.

Особенность использования ЭДС в расчетах также заключается в том, что Федеральный закон N 161-ФЗ запрещает юридическим лицам использовать электронные денежные средства при расчетах между собой:

  • юридические лица и предприниматели не могут быть получателями ЭДС (исключение - если плательщиком является физическое лицо);
  • юридическим лицам и предпринимателям Федеральный закон N 161-ФЗ разрешает осуществлять платежи в форме электронных денежных средств только в пользу физических лиц.

Для переводов денежных средств (ДС) присущи такие свойства как безотзывность и окончательность.

Безотзывность перевода - характеристика, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени.

Окончательность перевода - характеристика, обозначающая предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени.

Таким образом, распоряжение клиента о переводе денежных средств может быть им отозвано до наступления безотзывности перевода. Причем моменты признания перевода безотзывным и окончательным различаются для обычных безналичных (или наличных) переводов и переводов ЭДС. Соответственно по-разному будет определяться и момент расчета для целей применения ККТ.

Характеристики перевода ДС

Безналичный перевод (ДС на расчетном счете или наличные)

Перевод ЭДС (обычный режим использования ЭСП)

Перевод ЭДС (автономный режим использования ЭСП)

Общий срок перевода ДС

Не более трех рабочих дней начиная со дня списания ДС с банковского счета плательщика (или со дня предоставления плательщиком наличных ДС в целях перевода без открытия банковского счета)

Банк обязан информировать плательщика об исполнении платежного поручения не позднее дня, следующего за днем его исполнения , если не установлен более короткий срок (п.2 ст.865 ГК РФ).

Перевод ЭДС осуществляется путем одновременного принятия оператором ЭДС распоряжения клиента, уменьшения им остатка ЭДС плательщика и увеличения им остатка ЭДС получателя средств на сумму перевода

Перевод ЭДС с использованием предоплаченной карты осуществляется в срок не более трех рабочих дней после принятия оператором ЭДС распоряжения клиента

Оператор ЭДС незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода ЭДС направляет клиенту подтверждение об исполнении распоряжения

Получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору ЭДС для ее учета не позднее окончания рабочего дня оператора ЭДС

Оператор ЭДС направляет плательщик у получателю , если это предусмотрено договором) подтверждения об осуществлении перевода ЭДС (незамедлительно после учета оператором ЭДС информации, полученной от получателя средств)

Безотзывность перевода

С момента списания ДС с банковского счета плательщика (или с момента предоставления плательщиком наличных ДС в целях перевода без открытия банковского счета)

Перевод ЭДС становится безотзывным и окончательным после одновременного принятия распоряжения клиента, уменьшения остатка ЭДС плательщика и увеличения остатка ЭДС получателя средств на сумму перевода

В момент использования клиентом ЭСП

Окончательность перевода

Если плательщика и получателя обслуживает один оператор - в момент зачисления ДС на банковский счет получателя (или обеспечения получателю возможности получения наличных ДС)

Если плательщика и получателя обслуживают разные операторы - в момент зачисления ДС на банковский счет оператора , обслуживающего получателя

После учета оператором ЭДС информации о совершенных операциях , которую он ежедневно принимает от получателя средств

Прекращение обязательства оператора по переводу ДС перед плательщиком

В момент наступления окончательности перевода

Специально не определено законом, но с учетом общих правил проведения перевода ДС - в момент окончательности перевода

Специально не определено законом, но с учетом общих правил проведения перевода ДС -в момент окончательности перевода

Прекращение обязательства плательщика перед получателем

Не определено, на практике может устанавливаться договором между плательщиком и получателем.

Момент расчетов определяется с учетом норм ст.865 ГК РФ

При наступлении окончательности перевода ЭДС

В момент наступления безотзывности перевода ЭДС

Таким образом для переводов денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов моментом расчета для целей применения ККТ будут являться:

  • при переводе денежных средств (наличных, либо с расчетного счета в банке) - момент окончательности перевода;
  • при переводе электронных денежных средств в обычном режиме - момент окончательности перевода;
  • при переводе электронных денежных средств в автономном режиме - момент безотзывности перевода.

Формирование кассового чека: расчеты при непосредственном взаимодействии продавца и покупателя

В общем случае ККТ применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) и в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (п.1 ст.4.3 Федерального закона N 54-ФЗ). Это может быть как сам продавец, так и привлеченный им посредник, например, платежный агент (п. 11, 12 ст.4, ст.5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Письмо Минфина России от 02.05.2017 N 03-01-15/26812).

В частности, эта норма применима, когда покупатель и продавец вступают в непосредственное «личное» взаимодействие - при оплате продавцу наличными или банковскими картами, например, в торговой точке.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек на бумажном носителе и/или в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (п.2 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).

Отметим, что дата и время формирования чека являются одним из обязательных реквизитов кассового чека. Причем в действующей редакции Федерального закона N 54-ФЗ ничего не сказано о допустимом отклонении времени в чеке и реального местного времени (хотя есть требования о контроле за временем, передаваемым ККТ в фискальный накопитель, и временем внутреннего таймера ФН). Ранее ФНС указывала о допустимом отклонении в 5 минут (Информация ФНС России от 30.12.2015 «О доведении информации об отличии времени на кассовом чеке от фактического»).

Проект Приказа ФНС России по внесению изменений в Приказ N ММВ-7-20/229@ предусматривает закрепление этого требования на уровне нормативного документа. Так согласно новой редакции примечания к таблице 19 «Реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке (бланке строгой отчетностиотклонение времени на ККТ не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ «О порядке исчисления времени». Аналогичные требования внесены и в отношении прочих формируемых ККТ фискальных документов и отчетов.

Формирование кассового чека: расчеты при дистанционном взаимодействии продавца и покупателя

При осуществлении расчетов в безналичном порядке , покупателя (клиента) с пользователем (в частности, с применяющим ККТ продавцом), с применением устройств, подключенных к сети интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя с пользователем, продавцы обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе может не печататься (п.5 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ). Помимо этого требования действует и общее - о применении ККТ в момент осуществления расчета.

То есть в случае использования устройств, обеспечивающих дистанционное взаимодействие участников расчетов, чек передается (направляется) покупателю в момент совершения расчета . Это, например, расчеты банковскими картами на сайте интернет-магазина и т.д.

К данному чеку будут применимы общие требования о соответствии времени формирования чека реальному местному времени и допустимом отклонении в 5 минут .

Возможна ситуация, когда при оплате по карте потраченная покупателем сумма замораживается его банком-эмитентом для последующего списания . При этом банк уменьшает величину доступного баланса по карте покупателя на стоимость покупки, но не списывает ее сразу со счета (п.4 ст.845 Гражданского кодекса РФ). Денежные средства будут списаны после того как банк получит подтверждение оплаты от банка-эквайрера. Разрыв между блокированием и фактическим списанием денежных средств со счета плательщика может составлять несколько дней. Как разъяснил Минфин, продавец обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией. По мнению ведомства, моментом подтверждения исполнения такого распоряжения для целей применения ККТ возможно считать момент блокировки денежных средств (Письма от 06.04.2018 N 03-01-15/22629, от 25.08.2017 N 03-01-15/54870).

Формирование кассового чека: расчеты в безналичном порядке, исключающие возможность непосредственного или дистанционного взаимодействия продавца и покупателя

При осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, когда не используются устройства, обеспечивающие дистанционное взаимодействие участников расчетов , кассовый чек должен быть сформирован , но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ в новой редакции).

Это ситуация, когда продавец (его представитель или автоматическое устройство для расчетов) не взаимодействует с плательщиком в момент оплаты.

Например, физлицо оплачивает счет наличными деньгами через отделение банка (переводом без открытия счета). В этом случае денежные средства как правило поступают на расчетный счет не в момент расчета, а с разрывом во времени. Однако моментом расчета будет являться момент внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации (п.3 ст.16.1 Федерального закона N 2300-1).

Другой случай разрыва во времени - оплата физлицом со своего счета (или банковской карты) через клиент-банк . Тут моментом расчета является момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей покупателя (клиента) кредитной организацией (п.3 ст.16.1 Федерального закона N 2300-1, Письма Минфина России от 15.06.2018 N 03-01-15/41171, N 03-01-15/41174, от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@ и др.).

Соответственно сформировать кассовый чек нужно не позднее рабочего дня , следующего за днем подтверждения кредитной организацией исполнения распоряжения физлица о переводе, но не позднее момента передачи товара.

А передать этот чек покупателю продавец может следующими способами (п. 5.3 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ):

  • в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета или момента передачи товара;
  • на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека в электронной форме;
  • на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Ответственность за неприменение ККТ можно избежать: Федеральный закон N 192-ФЗ уточнил, что одним из условий является формирование чека коррекции.

Прежде всего напомним, что срок давности привлечения к административной ответственности в сфере применения законодательства о ККТ составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ).

Неприменение ККТ влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц (а также индивидуальных предпринимателей) в размере от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тысяч рублей.

Штрафа за непробитый чек (неприменение ККТ), а также за ненаправление (невыдачу) покупателю (клиенту) кассового чека, можно избежать , заявив в налоговый орган в письменной форме о неприменении контрольно-кассовой техники и исполнив обязанность по ее применению (см. примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). При этом одновременно должны соблюдаться следующие условия:

  • На момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Для этого нужно:

1. Добровольно исполнить обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой предусмотрена административная ответственность, до вынесения постановления об административном правонарушении .

В случае неприменения ККТ нужно пробить чек коррекции (п.4 ст. 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ в ред. Федерального закона N 192-ФЗ). Он оформляется отдельно по каждой операции, совершенной без применения ККТ либо данные о которой не были переданы ОФД (Письмо ФНС России от 07.12.2017 N ЕД-4-20/24899).

При формировании чека коррекции обратите внимание на следующие реквизиты (п.30, таблица 30 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@):

  • признак расчета (тег 1054)

Если нужно скорректировать приходные операции (например, если выявлена оплата ЭСП на расчетный счет, по которой не был выдан чек), указывается «1» («приход»).

  • тип коррекции (тег 1173)

В данном случае он принимает значение «0» (самостоятельная операция), поскольку чек коррекции вы формируете по собственной инициативе («1» - операция по предписанию, если чек коррекции пробиваете по инициативе налогового органа, уже обнаружившего нарушение).

  • основание для коррекции (тег 1174)

Этот реквизит включает в себя три других реквизита (таблица 31 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@):

В реквизите «описание коррекции» (тег 1177) указывается причина коррекции (например, «ХХ.ХХ.2018 не сформирован кассовый чек на полученный на расчетный счет платеж») и наименование документа, на основании которого производится коррекция (объяснительная, служебная записка и т.п.);

В реквизитах «дата документа основания для коррекции» (тег 1178) и «номер документа основания для коррекции» (тег 1179) указывается дата и номер документа, на основании которого формируется чек коррекции.

2. Добровольно в течение трех рабочих дней с момента исполнения обязанности (т.е. оформления чека коррекции) заявить в налоговый орган через кабинет ККТ о совершенном правонарушении (пп.7 п.1, п.2, пп.11 п.9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).

В заявлении укажите причины неприменения ККТ, сумму, а также реквизиты чека коррекции.

Таким образом, чтобы избежать административной ответственности в случае, если кассовый чек не был пробит, необходимо сформировать чек коррекции, а также сообщить о факте нарушения ФНС через кабинет ККТ, до того, как налоговый орган об этом узнает (а узнать он может, например, от покупателя, который не получил кассовый чек).

Основное отличие онлайн-касс состоит в наличии накопителя фискального типа, на ежедневной основе передающего в налоговую структуру через специальных операторов фискальных данных (ОФД) сведения о выручке, полученной организацией.

Использование онлайн-устройства обязательно для предприятий, работающих по общей или упрощенной системам налогообложения ( , ), а также реализующих подакцизную продукцию.

Подключение к обязательному использованию новшества иных категорий налогоплательщиков, включая ИП на и , предполагается поэтапно с середины текущего года (с 01.07.2018) и будущего года (с 01.07.2019). Исключение составляют организации и предприниматели, занятые видами деятельности, указанными в утвержденном региональными государственными органами перечне (ФЗ № 54, 22.05.2003).

Обязательной корректировке подлежат расчеты по онлайн-кассе в случаях возникновения ошибок, приведших к проведению по кассе лишних сумм или к возникновению денег.

Возврат денег при неправильном пробитии документа по онлайн-кассе

По онлайн-кассе операции по возврату оформляются:

  • При обнаружении нарушения до завершения смены дежурного кассира (до подбития сводного ) с помощью возвратного чека. Оформленный документ на возврат поступления одновременно с Z-отчетом, содержащим показатели по выручке предприятия за день или сутки (24 часа) работы, направляется оператором в подразделение налоговой структуры. Передаваемый отчет содержит пояснение-указание на первоначальный ошибочный документ, в результате указанная в документе сумма подлежит вычету из показателя общей выручки за день.
  • При возврате денег не в день приобретения продукции, но в срок до 14 дней от даты покупки, соответствующий закону по защите прав потребителей, когда дежурный кассир выписывает кассовый ордер на расход (РКО) и производит выдачу денег из главной кассы. Предварительно кассир принимает от покупателя составленное им заявление с изложением проблемы и проверяет соответствие указанных в заявлении паспортных данных документу, предъявленному гражданином.

К сведению! Оформление возвратного чека возможно только в день совершения приобретения при использовании в работе ККТ новой модели. При всех вариантах возврата рекомендуется составить акт по возврату денежных средств (подобно форме КМ-3 о возврате клиентам денег по кассовым чекам неиспользованным или ошибочно пробитым), который вместе с ошибочными кассовыми чеками (приклеенными на чистый бумажный лист), пояснением и документами к Z-отчету направляется в бухгалтерию компании.

Форма КМ-3 может быть составлена только в виде, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ (№ 132, 25.12.1998). Предприятие вправе разработать иной документ для оформления возврата средств, но и использование КМ-3 не будет нарушением, несмотря на необязательность формы (письмо МФ РФ № 03-01-15/54413, 16.09.2016).

Если покупатель расплачивался за приобретенный товар с помощью платежной карточки, то средства возвращаются также в безналичном виде на карточку (указания ЦБР № 3073, 07.10.2013). При перечислении денег не в день покупки покупатель должен составить заявление и предъявить собственный паспорт, а кассир возвращает средства и передает в бухгалтерию пакет документов (акт, пояснение, Z-отчет).

Внимание! Неустранение по онлайн-кассе нарушений, связанных с возвратом денег, влечет применение в отношении предприятия санкций по КоАП РФ (ст.14).

Корректировка ошибки ввода данных по онлайн-кассе

В случае выявления по онлайн-кассе ошибки ввода данных (не оформлен чек, на чеке отсутствуют некоторые позиции) по вине кассира или из-за технической неисправности аппарата формируется чек коррекции.

Целью процедуры является приведение в соответствие реальных сведений по продажам с подлежащими учету в НС (фискальными). Выполнение корректировки на понижение или увеличение объема продаж возможно в любое время после обнаружения ошибки. Возможны две ситуации.

Ситуация 1. В случае отбития кассиром кассового документа на сумму меньше фактически полученной образуется ситуация появления неучтенной выручки от реализации. Налоговые службы могут трактовать факт как сокрытие доли дохода, подлежащего налогообложению, и незаконное неиспользование ККТ.

Для того чтобы не попасть под штрафные санкции по налоговым платежам, требуется сформировать чек коррекции. При самостоятельном обнаружении ошибки пробитый чек вместе с актом и пояснительной запиской, содержащей время и дату ошибки, направляется оператору (ОФД).

После чего организация (по собственному желанию, но не в обязательном порядке) может обратиться в отделение НС и уведомить об обнаружении и устранении несоответствия. При получении предписания налоговой структуры, поучившей информацию о неучтенных продажах, формируется чек коррекции с указанием в качестве основания предписания НС, который пересылается оператору и в НС вместе с обязательством организации по уплате штрафа (ст. 14 КоАП РФ).

Ситуация 2. Если кассиром пробит кассовый документ на сумму больше фактически полученной, образуется превышение выручки от продажи над фискальными данными (недостача). Создание чека коррекции при этом не является обязательным из-за отсутствия подозрений в неиспользовании кассового оборудования. Кассиру следует пробить документ на возврат поступления на недостающую сумму и подготовить пояснительную записку с объяснением причины недостачи денег в кассе.

Когда пробитие чека на неверную сумму имело место в присутствии покупателя, также можно не создавать чек коррекции. Работник формирует документ по возврату поступления в размере ошибочной суммы, а затем пробивает кассовый документ на приход в правильном размере. Правильный чек передается покупателю, ошибочный возвращается кассиру, а в ОФД и в НС будут направлены верные данные.

К сведению! В случае необходимости чек коррекции должен создаваться в интервале между созданием отчета об открытии смены и отчета о ее закрытии (письмо МФ РК № 03-01-15/28914, 12.05.2017). Но это не означает невозможность внесения исправлений после завершения смены, допустившей ошибку.

При закрытии очередной смены проведенные в кассовых документах и в чеках коррекции суммы используются фискальным накопителем для формирования итоговых сведений по смене (ФЗ № 54, 22.05.2003). Поэтому создание чека коррекции после завершения смены допустимо при условии, что в нем отражается момент допущения нарушения (дата, время). К примеру, документ, составленный 11.10.17 для корректировки ошибки, допущенной 02.09.17, может содержать описание исправления в виде: «Кассовый чек с неверно указанной суммой был сформирован в 10:10 02.09.2017».

Информирование налоговых структур о корректировках

Налогоплательщики обязаны осуществлять передачу в отделения ФНС информации и документов в электронном виде посредством кабинетов ККТ в соответствии с законодательством о применении контрольно-кассовой техники (ст. 5 ФЗ № 54).

Но законодательные нормы не содержат обязанности для пользователей ККТ по информированию налогового органа о выполненной самостоятельно корректировке фискальных данных. Все фискальные документы, включая корректировочные, подлежат передаче в налоговую структуру через специального оператора фискальных данных (ст. 1 ФЗ № 54). Таким способом налоговый орган аккумулирует информацию обо всех произведенных исправлениях по онлайн-кассе.

Внимание! Налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушения в сфере использования ККТ (ФЗ № 290, 03.07.2016), если он добровольно уведомил ФНС об использовании ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или о нарушении сроков и порядка регистрации/перерегистрации/применения ККТ, установленных ФЗ № 54. Одновременно с уведомлением налоговых органов организация должна предоставить подтверждение об устранении заявленного нарушения (до вынесения постановления об административном правонарушении).

Мария Кошкина, юрист

Журнал «Современный предприниматель », № 3 (март 2009 года)

  • Какие методы проверки работы бизнесмена с ККМ применяются инспекторами?
  • Чем отличается контрольная закупка от покупки в личное пользование?
  • Помогают ли аргументы арбитражного суда для отмены санкций?

Стоит не пробить на рубль, и предприниматель «попадет» на штраф. Ведь нарушение кассовой дисциплины чревато санкциями. До недавнего времени даже в суде было сложно отстоять свою точку зрения – арбитраж нередко принимал сторону инспекторов, даже если проверка проводилась с нарушениями. Пока дело не дошло до Высшего арбитражного суда, который поставил под сомнение использование проверочной закупки в качестве метода контроля кассовой дисциплины в недавно обнародованном постановлении от 2 сентября 2008 г. № 3125/08. Правда, налоговики с решением судей не согласны.

Проверка, не определенная законом

При продаже товара в обязательном порядке применяется кассовый аппарат (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ далее – Закон о ККМ). Причем, требование обязательно для всех предпринимателей, независимо от применяемого режима расчета налогов. Исключение: коммерсанты, применяющие бланки строгой отчетности (БСО). Непробитый чек (как и не выданный БСО) карается штрафом. За такую провинность с коммерсанта могут взыскать до 4 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).

Законом о ККМ обязанность контролировать повсеместное применение кассовой техники возложена на инспекторов. Согласно пункту 1 статьи 7 этого закона работники налоговой службы, в частности, «проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков». Такая обязанность возлагается на них и нормами других документов. Например, статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, пунктом 5.1.6 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506. Кроме того, в статье 23.5 Кодекса об административных правонарушениях прямо сказано, что дела связанные с продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг без применения ККМ рассматривает налоговая служба. Однако ни в одном из перечисленных документов нет методики проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины.

Творчество инспекторов

Отсутствие нормативного регламента «кассовых» проверок привело к тому, что контролеры пошли по самому очевидному пути их проведения – контрольным закупкам. Обескураженные внезапным визитом бизнесмены практически не пытались противиться штрафам. Немногие из них шли отстаивать свои права в суд. Причем, до недавнего времени гарантий единообразного решения не было. Да и подход инспекторов к такой проверке отличался разнообразием. Дело в том, что контрольная закупка является разновидностью оперативно-розыскных мероприятий (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, далее – Закон). А их проведение – вне компетенции налоговиков. Поэтому, дабы контролеров не заподозрили в превышении полномочий, инспекторы называют контрольную закупку как только возможно: проверочная закупка, покупка в личное пользование и т. д. Еще бы, ведь «покупку для себя» к оперативно-розыскным мероприятиям не отнесешь.

К примеру, в пункте 4.2 приказа УМНС России по г. Москве от 29 июня 2004 г. № 189 сформулированы методы проверки применения ККМ. Здесь названо визуальное наблюдение за продажей товаров клиентам (оказанием услуг, проведением работ), приобретение проверяющими товаров в личное пользование. Отдельно выделяется покупка товаров сотрудниками ведомства, участвующими в проверке, у которых есть право на контрольную (проверочную) закупку с последующим оформлением акта. Последнее в перечне – выявление нарушений Закона о ККМ в ходе выездных налоговых проверок и проверок полноты оприходования денежной наличности (в случае, если с момента нарушения до момента проверки прошло менее 2 месяцев).

Таким образом, столичные контролеры показали, что контрольная закупка и личное приобретение в ходе проверки – разные вещи. Поддержал налоговую службу и Минфин России. В письме от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23 ведомство указывает, что совершаемые в ходе контроля покупка в личное пользование и проверочная закупка – методы разные. Вот только в чем разница, финансисты пояснить так и не смогли. Указанное письмо интересно еще и тем, что в нем фактически содержится инструкция для контролеров.

Совершив «покупку в личное пользование», ревизоры должны предъявлять представителю ИП поручение налоговой инспекции на проверку, служебные удостоверения, а также документально оформить результаты проверки.

Такая прыткость объясняется просто. Дело об административном правонарушении может быть открыто при наличии хотя бы одного повода, указывающего на наличие нарушения. Поэтому, если проверяющий при личной покупке обнаружил, что продавец не выдал чек ККМ, для него это является основанием немедленно составить протокол о провинности, караемой статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (подп. 1 п. 1 ст. 28.1, п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Ведь в процессе покупки товаров в личное пользование как раз и обнаруживается нарушение. Заметим: в данном письме чиновники призывают к «распространению судебно-арбитражной практики о правомерности привлечения к административной ответственности при непосредственном обнаружении налоговыми органами нарушений Закона о ККМ». Это в свою очередь необходимо для изменения или отмены судебных актов, принятых арбитражными судами, как нарушающих единообразие в толковании норм права. Имеется в виду толкование судами норм права, которое шло в разрез с позицией инспекторов, запрещая проводить контрольные закупки.

До ВАС...

Справедливости ради отметим, что в спорах, доходивших до суда, арбитры нередко принимали решение в пользу инспекторов.

Один из аргументов – Закон о ККМ не содержит каких-либо запретов или ограничений на действия инспекции в ходе выполнения предусмотренной обязанности контроля за соблюдением норм Закона о ККМ, в том числе запрета на проведение контрольной закупки. Нередко дополнительным фактом является то, что товар приобретается налоговым служащим для личных нужд, на собственные деньги и не возвращается продавцу. Так сказано в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2008 г. № А79-2134/2008. К аналогичным выводам приходили и судьи других регионов. Например, в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 января 2008 г. № Ф04-14/2008(377-А75-27), Поволжского округа от 1 июля 2008 г. № А12-19067/ 07-С10.

Следуя примеру коллег, судьи Федерального арбитражного суда Уральского округа отметили, что в силу статей 23.5 и 28.3 Кодекса об административных правонарушениях у инспекторов есть полномочия составлять протоколы и рассматривать дела о привлечении к ответственности за неприменение ККМ. Следовательно, проведение контрольной закупки проверяющими направлено на реализацию предоставленных им полномочий (постановление от 10 октября 2007 г. № Ф09-8271/ 07-С1).

Довольно странно, но столь распространенная отрицательная практика шла вразрез с позицией Конституционного суда. Еще в 2005 году конституционные судьи рассматривали проблему контрольных закупок.

В Определении от 22 апреля 2005 г. № 198О они подчеркнули, что согласно пункту 2 статьи 7 Закона оперативно-розыскные мероприятия (к коим относится контрольная закупка) проводятся на основании сведений «о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших». При этом под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Когда обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином нарушении, проведение оперативно-розыскного мероприятия должно быть прекращено. Если же признаков возможного преступления нет до начала проверки, то оперативно-розыскное мероприятие не может быть начато вовсе.

... и после ВАС

Видимо так, с переменным успехом и продолжались бы разбирательства коммерсантов и налоговиков, если бы вопрос правомерности проверочных закупок не дошел до Президиума Высшего арбитражного суда РФ. Проследим логику арбитров в постановлении от 2 сентября 2008 г. № 3125/08.

Во-первых, судьи указали, что приобретение товара для проверки применения ККМ, когда по окончании проверки товар возвращается продавцу, а деньги покупателю, все-таки контрольная закупка, которая в свою очередь относится к оперативно-розыскным мероприятиям. При этом она была произведена «должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия».

Во-вторых, ни один из нормативных документов, уполномочивших инспекторов проверять работу с кассой, не определяет методов и порядка проведения таких проверок и полномочия налоговых работников при их проведении.

В-третьих, статья 26.2 Кодекса об административных правонарушениях не допускает использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Все это позволило сделать вывод, что проведение инспекцией проверочной закупки в ходе контроля за применением ККМ «не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения». Как следствие, осталась ни с чем.

Выводы ВАС РФ не могут не порадовать, и теперь можно смело утверждать, что рассмотрение аналогичных дел чаще будет решаться в пользу предпринимателей. Ведь позиция высших арбитров учитывается арбитражными судами. На сегодняшний день изложенный выше подход уже активно применяется.

Так в постановлении от 21 ноября 2008 г. № А54-3934/2007-С8 Федеральный арбитражный суд Центрального округа указал: проведение инспектором проверочной закупки не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа обратил внимание на то, что произведенная инспекцией покупка товара является контрольной (проверочной) закупкой, поскольку из акта проверки видно, что приобретенный товар был возвращен продавцу, а уплаченные за товар деньги – проверяющим. Следовательно, инспектором лично осуществлена проверочная закупка в торговой точке, что противоречит статье 13 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (постановление от 13 января 2009 г. № Ф09-10062/08-С1).

Правда, обратите внимание! Все эти дела объединяет то, что товар и деньги были возвращены, и это зафиксировано в акте проверки.

Закономерен вопрос: повлияло бы на решение судей отсутствие в акте проверки указания на такой возврат? Пока на этот вопрос сложно ответить однозначно. Но в любом случае решение ВАС РФ дает коммерсантам несколько козырей в борьбе с произволом инспекторов.

Защита от штрафа

Разберемся, что делать, если инспекторы пришли с проверкой. Даже если вас поймали на неприменении кассового аппарата, не отчаивайтесь. Дело в том, что стремясь наказать нарушителя, инспекторы подчас допускают массу ошибок.

Основу документального оформления контрольной закупки составляет протокол. Он должен оформляться немедленно после обнаружения провинности (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Внимательно изучите составленный контролерами документ. Протокол, оформленный с нарушениями, судьи в расчет не примут. А значит, у предпринимателя есть шанс избежать наказания.

Содержание протокола регламентировано (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). В нем, в частности, указываются дата и место составления, должность и имя проверяющего, сведения о нарушителе и свидетелях, место, время совершения и описание нарушения, объяснения нарушителя. Если хоть одного из этих реквизитов в протоколе не будет, взыскать штраф налоговикам не удастся (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5).

Обнаружив такие недочеты, сообщать инспекторам о них не стоит. Приберегите свои аргументы для суда, чтобы контролеры не успели исправить документ до рассмотрения дела. Так, например, если документы не содержат точных данных о времени совершения нарушения, то привлечение бизнесмена к ответственности можно признать незаконным (постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2007 г. № Ф09-928/07-С1, Поволжского округа от 5 апреля 2007 г. № А65-26215/2006-СА3-38).

Не получится взыскать штраф и в том случае, если неприменение ККМ было выявлено в магазине предпринимателя в его отсутствие, и о рассмотрении дела ИП не был уведомлен. Ведь протокол можно составлять только в присутствии бизнесмена или его представителя, уполномоченного на это нотариальной доверенностью. Если протокол о правонарушении инспекция составит без участия коммерсанта (его представителя), судьи такой протокол во внимание не примут и нарушение признают недоказанным (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2009 г. № А55-9961/ 2008).

налоги и учет
Настойчивость ФНС
Екатерина Ромашкина, налоговый консультант Вместе с тем, контролеры не собираются совсем отказываться от привычной практики проведения закупок в ходе проверки соблюдения бизнесменами кассовой дисциплины. Об этом однозначно заявляет письмо ФНС России от 11 января 2009 г. № ШС−22−2/1@. В данном документе чиновники рекомендуют инспекторам «учитывать сложившуюся в регионе судебную практику». А значит, в тех регионах, где суды считают это законным, контрольные закупки будут продолжаться. Подобные указания налоговая служба периодически рассылает своим территориальным отделениям (письма ФНС России от 11 мая 2007 г. № ШС−6−14/389@, от 14 сентября 2007 г. № ШС−6−18/716@ и от 30 мая 2006 г. № ШС−6−14/550@). Более того, на официальном сайте ФНС России 10 февраля 2009 года опубликована позиция ведомства относительно постановления Высшего арбитражного суда от 2 сентября 2008 г. № 3125/08. Чиновники указывают, что налоговая служба должна осуществлять контроль за соблюдением бизнесменами требований Закона о ККМ, в том числе проводить проверки выдачи покупателям кассовых чеков. Факт неприменения кассовой техники, в том числе невыдачи чека должен подтверждаться соответствующими доказательствами. А доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными дока