Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела.

Статья 16.4 КоАП РФ устанавливает ответственность физических лиц за перемещение через таможенную границу незадекларированных или задекларированных неправильно денежных средств/финансовых инструментов.

Важно обратить внимание на то, что законодатель использовал достаточно широкие понятия - денежные средства и финансовые инструменты. Напомним, денежные средства это:

Под финансовыми инструментами понимаются - финансовые обязательства и права, обращающиеся на рынке, как правило, в документарной форме. Финансовые инструменты охватывают диапазон от традиционных первичных инструментов до разнообразных форм производных инструментов (фьючерсов, опционов и т.п.). Наибольшее внимание в настоящее время уделяется таким видам как закладные, облигации и иные формы финансирования путем получения займов, а также финансовому капиталу, под которым понимаются акции и другие документы, являющиеся свидетельством собственности.

В данном случае, для того, чтобы быть привлеченным к административной ответственности, лицу не обязательно не задекларировать денежные средства или финансовые инструменты, достаточно лишь задекларировать их неправильно.

Санкции находятся в сфере административного усмотрения:

  1. Штраф в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы
  2. Конфискация предмета административного правонарушения

Однако законодатель в статье предусмотрел как возможность применение санкций по отдельности, так и их совместное применение. С точки зрения административного права, применение таких санкций представляется правильным, так как оно направлено на то, чтобы создание стимула не нарушать правила о ввозе незадекларированных средств на территорию государства. В случае, если денежные средства изымаются и накладывается штраф, нарушителю становится невыгодно нарушать нормы таможенного законодательства.

Важно отметить, что в контексте данной статьи нарушение считается совершенным в случае, если ввозимая сумма больше разрешенной для ввоза без таможенного декларирования. Данная сумма определяется Договором «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» от 5 июля 2010 г.

В случае, если денежные средства ввозятся в иностранной валюте, производится их пересчет по курсу ЦБ РФ на дату их ввоза или обнаружения административного правонарушения.

Для понимания отдельных вопросов, возникающих в практике применения ст. 16.4 КоАП РФ, необходимо обратиться к Письму ФТС от 18 июля 2013 г. № 01-11/30804. Данное письмо разъяснило следующие вопросы:

  1. Что делать при недостоверном декларировании наличных денежных средств и финансовых инструментов?

Если недостоверно задекларированная сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков меньше разрешенной Договором, то из всей перемещаемой суммы и (или) стоимости вычитается та часть, которую Договор разрешает ввозить (вывозить) без письменного таможенного декларирования. В случае же, когда недостоверно задекларированная часть больше разрешенной Договором, то вычету подлежит только задекларированная часть, а разрешенная Договором часть не вычитается.

  1. Как рассчитывать размер денежных инструментов?

При расчете размера денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, из их стоимости так называемая разрешенная часть не вычитается, поскольку в соответствии с Договором их ввоз (вывоз) физическим лицом осуществляется при условии письменного таможенного декларирования вне зависимости от номинальной стоимости либо суммы в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент.

Данная статья дважды становилась предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ.

  1. Определение от 6 ноября 2014 г. N 2477-О

Позиция заявителя: Норма ст. 16.4. КоАП РФ является неясной, нечеткой и неопределенной, не учитывающей специфику валюты как предмета таможенных отношений, что в условиях "плавающего" курса валют лишает граждан возможности сделать правильный расчет наличных денежных средств в эквиваленте долларов США по курсу Центрального банка Российской Федерации и тем самым - предвидеть последствия своего поведения, связанного с недекларированием или недостоверным декларированием вывозимой валюты; санкция данной статьи в виде административного штрафа в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета административного правонарушения противоречит конституционным принципам справедливости и соразмерности, поскольку подлежит назначению лицам, являющимся законными владельцами денежных средств, в том числе при добровольном сообщении таможенному органу о размере перевозимых наличных денежных средств, и не позволяет учесть размер незадекларированных денежных средств, материальное, семейное положение гражданина, его отношение к содеянному.

Позиция КС: Сам факт ввоза (вывоза) валюты не рассматривается в действующем законодательстве как посягательство на охраняемые законом интересы Российской Федерации в сфере экономики, т.е. как деяние, представляющее общественную опасность, равно как не считается представляющим общественную опасность и имеющим противоправный характер единовременный недекларируемый ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) физическими лицами - резидентами наличной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения валюты государств - членов Таможенного союза (подпункт 5 пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса таможенного союза) через таможенную границу Российской Федерации и потому влекущим применение мер государственного принуждения, признается недекларируемый ее ввоз (вывоз) лишь в сумме сверх разрешенной законом и (или) международным договором (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 8-П).

Таким образом, статья 16.4 КоАП Российской Федерации, устанавливающая административную ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, не предполагает произвольного ее применения.

  1. Определение от 29 сентября 2015 г. № 1900-О

Позиция заявителя: Ст. 16.4 КоАП РФ позволяет привлекать физическое лицо к административной ответственности за недекларирование наличных денежных средств в случае его нахождения в "зеленом" коридоре с валютой, подлежащей декларированию, при отсутствии, как полагает заявитель, нормативного акта, устанавливающего порядок подачи таможенной декларации, приравнивающего факт нахождения в "зеленом" коридоре к акту декларирования и к пересечению таможенной границы Таможенного союза, а также содержащего прямой запрет на нахождение в "зеленом" коридоре с валютой, подлежащей декларированию. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17, 18, 21, 34 и 35.

Позиция КС : Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 КоАП Российской Федерации, конкретизируется таможенным законодательством Таможенного союза, определяющим порядок перемещения наличных денежных средств через таможенную границу, а также обязанность физических лиц по их декларированию сверх суммы, разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

В соответствии со статьей 357 Таможенного кодекса Таможенного союза в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора, применение которой предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций.

Согласно пункту 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории (далее - места прибытия или убытия) может применяться система двойного коридора; "зеленый" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа; "красный" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица. В силу статьи 8 указанного Соглашения декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу; декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации; форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решениями Комиссии таможенного союза.

Таким образом, приведенные нормативные положения прямо указывают на то, что нахождение в "зеленом" или "красном" коридоре является перемещением наличных денежных средств через таможенную границу, а таможенное декларирование наличных денежных средств, подлежащих декларированию, осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации в письменной форме таможенному органу, и не предполагают, вопреки мнению заявителя, произвольного применения статьи 16.4 КоАП Российской Федерации.

Кроме того, субъекты предусмотренных статьей 16.4 КоАП Российской Федерации административных правонарушений в силу части 1 статьи 1.5, части 1 статьи 2.1 и статьи 2.2 КоАП Российской Федерации во всяком случае подлежат ответственности только при наличии вины. Как следует из представленных А.А. Гугешашвили материалов, мировым судьей было установлено, что заявитель пассажирскую таможенную декларацию не заполнял, был остановлен таможенным инспектором после того, как пересек линию, обозначающую начало зоны таможенного контроля "зеленый коридор", и прошел достаточное расстояние, позволяющее сделать вывод о его намерении заявить об отсутствии у него товаров и наличных денежных средств, подлежащих обязательному письменному декларированию, и не обращался к таможенным инспекторам в "зеленом" коридоре за помощью в заполнении пассажирской таможенной декларации с целью декларирования имеющейся у него валюты.

Административные правонарушения в области таможенного регулирования в Таможенном союзе, посягают на экономические интересы и безопасность государств-членов таможенного союза, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.

Интеграционные процессы вступления России в Таможенный Союз существенно не затронули ее правоохранительную систему. Согласно ст. 7 ТК ТС, таможенные органы государств - членов таможенного союза привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с национальным законодательством государств. Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц административной ответственности определяются законодательством государств-членов таможенного союза с особенностями, установленными международными договорами.

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории России является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Данный документ определяет:

ü составы административных проступков в сфере таможенного дела;

ü систему административных наказаний и принципы их применения;

ü круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к административной ответственности;

ü процедуру привлечения к административной ответственности и ее процессуальную форму;

Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в части 2 ст.2.1. КоАП РФ, можно дать следующее определение административного правонарушения в области таможенного дела

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:

· порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу таможенного союза;

· порядка их перемещения по единой таможенной территории таможенного союза при нахождении под таможенным контролем;

· порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

· применения мер таможенного контроля;

· правил установления и взимания таможенных платежей;

· правил предоставления участникам ВЭД таможенных льгот и пользования ими;

· реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).

Глава 16 Кодекса «Административные нарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» содержит 23 статьи, закрепляющие составы таможенных проступков. Ранее аналогичные составы закреплялись в Таможенном кодексе РФ 1993 года. В главе 39 ТК РФ 1993г. содержалось 40 составов нарушений таможенных правил. В связи с обновлением таможенного законодательства и принятием Таможенного кодекса РФ 2003 года, указанные нормы были пересмотрены, обобщены по родовом признакам, частично декриминализированы и внесены в качестве отдельной главы 16 в особенную часть КоАП РФ..

В рамках Таможенного союза квалификации по составам главы 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на таможенной территории РФ, а так же правонарушения, выявленные за пределами таможенной территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы главы 16 КоАП РФ являются юридическим основанием административной ответственности в области таможенного дела. Фактическим основанием для наступления административной ответственности, является реально совершенное нарушение таможенных правил, которое должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом):

· Объект таможенного правонарушения;

· Объективная сторона таможенного правонарушения;

· Субъект таможенного правонарушения;

· Субъективная сторона таможенного правонарушения.

ü Объект таможенного правонарушения - общественные отношения, урегулированные нормами таможенного законодательства, которым фактом совершения правонарушения причиняется вред либо угроза причинения вреда. В зависимости от степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объект таможенного правонарушения.

· Родовой объект таможенного правонарушения – урегулированные нормами таможенного права России и Таможенного союза общественные отношения;

· Непосредственный объект таможенного правонарушения - конкретные общественные правоотношения, возникающие на стадиях таможенных операций: декларирования товаров, взимания и уплаты таможенных платежей, помещения товаров на склад временного хранения, проведения таможенного контроля и.т.д.

От объекта таможенного правонарушения следует отличать его предмет , являющийся признаком объекта и представляющий собой вещь материального мира, посредством воздействия на которую, совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля вещи; товары, утраченные вследствие непреодолимой силы; незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).

ü Объективная сторона таможенного правонарушения – внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы главы 16 КоАП РФ. К признакам объективной стороны могут относиться:

· время совершения правонарушения. Например: фактическое перемещение товаров через таможенную границу вне времени работы таможенных органов (п.1 ст. 16.1. КоАП РФ);

· место совершения правонарушения. К примеру, ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию помимо пунктов пропуска через Государственную границу и иных установленных мест прибытия (п.1 ст. 16.1 КоАП РФ);

· способ совершения правонарушения, который представляет собой приемы, применяемые правонарушителем для совершения противоправного деяния. Например, нарушение таможенных правил способом представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП РФ)

· признак «третьего лица» в той или иной форме участвующего в правоотношениях. Например: совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п.1.ст. 16.23 КоАП РФ);

Объективная сторона может быть выражена в 2-х формах:

· форма действия , нарушающего прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, ст. 16.11. КоАП РФ)

· форма бездействия , нарушающего правовое предписание (непредставление в таможенный орган отчетности, ст. 16.15 КоАП РФ).

По конструктивным особенностям объективной стороны таможенные правонарушения являются формальными, то есть не требуют обязательного наличия материального вреда, причиненного правонарушением.

ü Субъект таможенного правонарушения лицо, совершившее проступок, закрепленный в статьях главы 16 КоАП РФ.

Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:

· индивидуальные субъекты - физические лица

· коллективные субъекты - юридические лица

Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно поделить на две группы:

· общие , которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности. Их два: достижение 16-ти летнего возраста (ст. 2.3. КоАП РФ) и вменяемость (ст.2.8. КоАП РФ);

· специальные , связанные с особенностью их деятельности (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы, имеющее специальное звание, несовершеннолетний, гражданин, иностранец, лицо без гражданства). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, следовательно, к ответственности по ней может привлекаться любой субъект, обладающий общими признаками субъекта.

Особенностью главы 16 КоАП РФ является то, что по ее нормам, лица, осуществляющие индивидуальную деятельность без образования юридического лица (ИПБЮЛ), привлекаются к административной ответственности, как юридические лица, хотя по общему правилу административного законодательства, они привлекаются к административной ответственности, как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ). Законодатель ужесточает ответственность ИПБЮЛ в сфере таможенного дела, учитывая потенциально высокую степень общественной опасности таможенных правонарушений, которые могут совершить в процессе своей хозяйственной деятельности данные субъекты ВЭД.

коллективные субъекты таможенных правонарушений могут быть поделены на две группы по пределам деликтоспособности:

· общие – юридические лица, обладающие общей деликтоспособностью вследствие создания и регистрация в установленном законом порядке;

· специальные круг юридических лиц, указанных в правоохранительной норме. Например, ст. 16.23 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в области таможенного дела: таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, уполномоченных экономических операторов и т.д.

Большинство статей главы 16 КоАП РФ по субъектному составу носят универсальных характер, то есть определяют максимально широкий круг субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Однако имеются отдельные составы, закрепляющие в качестве правонарушителей только физические лица (Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации). Некоторые же статьи, напротив, исключают физических лиц из круга субъектов правонарушения (Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела).

ü Субъективная сторона таможенного правонарушения - вина правонарушителя, т.е. совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному и его последствиям, выражается в форме умысла и неосторожности.

Наличие вины принципиально для отнесения события к правонарушению. Статья 1.5. КоАП РФ, закрепляя презумпцию невиновности, указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Формы вины физических лиц (ст. 2.2 КоАП РФ):

· Умысел - лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

· Неосторожность - лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

КоАП РФ конструирует форму вины юридического лица по типу объективного вменения (п.2 ст.2.1 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общим признаком для всех видов правонарушений в сфере таможенного дела является то, что они посягают на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права Таможенного союза и Российской Федерации. По ряду свойств, правонарушения, описанные в главе 16 КоАП РФ, могут быть поделены на группы (классифицированы). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений имеет познавательный смысл, так как позволяет оценить противоправное явление многосторонне и более глубоко. Некоторые результаты классификации представлены в таблице.

Классификационные группы Примеры правонарушений Глава 16 КоАП РФ
ПО СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Незначительные нарушения - не наносят существенный ущерб экономике государства Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля; Статья 16.10. Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита; Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности; Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.
Грубые нарушения- наносят реальный ущерб экономике, нравственности, безопасности государства Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
ПО ОБЪЕКТУ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА
Посягающие напорядок перемещения товаров Статья 16.1 Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; Статья 16.3 Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; Статья 16.18 Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами.
Посягающие на порядок оформления товаров, помещения их под таможенные процедуры и проведение мер таможенного контроля Статья 16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статьи 16.4-16.17 Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации; Статья 16.19 Несоблюдение таможенного режима; Статья 16.23 Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.
Посягающие на порядок обложения таможенными платежами Статья 16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
Посягающие на порядок предоставления льгот и пользования ими Статья 16.20 Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами; Сатья 16.21 Незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств
Посягающие на нормальную работу таможенных органов Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей
ПО ФОРМЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ
Действия Статья 16.1 Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
Бездействия Статья 16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статья 16.4 Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации; Статья 16.15 Непредставление в таможенный орган отчетности;

В научной литературе предпринимались и иные попытки классификации нарушений таможенных, содержащихся в главе 16 КоАП РФ. Однако они носили искусственный характер. Дополнительный интерес может представлять выделение контрабандной группы правонарушений, к которой относятся правонарушения ст.ст.16.2; 16.2; 16.4 КоАП РФ, а так же деление правонарушений на длящиеся инедлящиеся , что имеет практическое значение для исчисления сроков давности в процессе правоприменительной деятельности по привлечению лиц к административной ответственности.

Вопросы разграничения таможенных проступков и преступлений в таможенной сфере (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ) решаются комплексно. Основное принципиальное отличие преступления от проступка состоит в степени общественной опасности: у преступления она выше, чем у проступка. Критерии разграничения могут находиться в самой правоохранительной норме либо вытекают из общей теории права. Например, п.1 статьи 188 УК РФ «Контрабанда» содержит такой квалифицирующий признак, как крупный размер. Пункт 2 той же статьи содержит указание на особый предмет правонарушения: наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и т.д., в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. К отличиям таможенного проступка от преступления может относиться вина в форме умысла либо прямого умысла, свойственная отдельным видам преступлений. Отличительной особенностью является так же субъектный состав правонарушений: в отличие от административного правонарушения в области таможенного дела, субъектом уголовного преступления может являться только индивидуальный субъект: физическое или должностное лицо.

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

Общий комментарий

Комментируемая глава настоящего Кодекса состоит из 23 статей. В ранее действовавшем Кодексе РСФСР аналогичной главы не было, так как ответственность за нарушения в сфере таможенного дела была установлена Таможенным кодексом РФ (1993г.), который содержал 40 статей. Кодекс РСФСР предусматривал ответственность за нарушения таможенных правил лишь в двух статьях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях и новый Таможенный кодекс РФ (2003г.) существенно изменили ситуацию в сфере правового регулирования административной ответственности за нарушение таможенного законодательства. Следует констатировать, что ряд деяний, содержавшихся в Таможенном кодексе РФ (1993г.), в настоящее время не признаются правонарушениями, а многие нормы, устанавливающие административную ответственность, подверглись значительной трансформации.

С 1 октября 2004г. вступила в силу новая редакция главы 16 настоящего Кодекса. Необходимость ее принятия была вызвана тем, что этот Кодекс был принят до вступления в действие Таможенного кодекса РФ (2003г.) и потому не мог отразить изменений, касающихся правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Родовым объектом правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ , являются общественные отношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и проведении таможенного контроля.


1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через...

Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо...

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо...

1. Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании либо таможенной декларации и (или)...

1. Разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб...

Нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров...

Непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно...

Нарушение сроков временного хранения товаров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот...

Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, если сведения, содержащиеся в таких документах, влияют на...

1. Невывоз с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки...

1. Несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное...

1. Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением...

1. Пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы...

Приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской...

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу...

1. Совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей), либо...

1. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих...

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную...

Перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов,...

1. Непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или)...

Представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном...

Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, - влечет...

1. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в...

1. Попадает ли под 50% скитку штраф коап 16.1 ч 3

1.1. Здравствуйте Али.

Нет, не можете. Такая льгота предоставлена только для некоторых правонарушений в области безопасности дорожного движения (ч. 1.3. ст. 32.2 КоАП РФ).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.02.2020)
КоАП РФ Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа
1.3. При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.