Методические рекомендации сценарии тренинговых занятий. Сценарий тренинга “Эффективное общение” Упражнение «Копилка семейных трудностей»

Тренинг подходит как для работы со взрослыми (преподаватели), так и со студентами. Участники тренинга знакомятся с технологиями эффективного общения, развивают навыки и умения - играя.
Минимум теории для повышения уровня образованности и компетентности, максимум практических знаний.

Подготовительный этап

Основная часть

Вступительное слово ведущего тренинга : «Здравствуйте, уважаемые участники! Я думаю, вы согласитесь, что эффективность процесса взаимодействия взрослых друг с другом, во многом зависит от их осведомленности в области психологии общения. Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми технологиями эффективного общения, помогающими лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов, возникающих в вашем коллективе, а также будем развивать у себя умения и навыки, необходимые для успешного общения.»

Игра «Броуновское движение»
Ведущий объясняет правила: «Вы сейчас будете двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. А встречаться вы будете тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача – за 4 минуты встретиться с набольшим числом игроков. Через 4 минуты игра будет окончена.»

Тайминг игры: 4 минуты

Вопросы к участникам тренинга после окончания игры:

  • Понравилась ли вам игра?
  • Какие чувства вы испытали? (радость, удивление, изумление, некоторое волнение…)
  • Чему научила вас игра?

Резюме (ведущий совместно с участниками тренинга). Благодаря этой игре:

  • Мы узнали новое о себе и о других.
  • Остановились на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился нам в ходе игры.
  • Получили заряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья.
  • Узнали, что игра помогает здоровью, налаживанию контактов между людьми. А еще игра помогает научиться приемам эффективного взаимодействия, в частности, в команде, и поговорить о важных вопросах.

ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)

Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми.

Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.

Тема игры: предметом обсуждения можно взять наиболее актуальный для коллектива вопрос. Например, для педагогического коллектива может быть такой: Как жить в мире преподавателям и студентам?

Деление на команды: Каждый участник выбирает любую (цветную) полосочку бумаги. Те у кого цвет совпадает - садятся вместе (по парам).

Ведущий (вступительное слово): Нам предстоит работа в группах и для того, чтобы она получилась, позвольте напомнить о том, что:

  • Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять.
  • Взаимопонимание, доброжелательность, терпимость, - эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости – деловые отношения.

Правила игры вывешиваются на видном месте:

Ход работы (этапы игры):

I Этап: Каждый участник письменно отвечает на вопрос (тема игры).

Ведущий: Старайтесь использовать личный опыт, помня, что очень важно для нашей работы - ваш индивидуальный взгляд на эту проблему.

Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).

II Этап: Участникам необходимо совместить свое мнение с позицией еще одного человека. Точка Отсчета от Помощника.

Ведущий: Помните, необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает свое понимание – точкой зрения на этот вопрос вашего соседа, и рождается третья позиция. Не забываем о правилах игры!

Тайминг : 2 минуты (время строго ограничено).

III Этап: Совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.

Ведущий: Хоть сложно, но продолжайте соблюдать правила!

Тайминг: 2 минуты (время ограничено).

IV Этап: Совмещение интеллектуального продукта четверок. Продукт группы. Выбор спикера.

Ведущий: Наконец-то! Соблюдаем правила! И при этом не забудьте выбрать спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.

Тайминг: 4 минуты (увеличенный).

V Этап: Выступление спикеров

Тайминг: 2 минуты каждому спикеру.

VI Этап: короткая игра-передышка “Поймай ритм”

Описание: вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

VII Этап: на доску прикрепляются основные идеи, высказанные участниками игры. Выводы.

Игра “Шесть шляп мышления”

Ведущий: в процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога, использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения.Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение. Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективно мыслить, который называется «шесть шляп». Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.

На доске вывешивается перечень шляп:

Ведущий:

Сейчас мы снова разделимся на команды: шесть подгрупп и распределим шляпы. Затем выберем какое-либо событие жизни и попробуем «примерить» чудесные шляпы.
Тем, кто «оденет» Белую шляпу важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:
Тем, кто «оденет» Черную шляпу надо подумать над тем, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное, что самое страшное может произойти.
Тем, кто «оденет» Красную шляпу важно умение проживать чувства, побыть в роли «актера». Что чувствовал человек, когда все происходило?
Те, кто «оденут» Желтую шляпу видят мир в «розовом» свете, умеют видеть хорошее во всем. А что хорошего в том. что произошло?
Те, кто «оденет» Зеленую шляпу – «писатели», художники, изобретатели.
Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!
Те, кто «оденет» Синюю шляпу – «философы», они умеют находить смысл, извлекать уроки. А это зачем? Чему меня это учит?
После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы.
Итак, мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.

Заключительный этап тренинга: рефлексия

1. Все становятся в круг.
Ведущий: Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут). А сейчас все мы будем, бросая, по очереди, друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

2. Участники сидят в кругу и отвечают на вопросы:

  • какие чувства вы испытывали во время тренинга?
  • возникали ли трудности? Если да, то какие?
  • какой опыт вы сегодня приобрели?

Готовые сценарии тренингов "Активные продажи" и "Работа с возражениями" вы всегда можете приобрести в разделе " ". Готовые уникальны и содержат только самые лучшие, самые работающие материалы по своей теме.

"Только самые опытные тренеры могут позволить себе работать без сценария тренинга. И то - в редких, можно сказать, исключительных случаях. Сценарий тренинга - жизненно важная часть подготовки к проведению любого обучения. Как же сценарий делается?

Прежде всего, должен быть готов теоретический материал и упражнения (о том, как это делать см. статью « »). Сценарий тренинга - это объединение уже готовых элементов и эпизодов в единое полотно. Если что-то приходится разрабатывать в процессе написания сценария, это серьёзно замедляет работу.

Итак, всё готово - можно приступать к сведению разбросанного по разным местам и файлам в единое целое. Выполняется это по несложному алгоритму.

1. Создать временной каркас. Нужно взять лист бумаги и разбить его на несколько колонок - каждая колонка это день тренинга (если тренинг однодневный, то можно пропустить этот момент). Следом проводится черта поперёк колонок - это время обеда. Затем пунктирными линиями (параллельными «линии обеда») выделяются перерывы на кофе. Всё, каркас готов.

2. Заполнить каркас материалом. Следующий шаг - перенос всего имеющегося материала на лист с временным каркасом. Разумеется, переносится только названия («мини-лекция о работе с возражением», «упражнение «Продай попугая» и пр.).

Зачем это делается? Сразу видно, сколько материала есть, нужно ли дополнительно что-то разрабатывать или наоборот - что-то отбросить, потому что просто не хватит времени. Те, кто пренебрегают таким заполнением временного каркаса, потом сталкиваются с ситуациями, например, когда первый (из двух) день тренинга уже заканчивается, а материал не освоен даже наполовину.

Что ещё важно, при заполнении временного каркаса - следить за разнообразием видов активности.
Два повторяющихся вида активности ставьте как можно дальше друг от друга. Например, если есть два подряд отработки в парах и обе нужны, лучше поставить между ними работу на сцене или мозговой штурм участников. Или хотя бы игру-разминку. Подобробрать необходимую игру вы можете . Тренинг, где виды активности одинаковы, становится пресным и скучным.

Однажды, когда мне было необходимо отработать один приём, но так, чтобы люди могли его выполнить даже ночью, спросонья, я придумал шесть разных видов активности. Участники тренинга:

1. Смотрели видео, где тренировались замечать сам приём;

2. Письменно формулировали фразы приёма;

3. Обменивались фразами, выбирая самые удачные;

4. Отрабатывали в кругу, играя в «горячую картошку»;

5. Соревновались на скорость - кто больше фраз сможет вспомнить за минуту;

6. И, наконец, работали в парах в рамках деловой игры, где тренировали использование этого приёма в рабочих ситуациях.

В результате - все усваивали, все применяли с хорошим результатом. А главное - не было однообразия. Обучение проходило живо, энергично.

3. Создать текстовую версию сценария. Когда временной каркас заполнен (и что-то добавлено, что-то убрано), пора приниматься за написание сценария. Практика показала, что самый удобный вариант оформления сценария - это таблица из трёх колонок. Первая - название активности (мини-лекция, просмотр видео-фрагмента, работа в группах, общая игра, работа на сцене и пр.) и время, выделяемое на этот вид активности. Вторая колонка - это содержание (опорные тезисы лекций, инструкции к упражнениям, вопросы для обратной связи и т.п.). Третья колонка - это планируемый результат. Иногда пишут о целях (цель упражнения - создание рабочей атмосферы), но лучше писать в терминах результата (результат упражнения - создана рабочая атмосфера). Для удобства вы можете ориентироваться на те цели и результаты, которые прописаны в .

О результате нужно писать обязательно, особенно в начале тренерской карьеры. Это - серьёзная страховка для тренера. Если он затрудняется сформулировать результат , то участники тем более не поймут, зачем они это делали. Получится, что они чем-то занимались, а для чего - не ясно. Как правило, это вызывает недовольство и усложняет тренеру работу. Так что лучше не лениться, а добросовестно прописать все результаты.

Так же желательно записывать инструкции к упражнениям. Здесь тоже не стоит уповать на «как-нибудь выкручусь». Практика показывает, что если тренер не может записать, то участникам он объяснить не сможет тем более. Когда инструкция записана, гораздо лучше видны пробелы, логические дыры и непонятные места. В инструкции прописаны четко и подробно, у тех, кто опирается на них, вопросов и непоннятных моментов обычно не возникает.

Последнее, на что стоит обратить внимание при написании сценария - это его связность. Переходы от одного элемента тренинга к другому нужно обосновывать, для участников они должны быть предельно логичными (может быть, не предсказуемыми, но всё-таки логичными).

Например, участники сначала провели мозговой штурм, где собирали основные возражения клиента. Если посадить их сейчас отрабатывать эти возражения, это будет нелогично - ведь не было обучения приёмам работы с возражениями. Другое дело, если после мозгового штурма дать информацию по работе с возражениями, потом всем вместе разобрать, как с помощью рассказанных приёмов работать с записанными возражениями, и уже затем садиться в пары для отработки. Так будет стройно и логично.

Написание сценария тренинга - дело небыстрое. Часто это достаточно механическая работа, требующая большой внимательности и сосредоточенности. Не удивительно, что от неё хочется увильнуть.

Тем не менее, все (без исключений) обязательно прописывают сценарии к своим тренингам. Потому что это - залог качественно сделанной программы.

Думаю, имеет смысл перенимать лучший опыт. на этом сайте вам в помощь!

Павел Зыгмантович, тренер с 2001 года, коуч для тренеров,
специалист по созданию уникальных тренинговых программ.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Встречи уверенных людей

    Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова . Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности , для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств .

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах , так и в тренингах личностного роста .

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

Лейла Бабаева
Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях»

Конспект сценария тренингого занятия

Тема : «»

Цель : представление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций .

Длительность : 90 минут

Характеристика группы : 16 человек (педагогический коллектив )

Место проведения : школьный кабинет

Задачи тренинга .

Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;

Показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте ;

Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта .

Перечень заданий.

Вводная часть

Упражнение «Паутинка добра» ,«Синонимический ряд» ,«Лес ожиданий» .

Основная часть :

Упражнение «Лодка» ,«Стол переговоров» .

Заключительная часть :

Упражнение «По порядку» ,«Обратная связь.

Ход мероприятия

l Вводная часть

Вступительное слово тренера (2 минуты)

Добрый день уважаемые педагоги ! Мне очень приятно видеть вас здесь, я рада встрече с вами. Надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность. Тема нашего сегодняшнего тренинга «Общение в конфликтных ситуациях » . Мы собрались здесь с целью получения опыта конструктивного решения конфликтных ситуаций .

Упражнение "Паутинка добра" (Приветствие)

Цель : создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения позитивно относиться друг к другу.

Время : 5 мину

Инструкция :

Сейчас каждый член группы должен поздороваться с каждым, продолжив начало фразы "Мне нравится в тебе. " или "Мне нравится, что ты. " добавив к ним свое содержание. Очень важно, чтобы вы обращались к друг другу по имени и говорили искренне и от души. Передвигаться можно свободно.

Рефлексия :

Что Вы испытывали, когда Вас приветствовали?

Что было легче принимать приветствие или самому приветствовать?

Упражнение «Синонимический ряд»

Цель : раскрытие сути «конфликта »

Время : 10 минут

Оборудование и материалы : листочки с номером группы, 4 листа со словом «конфликт » , фломастеры (достаточно 4 любых цветов на группу)

Инструкция :

Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы (получается по 4 человека) . Для этого достаньте каждый себе по листочку (тренер подносит чашу с листочками, там написан номер группы. Соответственно этих номеров объединитесь в группы и займите каждая свой стол (указать на столы с номерами) .

Вы получили лист со словом «конфликт » . К каждой букве вам нужно составить список слов, так или иначе отражающих суть конфликта . У вас есть 3 минуты. Каждая группа должна составить максимальное количество слов.

Теперь мы с вами зачитаем варианты каждой группы, начиная с первой буквы.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Рефлексия :

Была ли для Вас какая-то информация новой?

Со всеми ли характеристиками, которые прозвучали, Вы согласны?

Что для Вас осталось непонятным?

Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы обсудить эту довольно острую и щепетильную тему! Думаю, что каждый из вас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтом . В жизни очень важным умение является плодотворное решение конфликтных ситуаций .

Упражнение "Лес ожиданий"

Цель : выявление ожиданий участников относительно результатов тренинга .

Время :5 минут.

Оборудование и материалы : лист ватмана с аппликациями деревьев (по числу участников, цветные стикерсы.

Инструкция :

Сейчас на цветных листочках я предлагаю вам записать свои ожидания от нашего тренинга , а затем эти листочки наклеить на любое из деревьев, подписав под ним свое имя.

Тренер быстро просматривает записи и сообщает группе обобщенный вариант ожиданий , дает комментарий к ним.

ll Основная часть

Для того, чтобы «грамотно» решать проблемные ситуации необходимо активизировать свою мыслительную деятельность на неоднозначное понимание условий задачи и возможность нестандартного ее решения. И сейчас мы с вами в этом потренируемся .

Упражнение «Лодка»

Цель : формирование умений анализировать условия проблемы.

Время : 10 минут.

Оборудование и материалы :

Инструкция :

Вы уже разбиты на группы, так же мы с вами и продолжаем работать. Очень важно здесь быть внимательными к условиям!

Итак, задание! К реке подошли двое и просят лодочника переправить их на другую сторону реки. Лодочник соглашается, но с двумя условиями :

1. в лодке должно быть не более одного человека;

2. лодка должна быть ему возвращена обратно.

Вам нужно, посовещавшись, предложить как можно больше различных вариантов (принимаются все варианты, даже самые фантастические) . На обдумывание решений у вас есть 5 минут.

Заслушиваются предложения всех групп.

Мы идем на конфликт тогда , когда не видим верных решений. Между тем, чтобы решить задачу, необходимо внимательно проанализировать её условия и тогда рациональные решения обязательно будут. Например, в условиях ситуации , которую мы разбирали, не были ограничены параметры времени, пространства, других вариантов преодоления реки без лодки одним из путешественников. К лодочнику вообще могли подойти двое человек и собака. Человек высказал просьбу словами, а собака погавкала. И тогда ограничения лодочника, выраженные требованием, чтобы в лодке ехали не более двух человек, собаку никак не касается. Задача решается легко и имеет множество решений, как и любая конфликтная ситуация .

Рефлексия :

Что важного вы почерпнули из данного упражнения?

Какие сложности возникали в ходе принятия решения?

Упражнение "Стол переговоров"

Цель : формирование умений принятия группового решения в конфликтных ситуациях

Время : 40 минут.

Оборудование и материалы : карточки с игровыми целями

Инструкция :

Организационные моменты : участники разбиты на 4 группы. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг другу. В центре зала кругом стоят восемь стульев. Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

Игровые цели :

1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.

2. Вы считаете, что необходимо построить дом.

3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами отдельно.

4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.

5. Вы считаете, что надо разжечь по всему острову сигнальные костры.

6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивилизации.

7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.

8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению .

9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

Игра проводится в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы - обсуждение тактики переговоров в группах : второй, четвертый, шестой этапы - "стол переговоров" (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья) .

Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты. Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров» .

Инструкция :

Мы продолжаем работу в группах. Сейчас вам нужно представить ситуацию : вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове. А вот и мнения, которые у всех различаются (чаша с листочками - игровыми целями, нужно взять один листочек, о вашей цели «громко не кричим» , ее должны знать только участники вашей команды. У вас есть 2 минуты для обсуждения аргументов.

Теперь вы должны встретиться за «столом переговоров» , один участник из команды.

Цель ваших переговоров - прийти к общему решению .

После игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью.

Рефлексия :

Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

Как проходило обсуждение во время «стола переговоров» ?

Как вели себя участники во время «стола переговоров» ?

Какие трудности испытывали при выработке общего решения ?

Как участники пришли к общему решению ? (Что помешало участникам придти к общему решению )

Как надо принимать коллективные решения?

Какой опыт вынесли из игры?

lllЗаключительная часть

Упражнение «По порядку»

Цели : снятие усталости; повышение эмоционального тонуса; развитие социальной перцепции.

Время : 5 минут.

Инструкция :

Уважаемы коллеги сейчас, не разговаривая друг с другом, вам нужно по моей команде встать : по росту; по цвету волос (от самых светлых, к самым темным) ; по месяцам и дням рождения; по ширине бедер; по шершавости ладоней; по цвету глаз; по длине пальцев рук.

Упражнение «Обратная связь»

Цель : получение обратной связи от участников тренинга .

Время : 10 минут.

Инструкция :

Вам нужно подойти к плакату «Лес ожиданий» . По желанию, каждый, при наличии ощущения, что он «подрос» на тренинге , может увеличить размер своего дерева (дорисовать вверх) . Если у кого-то возникли еще какие-то ожидания, то он их может дописать на своем листке (или наклеить еще один листок с пожеланиями) .

Рефлексия :

Что для вас сегодня было интересным, а какую информацию вы считаете менее актуальной?

Какие трудности у вас возникали в ходе работы?

Мне было очень приятно сегодня с вами поработать, надеюсь мы еще раз с вами встретимся! Давайте скажем друг другу «спасибо» !


СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА.

Занятие 1.
Тема: "Я в моём мире".


Цели занятия:

  1. Знакомство в группе
  2. Введение участников в атмосферу тренинга
  3. Установление правил в группе
  4. Определение личных целей каждого участника.
  5. Осознание и принятие участниками себя как личности.

План занятия:


1. Знакомство (5-10 мин.).

Ведущий предлагает участникам тренинга назвать себя, сказать несколько слов о себе, свои ожидания от занятий, предложения по занятиям.


2. Принятие правил работы в группе (10 - 20 мин.)

  • искренность: "говори правду или молчи",
  • конфидециальность: не выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы,
  • безоценочное восприятие других участников группы,
  • поддержка других участников,
  • право высказываться каждому.

3. Упражнение "Лимоны".

Представить, что в каждой руке находятся лимоны.
Начать выжимать сок из них.
Выжав сок - выбросить их и взять новые. Так 3 раза.
Медленно расслабить руки и выбросить лимоны.


4. "Анализ себя" (20 - 30 мин.)

Участникам предлагается сказать 2 -3 основные качества о себе, указать - что эти качества дают в жизни негативного, что - позитивного.


5. "Я в моём мире" (30 - 40 мин.).

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и увидеть себя в своем мире.
- Какой он?
- Как участник воспринимает себя в своём мире?
- Что чувствует?
- Какие слышит звуки?
- Что он хочет, ожидает от этого мира?
Описать свой мир, начиная со слов: "Мой мир - это...".


6. Рисунок "Мой мир" (15-20 мин) - Обсуждение рисунков.


7. Ресурсная релаксация (5-15 мин.)

Занятие 2
Тема: "Принятие себя в новом качестве".


Цели занятия:

  1. Работа с Образом Я для повышения самооценки.
  2. Принятие себя.
  3. Повышение уверенности в себе.

План занятия:


1. Разминка (5- 10 мин.)

Ведущий просит участников назвать ассоциации, которые вызывает сегодняшнее настроение.


2. Упражнение "Пружина".

Сложить руки таким образом, как ученик за партой.
Правую руку поставить на локоть и представить, что сжимается пружина, затем
резко пружина отстрельнула.
Повторить то же с другой рукой.


3. Анализ себя (20 - 30 мин.).

Участников просят разделить лист на три колонки. В первой колонке участники пишу! всё то новое, необычное, то, чего раньше не было или не замечалось ими, что они наблюдают в себе в состоянии беременности. Вторая колонка - какое чувство вызывает каждое из указанных состояний. Третья колонка - что позитивного дает в настоящий момент (и в будущем) каждое из перечисленных состояний.


4. "Сравнение - отличие" (15 -20 мин.)

Ведущий предлагает двум женщинам сесть рядом. Другим участникам необходимо найти между ними сходства и отличия.
Это упражнение хорошо проделать всем участникам.


5. Релаксация "Соединение образов" (20 - 25 мин.) Участники расслабляются и ведущий задаёт следующие темы:

  • увидеть себя в прошлом;
  • увидеть себя в будущем;
  • увидеть себя в настоящем;
  • соединить все эти образы в единое целое;
  • принять этот получившийся образ в себя.

6. Рисунок "Соединение образов" (20 - 30 мин.) Обсуждение рисунков


7. Обратная связь.

Занятие 3.
Тема: "Работа с Образом Я".


Цели занятия:

  1. Повышение самооценки, формирование целостного представления о своем Образе Я.
  2. Поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей.

План занятия:


1. Разминка (5- 10 мин.)

Сказать, что хорошего произошло за время, пока участники не виделись.


2. Упражнение "Черепашка".

Представить себя черепашкой, которая греется на солнышке.
Теперь черепашка услышала какие-то звуки и напрягла шею, посмотрела в разные стороны, затем черепашка успокоилась и расслабилась. Так 3 раза.


3. Упражнение "Я - мать" (30 - 35 мин.)

Участникам предлагается написать на листе бумаги ответы на следующие вопросы:

Когда родится мой ребенок, как изменюсь я?
- Когда родится мой ребёнок, как изменятся мои близкие (муж, мать, отец, братья, сестры и так далее)?
- Какие обязанности будут у меня по отношению к ребенку?

Какие обязанности будут у моего ребенка по отношению ко мне? Как вы представляете себе, что такое "хорошая мать"? Напишите качества, которыми она должна обладать?


4. Ресурсная релаксация (10-20 мин.).

Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоторого Образа - язычка огонька, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей ряби поверхностью, или чего-нибудь еще. Преисполненная глубокой умиротворённости и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там - глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонёк, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - это вы сами.
Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспоминать, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворённости, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.


5. Обратная связь.

Занятие 4.
Тема: Анализ воспитания.


Цели занятия:

  1. Анализ жизненных сценариев и работа с ними.
  2. Обозначение своего личностного пространства для повышения чувства защищённости.

План занятия:


1. Разминка (5-10 мин.)

Участникам предлагают найти эмоционально адекватные образы:
"Раздражённый человек - это человек, который..." "Радующийся человек - это человек, который..." "Расслабленный, умиротворённый человек - это тот, кто..."


2. Упражнение "Надувная игрушка".

Представить себя надувной игрушкой - сдутой. Теперь эту игрушку начали надувать, надули туго- туго, затем она медленно сдулась.


3. Анализ воспитания (20 - 30 мин.)

Участникам предлагается ответить себе на следующие вопросы:
Как вас воспитывали родители?
Кто больше принимал участие в вашем воспитании, кто из родителей не уделял вам внимания?
Что дало вам в жизни родительское воспитание, отношение к вам?
Что, по вашему мнению, вам родители недодали?
В чём есть лишь ваша заслуга, что вы такая? - Были бы вы такой, если бы не определенное поведение ваших родителей?
Охарактеризуйте одним словом тип родительского воспитания, который применялся по отношению к вам. Обсуждение понятий "самостоятельность", "ответственность".


4. Релаксация "Личное пространство" (20 - 30 мин.)

Через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и мы побываем в воображаемом фантастическом путешествии.
Теперь, я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыть глаза. Ощутите, как спина прикасается к спинке стула, как ноги стоят на полу. Почувствуйте свои пальцы. Почувствуйте свое дыхание, какое оно, ваше дыхание, послушаете его. Так же вы можете почувствовать биение вашего сердца, это ваше сердце, ваше состояние, это вы сами. Почувствуйте себя.
Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находитесь. Это то, что я называю вашим личным пространством. Вы владеете таким пространством в этой комнате, в любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство - в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому, что это только ваше пространство.
Итак, вы попали в свое пространство, оно только ваше. Всмотритесь в свой мир... Ни что он кажется похожим… Какой он?.. Какого он цвета?.. Рассмотрите хорошенько на все, что находится в вашем пространстве. Что там происходит?.. Походите там. Посмотрите все вокруг себя. Как вы чувствуете себя в этом вашем мире. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень?.. Чувствуете ли вы себя свободно или нет?... Насколько вам уютно?..
А теперь, когда вы хорошенько огляделись, все рассмотрели и почувствовали все, что с вами происходит, тихонько выгляните из вашего пространства. .. Что вокруг него, в том мире. который вне вашего пространства?... Что там, за вашим пространством?... Что вы видите?.. Какой он, тот мир. который окружает ваше пространство?.. Может быть там кто-то находится, или никого нет. Какие предметы вас окружают, или может там пусто?.. Что вы чувствуете?.. Как тот мир относится к вам, когда вы находитесь в своем пространстве?.. Тепло там или холодно, светло или темно, радостно или грустно?.. Что там происходит, в том мире, который вне вашего пространства?..
И когда вы все хорошо разглядели, окажитесь снова только в своем, уже знакомом вам, пространстве...
Представьте, сколько места занимает ваше личное пространство в том мире, который вокруг вас?..
Через минуту, после того, как вы всё это представите, вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей общей комнате. Когда вы откроете глаза, я хотела бы, чтобы вы взяли бумагу, краски и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место и мир вокруг него. Пожалуйста, не разговаривайте, пока будете рисовать. А если надо что-то сказать - говорите шепотом. Нарисуйте место, которое вы представили себе. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте?.. Как только почувствуете, что готовы, можете начинать.


5. Рисунок "Личное пространство" (25 - 30 мин.) Обсуждение рисунков


6. Обратная связь.

Занятие 5.
Тема: Анализ воспитания (продолжение).


Цели занятия:

  1. Осознание различных типов и методов воспитания.
  2. Принятие ребенка в себе.
  3. Определение и проработка некоторых внутренних конфликтов.

План занятия:


1. Разминка "Сравнение по цепочке" (5-10 мин. Участникам предлагается найти сравнение):

"Проходивший поезд громыхал как..."
"Налетевший ветер выл как..."
"Гладь озера сияла в лунную ночь как..."


2. Упражнение "Снежная баба"

Представить себя Снежной бабой, которую слепили в морозный день. Пришла весна, пригрело солнышко и Снежная баба начала таять и растаяла, стала ручейком.


3. "Типы воспитания" (20 - 25 мин.)

Ведущий предлагает взять за основу следующие типы воспитания: демократичный, дружеский, предоставляющий полную самостоятельность, строгий, требовательный, опекающий.

Участникам предлагается написать на листочках какого бы типа воспитания они придерживались и закончить следующие фразы:
"Я предпочитаю стиль воспитания..."
" Это позволит стать моему ребенку..."
"Это значит, что по отношению к ребенку я буду вести себя -.."

Далее участники сворачивают листочки и складывают их в "шапку", где листочки перемешиваются. Затем участники вытягивают листочки - необходимо доказать написанные утверждения как если бы они были от своего имени. Другие могут не соглашаться, задавать вопросы, высказывать своё мнение по этому поводу.


4. Релаксация "Внутренний ребенок" (20 - 25 мин.)


5. Рисунок на метафору (30 - 35 мин.) Обсуждение рисунка

Занятие 6.
Тема: "Установки".


Цели занятия:

  1. Повышение психологической готовности к будущему материнству.
  2. Анализ установок.
  3. Осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребёнку.

План занятия:


1. Разминка "Сегодняшнее состояние" (5-10 мин.)

Участникам предлагается закончить фразу: "Моё сегодняшнее состояние можно сравнить с..."



3. Анализ родительских установок (15-25 мин.)

Ведущий рассказывает участникам о том, что в каждой семье есть крылатые выражения, которыми пользуются взрослые члены семьи. Называются такие фразы "установками". Установка - это готовность, предрасположенность человека к восприятию будущих событий и к действиям в определённом направлении, она обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности. Установки часто переходят из поколения в поколение и имеют весьма важное функциональное значение. Есть установки, помогающие в решении определённых жизненных задач, но есть и те, которые действуют негативно. Пример установки: "Мы бедные, но гордые".

Участников просят вспомнить и рассказать:

  • Какие установки от родителей, бабушек, дедушек они получили?
  • Что в жизни дали эти установки?
  • Чем в будущем эти установки могут помочь или помешать в жизни?
  • Какие установки хотели бы передать детям, как дети могли бы их понять, что они могли бы дать им в жизни?

4. Анализ семейного воспитания (25 - 30 мин.)

Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:

  • Какими бы вы хотели видеть своих детей?
  • Какие основные качества, как вы считаете, вам хотелось бы в них воспитать?

Как этого можно достичь, методы.
В чем состоят мои обязанности по отношению к ребёнку?
Какими правами вы обладаете?
На ваш взгляд, какие качества хотел бы воспитать в ребенке ваш муж?
Какими бы методами он добивался этого?


5. Релаксация "Выбор" (15-25 мин.)

Участники садятся удобнее, расслабляются, ведущий предлагает представить дом, войти в него. Увидеть 3 двери. Какую дверь откроете? Что дальше? Что за дверью?


6. Рисунок "Выбор" (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков.


7. Обратная связь.


Домашнее задание для мужа: Написать, каким он хочет воспитать ребенка, какие методы нужны для этого.


Занятие 7.
Тема: "Опыт трёх поколений".


Цели занятия:

  1. Осознание мотивов и способов действия обоих родителей для определения единого стиля воспитания ребёнка с целью лучшей адаптации к новым объектным отношениям в семье.
  2. Осознание и проработка отношений "трёх поколений" для улучшения психологического климата в семье.

План занятия:


1. Разминка "Ошибки восприятия" (5 - 10 мин.)

Ведущий задаёт ситуации, а участники перечисляют возможные ошибки в восприятии предмета.
"На столе лежит шапка, при плохом освещении её принимают за..."
"Куст сирени в темноте можно принять за..."
"Пену морского прибоя можно принять за..."


2.Упражнение "Энергия звука".


3. Определение единого стиля воспитания (20 - 25 мин.)

Обсуждение домашнего задания. Участники зачитывают выполненное мужем домашнее задание. Обсуждение - насколько точка зрения мужа на воспитание детей совпадает с точкой зрения участника занятия.


4. "Опыт трёх поколений" (20 - 25 мин.)

Участникам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
Что бы вам хотелось взять в качестве опыта из того, как вас воспитывали ваши родители?
Что бы не хотелось перенимать из отрицательного опыта?
- Какое влияние могут оказывать ваши родители и родители мужа на воспитание ребенка? Что с этим делать? Как этого можно реально избежать? Что для этого предпринять? Есть ли какие-то компромиссы?


5. Релаксация "Старец в пещере" (15-20 мин.)

Вы замечаете, какой свежестью веет с моря и чайку, кружащуюся высоко в небе... Воздух наполнен необычайным ароматом простора и свободы... И вы видите, что перед вами пещера. Вы входите в нее. Гулко раздаются шаги в пустой пещере... Вы оглядываетесь... Вокруг никого, вы один... Посредине пещеры вы видите небольшой, теплый, уютный очаг костра... И может вам захотелось присесть к нему и погреться около него и подумать о чем- то своем... Ивы чувствуете, что вы не один и вам от этого хорошо... Возле вас кто- то, кто понимает вас, защищает вас... Прохладный воздух струится вокруг вас... и вы чувствуете незримое пока еще чье- то присутствие... Вы начинаете вглядываться в темноту, чтобы понять - кто рядом с вами... Вы хотите увидеть и услышать его.. Вы замечаете, что чья- то тень мелькнула у входа и пещеру... Вы вглядываетесь в темноту другой стороны пещеры и замечаете Старца… Он внимательно смотрит на вас, спокойно и мудро... И вы смотрите друг другу в глаза, и у вас начинается разговор... Вы понимаете, что сейчас у вас есть возможность получить ответ на самый важный и сокровенный вопрос в вашей жизни... Задайте сейчас Старцу вопрос, на который вы хотели бы получить ответ... и выслушайте, что он скажет... Вы слышите, что Старей разрешает вам задать еще один вопрос... И снова на него прозвучит ответ... Услышьте его... А теперь, посидите, подумайте и сформулируйте свой последний вопрос, который вы зададите Старцу...
Когда ответы на все вопросы получены, вы можете поблагодарить Старца за его мудрость, теплоту, защиту, а может за что-нибудь еще... Попрощайтесь с ним и отпустите его... Его присутствие, его тепло, его мудрость вы теперь будете ощущать в себе всегда...
Выйдите из пещеры, ощутите, как теплый ветер ласкает ваше тело, гладит по лицу своим легким крылом и солнце ласково обволакивает вас. Вы можете пройти по берегу и войти в море... Вы можете ощутить, как его живительные силы вливаются в вас, и ветер дает вам уверенность и волны смывают все разочарования и обиды, и придают вам легкость... И солнце отдает вам частичку жизненных сил и заряд неистощимой энергии и тепла... Вода очищает вас от всего наносного и чуждого вам, вашей личности, вашей сути... Ощутите радость свободы, легкости и силы, с которой море подхватывает вас и качает на своих волнах...
И пусть, когда через минуту вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей комнате, это ощущение покоя, радости, свободы, уверенности, силы останется с вами. И вы будете ощущать в себе все, что получили, ощущая свободу, легкость и свежесть...
Когда вы будете готовы, можете открыть глаза.


6. Рисунок на метафору (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков


7. Обратная связь.

Занятие 8.
Тема: Ребёнок первого года жизни.


Цель занятия:

Рассмотреть основные психологические аспекты воспитания и общения с ребенком на ранних стадиях его развития с точки зрения некоторых психосоциальных стадий Эриксона.


План занятия:


1. Разминка "Предмет в детской игре" (5-10 мин)

Участникам предлагается перечислить то, как можно использовать в детской следующие предметы: пучок травы, камешки, пакет из-под молока, сухие ветки.


2. Упражнение "Энергия звука"

Пропеть пословицы таким образом: первый участник начинает низким голосом одно слово из пословицы, каждый последующий повышает голос на пол тона. Затем - наоборот.


3. "Формирование базовых навыков" (20 - 25 мин.)

I год жизни -- формирование доверия или уверенности; младенец воспринимает мир как безопасный. людей - заботливыми и надежными, осознает свое место в зависимости от качества получаемой им материнской заботы, то есть постоянства, тождества, адекватности переживаний. Мы это наблюдаем, когда малыш переносит отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги. В ином случае, причиной кризиса будет ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею младенца. Появится страх, опасение за свое благополучие, подозрительность.

Ведущий предлагает участникам обсудить вопросы:

  • Как, с их точки зрения, у ребенка формируется доверие к миру, а как - недоверие? Что такое доверие?
  • Кому может доверять сам участник тренинга, почему?
  • Кто может помочь в формировании доверия?
  • Что для этого нужно делать, как себя вести, какие методы использовать?

Самостоятельность, добровольность, упрямство- Все эти качества формируются на 2 - 3 году жизни. 3 года - кризис "Я сам". Зависит от готовности родителей постепенно представлять детям свободу самим осуществлять контроль за своими действиями.
Как формировать самостоятельность в этом возрасте? Какое поведение родителя приведет к тому, что ребёнок будет упрямым?


4. Релаксация "Путешествие в неизвестность" (15 - 30 мин.)

Ведущий предлагает участникам образ "Водное пространство". Нужно представить любое водное пространство. Описать, что это, какое оно, где находится он сам, что чувствует, какие звуки слышит? Это пространство необходимо перейти, преодолеть каким-то образом. Как участник будет преодолевать это водное пространство? Затем отметить, с чем участник встретится, когда преодолеет это пространство?


5. Рисунок "Путешествие в неизвестность" (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков Домашнее задание: Нарисовать герб семьи совместно со всеми членами семьи.


6. Обратная связь.


Занятие 9.
Тема: "Ребёнок - отдельная личность".


Цели занятия:

  1. Расширение границ восприятия будущего ребёнка как отдельной личности,
  2. Осознание важности поддерживающего отношения к ребенку в общении с ним.
  • Осознание своего жизненного сценария.
  • Осознание и вербализация тенденций изменения в себе
  • План занятия:


    1. Разминка "Свеча по кругу". (5-10 мин.)

    Ведущий предлагает участникам тренинга пустить по Кругу воображаемую свечу. Каждый берёт ей в руки, думает о чём-то важном для себя и бережно, чтобы не потухла, передаёт другому.


    2. Упражнение "Аутотренинг"


    3. Упражнение "Сказка о себе" (25 - 30)

    Ведущий предлагает вспомнить любую сказку, которая нравится участникам или которую просто вспомнили сейчас. Назвать эту сказку. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

    • Кем бы вы были в этой сказке?
    • Какие роли и кому из своих близких вы дали бы в этой сказке?
    • Можно дополнить сказку персонажами по своему усмотрению.
    • Как бы вы изменили эту сказку, каких бы героев вы еще добавили?
    • Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека,- М.: Институт психологии РАН, 1998.
    • Лабиринты психологии /Под ред. Трушковой С.В..- М.: Издат. Отдел УНЦ ДО Ml oУ, 1996.
    • Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребёнка.- М.: Независимая фирма "Класс", 1996.
    • Паранхо К. Гештальт - терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма.- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.
    • Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения.- М.: "Смысл", 1993.
    • Пайяз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Пер. с английского Е.И. Замфир под ред. Проф. М.М. Решетникова. СПб.: совместное издание Восточно- Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997.
    • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1998.
    • Рыжков В.Д. Практическая психология женских кризисов.- СПб.: Лань, 1998.
    • Сарган Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей.- М.: "ГЦ "Сфера", 1998.
    • Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.- М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
    • Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: "Прогресс", 1987.
    • Хрестоматия по телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор- составитель В.Ю. Баскаков. 2-е изд. М.: "Смысл", 1997.
    • Юнг К.Г., фон Франц М.- Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко.- М.: "Серебряные нити", 1997.
    • Caplan G. Concept of Mental Health and Concultation. Waschington, DC: US Children Burtau. 1959.- An Approach to Community Mental Health. London, Tavistock. 1961.
    • Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. Issues, Monogr 1. New York: International Universities Press, 1959.
    • Pines D. The relevance of early psychic development to pregnancy and abortion. Int. J. Psycho-Anal, 1982.
    • Rapoport. R. Normal crises: Family struture and mental health. Family Process 2, 1963.
    • Ringler М. / Wien. Med. Wschr. - V.4 8.
    • Uddenberg N., Nillsson L/ Acta psychiat. Scand., 1975, V 52, 3.
    • Young I. М. Pregnant embodiment: Subjectivity and alienation/ Synthesis philos.-Xagreb, 1995.- V. 10, fasc. 1-2.

    Сценарии тренинговых занятий

    1. Методические рекомендации для учителя при организации тренинга
    Тренинг не только развивает социальные навыки и навыки общения, но и совершенствует профессионально-психологическую компетенцию субъектов общения.
    Тренинг – это прежде всего способ программирования модели управления своим поведением и деятельностью.
    Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности учащихся, в повышении уровня их взаимодействия с дошкольниками, с одноклассниками, в формировании позитивной направленности их личности, эмпатийности, рефлексии.
    При организации тренинговых занятий учителям целесообразно опираться на положение о единстве теоретических знаний и практических действий, исходить из того, что тренинг является совокупностью продуманных психолого-педагогических действий и шагов, осуществляемых в определенной последовательности, дает знания и возможность их использования, способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений; любое тренинговое занятие – это осознание целей, мотивов, содержания общения, личностной или профессиональной позиции будущего воспитателя.
    Специфическими чертами тренинговых занятий как формы обучения являются: наличие постоянной группы участников (10-12 человек); направленность на приобретение определенных знаний, практических умений и личностных качеств; объективизация чувств и эмоций участников тренинга, рефлексии; углубление способности к созданию атмосферы раскованности, свободного и психологически безопасного общения участников.
    При конструировании тренинговых занятий необходимо выделить ключевые моменты: определение целей тренинга, проектирование, создание атмосферы занятий. Центральным звеном является проектирование тренинга, включающего в себя разработку содержания занятия, выбор упражнений, отбор методов реализации упражнений, оценки занятия.
    Содержание занятия. Охватывает три области: знания, умения, ценности; касается четырех сторон личности будущего специалиста: физической, эмоциональной, духовной, интеллектуальной.
    Выбор упражнений для занятия. Упражнения, входящие в состав того или иного занятия, могут даваться всей группе, нескольким подгруппами учащихся, персонально участнику тренинга.
    Отбор методов реализации упражнений, которые должны быть направлены на приобретение учащимися профессиональных качеств, умений и навыков через воздействие на личностную сферу участников тренинга. Предпочтение может отдаваться групповой дискуссии, ролевым играм, элементам проективного рисования, музыкальной терапии, психогимнастике, решению педагогических ситуаций.
    Оценка занятия. Оцениваются результаты тренингового занятия в целом, деятельность каждого участника по достижению целей занятия и личностных целей.
    Критериями оценки эффективности занятия и значимости его для каждого участника могут служить:
    успешность (были ли достигнуты цели тренинга и какова его значимость для каждого участника);
    эффективность (какие изменения произошли в развитии личностно-профессиональных качеств и умений участников тренинга);
    производительность (достижение лучших результатов)
    Важным элементом тренинговых занятий являются домашние задания, которые представлены двумя блоками:
    аутотренинговые упражнения, цель которых заключается в овладении педагогом элементарными навыками воздействия на свое физическое, психическое состояние с помощью самовнушения и полного мышечного расслабления;
    задания на закрепление умений по теме занятия, его рефлексию, реализацию впечатлений от него.
    При организации учебных тренингов учитель может встретиться с трудностями. Часто учащиеся не осознают значимости тренинга как способа углубления их личностно-профессиональных качеств; ограниченные временные рамки учебного занятия не дают возможности полностью реализовать все принципы тренинговых занятий как формы активного социального обучения. Исходя из календарных сроков прохождения той или иной темы курса каждое последующее занятие отсрочено по времени от предыдущего, поэтому наблюдается сложность в закреплении полученных сведений.
    Тренинговые занятия – это учебные занятия, поэтому учитель должен стараться, чтобы тренинг не превратился в некое подобие развлечения или, наоборот, затянувшейся дискуссии.
    По окончании тренинговых занятий участникам предлагается ответить на вопросы экспресс-опроса.
    В чем вы видите цели тренинговых занятий?
    Как отдельное занятие и занятия по всему курсу способствовали вашей профессионализации?
    Удалось ли вам в процессе тренингов овладеть механизмами педагогического взаимодействия?
    Что дали вам тренинговые занятия в плане личностного и профессионального развития?
    Приложение 1
    Сценарий тренингового занятия «Кто я? Какой я?»

    Цель. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения.
    Ход занятия.
    Учитель. Дорогие друзья! Наша задача – заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.

    Приветствие «Улыбка»
    Цель. Принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создания положительного эмоционального настроя на партнера и занятие
    Учитель. Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбой, скажите несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.
    Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

    Упражнение 1. «Автобиография»
    Цель. Восприятие и проявление представлений о себе в социальном и психологическом плане.
    Задание. Составьте рассказ о себе.
    Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, где учитесь, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.

    Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»
    Цель. Личная установка на самоанализ
    Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»
    Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:
    Свет мой, зеркальце, скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?
    Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.

    Упражнение 3 «Принятие себя»
    Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.
    Задание. Определение своих достоинств и недостатков.
    Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

    Упражнение 4. «Рисунок Я»
    Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.
    Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.
    Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все, что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

    Упражнение 5. «Девиз»
    Цель. Отражение с помощью девиза жизненных установок.
    Задание. Сформулировать свой девиз.
    Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.

    Упражнение 6 «Мое настроение сегодня»
    Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.
    Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.
    Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь»
    Анализ занятия. Анкета «Мнение»
    Имя участника тренинга ______________________________________
    Дата занятия ________________________________________________
    Степень твоей включенности: 0,1,2,3,4,5,6,7,8.9, 10 (Обведи кружочком соответствующий балл)
    Что мешает тебе быть более включенным в занятие?
    Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к группе; в) по отношению к ведущему.
    Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.
    Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему?
    Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.)
    Что ты еще хотел бы написать?
    Домашнее задание «Какой Я»
    На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них:
    Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.
    Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.
    Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.
    Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.
    Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.
    Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.
    Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.
    Приложение 2
    Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении»
    Цель. Принятие субъективности ребенка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического общения. Овладение навыками в общении с ребенком. Развитие умений адекватной оценочной деятельности, направленности на выявление позитивных средств общения с ребенком.
    Ход занятия.
    Учитель. Воспитатель создает для своих питомцев неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко. Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

    Упражнения 1. «Возвращение в свое детство» (грамзапись песни о детстве)
    Цель. Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).
    Задание. Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с воспитателем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, взглядом взрослого (педагога), проанализировать возникшие ощущения.
    Инструкция. Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.
    Упражнение 2 «Дошкольник в эпитетах»
    Цель. Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.
    Задание. Дать характеристику дошкольнику.
    Инструкция. Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характеристику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается. Вариант выполнения задания: «нарисовать» образ дошкольника по представленным характеристикам (рисунок, словесный рассказ, сказка)

    Упражнение 3. «Радость общения с ребенком»
    Цель. Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.
    Задание. Закончите фразы «Мне нравится общаться с детьми, потому что», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что». Разыграйте тактику педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций воспитателя, обсудите результаты.
    Инструкция. Заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям в ситуации общения. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

    Упражнение 4 «Жизненное пространство»
    Цель. Установление дистанции и пространства общения с ребенком.
    Задание. Провести упражнение «Живые скульптуры», выделить какие дистанции предпочтительнее для воспитателя в общении с ребенком.
    Инструкция. Работа осуществляется в группах-диадах: каждый из вас по очереди будет представлять себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.

    Упражнение 5 «Если я сейчас»
    Цель. Выявление позиции взрослого в общении с ребенком. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.
    Вариант 1
    Задание. Проигрывание ситуаций, когда необходимо занять позицию родителя, взрослого, ребенка.
    Инструкция. Вспомните педагогические ситуации общения с детьми (две-три). Опишите их и проанализируйте поведение воспитателя (собственное поведение), сделайте вывод; приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы изменить свою позицию.
    Вариант 2.
    Задание. Закончите предложения: «Если я сейчас родитель, то», «Если я сейчас ребенок, то...»
    Инструкция. Закончите предложения. Ответьте на вопрос, какое из перечисленных эго-состояний в общении с детьми является наиболее комфортным, почему вы редко переходите в другие состояния.
    Вариант 3.
    Задание. Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок – ребенку», «ребенок – взрослому». Прокомментировать свои ощущения.
    Инструкция. Из книг (К.И. Чуковский «От 2 до 5» или М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить») подберите серию детских вопросов. В качестве образца вопросов можно использовать следующие: 1) Почему Луна не падает на Землю? 2) Отчего люди смеются? 3) Почему зебра в полоску?

    Упражнение «Активное слушание детей»
    Цель. Формирование умения вникать в детские проблемы и «возвращать» ребенку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.
    Задание. В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником.
    Инструкция. Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.
    Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
    Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».
    Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка»
    Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.
    Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял мою машинку!»
    Перед данной работой обратитесь к советам автора книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер, которая обращает внимание на проблемы, возникающие при контакте взрослого с ребенком.
    Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Вынеси!», «Сделай!», «Убери!»
    Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если не прекратишь это делать, то», «Не придешь вовремя, не сделаешь» пеняй на себя», «Если еще раз повторится, то»
    Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен», «Ты обязан»
    Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи», «Я бы на твоем месте», «По-моему, надо пойти и извиниться»
    Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой», «Сколько раз я тебе говорила», «Не послушалась – пеняй на себя!»
    Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже», «Опять все сделал(а) не так!», «Вечно ты», «Все из-за тебя»
    Похвала. Не слишком часто хвалить ребенка! (В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая») Когда ребенка постоянно хвалят, он к этому привыкает, может стать зависимым от похвалы, может заподозрить, что вы неискренни.
    Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!»
    Догадки, интерпретация: «Опять небось», «Я все равно вижу что ты меня» (обманываешь, говоришь неправду)»
    Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось?», «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю», «Ну почему же ты молчишь?»
    Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимания», «Перемелется, мука будет».
    Отшучивания, уход от разговора: «Не до тебя», «Вечно ты со своми жалобами»
    Анализ занятия
    Что понравилось на занятии больше всего?
    Какое упражнение показалось наиболее интересным?
    Какие трудности возникли во время работы на занятии?
    Тренинговые занятия дают возможность адаптировать знания каждого учащегося к своей личностной структуре, помогают развивать способность к установлению контактов, пониманию и уважению окружающих, помогают развивать у будущих воспитателей творческий подход к профессиональной деятельности. Все это вместе взятое является необходимым компонентом гуманизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

    Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515