Социальный институт: признаки. Примеры социальных институтов

  • 4. Прикладная социология. Генеральная, выборочная совокупность. Репрезентативность.
  • 5. Основные этапы социологического исследования.
  • 6. Анкетирование как метод социологического исследования.
  • 7. Общество как система: определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.
  • 8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).
  • 9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.
  • 10. Характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ.
  • 11. Социальная структура и стратификация. Социальная мобильность, её разновидности.
  • 12. Исторические типы социальной стратификации.
  • 13. Объективные и субъективные критерии социальной стратификации. Стратификационный профиль общества. Стратификационный профиль личности.
  • 14. Профиль экономического неравенства. Значение среднего класса для общества. Социальная стратификация современного белорусского общества.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.
  • 16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.
  • 17. Определение понятий "социальный класс", "социальная группа", "социальный слой" (страта), "социальный статус".
  • 18. Динамические характеристики общества. Понятие социальной модернизации. Социальная трансформация, социальная эволюция и революция.
  • 19. Понятие социального развития. Развитие и прогресс. Критерии социального прогресса.
  • 20. Противоречия в развитии общества. Личность и общество перед вызовами современности.
  • 21. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции.
  • 22. Социализация: определение понятия, этапы. Направленная и ненаправленная социализация. Десоциализация и ресоциализация.
  • 23. Социальный конфликт: определение, причины, виды и способы их урегулирования. Функции социального конфликта.
  • 24. Кризис как стадия развития социальных систем. Понятие дисфункции. Признаки кризиса. Типология кризиса (системный, структурный, функциональный и др.).
  • 25. Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, формы, основные причины. Что значит «аномия»?
  • 26. Социальный контролькак механизм социальной регуляции поведения людей, его виды.
  • 27. Социальное управление. Содержание социальной политики в Республике Беларусь.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.
  • Функции религии
  • 32. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.

    Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

    Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

    Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

    Признаки

      наличие внутренней организации;

      общая (групповая) цель деятельности;

      групповые формы социального контроля;

      образцы (модели) групповой деятельности;

      интенсивные групповые взаимодействия;

      чувство групповой принадлежности или членства;

      ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;

      ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

    Группообразующие процессы. –

    16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.

    Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности . Как правило, в общности объединяются люди , имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы .

    Классификация социальных общностей

    Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

      сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

      общность потребностей людей , субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

      наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

      формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;

      укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

      социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

    Социальная общность - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности , ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

    К массовым социальным общностям относятся:

      этнические общности(расы, нации, народности, племена);

      социально-территориальные общности - это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

      социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

    Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

    "

    У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.

    Биологические и социальные признаки человека

    • телесными признаками, приспособленными к труду
    • высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир
    • сознанием, помогающим познавать окружающий мир
    • мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт
    • прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки
    • строением зубов, изменившим форму черепа.

    Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:

    • отношением к труду и деятельности
    • осознанным отношением к природе
    • целенаправленной и спланированной социальной активностью
    • воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей
    • созданием семьи как социальной ячейки общества
    • воспитанием и образованием молодого поколения
    • развитием способностей и талантов
    • поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы

    Внешние и психологические признаки человека

    Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:

    1. Собственные и сопутствующие. Собственные признаки принадлежат человеку по его физической природе и к ним относят: общефизические (рост, возраст), демографические (пол, национальность, раса), анатомические (внешнее строение головы, конечностей, туловища), функциональные (походка, жестикуляция, речь, привычки, осанка). Сопутствующие признаки представляют собой те элементы, которые формируют личность (одежда, личные вещи, украшения).
    2. Групповые и индивидуальные. Это совокупные внешние признаки человека, которые характерны или для группы людей, или для одного человека.
    3. Постоянные и временные. Эти признаки могут либо быть с человеком от рождения до смерти, либо возникать и исчезать (как волосы, бородавки).
    4. Естественные и искусственные. Такие признаки либо присущи человеку от природы (морщины), либо появляются в результате изменения признаков внешности человека (татуировки, пирсинг).

    В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:

    • сенсорно-перцептивные (зрение, вкус, обоняние, слух, осязание)
    • физиологические (жажда, голод, половое влечение, боль, нужда)
    • реакционные (дрожь, сердцебиение, головокружение, тошнота, слабость, ужас, бледность)
    • эмоциональные (страх, радость, гнев, любовь, отчаяние)
    • вербальные (сообщение, просьба, требование, ругань, жалоба)
    • интеллектуальные (воображение, мышление, вера)
    • физические (работа, отдых)

    Рецессивные и доминантные признаки человека

    Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.

    Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:

    • кожа (смуглая, толстая, пегая пятнистость и пигментированные пятна в области крестца);
    • зрение (близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие);
    • рост (карликовость);
    • руки и ноги (полидактилия, брахидактилия, леворукость, тонкие, твердые и плоские ногти, толстый и расплющенный палец руки, эллиптические узоры на пальцах, варикозное расширение вен, второй палец ноги длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца);
    • черты лица (веснушки, круглое лицо и подбородок, ямочки на щеках и подбородке, густые несоединяемые брови, длинные ресницы);
    • нос (круглый, прямой и с горбинкой, круглые ноздри, высокая и узкая переносица);
    • рот (способность загибать язык назад, свертывать трубочкой, зубы при рождении, выступающие вперед зубы и челюсти, щель между резцами, предрасположенность к кариесу, полные губы, габсбургская губа);
    • уши (острая верхушка уха, свободная мочка);
    • кровь (группы A, B, AB, наличие резус-фактора).

    Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:

    • кожа (тонкая кожа, альбинизм, светлая кожа);
    • зрение (ночная слепота, дальтонизм);
    • руки и ноги (праворукость, циркулярные узоры на пальцах, второй палец ноги короче);
    • слух (врожденная глухота);
    • процессы в организме (сахарный диабет, гемофилия);
    • черты лица (квадратное лицо и подбородок, тонкие соединяемые брови, короткие ресницы);
    • нос (заостренный, курносый, узкие ноздри, низкая, широкая, прямая и согнутая переносица);
    • рот (тонкие губы);
    • уши (сросшаяся мочка);
    • кровь (группа крови О, отсутствие резус-фактора).

    Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.

    Человек должен сделать мир лучше, потому что прогресс – это закон бытия. Каковы должны быть условия существования человека и его взаимосвязь с другими участниками социума для того, чтобы он смог выполнить поставленную задачу? Этот вопрос стоит перед человечеством еще со времен начала его сознательного существования.

    Человек и общество

    Велико значение общества в жизни людей, потому что только в социальной среде создаются благоприятные условия для выживания конкретного человека или группы лиц. В социуме люди помогают друг другу решать проблемы, развиваться и совершенствоваться, объединяясь в различные группы. Каковы основные признаки социальной группы?

    Первичная социальная группа

    Социальная группа людей – это структурная единица общества, в которой ее участники имеют общие признаки и, взаимодействуя между собой, удовлетворяют свои потребности. Все общество состоит из таких социальных групп. В то же время группа людей, например, ожидающих транспорт на остановке или собравшихся на концерте, не может называться социальной группой из-за отсутствия таких признаков.

    Рассмотрим, каковы основные признаки социальной группы. Самая первая социальная группа, с которой знакомится человек, – это семья. В ней люди связаны общим бытом и отвечают друг за друга. Именно семья становится для ребенка тем первым звеном, которое связывает его с обществом. Затем человек вовлекается в другие группы, такие как детский сад и школа.

    В них существует тесный контакт между всеми членами группы, распределение обязанностей и ролей, а также соблюдаются определенные нормы поведения. Такие сообщества называются первичными социальными группами. Они очень важны для человека и готовят его к участию в более многочисленных группах.

    Вторичная социальная группа

    Дальнейшее развитие человека в обществе происходит в других коллективах, таких как производственные учреждения, вузы и так далее. Эти, как правило, более многочисленные группы уже не требуют от своих участников близкого общения. Главное для них – достижение определенных целей. И это основной признак социальной группы в данном случае. Если это производство, то основная цель группы – выпуск качественной продукции, а для вузов – отличное усвоение материала и овладение специальностью студентами.

    Малые и большие социальные группы

    Большинство первичных социальных групп одновременно являются и малыми группами, так как состав их невелик. Но к ним можно отнести и небольшие объединения людей по осуществлению производственной или предпринимательской деятельности. Основными признаками социальной группы являются в данном случае возможность общения между всеми ее членами и эмоциональная окрашенность этого общения.

    Для больших социальных групп контакт между членами не является обязательным, потому что они включают крупные объединения людей, такие как политические партии, спортивные организации и целые национальности. Основным признаком большой социальной группы является общность интересов всех ее членов. Например, всем известно, как важно для каждой национальности изучение родного языка и традиций своего народа.

    Характеристика и основные признаки больших социальных групп

    Известно также, какое большое значение имеют мир и дружба между народами. А народы – это большие социальные группы. Поэтому изучение этих групп очень важно для понимания межнациональных отношений. Все большие социальные группы в обществе можно разделить на следующие основные виды:

    • Интеллигенция, основной деятельностью которой является умственный труд. Именно интеллигенция управляет производством, обеспечивает научно-технический прогресс и развитие культуры.
    • Рабочие, руками которых создаются все материальные ценности.
    • Крестьяне, имеющие сельский жизненный уклад и создающие продукты питания.
    • Нация, у которой есть общий исторический опыт, язык, культура и традиции.
    • Класс – некоторая общность людей, занимающих одну позицию по отношению к средствам производства.

    Понятно, что любой член общества может входить в несколько социальных групп сразу.

    Межэтнические конфликты

    Взаимодействие между этническими группами находится под влиянием различных факторов. К ним относятся национальные и исторические противоречия, языково-культурные различия, сепаратистские настроения, религиозные и другие особенности. Социологические исследования межнациональных конфликтов показали, что существуют следующие усугубляющие ситуацию факторы:

    • смешанный национальный состав региона;
    • наличие радикальных взглядов у представителей конфликта;
    • невысокий уровень образования участников конфликта, при этом руководящая роль в этом процессе принадлежит интеллигенции.

    Известно, что каждая нация характеризуется определенными стереотипами поведения, которые прививаются с детства и проявляются на подсознательном уровне. Эти стереотипы заставляют человека отделять «своих» от «чужих». Поэтому «свои» наделяются лучшими качествами, а «чужие» – качествами похуже. Это свойство социальной группы используется организаторами цветных революций для разжигания межнациональной розни.

    Предупреждение таких конфликтов – задача государственной политики. Государство должно способствовать установлению добрососедских отношений между людьми разных национальностей, обозначать общие цели, которые были бы интересны всем нациям страны, а также объяснять населению технологии цветных революций. В частности, при прохождении темы «Каковы основные признаки социальной группы» в 8 классе средней школы нужно указывать на эти технологии.

    Формальные и неформальные социальные группы

    Группа, деятельность внутри которой подчиняется законам и нормативам, называется формальной социальной группой. Она имеет структуру иерархического подчинения и органы управления. Примером такой группы может служить любое производственное предприятие, а также само государство.

    Каковы основные признаки социальной группы, которую можно назвать неформальной? А это такая группа, деятельность которой не регламентируется законами. В ней нет административного подчинения, а руководитель такой группы называется неформальным лидером. Яркими представителями неформальных социальных групп являются различные, часто возникающие в среде молодежи, субкультуры. Например, в 50-е годы XX века в Советском Союзе появилась субкультура «стиляги», которая своим пестрым видом выражала протест послевоенной серости и политике всеобщего уравнивания. Далее, в 80-е годы, появились субкультуры «панков» и «хиппи». К ним в 90-е годы присоединились «готы», «металлисты» и «рокеры». Принадлежность к «неформалам» подразумевала определенный стиль в одежде и манере поведения. Места встреч в этих группах стали называть тусовками, а путешествие автостопом стало для них обычным явлением.

    Групповое сознание

    Под групповым сознанием понимается степень осознанности группой ее основных целей и текущих задач. Существует несколько подвидов, имеющих такие основные признаки социальной группы, какие у нее должны быть, но с низким групповым сознанием. Это, например, группа-кооперация и группа-корпорация. Единственная социальная группа, имеющая высокий уровень группового сознания, понимающая свои цели и служащая принципам гуманизма, – это коллектив.

    Для коллектива характерна высокая мораль, хорошие отношения между его членами и обеспечение творческого развития каждого своего сотрудника. Понятно, что не каждая социальная группа может называться коллективом. Если к перечисленным качествам коллектива добавляется психическая и физиологическая совместимость его членов, то такой коллектив называется гомфотерным, что означает «сбитый». Примером такого коллектива является экипаж космонавтов.

    Int-группы и ext-группы

    Если деятельность социальной группы направлена на ее участников, как например, в спортивных клубах, то такая группа называется int-группой.

    Если же деятельность социальной группы направлена на общество, то эта группа называется ext-группой. Хорошим примером такой группы являются различные волонтерские объединения.

    Прогресс для человечества означает не только развитие техники и технологий, но и отсутствие войн и межнациональных конфликтов. Понимая, каковы основные признаки социальной группы, можно понять процессы, происходящие в обществе и повлиять на них. Тогда мир станет лучше.

    (от лат. institutum — установление, учреждение), образующие базовый элемент общества. Поэтому можно сказать, что общество — это совокупность социальных институтов и связей между ними. В понимании социального института нет теоретической определенности. Прежде всего, неясно отношение между «социальными системами» и «социальными институтами». В марксистской социологии их не различают, а Парсонс рассматривает социальные институты как регулятивный механизм социальных систем. Далее, неясно различие между социальными институтами и социальными организациями, которые часто отождествляют.

    Понятие социального института пришло в из юриспруденции. Там оно обозначает совокупность юридических норм, регулирующих правовую деятельность людей в какой-то сфере (семейной, экономической и т. п.). В социологии социальные институты — это (1) устойчивые комплексы социальных регуляторов (ценностей, норм, убеждений, санкций), они (2) контролируют системы статусов, ролей, способов поведения в различных сферах человеческой деятельности (3) существуют ради удовлетворения общественных потребностей и (4) возникают исторически в процессе проб и ошибок. Социальными институтами являются семья, собственность, торговля, образование и т. и. Рассмотрим перечисленные признаки.

    Во-первых, социальные институты носят целесообразный характер, т. е. создаются для удовлетворения каких-то общественных потребностей. Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности людей в продолжении рода и социализации, экономические институты — для удовлетворения потребностей в производстве и распределении материальных благ, институты образования — для удовлетворения потребностей в знаниях и т. д.

    Во-вторых, социальные институты включают в себя систему социальных статусов (прав и обязанностей) и ролей , в результате чего образуется иерархия. Например, в институте высшего образования таковыми являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т. п. Статусам и ролям института соответствуют устойчивые, формализованные, разнообразные регуляторы социальных связей: идеология, ментальность, нормы (административные, правовые, моральные); формы морального, экономического, правового и т. п. стимулирования.

    В-третьих, в социальном институте социальные статусы и роли людей выполняются в силу превращения в ценности и нормы, связанные с потребностями и интересами людей. «Только благодаря интернационализации институционализированных ценностей имеет место подлинная мотивационная интеграция поведения в социальной структуре: очень глубоко залегающие слои мотивации начинают работать на выполнение ролевых ожиданий», — пишет Т. Парсонс.

    В-четвертых, социальные институты возникают исторически, как бы сами собой. Их никто не придумывает так, как изобретают технические и социальные блага. Это происходит потому, что общественная потребность, которую они должны удовлетворять, возникает и сознается не сразу, а также развивается. «Многим из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для самого себя роль. Они <...> являются результатом соединения знаний, охватить которые один-единственный ум не в состоянии», — писал Хайек.

    Социальные институты представляют собой своеобразные самоуправляющиеся системы, состоящие из трех взаимосвязанных частей. Исходную часть этих систем образует сеть согласованных статусов-ролей. Например, в семье это статусы-роли мужа, жены, детей. Их управляющую систему образуют, с одной стороны, потребности, ценности, нормы, убеждения, разделяемые участниками, а с другой стороны, общественное мнение, право, государство. Преобразовательная система социальных институтов включает согласованные действия людей, в которых проявляются соответствующие статусы и роли.

    Социальные институты характеризуются набором институциональных признаков, отличающих эти формы социальной связи от других. К ним относятся: 1) материально-культурные признаки (например, квартира для семьи); 2 институциональная символика (печать, фирменный знак, герб и т. п.); 3) институциональные идеалы, ценности, нормы; 4) устав или кодекс поведения, фиксирующий идеалы, ценности, нормы; 5) идеология, объясняющую социальную среду с точки зрения данного социального института. Социальные институты — это и тип (общее) социальной связи людей, и их конкретное (единичное) проявление, и система конкретных институтов. Например, институт семьи представляет собой и определенный тип социальной связи, и конкретную семью, и множество отдельных семей, находящихся между собой в социальных связях.

    Важнейшей характеристикой социальных институтов являются их функции в общественной среде, состоящей из других социальных институтов. Основными функциями социальных институтов являются следующие: 1) стабильное удовлетворение потребностей людей, ради которых институты возникли; 2) сохранение устойчивости субъективных регуляторов (потребностей, ценностей, норм, убеждений); 3) определение прагматических (инструментальных) интересов, реализация которых ведет к производству благ, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей; 4) адаптация имеющихся в наличии средств к выбранным интересам; 5) интеграция людей в кооперативную связь вокруг выделенных интересов; 6) трансформация внешней среды в необходимые блага.

    Социальные институты: структура, функции и типология

    Важным структурообразующим элементом общества выступают социальные институты. Сам термин «институт» (от лат. institutum — установление, учреждение) был заимствован из юриспруденции, где он использовался для характеристики определенного комплекса юридических норм. В социологическую науку это понятие впервые ввел . Он полагал, что всякий социальный институт складывается как устойчивая структура «социальных действий».

    В современной социологии существуют разные определения данного понятия. Так, российский социолог Ю. Левада определяет «социальный институт» как «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы». В западной социологии под социальным институтом чаше всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

    При всех различиях подобных определений обобщением может служить следующее: социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений. надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам достигаются стабильность и порядок в социуме, становится возможной предсказуемость поведения людей.

    Существует множество социальных институтов, которые появляются в обществе как продукты социальной жизни. Процесс образования социального института, предполагающий определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности, называется институционализацией .

    Этот процесс включает несколько последовательных этапов:

    • возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
    • формирование общих целей;
    • появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;
    • возникновение процедур, связанных с нормами и правилами;
    • формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;
    • установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
    • создание системы соответствующих статусов и ролей;
    • организационное оформление возникшей институциональной структуры.

    Структура социального института

    Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Если говорить о структуре социальных институтов , то они чаще всего обладают определенным набором составных элементов, зависящих от типа института. Ян Щепаньский выделил следующие структурные элементы социальною института:

    • цель и сфера деятельности института;
    • функции, необходимые для достижения цели:
    • нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:
    • средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.

    Общей и основной для всех социальных институтов функцией является удовлетворение социальных потребностей , ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.

    Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о его дисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.

    Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными , если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.

    В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить на основные и неосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:

    • институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода;
    • политические институты - в безопасности и социальном порядке;
    • экономические институты - в обеспечении средств существования;
    • институты науки, образования, культуры - в получении и передаче знаний, социализации;
    • институты религии, общественной интеграции — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

    Признаки социального института

    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности. так и общие признаки с другими институтами.

    Выделяют следующие признаки социальных институтов:

    • установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);
    • культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — гимн, герб, флаг; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак, для религии — иконы, кресты, Коран);
    • утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для образования — классы, библиотека; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование);
    • устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);
    • идеология (для семьи — романтическая любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, ислам, буддизм).

    Следует отметить, что институт семьи и брака находится на пересечении функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, культуры, права, религии и др.), являясь при этом классическим примером простого социального института. Далее мы остановимся на характеристике основных социальных институтов.

    Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

    В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

    Понятие социального института

    Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

    • репродуктивный;
    • распределительный;
    • регулирующий.

    Мнение Е. Дюркгейма

    Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

    Карл Маркс

    Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

    Терминология

    Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

    Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

    Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

    Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

    • общество;
    • организация;
    • потребности.

    Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

    Условия институционализации

    Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

    • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
    • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
    • целесообразная и правил;
    • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

    Этапы институционализации

    Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

    • возникновение и осознание потребности в институте;
    • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
    • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
    • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
    • создание материальной основы института;
    • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

    Структурные признаки социального института

    Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

    Структурные признаки охватывают:

    • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
    • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
    • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
    • Материальные средства для достижения целей института.
    • Идеологию, цели и задачи.

    Виды социальных институтов

    Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

    Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

    Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

    Общие признаки социального института

    Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

    • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
    • устойчивый характер этих взаимоотношений;
    • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
    • поведенческие нормы и правила;
    • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

    Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

    Социальный институт: признаки на конкретных примерах

    Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

    Семья как социальный институт

    Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

    Признаки этого социального института:

    • связи брачные или кровнородственные;
    • общий семейный бюджет;
    • совместное проживание на одной жилплощади.

    Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

    Образование как социальный институт

    Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

    Основные элементы образования:

    • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
    • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

    К признакам социального института относятся:

    1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
    2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
    3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
    4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

    Признаки социальных институтов: примеры

    Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

    • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
    • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
    • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
    • символика (например, института брака или религиозной общины);
    • базовые ценности (то есть мораль).

    Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.