Оа или ао. Публичные и непубличные акционерные общества

Здравствуйте! Если говорить простым языком, акционерное общество – это такая организационно-правовая форма, которая создается с целью объединения капитала и решения бизнес-задач. В данной статье мы подробно рассмотрим чем отличается ПАО от НАО.

Классификация АО

До 2014 года включительно все АО подразделяли на два вида: ЗАО (закрытые) и ОАО (открытые). Осенью 2014 года терминология была упразднена, а действовать стало деление на публичные и непубличные общества. На этой классификации и остановимся подробнее. Стоит учесть то, что эти термины не равнозначны, изменению подверглись не только сами термины, но и их признаки и сущность.

Характеристика публичных и непубличных обществ

Публичные акционерные общества (сокр. ПАО) создают капитал за счет ценных бумаг (акций), либо с помощью перевода основных средств в ценные бумаги. Функционирование таких компаний, их оборот должны полностью соответствовать Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», принятому в РФ.

Также, с учетом всех условий, которые ставит законодатель, в названии должна быть упомянута публичность.

К непубличным обществам относят общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества (АО).

Сравнительную характеристику рассмотрим с помощью приведенной ниже таблицы. В ней наглядно представлены важные критерии для сравнительного анализа, хотя данный перечень не является полным.

Таблица: Сравнительная характеристика ПАО и НАО

Показатели для сравнительного анализа

Наименование

Наличие наименования на русском языке, обязательно упоминание о публичности Наличие наименования на русском языке, с обязательным указанием формы

Минимально допустимый размер уставного капитала

10.000 руб.

Допустимое число акционеров

Минимум 1, максимум не ограничен законом

Минимум 1, максимум не ограничен законом

Наличие права проведения открытой подписки для размещения акций

Имеется

Отсутствует

Возможность публичного обращения акций и ценных бумаг

Возможно

Не обладает подобным правом

Наличие совета директоров, либо наблюдательного совета Наличие обязательно

Разрешено не создавать, если акционеров не более 50

Основными особенностями публичных акционерных обществ можно назвать следующие:

  • Число акционеров не ограничено;
  • Разрешено свободное обращение акций.

Если говорить об уставном капитале, то его размер также определен федеральным законодательством. Формирование уставного капитала ПАО происходит за счет того, что выпускаются акции на какую-то сумму денег.

Размер уставного капитала в данном случае – такая величина, которая может варьироваться, уменьшаться или, наоборот, увеличиваться. Зависит это, прежде всего, от того, как выкупаются акции. Как видно из приведенной выше таблицы, размер уставного капитала составляет 100.000 рублей.

Как показывает практика, контроль со стороны проверяющих органов более жесткий, чем в других случаях. Объясняется это, прежде всего тем, что все уставные документы говорят о том, что данное общество является максимально открытым для третьих лиц. То есть, совершенно ясно, что акции компании могут приобрести граждане. Соответственно, надзорные инстанции требуют максимальной прозрачности и доступности всех данных.

За более полной информацией по этому вопросу стоит обратиться к Гражданскому законодательству РФ.

Уставные документы

Главным документом для ПАО является устав. В нем, как правило, отражены все положения, регулирующие деятельность организации, также зафиксирована информация об открытости.

В уставе подробно прописаны все процедуры по выпуску акций, также имеется информация о начислении и порядке осуществления выплат дивидендов.

Наличие имущественного фонда и акций

Имущественные фонды ПАО формируются, прежде всего, за счет оборота акций организации. В тоже время, чистая прибыль, которая будет получена во время осуществления организацией ее деятельности, может быть включена в состав имущественного фонда. Закон этого не запрещает.

Управляющие органы ПАО

Основной орган по осуществлению управленческой деятельности в ПАО-это общее собрание акционеров. Обычно оно проводится один раз в год, инициатором является совет директоров. Если возникает такая необходимость, собрание может быть проведено по инициативе ревизионной комиссии, либо по результатам аудиторской проверки.

Часто складывается так, что ПАО выпускает большое количество своих акций на рынок, тогда и количество акционеров может насчитывать не одну сотню человек. Собрать их всех в одно время в одном месте — задача невыполнимая.

Решить эту проблему можно двумя способами:

  • Ограничивается количество акций, владельцы которых могут осуществлять участие в собрании;
  • Обсуждения проводятся дистанционно, при помощи методики рассылки опросных листов.

Собрание акционеров принимает все важные решения о деятельности ПАО, планирует мероприятия по развитию компании в будущем. В остальное время обязанности по руководству выполняет совет директоров. Разъясним подробнее, что это за орган управления.

В крупных компаниях количество членов совета директоров может достигать 12 человек.

Формы управленческой деятельности

Сформированы на основе законодательства европейских стран. Обычно это:

  • Собрание всех акционеров;
  • Совет директоров;
  • Ген.директор в единственном лице;
  • Контрольно-ревизионная комиссия.

Что касается видов деятельности, то она может быть любой, не запрещенной законом нашего государства. Основной вид деятельности может быть только одним.

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования, пройти которое можно после того, как ПАО осуществит процедуру регистрации.

Законодательство РФ предписывает всем ПАО размещать результаты годовой отчетности на официальных сайтах компаний. Кроме того, результаты деятельности за год проверяются на соответствие действительности аудиторами.

Непубличными в настоящее время являются АО (акционерные общества), ООО. Основные требования, которые к НАО предъявляет законодательство, заключаются в следующем:

  • Минимальный размер уставного капитала – 10.000 рублей;
  • В названии нет указания на публичность;
  • Акции не должны предлагаться к продаже или размещению на биржах.

Важный факт: непубличный характер организации предполагает большую свободу в осуществлении управленческой деятельности. Такие компании не обязаны размещать информацию о своей деятельности в общедоступных источниках и т.д.

Уставные документы

Устав является главным документом. В нем содержится вся информация об организации, внесены данные о собственности и так далее. Если возникают проблемы юридического характера, данный документ может использоваться в суде.

Поэтому устав должен быть написан так, чтобы всяческие лазейки и изъяны были полностью исключены. Когда устав находится в стадии составления, следует тщательно проанализировать нормативно-правовые документы, или же обратиться за консультацией к специалистам, которые имеют опыт в разработке документации подобного типа.

Помимо устава, между учредителями может быть заключен договор, называемый корпоративным. Остановимся на анализе этого документа подробнее.

Корпоративный договор можно назвать неким нововведением, в котором прописываются следующие моменты:

  • Все участник договора должны голосовать одинаково;
  • Устанавливается общая цена на акции, принадлежащие всем акционерам.

Но данный договор подразумевает одно четкое ограничение: акционеры не обязаны всегда соглашаться с позицией управляющих органов по каким-либо вопросам. По большому счету, это джентльменское соглашение, переведенное в юридическую плоскость. Если корпоративный договор будет нарушен – это повод признать недействительными решения собрания акционеров.

Отметим, что участниками НАО могут быть его учредители, которые одновременно являются и его акционерами. Связано это с тем, что акции не могут быть распространены дальше этих лиц.

Количество акционеров также ограничено, оно не может превышать 50 человек. Если их число более 50, общество должно быть перерегистрировано.

Органы управления НАО

В целях осуществления управления непубличным акционерным обществом проводится общее собрание акционеров компании. Все решения, принятые на собрании, заверяются нотариусом, также их может удостоверить лицо, которое возглавляет счетную комиссию.

Имущество НАО

После независимой оценки может быть внесено в уставный капитал, как вложение.

Акции НАО

  • Не обращаются публично;
  • Размещение по открытой подписке невозможно.

Если говорить о видах деятельности, то разрешено все, что не запрещено. То есть, если законодательством РФ конкретный вид деятельности не запрещен, он может осуществляться.

Вообще, суть НАО в том, что это такие общества, которые просто не выпускают акции на рынок, это практически существовавшие до принятия нового закона ЗАО, но все-таки, это не одно и тоже.

Обязанность размещать результаты финансовой отчетности за год для НАО не предусмотрена. Подобные данные обычно интересуют только акционеров или инвесторов, а в данном случае ими являются учредители,уже обладающие доступом ко всей необходимой информации.

Под определение хозяйственных обществ попадают публичные и непубличные организации, осуществляющие коммерческую деятельность, в которых уставный капитал представляет собой доли. Имущественный фонд создается за счет вкладов, внесенных учредителями.

Хозяйственные общества также классифицируются на публичные и непубличные.

Возможность перехода из одной формы в другую

Законодательством не запрещена смена одной организационной формы на другую. Например, НАО вполне допустимо преобразовать в ПАО. Какие действия для этого требуется предпринять:

  • Увеличить размер уставного капитала до 1000 МРОТ;
  • Разработать документацию, которая подтвердит то, что изменились права держателей акций;
  • Провести инвентаризацию фонда имущества;
  • Провести проверки с привлечением аудиторов;
  • Разработать обновленный вариант устава и всей сопутствующей документации;
  • Провести процедуру перерегистрации;
  • Произвести передачу имущества вновь образованному юр. лицу.

В результате проведенных законодательных реформ в корпоративном праве произошло много изменений. На смену привычным понятиям пришли новые.

Хотя все изменения произошли еще в 2014 году, в некоторых городах еще можно встретить вывески со знакомыми ЗАО или ООО. Но все новые организации регистрируются исключительно в качестве публичных, либо непубличных обществ.

Заключение

Создание и оформление акционерного общества – процесс, требующий внимания и ответственности. Проблемы различного характера возникают даже в процессе , поэтому экономить на своей будущей компании не стоит, а в случае каких-либо сомнений стоит обращаться к квалифицированным специалистам.

Осуществить правильный выбор — это первый шаг по длинной дороге к достижению успеха в , поэтому принимать решение нужно взвешенно, обдумав все до мелочей.

В России отменили ОАО и ЗАО, вместо них появятся публичные и непубличные компании.

С 1 сентября в России упразднили ЗАО и ОАО. Вместо них появятся публичные и непубличные компании, которые будут отличаться от ЗАО и ОАО свободной торговлей ценными бумагами.

Согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ, с 1 сентября 2014 года вводятся три формы акционерного общества:

  • Публичное акционерное общество (публичное АО)
  • Акционерное общество (АО)
  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Когда нужно внести изменения в название?

Перерегистрации ЗАО и ОАО в сжатые сроки не будет. Документы будут меняться по мере перерегистрации обществ. Хотя закон и не требует, чтобы компания поменяла учредительный документ и наименование сразу после 1 сентября, затягивать с переименованием не стоит. После 1 сентября название предприятия не будет соответствовать новым требованиям законодательства и в будущем это может вызвать проблемы в работе с контрагентами.

Чтобы не было расхождений с договорами, заключенными до внесения изменений, можно оформить с контрагентами дополнительные соглашения.

Что нужно сделать компании, чтобы внести изменения в название?

Компании нужно сдать в налоговую инспекцию:

  • заявление по форме №Р13001, утвержденное приказом ФНС России от 25 января 2012 года
  • протокол общего собрания акционеров
  • новую редакцию устава в двух экземплярах.

При этом госпошлину уплачивать, согласно закону, не нужно.

Учредительные документы можно будет привести в соответствие с новыми нормами при первом изменении документов. ЗАО будет необходимо исключить из названия слово «закрытое».

После внесения изменений в учредительные документы компания должна будет:

  • изменить название и печати
  • переоформить банковские счета
  • предупредить партнеров.

Почему упразднили ОАО и ЗАО?

ОАО и ЗАО ликвидировали в связи с внесением поправок в Гражданский кодекс РФ. Согласно внесенных изменений, теперь закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО) преобразуются публичные и непубличные компании:

  • публичное АО — общество, акции которого публично размещаются на рынке ценных бумаг (пункт 1 ст. 66.3 ГК РФ) Такие компании теперь обязаны указывать в уставе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), что являются публичными. Этим организациям нужно будет сменить наименование с «Открытое акционерное общество» на «Публичное акционерное общество».
  • непубличное АО — общество, акции которого не размещаются на рынке ценных бумаг. При этом ООО считается непубличной организацией (пункт 2 ст. 66.3 ГК РФ). Также упразднена такая форма организации как общество с дополнительной ответственностью (ОДО). С 1 сентября 2014 года к ОДО будут применяться положения об открытом акционерном обществе;

Согласно внесенным изменениям, государство увеличивает контроль над АО. Теперь все компании будут вынуждены проходить обязательный ежегодный аудит. Раньше согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ежегодный обязательный аудит предусматривался только для ОАО. В соответствии с новыми поправками Гражданского кодекса РФ, для всех без исключения акционерных обществ вводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Какие еще изменения внесены в Гражданский кодекс?

С 1 сентября в компании может быть два и более генеральных директоров. Они могут действовать совместно либо независимо друг от друга, но в уставе должны быть прописаны обязанности каждого из директоров. При этом главный бухгалтер может быть только один.

Также с 1 сентября при передаче неденежных вкладов в уставный капитал организации необходимо будет получить отчет независимого оценщика. Привлекать оценщика нужно только при оплате уставного капитала акционерных компаний, а в случае с ООО — только при внесении неденежных вкладов свыше 20 000 рублей. За нарушение этого правила компаниям грозит штраф на сумму 10 000 рублей.

Кроме этого, усложняется процедура принятия решений в акционерных обществах. Принятие решений акционерами или участниками и их состав теперь должны будут подтверждать нотариусы или регистраторы.

Которым внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны вносить изменения в свое наименование и из открытых акционерных обществ (ОАО) стать акционерными обществами (АО) либо публичными акционерными обществами (ПАО). В этой ситуации возникает ряд принципиальных вопросов. Считается ли данное изменение реорганизацией? Необходимо ли уведомлять налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, ФСС России и ПФР? Обязаны ли данные учреждения выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием? Как это изменение повлияет на представление отчетности в ПФР, ФСС России, налоговые органы? Как необходимо отчитываться по справкам 2-НДФЛ? Как в такой ситуации предоставляются работникам стандартные и имущественные вычеты по НДФЛ? Как рассчитывать базу для начисления взносов во внебюджетные фонды? Необходимо ли с каждым сотрудником заключить дополнительное соглашение к действующему договору и делать запись в трудовой книжке? Имеет ли право общество принимать от контрагентов первичные документы на товары (услуги), в которых указано прошлое наименование (ОАО)? С какой даты обществу необходимо использовать первичную документацию с новым наименованием: с даты внесения изменений в учредительные документы или с даты выдачи налоговым органом листа записи таких изменений? Существуют ли риски отказа в вычете по НДС по счету-фактуре, выставленному контрагентом на старое наименование (ОАО) после его изменения (на АО или ПАО)? Проанализируем ситуацию.

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, внесенные Законом № 99-ФЗ. Закон исключил разделение акционерных обществ на закрытые и открытые. Начиная с указанной даты акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные (ст. 663 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции данного Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Рассмотрим, является ли внесение изменений в учредительные документы в части смены наименования с ОАО в АО или ПАО реорганизацией.

О наличии признаков реорганизации при изменении наименования общества и его учредительных документов

Статья 57 ГК РФ раскрывает понятие реорганизации через перечисление ее форм: слияние, выделение, разделение, присоединение, преобразование . При этом в результате реорганизации образуется новое юридическое лицо и она производится по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По смыслу данной нормы преобразование подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 99-ФЗ) хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

В силу ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (ООО) или в производственный кооператив (ПК).

Следовательно, ГК РФ прямо устанавливает, что акционерное общество является организационно-правовой формой юридического лица. При этом реорганизацией акционерного общества признается его преобразование только в ООО или ПК.

При замене в фирменном наименовании общества аббревиатуры «ОАО» на «АО» или «ПАО» общество остается акционерным обществом, его организационно-правовая форма остается неизменной. Значит, в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит.

В соответствии с п. 5 ст. 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Как указала ФНС России в письме от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@, фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО».

Таким образом, с правовой точки зрения изменение указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму общества представляет собой изменение фирменного наименования в связи с приведением его в соответствие с новыми требованиями законодательства. Это измененное фирменное наименование фиксируется в новой редакции учредительных документов.

Данный вывод подтверждается буквальным толкованием формулировки п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, в котором указано, что приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ подлежат учредительные документы, а также наименования юридических лиц. При этом в данной норме не указано, что юридические лица обязаны осуществить реорганизацию в форме преобразования.

Аналогичное мнение излагается и отдельными государственными структурами. Например, Росавиация в письме «Разъяснения Росавиации в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных в главу четвертую части первой ГК РФ Законом № 99-ФЗ» указала: в новой редакции главы 4 ГК РФ устанавливается разделение акционерных обществ на публичные и непубличные (взамен деления на открытые и закрытые), т.е. организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, изменяется наименование типов акционерного общества. Следовательно, указание в фирменном наименовании акционерного общества на его тип в силу п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 663 и ст. 97 ГК РФ по своей правовой природе не является его реорганизацией (изменением организационно-правовой формы).

Таким образом, внесение изменений в наименование и учредительные документы общества в целях их приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ реорганизацией не является.

О необходимости уведомления налоговых органов, ФСС России и ПФР и об обязанности данных учреждений выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием

Уведомление налоговых органов.

По общему правилу согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с действующим законодательством не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Вместе с тем для целей налогового контроля применяются нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о российских организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению российской организации на территории Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Как указано в п. 3.6 Порядка, изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению организации на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей соответствующие сведения. Налоговый орган по местонахождению организации, осуществивший внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРН, обязан направить выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ. Согласно полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации.

Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» специальных положений об обязанности налогоплательщика уведомить об изменении своего наименования межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам не установлено.

Следовательно, налогоплательщик не обязан сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении фирменного наименования. Указанная информация поступает в соответствующие налоговые органы по внутренним каналам связи от налогового органа, осуществившего внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, общество не обязано сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении своего наименования. Соответствующая информация должна быть получена налоговыми органами самостоятельно.

Выдача нового уведомления о постановке на учете и смене наименования.

Налоговое законодательство не предусматривает процедуру внесения сведений в выданные уведомления о постановке на учет налогоплательщика либо выдачу новых уведомлений в случае внесения изменений в фирменное наименование налогоплательщика.

Как указала ФНС России в письме от 16 сентября 2014 г. № СА-4-14/18715, порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах не предусмотрен законодательством о налогах и сборах. Учитывая изложенное, при приведении наименования в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ замена уведомлений о постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, не требуется.

Таким образом, налоговые органы не обязаны выдавать обществу новые уведомления о постановке на учет в связи с изменением фирменного наименования.

Обратите внимание: вопрос о документах, подлежащих выдаче в случае государственной регистрации изменения наименования юридического лица, рассмотрен в письме ФНС России от 7 мая 2015 г. № СА-4-14/7844@.

Согласно данным разъяснениям при приведении наименования юридического лица и его учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции следует руководствоваться п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании данной нормы в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  2. решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
  3. изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах.

В силу норм Закона № 99-ФЗ при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции государственная пошлина не взимается.

ФНС России отмечает, что при изменении наименования юридического лица выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица при создании, содержащего его новое наименование, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи выдается Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 , содержащий сведения о новом наименовании юридического лица.

Одновременно с Листом записи ЕГРЮЛ выдается содержащее сведения о новом наименовании юридического лица Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@ .

Таким образом, при государственной регистрации изменений налоговые органы обязаны выдать Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 и новое Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет.

Уведомление ФСС России и ПФР об изменении наименования.

Данная форма содержит строку о наименовании организации. Соответственно, не исключена ситуация, когда при наличии у налогоплательщика заявления и уведомления о подтверждении права с первоначальным наименованием общества в дальнейшем при проверке у налоговых органов возникнут вопросы о правомерности имущественного вычета, если на момент проверки у общества будет другое наименование.

В Налоговом кодексе РФ вопрос о замене уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты при приведении наименования акционерного общества в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ прямо не урегулирован. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

Вместе с тем есть разъяснения, касающиеся реорганизации. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 19 июля 2007 г. № 28-11/069132 отметило, что организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика. Таким образом, реорганизованная компания не вправе предоставлять своим работникам по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация.

Поскольку реорганизации не происходит, у общества с новым наименованием нет оснований для отказа в предоставлении вычета при получении уведомления о подтверждении права на имущественный вычет с прежним наименованием. При этом право налогоплательщика на получение имущественного вычета не может быть поставлено в зависимость от изменения фирменного наименования налогового агента. Риски предъявления претензий оцениваются авторами как низкие.

Стандартные налоговые вычеты.

Поэтому во избежание отказа в вычете НДС, а также необходимости представления дополнительных документов обществу рекомендуется провести разъяснительную работу с контрагентами об указании в счетах-фактурах измененного наименования.

Иные моменты

Переоформление лицензий.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица иной организационно-правовой формы означает изменение его наименования.

Однако, как следует из ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

В данной норме не уточняется, что относится к «иным документам, содержащим его прежнее наименование».

С одной стороны, Закон призван облегчить положение субъектов предпринимательской деятельности, вынужденных вносить изменения в свое наименование не по собственной инициативе, а в связи с изменением законодательства.

На основании такого подхода при исключении из наименования указания на тип общества «открытое» в целях приведения его в соответствие с новыми требованиями ГК РФ переоформлять лицензию не требуется.

Данный подход поддерживают некоторые государственные органы. Так, Минприроды России в письме от 20 апреля 2015 г. № 02-11-44/9212 отметило, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует обязательного переоформления лицензий на пользование недрами, содержащих его прежнее наименование.

ФСТЭК России в информационном сообщении от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 указала, что все выданные организациям до 1 сентября 2014 г. лицензии ФСТЭК России сохраняют свою юридическую силу и их переоформление не требуется. Вместе с тем указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявлений организаций-лицензиатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, поскольку лицензии прямо не указаны в п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, нельзя исключить риск претензий со стороны соответствующих государственных органов.

Например, Банк России в письме от 23 апреля 2015 г. № 012-33-6/3588 указал, что по общему правилу кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Внесение в устав кредитной организации изменений, связанных с приведением ее наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ, влечет за собой замену лицензий на осуществление банковских операций.

Если у общества имеются лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, рекомендуется обратиться за разъяснениями в орган, выдавший лицензию, о необходимости ее переоформления в рассматриваемой ситуации.

Оформление листков нетрудоспособности.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.

Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в главе 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.

Согласно п. 57 Порядка в строке «Место работы - наименование организации» указывается полное или сокращенное наименование организации. Эти данные должны соответствовать учредительным документам организации.

Как неоднократно указывалось, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

С одной стороны, листок нетрудоспособности можно отнести к иным документам, содержащим прежнее наименование организации. Учитывая п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, общество может принимать от работников листки нетрудоспособности с прежним наименованием.

Однако во избежание рисков отказа ФСС России в возмещении средств, перечисленных работодателем на оплату больничных, после внесения изменений в учредительные документы рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, с тем чтобы в листки нетрудоспособности вносилось правильное наименование общества.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

Утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».

«Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Информационное сообщение ФСТЭК России от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 «О вопросах переоформления лицензий ФСТЭК России в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части изменения наименований организационно-правовых форм организаций».

На данный момент в экономике есть немало организационных форм для осуществления предпринимательской деятельности. Очень часто встречаются две аббревиатуры ОАО и ПАО. Многие полагают, что это одно и то же. Однако есть некоторые различия, которые помогают понять, чем отличается ПАО от ОАО. Попробуем разобраться в этих определениях.

Что такое ОАО

Открытое акционерное общество - это организационная форма, которая образовывает капитал с помощью выпуска акций. Она представляет собой ценную бумагу, которая позволяет определить вклад каждого участника в создание компании, а также долю получаемой прибыли. Ее называют девиденд. Акции выпускаются в свободную реализацию на рынке ценных бумаг. Они в свою очередь также определяют доход и убытки. Для чего еще нужны акции?

  • позволяют получить необходимые средства для организации и ведения деятельности фирмы;
  • определяют вклад всех акционеров и проценты прибыли, соответствующие вкладу;
  • определяют риски. В случае краха каждый акционер теряет только акцию;
  • акции предоставляют право голоса на акционерных собраниях.

Акционеры могут свободно располагать этими акциями, например, дарить, продавать и т д. Можно продавать акции третьим лицам. Вся информация о деятельности таких предприятий должна быть известна широким кругам населения. ОАО отличается тем, что до регистрации фирмы можно не вносить всю полную уставного капитала.

Учредительный капитал не может быть менее тысячи МРОТ, само число акционеров не ограничивается определенной цифрой.

ОАО может осуществлять деятельность, не запрещенную законом в различных сферах. Обычно раз в год осуществляется собрание акционеров. Для управления деятельностью компания нанимает директора или же нескольких директоров. Они создают так называемый коллегиальный орган.

Понятие ЗАО

Закрытое акционерное общество - одна из самых распространенных форм ведения деятельности. Обычно такая форма выбирается в том случае, когда участники связаны между собой семейными связями.

Учредительный капитал таких организаций не должен быть менее ста МРОТ, а число участников - больше 50. Государству не требуется осуществлять лишний контроль за деятельностью такой компании. У ЗАО есть свои особенности:

  • акции принадлежат учредителям;
  • никто не имеет права передавать акции третьим лицам;
  • ЗАО могут не публиковать ежегодно отчетность;
  • вся деятельность осуществляется в режиме, закрытом от публики.

Рассмотрев две самые популярные формы осуществления предпринимательской деятельности, можно непосредственно перейти к понятию ПАО.

С 1 сентября 2014 года в России действует закон, который внес определенные изменения в Гражданский кодекс. Он затронул содержания и название организационных форм и форм собственности. Теперь за ОАО закрепилось название ПАО (публичное акционерное общество). ОАО некоторое время еще будут существовать, затем они обязаны перерегистрироваться как ПАО. ЗАО, следовательно, означает Непубличное акционерное общество.

Несмотря на смену названия, публичные АО тоже претерпели некоторые изменения. Не стоит думать, что ОАО и ПАО - это одно и то же. Итак, чем отличается ПАО от ОАО?

Одним из признаков ПАО считают свободное размещение облигаций и акций, а также их допуск к торгам на биржах;

ПАО ведут более прозрачную политику осуществления деятельности - есть обязанность опубликовывать списки акционеров и отчетности, чаще устраивать собрания участников и устраивать проверки. Деятельность становится более открытой. Это основной момент, который показывает, чем отличается ПАО от ОАО;

Теперь чтобы сопровождать предпринимательскую деятельность, не нужно нанимать юриста или обращаться в специальные юридические фирмы, предприятие будет обращаться к услугам регистраторов. Они будут вести реестр акций, а также заверять собрания акционеров;

Усиливаются требования к ведению аудита.

Это основные моменты, которые определяют, чем отличается ПАО от ОАО. Такое решение и вступление в силу закона способствуют повышению прозрачности деятельности компаний, а также препятствуют осуществлению рейдерских захватов.