Профессиональная этика судьи. Презентация по обществознанию на тему "юридическая этика" Презентация по профессиональной этики юриста


Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.




Содержание понятия ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни


Содержание понятия ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса,общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988). Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.


Содержание понятия МОРАЛЬ (от лат. «moralis» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей.


Содержание понятия Специфика норм морали заключается в следующем: ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.


Содержание понятия НРАВСТВЕННОСТЬ есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.


Содержание понятия Большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. Недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно- практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др.


Содержание понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика. Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.


Содержание понятия ЭТИКЕТ (от франц. etiquette - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.


История вопроса Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.


История вопроса Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам этики. «Отец» античной этики – Сократ. «Только моральный человек может быть счастлив» (абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры, различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности). Платон - первая попытка систематизации этических идей, осуществленной на объективно- идеалистической основе. В рамках педагогической этики исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении. ;


История вопроса Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил Аристотель. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. До н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. Этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан..


История вопроса Аристотель считал воспитание делом государственной важности Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном соотношении эгоистических потребностей, ориентации индивида на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.


История вопроса но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессионально - этическом уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.


История вопроса В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах М.Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать душевные склонности ребёнка, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Я.А.Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Дж.Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).


История вопроса Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Ж.Ж.Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. И.Г.Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Ф.В.Адольф Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)


История вопроса В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете. Основы же современного служебного этикета фактически были заложены«Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы.


История вопроса Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами- демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В советское время разработкой проблем профессиональной этики занимался Сухомлинский. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.


Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.


Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность,тактичность,доброжелательность выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.


Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: - теоретические исследования (теоретическая этика) - нормативные разработки (нормативная этика).


Теоретическая этика исследует: -происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия; -ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение); -характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом; -содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье); - разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии; -исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы (в контакте с психологией и социологией)


Нормативная этика исследует: -стихийно складывающиеся представления морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека; - уточняет, систематизирует, конкретизирует их, трансформируя в определенные рекомендации; -разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества; -занимается вопросом о том, как должен поступать человек.


В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «этика предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости». Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в. В дальнейшем Гегель положил начало историческому пониманию нравственности. Он ввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни, наполнил ее богатым социальным содержанием. Цицерон отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды». Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма


Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.


Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.


Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п..


Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в определенной профессиональной сфере. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.


Педагогическая этика как научная дисциплина ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.


Педагогическая этика как научная дисциплина Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Функции педагогической этики: эмпирико-описательная; теоретико-философская; нормативная.


Основные задачи педагогической этики: исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали, разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности, выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя, изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога, исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися, разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога. педагогическая этика как научная дисциплина


К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.


Категории педагогической этики Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.


Категории педагогической этики Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.


Категории педагогической этики Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.


Категории педагогической этики Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого- педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.


СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АВТОРИТЕТА ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 1. Формальный - обусловлен набором властных полномочий, прав дающихся постом. (обеспечивает 65% влияния руководителя на подчиненных) 2. Психологический а) моральный (зависит от нравственных качеств руководителя) - нравственный; - коммуникативный. б) функциональный - компетентность руководителя - его деловые качества - его отношение к своей профессиональной деятельности


Благодарю за внимание! Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: [Текст] учеб пособ. Изд-во «Новое знание» с. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. [Текст] Барнаул: изд-во АлтГТУ, с


















1 из 17

Презентация на тему: Адвокатская этика

№ слайда 1

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

« Мне кажется, что избежать фальши и сохранить честность и совесть адвокату так же трудно, вообще говоря, как и всякому человеку достигнуть райского состояния… Мерещится нелепейший парадокс, что адвокат и никогда не может действовать по совести, не может не играть своею совестью, если б даже и хотел не играть, что это уже такой обреченный на бессовестность человек…» Ф.М. Достоевский

№ слайда 4

Описание слайда:

Этика - наука о морали, учение о нормах морали и нравственности, сложившихся в обществе. Этика- более богатое понятие, чем мораль, как и любая наука по сравнению с изученным ею предметом. Мораль- представляет собой особую систему предписаний, правил поведения, регулирующих общественные отношения в соответствии со сложившимися в обществе критериями: - ДОБРА - ЗЛА - СПРАВЕДЛИВОСТИ - ЧЕСТНОСТИ - ДОБРОСОВЕСТНОСТИ - ПРАВДЫ - НЕПРАВДЫ В научном понимании термины « мораль » и « этика » не равнозначны.

№ слайда 5

Описание слайда:

Адвокатская этика представляет собой систему научно обоснованных представлений о морально- нравственных аспектах адвокатской деятельности и их оценок. В юридической литературе адвокатская этика определяется как составная часть науки об адвокатуре, ее относительно обособленный институт, а так же часть общей юридической этики(наряду, например, с судебной этикой, профессиональной этикой предпринимателя)

№ слайда 6

Описание слайда:

Задачи адвокатской этики: Поиск баланса между всеми категориями обязательств: - перед доверителем - перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат вступает в контакт, будучи доверенным лицом доверителя или действуя от его имени - перед другими адвокатами - перед обществом, для членов которого существование свободной и независимой профессии наряду с соблюдением правовых норм выступает важнейшей гарантией защиты прав человека. Краеугольным камнем в системе построений этики адвоката является постулат о необходимости строгого соблюдения принципа законности в адвокатской деятельности, понимания того, что выполнение профессионального долга законными средствами и методами в конечном итоге приводит к выполнению адвокатами своего долга как гражданина. В результате долг профессиональный не вступает в противоречие с долгом гражданским.

№ слайда 7

Описание слайда:

Содержание адвокатской этики: Моральные принципы, которых должны придерживаться адвокаты в ходе осуществления адвокатской деятельности Нормы морали и нравственности, выражающиеся в определенных правилах, наполняющих принципы адвокатской этики содержанием и, конкретизирующих их Оценка полноты отражения в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре требований морали, мнения относительно соблюдения требований адвокатской этики в деятельности органов адвокатского сообщества, адвокатских образований и отдельных адвокатов, представления общества об институте адвокатуры в целом Методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом нравственных требований, разрабатываемых адвокатской этикой, способы обеспечения выполнения адвокатами этических правил.

№ слайда 8

Описание слайда:

Значение адвокатской этики: Нормы и принципы адвокатской этики способствуют конкретизации имеющихся правовых норм, заполнению пробелов в правовом регулировании Дает толкование понятий: честь, достоинство и др. Играет огромную роль как усилитель регулятивного потенциала правовых норм нормы адвокатской этики способны предотвратить действия, которые невозможно исключить путем законодательного регулирования играет воспитательную роль. « Нравственное воспитание молодых специалистов … имеет не меньшее значение, чем вооружение их определенной суммой специальных знаний. Именно профессиональная этика в наибольшей степени способна помочь решению этой проблемы».

№ слайда 9

Описание слайда:

Основные принципы адвокатской этики. Принципы адвокатской этики представляют собой наиболее общие положения, относящиеся к правилам морально- этического характера, которыми должны руководствоваться адвокаты в своей профессиональной деятельности. Они являются основными ориентирами, в соответствии с которыми адвокат должен вырабатывать правила поведения в своей деятельности. Наиболее важные принципы адвокатской деятельности

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Честность. Честность. Является основополагающим началом профессиональной деятельности адвоката при построении отношений с доверителем, коллегами. Представляет собой моральную категорию, характеризующую особое отношение человека к самому себе, его способность давать внутреннюю оценку своему поведению, контролировать себя, способность к самоограничению в своих действиях в той или иной ситуации. « если в слоге – весь человек, то в честности – весь адвокат… Можно даже утверждать, что в ней заключаются все качества, необходимые адвокату: назначение его – убеждать, а убедить может только честный человек». Молло.

№ слайда 12

Описание слайда:

Добросовестность. Добросовестность. Адвокат должен оказывать юридическую помощь « на совесть», т.е. использовать все законные средства и методы, необходимые и достаточные для скорейшего достижения желаемого результата Адвокат должен максимально применить весь свой профессиональный опыт, квалификацию, способности, учесть все обстоятельства, чтоб быть готовым обеспечить наиболее полную защиту интересов своего доверителя. Должен предусмотреть все будущие последствия свои действий по оказанию юридической помощи.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

1. Правила поведения с доверителем Обеспечить полное и квалифицированное представление законных интересов своего доверителя Осуществлять независимое консультирование, давать рекомендации, действуя строго в интересах своего доверителя Информировать доверителя о ходе дела, давать разъяснения в объеме, необходимом для того, чтобы доверитель не обладающий правовыми знаниями, мог принять обдуманное решение. Адвокат не должен заискивать перед доверителем Должен быть пунктуальным и проявлять в работе разумную оперативность, всемерно избегать затягивание дела Не должен давать никаких гарантий Не должен раскрывать информацию, относящуюся к представлению доверителя Не вправе изменять позицию защиты, которую он согласовал с доверителем Размер гонорара должен быть разумным, т.е. учитывать в его определении сложность дела, временные рамки, длительность процесса, материальное положение клиента, свою репутацию. Не должен принимать поручение на оказание юридической помощи, если оно противоречит принципам независимости, добросовестности, честности.

№ слайда 15

Описание слайда:

2. Правила поведения с коллегами. Взаимоотношения должны строится на основе понимания адвокатом необходимости подчинятся законным решениям и правилам, - на принципах взаимного уважения, внимания к проблемам и трудностям других. Большую роль играет умение адвокатов создать и поддерживать здоровый психологический климат в коллективе, способствующий продуктивной работе. Адвокат не должен допускать пренебрежительного отношения к работе коллег Не вправе высказывать негативную оценку личности или профессиональных качеств свои коллег ни в беседах с доверителями, ни в публичных выступлениях, ни в ходе судебного разбирательства Адвокат всегда должен быть готов прийти на помощь коллеге в трудном для него деле, тактично, без н помочь разобраться в запутанной в правовом или этическом плане ситуации. Своевременно дать совет или показать пример молодым адвокатам, не имеющим достаточного опыта адвокатской деятельности.

№ слайда 16

Описание слайда:

3. Правила поведения с государственными органами. Взаимоотношения должны строится на принципах уважения и признания общественной пользы их деятельности Адвокат должен пользоваться своими правами(собирать сведения, истребовать справки…) добросовестно, не перегружая органы неосновательными и излишними запросами, ходатайствами. Отношения должны быть вежливыми и корректными Представлять соответствующие документы (ордер, удостоверение) Использовать соответствующую лексику Не нарушать правила внутреннего трудового распорядка Не должен воздействовать на судью, прокурора с помощью средств, запрещенных законом. Недопустимы пререкания адвоката с судом Непозволительны оскорбления или нетактичные высказывания в адрес участников процесса

№ слайда 17

Описание слайда:

Вывод Соблюдение этических правил гарантируется совокупностью организационных и корпоративных мер, установленных Правилами профессиональной этики. Вновь принятые адвокаты должны быть ознакомлены с Правилами, обязаны изучить их и реализовывать в практической деятельности. Воспитательной работе адвокатуре, устранению негативных явлений в организации и осуществлении адвокатской деятельности призван способствовать Кодекс профессиональной этики адвоката, изданный в соответствии со ст. 7 Федерального закона « Об адвокатской деятельности и адвокатуре», принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года, посвященный различным правилам адвокатской этики.

Кафедра Теории и истории государства и права
Профессиональная этика
юриста
Программа подготовки бакалавров по направлению
«Юриспруденция»
Зарецкий Андрей Михайлович
преподаватель кафедры Теории и истории государства и
права
тел.: +7 (495) 663-93-88, доб. 2313

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.Профессиональная этика юриста: нравственные основы
Тема 2. Основы общей этики. История развития этики
Тема 3. Деформация правового профессионального сознания
Тема 4. Профессиональная этика нотариуса
Тема 5. Профессиональная этика адвоката
Тема 6. Профессиональная этика судьи
Тема 7. Нравственные основы осуществления правосудия
Тема 8. Профессиональная этика представителей
профессий. Профессиональная этика в сфере бизнеса
иных
2

ТЕМА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА: НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

3

Учебные вопросы


1.2. Основные категории этики: справедливость,
нравственный долг, честь, достоинство.
4

5

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Мораль - это система принципов, норм,
определяющих
характер
между
людьми
в
соответствии с принятыми в данном обществе
понятиями о добре и зле, справедливом и
несправедливом, достойном и недостойном
Моральные принципы - одна из форм
выражения нравственных требований, в наиболее
общем
виде
раскрывающая
содержание
нравственности, существующей в том или ином
обществе. В этом отношении они служат
критериями нравственности
6

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Нравственность – практическая
воплощенность моральных идеалов, целей и
установок в различных формах социальной
жизнедеятельности, в культуре поведения людей
и отношениях между ними
СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОСТИ
Нравственное сознание
(общественное, индивидуальное)
Нравственная практика
Нравственные отношения
7

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

«Скорее верно
направленное
движение чувств, а
не разум служит
началом добродетели»
Аристотель
8

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Степень восприятия индивидом нравственного сознания и
культуры общества
Показатель воплощения требований нравственности в
поступках человека
Задача нравственной культуры личности:
Достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого
элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством
общественной морали
ДУХОВНОСТЬ
ЛЮБОВЬ
НРАВСТВЕННЫЕ
ИДЕАЛЫ
УВЕЛИЧЕНИЕ В
ЖИЗНИ ДОБРА
9

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:
КУЛЬТУРА ЭТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
КУЛЬТУРА ЧУВСТВ
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
ЭТИКЕТ
1

.

1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

Категории этики - это основные, наиболее общие
понятия, выражающие различные стороны
нравственных взаимоотношений между людьми
Применимы не
только в этике, но и
в других науках
Широкий
диапазон охвата
Могут быть
категориями
экономическими,
политическими,
юридическими
Опираются на
самосознание, силу
общественного
мнения
1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

НРАВСТВЕННЫЙ
ДОЛГ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ОСНОВНЫЕ
КАТЕГОРИИ
ЭТИКИ
ДОСТОИНСТВО
ЧЕСТЬ
1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО
Справедливостьи
ввввв
- понятие о должном
соответствии деяния и воздаяния; отсутствие должного соответствия
между этими сущностями оценивается как несправедливость
«Велико лишь то, что долговечно;
долговечно лишь то, что справедливо»
Джузеппе Феррари
«Когда справедливость исчезает, то не
остаётся ничего, что могло бы
придать ценность жизни людей»
Иммунуил Кант
«Справедливость есть высшая из
всех добродетелей»
Цицерон
1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

Долг - это принятие
личностью необходимости
подчиняться общественной
воле
Долг и совесть -
личностные
категории
морального сознания: с их
помощью общие социальнонравственные
требования
трансформируются
в
моральные
проблемы
конкретного индивида
Нравственный долг - это
превращение
требований
общественной морали в личный
императив конкретного лица и
добровольное его выполнение
1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

Честь - понятие
морального сознания и
категория этики, тесно
связанная и во многом
сходная
с
категорией
достоинства
1

Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ,
ДОСТОИНСТВО
Достоинство категория этики,
означающая особое
моральное отношение
человека к самому себе
и отношение к нему со
стороны общества,
окружающих,
основанное на
признании ценности
человека как личности
1

1.3. Профессиональная этика юриста

1

1.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения
определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный
характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с
профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая
специфику проявлений морали в различных видах деятельности
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Компетентность
Ответственность за результат
деятельности
Взаимоуважение
Честность
1

1.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Профессиональная
этика действует в
трудовой
деятельности и в
обыденных
представлениях
людей
Мораль в сфере
труда может
иметь
специальный
характер
(мораль врача,
юриста)
К работникам
некоторых
профессий
предъявляются
повышенные
требования
(медицина,
транспорт)
Нравственные
качества –
условия
профессиональ
ной
пригодности
Нарушение
трудовой этики
влечёт
нарушение
общих
моральных
установок,
2

1.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

Юридическая этика научная дисциплина,
предмет которой составляет
проявление морали в
правосудии и
правоохранительной
деятельности.
Юридическая этика
- это вид профессиональной этики, представляющий собой
совокупность правил поведения работников юридической
профессии, обеспечиваю-щих нравственный характер их
трудовой деятельности и вне-служебного поведения
2

Тема 2. Основы общей этики История развития этики

2

Учебные вопросы


2.2. Закон и право - сходства и различия данных категорий
изменения
этики как науки
2

2.1. Понятие и сущность этики

2

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ

Этика - учение о
морали и нравственности
В современном понимании
этика - философская наука,
изучающая мораль как одну
из
важнейших
сторон
жизнедеятельности
Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до
н.э.) для обозначения практической философии, которая должна
дать ответ на вопрос, что мы должны делать чтобы совершать
правильные, нравственные поступки
2

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ
2

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ
На разных уровнях развития этических знании решаются
разные задачи:
на описательном уровне
на описательном уровне описывать мораль: нравы,
описывать мораль: нравы, обычаи в обществе
обычаи в обществе
на нормативно
-критическом
предписывать,
на нормативнопредписывать, ориентировать, как быть
нравственным, как
какие
нормы
ориентировать,
быть
критическом
следует соблюдать
нравственным, какие
на теоретическом уровне
нормы следует соблюдать
объяснять
мораль, ее происхождение
и тенденции
развития
мораль,
ее,
на теоретическом
уровне объяснять
необходимость и специфику
происхождение и
на нормативно-педагогическом
тенденции развития,
учить морали т.е. способствовать нравственному
совершенствованию
необходимость
и специфику людеи
на нормативнопедагогическом
учить морали, т.е.
способствовать
нравственному
совершенствованию людеи
2

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ

ВИДЫ ЭТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ЭТИКА
БЫТОВАЯ ЭТИКА
ОТНОШЕНИЕ К
ПРИРОДЕ
РЕЛИГИОЗНАЯ
ЭТИКА
2

2.2. Закон и право - сходства и различия данных категорий

2.2. Закон и право сходства и различия
данных категорий
2

2.2. Закон и право – сходство и различия данных
категорий
«Право» и «закон» - это
взаимосвязанные, но различные
понятия.
В целом «право» шире, чем «закон»
Основные отличия:
закон - не единственный вид
нормативных актов, к числу
которых относятся и указы, и
постановления, и инструкции, и
корпоративные акты;
помимо нормативных актов,
нормы права могут содержаться в
судебных решениях (прецедентах),
обычаях, договорах.
3

2.3. Основные исторические этапы становления и изменения этики как науки

3


Этапы становления этики
ПРЕДЭТИКА
В самых ранних культурных периодах (например, в
первобытном обществе) люди еще не выделяли моральноэтические ценности в разряд вопросов.
Обычай, в рамках которого протекала жизнь человека,
воспринимался как единственно верный и возможный.
Этика ярче всего соотносится с понятием обычая,
укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом,
которые отражают принадлежность человека к единой для
всех членов племени ценностной системе.
3

АНТИЧНАЯ ЭТИКА

2.3. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
ИЗМЕНЕНИЯ ЭТИКИ КАК НАУКИ
л
АНТИЧНАЯ ЭТИКА
ООООООООООО (VI-V в. до
н. э.) –
натурфилософия
милетской школы,
пифагорейская
школа, элеаты,
Гераклит,
анатомисты
(Демокрит)
ОООООООООООО ООООООООО –
учения Сократа,
Платона и
Аристотеля (V- IV
в. до. н.э.)
ООООООООООООООО ООООООООО
(конец IV – VI вв.
до н. э.) – учения
стоиков,
эпикурейцев,
скептиков,
Неоплатонизм
ОООООООООООООООО
Проблемы
космоса,
природы,
логики,
человека и
общества
Человек, его
судьба,
познание
добра и зла.
Проблемы
бытия и
познания,
человека.
Построение
3

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА

2.3. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
ИЗМЕНЕНИЯ ЭТИКИ КАК НАУКИ
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА
Средневековье
знаменует этап
размышлений о
сущности этики и
моральнонравственных
ориентирах.
В средневековой
Европе на основе
христианской религии
создается новая
иерархия ценностей.
В качестве
этического приоритета
выдвигаются
представления о добре
и зле как соотношении
божественного и
дьявольского начал.
3

ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

2.3. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
ИЗМЕНЕНИЯ ЭТИКИ КАК НАУКИ
ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
В Новое время, в эпоху «неуверенности в
сущем,
когда
каждый
должен
сам
заботиться
о
своей
нравственности»
этические
идеалы
вновь
получают
гуманитарную направленность.
Сфера нравственно-этических проблем
стала все более соотноситься с процессами,
происходящими в общественной жизни
людей, приобретая социально - правовой
характер.
На переднем плане этической деятельности
находится
свобода
человека,
которая
рассматривается как синоним разума, просвещения
и добродетели. Каждый человек имеет право на
счастье, но для этого надо уравнять материальные
источники благополучия людей в обществе.
Личные интересы должны быть связаны с
решением общественных проблем.
3

СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА

2.3. ОООООООО ОООООООООООО ООООО ООООООООООО О ООООООООО ООООО ООО ООООО
СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА
Развитие этики в ХIХ – ХХ вв.
Проблема самостоятельности выбора и его этического
измерения становится одной из ведущих в XIX-XX веках.
Внимание учёных, писателей сосредоточилось на
критическом анализе человека и общества.
Во второй половине ХХ столетия появляется идея отказа от
попытки
определить
основные
моральные
категории,
поскольку описать их в рамках существующей научной
традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей
задачей ставящая попытку анализа языка морали.
В конце ХХ века широкое распространение получает
прикладная этика, возникает профессиональная этика.
3

Тема 3. ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

3

Учебные вопросы


3.2. Проявления деформации правового сознания у различных
юридических профессий
3

3

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

Профессиональная
деформация - это
проявления в личности
под влиянием
некоторых
особенностей
профессиональной
деятельности, таких
психологических
изменений, которые
начинают негативно
влиять на
осуществление этой
деятельности и на
психологическую
структуру самой
личности.
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

Профессиональные
заболевания
ИНДИВИД
Профессиональные
деформации
СУБЪЕКТ
ЛИЧНОСТЬ
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ОООООООООО ООООООООООООО - это его искажение, «разрушение» позитивных идей,
установок права как у профессиональных юристов, так и на уровне
общественного сознания.
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПОДВЕРГАЮЩЕЕСЯ
ДЕФОРМАЦИИ
ПО ГЛУБИНЕ
ОТРАЖЕНИЯ
ПРАВОВОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТ
И
БЫТОВОЕ
(ЭМПИРИЧЕСКОЕ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ДОКТРИНАЛЬНОЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ПО СУБЪЕКТАМ
ГРУППОВОЕ
МАССОВОЕ
4

ВИДЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ
ОООО ОООООООООО ООООООООО ОООООООО
Правовой нигилизм - это негативное
отношение к праву, отрицание его социальной
ценности, осознанный выбор неправомерного
поведения
Правовой фетишизм - это преувеличение,
абсолютизация роли и значения правового
регулирования в жизни общества
Правовой инфантилизм - это недооценка
роли права, плохое знание права.
правосознания – крайняя
степень
искажения
правосознания,
включающая преступный умысел, это антипод
законности.
«Перерождение»
Правовой дилетантизм – вольное обращение
с законами либо с оценками юридической
ситуации не в силу корыстных целей, а от
неизбежности отношения к юридическим
ценностям.
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ПРИЗНАКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Неадекватный профессиональный стереотип правонарушителя,
осужденного, т. е. схематизированный образ
Обеднение лексикона в целом, заимствование жаргона
преступного мира
Перенос стиля профессионального общения с
правонарушителями, осужденными в ситуации общения с
другими людьми
Значительное сужение круга интересов, потребностей,
снижение их уровня, «огрубление» личности в целом
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОЙДЕФОРМАЦИИ
особенности коллектива сотрудников службы,
учреждения
личностные особенности преступного мира,
специфика их микросреды
личностные особенности сотрудников
правоохранительных органов
специфика содержания и условий выполнения
служебной деятельности
4

3.1. ООООООО ОООООООООО ООООООООО ОООООООО О ООО ОООО
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ДЕФОРМАЦИИ
СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
деформация морального сознания
(индивидуального и группового)
деформация служебных отношений
деформация всей профессиональной
деятельности
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ
СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
сотрудником движет неверно понятое чувство долга
и интересов службы
совершая правонарушение по службе, сотрудник
чаще всего руководствуется общественной целью –
изобличить и наказать преступника
сотрудником движет стремление максимально
использовать свои властные полномочия, власть
над людьми
мировоззренческие и нравственные убеждения
сотрудника становятся для него определяющим
фактором, а требования профессии и должности –
второстепенными
4

3.2. Проявления деформации правового сознания у различных юридических профессий

4

Деформация
профессионального
правосознания юристов в
настоящее время
проявляется в различных
формах
Выделяется «синдром
собственной непогрешимости»
при решении
профессиональных вопросов.
Психическая составляющая
данного проявления
профессиональной деформации
заключается в повышенной
самооценке, уверенности в
безошибочности своих мнений
и др.
5

3.2. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИЙ

Деформация
профессионального
правосознания таких
категорий юристов как
судей - это феномен
«обвинительного
уклона» («презумпция
виновности»),
заключающийся во
взгляде на
подсудимого, чья вина
еще не доказана судом,
как на человека,
безусловно
совершившего данное
преступление
5

Тема 4. Профессиональная этика нотариуса

5

Учебные вопросы


4.2.Источники, содержащие профессиональные этические
нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса
5

5

4.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нотариат
представляет
собой
систему
государственных органов и
должностных
лиц,
на
которых возложено:
удостоверение
бесспорных прав и фактов;
свидетельствование
документов, выписок из
них;
придание документам
исполнительной силы;
выполнение других
нотариальных действий в
целях
обеспечения
в
соответствии
с
Конституцией РФ, защиты
прав и законных интересов
граждан
и
юридических
лиц
5

Нотариат защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц Способом такой защиты является совершение нотариусами

4.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нотариат защищает
права и законные
интересы граждан и
юридических лиц
Способом такой
защиты является
совершение нотариусами
предусмотренных
законом нотариальных
действий от имени
государства
5

4.2.Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса

5

4.2. ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ НОТАРИУСА

4.2. ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАЩИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И
ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ
НОТАРИУСА
В основе современных
принципов нотариальной этики
лежит вступивший в силу в 1995г.
Европейский кодекс нотариальной
этики (Code Europeen de
Dеontologie Notariale), призванный
связать воедино правила
нотариальной этики с
потребностями гражданского
оборота в условиях становления
единой Европы в рамках
Евросоюза.
Он был принят 3 – 4 февраля
1995 г. Ассамблеей нотариусов в
Неаполе (с изменениями от 20 – 21
октября 1995 г. в Граце 17-18
марта 2000 года в Брюсселе и 9
ноября 2002 года в Мюнхене)
5

4.2. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса

4.2. ООООООООО, ОООООООООО ОООООООООООООООО ООООООООО ООООО О ОООООООО, ОООООООООООО ООООООООО ООООООООО
В 2001 г. Постановлением
собрания представителей
нотариальных палат
субъектов РФ от 18 апреля
2001 г. № 10 «О
Профессиональном кодексе
нотариусов Российской
Федерации» был принят
соответствующий Кодекс,
разработанный Федеральной
нотариальной палатой на
основе материалов и
практики нотариальных
палат.
Данный Кодекс является
документом прямого действия
и
распространяет
свое
действие на всех нотариусов
небюджетного нотариата.
5

4.3. Правила профессионального поведения нотариуса

6

4.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОТАРИУСА

ОООООООООООООООО ОООООО ОООООООООО ОООООООООО ООООООООО о
п
р
е
д
е
л
я
е
тиф
о
р
м
у
л
и
р
у
е
т
:
профессиональные
и
морально О О О О О О О О О
О О О О О О О О О
О О О О О О О О О О О О
деятельности
и
личного
поведения
ООООООООО;
ОООООООООООООО ООООООООО ОООООООООО ОООООООООООООООО ОООООООООО О ООООО;
ОООО ООООООООООООООО ООООООООО;
п
о
р
я
д
о
кп
р
и
м
е
н
е
н
и
яис
н
я
т
и
яв
з
ы
с
к
а
н
и
й
;
меры поощрения нотариусов
6

4.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОТАРИУСА

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ НОТАРИУСОВ
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ
ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ
ПРИНЦИП
БЕСПРИСТРАСТНОСТИ
ПРИНЦИП ПОМОЩИ
6

4.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОТАРИУСА

ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НОТАРИУСА
нотариус не должен допускать в общении с лицами,
обратившимися
по
поводу
совершения
нотариальных действий, неуважения, грубости,
несдержанности,
низкой
профессиональной
и
личной культуры в речи, одежде, поведении;
антигуманного отношения к людям, невнимания к
их интересам и личностям
нотариус должен проявлять терпение, вежливость
и тактичность в отношении к тем, с кем он
взаимодействует в рамках профессионального и
личного
круга
общения, в
любой
ситуации
стремиться
сохранять
выдержку
и
личное
достоинство
6

4. 3. Правила профессионального
п
о
в
е
д
е
н
и
ян
о
т
а
р
и
у
с
а
с коллегами по профессии и нотариальным
сообществом нотариус должен строить свои
отношения
на
принципах
взаимоуважения,
взаимовыручки и взаимопонимания, доверия и
благожелательного сотрудничества;
проявлять корректность выдержку;
поддерживать
благоприятный
нравственнопсихологический климат в нотариальной конторе и
нотариальном сообществе в целом
нотариус должен на работе избегать проявления
вредных привычек и особенностей поведения,
которые
могут
оскорблять
человеческое
достоинство
и
негативно
восприниматься
окружающими
6

Тема 5. Профессиональная этика адвоката

6

Учебные вопросы


5.2. Источники, содержащие профессиональные этические
нормы и принципы, определяющие поведение адвоката
6

6

5.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА

Адвокатура саморегулирующаяся и
независимая организация,
профессиональный союз
правозащитников.
Особые права
адвокатуры, естественно,
подразумевают и особые
обязанности
Адвокатская этика определяется как составная часть науки
об адвокатуре, ее относительно обособленный институт, а также
часть общей юридической этики, представляющая собой систему
научно обоснованных представлений о морально-нравственных
аспектах адвокатской деятельности и их оценок
6

5.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА

Предметом
адвокатской этики
становится поведение
представителя этой
профессии, члена
соответствующей
корпорации,
преимущественно в
обстоятельствах, где он
действует именно как
профессионал: либо
представляет свою
профессию, либо
воспринимается
окружающими именно
как представитель
корпорации адвокатов
6

5.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА

СОДЕРЖАНИЕ АДВОКАТСКОЙ ЭТИКИ
1) моральные принципы, которых должны
придерживаться адвокаты в ходе
осуществления адвокатской деятельности
2) нормы морали и нравственности,
выражающиеся в определенных правилах,
складывающихся и действующих в различных
сферах профессиональной деятельности
адвокатов и наполняющих принципы
адвокатской этики содержанием,
конкретизирующих их
7

5.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА

3) методы воплощения в жизнь адвокатским
сообществом нравственных требований,
разрабатываемых адвокатской этикой, способы
обеспечения выполнения адвокатами этических
правил
4) оценка полноты отражения в
законодательстве об адвокатской деятельности и
адвокатуре требований морали, мнения
относительно степени соблюдения требований
адвокатской этики в деятельности органов
адвокатского сообщества, адвокатских
образований и отдельных адвокатов,
представления общества об институте
адвокатуры в целом, о целесообразности,
справедливости в его деятельности; степень
доверия граждан к адвокатам и уважения их
профессии
7

7

5.2. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение адвоката

5.2. ООООООООО, ОООООООООО ОООООООООООООООО ООООООООО ООООО О ОООООООО, ОООООООООООО ООООООООО ОООООООО
В 1995 г. Международная
ассоциация юристов (МАЮ), которая
объединяет профессионалов из 170
стран,
приняла
Генеральные
принципы этики адвокатов.
Целью этого документа является
установление
общепринятого
профессионального стандарта.
С 1977 г. все адвокаты стран
Европейского сообщества должны
выполнять
требования
Общего
кодекса правил для адвокатов.
Первый в истории российской адвокатуры Кодекс
профессиональной этики был принят 31 января 2003 г. I
Всероссийским съездом адвокатов в целях поддержания
профессиональной чести, развития традиций российской
(присяжной)
адвокатуры
и
с
осознанием
нравственной
ответственности перед обществом.
7

5.3. Правила профессионального поведения адвоката

7

5.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДВОКАТА

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТ:
1)честно,
разумно,
добросовестно,
квалифицированно, принципиально и своевременно
исполняет свои обязанности, активно защищает
права, свободы и интересы доверителей всеми не
запрещенными
законодательством
средствами,
руководствуясь
Конституцией
РФ,
законом
и
настоящим Кодексом
2) уважает права, честь и достоинство лиц,
обратившихся к нему за оказанием юридической
помощи, доверителей, коллег и других лиц,
придерживается манеры поведения и стиля одежды,
соответствующих деловому общению
7

5.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДВОКАТА

Адвокат не вправе давать
лицу,
обратившемуся
за
оказанием
юридической
помощи,
или
доверителю
обещания
положительного
результата
выполнения
поручения.
Адвокат не должен ставить
себя в долговую зависимость от
доверителя.
Адвокат не должен допускать
фамильярных
отношений
с
доверителем.
7

Тема 6. Профессиональная этика судьи

7

Учебные вопросы


6.2. Источники, содержащие профессиональные этические
нормы и принципы, определяющие поведение судьи
6.3. Правила профессионального поведения судьи
7

7

6.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ

6.1. П
Р
О
Ф
Е
С
С
И
О
Н
А
Л
Ь
Н
А
ЯЭ
Т
И
К
АС
У
Д
Ь
И
Деятельность судьи носит
государственный
характер, так как они
являются должностными
лицами, представителями
власти, осуществляют
властные полномочия.
Они наделяются этими
полномочиями для защиты
интересов общества,
государства и его граждан
от различных
посягательств и в своем
служебном общении с
другими людьми
представляют
государственную власть.
8

6.1. П
Р
О
Ф
Е
С
С
И
О
Н
А
Л
Ь
Н
А
ЯЭ
Т
И
К
АС
У
Д
Ь
И
Действия и решения суда,
затрагивают коренные права и
интересы граждан.
Поэтому она должна
соответствовать принципам и
нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее
представителей.
Выполнение государственных
обязанностей
требует
от
представителей
власти
повышенного чувства долга.
Люди, решающие судьбы
других,
должны
обладать
развитым
чувством
ответственности
за
свои
решения, действия и поступки.
8

6.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ

Судебная этика совокупность правил поведения
судей и других
профессиональных участников
уголовного, гражданского и
арбитражного
судопроизводства,
обеспечивающих нравственный
характер их профессиональной
деятельности и вне-служебного
поведения, а также научная
дисциплина, изучаю-щая
специфику проявления
требований морали в этой
области.
8

6.1. Профессиональная этика судьи

6.1. ОООООООООООООООО ООООО ООООО
ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СУДЬЕ:
1. Судья обязан неукоснительно соблюдать
Конституцию Российской Федерации, федеральные
конституционные законы и федеральные законы.
Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ,
мировой судья обязаны также соблюдать
конституцию (устав) субъекта РФ
и законы субъекта РФ
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также
во внеслужебных отношениях должен избегать всего,
что могло бы умалить авторитет судебной власти,
достоинство судьи или вызвать сомнение в его
объективности, справедливости и беспристрастности
8

8

6.2. ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ СУДЬИ

Первый Кодекс чести судьи
Российской
Федерации,
одобренный
II
Всероссийским
съездом
судей
и
принятый
Советом судей России 21 октября
1993 года
Кодекс сформулировал основные
правила поведения судьи, как на
службе, так вне ее, обязательные
для каждого судьи Российской
Федерации в независимости от
занимаемой должности, а также
судей находящихся в отставке, но
сохраняющих
звание
судьи
и
принадлежности
к
судейскому
сообществу
8

6.2. ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ СУДЬИ

2 декабря 2004 года VI Всероссийский
съезд
судей
РФ
утвердил
Кодекс
судейской этики (Кодекс чести судьи от
21 октября 1993 г утратил силу).
Кодекс судейской этики
ведомственный документ, выражающий
волю судейского сообщества России и
являющийся сводом правил, принятых
судейским сообществом, призван играть
роль
регулятора
нравственного
поведения судей.
Кодекс чести судьи Российской Федерации исходит из
признания высокого авторитета нравственных норм, их
обязательности наряду с правовыми нормами.
8

6.3. Правила профессионального поведения судьи

8

6.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУДЬИ

Принимая присягу, российский
судья
торжественно
клянется
честно и добросовестно исполнять
свои
обязанности,
осу-ществляя
правосудие, быть беспристрастным
и справедливым, как велят ему долг
судьи и его совесть.
Судья должен быть честен
Судья должен обладать развитым
чувством совести
Судья должен быть гуманен
Непременное
нравственное качество судьи
- повышенное чувство долга
в его нравственном аспекте.
Социальный
нравственный долг судьи справедливое правосудие.
8

Тема 7. Нравственные основы осуществления правосудия

8

Учебные вопросы


7.2.Нравственное содержание гражданско – процессуального
законодательства
7.3.Нравственное содержание уголовно – процессуального
законодательства
7.4. Законность и справедливость как моральные ценности в
судейской этике
9

9

7.1. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ПРАВОСУДИЯ

Законность
- принцип права и морали,
предписывающий
неуклонное соблюдение и
правильное
применение
законов
Правосудие (юстиция)
- вид правоохранительной и
правоприменительной
государственной
деятельности, в результате
которой
реализуется
(проявляется)
судебная
власть
9

7.1. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ПРАВОСУДИЯ

Закрепление в ст. 10 Конституции Российской
Федерации принципа разделения властей и
самостоятельности судебной власти наряду с
властями законодательной и исполнительной
создает нормативную и идейную базу для
формулирования нравственных требований к
представителям судебной власти
Судебная власть, действующая в сфере социальных
и межличностных конфликтов, образующая
необходимый компонент в системе «сдержек» и
«противовесов», должна отвечать высоким
нравственным стандартам, оправдывать ожидания
общества
9

7.2.Нравственное содержание гражданско – процессуального законодательства

9

7.2.НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКО – ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ВКЛЮЧАЕТ И ЕГО НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ
НАЧАЛА:
нравственно-правовые принципы, исходя уже из
наименования,
призваны
обеспечить
взаимосвязь
взаимопроникновение права и нравственности;
существенные изменения
основных
институтах:
пространства, отсутствие
ценностей, все большее
общества, и т. д.;
нравственно-правовые принципы являют собой тот фон,
среду, которые предопределяют появление, осуществление и
изменение норм гражданского права
их
и
в российском государстве и его
распад
единого
духовного
единой системы нравственных
падение нравственного уровня
9

7.3.Нравственное содержание уголовно – процессуального законодательства

9

Принципы уголовного права выражают основополагающие идеи, в
соответствии с которыми создается и функционирует эта отрасль
права.
К числу принципов уголовного права России относятся принципы
гуманизма и справедливости, отражающие коренные требования
этики.
Действующий Уголовно – процессуальный кодекс РФ термин
«справедливость»
употребляет
применительно
к
наказанию,
назначенному судом.
9

7.3. НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одной из задач уголовного судопроизводства является
обеспечение пра-вильного применения закона «с тем, чтобы
каждый
совершив-ший
преступление
был
подвергнут
справедливому наказанию» (ст. 2 УПК РФ)
Согласно ст. 347 УПК РФ одним из оснований к отмене или
изменению приговора является несправедливость наказания:
«Не соответствующим тяжести преступления и личности
осужден-ного признается наказание, когда оно хотя и не
выходит за пре-делы, предусмотренные соответствующим
уголовным законом, но по своему размеру является явно
несправедливым как вслед-ствие мягкости, так и вследствие
суровости».
9

7.4. Законность и справедливость как моральные ценности в судейской этике

9

7.4. ЗАКОННОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СУДЕЙСКОЙ ЭТИКИ

Важнейшее требование к
деятельности
судебной
власти - справедливость
Справедливый суд - это
суд,
где
виновный
обоснованно подвергается
заслуженному наказанию, а
невиновный
обязательно
оправдывается
1

Тема 8. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий. Профессиональная этика в сфере бизнеса

1

Учебные вопросы

8.1. Этические и нравственные основы деятельности юриста
(юрисконсульта) фирмы
1

1

8.1. ЭТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (ЮРИСКОНСУЛЬТА) ФИРМЫ

Правила поведения – это нравственные
предписания,
устанавливающие
порядок
поступков человека, как в постоянных, так и в
изменяющихся условиях
Принципы делового общения – основные
нравственные
положения,
определяющие
характер профессиональной деятельности
1

8.1. ЭТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (ЮРИСКОНСУЛЬТА) ФИРМЫ

ОСОБЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
ВЫСТУПАЕТ ДЕЛОВАЯ ЭТИКА, ЭТИКА БИЗНЕСА
1) поддержание моральной репутации фирмы,
которое включает следование правилам
деловой этики, предусмотренным именно для
данной формы бизнеса
2) обеспечение этичности взаимоотношений
сотрудников фирмы, включая отношения
администрации с рядовыми сотрудниками, с
акционерами, с владельцами бизнеса
3) разрешение моральных и этических проблем
и конфликтов

Закирова Татьяна Ивановна

доцент кафедры психологии и педагогики кандидат педагогических наук

Учебные вопросы

Этика в системе общественного сознания.

Мораль, ее функции, структура.

Место морали в профессиональной деятельности юриста

Профессиональная этика и ее основные категории

Этика (греч. ethika, от ethos – обычай, нравственный характер) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Аристотель ввел в научный оборот понятие этики, обозначил круг проблем, которые должна решать этика

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)

Как должно поступать в тех или иных ситуациях?

Какова мера и оценка справедливости?

Что есть долг и почему его необходимо выполнять?

В чем смысл жизни?

Понятие морали

Мораль (лат. moralis - касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы , цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом , совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Нравственные (моральные) ценности

это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения.

Нравственные (моральные) регулятивы

это правила поведения, ориентированные на нравственные ценности. Каждый индивид осознанно или неосознанно выбирает в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Но в каждой стабильной культуре есть система общепризнанных нравственных регулятивов, обязательных для всех, это и есть нормы морали.

Теории происхождения морали

Социально-историческая концепция морали

источник происхождения морали в способности человека к совместной жизни и готовности к сопереживанию, сочувствию, стыду.

Эволюцнонно-генетическая теория (Конфуций,

Ч. Дарвин, К. Лоренц) происхождения морали строится на понимании морали как инстинкта, унаследованного от животных предков. Инстинкты, как борьба за выживание, материнский, стадный превратились в моральные качества (эгоизм, агрессивность, любовь, коллективизм)

Религиозно-теологическая концепция происхождения

морали связывает ее возникновение с именем Творца всего сущего, т.е. Бога. Люди получили квинтеэссенцию морали от посланцев Бога – пророков, т.е. Будды, Моисея, Христа и Магомета. В Библии и Коране зафиксированы основные рекомендации и запреты, которые должны строго соблюдаться

Сущность морали

институт, обуздывающий «животные инстинкты» человека;

удовлетворенность индивида своим поведением;

наикратчайший путь к обретению счастья;

инструмент сохранения порядка в обществе;

средство взаимопонимания и сплочения людей

условность, сковывающая личную инициативу и волю

Функции морали

Регулятивная функция морали проявляется в виде запретов и образцов, т.е. двух сторон должного поведения, определяющего границу между дозволенным и недозволенным, допустимым и недопустимым.

Ценностно-ориентирующая функция дает индивиду знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Познавательная функция отражает общественное бытие, моральное сознание, показывает их нравственную ценность, а формирует убеждения, чувства, привычки, потребности, характер.

Воспитательная функция морали не сводится к шаблону и формальному усвоению норм, принципов морали, она предполагает более глубокое и полное овладение ими.

ВОПРОСЫ: 1. Понятие этики 2. Принципы профессиональной деятельности адвокатов 3. Обязанности адвоката 4. Отношения адвоката с клиентами 5. Отношения адвоката с судом, другими участниками процесса 6. Отношения адвоката с органами управления, Комиссией по этике Адвокатуры в Кыргызской Республике


Этика (греч. ethiká, от ethikós касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos привычка, обыкновение, нрав) философская наука, единственным объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. 1. Понятие этики


Профессиональная этика адвоката К профессиональной этики адвоката относятся этические требования адвокатского сообщества, касающиеся адвоката как личности и достойного представителя адвокатуры, его уважительного отношения к закону и суду, взаимоотношений адвоката с клиентами, с коллегами, а также правоохранительными и иными органами власти и другими участниками процессов.


Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии и предусмотренные Законом Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности».






1.Адвокат, как представитель клиента, официальное лицо правовой системы должен нести особую ответственность за качество юридической помощи. 2. Адвокат должен информировать клиента об имеющихся у него в соответствии с законом правах и обязанностях и как они реализуются на практике. 3. Адвокат должен активно отстаивать позицию клиента в соответствии с правилами состязательности процесса. 4. Адвокат должен стремиться к достижению благоприятного для клиента результата, а также к примирению противоположных интересов клиентов, давать оценку по делу клиента. 3. Обязанности адвоката


5. Адвокат, выполняя свои функции, должен поддерживать регулярную связь с клиентом и обсуждать с ним все вопросы, касающиеся его интересов по делу, хранить адвокатскую тайну. 6. Поведение адвоката при оказании юридической помощи должно соответствовать требованиям закона, морали и нравственности. 7. Адвокат должен добиваться улучшения отправления правосудия и качества юридической помощи, постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний. 8. Каждый адвокат должен соблюдать Кодекс профессиональной этики адвокатов и содействовать соблюдению норм Кодекса другими адвокатами. 9. Адвокат не может находиться на государственной службе. Он вправе заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.




Адвокат не вправе: 1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер; 2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение. 3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя или подзащитного, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя или подзащитного; 4) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем или подзащитным, в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя или подзащитного; 5) отказаться от принятой на себя защиты


Участвуя в судебном процессе, адвокат обязан строго соблюдать нормы, установленные процессуальными законами и подчиняться распоряжениям председательствующего. При этом обязательными требованиями к адвокату являются соблюдение процессуальных норм, уважения к суду и участникам процесса. 5. Отношения адвоката с судом, другими участниками процесса




При свидании с подзащитным, находящегося в местах их содержания, адвокат обязан соблюдать правила мест заключения, нормы, регулирующие порядок и условия общения с лицами, находящимися под стражей. Он не имеет права в местах заключения передавать кому- бы то ни было записки, вещи, продукты, запрещенные предметы, в обход установленных правил, равно как и принимать от кого бы то ни было, в том числе и для передачи другим лицам каких-либо письменных сообщений или других вещей, предметов.






Адвокат обязан подчиняться решениям Съезда, Общего собрания адвокатов, Совета адвокатов. При несогласии с их решениями он вправе обжаловать в установленном порядке. Адвокат обязан подчиняться решениям Съезда, Общего собрания адвокатов, Совета адвокатов. При несогласии с их решениями он вправе обжаловать в установленном порядке.