Профессиональное общение в работе фельдшера скорой помощи. Медицинская этика и деонтологии в психиатрии

Медицина относится к самой гуманной сфере деятельности человека. Это известно каждому медработнику. Высокий уровень знаний, умения, навыков, профессионального мастерства и способностей позволяет медработникам спасать людей от острых заболеваний, неотложных состояний и травм.

Большое место в работе фельдшера скорой помощи занимают вопросы этики и медицинской деонтологии. Знание их обязательно для каждого работника службы скорой помощи.

Моральная ответственность за больного, умение пренебречь личными интересами во имя его здоровья, тревога за больного, душевная боль, самопожертвование и подвиг — это норма поведения врача и среднего медработника в нашей стране. Особенности медицинской деонтологии состоят в том, что ее нельзя выучить, хотя можно знать много «мудрых мыслей», высказанных о долге медработника нашими предшественниками и современниками.

Можно выучить правила отношения к больному и его родственникам. Но самое главное — это понять эти правила сердцем, сделать их своим убеждением. Современная медицинская деонтология — это учение о долге медработника перед больным. Эта научная дисциплина является стержневой проблемой в воспитании медперсонала. В формировании личности квалифицированного медработника, особенно специалиста службы скорой помощи, вопросы воспитания, профессиональной и политической учебы, вопросы деонтологии должны занимать одно из главных мест.

Медработнику, который правильно, грамотно, с соблюдением всех законов чести, морали и этики строит свою работу с коллегами (врачами, средним и младшим медперсоналом), больными и родственниками и соблюдает все принципы медицинской деонтологии, как правило, работается легко.

Работа фельдшера скорой помощи проходит в особых условиях. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что это специальность героическая, требующая полной отдачи духовных и физических сил, большого нервного, эмоционального напряжения, так как на распознавание заболевания и его лечение отводятся очень короткие сроки. Прежде чем осветить основные положения этики и медицинской деонтологии фельдшера скорой помощи, их применение в повседневной практике, следует охарактеризовать особенности работы и специфику его труда.


«Работа фельдшера скорой помощи»,
В.Р. Прокофьев

Смотрите также:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

На тему: « Речевые навыки в работе медицинского работника»

План

1. Общение и его значимость в лечебной деятельности

2. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

3. Виды общения

4. Тактика медицинского работника

5. Особенности личности медицинского работника

6. Фельдшер и больной, принципы общения с пациентом

7. Роль фельдшера в общении с пациентом

Список использованной литературы

I. Общение и его зна чимость в лечебной деятельности

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми.

Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, т.к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям. Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. Далее в своём реферате я постараюсь подробнее раскрыть психологию общения медицинского работника и больного.

2. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.

В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).

Цель контактов между медицинским работником и пациентом - медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник - пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения фельдшера или медсестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником. Умение выслушать больного человека не только помогает определить и диагностировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт фельдшера и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профессиональность) заболевания при контакте с пациентом. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечнососудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям». Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного. общение фельдшер пациент лечебный

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, фельдшер склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, фрач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения фельдшера (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, фельдшеру (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Фельдшер должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

3. Виды обще ния

Выделяют следующие виды общения (Самыгин. С.И):

1. «Контакт масок» - это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности фельдшера или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а фельдшер - не имеющий необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

2. Примитивное общение . Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - отталкивают.

Подобный вид общения может встречаться в рамках манипуляционного общения фельдшер а и пациента в случаях, когда целью обращения к фельдшеру у становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию фельдшер а - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие фельдшер а. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

3. Формально ролевое общение . Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Подобный выбор рода общения со стороны фельдшер а может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового фельдшериа на приёме.

4. Деловое общение . Общение, учитывающее особенность личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.

При общении фельдшер а с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Фельдшер рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медработника.

6. Манипуляционное общение . Также, как и примитивное общение, направленно на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. Многим может быть известен манипулятивный приём, чаще называемый «ипохондризацией пациента».

Суть его заключается в преподнесении заключения фельдшера о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть:

- снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медработником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента

- демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медработника с целью получения вознаграждения.

Общение медработника и пациента, в принципе можно назвать вынужденным общением. Так или иначе, но основным мотивом встреч и бесед больного человека с медработником становится появление у одного из участников такого взаимодействия проблем со стороны здоровья. Со стороны фельдшера и медсестры существует при этом вынужденность выбора субъекта общения, которая обусловлена его профессией, его социальной ролью. И если обращение пациента к врачу, обусловлено, как правило, поиском медицинской помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями его профессиональной деятельности.

Взаимодействие между пациентом и фельдшером не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот - положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив понятием пациент, ввиду того, что само понятие «больной» несёт определённую психологическую нагрузку. А обращения к заболевшим людям типа: «Как Ваши дела, больной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является психологически комфортным.

4. Тактика медицинского работника

Общение с пациентом - важнейший элемент процесса лечения.

Искусство собирания анамнеза - нелёгкое искусство. Выражаясь языком психологов, это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом фельдшеру необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта , в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение фельдшера или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно безразличным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.

5. Особенности личности медицинского работника

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство фельдшера и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда фельдшера на больного.

Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности фельдшера. Можно отметить определение доверия больного к фельдшеру, данное Гладким:

«Доверие к фельдшер у - это положительное динамическое отношение больного к фельдшер у, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что фельдшер имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит фельдшера неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьёзное решение, фельдшер должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.

Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда - над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.

Отметим, что медработник - молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток переходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что фельдшер или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Вообще, уравновешенная личность медработника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления реабилитации. Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.

6. Фельдшер и больной, принципы общения с пациентом

Положение и роль фельдшера приобретает в наше время большее значение. Больной у него ищет понимания и опоры. Работа фельдшера связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Фельдшер постоянно находится среди больных, поэтому его четкие действия и профессиональное выполнение, его доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Фельдшер должен уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должен стремиться решать эти проблемы.

В контакте между фельдшером и больным большое значение имеет личность фельдшера. Он может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, его профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

7. Роль фельдшера в общении с пациентом

Тема, освещенная мною в данном реферате, имеет большое значение для медработников, в особенности для меня - будущего фельдшера. Поэтому мне эта тема интересна и при написании реферата я делала для себя определенные выводы, которые мне помогут в моей будущей профессиональной деятельности.

Как и в обычной жизни, так и в лечебной деятельности, существует общение. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае фельдшер или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным. Следовательно, личность фельдшера, стиль и методы его работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

Список литературы

1. Грандо. А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, Головное издательство «Вища школа», 1982г., 168 стр.

2. Матвеев. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Москва, «Медицина», 1989г., 178 стр.

3. Шкуренко. Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г., 352 стр.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общение и его значимость в лечебной деятельности. Особенности взаимоотношений между пациентом и медработником. Медсестра и больной - принципы общения с пациентом. Типы медицинских сестёр и их характеристика. Роль медсестры в общении с пациентом.

    реферат , добавлен 14.05.2008

    Сущность и содержания понятия профессионально-значимых качеств личности медицинского работника. Психологические требования к личности медицинской сестры. Результаты эмпирического исследования успешности деятельности среднего медицинского персонала.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2013

    Аспекты проблематики затрудненного общения. Факторы, создающие трудности в общении, причины их появления. Психологическая классификация типов общения. Общая характеристика личности и затрудненного общения. Влияние общения на личность, личности на общение.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Сущность, функции и виды коммуникаций, их роль и значение в трудовом коллективе. Специфика и закономерности общения сотрудников в организации. Исследование самораскрытия личности в межличностном общении. Выяснение мотивов самораскрытия в данном процессе.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2015

    Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2009

    Понятие общения, его цели, задачи, функции, разновидности. Психологическая характеристика личности руководителя. Специфика мышления в деятельности управляющего. Факторы, влияющие на выбор "ключа" коммуникативного общения. Условия эффективной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Характеристика понятия, функций, видов общения. Особенности формировании человека, как личности, объекта и субъекта общения. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. Психические особенности общения в младшем школьном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2010

    реферат , добавлен 13.11.2015

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.

Современная медицинская деонтология включает комплекс юридических, профессиональных и моральных обязанностей и правил поведения медицинских работников по отношению к пациенту, его родственникам и коллегам. Медицинская этика и деонтология - принадлежность всей медицины, всех ее отраслей и дисциплин, особенно клинических.

К медицинскому персоналу, работающему в системе скорой медицинской помощи, предъявляются особенно высокие требования. Вопросы деонтологии здесь имеют значение не только для самого больного, но и для окружающих его лиц. Медицинским работникам должны быть присущи следующие качества: крепкое здоровье, физическая и психологическая выносливость, уравновешенная нервная система; особая профессиональная наблюдательность; чувство оптимизма, основанное на достаточно большом практическом опыте и хорошем знании специальности; умение сохранять спокойствие, собранность и постоянную готовность к решению новых задач в любое время суток; умение быстро и легко входить в контакт с любым больным и его родственниками, несмотря на наличие у пациента тяжелого или неизлечимого заболевания; способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения; поддержать его при любых обстоятельствах.

Перечисленные особенности, характеризующие работников скорой медицинской помощи, не могут полностью отражать их повседневный труд. Несмотря на сложность, ответственность, ложащуюся на плечи медицинских работников скорой помощи, им необходимо четко и скрупулезно соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Большую роль играют межличностные психологические отношения в бригаде. Старшим в бригаде является врач, и его распоряжения фельдшером бригады должны исполняться беспрекословно и быстро.

Значение проблемы деонтологии для учреждений скорой медицинской помощи заключается в необычности ситуации, в которой оказывается медицинская помощь заболевшему или пострадавшему. В этом случае кроме общепринятых принципов медицинской этики и деонтологии возникает необходимость в реализации принципов деонтологии в экстренных условиях.
Бригаду ожидают с нетерпением, и время ожидания пациенту или его окружающим кажется вечностью. Приход фельдшера, его поведение, выражение лица, первые слова очень важны.

Выйдя из машины скорой помощи, фельдшер должен быстро пройти к больному, провести опрос целенаправленно, без сутолоки и многословия. Речь его должна быть спокойной и неторопливой, тон - доброжелательным. Необходимо найти тот контакт с больным и родственниками, который поможет снять атмосферу настороженности и трагизма. Ласковые слова вселяют надежду и уверенность у больного. Однако в беседе с родственниками не стоит давать каких-либо гарантий по дальнейшему состоянию и лечению пациента.

Многие внезапно пострадавшие или заболевшие испытывают страх смерти. Фельдшеру по возможности необходимо рассеять это мучительное чувство. Снятие тревоги, страха смерти достигается не только медикаментозными, но и психотерапевтическими средствами.

Особую сложность представляет оказание медицинской помощи в общественных местах, на улице. Прежде всего не должно быть суеты, нервозности и толчеи. По возможности необходимо освободить побольше места. Лицам, дающим советы или критикующим, лучше не отвечать и не вступать в пререкания. Необходимо помнить, что люди, не привыкшие видеть кровь, часто ведут себя неадекватно, - им приходится оказывать медицинскую помощь наряду с пострадавшим.

Специфика работы медицинского персонала скорой помощи заключается в постоянном столкновении с человеческим горем, трагизмом ситуации, тяжелым состоянием больного и пострадавшего, внезапной смертью. Большое психологическое значение имеет внешний вид фельдшера, выезжающего на вызов. Он должен быть подчеркнуто опрятен, - неряшливый вид крайне негативно воспринимается больным и его окружением.

Фельдшер выездной бригады видит больного один раз и непродолжительное время, в которое ему необходимо правильно оценить состояние больного, установить контакт с родственниками, не дать повода к необоснованным жалобам, оставить хорошее впечатление у окружающих, так как порой даже по единичному случаю судят о работе всей службы скорой медицинской помощи.

Современная медицинская деонтология - это комплекс юридических, профессиональных и моральных обязанностей и правил поведения врача по отношению к больному, его родным и близким, коллегам. Это учение о дол­ге врача перед больным и его родственниками. На его основе определяются взаимоотношения между медработниками. Медицинская деонтология как научная дисциплина является стержневой основой врачебной этики.

Вопросы воспитания, профессиональной учебы, деонто­логии и врачебной этики должны занимать одно из ведущих мест в форми­ровании личности квалифицированного врача скорой медицинской помощи.

Прежде чем изложить основные положения медицинской этики и деон­тологии, их применение и использование в повседневной практической работе врача скорой медицинской помощи, следует, хотя бы в общих чертах, дать характеристику особенностей работы этого специалиста.

Профессия врача скорой помощи - это специальность героическая. Ра­боту врача скорой помощи в полном объеме и безошибочно может выпол­нить только прекрасно и всесторонне подготовленный врач общего профиля. Врачу скорой помощи, исходя из особенностей его работы, должны быть в полной мере присущи следующие качества:

Крепкое здоровье, высокоорганизованная, уравновешенная и подвиж­ная нервная система, достаточно крепкая физическая и психологическая выносливость;

Особая профессиональная врачебная наблюдательность, определяемая хорошо развитыми органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осяза­нием, вкусовыми ощущениями;

Высокое чувство оптимизма, которое основывается на достаточно бо­гатом практическом опыте и хорошем знании своей специальности;

Умение сохранять спокойствие, собранность и постоянную готовность к решению новых задач по диагностике и лечению неотложных патологиче­ских состояний у больных и пострадавших в необычно складывающейся об­становке в любое время суток, при наличии высокого нервного и психиче­ского напряжения;

Высокая профессиональная подготовленность, а именно: знание всех неотложных состояний, которые могут встретиться на догоспитальном эта­пе, принципов и приемов их распознавания, способность быстро и квалифи­цированно проводить экстренные лечебные мероприятия, выбирать опти­мальную тактику;

Умение быстро и легко входить в контакт с любым больным и его родственниками, несмотря на наличие у пациента тяжелого, порой неизлечи­мого заболевания;

Обладание логическим мышлением и рассуждениями, способностью убедить больного и родственников в правильности своих умозаключений;

Способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения, поддержать его при любых об­стоятельствах, как бы они неблагоприятно ни складывались для пациента;

Исключительная дисциплинированность, скромность, чистоплотность, высокая порядочность; особая предупредительность в отношениях с больны­ми и их родственниками;

Глубокое знание профессиональной подготовленности своих коллег и среднего медперсонала; становление и постоянное поддержание высокого авторитета коллег и среднего медперсонала у больных и их родственников.

Перечисленные особенности, характеризующие врача скорой помощи, не могут полностью отражать его повседневный труд.

Несмотря на сложность и большую ответственность повседневной прак­тической деятельности врача скорой помощи, ему нужно четко и скрупулезно соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Работа врача скорой помощи постоянно связана с обследованием и ле­чением большого числа больных. Отсюда самое главное в деятельности вра­ча - завоевать доверие пациента. Бесспорно, врачу всегда следует быть спо­койным, вежливым, избегать высокомерия и торопливости. Больной же, в свою очередь, будет доверять врачу, если поверит в его искренность, до­бросовестность, убедится в компетентности и квалифицированности, если он будет чувствовать, что врач его понимает и расположен к нему дружелюбно.

Одним из важных элементов медицинской этики является сохранение врачебной тайны. Врач по окончании медицинского института, принимая Присягу врача, дает обет всегда хранить врачебную тай­ну. Особенно тщательно и пунктуально этот обет должен соблюдать врач скорой медицинской помощи. По роду своей деятельности ему приходится беседовать не только с больными, но и с их родственниками, близкими им людьми, соседями. И вот в беседах с последними врачу скорой помощи сле­дует быть крайне осторожным, так как даже самым близким родственникам не всегда можно подробно сообщать о состоянии здоровья только что осмо­тренного больного. Академик Н. Н. Блохин считает, что широкое оповеще­ние знакомых, да и родных больного о состоянии его здоровья, когда в этом нет необходимости или это сопряжено с сохранением врачебной тайны,- реальный путь к ее рассекречиванию.

В духе педантичного отношения к сохранению врачебной тайны необхо­димо воспитывать всех членов бригады скорой медицинской помощи. Врачу скорой помощи следует периодически напоминать членам своей бригады, что профессиональные разговоры после осмотра больного ни в коем случае не должны вестись в квартире, на кухне, в коридоре, на лестничной площад­ке и лестнице, так как никогда нет полной уверенности в том, что они не мо­гут быть случайно или намеренно услышаны посторонними лицами. О со­стоянии здоровья больного нужно очень тактично и кратко, без лишних подробностей, сообщить только его самым ближайшим родственникам в от­сутствие посторонних лиц.

Врачу скорой помощи также необходимо очень осторожно формулиро­вать свой доклад ответственному врачу или старшему смены врачей о вы­полнении вызова, особенно, если он это делает, используя домашний теле­фон больного.

Выполняя визит к больному, врач скорой помощи никогда не должен показывать вида, что у него мало времени, масса других вызовов и он спе­шит. Это, как правило, производит очень нехорошее впечатление. Беседа врача с больным должна протекать без какой-либо спешки, в атмосфере до­брожелательности, инициатором должен быть врач, который направляет ее в необходимое русло. Откровенный разговор помогает больному выгово­риться, раскрыться. Беседа должна проводиться на языке, понятном пациенту, и соответствовать уровню его знаний и интеллекта. Врач всегда должен стремиться к тому, чтобы, внимательно следя за ходом беседы, сделать больного в какой-то степени помощником, способным содействовать уточне­нию диагноза и успеху лечения.

Врачу скорой помощи следует знать о том, что в настоящее время в свя­зи с ростом общей культуры и образованности населения, повышением у не­которых людей интереса к медицине, особенно вследствие заботы о состоя­нии своего здоровья, а также близких и родных значительно увеличилось число «просвещенных пациентов», особенно из числа «воинствующих диле­тантов». В беседе с такими больными врачу нужно быть особенно чутким и терпеливым. Перед ними врач скорой помощи выступает в роли полно­мочного представителя медицины и терпеливо убеждает их в правильности поставленного диагноза и необходимости проведения назначенного лечения.

Совершенно другой характер должна носить беседа врача скорой помо­щи с мнительными больными, которые уже заранее предполагают у себя на­личие тяжелого и неизлечимого заболевания. С такими пациентами о их бо­лезни нужно всегда говорить с известной долей оптимизма. Если это возможно, то такому больному нужно точно сообщить диагноз его заболе­вания, в простом изложении раскрыть сущность этой болезни и тем самым постараться привлечь его к активному участию в лечении.

Врач скорой помощи обязан обращать постоянное внимание на отноше­ния между членами бригады скорой помощи. Между членами бригады дол­жны быть нормальные товарищеские взаимоотношения, которые строятся на взаимном уважении и поддержании авторитета друг друга, товарищеской взаимопомощи. Такие взаимоотношения определяют здоровый психологиче­ский климат в бригаде, поддерживают хорошее бодрое настроение у всех ее членов. Врачу скорой помощи следует понимать, что особенно нетерпимым является высокомерное и пренебрежительное отношение врача, руководите­ля бригады, к младшим и средним медработникам. Возмутительны факты, когда врач обращается на «ты» и называет только по имени санитарку, мед­сестру, фельдшера, водителя, которые гораздо старше его по возрасту, В этом проявляется не только неуважительное отношение к человеку, но и непонимание той важной роли, которую играет в обеспечении работы бригады скорой помощи младший, средний и технический персонал.

Известно, что одна из первейших обязанностей любого врача - поддер­живать авторитет своего коллеги. К сожалению, еще встре­чаются врачи, которые могут сказать больному «Вас не так лечили», или «Да у Вас совсем другое заболевание, Вам неправильно поставили диагноз», или «И зачем только Вас оперировали?» Воспитанный, высококвалифициро­ванный, знающий врач скорой помощи никогда не позволит себе этого. Долг каждого врача - проявлять разумную терпимость к мнению своего коллеги. Попытки создать себе авторитет на принижении авторитета другого врача никогда не увенчивались успехом.

Врачу скорой помощи, который правильно, грамотно, с соблюдением всех законов чести, морали и врачебной этики строит свою работу и взаи­моотношения с коллегами, средним и младшим медперсоналом, больными и родственниками и соблюдает все основные принципы и правила медицин­ской деонтологии, как правило, работается легко. Если при неблагоприят­ном исходе при лечении тяжелобольного соблюдались все правила деонто­логии, то родственники погибшего часто становятся защитниками врача, оказывавшего помощь. И напротив, при несоблюдении этих правил между больным и родственниками, с одной стороны, и врачом - с другой может возникнуть конфликт даже в случаях совершенно правильно проведенного лечения и выздоровления больного.

В то же время не следует оправдывать тех пациентов, которые, начитав­шись научно-популярной литературы, заразились самоуверенным скепсисом, что весьма осложняет взаимоотношения больных с врачами. Отношение та­кого больного к врачу нередко принимает форму грубости и недоброжела­тельности. Здесь врачу необходимо проявить решительную, хотя и выдер­жанную по форме нетерпимость. Надо уметь давать отпор любому проявлению высокомерия и пренебрежения к личности врача со стороны пациентов.

Врач скорой помощи не должен никогда приходить в отчаяние даже в самой неблагоприятной обстановке. Опираясь на профессиональную под­готовку, он всегда может рассчитывать на лучшее и находить правильный выход из самых сложных обстоятельств.

Следует также подчеркнуть, что требования к профессиональной подго­товке и ответственности врача скорой помощи всегда были повышенными. Поведение его у постели больного должно служить примером для подража­ния. Быстрый в действиях, врач должен быть осторожным в суждениях и ни в коем случае не проявлять поспешности в своих умозаключениях и выво­дах. Ему необходимо соблюдать все, без какого-либо исключения, правила деонтологии в разговоре с больным и при его обследовании.

В заключение необходимо подчеркнуть, что обладание в полной мере такими качествами, как скромность, кристальная честность, уважение, взаим­ная выручка и поддержка, позволяет врачу скорой помощи в полном объеме выполнять требования медицинской деонтологии и врачебной этики, а это, в свою очередь, оказывает большую помощь в его повседневной и много­трудной практической работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

ВВЕДЕНИЕ

Неотложная медицинская помощь - вид и система экстренной медицинской помощи, оказываемой больным при внезапных острых заболеваниях и обострениях хронических болезней в местах их проживания: на дому, в гостинице, общежитии и др.

Неотложная медицинская помощь оказывается круглосуточно отделениями неотложной помощи территориальных медицинских учреждений или объединений для взрослого и детского населения по месту жительства, и врачи неотложной помощи вызываются на дом при вышеуказанных заболеваниях и состояниях.

Отделение неотложной помощи может быть структурным подразделением территори­ального медицинского учреждения (объединения) или самостоятельным учреждением с непосредственным подчинением местным органам здравоохранения.

На отделение неотложной помощи возлагается выполнение следующих задач:

Оказание экстренной медицинской помощи при всех случаях острых хронических заболеваний и при их обострениях, обеспечение по показаниям (жизнеугрожающие состояния и т.д.) вызова бригады скорой помощи по профилю заболевания (повреждения);

Организация в необходимых случаях госпитализации больных через станцию скорой помощи или санитарным транспортом;

Обеспечение преемственности в работе с участковыми врачами и врачами-специалистами в проведении лечения и наблюдения за больными;

Своевременное оповещение СЭС о случаях выявленных инфекционных заболеваний.

По ходу выполнения своих обязанностей врач неотложной помощи может столкнуться

с развитием состояний, требующих или предполагающих возможность проведения реанимационных мероприятий. Поэтому еще до прибытия бригады скорой помощи он должен оценить состояние функций жизненно важных органов и систем, а при необходимости провести сердечно-легочную реанимацию (СЛР).

Врачи неотложной помощи имеют право выдавать больным листки временной нетрудоспособности сроком до трех дней в установленном порядке и рецепты на медикаменты.

Врачам неотложной помощи запрещается проводить освидетельствование на алко­гольное и наркотическое опьянение, а также выдавать судебно-медицинское заключение.

Взаимоотношение функций скорой и неотложной помощи в нашей стране имеет длительную и противоречивую историю. Объединение обеих служб способствовало переводу неотложной помощи на организационные рельсы аварийной службы, каковой является скорая помощь, но вместе с тем отвлекало силы скорой помощи от выполнения прямых задач, вело к задержкам с выполнением вызовов и другим неблагоприятным последствиям, среди которых не последнее место занимали нарушения преемственности в работе с территориальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями. С другой стороны, разъединение этих служб в прошлом и передача функций неотложной помощи поликлиникам не обеспечивали постоянную круглосуточную готовность неотложной помощи, что, в конечном счете, становилось дополнительной нагрузкой для службы скорой помощи.

Переход к методам экономического управления позволил материально заинтересовать медицинский персонал догоспитального этапа в количестве, качестве и оптимальных результатах своего труда. Это позволило, в свою очередь, организационно разграничить задачи и функции скорой и неотложной помощи.

Скорая медицинская помощь - вид и система экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим при угрожающих их жизни и здоровью состояниях и травмах, оказываемой в местах происшествия: на улице, в общественных местах, на дому и в пути следования при доставке пациента в больницу.

Это вовсе не означает, что бригады скорой медицинской помощи, линейные и специализированные, не оказывают больным и пострадавшим помощи на дому при неотложных состояниях, угрожающих их жизни. Взаимодействие в работе служб скорой и неотложной помощи существует постоянно.

В заключение следует подчеркнуть, что при разделении служб скорой и неотложной медицинской помощи с переходом на новые методы экономического управления были достигнуты положительные результаты. Возросла преемственность в работе служб и неотложной медицинской помощи. Неотложная медицинская помощь приблизилась к больным, стала оказываться в короткие сроки в условиях преемственности и сов работы со специалистами поликлиник. Значительно уменьшилось число обращений за скорой медицинской помощью, что позволило ей выполнять свои прямые обязанности по оказанию экстренных пособий больным и пострадавшим вне квартиры.

Задачей настоящего руководства является систематизация накопленного в стране и, в частности, в Санкт-Петербурге опыта работы службы неотложной помощи, отделенной от скорой помощи, и превращение этого опыта в достояние всей системы практического здравоохранения.


Похожая информация.


Современная медицинская деонтология включает ком­плекс юридических, профессиональных и моральных обя­занностей и правил поведения медицинских работников по отношению к пациенту, его родственникам и коллегам.

Медицинская этика и деонтология - принадлежности всей медицины, всех ее отраслей и дисциплин, особенно кли­нических.

К медицинскому персоналу, работающему в системе скорой медицинской помощи, предъявляются особенно высокие требования. Вопросы деонтологии здесь имеют зна­чение не только для самого больного, но и для окружаю­щих его лиц. Медицинским работникам должны быть при­сущи следующие качества: крепкое здоровье, физическая и психологическая выносливость, уравновешенная нервная система; особая профессиональная наблюдательность; чув­ство оптимизма, основанное на достаточно большом прак­тическом опыте и хорошем знании специальности; уме­ние сохранять спокойствие, собранность и постоянная го­товность к решению новых задач в любое время суток;

умение быстро и легко входить в контакт с любым боль­ным и его родственниками, несмотря на наличие у паци­ента, тяжелого или неизлечимого заболевания; способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения; поддержать его при любых обстоятельствах.

Перечисленные особенности, характеризующие работни­ков скорой медицинской помощи, не могут полностью от­ражать их повседневный труд. Несмотря на сложность, от­ветственность, ложащуюся на плечи медицинских работ­ников скорой помощи, им необходимо четко и скрупулез­но соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Большую роль играют межличностные психологиче­ские отношения в бригаде. Старшим в бригаде является врач, и его распоряжения фельдшером бригады должны исполняться беспрекословно и быстро.

Значение проблемы деонтологии для учреждений ско­рой медицинской помощи заключается в необычности си­туации, в которой оказывается медицинская помощь забо­левшему или пострадавшему. В этом случае кроме обще­принятых принципов медицинской этики и деонтологии возникает необходимость в реализации принципов деонто­логии в экстренных условиях.

Бригаду ожидают с нетерпением, и время ожидания пациенту или его окружающим кажется вечностью. При­ход фельдшера, его поведение, выражение лица, первые слова очень важны.

Выйдя из машины скорой помощи, фельдшер должен быстро пройти к больному, провести опрос целенаправ­ленно, без сутолоки и многословия. Речь его должна быть спокойной и неторопливой, тон - доброжелательным. Не­обходимо найти тот контакт с больным и родственниками, который поможет снять атмосферу настороженности и тра­гизма. Ласковые слова вселяют надежду и уверенность в больного. Однако в беседе с родственниками не стоит да­вать каких-либо гарантий по дальнейшему состоянию и лечению пациента.

Многие внезапно пострадавшие или заболевшие испы­тывают страх смерти. Фельдшеру по возможности необходимо рассеять это мучительное чувство. Снятие трево­ги, страха смерти достигается не только медикаментоз­ными, но и психотерапевтическими средствами.

" Особую сложность представляет оказание медицинской помощи в общественных местах, на улице. Прежде всего не должно быть суеты, нервозности и толчеи. По возмож­ности необходимо освободить побольше места. Лицам, да­ющим советы или критикующим, лучше не отвечать и не вступать с ними в пререкания. Необходимо помнить, что люди, не привыкшие видеть кровь, часто ведут себя неадекватно, - им приходится оказывать медицинскую помощь наряду с пострадавшим.

Специфика работы медицинского персонала скорой по­мощи заключается в постоянном столкновении с чело­веческим горем, трагизмом ситуации, тяжелым состоянием больного и пострадавшего, внезапной смертью. Большое психологическое значение имеет внешний вид фельдшера, выезжающего на вызов. Он должен быть подчеркнуто оп­рятен, - неряшливый вид крайне негативно воспринима­ется больным и его окружением.

Фельдшер выездной бригады видит больного один раз и непродолжительное время, в которое ему необходимо правильно оценить состояние больного, установить кон­такт с родственниками, не дать повода к необоснованным жалобам, оставить хорошее впечатление у окружающих, так как порой даже по единичному случаю судят о работе всей службы скорой медицинской помощи.

Еще по теме Медицинская этика и деонтология в работе фельдшера скорой медицинской помощи:

  1. Особенности работы фельдшера скорой медицинской помощи в очаге с большим количеством пострадавших
  2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И ФЕЛЬДШЕРОВ «СКОРОЙ ПОМОЩИ»
  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ФЕЛЬДШЕРА НА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И В СОСТАВЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-ВРАЧЕБНОЙБРИГАДЫ