Американские военные эксперты назвали пять лучших подводных лодок за всю историю. Американский подводный вампир Американский подводный флот

Текущая страница: 3 (всего у книги 7 страниц)

На фото вверху: ПЛ «Growler» в феврале 1943 года столкнулась с японским транспортом. На фото 5.05.1943 лодка после восстановительного ремонта выходит на испытания.


Трое из 22 морских летчиков, спасенных лодкой «Tang» во время своего второго патрулирования. Спасательная операция в районе о.Тру к, апрель 1944 года.

Из 132 заказанных лодок «Balao» на последние 10 единиц заказ был отменен в связи с окончанием войны, 21 лодка находилась в стадии боевой подготовки и не приняла участия в боевых действиях. Все остальные 101 субмарина приняли участие в боях с Японией. Большинство из них вступили в строй слишком поздно, чтобы успеть совершить много боевых походов и добиться значительных результатов. В этом плане исключением стали SS-304 «Seahorse» и SS-306 «Tang». 10 лодок типа «Balao» были потеряны.

В конце войны было заказано 134 лодки типа «Tench». Но до конца боевых действий успели спустить на воду только 30, из них 11 успели закончить боевую подготовку и выйти в боевые походы. Ни одна лодка типа «Tench» потеряна не была.

Характеристики американских ПЛ Второй мировой войны


Рубка лодки «Dolphin» (типа N). Эта рубка светлого серо-голубого цвета типичной предвоенной окраски американских подводных лодок. Хорошо видны две радиоантенны по бокам рубки.


Три фотографии (1 вверху и 2 внизу) показывают с разных сторон рубку ПЛ «Bashaw», пришвартованную к своей плавбазе, Брисбен, 9 августа 1944 года. Обратите внимание на люк для обслуживания палубного орудия в носовой части рубки и ТВТ, смонтированный в коробчатом спонсоне по борту рубки (вместо носовой или кормовой оконечностей, как это практиковалось обычно). «Bashaw» окрашена по одной из двух серо-черных камуфляжных схем, принятых в июне 1944 г. Вероятно, это светлая схема Measure 32/3SS-B.


Подводная лодка.
Устройство и вооружение

Внутреннее устройство американских лодок мало отличалось от подобных кораблей других стран. Хотя послевоенное сравнение с трофейными японскими, немецкими и итальянскими лодками свидетельствует о лучших жизненных условиях, обитаемости американских субмарин (речь здесь, конечно, не идет о немецких лодках последних серий).


ПЛ SS-213 «Greenling», 1943 год


На фото вверху: Командир лодки наблюдает за целью в артиллерийский перископ. На переднем плане – по его докладам штурман ведет расчеты на круговой логарифмической линейке, на заднем плане – оператор вносит данные в автомат торпедной стрельбы.


На фото вверху: Кормовые двухярусные стеллажи запасных торпед.


Аппарат ТВТ (Target Bearing Transmitter).

На фото внизу: Жилое пространство для команды располагалось на лодках в носовой части между торпедным отсеком и аккумуляторным отделением. Обстановка была весьма спартанской, но и такие отсеки вызывали зависть у подводников других стран.


На фото справа внизу: Центральный пост подводной лодки. Большую его часть занимает штурманский стол с картами. Вокруг расположены приборы для прокладки курса.



На фото вверху: Два механика в дизельном отсеке у переключателей режима винт/зарядка.


На фото слева: Фото мостика ПЛ «Tinosa». В кадре: ТВТ (Target Bearing Transmitter – «устройство определения угла цели»), репитер компаса и переговорное устройство («squawk box»).


Американский подводник контролирует «Christmas tree» (панель индикации состояния забортных отверстий). Зеленые лампочки свидетельствовали о закрытии клапана, а красные – об открытии.


Центральный пост. Операторы управления рулями глубины и заполнением балластных цистерн.


На мостике ПЛ «Spadefish». Командир осматривает горизонт в бинокль, рядом прибор ТВТ и собака «Shakey» – талисман подводной лодки.

Перед каждым боевым походом проверялась шумность подводных лодок (если она превосходила нормы, устранялись ее причины, хотя японские шумопеленгаторы были малоэффективными), а корпуса размагничивались (после войны выяснилось, что магнитных мин японцы не ставили).


На двух фото вверху показан дизель Model 16-278А фирмы General Motors.

Энергетическая установка

Лодки «Gato» и «Balao» отличались своей энергетической установкой. Прежде всего, впервые после Первой мировой войны у американских субмарин паспортная мощность четырех 8-цилиндровых дизелей (каждый 1535л.с.) General Motors или Fairbanks-Morse соответствовала их реальной отдаче. Дизели могли привести в движение генераторы мощностью 1100kW. Вахта центрального поста регулировала мощность генераторов и могла использовать ее для того, чтобы привести в движение любой из двух гребных валов. В случае необходимости мощность генераторов могла быть использована для зарядки 252 элементов носовых и кормовых групп аккумуляторных батарей.


Внешний вид и устройство торпеды Мк-14.

Торпедный автомат

Существенной новинкой, способной повысить эффективность использования ПЛ стал на американских лодках автомат торпедной стрельбы (TDC), появившийся на субмаринах, начиная с серии С.

Данные из штурманской рубки получал лейтенант на TDC. Показатели сравнивались и получались усредненные данные, необходимые для управления торпедной стрельбой. Торпедный автомат стрельбы при помощи стрелки на экране, показывающей угол упреждения при торпедной атаке, обеспечивал схематичную диаграмму относительного положения «преследователя» и «цели».

Световой сигнал готовности предупреждал, когда будет достигнут оптимальный момент пуска торпед. В идеальном случае торпеды должны были выстреливаться в борт цели с расстояния от 920 до 1850 метров. Здесь же, на торпедном автомате стрельбы, рассчитывался угол установки гироскопа для управления торпедой. Эти данные передавались в торпедные отсеки, где они движением стрелки отмечались на картушке. А вторая движущаяся стрелка на другой картушке указывала гироскопический угол, который автоматически устанавливался на гироскопе торпеды. Это достигалось при помощи стального стержня, который чем-то напоминал гаечный ключ, проходящий через торпедный аппарат к гнезду с внутренней нарезкой в торпеде. Стержень автоматически отводился при выстреле.

В носовом и кормовом торпедных отсеках у аппаратов на боевых постах находились старшины-торпедисты 2-го класса. Каждый из них контролировал обе стрелки указателя. Если они не совпадали, старшина вручную устанавливал гироскопы торпед в торпедных аппаратах по одному из указателей.

Неудачные торпеды

Торпедный автомат TDC был хорош, но вот американская торпеда Мк-14 с неконтактным взрывателем довольно часто отказывала. В выявлении дефектов в американских торпедах нет ничего невероятного, особенно если учесть сложность техники и ее высокую стоимость. Торпеда Мк-14 стоила свыше 10тыс. долларов, и даже такая богатая организация, как Главное артиллерийское управление ВМС США, не могла себе позволить большого количества испытаний в условиях, приближенных к боевым.

Долгое время Главное артиллерийское управление оставляло многочисленные жалобы подводников без ответа. Скандал назрел после того, как в 1943г. подводная лодка SS-283 «Tinosa» выпустила 10 торпед по стоявшему без хода поврежденному японскому танкеру «Топап Маги III», американские акустики засекли 8 ударов в борт цели, но ни одного взрыва не последовало. Началась эпопея доделок и доработок. Меняли детали, проверяли технологию – все бесполезно.

24 июня 1943 года у командующего Тихоокеанским флотом США адмирала Нимица лопнуло терпение. Он приказал снять с торпед неконтактные взрыватели и заменить их усовершенствованными контактными. Главное артиллерийское управление выразило недоумение по этому поводу, но Нимиц остался непреклонен. Впрочем, с вооружения всех американских подводных лодок неконтактный взрыватель был снят лишь в марте 1944 года, когда попытки довести его потерпели крах.

В конце 1944г. в Перл-Харборе была принята к испытаниям новая американская акустическая торпеда на основе немецкой Т4 Zaunkonig. При испытаниях выяснилось, что торпеда, названная Cutie, содержит массу врожденных дефектов. А главное – она не в состоянии поражать цели, движущиеся быстрее 8,5 узлов. Серия экспериментов убедила военных, что использование Cutie с подводных лодок нецелесообразно. Более успешно ее применяли как авиационную противолодочную торпеду в Атлантике.

Еще одним важным недостатком основных американских торпед Мк-14 (MkXIV) и Мк-18 (MkXVIII) был малый вес боевой части. 500 фунтов (226,8кг) взрывчатки, размещавшейся в торпедах США, были меньше боевых зарядов остальных воюющих стран. Такого количества взрывчатки было мало как с точки зрения нанесения серьезного урона боевым кораблям противника, так и с точки зрения поражения танкеров, ставших основной целью американских субмарин с 1943 г.


На двух фото (вверху и внизу): процесс погрузки торпед в подводную лодку.


На фото внизу: Моряки на лодке «Spadefish» (на переднем плане) встречают ПЛ «Tinosa», возвращающуюся в Перл-Харбор из очередного похода.


Артиллерия

Артиллерийское вооружение американских подводных лодок в ходе Второй мировой войны претерпело значительные изменения. При этом прослеживаются две основные цели – защита лодки, вынужденной находиться в надводном положении, от самолетов противника и артиллерийское вооружение для атак незащищенных транспортов.

Первую задачу в начале войны предстояло решать с помощью 0,5-дюймового (12,7-мм) пулемета с водяным охлаждением, смонтированном на площадке рубки. Сомневаясь в эффективности подобных систем, подводные лодки стали вооружать 20-мм автоматами Oerlikon и 40-мм Bofors. Огневая мощь безусловно возросла, но надежды отбиться из такой зенитки от нескольких самолетов выглядели слишком оптимистично, хотя авиация в конце войны у японцев была уже не та, что в начале. К 1945 году «в моду» вновь вошли 12,7-мм пулеметы, правда, теперь «сухопутные» – с воздушным охлаждением, убиравшиеся внутрь корпуса при погружении.


Учебные стрельбы из 3" орудия (в боевой обстановке весь расчет орудия одевал каски).


5"/25са1 орудие.


20mm Oerlikon.


4"/50cal орудие.


40mm Bofors.


12,7мм пулемет с кожухом водяного охлаждения на ПЛ «Silverside». Фото 1942 года.


12,7мм пулемет воздушного охлаждения. При погружении пулеметы снимались и убирались внутрь лодки.

Артиллерийское вооружение хорошо зарекомендовало себя на немецких подлодках в Первую мировую. Пушки американских субмарин в начале Второй мировой войны имели явно недостаточный калибр – 3 дюйма. При расстреле транспортов лодке приходилось долго находиться на поверхности и тратить много снарядов. Постепенно 3 дюйма сменились на 4, потом на 5.

Лодки «Gato» и «Balao» оканчивали войну, вооруженные 5" орудием в носовой части палубы, 20-мм Oerlikon на балконе, 40-мм Bofors в кормовой части и парой переносных 12,7-мм пулеметов. Хотя вариантов размещения вооружения было несколько…

Мины

Мины, которые можно было ставить из торпедных аппаратов, появились в Германии в 1916 году. Оценив значимость такой идеи еще в 1921 году, флот США начал разработку якорной контактной мины торпедного калибра 21 дюйм. Созданный образец получил наименование Мк-10. Взрыватель – гальваноударный. Мина состояла на вооружении до середины 1950-х годов. Выпускали модели для постановки с воздуха, с торпедных катеров, модель 3 имела магнитный взрыватель и т.д. Основной плюс мины – весьма долгий срок боевой службы, но глубина постановки ограничивалась длиной минрепа.

Несколько позже начата разработка донной неконтактной мины (магнитной) на базе немецкой мины типа S с зарядом 1000 фунтов тринитротолуола. Мина выполнялась в цилиндрическом алюминиевом корпусе и просто выстреливалась из торпедного аппарата. Оружие получило название Мк-12. Удачно сконструированный образец только в 1957 году был признан устаревшим и снят с вооружения. У данной модели самым слабым местом был гарантийный срок жизнедеятельности аккумулятора – 90 дней. Правда, этот срок сильно зависел от местных условий и мог изменяться в сторону увеличения. Известен случай возможного подрыва на мине Мк-12 через 23 месяца после постановки. Хотя, конечно, сравнительно небольшой период работы электрооборудования снижал боевую ценность. Чтобы закончить о лодочных минах, следует отметить, что в 1945 году на вооружение приняли новый образец с приборами срочности и кратности, неконтактным взрывателем и т. д. Вес взрывчатки в мине Мк-17 увеличился до 1375 фунтов (623,7кг), но применить её в боевых условиях не успели.

Радиолокаторы

Пока другие флоты для увеличения ограниченного обзора с подводных лодок экспериментировали с самолетами, US NAVY поставил перед разработчиками противоположную задачу. В начале 1930-х годов проектный институт NRL (Naval Research Laboratory), сотрудничая с другими проектными и производственными подразделениями ВМФ, разрабатывал техническое устройство для направленного излучения радиоволн и приема сигналов, отраженных от цели. Это устройство получило название «Radio Detecting and Ranging», вскоре сокращенное до Radar. В конце 1938 года первый опытный образец смонтировали на линейном корабле «New York». Радар оказался громоздким и весьма ненадежным, но работоспособным. Начался процесс поэтапного совершенствования конструкции. С мая 1940г. новые, более компактные и надежные образцы стали устанавливаться на корабли основных классов.

Субмарины в этом списке были далеко не в первых рядах. Тем не менее в конце 1941г. поисковые зенитные локаторы уменьшились до таких размеров, что их размещение стало возможно на подводных лодках. Первым типом «лодочного» радара стал SD, локатор ненаправленного излучения с 6-10-мильным радиусом. Его достаточно мощное излучение, могло приниматься радиопеленгаторами противника. Тем не менее, это была огромная помощь в обнаружении самолетов – главных противников подводных лодок. Субмарина SS-179 «Plunger» вышедшая из Перл-Харбора 13.12.1941, имея на борту одну из первых радарных установок, стала первой американской подлодкой, испытавшей свой радар в боевом походе. Вскоре, по мере возможности, и другие подлодки стали оснащаться локаторами SD.


Только совсем небольшое число подлодок получили полный комплект радиолокационных антенн, как показанная на фото «Mingo», 17.06.1945г. Зенитный радар SS последних лет выпуска заменил прямоугольную антенну SD большой овальной, предстваленной на снимке. Подъемная антенна теперь использовалась для дальней связи и заменила штыревую антенну, которая прежде использовалась для дублирования SD.


Ранний вариант SD


Поздний вариант SD


Ранний вариант SJ


Поздний вариант SJ



ПЛ «Searaven» оснащена системой антенн, характерной для середины войны. На лодке установлена поздняя овальная антенна радара SJ, а на заднем плане видны тонкие антенны SD. Также видны 3 постоянно поднятые штыревые антенны. Та, что спереди – для SPR-1, средняя – для VHF и кормовая – для IFF. Снимок от 6 февраля 1945 года.


Радиоантенна


Гидрофон JP

В июле 1942-го SS-231 «Haddock» получила радары следующего поколения – SJ, установку для обнаружения надводных кораблей. Это позволило вести определение одновременно азимута (направления) и дистанции до цели на поверхности воды с точностью, допускающей стрельбу торпедами по данным SJ с хорошими шансами на успех. По мере того, как первые образцы были испытаны и откалиброваны, а операторы РЛС соответствующим образом обучены, командиры-подводники и впрямь поверили, что с помощью радаров они могут ориентироваться в обстановке за пределами человеческого зрения.

В сентября 1943 г. лодка SS-279 «Snook» первой была оборудована новым типом радара с круговым индикатором с радиальной разверткой. На нем в легкодоступной форме отображалась обстановка с азимутами и расстояниями. Этот новый экран, названный PPI (Plan Position Indicator – индикатор позиционного проецирования), заменил прежние индикаторы, отображавшие информацию о цели как импульсную отметку на горизонтальной шкале. Экраны PPI сделали результаты радиолокации доступными всем.

В ходе войны радары постоянно совершенствовались. Внедренная в начале модель SD постепенно была заменена типом SS. Радар превратил американские лодки в грозное оружие, способное видеть в темноте и в непогоду, сохранив немало жизней американских подводников.

Гидролокаторы

На фоне успехов радиолокации как-то «затерялись» достижения гидролокации. Но сонары также улучшались, и модель FM конца войны могла уже почти безопасно проводить американские лодки по минным полям.

Гидролокаторы могли обнаруживать якорные мины на расстояниях до 3,5 каб. По утверждению американских специалистов, их гидролокатор работал более скрытно, чем английский «Asdic», и позволял точно отличать якорные мины от других подводных объектов.

Был случай использования американцами ПЛ для разведки минных заграждений на подходах к побережью Японии в целях обеспечения безопасного маневрирования своих надводных кораблей в этом районе. С его помощью 13-14 марта 1945 года SS-282 «Tunny» обнаружила в Восточно-Китайском море 222 якорные мины японцев. Несмотря на это, на японских минах погибло несколько подводных лодок США.

13.08.1944 американская лодка SS-250 «Flier», следуя в надводном положении, подорвалась на мине и затонула в проливе Балабак. Спастись удалось 13 офицерам и матросам. Этот пример подрыва мало связан с гидролокатором, зато следующий – непосредственно по теме данной главы. 7.11.1944 японский сторожевой корабль отметил подводный взрыв в пределах минного заграждения у о.Хоккайдо в районе патрулирования подводной лодки SS-218 «Albacore». Эта лодка пропала без вести. Вероятно, она подорвалась на мине и затонула.

Американские ПЛ, добившиеся наибольших успехов в годы Второй мировой войны

ПЛ потопл. судов тоннаж

SS-222 Bluefisli 12 50.839

SS-291 Crevalle 9 51.814

SS-260 Lapon 1 1 53.443

SS-257 Harder 16 54.002

SS-239 Whale 9 57.716

SS-254 Gurnard 10 57.866

SS-229 Flying Fish 15 58.306

SS-213 Greenling 15 59.234

SS-230 Finback 13 59.383

SS-281 Sunfish 16 59.815

SS-311 Archerfish 2 59.800

SS-238 Wahoo 20 60.038

SS-223 Bonefish 12 61.345

SS-208 Gray back 13 61.655

SS-266 Pogy 16 62.633

SS-283 Tinosa 16 64.655

SS-200 Tresher 17 66.172

SS-287 Bowfin 16 67.882

SS-19S Sealion 1 1 68.297

SS-211 Gudgeon 12 71.047

SS-304 Seahorse 19 71.564

SS-197 Seawolf 18 71.609

SS-199 Tautog 25 71.641

SS-217 Gardfish 19 72.424

SS-279 Snook 17 75.473

SS-259 Jack 15 76.687

SS-228 Drum 15 80.580

SS-237 Trigger 18 86.552

SS-411 Spadefish 21 88.091 + 17.05.45 «Трансбалт»

SS-236 Silversides 23 90.080

SS-306 Tang 24 93.824

SS-220 Barb 17 96.628

SS-269 Rasher 18 99.901

SS-249 Flasher 21 100.231

Американские подводные лодки в годы Второй мировой войны
Организация управления

Подводные лодки США на Тихом океане были сведены в два соединения: подводные силы Тихоокеанского флота и подводные силы Азиатского флота – с соответствующими командующими и штабами. В начале 1942г. подводные силы Азиатского флота были подчинены командующему подводными силами Тихого океана. На Атлантическом ТВД подводные лодки США были сведены в подводные силы Атлантического флота.

Штабы подводных сил включали отделы оперативного планирования, разведки, боевой подготовки и кадров. В составе штабов были научно-исследовательские группы, вырабатывавшие рекомендации по выбору наивыгоднейших дистанций залпа, углов растворения торпед в залпе, тактики ПЛ, приводящих к наибольшим потерям противника. Эти рекомендации не реже раза в месяц публиковались в «Бюллетене подводника».


Подводные лодки «Grouper» и «Сего» представляют 2 варианта типичных лодок типа «Gato» 1945 года.

На фото вверху: У лодки-ветерана «Grouper» (11 патрулирований) 5-дюймовая пушка размещена пред рубкой, 40-миллиметровые автоматы Bofors на «балконе» и на мостике.

На фото внизу: Лодка «Сего» в 1945 году. 5" орудие позади рубки, 40-мм автомат на «балконе». Видны антенны SS и SJ радаров.



Три американские лодки в гавани Окленда в 1945 году. Слева – направо: «Cabrilla», «Bluefish» и «Cod».

Связь с лодками, находящимися в море, осуществляли командные пункты. На них имелись карты, с нананесенными местами и маршрутами ПЛ, а также данные обстановки, полученные по радио от ПЛ и других сил. С командных пунктов по радио на лодки передавались данные обстановки, приказы командующего, информация о поощрениях отличившихся. Но на донесения подводных лодок командные пункты часто несвоевременно давали квитанции о приеме их радиограмм (задержки доходили до 1 часа и более), что вынуждало лодки подолгу находиться над водой. Эффективной воздушной разведки у американцев не было.

Для обеспечения взаимодействия между ПЛ, надводными кораблями и авиацией американцы создали зональную систему. Были определены зоны:

1-я – для небоевой деятельности ПЛ и 2-я – коридоры безопасности ПЛ (в этих зонах атаковать подводные лодки запрещалось, кроме случаев однозначного опознавания противника);

3-я – для боевой деятельности ПЛ (заход в зону надводным кораблям был запрещен);

4-я – воздушно-надводная – для действий надводных кораблей и самолетов (ПЛ не имели права заходить в нее без разрешения);

5-я – объединенная – для одновременных действий ПЛ, надводных кораблей и самолетов, которые, находясь в ней, руководствовались правилами взаимной безопасности;

6-я – неограниченного бомбометания – для действия самолетов (лодкам заходить в зону запрещалось).

Однако, несмотря на наличие этой системы, были случаи боевых соприкосновений и столкновений американских ПЛ друг с другом и своими кораблями. SS-217 «Guardfish» 24.01.1945 потопила спасательное судно (буксир) «Extractor», случайно оказавшееся в 3-й зоне, приняв его за подводную лодку противника.

Опознавание у американцев было отработано плохо. Подача опознавательных сигналов с ПЛ нередко расценивалась на надводных кораблях и самолетах как хитрость противника. До конца войны американское командование так и не смогло организовать оповещение о местонахождении своих ПЛ при подходе к ним авиации или надводных кораблей, в результате чего весьма большую опасность для подводников представляли свои же самолеты и надводные корабли. Приведем конкретный пример.

3.10.1944 японская подлодка Ro-41 атаковала американское соединение из эскортных авианосцев CVE-63 «St. Lo» (до 15.9.1944 – «Midway»), CVE-70 «Fanshaw Bay» и четырех эскортных эсминцев («Shelton», «Richard M.Rowell», «Eversole», «Edmonds») к севе– ро-востоку от острова Моротаи. Торпеды попали в эскортный миноносец «Shelton», который затонул через четырнадцать часов при буксировке (02°33"с.ш., 129°18"в.д.). Эскортный эсминец «Richard M.Rowell» атаковал подводную лодку глубинными бомбами, но Ro-41 ушла от него и вскоре возвратилась в Куре.

Но поиск японской подлодки продолжался. Примерно через 3 часа после того, как был атакован «Shelton», самолет авианосца «St. Lo» обнаружил подводную лодку. Через некоторое время ее атаковал и потопил миноносец «Richard M.Rowell». В результате флот Соединенных Штатов лишился субмарины SS-197 «Seawolf». Все это произошло в «коридоре безопасности» (2-я зона)…


ПЛ «Trout» в декабре 1943 года. Лодка будет потоплена японским эсминцем 25.02.1944г. при атаке конвоя.


ПЛ S-20 во время сдаточных испытаний в Нью-Лондоне в 1920г.


ПЛ «Pike» выходит из базы Мэр-Айленд. На лодке вооружение и.рубка периода начала войны. С установкой радиолокаторов силует подлодок сильно изменился.

В течение войны 28 ПЛ были атакованы своими самолетами, 5 – надводными кораблями; две – потоплены, девять поврежденных возвратились в базы для ремонта.

Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными. Эти стороны являются хуже всего понимаемыми аспектами американского военно-морского могущества.

Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.

Все потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов.

Создание Seawolf:

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с стратегией “Maritime strategy” ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны.

По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастионов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

-высокая скорость хода;
-низкий уровень шумности;
-большая глубина погружения;
-большой боезапас;
-большое количество торпедных аппаратов;
-способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР.

Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 "Щука-Б". Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar").

В данной АПЛ количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц.
В боезапас подлодки были включены ракеты - "Tomahawk" и "Harpoon".

Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками.

Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км. Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обеспечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании . В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM). Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".

В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м. Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м. Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные запасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР. Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м. Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2).

Все миссии выполняемые субмаринами Seawolf являются абсолютно секретными, но прекрасно выполненную работу мы можем оценить по наградам, которые получил экипаж этих подлодок.

В 2007 году 140 членов команды Seawolf были награждены медалью вооруженных сил "Похвальная благодарность" (Meritorious Unit Commendation)- она примерно соответствует "Бронзовой звезде" (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, - а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с "Серебряной звездой" (Silver Star).

В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь - провести испытания под арктическими льдами.

Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием "ICEX".

Подлодка Connecticut работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях.

Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», - сообщило военно-морское ведомство.

Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке - с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.

"У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике - интересы в области безопасности", - сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.


Американская атомная подлодка ВМС США "Хартфорд" всплывает из-под толщи арктического льда (Толщина льда составила около 50-ти см.)

Российские АПЛ:

Атомные подводные лодки проекта 955 "Борей".

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 955 "Борей", на данный момент на страже наших берегов состоят три таких подлодки: головной корабль "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

Лодка примечательна своим прочным стальным корпусом толщиной до 48 миллиметров, который покрыт противогидроакустическим покрытием. Этот слой вкупе с малошумными двигателями сделает "Борей" практически невидимым для вражеских систем слежения и обнаружения.

Но даже если подлодку обнаружили и повредили, жизни людей на подлодке ничего не угрожает. Весь экипаж в составе 107 человек может спастись, эвакуируясь в 5-этажную всплывающую спасательную камеру, действующую по принципу поплавка. Военные будут дрейфовать до прибытия помощи. Данная капсула имеет обязательный запас из таких важных вещей как: теплая одежда, вода и сухпаек.

Теоретически, лодка может находиться под водой десятилетия без подъема на поверхность, системы очистки воды, преобразования и подачи воздуха будут работать бесперебойно.

На "Борей" установлена ядерная энергетическая установка четвертого поколения КТМ-6.

Проект 955 "Борей" вмещает в себе 16 твердотопливных баллистических ракет "Булава-30", радиус поражения которых составляет не менее 8 тысяч километров. Ракета состоит из 10 ядерных блоков против 6 обычных. Существует система индивидуального наведения, также на "Булаве" применили принцип "виноградной грозди", который позволяет бить боеголовками одновременно по нескольким огневым целям.

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Как рассказывает журналист Дейв Маджумдар, контр-адмирал США Дейв Джонсон приказал своим подчиненным поставить макет головного корабля проекта 885 "Ясень" у входа в свой офис. Восхищенный офицер пояснил, сделано это было для того, чтобы каждый из его сослуживцев представлял, с чем им придется столкнуться в случае возможного конфликта. Теперь уменьшенная копия подлодки, действует как мотиватор для американских военных, которые пытаются создать что-то подобное.

ПЛАРК (подводная атомная лодка, оснащенная крылатыми ракетами) проекта 885 "Ясень", как и "Борей", относится к четвертому поколению подводных лодок. Она крайне универсальна в применении, поэтому зарубежные специалисты долгое время не могли найти ей конкурента для сравнительного анализа. Например, американские подлодки "Seawolf" и "Вирджиния" более или менее схожи с "Ясенем", но имеют куда более узкое возможное применение, к тому же по своей бесшумности и малозаметности аналогов у проекта 885 все еще нет. А если верить генеральному директору морского бюро машиностроения "Малахит", чьим детищем и стал "Ясень", Владимиру Дорофееву, российская лодка еще и экономически выгоднее своих зарубежных коллег.

Корпус "Ясеня" сделан из маломагнитной стали со специальным резиновым покрытием, которое снижает заметность подлодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Вместе с тем, сам "Ясень" имеет самые чуткие "уши" среди подлодок и способен обнаружить подводные и надводные цели на расстоянии более чем 230 км.

Это первый корабль, в котором удалось разместить крылатые ракеты с вертикальным взлетом. На вооружении есть десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, боезапас состоит из 30 торпед. Потенциальными жертвами этого арсенала могут стать любые надводные корабли, субмарины, морские базы и даже наземные объекты.

"Ясень" оборудован уникальной системой контроля уровня радиоактивного излучения. В случае повреждения реактора система моментально предпримет первые шаги по спасению экипажа и ликвидации аварии.

Никто никогда не утверждал, что жизнь на борту судов ВМС является роскошной. Даже на самых современных военных кораблях планеты всё ещё может быть тесновато. И хотя на сегодняшний день сервис намного улучшился, моряки, патрулировавшие океаны во время Второй мировой войны, жили совсем другой жизнью, нежели их современные коллеги.

С одной стороны, подводные лодки времён Второй мировой войны было гораздо меньше. Будучи всего лишь на около 18 метров короче современной подводной лодки, субмарины классов Gato и Balao ВМС США имели водоизмещение только около одной трети современных подводных лодок класса Virginia.

В этом небольшом пространстве экипажу подводников — от 60 до 80 человек — приходилось размещаться самим, размещать свои вещи, а также находиться в течение 75 дней.

Каждый член экипажа имел на борту субмарины всего лишь около 0,03 куб. метра личного пространства. Койки подводников были разбросаны по многим отсекам лодки, включая торпедные помещения. Целых 14 человек ютились в переднем торпедном отсеке вместе с 16 торпедами.

Изображение: USS Cod Submarine Memorial via We Are The Mighty

Подводная лодка такого размера просто не могла вместить всё необходимое для длительного военного патрулирования в соответствующих пространствах. Поэтому экипажу приходилось прятать коробки с едой и другими вещами в любом подходящем месте — в душевых, моторном отсеке и даже на палубе, пока внутри не появлялось свободное пространство.

Хотя было и одно преимущество. Из-за опасного и изнурительного характера службы на подводных лодках командование делало всё возможное, чтобы подводники получали самую лучшую пищу, которую ВМС могли предложить. Там также находилось место для установки морозильной камеры для мороженого в качестве небольшой роскоши для экипажа.

К сожалению, у военных моряков не было ни достаточно времени, ни пространства, чтобы наслаждаться этой пищей. В основном людям выделялось на приём пищи около 10 минут, чтобы все три «смены» лодки смогли пройти через крошечный камбуз за короткий промежуток времени.

Приём пищи часто диктовался ограничениями на движение подводных лодок. Субмаринам строго приказывалось не подниматься на поверхность в течение дня, если они находились в пределах 500 миль от японского аэродрома, во избежание воздушного наблюдения и нападения. В первые дни войны такое правило действовало почти на всём пространстве Тихого океана, так как японцы контролировали обширные участки территории.

Это означало, что подводные лодки оставались под водой в течение дня и всплывали только в ночное время. Поэтому многие экипажи переносили графики своих обычных ежедневных процедур на ночное время. Экипажи называли это «переходить на реверса».

Это было важно, потому что при работе дизельных двигателей в течение нескольких часов лодка быстро нагревалась. В машинном отделении температура могла взлететь до более чем 38 градусов, распространяясь по всей субмарине. Добавьте к этому 80 работающих и дышущих мужчин и воздух внутри может быстро стать критически горячим.

Люди знали, что воздух становится плохим, когда у них были проблемы со свечением сигарет из-за недостатка кислорода.

С чем ещё было плохо, так это с купанием. Во время длительных походов большинство мужчин принимали душ примерно раз в десять дней, чтобы сэкономить воду. О прачечной не было и речи. Поэтому внутри подводных лодок был уникальный аромат — сочетание запахов дизельного топлива, пота, сигарет, гидравлической жидкости, пищи и сточных вод.

На старых подводных лодках времён Первой мировой войны S-boats, которые часто называют pigboats, условия были ещё хуже. Из-за отсутствия надлежащей вентиляции запахи были еще сильнее. Это также приводило к образованию плесени и грибка по всей лодке, а также к засилью довольно больших тараканов, которых экипажи никогда не могли полностью уничтожить.

Даже если сами условия были не очень плохи, экипажам всё равно предстояло плыть во враждебные воды, часто в одиночку, чтобы напасть на врага.

Субмарины часто действовали против грузовых судов, но иногда натыкались и на вражеские военные корабли. Обнаружив подводные лодки, вражеские корабли начинали бросать глубинные бомбы.


Изображение: US National Archives

Из 263 американских подводных лодок, которые несли боевое дежурство во время Второй мировой войны, 41 была потеряна из-за действий противника, а ещё 11 — из-за несчастных случаев или других причин. Это была почти каждая пятая подводная лодка, что делало службу подводника одной из самых опасных.

Еще одной опасностью, подстерегавшей американские подводные лодки, являлись атаки своих собственных торпед. Из-за проблем с ранней торпедой Mk. 14 она часто делала круг и возвращалась, чтобы поразить субмарину, выпустившую её. По крайней мере одна подводная лодка, USS Tang, была потоплена таким образом.

Несмотря на все перечисленные опасности, американские подводные лодки превосходно несли службу. В Тихом океане им удалось затопить почти 1400 японских кораблей различных типов общим водоизмещением более 5,5 млн. тонн. Они также спасли 504 сбитых летчиков, упавших в море.

Вдобавок к этому субмарины эвакуировали важных лиц из опасных районов, высаживали группы разведчиков на вражеские берега, а в некоторых случаях даже использовали свои 5-дюймовые палубные орудия для обстрела вражеских позиций.

Россия и США всегда были военными флагманами мира. Америка даже объединила в альянс НАТО многие государства. А конструировать подводные лодки штаты начали и вовсе раньше всех.

Первые в мире под водой

В 1775 году в Америке бушевала война за независимость и в её период Дэвид Бушнелл построил «Черепаху», первая субмарина, которая применялась в боевых действиях. Но сама история подводного флота началось почти на 100 лет позже, в 1862 году, когда USS «Alligator» была зачислена в строй флота. Строительство началось в первый день ноября 1861 года, правительство предъявило требование: построить судно за 40 дней. Несмотря на это, строительство затянулось и первый спуск на воду состоялся лишь 1 мая 1862 года. Если обратить внимание на современное достояние американцев в этом роде войск, то невозможно даже представить насколько малы были размеры «Аллигатора», длина/ширина/высота составляли 14/1,37/1,83 метров. А вооружена субмарина была лишь двумя шестовыми минами.

Так и не было войны

Сэмюель Дю Пон был заинтересован в использовании «Аллигатора», поэтому попросил отбуксировать подлодку в Южную Каролину. За эту миссию взялся пароход USS «Sumpter», за время плавания случился непредсказуемый инцидент, погода резко ухудшилась и начался шторм. Привязанная субмарина могла потопить корабль, который её буксировал, таким образом, было принято решение оборвать все тросы и бросить корабль на волю морской пучине. 2 апреля 1863 года подлодка утонула не далеко от мыса Хаттерас, именно там она лежит и в настоящем времени. «Аллигатор» не прошел боевое крещение, так как за время своей жизни, так и не поучаствовала в военных действиях. Но несмотря на это, судно множество раз привлекало художников и писателей, о которых были написаны несколько произведений искусства.

Боевое крещение

Впервые, американцы успешно применили подводный флот в 17 февраля 1854 года. Тогда подводная лодка «H. L. Hunley» атаковала вражеский корабль, разбив его, после чего экипаж подлодки подал сигнал на землю о возвращении, но после долгих ожиданий субмарина так и не вернулась. Она затонула на том же месте, где осуществила нападение. До сей поры идут споры о том, что же случилось с «Ханли». Основная версия гласит, что все члены экипажа погибли от ударной волны мины, которая взорвалась не далеко от судна.

Первая мировая война

Соединённые штаты Америки проявляли небывалую активность в расширении своего подводного флота на самом начальном этапе 20 века, в дальнейшем все подлодки поступили на вооружение на время Первой мировой.

В самом начале 20 века американцы заказывали следующие субмарины:

  1. Тип В – 3 лодки «Wiper» (1905)
  2. Тип С – 5 лодок «Octopus» (1906)
  3. Тип D – 3 лодки «Narwhall» (1907)
  4. Тип Е – 2 лодки «Salmon» (1908)
  5. Тип F – 4 лодки «Сагр» (1909)

«Сагр» (1909)

В самый последний момент перед Первой мировой войной, которая проходила с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918 года, Америка решает выпустить ещё несколько субмарин «Seawolf› (SS-28), «Nautilus» (SS-29) и «Garfish» (SS-30), которые составили тип Н. Обозначение (SS) в американском флоте соответствовало тому, что судно имеет дизельный двигатель, в последующем штаты и вовсе убрали их из своего арсенала. Выступая на стороне Антанты, на время войны американский флот придерживался оборонительных позиций. Это определило довольно позднее вступление Америки в военный конфликт, до него все описанные судна служили в Тихом океане, а после ввязывания в мировое противостояние были переброшены в Атлантику. Тем не менее расцвет всего подводного флота пришелся не на этот период.

Много лодок, мало пользы

Все построенные субмарины имели лишь теоретический успех, так как послужили примерами для заказов на постройку подлодок для 8 стран. А за времена Первой мировой так и не имели боевых столкновений с противником. Многие судна тонули, погибая в авариях.

25 марта 1915 года война уже бушевала на просторах Европы, но США в это время проводили учения своей новой подлодки, где её ждала погибель. SS-23 F-4 неподалеку от Гавайских островов погрузилась в воду, оставив за собой пятно из масла. Как оказалось, потом произошло полное потопление корабля. Глубина в том районе оказалась 90 метров, что не позволило спасти команду и саму подлодку. Её подняли на поверхность только через 5 месяцев. 29 августа этого же года, как спасатели показали исследователям вытащенное судно, начался анализ трагедии и восстановление картины событий. К сожалению, тайна так и не была разгадана, так как все отверстия были задраены, а корпус не поврежден.

Ещё один представитель военного семейства подлодок, также закончил свою жизнь, без какого-либо постороннего вмешательства со стороны противников Антанты. «SS-30 Н-3» 14 декабря 1916 года неподалеку от Калифорнийского побережья села на мель. Весь экипаж корабля уже начинал терять сознание от выброса хлора, но спасатели с берега добрались до команды и успели вытащить всех матросов. К счастью, пострадало лишь немного людей.

Вторая Мировая Война

Перед самым большим военным конфликтом 20 века многие государства стали модернизировать свою армию, вооружение, в том числе и . Американцы не остались в стороне и уже в 1930-х годах начали учитывать ошибки прошлого, готовясь к Второй мировой. На вооружении стояли следующие субмарины:

  • Тип R и Barracuda, первых было 17, а вторых 3 штуки, они стали не самыми удачными проектами, а также они были очень старые. Это становится понятно, когда видишь, что судна не дослужили даже и до конца войны, а перестали эксплуатироваться в середине 1942 года. Но и использовались они лишь для патрулирования Панамского канала.
  • Тип S был более распространен и уже их насчитывалось 36 экземпляров. Из участвующих в самой войне лодок, именно этот вид был самым старым, также он стал модернизацией типа R, в основном их направляли патрулировать Атлантику, а также с ними проводили исследования по переоборудованию их в носители аэропланов, на S даже построили необходимую палубу, но эта затея не оправдала ожиданий и эту модернизацию так и не осуществили в жизнь.
  • «Argonaut» SS-166 была оборудована двумя трубами, в которые помещалось по 30 мин, которые были разработаны специально для неё. Но зачислен во флот он также был довольно рано в 1928 году, несмотря на столь раннее рождение, субмарина, построенная Портсмутской военно-морской верфи, держала рекорд самого крупного подводного судна плоть до появления первых атомных подлодок. Её подводное измещение составляло 4164 тонн. Была вооружена 16 торпедами и 4 торпедными аппаратами. Именно «SS-166» замышлялся, как лидирующий флагман всего военного подводного флота, но с ним возникали некоторые проблемы. Во-первых, из-за большой массы его скорость была слишком низкой, планировался 21 узел, а в итоге лодка могла разогнаться только до 14 и 8 узлов, таким образом за весь период до войны она оказалась самой медленной субмариной. Во-вторых, она очень трудно управлялась. В-третьих, планировалось минирование пространства с чем она также не справилась в 1942 году вернулась на базу даже не пройдя заявленные 90 суток автономности. 10 января 1943 года она была потоплена 3 японскими эсминцами. Многие связывают подобную неудачу с слишком высоким уровнем издаваемого шума и маленькой скоростью.
  • Тип «Narwhal», 2 подводных представителя составили: «Narwhal», «Nautilus».
    Первый – «Narwhal» SS-167. Подлодка было готова к 1930 году, после этого вместо минных труб были установлены 2 торпедные установки, а разгонялась до 17 узлов с водоизмещением 2915 тонн. Данная подлодка также не оправдала ожиданий в качестве скорости и их двигатели не могли набрать необходимую мощь, для разгона до нужного количества узлов. Представитель же «Nautilus» обладал довольно странным силуэтом и водоизмещением около 3000 тонн. В конце войны, в начале 1945 года обе лодки перешли в статус резервных, накопив за свою жизнь 29 боевых походов. «Narwhal» потопил 6 вражеских судов за 15 вылазок, а «Nautilus» уничтожил 5 противников за 14 походов.
  • «Dolphin» был построен в единственном экземпляре и с водоизмещением 1560 тонн был в 2 раза меньше «Narwhal». Таким образом, он был гораздо маневреннее, но вместе с этим заимел слабее корпус, что уменьшило уровень погружения, а также уменьшился радиус действия до 9000 миль. За время работы отметился только тремя боевыми подходами, где не принёс полезных действий, после чего его «разжаловали» в учебные судна.
  • Тип «Cachalot» породил 2 подводные лодки «Cachalot», «Cuttlefish». В целом они ничем на войне не запомнились, кроме одного подбитого танкера, но благодаря нововведению, которое использовали американцы они обогнали любой флот мира. Контроллер устанавливал угол цели, опережение и глубину торпед в автоматическом режиме, данная система носила название – Torpedo Data Computer.
  • Тип Р имел 10 представителей, которые начали проектироваться в 1933 году. Если сравнивать их с типом С, то водоизмещение увеличилось до 1310 тонн, также их длинна увеличилась на 8 метров, а скорость была увеличена до 19 узлов. Не удивительно, что с такими характеристиками они использовались на протяжении всей войны до 1944 года, каждый представитель сходил 8 раз в боевой поход, а SS-178 и вовсе патрулировал заданные зоны 14 раз.

  • Тип «Salmon» США представила 6 подлодок. После успешной эры «P», ВМС Америки стремилось улучшить свою подводную технику. «Salmon» обладал даже улучшенными характеристиками, их длинна составляла 94 метра, а водоизмещение 1450 тонн. А скорость над водой и под ней составляла 20 и 9 узлов соответственно. Также подлодка была оснащена дополнительными двумя торпедными аппаратами. При всех преимуществах у «Salmon» был весомый недостаток, его вентиляционный люк закрывался не самым надежным образом и несмотря на то, что эту причину можно было легко устранить, она привела к аварии на одной из подлодок, где погибло 23 человека. Все подлодки провели не более 8 походов, исключение «Stingray», который стал лидером среди всех субмарин и совершил 16 вылазок.
  • Тип «Gato» был представлен большим количеством субмарин в количестве 73 штук, больше представителей было только у очень схожего типа «Balao», который мог погружаться на 100 футов глубже. Они были также продолжением линейки «P». Основные характеристики были следующие, длинна составила 82 метра, а водоизмещение 1825 тонн. Лодка могла погружаться на глубину 300 футов. Вообще данный тип подлодок ощутил на себе всю тягость войны, именно на их долю выпала служба с 1942 года и до самого её конца. А за всё время удалось потопить лишь SS-248 «Dorado» в Карибском море, а 18 представителей было утеряно в Тихом океане.

АПЛ (атомные подводные лодки) США

Если Россия обладает и атомными, и дизельными подводными лодками, то штаты отказались от дизельного двигателя и на данный момент имеют в своём арсенале только АПЛ.

Первая такая субмарина появилась у США в 1959 году, и носила название «Джордж Вашингтон» в честь первого президента Америки. С тех пор штаты строили свои субмарины только с атомными реакторами. А 28 июня 1960 года впервые в мире был осуществлен запуск баллистических ракет из-под воды. Именно они и были главным видом вооружения подлодки в количестве 16 штук. Также для самообороны были установлены торпедные аппараты с боезапасом в 18 торпед. Пускай и глубина погружения подлодки была 220 метров, но главный козырь «Вашингтона», запуск баллистических ракет можно было выполнять не глубже 25 метров, а скорость во время этого не должна была превышать 5 узлов. Когда максимальный разгон под водой/над ней составлял 25/20 узлов. Длина и ширина были 116,3 и 9,9 метров.

Самая сильная подводная лодка

В настоящее время США обладает субмаринами класса «USS Virginia», при спуске этого хищника в глубину стало ясно, что равных ему практически нет. Крылатые ракеты она посылает на расстояние до 1500 км, а «нырять» она способна на глубину 250 метров. ВМС США развиваются в этом направлении довольно давно и не меняют вектор. Вирджиния - это не просто новая вершина в подводном флоте мира, это громадные возможности страны-производителя. Она полна сенсоров и современных решений. К примеру, субмарина может на безопасном расстоянии замечать и обезвреживать мины, благодаря атомному реактору её срок плавания ограничен 30 годами. При разработке подлодки инженеры сначала создали трехмерную модель, а затем воплотили в реальность, что стало беспрецедентным способом моделирования подводного судна. Также техническому совершенствованию подвергся перископ, его убрали, заменив на камеры и маску-мультисенсор. В бурном течении судно может оставаться неподвижным также благодаря сенсорам, а его винт, который спрятан в трубе, позволяет передвигаться по глубинам почти бесшумно. На сегодняшний момент уже спущено пять субмарин класса, а в дальнейшем планируется спуск на воду ещё тридцать представителей класса. На данный момент у американцев 72 подводные лодки, но ориентир развития задан, и он определенно идет на усовершенствование класса «Virginia», а также увеличение количества его представителей.

Пять лучших подводных лодок, построенных в XX веке, выбрали эксперты американского военно-аналитического (NI). Для составления своего рейтинга издание задавало специалистам следующие вопросы: была ли та или иная субмарина для своего времени наилучшей по критерию «эффективность-стоимость» и насколько инновационной была конструкция.

Немецкие хищники в Атлантике

На первое место NI ставит германские субмарины типа U-31 времен Первой мировой войны. Строительство этих лодок велось на судоверфи «Германия» в Киле (всего 11 штук). Субмарины заложены в 1912-1913 годах, спущены на воду в 1914 году.

Лодки этого типа активно участвовали в боевых действиях. За время службы из 11 построенных лодок восемь были потеряны. При этом сами субмарины типа U-31 повредили или отправили на дно 856 судов общим тоннажем более 2 млн тонн. Эти лодки изменили представление о значении подводного флота и стали грозным оружием, способным парализовать судоходство одним известием о том, что они вышли в очередной поход.

Среди этой серии подводных лодок наиболее известны три субмарины — U-35 под командованием Лотара фон Арно де ла Перьера, самого результативного подводника всех времен, U-39 Вальтера Форстмана и U-38 Макса Валентинера.

Безусловный лидер — подводная лодка U-35, уничтожившая 224 торговых судна общим водоизмещением более полумиллиона тонн.

Однако подлодки типа U-31 были скорее эволюционным, а не революционным этапом подводного судостроения. Они кардинально не отличались от своих предшественников и преемников. Тем не менее лодки U-31 поставили Великобританию на грань выхода из Первой мировой войны. Только вступление в конфликт Соединенных Штатов в сочетании с развитием инновационной тактики конвоев для флота Соединенного Королевства создало трудности в германской подводной войне. Три выживших лодки типа U-31 были захвачены союзниками после окончания Первой мировой войны.

Живучие американцы в Тихом океане

На второе место среди выдающихся субмарин эксперты ставят американские подводные лодки типа Balao. Эти субмарины были построены в 1942-1947 годах. Всего верфи США передали для ВМФ страны 122 такие подлодки. Они воевали в годы Второй мировой войны на Тихом океане против японской империи.

В то время японская промышленность очень сильно зависела от доступа к природным ресурсам Юго-Восточной Азии. Прекратить доставку этих материальных средств на японские острова означало фактически выиграть войну на Тихом океане. И хотя военный подводный флот США был относительно невелик, управлялся без ясного понимания большого будущего субмарин на этом театре военных действий, имел на вооружении плохие торпеды, в конечном счете подлодки, построенные уже во время войны, уничтожили практически весь японский торговый флот.

Война на Тихом океане требовала от субмарин большой дальности действия и, соответственно, лучших условий для обитания экипажа, чем в относительно небольшой по размеру Северной Атлантике. Как и их предшественники класса Gato, субмарины Balao были менее маневренными, чем германские подлодки VII серии, но они компенсировали этот недостаток прочностью корпуса и в целом очень высоким качеством конструкции. Но главное, по сравнению с германской подводной лодкой VII серии субмарины типа Balao имели больший радиус действия, артиллерию более крупного калибра, большее количество торпедных аппаратов и более высокую скорость надводного и подводного хода. С другой стороны, лодки Balao действовали в гораздо более выгодных условиях, чем германские субмарины. Противолодочная оборона японцев была слабее.

Самая большая победа Balao на Тихом океане — потопление подводной лодкой Archerfish японского авианосца «Синано» водоизмещением 58 тыс. тонн.

Только 11 из 122 лодок Balao были потеряны в ходе войны на Тихом океане, две — уже в результате аварий и катастроф в послевоенное время. После Второй мировой войны подводные лодки этого класса были переданы нескольким дружественным Соединенным Штатам флотам и продолжали служить еще в течение многих десятилетий. Одна из них, бывшая американская Tusk, до сих пор частично используется Тайванем под именем Hai Pao.

Передовые подлодки Третьего рейха

На третье место американские специалисты поставили германские подводные лодки серии XXI. Это была субмарина с революционной для своего времени конструкцией, оказавшая значительное влияние на все послевоенное подводное судостроение.

В период с 1943 по 1945 год на верфях Blohm & Voss в Гамбурге, AGWeser в Бремене и F. Schichau в Данциге были спущены на воду 134 субмарины этого типа. Из них верфи сдали флоту 119, и еще 15 остались недостроенными.

Некоторые новшества этого проекта стали революционными.

Субмарины XXI первыми в мире получили электромеханическую систему заряжания торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрытие корпуса, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы.

Шпангоуты этих лодок впервые были вынесены наружу прочного корпуса, что позволило увеличить пространство внутри лодки и упростить проведение всевозможных коммуникаций и размещение оборудования. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода.

Океанская подводная лодка XXI серии была первой подводной лодкой, способной развивать более высокую подводную скорость, чем надводную. На ней отказались от палубного орудия в обмен на скорость и скрытность. Лодки XXI серии развивали под водой скорость до 17,5 узла — почти вдвое больше, чем обычные субмарины. Планировалось, что они будут действовать почти исключительно в погруженном состоянии.

Лодка данного типа могла идти полным ходом под водой четыре часа подряд, преодолевая 65-70 миль (вместо 12 миль за 1,5 часа подводного хода на восьми узлах лодок серии IX). Этого вполне хватало для того, чтобы произвести атаку вражеского конвоя и надежно оторваться от преследования кораблей противолодочной обороны.

Союзники по антигитлеровской коалиции захватили уцелевшие германские лодки XXI серии, используя их как в качестве образцов для своих собственных проектов, так и в целях разработки более совершенных технологий и методов противолодочной борьбы.

Немецкая субмарина XXI серии стала основой для советской подводной лодки проекта 613.

Она же стала основой для большой флотилии китайских подводных лодок.

Атомные аргументы Вашингтона

На четвертое место среди выдающихся субмарин всех времен и народов эксперты поставили американские подводные лодки типа « ». Это первый в истории проект атомных субмарин, оснащенных баллистическими ракетами. Пять подводных лодок этого типа были переданы в боевой состав ВМС США с 1959 по 1961 год.

При создании лодок «Джордж Вашингтон» за основу взяли проект атомной торпедной лодки «Скипджек». Такой подход переоборудования субмарины из одного класса в другой, имевший место и в советском подводном флоте, позволил сократить сроки постройки и сэкономил финансовые средства. В корпус субмарины за рубкой был вставлен 40-метровый ракетный отсек, в котором были размещены 16 пусковых ракетных шахт.

Сегодня считается как само собой разумеющееся, что наиболее распространенная форма современного ядерного сдерживания — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, способными гипотетически уничтожить десяток городов любого из континентов. Эти ПЛАРБ составляют самую защищенную часть ядерной триады сдерживания, поскольку найти и уничтожить подводную лодку до того, как она запустит свои баллистические ракеты, очень трудно.

До 1967 года субмарины «Джордж Вашингтон» и однотипные с ней американские подводные лодки были единственными в своем классе. «Их неуклюжие советские коллеги несли только по три ракеты и вынуждены были всплывать, чтобы произвести ракетный пуск», — пишет The National Interest.

Общая компоновка лодок типа «Джордж Вашингтон» с вертикальными шахтами, размещенными позади рубки, оказалась чрезвычайно удачной и стала классической схемой для подводных стратегических ракетоносцев.

На основе этой схемы в СССР были построен проект 667А, который по аналогии с «прототипом» называли в советском флоте «Иван Вашингтон».

Головная субмарина проекта 667А вступила в строй в 1967 году. Первая британская субмарина аналогичного класса Resolution была передана флоту в 1968 году, а французская Redoutable — в 1971 году. Китай в конечном итоге последовал примеру остальных ядерных держав, хотя первые подлинно современные подводные ракетоносцы только недавно введены в боевой состав китайского флота. Первый подводный ракетоносец Индии Arihant, по плану, будет передан флоту в следующем году.

Голливудские лодки для специальных операций

На пятом месте эксперты поместили многоцелевую атомную подлодку ВМС США «Лос-Анджелес». Эти подводные атомоходы строились самой массовой серией. Всего американскому флоту были переданы 62 субмарины этого типа. Первая из своей серии вступила в строй 13 ноября 1976 года, последняя (USS «Cheyennе») — 13 сентября 1996 года. Корабли строились компаниями Newport News Shipbuilding и General Dynamics Electric Boat Division.

Сейчас в строю 41 подлодка типа «Лос-Анджелес». Они до сих пор составляют основу подводного флота США. Лодка «Лос-Анджелес» увековечена в романах «Охота за « » и одноименном фильме с Шоном Конерри.

Среди перечня задач этих многоцелевых подлодок — борьба с субмаринами и надводными кораблями противника, нанесение ударов, минирование, поисково-спасательные операции, разведка и специальные операции, в том числе переброска спецподразделений.

В 1991 году во время войны в Персидском заливе с двух лодок класса «Лос-Анджелес» впервые в истории был произведен залп крылатых ракет морского базирования по береговым объектам противника. Подводная лодка, запустив ракеты «Томагавк», продемонстрировала совершенно новые средства войны в распоряжении США.

Последние лодки класса «Лос-Анджелес», как ожидается, будут сняты с вооружения в 2020-х годах, хотя дата может быть отсрочена. К тому времени новые субмарины будут значительно превосходить по своим возможностям лодки типа «Лос-Анджелес». Тем не менее эти атомоходы составляли основу подводных сил самого мощного военно-морского флота в течение почти пяти десятилетий.

Утешительные призы для СССР

Помимо пяти призовых мест американские эксперты решили учредить и поощрительные премии. В число номинантов попали три советские подводные лодки, две американские, две британские, одна японская и одна германская.

Прежде всего внимание заслужила советская атомная подлодка проекта 941 «Акула» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения. Это самые большие в мире подлодки.

Не обошли вниманием американские специалисты и советские подводные атомоходы проектов 705, 705К «Лира» — небольшие высокоскоростные лодки с титановым корпусом. Эти подводные суда не имели аналогов по скорости и маневренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника.

Вспомнили и современные российские дизель-электрические подлодки проекта 636 «Варшавянка», одна из которых в прошлом году отметилась залпом ракетами «Калибр» из Средиземного моря, а также ее предшественников — лодки советского проекта 877 «Палтус».

Среди утешительных номинаций и американские ракетоносцы типа «Огайо» — серия из 18 американских стратегических подводных лодок третьего поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года это единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащенными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

В конце списка японские подводные лодки типа I-201, также известные как «Сен Така», — серия быстроходных японских дизель-электрических подводных лодок периода Второй мировой войны. Спроектированные в 1943-1944 годах, они стали одними из самых быстроходных подводных лодок своего времени. Всего в серии планировалось построить 23 лодки, первая из которых была заложена в марте 1944 года, однако строительство большинства из них было отменено. Начата была постройка лишь восьми кораблей этого типа, из которых три были завершены до окончания войны. Из-за позднего появления ни одна из этих подводных лодок не участвовала в боевых действиях.

Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны типа VII стали самым крупносерийным типом подлодок в истории. Из заказанных 1050 субмарин в строй вошли 703 лодки семи модификаций.