Зоны, дистанции и невербальные средства в деловой коммуникации. Что такое проксемика? Зоны и дистанции в деловой коммуникации

Читайте также:
  1. I. Анализ инженерно-геологических условий территории, оценка перспективности её застройки
  2. Аналогия закона, аналогия права. Обычаи делового оборота. Значение актов высших судебных органов и судебной практики.
  3. Внешняя политика России в XVI век. Расширение территории России.
  4. Военно-казачья колонизация территории Казахстана в 18-начало 20 вв.
  5. Все биологические существа (растения, животные, люди) каким-то осо­бым образом закрепляются на территории, т.е. в среде своего обитания
  6. Глава 14. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
  7. Глава 15. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Проксемика (от англ – близость) исследует расположение людей в пространстве при общении. Это понятие ввел в начале 60-х годов американский антрополог Эдвард Холл. К11 проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Человек как и животные, рыбы, птицы имеет определенное воздушное пространство вокруг своего тела, а также личную территорию – квартиру, дом и т.д. Размеры воздушной оболочки человека зависят от плотности населения людей в месте их проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. По данным Д.Левиса, при беседе предпочитают близкое расстояние - японцы, греки, датчане, испанцы и др., так как они привыкли к перенаселенности. Среднее расстояние между собеседниками занимают англичане, немцы, шведы, австрийцы, жители Швейцарии и др. Предпочитают широкие открытые пространства, любят сохранять дистанцию американцы, австралийцы, новозеландцы. Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание расстояния – нормы приближения человека к человеку, называемых дистанциями, позволяет прогнозировать реакцию людей в процессе общения.

Независимо от района проживания, размеры личной пространственной территории человека среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны: интимная (от 0 до 45 см), включая сверхинтимную зону (0 – 15 см) – общение с близкими людьми; личная или персональная (46 – 120 см) - общение со знакомыми людьми; социальная (120 – 400 см) - общение с незнакомыми и малознакомыми людьми; публичная (свыше 400 см) - общение лектора со слушателями и др. У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Плохо переносят близкую дистанцию интроверты. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте: ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми; не рекомендуется смотреть в упор на других; лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается; чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть движения людей;в лифте следует смотреть только на указатель этажей. Воспринимая невербальную информацию, следует иметь в виду, что это прежде всего сигнал, требующий внимания собеседника. Но прежде, чем приступить к реагированию на этот сигнал, необходимо рассматривать его в общем контексте беседы и в сравнении с другими средствами передачи информации. Знание невербальных средств общения поможет деловым людям правильно оценить поведение людей, улучшить с ними взаимоотношения

Дистанцирование - это дистанция, которой придерживается один человек относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменения дистанции, например резкий шаг назад.

Как известно, далеко не каждого человека мы подпускаем близко к себе. Наше пространство подразделяется на четыре зоны: интимную, личную, социальную, публичную.

* Интимная зона.

В английском языке интимная зона называется «buble», что означает «пузырь». Внутри нашего пузыря мы чествуем себя в безопасности. Людей, которых мы подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии. Доверие, что именно дает пропуск к близко к нам, а в остальных случаях мы ограждаем себя от других людей «панцирем».

В деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто то приближается ближе расстояния вытянутой руки (граница интимного пространства). Человек сам хочет определить кого он хочет видеть в своей интимной зоне. Тем самым тот, кто вторгается в интимную зону другого человека, проявляет неуважение к партнеру, этим вызывая чувства отвращения.

Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зависит от внешних и внутренних обстоятельств, а именно:

  • а) от статуса того, с кем происходит деловая коммуникация;
  • б) от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).

Неумение определять величину необходимой дистанции по отношению к клиенту наиболее проявляется у работников сферы обслуживания. Нарушение интимной зоны свойственно некоторым менеджерам.

О положении человека в той или иной фирме можно судить по некоторым показателям. Таких, как например, чем больше письменный стол, тем выше статус его владельца. Но чем больше стол, тем больше расстояние между деловыми партнерами.

Умение распознавать сигналы дистанцирования, поможет вам определить кто на деловых переговорах является главным лицом. Наблюдайте за тем, кому окружающие выделяют больше места - это и есть человек, принимающий основные решения.

Зоны интимной дистанции отличаются по расстоянию в зависимости от той или иной культурной среды:

В Западной Европе они составляют 60 см.

В Восточной Европе 45 см.

В странах Средиземноморья это расстояние от кончика пальца до локтя.

Нарушение границ территории, в особенности интимного пространства делового человека, сопровождается сигналами тела, а именно:

  • а) беспокойное ёрзанье, сигнализирующее о желании удалиться;
  • б) закидывание ноги на ногу, прочь от захватчика - поворот в сторону и подготовка к бегству;
  • в) постукивание пальцами (сигнал вну4тренней тревоги);
  • г) опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;
  • д) зажмуривание глаз: «Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»;
  • е) опускание подбородка на грудь: «Я подчиняюсь, да, мне страшно и я защищаю шею, оставьте меня в покое».
  • ж) хватание предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «аккупанта».

Личная зона.

Эта зона ровняется от 45 до 120 см. В этом пространстве должны совершаться нормальные деловые взаимодействия, коммуникативные процессы. Именно из этой зоны происходит внезапное вторжение в интимную зону, переход осуществляется плавно.

Личнастная или безличностная дистанция характерны для таких форм делового взаимодействия, как деловые переговоры или дружеская встреча, прием посетителей и консультирование.

Приведем пример Ницше: дикобразы, чтобы не замерзнуть, жмутся друг к другу, но при этом они так плотно прижимаются, что колются своими иглами. Тем самым можно сформулировать для выработки манеры поведения с точки личного дистанцирования: следует искать близости, что бы «не замерзнуть», и избегать любой интимности, которая способна «поранить».

Говоря о деловом взаимодействии, это правило может быть сфомулировано следующим образом: если мы неожиданно оказались притиснутыми к другим, то мы вынуждены с ними общаться. Однако, это правило относится к каждым культурам по - разному. Так, например, японцы страдают от давки значительно меньше чем другие народы. А для жителей Западной Европы, Северной Америки перечисленные правила - обязательны. Деловые парнеры в таких ситуациях должны избегать тесного контакта глазами, постараться замереть и не разговаривать друг с другом, если только при необходимости. Российские деловые люди должны следовать этим правилам.

Социальная зона.

Социальная зона - это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с малой группой лиц. Обычно таким расстоянием принято пользоваться при групповой встречи деловых лиц.

В деловом взаимодействии такое общение осуществляется на расстоянии 1,2 - 3,5 м. социальная зона граничит с личной, она предназначена для, как правило, для деловых контактов. Очень важно, что бы партнеры фиксировали сигналы тела, которые свидетельствуют о приближение к «допустимой» границе. Ведь отрицательная реакция и психологический дискомфорт при нарушении дистанции возникают б е с с о з н а т е л ь н о

Об этом следует помнить всем, кто работает в сфере общения, с клиентами.

Социальная зона дает возможность деловым партнерам, не только слышать друг друга, но и видеть; как правило взгляд должен быть направлен на лицо и руки . Т.к. ладони человека приспособлены для того что бы прикрывать ими лицо, и при таком взаимодействии (ладоней и лица), человек как бы что то скрывает.

Количество таких жестов возрастает, когда один из участников делового взаимодействия лжет. Наиболее часто используются следующие жесты, которые используют лжецы, но такие жесты можно легко «считать»: это поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, потягивание мочки уха и др. Эти жесты означают либо самонаказание, либо успокоение.

Много информации при деловом взаимодействии можно получить при наблюдении за движениями «рука - нос» . Такие движения, как касание собственного носа, проделывают неуверенные в себе люди. С такими движениями могут быть связаны состояния задумчивости и пассивности.

Все эти связки хорошо видны лишь на расстоянии, поэтому, оказавшись в социальной зоне общения, целесообразно как можно лучше контролировать самого себя и внимательно наблюдать за партнерами коллективного взаимодействия.

Занятие 2. Организация пространственной среды

Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.

В речевой коммуникации существует четыре зоны приближения:

· 350 см и более – публичная (открытая) зона (расстояние, предпочтительное при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией);

· 120 см – 350 см – социальная зона (то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с малой группой – 15+– 7 человек) ;

· 45 см – 120 см – личная зона (нормальные коммуникационные процессы между деловыми партнерами) ;

· 45 см и менее – интимная зона (в деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято) .

Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен. Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нарушаются их территориальные притязания.

К физиологическим аспектам пространства относятся такие компоненты, как наличие стульев, освещение, оснащение, источники электричества и т. д. Места для сидения должны быть так оснащены и так установлены, чтобы свет не падал в глаза и чтобы каждый мог хорошо видеть все средства визуализации.

Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег.

В деловом общении большое значение имеет использование возможностей сесть за стол именно там, где это важно для достижения целей или удобно. Какую же информацию можно «считывать», наблюдая за тем, как рассаживаются деловые люди?

1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчиненный. Позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.

2. Такая позиция подходит для непосредственного делового взаимодействия. Когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, видеть анализируемые материалы, обсудить и выработать общие решения.

3. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть делового партнера. Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь согласия при такой позиции за столом чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфликт вполне возможен.

С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субординации. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может способствовать конструктивному общению.

4. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать независимую позицию, то есть по диагонали через весть стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на деловом совещании, семинаре и пр.

Форма стола тоже имеет значение:

· квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению;

· за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери;

· круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете выражение «программировать пространство»?

2. Что означает организация пространственной среды?

3. Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды?

4. Каковы позиции за столом, о чем они могут свидетельствовать?

Тест 1 «Что говорят вам мимика и жесты»?

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) «предательское» проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

в) не знаю;

3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?

а) вы радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? Дайте три ответа:

а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

е) когда улыбаются.

5. Какая часть тела выразительнее всего?

а) ступни;

д) плечи.

6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? Дайте два ответа:

е) уголки рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

а) словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?

а) я смотрю совершенно спокойно;

б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для вас это признак:

а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

в) только у пожилых людей.

Ответы

1. а – 2, б – 4, в – 3

1. а -1, б – 3, в – 0

2. а – 4, б – 4, в – 3, г – 2, д – 4

3. а – 0, б – 0, в – 1, г – 1, д – 0, е – 1

4. а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 2

5. а – 2, б – 1, в – 3, г – 2, д – 3, е – 2

6. а – 1, б – 3, в – 3, г – 2, д – 0

7. а – 3, б – 1, в – 1

8. а – 3, б – 2, в – 2, г – 1

9. а – 3, б – 2, в – 1

10. а – 0, б – 3, в – 1

11. а – 1, б – 4, в – 2

12. а – 0, б – 4, в – 3

13. а – 4, б – 2, в – 0

14. а – 4, б – 0, в – 1

15. а – 0, б – 2, в – 1

16. а – 3, б – 4, в – 1

17. а – 2, б – 4, в – 0

18. а – 3, б – 2, в – 1

19. а – 4, б – 0, в – 2

77–56 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А ведь это важно и на работе, и в личной жизни, согласны?

55–34 баллов – вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.

33–11 баллов – язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И не потому, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность.

Тест 2.

1. Физиогномика – это:

а) наука о строении лица человека;

б) наука о связи черт лица с психикой человека;

в) наука о связи между телосложением и психикой

(Выберите один ответ).

2. Ф. М. Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Какие есть основания для такого утверждения?

а) на красивое приятно смотреть, а чувство приятного – это положительные эмоции, которые продляют жизнь;

б) потому что красиво в человеке то, что способствует его лучшему приспособлению к окружающему миру;

в) это высказывание – лишь метафора, фактически существование мира не связано с тем, красив человек или некрасив;

г) лучше бы сказать не «красота спасет мир», а «красота в человеке спасет человечество от вымирания»

(Выберите два ответа).

3. Классически красивыми у женщины считаются:

а) густые волосы;

б) тонкие пальцы;

в) длинные ноги;

г) крепкие руки

(Исключите неверный ответ).

4. Классически красивыми у мужчины считаются:

а) длинные ресницы;

б) мускулистые руки;

в) слегка прогнутая спинка носа;

г) мускулистая шея;

д) мощный подбородок

(Исключите неверный ответ).

5. Классически красиво в любом человеке то, что:

а) приятно взгляду;

б) целесообразно (было или есть);

в) привлекает к человеку;

г) считается красивым;

д) у каждого свое понимание «красивого»

(Выберите один ответ).

6. Зачем женщины красят губы красной (или близкой к красному цвету) помадой?

а) чтобы быть красивой;

б) чтобы привлекать мужчин;

в) губы – наиболее чувствительная часть лица;

г) чтобы показать свое здоровье;

д) чтобы нравиться другим;

е) потому что так принято

7. Почему то, что считалось когда-то целесообразным (например, густые ресницы), а сейчас эту целесообразность утратило, все же относится к понятию «классически красивое»?

а) в этом проявляется инертность мышления людей;

б) обычный результат длительного закрепления в подсознании рефлекторной связи;

в) так устроена психика человека;

г) из-за консерватизма людей

(Выберите наиболее точный ответ).

Ответы 1 – в; 2 – б, г; 3 – г; 4 – в; 5 – б; 6 – г; 7 – б

Тест 3.

1. Кого из двух актеров кинорежиссер взял бы, скорее всего, на роль героя динамичного, активного, подвижного, «шустрого»?

а) актера очень высокого роста;

б) актера ростом ниже среднего.

2. Почему у зрителей (у большинства) существует установка на связь роста человека с такой особенностью его психики, как подвижность?

а) потому что эта связь отражает реальность;

б) эта связь не имеет реального основания, но передается от поколения к поколению как какой-то миф;

в) потому что они на собственном опыте чувствуют эту связь

(Выберите один ответ).

3. Почему, когда приходят гости, маленькие дети так и «лезут на глаза»?

а) реализуется установка на самоутверждение;

б) потому что дети еще недостаточно воспитанны;

в) для того чтобы получить от гостей какой-нибудь подарок;

г) потому что все дети любят шумные компании, хотя и всегда это осознают;

д) потому что они маленькие и бояться, что их не заметят (не осознавая этого)

(Выберите два ответа).

4. Почему высокорослые люди менее подвижны, чем люди небольшого роста?

а) бояться кого-либо задеть;

б) им не хватает пространства в помещении, которое для них всегда меньше, чем для других людей;

в) у них слабее выражена потребность в самоутверждении;

г) чтобы утвердиться надо, чтобы заметили, а у них нет проблемы с последним

(Выберите один ответ).

5. Как оценивают понятие «маленький человек» сознание и подсознание?

а) в сознании «маленький человек» – значит: только маленького роста;

б) в подсознании «маленький человек» – значит: только маленького роста;

в) в сознании «маленький человек» – значит: только социально низкий статус;

г) в подсознании «маленький человек» – значит: только социально низкий статус;

д) в сознании «маленький человек» – значит: данный человек одновременно и маленького роста, и «маленький» в социальном плане (сознание не разводит эти понятия);

е) в подсознании «маленький человек» – значит: данный человек одновременно и маленького роста, и «маленький» в социальном плане (подсознание не разводит эти понятия)

(Выберите один ответ).

6. Что, скорее всего, следует ожидать от посетителя маленького роста?

а) что он будет говорить очень быстро;

б) что он, скорее всего, не очень умен;

в) что он, возможно, будет стремиться к доминированию;

г) что, скорее всего, его придется стимулировать к активности;

е) что, скорее всего, он будет говорить экспрессивно и громче, чем большинство людей

(Исключите два неверных ответа).

7. Нет связи между ростом человека и его социальным статусом. Эта мысль:

а) скорее своего, в сознании людей, а не в их подсознании;

б) скорее всего, в подсознании людей, а не в их сознании;

в) в равной мере представлена как в сознании людей, так и в их подсознании.

8. Почему выражение «худой человек» имеет два значения: «худощавый» и «плохой»?

а) очень «худой человек» в буквальном смысле – чаще больной, чем здоровый. Отсюда и второе значение – «плохой» («больной»);

б) такова психология людей;

в) так принято в русском языке;

г) вялотекущие хронические болезни сопровождаются обычно похуданием и раздражительностью;

д) одно из значений «худой» – «дырявый».

9. У вас на приеме посетитель – очень худой человек (про такого говорят: «Одна кожа да кости»). Ваша тактика ведения беседы с ним?

а) активная, энергичная;

б) заботливая, щадящая;

в) как с обычными людьми;

г) осторожная;

д) веселая (побольше юмора, шуток)

(Выберите два ответа).

10. Можно ли одними словами (внушением) изменить что-либо в конституции (телосложении) человека?

б) нет.

11. Можно ли одними физическими упражнениями изменить что-либо в психике человека (какие-то его установки и др.)?

б) нет.

12. Зачем солдату строевая подготовка, ведь воевать (основная задача солдата) и маршировать красиво не одно и то же?

а) строевая подготовка в современной армии – это результат бездумного перенесения в современные условия муштры из прошлых веков;

б) строевой подготовкой укрепляются дух воина, чувство уверенности в себе и т. п.;

в) строевая подготовка изменяет психику, формируя установку на непобедимость;

г) строевой подготовкой укрепляются мышцы тела, что делает воина выносливым

(Выберите два ответа).

13. Вам пришлось разговаривать с «сутулой спиной». Ваша тактика?

а) быть терпеливым, ибо от такого человека часто можно ожидать агрессии;

б) показать свое внимание к этому посетителю;

в) вести себя, как с обычными людьми;

г) быть самому энергичным, активным;

д) тактика участливости, доброжелательности;

е) тактика доминирования

(Выберите два ответа).

14. Корпус вашего собеседника развернут к вам. Для вас это, скорее всего:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

(Выберите один ответ).

15. Корпус вашего собеседника несколько отвернут от вас. Для вас это, скорее всего:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

в) либо «плюс», либо «минус» – зависимости от других знаков

(Выберите один ответ).

Ответы

Тест 4.

1. «Глаза – это орган зрения». Достаточно ли полно в этом утверждении отражена функция этого органа чувств?

б) нет.

2. Когда мы прищуриваем глаза, делая их маленькими?

а) только тогда, когда желаем что-то рассмотреть;

б) только тогда, когда смотрим на человека с презрением;

в) когда смотрим с презрением или желаем что-то рассмотреть;

г) всегда, когда объясняемся в любви;

д) всегда, когда смотрим на что-то с интересом

(Выберите один ответ).

3. Почему негативно воспринимаются глубоко посаженные глаза?

а) потому что глубокие глазницы характерны для истощенных людей, то есть для больных;

б) потому что такие люди всегда негативно настроены к окружающим;

в) то же объяснение, что и объяснение связи «худой – плохой»;

г) потому что при этом взгляд идет как бы из-под бровей

(Исключите неверный ответ).

4. Если ваш собеседник при разговоре с вами почти неотрывно смотрит на вас, это значит:

а) вы ему симпатичны;

б) он негативно настроен к вам;

в) он равнодушен к вам;

г) вы его интересуете

(Исключите неверный ответ).

5. Если при обычной, не требующей большого интеллектуального усилия беседе вы редко ловите на себе взгляд вашего собеседника, то есть основание расценивать это как:

а) «плюс-реакцию»;

б) «минус-реакцию»;

(Выберите один ответ).

6. Если ваш собеседник при обычной, не требующей большого интеллектуального усилия беседе в течение всего времени почти неотрывно смотрит на вас, есть основание расценивать это как:

а) «плюс-реакцию»;

б) «минус-реакцию»;

в) либо «плюс», либо «минус» – в зависимости от других знаков

(Выберите один ответ).

7. В ходе делового разговора вы заметили, что ваш собеседник почему-то перестал на вас смотреть. Это вызвано тем, что:

а) он решает какую-то трудную задачу;

б) он с трудом перерабатывает вашу информацию;

в) он потерял интерес к вас (к вашей идее);

г) он увлечен вашей идеей;

д) он стал испытывать по отношению к вам негативные эмоции;

е) он испытывает чувство вины

(Исключите маловероятный ответ).

8. Интерес партнера к вам – всегда ли это «плюс-реакция»?

б) нет.

9. При обычном разговоре, не требующем большого усилия, ваш партнер будет чаще направлять свой взгляд на вас тогда, когда:

а) он будет говорить, а вы – слушать;

б) он будет слушать, а вы – говорить;

в) в зависимости от того. Что ему все-таки легче в этом диалоге – говорить или слушать

(Выберите один ответ).

10. Почему взгляд искоса воспринимается негативно?

а) потому что это свидетельствует о неискренности говорящего в данный момент;

б) потому что есть диссонанс между направлением взгляда и направлением головы;

в) потому что это похоже на косоглазие

(Выберите один ответ).

11. Когда люди обмениваются взглядами чаще?

а) при серьезной беседе;

б) при легкой беседе.

Ответы

Тест 5.

1. Психологи утверждают, что в любом сообщении присутствуют два вида информации – текстовая (то, что намеренно передается) и персонифицированная (о самом авторе, о его личности). Имеет ли это утверждение силу по отношению к письменной речи?

б) нет.

2. Рука обычно рассматривается либо как «часть тела», либо как «орудие труда». Существуют ли еще какие-то функции у руки?

б) нет.

3. Почему трудно выступать (или разговаривать стоя) с опущенными вниз (свободно свисающими) руками?

а) потому что это противоречит «хватательной» функции рук;

б) потому что это противоречит анатомическим особенностям мышц рук;

в) потому что это противоречит укоренившейся привычке людей что-то держать в руках

(Выберите один ответ).

4. Когда у человека, беседующего с кем-либо, опущенные вниз руки не будут вызывать чувство дискомфорта, чувство неловкости:

а) когда он будет очень увлечен разговором;

б) когда он будет абсолютно безучастен к этой беседе.

5. Почему не следует требовать от детей, чтобы они держали руки «по швам», когда выступают?

а) потому что это будет соответствовать неестественному положению рук;

б) потому что это не армия;

в) потому что вообще не следует ограничивать подвижность детей

(Выберите один ответ).

6. Человек раскинул руки в стороны. Всегда ли это признак агрессии, доминирования, захвата территории?

б) нет.

7. Некто, протягивая вам навстречу руки, говорит, что он рад вас видеть. Вы обратили внимание на положение его ладоней при этом – они были повернуты чуть книзу. Значит, заключили вы:

а) этот жест сопрягается с его словами и следует верить, что он действительно рад меня видеть;

б) этот жест противоречит его словам и следует воздержаться от доверия к этим словам.

8. Вялое рукопожатие, скорее всего, говорит о:

а) безразличии;

б) неискренности;

в) беспечности;

г) внутренней слабости;

скрытой агрессивности

(Выберите два ответа).

9. Ваш коллега протянул вам для рукопожатия руку. Вы посмотрели и обнаружили: ладонь книзу. Для вас это:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

г) ничего не значит

(Выберите один ответ).

10. Ваш коллега протянул вам для рукопожатия руку. Вы посмотрели и обнаружили: ладонь книзу. Для вас это:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

в) либо «плюс», либо «минус» – в зависимости от других знаков;

г) ничего не значит

(Выберите один ответ).

11. Ваш начальник протянул вам для рукопожатия руку. Вы посмотрели и обнаружили, что ладонь вертикально. Для вас это:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

в) либо «плюс», либо «минус» – в зависимости от других знаков;

г) ничего не значит

(Выберите один ответ).

12. Почему считается неприличным, разговаривая с собеседником, держать руки в карманах?

а) потому что так поступают хулиганы;

б) чтобы не демонстрировать свою независимость, неуязвимость;

в) потому что это запрещено дипломатическим протоколом;

г) потому что могут подумать, что ты невоспитанный человек

(Выберите один ответ).

13. «Передний большой замок» – это?

а) знак отчуждения от ситуации;

б) знак обороны.

14. Если ваш партнер в ходе разговора перевел руки в «передний большой замок», то есть вероятность, что:

а) ему что-то не понравилось;

б) ему просто все надоело;

в) у него не получается так, как задумал;

г) он решил проявить агрессию

15. Руки непроизвольно перешли в «задний замок». Это, скорее всего, свидетельствует о:

а) самоуверенности;

б) чувстве виновности;

в) потребности в «соломинке»;

г) энергичности

(Исключите неверную гипотезу).

16. У собеседника нога на ногу и в вашу сторону. Есть все основания полагать, что для вас это:

а) «плюс-реакция»;

б) «минус-реакция»;

в) либо «плюс», либо «минус» – в зависимости от других знаков;

г) ничего не значит

(Выберите один ответ).

Ответы

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стрессоустойчивый менеджер автора Альтшуллер А А

ПЕРВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МЕТОДУ ПМТ Первое практическое занятие ПМТ. Для удобства обучения все мышцы тела разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Представьте, что вы находитесь в помещении, где висят пять больших ламп, а в углу слабо светится

Из книги Деловое общение автора Шевчук Денис Александрович

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:· слова,· интонация,· тембр голоса,· жесты, пластика,· энергетический импульс.Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к

Из книги Пять пороков команды: притчи о лидерстве автора Ленсиони Патрик

Занятие 1. Комплименты в деловой коммуникации Виляя хвостом, собака добывает себе пропитание, а лая, получает лишь побои. Восточная мудрость Для успеха в деловой коммуникации следует помнить о том, что чем приятнее будет людям общаться, тем выше будет шанс удачно решить

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Занятие 2. Критика в деловой коммуникации Если бы мы не имели собственных недостатков, нам не доставляло столько радости подмечать промахи окружающих. Ларошфуко Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом. Арабская пословица В

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Занятие 1. Формирование вербального имиджа Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы

Из книги автора

Занятие 2. Самопрезентация Взять обычного человека, Дать немного Воспитания, Добавить необходимое Образование, Наделить умением соответствующего Одевания, Обучить правилам делового Общения. Четыре добродетели, Объединенные хорошими манерами И необходимым набором

Из книги автора

Занятие 1. Правила убеждения Нет ничего важнее, чем склонить слушателя на сторону оратора. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной. Цицерон Для создания благожелательной атмосферы общения важно, чтобы все сказанное звучало

Из книги автора

Занятие 2. Деловая беседа по телефону Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Лафатер Тест«Культура телефонного общения»В тесте даются формулировки наиболее

Из книги автора

Занятие 3. Дискуссия Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит. Никола Шамфор, французский писатель-моралист Каждый деловой человек, каким бы родом деятельности он ни занимался, должен уметь компетентно и эффективно обсуждать жизненно важные проблемы,

Из книги автора

Занятие 4. Деловые переговоры Не получить того, что ты хочешь, – почти то же самое, что не получить совсем ничего. Аристотель Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению

Из книги автора

Занятие 5. Деловые совещания Секрет удачного выбора сотрудников прост – надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы нам хотелось от них. Ганс Селье Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и

Из книги автора

Занятие 6. Торги Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно. Французская пословица Торги – это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и

Из книги автора

Занятие 7. Презентация Не выставляй напоказ все, что имеешь, – назавтра уже никого не удивишь. Бальтасар Грасиан Под презентацией обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции,

Из книги автора

Практическое занятие Кэтрин сразу перешла к главному.- Отлично, я вижу, у вас хорошее настроение. Прежде чем мы разъедемся по домам, необходимо сформулировать то, что я назвала бы ключевой целью года. Не вижу, почему бы нам не сделать это прямо здесь и сейчас. Кто хочет

ЛЕКЦИЯ 3

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (Продолжение)

Проксемические средства

Дистанция между участниками коммуникации

Проксемика (от англ. proximity – близость) исследует расположение людей в пространстве в процессе общения. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в своей книге «Молчаливый язык» в 1969 году.

К проксемическим средствам относятся: расстояние между партнерами в момент общения и их расположение за столом.

В деловом этикете большое значение имеет дистанция, которую соблюдают люди при общении. Нарушение этой дистанции, так называемого «личного пространства», вызывает обычно недовольство человека. Размеры «личного пространства» зависят от разных факторов: плотности населения страны (чем меньше плотность, тем больше дистанция); от статуса того, с кем происходит деловая коммуникация (чем выше статус, тем больше дистанция); от психологического типа личности (плохо переносят близкую дистанцию интроверты); от социально-возрастных различий (чем больше разница в возрасте или социальном статусе, тем больше расстояние); от пола и роста собеседников (чем выше мужчина, тем ближе от стремится подойти к собеседнику; а высокая женщина, наоборот, стремится отдалиться); от собственного настроения в данную минуту (чем хуже настроение, тем больше дистанция). Знание того, какое расстояние является допустимой нормой приближения человека к человеку, позволяет прогнозировать реакцию людей в процессе общения, а также избежать ошибок, затрудняющих коммуникацию.

Выделяют четыре пространственные зоны , или дистанции в общении: интимную, личную, социальную и публичную.

Интимная зона (0 (15) – 45 см) – это то «личное пространство», которое является самым важным для человека и тщательно им охраняется. Проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям. Тех, кого мы не подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии примерно вполовину вытянутой руки.

Как уже отмечалось, величина интимной зоны в определенной степени зависит от различных внешних и внутренних обстоятельств.

В деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, поэтому многие люди не терпят, когда кто-нибудь без разрешения до них дотрагивается, похлопывает по плечу. И если кто-то вторгается в чужую интимную зону, то этим он демонстрирует полное неуважение к партнеру, вызывая у него сильные отрицательные эмоции, вплоть до отвращения. По мнению специалистов, чем неприятнее человеку чьё-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы. В такой момент человек готовится к самозащите.

Специалист по деловой коммуникации А. П. Панфилова отмечает, что нарушение границ интимного пространства делового человека сопровождается определенными реакциями его тела, такими как:

· беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться;

· закидывание ноги на ногу, прочь от «захватчика» – поворот в сторону и подготовка к бегству;

· постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги);

· опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;

· зажмуривание глаз: «Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»;

· опускание подбородка на грудь: «Я подчиняюсь, мне страшно и я защищаю свою шею, оставьте меня в покое»;

· приподнимание плеч для прикрытия шеи: «Твое вторжение я расцениваю как нападение и защищаю свою шею»;

· хватание предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»: «Я держу себя в руках или вооружаюсь, чтобы защититься от тебя»;

· вставание: «Я не позволю так с собой обращаться, я делаю свои выводы и ухожу».

Приемом сознательного вторжения в интимную зону другого пользуются следственные работники, когда хотят заставить подследственного заговорить (такой прием демонстрируется практически во всех детективных фильмах).

Нарушение интимной зоны подчиненных свойственно некоторым руководителям. Так, иногда они позволяют себе обнять своих сотрудников, похлопать по плечу якобы в знак особого расположения и в то же время возражают, чтобы то же самое проделывали с ними. Они не думают о том, что беспардонное поведение может лишить других чувства безопасности, ввести их в состояние раздражения или оскорбить.

Интересно, что о положении человека в той или иной фирме можно судить по величине его стола: чем больше письменный стол, тем (чаще всего) выше статус его владельца. Но чем больше стол, тем больше и дистанция, вынужденно разделяющая хозяина стола и делового партнера, посетителя или коллегу. За таким столом обсуждаются, как правило, деловые проблемы. Для беседы в более непринужденной обстановке целесообразно пересесть ближе к партнеру, в специально организованный для этих целей уголок.

Если переговоры ведутся за большим столом, то для партнера следует освободить тот край стола, где он сидит, чтобы он мог разместить на нем бумаги. Если этого не сделано, то партнер вправе расценивать такое поведение как сигнал, означающий:

­ сознательное создание неудобного положения для посетителя;

­ плохое воспитание, непонимание ситуации.

Иногда во время делового мероприятия очень важно определить, кто из присутствующих является главным лицом, чтобы переговорить об интересующем вопросе именно с ним. Для этого необходимо наблюдать за тем, кому окружающие выделяют больше места – это и есть человек, принимающий основные решения.

Для сохранения психического и этического комфорта в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте у европейцев существует ряд неписаных правил поведения (А. Б. Добрович):

· ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;

· лицо должно быть совершенно бесстрастным – никакого проявления эмоций;

· чем теснее в транспорте или лифте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

· если вы держите в руках газету, то должны полностью погрузиться в чтение;

· в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Обязательность сохранения интимной зоны человека должны учитывать организаторы массовых мероприятий. Им необходимо знать, что при хорошей посещаемости следует планировать приблизительно 0,5 м 2 на человека. Если ожидается, что на мероприятии участников будет не очень много, тогда на человека планируется до 1 м 2 . Теснота изменяет душевное состояние: чем теснее круг людей, тем легче «завести» толпу, сделать ее агрессивной. Чем меньше тесноты, тем проще управлять аудиторией. Все это следует учитывать при организации собраний, митингов, конференций и презентаций.

Личная зона в деловом общении равняется 46 – 120 см. В этом пространстве происходит коммуникация между деловыми партнерами и коллегами, повседневное общение с хорошо знакомыми людьми или общение на приеме, вечеринке. Личная дистанция характерна для таких форм делового общения, как беседа, деловые переговоры или дружественная встреча, прием посетителей и консультирование.

При личной дистанции люди часто сидят за одним столом, поэтому необходимо соблюдать следующее правило делового общения: если два человека делят один стол, то в качестве собственной интимной зоны каждому из них следует рассматривать свою половину стола.

Чтобы обозначить границу стола, используют разнообразные предметы: письменные принадлежности, папки с бумагами и др. Для захвата пространства в ход идут локти и руки: руки выставляют вперед, чтобы прикрыть «свой участок», локти расставляют как можно шире, чтобы «оградить» свою интимную зону. Как только кто-то из сидящих за столом вторгается в пространство сидящего напротив, сразу же следует реакция: человек закрывает глаза, отводит взгляд в сторону, заслоняется чем-нибудь или отклоняется на спинку стула.

В этой связи интересен знаменитый пример Ницше: дикобразы, чтобы не замерзнуть, жмутся друг к другу, но при этом они так плотно прижимаются, что колются своими иглами. Тем самым можно сформулировать рекомендации для выработки манеры поведения с точки зрения личного дистанцирования: следует искать близости, чтобы «нe замерзнуть», и избегать любой интимности, которая способна «поранить».

Говоря о деловом взаимодействии, это правило может быть сформулировано следующим образом: если мы вынужденно оказались притиснуты к другим, то согласно неписаному «уговору» мы должны с ними обращаться безлично, избегать встречаться глазами (например, в лифте, на митинге).

Социальная зона (от 1,2 до 3,5 м) – это дистанция, наиболее удобная для формального общения с малознакомыми или незнакомыми людьми (новичок в группе, новый человек в коллективе, водопроводчик и т.п.), а также при взаимодействии с малой группой – 15±7 человек. Обычно такое расстояние принято при групповой деловой встрече, совещании, дискуссии, пресс-конференции, семинаре, "круглом столе" и пр.

Социальная зона позволяет ее участникам не только слышать партнера, но и видеть; как правило, взгляд должен быть направлен на лицо и на руки.

Если кто-то во время обсуждения проблемы прикладывает свои ладони к одной или к обеим сторонам головы, создавая «шоры», то тем самым он хочет оградить себя от раздражителей, чтобы целиком и полностью сконцентрироваться на информации: той, которую слышит, или той, которую хочет высказать сам.

Показателен при групповой дискуссии жест зажатия ушей двумя руками, что означает стремление перебить возражающего вам человека, как бы говоря: «Я совсем не хочу слушать то, что ты говоришь».

Все это хорошо видно лишь на расстоянии, поэтому, оказавшись в социальной зоне общения, целесообразно как можно лучше контролировать самого себя и внимательно наблюдать за партнерами коллективного взаимодействия.

Публичная, или открытая, зона общения (более 3,6 м)это расстояние, предпочтительное при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией. Это такие формы делового общения, как собрания, пресс-конференции с большой группой журналистов и заинтересованных партнеров, презентации, публичные лекции, доклады и речи и пр. Чем больше расстояние между коммуникатором и слушателями, тем важнее использовать разнообразные аудио-визуальные средства (для усиления громкости голоса, для демонстрации на экране лица говорящего). Это необходимо для того, чтобы аудитория могла не только слышать слова, но и «считывать» невербальную информацию, «рассказывающую» о чувствах, степени их искренности или лживости.

Публичную зону принято также называть открытой. К ней относится и дистанция между говорящим и слушающими, например: лектор и аудитория, руководитель конференции и ее участники. Размеры открытой зоны не ограничены.

Таким образом, важным элементом делового этикета является соблюдение границ и зон взаимодействия. Нарушение этого правила чревато самыми серьезными последствиями. Например, в пылу чувств дружески похлопав по плечу партнера, с которым вы только что условились о выгодной сделке, вы рискуете утратить договоренность.

Использование зон общения, большая или меньшая свобода действий в их пределах позволяет дать четкую характеристику деловых партнеров. Тот, кто легче меняет дистанцию общения, скорее всего, является «лидером»; тот, кто труднее – «ведомым». Подчиненный в кабинете начальника не осмелится на свободные перемещения, в то время как начальник с большой легкостью может встать из-за стола, походить, подойти к окну и пр. Подобные действия со стороны подчиненного могут вызвать у начальника возмущение и гнев.

Хозяин офиса должен уметь программировать пространство с учетом своих намерений и предпочтений. Он может создать посетителю уютную или неуютную атмосферу, только лишь поставив стул тем или иным образом. Например, если поставить стул напротив себя, за рабочим столом, да еще спиной к двери, то возникнет дискомфортная позиция для посетителя. За кофейным столиком в мягких крестах – удобная для посетителя позиция, однако при такой рассадке трудно закончить беседу быстро.

1. К перцептивной стороне общения относят:

а) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь;

в) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов;

2. Эффектом ореола называют:

а) тенденцию переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

в) приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств, мотивов.

3. Основной движущей силой развития личности по А.Маслоу являются:

а) стремление к самоактуализации;

в) комплекс неполноценности;

4. Императивное общение – это:

5. Фундаментальная ошибка атрибуции –это:

а) переоценка значения личностных свойств, недооценка значения ситуации;?(п отношению к оценке поведения других людей)

б) переоценка значения ситуации, недооценка значения личностных свойств;?(при оценке собственного поведения)

в) приписывание окружающим своих мыслей, чувств, мотивов;

6. Что такое манипулятивная система общения?

а) система приемов, обеспечивающих эффективное руководство;

Б) система, обеспечивающая навязывание окружающим своей воли;

в) двигательные стереотипы, сопровождающие общение.

7. Оптимальной зоной для делового общения с коллегами являются:

а) персональная зона;

б) социальная зона;

в) публичная зона.

8. Для современного российского менталитета характерны:

а) коллективизм, общинность;

б) индивидуализм, разобщенность;

в) смешанная стратегия «выживания группами».

9. Наиболее склонны к общению, активности люди:

а) сангвинического темперамента;

в) меланхолического темперамента.

10. Какой тип слушания наиболее актуален в деловых переговорах?

а) рефлексивное слушание;

б) нерефлексивное слушание;

в) эмпатическое слушание.

11. К коммуникативной стороне общения относят:

А) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь.

б) процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д.

12.Социальные стереотипы - это:

а) феномен, мешающий эффективному общению;

б) феномен, облегчающий межличностное восприятие;

в) элемент массовой психологии, имеющий как позитивные, так и негативные стороны;

13. Основной движущей силой развития личности по А.Адлеру являются:

а) стремление к самоактуализации;

б) конфликт между «сознательным» и «бессознательным»;

в) комплекс неполноценности;

14. Манипулятивное общение – это:

а) общение с сотрудниками в ходе выполнения какой-либо работы;

б) это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений;

15. Экстернальный тип человека – это:

а) приписывание человеком ответственности за происходящее с ним ситуации, окружению, обстоятельствам;

в) человек, который склонен приписывать ответственность за происходящее прежде всего личности, а не обстоятельствам.

16. Конформное поведение члена группы предполагает:

а) отказ от самостоятельных взглядов и действий, безоговорочное принятие членами группы существующих порядков;

в) независимость человека в суждениях, мнениях, чувствах от группового давления

г) противопоставление себя группе.

17. Демократический тип лидерства – это:

А) ориентация на мнение производственной группы, коллектива;

б) гибкость в решении задач;

18. Протестантская этика предполагает:

а) поощрение трудолюбия, накопления капитала;

б) негативное отношение к накоплению капитала;

в) предоставляет возможность каждому определять свое отношение к богатству.

19. Пассивное слушание целесообразно:

а) в ситуациях, когда Ваш собеседник дает Вам поручение, разъясняет проблему

б) в ситуации, когда Вы встречаетесь впервые с большим количеством людей;

в) в ситуации, когда Ваш собеседник взволнован каким-либо событиями, когда его переполняют чувства

20. Что такое невербальное общение?

а) язык телодвижений (мимика, пантомимика);

б) неформальное, дружеское общение;

в) общение по иерархической вертикали.

21. К интерактивной стороне общения относят:

А) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь.

б) процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д.

в) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

22. Эффект «ожиданий» или эффект Пигмалиона заключается в том, что:

А) человек получает обычно ту обратную связь, на которую рассчитывает;

б) более красивые люди расцениваются как более приятные в целом;

в) люди склонны делать поспешные выводы о человеке на основе его внешнего облика;

23. Основной движущей силой развития личности по А.Маслоу являются:

а)стремление к самоактуализации;

б) конфликт между «сознательным» и «бессознательным»;

в) комплекс неполноценности;

24. Диалогическое общение:

а) общение, при котором другой человек рассматривается как равноправный собеседник;

б) общение, при котором человек рассматривает собеседника как объект воздействия;

в) внутренний мысленный диалог.

25. Интернальный тип человека – это:

а) приписывание человеком ответственности за происходящее с ним ситуации, окружению, обстоятельствам;

б) общительный, коммуникабельный тип человека;

в) человек, который склонен приписывать ответственность за происходящее прежде всего личности, а не обстоятельствам.

26. Автономное поведение члена группы:

а) отказ от самостоятельных взглядов и действий, безоговорочное принятие членами группы существующих порядков;

в) независимость человека в суждениях, мнениях, чувствах от группового давления

г) противопоставление себя группе;

27. Либеральный (попустительский) тип лидерства – это:

а) ориентация на мнение производственной группы, коллектива;

б) гибкость в решении задач;

в) принятие единоличных решений;

28.Во время деловой беседы делать записи:

А) неприлично;

б) необходимо, так как это помогает не забыть важные детали;

в) не стоит, так как это может привести к пропуску важных элементов беседы;

29. Стереотипы в общении:

а) являются помехой и причиной плохой коммуникации;

б) обеспечивают эффективность деловых коммуникаций;

в) являются необходимым элементом психологической защиты;

30. Наиболее склонны к обостренным переживаниям, повышенной чувствительности и утомляемости люди:

а) сангвинического темперамента;

б) флегматического темперамента;

в) меланхолического темперамента

31. Наиболее важным фактором формирования социальной группы являются:

а) сильный лидер;

б) совместная трудовая деятельность;

в) символы и эмблемы, обозначающие принадлежность к определенной группе;

32. Эффект проекции – это:

а) тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

б) «моделирование» образа подчиненного на основе его профессиональной принадлежности;

в) приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств, мотивов.

33. Монологическое общение- это:

а) общение, при котором человек рассматривает другого как объект воздействия

б) общение, при котором другой человек рассматривается как равноправный собеседник;

в)общение со свои внутренним «Я ».

34. Референтная группа - это:

A) группа, которую человек не приемлет, отрицает, отвергает;

б) группа, мнение которой безразлично для человека;

в) группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания.

35. Для современного китайского менталитета характерны:

а) независимость, индивидуализм, стремление к личным достижениям;

б) конфуцианство, строгое соблюдение всех ритуалов и норм;

в)коллективизм, дух дружбы, поддержки.

36. Конформный человек - это:

а) необщительный, замкнутый человек;

б)не имеющий своего мнения, несамостоятельный, приспосабливающийся;

в) творческий человек.

37. Экспертная власть - это:

а) власть, основанная на владении какой-либо информацией;

в) Берн.

39. Делегирование полномочий подчиненным является:

а) необходимым и эффективным инструментом опытного руководителя;

б) признаком слабого и неэффективного руководителя;

в) метод руководства, к которому руководителю стоит прибегать время от времени.

40. Социально-ролевое общение - это:

а) исторически сложившаяся форма предсказуемого упорядоченного символического поведения;

б) это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений;

41. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения рассматриваются в подходе по общению:

а) патопсихологическому

б) социально-психологическому

в) нейролингвистическому

г) психофизиологическому

42.Один из основных механизмов межличностного восприятия в общении, характеризующийся понимание и интерпретацией другого человека путем отождествления себя с ним , трактуется как:

а) социально-психологическая рефлексия

б) стереотипизация

в) эмпатия

Г) идентификация

43. Жесты , мимика и пантомимика – это средства общения:

а) оптико-кинестетические

б) паралингвистические

в) экстралингвистические

г) пространственно-временным

44.Произношение, тембр, высота и громкость голоса относятся к средствам общения:

а) оптико-кинестетические

б) паралингвистические

в) экстралингвистические

г) пространственно-временным

45.Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта:

а) ореола

б) последовательности

в) инерционности

Г) стереотипизации

46.Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности:

в) либеральном

г) попустительском

47.Неправильное отношение в процессе общения друг к другу относится к барьерам общения:

а) физическим

б) социально-психологическим