Выведение бизнеса из тени 11 букв. Малый бизнес выведут из тени

Агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Владимир Путин потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. Какие препятствия и побочные эффекты таит в себе борьба с гаражной экономикой?

Пару недель назад агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Владимир Путин потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. Это произошло на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Вероятно, это один из целевых посылов, которые президент планирует реализовать в ближайшие годы. Примерно такой же - как создание 25 млн. рабочих мест. (Где они?). А если так, то за исполнение данного поручения чиновники возьмутся серьёзно. Нет никакого сомнения в том, что уклонение от уплаты налогов является угрозой экономической безопасности и должно пресекаться. Однако какие препятствия и побочные эффекты таит в себе борьба с теневой экономикой?

НЕВИДИМАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Существенная доля российского бизнеса находится в тени, чтобы платить меньше налогов. Стоит оговориться, что в данном случае речь идёт о некриминальной части теневой экономики - то есть о так называемой серой (ненаблюдаемой) экономике.

Сюда относятся в принципе законные экономические операции, масштаб которых занижается с целью уклонения от уплаты налогов. В более широкое определение теневой экономики входит и криминальный бизнес - наркоторговля, торговля оружием, людьми, контрабанда и т. д.

Рос т теневой экономики в России ускорился с начала текущего кризиса. С января по сентябрь 2014 года в теневой экономике стало работать на 1,5 млн человек больше. Их численность достигла 14,9 млн. А с ноября 2014 года по февраль 2015 года неформальная занятость уже увеличилась до 17–18 млн человек. Каждый пятый работник из числа занятого населения трудоустроен в неформальном секторе. С учетом тех, кто получает часть зарплаты в конвертах, теневая занятость может доходить до 40%.

Влияет ли на этот процесс экстремистская либеральная догматика? Безусловно.

Весь теневой сектор занятости можно условно разделить на две части: это 1) фирмы, для которых сокрытие налогооблагаемой базы является единственным условием выживания , и 2) фирмы, которые легко могли бы прожить и без ухода в тень.

ЖИЗНЬ В ТЕНИ


Есть и другой сектор теневого бизнеса - малый бизнес, который едва сводит концы с концами и вряд ли смог бы существовать, полностью уплачивая налоги. Вывод такого бизнеса из тени равносилен его банкротству и ликвидации.

И зависит это, прежде всего от экономических условий для деятельности, созданных властью. Безумные кредитные ставки, прежде всего. Такой бизнес не приносит доходов в бюджет, однако он решает важнейшую задачу - обеспечивает самозанятость населения. В противном случае люди попросту оказались бы на бирже труда, и государству пришлось бы выплачивать им пособия.

Кроме того, малый бизнес способствует росту ВВП (через мультиплицированное воздействие на экономику) и поддерживает рыночную конкуренцию. Причем требовать от него экспортной конкурентоспособности, способности исполнять госзаказ (о чем разглагольствует правительство Медведева) - верх экономической глупости. Этот сегмент малого бизнеса очень чувствителен к налоговому давлению. Вряд ли может быть иначе, когда прибыли едва достигают уровня средней зарплаты по стране, а рентабельность исчисляется считанными процентами.

Мы уже видели результат неразумного регулирования налогообложения малого бизнеса, когда в 2013 году были почти вдвое повышены обязательные взносы для индивидуальных предпринимателей. В результате за два года закрылись более 600 тысяч ИП. Кто-то ушёл в тень, кто-то прекратил заниматься бизнесом. Правительство сделало это своими руками. Зачем?

Уход в тень для такого бизнеса является не проявлением жадности, а формой компенсации недостаточной государственной поддержки и повышенных издержек в виде процентных ставок по кредитам (рис. 1).



Рис. 1. Результаты опроса, проведённого Центром научной политической мысли и идеологии в ходе «Российского бизнес-собрания по проблеме денежно-кредитной политики» 10 марта 2016 года. Респондентам предложили н азвать наиболее значимые проблемы российского бизнеса. На рисунке отражен % респондентов, назвавших соответствующую проблему.

Таким образом, в рамках теневой экономики выделяется два сектора, воздействие на которые в рамках политики по выводу из тени должно принципиально отличаться. Реально доходные виды бизнеса, активно эксплуатирующие наёмный персонал, должны в полной мере выводиться из тени. Необходимо заставить их добросовестно платить налоги и соблюдать права своих работников.

Что же касается малого бизнеса, балансирующего на грани рентабельности, то налоговая нагрузка на него, напротив, должна быть максимально снижена законодательно. Главное: должна поменяться денежно-кредитная политика, ставка кредита. Но это сродни тому, что правительству и президенту нужно было бы сменить веру, что ли. Монетаризм похоже у них в крови. А перелить кровь пока общество и политический процесс не в состоянии. Одновременно необходимо максимально упростить административные процедуры его регулирования.

Всё это позволит увеличить численность малого бизнеса. В случае эффективного вывода из тени крупных налогоплательщиков потери от снижения налоговой нагрузки на малый бизнес будут полностью скомпенсированы. А общеэкономический эффект от роста малого бизнеса будет ещё существеннее. Однако насколько легко реализовать такой сценарий в России?

ЭКОНОМИКА ИЗ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ СЛОЕВ

Одна из ключевых проблем российского государственного управления последних двух десятилетий заключается в отсутствии верховенства закона. Правовое регулирование является фрагментарным и непоследовательным. Изъеденное коррупцией государство не в состоянии добиться того, чтобы закон был одинаков для всех. Самые сильные игроки имеют статус неприкосновенности в то время, как слабые сполна несут ответственность за неисполнение закона.

Так и в случае с выводом экономики из тени. Вряд ли налоговые органы смогут приструнить крупных бизнесменов, прочно встроенных в систему высокопоставленного лоббирования и крышевания. А отдуваться за всех, весьма вероятно, придётся малому бизнесу. Распоряжение-то есть! Вот и будут выводить народ из тени. По традиции. «А ну выходи из тени! Шаг влево, шаг вправо считается побегом! ».

Такое безалаберное выполнение изначально грамотных задумок мы видели уже не раз. Это и майские указы, превращённые в массовые увольнения бюджетников вместо поднятия их зарплат. И законы о госзакупках, в результате которых возросла волокита, и снизилось качество, но так и не была искоренена коррупция. И развитие, вместо которого кризис за кризисом. И многое другое.

Коррупция и отсутствие нормального правосознания существенно снижают эффективность любого крупного государственного начинания в современной России. Есть опасность, что не станет исключением и выведение экономики из тени. Если политика по борьбе с тенью будет несбалансированной, под ударом рискует оказаться малый бизнес.

На всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсмен Борис Титов представил новую программу для стимулирования вывода малого и среднего бизнеса из тени - «Свет для гаражной экономики».

Административная и фискальная нагрузка на бизнес выросла, ситуация с теневой экономикой значительно ухудшилась из-за принятых в 2013-2014 годах правительством решений, констатировал Титов. По его словам, государство само «убивает» позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране.

Оценки теневого сектора варьируются. Всемирный банк оценивает размер теневой экономики в России в 50% ВВП, уточнила вице-президент ТПП Елена Дыбова. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров – в 39% ВВП.

Согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, доля россиян, которые за последний год хотя бы иногда работали неофициально или за зарплату в конверте, составляет около 44,8% от общего числа занятых в 2017 году. Доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах, увеличилась в 2017 году с 28,8% до 31,4%.

По расчетам Министерства труда и социального развития, около 15 млн человек полностью исключены из официального сектора экономики. Скрытый фонд оплаты труда (доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) Росстат оценил в 10,9 трлн рублей в 2015 году (13,4% от ВВП).

В числе мер, увеличивших нагрузку на бизнес, - повышение ставок социальных страховых платежей, в результате которого более 0,5 млн индивидуальных предпринимателей снялось учета; введение налога на недвижимость для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; увеличение штрафных санкций; повышение кадастровой стоимости земли; политика высокой ключевой ставки ЦБ РФ; повышение тарифов естественных монополий.

Новые сложности для бизнеса принес и отзыв лицензий у банков со стороны ЦБ, который обернулся блокированием средств на расчетных счетах у предпринимателей. Сейчас на этот счет поступает по 60-70 обращений в день, уточнил управляющий партнёр Management Development Group Inc и омбудсмен по защите прав самозанятых граждан и микробизнеса Дмитрий Потапенко.

Титов предложил создать специальную организационно-правовую форму «индивидуальный предприниматель без права найма» с упрощенным режимом регистрации и снятия с учета (через МФЦ) и пониженными размерами взносов (платеж за патент не должен превышать 10 000 рублей в год. Упрощение режима обсуждалось с Минэкономразвития и заинтересованными ведомствами, уточнил заместитель гендиректора АО «Корпорация МСП» Максим Любомудров.

В числе мер по стимулированию вывода малого и среднего бизнеса из теневого сектора – мораторий на большинство проверок, амнистия для бизнеса и снижение в 2 раза штрафов, предусмотренные КоАП для предприятий малого и среднего бизнеса.

Программа «Свет для гаражной экономики» предлагает также пакет мер по финансовому стимулированию малого и среднего бизнеса: предоставление возвратных ссуд на начало бизнеса в 1 млн рублей под личную гарантию предпринимателя; субсидирование до 5% годовых кредитов под проектное финансирование, отмену резервирования ЦБ по целевым кредитам и использование инструментов рефинансирования под секьюритизированные пакеты кредитов в рамках системы проектного и торгового финансирования.

По словам Титова, консолидированные меры позволят к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП с 20% до 30%, а число создаваемых рабочих мест - с 26% (18,8 млн человек) до 45% от их общего количества, а ВВП в итоге увеличится на 2,5%.

Большинство предложенных мер не вызывает возражений и часть из них уже обсуждаются регуляторами, уточнил Любомудров. По его словам, программа представляет консолидацию предложений разных ведомств.

По расчетам ИНП РАН, в случае реализации пакета мер, в секторе МСП может быть занято до 60% россиян к 2035 году.

Кнопка помощи

Помимо стратегического плана, Титов представил на конференции и текущий функционал - специальный электронный сервис «Набат», который позволяет предпринимателям получить оперативную помощь уполномоченного в случае внеплановой проверки или обыска. Специальное мобильное приложение работает в режиме «красной кнопки» и доступно для бесплатной загрузки в AppStore.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужно пройти предварительную регистрацию, чтобы в дальнейшем оператор колл-центра мог идентифицировать обратившегося за помощью, когда возникнет такая необходимость. Когда предприниматель запускает сервис, его просят предоставить данные о проведении проверки и проверяющих, чтобы установить ее статус (плановая, внеплановая, административное расследование, есть ли запись в реестре) и зафиксировать нарушения. Сервис позволяет защищать интересы предпринимателей, противодействовать незаконным проверкам, контролировать действия проверяющих и обеспечивает участие уполномоченного.

В числе ближайших анонсированных Титовым задач для уполномоченных было создание нового рейтинга регионов по уровню безопасности ведения бизнеса. Такой рейтинг бизнес-омбудсмен планирует смоделировать с помощью ФСО: его результаты могут стать инструментом для взаимодействия с региональными властями, поскольку он позволить оценить действия различных региональных служб и ведомств, а не только эффективность того или иного губернатора.

Работа по выявлению случаев неформальной занятости в Коми дает результаты

Работодатели, имеющие неоформленные отношения с работниками, не должны участвовать в госзакупках. Такое предложение озвучил начальник регионального управления занятости министерства труда, занятости и социальной защиты Александр Хохлов на заседании комиссии устойчивого развития экономики и социальной стабильности республики.

Неформальная занятость, которую практикуют некоторые работодатели, наносит заметный удар по экономике республики. Это и недопоступление отчислений в Пенсионный фонд и налоговые органы, и необоснованная нагрузка на бюджет за счет выплаты социальных пособий гражданам, которые получают заработную плату в конвертах и по сути не являются малоимущими, но доказать это бывает сложно. По официальным данным Росстата, численность занятых в неформальном секторе в 2015 году к общей численности работающего населения в Коми составляла 16 процентов. Для сравнения: по Российской Федерации эта цифра составила 20,5 процента, по Северо-Западу – 13,7 процента.

Чтобы вывести бизнес из тени и противодействовать неформальной занятости, в 2016 году в Коми была создана межведомственная рабочая группа. Результаты работы межведомственной группы ежедекадно формируются в виде мониторинга по снижению неформальной занятости в информационной системе Роструда АИС «Легализация». Аналогичные группы по легализации неформальных трудовых отношений созданы во всех 20 муниципалитетах республики. В состав рабочих групп входят представители контрольно-надзорных органов, что позволяет решать вопросы комплексно. В течение минувшего года было проведено 159 заседаний территориальных рабочих групп, на которые приглашались работодатели, практикующие неофициальное трудоустройство. Было заслушано 747 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума.

Результат от этих встреч не замедлил сказаться как на зарплате работников, так и на поступлениях в бюджет. Из 747 работодателей 571 повысил заработную плату своим работникам до прожиточного минимума и выше. В результате повышения заработной платы дополнительно в бюджет поступило четыре миллиона рублей, в том числе в республиканский бюджет – 2,3 миллиона. Заключением трудового договора не завершается процесс легализации доходов, необходимо, чтобы на тех работников, с которыми в ходе проведенной работы были заключены трудовые договоры, работодатели стали осуществлять перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Соответственно должны увеличиться суммы поступающих взносов в Пенсионный фонд. За 2015 год сумма страховых взносов, начисленных и поступивших в бюджет Пенсионного фонда по Республике Коми по заключенным договорам с работниками, составила 26,6 млн. рублей. За 2016 год без учета четвертого квартала – 91,3 млн. рублей.

Наибольшая численность занятых в неформальном секторе наблюдается сегодня в таких отраслях, как строительство, торговля, ремонт автотранспортных средств, ЖКХ, оказание услуг, сельское хозяйство. Люди соглашаются на работу без оформления трудовой книжки и тем самым лишают себя всякой защиты от противозаконных действий работодателя. В случае потери работы, утраты трудоспособности или рождения ребенка они не могут претендовать ни на какие социальные гарантии. Не оформляя работника официально, работодатель лишает его пенсионного обеспечения: период работы без оформления не будет включен в трудовой стаж. Кроме того, гражданин, трудоустроенный неофициально, не имеет права получить банковский кредит.

Поскольку без помощи самих граждан сложно бывает выявить работодателей, нарушающих трудовые законы, была организована горячая линия, куда можно позвонить и сообщить о фактах неоформления трудовых отношений или конвертных выплатах зарплаты.

Отдельно Александр Хохлов остановился на категории людей, которые своими действиями тоже наносят урон бюджету. Это так называемые профессиональные безработные, которые знакомы всем специалистам центров занятости. С небольшими перерывами они могут годами состоять на учете по безработице в центрах занятости и получать пособие. Поскольку это специфическая проблема, требующая особого внимания, в состав муниципальных рабочих групп были включены представители центров занятости на местах. Сотрудники ЦЗН проводят работу по выявлению фактов незаконного получения пособия по безработице.

За январь-декабрь 2016 года рассмотрено 4924 дела безработных граждан. В результате выявлено 139 фактов нарушений. В частности, 70 человек из этого числа скрывали факты трудоустройства или назначения им пенсии и продолжали получать пособие, хотя по закону уже не имели на это права. Еще 64 человека скрыли факт своей занятости, то есть на деле они неофициально работали и одновременно имели статус и льготы безработного. Еще пять человек представили в центры занятости справки о средней заработной плате, не соответствующей действительности. Таким образом, общая сумма незаконно полученных средств составила 590,1 тысячи рублей. Возвращено государству более 450 тысяч рублей.

Как рассказал Александр Хохлов, одной из самых обсуждаемых бизнес-тем в последнее время стал патент для самозанятых граждан. Новую льготную систему налогообложения и регистрации бизнеса в стране ввели в 2016 году. Власти планируют, что таким образом выведут из тени несколько миллионов экономически активных людей, которые работали в теневом бизнесе.

Люди в той или иной мере сталкиваются с неформальной занятостью, когда являются получателями различных услуг, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще со времен СССР сохранилась практика неофициального расчета с сантехником или штукатуром. Однако доктор экономических наук, доцент Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук Лариса Попова предостерегает от карательных мер по отношению к гражданам, оказывающим лично такие услуги. Поскольку пока есть спрос, существует и предложение. Зачастую люди, дающие объявления в газетах, обеспечивают большую доступность услуг на рынке, но при этом оформить для них патент на их работу за 7200 рублей в среднем – разумная альтернатива регистрации предпринимательской деятельности и возможность легализации своего положения. Очень важно менять отношение граждан к подобной практике неофициальных расчетов напрямую, «мимо кассы».

21 сентября 2016 года президент России Владимир Путин сделал заявление, что самозанятых граждан на два года надо освободить от уплаты налогов и обязательных взносов, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы, чтобы это не было для них обременительно. Есть классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом предусмотрено применение патентной системы налогообложения. Также там выложен образец заявления на получение патента.

Подводя итоги сказанному, Александр Хохлов отметил, что для борьбы с неформальной занятостью должны быть приняты определенные меры со стороны государства. Кроме того, что недобросовестные работодатели не должны участвовать в госзакупках, необходимо также воспрепятствовать выплате зарплат в конвертах – ограничить оборот наличных денег и перейти к электронным способам расчета работодателя с работниками. Чтобы вовлечь работника в легализацию занятости, требуется создание института регистрации трудовых отношений. К примеру, ввести обязательную регистрацию трудовых договоров в органах местного самоуправления. Кроме того, Рострудом будет организована работа по ведению электронных трудовых книжек и реестра трудовых договоров.

В России почти четверть трудоспособного населения зарабатывает деньги нелегально. Для государства эти самозанятые граждане - прежде всего потеря налогов и пенсионных отчислений, даже если производят они качественный продукт или услугу. «Лента.ру» вместе с аналитиками рассуждает о том, как их легализовать и возможно ли это вообще.

Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов предложил создать «институт самозанятых» для развития малого бизнеса в России, который, по его оценке, сейчас представляют около 22 миллионов граждан страны. «Доля малого бизнеса в России - менее 20 процентов, - приводит его слова ТАСС. - Это очень низкий показатель на мировой арене. Около 22 миллионов россиян являются незарегистрированными предпринимателями, то есть не платят налоги, пенсионные отчисления. Необходимо легализовать их бизнес, для чего нужно создавать институт самозанятых».

Также он предложил упростить процедуру регистрации малого бизнеса для этой категории предпринимателей, свести ее к системе «одного окна», с минимальным платежом в социальные фонды.

Назад в СССР

По сути, уполномоченный по правам предпринимателей ничего нового не сказал: проблема легализации самозанятого трудоспособного населения страны - давняя головная боль властей. «У нас только 48 миллионов человек находятся в чистом, понятном, прозрачном рынке, уплачивают все взносы, налоги. Вместе с тем численность людей в трудоспособном возрасте - 75 миллионов», - говорила в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер РФ Ольга Голодец в середине прошлого года.

Роструд, размышляя над тем, как снизить нелегальную занятость, даже рассматривал идею введения налога на тунеядство - обязательного социального платежа для официально нетрудоустроенных граждан, за исключением льготных категорий.

Фото: Сергей Бобылев / «Коммерсантъ»

По мнению экспертов, институт самозанятых давно сформировался, продолжает развиваться по мере роста числа граждан, работающих без оформления трудового договора и регистрации юридического лица. Беда в том, что законодательство зачастую не идет в ногу со временем.

«По сути, с точки зрения Трудового кодекса и налогового законодательства данная деятельность зачастую осуществляется с очевидными нарушениями законодательных норм», - говорит руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт Капитал» Василий Ицков. Причины тому, по его мнению, следующие. Во-первых, в России, да и во всем мире, законодательство развивается с отставанием от экономики и общества, и зачастую новые реалии, например фриланс, им не учитываются и практически никак не регулируются. Во-вторых, сам институт самозанятости формируется совершенно стихийно под воздействием макроэкономических, социальных и технических факторов, таких как рост безработицы, повышение мобильности кадров, спроса на специальности, допускающих возможность проектной и удаленной работы.

«По аналогии с малым и средним бизнесом, который в новейшей истории России (а тогда еще СССР) был для общества и экономики новым явлением, фриланс и самозанятость на определенном этапе своего развития в любом случае приведут к изменениям законодательной базы в сфере оформления трудовых отношений и налогообложения. Это неизбежно, - считает Василий Ицков. - Учитывая, что сейчас об этом говорят все чаще, а число самозанятых граждан растет, можно сделать вывод о том, что такой момент наступил».

Одним из ключевых векторов развития такого института может послужить патентное право с участием СРО в каждой отрасли, либо это будет унификация фрилансеров и других категорий самозанятых граждан с теми, кто работает по официальному договору, либо индивидуальными предпринимателями, комментирует предложение бизнес-омбудсмена генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Так или иначе, говорит он, институт должен включать в себя несколько подгрупп по роду деятельности и работать на нескольких общих для всех категорий правовых и организационных принципах.

Национальные особенности

Самозанятость весьма распространена за рубежом, рассказывает профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при правительстве РФ, заслуженный юрист России Иван Соловьев. Большинство самозанятых граждан, по его мнению, и в России на какой-то разумной консенсусной основе урегулировали бы свои взаимоотношения с государством в лице налоговых, пенсионных и иных органов. При наличии некоторых стимулов для этого.

Однако у российского малого бизнеса есть и свои характерные черты, на которые следует ориентироваться законодательству. Главная особенность малого бизнеса в России (а это касается и самозанятых граждан) - его структура, уверен Александр Шустов. «Исторически сложилось так, что свыше 90 процентов субъектов МСБ задействованы в сфере розничной и мелкооптовой торговли. И если раньше это были собственники небольших магазинчиков, ларьков и павильонов на рынке, то сейчас речь, как правило, идет об интернет-торговле», - говорит он.

Относительно благополучно, по мнению эксперта, малый бизнес себя чувствует в сфере кустарного производства, то есть изготовления товаров по заказу в небольших объемах. А вот в области высоких технологий и производства товаров с высокой добавленной стоимостью, увы, в России, в отличие от стран ЕС и США, малый бизнес практически не задействован. Во многом, считает Александр Шустов, это объясняется слабым развитием института грантов, позволяющих субъектам МСБ получать адресные инвестиции и участвовать в реализации крупных проектов. «Система тендеров несколько облегчила доступ для МСБ к крупным заказам, но не смогла переломить ситуацию. Ведущую роль в экономике по-прежнему играют крупнейшие компании», - объясняет он.

Не менее важная проблема, особенно сейчас, в условиях кризиса, - нежелание банков развивать кредитование МСБ. По итогам прошлого года, портфель кредитов малому бизнесу в банковской системе практически не изменился - 5 триллионов рублей. При этом ставки в ряде крупных банков достигают 20 процентов годовых. Понятно, что в такой ситуации достаточно сложно говорить о развитии бизнеса, констатирует эксперт.

Кнутом и пряником

Убедить самозанятых граждан заявить о себе и тем самым вывести из тени значительный сектор экономики, который продолжает расти по мере усугубления ситуации на рынке труда, можно, считают специалисты. Для этого есть проверенные способы «кнута и пряника».

«Кнутом», по мнению Александра Шустова, может стать ужесточение ответственности самозанятых граждан, а также юридических лиц, пользующихся их услугами, при нарушении законодательства в сфере налогообложения. Давление на самозанятых граждан может оказать и принятие закона о декларировании расходов человека за отчетный период, выдача и продление загранпаспортов (ограничения на выезд за границу), а также мораторий на крупные покупки и услуги (финансовые организации уже отслеживают транзакции на предмет признаков легализации доходов, полученных преступным путем).

Выбор «пряников» более разнообразен. Получение патента на год без оформления статуса ИП с возможностью продления. Упрощенная система регистрации этого патента, система «одного окна» и минимальные платежи в социальные фонды (ниже, чем у ИП и юрлиц). Тогда люди активнее начнут выходить из тени, и если бизнес у них пойдет, они впоследствии перерегистрируются в ИП или юрлицо, уверен партнер компании «Деловой фарватер», руководитель направления по защите прав предпринимателей независимого экспертного центра «Общественная Дума» Сергей Варламов.

Несмотря на усилия государства регистрация бизнеса остается достаточно сложным и хлопотным процессом, особенно для неподготовленного человека, что подтверждает развитый рынок посреднических услуг, отмечает Александр Шустов. Налоговая отчетность, даже при использовании так называемой «упрощенки», тоже весьма трудоемкий и времязатратный для малого бизнеса процесс, констатирует эксперт. По его мнению, граждане должны получать комплекс услуг, соответствующий их взносам в бюджет государства. В некоторых банках сейчас действует пилотный проект, позволяющий с согласия гражданина запросить из ПФР информацию о доходах.

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

«Тут главное - установить для самозанятых минимальные налоги и взносы, сделать патент финансово доступным и обеспечить максимально простую регистрацию. Тогда люди будут заинтересованы вести бизнес легально». Проблема, по словам Сергея Варламова, в том, что многие самозанятые граждане сейчас не регистрируются из-за высокого налогового бремени и множества административных барьеров (процедура регистрации длительная и сложная). При этом большинство самозанятых - это фрилансеры, а доход у этой категории работающих нестабилен и не всегда высок, поэтому регистрироваться им финансово невыгодно.

Необходимо сокращать административные барьеры на пути ведения бизнеса, снижать уровень коррупции, активнее бороться с «закошмариванием» бизнеса, считает представитель «Общественной думы». Кроме того, необходимы изменения и в судебной системе, поскольку длительные судебные процессы и неудовлетворительная работа приставов приводят к финансовым убыткам и, как следствие, нежеланию регистрировать бизнес. «Предприниматели знают, что официальная регистрация и уплата значительных налогов далеко не всегда гарантируют судебную защиту их прав и интересов, а значит, особого смысла в регистрации нет», - объясняет Варламов.

Не менее важна помощь малому бизнесу и в поиске источников фондирования - это программы поддержки и кредитования, увеличение, а не сокращение государственных отчислений в них. Сейчас же малому бизнесу сложно добыть финансирование, а банки постоянно ужесточают условия кредитования.

По мнению Варламова, следует больше привлекать малый бизнес к госзаказам, создавая тем самым спрос на их товары и услуги. Было бы полезно, например, привлекать малый бизнес к проектам государственно-частного партнерства. Пока же доступ малого бизнеса к госзаказам существенно ограничен.

Одним из самых очевидных и простых способов легализации и выхода из тени самозанятых граждан является введение обязательств по регистрации наравне с индивидуальными предпринимателями в силу наличия схожих признаков в структуре их бизнеса и рода деятельности, считает Василий Ицков. Однако это было бы не совсем верно, учитывая, что, в отличие от субъектов МСБ, модель самозанятости не предполагает наличия системы непрерывной работы бизнеса и расходов - по сути своей это сдельная проектная работа, не предполагающая постоянного движения денежных средств. Второй и наиболее вероятный сценарий - это обязать самозанятых граждан вступать в СРО. При этом даже не придется вносить существенных изменений в действующий закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Помогут ли все эти меры легализовать незарегистрированных предпринимателей? Отчасти да, считают эксперты. Но целью этих мероприятий должна стать в первую очередь поддержка самозанятых граждан. Государство должно помогать и развивать институт так называемого «домашнего бизнеса», считает адвокат Люберецкой коллегии адвокатов Светлана Бурцева. «Однако, - добавляет она, - в нашей стране любые изменения и нововведения направлены только на пополнение бюджета. Так что введение института самозанятых с целью сбора налогов вряд ли поможет легализовать незарегистрированных предпринимателей, потому что в таком случае им нет смысла выходить из тени».

Чиновники в очередной раз разработали план по выводу из тени малого бизнеса. Минфин обещает налоговые каникулы, патент на многие виды деятельности и амнистию прошлых грехов.

Минфин России анонсировал комплекс налоговых мер, направленных на вывод из тени российского малого бизнеса. В пакет вошли законопроекты, которые уже находятся на рассмотрении Госдумы и которые только разрабатываются чиновниками.

О шагах Минфина по легализации малого бизнеса в ходе Владимирского экономического форума рассказал глава министерства Антон Силуанов. Министр перечислил меры, которые по его мнению, могут повлиять на решение теневых бизнесменов работать легально:

  • повышение лимита доходов для использования упрощенной системы налогообложения;
  • налоговые каникулы для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей;
  • расширение перечня видов деятельности, при которых возможна покупка патента.

Антон Силуанов сообщил, что чиновники знают о большом количестве граждан, которые занимаются собственным небольшим бизнесом не нелегальной основе. И готовы идти на встречу для вывода таких предпринимателей из тени. Власть готова простить им занятие неузаконенной предпринимательской деятельности и освободить от налогов на несколько лет. Зато потом чиновники ожидают от такого малого бизнеса работы по всем правилам.

Одной из самых привлекательных систем налогообложения для такого малого бизнеса Минфин считает возможность покупки патента. При такой форме уплаты налога бизнесмену не нужно вести бухгалтерию и отчитываться о полученных доходах. Он платит фиксированную сумму стоимости патента на определенный период работы и может не переживать о том, что ему предъявят еще какие-то претензии по налогам. Единственное ограничение в патентной системе налогообложения - ограниченное число видов деятельности, на которые она распространяется. Поэтому чиновники планируют расширить перечень видов деятельности на которые можно будет покупать патент.

Аналогичные меры предлагают и сами бизнесмены. В частности, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, который уже давно работает над проблемой самозанятых граждан, представил Президенту России Владимиру Путину программу «Экономика роста», разработанную в Столыпинском клубе. В этой программе уделено большое внимание проблемам малого бизнеса и необходимости его вывода из тени путем создания условий для развития и роста. В концепции, в частности, предусмотрено увеличение доли рабочих мест малого и среднего бизнеса до 60% от всего рынка труда в стране, а также программа льготного кредитования и субсидирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.