Сырье для композитной арматуры. Бизнес по производству стеклопластиковой арматуры Производство арматуры из стеклопластика

Арматура из стеклопластика или других композитов успешно заменяет стальные аналоги .

Востребованность материала на рынке объясняется дешевизной сырья и простотой монтажа.

Продукция имеет низкую стоимость благодаря производству на автоматизированных линиях из недорогого сырья, в частности вторичного стекла . Это позволяет снизить стоимость конечного продукта и сэкономить природные ресурсы.

Спрос на неметаллическую стекловолоконную арматуру для железобетонных конструкций, фундаментов постоянно растет. Она используется в строительстве и для хозяйственных нужд. Далее читайте о том, как ее делают.

Неметаллическая арматура выпускается с середины 20 века.

Она привлекает строителей тем, что при монтаже исключается операция сварки – армирующие элементы соединяются между собой хомутами .

Часто в производство идет материал после переработки, что удешевляет продукцию.

Основой для изготовления продукта является стеклоровинг. Его получают из алюмоборсиликатного стекла путем расплавления и вытягивания в нити.

Ровинг – это пучок нитей, пропитанных замасливателем.

В качестве дополнительных расходных материалов используются:

  • эпоксидная смола;
  • специальная сплеточная нить для обмотки арматуры;
  • этиловый спирт, ацетон;
  • дициандиамид.

В России существует нормативная база по выпуску такой арматуры.

В документе изложены требования к материалу, в дополнениях – правила испытаний; все нормы по изготовлению композитной полимерной арматуры регламентирует ГОСТ 31938-2012.

Нормативные акты содержат методики испытаний по определению эксплуатационных свойств:

  • 32486-2013 – долговечность;
  • 32487-2013 – стойкость к агрессивным средам;
  • 32492-2013 – механические характеристики (предельные нагрузки на сжатие-растяжение, изгиб), прочность адгезии с бетоном.

Сравнение металлической и композитной

В таблице приведена сравнительная характеристика стекловолоконной и стальной арматуры:

Полимерная продукция дешевле стальной. В отличие от последней, она:

  • не корродирует в морской воде;
  • не боится воздействия кислот;
  • не проводит электрический ток и тепло.

Оборудование

Многие арматурные заводы освоили выпуск продукта из композитных материалов.

Они производят стержни по ГОСТ и по собственным ТУ.

Изделия отличаются толщиной стволов.

Серьезные предприятия предупреждают об этом покупателей и дают достоверную информацию о товаре.

Заводы на территории РФ

  1. НЗКТ , Нижний Новгород. Выпускает стеклопластиковую (и базальтовую) арматуру диаметром 3-36 мм. Изготовление ведется на собственном оборудовании. Продает производственные линии по изготовлению арматуры и сетки. Месячная производительность предприятия составляет 1 млн. м. Продукция использовалась при строительстве линий метро в Москве. Ориентировочная цена 1 м: 6,3 руб. (4-22 мм); 158 руб. (24-40 мм).
  2. ВЗКМ , Воронеж. Продукция соответствует ГОСТ Р 31938-2012. Сырье – стекловолокно «Advantex». Диапазон размеров: 4-10 мм с шагом 1 мм; 10, 12, 14 мм. Товар отпускается в бухтах по 50 и 100 м. Производительность – 800 000 м в месяц. Ориентировочные цены 1 метра: 0,9 руб. (4-8 мм); 26-46 руб. (10-14 мм).
  3. «Завод АлЮр », Калуга. Стоимость 1 погонного метра: 7-10 руб. (4-6 мм); 14-30 руб. (8-12 мм).

По желанию заказчика предприятие выпускает пруток нестандартного диаметра .

Линии производства стеклопластика

Технологический цикл производства осуществляется на специализированных линиях.

Стандартный комплект оборудования для выпуска композитной арматуры:

  • шпулярник, на котором устанавливают бобины со стеклоровингом;
  • устройство натяжное включает узел нагрева сырья и ванну для пропитки;
  • обмотчик предназначен для формирования и обмотки (навивки) стержня;
  • станок для распределения песчаной посыпки;
  • туннельная печь служит для прогрева пучка нитей после пропитки эпоксидной смолой;
  • ванна для водяного охлаждения жгута после печи;
  • прижимное устройство с приводом, автоматический резак.

Длина помещения для монтажа линии должна составлять не менее 22 метров. Каждый из станков по ширине занимает около метра. Средняя пусковая мощность – 12 кВт, рабочая – 4 кВт.

Технология предъявляет два требования к оснащению цеха:

  1. К печи подводится принудительная вытяжка.
  2. В цехе нужно установить приточную (принудительную или естественную) вентиляцию.

На рынке представлено оборудование разных компаний, рассчитанное на различную производительность и объемы продукции из стекловолокна, следовательно, разное по цене.

Несколько примеров недорогих маломощных линий для небольших цехов

Ориентировочная цена

Комплект агрегатов обойдется малому предприятию в 1,5-1,8 млн. руб., линия средней производительности – свыше 3 млн.

Так, «Машспецстрой» продает линии и станки для производства композитной арматуры из стекловолокна, рассчитанные на выпуск 8 м/мин прута диаметром 12 мм, по цене $43 тыс.

«Ивановский механический завод» предлагает две модификации линий:

  • одноручьевая на 10 м/мин по цене $29 тыс.;
  • двухручьевая на 20 м/мин по цене $35 тыс.

На агрегатах можно изготавливать арматуру двух типов: безреберную и навитую. Габариты, стоимость и потребляемая энергия линии для изготовления первого типа меньше.

Характеристики агрегатов

Приведем два образца недорогих линий.

  1. «ТЛКА-2» компании «Арматура-Сила». Длина технологической цепочки – до 18 м, длина стержня – до 12 м, ширина – 2 м. Линию производительностью 5-10 км/смену обслуживают 2-3 человека. Стоимость 1,2 млн. руб. (с автоматическим скрутчиком в две нити – 1,75 млн.). Производит арматуру диаметром 4-20 мм. Суммарная мощность станков 12-14 кВт.
  2. ПЛПСА-20 ООО «ПластОснова» . Линия двухручьевая длиной 16 м предназначена для изготовления арматуры диаметром 4-16 мм. Производитель рекомендует монтаж в помещении длиной 22, высотой 2,5 м и с температурой воздуха не ниже 16⁰С. Стоимость составляет 1 млн. руб.

Технология изготовления

Краткий техпроцесс подготовки стеклоровинга:

  • подготовка исходного сырья — для придания материалу тягучести его расплавляют;
  • вытяжка нитей толщиной до 20 мкм;
  • нанесение на нити промасливателя;
  • формирование пучков из множества нитей, т.е. собственно, стеклоровинга.

Ровинг – это основа будущей арматуры.

От него зависят ее прочностные и другие технические характеристики.

Поэтому для изготовления композитной арматуры очень важно использовать качественное сырье.

Для снижения стоимости изделий допустимо добавлять стекло, полученное в результате рециклинга .

Процесс подогрева и разделения нитей осуществляется на агрегатах линии.

Оборудование настраивается на изделия определенной длины и диаметра.

  1. Заправленные в шпулярник нити поступают на устройство натяжения, выполняющее несколько функций. Станок равномерно распределяет возникшие в нитях внутренние напряжения и располагает их в форме пучка.
  2. Связки с нанесенным масляным составом обсушивают и прогревают нагретым воздухом.
  3. Подготовленные связки нитей опускают в ванны, заполненные нагретым связующим.
  4. Калибровочный механизм формирует стержень заданного диаметра. В случае изготовления арматурных прутков с ребрами, на основу навиваются сплеточные нити.
  5. Заготовки поступают в туннельную печь. Предварительно по поверхности изделий без навивки распределяется песок мелкой фракции.

Для выхода готового продукта остается только охладить стержни проточной водой, нарезать или смотать в бухты.

Полезное видео

В данном видео наглядно показана технология производства стеклопластиковой композитной арматуры из стекловолокна на линии «ТЛКА-2»:

Заключение

Изготовление технологичного продукта с высоким спросом – привлекательная идея для организации предприятия.

Для и арматуры из него есть все предпосылки:

  1. Доступное сырье и оборудование.
  2. Для обслуживания линии достаточно 2-3 человека.
  3. При одинаковых характеристиках стоимость стеклопластиковой арматуры ниже стальной примерно на 30%.
  4. Материал значительно легче металлического аналога, что снижает затраты на перевозку. Так, 2 тонны стального проката стоят столько же, сколько 160 кг композитного.

Предприятие имеет хорошие перспективы развития , поскольку стеклопластиковая арматура все чаще применяется небольшими строительными компаниями.

Вконтакте

Как и в любом другом производстве, , его качество, играет ключевую роль и самым
непосредственным образом влияет на конечное качество арматуры.

ТПК “НАНО-СК” производит композитную арматуру из трех основных видов сырья.

Стеклянное волокно

Самое востребованное – стеклянное волокно.

Это сырье представляет собой комплексную нить, которая сформирована из стекла, имеющего специальный химический состав. Стекловолокно гнется, и при этом не ломается, не рвется.

Это сырье для композитной арматуры гарантирует высокие качества прочности, не уступающие металлу, но при высоком модуле упругости.

Базальтовое волокно

Такое сырье для арматуры , как базальтовое волокно, производиться из природного материала методом плавления
без добавления химических реагентов.

Базальтоволокно может быть штапельным и непрерывным.

Базальтопластиковая арматура обладает высокими технико-эксплуатационными параметрами.

ТПК “НАНО-СК” предлагает для армирования.

Углеродное волокно

Еще одно , используемое ТПК “НАНО-СК” в процессе производства – углеродное волокно, которое является результатом высокотехнологичного химического производства.

Углеволокно имеет высокую силу натяжения, низкий удельный вес, химическую инертность и низкий коэффициент температурного расширения.
Углеродное самое дорогое.

Высокотехнологичные материалы, за счет своих отличных технических характеристик, пользуются высоким потребительским спросом. И именно на них стоит обращать внимание тем предпринимателям, которые решили запустить прибыльное дело в новой для себя нише. И сюда отнесем стеклопластиковую арматуру. Если подготовить все необходимое – купить оборудование для производства стеклопластиковой арматуры, заказать сырье и арендовать помещение – можно наладить высокодоходное предприятие. А огромных капитальных вложений, вопреки мнению скептиков, здесь не предвидится. Стеклопластиковая арматура – материал, состоящий из пучка непрерывных предельно прочных стеклянных волокон, которые объединены в цельный элемент. А в качестве соединяющего состава, который скрепляет между собой волокна, выступают синтетические смолы.

Наша оценка бизнеса:

Стартовые инвестиции – от 2000000 руб.

Насыщенность рынка – низкая.

Сложность открытия бизнеса – 6/10.

Производство арматуры из стеклопластика будет выгодно, в первую очередь, по причине востребованности продукции на рынке, которую обеспечивают ее отличные технические характеристики:

  • прочность,
  • стойкость к образованию коррозии,
  • низкая теплопроводность,
  • легкость по массе,
  • стойкость к неблагоприятным внешним факторам,
  • непроводимость электричества.

Стеклопластиковая арматура не только превосходит по качеству многие другие аналоги материала, она еще и характеризуется более низкой стоимостью на рынке, что не может не привлечь заинтересованных клиентов.
С рынком сбыта не должно возникнуть каких-либо проблем, поскольку стеклопластиковая арматура сегодня применяется во многих сферах, и наверняка в каждом регионе найдется далеко не один желающий приобрести для своих нужд качественные изделия. Где используется материал?

  • дорожное и гражданское строительство,
  • устройство фундаментов различных типов,
  • возведение кирпичных сооружений,
  • укрепление портовых сооружений,
  • устройство канализаций.

Стеклопластиковое производство не потребует от предпринимателя огромных финансовых вложений на запуск небольшого по мощности цеха. Необходимое оборудование стоит на рынке относительно недорого и не нуждается в больших производственных площадях. А простая технология изготовления материала делает возможным даже организацию домашнего бизнеса – без аренды помещения и найма дополнительного персонала.

Проанализировав все преимущества данного направления, можно сделать вывод о том, что открыть свой бизнес по производству стеклопластиковой арматуры, приносящий высокие прибыли, сможет каждый. Что же для этого потребуется?

Процесс изготовления стеклопластиковой арматуры

Материал достаточно «молодой» на строительном рынке, а потому, перед закупкой оснащения необходимо как следует изучить технологию выпуска изделий.

Если имеется такая возможность, к работе можно привлечь опытного технолога. Специалист подберет качественное сырье и осуществит пробный запуск купленного оборудования.

Сырье для стеклопластиковой арматуры может быть разнообразным. Как правило, в процессе используются следующие компоненты:

  • ровинг,
  • смолы,
  • сплеточная нить,
  • этиловый спирт,
  • ацетон,
  • дициандиамид.

Особое внимание при рассмотрении предложений от поставщиков следует уделить применяемым ровингу и смолам. Наибольшей популярностью сегодня пользуется стеклопластиковый и базальтопластиковый ровинг. Впрочем, на рынке можно встретить и совмещенный состав, когда сам стержень выполнен из стеклопластика, а ребра из базальта. Состав связующих смол также оказывает влияние на конечные свойства изделий. Активно используются производителями кремнийорганические, фенолальдегидные, эпоксидные и непредельные смоляные вещества.

Чтобы избежать трат на закупку всего необходимого сырья, лучше делать оптовые закупки у тех поставщиков, что территориально расположены к цеху ближе.

Технология производства стеклопластиковой арматуры, несмотря на многие физико-химические реакции, протекающие в процессе получения изделий, относительно несложна:

  • Пропитка ровинга смоляными веществами.
  • Подача нитей стекловолокна на формообразующую фильеру с целью получения стержня определенного диаметра.
  • Обработка стержней в камере полимеризации с целью упрочнения нитей.
  • Создание на стержне ребристой поверхности.

Продажа стеклопластиковой арматуры только тогда будет приносить высокие прибыли, когда технология будет досконально проработана с получением на выходе изделий высочайшего качества.

Техническое оснащение цеха

Изготовление материала потребует наличия специального оборудования. И следующее, что предстоит сделать предпринимателю – купить линию по производству стеклопластиковой арматуры. Предложений на рынке, несмотря на относительную новизну бизнеса, достаточно много – каждый выберет подходящий вариант, ориентируясь на запланированные объемы реализации и имеющиеся в наличии финансы.

Только начинающие свою работу цеха не имеет смысла оснащать высокопроизводительным оборудованием – оно дорого по цене. Тут стоит подобрать линию мощностью 2-4 м/мин.

Схема линии по производству стеклопластиковой арматуры

Завод по производству стеклопластиковой арматуры оснащается следующим перечнем машин и аппаратов:

  • тянущее устройство,
  • режущее устройство,
  • шпулярник,
  • скрутчик ребра,
  • камера полимеризации,
  • ванна для охлаждения.

Цена оборудования для стеклопластиковой арматуры колеблется в широком диапазоне, в зависимости от мощности, функциональности и степени автоматизации. Для оснащения «молодого» цеха вполне хватит 1200000 руб. – именно столько стоят линии средней производительности. И цифра эта возрастет вдвое, если говорить от высокопроизводительной двухпоточной линии.

Не хватает средств на покупку даже самой дешевой линии? Есть смысл задуматься о приобретении поддержанных агрегатов или взятия их в аренду.

Можно выбрать станок для производства стеклопластиковой арматуры как отечественной марки (например, ТЛКА-2 и ПЛПСА-20), так и зарубежной. Также, предпринимателям стоит обратить внимание на линии из Китая – при невысокой стоимости они характеризуются высокими показателями качества и надежности.

Требования к производственному помещению

Даже изготовление стеклопластиковой арматуры своими руками потребует наличия отдельного помещения – пусть хоть в качестве него и выступает пустующий гараж.

Основные требования, выдвигаемые к производственному помещению, можно представить в виде следующего списка:

  • Отдаленность от жилых объектов.
  • Высота потолков – не менее 2 м.
  • Длина помещения – не менее 15 м.
  • Наличие хорошей вентиляции,
  • Подвод электричества, воды и канализации.

Чтобы снизить ежемесячные расходы на аренду цеха, стоит подумать о помещении за городом. Здесь аренда коммерческой недвижимости стоит значительно дешевле. Но при этом важно учитывать, что тут предстоят дополнительные транспортные расходы.

Сбыт готовой продукции

Бизнес план производства стеклопластиковой арматуры обязательно должен содержать в себе пункт, посвященный сбыту готовой продукции. Здесь предстоит продумать, каким способом и кому именно будет сбываться выпущенный товар.

Поиском клиентов стоит заняться как можно раньше. Тогда получится, что оборудование начнет работать уже под заказ конкретного клиента.

Если стеклопластиковая арматура оптом будет продаваться, это принесет значительно большие доходы. К тому же, так можно избежать простаивания оборудования. Значит, основную ставку стоит делать на следующих заказчиков:

  • крупные строительные компании,
  • оптовые базы и склады строительных материалов.

Если на первых порах никак не получается наладить контакты с крупными оптовиками, можно начать сотрудничество с несколькими небольшими строительными магазинами или сбывать изделия частным лицам.

Если позволяют финансы, можно нанять торгового представителя, который бы продвигал выпускаемую продукцию на рынке. Также, не помешает задуматься о создании собственного интернет-портала – продающего или информационного.

Экономическое обоснование проекта

Как показывает практика, цена линии по производству стеклопластиковой арматуры небольшой мощности окупается уже спустя 1,5-2 года. Но это идеальный случай, когда налажены каналы оптовой реализации продукции. Сроки окупаемости зависят еще и от вложенных в дело капиталов.

  • Закупка оборудования и его пуско-наладка.
  • Обеспечение сырьевой базы.
  • Официальное оформление предприятия.
  • Подготовка к работе помещения.

Стартовые вложения значительно возрастут, если предприниматель запланирует организацию собственного автопарка для доставки продукции заказчикам. Но для экономии средств покупку грузовика можно отложить на потом.

Прибыль, приносимая предприятием, будет зависеть от объемов продаж и ценовой политики бизнесмена. Среднеоптовая стоимость стеклопластиковой арматуры составляет 8-10 руб./пог. м. Себестоимость ее при этом составляет 3-6 руб./пог. м. Если выпускать в цехе ≈150000 пог. м. готовой продукции (а это вполне реально), и весь этот объем отгружать клиентам, можно иметь выручку в размере 1500000 руб. Чистая прибыль, остающееся после вычета всех переменных затрат, составляет 80000-200000 руб./мес.

На современных строительных площадках самых разнообразных объектов, сооружений и конструкций все чаще вместо металлической арматуры можно увидеть . Альтернативный армирующий материал из композита вызывает немало вопросов: потребителей интересуют состав прутков, особенности применения, характеристики и, конечно же, технология производства стеклопластиковой арматуры.

Основным составляющим производства композитных стержней является ровинг – специальное волокно из стекломассы толщиной 10-20 микрон. Для соединения между собой большого количества стекловолокон в прочный стержень используются специальные смолы. Кроме этого в технологическом процессе изготовления стеклопластиковой арматуры участвуют также ацетон, дициандиамид и спирт этиловый. Если изготавливаются прутки со спиралевидной намоткой, то требуется еще и волокно для обмотки.

Линия по производству композитных стержней

Следует отметить, что процесс изготовления стеклопластиковой арматуры сегодня относится к высокотехнологичным, осуществляется на полностью автоматизированной производственной линии с минимальным участием человека. Линию с непрерывной протяжкой обслуживает оператор, который контролирует процесс, и при этом изготовление арматуры может осуществляться в круглосуточном режиме.

  1. В технологии производства композитной арматуры все начинается с механизма – шпулярника, подающего одновременно около 60 стеклонитей в механизм натяжения.
  2. После выравнивания напряжения всех волокон нити располагаются в необходимом порядке и соединяются в один поток.
  3. Далее нити проходят этап термической обработки, где с волокон удаляется лишняя влага, масло, пыль и другие загрязнения.
  4. Следующим этапом технологии изготовления стержней является погружение волокон в ванну с нагретыми связующими веществами.
  5. Пропитанные смолами волокна протягиваются через механизм формирующий диаметр будущего стержня. Если производится стержень с обмоткой, то далее следует спиральная намотка волокна.
  6. В следующей печи смолы, связующие волокна, подвергаются процессу полимеризации.
  7. На следующем этапе пруток охлаждается и в финале либо подается для сматывания в бухты на специальное устройство либо нарезается на отрезки стандартной длины.

Интерес к неметаллической арматуре возник в середине XX столетия в связи с рядом обстоятельств. Расширилось применение армированных бетонных конструкций в ответственных сооружениях, эксплуатируемых в сильно агрессивных средах, где трудно было обеспечить коррозионную стойкость стальной арматуры. Возникла необходимость обеспечения антимагнитных и диэлектрических свойств некоторых изделий и сооружений. И, наконец, надо было учитывать ограниченность запаса руд, пригодных для производства стали и всегда дефицитных легирующих присадок. Практическое решение возникшей проблемы стало возможным благодаря ускоренному развитию химической промышленности. В ряде технически развитых стран (Германия, Нидерланды, СССР, Япония. США и др.) были начаты соответствующие научные исследования.

В качестве несущей основы высокопрочной неметаллической арматуры сначала было принято щелочестойкое стеклянное волокно диаметром 10-15 мкм, пучок которого объединялся в монолитный стержень посредством синтетических смол: эпоксидной, эпоксифенол ьной, полиэфирной идр.

В СССР (Минск, Москва, Харьков) была разработана непрерывная технология изготовления такой арматуры диаметром 6 мм из щелочестойкого стекловолокна малоциркониевого состава марки Щ-15 ЖТ, подробно изучены ее физико-механические свойства.

Особое внимание уделялось изучению химической стойкости и долговечности стекловолокна и арматуры на его основе в бетоне при воздействии различных агрессивных сред. Выявлена возможность получения стекло пласт и ко вой арматуры со следующими показателями: временное сопротивление разрыву — до 1500 МПа; начальный модуль упругости — 50 000 МПа; плотность -1,8-2 т/м * при содержании стекловолокна 80 % (по массе); рабочая диаграмма при растяжении — прямолинейна вплоть до разрыва (предельные

деформации к этому моменту достигают 2,5-3 %); долговременная прочность арматуры в у нормальных температурно-влажностных условиях — 65 % от временного сопротивления; коэффициент линейного расширения — 5,5-6,5×10*6

Были всесторонне исследованы опытные предварительно напряженные изгибаемые элементы с такой арматурой под воздействием статических нагрузок, разработаны технологические правила изготовления арматуры и рекомендации по проектированию бетонных конструкций с неметаллической арматурой, намечены целесообразные области их применения.

Экспериментальные образцы электроизолирующих траверс опор ЛЭП были установлены на опытных участках линий электропередачи в Белоруссии, РСФСР и Аджарии. Проведены исследования по использованию стекло пласт и ко вой арматуры в опорах контактной сети и в напорных трубах. Стекло пластиковая арматура нашла также применение в ваннах из полимербетона в цехах электролиза предприятий цветной металлургии, в плитах перекрытий на нескольких складах минеральных удобрений.

К сожалению, заводского производства стеклопластиковой арматуры организовать не удалось; в небольших количествах такая арматура изготовлялась на лабораторной установке НТПО «Белетройнаука» в Минске.

В последние годы в Мире начали больше внимания уделять изучению неметаллической арматуры из базальтового волокна, производство которого менее трудоемко, а сырье вполне доступно. Можно констатировать, что в настоящее время разработаны основные исходные данные для промышленного выпуска стеклопластиковой арматуры, проектирования и изготовления различных, предварительно напряженных, конструкций с такой арматурой, намечены области их применения.

В Германии разработана и подробно изучена стеклопластиковая арматура диаметром 7,5 мм из алюмоборосиликатного стекловолокна и полиэфирной смолы под названием «полисталь». Испытания на статические, динамические и длительные нагрузки позволили установить следующие исходные характеристики этой арматуры; кратковременная прочность на растяжение — 1650 МПа; модуль упругости — 51000 МПа; удлинение при разрыве — 3.3 % долговременная прочность — 1100 МПа; потери напряжения от релаксации — 32 %; перепад4 напряжений при 2*106 циклах нагружений — 55 МПа; коэффициент температурного расширения — 7×10*6

После испытания опытных балок были разработаны основные положения по расчету и конструированию ответственных инженерных сооружений. За последние годы было возведено десять одно-, двух- и трехпролетных автодорожных и пешеходных мостов с арматурой «полисталь». Пролетные строения мостов, достигавшие 25 м, армировались пучками из стекло пластиковых стержней диаметром 7,5 мм с натяжением на бетон. На стержни наносилось защитное полиамидное покрытие толщиной 0,5 мм. Число стержней в пучке — 19, рабочее усилие натяжения пучка — 600 кН.

Особое внимание разработке проблемы создания и применения высокопрочной неметаллической арматуры уделяется в Японии. Освоено производство фибропластиковой арматуры на базе углеродных и арамидных волокон, исследованы их физико-механические свойства. Проволока и канаты изготовляются из углеродного волокна диаметром 7 мкм с пределом прочности 3600 МПа. Проволока собирается из 12 тыс. волокон, соединяемых между собой пластиком. Из проволоки свиваются канаты различной несущей способности, подвергаемые после свивки термической обработке.

Разработан перспективный сортамент арматуры, в который входят проволока, а также 7-, 9- и 37-про-вал очные канаты с усилием от 10 до 100 кН. Например, установлены характеристики 7-проволочных угле-пластиковых канатов: временное сопротивление — 1750 МПа; модуль упругости — 140 000 МПа; удлинение при разрыве — 1,6 %; плотность — 1,5 т/мЗ; релаксация напряжений — 2,5 %; теплостойкость — 200 JC; высокие кислото — и щелочестой кость.

Разработана арматура из арамидных волокон диаметром от 3 до 16 мм с разрывным усилием 8*250 кН. Стержни получают путем сплетения жгутов из непрерывных волокон с последующей пропиткой пластиком и тепловой обработкой. Предельное удлинение арматуры при разрыве — 2 %, модуль упругости — 66 000 МПа. Следует отметить, что эта арматура малых диаметров (до 5 мм) пригодна для поперечного спирального армирования^ конструкций. А

В Японии проведен значительный комплекс исследований опытных балочных конструкций с различными видами неметаллической арматуры, возведены автомобильные и пешеходные мосты небольших пролетов. Ведутся активные исследования возможности применения углепластиковой арматуры в различных областях строительства. Так, высокопрочные ленты различного поперечного сечения из углепластика начали использовать для усиления железобетонных конструкций в эксплуатируемых ответственных сооружениях.

Необходимо отметить пионерные работы, выполненные в Нидерландах с неметаллической арматурой из арамидных волокон. Накопленный материал по свойствам такой арматуры прямоугольного и круглого сечения был впервые доложен на конгрессе FIB в 1986 г. и вызвал большой интерес. Позднее в этой же стране была разработана композитная проволока диаметром 5 мм из углеродных волокон и эпоксидного связующего. Временное сопротивление проволоки колеблется от 2300 до 3300 МПа в зависимости от прочности волокна и доли его содержания в сечении. Освоено производство такой проволоки и получен опыт ее применения в качестве напрягаемой арматуры в сваях. Отмечается перспективность применения пучков из композитной проволоки в вантах большепролетных мостов и для внешнего армирования различных предварительно напряженных конструкций.

Большой эксперимент проведен учеными США и Канады на одном пролете предварительно напряженного балочного автодорожного моста, армированного проволокой и канатами из углепластика японского производства. Применение современных измерительных систем и продолжение испытаний вплоть до разрушения позволили получить обширный комплекс данных, необходимых для положительной оценки мостов с такой арматурой.

Постоянный рост числа публикаций о высокопрочной неметаллической арматуре и активная деятельность комиссии FIB по этой тематике подтверждают перспективность данного материала для предварительного напряженного железобетона и необходимость более внимательного отношения к этой проблеме в Мире. \

2.Историческое развитие и опыт применения композитной арматуры в СССР, России и за рубежом

Интерес к неметаллической арматуре возник в середине XX столетия в связи с рядом обстоятельств. Расширилось применение армированных бетонных конструкций в ответственных сооружениях, эксплуатируемых в сильно агрессивных средах, где трудно было обеспечить коррозионную стойкость стальной арматуры. Возникла необходимость обеспечения антимагнитных и диэлектрических свойств некоторых изделий и сооружений.

И. наконец, надо учитывать на перспективу ограниченность запаса руд, пригодных для удовлетворения непрерывно растущих потребностей в стали и всегда дефицитных легирующих присадках.

В качестве несущей основы разработанной высокопрочной неметаллической арматуры было сначала принято непрерывное щелочестойкое стеклянное волокно диаметром 10-15 микрон, пучок которой объединялся в монолитный стержень посредством синтетических смол (эпоксидной, эпоксифенольной. полиэфирной и др.).

В СССР (Минск, Москва, Харьков) была разработана непрерывная технология изготовления такой арматуры диаметром 6 мм из щелочестойкого стекловолокна малоциркониевого состава марки Щ-15 ЖТ, подробно исследованы ее физико­механические свойства.

Особое внимание уделялось изучению химической стойкости и долговечности стекловолокна и арматуры на ее основе в бетоне в различных агрессивных средах. Выявлена возможность получения стеклопластиковой арматуры со следующими показателями: временное сопротивление разрыву до 1500 МПа, начальный модуль упругости 50 000 МПа, плотность 1.8-2 т/м3 при весовом содержании стекловолокна 80%, рабочая диаграмма при растяжении прямолинейна вплоть до разрыва, предельные деформации к этому моменту достигают 2,5-3%, долговременная прочность арматуры в нормальных температурно-влажностных условиях составляет 65% от временного сопротивления, коэффициент линейного расширения 5,5-6,5×10*6.

Были всесторонне исследованы опытные предварительно напряженные изгибаемые элементы с такой арматурой лсд воздействием статических нагрузок, разработаны технологические правила по изготовлению арматуры и рекомендации по проектированию бетонных конструкций с неметаллической арматурой, намечены целесообразные области их применения.

Были разработаны экспериментальные образцы электроизолирующих траверс опор ЛЭП, изготовленные экземпляры установлены на опытных участках линий электропередачи в Белоруссии, России и Аджарии. Проведены исследования по использованию стеклопластиковой арматуры в опорах контактной сети и в напорных трубах. Стеки о пластиковая арматура нашла также применение в ваннах из полимербетона в цехах электролиза на предприятиях цветной металлургии, в плитах на нескольких складах минеральных удобрений.

К сожалению, заводского производства стеклопластиковой арматуры в то время организовать не удалось.

В 70-х годах XX века неметаллическая арматура была применена в конструкциях из легких бетонов (ячеистых бетонов, арболита и др.). а также в фундаментах, сваях, электролизных ваннах, балках и ригелях эстакад, опорных конструкциях конденсаторных батарей, плитах крепления откосов, без изоляторных траверсах и других конструкциях.

В 1976 г. построены два надвижных склада в районах г. Рогачев и г. Червень. Несущие наклонные элементы верхнего пояса арок армированы четырьмя предварительно напряженными стеклопластиковыми стержнями диаметром 6мм. Стержни расположены в двух пазах сечением 10×18 мм. выбранных в нижней пластине элементов. Приопорные участки элементов (в коньковом и опорных узлах) усилены деревянными накладками из досок толщиной 20 мм.

Экономия древесины в несущих армированных элементах составила 22% . на 9% была снижена стоимость, масса конструкций уменьшена на 20%. Стоимость сооружения по сравнению с существующими типовыми решениями складов такой же емкости снизилась в 1.7 раза.

На кислотной станции Светлогорского комбината искусственного волокна перекрытия над технологическими галереями выполнены из полимербетона ФАМ со стекло пласт и ко вой арматурой. Плиты армировали стеклопластиковыми стержнями диаметром 6 мм с предварительным напряжением ребер и плиты в поперечном направлении. Распределительная арматура полки выполнена без предварительного напряжения. Экономический эффект в результате снижения приведенных затрать на 1 м2 перекрытия составил 57,95 руб.

В 1969 г. ИСиА Госстроя БССР совместно с ГПИ «Сельэнергопроект» (г. Москва) разработаны и исследованы электроизолирующие траверсы для ЛЭП-10 кВ и ЛЭП-35 кВ.

В 1970г. в районе Костромы сдан в эксплуатацию опытный участок ЛЭП-10 кВ со стеклопласт-бетонными траверсами.

В 1972 г. в районе Ставрополя сдан в эксплуатацию опытный участок ЛЭП-35 кВ с электроизолирующими стеклопластбетонными траверсами. Конструкция траверса состояла из трех предварительно напряженных стеклопластбетонных элементов (лучей), соединенных болтами на стальной пластине, которая хомутами закреплялась на вершине железобетонной опоры.

В 1975 г. в Гродно и Солигорске сданы в эксплуатацию два опытных участка ЛЭП-10 кВ с траверсами из стеклопластбетона. Конструкция траверсы сборная, трехлучевая, состоит из двух прямолинейных предварительно напряженных стеклопластбетонных элементов: горизонтального, на котором расположены два провода, и вертикального на вершине которого крепится третий провод. Сборная траверса основанием вертикального элемента присоединена к железобетонной опоре ЛЭП с применением стальных хомутов. Траверсы изготовлены из электроизолирующего бетона. Арматура — четыре стержня диаметром 6 мм в каждом элементе.

В 1979 г. в районе г. Батуми сданы в эксплуатацию два опытных участка опор ЛЭП на 0,4 и 10 кВт с траверсами из бетонополимера, армированного стеклопластиковой арматурой диаметром 6 мм.

На Усть-Каменогорском комбинате цветной металлургии освоено производство предварительно напряженных электролизных ванн из ФАМ полимербетона, армированного стеклопластиковыми стержнями диаметром 6 мм. Размерами ванны в плане 1080×2300 мм, высота 1650 мм, толщина стенки 100 мм. Стенки и днище армированы двойной симметричной арматурой с шагами стержней 200 мм. Экономический эффект на одну ванну без учёта затрат, связанных с остановкой производства при замене железобетонных ванн, — 1015, 5 руб.

В 1975 г. по проекту кафедры «Мосты и тоннели» Хабаровского политехнического института закончено строительство первого в мире клееного деревянного моста длиной 9 м, балки которого с поперечным сечением 20×60 см изготовлены из древесины ели и армированы четырьмя предварительно напряженными пучками из четырех стеклопластиковых стержней диаметром 4 мм.

Второй мост в СССР со стеклопластиковой арматурой построен в 1981 г. в Приморском крае через р. Шкотовка. Пролетное строение моста состоит из шести металлических двутавров №45. предварительно напряженных затяжками из 12 стеклопластиковых стержней диаметром 6 мм. Балки объединены монолитной железобетонной плитой проезжей части. Пролетное строение имеет длину 12 м, габариты проезжей части и тротуаров — Г8+2х1 м. расчетные нагрузки Н-30, НК-80.

В Хабаровском крае мост с применением стеклопластиковой арматуры построен в 1989 г. В поперечном сечении пролетного строения длиной 15 м установлено 5 ребристых без уширения в нижней зоне балок. Армирование балок пролётного строения моста было принято комбинированным: создание начальных напряжений в них осуществлялось четырьмя пучками по 24 стеклопластиковых стержня диаметром 6 мм в каждом и одним типовым пучком из стальных проволок. Армирование балок не напрягаемой арматурой классов A-I и А-ll было оставлено без изменений.

Историческое развитие применения композитной арматуры за рубежом
(по материалам Института Бетона США)

Историю разработки арматуры из FRP можно проследить до начала широкого использования композитов после 2 мировой войны. В аэрокосмической промышленности были широко признаны преимущества высокой прочности и легкости композитных материалов, а во время холодной войны достижения в аэрокосмической и оборонной промышленности привели к еще более широкому использованию композитов. Далее, в условиях быстро развивающейся экономики, США требовались недорогие материалы, отвечающие потребительскому спросу. Получение соосно-ориентированного волокнистого пластика стало быстрым и экономичным методом формирования деталей с постоянным профилем сечения, а композитные пластики, изготовленные из непрерывного волокна, использовали для изготовления клюшек для игры в гольф и удочек. Однако, только в 60- годах, эти материалы стали серьезно рассматривать при производстве арматуры железобетона.

Распространение Федеральных систем скоростных автострад в 50-х годах обострило нужду в проведении их круглогодичного техобслуживания. Широкое распространение получило применение солей для удаления льда на автодорожных мостах. В результате, главной заботой стало использование стальной арматуры в таких конструкциях, а также в конструкциях, находящихся под длительным коррозийным действием морской соли. Было проведено исследование различных защитных покрытий, включая цинковые покрытия, покрытия с электростатическим напылением, полимербетоны, эпоксидные покрытия, а также арматуру из стеклопластика (ACI 440R). Из всего вышеперечисленного, стальная арматура с эпоксидным покрытием оказалось лучшим решением, и стала применяться в агрессивных коррозионных условиях. Использование арматуры из FRP не считалось- эффективным решением по причине высокой стоимости и не имело коммерческого распространения до конца 70-х годов.

В 1983 году был основан первый проект Министерством транспорта США «Применение технологии композитных материалов в проектировании и постройке мостов» (Plecnik and Ahmad 1988).

Корпорация Marshall-Vega Inc. вела изначальную разработку арматуры из стеклопластика в США. Изначально, арматура из стеклопластика считалась эффективной альтернативой стальной для полимербетона ввиду несовместимости с характеристиками температурного расширения между полимербетоном и сталью. В конец 70-х годов, корпорация International Grating Inc. вышла на североамериканский рынок арматуры из FRP. Marshall-Vega и International Grating занимались исследованием и разработкой арматуры из FRP до 80-х.

Стержни из стеклопластика использовали при постройке настила моста Crowchild в регионе Калгари штата Альберта в Канаде в 1997 году.

В 80-х на рынке возник спрос на неметаллическую арматуру для специфической передовой технологии. Наибольший спрос на электроизолирующую арматуру был для медицинского оборудования магнитной резонансной томографии. Арматура из FRP стала стандартом для конструкций такого типа. Иное применение арматуры FRP стало более известным и востребованным, особенно в конструкциях волноломов, основаниях реакторов электроподстанций, взлетно-посадочных полос и лабораторий электроники (Brown and Bartholomew 1996).

В 70-х в США стали нарастать проблемы, связанные с ухудшением состояния мостов ввиду коррозии, вызванной действием хлорид-ионов, воздействие которых на стальную арматуру привело к быстрому к старению мостов. (Boyle and Karbhari 1994). Кроме того, выявление коррозии в широко распространенной арматуре с эпоксидным покрытием повысило интерес к альтернативным методам, позволяющим избежать ее. И снова арматуру из FRP стали считать основным решением проблем коррозии мостовых настилов и других конструкций (Benmokrane et al. 1996)

Вплоть до середины 90-х годов в Японии наиболее широко использовалась арматуры из FRP. уже тогда в стране насчитывалось более 100 коммерческих проектов с ее применением. Детальная информация по проектированию с FRP были включены в «Рекомендации по проектированию и постройке» JSCE (1997).В Азии, недавно, Китай стал крупнейшим потребителем композитной арматуры, используя ее в новых конструкциях, начиная от мостовых настилов до проведения подземных работ (Ye et al. 2003).

Стекло пластиковая арматура использовалась при постройке винного завода в Британской Колумбии в 1998 году

Использование арматуры из FRP в Европе началось в Германии, при постройке автодорожного моста из преднапряженного FRP в 1986 году (Meier 1992). После постройки моста в Европе были запущены программы по исследованию и использованию арматуры из FRR В рамках европейского проекта BRITEEURAM Project, «Элементы из волоконных композитов и технология применения неметаллической арматуры» с 1991 по 1996 годы были проведены испытания и анализ материалов из FRP (Taerwe 1997). Позднее, компания EUROCRETE возглавила европейскую программу исследований и демонстрационных проектов.

Канадские гражданские инженеры разработали положения по применению для арматуры из FRP для Канадского свода норм проектирования автодорожных мостов и построили серию демонстрационных проектов. При постройке моста Headingley в Манитобе была использована арматура из CFRP и GFRP (Rizkalla 1997). Кроме того, при постройке моста на Kent County Road No. 10 была использована арматура из CFRP для армирования зон отрицательного момента (Tadroset al. 1998).

При постройке моста Joffre Bridge через реку Сен-Франсуа, расположенном в Шербруке. Квебек, была использована арматура из CFRP на напорных плитах, а также арматура из GFRP на дорожном заграждении и тротуаре. Мост, который был открыт для проезда в декабре 1997, был оснащен волоконно-оптическими датчикими, интегрированными в структуру арматуры из FRP для дистанционного контроля деформаций (Benmokrane et al. 2004). Канада остается лидером в применении арматуры из FRP при постройке мостового настила (Benmokrane et al. 2004).

В США, широкое использование арматуры из FRP было зафиксировано ранее (ACI 440R). Использование арматуры из GFRP при постройке пристроек больничной палаты для магнитной резонансной томографии становится повсеместным. Также композитная арматура стала стандартным решением в таких отраслях индустрии как портовые сооружения, верхняя сетка арматуры для мостовых настилов, различные заводские армированные бетонные изделия, орнаментный и архитектурный бетон. Некоторые крупнейшие проекты включают в себя здание Gonda Building клиники Майо в городе Рочестер штата Миннесота, Национальный институт здравоохранения в городе Бетесда штата Мэриленд — для магнитной резонансной томографии, мост в городе Поттер Каунти штата Техас, а также мост в городе Беттендорф штата Айова, для армирования настила (Nanni 2001).

Арматура из GFRP была использована при проведении тоннельных работ для бетонной стены, которую требовалось строить вслед за тоннелепроходческой машиной, и далее получила широкое применение при постройке множества крупнейших метрополитеном мира, включая Азию (например, Бангкок, Гонгконг и Нью-Дели) и Европу (например, Лондон и Берлин).

Источник: ACI 440.1R-06 Guide for the Design and Construction of Structural Concrete Reinforced with FRP Bars. (Reported by ACI Committee 440).

Опыт разработки и применения неметаллической арматуры в России

2000-х годов

По инициативе Московского правительства в 2000 г были возобновлены исследования по разработке базальтопластиковой арматуры повышенной долговечности. НИИЖБ проводит работу совместно с ФГУП «НИЦ МАТИ» им. К.Э. Циолковского и ОАО «АСП» (г. Пермь).

Разработаны и смонтированы две опытно-промышленные установки по традиционному принципу пултрузии и по новой беэфильерной технологии. Последняя технология обеспечивает значительно более высокую производительность производства композитной неметаллической арматуры базальтопластиковой и стеклопластиковой, поэтому эта технология выбрана как наиболее перспективная.

Замена стальной арматуры на неметаллическую исключает повреждение армированных конструкций из-за коррозии стали и разрушения защитного слоя, и позволяет сохранить качество и внешний вид конструкций в процессе эксплуатации, снизить эксплуатационные расходы за счёт увеличения межремонтного периода.

Неметаллическую композитную арматуру (НКА) рекомендуется использовать в бетонах, которые характеризуются пониженным защитным действием по отношению к стальной арматуре:

  • в бетонах на портландцементе с содержанием щелочей не более 0,6% шла ко портландце менте, пуццолановом цементе, смешанных вяжущих (гипсоцементно- пуццолановом, цементах с низкой водопотребностью, с высоким содержанием активных минеральных добавок);
  • в монолитных бетонах с хлородсодержащими противо морозны ми добавками, не содержащими щелочей (хлорид кальция ХК, нитрат-хлорид кальция НХК, нитрат-хлори кальция с мочевиной НХКМ и др.);
  • в крупнопористых бетонах для дренажных труб, легких крупнопористых бетонах, монолитных ячеистых бетонах;
  • для армирования конструкций, подвергающихся воздействию агрессивных хлоридных сред; тротуарных плит, дорожных покрытий и др.

Рекомендуемой областью применения НКА является наружный слой трехслойных панелей и гибкие связи, что позволяет улучшить внешний вид здания (отсутствие потеков ржавчины) и повысить теплотехнические характеристики стен, а также в слоистых стенах с гибкими связями.

Эффективной областью применениям НКА являются конструкции, подвергаемые воздействию токов утечки. С получением экспериментальных данных за более длительные сроки испытаний, совершенствованием свойств АБП область применения неметаллической арматуры мажет быть расширена.

По результатам обследования трех пролетных строений мостов, несущие конструкции которых предварительно напряжены стекло пластиковой арматурой, могут быть сделаны выводы;

  1. В пролетных строениях опытных мостов из клееной древесины (31 год эксплуатации), сталежелезобетонного пролетного строения (25 лет эксплуатации) и пролетного строения из стеклопластбетона (17 лет эксплуатации) сохранен эффект предварительного напряжения АСП.
  2. Оправдано использование АСП в качестве анкеров в несущих конструкциях на основе эпоксидных смол.
  3. Положительные результаты дает применение неметаллической композитной арматуры в дорожном и промышленно-гражданском строительств

3.Композитная арматура — новый этап развития строительства в России

Применение неметаллической композитной арматуры (НКА) в российском строительстве было начато около десяти лет назад, и в течение этого времени она использовалась без описывающего ее ГОСТа. Благодаря усилиям компаний, производящих композитную арматуру, он, наконец, был разработан и с 2014 года введен в действие.

В 2003 году применение стеклопластиковой композитной арматуры было разрешено СНиП 52-01 (в частности, стало возможным ее использование в конструкциях из железобетона). Введение нового ГОСТ 31938-2012 подняло на новый уровень применение НКА в строительстве, позволит компаниям-производителям значительно улучшить ее качество и даже выйти с предложениями поставок на мировой рынок.

Производители уверены, что внедрение нового ГОСТ 31938-2012 приведет к значительному расширению области применения неметаллической арматуры. Они надеются, что смогут увеличить объемы продаж, а соответственно, и прибыль, а также улучшить качество предлагаемой продукции.

После Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Краснодара, активно использующих ее в строительстве, композитная арматура станет популярной и в других российских регионах, нуждающихся в современных высокотехнологичных материалах для строительства жилых зданий и промышленных сооружений. Внедрение ГОСТ на НКА-продукцию разнообразит рынок, и потребители получат возможность убедиться в технологичной и экономической эффективности применения композитов.

4.Перспективы применения композитной арматуры в бетонных конструкциях

Целый ряд обстоятельств привели к повышенному вниманию специалистов к неметаллической арматуре. Этот интерес возник еще в середине 20 века. Так как строительство ведется в различных климатических условиях и для различных нужд, то тяжело было сохранить коррозийную стойкость металлической арматуры. Вследствие чего возникла потребность в использовании композитной арматуры, которая обладает антимагнитными и диэлектрическими свойствами. И конечно, развивающемуся человечеству нужно учитывать тот факт, что запасы руды для производства металлической арматуры небезграничны и использование искусственно созданного материала для производства арматуры имеет отличные перспективы, которые устремились в наше будущее.

Появление композитной арматуры было не случайностью, а закономерностью. Вследствие усиленного развития химической промышленности в развитых странах появилась первая неметаллическая арматура.

В качестве основного материала для производства композитной арматуры применяется стекловолокно, которое соединено в один стрежень и скрепляется он посредством синтетических смол. Новый материал подвергся тщательным испытаниям, исследовали его так же на прочность, упругость, износостойкость, подвергали его различным нагрузкам в суровых условиях. Исследования превзошли все ожидания, материал оказался достаточно устойчив к различного рода воздействиям.

Ученые разработали технологию производства качественной неметаллической арматуры, рекомендации по проектированию бетонных конструкций с использованием неметаллической арматуры, обозначали самые приемлемые области ее применения.

В ряде западных стран неметаллическую арматуру применяют намного шире, чем в России и странах бывшего Союза.

К примеру, в Германии в настоящее время подробно разработали и изучили стеклопластиковую арматуру по-другому ее называют «‘Полисталь*». Конструкторы разработали проекты мостов, при строительстве которых возможно использование такой арматуры. За последние несколько лет были разработаны и построены больше десяти пешеходных и автодорожных мостов с использованием такой арматуры.

Композитная арматура особенно значимое изобретение для Японии. Так как здесь при проектировании зданий нужно учитывать сейсмоопасные районы. В этой стране производят фибропластическую арматуру на базе углеродных и арамидных волокон. Это очень прочные и довольно упругие прутья, которые используют для строительства зданий.

Перспективы производства арматуры и применения ее в различных областях строительства расширяются. Производится более качественный и надежный материал, который устоит против многих разрушающих факторов, таких как вода, ультрафиолет, электричество.

В Японии особенно активно исследуют возможность использовать неметаллическую арматуру в различных конструкциях. Здесь строят автомобильные и пешеходные мосты, используют также эту арматуру для усиления различных бетонных конструкций.

В Нидерландах так же активно ведутся работы по созданию арматуры нового поколения. Стоит отметить, что в этой стране была создана композитная проволока из углеродных волокон, скрепленных эпоксидом. Перспектива использования такой проволоки в производстве канатов для поддержания больше пролетных мостов уже близка. Также ее будут использовать для внешнего армирования преднапряженных конструкций.

В последние годы разработками в области производства и применения неметаллической арматуры заинтересовались другие развитые страны, такие как Канада, Франция. США. и многие другие.

Количество материалов и публикаций на эту тему значительно увеличилось, ведутся исследования и изучаются свойства такого материала, как композитная арматура. Поэтому перспектива использования ее в строительстве очень весома, и изучение этого материала в России и СНГ ведется в усиленном режиме, дабы не отставать от других развитых стран.

5.Динамика рынка композитной арматуры

Информация касается динамики развития рынка композитной арматуры за прошедшие 2 года. Просмотрев статистику сервисов Яндекс и Google можно сделать вывод о значительном росте заинтересованности пользователей таким продуктом, как стеклопластиковая или композитная арматура. Для примера посмотрим график сервиса статистики Яндекс, где можно увидеть динамику роста запросов, содержащих слова «стеклопластиковая арматура». Т.е. это все запросы вида «купить стеклопластиковую арматуру», «стеклопластиковая арматура отзывы», «оборудование для производства стекло пластиковой арматуры» и т.д.

Под графиком приведены абсолютные значения по данному запросу. Например, в июне 2012 года было всего 11 605 подобных запросов, а через год, в июне 2013 года уже 25 227. Т.е. прирост составил 217%. При этом в оба года, пик запросов приходится на летние месяцы.

Для сравнения посмотрим данные полученные при анализе статистики, предоставляемой сервисом Google. Красным цветом на графике показана статистика по запросам, содержащим словосочетание «стеклопластиковая арматура», по нему запросов больше, а синим цветом статистика по словосочетанию «композитная арматура», эти запросы менее популярны, но динамика у них схожа. Начало примерно во второй половине 2011 года и последующий бурный рост.

Ниже посмотрим ещё пару изображений с достаточно интересной для анализа информацией. Первое изображение, это карта России с нанесенными на нее разным цветом регионами. От серого и желтого к красному изменяется интенсивность запросов в этом регионе. Карта показывает срез данных за июнь 2013 года.

Для понимания этого изображения посмотрим короткую таблицу, показывающую региональную популярность запросов, содержащих в себе словосочетание «стеклопластиковая арматура».

Региональная популярность — это доля, которую занимает регион в показах по данному словосочетанию, деленная на долю всех показов результатов поиска, пришедшихся на этот регион. Популярность слова/словосочетания, равная 100%, означает, что данное слово в данном регионе ничем не выделено. Если популярность более 100%, это означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому слову, если меньше 100%- пониженный.

Показов в месяц Региональная популярность
Москва 3 617 66%
Екатеринбург 3 109 453%
Нижний Новгород 1 684 225%
Пермь 1597 507%
Санкт-Петербург 1209 75%
Новосибирск 1016 170%
Уфа 909 223%
Ростов-на-Дону 818 141%

6.Область применения композитной арматуры

Согласно СНиП 52-01-2003 и МГСН 2.08-01 С и с учётом свойств стеклопластиковой арматуры АКС (ГОСТ 31938-2012) рекомендуется применение в следующих конструкциях:

7.Тенденция рынка композитной арматуры

По оценкам Research Tec hart рынок композитной арматуры стремительно растет. Специалисты данной компании оценивают его рост в 12% в год. По предварительным прогнозам, темп роста рынка композитной арматуры должен превысить предшествующие годы и составить порядка 16% в год. Наиболее динамично развивающимися рынками по производству и применению стекло пласт и ко в ой арматуры будут такие страны как Россия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Армения.

8.Сравнительные характеристики металлической и композитной арматуры

Таблица равнопрочностной замены металлической
арматуры композитной

9.Преимущества композитной арматуры

  • Прочность на разрыв в 2 раза выше прочностных характеристик стальной арматуры;
  • Нержавеющий материал;
  • Плотность композитной арматуры в 4 раза меньше, чем у стальной арматуры при одновременном увеличении упруго прочностных свойств. При равнопрочной замене арматурного каркаса его вес уменьшается более чем в 10 раз. Позволяет значительно снизить стоимость транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
  • Композитная арматура не подвергается коррозионному воздействию в большинстве агрессивных сред, в том числе в щелочной среде бетона.
  • Коэффициенты теплового расширения арматуры и бетона максимально приближены друг к другу, что исключает трещинообраэование при изменении температуры.
  • Теплопроводность композита более чем в 100 раз ниже, чем у стали. Не является мостиком холода и значительно снижает теплопотери.
  • Композитная арматура не теряет своих свойств при низких температурах, в отличие от хладноломкости стальной арматуры.
  • Предлагаемая арматура является диамагнитной и имеет диэлектрические свойства, что позволяет применять ее в таких зданиях и сооружениях, как больницы, аэропорты, радиолокационные станции, различные военные сооружения.
  • Композитная арматура увеличивает срок службы конструкций в сравнении с металлической арматурой, в особенности при воздействии агрессивных сред.
  • Не выделяет вредных и токсичных веществ.
  • Может изготавливаться любой длины, непосредственно под проект, что исключает большое количество остатков материала.