Справочная литература для подготовки к огэ. Подготовка к огэ

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

Максимальный балл

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?


М.: 2017. - 416 с.

В справочнике представлен материал курса литературы в объёме, проверяемом на государственной итоговой аттестации в 9 классе. Материалы справочника помогут повторить курс литературы 5-9 классов, в целом подготовиться к основному государственному экзамену и успешно выполнить задание второй части экзаменационной работы - написание сочинения. Расположение материала соответствует кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе. Пособие адресовано учащимся для самостоятельной подготовки к экзамену и учителям в качестве вспомогательного материала для организации повторения и закрепления изученного материала.

Формат: pdf

Размер: 5,3 Мб

Скачать: Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
1. Основные теоретико-литературные понятия 9
1.1. Художественная литература как искусство слова 9
1.2. Художественный образ 9
1.3. Фольклор. Основные жанры фольклора 13
1.4. Литературные роды и жанры 16
1.5. Литературные направления и течения 26
1.6. Форма и содержание литературного произведения 36
1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении 43
1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения 51
2. Из русского фольклора 58
2.1. Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по одной сказке) 58
2.2. Былины 61
3. Из древнерусской литературы 66
3.1. «Слово о полку Игореве» 66
3.2. Три произведения разных жанров: Афанасий Никитин. «Хождение за три моря» (фрагменты); Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; «Житие Александра Невского» 12
4. Из русской литературы XVIII века 84
4.1. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года».... 84
4.2. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» 88
4.3. Г.Р. Державин. Стихотворения «Памятник», «Властителям и судиям» 95
4.4. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» 98
5. Из русской литературы первой половины XIX века 104
5.1. И.А. Крылов. Басни «Листы и корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей» 104
5.2. В.А. Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое». Баллады «Светлана», «Лесной царь» 111
5.3. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» 119
5.4. Творчество А.С. Пушкина 129
Лирика 133
Поэма «Цыганы» 160
Роман «Евгений Онегин» 163
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 179
Роман «Капитанская дочка» 184
5.5. Творчество М.Ю. Лермонтова 197
Лирика 199
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 217
Поэма «Мцыри» 221
Роман «Герой нашего времени» 226
5.6. Творчество Н.В. Гоголя 239
Комедия «Ревизор» 241
Повесть «Шинель» 257
Поэма «Мёртвые души» 263
6. Из русской литературы второй половины XIX века 287
6.1. А.Н. Островский. Комедия «Свои люди - сочтёмся!» 287
6.2. И.С. Тургенев. Повесть «Ася» 294
6.3. Ф.И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день...», «Чародейкою Зимою...» 302
6.4. А.А. Фет. Стихотворения «Вечер», «Учись у них - у дуба, у берёзы...», «Ласточки пропали...», «Ещё весны душистой нега...», «На заре ты её не буди...» 307
6.5. Н.А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Железная дорога», «Душно! Без счастья и воли...» 312
6.6. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» 319
6.7. Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди» 323
6.8. Л.Н. Толстой. Повесть «Детство», рассказ «После бала» 335
6.9. А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий» 346
7. Из русской литературы XX века 354
7.1. И.А. Бунин. Рассказы «Танька», «Косцы» .... 354
7.2. А.А. Блок. Стихотворения «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе...» 359
7.3. В.В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Прозаседавшиеся» 364
7.4. С. А. Есенин. Стихотворения «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...» .... 368
7.5. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» .... 371
7.6. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок») . 376
7.7. В.М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Чудик» .. 381
7.8. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» . . 386
7.9. Проза второй половины XX века (произведения трёх авторов по выбору) 392
В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка» 392
В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» . 398
В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» 402
7.10. Поэзия второй половины XX века 406
Н.М. Рубцов 406
А.А. Вознесенский 409
B.C. Высоцкий 412

Основной государственный экзамен (ОГЭ) по литературе представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учащихся 9-го класса образовательных организаций разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углублённым изучением предмета.
Задания экзаменационной работы выявляют степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе, дают информацию о повышенном уровне подготовки, а также позволяют сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.
Экзаменационная работа состоит из двух частей; Первая часть включает два варианта по три задания в каждом. Учащимся предлагается выбрать один из вариантов: вариант 1 (задания 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3) или вариант 2 (задания 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).
Задания варианта 1 направлены на выявление особенностей восприятия фрагмента эпического (или лироэпического, или драматического) произведения. Задания варианта 2 - на выявление особенностей восприятия фрагмента лирического стихотворения или басни.

5 лучших пособий (справочников, учебников и т.п.) для подготовки к ОГЭ по литературе

I . Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания. В двух частях. Зинина Е.А., Новикова Л.В., Федоров А.В. 2018г.

Данная книга предлагает задания для подготовки к ОГЭ, изложенные в доступной форме. Пособие можно скачать на различных интернет ресурсах, в том числе здесь: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1199.htm . Типовые задания и рекомендации к их выполнению изложены в доступной форме. При печати книги использована офсетная бумага без иллюстраций.

Профессиональная оценка

Типовые задания в данном пособии соответствуют КИМам ОГЭ по литературе, учитель может их использовать на уроках при фронтальной, групповой или индивидуальной работе с девятиклассниками, а также некоторые задания можно давать ученикам в 8 классе. Учащиеся могут самостоятельно дома заниматься по этому пособию. В первой части представлены задания, связанные с анализом художественных (эпических, лироэпических, лирических и драматических) произведений. Вторая часть содержит задания, требующие развернутого ответа, и задания для подготовки к сочинению. Пособие средней ценовой категории.

Выводы

Данное пособие будет полезно учителям литературы для подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ по литературе, учащимся для самостоятельной подготовки. У родителей могут возникнуть трудности при проверке того, как их дети готовятся к экзамену. При поморщи пособия можно организовать эффективную работу над сочинением в формате ОГЭ, при условии, что выполнение заданий будет контролироваться учителем - словесником. Пособие содержит богатую подборку художественных текстов, алгоритм выполнения заданий по написанию творческой работы.

II . Литература/Т.А. Квартник, - М.: Эксмо, 2014. -176 с. - (Универсальный справочник школьника. 100 важных тем)

Данный справочник отличается большим объемом необходимых для успешной сдачи экзамена материалов. В сети его можно скачать на сайте: https://multiurok.ru . Теоретический материал за курс основной и старшей школы по литературе изложен в доступной форме и может быть использован учащимися начиная с 8 класс и на протяжении всего обучения в школе. Бумага использована офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

Информация, изложенная в справочнике, позволяет систематизировать и закрепить знания по литературе. Пособие можно использовать на уроках литературы на этапе обобщения материала и подготовки к ОГЭ по литературе, при самостоятельной работе учащихся дома и в классе. Справочник содержит материал по фольклору, древнерусской литературе, русской литературе XVIII - XX вв., теории литературы. Представленный в пособии материал систематизирован, соответствует КИМам по литературе. Данный справочник подходит ученикам с 8 по 11 класс, а также может быть использован студентами ссузов.

Выводы

Справочник будет полезен учителям литературы, учащимся, готовящимся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Родители могут проверять усвоение материла путем опроса терминов и др. Справочная информация в данной книге необходима для успешной сдачи ОГЭ, но учащимся необходимо заниматься и по пособиям с тестовыми заданиями.

III . ОГЭ 2018. Литература. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Кузанова О.А., Марьина О.Б., - Издательство: Экзамен, 2018. - 64 с.

Пособие широко распространено в книжных магазинах (средняя стоимость - 150-200 руб.), скачать можно на сайте: https://multiurok.ru .

Профессиональная оценка

Пособие предлагает четырнадцать вариантов типовых тестовых заданий, которые помогает отработать навыки девятиклассников для успешной сдачи ОГЭ по литературе; задания соответствуют КИМам. Данную книгу можно рекомендовать учителям, репетиторам, девятиклассникам для самостоятельной работы. Материал понятен и доступен школьникам.

Выводы

Пособие О.Б. Марьиной, О.А. Кузановой соответствует требованиям ОГЭ по литературе в 2018 году, будет полезно учащимся девятых классов для самоконтроля, учителям литературы для работы в классе или индивидуально.

IV . Федоров, Новикова, Зинина: ОГЭ-2018. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, - Издательство: Национальное образование, 2018. - 192 с.

Книга продается во всех крупных книжных магазинах и доступна под заказ (около 400 рублей), на сайте https://multiurok.ru ее можно скачать.

Профессиональная оценка

Пособие содержит 30 вариантов типовых тестовых заданий, соответствующих КИМам по литературе 2018 г. Материал понятен и доступен школьникам. Типовые тестовые задания объективно оценивают степень подготовленности девятиклассников к сдаче ОГЭ по литературе.

Выводы

Пособие соответствует требованиям ОГЭ по литературе в 2018 году, позволяет отработать навыки для успешной сдачи экзамена в 9 классе, девятиклассники могут самостоятельно заниматься по данным заданиям, а также под контролем учителя - словесника.

V . Все герои произведений русской литературы. Школьная программа: словарь - справочник. - М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «ИздательствоАСТ», 2003. - 443 с.

В книжных магазинах можно встретить переиздания словаря - справочника. В сети безопасных ссылок на скачивание не обнаружено.

Профессиональная оценка

Словарь - справочник содержит имена героев и их «жизненный» путь на протяжении произведения, пособие выгодно отличается от краткого изложения художественных произведений, так как статьи содержат в себе элементы анализа персонажей, что позволяет школьникам лучше подготовиться к экзамену при самостоятельной работе. Информация представлена в доступной форме. Данный справочник подходит ученикам с 8 по 11 класс, а также может быть использован студентами ссузов.

Выводы

Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки к сдаче ОГЭ в 9 классе. При поморщи пособия можно систематизировать знания о каждом герое русской литературы, входящей в школьную программу.

ОГЭ по литературе - хороший тренинг перед тем, как сдавать ЕГЭ по литературе.

Самое сложное в ОГЭ по литературе – даже не сочинения, а конкретные вопросы, которые требуют прямого ответа. Для девятиклассников это трудно, потому что они привыкли писать “красиво” и ни о чем. Например, в ОГЭ по литературе есть вопрос, о том, почему Базарова называют «рефлексирующим нигилистом». А школьники в ответ пишут о том, что Тургенев – великий писатель, а «Отцы и дети» - замечательный роман. Все это “вода”, которой не место на экзамене.

Тексты на ОГЭ по литературе дают сложные. Например, «Собачье сердце» Булгакова, «Матренин двор» Солженицына, чеховские рассказы.
Могут дать переводной текст - например, фрагмент из Байрона, для сопоставления с текстом Лермонтова.

Сразу предупредим тех, кто сдает ОГЭ по литературе. Это непростой экзамен, и его выбирают не для того, чтобы “что-то сдать”. Работать при подготовке к ОГЭ по литературе придется много!

Обычно подготовка к ОГЭ по литературе проходит в школах стандартно. Учителя буквально заставляют девятиклассников читать классику, говоря, что этот материал необходим для написания итогового сочинения. А школьники предпочитают краткий пересказ произведений или сборники готовых сочинений. При этом серьезной подготовкой к ОГЭ по литературе,
то есть анализом текста, никто не занимается.

А на ОГЭ по литературе вы получите, например, фрагмент из баллады «Светлана» Жуковского, а для сопоставления - кусочек из «Евгения Онегина». Необходимо сопоставить эти тексты и ответить на вопросы: в чем сходство, в чем различие? А после этого написать небольшое сочинение примерно в 200 слов.

Готовит ли ваша школа к экзамену именно в таком формате? Учат ли вас писать сочинения строго по теме? Если да - значит, подготовка к ОГЭ по литературе станет отличной тренировкой перед более серьезным экзаменом - ЕГЭ.