Занятие для детей на тему домашние птицы. Открытое занятие на тему: "Домашние птицы и их детёныши" план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Инна Бухарова
Конспект занятия на тему «Домашние птицы»

Тема : «Домашние птицы » .

Цели : Коррекционно-образовательные : уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающие понятия «домашние птицы » , учить называть части тела, учить образовывать глаголы от звукоподражаний, учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, учить находить слова с противоположным значением, учить образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно -развивающие : развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам .

Оборудование : картина «Птичий двор", картинки с изображением домашней птицы и их птенцов

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Загадки :

Сидел на заборе, кричал,

А как все собрались, замолчал.

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький.

Явился в жёлтой шубке :

Прощайте, две скорлупки!

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

В воде купался, сух остался.

Распускает хвост павлином,

Ходит важный господином,

По земле ногами - стук.

Как его зовут. ?

2. Основной момент.

Дети, сегодня мы с вами отправляемся в деревню, к нашей знакомой бабушке Маше на птичий двор.

А) Работа с картинками.

Посмотрите и назовите, кто живёт у бабушке Маше?

Как можно назвать их одним словом?

Чем питаются?

Какую пользу приносят?

Б) Игра «Собери семью»

(петух-курица-цыплёнок, утка-селезень-утёнок,гусь-гусыня-гусёнок,индюк-индюшка-индюшонок.

В) Игра «Что есть у.»

(голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв)

Курица кудахчет. Утка крякает. Гусь гогочет. Петух кукарекает Индюк балаболит

Физкультминутка.

Наши уточки с утра – Идут по кругу вперевалочку, подражая

Кря – кря- кря! Кря – кря- кря! походке уток

Наши гуси у пруда – Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и

Га – га- га! Га – га- га! отставив руки – «крылья» назад

Наши курочки в окно – Останавливаются, встают лицом в круг,

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! бьют руками по бокам

А как Петя – петушок Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,

Рано – рано поутру поднимаются на цыпочки

Нам споёт : ку – ка – ре – ку!

Д) Игра «Назовите ласково» .(петушок,курочка,цыплёночек,уточка,утёночек,индюшечка,индюшоночек,гусачок,гусёночек)

Е) Игра «Скажи наоборот»

Утка большая, а утенок…

Цыпленок молодой, а петух …

Утка плавает, а курица…

Цыпленок легкий, а петух…

Гусь кричит громко, а гусенок…

Утка плавает быстро, а утенок…

Ж) Игра «Чья, чей, чьё, чьи» . (Голова (чья) -утиная….)

3. Итог занятия . Оценка работы детей.

Дети, о ком мы сегодня говорили на занятии ?

Назовите домашних птиц . Какие игры вам понравились? Какие игры показались сложными?

Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено . Отдыхайте.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Домашние птицы. Звук [К] и буква К» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая «ДОМАШНИЕ ПТИЦ. ЗВУК И БУКВА [К]».

Конспект интегрированного занятия «Домашние животные и птицы» (средняя группа) Тема: «Домашние животные и птицы» Цель: закрепить и обобщить знания детей по теме «Домашние животные и птицы» Задачи: Познавательное развитие:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Домашние птицы» Цель: Развивать активный словарь и грамматический строй речи по теме «Домашние птицы» Задачи: Образовательные: Обогащать словарь по теме:.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Домашние птицы» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Домашние птицы» Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о характерных.

Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

Задачи:Образовательные:формировать у детей представления о домашних птицах и их птенцах, закрепить умение различать, называть птиц по внешнему.

Учитель-логопед:

Алекса Вера Николаевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Лексическая тема: «Домашние птицы»

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  1. Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека ();
  2. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?» );
  3. Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  4. Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  5. Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково» );
  6. Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны» );
  7. Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?» ).
  8. Развитие логического мышления (отгадывание загадок );
  9. Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?» );
  10. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку» )
  11. Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много» )
  12. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  13. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  14. Контроль над правильным звукопроизношением.

Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); предметные картинки с изображением головы курицы, пера гуся, хвоста петуха, следа утки; резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц

Лексика:

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий .

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

План:

  1. Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
  2. Беседа по вопросам на изученную тему.
  3. Д/игра «Кто как разговаривает?»
  4. Д/игра «У кого кто в семье?»
  5. Пальчиковая гимнастика «Утята»
  6. Д/игра «Чья, чей, чье?»
  7. Д/игра «Один-много» (игра с мячом)
  8. Д/игра «Хвастуны»
  9. Д/игра «Кого не стало?»
  10. Д/игра «Назови ласково»
  11. Д/игра «Собери пазлы» *
  12. Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)

Ход занятия:

1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым сядет тот, чье имя начинается со звука С, вторым сядет тот, чье имя начинается со звука К, остальные, сядут те, чье имя начинается со звука Д. Теперь внимательно слушайте меня. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц )

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» - поет... (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах ). Верно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы.

2. Беседа по вопросам на изученную тему. - А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы ).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник ). Правильно!

А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком )

Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

- А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками )

Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья )

Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями ). Молодцы! Вы все верно ответили!

3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает?» - Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух - кукарекает.

курица – кудахчет

утка – крякает

гусь – шипит, гогочет

индюк – болбочет

цыпленок – пищит

Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

4. Дидактическая игра «У кого кто в семье?»

Образец:

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

5. – А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику )

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

6. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?". – Ой, ребята, а чей это хвост у меня? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов. – Это петушиный хвост.

Чье перо? – Это гусиное перо.
Чей след? – Это утиный след

Чья голова? – Это куриная голова.

Молодцы! Вы все правильно сказали.

7. Игра с мячом «Один-много», - А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки (логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая )

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
гусь – гуси,

утка – утки,

индюк – индюки,
гусенок – гусята,
утенок – утята,
индюшонок – индюшата,

цыпленок – цыплята

Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

8. Дидактическая игра "Хвастуны". – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

9. Дидактическая игра «Кого не стало?» - А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

10 . Дидактическая игра с мячом "Назови ласково". – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно )

петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

11. Дидактическая игра «Собери пазлы»* - Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне? (логопед раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают ). Скажите, кого вы собрали? (дети по очереди отвечают «Я собрал ….» ).

12. Окончание занятия. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах ). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда ). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. А теперь давайте оставим что-нибудь на память о нашей экскурсии. Сейчас вы с Верой Ивановной попробуйте сделать маленьких цыплят.

Домашнее задание на 1 и 2 недели декабря.

Для детей 4-5 лет

Тема «Домашние птицы»

  • Петух-курица-цыпленок
  • Гусь-гусыня-гусенок
  • Селезень-утка-утенок
  • Индюк-индюшка-индюшонок.
  1. Объяснить малышу, что этих птиц называют домашними, почему они так называются. Помочь запомнить информацию.
  2. Рассмотреть строение тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок,бородка. Обратить внимание, чем покрыто тело птиц.
  3. Рассказать, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
  • Утка - «кря-кря» - крякает
  • Гусь – «га-га» - гогочет и т. д.
  • У утки - утенок (утята)
  • Петух- петушок,
  • Утка- уточка и т. д.
  • Одна утка - много уток
  • 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
  • 1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
  • Утка (что делает?) - плавает, ходит, летает
  • Индюшка (что делает?)-…
  • Курица (что делает?)-…
  • Петух (что делает?)-…
  1. Развитие логического мышления. Упражнение «Исправь ошибку»
  • У утки - гусята
  • У индюшки - утята
  • У курицы - цыплята
  • У гусыни – индюшата.
  1. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков
    Первый, второй – шли утята
    Третий, четвертый – за водой.
    А за ними плелся пятый,
    Позади бежал шестой.
    А седьмой от них отстал,
    А восьмой уже устал.
    А девятый всех догнал,
    А десятый испугался,
    Громко - громко запищал:
    «Пи-пи-пи!»-
    «Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
    (поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
  2. Развитие слухового внимания, памяти.
    Выучить стихотворение:
    Курицы на улице
    А.Прокофьев
    Ку–ка–ре-ку! Курицы,
    Хорошо ль на улице?
    Ку–ка-ре-ку! Десятый раз-
    Беспокоюсь я за Вас.
    Беспокоюсь, хлопочу, громко крыльями стучу.
    Я горланю во весь дух,
    Потому что я петух.
    Брось горланить! Ко – ко - ко….
    Все мы здесь…Недалеко…
  3. Ознакомление с художественной литературой. Прочитать малышу сказки:
  • «Гуси – лебеди»

Для детей 5-7 лет

Тема «Домашние птицы»

  1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
  • Петух-курица-цыпленок
  • Гусь-гусыня-гусенок
  • Селезень-утка-утенок
  • Индюк-индюшка-индюшонок.
  1. Уточнить у малыша, как этих птиц называют домашними, почему они так называются.
  2. Расспросить ребенка о строении тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Уточнить, чем покрыто тело птиц.
  3. Уточнить, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
  4. Рассказать о профессии птичницы.
  5. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.
  6. Упражнение на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов). «Кто как разговаривает?»
  • Утка - «кря-кря»- крякает
  • Гусь – «га-га»- гогочет и т. д.
  1. Упражнение на образование супплетивной формы сущ. в ед. и мн. числе. «Кто у кого?»
  • У утки - утенок (утята)
  • У гусыни - гусенок (гусята) и т. д.
  1. Упражнение на образование сущ. с помощью суффиксов. «Назови ласково»
  • Петух - петушок,
  • Утка - уточка и т. д.
  1. Упражнение на употребление сущ. род. пад. во мн. числе «Один - много»
  • Одна утка - много уток
  • Один селезень - много селезней
  • Один утенок - много утят и т.д.
  1. Упражнение на согласование числительных с существ. «Посчитай»
  • 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
  • 1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
  • 1 селезень, 2…, 3…, 4…, 5… и т.д.
  1. Упражнять в подборе глаголов к сущ. «кто как передвигается?»
  • Утка (что делает?)- плавает, ходит, летает
  • Индюшка (что делает?)-…
  • Курица (что делает?)-…
  • Петух (что делает?)-…
  1. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных «Чей клюв, чьи лапы?»
  • Клюв утки - утиный клюв
  • Лапы утки - утиные лапы и т. д.
  1. Упражнять в подборе антонимов «Скажи наоборот»
  • Утка большая, а утенок- маленький
  • Цыпленок молодой, а петух-…
  • У гуся шея длинная, а у курицы-…
  • У курицы лапы баз перепонок, а у утки-…
  1. Продолжать знакомить ребенка с крылатыми выражениями. (Начало см. в теме «Домашние животные»)
    Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре.
  • Как с гуся вода (Все ему нипочем)
  • Курам на смех (Ничего не может быть смешнее)
  1. Развитие логического мышления. Упражнение «Отгадай загадку»
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек.
    Ходит вразвалочку, спотыкалочку
    (
    Утка )
    По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки
    (
    Гусь )
    Он в мундире ярком,
    Шпоры для красы.
    Днем он - забияка,
    Поутру - часы
    (
    Петух )
  2. Развитие слухового внимания.
    Прочту рассказ только один раз, а затем нужно будет ответить на вопросы. Будь внимателен.
    «Тебе нужно войти во двор дома №16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать 4-ю клетку справа. В ней будет сидеть черный петух по кличке «Роджер». Ты должен передать ему привет от его троюродного брата белого петуха Рекса.»
    Вопросы:
  • Назови номер дома
  • С какой стороны нужно обойти дом?
  • С левой или с правой стороны ты будешь отсчитывать клетки?
  • Третья или пятая клетка тебе нужна?
  • Какого цвета Роджер?
  • Как зовут троюродного брата Роджера?
  1. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
    Шла уточка бережочком,
    Шла серая по крутому.
    («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь )
    Вела детей за собой
    И малого и большого
    (
    Загибают безымянный палец, большой палец )
    И среднего, и меньшего
    (Загибают средний палец, мизинец)
    И самого любимого
    (Загибают указательный палец)
  2. Ознакомление с художественной литературой.
    Прочитать малышу сказки:
  • «Гуси – лебеди»
  • «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена
  • «Серая шейка» Соколов- Микитов

Если Ваш ребенок знаком с этими произведениями, предложите ему маленькую викторину.
«Я читаю тебе отрывок, а ты отгадай из какого произведения»

  • -До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя…
    (Лебедь из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)
  • -Отправила нас Баба - Яга в погоню за девочкой и ее братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой, да печкой, но никого не нашли.
    (Гуси – лебеди из одноименной сказки)

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему "Домашние птицы"

1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование.

1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.

Словарь.

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

I. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].

– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).

– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

III. Работа над речевым дыханием.

– А я про Варю знаю стишок:

"Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары".

– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором) . Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо) ; можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально) .

IV. Закрепление пройденного.

1. Беседа по вопросам на изученную тему.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Дидактическая игра "Посмотри и назови".

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

Образец:

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

4. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

Образец:

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут?
(В голубятне)

Пальчиковая гимнастика "Утята". (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

5. Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Образец:

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

6. Дидактическая игра "Что сначала, что потом?".

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур . (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

7. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

Образец:

петух (какой? ) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (
какая? ) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята
(какие?) – шустрые,
голуби – сизые.

8. Дидактическая игра "У кого что?".

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

Образец:

у петуха (что есть? ) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

9. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец:

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра "Считайка":

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

V. Физминутка.

КУРОЧКА-ХОХЛАТКА

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет."

VII. Закрепление пройденного (продолжение).

11. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?".

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

12. Дидактическая игра"Помощники":

– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом "кормить":

Образец: покормить, накормить, перекормить.

– А со словом "закроет"?

Образец: откроет, прикроет, накроет.

13. Дидактическая игра "Потерялись слова".

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле )
Показал индюк индюшке
Много зернышек …
(В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух …
(С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка …
(ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …
(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть …
(ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница …
(ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо …
(ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд …
(ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет …
(МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух …
(ИЗ-ЗА угла)

14. Дидактическая игра "Хвастуны".

– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)

Образец: у петуха (что? ) – не голос, а голосище,

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

VIII. Итог.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем?
(Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.


Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группе по речевому развитию.

Тема: «Домашние птицы»

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  1. Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека ();
  1. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?» );
  1. Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  2. Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  3. Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково» );
  4. Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны» );
  5. Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?» ).
  6. Развитие логического мышления (отгадывание загадок );
  7. Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?» );
  8. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку» )
  9. Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много» )
  10. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  11. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  12. Контроль над правильным звукопроизношением.

Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); предметные картинки с изображением головы курицы, пера гуся, хвоста петуха, следа утки; резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц

Лексика:

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

План:

  1. Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
  2. Беседа по вопросам на изученную тему.
  3. Д/игра «Кто как разговаривает?»
  4. Д/игра «У кого кто в семье?»
  5. Пальчиковая гимнастика «Утята»
  6. Д/игра «Чья, чей, чье?»
  7. Д/игра «Один-много» (игра с мячом)
  8. Д/игра «Хвастуны»
  9. Д/игра «Кого не стало?»
  10. Д/игра «Назови ласково»
  11. Д/игра «Собери пазлы»*
  12. Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)

Ход занятия:

  1. (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! . Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда? Сейчас узнаем я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» - поет... (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах ). Верно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы.

  1. А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы ).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник ). Правильно!

А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком )

Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

- А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками )

Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья )

Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями ). Молодцы! Вы все верно ответили!

  1. - Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух - кукарекает.

курица – кудахчет

утка – крякает

гусь – шипит, гогочет

индюк – болбочет

цыпленок – пищит

Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

  1. – А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

Образец:

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

  1. Пальчиковая гимнастика "Утята". – А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети выполняют пальчиковую гимнастику )

Первый, второй – шли утята. Третий, четвертый – за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой, А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал. А девятый всех догнал, А десятый испугался. Громко-громко запищал: – Пи-пи-пи! – Не пищи, поищи!

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

  1. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?". – Ой, ребята, а чей это хвост у меня? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов. – Это петушиный хвост.(показывает картинку)

Чье перо? – Это гусиное перо. Чей след? – Это утиный след

Чья голова? – Это куриная голова.

Молодцы! Вы все правильно сказали.

  1. - А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки ( дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая )

курица – курицы, куры, петух – петухи, гусь – гуси,

утка – утки,

индюк – индюки, гусенок – гусята, утенок – утята, индюшонок – индюшата,

цыпленок – цыплята

Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

  1. Дидактическая игра "Хвастуны". – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? (указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы) Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище, Утка – у меня не лапы, а лапищи, Гусь – у меня не шея, а шеища, Курица – у меня не крыло, а крылище, Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

  1. - А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

10 . Дидактическая игра с мячом "Назови ласково". – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.Например,Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее задает про каждую домашнюю птицу отдельно )

петух – петушок, курица – курочка, гусь – гусик, утка – уточка, цыпленок – цыпленочек, индюшка – индюшечка, индюшонок – индюшоночек.

  1. - Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне? ( раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают ). Скажите, кого вы собрали? (дети по очереди отвечают «Я собрал ….» ).
  2. Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними.Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах ). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы ). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились.

Цели:

Продолжить знакомить детей с домашними птицами.
Обогатить словарь детей по теме.
Формировать устойчивые представления о форме, цвете, количестве, величине, геометрических фигурах.
Упражнять в звукоподражании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
Продолжать учить выполнять постройку из строительного материала по образцу, разрезать ножницами бумагу.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Учить детей выполнять коллективную постройку и обыгрывать ее.

Оборудование:

Емкость с крупой, в которой зарыты пластиковые яйца с мелкими игрушками-домашними птицами внутри.
Картинка-фон с изображением большого и маленького гнезда, силуэтные изображения яиц.
Плоскостное изображение яйца, разрезанного зигзагом на две половинки.
Пластилин коричневого и белого цвета.
Цветное силуэтное изображение петуха без хвоста с прикрепленным степлером к обратной стороне карманом, в который вставляются разноцветные перья хвоста, вырезанные из цветного картона.
Картинка-заготовка с изображением петушков, зеленые карандаши, ватные палочки, желтая гуашь.
Картинка-фон «курятник» с изображенными в виде линий насестами, счетные палочки.
Картинка-заготовка с изображением курочки и яичных скорлупок, клей, силуэтные картинки разных цыплят.
Фасоль белая и темная.
Картинка-фон с изображением темных силуэтов уточек разного размера, цветные силуэты уточек, шляп, крылышек и мячей соответствующих размеров.
Прищепки, цветные силуэтные картинки уточек без клюва и лап, вырезанные из плотного картона.
Губка, подносы, емкость с водой.
Картинка-фон с изображением водоемов в виде круга, овала и квадрата, мелкие игрушки «Уточки» белого и желтого цвета.
Резиновые уточки с прорезью в клюве.
Горох, ложки, мыльницы.
Картинка-фон с изображением гуся из геометрических фигур, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Картинка-фон с изображением забора, озера, кормушки, цветные силуэтные картинки курицы, петуха, утки, гуся и индюка.
Игрушки из набора «Веселая ферма», соответствующие теме занятия.
Аудиозаписи: «Вышла курочка гулять», «Два веселых гуся», «Птичий двор».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Отыщи яйцо с птенцом»

Дети отыскивают в емкости с крупой пластиковые яйца, затем раскрывают их и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Звукоподражание «Чей голос?»

Кто говорит «Га-гага»? Гуси. Скажите как гуси.
- Кто говорит «Ку-ка-ре-ку»? Петух. Скажите как петух.
- Кто говорит «Кря-кря-кря»? Утка. Скажите как утка.
- Кто говорит «Ко-ко-ко»? Курица. Скажите как курица.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.
В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Лепка «Яйца в гнезде»

Дети лепят шар круговым раскатыванием, затем сплющиванием лепят лепешку- гнездо. После лепят из пластилина белого цвета круговым раскатыванием яйца и складывают в гнездо.

Курица, петух, цыплята

Дидактическая игра «Красивый хвост петуха»

Давайте сделаем петуху красивый хвост. Вставьте ему в хвост синее перышко (красное, желтое, оранжевое, зеленое).

Конструирование «Насест для кур»

Разложите палочки на картинке так, чтобы получился насест для птиц.

Рисование «Травка и зернышки для петушков»

Нарисуйте цыплятам травку зеленым карандашом. Нарисуйте ватными палочками зернышки среди травы.

Аппликация «Цыплята вылупились»

Наклейте вокруг курочки только что вылупившихся цыплят.
- Покажите цыплят, которые еще сидят в скорлупе. Сколько таких цыплят? Два цыпленка.
- Покажите цыпленка без скорлупы. Сколько таких цыплят? Один цыпленок.
- Покажите цыплят, у которых скорлупа на голове. Сколько таких цыплят? Два цыпленка.
- Покажите цыпленка с синим бантиком. Сколько таких цыплят? Один цыпленок.

Игра-инсценировка песни «Вышла курочка гулять»

Дети выполняют движения под музыку по показу воспитателя.

Утка, селезень, утята

Дидактическая игра «Разные уточки»

Сосчитайте, сколько у вас уточек. Три уточки. Они одинаковые или разные? Разные. Покажите самую большую уточку, самую маленькую, среднюю. Найдите тени от этих уточек и положите их сверху. Приложите к уточке их крылышки, подходящие по размеру. Наденьте уточкам шляпки и раздайте мячики.

Дидактическая игра «Уточки плавают»

Перед вами картинка с нарисованными водоемами. Покажите тот, который похож на круг, на овал, на квадрат. Расставьте уточек в середине каждого водоема. В овальном водоеме расставьте уточек друг за другом, чередуя белых и желтых. В круглом водоеме расставьте уточек по кругу. В квадратном водоеме расставьте уточек в углы.

Игра с прищепками «Сделай уточке клюв»

Какого цвета прищепки будем использовать для утиного клюва? Возьмем красные прищепки и сделаем клюв. Вот так. (Показ). Сколько красных прищепок нужно взять? Две красные прищепки.

Упражнение «Накорми уточку»

Положите уточке в клювик три фасолины.

Упражнение «Наполни кормушку крупой»

Насыпьте ложкой горох в кормушку и закройте крышку. А теперь откройте и покормите птиц.

Упражнение «Собери воду губкой»

Дети сначала наливают на тарелочки воду, а затем с помощью губки собирают ее и отжимают в ведерко.

Гусь, гусыня, гусята

Дидактическая игра «Сложи гуся»

Дети выкладывают геометрические фигуры на картинку с изображением гуся. Воспитатель просит назвать используемые фигуры.

Упражнение «Перебери фасоль для гусей»

У вас в тарелочках лежит фасоль. Потрогайте ее. Покажите белую фасолину. Покажите черную фасолину. Переберите фасоль, разложите на разные тарелочки белую и черную фасоль. Сделайте из фасолин бусы - выкладывайте по очереди белые и черные фасолины друг за другом.

Игра-инсценировка песни «Жили у бабуси два веселых гуся»

Дети повторяют движения под музыку по показу воспитателя.

Дидактическая игра «На птичьем дворе»

Давайте расставим фигурки птиц на птичьем дворе.
- Посадите уточку в воду.
- Посадите петушка на забор.
- Посадите курочку под забор.
- Посадите гуся возле кормушки.
- Посадите индюка между забором и кормушкой.

Коллективное конструирование «Птичий двор»

Дети выставляют фигурки из набора «Веселая ферма», строят насесты и заборчики из строительного материала. Затем обыгрывают постройку.

Музыкально-динамическая пауза «Птичий двор»

Дети двигаются под песню «Птичий двор». Бегают по коррегирующей дорожке, прыгают через «лужи», «плавают» в «пруду», стоят на пеньках, ходят по скамейке.

1. Организационный момент.
а) игра «Кто внимательнее?»
- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое обращение.
Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».
б) число, дата.
- Кто помнит, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц?
- Сегодня вторник, семнадцатое число, а месяц - январь.
- Кто еще раз повторит дату?
в) создание положительного эмоционального настроя
- С каким настроением пришли сегодня в школу?
- А что нужно сделать, чтобы настроение было хорошим, чтобы все получалось? (посмотреть на солнышко)
- Какие слова-помощники нужно повторять, чтобы все всегда получалось? (Я могу!, У меня все получится! Нужно только постараться! Все будет хорошо!)
2. Повторение материала предыдущих занятий.
- Давайте вспомним, куда водили нас Ежик и Лисенок на последнем занятии? (в коровник, в свинарник, в крольчатник, в овчарню, в конюшню)
- Кто живет в овчарне? В свинарнике? В крольчатнике? В коровнике? В конюшне?
- Назовите детенышей животных, которых видите на рисунке учебника с.2, на слайдах.
(жеребенок, ягненок, теленок, козленок, котенок, щенок, поросенок и т.д.)
- Как одним словом назвать всех животных, о которых мы с вами говорили? (домашние)
-Почему они домашние? (Потому что они живут с человеком, дома или около дома, и человек о них заботится)
3. Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку
По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось.
- Что это? (перо)
- Как вы думаете, откуда оно к нам попало? (варианты ответов детей: от птиц)
- Кому, по вашему мнению, принадлежит это перышко? (птице)
- А откуда оно могло прилететь к нам? (из леса и т.д.)
4. Формулирование темы и цели урока:
- Давайте послушаем небольшой фрагмент и попробуем отгадать, где мы можем слышать такие звуки и кому они принадлежат? (петуху, во дворе)
- А могло ли перышко, которое к нам прилетело, принадлежать петуху? (да)
- Почему вы так думаете? (петух - птица)
- Почему вы так думаете?
- А каких птиц вы еще знаете?
- А чем петух отличается, например от вороны?
- Чем еще, кроме внешнего вида, отличаются эти птицы? (Петух домашняя птица)
- Какие птицы еще живут с человеком?
- Итак, сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут в хозяйстве людей. Еще раз повторим, а как называются одним словом эти птицы? (домашние) Значит, поговорим о домашних птицах.
5. «Открытие» нового знания:
а) беседа по теме

Какие птицы на картинке домашние?
- Для чего человек разводит кур, гусей, уток?
- Где живут они, в городе или в деревне? (в деревне, на птичьем дворе)
- Почему эти птицы не могут жить в городе?
- Как человек ухаживает за ними? (кормит, поит)
- Чем питаются домашние птицы?
б) работа с мозаикой (в парах)
А теперь немного поиграем. У каждого из вас на столе разрезанные картинки. Вам нужно собрать целую картинку. Работаем в парах. Кто быстрее соберет картинку, поднимите вместе руки вверх.
1)Самостоятельная работа детей.
2) Проверка самостоятельной работы детей.
- Какие картинки получились? (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок, яйцо)
- А кто это такие? (птенцы)
- Есть ли что-нибудь лишнее? (яйцо)
- Почему?
- А как связано яйцо с другими птенцами? (все птенцы появляются из яйца)
Физкультминутка
в) игра «Найди родителей»
Ребята, наши птенцы потерялись, они пока маленькие и не могут обходиться без родителей долго. Посмотрите, птенцы готовы уже заплакать. Давайте поможем им и найдем их родителей.
- Кто родители у цыпленка? (петух и курица)
- А родители индюшонка? (индюк и индюшка)
- Родители гусенка? (гусь и гусыня)
- Как называются родители утенка? (утка и селезень)
- А кто может быть родителями яйца? (все)
- Почему? (потому что все птенцы появляются из яйца)
- Итак, еще раз повторим: у гуся? – гусята
-у индюка? – индюшата
- у курицы? – цыплята
- у селезня? - утята
г) Работа с рисунком (с.4-5 учебника)
- Что за птиц вы видите на рисунке? (петух, индюк, гусь)
- Назовите части тела у петуха, индюка и гуся.
- Сравните у этих птиц головы, шеи, перья, крылья, хвосты и лапки.
- Почему у гуся такие лапки? (он плавает)
- Как называются птицы, которые умеют плавать? (водоплавающие)
- Кого еще вы знаете из домашних водоплавающих птиц? (утка)
д) Самостоятельная работа с рисунком (с. 4-5)
Возьмите волшебные карандашики и обведите в кружок только те рисунки, на которых изображено, что человек получает от птиц.
- Объясните, почему вы обвели подушку, пуховик и стрелу.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

6. Рефлексия:
а) «Отгадай загадку»
1. По лужам он важно ходит
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь)
2. Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом – и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (петух)
3. Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (утенок)
4. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (курица)
5. Весь день на воде,
А водой не насытится.
6. Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
7. Желтые комочки,
Легкие, как вата,
Бегают за квочкой.
Кто это?... (цыплята)
- О ком были загадки? (о домашних птицах)
б) игра с мячом «Один – много»
Встаньте все, пожалуйста в круг. Поиграем в мячик. Я кидаю мячик кому-нибудь из вас и называю слово, например «курица». Вы ловите мячик, потом бросаете мне обратно, называя эту птицу, как будто их много, «курица» - «куры».
А теперь поиграем! (цыпленок, петух, индюшонок, утка, селезень, и т.д.)
в) Ребята, давайте вспомним сказки. Назовите те, в которых главными героями были домашние птицы.
7. Подведение итогов занятия
а) беседа
- О ком беседовали сегодня?
- Что нового узнали о птицах?
- В какие игры играли?
б) А теперь нарисуйте сегодняшнее настроение на солнышке в учебнике.
- Дома подумайте, пожалуйста, кто появился вперед курица или яйцо?

Презентация на тему: Домашние птицы