Презентация тонколистовой металл. Тонколистовой металл и проволока — Гипермаркет знаний

Тонколистовой металл и проволока 5 . Урок технологии в классе « Урок второй в разделе ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛОВ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И » ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ — Учитель технологии МОУ Калининской СОШ. Малафеев Егор Николаевич. , -. , Челябинская обл Брединский р он, 9. поселок Калининский ул Школьная дом Форма – (комбинированный урок лекция с элементами,) . беседы практическая часть с применением ИКТ

Вопросы для повторения: Что прочнее фанера или доска одинаковой? ? толщины Почему Какой инструмент применяют для строгания древесины?

: Цель, изучить свойства область применения и методы получения. тонколистового металла и проволоки

Металл — (химически простое вещество или), сплав обладающее особым блеском ковкостью хорошей теплопроводностью и. электропроводностью. Металлы применяются в виде сплавов Сплавы – , сложные вещества являющиеся — соединением какого либо простого металла () основы сплава с другими металлами или не. металлами, Металлы и сплавы имеют различный состав, строение обладают различными свойствами и могут менять свою форму и строение при (, различных внешних воздействиях тепловом, . .). механическом химическом и т д

Чаще всего металлы используются в виде: сплавов Сталь (Чугун сплав железа с) углеродом () Медь металл () Алюминий металл (Дюралюминий сплав алюминия с,) медью магнием (,) Бронза сплав меди со свинцом оловом () Латунь сплав меди с цинком

Где и как изготавливают металлы и сплавы В челябинской области различные виды металлов и сплавов производят на больших предприятиях города Магнитогорска и Челябинска в доменных и мартеновских. печах

, Сплавы выпускают в виде листов уголков прутков, . различного сечения проволоки и др В школьной мастерской мы будем работать в основном с тонколистовым металлов и. проволокой Рассмотрим получение тонколистового. металла 2 Металл в виде тонких листов толщиной менее мм считают. тонколистовым Получают такой металл прокаткой слитка – . на специальных машинах прокатных станах Раскаленный, металл пропускают между вращающимися валками они. сжимают слиток и придают ему форму листа Листы. сворачивают в рулоны

Листовой металл по размерам делится на два: вида — Жесть (0, 5), толщина меньше мм (), (Черная без покрытия Белая покрытая с двух сторон) оловом Кровельная сталь – (0, 5 … 0, 8), толщина мм. . Обыкновенная Оцинкованная

. Рассмотрим получение проволоки 5 () Проволоку толщиной более мм катанку получают. прокаткой раскаленного металла на специальных станах. Более тонкую проволоку делают на волочильных станах Там нагретую катанку последовательно протягивают через. отверстия различного диаметра

Что изготавливают из проволоки? , Из стальной проволоки изготовляют гвозди шурупы винты, . заклепки пружины и др Медная и алюминиевая проволока в основном служит для изготовления электрических проводов

. Практическая работа: Выполнение заданий 1. . Изучите несколько образцов металла 2. . Заполните таблицу Номер образца Вид образца (листовой металл или проволока) Определит е группу, к которой относится данный образец (черный или цветной металл) Цвет Название металла или сплава Свойства металла (легко или трудно сгибается и принимает ли первоначальный вид после сгибании) Область применения


Свойства

металлов.

Механические.

Физические.

Прочность

Твердость

Пластичность.

Электропроводность.

Теплопроводность

Цвет.

Блеск.

Жидкотекучесть.



1 – заготовка;

2 – валки;

3 – ролики.

Прокатный стан


Жесть (0,2 - 0,5 мм).

Чёрная.

Белая.

Консервные банки, игрушки.

Строительство.

Кровельная

сталь (0,5 – 0,8 мм).

Оцинкованная.

Чёрная.

Строительство, вёдра.

Строительство, корпуса приборов.


Холоднокатаная сталь ( 0,8 – 2 мм )

Корпуса автомобилей, холодильников

Фольга ( менее 0,2 мм)

Пищевая промышленность, упаковка продуктов, электротехника.


Получение проволоки:

а – прокаткой; б - волочением

Волочильный стан

Фильера – доска с отверстиями из твердого металла.


Кольчуга.

Плетение кольчуги.

Современная кольчуга для защиты аквалангиста от акул.


Лабораторная работа

«Ознакомление с тонколистовым металлом»

Фамилия__________________________Имя____________Класс______

Ход работы.

1. Рассмотрите несколько образцов тонколистового.

2. Определите цвет каждого образца и название материала.

3. Попытайтесь согнуть каждый образец.

4. Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.

5. Запишите в таблицу результаты своих наблюдений.

Название

фольга

Цвет

серебристый

Свойства металла (легко или трудно сгибается)

Область применения

Очень легко

Упаковка, кулинария.


Развёртка совка

Изделия из проволоки

Крючок

Ручка


Панцирная пластина.

Тема: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

Цель урока : изучить виды тонколистового металла и проволоки.

Задачи урока:

Познакомить с понятиями “тонколистовой металл” и “проволока”, “свойства металла”, развертка детали; с процессом получения и применением тонколистового металла и проволоки, с особенностями изображения изделий из проволоки.
Развитие: познавательного интереса, исследовательских навыков, коммуникативных качеств: умение слушать и слышать, толерантность, абстрактно-логическое мышление, умение анализировать, обобщать, умение выполнять эскиз развертки.
Воспитывать самостоятельность, ответственность, целеустремленность, взаимовыручка.
Время: 2 часа.

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : урок-игра, проблемно-поисковый.

Межпредметные связи : история, физика.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (лабораторно-практическая) работа.

Оборудование урока:

наборы тонколистового металла и проволоки для лабораторной работы;
образцы тонколистового металла и проволоки и изделий из них, Экспонаты школьного краеведческого музея (пластины панцирной брони воинов государства чжурчжэней);
карточки-задания, проектор, экран, компьютер, картина “В мастерской средневекового оружейника”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

II. Подготовка учащихся к сознательному и активному усвоению нового материала.

Перед вами картина “В мастерской средневекового оружейника”. Что изображено на ней? А зачем они нужны рыцарю?. А как вы считаете, какими должны быть доспехи? Как вы думаете, из чего изготовлены доспехи?. Доспехи изготавливались из т/л металла. Именно “Тонколистовой металл и проволока” является темой нашего урока.

Не хотели бы вы совершить воображаемое путешествие во времена рыцарей?….. Представьте, что мы с вами находимся в средневековой мастерской оружейника. Я буду мастером, а вы – мои подмастерья. В мастерскую поступил заказ от рыцаря на изготовление доспехов. Сможем ли мы выполнить его сейчас? Знаете ли вы виды и свойства т/л металлов?…. Чтобы этот заказ выполнить мы с вами должны изучить виды тонколистового металла и проволоки, свойства металлов и сплавов, научится различать виды тонколистового металла, для того чтобы вы могли в будущем правильно подбирать материал для доспехов и других изделий.

III. Повторение.

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

IV. Изучение нового материала

Металлы играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта.

Металлы обладают различными свойствами: физическими, механическими.

Физические свойства: электропроводность – все металлы проводят ток, теплопроводность, цвет (демонстрация металлов), блеск, жидкотекучесть.

Механические свойства металлов: пластичность – способность металла менять форму под действием нагрузок, прочность – способность металла выдерживать нагрузки не разрушаясь; и твердость.

Часто металлы используют для изготовления изделий не в чистом виде, а в виде сплавов. Самые распространенные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и др.), бронза (сплав меди со свинцом, оловом и др.), латунь (сплав меди с цинком).

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

Раньше листовой металл получали ковкой (плющили нагретые заготовки молотами), эта работа была очень долгой и кропотливой. Очень трудно было получить одинаковую толщину заготовки. Один неверный удар мастера мог испортить всю работу. На современных предприятиях листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.

Листовую сталь делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм).

В свою очередь, тонколистовая сталь бывает нескольких видов

Жесть (толщиной от 0,2 до 0.5 мм) бывает черная и белая.

Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность из нее изготавливают консервные банки, крышки для стеклянных банок, игрушки.

Кровельная сталь, (толщиной от 0.5 до 0.8 мм), не имеющая покрытия, называется черной. Для защиты ее от коррозии покрывают краской, применяется в основном в строительстве: покрывают крыши, отделывают балконы, строят заборы, обшивают деревянные строения.

Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь). Этот полуфабрикат используют для покрытия крыш, из него делают ведра, водосточные трубы, карнизы.

Холоднокатаную сталь (толщиной 0,8–2 мм.) получают путем повторной прокатки листовой стали, она применяется для изготовления деталей корпуса автомобилей, холодильников.

Очень тонкий листовой металл называют фольгой (толщиной менее 0,2 мм). Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга – для упаковки шоколада, конфет, чая, в кулинарии.

Кроме листового металла, в промышленности широко применяется также проволока, которая отличается большой длиной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используется для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и другие изделия.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой.

Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики.

Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Рабочие этих специальностей должны знать устройство оборудования, на котором работают, свойства металлов, уметь читать чертежи.

На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них, применяя различные инструменты.

V. Самостоятельная работа учащихся (работа в парах)

Вводный инструктаж:

А вы не забыли о заказе от рыцаря? Нам необходимо правильно подобрать материал для доспехов. И для этого сейчас мы выполним с вами лабораторно-практическую работу

Рассмотрите несколько образцов тонколистового металла (кровельная, черная и оцинкованная сталь, жесть черная и белая).
Определите цвет каждого образца и название материала.
Попытайтесь согнуть каждый образец.
Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.
Запишите в таблицу результаты своих наблюдения.
Заключительный инструктаж

Фронтальный опрос по вопросам:

Из какого т/л металла лучше всего изготовить доспехи и почему?.
Чем отличается черная жесть от белой?
Каким образом получают тонколистовой металл?
Где применяется фольга?
Каким образом получают проволоку?
Где применяется проволока, т/л металл?
VI. Изображение изделий из тонколистового металла.

Итак, мы с вами выбрали материал для доспехов и можем приступить к их изготовлению. А как вы думаете – с чего нам надо начинать изготовление доспехов? А с чего мы начинали изготовление изделия из древесины? С построения чертежа или эскиза.

Изображения изделий из тонколистового металла имеют некоторые отличия от изображений деталей из древесины. Если нужно изготовить объемное изделие из тонколистового металла, например совок или коробочку, то вначале необходимо вырезать плоскую заготовку, а затем уже ее согнуть. Поэтому на чертежах показывают не изображение изделия, а его развертку. Линии сгиба на развертках обозначают штрихпунктирной линией с двумя точками. Контур обводят сплошной толстой основной линией. Центр отверстия показывают штрихпунктирными линиями с одной точкой пересекающимися под прямым углом.

Изделия из проволоки толщиной менее 2 мм. изображают одной сплошной толстой основной линией. Если толщина проволоки более 2-х мм. то изделие изображается двумя параллельными сплошными толстыми основными линиями между которыми проводят штрихпунктирную линию.

На чертежах Вам часто будут встречаться различные условные обозначения.

S – толщина летали;
R – радиус дуги;
L – длина детали;
Ф – диаметр отверстия.
VII. Итог урока. Выставление оценок, их аргументация.

Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке. А вам понравился урок? Что вы сегодня узнали нового и интересного для себя? Теперь вы стали мастерами и как настоящим мастерам вам положено иметь свое клеймо, которое мастера ставили на свои изделия.

(документ)

Ливенская ср. общеобр. школакласс 5

Учитель Автономов А.И.

Тема программы : «Технологией обработки металлов. Элементами машиноведения».

Тема урока : «Тонколистовой металл и проволока. Верстак слесарный».

Цели урока:

Образовательная - сформировать у учащихся представление о технологии обработки металлов, тонколистового металла и проволоки и с верстаком слесарным.

Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.

Развивающая - продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.

Методы проведения занятия : беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,показ, самостоятельная работа под контролем учителя.

Объекты труда : Ящик на шипах.

Межпредметные связи : русский язык – написание и произношение слов; математика – геометрические тела и фигуры (разметка).

Материально техническое оснащение :

Оборудование учебных мастерских;

Инструменты и приспособления.

Ход урока.

1. Организационное начало.

1.1. Взаимное приветствие.

1.2. Знакомство.

1.3 . Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

2. Изложение нового материала.

2.1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы начнём знакомиться с «Технологией обработки металлов. Элементами машиноведения», а именно с«Тонколистовым металлом и проволокой. Верстаком слесарным». Запишите тему в тетрадь.

Практически начнём выполнять савок из тонколистового металла.

2.2. Общие сведения о тонколистовом металле и проволоке, и сплавах металлов.

Металлы широко используются в народном хозяйстве, вообще играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта и тд.. Они обладают некоторыми физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины: электропроводностью, намагничеваемостью, тепловым расширением, температурой плавления. Механические свойства металлов, такие, как прочность и твердость, значительно выше, чем у древесины, а также обладают пластичностью – способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

Обычно в промышленности используются металлы не в чистом виде, а – сплавов. Самые распространённые и важные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа и углерода), дюралюминий (алюминий с медью, магнием и тд.), бронза (медь со свинцом, оловом и тд.), латунь (медь с цинком). Заготовки из них производят на предприятиях в виде листов, прутков, проволоки, уголков и тд., что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

Листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станках, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.Листовую сталь делят на толстолистовую <2 мм. и тонколистовую > 2 мм.. Также тонколистовая делится на: кровельную сталь (толщина 0.5 – 0.8) и жесть (толщина 0.2 – 0.5). Кровельная сталь бывает черной либо ее покрывают слоем цинка – оцинкованная сталь.

Жесть бывает черная и белая. Белая – это листовая сталь, покрытая с двух сторон слоем олова. Она имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность. Из листового металла изготавливают корпуса машин и приборов, посуду, консервные банки и тд. Очень тонкий листовой металл называют фольгой. Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая – для упаковки шоколада, конфет, чая и тд.

На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики. Они должны хорошо знать свойства металлов при различных температурах, разбираться в устройстве оборудования для прокатки. Изготовление изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать свойства металлов и сплавов, устройство различных станков и приспособлений для обработки и уметь работать на них, применяя различные инструменты.

2.3. Общие сведения о проволоке.

Кроме листового материала, в промышленности широко применяется проволока, которая отличается большой длинной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используются для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки делают гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и тд.. Проволоку толщиной более 5 мм. получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой. Более тонкую проволоку получают волочением – протягиваем катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики, которые должны хорошо разбираться в поведении металлов и сплавов при волочении, знать устройство волочильного оборудования и приспособлений.

2.4. Общие сведения о верстаке слесарном.

Для того чтобы построить модель самолета, автомобиля, корабля или сделать полезное в быту изделие, вы должны научится ручной обработки металлов. Такая обработка называется слесарной. Больше 400 лет назад основной продукций металлообрабатывающей промышленности были замки (по-немецки «шлосс») для дверей, ворот, сундуков и тд.. работник такой мастерской назывался «шлоссер»; от этого слова и произошлорусское слово «слесарь» - специалист по ручной обработке металла.

Быстро и качественно изготовитьчто-либо из металла можно, только научившись правильно пользоваться слесарным оборудованием и инструментом. Слесарный верстак является основной частью рабочего места дляручной обработки металлов в учебных мастерских. Слесарные верстаки бывают разных конструкций, но все они имеют основание и крышку, на которой закреплены слесарные тиски и др. приспособления.

Чтобы вам было удобно работать, высота верстака должна соответствовать вашему росту. Если локоть руки, согнутой под углом 90 о, касается верхней части тисков, то высота верстака подобрана, верно, рис. 54. Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед обработкой. При вращении рукоятки по часовой стрелке подвижная губка будет приближаться к неподвижной губке, сжимая заготовку, помещенную между ними. (Всё показываю на тисках и верстаке).

3. Закрепление пройденного материала.

Я объяснил вам новую тему: «Тонколистовой металл и проволока. Верстак слесарный», посмотрим, на сколько вы её усвоили.

3.1. Фронтальный опрос.

Вопрос 1. Назовите основные свойства металлов и сплавов?

Ответ 1. Они обладают физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины: электропроводностью, намагничеваемостью, тепловым расширением, температурой плавления. Механические свойства, такие, как прочность и твердость, а также пластичность – способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

Вопрос 2. Где применяется фольга?

Ответ 2. Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая – для упаковки шоколада, конфет, чая и тд.

Вопрос 3. Назовите профессии рабочих, изготавливающих тонколистовой металл и проволоку?

Ответ 3. Волочильные станы обслуживают волочильщики, прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики, изготовление изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики.

Вопрос 4 . Чем отличается черная жесть от белой?

Ответ 4. Белая – это листовая сталь, покрытая с двух сторон слоем олова, она имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность, а черная не имеет покрытия из олова.

Вопрос 5 . Назовите основные части слесарного верстака?

Ответ 5. Основание и крышка, на которой закреплены слесарные тиски, защитный экран и др. приспособления.

4.2 . Анализ усвоения.

Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.

5. Вводный инструктаж.

5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

5.2. Показ трудовых операцийпо сгибу тонколистового металла.

5.3. Техника безопасности при обработки изделия.

6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда. У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

6.2 . Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

6.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку работы.

7. Заключительный инструктаж.

7.1 . Анализ характерных ошибок и их причин.

7.2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.

7.3. Домашнее задание.

§ 18-19.

7.4. Уборка рабочих мест.

Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места.

Металлы играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта.
Металлы обладают некоторыми физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины: электропроводностью, намагничеваемостью, тепловым расширением, температурой плавления. Механические свойства металлов, такие, как прочность и твердость, значительно выше, чем у древесины. В отличие от древесины металы обладают пластичностью - способностью изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.
Часто металлы используют для изготовления изделий не в чистом виде, а в виде сплавов. Самые распространенные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и др.), бронза (сплав меди со свинцом, оловом и др.), латунь (сплав меди с цинком).
Загоготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.
Листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах (рис. 56), где заготовка, попадая между роликами, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.

Листовую сталь делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм).
В свою очередь, тонколистовая сталь бывает нескольких видов: кровельная сталь (толщиной от 0,5 до 0,8 мм), жесть (толщиной от 0,2 до 0,5 мм).
Кровельная сталь, не имеющая покрытия, называется черной . Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь).
Жесть бывает черная и белая. Белая жесть - это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность.
Из листового металла делают корпуса машин и приборов, посуду, консервные банки (рис. 57).Очень тонкий листовой металл называют фольгой. Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга - для упаковки шоколада, конфет, чая и др.
На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики. Они должны хорошо знать свойства металлов при различных температурах, разбираться в устройстве оборудования для прокатки.
Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них, применяя различные инструменты.