Кто входит в состав комиссии по соут. Порядок проведения специальной оценки условий труда

Какие требования установлены к составу комиссии при проведении спецоценки?

Для проведении спецоценки должна быть создана комиссия. Какие требования к составу комиссии - читайте в статье.

Вопрос: Для организации и проведения специальной оценки работодателю необходимо сформировать комиссию. Какие требования установлены к составу комиссии, должны ли все в составе комиссии быть обучены охране труда? В случае если в организации есть специалист по охране труда, должен ли быть обучен руководитель охране труда?

Ответ: Требования к комиссии по проведению спецоценки прописаны в ст.9 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ.

Так, число членов комиссии должно быть нечетным. В ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом работодателя. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Т.о. в состав комиссии должен входить специалист по охране труда. При этом в Законе нет требования, чтобы все члены комиссии (в т.ч. и руководитель) были обучены по охране труда. Однако согласно ст.225 ТК РФ все сотрудники независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности организации должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда. Данное требование действует и для руководителей организации. Получается, что все члены комиссии должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда.

Как провести специальную оценку условий труда.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Ведь минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (). Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ , ч. 8 ст. 20 ТК РФ).

Главбух советует: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же издать приказ о проведении специальной оценки , в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах , и статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).


Должен ли руководитель организации проходить обучение по охране труда

Да, должен.

Независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности организации все сотрудники должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда. Данное требование действует и для руководителей организации. Это следует из Трудового кодекса РФ.

Внимание: организация не должна допускать сотрудников, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда к работе (). Сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний по охране труда не по своей вине, надо отстранить от работы. Организация обязана оплатить все время отстранения как простой по вине работодателя (абз. 3 ч. 1 , ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ

О специальной оценке условий труда

Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организации в установленные сроки;

Обеспечение соблюдения действующего законодательства об охране труда, в том числе соблюдение методики проведения СОУТ в организации;

Обеспечение законных прав и интересов работников организации на охрану труда, гарантии и компенсации за условия труда.

5. Функциями комиссии по проведению соут являются:

5.1. Формирование нормативной документации и иных необходимых для проведения специальной оценки условий труда локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов.

5.2. Составление перечня рабочих мест (с выделением аналогичных), на которых проводится СОУТ.

5.3. Подготовка необходимых сведений, документов и информации, характеризующих условия труда на рабочих местах:

О действующих на рабочих местах факторах производственной среды и трудового процесса;

О фактически предоставляемых гарантиях и компенсациях работникам, занятым работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

О фактической обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочих местах, на которых предусмотрено проведение измерений и исследований потенциально вредных и/или опасных производственных факторов;

Подготовка перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям и т.д.

5.4. Приведение наименований профессий и должностей работников в соответствие с квалификационными справочниками.

5.5. Разработка по результатам проведения СОУТ плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

5.6. Рассмотрение предложений полномочных представителей работников (ППО или иного уполномоченного работниками представительного органа), жалоб, заявлений и предложений работников.

5.7. Письменное информирование полномочных представителей работников и работников о принятых комиссией решениях.

5.8. Обеспечение хранения и защиты материалов по проведению СОУТ, в том числе в электронном виде, во избежание их изменения, исправления, порчи либо хищения.

6. Полномочия комиссии по проведению соут

Для осуществления возложенных функций комиссия вправе:

6.1. Получать необходимую для проведения СОУТ информацию от всех служб, подразделений и должностных лиц организации в запрашиваемые сроки.

6.2. Контролировать соблюдение типичных условий технологических процессов и работ при проведении СОУТ.

6.3. Контролировать проведение ОПСОУТ исследований (испытаний) и измерений вредных производственных факторов на рабочих местах, соблюдение методик проведения исследований (испытаний) и измерений.

6.4. Участвовать при проведении ОПСОУТ измерений и исследований вредных и/или опасных производственных факторов.

6.5. Принимать решения:

О возможности использования результатов производственного контроля при проведении СОУТ;

О невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случаях, если они могут создать угрозу жизни работников, экспертов и иных лиц, проводящих СОУТ;

Об утверждении перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;

Об утверждении (по предложению эксперта) результатов идентификации потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов;

Об утверждении перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;

О признании допустимыми условий труда, если на рабочем месте не идентифицированы вредные и/ или опасные производственные факторы;

О снижении подкласса условий труда на рабочих местах в связи с применением эффективных средств индивидуальной защиты (по предложению эксперта на один подкласс, по согласованию с Роспотребнадзором - более чем на один подкласс);

Об утверждении отчета о проведении СОУТ;

По предложениям полномочных представителей работников, жалобам, заявлениям и предложениям работников.

6.6. Решения комиссии по проведению СОУТ, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми должностными лицами организации.

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

КонсультантПлюс: примечание.

На рабочих местах, указанных в ч. 7 ст. 9, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке до установления уполномоченным органом особенностей проведения такой спецоценки (ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(см. текст в предыдущей редакции)

16.05.2016 10:52:00

Для любой организации специальная оценка условий труда — обязательное мероприятие, которое проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ; далее - Закон № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой ее проведения , которую утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 24 января 2014 года № 33н (далее - Приказ № 33н) утвердило Методику проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика проведения СОУТ).

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено Законом № 426. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Статьей 17 Закона № 426 предусмотрены случаи проведение внеплановой СОУТ , в частности:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.


Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев. Регулирование СОУТ осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом № 426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативны ми правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 Закона № 426-ФЗ). В законодательных актах Российской Федерации содержатся требования к рабочим местам и показатели вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы),
измеряемые при проведении СОУТ, а также гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (таблица) .

  • организация проведения СОУТ;

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА


, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.


В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь

Порядок проведения СОУТ установлен Законом № 426-ФЗ и включает несколько этапов:

  • организация проведения СОУТ;
  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении СОУТ;
  • оформление результатов проведения СОУТ;
  • декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией , оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ. В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что основным видом ее деятельности (один из видов ее деятельности) является проведение СОУТ . В штате этой организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ
по СОУТ.


Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь испытательную лабораторию (центр) , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

СОСТАВ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ (ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ
НЕОБХОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ) УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРИКАЗОМ (РАСПОРЯЖЕНИЕМ) РАБОТОДАТЕЛЯ. ЭТИМ ЖЕ ПРИКАЗОМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ.


Работодатель заключает с такой организацией, проводящая СОУТ, гражданско-правовой договор .

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ

Работодатель приказом (распоряжением) образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия). Число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).

При проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства , в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА


До начала выполнения работ по проведению СОУТ комиссия утверждает перечень рабочих мест , на которых будет проводиться СОУТ (с указанием аналогичных рабочих мест), а также опасные и (или) вредные условия труда.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами кондиционирования воздуха, вентиляции, освещения и отопления, на которых работники работают по одной и той же специальности, профессии, должности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Проведение СОУТ на аналогичных рабочих местах имеет свои особенности. При выявлении аналогичных мест СОУТ проводится в отношении только 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ


Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда № 33н.


Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения СОУТ. Согласно разделу II Методики проведения СОУТ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - идентификация) включает в себя следующие этапы:

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • оформление результатов идентификации.


Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ . Результаты идентификации утверждаются комиссией.

И CC ЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ


В рамках проведения СОУТ все идентифицированные вредные и (или) опасные факторы производственной среды подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень обнаруженных вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подлежат исследованиям (испытаниям), формируется комиссией исходя из:

  • государственных нормативных требований охраны труда;
  • характеристик технологического процесса и производственного оборудования;
  • характеристик применяемых сырья и материалов;
  • результатов ранее проводившихся исследований и измерений
  • вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложений работников.


Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных фактора осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ. Методы и методики исследований и методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно. Эксперт организации, проводящей СОУТ, на основании результатов проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов определяет классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или)опасности .

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ УТВЕРЖДЕННЫЕ И АТТЕСТОВАННЫЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И МЕТОДИКИ (МЕТОДЫ) ИЗМЕРЕНИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ПРОШЕДШИЕ ПОВЕРКУ И ВНЕСЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (Ч. 4 СТ. 12 ЗАКОНА № 426).



Статья 14 Закона № 426-ФЗ:

«2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности».

ПРОТОКОЛ, СОДЕРЖАЩИЙ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может угрожать жизни или здоровью работников, экспертов или иных лиц, проводящих СОУТ . В таком случае условия труда на рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений. Комиссия оформляет решение о невозможности проведения исследований и измерений протоколом , содержащим обоснование принятия такого решения.

Работодатель обязан направить копию протокола в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

ИССЛЕДОВАНИЕ (ИСПЫТАНИЕ) И ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА


В рамках проведения СОУТ исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:


Кроме того, при проведении СОУТ измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

  • тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
  • напряженность труда (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).


По отдельным видам работ, профессий, должностей и специальностей Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с другими исполнительными органами власти и организациями может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию и измерению при проведении СОУТ . По результатам испытаний условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА


Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении по итогам проделанной работы. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждены Приказом № 33н.

В отчет включаются следующие результаты проведения СОУТ:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость результатов проведения СОУТ;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
  • заключение эксперта организации, проводящей СОУТ.


Протокол проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов оформляется в отношении каждого исследованного и идентифицированного вредного и (или) опасного фактора. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если член комиссии не согласен с результатами проведения СОУТ, он вправе изложить свое мотивированное особое мнение в письменной форме, приложив его к отчету.

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ, ПРОВОДЯЩУЮ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (Ч. 1 СТ. 18 ЗАКОНА № 426-ФЗ).


Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Организация, проводящая СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает соответствующие сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, в указанную информационную систему учета. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА


В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены , работодатель подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Декларация и информация о ней вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».