Интервью с нашим экскурсоводом - Сухановым Л.С. Гайд для разработчиков по собеседованиям в крупнейшие американские ит-компании Кто чаще заказывает у Вас экскурсии мужчины или женщины

Подготовьтесь к интервью - проверьте, находится ли под рукой гид интервью, хорошо ли вы помните последовательность вопросов, проверьте работу диктофона, наличие блокнота и ручки, запаса батарей для диктофона.

Интервью желательно проводить в спокойном уединенном месте, избегать постороннего шума, движения, присутствия третьих лиц.

При использовании диктофона спросите разрешения у информанта.

Расскажите кратко о цели вашего интервью, проекта; дайте гарантию того, что имя информанта при публикации исследования будет изменено.

Следите за собой, чтобы не оказывать на информанта влияние, воздействие - не перебивайте, дайте высказаться, ждите интонационного и мимического окончания ответа на ваш вопрос для того, чтобы задать следующий.

Контролируйте искренность и эмоциональность высказываний и старайтесь параллельно вести записи в блокнот, конспектируя ответы информанта и свои закодированные комментарии (например: «информант смущен», «мне кажется, информант неискренен», и проч.). Сделайте комментарии по поводу условий, в которых проходило интервью, оцените желание информанта сотрудничать с исследователем. Обязательно зафиксируйте дату, время начала, окончания и длительность интервью, а также пол, возраст и должностной статус информанта.

Помните, что гид интервью - это лишь общий путеводитель, где пунктирно отмечена линия ведения беседы. Роль интервьюера в глубинном интервью очень творческая, и если вы видите, что в данный момент хорошо бы задать какой-то вопрос, какого нет в гиде интервью, но который помог бы проявить позицию информанта по обсуждаемой теме, - задайте его. Будьте активны и творчески относитесь к задаванию вопросов, иногда следуйте за логикой информанта, но старайтесь при этом закрыть все намеченные в гиде интервью темы - это необходимо для сравнительного анализа.

Постарайтесь добиться от информанта описания конкретных примеров, случаев по каждому из суждений (например: «ОТВЕТ: Знаете ли, практиканты слишком безответственны... ВОПРОС: Могли бы вы вспомнить пример из своего опыта или опыта ваших коллег, где бы проявилась эта безответственность? ОТВЕТ: Вот был случай, когда... [описание случая]. ВОПРОС: А могли бы вы вспомнить другие примеры, где бы практиканты, напротив, проявили бы ответственность и вообще проявили бы себя с лучшей стороны?»).

Применяйте триангуляцию, то есть перепроверяйте сведения, получаемые в ходе интервью: иногда это будет заключаться в том, что интервьюеры работают в паре, а потом сравнивают свои заметки и впечатления, иногда - в проверке информации, своих впечатлений другими способами. Например, вы можете сравнивать ответы на одни и те же вопросы, данные разными респондентами, привлекать данные из других источников - интервью, документов, газет.

Примерное содержание «Гид интервью с представителями управления социальными службами»

О цели проекта

Как бы вы могли определить свое понимание того, что такое социальная работа, социальная политика? В этом интервью мы бы хотели поговорить на эти темы.

Сначала несколько вопросов о вас:

Возраст, место рождения, описать основные этапы трудовой биографии: в каком год)" закончил(-а) школу; в каком году куда пошел(-а) учиться или работать; сколько лет проработал(-а); что это была за работа; в чем состояли обязанности; что запомнилось с этого места работы / учебы; когда ушел(-а) и почему; уходил(-а) - уже знал(-а) куда? Как нашел(-а), кто помог найти следующее место работы / учебы?

Расскажите о своей нынешней работе, должности

(если респондент по роду своей деятельности занимается не только социальной работой, но и другими обязанностями, пусть расскажет и о них тоже)

Из чего состоит работа, которую вы сейчас выполняете?

Попробуйте описать ваш типичный рабочий день: во сколько он обычно начинаётся, когда заканчивается, какие дела вам приходится делать до обеда и после?

В каких еженедельных и ежемесячных мероприятиях вам приходится принимать участие?

Теперь более подробно поговорим о развитии PR, о социальной политике в регионе

Какие наиболее острые социальные проблемы сегодня в городе? Изменился ли характер социальных проблем за последние десять лет?

В чем состоит важность PR? Что вы можете сказать о том, как развивалась, и какие этапы преодолевала социальная политика, социальная работа в регионе (своего рода историческая справка)? Что изменилось за последние десять лет в этой области?

Что изменилось за последние десять лет в вашем ведомстве /организации? Что делается вашим ведомством/организацией для развития PR? С какими трудностями приходится сталкиваться внутри и вовне вашей организации в ходе выполнения вашей работы?

Конфликты неизбежно сопровождают работу любой организации. Какие типичные конфликты встречаются внутри вашей организации? Как вам удается их преодолеть? Приведите примеры.

Какие конфликты с другими ведомствами, службами встречаются в вашей работе? Как вы их преодолеваете? Приведите примеры.

Расскажите про достижения вашей организации. Что вы сделали, изобрели, применили такого, что делает вас не похожими на другие подобные ведомства, организации?

Каковы основные направления работы вашей службы? Кто в основном является клиентами вашей службы? Какие категории вы могли бы выделить? С какими проблемами они в основном к вам обращаются? Можно ли говорить о какой-то классификация, основных типах проблем?

Каким образом вы обычно решаете проблемы клиентов, какие методы социальной помощи используете?

Зависит ли выбранный способ оказания помощи, решения проблемы от пола, возраста, национальности, иных характеристик клиента? Если да, то как? В чем это выражается? Приведите, пожалуйста, примеры. По-вашему, в каких случаях вам лучше удается решить проблему клиента и от чего это зависит?

Какие перспективы PR в вашем ведомстве/организации?

Насколько успешно в городе идет построение сети учреждений социальной поддержки, отвечающей требованиям современного этапа развития общества? От чего это зависит?

Что могут сделать администрация города, правительство области и страны для развития PR в городе?

Испытывает ли ваше ведомство недостаток знаний или специалистов в определенной области? Если да, то в какой области и по какой специальности? Как вы решаете и как предпочитаете решать эту проблему - переобучением работающих или поиском подготовленных специалистов?

Влияете ли вы на процесс формирования тех учебных программ » университетах, училищах, тех специалистов, которые вам нужны? Если да, то как вы это делаете? Если нет, то почему?

С кем из специалистов, экспертов по вопросам, связанным с социальной политикой, социальной работой, вы взаимодействуете на уровне города, области, за ее пределами? Удовлетворены ли вы такими контактами? Прокомментируйте свой ответ (какие-либо пояснения, примеры привлечения таких специалистов к каким-либо работам).

Какие направления PR в нашем городе наиболее развиты, чем мы можем похвастаться перед другими регионами? Какие направления PR развиты недостаточно и требуют повышенно! о внимании? Какие направления PR наиболее перспективны?

Взаимодействуете ли вы с негосударственными организациями, ведущими деятельность по тем же проблемам, которыми вы занимаетесь? Если нет, то почему, если да, то расскажите об этом взаимодействии: когда началось, с какими организациями, какие тут есть проблемы?

Знаете ли вы о существовании профессиональных ассоциаций, созданных в сфере PR? Если да - о работе каких ассоциаций вы знаете? Входите ли вы в одну из них? Какую роль играют эти ассоциации в формировании социальной политики в городе?

Как вы оцениваете роль областной и городской думы в формировании социальной политики в городе? Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять правительству области, мэрии, городской и областной для решения наиболее острых социальных проблем города?

Кейс стади.

Исследовательская стратегия case study не является традиционной для отечественной социологии. Сущность такого исследования в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.

Ключевой методологический момент case study - опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Речь пойдет не о специфической качественной методологии, а о некоторых методических проблемах конкретного эмпирического исследования, выполненного в рамках стратегии case study.

Case study - исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая).

Очевидное достоинство метода - возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми.

Case study позволяет сделать это наиболее целостным образом, т.к. исследовательские стратегии сами по себе содержат наборы определенных техник и case study в этом смысле оснащен богаче всех других.

Метод определяет необходимость работать более с конкретными вещами, нежели со сконструированными типами, что позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта ив то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

Примерный план этнографического кейс стади социальной службы

Историческая справка . Адрес, специфика организации, характеристика помещения, оснащенность оборудованием, условия работы. Почему возникла служба? Когда? Ее задачи. Откуда исходила инициатива ее создания? Основные этапы становления и нынешний этап, отношение с властями.

Описание службы . Подробно описать помещение, расположение рабочих столов, подсобных помещений, мест для клиентов - выделены ли они, где находятся, есть ли стулья, описать «наглядную агитацию»: что висит на стенах, какие надписи. Как организовано место, где происходит прием клиентов; как происходит выяснение проблем клиентов, их регистрация и распределение по специалистам. Кто осуществляет прием клиентов? Как этот прием протекает (описание)?

Финансирование. Составить таблицу финансирования по годам. Источники финансирования (если разные, то отразить в таблице и дать динамику по годам). Собрать пояснения по финансированию: почему именно такое в данном году, что это обусловило, удовлетворенность общим финансированием, на что не хватает денег, на что бы пустили деньги, если бы они появились. Связь с отечественными и зарубежными программами по PR по соответствующему профилю, международная поддержка.

Динамика численности сотрудников центра. Результаты свести в таблицы по годам, дать пояснения. Образование сотрудников, текучесть, как менялись уровень и характер образования. Откуда пришли сотрудники, руководители. Практический опыт работы по PR - где приобрели, сколько лет, в какой области. Теоретический опыт - какие квалификационные дипломы имеют, какого учебного центра, какая специализация, когда получили. Довольны ли обучением, какие из теоретических знаний оказались востребованы.

Группы работников. Какие группы работников существуют (по опыту, специализации, профессии и др.)? Как они отличаются друг от друга по образованию, зарплате, доступе к каким-либо ресурсам? Можно ли осуществить переход из одной группы в другую и как это сделать? Какая группа наиболее влиятельна и престижна, как она определяет деятельность других групп? Как в нее входят и как покидают? Опишите элементы групповых субкультур.

Идеология. В какие профессиональные ассоциации входят сотрудники? Где и как они обсуждают свои проблемы? Основные идеологические установки.

Этика. Какие противоречия, дилеммы встречаются в работе (собрать примеры)? Чем руководствуются работники в повседневной работе? Что считают ценным и правильным? Следующие вопросы можно использовать для интервью с рядовыми сотрудниками и руководителями: Какими этическими принципами вы руководствуетесь в своей работе? Где сформулированы эти принципы? Насколько они общеприняты среди представителей той профессии, какой вы занимаетесь? Как вы их узнали? Что произойдет, если вы узнаете, что кто-либо из тех ваших коллег (руководителям - коллег и подчиненных), кто занимается социальной работой, нарушил эти принципы?

Язык. Составить словарь внутреннего языка, особых словечек, терминов, в том числе тех, какие используются внутри службы для обозначения клиентов, их особенностей. Какими словами обозначаются начальники, работа в общем и отдельные ее направления, с какой эмоциональной окраской, представить образцы нормативов и способов самовыражения.

Организационная культура и субкультуры. Описать стиль и формы оформления помещений, что вывешивается на стены, что написано на них (граффити).

Отношения с клиентами /знание /мастерство. Статистика: динамика обращений в службу по юлам - частота, динамика по отдельным направлениям. Как сотрудники повышают свое мастерство? Как отношение к клиентам проявляется в языке, в оформлении помещений, в организационных символах, документах, инструкциях, коммуникации с клиентами, персонала друг с другом.

Мотивация работников. Как и чем работники мотивированы к Труду? Как часто используется материальное поощрение, символическое поощрение? Кто, как и каким образом контролирует дисциплину, качество выполнение заданий? Насколько жестко осуществляется контроль? Каковы дисциплинарные практики? Какие меры стимулирования применяются? Собрать коллекцию типичных практик (истории, документы): «Как человек попадает на работу в службу», «Как человек находит там подходящее место», «Как делается карьера», "Конфликты в сервисной организации», «Почему человек покидает организацию».

Лидерство. Что значит хороший руководитель в этой организации? Примеры хорошего и плохого руководства. Есть ли лидер в организации? Совпадает ли формальное лидерство с неформальным? Качества лидера? Как формируются навыки лидерства?

Процесс планирования. Описать, как протекает деятельность рядовых работников, как построено краткосрочное и долгосрочное планирование, как построены планерки (присутствовать на одной из планерок, вести дневник включенного наблюдения). Принятие решений - кто их принимает в разных случаях (относительно организации работы, взаимоотношений с клиентом, с сообществом, с руководством).

Организация работы . Какие существуют процедуры регистрации, отчетности, насколько беспрекословно они выполняются, существуют ли исключения из правил во внутренних отношениях и в отношениях с клиентами или, напротив, только правила и буква инструкции (неформальные нормы), роль социальных работников, работа в группах, активность рядовых членов, как построено взаимодействие с клиентом, как ведется учет жалоб и предложений?

Взаимодействие с сообществом . Как построено взаимодействие с сообществом, в каких формах, ставятся ли цели взаимодействовать, планируются ли такие действия, есть ли волонтеры, как с ними взаимодействуют и организуют их работу, как сообщают о своей работе, как работают с общественным мнением, средствами массовой информации? С какими общественными организациями взаимодействуют в районе, как протекает такое взаимодействие в деталях и подробностях?

Методы PR . Какие методы работы с клиентами чаще всего используются? Приведите примеры. Откуда социальный работник узнает о методах PR? Что из этих методов взято из каких-либо книг, пособий, а что из практики (своей, коллег)?


Похожая информация.


Мы подготовили интервью с гидом-переводчиком, который уже четыре года знакомит иностранных туристов с достопримечательностями нашей столицы. О секретах профессии, фальшивых гидах и особенностях национального менталитета путешественников — в нашем материале.

Про фальшивых гидов

Часто гиды работают без лицензии. Особенно характерно это для китайских, иранских и индийских групп. Китайцы почти в 80% случаев ходят со своими гидами, у которых, естественно, нет лицензии. И часто они несут такую околесицу, что страшно. Реальный случай: один китайский гид рассказывал своей группе, что Петр I был женат на Екатерине II и что он начал войну со Швецией из-за янтаря. Для китайцев янтарь — это редкость, они ценят его больше других материалов.

Чаще всего так подрабатывают студенты-иностранцы, которые учатся здесь. Им терять нечего: ну подойдет охранник, пожурит их, может, выгонит, a они возьмут и придут еще раз.

Про лицензию

Чтобы работать легально, гиду нужна лицензия. Общая лицензия дает право водить группы туристов по городу. Полиция может проверить у гида общегородскую лицензию, иногда даже останавливает автобусы. Если нет лицензии, то выпишут небольшой штраф.

Китайцы почти в 80% случаев ходят со своими гидами, у которых, естественно, нет лицензии. И часто они несут такую околесицу, что страшно. Реальный случай: один китайский гид рассказывал своей группе, что Петр I был женат на Екатерине II и что он начал войну со Швецией из-за янтаря

Лицензию надо получать на каждый город отдельно. Я работаю в Москве и не имею права водить туристов, например, по Питеру. У меня есть лицензия, которая дает право проводить экскурсию на любом иностранном языке, но если я буду рассказывать на русском, то у меня будут проблемы с местной администрацией.

Про программу


В интересах гида продать как можно больше допов, потому что часть выручки идет ему в карман. Но это возможно не всегда. Программа разрабатывается заранее иностранным агентством и согласовывается с российской стороной. Есть группы, у которых все по списку — ни добавить, ни убавить.

У многих компаний есть контракты с магазинами сувениров, и гид должен туристов водить именно туда. И для экскурсовода, кстати, это очень выгодно, потому что чем больше магазин продаст, тем больше монеток упадет ему в карман. Можно самому договариваться с магазинами: ты им лицензию показываешь, а они тебе звонкую монету за клиентов. Главное, чтобы туристы не видели.

У некоторых групп есть так называемый турлидер — гид, который путешествует вместе с туристами. Он говорит на их языке и переводит экскурсию, если это необходимо. Но по нашим правилам у каждой иностранной группы должен быть местный гид в городе и в музеях.

Если туристам не нравится гид, то компания идет навстречу и меняет его. Но это не всегда правильно, потому что бывают группы, особенно азиатские, которые сами не знают, чего хотят. А индусы вообще нередко относятся к гиду как к обслуге.

Про питание

Помимо экскурсий у гида есть много обязанностей. Например, он должен звонить в рестораны, договариваться, когда группа задерживается, а она часто задерживается… И с питанием туристов есть нюансы.

Европейцы и латиноамериканцы едят все русское — конечно, борщ для них в диковинку, но у них нет никаких проблем с едой. Трудности возникают у азиатов.

Индусов почти всегда водят в индийские рестораны — им наша еда не нравится, она для них недостаточно острая и пряная. К тому же мы едим много мяса, а индусы преимущественно вегетарианцы.

Евреи любят посещать могилу Исаака Левитана на Новодевичьем кладбище. «Здесь лежит хороший человек, художник Ицхак Левитан», — написано на идише на его надгробии. Евреям это приятно

С израильскими туристами по-разному: если это нерелигиозная группа, то они едят в любых ресторанах, а у религиозных все строго по кашруту — они питаются только в синагогах. Завтрак в отеле тоже кошерный. Утром к группе должен спуститься их религиозный представитель и зажечь газ, чтобы разогреть еду по их иудейским законам.

Религиозные евреи не приезжают сюда, чтобы посетить святые места: в отличие от христианства и ислама, у них в религии нет реликвий и мощей. Их туризм такой же, как и у всех остальных, с тем отличием, что они должны молиться и питаться кошерной едой.

Евреи любят посещать могилу Исаака Левитана на Новодевичьем кладбище. «Здесь лежит хороший человек, художник Ицхак Левитан», — написано на идише на его надгробии. Евреям это приятно.

Про религиозные особенности

Я как гид стараюсь уважать религию своих туристов и прошу их делать то же самое. Когда я захожу в синагогу с группой евреев, я надеваю кипу, а когда они посещают действующие православные храмы, я слежу, чтобы мужчины снимали головные уборы, а женщины надевали платки.

Желательно заходить в храмы в туристических местах, там батюшки уже привыкшие и реагируют адекватно. Но если это происходит там, где иностранцев не принято видеть, случаются трудности. И я не хочу оправдывать туристов, потому что они часто сами ведут себя по-свински.

И эти православные арабы захотели спеть молебен. У нас служба ведется на церковнославянском языке, а у них на арабском. И они как запоют про Аллаха, и я думаю: «Сейчас начнется». Но Аллах же по-арабски — это «Господь», это не какой-то особый исламский бог, только не все в курсе. Охранник сразу напрягся...

Был интересный случай с группой православных арабов из Израиля — да, не все израильтяне исповедуют иудаизм. Мы посещали храм Христа Спасителя, и они попросили меня показать подземную церковь под основным помещением храма.

И эти православные арабы захотели спеть там молебен. У нас служба ведется на церковнославянском языке, а у них на арабском. И они как запоют про Аллаха, и я думаю: «Сейчас начнется». Но Аллах же по-арабски — это «Господь», это не какой-то особый исламский бог, только не все в курсе. Охранник сразу напрягся, но тут же подошел батюшка к их лидеру и спросил: «Orthodox?» — «Orthodox». Все, больше проблем не было.

Наиболее прагматичны в духовном плане индусы: они могут без зазрения совести покреститься, хоть и индуисты.

Многие говорят, что чувствуют особую энергетику у могилы Сергия Радонежского. В одной моей группе из Вьетнама была бабушка 95 лет. Она у себя в стране пережила две войны: когда девочкой была — с французами, а потом — с американцами. Так она у гроба Сергия на колени упала и молиться начала, хотя христианкой не была.

Вообще, мне приятно, когда туристы просят свозить их в Сергиев Посад, поклониться. Католики, кстати, тоже могут молиться нашим святым.

Про вопросы

Я обожаю, когда мне задают вопросы, это значит, что человек слушал и я не зря рассказывал. Для меня нет глупого или неправильного вопроса — я стараюсь удовлетворить любопытство каждого.

Но всего знать нельзя, более того, можно забыть. Если ты не знаешь ответа на вопрос, то надо проявить находчивость, придумать что-то правдоподобное и рассказать это историкообразно. Допустим, спросили меня про один из шлемов в Оружейной палате, я вижу, к какой эпохе приблизительно он относится, и говорю, что он принадлежал князю такому-то. Это, конечно, не совсем правда, но и не совсем ложь. Все-таки экскурсия — это не лекция по истории.

Я стараюсь развенчивать темные мифы о России. Есть, например, известная история о том, что Иван Грозный приказал ослепить мастеров, создавших собор Василия Блаженного. Это с вероятностью 99% миф, который появился благодаря поэту Дмитрию Кедрину и его стихотворению «Зодчие» (1938). Сюжет там следующий: царь спрашивает, смогут ли зодчие сделать что-то лучше этого собора, а когда Барма и Постник отвечают, что смогут, он приказывает выколоть им глаза. Это бред хотя бы по той причине, что после собора Василия Блаженного Барму и Постника отправили строить Казанский кремль.

Я вообще стараюсь опровергнуть черные мифы об Иване Грозном, потому что он не был таким жестоким, как его рисуют. Это типичный правитель своей эпохи, даже в каких-то смыслах менее кровавый по сравнению с европейскими правителями XVI века.

Про музеи

Помимо Кремля и Оружейки туристам нравится Музей Великой Отечественной войны, особенно впечатляют их наши панорамы. Ведь панорам только 11 в мире, и самые интересные находятся в России.

А у Исторического музея мало связей с туристическими компаниями: за четыре года я только однажды проводил там экскурсию, причем это был индивидуальный турист. Поэтому, ребята, вам надо подумать, как к себе больше людей зазывать.

Про Пушкинский музей иностранные туристы почти не знают, потому что изначально это был музей копий, а уже потом туда привезли древние иконы, картины XVI-XVII веков. В мировом плане там не так много шедевров, как в той же Франции или Германии. В здании импрессионистов много интересного, но не все любят импрессионизм.

Обычно к экскурсии в Третьяковке туристы относятся скептически, особенно когда узнают, что там не будет XX века. Но быстро меняют свое мнение и признают, что и у нас тоже были свои гении

В Третьяковской галерее многих интересуют иконы, Кандинский и Малевич, то есть очень древнее искусство и авангард XX века. Про XIX век, про наших великих художников типа Перова, Верещагина, Крамского знают немногие.

Обычно к экскурсии в Третьяковке туристы относятся скептически, особенно когда узнают, что там не будет XX века. Но быстро меняют свое мнение и признают, что и у нас тоже были свои гении. Особенно их впечатляет Васнецов. Всегда, даже если времени мало, я стараюсь довести туристов до Васнецова и Верещагина — по-моему, без них поход в Третьякову будет неполным. Во второе здание галереи группы водят очень редко, в основном это индивидуалы.

В Мавзолей реально попасть только с индивидуальными туристами: он открыт всего три часа, очереди аж до Александровского сада тянутся, и только в ней полтора часа можно прождать. Но если в программе это прописано, то никуда не денешься. Обычно Мавзолей включают в программу вьетнамцы, индусы и другие азиаты.

Мы редко заходим в парк Горького — что там смотреть? Но у меня были туристы из Каталонии, которые очень хотели там побывать: они в юности зачитывались шпионскими романами, и парк Горького в них был неизменным местом встречи героев.

А однажды у меня были чилийцы. В Чили есть большая проблема — они не умеют строить разводные мосты. И эти туристы очень хотели в Питер съездить и посмотреть, как они работают.

А в целом компании сейчас делают акцент на древнерусском и имперском наследии и очень мало внимания уделяют советской эпохе. А туристы интересуются нашим советским прошлым.

Про Кремль

Из всех московских музеев больше всего проблем с Кремлем и Оружейной палатой. Во-первых, по правилам Кремля гид не имеет права купить входной билет в кассе — нужно обращаться в туристическую компанию, даже с индивидуальными туристами.

Кремль выделяет крайне мало билетов для туристических компаний. Поэтому агентства, которые работают с китайцами — а сейчас китайский туризм у нас очень развит, — сразу выкупают почти все билеты, из-за чего группы немцев, французов, испанцев и других иностранцев не могут туда попасть. И им приходится ждать, пока не доехавшие до России китайцы откажутся от брони.

С такой политикой я смог попасть в Кремль с испаноязычными группами только три раза за последний год. А хотят туда все.

В итоге у гида есть два выхода: либо работать нелегально, притворяясь туристом, либо пытаться найти билеты через компанию, что практически нереально.

Поговаривают, что администрация Кремля считает, что туристы своим дыханием вредят экспонатам...

Еще одно дурацкое правила Кремля: если обычный человек, не гид, прочитал много книжек и пришел в Кремль с друзьями, то он не имеет права им ничего рассказывать. Потому что это тоже считается экскурсией, а для этого существуют кремлевские гиды. Многие кремлевские экскурсоводы терпеть не могут гидов-переводчиков, потому что считают, что мы у них отнимаем хлеб.

Про рутину

Основная работа у нас в период с апреля по октябрь. Зимой в Россию едут только китайцы, наверное, они привыкшие. Из других стран приезжают только индивидуальные туристы.

С некоторыми группами по контракту гид обязан жить в одном отеле, чтобы 24 часа решать их проблемы. Иногда приходится разбираться с полицией. Был случай, когда мои уругвайцы взяли такси от Большого театра до Измайлова и таксист насчитал им 15 000 руб. Они позвонили мне, а я вызвал полицию. Но они сплоховали и сторговались с водителем до 5000, это все равно много. Бедные уругвайцы, что они теперь о России думают.

Когда я только начинал, мне приходилось сопровождать туристов в поезде от Москвы до Питера. И конечно, тоже были проблемы. Однажды две девушки из группы закатили скандал, потому что с ними в купе ехала семья с маленьким ребенком. Они посчитали, что это слишком много для одного купе. Так-то они сами виноваты: могли бы выкупить все места и ехать с комфортом, но слушать они не хотели ни меня, ни проводника, ни начальника поезда. В итоге с большим трудом их переселили к китайцам (они выкупили для себя весь вагон) и на халяву они получили отдельное купе. Так они после этого на меня еще и жалобу написали, что я ничего не сделал.

Работать с каждой культурой по-своему интересно. Сингапурцы, например, очень приятные люди, по менталитету они похожи на японцев — интересуются всеми деталями и подробностями. Вьетнамцы не такие, им важнее сделать фотографию, чем послушать историю. С индусами бывает по-разному. Они обычно удивляются, что здесь к ним относятся как к настоящим туристам, а не как к людям второго сорта. Но с индусами бывает сложно, потому что они часто ведут себя как капризные дети.

Про чаевые

Многие гиды привыкли получать на чай постоянно, но чаевые на то и чаевые, оставлять их — это право туриста.

Наше вознаграждение зависит от группы и от времени работы с ней. Бывает, что гиду передают туристов на один-два дня, тогда ни на что рассчитывать не приходится. С больших групп мы, как правило, получаем чаевые, а у некоторых туристов они прописаны заранее, чаще всего у вьетнамцев и израильтян. И случается, что они даже добавляют что-то сверх прописанной суммы.

У групп из США чаевые всегда прописаны, и это очень щедрая сумма, с испанцами по-разному, а латиноамериканцы всегда оставляют хорошее вознаграждение, потому что в Россию приезжают очень состоятельные люди.

У многих компаний есть анонимные анкеты, в которых туристы оценивают работу гида. Это, по сути, резюме гида: если у него много позитивных ответов, то ему с большей вероятностью предложат работу еще раз.

Другие анонимные интервью. , случаются ли в отелях служебные романы, что раскрывает о постояльце его номер и кто платит за испорченную вещь.

Засекреченная информация о полетах первых лиц, неадекватные пилоты, слова, которые нельзя использовать. Об этом и многом другом — в «Моей Планете».

По окончании напряженного летнего сезона экскурсовод нашей компании - Суханов Леонид Сергеевич, экскурсовод 1-ой категории, методист, член рабочей комиссии по аккредитации экскурсоводов Городской туристско-информационный центр (СПбГУ «ГТИЦ»), учитель истории школы № 608 Кировского района Санкт-Петербуга, экскурсовод компании «Невский тур primo» дал интереснейшее интервью, в котором помимо всего прочего очень часто встречается слово «любовь». Оказывается без этого чувства в данной профессии делать точно нечего.

Леонид Сергеевич, какими необходимыми качествами (помимо профессиональных) должен обладать экскурсовод? Каких экскурсоводов любят туристы?

Туристы любят хороших экскурсоводов. Но как определить хороший или нет экскурсовод - вопрос. И у каждого своя шкала измерения. Я считаю, что главное качество экскурсовода - любовь к городу, к своей профессии, к людям. Любовь, но не фанатизм в разных вопросах нашей работы, не подобострастие. Человек, который представляет столь величественный город, должен быть адекватен. Сегодня много людей, которые пришли в профессию с одной целью - заработать, часто бывает, что они и не задумываются о сути и назначении нашей работы. Поэтому, возможно, что главное качество, кроме всех профессиональных адекватность и неиссякаемое желание показать туристам наш город, влюбить, как говорят сами же гости города, в Петербург.

Каких туристов любите Вы? Есть ли различия в предпочтениях и восприятии туристом из разных регионов страны и ближнего зарубежья экскурсионных программ и маршрутов? (Скажем, туристы из Вологды больше любят вот это, а из Мурманска что-то иное). Можно ли проследить такие интересные взаимосвязи?

Я... Я люблю туристов таких же, как туристы любят экскурсоводов - хороших. Опять - как определить? Туристы разные, и каждый профессиональный экскурсовод или гид-переводчик должен уважать туриста из любого региона. Но сегодня как никогда, чувствуется разница между регионами. Но если раньше различия были географическими, то теперь исключительно материальные: нефтяные регионы и аграрные - большая разница. Одни могут ничего не воспринимать, главное для многих теперь «звёздность» гостиницы, что, безусловно, важно, а другие воспринимают все, всем восхищаются и все интересно. Но не потому что они ничего не знают, потому что их современная экономическая ситуация не уничтожила, как людей думающих, интересующихся.

Как Вы думаете с кем интереснее работать?

У меня несколько раз за сезон бывают группы из Йошкар-Олы. Когда я первый раз с ними работал, во время обзорной экскурсии у меня было ощущение, что все спят, ибо слышно было меня и шум мотора автобуса, оборачиваюсь - слушают, смотрят, чуть ли не дышат через раз. Последнее время туристы все меньше задают вопросы о городе, истории, литературе, о прошлом, настоящем и будущем. Единственный вопрос, который звучит очень часто - о настоящем - сколько стоят в Петербурге квартиры. Вот так меняется турист.

Несмотря на то, что Вы очень молоды, в туризме работаете довольно давно. Как меняется внутренний туризм в Петербурге? Есть ли качественные изменения?

Несмотря на возраст (к 28 годам 16 лет стажа экскурсовода), я помню, как говорится, еще те времена в туризме. Главные изменения в туризме, как в любой сфере услуг - взлеты и падения. Сейчас, как мне кажется, внутренний туризм Петербурга на подъеме. Касательно качественных изменений... Народ меньше стал интересоваться некой кулуарностью истории, темы экскурсий "Любовь и корона" и "Мистический Петербург", к счастью, отходят на второй план. В одном отзыве туристов была просьба больше рассказывать о 1917 годе, спортивной жизни города. Я помню, была такая экскурсия "Спортивный Ленинград", сегодня, когда строятся новые спортивные объекты, мне кажется возрождение такой темы очень актуальным. Люди потянулись от "клубнички" к истории, фактам, к информации о развитии города. И это прекрасно. Ведь задача экскурсовода не работать на потребу дня, а тянуть уровень знаний, интересов, культуры экскурсантов выше. Еще одно важное изменение - меньше фирм-однодневок. На рынок выходят более серьезные компании, контролирующие качество обслуживания.

Какие свои экскурсии Вы считаете наиболее интересными и яркими?

Я одинаково плохо работаю! (улыбается). Я очень люблю водить войну, как говорят у нас в профессии, люблю трассовые экскурсии - Новгород, Выборг, Старая Русса и т.д. На трассе масса возможностей за 3 часа раскрыть чуть ли не всю историю государства российского, привязав все это к конкретным объектам показа. Все люблю водить. Люблю профессию, люблю город, поэтому всегда, положив микрофон, хочется взять поскорее его вновь. А самая яркая, наверное, ночная по городу.

Что посоветуете непременно посетить туристу, который первый раз приехал в Петербург?

Пискаревское кладбище. Не с вокзала, конечно, туда ехать, но выбрать турфирму, которая предлагает обзорную экскурсию по Петербургу с посещением мемориала, как это было всегда. В Петербурге-Ленинграде обязательно нужно поклониться тем, кто пал, защищая великий город. Подвиг ленинградцев в том, что не себя спасали, спасали город. А уже потом спасенный ленинградцами Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, крейсер Аврору, воссозданный Петергоф, Петергоф обязательно - его фонтаны бесподобны. Для первого приезда в Петербург, думаю, достаточно.

Зачем вообще нужен экскурсовод в наше суперинформационное время, есть интернет (причем уже даже у нас довольно мобильный - I-Pad"ы, I-phon", прочие коммуникаторы), всё всем доступно. Экскурсовод - это пережиток прошлого? Или он для ленивого туриста? Как поменялись функции экскурсовода в 21 веке?

Ведь экскурсовод не ретранслятор. Главная задача экскурсии - показать!!! Как говорил наш великий экскурсовод, ныне покойный, Сергей Сергеевич Бортин, "сначала надо насытить глаза, потом уже уши". Это правило я усвоил от своего первого и главного педагога по профессиональному мастерству Наталии Васильевны Щегровой, которой всегда благодарен за то, что она дала мне профессию. Экскурсовод знает, что и как показать, да и что рассказать из всего объема информации. Никакие технические средства не могут показать город, только рассказать о нем. И очень важно - живое общение, которое может влюбить в город, о чем мы уже говорили. Вряд ли современные средства смогут это сделать лучше человека, всей душой любящего свой город.

Леонид Сергеевич, поскольку Вы работаете еще школьным учителем истории, хотим спросить вот еще о чем: можно ли утверждать, что подобно тому, как иностранные языки легче запоминаются и усваиваются с полным погружением в языковую среду, то и курс отечественной истории наверняка интереснее, полезнее и проще для школьников запоминать с применением экскурсий, что называется на местности? Ведь Санкт-Петербург это фактически уникальный огромный музей истории Российской Империи?

Да! Другого мнения быть не может. Конечно, можно историю, даже историю Петербурга изучить, не выходя из школы. Но нельзя не использовать потенциал города. В школе, где я работаю в прошлом году мы проводили семинар "Потенциал петербургской культуры в дополнительном образовании". Но ведь еще больший потенциал в основном образовании. В Петербурге можно вести экскурсии в соответствие с программой по литературе, истории, истории города, мировой художественной культуре, музыке, биологии, астрономии, химии, физике и еще ряду предметов. Как прекрасно, изучив роман Ф.М. Достоевского, увидеть кварталы, где разворачивается действие романа, увидеть дом, где писатель создал это "самое петербургское произведение русской классической литературы". Говоря о творчестве русских или зарубежных живописцев посетить русский музей, Эрмитаж, академию Художеств, усадьбу Репина "Пенаты". Прекрасные лаборатории наших научных институтов и университетов всегда рады предоставить возможности для проведения опытов, для знакомства с их коллекциями, которые собирались веками. Ведь экскурсия не заменит урок, но и не должна быть только развлечением, экскурсия - прекрасная иллюстрация к материалу учебной программы, прекрасная возможность дать дополнительный материал. Петербург - кладезь в этом смысле.

Если это так, какие экскурсии Вы могли бы порекомендовать для учащихся и школ?

Если, несколько примеров, то это вся литературная тематика - А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский в Петербурге, Поэты Серебряного века и другие. Обязательно военная тематика. Для школ с художественным уклоном - искусствоведческие и архитектурные темы. Хочу сказать, что подбор тем для каждого конкретного класса индивидуален. Темы важно выбирать осознанно. Обоснованием выбора для учителя не должна стать мысль "а вот здесь я еще не была или давно сюда не ездила". Детям должно быть интересно и понятно, что будет говорить экскурсовод, более того, у школьника д.б. мотивация. Зачастую эта мотивация - конкретные задания по теме экскурсии. Поэтому я всегда призываю своих коллег (учителей) как можно чаще включать экскурсии в план внеклассной работы по предмету и в план воспитательной работы с классом. Прекрасно знаю, что сегодня учителям тяжело работать в силу массы причин, в т.ч. невысокого культурного уровня школьников, но, мне кажется, что приобщение детей к прекрасному должно быть в помощь.

14. Глубинное интервью в социологических исследованиях . Цели исследования. Виды интервью: полуструктурированное, свободное, нарративное, диалоговое. Отбор участников исследования. Составление гайда. Обработка и анализ полученных данных. Экперт-опрос в исследованиях молодежной сферы.

1. Составление программы исследования ограничивается постановкой целей и задач, выделением объекта исследования, описанием принципов отбора участников, интерпретацией понятий. Гипотезы не формулируются, так как метод направлен не на подтверждение/опровержение уже имеющейся информации, а на поиск принципиально нового знания.

2. Отбор участников не носит вероятностного характера – речь, скорее, идет о так называемой «теоретической выборке» - объект исследования должен быть «типичным» в ряду других или, напротив, олицетворять крайние тенденции.

3. Объем выборки, как правило, не превышает 30 человек, а зачастую ограничивается 10 – 15. Для определения объема выборки действует следующее правило: мы прекращаем проведение исследование, когда перестаем получать новую информацию. Либо когда мы исследуем сообщество – нам перестают называть новые имена.

4. Цели и задачи исследования могут корректироваться (уточняться) непосредственно при проведении полевого этапа.

5. Роль человека, непосредственно осуществляющего полевой этап, чрезвычайно важна, он должен обладать необходимыми навыками и квалификацией, а также определенным набором социально-психологических характеристик, способствующим налаживанию и поддержанию контакта с респондентом.

6. Время интервью, как правило, 1,5 - 2 часа. Это средние цифры, очень зависящие от конкретного респондента. Если необходимо провести интервью более долгое – то предпочтитеьнее несколько бесед с одним человеком в разное время.

7. Как правило, интервью записывается на диктофон, иногда ведется видеосъемка. В случае, когда интервьюируемый возражает против ведения записи, исследователю приходится или отказываться от интервью, или полагаться на свою память – как правило, выбирается последнее, особенно в том случае, когда нам важно узнать от рассказчика конкретные факты, то есть ЧТО было сказано, а не КАК это было сказано.

Также в социологии разработаны принципы и правила ведения «полевых заметок» - здесь основная трудность, которая встает перед исследователем – он вынужден на месте решать проблему отбора данных, так как зафиксировать все не представляется возможным. Для облегчения работы по фиксации информации разработаны специальные знаки и символы, соответствующие различным речевым формам, особенностям разговоров , .

Иногда ведение каких- либо записей крайне отрицательно влияет на контакт с респондентом. В этом случае исследователь старается запомнить информацию. Важной проблемой в случае фиксации данных интервью «по памяти» является воспроизведение текста, который называют «естественным словарем» объекта исследования.

Виды интервью.

Полуструктурированное интервью.

Это интервью с путеводителем (гайдом) – списком вопросов, которые будут заданы. Формулировка и последовательность вопросов может изменяться уже в процессе проведения интервью.

Техники составления гайда:

1. Одной из техник является «принцип воронки»: фокусирование вопросов – от общих к частным, от менее личностных тем к более интимным. Существует «обратная воронка» - в начале задаются вопросы частного характера, затем – общего.

2. Другой техникой является разграничение вопросов по тематическим блокам.

Нарративное интервью: свободное повествование рассказчика при минимальном вмешательстве интервьюера – он может только «подбадривать» респондента одобряющими возгласами или междометиями.

Свободное интервью.

В отличие от полуструктурированного интервью заранее составленного списка вопросов нет, но тема разговора заранее определена, как и ряд вопросов, которых нужно коснуться в беседе. Исследователь и рассказчик беседуют между собой на выбранную тему, но при этом рассказчик только играет роль полноправного участника разговора, т.к. остается эмоционально невовлеченным, объективным, не высказывающим собственного мнения и т.д.

Диалоговое интервью.

Отличие от предыдущей техники – интервьюер занимает активную позицию в разговоре, высказывает свои собственные взгляды, приводит аргументацию, подтверждающую его точку зрения.

Экспертный опрос .

Особой разновидностью интервью является опрос экспертов. Здесь, как правило, используется заранее составленный гайд, хотя исследователь может отходить от намеченного ранее плана в соответствии с той информацией, которую получает. Особенностью этого вида интервью является специфичность объекта исследования. В качестве интервьюируемых отбираются эксперты по проблеме исследования. Основными критериями отбора могут являться стаж работы, должность, профессиональные знания эксперта.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Вопросник глубокого интервью принципиально отличается от анкеты с закрытыми вопросами. Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса.

Вопросник глубокого неформализованного интервью представляет собой перечень тем, подлежащих выяснению. Этот перечень не обязательно должен иметь форму вопросительных предложений. Темы могут быть сформулированы как в повествовательной, так и в вопросительной форме.

Центральной проблемой при составлении вопросников, предназначенных для глубоких интервью, является определение последовательности тем и степени их детализации.

В зависимости от типа смысловой связи темы подразделяются на повествования, описания и рассуждения. Данная типология была разработана еще средневековыми логиками, а в русскую научную культуру привнесена М. Ломоносовым.

Повествование – это изложение хода событий во времени или последовательное отображение частей сложного события. Составные части повествования следуют друг за другом в порядке, определяемом связью во времени описываемых в них событий. В методических пособиях по интервьюированию повествование именуется также «хронологической» последовательностью. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронологии, прямая хронология с отступлениями. Иногда интервью концентрируется вокруг какого-то центрального события. В этом случае задаются вопросы: что было до того, во время того, после того? Хронологическая последовательность может измеряться в годах, месяцах, днях, часах, минутах. Скорость описания событий в ходе интервью обычно бывает неоднородной: ключевые события могут описываться часами и минутами, а длящиеся процессы – месяцами и годами. Вследствие этого временные рамки повествования в ходе интервью постоянно меняются, расширяясь и сужаясь.

Описание – это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между элементами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений. Описание называют также «пространственной» последовательностью, имея в виду, что совокупность формирующих объект составных частей, признаков или функций образуют, говоря языком математиков, признаковое или функциональное пространство.



В интервью при перечислении респондентом факторов, причин или составных частей, желательно попросить его, по возможности, выстроить их в порядке значимости или иным образом упорядочить свое изложение.

Описания различаются по месту расположения их общей части (общей характеристики объекта описания). В некоторых случаях эта часть открывает тему, в других она ее завершает. М. Ломоносов назвал первый тип описания разделительным (сначала представляется объект в целом, а затем составные части), а второй – соединительным (сначала составные части, а затем объект в целом).

Рассуждение или причинно-следственная последовательность – это тип смысловой связи, основанной на причинно-следственных отношениях. Рассуждение представляет собой мысль, движущуюся от посылок к выводу, например, в форме умозаключения, доказательства, опровержения. Виды рассуждений: от констатаций к обобщению; от тезиса к аргументам и от них к выводу; от фиксации изменений – к анализу их причин; от элементов – к их связям; от установления закона – к раскрытию его модификаций; индуктивные и дедуктивные умозаключения.

При составлении вопросников темы, связанные с рассуждениями, целесообразно ставить в конец интервью, после того, как фактическая сторона дела прояснена в ходе повествования или описания (либо их комбинации).

Вопросы, запланированные заранее, и вопросы, формулируемые по ходу интервью. Вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник, и те, что задаются непосредственно в ходе беседы и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию. Второй тип вопросов в данной главе не рассматривается, поскольку в ней идет речь только о заранее подготавливаемых планах интервью. Однако для данного раздела важно, что интервью могут различаться по соотношению удельных весов вопросов обоих типов. Исследователь должен выбирать, на что он больше будет полагаться: на заранее подготовленные или на оперативно формируемые вопросы.



Число тем в интервью. План глубокого интервью может включать в себя либо одну тему, либо несколько независимых тем. Первый тип вопросника можно охарактеризовать как простой, а второй – как составной. Составные интервью реже встречаются в социологической практике глубокого интервьюирования, поскольку полноценное раскрытие одной темы (или нескольких взаимосвязанных тем) требует обычно достаточно много времени. Соединение в одном интервью нескольких разнородных тем может привести к тому, что не все они будут полноценно раскрыты. В связи с этим наше дальнейшее изложение будет в основном ориентировано на описание правил составления вопросника простого интервью, во-первых, потому, что оно более употребительно, а во-вторых, потому, что составной тип складывается из нескольких простых.

Степень логической детализации вопросника. Это идеально–типическая шкала, на одном полюсе которой находятся вопросники с высокой, а на другом – с низкой степенью детализации. Если для проведения интервью формируется подробный план, состоящий из многих вопросов, и если эти вопросы представляют собой составные части одной общей темы, то мы имеем дело с вопросником детализированного типа.

Детализация вопросников осуществляется путем деления большой общей темы на составляющие ее частные темы. Деление темы – это логическая операция, посредством которой раскрывается ее объем, т. е. число предметов или явлений, охватываемых темой. В соответствии с общепринятыми логическими правилами, деление темы на составные части (подтемы) должно быть:

а) обоснованным,

б) соразмерным

в) взаимоисключающим

г) непрерывным

Хорошо разработанный вопросник сложного интервью должен иметь вид подробного оглавления книги. Число ступеней деления детализированного интервью может доходить до трех или четырех, напоминая рубрикацию оглавления, включающего части, главы, параграфы, подпараграфы и т. д. Сравнение с оглавлением книги не случайно, поскольку хорошо проведенное и хорошо отредактированное интервью (о редактировании см. ниже) и должно иметь вид логично построенной статьи или книги.

В противоположность вопроснику с высокой степенью детализации, часто представляющему собой сложную многоуровневую систему вопросов, вопросник с низкой детализацией может состоять только из одного вопроса или формулировки темы.

Вопросник с низкой тематической детализацией может состоять из нескольких самостоятельных, но связанных по смыслу тем, не являющихся составными частями. Он может содержать также некоторые раскрытия основной темы, что приближает его к типу вопросника с высокой логической детализацией.

Использование вопросника с низкой степенью детализации предполагает, что часть вопросов будет сформулирована и задана непосредственно в ходе интервью.

Выбор вопросника с высокой или низкой степенью детализации требует сравнительного описания их преимуществ и недостатков. Проблема определения целесообразной степени логической детализации интервью является при составлении вопросника одной из центральных. Эта детализация в общем и целом определяется степенью предварительной информированности исследователя. Низкому уровню предварительной информированности должна соответствовать и низкая степень логической детализации.

Одним из приемов, способствующих преодолению противоречий между преимуществами и недостатками высокой и низкой степени детализации, является поэтапная детализация, при которой ее степень возрастает непосредственно в ходе исследования, от интервью к интервью.

Степень логической разветвленности вопросника. Это идеально–типическая шкала характеризует вопросники со сложной логической структурой. На одном конце шкалы план интервью напоминает линию, а на другом – ветвистое дерево. Необходимость составления вопросников типа «дерева» возникает в тех случаях, когда при расчленении темы на составные части встает проблема «логических развилок». Эта проблема актуальна при составлении схем как формализованного, так и глубокого интервью. Логической развилкой в данном случае называется ситуация, при которой исследователь прогнозирует, что в зависимости от ответа на определенный вопрос выборка респондентов распадется на несколько существенно различающихся по своим свойствам совокупностей, для каждой из которых потребуется составление специфичного вопросника. Поясним сказанное на примере. Предположим, что проводится опрос, направленный на изучение типов восприятия эстрадной песни. Как правило, в таких опросах обнаруживается, что для одной части респондентов более важным является поэтический текст, а для другой – музыка. Поскольку системы критериев и понятийный аппарат оценки словесной и музыкальной составляющих существенно различаются, то вопросник анкеты или интервью должен предусматривать эту развилку, т. е. наличие специфических блоков вопросов для респондентов различных типов.

Полнота логической структуры вопросника. Вопросники неформализованного интервью могут иметь полную либо неполную логическую структуру. Полная логическая структура возникает в том случае, когда темы интервью расчленены на подтемы в соответствии с описанными выше четырьмя правилами деления (см. вопросник с высокой степенью логической детализации). Однако реально уровень предварительной осведомленности исследователя далеко не всегда позволяет осуществить такое деление. Часто исследователь располагает лишь общей формулировкой темы и наряду с этим – набором частных вопросов, входящих в данную тему, но не покрывающих ее целиком. Такие ситуации, в частности, возникают в прикладных исследованиях, поскольку заказчиков обычно интересует как общее состояние проблемы, так и получение ответов на ряд конкретных вопросов. Иногда заказчик формирует проблему путем составления обширного списка конкретных вопросов. В этом случае исследователь может пойти по формальному пути и составить план интервью исключительно на основе заданного заказчиком перечня вопросов. Этот подход нельзя, однако, считать профессионально добросовестным, поскольку заказчик, скорее всего, сформулировал лишь часть вопросов, являющихся элементами более общей проблемы. Задача социолога состоит не только в том, чтобы дать ответ на заданные вопросы, но и в том, чтобы попытаться выявить и осветить те вопросы, которые не заданы заказчиком, но релевантны интересующей его проблеме. Сделать это можно только путем включения в вопросник общих вопросов, нацеленных на освещение всей проблематики в целом.

Таким образом, вопросник с неполной логической структурой представляет собой смешанный тип недетализированного и высокодетализированного вопросника, иными словами – комбинацию общих и частных вопросов, логическое пространство между которыми остается незаполненным. Общий вопрос ставится в этом случае перед частными, а частные вопросы задаются только после того, как респондент самостоятельно и полностью раскрыл сформированную в общем вопроснике тему. В ходе ответа на общий вопрос респонденты могут, и это случается довольно часто, осветить некоторые из предусмотренных планом частных вопросов. Необходимость задавать их в таком случае сама собой отпадает.

Постановка и раскрытие общего вопроса до перехода к частным, не устраняя частные вопросы из плана интервью, вместе с тем позволяет выявить:

а) неучтенные логические развилки и принципиально новые направления раскрытия темы. Новый и неожиданный для исследователя поворот темы зачастую обессмысливает всю остальную часть детализированного вопросника, если исследователь поторопился с его составлением;

б) неучтенные основания деления темы, раскрывающие объект с неожиданной стороны;

в) неполноту заданной исследователем типологии, которую респондент может дополнить новыми объектами, явлениями или переменными;

г) ранги значимости элементов тем, составных частей исследуемых объектов или явлений, а также их взаимосвязи в сознании респондента.

Прямая и обратная «воронка». Ряд вопросов, в котором каждый последующий имеет меньший логический объем, чем предыдущий, называется последовательностью «прямой воронки». Противоположный тип, в котором общий вопрос расположен после частного, называется «обратной воронкой». Указанные типы последовательностей могут характеризовать либо все интервью в целом, либо отдельные его темы или подтемы.

Последовательность «прямой воронки» наиболее употребительна. Можно сказать, что она используется во всех случаях, когда нет специальных методических оснований для принятия противоположного решения. Среди основных преимуществ последовательности «прямой воронки» могут быть названы следующие:

а) если целью интервью является получение детального описания события, ситуации или проблемы, постановка общего вопроса позволяет избежать множества частных.

б) последовательность «прямой воронки» позволяет респонденту строить свой ответ более связно и вспоминать детали более эффективно, следуя своему собственному пути ассоциаций

в) начиная интервью с постановки общего вопроса, исследователь страхует себя от привнесения в беседу своего взгляда или установки своих рамок соотнесения прежде, чем он получит информацию о представлениях респондента.

г) если цель интервью заключается в обнаружении непредвиденных релевантных ответов, методически более правильна постановка общего вопроса, так как частные вопросы этой цели не достигают.

Выше были перечислены основные преимущества последовательности типа «прямой воронки». Ясно, что использование обратного принципа перечеркивает эти преимущества. Тем не менее, существуют специальные методические основания, которые могут склонить выбор исследователя к использованию последовательности «обратной воронки». Таких оснований существует, как минимум, три (следует иметь в виду, что реальные вопросники могут содержать в себе комбинации двух типов последовательностей на уровне подтем):

а) отсутствие у респондента достаточно сильных мотиваций для предоставления информации по теме интервью. Такая ситуация может, к примеру, возникнуть в том случае, когда релевантный для исследования опыт респондента представляется ему маловажным и неинтересным, либо он слишком отдален во времени и в значительной степени стерся из памяти

последовательность вопросов в интервью должна отвечать следующим требованиям:

по ходу опроса интерес опрашиваемого должен расти.

более сложные вопросы должны следовать за более простыми.

б) необходимость создания единых рамок соотнесения у различных респондентов.

в) в определенном отношении последовательность «обратной воронки» оказывает на интервью примерно то же влияние, что и наводящий вопрос. Как и в случае с наводящим вопросом, смещающее воздействие последовательности «обратной воронки» следует считать нежелательным эффектом во всех случаях, когда оно не имеет веских методических обоснований.

Специальные виды последовательностей. В эту группу объединены различные типы последовательностей, разработанные для достижения тех или иных специальных целей. Приведем примеры некоторых таких последовательностей.

«Тематическая» последовательность. Она используется в тех случаях, когда цель интервью распадается на ряд параллельных тем. Например, исследуя мнения о кандидатах в президенты, каждого кандидата можно рассматривать как отдельную тему, формируемую из одних и тех же вопросов. Таким образом достигается сопоставимость результатов по каждой теме.

Последовательность «проблема – решение» предложена амери­канским исследователем Д. Дэрвилом. Включает в себя 5 следующих вопросов: Что является сутью проблемы? Что является ее причиной? Какие возможны решения? Какое решение наилучшее? Как это решение может быть реализовано?

«Воронка Гэллапа», состоящая из пяти вопросов, служит для составления как формализованных, так и неформализованных опросников. Первый вопрос предназначен для того, чтобы выяснить, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней. Второй направлен на выяснение того, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме. Третий предназначен для получения ответов по конкретным аспектам проблемы. Четвертый помогает выявить причины взглядов опрашиваемого. Пятый направлен на выяснение силы этих взглядов, их интенсивности.

Язык интервью . Данный аспект проблемы не формирует типологии, но важен при составлении вопросников. Основным критерием для выбора языка и синтаксиса вопросника является необходимость обеспечения максимально полного и точного донесения смысла сообщений от интервьюера к респонденту и обратно. Иначе говоря, язык интервьюера должен соответствовать общему словарю интервьюера и респондента. Наличие общего словаря не означает, что интервьюеру следует использовать те же самые народные либо простонародные выражения или говорить с тем же акцентом, что и респондент. Это означает, что язык, на котором говорит интервьюер, должен быть понятен респонденту, даже если респондент выражает ту же мысль каким-то другим способом. Ответы респондента также вовсе не обязательно должны быть сформулированы в терминологии интервьюера, но обязательно должны быть понятны ему. Словарь и манера выражения должны быть общими в том смысле, чтобы создавать единую основу для понимания.

Если общий язык интервьюера и респондента оказывается недостаточным для обсуждения темы интервью, то необходимо расширить словарь той или другой стороны. В отношении респондента это кажется сложным, но как показывает практика, вполне возможным предпочтительной.

Противоположная возможность заключается в том, чтобы расширить или, точнее, адаптировать язык интервьюера, сделав его понятным для той категории лиц, которых предполагается опросить.

Расширение словаря интервьюера не означает, что он должен пытаться имитировать речь респондента. Такие попытки могут привести лишь к нежелательным последствиям. В частности, имитация речи может серьезно обидеть респондента, поскольку ее причины могут быть неправильно истолкованы. Наряду с проблемой учета специфики языка респондентов существует проблема уровня сложности вопросов. Степень сложности вопроса должна приблизительно соответствовать уровню понимания респондента. С методической точки зрения нежелательно задавать как слишком сложные, так и слишком упрощенные вопросы. Слишком большое упрощение формулировок вопросов подчеркивает, а не нивелирует социальную дистанцию, нанося тем самым обиду респонденту. Противоположная ошибка, а именно постановка вопросов, которые выше уровня понимания респондента, вызывает два очевидных негативных эффекта. Первый – это сложность в общении, когда респондент не понимает, чего от него хотят.

Вторая проблема – мотивационная. Респондент в этом случае может ощутить большой социальный разрыв между собой и интервьюером, поэтому ему будет казаться, что он разговаривает с человеком, который никогда правильно его не поймет. Если так случается, респондент утрачивает один из основных мотивов общения

Под начальной стадией интервью понимается достижение предварительной договоренности с респондентом, если таковое имеет место, и первые минуты непосредственного общения с ним, включая вводную или вступительную часть беседы и первые вопросы.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет специфические функции. Эти функции связаны не с получением информации, а с установлением психологического контакта с респондентом. В зарубежных учебниках слово «контакт» часто определяется такими выражениями, как «установление атмосферы открытости и доверия» или «разбивание льда».

Описание проблемы установления контакта целесообразно начать с характеристики двух специфичных видов интервью, в которых наиболее ярко представлена природа явления, которое может быть охарактеризовано как «психологический контакт». Первый вид – это так называемые клинические или психотерапевтические интервью. Как известно, клиническое интервью используется в психиатрии и медицинской психологии как средство для оказания помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. При этом решающим фактором эффективности лечебного воздействия является психологический контакт, основанный на взаимном доверии и способности врача к сопереживанию (эмпатии).

Помощники общения

1. Стремление к исполнению ожиданий

2. Потребность в признании и одобрении

3. Альтруистические мотивы

4. Приобритение нового опыта

5. Катарсис

Ингибиторы

1. Поиск свободного время

2. Угроза своему я

Виды вопросов

Вопросы классифицируют по различным основаниям.

1) По степени выраженности в тексте вопросы могут быть:

– явными – выражаются в языке полностью, вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное;

– скрытые – выражаются лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.

2) По своей структуре вопросы делятся на:

– простые – структурно предполагают только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы;

– сложные – образуются из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если.., то…» и др. Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на самостоятельные вопросы. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, не тождествен смыслу соответствующих логических союзов, с помощью которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.

3) По способу запроса неизвестного различают:

– уточняющие – это вопросы (или «ли"-вопросы), направленные на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли» и др.;

– восполняющие – это вопросы (или «к"-вопросы), предназначенные для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак восполняющего вопроса – вопросительное слово типа «кто?», «почему?» и др. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы области его неизвестного. А это, как правило, отрицательно сказывается на понимании вопроса.

4) По количеству возможных ответов:

– открытый – это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов;

– закрытый – это вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях.

5) По отношению к познавательной цели:

– узловые – это вопрос, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели;

– наводящий – это вопрос, если верный ответ каким–то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами нет

6) По правильности постановки:

– корректные – это вопросы, предпосылкой которых является истинное и непротиворечащее знание;

– некорректный – это вопрос, основанный на предпосылке ложного суждения, противоречащего суждения или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов:

а) тривиально некорректный (бессмысленный) – это вопрос, выражающийся предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания;

б) нетривиально некорректный – это вопрос, предпосылкой которого является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа.

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос в целях провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Такими вопросами иногда ставят в неудобное положение логически неподготовленных.