Дмитрий Лихачёв: Человек должен быть интеллигентен. Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. . . Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины» , сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек. . . Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Д. С. Лихачев

С 1. План текста. 1) Человек должен быть интеллигентен. 2) Интеллигентность в представлении многих людей. 3) В чем состоит подлинная интеллигентность.

С 2. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

С 2. По мнению Д. С. Лихачева многие люди связывают интеллигентность с четырьмя качествами: 1) человек много читал; 2) человек хорошо образован (по преимуществу гуманитарное образование); 3) человек много путешествовал; 4) человек знает много языков.

С 3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

С 3. В тексте приведены следующие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку: 1) восприимчивость к культурным ценностям; 2) эстетическое чутье; 3) способность восхищаться красотой природы; 4) способность понять характер и индивидуальность другого человека; 5) доброжелательное отношение к другим людям; 6) умение незаметно помочь другому человеку.

С 4. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека» . С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.

С 4. Объяснения утверждения автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека»: 1) интеллигентный человек приветлив и совестлив в отношениях с окружающими, что способствует установлению доброжелательной атмосферы в любом коллективе; 2) интеллигентный человек восприимчив к красоте природы, он не причиняет вреда природе и прилагает усилия для ее сохранения (то есть действует в интересах всего общества); 3) интеллигентный человек способен понять подлинные ценности культуры, он может в этом стать примером для окружающих.

С 5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

С 5. Такое поведение нельзя назвать интеллигентным. Фрагмент текста: - интеллигентный человек «не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек» ; - «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого» .

С 6. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает. . . «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми» ? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.

С 6. Я считаю, что такой человек должен вести себя следующим образом: 1) необходимо сохранения человеком своей интеллигентности; 2) необходимо достижения определенного компромисса с окружающими; 3) необходимо соответствовать своему окружению.

Письмо двенадцатое

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой – великое счастье.

Из книги Судьба цивилизатора [Теория и практика гибели империй] автора Никонов Александр Петрович

Карфаген должен быть… Уничтожить и унизить Сципиона Катону не удалось. Удалить из политики и из города - вполне. Но семена, брошенные Сципионом во влажную почву Ренессанса, проросли. Катон полол эти сорняки Современности всю свою жизнь. А жизнь у него, в отличие от жизни

Из книги Тайны и загадки нашей жизни автора Волков Сергей Юрьевич

«…это должен быть наполовину робот» ХХ век был не только веком «войн моторов», но и веком огромных армий. Во время Второй мировой войны под ружьем стояли десятки миллионов человек. Но изобретение ядерного оружия, совершенствование обычных вооружений, боевые отравляющие

Из книги Письма о провинции автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ Одна из самых ярких особенностей наших захолустных городков заключается в том, что там почти совсем нельзя встретить постороннего, наезжего люда. Все, чтов ни видится на улицах, на площадях, в присутственных местах, в лавках - все это тутошное, живущее

Из книги Именины сердца: разговоры с русской литературой автора Прилепин Захар

ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ Впервые - ОЗ, 1870, № 9, отд. II, стр. 64–82 (вып. в свет 4 сент.). Салтыков работал над «Письмом двенадцатым» в июле 1870 г., параллельно с завершением «Истории одного города». 10 июля он писал Некрасову: «Я кончил «Историю города» и кончаю на днях «Письмо из

Из книги Очерки по истории анархических идей и Статьи по разным социальным вопросам автора Неттлау Макс

МИХАИЛ ЕЛИЗАРОВ: «Писатель или поэт не должен быть мудрым. Он должен уметь рассказать историю» Михаил Юрьевич Елизаров родился в 1973 г. в Ивано-Франковске на Украине. Окончил филологический факультет университета в Харькове и музыкальную школу по классу оперного вокала. В

Из книги Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи автора

АНАРХИЗМ И БОЛЬШЕВИЗМ Социализм, каким он должен быть, и социализм, каким он быть не должен Настоящей интеллектуальной катастрофой и моральной трагедией является то обстоятельство, что, после целого столетия углубленного исследования процесса эволюции и направления

Из книги Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование автора Крупская Надежда Константиновна

Из книги Русский апокалипсис автора Ерофеев Виктор Владимирович

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН Карфаген безграмотности должен быть разрушен.«Ленинская искра» - коммуна Курской губернии, образовавшаяся из девятнадцати семей бедняков в деревне Скотской Медвенской волости. Коммуна решила раз навсегда покончить с ненавистной

Из книги Том 10. Публицистика автора Толстой Алексей Николаевич

Коктебель должен быть наш Ангел живет в каждом человеке, даже в том, кто об этом не подозревает, - считал отец русского нудизма, который призывал своих именитых гостей загорать без одежды. Максимилиан Волошин сто лет назад построил в Коктебеле дом. Прожив в нем некоторое

Из книги Статьи, эссе автора Цветаева Марина

Фашизм должен быть раздавлен Во время мировой войны германская подводная лодка поднялась на поверхность, следуя за гигантским трансатлантическим пароходом. Он шел из Америки, тогда еще нейтральной, с тысячью или около этого пассажиров.Было около полуночи, лодка шла

Из книги Литературная Газета 6397 (№ 50 2012) автора Литературная Газета

VIII. ЧЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КРИТИК Бог путей и перекрестков, двуликий бог, смотрящий назад и вперед.Критик: Сивилла над колыбелью: Старик Державин нас отметил И в гроб сходя благословил. Париж, январь

Из книги Своя разведка автора Ронин Роман

Критик должен быть молод Критик должен быть молод Павел Басинский. Человек эпохи реализма. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2012. - 464 с. -1500 экз. Павел Басинский - один из наиболее известных в России литературных критиков. А вышедшая в этом году книга "Человек эпохи реализма",

Из книги Идем на восток! Как росла Россия автора Вершинин Лев Рэмович

2. Каким должен быть телохранитель По логике вещей, профессионалами должны быть телохранители. Например, в Москве в охране бизнесмена «средней руки» иногда занято до 10 человек, работающих в три смены. Иными словами, они прикрывают его круглосуточно. Во что это обходится,

Из книги Нефть, PR, война автора Коллон Мишель

Герой должен быть один Согласно сказаниям, он – супермен, даже конь которого суперконь, – лично, в сопровождении одного лишь «мальца», ездил по лесам, разыскивая вновь объявившихся «легоев» и боотуров, служивших старшим братьям, а найдя, убивал. Или, победив в поединке,

Из книги На все есть дедлайны! автора Гриценко Александр Николаевич

Отпор должен быть глобальным Если угроза, исходящая от США и НАТО, имеет глобальный характер, то и отпор этой угрозе должен иметь глобальный размах. В Югославии мне часто доводилось слышать такие слова: «Когда бомбили Ирак, мы, югославы, думали: «Это ужасно, но что мы можем

Из книги автора

Театр должен быть человечным – Вы следите за современной драматургией?– В силу своей профессиональной деятельности и просто личного интереса, да, слежу. Хотя, конечно, из-за театральной суеты кое-что упускается. Я читаю альманах «Современная драматургия», но из-за

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но, прежде всего, определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой - великое счастье.

Лингвистический анализ текста Д. С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен».

Урок разработан учителем русского языка и литературы ГБОУсош№ 000, г. Москвы, Литвиновой Мариной Владимировной.

Цель урока : предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепить умения анализировать текст, выделять в нем тему, идею; находить выразительные средства языка, определять их роль в тексте; способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку и родному краю, развить интерес к самостоятельному изучению русского языка.

Задачи: проверить не только объем и качество усвоения материала, но и глубину осознанности, умения использовать полученные знания на практике; продолжить обучение комментированию и рецензированию ответов одноклассников; построить урок на основе системного анализа; частично познакомиться с биографией; поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия ; определить свое отношение к нравственным ценностям; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, присаживайтесь.

Проблемный вопрос .

Нужно ли быть сегодня интеллигентным человеком? Современно ли это? (Дети делятся своей точкой зрения).
Вступительное слово учителя.
Уважаемые ученики!
Сегодня мы должны с вами поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия.

Давайте поговорим немного об авторе, с текстом которого будем работать в течение всего урока. Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил в жестокий век, когда попирались нравственные основы существования человека, однако стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа. Выдающийся русский ученый не только трудами своими, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности. Он автор фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира.

Дмитрий Лихачёв родился в 1906 году в Санкт-Петербурге. В 1928 году, по окончании факультета общественных наук Ленинградского государственного университета, он был незаконно репрессирован. Пять лет Дмитрий Сергеевич находился в лагере на Соловках, трудился на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно.
Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы. В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника "Памятники культуры. Новые открытия", редколлегию серии "Литературные памятники", в конце 80-х годов - участвовал в создании журналов "Новый мир" и "Наше наследие".

За краткими строками биографии - многогранная жизнь мыслителя, ученого, общественного деятеля. Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа.
Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли, в защиту и сохранение культурного наследия Россиян. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его - примером бескорыстного служения народу.
На уроке мы поднимем вопрос об интеллигенции и интеллигентности и поразмышляем о двенадцатом письме "Человек должен быть интеллигентен!" из книги «Письма о добром».

Словарно-орфографическая работа.

Ребята, как вы понимаете значение слова интеллигенция?

Слово "интеллигенция" на других языках мира определяется как заимствованное из русского. И, наверное, не случайно Европа и Америка предпочитают слову "интеллигент" слово "интеллектуал". Русский язык не просто принял, вобрал в себя иноземное слово – он его одухотворил. Ни в одном другом языке мира это слово не несет дополнительной смысловой нагрузки.

Интеллигенция - собир., люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом.

Интеллигентность – это способность человека к духовной эволюции, самотворению: сам себя творишь и сам себя отворяешь, выявляя дотоле неведомые силы и способности.

Аура - спец., 1 Изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа.2. В парапсихологии-то же, что и биополе .

Работа с текстом. Текст распечатан на каждого ученика.

Человек должен быть интеллигентен!

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и « ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

ёв

Беседа по содержанию текста.

Ребята, перед нами представлен отрывок из двенадцатого письма.

1.О чём этот текст? (Примерные ответы детей: это размышление об интеллигенции. Она нужна в жизни не только для окружающих, но и для каждого человека. Это наше нравственное здоровье. Мы должны ежедневно тренировать духовные и душевные силы, для того чтобы быть счастливыми. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Все наши слова, поступки возвращаются к нам с удвоенной силой, поэтому мы должны отдавать себе отчёт в наших деяниях).

2.Какие проблемы поднимаются в этом тексте? (Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность в современном мире?)

3.Как название текста влияет на его тему? (В названии заключен призыв, который привлекает наше внимание к общечеловеческим ценностям).

4. Какова идея? (Интеллигентный человек – это человек, имеющий не только хорошее образование или талант, но и определённые морально – нравственные качества). Давайте идею запишем при помощи тезисов из текста (интеллигентность человека – залог его долголетия, быть интеллигентным – долг человека перед самим собой, быть интеллигентным – долг человека перед обществом.)

5. Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным? (Нет, так как образованный человек и интеллигентный человек два разных понятия, интеллигентность основывается на создании нового через осознание старого как нового).

6. Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек. (Это человек, уважающий культуру прошлого, способный понимать другого, умеющий уважительно спорит, способный незаметно помогать другому, берегущий природу, скромный, не засоряющий окружающий мир не только вещественно, но и дурными идеями, приветливый и добрый).

7. Согласны ли вы с тем, что «Социальный долг человека – быть интеллигентным»? (Дети делятся своими мнениями).

8.К какому стилю речи, типу речи принадлежит данный отрывок? (Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи, тип речи- рассуждение. Выдвигается тезис - человек должен быть интеллигентен, далее автор доказывает, зачем каждый человек дожжен быть интеллигентным, вывод - социальный долг человека – быть интеллигентным).

9. Какие признаки публицистического стиля вы в нём нашли? ( Цель: воздействие на читателя, внушение определённой идеи (если человек не будет проявлять уважение к культуре прошлого, не будет ежедневно воспитывать себя, не будет ответственен в решениях нравственных вопросов, значит, это человек, не умеющий жить, несчастный, страдающий «душевной слепотой»). Автор побуждает нас осмыслить эту важную морально-этическую проблему. Именно эта цель заложена в названии текста. Ещё один признак публицистического стиля - общедоступность (текст рассчитан на понимание широкой аудитории читателей).

Текст очень эмоционален, это достигается за счёт риторических вопросов и восклицаний, синтаксического параллелизма, ёв не просто пишет, а через своё письмо беседует с читателем). Например, … « А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?»).

11. Какие выразительные средства помогают образно представить текст?

(Это достигается за счёт ряда однородных членов «сослуживцев, друзей, родных»… служат для создания максимально полного описание интеллигентного человека, использования фразеологизма «белая ворона», лексических повторов « в тысяче и тысяче мелочей», анафора « а если…» говорит о том, что внешняя среда не должна влиять на внутреннее мироощущение, никакие условия не могут повлиять на интеллигентность людей. Вводные конструкции помогают подчеркнуть значимость фразы « именно незаметно»…).

12. Какие ключевые слова помогают понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние?

(Внутреннее состояние нам помогает понять лексика, характерная для публицистического стиля: должен, надо, беречь - это слова, обращённые именно к обществу).

13. Как вы считаете текст динамичен или статичен?

(Текст динамичен, движение создается за счёт большого употребления глаголов. Они не дают мысли затечь, а постоянно читателя заставляют искать ответы на поставленные вопросы. Глаголы употреблены в инфинитиве и изъявительном наклонении настоящего времени, это употребление позволяет сделать вывод, что нравственные вопросы, которые поднимаются в тексте, не имеют срока давности, они будут актуальны всегда, в любое время, так как без этого невозможно говорить о душе человека, без души мы все превратимся в чёрствых, безынициативных людей).

Давайте подведём итог.

Современный человек - интеллигентный человек?

Что вы в современном мире вкладываете в это понятие?

В 1991 году Лихачёв пишет книгу «Раздумья», как бы логическое продолжение «Писем о добром и прекрасном». Завершают «Раздумья» 10 заповедей человечности, сформулированные Великим сыном России. Давайте посмотрим, как эти заповеди связаны с нашим текстом. Какие заповеди наиболее значимы?

Заповеди человечности (записаны на доске).

Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.!!!
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

(ёв).

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему « Нужна ли интеллигентность в современном мире?»

Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделала его «белой вороной» среди сотрудников, друзей, родных, становится помехой сближения с другими людьми? Нет, нет и еще раз нет! Интеллигентность нужна при любых обстоятельствах. Она нужна вам и тем, кто вас окружает. Это очень и очень важно, прежде всего, для того, чтобы жить счастливо и долго: именно так, долго! Ведь интеллигентность тождественна моральному здоровью, а здоровье необходимо для того, чтобы жить долго – не только физически, а и умственно.

В одной древней книге сказано: «Уважай отца своего и мать свою, и долгожителем будешь на земле». Это касается и всего народа, и каждого отдельно человека. Это мудро. Но вначале определим, что такое интеллигентность, а уже потом – почему она связана с заповедью долголетия. Многие считают, что интеллигентный человек – это человек начитанный, высокообразованный (и образование его преимущественно гуманитарное), много путешествует, знает несколько языков. Тем не менее, можно обладать этими качествами и не быть интеллигентом, а можно ничего этого не иметь и быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. В самом деле, лишите интеллигентного человека памяти. Пусть он забудет все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить наилучших произведений искусства, если он сможет проняться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, а, поняв, поможет ему не проявить грубости, равнодушия, злорадства, зависти и достойно оценит его – вот это и будет истинный интеллигент.

Интеллигентность не только в знаниях, а и в способности понять ближнего. Она оказывается в тысяче мелочей: в умении вежливо спорить, скромно вести себя за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не сорить вокруг себя – не сорить окурками или бранным словом, плохими идеями (это тоже мусор, да еще и какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы, как тренируют физические. А тренировка возможна и необходима при любых условиях. То, что тренировка физических сил оказывает помощь в долголетии – это понятно. Значительно меньше понимают, что для долголетия необходимо тренировать духовные и душевные силы.