Внешняя торговля Кореи. Экономика южной кореи Что производят в корее

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).


Каким образом отсталая и бедная Корея смогла совершить экономический рывок, не имеющий равных во всей мировой истории? Если попытаться кратко описать избранную корейским правительством стратегию, то основой ее была ориентация на экспорт. Фактически за последние 35-40 лет Корея превратилась в своеобразную "страну-фабрику", которая ввозит из-за границы сырье и полуфабрикаты, превращает их в готовые изделия и отправляет эти изделия за границу. Другого выбора у лишенной запасов природных ископаемых Кореи, по сути, и не было. Однако ясно, что следствием такого стратегического решения стала крайняя зависимость Кореи от экспорта. Ситуация на мировых рынках, колебания курсов валют, изменения в таможенном законодательстве самым непосредственным образом затрагивают любого корейца, а экспортно-импортные сводки внимательно читаются всеми, кто так или иначе связан с корейской экономикой.

Стремительный рост корейской внешней торговли начался в середине 1960-х годов, то есть тогда, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития. На протяжении четверти века (1964-2000 гг.) Южная Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно (в особо удачные годы экспорт удваивался). В 2001 г. сравнительно небольшая Корея как по объему своей внешней торговли в целом, так и по объему экспорта находилась на 13-м месте в мире. Ее экспорт составил 150,6 млрд. дол, а вся внешняя торговля (экспорт и импорт вместе) - 291,5 млрд. дол. Для сравнения: по объему своей внешней торговли Россия в прошлом году занимала в мире 17-е место, ее экспорт составил 103,1 млрд. дол., а внешняя торговля в целом - 162,1 млрд. дол., то есть почти в два раза меньше южнокорейской. Это означает, что огромная Россия по масштабам своей внешней торговли находилась на одном уровне с Малайзией и Швецией, но существенно отставала не только от Тайваня, но даже от: города-государства Сингапура.

Крупнейшим внешнеторговым партнером Южной Кореи вот уже много лет являются США, объем торговли с которыми в 2001 г. составил 53,4 млрд. дол. (18,3% всего корейского внешнеторгового товарооборота). На втором месте находится Япония (43,1 млрд. дол. или 14,8% товарооборота), за ней следуют Китай (10,8%), Гонконг (3,7%) и Тайвань (3,5%). На шестом месте - Саудовская Аравия, торговля с которой весьма несбалансированна: корейский экспорт из этой страны составил 8 млрд. дол., а импорт - всего лишь 1,3 млрд. дол. Причина такого дисбаланса понятна: для Кореи Саудовская Аравия является одним из важнейших поставщиков нефти. 7-10 места в десятке главных корейских торговых партнеров занимают ФРГ, Индонезия, Австралия и Сингапур.

Торговый оборот с Россией в 2001 г. составил только 2,9 млрд. дол., так что среди южнокорейских торговых партнеров наша страна занимает скромное 29-е место. При этом российско-корейская торговля также несбалансированна: в 2001 г. корейский импорт из России составил 1929 млн. дол, а экспорт в Россию - 938 млн. дол. (здесь используются данные корейской статистики, так как Госкомстат РФ в своих публикациях называет заметно меньшие цифры). Дисбаланс вызван тем, что в торговле с Кореей, как и в торговле РФ в целом, преобладает сырьевое направление. Главные статьи корейского экспорта в Россию - продукты нефтехимии (20% всего экспорта), продукты питания, текстиль, автомобили и электроника. Россия продает в Корею минеральное сырье (примерно 30% всего импорта из России), металлоизделия (в основном - металлом для корейских металлургических комбинатов) и морепродукты. Впрочем, к этим цифрам следует подходить осторожно, так как они отражают только "официальную" торговлю - да и ту не в полной мере. В российско-корейской торговле, как известно, немалую роль играют "челноки", особенно заметные на Дальнем Востоке. Деятельность этих мелких и средних предпринимателей, равно как и полулегальный ввоз подержанных корейских автомобилей, официальной статистикой отражается только отчасти. Относится это, кстати, и к корейской торговле с Китаем, реальный объем которой также больше официально заявленного.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).

Импортирует Корея в основном сырье и (что не очень афишируется) технологии. В Корее полностью отсутствуют свои энергоносители, так что вся нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти! В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды, а также древесина и иные виды сырья.

С точки зрения внешней торговли, 2001 год был не самым удачным для Кореи - в отличие от очень успешного 2000 г. В прошлом году существенно снизились цены на некоторые продукты корейского экспорта - в первую очередь, на сталь и полупроводники. Немалую роль тут сыграли события 11 сентября, которые негативно повлияли на экономику США - главного торгового партнера Кореи, а также трудности, которые во второй половине года переживали крупнейшие развитые экономики. Поэтому корейский экспорт в 2001 увеличился по сравнению с 2000 г. всего лишь на 0,7% - самый скромный результат с 1989 г. Немало проблем Корее создали и высокие цены на нефть, которые держатся уже довольно долго (к немалому удовольствию России). В то же время внешнеторговый баланс, несмотря на все трудности, остался положительным, то есть экспорт превышал импорт: в 2001 г. Корея продала товаров на 8.4 млрд.дол. больше, чем купила.

Однако эти проблемы - тактические и временные: цены, в конце концов, колеблются всегда, и за нынешним спадом неизбежно придет подъем. Увы, тактическими проблемами дело не исчерпывается: все большую стратегическую угрозу корейским внешнеторговым компаниям представляет Китай. Связано это со структурой корейского экспорта, в котором традиционно большую роль играли трудоемкие отрасли средней сложности - кораблестроение, автомобильная промышленность, металлургия. В этих областях главным преимуществом Кореи раньше было наличие недорогой и очень дисциплинированной рабочей силы, а также высокий уровень образования. В последнее время ситуация радикально изменилась. Корейские рабочие теперь согласны трудится только за такие зарплаты, которые не слишком отличаются от испанских или греческих, в то время как в Китае рабочим платят по-прежнему немного. В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Корее 7,75 долларов в час, а в Китае она была в восемь раз ниже - всего лишь 0,92 доллара в час. Этот разрыв позволяет китайским фирмам постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Уже сейчас китайское давление ощущ""ается в судостроении и металлургии, не за горами появление и неплохих китайских автомобилей.

Корейские фирмы пока видят два выхода из этой потенциально опасной ситуации. Первый выход - это наращивание высокотехнологических производств, в первую очередь - в области электроники, информатики и телекоммуникаций. В этих областях китайские производители пока не составляют серьезной конкуренции, но зато корейским компаниям приходится решать другую сложную задачу: входить на сложившийся рынок, уже давно занятый западными и японскими фирмами. Второй выход - это постепенный перенос технологически простых, но трудоемких производств за пределы Кореи, в страны с дешевой рабочей силой. Не случайно, что все больше корейских компаний создают свои заводы в Малайзии, Вьетнаме и, конечно же, в самом Китае.

В любом случае ясно, что отказаться от ориентации на экспорт Корея в обозримом будущем не сможет. Экспорт - главное условие процветания страны, основа всей ее экономики.

Современная промышленность Южной Кореи развита достаточно хорошо несмотря на то, что некоторые ее отрасли сравнительно молоды. Несмотря на множество негативных ситуаций в мировой экономике в течении последних лет, от которых экономика Кореи также пострадала очень заметно, в настоящее время ситуацию удалось стабилизировать.

Сегодня экономика страны строится на производстве товаров народного потребления, которые экспортируются на мировые рыки. Существенную поддержку оказывает и сектор тяжелой промышленности. Сегодня можно выделить три основополагающих отрасли, составляющих основу экономики Южной Кореи.

  • Автомобилестроение.
  • Электроника.
  • Судостроение.

Автомобилестроение

Современное автомобилестроение в Корее можно назвать динамично развивающейся отраслью. От всего объема добавленной стоимости на долю автопрома приходится 9,4 %. В доле экспорта РК продукция автоконцернов составляет 8,3 %, а на предприятиях, производящих автомобили занято практически 7,4 % трудоспособного населения страны.

Несмотря на то, что автомобилестроение в Корее активно развивается всего с 60-х годов прошлого века, сегодня корейские компании занимают пятое место на мировом автомобильном рынке. Среди ведущих корейских автоконцернов нужно выделить следующие:

  1. Hyundai Motor.
  2. Kia Motors.
  3. GM Daewoo Auto & Technology.
  4. SsangYong Motor Company.
  5. Renault Samsung Motors.

В настоящее время модельный ряд каждого производителя постоянно расширяется, а само автомобилестроение остается для страны важной составляющей экономической стабильности.

Электронная промышленность

Тенденции к переходу на цифровые технологии, наблюдающиеся во всем мире, лишь укрепили позиции электронной промышленности Южной Кореи. Здесь производится не только весь спектр бытовой потребительской электроники, но и оборудование телекоммуникации, отлично развита полупроводниковая промышленность.

Если говорить о рынке бытовой электроники, где ведущими компаниями являются LG, Samsung и Daewoo Electronics, то средний объем ежегодного производства составляет более 17 млрд долларов – основная часть техники экспортируется.

Телекоммуникация

Вполне естественно, что электроника Кореи не ставит во главу угла лишь утюги и пылесосы. Рынок телекоммуникационного оборудования развит в Корее гораздо лучше рынка бытовой электроники. Достаточно сравнить объем среднего годового производства – для телекоммуникации цифра доходит практически до 28 млрд долларов. Такая ситуация складывается из-за высокого спроса на подобную продукцию на внутреннем рынке.

Полупроводниковая промышленность

Интегральные схемы, диоды и транзисторы составляют основу всей современной цифровой техники. Для электроники Кореи это производство представляет особый интерес в экономическом плане. Доля экспорта за разные годы доходила до 10 %. Особую роль после мирового кризиса 1997 года для экономики этой страны сыграло хорошо налаженное производство чипов памяти – до 90 % от общего объёма производства. После кризисных лет другие страны не смогли восстановить должного масштаба выпуска чипов памяти, и Корея сегодня является основным мировым производителем чипов, поставляя их во все развитые страны мира.

Судостроение

Такая отрасль промышленности, как судостроение, в Корее включает в себя не только лишь постройку судов. Сюда же входит их проектирование, ремонт и конверсия. При этом здесь работают с любыми типами судов. Активно развиваясь, эта отрасль стимулирует развитие множества смежных отраслей, включая химическую и металлургическую промышленность. Первая верфь в стране появилась еще в 1973 году, с тех пор появилось еще две. Сегодня судостроением в Корее занимаются три ведущих компании:

  • Hyundai Heavy Industries;
  • Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering;
  • Samsung Heavy Industries.

С конца 80-х годов судостроение в Корее начало свой бурный рост, что привело к тому, что в течении последнего десятилетия доля этой небольшой страны на мировом судостроительном рынке в производстве дорогостоящих судов составила 59,3 %. О приближении к статусу мирового монополиста на данном рынке говорит тот факт, что в 2005 году страна получила 339 заказов на постройку, что составляет 38 % от мирового объема производства судов.

За 1970-2018 гг. экспорт Южной Кореи в текущих ценах повысился на 715.2 млрд. долл. (в 699.1 раз) до 716.3 млрд. долл.; изменение произошло на 0.60 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 19.0 млн., а также на 714.6 млрд. долл. благодаря росту экспорта на душу населения на 13 967.4 долларов. Среднегодовой прирост экспорта Южной Кореи составил 14.9 млрд. долл. или 14.6%. Среднегодовой прирост экспорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 12.7%. Доля в мире увеличилась на 2.6%. Доля в Азии выросла на 5.7%. Минимум экспорта был в 1970 году (1.0 млрд. долл.). Максимум экспорта был в 2018 году (716.3 млрд. долл.).

За период 1970-2018 гг. экспорт на душу населения в Южной Корее вырос на 13 967.4 долларов (в 439.6 раз) до 13 999.2 долларов. Среднегодовой прирост экспорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 291.0 долларов или 13.5%.

Изменение экспорта Южной Кореи описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=15.6x-30 802.4 , где y - расчетное значение экспорта Южной Кореи, x - год. Коэффициент корреляции = 0.908. Коэффициент детерминации = 0.824.

Экспорт Южной Кореи, 1970

Экспорт Южной Кореи в 1970 году составлял 1.0 млрд. долл., занимал 56е место в мире и был на уровне экспорта Тайланда (1.1 млрд. долл.), экспорта Греции (1.0 млрд. долл.). Экспорт Южной Кореи был меньше импорта Южной Кореи на 0.88 млрд. долл., торговый дефицит составлял 9.5% от ВВП Южной Кореи . Доля экспорта Южной Кореи в мире составила 0.27%.

В 1970 году составил 31.8 долларов, занимал 140е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Египте (32.9 долларов), экспорта на душу населения в Нигерии (30.7 долларов), экспорта на душу населения в Бутане (29.7 долларов). Экспорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем экспорт на душу населения в мире (104.0 долларов) на 72.2 долларов.

Сравнение экспорта Южной Кореи и соседей в 1970 году. Экспорт Южной Кореи был больше, чем экспорт Северной Кореи (0.3 млрд. долл.) в 3.9 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (22.0 млрд. долл.) на 95.3%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в Северной Корее (20.8 долларов) на 53.4%, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов) на 84.8%.

Сравнение экспорта Южной Кореи и лидеров в 1970 году. Экспорт Южной Кореи был меньше, чем экспорт США (59.7 млрд. долл.) на 98.3%, экспорт Германии (32.7 млрд. долл.) на 96.9%, экспорт Великобритании (28.5 млрд. долл.) на 96.4%, экспорт Франции (23.7 млрд. долл.) на 95.7%, экспорт Японии (22.0 млрд. долл.) на 95.3%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем экспорт на душу населения в Великобритании (511.9 долларов) на 93.8%, экспорт на душу населения во Франции (455.9 долларов) на 93%, экспорт на душу населения в Германии (415.6 долларов) на 92.3%, экспорт на душу населения в США (284.9 долларов) на 88.8%, экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов) на 84.8%.

Потенциал экспорта Южной Кореи в 1970 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Великобритании (511.9 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 16.5 млрд. долл., что в 16.1 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов), лучшего соседа, экспорт Южной Кореи был бы 6.8 млрд. долл., что в 6.6 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в мире (104.0 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 3.3 млрд. долл., что в 3.3 раз больше фактического уровня.

Экспорт Южной Кореи, 2018

Экспорт Южной Кореи в 2018 году был равен 716.3 млрд. долл., занимал 8е место в мире и был на уровне экспорта Гонг Конга (682.9 млрд. долл.). Экспорт Южной Кореи был больше импорта Южной Кореи на 79.2 млрд. долл., торговый профицит составлял 4.6% от ВВП Южной Кореи . Доля экспорта Южной Кореи в мире составляла 2.9%.

Экспорт на душу населения в Южной Корее в 2018 году был равен 13 999.2 долларов, занимал 43е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Андорре (14 777.5 долларов), экспорта на душу населения в Канаде (14 744.8 долларов), экспорта на душу населения на Сейшеллах (14 533.1 долларов), экспорта на душу населения в Австралии (14 070.2 долларов), экспорта на душу населения в Литве (14 053.4 долларов), экспорта на душу населения в Венгрии (13 840.8 долларов). Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в мире (3 280.7 долларов) на 10 718.5 долларов.

Сравнение экспорта Южной Кореи и соседей в 2018 году. Экспорт Южной Кореи был больше, чем экспорт Северной Кореи (1.0 млрд. долл.) в 697.3 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (917.1 млрд. долл.) на 21.9%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в Японии (7 210.9 долларов) на 94.1%, экспорт на душу населения в Северной Корее (40.3 долларов) в 347.4 раз.

Сравнение экспорта Южной Кореи и лидеров в 2018 году. Экспорт Южной Кореи был меньше, чем экспорт Китая (2 647.0 млрд. долл.) на 72.9%, экспорт США (2 510.3 млрд. долл.) на 71.5%, экспорт Германии (1 872.7 млрд. долл.) на 61.8%, экспорт Японии (917.1 млрд. долл.) на 21.9%, экспорт Франции (870.8 млрд. долл.) на 17.8%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения во Франции (12 901.3 долларов) на 8.5%, экспорт на душу населения в США (7 682.0 долларов) на 82.2%, экспорт на душу населения в Японии (7 210.9 долларов) на 94.1%, экспорт на душу населения в Китае (1 870.7 долларов) в 7.5 раз, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Германии (22 756.4 долларов) на 38.5%.

Потенциал экспорта Южной Кореи в 2018 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Германии (22 756.4 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 1 164.3 млрд. долл., что на 62.6% больше фактического уровня.

Экспорт Южной Кореи, 1970-2018
год экспорт, млрд. долл. экспорт на душу населения, долларов экспорт, млрд. долл. рост экспорта, % доля экспорта в ВВП, % доля Южной Кореи, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 1.0 31.8 1.0 11.1 0.27 1.7 3.3
1971 1.2 38.0 1.3 24.1 12.3 0.29 1.8 3.3
1972 1.8 53.5 1.8 42.9 16.1 0.35 2.1 3.8
1973 3.3 96.6 2.7 50.7 23.2 0.47 2.5 5.1
1974 4.3 123.9 2.9 4.3 21.6 0.45 2.0 4.8
1975 4.9 138.4 3.5 21.3 22.0 0.48 2.2 5.2
1976 7.6 210.6 4.8 38.9 24.8 0.67 2.9 6.7
1977 9.9 271.5 5.9 21.6 25.2 0.77 3.3 7.4
1978 12.8 346.3 6.8 16.5 24.2 0.86 3.8 7.8
1979 15.5 414.1 7.0 2.5 22.8 0.83 3.6 8.3
1980 18.4 483.3 7.7 9.5 27.6 0.81 3.4 7.9
1981 21.6 559.0 8.7 13.8 29.0 0.95 3.6 7.9
1982 21.2 540.2 8.9 2.0 26.5 0.99 3.9 8.2
1983 24.2 609.4 10.4 16.7 27.1 1.1 4.4 8.9
1984 28.3 701.4 11.8 14.1 28.5 1.3 4.8 8.9
1985 27.3 668.0 11.9 1.1 26.5 1.2 4.9 8.4
1986 37.3 904.2 16.1 34.7 31.5 1.5 6.2 9.7
1987 50.7 1 216.0 19.7 22.6 33.8 1.7 7.0 11.0
1988 64.7 1 537.2 22.1 12.2 32.0 1.9 7.6 11.7
1989 67.5 1 587.7 21.4 -3.6 27.0 1.9 7.3 11.6
1990 70.4 1 640.2 22.3 4.6 24.6 1.6 6.8 11.4
1991 78.2 1 803.9 25.1 12.4 23.4 1.7 7.0 11.4
1992 85.7 1 955.1 28.3 12.8 23.9 1.7 6.8 11.2
1993 92.7 2 091.1 31.0 9.6 23.4 1.9 6.8 11.2
1994 109.9 2 451.3 36.2 16.6 23.5 2.0 7.1 11.7
1995 143.4 3 166.5 44.5 23.1 25.1 2.2 8.0 13.1
1996 150.4 3 287.1 49.6 11.3 24.5 2.2 7.9 13.6
1997 160.7 3 477.5 58.9 18.8 28.1 2.3 8.0 13.5
1998 150.3 3 224.0 67.3 14.3 39.2 2.2 8.2 13.6
1999 162.0 3 444.5 76.1 13.1 32.5 2.3 8.2 13.8
2000 195.6 4 126.7 89.2 17.2 33.9 2.5 8.2 14.0
2001 174.1 3 648.6 87.6 -1.8 31.8 2.3 7.9 13.6
2002 186.7 3 890.1 98.8 12.8 29.8 2.3 7.8 13.4
2003 220.6 4 571.5 112.2 13.6 31.4 2.3 7.9 13.3
2004 291.5 6 011.2 135.8 21.0 36.8 2.6 8.4 14.3
2005 329.9 6 772.2 146.5 7.9 35.3 2.5 8.0 14.1
2006 375.2 7 673.9 164.2 12.0 35.6 2.5 7.7 13.7
2007 438.5 8 936.7 184.9 12.6 37.4 2.5 7.7 13.7
2008 499.0 10 137.7 198.9 7.6 47.6 2.5 7.5 13.7
2009 426.5 8 637.6 198.0 -0.46 45.2 2.7 7.9 14.2
2010 538.9 10 875.3 223.8 13.0 47.1 2.8 7.8 14.0
2011 668.4 13 437.4 258.3 15.4 53.3 3.0 8.0 14.7
2012 691.6 13 844.3 273.3 5.8 54.1 3.0 7.8 14.5
2013 703.1 14 014.5 283.7 3.8 51.3 3.0 7.8 14.2
2014 710.0 14 090.7 289.6 2.1 47.8 3.0 7.7 13.7
2015 630.1 12 454.5 290.3 0.23 43.0 3.0 7.6 13.0
2016 602.0 11 852.8 297.2 2.4 40.1 2.9 7.6 13.1
2017 664.7 13 038.4 304.6 2.5 40.9 2.9 7.5 13.2
2018 716.3 13 999.2 315.2 3.5 41.6 2.9 7.4 13.2

Picture. Экспорт Южной Кореи, 1970-2018

Picture. Экспорт на душу населения в Южной Корее, 1970-2018

Picture. Рост экспорта в Южной Корее, 1970-2018

Южная Корея, или Республика Корея (официальное название) – это государство Восточной Азии со свободной рыночной экономикой. Народное хозяйство этой страны постоянно развивалось в течение последних десятилетий. Южная Корея относится к числу так называемых «Восточноазиатских тигров» – государств Восточной Азии (Гонконг, Республика Корея, Сингапур и Тайвань), которым удалось совершить экономический рывок и догнать по уровню развития промышленные страны Запада.

Несмотря на плохие стартовые условия для такого скачка, Республике Корея удалось добиться высоких темпов экономического роста, чему способствовала в том числе экономическая политика правительства страны, проводившаяся с 1960-х годов. Хотя кризис 1990-х годов, разразившийся в азиатском регионе, выявил слабые места южнокорейской экономики , ей поразительно быстро удалось оправиться от его последствий. В настоящее время республика принадлежит к числу крупнейших экономических держав мира и входит в Большую двадцатку (англ.: G20). Основу экономики страны составляют промышленность высоких технологий и автомобилестроение. А ведь ещё в 1960-е годы Южная Корея являлась одной из беднейших стран мира. К концу почти 35-летнего периода, включая японское колониальное господство (с 1920 по 1945 гг.) и Корейскую войну (с 1950 по 1953 гг.), на севере некогда единой Кореи образовался промышленный центр, в то время как на юге страны сформировалось народное хозяйство выраженной сельскохозяйственной направленности. Однако при энергичном управлении со стороны правительства и за счет осуществленной им стратегии индустриализации, ориентированной на экспорт, Южная Корея менее чем за одно поколение превратилась в динамично развивающееся промышленное государство.

Своим новым подъемом после азиатского кризиса 1997-1998 годов, а также крайне мягкими последствиями мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов Республика Корея обязана проводимой её правительством последовательной политике реформ. Страна является членом Большой двадцатки и с 1996 года входит в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. С общим валовым внутренним продуктом в размере 1,129 млрд. долларов США (по результатам 2012 г.) Южная Корея занимает 15-е место в мире. Доход на душу населения в 2012 году составил 22 708 долларов США. В конце 2013 года страна поднялась на 7-е место в мире по объему валютных резервов, который достиг рекордной суммы в 346,5 млрд. долларов США.

В 2013 году уровень инфляции потребительских цен составил 1,3 % (в 2012 г.: 2,2 %). С мая 2013 года базовая процентная ставка Центрального банка Южной Кореи установлена на уровне 2,5 %. Общая сумма государственного долга по состоянию на конец июня 2013 года составила 36,5 % ВВП, то есть осталась на сравнительно низком уровне. В 2013 году страна добилась экономического роста на 2,8 %. В 2014 году ожидается рост экономики Южной Кореи приблизительно на 3,9 %. Уровень безработицы в 2013 году составил 3,1 %. При этом самым высоким (8,0 %) этот показатель оказался среди молодежи (в возрасте от 15 до 29 лет).

В последние годы наряду с общей приверженностью к многосторонним переговорам в области мировой торговли южнокорейское правительство неизменно следует в русле политики, направленной на заключение соглашений о свободной торговле. В настоящее время такие соглашения действуют с Сингапуром, Европейской ассоциацией свободной торговли, Чили, странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Индией, Перу и Турцией.

1 июля 2011 года в силу вступило Предварительное соглашение о свободной торговле между Республикой Корея и ЕС, а 15 марта 2012 года – Соглашение о свободной торговле с США, подписанное ещё в июне 2007 года. Кроме того, 21 февраля 2013 года было подписано Соглашение о свободной торговле с Колумбией, а в конце 2013 года завершились соответствующие переговоры с Австралией. Помимо этого продолжаются переговоры с Вьетнамом, Канадой, Мексикой, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Новой Зеландией, Индонезией, Японией и КНР, а также переговоры по трехстороннему соглашению между Южной Кореей, Японией и КНР.

Общий объем внешнеторгового оборота (импорта и экспорта) составил в 2013 году 1 075 млрд. долларов США, то есть увеличился на 0,7 % по сравнению с предыдущим годом. Крупнейшими торговыми партнерами страны являются Китай (без Гонконга), ЕС, США и Япония.

Объем экспорта в 2013 году вырос на 2,1 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основными статьями экспорта являлись нефтепродукты, легковые автомобили, химическая продукция, электроника, морские суда и их компоненты. В 2013 году экспорт электротехнических изделий увеличился на 9,8 %, а экспорт нефтепродуктов сократился на 6,0 %. Объем импорта снизился в 2013 году на 0,8 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основными статьями импорта Южной Кореи были нефть, природный газ, полупроводники, легковые автомобили, а также схемотехника/ техника управления.

В 2013 году объем фактически осуществленных прямых иностранных инвестиций сократился на 9,4 % по сравнению с предыдущим годом и составил 9,7 млрд. долларов США. Общее количество иностранных компаний, действующих на территории Республики Корея, достигло приблизительно 7 500. В 2013 году крупнейшими инвесторами в экономику страны были ЕС (около 3,53 млрд. долларов США), Япония (около 2,87 млрд. долларов США), США (1,53 млрд. долларов США) и Нидерланды (около 0,76 млрд. долларов США).

Южная Корея (в отличие от Северной) обладает очень ограниченными месторождениями сырья и в связи с этим в значительной мере зависит от импорта промышленного сырья и почти полностью – от импорта ископаемого сырья. Для улучшения самообеспечения страна делает усиленный упор не только на использование возобновляемых видов энергии, а также атомной энергии, но и на освоение источников сырья за рубежом.

В период с января по октябрь 2013 года 96,0 % энергии, потребленной в Республике Корея, было произведено из импортных энергоносителей. В тот же период в стране сложилась следующая структура потребления энергии: 38,2 % – энергия нефти, 29,5 % – энергия каменного угля, 18,2 % – энергия природного газа, 10,6 % – ядерная энергия, 0,7 % – гидравлическая энергия и 2,8 % – другие возобновляемые виды энергии.