В россии ведется разработка сверхлегкой ракеты-носителя таймыр. На максе представили первую частную сверхлегкую ракету-носитель

Несколько зарубежных частных компаний в настоящее время работают над проектами ракет-носителей и космических аппаратов. Ожидается, что «частники» благодаря подобным проектам в будущем смогут потеснить мировых лидеров космической отрасли, а также помочь им, взяв на себя некоторые проекты. Первой российской частной организацией, которая построит собственную ракету-носитель, может стать компания «Лин Индастрис». В начале сентября она объявила о начале работ по очередному своему проекту под названием «Таймыр». Вскоре появились о сотрудничестве с несколькими смежными организациями, которое поможет быстрее реализовать новый проект.

Компания «Лин Индастрис» является резидентом космического кластера фонда «Сколково» и была создана для осуществления проектов в области космонавтики. В настоящее время специалисты компании работают над несколькими проектами ракет-носителей, космических аппаратов и т.д. Так, ведутся работы над несколькими ракетами-носителями легкого и сверхлегкого классов, над спутниковой группировкой для дистанционного зондирования Земли и т.д. При этом наибольший приоритет имеют проекты ракет-носителей, поскольку подобная техника имеет большие перспективы.


По оценкам специалистов, в настоящее время объем рынка легких ракет-носителей достиг 0,5-1 млрд долларов США, что равняется 15-20 пускам. При этом количество запусков и объем этого рынка постоянно растет. К примеру, в 2013 году состоялись 22 запуска легких ракет-носителей, в ходе которых на орбиту были выведены 102 космических аппарата. Таким образом, легкие ракеты-носители вывели на орбиту половину всех спутников, запущенных в прошлом году. Примечательно, что почти две трети космических аппаратов, выведенных при помощи легких ракет-носителей, относятся к классу наноспутников и были созданы на базе платформы CubeSat.

Для выхода на рынок коммерческих запусков компания «Лин Индастрис» несколько месяцев назад предложила проект ракеты-носителя «Адлер» с полезной нагрузкой до 700 кг. Утверждается, что при проведении трех запусков в год разработка и производство этой ракеты окупятся за три года. При помощи ракет «Адлер» предлагается ежегодно выводить на орбиту по 3-4 миниспутника, а также большое количество микро- и наноспутников. В таком случае «Адлер» сможет занять не менее 5% мирового рынка легких ракет-носителей.

Анализ существующего рынка легких ракет-носителей показал, что для решения некоторых задач характеристики ракеты «Адлер» могут быть избыточными. Имеется смысл в продолжении сокращения полезной нагрузки ракет. В связи с этим было предложено разработать проект ракеты с возможностью доставки 5-100 кг на низкую околоземную орбиту. О начале работ по новому проекту, получившему название «Таймыр», было объявлено в начале сентября.

Сообщается, что уже существуют договоренности с несколькими смежными организациями, занимающимися созданием космических аппаратов. Таким образом, разработка ракеты с полезной нагрузкой от 5 кг действительно будет оправдана. Тем не менее, основной моделью семейства «Таймыр» станет ракета с полезной нагрузкой 100 кг. Все прочие варианты ракеты-носителя будут представлять собой базовую модель, доработанную соответствующим образом.

Как следует из опубликованных материалов, ракеты-носители семейства «Таймыр» будут основываться на универсальном модуле, в состав которого войдут топливные баки и жидкостный ракетный двигатель. Такие модули длиной 8,7 м и диаметром 0,5 м можно будет использовать как поодиночке, чем будет обеспечиваться минимальная полезная нагрузка, так и в блоках. К примеру, для доставки на орбиту 100-кг груза в одну ракету-носитель будут объединяться пять модулей, дополнительно укомплектованных отсеком для полезной нагрузки.

Создание легких и сверхлегких ракет-носителей связано с определенными трудностями, обусловленными малыми габаритами и ограничениями по максимально допустимому весу и стоимости производства. Для обеспечения требуемых характеристик специалисты из «Лин Индастрис» предлагают применить в конструкции ракеты «Таймыр» ряд оригинальных решений.

По словам генерального конструктора «Лин Индастрис» Александра Ильина, новая ракета должна получить жидкостный двигатель с вытеснительной системой подачи топлива. Дело в том, что в камеру сгорания жидкое топливо должно подаваться под большим давлением, для чего обычно используется специальный турбонасосный агрегат (ТНА). Использование ТНА обеспечивает необходимые характеристики, но приводит к усложнению и удорожанию всего двигателя. На ракетах семейства «Таймыр» предполагается подавать топливо путем создания высокого давления в баках. Подобный подход требует создания высокопрочных баков, однако позволяет почти вдвое уменьшить стоимость жидкостного двигателя за счет экономии на ТНА.

Ракеты «Таймыр» должны получить новую систему управления, разрабатываемую специально для них. Разработчики ракеты отмечают, что в настоящее время на большинстве ракет-носителей используются системы управления, созданные еще в восьмидесятых годах на основе элементной базы того времени. Эти системы имеют высокие характеристики, а также освоены в производстве и эксплуатации. Тем не менее, они слишком сложны и имеют избыточные характеристики для выполнения ряда задач. К примеру, некоторым заказчикам важен сам факт выведения микро- или наноспутника на орбиту, а ошибка в несколько десятков километров при выведении их не беспокоит.

Таким образом, появляется возможность упростить систему управления, снизив точность выведения полезной нагрузки на орбиту. Общее упрощение системы позволяет снизить требования к элементной базе и, как следствие, сократить стоимость производства. А. Ильин отмечает, что новая система управления будет примерно в 10 раз дешевле существующих. Ряд оригинальных технических решений будет патентоваться.

Третье ноу-хау, предполагаемое для использования в проекте «Таймыр» – топливо. Специалисты компании «Лин Индастрис» решили использовать в качестве топлива керосин, в качестве окислителя – перекись водорода. От «традиционного» жидкого кислорода решено отказаться ввиду некоторых его особенностей. Использование новой топливной пары вызвано желанием сократить расходы на эксплуатацию ракеты-носителя, незначительно пожертвовав некоторыми характеристиками.

Перекись водорода имеет несколько преимуществ перед жидким кислородом. В нормальных условиях она представляет собой жидкость, благодаря чему не требуется использование специального оборудования, поддерживающего окислитель в жидком состоянии и не позволяющего ему выкипать. Кроме того, перекись водорода имеет большую плотность в сравнении с жидким кислородом, что позволяет уменьшить габариты и вес конструкций ракеты. Наконец, перекись водорода безопаснее для окружающей среды и обслуживающего персонала.

9 сентября компания «Лин Индастрис» сообщила об официальном начале сотрудничества с кафедрой «Ракетные двигатели» Московского авиационного института (МАИ). В соответствии с подписанным соглашением специалисты МАИ займутся разработкой нового жидкостного ракетного двигателя тягой 2,5-3 тонны, предназначенного для использования топливной пары керосин-перекись водорода. Этот двигатель предполагается использовать на модулях ракеты-носителя «Таймыр».

17 сентября появилась новость о подписании договора между «Лин Индастрис» и ООО «Калибровский завод». Подмосковное предприятие в будущем займется строительством новых ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса, разрабатываемых фирмой «Лин Индастрис».

Предполагается, что создание нового проекта не займет много времени. Испытания ракеты «Таймыр» планируется начать уже летом следующего года. Площадкой для испытаний должен стать полигон Капустин Яр. Таким образом, ряд мер, направленных на упрощение и удешевление проекта, должен привести и к сокращению сроков его создания. При отсутствии серьезных проблем первый коммерческий запуск ракеты-носителя «Таймыр» с малыми спутниками на борту может состояться в течение следующих полутора-двух лет.

Развитие электроники и космической техники привело к появлению и широкому распространению малых спутников различных классов и типов. Обычно подобная техника выводится на орбиту в качестве дополнительной полезной нагрузки к другим космическим аппаратам. Тем не менее, наметилась тенденция к созданию специализированных ракет-носителей, предназначенных именно для запуска малых спутников различных классов.

Ракета «Таймыр» является одной из первых отечественных разработок своего класса и поэтому представляет большой интерес. Кроме того, ввиду небольшого количества конкурентов она имеет достаточно большие перспективы. Реальные перспективы нового проекта компании «Лин Индастрис» станут известны в ближайшем будущем: испытания новой ракеты стартуют следующим летом, а коммерческая эксплуатация может начаться уже в 2016 году.

По материалам сайтов:
http://spacelin.ru/
http://community.sk.ru/
http://i-mash.ru/
http://i.rbc.ru/
http://zoom.cnews.ru/

Состоялась первая в истории России покупка частного ракетного стартапа. Резидент фонда «Сколково» - компания «Лин Индастриал» в ноябре вошла в группу компаний «Галактика», специализирующуюся на проектах в космической сфере. Фирма в течение нескольких лет разрабатывала сверхлегкие ракеты для запуска в космос микроспутников. По условиям сделки в «Лин Индастриал» на первом этапе будет вложено около 150 млн рублей. Сегодня миниатюризация - одно из магистральных направлений спутникостроения, поэтому сверхлегкие ракеты весьма привлекательны для заказчиков по доступности услуг и их стоимости.

Как рассказала «Известиям» президент группы «Галактика» Алия Прокофьева, покупка ООО «Лин Индастриал» была завершена 8 ноября, стоимость сделки не раскрывается.

Мы убеждены в том, что реализация проекта сверхлегкой ракеты-носителя - стратегическая необходимость для легкого доступа в космос и освоения околоземной орбиты, - заявила Алия Прокофьева.

В компании «Лин Индастриал» также подтвердили факт сделки.

В рамках группы компаний «Галактика» мы продолжим развивать проект сверхлегкой ракеты-носителя «Таймыр» и выполнять проекты по созданию малых космических аппаратов, - отметил гендиректор «Лин Индастриал» Александр Ильин.

Источник «Известий», знакомый с условиями сделки, рассказал, что она совершается в два этапа. Сначала «Галактика» получает 15-процентную долю стартапа в обмен на инвестиции в развитие компании - около 150 млн рублей. В случае выполнения обязательств «Галактике» будет передан контрольный пакет.

Ракетный стартап

Компания «Лин Индастриал» была создана в январе 2014 года. Цель проекта - создание дешевой сверхлегкой ракеты-носителя для запуска нано- и микроспутников. На тот момент это был первый в России полностью частный разработчик космических ракет. Костяк команды составила группа конструкторов ведущих предприятий ракетно-космической отрасли. Кроме того, к ней присоединились специалисты проекта по созданию частного лунохода «Селеноход» - единственного российского участника международного конкурса Google Lunar X PRIZE. В том же году стартап получил статус резидента инновационного фонда «Сколково», который выделил на развитие проекта грант в 5 млн рублей.

Первым инвестором «Лин Индастриал» стал топ-менеджер компании Wargaming.net (создатель популярной компьютерной игры World of Tanks) Сергей Буркатовский. По открытым данным, он получил 10% акций компании за 10 млн рублей.

Ключевой разработкой фирмы стал аванпроект ракеты-носителя «Таймыр», состоящей из нескольких блоков. Стоимость выведения на орбиту 1 кг полезной нагрузки организаторы проекта оценили в $40–60 тыс. Ракета должна была выводить от 100 до 180 кг на различные орбиты. По расчетам, для реализации проекта и выхода на самоокупаемость требовалось около $8,5 млн. На прибыль проект должен был выйти через два с половиной года после первого запуска. Однако столь значительной суммы стартапу найти не удалось.

В рамках проекта был создан и испытан тестовый композитный бак, проведены запуски небольших ракет для отработки системы управления. В декабре 2016 года в московской промзоне в ходе огневых испытаний жидкостного ракетного двигателя с тягой 100 кг произошел взрыв. Отлетевший осколок двигателя травмировал человека. Этот инцидент чуть не закончился для стартапа закрытием. Но компании удалось урегулировать ситуацию во внесудебном порядке.

В 2017 году «Лин Индастриал» продолжила поиск инвесторов и пересмотрела техническую часть проекта. Сотрудники фирмы полностью переделали облик ракеты, представили новый график разработки и финансирования. Новая стоимость реализации проекта была определена в €13 млн, из которых примерно половина предназначена для испытания ступеней и самой ракеты в сборе. В случае получения необходимого финансирования проект может быть завершен до 2023 года. При этом общая численность компании к моменту испытаний должна вырасти с десятка до 60–70 человек.

Первый полет ракеты «Таймыр» с грузоподъемностью 100 кг на низкой околоземной орбите планируется совершить в 2022 году. Предполагается, что один пуск будет стоить $4,5 млн (т.е. приблизительно по $45 тыс. за 1 кг). Ракету оснастят двигателями, созданными с использованием технологий 3D-печати. В качестве места старта рассматриваются площадки полигона Капустин Яр, а также космодромов Байконур и Восточный.

В компании «Лин Индастриал» оценивают оборот рынка микроспутников в 2023 году в €1,5 млрд с запуском ежемесячно около 90 нано- и микроспутников.

В последние годы проекты сверхлегких носителей получили в мире активное развитие. Самый известный из них - новозеландская ракета Electron. Ее первый пуск состоялся в 2017 году. Известно о двух проектах Китая - Kuaizhou-1A и LandSpace-1. Япония реализует проект SS-520-4, Норвегия - NSLV. Наибольшее количество сверхлегких ракет создается в США: SPARK, Firefly Alpha, Neptune, LauncherOne, Vector Heavy и Intrepid-1. В России в 2016 году появился второй частный разработчик сверхлегких ракет-носителей - «НСТР Ракетные технологии».

Мнение экспертов

Вице-президент фонда «Сколково», исполнительный директор кластера «Промтех» Алексей Беляков считает разработку малых ракет-носителей перспективной темой.

Стартапы в этой области привлекают внушительный для частной космонавтики объем венчурных инвестиций. Так, компания Rocket Lab в марте 2017 года привлекла $75 млн. Тремя месяцами позже Vector Space, основанная выходцами из SpaceX, привлекла $21 млн, в чем поучаствовал Sequoia Capital - один из знаковых венчурных фондов Кремниевой долины, - рассказал «Известиям» Алексей Беляков. - Все эти стартапы ориентируются на экспоненциально растущий рынок малых спутников. По оценкам Euroconsult, в следующие 10 лет будет запущено порядка 6200 таких аппаратов. Средняя цена запуска - $200 тыс., что открывает большие возможности перед компаниями этого рынка, в число которых входит и «Лин Индастриал».

Генеральный директор частной компании «КосмоКурс» (разрабатывает многоразовый суборбитальный космический комплекс для туристических полетов) Павел Пушкин считает, что состоявшаяся сделка - уникальное явление для российской космической отрасли.

Это первая покупка такого рода в нашем ракетостроении, - отметил Павел Пушкин. - До этого на российском рынке была только одна сделка - компанию «Спутникс» купил Роман Андрюшин, один из топ-менеджеров «Русского алюминия». На западных рынках такие сделки происходят нередко, но более часты случаи, когда стартап «гибнет» и люди из него переходят в другой.

По словам эксперта, перспективность новой сделки можно будет оценить только после уточнения ее деталей. Павел Пушкин считает, что €2 млн инвестиций, которые планируется привлечь на первом этапе, хватит на эскизное проектирование ракеты.

За эти деньги можно сделать не только аванпроект, но и эскизный проект, - рассказал Павел Пушкин. - После этого оформляется конструкторская документация. Эскизное проектирование подразумевает начальные вложения в экспериментальную базу, производство и т.д. На этом этапе уже нужно заложить завод для производства.

Согласно открытым данным, активный рост запусков нано- (менее 10 кг) и микроспутников (менее 100 кг) начался в 2013 году, когда на орбиту было запущено почти 100 таких аппаратов. С тех пор количество запусков растет. Ожидается, что в 2020 году стартуют около 400 нано- и микроаппаратов.


СЕМЕЙСТВО МОДУЛЬНЫХ РАКЕТ СВЕРХЛЕГКОГО КЛАССА «ТАЙМЫР»
MODULAR FAMILY OF MISSILES ULTRALIGHT CLASS «TAIMYR»

Основной проект компании «Лин Индастриал» - семейство модульных ракет сверхлегкого класса «Таймыр» с диапазоном полезных нагрузок (ПН) от 10 кг до 180 кг на низкой околоземной орбите (НОО). «Лин Индастриал» - российский стартап, создающий сверхлегкие космические ракеты, резидент иннограда «Сколково» с 25 июня 2014 года и единственный в России частный разработчик космических ракет. В компании работают опытные российские инженеры и управленцы, работавшие в том числе в ГКНПЦ им. Хруничева, а также основавшие команду «Селеноход» - единственного российского участника международного конкурса Google Lunar X PRIZE по созданию частного лунохода.
В мире растет спрос на запуск малых космических спутников, но запускать их приходится обычными ракетами попутным запуском с большим спутником. Сроки запуска и орбита подстраиваются под заказчика основной нагрузки, что неудобно для многих заказчиков.
Ракета «Таймыр» сделает космос доступным для каждого - будет выводить в космос нано- и микроспутники по цене джипа (до $60 тыс./кг). Время готовности к старту - до 3 месяцев. Грузоподъемность - до 180 кг на любые низкие околоземные орбиты (до 100 кг - на солнечно-синхронные орбиты).
Наши преимущества:
Семейство ракет модульного типа - охват полезных нагрузок от нано- до микрокласса.
Экологически безопасное некриогенное топливо (высококонцентрированная перекись водорода и керосин) - низкая стоимость эксплуатации.
Простая и недорогая вытеснительная система подачи топлива вместо турбонасосов.
Инновационная система управления на MEMS-гироскопах, которая обеспечивает необходимую точность выведения при цене, меньшей на порядок.
Ракета изначально проектируется так, чтобы минимизировать стоимость доставки груза на орбиту, а не техническое совершенство, как это принято на госпредприятиях. Итог: оперативный запуск нано- и микроспутников по доступным ценам.
Система подачи топлива - вытеснительная баллонная система, что позволяет предельно упростить конструкцию ракеты и ее пневмогидравлическую схему, отказаться от сравнительно дорогого турбонасосного агрегата (ТНА), увеличить надежность и снизить стоимость разработки. У использования простой вытеснительной схемы есть цена - она утяжеляет конструкцию. Использование более легких композитов вместо металла позволит решить и эту проблему.
В ракете будут использоваться передовые в технологическом плане композитные материалы - углепластик, углерод-углеродный композит, органопластик. Управление - с помощью газовых сопел и решетчатых воздушных рулей. Мы отказались от качания основных камер, что также упрощает и удешевляет проект.
Предполагается использовать малогабаритную систему управления собственной разработки на базе MEMS-датчиков угловых скоростей и микроконтроллеров с ядром ARM. Она сможет обеспечить необходимую точность выведения ракеты с использованием только коммерчески доступной и недорогой электроники.
В качестве горючего используется керосин, а окислителя - концентрированная перекись водорода. Данному топливу не нужно оборудование, выдерживающее сверхнизкие температуры (как при заправке жидким кислородом, например), и оно не ядовито (в отличие от азотной кислоты, тетраоксида азота и несиметричного диметилгидразина).
В основе проекта - оптимизация по критерию стоимости разработки и создания, а также по стоимости пуска и окупаемости ракеты-носителя, а не по увеличению доли полезной нагрузки, как это традиционно было принято в отрасли.
Система управления «Таймыра» построена на основе MEMS-гироскопов. В начале космической эры для того, чтобы определять угол отклонения ракеты от заданной траектории, на всех ракетах стояли традиционные механические гироскопы. Их недостатки известны - большая масса и габариты, чувствительность к резким толчкам и ударам. В современной ракетной технике постепенно отказывают от механических гироскопов, заменяя их волоконно-оптическими. Такие устройства обладают приемлемой для ракетостроения точностью измерения углов и очень компактны.
Различные модификации ракеты собираются из стандартных блоков как из деталей конструктора. Таких деталей в «конструкторе» «Лин Индастриал» четыре - два универсальных ракетных блока (УРБ-1 и УРБ-2), а также еще три блока, которые могут использоваться в качестве второй (РБ-1, РБ-2) и третьей ступени (РБ-3).

УРБ-1 - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ МОДУЛЬ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТУПЕНЕЙ.

Базовая конструкция УРБ-1 состоит из переходного отсека, приборного отсека, бака сжатого гелия, межбакового отсека с блоком управляющих двигателей на холодном газе, бака окислителя, межбакового отсека, бака горючего и хвостового отсека, в котором размещена маршевая двигательная установка (в ее состав входит один или девять в зависимости от варианта ракеты) и могут быть установлены аэродинамические рули.
Баки сжатого гелия - цилиндрический со сферическими днищами. Бак горючего и окислителя - цилиндрические с днищами в виде сегмента сферы. Выполнены из композиционных материалов.
Управление при использовании в качестве блока первой ступени, осуществляется с помощью одного или нескольких аэродинамических рулей, выполненных по схеме решетчатого крыла, при полете в верхних слоях атмосферы - с помощью двигателей на холодном газе, использующих газ наддува - гелий. При использовании в качестве блока второй ступень - только с помощью двигателей на холодном газе.

Существуют следующие модификации УРБ-1:
УРБ-1А - отличается от стандартной конструкции маршевой двигательной установкой - вместо одного двигателя тягой 4,08 тс установлены 9 двигателей тягой по 0,48 тс каждый. Установлено 4 аэродинамических руля.
УРБ-1БЦ - стандартный УРБ-1 с маршевым двигателем 4,08 тс без высотного сопла и с 4 аэродинамическими рулями.
УРБ-1Б - вместо переходного отсека на приборный отсек установлен обтекатель. Установлен один аэродинамический руль или рули отсутствуют.
УРБ-1В - используется маршевый двигатель с высотным соплом, аэродинамические рули не установлены.

УРБ-2 - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ МОДУЛЬ ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ.

УРБ-2 состоит из приборного отсека, бака горючего, межбакового отсека, в котором установлены два бака сжатого гелия, бака окислителя и хвостового отсека с маршевым двигателем и блоком управляющих двигателей на холодном газе.

РБ-1 - РАКЕТНЫЙ БЛОК ВТОРОЙ СТУПЕНИ.

РБ-1 состоит из приборного отсека, бака сжатого гелия, межбакового отсека, бака горючего, межбакового отсека, бака окислителя и хвостового отсека с маршевым двигателем и блоком управляющих двигателей на холодном газе.
Маршевый двигатель аналогичен двигателю, использованному в качестве маршевого двигателя УРБ-1П, с высотным соплом. Является высотной модификацией двигателя на 0,48 тс тяги.
Бак сжатого гелия и бак горючего - сферические, бак окислителя - цилиндрический со сферическими днищами, выполнены из композиционных материалов.
Управление осуществляется с помощью двигателей на холодном газе, работающих на газе наддува - гелии.

РБ-2 - РАКЕТНЫЙ БЛОК ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ.

РБ-2 состоит из приборного отсека, бака сжатого гелия, межбакового отсека, бака горючего, межбакового отсека, бака окислителя и хвостового отсека с маршевым двигателем и блоком управляющих двигателей на холодном газе.
Маршевый двигатель аналогичен маршевому двигателю УРБ-2.
Бак сжатого гелия, горючего и окислителя - сферические, выполнены из композиционных материалов.
Управление осуществляется с помощью двигателей на холодном газе, работающих на газе наддува - гелии.
Рассматривается возможность создания твердотопливный третьей ступени.

Резидент кластера космических технологий фонда «Сколково» - компания «Лин Индастриал» представляет на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 сверхлегкую ракету-носитель «Таймыр», а также новейший прототип жидкостного ракетного двигателя, работающего на смеси керосина и перекиси водорода, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор компании Алексей Калтушкин.
«Компания «Лин Индастриал» разрабатывает семейство сверхлегких ракет «Таймыр», которые смогут выводить в космос полезную нагрузку массой от 10 до 180 килограммов. В настоящее время мы разрабатываем аван-проект, а также испытываем прототипы отдельных узлов. На авиасалоне МАКС показан прототип жидкостного ракетного двигателя тягой 100 килограммов на топливной паре «керосин + концентрированная перекись водорода». Также мы изготовили прототип системы управления для космической ракеты-носителя и успешно испытали его во время двух полетов тестовой высотной ракеты», - сказал он.
По словам Калтушкина, проект получил положительную оценку экспертов кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково».
12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015

ХАРАКТЕРИСТИКИ

«Таймыр-1А» - трехступенчатая ракета-носитель.
Первая ступень - УРБ-1А,
вторая ступень - РБ-1,
третья ступень - РБ-2.
Стартовая масса - 2,6 т,
длина - 16 м,
масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите - 11 кг.

«Таймыр-1Б» - трехступенчатая ракета-носитель.
Первая ступень - УРБ-1БЦ,
вторая ступень - РБ-1,
третья ступень - РБ-2.
Стартовая масса - 2,6 т,
длина - 16 м,
масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите - 16 кг.

«Таймыр-5» - трехступенчатая ракета-носитель.
Первая ступень - 4 УРБ-1Б,

третья ступень - УРБ-2.
Стартовая масса - 11,2 т,
длина - 16 м,
масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите - 68 кг.

«Таймыр-7» - трехступенчатая ракета-носитель.
Первая ступень - 6 УРБ-1Б,
вторая ступень - один УРБ-1В,
третья ступень - УРБ-2.
Стартовая масса - 15,6 т,
длина - 16 м,
масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите - до 180 кг,
на солнечно-синхронной орбите - 97 кг.

Источники: www.spacelin.ru, sk.ru, РИА Новости и др.

Российское коммерческое предприятие впервые ведет разработку ракеты-носителя "Таймыр" сверхлегкого класса для запуска мини-спутников. В проекте участвует Московский авиационный институт (МАИ).

Традиционно Россия с ее мощным государственным космическим сектором не входила в число разработчиков малых и сверхмалых космических систем. Пробел взялась восполнить частная компания "Лин Индастриал", которая уже получила статус резидента Сколково. Специалисты предприятия выстраивают частно-государственное партнерство, привлекая к работе над проектом специалистов МАИ, а также активно продвигая свои разработки для вузов, НИИ и других заказчиков, которым необходимы дешевые нишевые носители.

Ракета "Таймыр" рассчитана на вывод спутников массой от 5 до 100 кг на низкие орбиты. С учетом того. что сегодня не редкость аппараты массой и в несколько килограммов (миниатюризация система, электроники, - вызваны высокой стоимостью запуска каждого килограмма на большой ракете), направление очень перспективное. Кроме "Таймыра" проектируется и более крупный носитель "Адлер" (700-1000 кг нагрузки на низкие орбиты).

У разработчиков сверхлегких ракет очень яркая и интересная история работы над темой. В начале 2000-х годов назад в Москве собралась команда энтузиастов, которая стала называться «Новый МосГИРД» (Московская группа изучения реактивного движения). Такое наименование она получила в честь знаменитого коллектива 1930-ых годов, участником которого был и Сергей Королёв. Группа ставила перед собой амбициозную задачу запуска частного орбитального носителя к 2007-му году. Однако дефицит опыта, непростая экономическая ситуация и отсутствие таких инновационных центров, как «Сколково», привели к тому, что единственным практическим результатом деятельности команды стало создание небольшого однокомпонентного двигателя на перекиси водорода, подобного тем, что используются в системе управления спуском космического корабля «Союз». Во время испытаний двигатель не подтвердил своих характеристик, а на создание нового мотора у команды просто не было ресурсов. При этом команды создала множество теоретических наработок в области недорогих орбитальных носителей и систем управления для них. Поэтому следующей ступенью развитии проектов стало вхождение проекта как полноценного коммерческого предприятия в инновационный центр Сколково, привлечение в его рамках инвестиций и сбор новых участников проекта, в частности, студентов. Уже весной 2015 года новый двигатель для ракет, созданный в рамках проекта, выйдет на испытания.

Параллельно с изготовлением двигателя в МАИ будет вестись конструкторская проработка ракеты - прототипа «Таймыра» - и ее изготовление. Также в 2015 году планируется старт первого образца.

Интересно и еще одно направление, над которым работают в "Лин Индастриал", - разработка лунной инфраструктуры (!). Здесь к команде подключены ресурсы профессиональных создателей планетоходов из РКК "Энергия" и разработчиков робототехники из российских частных фирм.

Кроме Московского авиационного института «Лин Индастриал» взаимодействует с МГУ (с Институтом математических исследований сложных систем МГУ подписан договор, предполагающий использование данных проекта «Луна Семь», реализуемого предприятием, для трехмерной визуальной и динамической имитации доставки космического модуля на лунную поверхность и движения на поверхности Луны).

На рисунке вверху - схема еще одной из ракет разработки "Лин Индастриал" - "Алдан".

Транскрипт

1 ТАЙМЫР Ракета-носитель сверхлегкого класса

2 «Кто не устремлял в ясную звездную ночь своих взоров к небу, на котором сверкают миллионы звезд? Какие несметные ценности могли бы быть доставлены на Землю, если бы удалось туда перелететь?» Ф.А. Цандер

3 1. МИКРОСПУТНИКИ

4 Микроспутники Микроспутники это космические аппараты массой менее 100 кг. В связи с постоянной миниатюризацией электроники микроспутники становятся все дешевле и легче, а их количество увеличивается экспоненциально.

5 Проблема Традиционный способ запуска микроспутников в виде попутной нагрузки похож на поездку автобусом долго и не всегда туда, куда нужно.

6 2. ТАЙМЫР

7 Решение Ракета-носитель (РН) «Таймыр-3-100» это такси для микро и наноспутников! В кратчайшие сроки обеспечит индивидуальную доставку космического аппарата на нужную орбиту.

8 РН «Таймыр-3-100» Головной обтекатель из углепластика Твердотопливный двигатель третьей ступени Двигатель «Цандер-В» Баки из высокопрочного алюминиевого сплава Инновационные 3D печатные двигатели «Цандер»

9 РН «Таймыр-3-100» Третья ступень 0,15 ТС Тяга 260 Вторая ступень С 2,6 Удельный импульс ТС Тяга 3 Ступени С Удельный импульс КГ Полезная нагрузка 500 КМ Высота орбиты 14,5 М Длина 1,2 М Диаметр Первая ступень 22,6 ТС Пиковая тяга 287 С Удельный импульс

10 ЖРД «Цандер» Форсуночная головка изготовленная на станках CNC из современных сплавов Насосный агрегат с BLDC электромотором Привод устройства управления вектором тяги Камера отпечатанная на 3D SLS принтере Блок силовой электроники Коллектор рубашки регенеративного охлаждения Композитный сопловой насадок

11 ЖРД «Цандер» Характеристики ЖРД «Цандер» Тяга (земная) Удельный импульс (на земле/в вакууме) Давление в камере Горючее 2500/2903 кгс 263/291 с 7.4 МПа Керосин Т-1 Окислитель Пероксид водорода (98%) Зажигание Пиротехническое Система подачи топлива Электронасосная Управление вектором тяги Время работы По одной оси до с

12 Пусковые услуги Шаг 1 Согласовываем с заказчиком пусковых услуг параметры требуемой орбиты и дату запуска Шаг 2 Шаг 3 Заключаем договор на предоставление пусковых услуг и оформляем страховку Изготавливаем и примеряем адаптер полезной нагрузки Шаг 4 Доставляем полезную нагрузку на космодром и устанавливаем на ракету. Проводим предстартовые процедуры Шаг 5 Пуск! «Лин Индастриал» будет оказывать комплексные услуги по запуску космических аппаратов, а не только заниматься производством ракет.

13 Стартовые площадки Плесецк Восточный Капустин Яр Байконур

14 3. РЫНОК

15 Прогнозы на 2023 год Микро и нано спутников работающих на орбите $ Оборот рынка микроспутников 90 Микроспутников ежемесячно выходят на орбиту

16 Прогнозы на 2023 год 50 кг Средняя масса перспективного спутника ДЗЗ1 420 Спутников в группировках ДЗЗ на ССО2 высотой 500 км 30 Спутников ДЗЗ нуждаются в ежегодной замене 1. Спутники дистанционного зондирования Земли 2. Солнечно синхронная орбита

17 Потенциальные заказчики

18 4. КОНКУРЕНТЫ

19 Обзор конкурентов Норвегия США SS Стоимость пуска (млн. $): 4.3 Масса ПН: 15 кг на НОО Дата испытаний: 2017 Россия North Star Launch Vehicle Стоимость пуска (млн. $): 3 Масса ПН: 10 кг на НОО Дата испытаний: 2020 Китай SPARK (Super Strypi) Стоимость пуска (млн. $): 12 Масса ПН: 250 кг на ССО Дата испытаний: 2015 FireFly Alpha Стоимость пуска (млн. $): 9 Масса ПН: 200 кг на ССО Дата испытаний: неизвестно Vector Heavy Стоимость пуска (млн. $): 3 Масса ПН: 105 кг на НОО Дата испытаний: 2018 Япония Таймыр Стоимость пуска (млн. $): 2.5 Масса ПН: 80 кг на ССО Дата испытаний: 2022 Errai Project Стоимость пуска (млн. $): 1 Масса ПН: 10 кг на НОО Дата испытаний: 2022 Kuaizhou-1A Стоимость пуска (млн. $): 4.8 Масса ПН: 430 кг на ССО Дата испытаний: 2017 LandSpace-1 Стоимость пуска (млн. $): 8 Масса ПН: 400 кг на ССО Дата испытаний: 2018 Electron Стоимость пуска (млн. $): 5 Масса ПН: 150 кг на ССО Дата испытаний: 2017 Новая Зеландия

20 Основные особенности проекта «Таймыр» Широкое использование 3d печати для создания конструкций сложных форм Электронасосный агрегат для простой, эффективной и безопасной системы подачи топлива Экологически безопасные не криогенные топливные компоненты авиационный керосин и пероксид водорода Высокая технологичность всех компонентов ракеты позволяет обеспечить оперативность предоставления пусковых услуг

21 Современные технологии против классических Классические технологии металлообработки Сочетание технологий металлообработки с передовыми аддитивными технологиями Трудозатраты на изготовление камеры ЖРД с рубашкой регенеративного охлаждения 72 ЧЕЛОВЕКА-ЧАСА 17 ЧЕЛОВЕКО-ЧАСОВ Вероятность брака при изготовление камеры ЖРД с рубашкой регенеративного охлаждения 2 % 1 % Количество технологических операций при изготовление камеры ЖРД с рубашкой регенеративного охлаждения 9 ВИДОВ 4 ВИДА

22 Конкурентные преимущества проекта «Таймыр» Благодаря дешевым материалам и использованию компонентов промышленного уровня стоимость пусков достаточно низкая. Например, доставка грузов на НОО высотой 400 км компанией Nanoracks стоит $/кг, в то время как мы планируем предоставлять аналогичную услугу за $/кг. Высокая технологичность всех компонентов ракеты позволяет обеспечить оперативность предоставления пусковых услуг. Сейчас от подачи заявки до выведения аппарата на орбиту проходит от 8 месяцев. Мы сократим этот срок до 5 недель, обеспечивая ежемесячные пуски. Мобильная стартовая инфраструктура и простая конструкция стартового стола позволяют осуществлять пуски с нескольких площадок, что даст возможность выводить аппараты на орбиты с любыми параметрами. «Лин Индастриал» это не просто компания, выпускающая ракеты, это компания-оператор пусковых услуг, предоставляющая доставку грузов на орбиту в виде современного и удобного сервиса.

23 Составляющие успеха Качественный сервис «ТАЙМЫР» Низкая стоимость пуска Высокая оперативность

24 5. ДОРОЖНАЯ КАРТА

25 Календарный план разработки проекта Первый пуск Стенд и производство В первый год разработки проекта мы намерены создать свой собственный стенд для проведения огневых испытаний и закупить оборудование для опытного производства. Помимо этого будет закончена разработка эскизного проекта ракетыносителя. Стартовый стол На протяжении третьего года мы намерены начать строительство стартовых сооружений и наземной инфраструктуры. Кроме этого мы закончим разработку высотной версии двигателя и начнем изготовление первого образца ракеты На пятый год после начала разработки проекта состоится первый тестовый пуск ракетыносителя «Таймыр-3-100». По результатам этого пуска в конструкцию, возможно, будут внесены некоторые изменения. Кроме этого предстоит большая работа по развертывания серийного производства ракеты и создания полноценного сервиса пусковых услуг Двигатель первой ступени В течении второго года разработки проекта мы завершим создание двигателя первой ступени. Также будет полностью закончена работа над конструкторской документацией ракеты «Таймыр» Наземные испытания ракеты Начало коммерческой эксплуатации Четвертый год разработки проекта будет посвящен изготовлению летного образца ракеты. В конечном итоге мы планируем установить ракету на стартовый стол и провести наземные огневые испытания. Спустя пять лет разработки проект будет готов к коммерческому использования. В первый год эксплуатации ракетыносителя «Таймыр-3-100» мы надеемся осуществить до десяти пусков.

26 Поэтапный план разработки проекта этапа Продолжительность Размер коллектива Требуемые инвестиции мес чел руб года чел руб. 2 1 год чел руб года чел руб руб. Этап Этап Этап

27 Окупаемость проекта и маржинальность руб. Стоимость проекта $ Себестоимость пуска $ Цена пусковых услуг 10 пусков В первый год эксплуатации руб. Прибыль в первый год эксплуатации 2 года Срок окупаемости проекта

28 РН «Super-Таймыр» эволюция проекта Транспортный корабль МКС 3 Ступени 1200 На третьей ступени установлен двигатель второй ступени РН «Таймыр» с электронасосной подачей топлива. Третья ступень (ЖРД «Цандер-В») КГ Масса ПН на НОО 180 км 400 Вторая ступень (ЖРД «Цандер-2В») КГ Масса ПН на МКС 26 М Длина 2,66 М Диаметр На первой и второй ступени использованы двигатели «Цандер-2» следующее поколение высокоэффективных двигателей на экологически безопасных компонентах топлива. ЖРД «Цандер-2» отличается наличием турбонасосного агрегата с полной газификацией окислителя и является двигателем замкнутого цикла. Первая ступень (8 х ЖРД «Цандер-2»)

29 РН «Super-Таймыр» эволюция проекта руб. Стоимость проекта $ Себестоимость пуска $ Цена пусковых услуг 7 пусков Ежегодно $ Прибыли в год 2 года Срок разработки проекта 1 год Срок окупаемости

30 6. КОМАНДА

31 История «Лин Индастриал» Испытан однокомпонентный двигатель на перекиси водорода «Селеноход» единственная команда-участник конкурса Google Lunar X PRIZE из России «Селеноход» участник космического кластера фонда «Сколково» Углепластиковый макет лунного ровера испытан в пустыне Юты на Mars Desert Research Station Предложен проект лунной базы первого этапа «Луна семь» «Лин Индастриал» участник космического кластера фонда «Сколково» Работа над стратегией космической отрасли в составе экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии В проект «Таймыр» привлечены первые инвестиции Получен минигрант фонда «Сколково» Проведены испытания системы управления в реальном полете ракеты-прототипа Проведены огневые испытания жидкостного ракетного двигателя на стенде собственной разработки «Лин Индастриал» участник выставки «Россия, устремлённая в будущее».

32 Ключевые специалисты АЛЕКСАНДР ИЛЬИН Генеральный директор и главный конструктор Выпускник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Опыт работы в космической отрасли более 7 лет. Награжден почетной грамотой ФКА «За долголетнюю плодотворную работу в области создания и использования РКТ». Входил в состав команды «Селенохода» единственной отечественной команды Google Lunar X PRIZE. Работал на Mars Desert Research Station в пустыне Юты в 2013 году. АЛЕКСАНДР ШЛЯДИНСКИЙ Инженер-конструктор ДМИТРИЙ ВОРОНЦОВ Ведущий инженер Инженер по конструкциям ракет. Эксперт по космическим средствам выведения. Инженер в Волжском филиале НПО «Энергия». Опыт проектирования космической системы «Энергия-Буран». ИЛЬЯ БУЛЫГИН Инженер-конструктор Инженер по конструкциям ракет. Выпускник БГТУ «Военмех», факультет авиа-и ракетостроения. Специалист по общему проектированию. Выпускник университета им. Юрия Кондратюка, большой опыт работы ведущим инженером в металлургической отрасли. АЛЕКСЕЙ РЕБЕКО АЛЕКСЕЙ МАЗУР Инженер-химик Инженер-математик Специалист по химии ракетных топлив. Разработал уникальное твердое ракетное топливо с высоким показателем удельного импульса. Магистр МГТУ им. Н. Э. Баумана, специалист по динамике полета и математическому моделированию систем управления. Создал собственную трехмерную модель выведения ракет-носителей на замкнутые орбиты. ВИКТОР ШКУРОВ РОМАН РАЗДУЙ Специалист по двигательным установкам Инженер-строитель Свыше десяти лет работы инженером в отраслевых предприятиях, специалист по двигательным установкам. Имеет большой опыт разработки турбонасосных агрегатов. Специалист по наземной инфраструктуре. Выпускник университета им. Юрия Кондратюка, большой опыт проектирования объектов гражданской и промышленной инфраструктуры.

33 7. ТЕКУЩИЙ ПРОГРЕСС

34 Полученные инвестиции руб. Привлечено инвестиций

35 Результаты Человеко-часов работы над проектом 45 Опытно-конструкторских экспериментов 600 Страниц технической документации 6 Патентов

36 Изготовлен и испытан ЖРД тягой 100 кгс. Испытания проводились на самостоятельно собранном мобильном стенде

37 Создан и протестирован в условиях реального полета прототип системы управления ракеты-носителя

38 Проведены статические прочностные испытания изготовленного нами углепластикового бака с лейнером из полиэтилена

39 2017 «Таймыр-3-100» 2016 «Таймыр-12» 2014 «Таймыр-7» В результате трех лет разработки проект претерпел кардинальные качественные изменения

40 КОНТАКТЫ

41 Источники информации 1. O2 Consulting, Jan 2014, Open Data 2. PricewaterhouseCoopers, «Micro-launchers: what is the market?», February PricewaterhouseCoopers, «US Satellite Market», October SpaceWorks, 2017, Open Data 5. «Новости космонавтики», журнал, Март 2017


СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО АВИАЦИОННО-РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ, АТМОСФЕРЫ И БЛИЖНЕГО КОСМОСА Авторы: Ханин И.Г., Петренко А.Н., Дронь Н.М., Замура В.В. Днепропетровский

ХХХI Академические чтения по космонавтике, Москва, 2007 г. ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ ЖРД НА ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА В «НПО ЭНЕРГОМАШ» Авторы: В.И.Архангельский, В.С.Судаков НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко,

O А O «ГЛАВКОСМОС» ПУСКОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЗЗ ОАО «Главкосмос» Общая информация ОАО «Главкосмос» это многофункциональная компания, координирующая международную космическую деятельность

ЦЕЛЕВОЙ НАБОР В ВУЗ Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва 1 Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва ведущее российское ракетно-космическое предприятие, головная

Миссия Задавая стандарты мирового уровня, обеспечивать российские предприятия высококачественными автоматизированными системами измерения и управления, активно способствовать технологическому развитию

В честь 110-летия со дня рождения Сергея Павловича Королёва в лицее прошла фотоакция «Люди, подарившие нам космос!» 1907-1966 Королёв Сергей Павлович Советский учёный, инженер-конструктор, главный организатор

Основные направления развития двигательных установок для перспективных средств выведения России Доклад на Международной конференции "Европейская космическая политика: амбиции 2015 года" Сессия 1 "Общий

Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск 68 www.mai.ru/science/trudy/ УДК 629.78 Магнитно-импульсный привод для управляемого отделения наноспутников Гимранов З. И. Самарский государственный аэрокосмический

1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины состоит в изучении основ ракетно-космической техники, приобретении элементарных знаний об устройстве ракетных летательных аппаратов для подготовки к изучению

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ Ракетно-космический комплекс «Союз» Ракетно-космический комплекс «Союз» - старейший на космодроме Байконур. Самые яркие события в истории мировой космонавтики связаны с функционированием

40 УДК 629.78 А.А. БЕЛИК, Ю.Г. ЕГОРОВ, В.М. КУЛЬКОВ, В.А. ОБУХОВ, Г.А. ПОПОВ Государственный НИИ прикладной механики и электродинамики, Москва, Россия КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НА ОСНОВЕ КОМБИНИРОВАННОЙ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА Основные этапы истории ГКНПЦ им. М.В. ХРУНИЧЕВА 1916 г. 1923 г. производство автомобилей «Руссо-Балт» 1923 г. 1927 г. производство самолетов «Юнкерс» по концессии 1927 г. 1951 г. производство

1 Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск 73 www.mai.ru/science/trudy/ УДК 629.785 Анализ тенденций развития отечественных и зарубежных ракетносителей сверхтяжелого класса Хуснетдинов И.Р. Центральный научно-исследовательский

L o g o Инновационный кластер для инновационного региона! Инновационный аэрокосмический кластер Самарской области МИССИЯ лидерство Самарской области и Российской Федерации в сфере разработки и производства

Чтения памяти К.Э.Циолковского, Калуга, 2001г К ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ РД-270 ДЛЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ УР-700 Судаков В.С., Котельникова Р.Н., Чванов В.К. НПО Энергомаш им. академика

Космонавтика - Для чего нужна - Как развивалась - Где вход? Дмитрий Борисович Пайсон [email protected] http://www.payson.ru Космонавтика Лекция 2. Первые люди 12 апреля 1961 г., космодром Байконур Космонавтика.

УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ Образовательная программа «Современная космонавтика» в Университете машиностроения А.Ю.ШАЕНКО Русский метод обучения инженеров, ИМТУ (1875): Глубокая практическая подготовка,

УДК 629.76.38.764 Исследование и анализ применения ракетных блоков с РДТТ в качестве ускорителей жидкостных ракетносителей В.Н. Гущин Рассматривается эффективность применения твердотопливных разгонных

116 Экономика и управление Структура и пути развития мирового и отечественного космического рынка 2011 Е.С. Тюлевина ФГУП ГНПРКЦ ЦСКБ-Прогресс, г. Самара E-mail: [email protected] В статье проводятся

НОВАЦИИ В ОБЛИКЕ МНОГОРАЗОВЫХ МОДУЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ РАКЕТНО- КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЁТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЛЕТАВШИЕ МНОГОРАЗОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1 Факультет 1 «Авиационная техника» Стоимость платного на 2014/2015 учебный год (руб.) Приложение 1 к приказу 192 от 29 апреля 2014 года 24.03.04 Авиастроение по профилям: Конструкция, технология эксплуатации

КОСМИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ СНТК ИМЕНИ Н.Д.КУЗНЕЦОВА С.Н. Тресвятский, генеральный директор ОАО «СНТК имени Н.Д.Кузнецова» Д.Г.Федорченко, генеральный конструктор ОАО «СНТК имени Н.Д.Кузнецова» В.П.Данильченко,

Городская Интернет - викторина, посвящѐнная Международному дню авиации и космонавтики Конкурсные работы принимаются до 24.00 часов 06 апреля 2016 года по e-mail: [email protected]. Подведение итогов

Престижно - стабильно - перспективно г. Королев Московской области www.tsniimash.ru О предприятии Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»

Space ОРБИТАЛЬНЫЙ КОСМОДРОМ Частная инициатива по созданию перспективной космической транспортной системы и развитию российской пилотируемой космонавтики НОВАЯ ВЕХА ОСВОЕНИЯ КОСМОСА S7 Space выступает

План деятельности Федерального космического агентства на - ы Цель деятельности Цель 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИРОВАННОГО ДОСТУПА В КОСМОС СО СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ ВО ВСЕМ СПЕКТРЕ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ, СОХРАНЕНИЕ ЛИДИРУЮЩИХ

Запуски космических аппаратов по Роскосмосу в 2011г. запуска в году 2 3 5 6 8 Обозначение космического объекта* «Прогресс М-09М» «Комос-2470» (КА «ГЕО-ИК-2») «Союз ТМА-21 («Юрий Гагарин») «Прогресс М-10М»

Тенденции мировой космической деятельности Алексей Беляков Исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда Сколково Возрождение интереса к космосу: Космическая гонка 2.0

Целевой набор 2018 г. Королев Московской области www.tsniimash.ru О предприятии Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (ФГУП ЦНИИмаш)

Механика Лекция 5 [email protected] aislepkov.phys.msu.u Лекция 5 Глава. Законы сохранения в простейших системах П...3. Движение тел с переменной массой. Уравнение Мещерского Формула Циолковского.

Воронеж удивляет И.Афанасьев На 43-м международном авиационно-космическом салоне Le Bourget"99 были представлены новые образцы перспективных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), созданных в Конструкторском

Парусный модуль «Одуванчик» для управления орбитой наноспутников Авторы: Валерия Мельникова, Александр Боровиков, Максим Корецкий Юлия Смирнова, Екатерина Тимакова Руководители: Степан Тененбаум, Дмитрий

Разработка и изготовление беспилотного комплекса конвертопланного типа взлетной массой 30 кг (RHV-30) ПРОЕКТ «КОНВЕРТОПЛАН» РАЗДЕЛ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ «ДЗЗ И МОНИТОРИНГ» ДОРОЖНАЯ КАРТА «AERONET» ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА

ПРОЕКТ компании GALAKTIKA: Орбитальный город «EFIR» «ЭФИРНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» концепция КОСМИЧЕСКОЙ КОЛОНИИ ЦИОЛКОВСКОГО Основные принципы строения космической колонии по проекту К.Э, Циолковского: сборка в

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-33-1 МНОГОКРАТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ ЛЕГКОГО, СРЕДНЕГО И ТЯЖЕЛОГО КЛАССОВ С.Н. Тресвятский, Д.Г. Федорченко, В.П. Данильченко ОАО «СНТК им. Н.Д.

Рынок спутниковой связи и вещания Пусковые услуги общая редакция: Анпилогов В.Р., к.т.н. Издание 2014/2015г. ЗАО ВИСАТ-ТЕЛ, [email protected], тел: +7 495 231 33 68 Оглавление 1 Введение... 5 2 Объем рынка пусковых

УДК (629.783) Выбор концепции и создание в лабораторных условиях двигательной установки для наноспутника # 09, сентябрь 2012 Павлов А.М. Студент, кафедра «Космические летательные аппараты и ракеты-носители»

Механика Лекция 4 [email protected] aislepkov.phys.msu.u Лекция 4 Глава 1. Кинематика и динамика простейших систем П.1. Законы Ньютона. П.1..3. -й Закон Ньютона. Уравнение движения. Начальные условия.

Источник: АиФ 20 января 1960 года в СССР на вооружение была принята первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Как достать американцев История первой советской межконтинентальной баллистической

Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск 67 www.mai.ru/science/trudy/ УДК 629.7.015.4 Прогнозирование характеристик модификаций летательного аппарата с ракетным двигателем твердого топлива Матвеев Ю. А.

Основоположники отечественной ракетной техники и космонавтики 2011 Королёв Сергей Павлович (родился 12 января 1907 года) Советский учёный и конструктор, основатель практической космонавтики. Создатель

Престижно - стабильно - перспективно г. Королев Московской области www.tsniimash.ru О предприятии Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»

Ключевые тенденции в развитии частной космонавтики Илья Гольдт Февраль 2016 Космические рынки 1 Общий объём космических рынков $330 млрд. Большая часть космических рынков downstream продукты и услуги с

101 Научно-испытательный центр ракетнокосмической промышленности России: основные направления производственной и научной деятельности Г.Г. Сайдов К.П. Денисов А.Г. Галеев Г.Г. Сайдов, Генеральный директор,

Основные этапы истории ГКНПЦ им. М.В. ХРУНИЧЕВА 1916 г. 1923 г. производство автомобилей «Руссо-Балт» 1923 г. 1927 г. производство самолетов «Юнкерс» по концессии 1927 г. 1951 г. производство отечественных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 июня 2015 г. N 1247-р МОСКВА Утвердить прилагаемый перечень товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не

Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» Основные направления деятельности ФГУП «ГНП РКЦ «ЦСКБ- Прогресс» Историческая справка Дирижабли, велосипеды, автомобили,

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ РАСШИРЕНИЯ СОПЛА Виктор Дмитриевич Горохов, зам. генерального конструктора ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики",

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский

1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Введение в ракетно-космическую технику» состоит в изучении основ ракетно-космической техники, приобретении элементарных знаний об устройстве ракетных летательных

Создание РН 14А15началось в 2008 г. ФГУП ГНП- РКЦ «ЦСКБ- Прогресс». РН 14А15 это двухступенчатая РН легкого класса обеспечивающая выведение полезной нагрузки (ПН) массой до 2800кг на низкую околоземную

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ КА РАЗРАБОТКИ ГКНПЦ ИМ. М.В.ХРУНИЧЕВА В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ А.И. Киселев, А.А. Медведев, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева А.И. Кузин, Центральный НИИ Министерства обороны

Молодёжный образовательный проект «Воздушно-инженерная школа» МГУ имени М.В. Ломоносова http://roscansat.com О Воздушно-инженерной школе С 2011 года мы собираем и учим способных и тянущихся к высоким технологиям

Научноисследовательский институт машиностроения, государственное предприятие НИИМАШ Перспективные разработки ракетных двигателей малых тяг Модуль реактивной системы управления НИИ машиностроения - 2 624610

МАКЕТ КОСМОДРОМА ВОСТОЧНЫЙ Кокорина Е.А¹ Научный руководитель: Стасевский В.И ², магистрант кафедры точного приборостроения ¹ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 6, г. Томск,