Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби. Что такое батик? Что такое батик и как его делать

Роспись по ткани – это, пожалуй, один из немногих способов украшения, который, возникнув еще в глубокой древности, сумел сохранить свои традиции, приобрести новые воплощения и не потерять актуальности.

Само слово «батик» яванского происхождения и по некоторым данным происходит от слова «ambatik», дословно переводящегося как «ткань с небольшими точками». Корень « b a» - означает ткань, суффикс «tik» - маленькая точка, капля или создание точек.

Исследователи не могут точно сказать о месте и времени происхождения этой техники. Образцы окраски тканей с применением метода резервирования воском и различными растительными смолами впервые были обнаружены 1500 лет назад в Египет и на Ближнем Востоке. Похожие образцы также нашли в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке. Но, несмотря на их схожесть, большинство исследователей считают, что родиной батика все-таки является остров Ява, на котором эта техника развивалась несколько столетий и достигла наибольшего расцвета с технической и художественной точки зрения.

После того как в XVIII веке Индонезия стала голландской колонией, батик стал известен в Европе. Практичные европейцы модернизировали производство батика и превратили его в полупромышленный способ окраски тканей. Правда, в середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой. Лишь в 1900 году после Парижской Международной выставки, где впервые после пятидесяти лет забвения были продемонстрированы широкой публике работы в технике батик, он снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. В середине XX века батик проник в дизайн. Сейчас в этой технике выполняются панно, декоративные ткани, шторы, ширмы, платки, галстуки и многое другое.

Как создается батик

Процесс создания настоящего яванского батика очень сложный и занимает много времени. Выполняется он на тонкой хлопчатобумажной ткани (она идеально подходит для нанесения воска), которую для начала подготавливают к росписи: в течение нескольких суток вымачивают в воде, отбеливают, стирают и сушат. Затем готовят специальный состав для резервирования – к обычному воску, который очень быстро застывает, добавляют разные пластичные вещества – воск мелких черных пчел или даммаровую смолу. Подготовкой к росписи традиционно занимаются мужчины, а затем работа переходит в нежные женские руки.

Мастерица садится пред натянутой на раму тканью, и специальным инструментом – чантингом – наносит рисунок. Чантинг похож на маленький медный чайничек с длинным тоненьким носиком на длинной деревянной ручке. Рядом с мастерицей расположен очаг, на котором стоит емкость с расплавленным воском. Чантингом она зачерпывает воск и как кистью наносит рисунок на ткань. Опытные мастерицы не пользуются предварительными рисунками – наносят узор на чистую ткань.

После нанесения воска ткань опускается в раствор красителя. Места, где нанесен узор, остаются белыми, а там, где воска нет, – окрашиваются. Ткань просушивается и снова натягивается на раму для нанесения воска. Затем снова погружается в краситель, но уже более темного тона. Таких операций производится до 10 и соответственно это занимает очень много времени – от нескольких дней до нескольких месяцев.

Индонезийский классический батик очень сдержан по цвету – все оттенки синего и коричневого. Это обусловлено как особенностями самой техники (окрашивание от светлого к темному), так и наличием естественных природных красителей – тропического кустарника индигоноски (насыщенный синий) и растения cora - (коричневый). Реже использовался и красный цвет – пурпур, - который добывался из морских брюхоногих моллюсков-иглянок. Но он был очень дорог и ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости красителя (чтобы получить 200 граммов краски, нужно было добыть около 30 тысяч моллюсков) и поэтому ткани, окрашенные пурпуром, могли позволить себе носить только королевские особы.

В настоящее время техника ручной росписи на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки чап или чантинг-печать. Ажурный, из тончайшей проволоки штамп опускают в расплавленный воск, а затем плотно прижимают к ткани. Восковые линии, таким образом отпечатываются на ткани. Получившийся рисунок заливают красителем. Понятно, что изготовленный таким быстрым способом батик гораздо дешевле.

Виды батика

Существует несколько видов росписи тканей. Они различаются по способу резервирования. Рассмотрим четыре из них: узелковый, горячий, холодный, свободная роспись.

bagiravip.com

Узелковый батик

Суть его состоит в том, что перед крашением ткань по предварительной задумке определенным образом складывается и плотно перевязывается жгутом. После этого ее окрашивают, промывают и развязывают жгут. Краситель не проникает в места перевязки (под нитками не окрашивается вообще, а в других местах окрашивается неравномерно), что и создает неповторимый узор на ткани. Чтобы получить более сложный рисунок, после первого крашения ткань сушат и, не развязывая первых узелков, завязывают новые. Затем окрашивают ткань в более темный цвет. Эту процедуру можно повторить несколько раз, только стоит учесть, что окрашивание ведется от светлого тона к более темному.

Горячий батик

Это вид батика, в котором резервирование участков ткани производится путем нанесения на ткань воска или специального состава на основе воска или парафина. «Горячим» он называется потому, что воск при помощи кистей или специального инструмента – чантинга - наносится на ткань в «горячем», расплавленном, виде. Место, покрытое воском, не впитывает краску и ограничивает ее растекание. После нанесения рисунка на ткань воск с поверхности удаляется. Существуют несколько видов горячего батика: простой батик (в одно перекрытие); сложный (в несколько последовательных перекрытий воском) и роспись «от пятна», когда перед нанесением воска на ткань сначала накладываются цветные разводы, а затем все окрашивается в более темный цвет.

Холодный батик

В этом виде батика контуры рисунка наносятся специальным резервирующим составом, который ограничивает растекание краски по ткани. Этот резервирующий состав делается на основе резинового клея, с добавлением очищенного бензина и парафина. Продаются и уже готовые составы. Они бывают бесцветными и цветными. Резерв наносится на ткань с помощью специальных инструментов – стеклянных трубочек или тюбиков. После полного высыхания линии наносится краска.


Свободная роспись

В этом виде батика роспись производится вообще без резервирующего состава. Он напоминает акварельную живопись «по сырому» и дает художнику большие возможности, хотя и требует большого мастерства.

Дополнительные эффекты в батике

Кроме основных видов, с которыми мы познакомились выше, существуют еще и дополнительные эффекты, способные придать неповторимость каждой работе.


Солевой эффект

Он основан на способности соли поглощать влагу. Если нанести несколько крупных кристаллов соли на только что наложенную и невысохшую краску, то соль станет притягивать воду, а вместе с ней и краску. После высыхания на месте кристаллов образуются красивые разводы, абстрактные узоры. Причем результат всегда будет разный – это зависит от многих факторов – размера кристалла, влажности ткани, насыщенности красителя.

Аэрография

Это способ нанесения на ткань узоров с помощью аэрографа (пульверизатора). В итоге можно получить плавные светотеневые переходы. При этом контур рисунка будет мягким и расплывчатым. Если на ткань положить какие-нибудь предметы, например кусочек кружева, листья растений или специально вырезанный трафарет, и окрасить аэрографом, то можно получить очень красивую композицию.

Набойка

Набойка выполняется с помощью штампов. Поверхность, на которой лежит ткань, должна быть ровной и не скользкой. Для этого можно накрыть стол старым байковым одеялом. Штамп опускают в приготовленную печатную краску, делают первый оттиск на бумаге, тем самым удаляя лишнюю краску, и плотно прижимают к ткани, на которой отпечатывается рисунок.

Инструменты и материалы

Для занятия батиком потребуются специальные инструменты и материалы.

Ткань

Для батика используют самые разнообразные ткани – все зависит от задумки художника. Лучшим, конечно, является натуральный шелк – крепдешин, атлас, туаль. Для горячего батика часто используют тонкий хлопок. Подойдут также и шерсть и тонкий лен. Можно работать и на синтетических тканях. Важно, чтобы краситель соответствовал типу ткани. Все ткани перед росписью проходят обработку – замачивание в воде, стирку и сушку. Это необходимо для того, чтобы удалить с ткани апперт – специальную заводскую пропитку, которая препятствует свободному растеканию краски по ткани.

Краски

Если не вдаваться в глубокие технологические подробности, то все красители можно разделить на две большие группы – на анилиновой и на акриловой основе. Они различаются по своим свойствам и способу закрепления.

Анилиновые дают более насыщенный, богатый цвет, хорошо растекаются по ткани, после закрепления не придают ткани жесткость. Хорошо подходят для росписи шарфов, палантинов, одежды. Они используются для натуральных тканей и требуют закрепления паровым способом.

Акриловые обладают меньшей растекаемостью и насыщенностью, при росписи дают микроскопическую пленку на поверхности ткани и делают ее жесткой. Цвет менее глубокий. Но они более удобны в закреплении (закрепляются проглаживанием утюгом) и подходят для любых видов ткани, в том числе и синтетических.

Для узелкового батика подойдут порошковые красители. Они разводятся по инструкции, и окрашивание производится путем погружения ткани в теплый или горячий раствор красителя.

Резервирующие составы

Резервирующие составы для холодного батика можно купить в любом магазине художественных товаров. Они бывают как бесцветные, так и разных цветов. Для горячего батика потребуется парафин, электрическая плитка и две емкости для водяной бани.

Кисти

Кисти нужны разные – мягкие беличьи или колонковые, для росписи анилиновыми красителями, жесткие щетинные (разного размера) для нанесения воска при горячем батике, синтетические - для акрилов.

Инструменты для нанесения резервов

Для холодного батика стеклянные трубочки или специальные тюбики со съемной насадкой. Для горячего - чантинг, кисти, специальный батик-штифт (электрический), различные печати и штампы.

Подрамник или рама

Для маленьких работ можно натянуть ткань на обыкновенные пяльцы. Для больших - потребуется деревянная рама или подрамник. Рамы бывают раздвижные и стационарные. Важно, чтобы рама была выполнена из мягкой породы дерева для удобства натягивания ткани и легкого вдавливания кнопок.

Еще понадобится много дополнительных вещей: кнопки и зажимы – для равномерного натяжения ткани на подрамник; копировальная бумага, калька и мягкий карандаш - для перенесения рисунка с эскиза на ткань; фен - для ускорения высыхания красок или придания необходимых эффектов; утюг - для закрепления готовой работы или выпаривания воска из ткани при горячем батике; соль - для создания красивых эффектов; прочные нити - для узелкового батика; ватные тампоны - для свободной росписи и удаления излишков краски с поверхности; палитра - для разведения красок; бак с плотной крышкой и старое одеяло - для закрепления паровым способом.

И еще, конечно же, хорошее настроение, потому что батик - это такая техника, где радость является составным компонентом.

Теперь вы знаете о батике все: и об инструментах, и о техниках, и о его видах. Осталось только запастись всем необходимым и попробовать самостоятельно создать полотно в этой технике.

Подготовила Елена Карпицкая

Батик-утонченное искусство росписи ткани

Цветистый, яркий и оригинальный батик сумел завоевать поклонников в разных уголках планеты, при этом не утратив самобытности и своего главного предназначения – обыденной жизни человека.

Что такое батик?

Батик – это древнее искусство ручной росписи ткани с использованием разных резервирующих средств, которое зародилось около 2000 лет тому назад. В отдельный стиль прикладного искусства батик превратился на острове Ява примерно в VIII веке, откуда и был привезен в начале Нового времени голландскими торговцами в Европу. Впрочем, подобные техники работы с тканью были известны и жителям Индии, Китая, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Любой батик уникален, поскольку создается вручную по оригинальному неповторимому эскизу, и имеет высокую стоимость, ведь для создания рисунка на ткани требуется много времени, дорогостоящие натуральные красители и резервы и, естественно, трудолюбие и фантазия мастера. Очень важно и качество полотна, на которое наносится рисунок, идеально подходит для тех, кто хочет рисовать батик ткань :

натуральный шелк;

креп-сатин;

полиэстер;

крепдешин;

батист;

шифон;

чесуча;

поплин.

В последнее время появилась возможность создания батика в фабричных условиях, когда для нанесения на полотно рисунка применяются специальные и искусственные краски. Это упрощает изготовление изделия, но одновременно понижает его стоимость. В то же время промышленные красители надежно закрепляются на волокнах ткани, не выгорают и не выстирываются, благодаря чему батик все чаще используется в дизайне одежды и интерьеров, художественной деятельности и приобретает широкую популярность.

В наше время проходят многочисленные модные показы, , семинары и конференции, посвященные батику. Они призваны развивать этот старинный вид искусства, разрабатывать новые приемы росписи и открывать имена талантливых художников.

Батик техники

Создать рисунок в технике батик невозможно без использования резервов, в качестве которых могут выступать резиновый клей, парафин, лаки и различные смолы. Такие резервы наносятся на ткань и создают четкие или размытые контуры рисунка. Именно от того, как выглядят границы изображения и какое резервирующие вещество используется мастером зависит техника батик .

Выделяют, в частности:

холодный батик (рисунок в этой технике наносится в один слой, а резервами выступают химические составы);

горячий батик (техника позволяет создать многослойный рисунок, в качестве резерва используется воск);

солевой эффект (ткань пропитывается раствором соли, а для нанесения рисунка используется красители, в которые вводится раствор поваренной соли);

технику бандан (в качестве резервов выступают завязанные на ткани узелки);

свободную роспись (рисунок выполняется анилиновыми красителями, а его границы выделяются резервирующим составом);

технику сибори (ткань завязывается в некоторых местах, а потом окрашивается).

Познакомиться с тем, как выглядят результаты работ, выполненных в той или иной технике, могут помочь батик фото , которые наглядно продемонстрируют особенности и изысканную красоту этого удивительного искусства.

Применение техники батик

С каждым годом ручная роспись ткани становится все более популярной, а сферы ее использования расширяются, о чем свидетельствуют оставленные на поклонников стиля батик отзывы . Если исторически батик использовался для росписи небольших предметов женского гардероба, в частности платков, то сегодня благодаря неповторимым комбинациям рисунков и узоров, многочисленным способам нанесения рисунка на ткань он широко применяется в модной индустрии.

Дизайнеры расписывают шали, шарфы, платки и косынки, создают эксклюзивные галстуки и купонные ткани для платьев и сарафанов. А некоторые талантливые мастера даже создают в стиле батик костюмы . Такие изделия всегда существуют в едином экземпляре и выглядят очень стильно, особенно если дополняются расписанными в той же технике косметичками, или зонтами.

В повседневной жизни часто используется хлопковый текстиль, на который идеально «ложится» горячий батик . Вот почему сегодня в продаже можно найти многочисленные расписанные мелочи, создающие комфорт в доме – абажуры, покрывала, скатерти или салфетки. Говоря о применении рисунков на ткани, нельзя не упомянуть о таком уникальном направлении творчества, которое зародилось относительно недавно, как создание картин, выполненных в технике батик, а также открыток и шкатулок, обтянутых расписанной тканью.

Загляните на батик сайт , и вы убедитесь, что фантазия современных мастеров неистощима. Прекрасные предметы (декоративные подушки, сидения стульев, шторы, настенные панно), элегантные мужские и женские наряды расписаны так изящно и креативно, что просмотреть батик картинки вряд ли удастся за один час.

Прекрасно зная об этом, многие отечественные и азиатские производители выпускают ткани, разрисованные в технике батик, или имитирующие подобные рисунки. Не отстают от них и производители хлопчатобумажной пряжи. Например, в продаже можно встретить нитки ализе батик , которые позволяют связать вещи, имитирующие ручное окрашивание.

Батик одежда

Долгое время рисунки в технике батик наносились исключительно на элементы национального костюма Индонезийцев. Считалось, что сделанные вручную изображения способны защитить от злых сил и принести удачу. В наше время батик одежда – обязательный объект в гардеробе модников, который одинаково хорошо смотрится и на людях в возрасте, и на молодежи.

А началось все в 30-е годы ХХ века, когда батик стал использоваться для декора женской одежды, в первую очередь перчаток и экстравагантных шляп, которые тогда вошли в моду. Сегодня же покупая комплект батик каждый клиент может быть уверен в том, что становится обладателем эксклюзивной вещи, непременно модной и стильной, качественной и оригинальной. Кстати, дизайнерские расписанные вещи – это не только платья и костюмы.

Встречаются, например, красиво разрисованные джинсы и толстовки, в продаже можно найти комбинезон батик , а совсем недавно появилась тенденция расписывать женскую верхнюю одежду: пуховики, пальто, куртки. Такой зимний батик всегда уютный, комфортный и по-летнему теплый, ведь при создании каждого рисунка автор вкладывает в него частичку собственной души. Большой популярностью пользуются сегодня расписанные свадебные платья, а также выполненная в технике батик детская одежда.

Батик костюмы

Одежда, сшитая из ткани, расписанной в технике батик – эксклюзивное, но доступное удовольствие. Конечно же, чаще всего приобретаются отдельные детали гардероба, но ведь существуют полные комплекты батик , позволяющие одеваться элегантно и необычно. Обращаясь в магазин батик всегда можно выбрать что-то по собственному вкусу для себя или дорогого человека. Но больше всего обрадуются такой одежде малыши.

Можно, конечно, зайти на батик детская одежда официальный сайт , но лучше всего заниматься поиском эксклюзивной вещи самостоятельно, выбирая изделия из натуральных материалов и с понравившимся рисунком. Ведь батик детская одежда даст возможность не только одеть своего ребенка эксклюзивно, но и поможет в творческом развитии , приобщит его к наследию мировой культуры.

Батик – не только ценное историческое наследие, но и актуальное современное искусство, широко применяющееся в самых разных областях – от дизайна интерьера до художественного творчества. Количество сюжетов, цветовых палитр и техник рисунка на ткани невероятно богато, а возможность использования батика в современном дизайне одежды добавляет ему популярности.


Техники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно . Выглядит так:

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Холодный батик

Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

Свободная роспись

Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

Введение.

Батик – искусство ручной росписи тканей. В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, придать эксклюзивность различным деталям интерьера: шторам, ширмам, абажурам, пуфикам, подушкам, проще сказать - создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Художественная роспись по ткани вносит душевность, легкость, уют, изящность, чувственность.

Батик часто используется и как самостоятельное произведение искусства. Он также востребован модельерами и применяется для пошива одежды.

Творчество БАТИКА даёт:

а) Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. 1 Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо­вать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев). Творчество - не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творче­ства, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и от­четливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом со­стоянии: «...в другой раз является совершенно новая само­стоятельная музыкальная мысль. Откуда это является - не­проницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охва­чен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

*Ознакомление с техникой батика.

*Изучение техники батика и художественного решения.

*Углубить знания о декоративно-прикладном искусстве, систематизировать знания о искусстве.

*Освоить основные приёмы росписи ткани.

Батик. Особенности технологий и художественного решения.

Что такое батик

Большинство людей под словом «батик» понимают расписанную от руки ткань. В более профессиональном узком смысле батик - это конкретная технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть нанесение состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.

В Большой Советской Энциклопедии говорится, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при горячем батике - разогретый воск, при холодном батике - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами...».

Батик это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В настоящем издании все желающие обучиться данному искусству или усовершенствовать свои навыки найдут простые и ясные инструкции по созданию работ на ткани, сведения о материалах и основных видах техник, советы по созданию собственных работ, а также большое количество фотографий, пошагово демонстрирующих процесс работы над произведением от самого начала и до конца. Здесь же предложено множество шаблонов, которыми вы сможете воспользоваться и создать работы не хуже представленных здесь.

Итак, наиболее характерная особенность батика - это резервирование, т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Но сейчас под этим термином подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски ткани, но и узелковую технологию, и жгутовую, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись по шелку, и китайскую сине-белую окраску шелка. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И все это батик - древнее, удивительно многообразное искусство, которое сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика и другие. Интересно и то, что значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяют расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

История развития батика

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен­ным количеством природных красите­лей, которые использовались в тради­ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго - самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов - для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции - для жилищ и храмов. Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Тех­ника «лацзе» - в переводе «узоры вос­ком» - очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали это искус­ство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей - ремесленников. Произошло это благодаря энтузиаз­му небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, воз­вращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. Батик имеет в ос­новном утилитарный характер.

С незапамятных времен люди научились раскрашивать и украшать ткани, сделав это занятие одним из важнейших ремесел. Первые мастера крашения и набойки тканей проживали на территориях современных Китая и Индия. Учеными установлено, что природные красители были открыты и стали применяться за несколько тысячелетий до нашей эры. Многие слышали об индонезийском острове Ява. Это место по праву считается мировым центром зарождения батика. Само это слово появилось именно там. В буквальном переводе на русский язык оно подразумевает процедуру рисования при помощи горячего воска. От явайцев это искусство переняли индусы и китайцы, египтяне и жители древнего Перу.

Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий - к XVII веку. Именно тогда был создан особый инструмент, который на местном наречии получил название «чан-тинг». Он и был предназначен для нанесения узоров на поверхность ткани при помощи расплавленного воска. Внешне чан-тинг представлял собой маленькую медную емкость, снабженную ручкой из бамбука или дерева, а также имел несколько загнутых носиков. В настоящее время использование этого инструмента отошло на второй план, так как наиболее популярной на Яве стала штамповка «чап».

Как происходит роспись по ткани

При оформлении тканей мастера используют резерв различных смесей. Им покрывают те участки ткани, которые остаются незакрашенными. В состав этого резерва могут входить самые различные компоненты: растительные и древесные смолы, парафин, пчелиный воск. Резерв призван пропитать материю и надежно защитить ее от воздействия краски.

Когда ткань подготовлена, ее опускают в краску, а еще через некоторое время удаляют имеющийся резерв. На холсте остается белый рисунок, тогда как остальной фон полностью закрашен.

Несмотря на то, что в последнее время повсеместно используется штамповка, ткани часто расписываются ручным способом. Существует несколько способов ручной росписи, и у каждого имеются свои особенности.

Когда резерв имеет вид наносимого на ткань замкнутого контура, и уже внутри него изделие подлежит росписи - это холодный батик. Рисунки в этой технике отличаются четкой графикой, а количество используемых красок не ограничено. Если резерв служит и для нанесения контура и для покрытия отдельных участков ткани - такая живопись называется горячим батиком. При свободной росписи узоры наносятся свободными мазками. Наконец, техника узелкового батика предполагает уже не роспись ткани, а исключительное ее окрашивание. Отдельные участки материала могут перевязываться узелками.