Стиль относится к стилям взаимодействия. Общение, как взаимодействие

Все люди различаются по стилю общения - устойчивым характеристикам в общенияразличных ситуациях. Стили общения существенно определяют поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.

Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые образуют в коммуникации существенную логико-смысловую линию. Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.

В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой , научный , публицистический , бытовой (разговорный).

Официально-деловой стиль общения

Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).

В официально-деловом стиле различают три подстиля:

  • законодательный;
  • дипломатический;
  • административно-канцелярский.

Каждый из перечисленных подстилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише. Так, меморандум, нота, коммюнике используются в дипломатической коммуникации; расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола - в административно-канцелярском стиле; закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. - в законодательном стиле.

Деловой стиль общения требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных. Термины чаще всего обозначают:

  • наименование документов: постановление, уведомление, зарос, договор, контракт, акт и ДР.;
  • наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: педагог, судья, менеджер по продажам, брокер, президент компании, следователь, психолог, коммерческий директор, маркетолог, бухгалтер и пр.;
  • процессуальные моменты, например: осуществить экспертизу, провести допрос, выемку, аттестацию, сделать оценку или выполнить какие-то профессиональные действия (информировать, подготовить отчет, написать справку и т.п.).

Деловой стиль требует объективности информации . В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики, вульгаризмов. Этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств (КИЯ - коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований, половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.

Официальная сфера общения, повторяющиеся стандартные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее стандартизированностъ, которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в формах документов. В них обязательны общепринятые формы изложения и определенное г расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, Описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.

В деловой речи широко используются речевые клише и речевые шаблоны, например:

  • для выражения признания - приносим наши извинения за...;
  • выражения просьбы - мы очень рассчитываем на вашу помощь в...;
  • выражения одобрения и согласия - я полностью согласен с вашим мнением...;
  • завершения разговора - я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы...

Деловой стиль является самым распространенным в повседневной практике формального общения. Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаимопонимания и организационной культуры.

Научный стиль общения

Язык науки используется в деловой коммуникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертационных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.

Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому содержание научного взаимодействия участников такого общения требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

К основным характеристикам научного стиля общения можно отнести следующие:

  • отвлеченная обобщенность (считается; говорят; как замечено; нередко; зачастую; как правило; довольно часто; в большинстве случаев; наиболее часты; крайне; и т.п.);
  • логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
  • абстрактная лексика (существуют; имеются; состоит; используются; употребляются; и
  • пр.);
  • вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы» (например: нам представляется; мы считаем; по нашему мнению; как показывает наш опыт; по нашим наблюдениям; мы придерживаемся точки зрения; и т.п.);
  • безличные предложения (например: необходимо отметить; следует остановиться на рассмотрении; представляется возможным; можно сделать вывод; как свидетельствует практика; следует сказать; и т.п.);
  • сложноподчиненные предложения (придаточные условные с союзом «если..., то» и придаточные времени с союзом «в то время как»).

При научном стиле отдельные композиционные части текста обычно выстроены в логической последовательности. Для этого применяются разнообразные приемы, например перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих; или «вначале было это, затем то... »; или «если это так, то из этого следует... ». Для связок внутри текста используются и такие речевые конструкции, как: однако; между тем; в то время как; тем не менее; поэтому; сообразно е.; следовательно; к тому же; обратимся к...; рассмотрим; необходимо остановиться на...; итак; таким образом; в заключение скажем; все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог; следует сказать.

Научный стиль общения более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследовательских или научно-практических конференциях и симпозиумах, где людей объединяет определенный уровень компетентности и есть потребность обменяться научными достижениями. В то же время использование научного стиля, например, при ведении урока или чтении учебной лекции, как показывает практика, не дает необходимого положительного результата, более того, плохо воспринимается слушателями. Заметим также, что научный стиль допускает возможность чтения письменных материалов (озвучивания), : однако восприятие такого текста на слух затруднено. Для повышения эффективности восприятия научного сообщения в последние годы распространенными стали стендовые доклады и иллюстрирование выступления с помощью мультимедиа.

Публицистический стиль речи

Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное - речь, доклад, лекция, выступление на собрании или на митинге, интервью на телевидении или радио; или письменное - статья (заметка) в газете, рецензия на профессиональную книгу. Публицистический стиль (от лат. publicus - общественный), как правило, обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.

Основными характеристиками публицистического стиля общения являются следующие:

  • информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;
  • реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;
  • книжно-абстрактные средства (например, такие слова, как: деятельность, обсуждение, исследование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, проводится, означает, требует, сказывается и пр.);
  • приемы адресации, т. е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это, в свою очередь, предполагает обратную связь - вопросы и ответы («Я обращаюсь к вам, студенты!», «Вы, сидящие в этом зале», «Ребята!»); доступность информации для аудитории; экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты, как правило, выступающим оцениваются, комментируются, интерпретируются; широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические
  • казусы (от лат. casus - сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;
  • лаконичность речи. Для уменьшения текста используется так называемая дистилляция (от лат. disillitio - перегонка, разделение) - тщательное редактирование и сокращение, отбор всего лишнего, предельная стилистическая шлифовка мыслей;
  • юмор, остроты, ирония. В публичном выступлении они, в принципе, допустимы, в то же время безжалостная насмешка, злой сарказм, некорректные высказывания в адрес конкретных лиц не всегда уместны, а порой даже действуют разрушительно (например такое высказывание Бернарда Шоу в адрес докладчика, как: «Я бы очень хотел воспринимать вас всерьез, но это было бы тяжким оскорблением для вашего интеллекта»).

В публичном выступлении необходимо соблюдать осторожность при использовании информации, которую можно отнести к клевете и диффамации (от лат. diffamare - разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчуждения, презрения, а также при компрометации дела, профессии того или иного лица, занимаемой им должности (от фр. compromettre - вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя).

Кроме того, не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, половых, территориальных, расовых, сексуальных и других принадлежностях или предпочтениях людей, сидящих в аудитории;
говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз, при этом обычно используются разнообразные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.

Таким образом, все три стиля востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достижения тех или иных целей.

Разговорно-бытовой стиль

В отличие от деловых стилей, разговорная речь обслуживает сферу неформальных отношений, которые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу, но и профессиональной среде. Разговорная речь, как известно, выполняет функцию межличностного общения, поэтому наиболее часто проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не

Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела. Кроме того, в неформальном общении широко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания, а Также сокращения (Питер, читалка, общага), сленг («э-блин », «я тащусь »), разговорно-бытовая фразеология («гол как сокол », («бежит как угорелый », «как снег на голову », «упрям как осел », «где тебя черти носили » и т.п.), глагольные междометия (шмяк, Скок, шмыг), разнообразные частицы (этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т.п.). Широко практикуются вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Такой стиль речи, несомненно, может быть использован лишь в определенных ситуациях. Таким образом, соблюдение стилевых правил и норм позволит каждому человеку соответствовать имиджу делового человека и достигать желаемых результатов на основе кооперации совместных усилий, сближения целей и сотрудничества.предусмотрено.

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются исходя из условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для классификации.

· Взаимодействия выделяют прежде всœего по субъекту и объект – субъекту :

– личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т. д.);

– коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив и т. д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности исходя из возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т. д.

· Отмечают прямое и косвенное взаимодействие .

Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга , косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни , ее микросреду. К примеру, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.

· Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

– наличие цели или ее отсутствие – во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно принято называть целœенаправленным; либо цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии;

– степень управляемости – управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое – целœенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полу управляемое - ϶ᴛᴏ также целœенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое - ϶ᴛᴏ стихийное взаимодействие;

– тип взаимосвязи – ʼʼна равныхʼʼ или ʼʼруководствоʼʼ; для взаимодействия ʼʼна равныхʼʼ характерны субъект – субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон; при ʼʼруководствеʼʼ – активность с одной стороны.

· В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности , эффективности , частоте и устойчивости . Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса.

· Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака:

– отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга,

– наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности,

– субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии.

· Различные сочетания этих признаков дают определœенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.

Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников воспитательного процесса на всœех уровнях: учитель – ученик, ученик – ученик, педагог – педагог и т. д. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется:

– объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок;

– гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями;

– активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всœех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса - ϶ᴛᴏ совместное определœение целœей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределœение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целœей и задач.

Рассмотрим стили педагогического общения воспитателя, учителя, педагога, стиль педагогического руководства.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи-ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Виды взаимодействия при общении

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 118


[email protected] 119 of 147

взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходи-

мо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т. е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают четыре основных стиля действий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

1. Ритуальный стиль действий. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т. д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше (Петровская, 1983).



2. Императивный стиль - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.

3. Манипулятивный стиль - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализует-

ся концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

4. Гуманистический стиль взаимодействия. Можно выделить и те межличностные отношения, где
применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-
родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Такие отношения носят название
диалогического общения. Диалогическое общение в рамках гуманистического стиля - это равноправное
субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по
общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия
для взаимного развития.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 119


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 120 of 147

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Реферат по психологии общения

ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА

группы 4пс-22

Сапожникова Е. С.

Проверил: к. п. н., доцент

Хромов В. В.

ЧЕРЕПОВЕЦ

Введение

Общее понятие о конфликте

Стили конфликтного взаимодействия

Заключение

Введение.

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт - это

столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают

неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются

при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой

Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними

(конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет.

Однако это не значит, что внутренние конфликты - пустяк или что они не

важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему

ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом

внутреннего конфликта. Эти конфликты - основа этики и морали. Если бы люди

в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не

задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт»

очень близко понятие «совесть».

Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты

не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия

стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать

конфликты - это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает

пытались бы улаживать конфликты.

Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое,

но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся

велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и

предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих

взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково

пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между

мужем и женой.

Общее понятие о конфликте

Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем

несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную

сторону этого динамического группового процесса:

* Конфликт обычно рассматривается как состояние несогласия по поводу

возможности распоряжаться ограниченными ресурсами;

* Конфликт - это такое состояние отношений между людьми, когда по крайней

мере один из них сердит, раздражен, враждебен по отношению к другому,

критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и

нарушению морального равновесия;

* Конфликт - функция степени или количества взаимозависимости и

взаимодействия между людьми: чем больше наша зависимость от других или чем

больше мы от них ожидаем, тем больше вероятность конфликта и того, что он

будет сильным;

* Конфликт - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии,

различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами:

индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на

разных интра- и интер- персональных уровнях:

а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить

определенные действия, роли, которые не соответствуют

его умениям, интересам, целям или ценностям;

б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;

в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более

Несмотря на многозначность, термин "конфликт" имеет вполне

определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях. Во-

первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации,

которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются

таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои

взаимоотношения как конфликтные. Во-вторых, для возникновения конфликта

необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по

крайней мере, двух сторон. Исключением, как может показаться, является

внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между

реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией.

В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами - деньгами,

работой, престижем, властью, временем - которые ограничены, которые

приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении.

Основное различие между определениями конфликта касается в

большинстве случаев двух пунктов. Конфликт может рассматриваться или как

преднамеренное противопоставление интересов сторон, или как результат

стечения обстоятельств. С другой стороны, несовпадение точек зрения

касается того, является ли открытое противоборство обязательным критерием

наличия конфликта или он может протекать в скрытой форме.

Стили конфликтного взаимодействия.

используется два измерения. Напористость т.е. степень ориентации на

собственные интересы и кооперативность, т.е. степень ориентации на интересы

противоположной стороны, вовлеченной в конфликт. Соответственно выделяются

пять ориентаций поведения: конфронтация, сотрудничество, избегание,

приспособление и компромисс.

Конфронтация.

Тактика конфронтации заключается в активном и упорном противостоянии своим

противникам, несмотря на их попытки достичь компромисса или пойти на

примирение. Она предполагает:

Настаивание на своей позиции, точке зрения без чёткого их обозначения;

Несдержанность, раздражительность, когда партнёр пытается

противопоставить своё мнение, позицию, мнению или позиции данного

субъекта;

Слабая изменчивость целейдаже при высокой динамичности и изменчивости

ситуациии взаимодействия;

Общий консерватизм интересов;

Нетерпимость к чужому мнению и чужой воле;

Краткосрочность этапа конфликтной ситуации, использование

незначительных поводов для перевода её на стадию инцидента;

Затяжной характер инцидентов, их острота и эмоциональная насыщенность;

Оценка своих партнёров по взаимодействию как лиц, имеющих

предубеждения против них.

Основными задачами, решаемыми в ходе конфликта при использовании техники

конфронтации, являются следующие:

Отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц,

правдоискательство;

Стремление переубедить, навязать своё мнение, решение, точку зрения;

Попытки принизить своих противников, доказать неправомерность их

Люди, придерживающиеся этой тактики, полагают, что есть «их точка зрения» и

неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и

противников: даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции.

Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если её придерживаются

обе стороны. Часто её выбирают подростки.

Например, представим себе следующую ситуацию. Дима и Серёжа – братья-

погодки, им 17 и 16 лет. Мать, уходя на работу, поручила им пропылесосить в

комнатах. Как только за ней захлопнулась дверь, Дима стал натягивать

ботинки. Серёжа же достал пылесос:

Э, ты куда так разбежался? Одна комната моя, другая – твоя!

Отвали, пацан.

Не, Димон, серьёзно, это не дело! Я за тебя убираться не буду!

Ага, ещё как будешь! Вот скажу матери, что покуриваешь, так полгода

пылесосить будешь. Без выходных!

Сергей рассерженно молчит. Дима улыбается напоследок:

Чао, братик! У меня почище уберись!

Наиболее ярко можно это проиллюстрировать на примере конфликта подростка с

родителем. Когда мне было 14, моим конфликтам с мамой не было конца. Каждое

утро начиналось с крика:

Елена! Ты что на себя нацепила??? На улице холодина, а она в

капроночках!

Ну и что.

Что? Ты понимаешь, что ты простудишься! Что у тебя слабое здоровье!

Ну и наплевать! Моё здоровье!

Да? А потом будешь ходить меня заражать? Спасибо!

Я буду носить, что хочу! Я уже не маленькая! Не смей мне указывать!

Не смей мне хамить!!!

Вечером мы не разговаривали.

Конфронтация приемлема, когда:

* необходимы быстрые решительные действия

*необходимо принять непопулярное решение по важным вопросам

*есть уверенность в правильности выбранного важного решения

*люди манипулятивно используют преимущества собственной позиции

Сотрудничество.

Тактика сотрудничества представляет собой стремление разрешить противоречие

посредством активного взаимодействия со своим партнёром. Её использование

резко повышает вероятность позитивного исхода конфликта. Таким образом, не

только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается

большее взаимопонимание, доверие, уважение.

Отличительные признаки сотрудничества:

Уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их

чувства и желания;

Оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной;

Стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности;

Забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия;

Акцентирование внимания на этапе разрешения конфликта;

Готовность принести извинения;

Стремление действовать разумно и осознанно;

Поэтапность, последовательность в достижении целей.

Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для

одноуровневого (горизонтального) общения, так и для разрешения конфликтов в

вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и

педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных

качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка

на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям,

ответственность способствуют применению этого стиля на практике.

Приведём пример. Конфликт произошёл между руководителем частного

предприятия и одним из его подчинённых по поводу задержки отчёта последним.

Давайте послушаем их:

Итак, Иван Петрович, потрудитесь объяснить причину задержки отчёта. Я

Вас предупреждал уже десять раз о том, что он необходим мне именно

сегодня в десять!

Лев Карлович, позвольте, но…

Я позволю Вам лишиться премии! И работы, если это будет повторяться!

Прошу Вас, выслушайте меня.

- …Хорошо.

Лев Карлович. Вы, конечно, в курсе, что мы живём в век компьютерных

технологий.

И что я неоднократно обращался к Вам с жалобами на наше программное

обеспечение.

Так вот. В офисный компьютер проник неизвестный вирус, который

уничтожил все мои файлы, включая отчет.

М-да… Почему вовремя не сообщили? Впрочем, Вы правы… Я разберусь. Что

за вирус?

- «Бяша»… Там… Овца бегает… и, простите, гадит на файлы.

ХА-ХА-ХА!

Нужно признать, что Иван Петрович с честью вышел из конфликтной ситуации,

заключив с шефом договорённость о том, что впредь будет своевременно

извещать его о неполадках.

Сотрудничество приемлемо, когда:

*необходимо найти решение проблемы, и при этом разные позиции настолько

важны, что компромисс недопустим

*нужно полностью использовать весь творческий потенциал сотрудников

*необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели

*нужно преодолеть негативные эмоции, возникшее в опыте общения

Компромисс.

Этот стиль заключается в стремлении преодолеть противоречие за счёт

частичных уступок одной стороны в ответ на взаимные уступки другой.

Поведение людей, прибегающих к его помощи, характеризуется такими

особенностями:

Осмысленностью шагов, предпринимаемых на протяжении исхода конфликта;

Готовностью много раз менять решение, если другая сторона не

соглашается с ним;

Заботой о том, чтобы уступки каждой стороны были равноценны;

Призванием посредников;

Применением убеждения ради нахождения точек общего решения, выработки

единой позиции;

Готовностью выслушать претензии противоположной стороны;

Заботой о сохранности взаимоотношений с партнёром в дальнейшем.

Компромисс не снимает напряжённости до конца, т. к. исходное противоречие

сохраняется, но создаётся возможность для урегулирования отношений в

дальнейшем. Особенно эффективен при разрешении сложных социальных

конфликтов. Значительно реже используется в межличностной сфере и

практически никогда детьми.

Компромисс можно проиллюстрировать на примере знаменитого судебного

процесса в США, когда ассоциация инвалидов по зрению (слепые) предъявили

иск по поводу того, что их права ущемляются в пользу инвалидов, прикованных

к коляске. И ущемляются следующим образом: на тротуарах улиц славной

Америки обязательно делают спуски, для того, чтобы не приходилось с

инвалидной коляской прыгать с бордюра. А для слепых, между прочим, этот

бордюр – главный ориентир при переходе через улицу. А когда слепой двигает

палочкой перед собой, палочка о бордюр не ударяется и слепой думает, что

там прямая дорожка. (Или яма. Или кому что покажется.) Дело разбирали очень

долго, очень долго посредники-адвокаты искали компромисс, чтобы не ущемлять

права ни тех, ни других граждан свободной страны. И нашли его – теперь на

этих скатах делают специальные насечки, чтобы палочкой можно было об них

удариться и понять, что это такое. (Только теперь, говорят, инвалидов на

колясках на этих скатах трясти стало…)

Компромисс приемлем, когда

*цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для

их достижения

*оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь важных целей

*придти к временному соглашению по важным вопросам

*принят приемлемое решение при недостатке времени

*когда нужно сделать “шаг назад”, если сотрудничество и конкуренция не

помогают достичь целей

Приспособление.

Приспособление предполагает, что одна из конфликтующих сторон целиком

оказывается зависима от другой. Ради сохранения уже сложившихся отношений

человек готов жертвовать своими интересами, замалчивать существующие

проблемы, постоянно идти на уступки. Доминирование стиля приспособления

приводит к тому, что человек позволяет другим «ездить на себе».

Конфликты с использованием этого стиля могут характеризоваться:

Низкой динамичностью;

Отсутствием внешнего противоборства, попыток защитить свои интересы;

Установкой на безоговорочное признание вины;

Страх потерять расположение, любовь, дружбу;

Социальная или экономическая зависимость;

Использование приёмов шантажа со стороны одного партнёра и боязнь быть

разоблачённым со стороны другого.

Рассмотрим этот стиль на примере молодой пары: Илья (19 лет) и Лика (16

лет.) Они не женаты. Илья очень долго добивался Ликиного расположения и,

наконец, достигнув цели, был очень счастлив. Целые четыре дня. Потом Лика

начала капризничать, привередничать и посматривать на других молодых людей.

Лика, давай побудем сегодня вдвоём.

Не хочу. Хочу с ребятами на пикник.

Пожалуйста, перестань капризничать.

Я вообще могу уйти. Меня Славка на пикник отвезёт.

Какой Славка?

Как ты со мной обращаешься?

Как хочу. Не нравится – гуд бай!

Ладно… Едем на твой пикник.

Приспособление приемлемо, когда

*есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость

*предмет разногласий важнее для других

*надо завоевать доверие и обеспечить прочную позицию на будущее

*целесообразно минимизировать потери при слабой позиции

*важны гармония и стабильность отношений

Избегание, или уход.

Об избегании можно говорить в том случае, если человек старательно

уклоняется от всякого обострения отношений, споров, меняя при этом

обсуждаемую тему или удаляясь из ситуации. Он не поддаётся ни на какие

провокации и проявляет изобретательность в разрядке напряжённых отношений.

Таким образом, проблема остаётся неразрешённой, остаётся вероятность

возобновления конфликта.

Уход предполагает наличие:

Несовпадающих взглядов и стремлений участников, их разный

эмоциональный настрой;

Противоположности интересов и целей;

Действий, направленных на быстрое свёртывание конфликта;

Стремление к разрядке напряжённости;

Слабой эмоциональной вовлечённости в проблему одной из сторон.

Пример. Мать и сын завтракают. Мать:

Алёша, я вот вчера в окно опять видела, что ты с сигаретой шёл… Ну ты

же обещал бросить!

Ма, не сейчас, ладно?

Ну а когда я ещё тебя увижу? Всё гуляешь. Ты мне три месяца назад

обещал, что бросишь.

Да брошу, брошу. Всё.

Да, наобещаешь опять, а чуть за порог – и задымишь.

Сын (тихо):

Блин, что за привычка с утра по ушам ездить?

Я говорю, пока, мам, я в институт!

Избегание приемлемо, когда

*предмет разногласий несущественен. и есть другие более важные дела

*отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы

*вероятность разрушить отношения больше, чем улучшить их

*надо дать людям успокоиться, отойти от переживаний

*другие могут решить конфликт более эффективно

*перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию

Заключение.

Итак, мы рассмотрели пять стилей взаимодействия в конфликте. Каждый человек

использует различные стили, что не исключает наличия излюбленных,

предпочитаемых, доминирующих. Знание особенностей каждого из них позволяет

сделать правильный выбор, подняться над ситуацией и управлять ею.

Список используемой литературы

1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы,

2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск:

Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

3. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия

развития: Академия Холдинг, 2001.

4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.

Издательство «Феникс», 1996.