Сочинение "Зачем нужно быть грамотным?". Почему надо быть грамотным? Не полагайтесь на программы проверки орфографии

У Плутарха была такая история. В результате политических интриг в Афинах был поставлен вопрос об изгнании Аристида по прозвищу Справедливый, весьма влиятельного и важного государственного деятеля. Голосование проходило так: имя предназначенного к изгнанию писалось на глиняном черепке (острака, отсюда остракизм); черепки затем подсчитывались, и человек, набравший большинство голосов, изгонялся. И вот какой-то неграмотный поселенин, желая написать имя Аристида, обратился за помощью к первому попавшемуся ему человеку - это и был Аристид, однако поселянин не догадывался о том и попросил написать имя Аристида на остраке. Аристид удивился, но не раскрыл поселянину своего имени, а только спросил, чем, мол, ему так насолил этот Аристид. Поселянин ответил, что Аристида он вообще не знает, да только надоело ему слушать, какой мол это справедливый человек. Короче, поддался, как видно, поселянин уговорам политических оппонентов. В итоге Аристид выполнил его просьбу, написал свое имя на остраке - и был приговорен к изгнанию (Plut., Arist., 7, 5 - 6).

Мораль: грамотным надо быть хотя бы затем, чтобы не оказаться в подобной глупой ситуации (как поселянин), тем более что не все такие честные, как Аристид, и написать за Вас могут все что угодно, а не то, что Вы просите.

Спор о необходимости обучения грамотному письму идет уже давно, еще на луркморе, помнится, приводили аргументы противоборствующих сторон: Лев Щерба, известный советский лингвист, говорил, что без грамотной речи и правильного письма люди не смогут друг друга понимать; кто-то из американцев, не помню сейчас кто, утверждал, что понять собеседника можно вне зависимости от ошибок в орфограммах.

В целом и та, и другая точка зрения правильны. Любому носителю языка не составит труда понять неграмотное письмо - человек, освя щенный солнечным светом, жаренн ая картошка, жаркая дисс кур сия и т.д. Может показаться, что следование нормам языка это пережиток прошлого и все могут писать так как хотят без особых проблем, но это тоже не так.

Следование единым правилам написания значительно облегчает чтение. Например, из контекста не всегда может быть ясно, человека осветило солнце или он освящен солнцем как неким религиозным символом. Грамотное письмо - признак респектабельности, знак того, что человек смог освоить свод определенных правил и умеет им соответствовать. Текст, написанный неграмотно, бросается в глаза и создает негативное впечатление - вот почему любой серьезный человек или компания следит за грамотностью своих текстов.

Наконец, неграмотное письмо крайне разнообразно. Один человек напишет "нигатив", другой - "нигатиф" и т.д. Как правило, неграмотное письмо сводится к фонетическому письму - записи слов не по правилам языка, а так, как слышится. А так как слышать каждый может по-своему, то и вариантов одного и того же слова в фонетическом письме может быть очень много. Языковая норма существует в том числе и для того, чтобы снять это многообразие - поверьте, читать много текстов с самыми разными вариантами одних и тех же слов это весьма трудоемкий процесс. Из истории языка мы знаем, что до XVIII века особых правил грамматики русского языка не было, и в разных текстах можно было встретить самые разные "ошибки".

В заключение хочется отметить, что русский язык сегодня действительно довольно сложен в освоении, а правила написания зачастую абстрактны и не имеют связи с реальным произношением. За XX век лингвисты несколько раз пытались провести реформу языка, призванную упростить написание и приблизить его к фонетическому письму (то есть писать так как слышится), но общественность всегда восставала против таких реформ, причем лозунги были из разряда "Они убивают язык!", "Остановим смерть языка!" и т.д. Наше общество крайне консервативно в языковом плане, единственная реформа, которая удалась - это реформа языка сразу после революции, когда часть букв была удалена из алфавита и частично изменена орфография. Больше ни в СССР, ни в РФ более-менее значительных реформ сделать не удалось.

Ответ прозаический: чтобы понимать предписания начальства. Современная школьная система появилась в эпоху быстрого распространения заводов и фабрик (в эпоху развития капитализма), когда потребовались рабочие, умеющие читать инструкции.

На рубеже XIX и XX веков на предложение издателя Ивана Сытина издать букварь, цензор Победоносцев отвечал, что крестьянин Библию всё равно после самостоятельного чтения не поймёт, а другие книги для мужика бесполезны.

В книжке недавно скончавшейся Харпер Ли "Убить пересмешника" мы обнаруживаем, что во времена юности писательницы не все американские семьи пускали детей в школу.

В конце XX века 98-летний чернокожий Джордж Доусон (1898 года рождения) сознался социальному работнику, что не умеет читать и писать. Доусон в молодости работал на строительстве дорог, потом - на молокозаводе. Его жена и дети были грамотными, а самому ему всегда достаточно было поставить подпись. Это он умел. К концу жизни Доусон научился грамоте, и до своей кончины в возрасте 103 лет был частым гостем популярных телешоу.

В Кении проводят эксперименты с целью найти способ заставить деревенских учителей ходить в школу на занятия, вместо того, чтобы работать на своём поле. Ценность образования неясна не только крестьянам, но даже и учителям.

Таким образом, грамота явно нужнее в городе и тому, кто работает на босса. Пасти овец или копать грядки можно, и не зная грамоты.

Банально для того, чтобы понимать друг друга. Если бы не существовало каких-то норм речи, правил написания и произношения, язык бы попросту не существовал как нечто целое. Все бы говорили и писали так, как им вздумается, и, даже если бы изначально был какой-то общий язык, со временем мы бы просто перестали понимать друг друга.
Как уже было сказано выше, есть огромное количество вариаций написания одного и того же слова, если писать его "на слух". Пришло на ум слово "австралопитек", которое можно записать и как "офстралапятег", если постараться. Согласитесь, нужна лишняя секунда, чтобы понять значение этого сочетание букв, когда как над правильным вариантом мы даже не задумываемся.
Да и вообще, даже одна буква может поменять значение слова: вырастИт или вырастЕт, прЕступить или прИступить, лук или луг и так далее. При неправильном написании читающему будет сложнее переварить информацию или же придется потратить на это больше времени. Например, вы преподаватель искусства и читаете вы текст своего ученика про Моне, а потом понимаете, что он пишет про Мане. Скорее всего, вам придется перечитывать заново, потому что в своей голове вы держали образ совершенно иного человека.

Для чего человеку грамотность?


- Папа, а зачем человеку нужно быть грамотным, ведь мы итак понимаем друг друга? – так обратился к отцу одиннадцатилетний Сережа, невольно задав один из самых тревожных вопросов современного общества.
- Дети, - отвечал отец, приготовившись к интересному диалогу, - в основном ограничиваются беседами со сверстниками о школе, учителях, одноклассниках. Тут быть грамотным не обязательно. Но замечал ли ты, что часто люди неправильно произносят какие-то слова и вызывают тем самым смех, или не могут внятно что-либо рассказать, получается набор несвязанных слов, а ты все думаешь: ""О чем же он говорит?"" Трудно беседовать с таким человеком, и разговор становится не только неприятным, но и раздражающим. А теперь представь, что ты вырос и оказался в обществе серьезных людей. Тут ты начинаешь запинаться, делать неправильные ударения в словах, и люди просто-напросто избегают общения с тобой и посмеиваются.
- Тот, кто будет смеяться, получит от меня в глаз! - важно заявил мальчик, на что отец задорно рассмеялся.
- Общественное мнение никакими тумаками не перебьешь. Ты можешь считаться умным, но стоит тебе произнести что-то неправильно, и мнение о твоей образованности изменится в худшую сторону. Недаром много лет назад грамотными были только дворяне, потому что это было признаком высшего общества. А крестьяне считались неучами, хотя были и исключения, как и среди дворян находились необразованные люди. Наше современное общество в большей степени состоит именно из таких неграмотных ""крестьян"", и поэтому ""дворяне"" выделяются из этой массы.

Мальчишка улыбнулся этому сравнению.
- Я расскажу тебе одну историю. Дворяне и аристократы устраивали особые вечера, на которые собиралось высшее общество. Там люди беседовали на различные темы, слушали музыку и танцевали. На один из таких вечеров были созваны деревенские музыканты. Сыграв несколько вальсов и мазурку и хорошенько развеселив гостей, они отдыхали. Один молодой парнишка-музыкант заинтересовался оживленной беседой, ведущейся в небольшом кружке, и в порыве влечения вставлял в разговор свои замечания и рассуждения. Чем больше говорил молодой человек, тем больше пополнялся круг беседовавших. Слушателей поражали грамотность и образованность парня и интересные и какие-то особенные суждения. В этом кругу среди прочих был председатель одной важной организации, который пожелал рядом с собой иметь такого грамотного человека и предложил парню должность своего секретаря. И никому не пришло на ум возразить по поводу принадлежности его к низшему сословию, потому что понимали, что парнишка умнее многих из них.
- Как славно получилось! - воскликнул мальчишка.
- Это говорит о том, что грамотный человек - это не только говорящий без ошибок, но и говорящий интересно, красочно, чего можно достигнуть, только читая книги и развивая свою речь. Всегда приятно вести беседу с тем, кто не поставит ее в тупик из-за неправильно сформулированного предложения, или с тем, кто быстро не закончит обсуждение темы из-за скудности словарного запаса.
- Теперь я понял, для чего важно быть грамотным! Но русский язык имеет столько правил, что запомнить их, кажется, невозможно, - со вздохом сказал мальчишка.
- А вот самый простой способ ничего не забыть: говори всегда правильно даже в кругу сверстников, любые записи и даже сообщения пиши без ошибок и соблюдай пунктуацию. Ведь грамотность - это еще и правописание. И всегда уделяй внимание чтению книг. А самое главное - теми знаниями, которые ты приобрел, обязательно поделись с товарищами. Быть может, именно благодаря тебе в мире на несколько безграмотных людей станет меньше.

Зачастую мы можем видеть людей, которые просто бравируют нарочитой безграмотностью, так что уж говорить о тех, кто безграмотными словечками просто прикрывает безграмотность реальную. Итак, зачем же нам писать грамотно?

Для того чтобы понять данную тему, нам нужно сначала определить, что же такое грамотность. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

В наш век высоких технологий мы можем не владеть основными правилами русского языка - специальная программа Word вычитывает опечатки сама. Общаться в Интернете можно абсолютно свободно, для этого не нужно иметь специального филологического образования - все пользователи смотрят на ошибки других весьма благосклонно. А даже если на нашем пути и встречаются филологи, то они редко исправляют эти ошибки. Из всего этого можно сделать вывод, что современная молодежь обесценивает русский язык, делая даже в простых словах, предложениях неимоверное количество ошибок. Однако, это не так: в основном своем большинстве молодежь стремится к грамотности если не идеальной, то относительной - знание основ орфографии и пунктуации.

Что же заставляет людей становиться грамотнее, изучать наш родной язык?

Во-первых, безусловно, влияет введенный, обязательный для всех, Единый Государственный Экзамен по русскому языку. Не многим молодым людям хочется получить малое количество баллов по экзамену, желание большинства школьников девятых и одиннадцатых классов - получить наивысший балл, например, чтобы продолжить обучение в школе, либо чтобы поступить на бюджетное место в институте. Таким образом, Единый Государственный Экзамен является стимулом к изучению русского языка для всех граждан в возрасте от 6-7 до 17-18 лет - т.е., основная категория населения Российской Федерации.

Во-вторых, идеальное владение русским языком считается также и показателем престижа, высокого социального положения. В наше время считается, что известные люди близки к идеалу, их положение обязывает их к грамотности. Людям хочется подражать этому человеку, в наших глазах этот человек возносится до небес. Но как только мы видим ошибку в каких-либо текстах, написанных эти человеком, ошибки в произношении слов, мы сразу же меняем о нем свое мнение совсем не в лучшую сторону.

В-третьих, грамотность выступает как показатель ума человека. Видя, что человек правильно пишет и говорит, то мы подсознательно делаем вывод, что он начитан, а, следовательно, умен. Видя же как-либо ошибки, мы нередко определяем человека, как недалекого, несмотря на наличие у него каких-нибудь других важных заслуг. В нашем подсознании живет стереотип, что талантливый человек талантлив во всем.

В-четвертых, многие профессии связаны со знанием языка, ведь приходится что-то писать, печатать, объяснять, проводить собрания, конференции, где хотя бы элементарные знания языка просто необходимы. Ведь людям приятнее общаться с человеком, который в совершенстве знает свой родной язык.

В-пятых, мы можем назвать грамотность своего рода творчеством. Владея русским языком, зная его нюансы, можно создавать бесценные творения. Как правило, грамотный человек увлечен своими знаниями, ему хочется творить, делиться с миром своим творчеством.

В-шестых, грамотность хорошо сказывается на нашей памяти. Например, запоминание словарных слов улучшает память.

В-седьмых, если ни у кого из нашего поколения не будет грамотности, то кто же будет поступать на филологические факультеты? Кто будет учителем русского языка? Кто будет учить наших детей, внуков? Если этого не будет, то не будет и грамотности как таковой.

Обобщая все вышеперечисленное, нужно быть грамотным человеком для того, чтобы: быть умным, развитым человеком с которым приятно общаться; чтобы иметь успех на работе; чтобы другие поколения не были безграмотными; проявлять свои таланты, делиться своими мыслями с другими людьми.

В наше время практически ко всему можно применить понятие «эрзац»: есть эрзац-любовь, эрзац-шерсть, эрзац-кожа и т.д. Но возможно ли существование эрзац-грамотности? Конечно же, нет. Свою грамотность невозможно подделать, грамотность - одна из немногих вещей, которая не зависит от времени, взглядов на нее, моды, в конце концов. Грамотность - это качество, нужное каждому человеку. Как сказал великий писатель Оскар Уайльд: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так вот, чтобы добиться уважения у людей, стать по-настоящему умным, талантливым человеком, который ценит свои корни, свою Родину, нужно быть грамотным человеком, способным помочь своему государству.

Главное: нужно помнить, что русский язык - это основной инструмент, который требует бережного к нему обращения.

«Тотальный диктант» якобы создает моду на грамотность. А зачем вообще человеку нужна грамотность? Во время диктанта, ЕГЭ стараемся соблюсти все нормы, которые зачастую избыточны и иногда с практической точки зрения бессмысленны…

Грамотность не является ни приходящим, ни уходящим явлением, как мода, это то, что ценится всегда. «Тотальный диктант» призван напомнить людям, особенно молодежи, что писать правильно – это норма жизни.

Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и в том числе грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности с пресловутой формой диктанта.

Призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.

На самом деле грамотно писать нужно для лучшего взаимопонимания. Попробуйте исковеркать текст и дайте его прочитать. Уверена, что текст не поймут или поймут по-своему. Причем на распознавание этого текста уйдет больше времени, чем грамотно оформленного.

Я не совсем согласна с мнением, что правила русского языка избыточны и с практической точки зрения бессмысленны.

Тем более что орфографические реформы, которых было немало, призваны избавляться от них. Правила русского языка сходны с иными директивными правилами, например ПДД, которые просто следует соблюдать.

Нельзя одновременно быть образованным, культурным и интеллигентным и безграмотным, грамотность – это своеобразный индикатор таких людей. Кроме того, безграмотность раздражает многих людей. Часто можно услышать, что того или иного автора СМС-сообщения вслух обсуждают. Вряд ли кому-то хочется прослыть безграмотным или полуграмотным, невеждой.

Анастасия Алексеева – старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литература филологического факультета Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

А собственно зачем учиться писать грамотно? Письма, написанные по шаблону, заявления, составленные по образцам, и статьи по примерам… Любезный текстовый редактор выделит красненьким или зелененьким орфографические и пунктуационные ошибки, и даже предложит правильные варианты написания. А стилистика – это уже дело третье. Разве кто-нибудь потерял здоровье от каких-то неточностей в тексте? Не доклад же научный пишется. Нужна ли грамотность простому человеку?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на родительском собрании.

«Нужна ли грамотность простому человеку?»

О том, что общая грамотность населения резко падает, говорят постоянно. Поистине грамотные люди, которых подавляющее меньшинство, бунтуют и все громче выявляют протест против невежества и косноязычия. Нет, конечно, всегда были безграмотные люди, причем некоторым это не мешало быть успешными политиками, учеными и даже писателями. Тем не менее, раньше хотя бы была четкая граница между грамотным и малограмотным населением. Прослойка общества, именуемая интеллигенцией, была ярко выражена и стояла неким особняком. Сегодня же сплошь и рядом можно встретить смешанные семьи, где супруги могут быть с разным уровнем грамотности. Да и что там говорить, даже наличие высшего образования на сегодняшний день далеко не всегда является показателем грамотности. Давайте поговорим о том, чем является грамотность для современного человека.

А собственно зачем учиться писать грамотно? Письма, написанные по шаблону, заявления, составленные по образцам, и статьи по примерам… Любезный текстовый редактор выделит красненьким или зелененьким орфографические и пунктуационные ошибки, и даже предложит правильные варианты написания. А стилистика – это уже дело третье. Разве кто-нибудь потерял здоровье от каких-то неточностей в тексте? Не доклад же научный пишется.


Общаться с грамотным человеком всегда приятно . Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться, дружить и работать, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Но, если раньше, пару сотен лет назад, общение высших слоев населения происходило на французском языке, что определяло четкую границу между интеллигенцией и малограмотными людьми, то сегодня все перемешалось. Кроме того, общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.

Грамотность, как вид искусства Следует отметить, что грамотность – это и есть своего рода искусство. И оно, как многие другие виды искусств, имеет своих виртуозов, поклонников и профессионалов высокого класса. Искусство грамотности необходимо многим, как, к примеру, тот же театр. Для того чтобы получить удовольствие от профессионализма и мастерства тех, кто может представить грамотность во всей ее красе.

Где прячется грамотность?
Есть грамотность среди филологов, учителей, писателей, юристов, журналистов. Хотелось бы сказать и о деловой переписке, но, увы, здесь грамотность уже не живет. Если же говорить о сети Интернет, то грамотные люди здесь есть, но обнаружить их можно только на редких умных порталах. Именно они пока еще удерживают контроль над созданием контента для сайтов и их модерированием, но только пока.

На уроках русского языка мы много времени уделяем грамотному письму, делаем различные упражнения, применяем дидактические игры, заучиваем словарные слова и правила. Но этого мало. Дома заботливые родители, желающие помочь своему ребёнку вырасти грамотным,образованным,интеллигентным человеком могут применять технику обучения с которой я вас сейчас познакомлю.

Если ребенок пишет с ошибками.

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .
Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.
За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".
Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. Для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.
"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.