Пути получения профессии. Классный час в рамках профориентации «Пути получения профессии Начальное профессиональное образование

ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Коми республиканский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения»

Пути получения образования после 11 класса

(беседа для учащихся 11-классов общеобразовательных учреждений по материалам Республиканской комплексной программы «Контингент – прогноз»)

Цель: сформировать у выпускников 11-классов общеобразовательных учреждений Республики Коми представление о системе учреждений профессионального образования , оказать содействие в составлении профессионального плана.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с основными уровнями профессионального образования.

2. Рассмотреть систему учреждений профессионального образования.

3. Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в системе профессионального образования Республики Коми.

5. Оказать практическую помощь учащимся в составлении профессионального плана.

Оборудование: схема «Образовательная карта РК».

Ход беседы:

Вступление.

В жизни каждого человека есть события, которые определяют в дальнейшем весь его жизненный путь. К ним относится и выбор будущей профессиональной деятельности . В этом году вы заканчиваете 11-й класс, и перед вами возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, вы должны определиться в таком важном вопросе.


Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. О профессиональном самоопределении вы уже задумывались, когда оканчивали 9-й класс. Теперь вы в 11-м классе, и иметь свой четко определенный профессиональный план вам просто необходимо.

Сегодня в процессе беседы вы познакомитесь с этапами планированием своего профессионального пути, с возможностями получения профессионального образования после окончания 11-го класса.

Вы узнаете об основных уровнях профессионального образования, образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, узнаете о наиболее выбираемых профессиях и учреждениях профессионального образования выпускниками 11-х классов учебного года.

Эти знания помогут вам внести коррективы в ваши профессиональные планы.

Основная часть.

Давайте вспомним определение, что такое профессиональный план.

Профессиональный план – это представление о своем профессиональном будущем.

Структура плана профессионального пути может включать следующие пункты:

Смысл и цель жизни;

Планируемая профессия (основной и запасной вариант);

Предполагаемое образование (содержание и уровень);

Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);

Предполагаемые должность, пост;

Место проживания, жилищные условия.

На пороге окончания общеобразовательного учреждения ваша главная задача – определиться с профессией и путями ее получения.

В начале 11-го класса вы принимали участие в социологическом исследовании , проведенном в рамках программы «Контингент-прогноз». Это исследование было направлено на изучение ваших профессиональных планов и путей их реализации. Полученные данные помогут выпускникам скорректировать профессиональные планы и избежать ошибок при выборе профессии.

По результатам прогнозов на трудоустройство и продолжение образования выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений Республики Коми 87,7% опрошенных ориентируются на продолжение образования.

Основной контингент опрошенных выпускников 11-х классов (72,2%) ориентирован на получение высшего профессионального образования.

10,1% опрошенных - на получение среднего профессионального образования в техникумах и колледжах .

И всего 2,9% опрошенных - на получение начального профессионального образования в профессиональных училищах и профессиональных лицеях.

Сразу после окончания общеобразовательного учреждения пожелали трудоустроиться 25 человек (0,6%) опрошенных.

Итак, большинство выпускников республики после 11-го класса решили продолжить образование. И это правильно.

Наличие профессионального образования позволяет человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих возможностях, обеспечить достойную жизнь себе и своей семье.

Какое образование можно получить после окончания 11-го класса общеобразовательного учреждения? Какие бывают уровни профессионального образования?

Для начала рассмотрим, какие существуют уровни профессионального образования.


Профессиональное образование в России имеет три уровня – начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное. Все эти ступени призваны решить одну главную задачу – дать человеку профессию.

Разные учреждения профессионального образования дают возможность получить разные уровни профессионального образования. То есть для того, чтобы приобрести какую-нибудь профессию, можно воспользоваться услугами различных учреждений профессионального образования (профессиональное училище, профессиональный лицей, колледж, техникум, институт, университет, академия).

В настоящее время в систему профессионального образования Республики Коми входят:

17 учреждений начального профессионального образования (НПО);

31 учреждение среднего профессионального образования (СПО);

27 учреждений высшего профессионального образования (ВПО).

Первый путь – обучение в учреждениях высшего профессионального образования.

Из профессий, которые ведут подготовку на базе 11-х классов в учреждениях СПО, наиболее привлекательными являются следующие: фельдшер, медицинская сестра, бухгалтер, менеджер, учитель начальных классов , милиционер, техник, маркетолог, коммерсант, товаровед.

Необходимо отметить, что для выпускников сельских общеобразовательных учреждений получение среднего профессионального образования является наиболее привлекательным. Больше всех планируют поступать в УСПО выпускники Усть-Цилемского, Троицко-Печорского, Удорского, Ижемского районов.

Третий путь продолжения образования для выпускников 11-х классов обучение в учреждениях начального профессионального образования.

В настоящее время в систему профессионального образования Республики Коми входят 17 учреждений начального профессионального образования. К учреждениям начального профессионального образования относятся профессиональные училища (ПУ) и профессиональные лицеи (ПЛ). Учреждения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих. Всего в рамках УНПО Республики Коми осуществляется обучение по 72 профессиям.

Учреждения начального профессионального образования ведут подготовку по самым востребованным профессиям на рынке труда – профессиям сферы материального производства (автомеханик, помощник бурильщика, мастер общестроительных работ, мастер сухого строительства и др.).

Как видим, учреждения начального профессионального образования именно для юношей предлагают большой перечень различных профессий, поэтому основной контингент, планирующий поступление в УНПО – юноши.

Девушки планируют обучение в УНПО по следующим профессиям: продавец, парикмахер, повар-кондитер, секретарь-машинистка, оператор ЭВМ, проводник железнодорожного транспорта, оператор по добыче нефти и газа, коммерсант и др.

Несмотря на то, что число опрошенных, планирующих обучеиие в учреждениях начального профессионального образования невелико, всего 2,9%, фактически продолжает обучение в них гораздо большее число выпускников.

Срок обучения в учреждениях начального профессионального образования после 11-го класса составляет один год. Поэтому те из вас, кто не поступит в вузы, смогут подать документы в профессиональные училища и профессиональные лицеи и получить востребованную на рынке труда профессию.

Выпускники 11-классов 2008/2009 учебного года Республики Коми отдают предпочтение следующим учреждениям начального профессионального образования: ПЛ№34 (г. Сыктывкар), ПУ№20 (г. Сыктывкар), ПУ№30 (г. Ухта), ПЛ№3 (г. Воркута), ПЛ№13 (г. Инта).

Прием в учреждения начального профессионального образования проводится по личному заявлению граждан.

При поступлении в учреждения начального профессионального образования экзамены сдавать не надо. Прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основе конкурса аттестатов.

В настоящее время в Республике Коми происходит процесс реорганизации сети образовательных учреждений профессионального образования. Учреждения начального профессионального образования объединяются, изменяют статус.

Так, ПУ№1 и ПЛ№35 были объединены и реорганизованы в Профессиональный лицей торговли и общественного питания, ПУ№2 и Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум - в Коми республиканский агропромышленный техникум, ПУ№6 и Сыктывкарский технологический колледж - в Сыктывкарский колледж сервиса и связи.

ПЛ№8 был реорганизован в Сыктывкарский индустриальный техникум, ПЛ №36 - в Усинский политехнический техникум, ПЛ №23 в Печорский промышленно-экономический техникум.

Важно отметить, что в процессе объединения учреждений начального профессионального образования (НПО) с учреждениями среднего профессионального образования (СПО), группы с получением начального профессионального образования во вновь образованных учебных заведениях сохраняются.

Четвертый путь трудоустройство выпускников 11-х классов.

Результаты социологического исследования показали, что 25 выпускников планируют трудоустроиться сразу после окончания 11-класса. Юноши чаще девушек рассматривают вариант трудоустройства как основной вариант профессионального плана. При этом необходимо отметить, что эта категория молодежи может претендовать только на неквалифицированный и чаще всего низкооплачиваемый труд.

В дальнейшем этим учащимся, рано или поздно придется задуматься о продолжении образования в учреждениях профессионального образования (НПО, СПО, ВПО), так как на рынке труда Республики Коми востребованы высококвалифицированные рабочие

Пятый путь - Если вы не смогли поступить ни в одно учреждение профессионального образования (вуз, техникум, колледж), вы можете обратиться за помощью в Центр занятости населения по месту жительства. Центр занятости населения направит вас по квоте учиться в учреждение начального профессионального образования по востребованной профессии на рынке труда.

Квота – это гарантия, которую дают Центры занятости населения незанятым выпускникам общеобразовательных учреждений.

Что поможет вам при составлении образовательного маршрута?

1. Итак, вы выбрали профессию. Для того, чтобы определиться с выбором учреждения профессионального образования, вам необходимо собрать всю имеющуюся информацию и проанализировть ее. Можно придерживаться такого плана действий:

Для начала изучите весь спектр учреждений профессионального образования РК: институты, университеты, профессиональные училища, профессиональные лицеи, колледжи и техникумы. Выясните, по каким профессиям они ведут подготовку. Кроме того, выясните, ведут ли они прием по интересующей Вас профессии на базе 11-х классов.

Посетите «Дни открытых дверей» в заинтересовавших вас учреждениях профессионального образования.

Определите перечень наиболее привлекательных для вас учреждений профессионального образования, в которых можно освоить интересующую вас профессию. Выберите наиболее значимый для вас критерий выбора учреждения профессионального образования: доступность поступления, близость к дому, престижность, наличие общежития, интересная культурная и спортивная жизнь. Соотнесите выбранный вами критерий с интересующими вас учреждениями профессионального образования.

Выясните, когда нужно подавать заявление, какие документы необходимо предоставить и, самое главное, какие вступительные испытания предусмотрены в учреждении профессионального образования.

Выясните, есть ли какие-то особенные требования к поступающим: ограничения по полу, состоянию здоровья и т. д. Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения (помещение, оборудование, учебные материалы), есть ли база для прохождения практики.

Выясните, оказывает ли учреждение профессионального образования помощь в трудоустройстве выпускников.

Информацию об условиях приема в учебные заведения РК вы можете узнать на официальном сайте Министерства образования Республики Коми komiedu . ru , сайтах образовательных учреждений, в ГОУДПО Коми республиканский центр профориентации. Адрес Центра: 167981., .

Вы можете задать все интересующие вас вопросы о правилах приема и обучения в учреждения профессионального образования РК, написав письмо в Коми республиканский центр профориентации, вложив конверт с обратным адресом или направив запрос по электронной почте: *****@***ru .

2. Если вы до сих пор не определились с выбором профессии или выбором учреждения профессионального образования, обратитесь за помощью к классному руководителю , школьному психологу, поговорите с родителями.

Заключение. Надеемся, что беседа позволила вам сориентироваться в системе учреждений профессионального образования, а также составить профессиональный план.

Академия труда и социальных отношений

Заочный факультет

Кафедра социально-культурный сервис и туризм

«Профессиональное образование, Его уровни»

Выполнила

студентка группы ТС – 15, 1 курса, заочной формы обучения

Фирсанова Д.А

РуководительСанатулов

Шамиль Зейналович 1

Москва – 2009

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование ) - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

Уровни профессионального образования.

Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.

Начальное профессиональное образование

учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих.
Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.
Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее, в некоторых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов. Это проявляется в продлении сроков обучения до 3-х или 4-х лет, в зависимости от уровня образования учащегося.

Формы обучения - дневная и вечерняя.

Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования - профессиональные училища (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа - профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.

Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.

В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращён.

Несмотря на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей численности учащихся, до сих пор начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования, которое предполагает получение профессии до окончания средней школы. Как правило, такое образование востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда требуется дополнительный источник доходов. Для детей этого социального слоя, когда перспектива получения аттестата о среднем образовании закрыта, появляется шанс продолжить учебу.

За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется более чем по 280 интегрированным профессиям). На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работников, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.

Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых специалистов.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки - «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока его действия в 2001 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки.

Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За 1990-е годы введено несколько десятков новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1–2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.

В 2005 году была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. Это позволило приступить к созданию интегрированных образовательных учреждений, реализующих программы разных уровней. В соответствии с Программой реорганизации профессионально-технического образования, разработанной Департаментом образования правительства Москвы, предусматривается интеграция всех трех уровней квалификации в рамках единого учебного процесса. В соответствии с Городской Программой предусматривается деление учебных заведений профессионально-технического профиля на 4 основных типа. Политехнический колледж, строительный колледж, колледж по подготовке работников торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, и колледж, который будет готовить рабочих и специалистов среднего звена для малых и средних предприятий.

Таким образом, в Москве произошло укрупнение образовательных учреждений.

Это позволит развить систему многоуровневого непрерывного профессионального образования, при которой уровень подготовки кадров квалифицированных рабочих существенно повысится, престиж профессиональных училищ нового типа возрастет, а ПТУ превратятся в колледжи, соответствующие европейским стандартам профессионального образования. Теперь учреждения довузовского профессионального образования представлены одним типом образовательных учреждений.

Колледжи - государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории

Высшее профессиональное образование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.

Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.

Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.
В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - 5 лет.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.

Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 - от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.

Однако в будущем количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуацией в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 - 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда «Общественное мнение» поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике. Оно является системным объектом, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.

Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно - повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).

Профессиональное развитие инженерно-педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредством самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самообразования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь самообразование существенно дополняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах.
В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации: используя все возможные формы обучения - очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную, ознакомить инженерно-педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосовершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.

Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования инженерно-педагогических работников.

Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.

Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.

В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отметить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.

В системе дополнительного профобразования главное - продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний - средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации учения.
При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, то при обучении в новой педагогической системе - в системе непрерывного профессионального развития объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста - как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.

Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и методов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным направлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности.

Непрерывное образование - это не уровень, ступень, форма или тип образования, - это система, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи.

Открытый урок по технологии Место работы, должность: МБОУ СОШ №19 г. Энгельс учитель технологии Регион: Саратовская область Класс: 8 класс; Учащихся в классе: 12 человек Предмет: Технология Используемые учебники и учебные пособия: «Выбор профессии». Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана - Граф”, 2010. Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, (ИКТ, слайдовая презентация). Используемые материалы для контроля: тесты «Опросник-ориентация» и экспресс – диагностика «Темпераментная структура личности». Используемые ЦОР: интернет - ресурсы http: //www.teksika.com/
Занятие №22 Раздел: «Современное производство и профессиональное образование»
Тема урока: Пути получения профессионального образования
Цель урока:
    Способствовать формированию первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования
Задачи урока:
    Актуализация знаний; Ознакомить учащихся с ролью профессий в жизни человека; научить искать информацию о получении профессии и образования. Воспитывать позитивное отношение к жизни; содействовать в ходе урока формированию интереса к исследовательской работе по необходимой теме Научить развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения поисковых заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.
Тип урока: образовательно-познавательный - урок освоения новых знаний. Методы проведения занятия: частично-поисковый объяснительно-иллюстративный, проблемный. защита презентаций учащимися о будущих профессиях и пути получения этих профессий в нашем регионе. Форма проведения: индивидуально-фронтальная, парная, групповая. Межпредметные связи: география, литература. Основные понятия: понятие профессии, классификация по отраслям экономики, выбор профессии, профессиональные качества личности, ошибки при выборе профессии, медицинские противопоказания, пути получения образования, предложения на региональном рынке труда. ПЛАН ЗАНЯТИЯ (1 урок - 45 мин.)

п/п

Ход урока:

1.Организационная часть.

1.1 Проверка наличия учащихся.

1.2 Проверка готовности к уроку.

1.3 Сообщение темы и цели урока. Слайд № 1, 2, 3.

2.Актуализация прежних знаний.

2.1 Обобщающая беседа: проблемные вопросы, уточнения, дополнения, подведение итогов. Слайд № 4, 5, 6, 7.

Учитель задаёт проблемные вопросы к учащимся:

1.Роль профессии в жизни человека?

2.Какие профессиональные качества личности нужны при выборе профессии?

3.Какие пути получения профессии и образования вы знаете?

4.Как можно искать информацию о профессиях, учебных заведениях и предложениях на региональном рынке труда.

3. Изучение нового материала

Классный час в рамках профориентации

«Пути получения профессии»

Цель : представить вниманию учащихся пути получения профессий.

Задачи :

1. Рассмотреть параметры выбора профессий: предмет труда, вид деятельности.

2. Познакомить учащихся с путями получения профессии.

3. Рассказать о двух системах высшего профессионального образования РФ.

4. Познакомить с понятиями «специалист», «бакалавр», «магистр», «классификатор специальностей», « систематизированный перечень».

5. Представить учащимся формы обучения.

Ресурсы :

1. Анкета профессионального выбора.

2. Матрица профессионального выбора.

3. Презентация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Мотивация

Образование - это то, что
большинство получает,
многие передают
и лишь немногие имеют.

    Ребят как Вы понимаете данное высказывание Карла Крауса, австрийский писатель, поэт-сатирик, литературный и художественный критика, фельетониста и публициста.

    Все правильно. И сегодня мы с вами поговорим о выборе способа и путях получения профессии. В первую очередь это зависит от характера самой профессии.

    А кто из вас хотел бы попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированном архитектором-недоучкой?

    Верно, никто! Но как, ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной.

    Итак, сегодня нам предстоит рассмотреть 3 вопроса:

    • Выбор направления обучения (профессия/специальность)

      Выбор учебного заведения

      Выбор формы обучения

    Предлагаю начать работу.

Слушают учителя, отвечают и рассуждают.

    Вопрос 1. Выбор направления обучения. Анкетирование.

    Перед вами, на партах, лежит анкета «Мои профессиональные предпочтения», которая поможет нам уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

    Итак, внимательно рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя галочкой (1-2 варианта).

    Вижу, что все справились. Предлагаю теперь внимательно рассмотреть таблицу «Матрицу профессионального выбора», которая тоже лежит у вас на партах. В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализация высшего профессионального образования. Пользуясь этой Матрицей профессионального выбора, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас.

    Ребята, а у Вас ни возник вопрос, почему бы не указать просто профессии? Ведь с ними все намного проще и понятнее?

    Вы совершенно правы. Перечисление всех профессий заняло бы несколько томов. Поиск профессии по направлениям сужает поле выбора. Направления можно сравнить с ветвями, на которых висят грозди ягод - группы профессий.

Во-вторых, ваши знания о будущей профессии пока умозрительны, то есть оторваны от жизни. Даже если родители или знакомые много рассказывают вам о своей профессии, вы не можете «влезть в их шкуру», почувствовать профессию изнутри. Знакомство с направлениями профессиональной деятельности дает возможность увидеть сходство и различие профессий одной группы, понять, что вам ближе.

В-третьих, в учебных заведениях принято готовить специалистов не по конкретной профессии, а по направлению или специализации.

    А кто может объяснить, чем отличается профессия от специальности?

    Все верно. Например, вы хотите быть врачом. Профессия одна, а специальностей много - терапевт, хирург, рентгенолог, врач скорой помощи, нарколог, кардиолог и др., - вспомните таблички на дверях кабинетов в поликлинике. Или еще один пример: Школьный учитель - профессия. Учитель русского языка, математики, физики, истории, информатики - это специальность. Всех этих специалистов могут готовить в одном институте, но на разных факультетах.

Работают с анкетой «Мои профессиональные предпочтения». (Приложение 1).

Работа с таблицей «Матрица профессионального выбора» (Приложение 2)

предполагают, высказываются, делятся мнениями.

Отвечают на вопрос.

    Вопрос 2. Выбор учебного заведения

    Зная направление обучения, можно переходить к следующему этапу работы - выбору учебного заведения, где готовят специалистов этого профиля.

    Лиза и Саша подготовили для нас сообщения из которых Вы узнаете что, после окончания школы можно получить среднее специальное образование в техникуме или училище, а можно получить высшее образование в институте или университете.

    Итак, теперь мы с Вами знаем, чем отличаются техникум от училища, а институт от университета.

    Существует такое понятие - «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» - от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше - поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он - специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования - начальном или среднем профессиональном образовании.

    Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров . Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей, а для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний.

    Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет.

Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.

Доклад с презентацией Лизы и Саши.

Слушают по ходу задают вопросы или отвечают на заданные вопросы

    Вопрос 3. Выбор формы обучения

    А теперь разберемся с третьим вопросом сегодняшней темы и рассмотрим какие формы обучения существуют. Сейчас Маша познакомит вас с такими формами обучения как очная, заочная, дистанционная и экстернат.

Доклад с презентацией Маши.

Слушают по ходу задают вопросы

    Стоит отметить что, спрос на профессии постоянно меняется, его трудно прогнозировать. Век некоторых профессий недолог – 5-15 лет. Затем они умирают или изменяются. Поэтому ценность специалиста возрастает, если он владеет несколькими смежными профессиями. Работодатели отдают предпочтение человеку, прошедшему несколько ступеней карьерной лестницы, имеющему не только знания, но и практические навыки, которые можно получить только в работе.

    Поэтому важно помнить, что качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

    Желаем Вам успехов при выборе пути получения профессии. И предлагаем вам дома выполнить следующее задание: Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета. «Мой профессиональный выбор».

Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).

1. Какой предмет труда тебя привлекает?

    Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

    Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

    Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

    Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)

    Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

    Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

    Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)

    Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

    Управление (руководство чьей-то деятельностью)

    Обслуживание (оказание различных услуг)

    Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

    Оздоровление (профилактика и лечение)

    Конструирование (проектирование деталей и объектов)

    Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

    Защита (охрана от враждебных действий)

    Контроль (проверка и наблюдение)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Среднее специальное образование

Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, а также курсовые работы, зачеты и экзамены. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями.

Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Высшее образование

Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.

И все-таки наша государственная система образования остается самой эффективной в мире. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков - выходцы из России.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - институты, университеты, академии.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.

    углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература);

    общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика);

    специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология, поэзия эпохи Возрождения).

Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перерабатывать его, рационально использовать - здесь одного запоминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.

Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта - дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.

Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета - универсальный специалист.

Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми могут стать далеко не все - нужен талант. Еще до вступительных экзаменов нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, сочинить, прочитать. Подготовиться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, центры детского творчества).

Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров . Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей; для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний.

Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Формы обучения:

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп получения информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

    работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,

    общение с преподавателем через электронные средства связи,

    отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественно-научных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат в высшем учебном заведении представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

  1. 1. Пути получения профессии Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой? Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»? · сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное. · поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз - филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала. · ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, - вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны. · убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников. Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более
  2. 2. широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании. Среднее специальное образование можно получить не только вучилищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше. Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом. В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов. Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит: · работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома, · общение с преподавателем через электронные средства связи, · отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий. Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.
  3. 3. Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат. Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.