Презентация на тему роль кожи в терморегуляции. Строение кожи, ее значение и участие в терморегуляции

Слайд 1

§ 43. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

8 класс биология

Слайд 2

Как отражаются на коже погрешности в диете? Можно ли по состоянию кожных покровов человека определить, какого витамина ему не хватает? Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог?

Слайд 3

Что надо делать, если на кожу попала едкая кислота? щелочь? Назовите приемы первой помощи при обморожении. Как уберечь себя от стригущего лишая и чесотки? Чем вызываются эти болезни и как они распространяются? Почему в обоих случаях необходимо срочно обратиться к врачу?

Слайд 4

Кожа – орган терморегуляции

Тело человека имеет постоянную температуру. В любое время года, во время отдыха или работы его температура не превышает 37 °С. В организме постоянно вырабатывается тепло, избыток тепла через кожу и выдыхаемый воздух отдается в окружающую среду.

Слайд 5

Процессы теплообразования и теплоотдачи в организме уравновешены терморегуляцией. Без этого организм перегрелся бы и погиб. Отдача тепла зависит от условий, в которых находится человек. Как же происходит терморегуляция?

Слайд 6

Вы знаете, что кожу пронизывают многочисленные кровеносные сосуды (см. также § 17). При повышении температуры воздуха сосуды расширяются. Через кожу протекает больше крови, и отдача тепла увеличивается. Организм отдает тепло.

Слайд 7

В холодную погоду происходит обратный процесс: кровеносные сосуды суживаются и теплоотдача уменьшается. Организм сохраняет тепло. В жаркую погоду, при физической работе увеличивается отделение пота. При испарении пота кожа и все тело охлаждаются. Это предохраняет организм от перегревания.

Слайд 8

Закаливание

Способность человека к терморегуляции можно тренировать. Особенно важно приспособить организм к воздействию низких температур. Это не только делает человека более устойчивым к холоду, но и повышает интенсивность обмена веществ, активизирует иммунную систему.

Слайд 9

Тренировку организма, позволяющую быстро приспосабливаться к смене температур, легче переносить холод, называют закаливанием. Оно включает воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, плавание) при постепенном снижении температурных воздействий на организм. Самым первым этапом закаливания является обтирание тела мокрым полотенцем или губкой.

Слайд 10

Начинают с температуры воды 28-30 °С и снижают ее через каждые 2-3 дня на 1 °С, доводя до 18-15 °С. Сначала обтирают верхнюю часть туловища, затем растирают мокрые участки сухим полотенцем до покраснения, такую же процедуру проделывают с руками, нижней частью туловища и ногами.

Слайд 11

Во время растирания руки и ноги массируют от периферии к сердцу. Подмышечные, паховые и подколенные впадины массировать нельзя, поскольку там много лимфатических узлов.

Слайд 12

Душ является более энергичным способом закаливания. Поэтому начинают с температуры воды 30-32 °С, а затем снижают ее на 1 °С через каждый день, доводя предельно низкую температуру до 17-15 °С. Надо все время помнить, что слишком высокая температура к закаливанию не приведет, а слишком низкая, кроме простуды, ничего не даст.

Слайд 13

На время болезни закаливающие процедуры прекращают, а после нее все приходится начинать сначала. По существу, закаливание – это сосудистая гимнастика: холодная вода вызывает сужение сосудов. Полезно применять контрастный душ, чередуя холодную и горячую воду: сосуды будут то сужаться, то расширяться.

Слайд 14

Вырабатываемые условные рефлексы сосудов, будучи вегетативными, неустойчивы и быстро пропадают без подкрепления. Поэтому при закаливании важно придерживаться следующих принципов: постепенность, систематичность и непрерывность.

Слайд 15

Это относится ко всем видам закаливания, в том числе и к плаванию. Температуру речной воды следует считать подходящей, если после первичного озноба вы почувствуете прилив тепла: вода кажется теплой, как парное молоко. Купаться можно до появления вторичного озноба, он говорит о срывах защитных механизмов. Купание следует прекратить, вытереть и растереть тело и побегать. Это поможет согреться и окончательно обсохнуть.

Слайд 16

При приеме воздушных ванн следует сочетать их с активными движениями. Это намного повышает закаливающий эффект. Особенно большую осторожность надо проявлять, принимая солнечные ванны. Длительность процедур в первые дни не должна превышать 5-10 мин, иначе можно получить солнечный ожог и даже солнечный удар.

Слайд 17

Загорать лучше в утренние и вечерние часы, когда много ультрафиолетовых лучей, вызывающих загар, и мало инфракрасных – причиняющих солнечные ожоги.

Слайд 18

После приема солнечных ванн надо обязательно одеться, несмотря на то что тело разгорячено и кажется, что жарко даже в вечернее время. Между тем под влиянием солнечной радиации сосуды расширены, теплоотдача остается высокой, возможно переохлаждение и заболевание простудными болезнями.

Слайд 19

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах В длительном походе в жаркую погоду, при усиленной физической работе в душном помещении может произойти перегревание организма – тепловой удар. Признаки теплового удара: головокружение, головная боль, помутнение в глазах, слабость, возможна потеря сознания.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что это за орган? Это сложный орган со многими функциями Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг (самый тяжелый орган человеческого тела) Его называют «зеркалом здоровья и болезни» Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь Этот орган тесно связан с нервной системой и развивается из того же зародышевого листка В нем находится множество рецепторов, воспринимающих различные внешние раздражения Этот орган формирует роговые образования – ногти и волосы

Строение и значение кожи

Кожа – наружный покров тела Площадь кожи – 2 м² Средняя масса – 2,7 кг Кожа состоит из 3-х (2-х) слоев Слой кожи Особенности строения

I . Эпидермис (надкожица) Наружный слой, образован многослойным эпителием. Верхний слой – роговой, состоит из мертвых клеток без ядер. Нижний – из живых клеток, способных к делению.

II . Дерма (собственно кожа) Состоит из плотной волокнистой соединительной ткани. Расположены кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы и корни ногтей. Индивидуальный кожный рисунок из мелких бороздок.

Подкожная жировая клетчатка Состоит из рыхлой соединительной ткани, петли которой заполнены жировыми дольками.

Значение кожи (функции) Защитная Чувствительная Терморегуляционная Дыхательная Обменная (выделительная) Депо крови

Потовые железы В коже находится 2 млн потовых желез. За сутки выделяется 500 мл пота

Потовые железы

Сальные железы Имеют вид гроздей, открывающихся в волосяную сумку. Кожное сало состоит из жирных кислот, продуктов распада эпителиальных клеток и витаминов А, Д, Е. Кожное сало смачивает волосы и кожу, придавая ей эластичность, предохраняя от высыхания и смачивания.

Строение ногтей Роговые образования, развивающиеся из эпидермиса. Растут в течение всей жизни человека. Защищают фаланги пальцев, служат опорой для мягких тканей.

Волосы Покрывают почти все тело человека, живут 2-4 года. Волос – роговое производное (образован белком кератином), состоящее из стержня и корня (волосяная луковица), расположенного в волосяной сумке и снабженного нервными окончаниями и кровеносными сосудами.

Молочные железы Являются измененными потовыми железами. Состоят из 15-25 железистых долек, в которых вырабатывается молоко. Развиты только у женщин.

Интересные факты о коже Кожа - самый большой орган человека. Ее поверхность составляет около 2 кв. м, а вес -16% от массы тела. Младенец рождается с тончайшей кожей, всего около 0,4 мм. А у взрослого человека она утолщается до 2 мм. Тоньше всего кожа на кистях рук и веках - около 0,5 мм. Наиболее плотный кожный покров на ладонях и ступнях - до 10 мм! С возрастом кожа обновляется все медленнее. У новорожденных - каждые два с половиной дня, у 35-летней женщины - в десять раз медленнее. А после 50 лет - раз в два месяца. Поэтому эффект от применения антивозрастного крема невозможно получить сразу после нанесения. Кожа курящих женщин старится в четыре раза быстрее, чем у некурящих. На каждый квадратный сантиметр кожи приходится До 150 нервных окончаний, благодаря им она реагирует на изменение температуры всего в 0,5 С. На коже человека находится в среднем от 30 до 100 родинок.

Продолжительность жизни волос мужчин и женщин различна. У представителей сильного пола она не превышает двух лет, а у прекрасных дам доходит до пяти. За день волосы вырастают в среднем на 0,3 мм. По прочности волос сопоставим с «крылатым металлом» - аллюминием. Он может выдержать нагрузку от 100 до 200 г. Волос очень эластичен: его можно растянуть на 1/5 длины, после чего он вернется в исходное состояние, ничуть не пострадав. Рыжие волосы растут наиболее густо, но при этом они и самые тонкие. Брюнетки чаще блондинок могут гордиться пышными объемными шевелюрами: темные волосы обычно самые здоровые и упругие. Каждый день Вашу голову покидают до 200 волосков. И это нормально.

Терморегуляция - это процесс уравновешивания теплообразования и теплоротдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды.

Ответьте на следующие вопросы: Сколько слоев имеет кожа? Из каких клеток состоит эпидермис? Какой витамин синтезируется кожей? От чего предохраняет загар? Какими рецепторами снабжена кожа? Что такое волос? Что такое пот? Что происходит с сосудами при охлаждении?

9. Каково максимальное суточное количество пота, выделяемого человеком? 10. Каков состав пота? 11. Что такое озноб, возникающий при заболеваниях?

Найдите соответствие: Признак теплового удара Виды терморегуляции у человека Механизм теплоотдачи Механизм усиления теплообразования Условия окружающей среды, благоприятствующие теплоотдаче Условия окружающей среды, затрудняющие теплоотдачу Головокружение Дрожь Теплопроведение Сухой воздух Физическая Влажный воздух Испарение Мышечная работа Поведенческая Высокая температура воздуха Общая слабость Низкая температура воздуха Теплоизлучение Потеря сознания Прием пищи Влажный воздух Химическая Ветреная погода

Биологические задачи: 1. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима постоянная температура тела. Несмотря на колебания температуры внешней среды, температура тела человека поддерживается в пределах 36-37 º С. За счет каких процессов это достигается?

2. Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

3. Если поместить человека в бассейн, температура воды которого достигает 50-60 º С, то произойдет перегревание организма вплоть до ожогов кожи. Почему же при температуре воздуха 50-60 º С человек не получает ожогов?

4. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как объяснить целесообразность этих национальных традиций?

5. Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните причины этих явлений.

6. Одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой купается зимой в проруби и прекрасно себя чувствует. Один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, а другой изнемогает от жары. Дайте мотивированное объяснение этих явлений.

7. Нормальная температура тела человека равна 36,6 º С. Однако нам не холодно, когда температура воздуха 18 º С, и очень жарко, когда она равна 30 º С. В воде же, наоборот, при 30 º С человек чувствует себя нормально, а при 18 º С – ему холодно. Объясните этот парадокс.

8. При проверке у учащихся кожной чувствительности замечено, что раздражения острием измерительного прибора в одних местах ощущается как прикосновение, в других – как укол, в третьих – как тепло или холод. Дайте объяснение этому явлению.


8 класс

Урок - конференция

«Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи»

Учитель биологии Алексинская О.В.

2017

Урока - конференции на тему: «Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи». (слайд 1)

Учитель биологии:

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы проведем урок – конференцию. У нас присутствуют гости.

Присутствуют: профессор химии _____________

Физик – профессор _____ _________________,

врач – косметолог (дерматолог)__ _________

(Все присутствующие гости имеют бейджи)

(слайд 2)

Цель урока - конференции:

Сформулировать понятия «кожа как орган терморегуляции», «теплорегуляция – саморегулирующийся процесс. Гигиена кожи».

Развить умения связывать учебный материал курсов физики, химии, анатомии, физиологии и гигиены человека, выявить причинно-наследственные связи в процессе теплорегуляции.

Оборудование:

Дидактические таблицы: 1.Кожа, ее строение; 2.Гигиенические требования к коже.

Презентации;

Калькулятор;

Учебник биологии /Сонин/,

Интерактивная доска

Ход урока:

Учитель:

Открываем тетради и записываем число и тему. (слайд 3)

Давайте прежде чем мы начнем работу нашей конференции повторим пройденный материал.

Повторение пройденной темы «строение кожи» (фронтальный опрос. Работа с тестами). Начинаем изучение новой темы с проверки усвоения изученной темы. Перед вами тесты.

Вопросы

Варианты ответов

Какие функции выполняет кожа

Защитная

Мыщцы

Назовите средний слой кожи?

Эпидермис

Выделительная

Жировая клетчатка

Кожа

Сальные железы

Два

Волосяные сумки

Терморегуляция

Собственно кожа

Потовые

Три

Соединетельная ткань

Эластические волкна

Учитель:

Сейчас познакомимся с новой темой. (слайд 4)

Представьте, что мы оказались в Италии XV века. В роскошном замке миланского герцога Моро идет великолепный праздник, идею которого придумал великий Леонардо да Винчи. "Золотой век" Возрождения олицетворяет маленький мальчик, чье тело было сплошь покрыто золотой краской. После праздника о нем все забыли. И только на следующий день Леонардо да Винчи обнаружил малыша в темном углу холодного зала. Он плакал и дрожал от холода. Через несколько дней мальчик умер.

Причина его смерти долгое время оставалась непонятной. Первоначально считали, что он погиб от недостатка воздуха. Другие считали, что причина его гибели – прекращение выделений через пот. Однако только в Х I Х веке сумели объяснить произошедшее. Тела двух взрослых мужчин покрыли лаком. Один «лакированный» пробыл в таком состоянии 1 сутки.

Другой – 8 суток. Подопытным было трудно переносить холод. Они много теряли тепла через расширенные сосуды, их защищали от переохлаждения.

В процессе эволюционного развития у млекопитающих животных, птиц и у человека выработалась способность постоянно сохранять постоянную температуру тела. Независимо от температуры окружающей среды, т. Е. как в жару, так и в холод, температура тела этой группы животных и человека не меняется, а поддерживается на одном и том же уровне. Эта способность сохранения постоянства температуры создает более постоянные условия, важные для нормальной деятельности организма, и делает его сравнительно менее зависимым от условий окружающей среды.

(слайд 5)

Животные, организм которых благодаря наличию ряда приспособлений сохраняет постоянную температуру, называются теплокровными ( гомойотермными. ) К теплокровным относится и человек.

(сделать запись в тетрадь)

Беспозвоночные животные и значительная часть позвоночных не имеют постоянной температуры тела. Температура тела таких животных зависит от температуры окружающей среды, в которой они находятся. Эта группа животных получила название холоднокровных ( пойкилотермных ).

(сделать запись в тетрадь)

Значение этого обстоятельства можно показать на примере лягушки: зимой, когда температура её тела приближается к 0 градусов, она совершает прыжки на расстояние 10 – 15 см; летом же, когда температура её тела повышается до 20 - 25 градусов, её прыжки превосходят даже 100 см.

(слайд 6)

Какие функции выполняет кожа:

Защитную

Выделительную

Чувствительную

Секреторную

Терморегуляционную.

Что же такое терморегуляция? (слайд 7,8)

Как же происходят теплорегуляция в организме человека? Какое значение в этом имеет кожа? Теплорегуляция - это достаточно сложный механизм, в основе которого лежат физические и химические процессы и законы. Большое значение имеет строение кожи в этом процессе.

(слайд 9).

А сейчас вспомним, какая температура тела у человека в норме?

Она колеблется от 36 градусов до 36, 9. Повышение свидетельствует о нарушениях в организме. Температура выше 43 и ниже 23 градусов вызывает смерть организма. В поддержании постоянства температуры тела огромную роль играет кожа, а сам процесс называется терморегуляцией.

Терморегуляция – это поддержание равновесия между количеством выработанного тепла в организме и отдачей его во внешнюю среду. Терморегуляция бывает двух типов: химическая и физическая.

Сейчас в тетрадях запишем, что такое терморегуляция. (Слайд 10)

Химическая терморегуляция – это процесс образования тепла в организме. Оказывается, наш организм вырабатывает тепло. Но как? Для того, чтобы лучше разобраться в этом процессе предоставим слово нашему физику.

Профессор физики__ ФИО ученика

(слайд 11)

1 ситуация.

Вы поели хорошо, плотно? Какое у вас будет ощущение, вам холодно, стало жарко? Конечно жарко, ведь у вас начался интенсивный обмен веществ при распаде белков, жиров, углеводов освобождается энергия, т.е тепло. Итак: Выделение тепла наблюдается при обмене веществ.

2 ситуация.

Вы выбиваете ковер на улице зимой. Мерзнете ли вы при этом? Почему же вам жарко? При сокращении мышц интенсивно выделяются тепло. Поэтому при физической нагрузке организма вам становится жарко.

3 ситуация.

Зима. Почему мы постоянно не мерзнем? Потому в нашем организме есть органы, которые вырабатывает тепло. Это печень, почки. Иногда в тестах так и пишется «Выделите органы, которые вырабатывают тепло»

А как много вырабатывается тепло? Давайте решим такую задачу.

Задача 1 .Какое количество тепла выделяет организм человека за сутки, если его достаточно, чтобы довести до кипения 33 литра холодной воды?

(слайд 12)

Дано:

m -33 л Дж

C – 4,200 кг С

T 1 -0 град С

Т2 – 100 град С

Q = m с (t2-t1) Q=4.2 х 33 (100-0)=13850 кДж?

Итак, организм за сутки выделяет 13850 kDж тепла. Почему же мы не кипим? Потому что при помощи испарения пота через кожу организм отдает тепло. Это и есть физическая теплорегуляция.

А сейчас положите ладони на парту. Что вы ощущаете? Да, холод. Если долго продержать ладонь на парте, согреется ли поверхность парты? Да. А почему? Согласно закону физики тепло передается от более нагретого тела к менее нагретому. Это передача тепла называется теплопроводностью и наблюдается только между физическими телами находящимися в соприкосновение друг с другом.В данный момент нас много в классе. Как вы думаете в конце урока поднимется ли температура в классе? Почему? Потому, что происходит испускание тепловых лучей в воздух. Но при этом температура воздуха должна быть выше температуры организма. Но этого не происходит потому что, организм не будет отдавать интенсивно тепло.

Каким способом организм отдает тепло? Например: вы моетесь в очень жаркой бане. Какой процесс идет в коже? Да, потоотделение. Закон физики гласит: превращение жидкости в пар идет с поглощением тепла при котором наблюдается охлаждение поверхности.

Задача 2: (слайд13)

Давайте выясним сколько теряет тепла человек при очень тяжелой физической работе в жару, если он испаряет 12 кг пота? Опять определяем по формуле Q=d m .Количество теплоты равен на произведение удельной теплоемкости парообразования на массу жидкости.

Удельной теплоемкость парообразования равен 2,4 кDж. (слайд 14)

Дано:

m=1200 Q=1200 2.4=28.800 кDж.

d=2.4

Найти Q-

(слайд 15)

Вывод: человек при испарение 12 кг. пота, теряет 28800 кDж. Тепла

Мы рассмотрели процессы теплорегуляции. А каков же механизм теплоотдачи?

Вопрос. Почему мы краснеем? Или ещё проще – в каких случаях мы краснеем? (слайд 16)

С этим вопросом нам поможет разобраться профессор химии ______ ФИО ученика __________

Да, когда нам жарко. Оказывается, когда организм вырабатывает много тепла или очень жарко, центр теплоотдачи, который находится в промежуточном мозге, включает механизм теплоотдачи. При этом кровеносные сосуды расширяются, кожа краснеет, теплоотдача увеличивается. Если холодно, то центр теплоотдачи чтобы сохранить тепло, сужает кровеносные сосуды, уменьшая приток крови, кожа бледнеет, теплоотдача уменьшается. Вот почему в холод мы бледнеем (слайд 17).

(слайд 18)

Вывод: составим таблицу.

Высокая

Низкая

Расширяются

Сужаются

Повышается

Снижается

Увеличивается

Уменьшается

Наибольшая часть тепла образуется в мышцах. Одним из приспособительных организмов является дрожание мышц, происходящее на холоде Дрожь, которая наступает является результатом рефлекса. При понижении температуры окружающей среды раздражаются кожные рецепторы, воспринимающие температурные раздражения; в них возникает возбуждение, которое идет в центральную нервную систему и оттуда к мышцам, вызывая периодические их сокращения. Таким образом дрожь и озноб, которые мы испытываем в холодное время года или в холодном помещении, являются рефлекторными актами, способствующими усилению обмена веществ, а следовательно, увеличению образования тепла.

Усиление обмена веществ происходит под влиянием холода, даже когда отсутствуют мышечные движения. Значительное количество тепла образуется в органах брюшной полости – печени, почках. Это можно проверить, если измерить температуру крови, которая притекает к органам, и температуру оттекающей крови. Оказывается температура оттекающей крови выше температуры притекающей. При повышении температуры окружающей среды теплообразование в организме уменьшается.А что происходит с человеком, если его напугали? Ему становится жарко. Почему? Это действует адреналин. Он расширяет кровеносные сосуды, увеличивается теплоотдача и человеку становится жарко.

Итак, в организме есть механизм теплорегуляции. А можно ли повлиять на этот механизм? Представьте, человек заболел, у него высокая температура. Как ему помочь? Вспомним, какие клетки крови защищают организм от болезней? Лейкоциты, их количество начинает увеличиваться. Это приводит к увеличению пирогенных веществ, которые действуют на центр терморегуляции и вызывают повышение температуры тела. Зачем? Вспомним химию.

Когда реакции идут быстрее: при нагревание или при холоде? При нагревание.

Вот почему температура тела поднимается. Все защитные процессы организма активируются.

Но зачем принимать лекарства? Оказывается при длительном повышение температуры тела, нагрузка на сердце увеличивается, организм сильно ослабевает и может наступить летальный исход. Поэтому при сильном повышение температуры тела надо принимать жаропонижающие, противовоспалительные таблетки. Все эти регуляции теплоотдачи называется гуморальными. Составим таблицу.

(слайд 19)

(центр в промежуточном мозге)

Симптомы перегрева: головная боль; головокружение; общая слабость; побледнение; рвота; потеря сознания. При этом высокая температура тела. (слайд 20)

Симптомы переохлаждения: общая слабость; головокружение; сонливость; безразличие; температура тела падает до 25С, потом начинаются необратимые процессы.

2.Заполним еще одну таблицу (слайд 21)

Перегрев

Переохлаждение

Повышается

Понижается

Расширяются

Сужаются

Увеличивается

Уменшается

А теперь послушаем врача- косметолога (дерматолога)_

_ ФИО ученика _____________

Ребята, символом сегодняшнего урока я выбрала картину известного русского художника Василия Тропинина «Кружевница» (слайд 22 )

Василий Андреевич Тропинин был крепостным художником графа Моркова. Только в 1823 г., в возрасте 47 лет, он получил вольную и в том же году выставил в Российской Академии художеств свою «Кружевницу», которая была хорошо встречена публикой и сразу завоевала популярность. Художник изобразил ее с большой душевной теплотой, свойственной его характеру. «Кружевница» – одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлеченным в пространство картины.

Многие поколения восхищались мастерством художника и красотой его картины. А мы будем восхищаться здоровьем крестьянской девушки, изображенной на этой картине: чистой кожей, блестящими волосами, изящными аккуратными ногтями. И сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы узнать, как правильно ухаживать за самым большим органом нашего тела – кожей и ее производными.

(слайд 23)

Говорят, что кожа является зеркалом организма. Что может являться причиной заболеваний кожи? Как ухаживать за кожей? Косметика- это полезно или вредно? Любая косметика полезна только тогда, когда она используеся разумно. Нельзя злоупотреблять косметикой, нельзя использовать её, если есть проблемы с кожей. Необходимо консультироваться у врача прежде, чем наносить себе еще большийвред.

(слайд 24)

"Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже "поломан механизм" и нужно думать о починке". К.М. Быков

Как правильно ухаживать за кожей?

(слайд 25)

Во – первых надо содержать кожу в чистоте.

(слайд 26)

Во - вторых надо правильно питаться.

(слайд 27)

В – третьих надо вести здоровый образ жизни.

(слайд 28)

Неправильное питание и не соблюдение гигиенических требований может привести к образованию юношеских угрей.

Что такое юношеские угри? Называются они акне. Юношеские прыщи в чем-то похожи на небольшой фурункул, но, в отличие от фурункула, они возникают при нарушении выделения кожного сала, закупорке пор с последующим развитием инфекции. Акне чаще всего возникают на лице и верхней части туловища, особенно часты они у подростков. Это связано с усиленной выработкой кожного сала во время полового созревания. При этом на коже лица, верхней части туловища появляются наполненные салом мелкие и более крупные (до горошины) возвышения, обычно с видимой беловатой «головкой». Это комедоны, при сдавливании которых выделяется кожное сало. Комедоны не имеют признаков воспаления – красноты, их цвет не отличается от цвета кожи. Но вот когда они нагнаиваются и превращаются в акне – прыщи, они краснеют, а если их много, то красными становятся большие участки кожи. И если комедоны различимы в основном вблизи и практически не портят внешнего вида, то наличие акне представляет собой серьезный косметический дефект. Воспалительный процесс в акне вызывают обычно особые пропионовые бактерии, предпочитающие сало в качестве питательной среды. Реже акне инфицируется стафилококком и другими возбудителями. При созревании акне гнойник вскрывается; если он был большим, то на его месте могут сформироваться рубцы, в конечном счете сильно портящие внешность. Поскольку комедоны образуются вследствие избытка кожного сала, использовать жирные кремы, лосьоны, декоративную косметику на жировой основе не следует. Для мытья покрытых угрями участков кожи многие рекомендуют использование грубой мочалки (махровой рукавицы). И в этом тоже не надо излишнего усердия: 2–3 проходов жесткой тканью достаточно, чтобы снять с кожи «лишний» слой отмерших клеток и сала, тем более что эффективность этого метода серьезными исследователями оспаривается.

Необходимо правильно питаться. Из рациона следует исключить жирную и жареную пищу, продукты, содержащие йод. Есть больше фруктов, овощей, продуктов, содержащих витамины А, В, соли цинка.

Но еще большое значение имеет целостность кожных покровов. Повреждения кожи бывают различными. Например к ним относятмя ожоги.

(слайд29)

Ожо́г - повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). Различают 4 степени ожога:

покраснение кожи,

образование пузырей,

омертвение всей толщи кожи,

обугливание тканей.

(слайд 30)

Тяжесть ожога определяется величиной площади и глубиной повреждения тканей. Чем больше площадь и глубже повреждение тканей, тем тяжелее течение ожоговой травмы. Первая помощь при ожогах заключается в прекращении воздействия внешних факторов и обработке раны.

Наиболее часто термические ожоги появляются вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами. В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.

(слайд 31)

Ожоги I степени – это повреждение клеток рогового слоя кожи, которые проявляются покраснением обожженных участков кожи, их отеком и жжением.

(слайд 32)

Ожоги II степени – полностью повреждается роговой слой кожи. Они характеризуются резким покраснением обожженной кожи, появлением на ней пузырей и резкой болью.

Ожог I II степени можно промыть проточной холодной водой. Затем на ожоги следует наложить мазь «Алазол» или «Пантенол». Покрыть тонким слоем мази сам ожог или стерильную марлевую салфетку и ее приложить к ране. Затем необходимо завязать все это марлевым бинтом. Нельзя закрывать обожженное место пластырем, он затруднит доступ воздуха. А ране для заживления необходим кислород. е средство при любых ожогах – эт

(слайд 33)

Ожоги III степени – повреждаются глубокие слои кожи. Образуются корочки-струпья. III А степень – кожа омертвевает не на всю толщину, ее нижний слой сохраняется. III Б степень – гибнут все слои кожи.

Здесь никакого самолечения быть не должно, только в больнице.

(слайд 34)

Ожоги IV степени – обугливание кожи, подкожной клетчатки и подлежащих тканей.

Ожоги I, II, III A степени называют поверхностными. Такие ожоги способны к самопроизвольному заживлению. Ожоги III Б и IV степени – это глубокие ожоги. Их заживление невозможно без пересадки кожи.

Течение и тяжесть ожога, а также время выздоровления зависят от нескольких обстоятельств: происхождения ожога и его степени, площади обожженной поверхности, особенностей первой помощи пострадавшему и других. Наиболее тяжело протекают ожоги, вызванные пламенем, т.к. температура пламени во много раз выше температуры кипения жидкостей. К тому же на кожу действует высокая температура горящей одежды.

Учитель:

Для закрепления темы новой темы мы с вами проведем работу, используя учебник. Заполните таблицу на интерактивной доске.

"Оказание первой помощи при повреждении кожи".

1. Тепловой удар

2. Солнечный удар

3. Ожоги

4. Обморожения

Учитель:

Мы благодарим наших гостей, которые познакомили нас с интересной информацией .

И так сегодня мы познакомились с темой «Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи».

Подумай и ответь:

Почему терморегуляция необходима организму?

Какие функции выполняет кожа?

(защитную, выделительную, чувствительную, секреторную, терморегуляционную). (Слайд 35)

Что такое терморегуляция?

( терморегуляция- этот способность организма поддерживать постоянную температуру тела в услових изменяющейся окружающей среды ) (слайд 36)

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

___ 209 - 211 _______________(слайд 38)

Подведем итоги: сегодня получают оценки (все выступающие ), активно работающие______________.

Всем спасибо за работу.

Литература:

П.И.Булай «Первая помощь при травмах, несчастных случаях и некоторых заболеваниях», Минск, «Беларусь», 1989.

Л.В.Лабутина «Профессиональные советы косметолога», Минск, «АВЕРСЭВ», 1999.

М.А. Либинтов «Познаем мир таинств», Минск, «Полымя», 1997.

Г.Н. Пономаренко и др. «Современная домашняя физиотерапия», Санкт-Петербург, 1998.

С.В.Сикорская и др. «Секреты красоты», Минск, «Полымя», 1986.

В.С.Улащик «Домашняя физиотерапия», Минск, «Беларусь», 1993.

«Энциклопедия для девушек и женщин», Санкт-Петербург, «Диамант», 1996.

Приложение 1

Карточки для работы. Повторение пройденного материала.

Надо соотнести номера вопросов и номера ответов.

Вопросы

Варианты ответов

Какие функции выполняет кожа

Защитная

Как называется самый глубокий слой кожи?

Мыщцы

Назовите средний слой кожи?

Эпидермис

Как называется наружный слой кожи?

Выделительная

Какой тканью образована собственно кожа?

Жировая клетчатка

В каком слое находится пигмент кожи?

Кожа

Какие железы расположены в дерме?

Сальные железы

Волосы и ногти являются произведениями какого слоя?

Два

Сколько слоев различают в коже?

Волосяные сумки

Что способствует растягиванию кожи?

Терморегуляция

Собственно кожа

Потовые

Три

Соединетельная ткань

Эластические волкна

Надо в таблицу заполнить варианты ответов.

06.03.17

Роль кожи в терморегуляции, закаливание.


Терморегуляция – это способность организма поддерживать постоянную температуру тела.

Человек – теплокровное существо, способное поддерживать температуру тела на определенном уровне.


В теле человека за час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 литр ледяной воды.

Для человека одинаково вредно как переохлаждение, так и перегрев.


Способы теплоотдачи

нагревание омывающего поверхность тела воздуха

излучение тепла с поверхности тела в виде инфракрасных лучей

испарение влаги с поверхности кожи, слизистых оболочек верхних дыхательных путей и легких.


Излучение тепла и нагревание воздуха

Распределение температурных зон внутри и на поверхности тела человека в норме: а - вид спереди; б - вид сзади.


В 1496 году в замке миланского герцога Лодовико Моро состоялось праздничное шествие под руководством Леонардо да Винчи. Сын бедного пекаря, голый и полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке должен был олицетворять наступление Золотого века.

Праздник был прерван из-за болезни жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу, заболел и умер.

Долгое время причина его смерти была неясна. В XIX веке в Германии провели эксперимент. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. Особых вредных последствий они не заметили, но обоим было трудно переносить холод. Раздражение кожи лаком вызвало расширение кровеносных сосудов, возросла теплоотдача, температура тела снизилась. Таким образом, к смерти «золотого мальчика» привело переохлаждение.




  • Испарение пота снижает температуру кожи и всего организма.
  • Вместе с потом теряется большое количество соли, для её восполнения рекомендуется пить минеральную воду.
  • При большой влажности окружающего воздуха потоотделение затрудняется.

Чарльз Благден

  • В Англии более 200 лет назад провёл опыт. Вместе с несколькими друзьями и собакой пробыл 45 минут в сухой камере при температуре +126 0 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Закаливание – это повышение устойчивости организма к смене температур.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!


Закаливание водой:

  • Обтирание (постепенное снижение температуры воды, растирание полотенцем после обтирания)
  • Обливание или душ (температура воды от 30 до 18о, растирание полотенцем)
  • Летнее купание
  • (t воды 20 о, воздуха – 22-24 о, 10 минут, не после еды)


Закаливание воздухом:

  • Воздушные ванны (t воздуха – 20 о, от 10-15 минут до 1-2 часов, через 1-2 часа после еды)

Закаливание солнцем:

  • Солнечные ванны (с 8 до 11 часов утра, начинать с 5-10 минут, до 40-50, головной убор)



  • Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
  • Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?

Что ж делать бедным и несчастным

Красавицам с большим размером ног?

В раздумьях время проводя напрасно,

Они придумали свернуть себя в бараний рог.

Теперь к сезону шопинг обувной производя

И примеряя дивную туфлю,

Они никак смириться не хотят

С тем, что туфля тесна им – не к рулю.

Покупку чудную вновь принеся домой,

Ругаясь про себя и восхищаясь,

И снова за себя напрасно каясь,

Они кричат ноге: «Постой!

Ну, потерпи еще немного!

Вот скоро кончится дорога!

И будешь ты опять свободна,

Вне тесных туфель отдыхать!»

На это можно лишь сказать,

Что красоту ноги не создадут,

Те туфли, что все время жмут!




Цель:
1. сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма, используя для этого знания биологии, физики.
2. закрепить знания о строении кожи, с её основными свойствами; формировать потребность беречь своё здоровье;
3. привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.

Задачи урока:
образовательные:
1) конкретизировать знания о строении кожи;
2) сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;
3) Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела при повышении и понижении температуры.
развивающие:
1) развивать умение делать выводы из результатов практической работы;
2) развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;
3) развивать умение анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
1) продолжить гигиеническое воспитание учащихся, бережного отношения к своему здоровью,
2) развивать коммуникативные способностей.

Оборудование:

1. проектор
2. презентация
3. портативный компьютер Nova 5000
4. датчики температуры
5. датчик влажности
6. толстая нить
7. пластиковый пакет
8. резиновое кольцо

Ход урока

1. организационный момент
2. актуализация опорных знаний: Очень часто в молодежных газетах и журналах публикуют письма читателей, послушайте отрывок из такого «письма». Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?
Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в полдень и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и три часа загорали. Я учила на уроке биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье.
3. Изучение нового материала:
посмотрите на слайд и определите, на какие две группы можно разделить изображенных здесь животных. Какой признак лежит в основе деления на группы? (слайд 1)
К какой из этих групп относится человек?
Какое свойство организма называют теплокровностью? (Теплокровность- свойство организма поддерживать температуру тела на определенном уровне.) (слайд 2)
« А сейчас ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (звучит приятная музыка). (слайд 3)

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один, в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История « золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.

Можете ли вы мне ответить и назвать основные причины гибели мальчика? (учащиеся формулируют ответ и говорят, что этот мальчик умер от переохлаждения. Была нарушена функция терморегуляции.)
Сегодня мы с вами поговорим о терморегуляции. Запишите тему урока «Терморегуляция организма» (слайд 4)
С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,60С, а в классе – 240С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так?
Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует) (слайд 5) Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 6)
А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. (слайд 7)

И все же температура тела не меняется. Когда говорят о температуре тела, имеют в виду температуру внутренних областей тела, т.е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,50С), а самая высокая - в области шеи. Внутри печени, где протекают окислительные процессы, температура достигает 390С.(слайд 8)

У здорового человека она обычно равна 36,5-37 градусов. Ее повышение выше 430 и падение ниже 250С смертельны. Такое постоянство температуры тела поддерживается почти исключительно путем регуляции отдачи тепла через кожу. Ведь она непосредственно контактирует с внешней средой, следовательно, регистрирует все изменения температуры.
Совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела называется терморегуляцией (слайд 9)
В каком случае в организме вырабатывается тепло? (прием пищи, мышечная работа) (слайд 10)
Какие источники тепла имеются в организме человека? (Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые при расщеплении (гидролизе с участием ферментов – биологических катализаторов) выделяют тепло (протекают экзотермические реакции), кроме того, есть активные ткани – печень, мышцы.)
Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела (ядра) перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду благодаря одному из следующих механизмов: (слайд 11)
1. Потеря тепла через кожу путем излучения
2. Путем конвекции
3. Путем теплопроводности.
Все они зависят от количества протекающей через кожу крови.
А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении жгута». Для ее проведения мы воспользуемся цифровой лабораторией. У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1)
Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев?
Почему после восстановления нормального кровоснабжения температура пальцев несколько возрастает по сравнению с начальной?
Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли и анастамозы, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается. Кроме того кровь в большом количестве протекает через потовые железы. (слайд 12)
А теперь попробуйте объяснить опыт доктора Ч. Благдена, проведенный в Англии более 200 лет назад. Вместе с несколькими друзьями и собакой провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. (слайд 13)

При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1г воды затрачивается 2, 45кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины.

Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости. (слайд 14)

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,70С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.

Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» после которой ответите на следующие вопросы:
1. Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
2. Почему повышается влажность в пакете?
3. Почему во втором опыте влажность увеличилась быстрее и достигла более высокого значения, чем в первом опыте?
4. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? (слайд 15)
А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку.
1) Кожа – главный орган терморегуляции
2) В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают теплокровных и холоднокровных животных
3) Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды
4) Нарушение процессов терморегуляции может привести к перегреванию или переохлаждению организма. (слайд 16)

Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. (слайд 17)

Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.
4. Закрепление изученного материала: . (слайд 18 - 21)
Решите биологические задачи:

  • Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
  • Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
  • Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?
  • Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую жаркую погоду ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.
5. Домашнее задание. (слайд 22)
§42
Составить синквейн на тему «Кожа»