Презентация на тему "демократия". Проблемы современной демократии Демократия как политический режим презентация

План презентации 1. Легитимность vs. демократический дефицит: что такое и откуда взялось? 2. Демократический дефицит налицо: проблемы 3. Крутые перцы: Моравчик, Майоне, Фоллесдал и Хикс о демократическом дефиците 4. Пути решения проблемы: что предлагает Лиссабон? 5. Вопросы для дискуссии Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


A legitimate system of government is one based on authority: that is, those subject to its rule recognise its right to make decisions even if they disagree with the decisions themselves (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Два основных источника легитимности: информация на входе, результаты на выходе. Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


Легитимность vs. демократический дефицит Три способа обеспечения легитимности на входе (в демократических обществах): люди, принимающие решения, является представителями граждан; граждане имеют возможность выбирать людей, принимающих решения (выбор среди большого числа); участие граждан выходит за пределы участия в избирательном процессе (демонстрации, референдумы и т.д.). Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность на входе vs. легитимность на выходе


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, The democractic deficit is a phrase used to indicate the shortfall in the running of an organization against a democratic yardstick (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Проблемы демократического дефицита в ЕС: граждане не понимают, кто управляет Евросоюзом; не ведется никаких политических дебатов о направлениях развития ЕС (гражданам не предоставлено право выбора); существуют вопросы о демократичности мандатов европейских институтов (назначаемая КЕС, члены Совета, избираемые на национальных уровнях, избираемый (при крайне низкой явке), ограниченный в своих полномочиях Парламент); политические процессы не соответствуют принципам либеральной демократии: прозрачности, ответственности и участию.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). отсутствие прямого демократического контроля европейских дисижнмэйкеров со стороны общественности; все решения принимаются СМ за закрытыми дверями и после этого мгновенно становятся обязательными для исполнения; СМ никому не подотчетен, его решения не требуют чьего-либо последующего одобрения; ни члены парламента в Лондоне, ни европейски парламентарии не могут дополнять или отклонять решения СМ; европейские MP могут лишь высказывать свое Мнение, но до принятия решения в СМ; отсутствие демократического контроля позволяет министрам принимать неприемлемые решения в секрете. Критика Европейских сообществ:


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, любое решение на уровне Европейских сообществ должно получать демократическое одобрение большинства уже после того, как были опубликованы все детали решения; необходимо создать форум, где национальные парламентарии 12 стран-членов смогут обсуждать поправки и вносить изменения, такой форум уже есть - ЕП; СМ должен быть подотчетен ЕП во всех областях, которые находятся в ведение Сообществ; необходимо внести поправки в Римские договоры (для этого нужна общественная поддержка). Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). Варианты решения:


Демократический дефицит налицо низкая заинтересованность европейцев в делах Евросоюза; сокращение явки избирателей на выборах в ЕП; нежелание государств выносить на национальный референдум новые договоры ЕС (Лиссабон); Проблемы: Иллюстрации к презентации: frankandfrank, 9% о годе выборов в ЕП 1979=66% 2009~34%


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Демократический дефицит налицо технократия и постоянное усложнение функционирования ЕС; доминирование исполнительной власти; проблема председательства в ЕП; судебный активизм; мнение о том, что демократия работает только в национальном государстве. Проблемы:


Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Иллюстрации к презентации: frankandfrank, отказ от сравнения ЕС с утопичной идеальной моделью совещательной демократии; Евросоюз – не супергосударство; Евросоюзу отдан только определенный набор функций национального государства; этот набор функций и на национальном уровне не требует активной вовлеченности граждан; природа ЕС такова, что он исполняет именно такие функции – функции, демократический контроль которых должен осуществляться в соответствии с их внутренней логикой.


ЕС Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Европейское конституционное регулирование Легитимный и демократичный


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне и Моравчик (общее): отказ от сравнения ЕС с национальным государством со всеми его функциями; значимость супранационального конституционного порядка, созданного в процессе интеграции.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне – радикал!!! разрешение проблемы дем.дефицита – поддержка большинством европейцев создания супранационального федеративного государства; отсутствие такой поддержки; демократические дефицит – плата за нежелание расставаться с национальным суверенитетом; институциональная структура ЕС – не место для эффективного процесса принятия решений; решение проблемы дем.дефицита в подобной ситуации – сокращение, а не расширение полномочий супранациональных органов; расширение полномочий ЕП – это псевдорешение! Дем.дефицит – сами виноваты


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Follesdal and Hix (2006) Why there is a democratic deficit in the EU: A response to Majone and Moravcsik Уважение, но несогласие с идеями Моравчика и Майоне Классическое восприятие проблем демократического дефицита Классические решения этой проблемы


Усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс" class="link_thumb"> 15 Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза усиление ЕР Избрание предс"> усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза"> усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс"> title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс">


А как Вы считаете, существует ли в Европейском союзе проблема демократического дефицита? Вопросы Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Как Вы думаете, способен ли Лиссабонский договор решить проблему дем.дефицита?

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2

Люберецкий филиал

ДЕМОКРАТИЯ. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ. ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

«Обществознание»

дисциплина

Подготовила

Преподаватель: Синицына Т.Н.

Принцип равенства и свободы всех людей Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств. Эволюция значения термина «демократия»

  • В античности демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов и была признана «худшей формой» правления.
  • Либеральная теория демократии рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.
  • Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо , отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.
  • Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти и исходят из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.
  • Последователи элитарной теории демократии (одним из них является И. Шумпетер ) исходят из необходимости «политического разделения труда».
  • Сторонники теории партиципаторной (соучастие) демократий исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах.
  • Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства и имеет две традиции – ортодоксальную и реформистскую.
  • 1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их; 2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны; 3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства; 4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю; 5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
Демократия характеризуется следующими признаками:
  • 6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции; 7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; 8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации; 9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; 10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
Всеобщие институты демократии
  • Это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия - систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения
Основные формы и типы демократии
  • 1) Исторически первой формой демократии была именно прямая (непосредственная) демократия: народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей (Афины, Спарта).
  • 2) Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительная, когда народ опосредованно, через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т. п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти.
  • Условия формирования и функционирования демократического политического режима: политические (развитое гражданское общество, политический плюрализм и др.), экономические (рыночная конкурентная экономика, плюрализм форм собственности и др.), внешнеполитические, социальные (социальный плюрализм, относительно высокий уровень благосостояния граждан и др.), культурные (демократические традиции, гражданская политическая культура), религиозные.
Характерные черты демократического политического режима:
  • Реализация принципа разделения властей;
  • Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; Высокая степень развитости гражданского общества;
  • Правовое государство;
  • Политический и идеологический плюрализм;
  • Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство;
  • СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению;
  • Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой; Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
  • Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.
  • Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. И в этом отношении в постсоветский период страна прошла большой путь от декларативного советского федерализма к современной федерации. При этом важно отметить, что российский федерализм отнюдь не остановился в своем развитии. Многие его принципы нуждаются в защите и последовательной реализации. И следует отметить, что вопреки сложившимся в большинстве стран развитой демократии традициям российский федерализм имеет существенный этнический компонент, что выражается в существовании национально-государственных формирований, где общегражданские принципы государственного строительства сочетаются с заботой о статусе и свободном развитии российских народов. Строительство демократии в сложносоставном обществе, которым является Российская Федерация, если еще учесть ее многоукладность и территориальный фактор, имеет большую специфику и большие трудности
Особенности демократии в современных обществах
  • В мире вообще трудно найти примеры эффективных демократий в таких сложносоставных сообществах. Социально-психологический облик народа нашей страны - это предмет давних дискуссий, в которых сколько участников, столько и мнений: прежде всего об особенностях понимания свободы. Так уж сложилось, что для нашего сознания формально-правовое или сугубо политическое восприятие демократических свобод не имеет такого первостепенного значения, как для западного человека. Несомненно, что сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много. Не все из российских традиций может устраивать нас самих., с чем-то примириться достаточно трудно, всем нам не хватает в общественном развитии здоровых рациональных, прагматических начал. Будем надеяться, что по мере дальнейшего оздоровления экономической и политической жизни России все это придет.
Заключение
  • Демократия - не просто машина для голосования, не выразитель воли "механического большинства", а система, учитывающая различные интересы населения, включая этнические меньшинства. Не важно, что какой-то народ составляет всего лишь доли процента, для истории он не менее важен, чем многочисленные нации. Полиэтничность России дополняется и ее многоконфессиональностью.
Перечень использованных источников
    • https://ru.wikipedia.org/wiki/
    • Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
    • https://ru.studentmedic.ru/

Слайд 2

Политический режим

  • Демократический (демократия)
  • Антидемократический
    • Авторитарный (авторитаризм)
    • Тоталитарный (тоталитаризм)
  • Слайд 3

    Демократия (от греч. «демос»-народ«кратос»-власть) – власть народа

  • Слайд 4

    Демократия – это власть народа, исходящая от народа и для народа. (А. Линкольн)

    Слайд 5

    Демократия – это когда народ сам определяет свою судьбу. (А. Солженицын)

  • Слайд 6

    Формально-юридические принципы демократии

    • Власть принадлежит народу, народ – источник власти, его воля в конечном счёте является решающей.
    • Равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми законодательно-закреплёнными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством.
    • Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов меньшинства.
    • Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения
  • Слайд 7

    Гарантии функционирования демократии

    • Создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.
    • Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.
    • Наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан.
    • Уапрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников.
    • Гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых её представителей.
  • Слайд 8

    Формы демократии

    • Прямая (непосредственная) – это принятие основных решений непосредственно всеми гражданами на выборах, референдумах, сходах и т.д.
    • Представительная – это принятие основных решений выборными учреждениями (парламентом, городским собранием и др.) или выборными представителями (депутаты, делегаты, члены собрания и др.)
  • Слайд 9

    Законодательство РФ о выборах

  • Слайд 10

    Избирательное право

    • Активное право - это право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.) в качестве избирателя.
    • Пассивное право - то право граждан быть избранными в представительные органы власти.
  • Слайд 11

    Основные принципы участия граждан в выборах

    • всеобщность
    • равноправие
    • тайное голосование
    • альтернативность.
  • Слайд 12

    Нормативно-правовые акты РФ регламентируемые выборы

    • Закон РФ «о выборах президента»
    • Закон РФ «о выборах депутатов государственной думы».
    • Законы субъектов «о региональных выборах».
  • Слайд 13

    Ответственность за нарушение законодательства о выборах

    • Гражданское право
    • Административное право
    • Уголовное право
  • А-20% - 2места
  • В-30% - 3места
  • С-50% - 4места
  • Посмотреть все слайды

    ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ? народовластиесвободаравенство -свободные и равные выборы, -гарантии прав меньшинства, -активность негосударственных организаций, -полит.активность граждан, -экономическая свобода. Демократия Демократия-способ организации политической системы и всей жизни общества.




    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ. Самостоятельность и равноправие общест- венных элементов Отказ от диктатуры и на- силия,решение конфлик- тов в рамках закона. многопартийность Участие партий в выборахНесколько партий Исполнительная власть контролируется законодательной В законодательной власти всегда представлена оппозиция










    ПАРЛАМЕНТАРИЗМ. Определяет в общей форме цели и задачи для фракции Непосредственно пар- тии не подчиняется,но проводит в жизнь ее цели Неравенство в финансировании кандидатов. Неравенство между новичками и опытными депутатами. Отбор кандидатов самими партиями.


    ПАРЛАМЕНТАРИЗМ. Государственное финансирование избирательной компании. Гарантии доступ- ности СМИ для любого кандидата в депутаты Участие в первич- ных выборах как членов, так и сто- ронников партии Отмена существующих цензов в ряде стран(в США- до 50 цензов).


    Демократические реформы в РФ. РФ-демократическое, федеративное, правовое госу- дарство с республиканской формой правления. «сильный» президент Определяет: -основные направления политики, -предоставление гражданства и политического убежища, -главнокомандующий ВС и глава Совета Безопасности, -чрезвычайное и военное положе- ние, Определяет: -назначает референдумы, -подписывает федеральные законы, -приостанавливает законы проти- воречащие Конституции,нарушаю- щие права и свободы граждан, -отставка правительства и роспуск Государственной Думы.






    Демократические реформы в РФ. -Разрабатывает бюджет и обеспечивает его выполне- ние, -обеспечивает единую по- литику во всех областях общественной жизни, -управляет федеральной собственностью, -обеспечивает законность и безопасность и т.д. -Председатель, -Заместители, -Федеральные Министры.







    Демократия.ДЕМОКРАТИЯ.
    1.
    2.
    3.
    План урока:
    Принципы и ценности
    демократии.
    Парламентаризм.
    Проблемы современной
    демократии.
    Д\з: § 16.

    Принципы и ценности демократии.

    Народовластие
    Принцип большинства
    (референдумы, выборы)
    Уважение прав
    меньшинства
    Право меньшинства на
    легальную оппозицию
    Политический
    плюрализм
    Многообразие
    конкурирующих полит.партий,
    идей, убеждений, СМИ и т.д.

    Принципы и ценности
    демократии.
    Гласность
    Открытость деят-ти полит.
    институтов, широкое
    информирование граждан о
    планах, решениях всех органов
    власти
    Правовое и
    политическое
    равенство
    граждан
    Равенство в правах и перед
    законом
    Правовое
    государство
    Демократическая
    политическая культура
    граждан

    Парламентаризм.

    Парламентаризм – государственная власть, в
    которой существенная роль принадлежит
    народному представительству – парламенту.
    Верхняя палата
    Нижняя палата
    Выборы, назначение,
    передача по
    наследству
    Избирается народом

    Демократические выборы:

    Неопределённы
    Необратимы
    До объявления результатов
    никто не может быть уверен
    в победе
    Результаты нельзя
    изменить
    Повторяемы
    Выборы повторяются
    каждые 4-5 лет

    Типы избирательных систем:

    Англия, США, Франция, Япония
    1. Вся
    территория
    страны
    разбивается на
    равные по
    количеству
    избирателей
    округа
    2. В каждом
    округе избирается
    один депутат
    (одномандатные
    округа) или
    несколько
    (многомандатные)
    3. В бланках
    4. Выбранным
    избирателей
    отмечается
    партийная
    принадлежность
    кандидата
    считается
    кандидат,
    получивший
    по данному
    округу
    большинство
    голосов

    Разновидности мажоритарной системы:

    абсолютного
    большинства
    относительного
    большинства
    Победитель – 50% + 1
    голос избирателей
    Победитель тот, кто
    набрал больше голосов,
    чем соперники
    При мажоритарной системе голосование
    может проходить в один или два тура.

    Типы избирательных систем:

    Бельгия, Испания, Швеция
    1 вид: страна разбивается на
    округа. От каждого округа
    избирается несколько кандидатов
    от партий. Получается, что
    избиратели голосуют не только за
    кандидата, но и за партию. Число
    депутатов в парламенте
    распределяется пропорционально
    числу завоеванных голосов.
    2 вид: страна объявляется
    единым избирательным
    округом. Полит.партии
    выдвигают списки своих
    кандидатов. Избиратели
    голосуют за какой-то из этих
    списков. Распределение
    мест в парламенте такое же,
    как и в 1 виде.

    Типы избирательных систем:

    Партии большинства (ФРГ,
    Великобритания) формируют
    правительство.
    Партии меньшинства (оппозиция)
    имеют равные права с представительским
    большинством.

    Политическая система РФ:

    Федеральное собрание
    Совет
    Федерации
    2 представителя от каждого
    субъекта Федерации
    (избираются Собраниями
    депутатов или назначаются
    Главами администраций)
    Государствен
    ная Дума
    Избирается народом по
    партийным спискам
    (модифицированная
    избирательная система) –
    450 человек

    Условия гарантии политической демократии:

    1.
    2.
    3.
    Экономическая сфера – плюрализм форм
    собственности, развитая рыночная
    экономика.
    Социальная сфера – преобладание
    среднего класса.
    Духовная сфера – высокий уровень
    культуры общества, мировоззренческий
    плюрализм.

    Проблемы современной демократии.

    Познакомьтесь с текстом пункта
    «Проблемы современной демократии» и
    ответьте на вопрос:
    В чем суть проблем современной
    демократии?