Презентация на тему "демократия". Проблемы современной демократии Демократия как политический режим презентация
План презентации 1. Легитимность vs. демократический дефицит: что такое и откуда взялось? 2. Демократический дефицит налицо: проблемы 3. Крутые перцы: Моравчик, Майоне, Фоллесдал и Хикс о демократическом дефиците 4. Пути решения проблемы: что предлагает Лиссабон? 5. Вопросы для дискуссии Иллюстрации к презентации: frankandfrank,
A legitimate system of government is one based on authority: that is, those subject to its rule recognise its right to make decisions even if they disagree with the decisions themselves (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Два основных источника легитимности: информация на входе, результаты на выходе. Иллюстрации к презентации: frankandfrank,
Легитимность vs. демократический дефицит Три способа обеспечения легитимности на входе (в демократических обществах): люди, принимающие решения, является представителями граждан; граждане имеют возможность выбирать людей, принимающих решения (выбор среди большого числа); участие граждан выходит за пределы участия в избирательном процессе (демонстрации, референдумы и т.д.). Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность на входе vs. легитимность на выходе
Иллюстрации к презентации: frankandfrank, The democractic deficit is a phrase used to indicate the shortfall in the running of an organization against a democratic yardstick (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Проблемы демократического дефицита в ЕС: граждане не понимают, кто управляет Евросоюзом; не ведется никаких политических дебатов о направлениях развития ЕС (гражданам не предоставлено право выбора); существуют вопросы о демократичности мандатов европейских институтов (назначаемая КЕС, члены Совета, избираемые на национальных уровнях, избираемый (при крайне низкой явке), ограниченный в своих полномочиях Парламент); политические процессы не соответствуют принципам либеральной демократии: прозрачности, ответственности и участию.
Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). отсутствие прямого демократического контроля европейских дисижнмэйкеров со стороны общественности; все решения принимаются СМ за закрытыми дверями и после этого мгновенно становятся обязательными для исполнения; СМ никому не подотчетен, его решения не требуют чьего-либо последующего одобрения; ни члены парламента в Лондоне, ни европейски парламентарии не могут дополнять или отклонять решения СМ; европейские MP могут лишь высказывать свое Мнение, но до принятия решения в СМ; отсутствие демократического контроля позволяет министрам принимать неприемлемые решения в секрете. Критика Европейских сообществ:
Иллюстрации к презентации: frankandfrank, любое решение на уровне Европейских сообществ должно получать демократическое одобрение большинства уже после того, как были опубликованы все детали решения; необходимо создать форум, где национальные парламентарии 12 стран-членов смогут обсуждать поправки и вносить изменения, такой форум уже есть - ЕП; СМ должен быть подотчетен ЕП во всех областях, которые находятся в ведение Сообществ; необходимо внести поправки в Римские договоры (для этого нужна общественная поддержка). Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). Варианты решения:
Демократический дефицит налицо низкая заинтересованность европейцев в делах Евросоюза; сокращение явки избирателей на выборах в ЕП; нежелание государств выносить на национальный референдум новые договоры ЕС (Лиссабон); Проблемы: Иллюстрации к презентации: frankandfrank, 9% о годе выборов в ЕП 1979=66% 2009~34%
Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Демократический дефицит налицо технократия и постоянное усложнение функционирования ЕС; доминирование исполнительной власти; проблема председательства в ЕП; судебный активизм; мнение о том, что демократия работает только в национальном государстве. Проблемы:
Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Иллюстрации к презентации: frankandfrank, отказ от сравнения ЕС с утопичной идеальной моделью совещательной демократии; Евросоюз – не супергосударство; Евросоюзу отдан только определенный набор функций национального государства; этот набор функций и на национальном уровне не требует активной вовлеченности граждан; природа ЕС такова, что он исполняет именно такие функции – функции, демократический контроль которых должен осуществляться в соответствии с их внутренней логикой.
ЕС Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Европейское конституционное регулирование Легитимный и демократичный
Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне и Моравчик (общее): отказ от сравнения ЕС с национальным государством со всеми его функциями; значимость супранационального конституционного порядка, созданного в процессе интеграции.
Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне – радикал!!! разрешение проблемы дем.дефицита – поддержка большинством европейцев создания супранационального федеративного государства; отсутствие такой поддержки; демократические дефицит – плата за нежелание расставаться с национальным суверенитетом; институциональная структура ЕС – не место для эффективного процесса принятия решений; решение проблемы дем.дефицита в подобной ситуации – сокращение, а не расширение полномочий супранациональных органов; расширение полномочий ЕП – это псевдорешение! Дем.дефицит – сами виноваты
Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Follesdal and Hix (2006) Why there is a democratic deficit in the EU: A response to Majone and Moravcsik Уважение, но несогласие с идеями Моравчика и Майоне Классическое восприятие проблем демократического дефицита Классические решения этой проблемы
Усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс" class="link_thumb"> 15 Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза усиление ЕР Избрание предс"> усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза"> усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс"> title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс">
А как Вы считаете, существует ли в Европейском союзе проблема демократического дефицита? Вопросы Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Как Вы думаете, способен ли Лиссабонский договор решить проблему дем.дефицита?
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2
Люберецкий филиал
ДЕМОКРАТИЯ. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ. ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
«Обществознание»
дисциплина
Подготовила
Преподаватель: Синицына Т.Н.
Принцип равенства и свободы всех людей Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств. Эволюция значения термина «демократия»
- В античности демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов и была признана «худшей формой» правления.
- Либеральная теория демократии рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.
- Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо , отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.
- Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти и исходят из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.
- Последователи элитарной теории демократии (одним из них является И. Шумпетер ) исходят из необходимости «политического разделения труда».
- Сторонники теории партиципаторной (соучастие) демократий исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах.
- Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства и имеет две традиции – ортодоксальную и реформистскую.
- 1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их; 2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны; 3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства; 4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю; 5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
- 6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции; 7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; 8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации; 9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; 10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
- Это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия - систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения
- 1) Исторически первой формой демократии была именно прямая (непосредственная) демократия: народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей (Афины, Спарта).
- 2) Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительная, когда народ опосредованно, через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т. п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти. Условия формирования и функционирования демократического политического режима: политические (развитое гражданское общество, политический плюрализм и др.), экономические (рыночная конкурентная экономика, плюрализм форм собственности и др.), внешнеполитические, социальные (социальный плюрализм, относительно высокий уровень благосостояния граждан и др.), культурные (демократические традиции, гражданская политическая культура), религиозные.
- Реализация принципа разделения властей;
- Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; Высокая степень развитости гражданского общества;
- Правовое государство;
- Политический и идеологический плюрализм;
- Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство;
- СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению;
- Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой; Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
- Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.
- Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. И в этом отношении в постсоветский период страна прошла большой путь от декларативного советского федерализма к современной федерации. При этом важно отметить, что российский федерализм отнюдь не остановился в своем развитии. Многие его принципы нуждаются в защите и последовательной реализации. И следует отметить, что вопреки сложившимся в большинстве стран развитой демократии традициям российский федерализм имеет существенный этнический компонент, что выражается в существовании национально-государственных формирований, где общегражданские принципы государственного строительства сочетаются с заботой о статусе и свободном развитии российских народов. Строительство демократии в сложносоставном обществе, которым является Российская Федерация, если еще учесть ее многоукладность и территориальный фактор, имеет большую специфику и большие трудности
- В мире вообще трудно найти примеры эффективных демократий в таких сложносоставных сообществах. Социально-психологический облик народа нашей страны - это предмет давних дискуссий, в которых сколько участников, столько и мнений: прежде всего об особенностях понимания свободы. Так уж сложилось, что для нашего сознания формально-правовое или сугубо политическое восприятие демократических свобод не имеет такого первостепенного значения, как для западного человека. Несомненно, что сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много. Не все из российских традиций может устраивать нас самих., с чем-то примириться достаточно трудно, всем нам не хватает в общественном развитии здоровых рациональных, прагматических начал. Будем надеяться, что по мере дальнейшего оздоровления экономической и политической жизни России все это придет.
- Демократия - не просто машина для голосования, не выразитель воли "механического большинства", а система, учитывающая различные интересы населения, включая этнические меньшинства. Не важно, что какой-то народ составляет всего лишь доли процента, для истории он не менее важен, чем многочисленные нации. Полиэтничность России дополняется и ее многоконфессиональностью.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
- https://ru.studentmedic.ru/
Слайд 2
Политический режим
- Демократический (демократия)
- Антидемократический
- Авторитарный (авторитаризм)
- Тоталитарный (тоталитаризм)
Слайд 3
Демократия (от греч. «демос»-народ«кратос»-власть) – власть народа
Слайд 4
Демократия – это власть народа, исходящая от народа и для народа. (А. Линкольн)
Слайд 5
Демократия – это когда народ сам определяет свою судьбу. (А. Солженицын)
Слайд 6
Формально-юридические принципы демократии
- Власть принадлежит народу, народ – источник власти, его воля в конечном счёте является решающей.
- Равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми законодательно-закреплёнными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством.
- Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов меньшинства.
- Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения
Слайд 7
Гарантии функционирования демократии
- Создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.
- Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.
- Наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан.
- Уапрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников.
- Гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых её представителей.
Слайд 8
Формы демократии
- Прямая (непосредственная) – это принятие основных решений непосредственно всеми гражданами на выборах, референдумах, сходах и т.д.
- Представительная – это принятие основных решений выборными учреждениями (парламентом, городским собранием и др.) или выборными представителями (депутаты, делегаты, члены собрания и др.)
Слайд 9
Законодательство РФ о выборах
Слайд 10
Избирательное право
- Активное право - это право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.) в качестве избирателя.
- Пассивное право - то право граждан быть избранными в представительные органы власти.
Слайд 11
Основные принципы участия граждан в выборах
- всеобщность
- равноправие
- тайное голосование
- альтернативность.
Слайд 12
Нормативно-правовые акты РФ регламентируемые выборы
- Закон РФ «о выборах президента»
- Закон РФ «о выборах депутатов государственной думы».
- Законы субъектов «о региональных выборах».
Слайд 13
Ответственность за нарушение законодательства о выборах
- Гражданское право
- Административное право
- Уголовное право
Посмотреть все слайды
ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ? народовластиесвободаравенство -свободные и равные выборы, -гарантии прав меньшинства, -активность негосударственных организаций, -полит.активность граждан, -экономическая свобода. Демократия Демократия-способ организации политической системы и всей жизни общества.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ. Самостоятельность и равноправие общест- венных элементов Отказ от диктатуры и на- силия,решение конфлик- тов в рамках закона. многопартийность Участие партий в выборахНесколько партий Исполнительная власть контролируется законодательной В законодательной власти всегда представлена оппозиция
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ. Определяет в общей форме цели и задачи для фракции Непосредственно пар- тии не подчиняется,но проводит в жизнь ее цели Неравенство в финансировании кандидатов. Неравенство между новичками и опытными депутатами. Отбор кандидатов самими партиями.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ. Государственное финансирование избирательной компании. Гарантии доступ- ности СМИ для любого кандидата в депутаты Участие в первич- ных выборах как членов, так и сто- ронников партии Отмена существующих цензов в ряде стран(в США- до 50 цензов).
Демократические реформы в РФ. РФ-демократическое, федеративное, правовое госу- дарство с республиканской формой правления. «сильный» президент Определяет: -основные направления политики, -предоставление гражданства и политического убежища, -главнокомандующий ВС и глава Совета Безопасности, -чрезвычайное и военное положе- ние, Определяет: -назначает референдумы, -подписывает федеральные законы, -приостанавливает законы проти- воречащие Конституции,нарушаю- щие права и свободы граждан, -отставка правительства и роспуск Государственной Думы.
Демократические реформы в РФ. -Разрабатывает бюджет и обеспечивает его выполне- ние, -обеспечивает единую по- литику во всех областях общественной жизни, -управляет федеральной собственностью, -обеспечивает законность и безопасность и т.д. -Председатель, -Заместители, -Федеральные Министры.
Демократия.ДЕМОКРАТИЯ.
1.
2.
3.
План урока:
Принципы и ценности
демократии.
Парламентаризм.
Проблемы современной
демократии.
Д\з: § 16.
Принципы и ценности демократии.
НародовластиеПринцип большинства
(референдумы, выборы)
Уважение прав
меньшинства
Право меньшинства на
легальную оппозицию
Политический
плюрализм
Многообразие
конкурирующих полит.партий,
идей, убеждений, СМИ и т.д.Принципы и ценности
демократии.
Гласность
Открытость деят-ти полит.
институтов, широкое
информирование граждан о
планах, решениях всех органов
власти
Правовое и
политическое
равенство
граждан
Равенство в правах и перед
законом
Правовое
государство
Демократическая
политическая культура
граждан
Парламентаризм.
Парламентаризм – государственная власть, вкоторой существенная роль принадлежит
народному представительству – парламенту.
Верхняя палата
Нижняя палата
Выборы, назначение,
передача по
наследству
Избирается народом
Демократические выборы:
НеопределённыНеобратимы
До объявления результатов
никто не может быть уверен
в победе
Результаты нельзя
изменить
Повторяемы
Выборы повторяются
каждые 4-5 лет
Типы избирательных систем:
Англия, США, Франция, Япония1. Вся
территория
страны
разбивается на
равные по
количеству
избирателей
округа
2. В каждом
округе избирается
один депутат
(одномандатные
округа) или
несколько
(многомандатные)
3. В бланках
4. Выбранным
избирателей
отмечается
партийная
принадлежность
кандидата
считается
кандидат,
получивший
по данному
округу
большинство
голосов
Разновидности мажоритарной системы:
абсолютногобольшинства
относительного
большинства
Победитель – 50% + 1
голос избирателей
Победитель тот, кто
набрал больше голосов,
чем соперники
При мажоритарной системе голосование
может проходить в один или два тура.
Типы избирательных систем:
Бельгия, Испания, Швеция1 вид: страна разбивается на
округа. От каждого округа
избирается несколько кандидатов
от партий. Получается, что
избиратели голосуют не только за
кандидата, но и за партию. Число
депутатов в парламенте
распределяется пропорционально
числу завоеванных голосов.
2 вид: страна объявляется
единым избирательным
округом. Полит.партии
выдвигают списки своих
кандидатов. Избиратели
голосуют за какой-то из этих
списков. Распределение
мест в парламенте такое же,
как и в 1 виде.
Типы избирательных систем:
Партии большинства (ФРГ,Великобритания) формируют
правительство.
Партии меньшинства (оппозиция)
имеют равные права с представительским
большинством.
Политическая система РФ:
Федеральное собраниеСовет
Федерации
2 представителя от каждого
субъекта Федерации
(избираются Собраниями
депутатов или назначаются
Главами администраций)
Государствен
ная Дума
Избирается народом по
партийным спискам
(модифицированная
избирательная система) –
450 человек
Условия гарантии политической демократии:
1.2.
3.
Экономическая сфера – плюрализм форм
собственности, развитая рыночная
экономика.
Социальная сфера – преобладание
среднего класса.
Духовная сфера – высокий уровень
культуры общества, мировоззренческий
плюрализм.
Проблемы современной демократии.
Познакомьтесь с текстом пункта«Проблемы современной демократии» и
ответьте на вопрос:
В чем суть проблем современной
демократии?