Плакат к столетию революции. К столетию Октябрьской Революции.Агитационные плакаты периода гражданской войны

Вот что пишет об этой книге американский историк Мэтт Хэйс.

Как человек, который учил историю с Западной точки зрения – Советский Союз часто был для меня в лучшем случае непонятен, а в худшем вызывал недоверие. Эта книга дала мне возможность заглянуть за идеологическую линию.

Неважно насколько сильной может показаться разница между «ними» и «нами», всегда можно найти доказательства того, что нет существенных отличий в том, как люди разных народов мыслят и чувствуют. Эти плакаты кажутся ярким тому подтверждением.

Виктор Дени создал этот плакат через два года после окончания Первой мировой войны, наблюдая за тем, как подписывают Версальский договор на Парижской мирной конференции.

На эту конференцию не пригласили ни Германию, ни новое коммунистическое правительство России. Парижская мирная конференция дала начало Лиги Наций, которую Виктор Дени жёстко высмеял на этом плакате.

Согласно красному тексту в нижней части этого антикапиталистического плаката, автором которого также является Виктор Дени - «Всякий срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей, - совершает контрреволюционное дело».

На этом плакате противопоставлены два способа воспитания детей: в левой колонке показан образ жизни детей в неблагоприятных условиях, а в правой колонке в правильных.

Хотя Александр II в 1861 году отменил крепостное право, в 1925 году в России по-прежнему в основном в сельской местности было много необразованных людей.

Поэтому большая часть советской пропаганды была посвящена образованию, особенно в такой важной сфере, как здравоохранение. Младенцы революционеров в правой нижней колонке являются свидетельством преимущества современной медицины.

4 Женщина-татарка! Вступай в ряды… Художник неизвестен, 1920

«… Об руку с русскими пролетарками ты разобьёшь последние оковы».

Этнические группы живущие на окраине России, такие как знаменитые казаки, всегда играли большую роль в её обороне. Фактически Татарстан находится недалеко от культурного центра России, но он сумел на протяжении веков сохранить свою исламскую культуру и тюркский язык.

На этом плакате нарисованы две женщины, русская призывает татарку сбросить «оковы» традиций в пользу работы на заводах и фабриках.

С помощью этой пропаганды правительство пыталось ассимилировать татар и изменить традиционно второстепенную роль женщин. Гендерное равенство процветало во многих аспектах советской жизни (хотя женщин не было на высокопоставленных государственных должностях).

«Машино-тракторная станция – рычаг коллективизации». Покупайте тракторные обязательства! Удвоим и утроим количество МТС».

Машино-тракторные станции (МТС) были частью усилий Сталина по коллективизации хозяйств по всей России.

Зажиточные крестьяне – кто с большим трудом накопил больше земли, чем надо подверглись нападкам коммунистической политики и пропаганды, как друзья капиталистов и враги истинных крестьян.

Обратите внимание, рабочие читают газету вместе во время перерыва: грамотность и стремление к обучению поощрялись, особенно среди рабочего класса. Конечно, грамотность не позволяла читать рабочим всё, что им нравилось.

«Да здравствует наш любимый, великий Сталин»!

Пять лет спустя, во время войны, лицо Сталина стало меньше появляться на плакатах.

Русский народ не мог забыть жёсткую политику, радикальные кадровые чистки и жёсткие принуждения, которые он ввёл между 1935 и 1940 годом.

На плакатах были едва замаскированные образа утопии, такой как этот.

«Искореним шпионов и диверсантов, троцкистско-бухаринских агентов фашизма»!

Сталин лично руководил процессом, который назвали Великой чисткой, а позже Большим террором.

Согласно пропаганде того времени, была чистка гнилых элементов в его правительстве. Но в действительности он систематически подавлял голоса тех, кто угрожал его власти.

Такие агитационные плакаты использовались очень эффективно и сохраняли лояльность населения, несмотря на кровопролития.

Накануне Второй мировой войны разгорелась Гражданская война в Испании, нацисты поддержали фашистское правительство, которое пришло к власти.

Англия и Франция не поддержали испанских республиканцев.

Многие западные левые художники и писатели, такие как Джордж Оруэлл и Эрнест Хемингуэй вызвались бороться за республиканцев.

Крах социалистической Испанской республики и страдания её граждан во время войны волновало многих россиян.

К 1941 году не только Испания, но и Франция, Бельгия и Нидерланды попали фашистский режим.

На этом плакате противопоставлена трагическая судьба западных стран с сильным, стабильным и процветающим обществом, установленным в Советской России при Сталине.

Для советских людей Вторая мировая война была великой отечественной.

Спустя шесть месяцев после печати этого плаката, Германия вторглась в Советский Союз. Большая часть восточного фронта Германии в следующие три года проходила на советской земле.

10 Сын мой! Ты видишь долю мою… Федор Антонов, 1942

Красноармейцы знали, что если они проиграют войну с Германией, они потеряют всё. За этой старушкой видны тлеющие останки дома; она умоляет сына спасти страну.

Можно себе только представить насколько сильным был этот плакат для советских солдат, когда большая часть страны была захвачена и разрушена немецкой армией.

Этот образ заставлял даже мирных мужчин идти на фронт.

Если посмотреть на представленные выше плакаты можно понять, почему многие люди пошли на фронт.

Обычные солдаты воевали не за идеологическую преданность, они защищали тех, кого любили.

Пугающие образы не предназначались для того, чтобы показать что может случиться если война будет проиграна, они показывали, то что уже произошло.

Изображения на плакатах ВОВ проще, чем пропагандистские кампании 20–30 годов.

Агитационные плакаты предназначались для идеологической обработки людей, чтобы убедить их в то во что они не верят.

Но для получения желаемого эффекта, такого рода образы не должны быть сложными.

Корецкий получал письма от солдат с фронта, в которых они писали, что держат этот плакат свёрнутым в левом кармане униформы, рядом с сердцем, как когда-то их отцы держали там иконы.

Многие этими плакатами заклеивали окна в пропагандистских целях.

Несмотря на первоначальную дружбу со странами Оси во время войны, неожиданное вторжение Гитлера в Советский Союз привело к альянсу с США и Англией.

15 КПСС — Слава! Борис Березовский, 1962

Этот плакат восхваляет подвиги, которые дали старт космической гонке и изменили ход Холодной войны. Слева Юрий Гагарин - первый космонавт.

Справа от него Титов Герман - первый человек, который провёл целый день в космосе. Они изображены рядом с другими космонавтами.

Достижения этих двух космонавтов потрясли людей в США и сыграли важную роль в решении Кеннеди об отправки человека на Луну.

Еще один немаловажный вид агитации, применявшейся большевиками в ранние годы - это плакатная агитация. Особенно велика роль плаката в годы гражданской войны. Можно сказать, что в тех условиях плакаты заменяли собой недостаток газет. Плакат нагляден, доступен для понимания даже малограмотному человеку.

О том, какое значение большевики придавали плакатной агитации, говорит тот факт, что транспортировку политических агитационных плакатов приравнивали к доставке срочных военных грузов. Запрещалось срывать или портить плакаты с политическим содержанием.

Из статьи Чаус Н. В. «Советские плакаты 1917-1920 гг. основное средство пропаганды социалистической идеологии»:

«Строжайше воспрещается срывать и заклеивать плакат- виновные будут привлекаться к ответственности», - было напечатано на многих плакатах. «Всякий срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей совершает контрреволюционное дело». Так гласило суровое предупреждение, печатавшееся во времена гражданской войны на политических плакатах, расклеенных на стенах домов, на заборах, на вагонах железнодорожных составов, отправлявшихся на фронт.


В1917 - 1920-е гг. агитбригады () практикуют такую форму работы, как плакатная выставка.


Вагон агитпоезда

В1920-х. агитационные плакаты начинают активно использовать, как социальную рекламу: борьба за всеобщую грамотность, здоровье (борьба с туберкулезом, пьянством, неправильным уходом за детьми), женское равноправие, борьба с беспризорностью и т.д.


Дом ребенка, 1920

Е. Е. Лежень в статье «Плакат как средство политической агитации в1917 -1930-е годы» пишет:

Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью. Среди них были и передвижники , и русские импрессионисты (А.А. Рылов, К.Ф. Юон), и мирискусники (Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский), и участники объединения «Голубой розы» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян), и сторонники «Бубнового валета» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов). Особое место на первых порах в отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В.В. Кандинский и К.С. Малевич.

Революция рождала новые направления. Русский революционный авангард «Уновис» («Утвердители нового искусства», 1919 - 1920 г.: К.С. Малевич, М.З. Шагал, Л.М. Лисицкий) объявил борьбу за«чистое» искусство и принялся за разработку агитационных форм. «НОЖ» («Новое общество живописцев») было близко к бубнововалетовцам. Пролеткульт предпринял попытку создания организации новой пролетарской культуры«на руинах прошлого», отказываясь от классического наследия, но просуществовал недолго.


Моор, Красный подарок, 1920. На картине изображены: Дом матери и ребенка, Совет рабочих и крестьянских депутатов, Детский сад, Школа для взрослых, Библиотека, Клуб работниц


В 1919-х появились так называемые «Окна РОСТа» :

В послереволюционные годы В. Маяковский способствовал организации так называемых «Окон РОСТа» (Российского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М. Черемных и Д.С. Моор. В то время художники привлекались к созданию агитационно-пропагандистских материалов, доступных для понимания малограмотным населением. Плакаты выставлялись телеграфным агентством в окнах первого этажа, отсюда и появилось название организации - «Окна РОСТа».



В.В. Маяковский. Плакат об электрификации для Окон РОСТА. Декабрь 1920


В. В. Маяковский. «Каждый прогул — радость врагу…» 1921

Искусствовед Игоршина Татьяна Сергеевна пишет :

Для плакатных произведений первых революционных десятилетий были характерны авангардные композиционно-графические и стилистические приёмы. Это - активное использование в изображении фотомонтажа, дополняемое шрифтовыми композициями и рисованными элементами фона; эксцентричные диагональные композиции, составленные из графической иллюстрации, букв, стрелок, растровых мотивов, восклицательных знаков. В социальных плакатах использовались доминантные фигуры в необычных ракурсах и позах, усиливающих призывность и эмоциональность плаката. Авангардные эксперименты художников-конструктивистов (А. М. Родченко, В. В. Маяковский, Л. Лисицкий, братья В. А. и Г. А. Стенберги, Д. А. Буланов, Г. Г. Клуцис, С. Я. Сенькин и другие) в плакатном жанре обогатили мировую плакатную графику самобытными средствами художественной выразительности.



Д.Моор, Всероссийскйи субботник, 1919


Малютин, 1920


Верю, сотую встретим годовщину (Ю. Бонди, 1920)

23 февраля (н. ст.) 1918 года было опубликовано воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности», а также «Воззвание Военного главнокомандующего» Н. Крыленко, которое заканчивалось словами: «<…> Все к оружию. Все на защиту революции. Поголовная мобилизация для рытья окопов и высылка окопных отрядов поручается советам с назначением ответственных комиссаров с неограниченными полномочиями для каждого отряда. Настоящий приказ рассылается в качестве инструкции во все советы по всем городам.» Впоследствии был сочинён миф о победе, одержанной в этот день над немцами под Псковом и Нарвой. Так началась Гражданская война.

Белое движение было разбито не только на полях сражений. Белые потерпели сокрушительное поражение и на пропагандистском фронте. Для пропаганды абсолютно не важно соответствует ли информация на плакате или листовке действительности (впрочем перегибать палку с недостоверной информацией тоже не стоит). Важно только одно - листовке, плакату, газете должна верить "целевая аудитория". А как уж там оно на самом деле - неважно. Белые пропагандисты могли предложить своей аудитории выборы в Учредительное собрание и Единую Россию (одноименной партии еще не было, а лозунг уже был). Красные предлагали: землю - крестьянам, фабрики - рабочим, и мир - народам. И кто в итоге победил? А пресловутый террор был и красный, и белый, и зеленый, и просто террор без политических лозунгов. Гражданская война без "эксцессов" не обходится.

А мы предлагаем вам подборку агитационных плакатов тех лет, как красных, так и белых.

Плакаты Красных.

Плакат с Троцким "Будь на страже"

Весьма необычный плакат - еврей, большевик и борец с церковью Троцкий в роли христианского святого Георгия-победоносца.

Вступай в ряды милиции.1920

Петрограда не отдадим! (Д. Моор, 1919)

Что дала Октябрьская революция трудящимся (1919)

Ты записался добровольцем? (Д. Моор, 1920)

Врангель идет! (Н. Кочергин, 1920)

Плакаты Белых

Отчего вы не в армии? (1918?)

За единую Россию (1919)

Cчастливый рабочий в Совдепии (1919)

Ваши родные и близкие стонут под игом большевистских комиссаров, они мрут от насилия и голода, они зовут вас. Идите же спасать их! (1919)

Что несет народу большевизм (1918)

Мои русские друзья! Я, англичанин,во имя нашего общего союзного дела прошу вас: ещё немного продержитесь такими молодцами, какими вы были всегда. Я доставлял и ещё безгранично доставлю всё, что вам будет нужно, и, самое главное, доставлю вам новое оружие, которое истребит этих отвратительных, кровожадных красных чудовищ.

Родина-мать зовет.

Политический плакат как вид печатной художественной графики – крупное, яркое, символическое изображение, с кратким текстом, выполненное в агитационных, пропагандистских, рекламных или просветительских целях, известен в Европе с конца XIX в. В России плакаты появились на рубеже XIX - XX столетий.

Стилистика и образный ряд лубочной картинки и зрелищного плаката явились основой художественных решений российского политического плаката, возникшего и сформировавшегося в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. и революционных событий 1917 г.

Революционное время всегда предполагает активное вовлечение широких масс в политическую жизнь страны, побуждение в умах и сердцах людей эмоционального отклика на происходящие события. Агитационная печатная графика воздействует на сознание зрителя путем художественных приемов и позволяет добиться этого отклика.

Февральская революция 1917 г. была восторженно воспринята в России, как начало новой эпохи в истории страны. Все политические силы страны понимали значение художественной агитации и пропаганды в битве за умы соотечественников.

Первые российские политические плакаты являются неоценимым историческим и художественным источником. Они отражают ход событий 1917 года в стране, а также зарождение и формирование основных жанрово-стилистических особенностей искусства отечественного плаката, в которых осуществились первые попытки обобщения типов и образов эпохи, представляемых зрителю для восхищения или гнева.

Сатирический плакат

С давних времён юмор придавал людям силы и помогал в тяжёлых испытаниях. Наиболее популярная составляющая смеховой культуры – карикатура. Поэтому во времена серьёзных внутренних и внешних потрясений она становится одним из главных инструментов пропаганды и ей уделяется особое внимание. В период революционных событий 1917 г. средством массовой агитации стала сатира, основным направлением которой являлась дискредитация представителей свергнутого монархического строя – царя, его приближённых, министров и высших чиновников.

Первые революционные лубочные картинки были выпущены в марте 1917 г. петроградским книгоиздательством «Парус». Для создания лубков с сатирой на рухнувший строй были приглашены Владимир Маяковский, получивший ранее известность как автор нескольких ярких военных картинок, выпущенных в издательстве «Сегодняшний лубок», и популярный карикатурист Алексей Радаков. Их работы стали своего рода предшественниками «Окон РОСТА».

Агитационный плакат

До Октября 1917 года представители почти всех политических движений декларировали необходимость продолжения войны до победы и верность союзническим обязательствам России. Правительство нуждалось в денежных вкладах населения для финансирования боевых действий. Дореволюционный «Военный заём» стал теперь «Займом свободы».

В августе 1917 г. Особое совещание при Временном правительстве опубликовало Положение о выборах в Учредительное собрание - орган власти, который должен был решить судьбу государственного устройства России. Началась первая в истории России всеобщая избирательная компания - яростная и бескомпромиссная борьба за голоса российского народа. В выборах участвовало несколько десятков партий и объединений, как политических, так и национальных. Крупнейшими из них были партии социалистов-революционеров, социал-демократов (большевиков и объединённая), конституционных демократов (Партия народной свободы). Предвыборные плакаты этих партий – предтеча всемирно признанного «бренда» - советского политического плаката.

Последний плакат, посвящённый Учредительному собранию, был издан в конце 1917 г. Он призывал граждан выйти на манифестацию в защиту законно избранного органа власти. Первое его заседание, прошедшее 5 (18) января, оказалось и последним.

Информационный плакат

Плакат, как одно из основных средств коммуникации, несет на себе информативную функцию, сообщая о кардинальных изменениях в стране. Отречением 2 (15) марта 1917 года Николая II от престола и формированием Временного правительства ознаменовалась новая страница в истории России. В связи с традиционной персонификацией исторических событий и необходимостью популяризации новых лиц во власти, начали издаваться портреты лидеров революции.

Большое значение придавалось и художественному воплощению на бумаге народных настроений в период великого перелома. Так Московская типография Товарищества И.Д. Сытина выпустила серию, посвящённую дням Февральской революции в регионах страны.